Инженерные войска россии руководство

Управление начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации

Контакты

Адрес 119160, Москва, Фрунзенская наб., д. 22/2
Телефон
8 (495) 498-43-07
Факс 8 (495) 498-43-04

Основные задачи Управления начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации:

  • организация строительства инженерных войск ВС РФ;
     
  • обеспечение и поддержание боевой готовности непосредственно подчиненных соединений, воинских частей и организаций инженерных войск;
     
  • участие в планировании применения ВС РФ и организация инженерного и инженерно-технического обеспечения ВС РФ;
     
  • организация подготовки и применения инженерных войск ВС РФ;
     
  • участие в организации повседневной деятельности непосредственно подчиненных соединений, воинских частей и организаций инженерных войск и руководство ими при выполнении поставленных задач;
     
  • организация выполнения задач по очистке местности и объектов от взрывоопасных предметов (разминированию), а также авиабомб на полигонах Министерства обороны РФ и самодельных взрывных устройств, обнаруженных в зоне боевых действий (вооруженных конфликтов, специальных и других операций) в районах выполнения задач подразделениями Министерства обороны РФ;
     
  • участие в организации работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, по защите мостов и гидротехнических сооружений от ледохода и паводков;
     
  • организация накопления, хранения, снабжения и эксплуатации средств инженерного вооружения в ВС РФ.

Международный противоминный центр
Вооруженных Сил Российской Федерации

Наверх

Ставицкий Юрий Михайлович

Российский военачальник. Начальник инженерных войск Вооруженных Сил России. Генерал-лейтенант. Заслуженный военный специалист Российской Федерации. Руководил разминированием города Пальмира в Сирии. При его активном участии в Вооруженных силах РФ создавались инженерные штурмовые батальоны и Международный противоминный центр ВС России. Участвовал в проведении контртеррористической операции в Северокавказском регионе.


Юрий Ставицкий родился 21 января 1961 года в Мурманской области. Окончил Тюменское высшее военно-инженерное командное училище. Впоследствии получил дипломы Военно-инженерной академии, Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.

В войсках Ставицкий прошел все командные должности от Командира инженерно-позиционного взвода до Командира отдельной инженерной бригады, являлся Начальником штаба инженерных войск Приволжско-Уральского военного округа, Начальником инженерных войск Ленинградского и Северо-Кавказского военных округов.

С 1986 по 1988 года проходил службу в Афганистане, где принимал участие в боевых действиях. Позднее, с 1999 по 2000 года участвовал в проведении контртеррористической операции в Северокавказском регионе.

С июля 2010 года занимает пост Начальника инженерных войск Вооруженных сил РФ. В его обязанности входит: организация строительства, подготовки и применения инженерных войск; обеспечение и поддержание боевой готовности подчиненных соединений, воинских частей и организаций инженерных войск; участие в планировании применения ВС России и организация инженерного и инженерно-технического обеспечения ВС России и многое другое.

В 2016 году генерал-лейтенант руководил в Сирии разминированием города Пальмира.

При активном участии Юрия Ставицкого в Вооруженных силах РФ создавались инженерные штурмовые батальоны и Международный противоминный центр ВС России, предназначенный для обеспечения участия Российской Федерации в международных программах, проектах и операциях по гуманитарному разминированию за пределами страны.

Женат. Воспитал троих сыновей.

Юрий Михайлович удостоен орденов «Красной Звезды», «Мужества», «За службу Родине в ВС России» III степени, Афганского ордена «Звезда», медалей России.

20.01.2018

  • 10.09.2018

    В Международном противоминном центре Вооруженных Сил России 10 сентября 2018 года наградили государственными наградами личный состав отряда разминирования, выполнявший задачи по очистке ряда городов Сирийской Арабской Республики от взрывоопасных предметов.

Инженерные войска Вооружённых Сил Российской Федерации
ИВ ВС России
INZH-emblem.jpg
Петличный знак инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации
Годы существования

21 января 1701 года — настоящее время

Страна

Флаг России Россия

Подчинение

начальнику управления

Входит в

Вооружённые Силы Российской Федерации

Тип

Инженерные войска

Функция

обеспеченье защиты

Численность

объединение

Дислокация

Российская Федерация

Прозвище

Пионеры, Сапёры, Минёры

Сапёры РККА во время Великой Отечественной войны.

Инженерные войска Вооружённых Сил Российской Федерации — формирование (специальные войска) вооружённых сил Российской Федерации, предназначенные для инженерного обеспеченья (оборудования территории военных (боевых) действий, инженерной разведки и сопровождения войск (сил) в наступлении и так далее).

В состав инженерных войск входят органы управления, учреждения, предприятия, инженерно-сапёрные, инженерно-дорожные, понтонные и другие соединения, воинские части и подразделения.

В ВС России именовались Посоха, Пионеры, Корпус инженеров.

Свой профессиональный праздник военнослужащие и служащие отмечают 21 января.

Сокращённое наименование — ИВ ВС России.

Содержание

  • 1 Древнерусский период
  • 2 Российская империя
  • 3 Советский период
    • 3.1 1918—1945 года
      • 3.1.1 Управление саперных бригад
        • 3.1.1.1 Управление инженерно-минных бригад
        • 3.1.1.2 Управление инженерно-саперных бригад
        • 3.1.1.3 Управление горных минно-инженерных и горных инженерно-саперных бригад
        • 3.1.1.4 Управление штурмовых и мото-штурмовых инженерно-саперных бригад[3]
        • 3.1.1.5 Управление инженерных бригад спецназначения и мото-инженерных бригад
        • 3.1.1.6 Управление инженерных бригад понтонно-мостовых бригад
        • 3.1.1.7 Управление тыловых бригад разграждения
    • 3.2 Начальники Инженерных войск ВС СССР и ВС России
  • 4 Инженерная техника и вооружение
    • 4.1 Средства инженерной разведки
    • 4.2 Средства преодоления минно-взрывных заграждений
    • 4.3 Средства преодоления разрушений и препятствий
    • 4.4 Средства преодоления водных преград
    • 4.5 Средства устройства минно-взрывных заграждений
    • 4.6 Средства механизации дорожных и землеройных работ
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Древнерусский период[править | править вики-текст]

Развитие русского военного зодчества относится к IX — первой половине X века. Летописи доносят до нас сведения о строительстве городов, об их осаде и обороне. Само слово город в древнерусском языке обозначало не город в социально-экономическом значении, как мы его понимаем сейчас, а укреплённое, подготовленное к обороне поселение, крепость, замок. Более того, до XVII века слово это часто относили к укреплениям, обозначая этим термином оборонительные стены. В конце XII века процесс дробления феодальной Руси на множество княжеств привел к строительству крепостей и сооружений самых различных типов практически на всей территории. О высоком уровне русского военно-инженерного искусства того времени свидетельствует как умелое строительство укреплений, так и совершенствование инженерных мероприятий при обеспечении наступательных действий войск. В 1242 году русские разгромили немцев на льду Чудского озера. Русские войска умело использовали при этом как долговременные оборонительные сооружения, так и полевые укрепления, выполненные с учётом особенностей местности. Другим примером является взятие Казани в 1552 году Иваном IV. Иван Грозный решил построить на берегу реки Свияги при впадении её в Волгу в 25 км от Казани крепость Свияжск. Заготовка деревянных деталей велась на Волге в районе Углича. Потом они были доставлены по воде к устью Свияги, где из них впервые в истории строительства за 28 дней была построена крепость-город, сыгравшая важную роль опорной базы при осаде Казани.

Первые сведения о воинах-строителях на Руси, которые донесла до нас летопись, относятся к 1016 году. Указывалось, что это были строители, находившиеся на военной службе и имевшие обширные познания в военном искусстве и особенно в искусстве обороны. В отличие от рабочих, строивших различные городские сооружения и называвшихся дереводелами и плотниками, военных строителей называли городовиками и мостовиками (Колесник А. Н. 1985). Со второй половины XV века в России был создан единый орган руководства военно-строительными работами в лице инженерной части Пушкарского приказа, которая стала разрабатывать чертежи и руководить строительством оборонительных сооружений.

Первым из дошедших до нас русским воинским уставом, обобщившим военно-инженерный опыт, является «Устав ратных и пушечных дел, касающихся до воинской науки». Его составил в начале XVII века воевода боярин Анисим Михайлов.

Российская империя[править | править вики-текст]

В 1692 и 1694 годах под руководством Петра I были проведены, вероятно, первые инженерные учебные маневры, в ходе которых отрабатывались вопросы строительства оборонительных сооружений. Известно, что при разработке инженерных мероприятий Пётр I использовал работы наиболее известного военного инженера этого периода, маршала Франции Вобана.

Создавая регулярные вооружённые силы, Пётр I уделял особое внимание развитию артиллерии и инженерных войск. Первым законодательным актом, в котором шла речь о военно-инженерном деле, стал указ Петра I от 21 января 1701 года об открытии Школы Пушкарского приказа. Большое значение Пётр уделял подготовке офицерских кадров. Для подготовки инженерных кадров создаются инженерных школы: первая в 1708 году в Москве, в 1712 году она расширяется, но этого оказалось недостаточно, и 17 марта 1719 года учреждается инженерная школа в Санкт-Петербурге. В каждой из указанных школ ежегодно обучалось 100−300 человек, срок обучения колебался от 5 до 12 лет. Военные инженеры пользовались в вооружённых силах большими преимуществами, их оклады отличались от окладов офицеров других родов войск, а наиболее преуспевающие в инженерном деле прежде других производились в высшие чины.

К концу XVIII века увеличивается численность инженерных войск. В 1797 году был сформирован пионерный полк трёхбатальонного состава (каждый батальон включал три пионерные и минёрную роту). Перед полком ставилась задача обеспечивать выполнение военно-строительных работ во время походов и боевых действий, а также скрытность работ. Полк использовался только по указанию главнокомандующего войсками.

К началу Отечественной войны 1812 года в действующей армии насчитывалось уже 10 минёрных и пионерных рот. Боевые действия также обеспечивали понтонные роты, состоящие при артиллерии. 14 пионерных и минёрных рот находились в крепостях. В этих ротах не было солдат, а были только специалисты офицеры и кондукторы. Рабочая сила для инженерных работ набиралась из числа местных жителей, солдат пехоты. Перед заграничным походом вместо двух пионерных полков были развёрнуты дополнительно один сапёрный и два пионерных полка трёхбатальонного состава каждый. В целом количество инженерных формирований было доведено до 40 рот (8 сапёрных, 8 минёрных и 24 пионерных). Сапёры и минёры использовались при постройке долговременных укреплений и на работах, которые производились при штурме и обороне крепостей. Пионерные подразделения предназначались для устройства дорог, мостов, полевых укреплений, разрушения неприятельских заграждений на направлении действия своих войск. Понтонёры наводили наплавные мосты.

В 1819 году сапёрные и пионерные батальоны были сведены в три пионерные бригады. В 1822 году понтонные роты были переданы из артиллерийского ведомства в инженерное. Понтонные роты организационно были введены в состав сапёрного и пионерного батальонов Тогда же и формируются гвардейский и армейский конно-пионерский эскадроны. Чтобы исключить разнобой в наименовании и сократить число штатных расписаний император Николай I повелел в 1844 году все инженерные части именовать как сапёрные.

К началу Крымской войны 1853-56 годов в вооружённых силах имелось 9 сапёрных батальонов, один учебный батальон, два резервных батальона и два конно-пионерных дивизиона.

Инженерные войска окончательно отделились от артиллерии, оформившись в самостоятельный род войск. К концу первой четверти XIX века их численность превысила 21 тысячу человек, что составляло около 2,3 % всего состава вооружённых сил. В 1873 году в России было учреждено Особое совещание по стратегическому положению страны, которое на основе плана, разработанного Э. И. Тотлебеном, постановило провести комплекс военно-строительных работ. За 35 лет военными строителями были построены крепости Новогеоргиевск, Варшавская цитадель, Зегрис, Брест-Литовск, Осовец, Ковно, Ивангород, застава Дубро и различные укрепления и сооружения.

К началу Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. инженерные войска составляли 2,8 % полевой армии (20,5 тыс. чел.). В инженерных войсках вновь появились новые специальности: воздухоплавание и голубиная связь. К концу XIX века как технический род войск инженерные войска предназначались для обеспечения боевых действий пехоты, артиллерии и кавалерии, ведения крепостного строительства, выполнения инженерных задач при осаде и обороне крепостей, минной войны, устройства путей и переправ, телеграфных линий и имели в своём составе сапёров, понтонеров, минёров, электриков, воздухоплавателей, военных железнодорожников, связистов. В 1900 году в состав инженерных войск входило 25,5 сапёрных батальона, сведённых в 7 сапёрных бригад, 8 понтонных батальонов, 6 полевых инженерных парков, 2 осадных парка, 1 железнодорожная бригада (3 батальона), 2 отдельных железнодорожных батальона, 12 отдельных рот, 6 крепостных военных телеграфов и 4 воздухоплавательных парка. Личный состав инженерных войск насчитывал 31 329 человек. Резервом инженерных войск являлись крепостные войска, включавшие в 1900 г. 53 крепостных артиллерийских батальона, 2 крепостных полка, 28 отдельных крепостных батальонов, 10 крепостных артиллерийских рот, 3 осадных крепостных батальона и 5 вылазочных батарей. Такая организация инженерных войск сохранялась до Русско-японской войны (Бескровный Л. Г., 1986).

Инженерные войска, как род войск имеющий в своём распоряжении большое количество грамотных инженеров, в этот период приобретают статус проводников технических новшеств в армии и на флоте, своего рода колыбелью новых технических родов войск. Наиболее бурно этот процесс проходил в начале XX века.

Железнодорожные части вошли в состав инженерных войск начиная с момента их создания в 1870 году. Сначала в виде железнодорожных команд, а с 1876 г. — железнодорожных батальонов. Железнодорожные части входили в состав инженерных войск вплоть до 1908 г. включительно. Затем они были выделены в самостоятельную категорию и подчинены службе ВОСО (военных сообщений) Генерального штаба.

Авиация: Воздухоплавание постепенно занимало своё место в русской армии. Во второй половине XIX века на вооружении состояли воздушные шары. В конце века действовал отдельный воздухоплавательный парк, состоявший в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам. На маневрах 1902—1903 гг. в Красном Селе, Бресте и Вильно проверялись способы использования воздушных шаров в артиллерии и для воздушной разведки (наблюдения). Убедившись в целесообразности применения привязных шаров, Военное министерство приняло решение создать специальные подразделения при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров. К изготовлению дирижаблей в России приступили в 1908 г. в то же время, Инженерное ведомство недоверчиво относилось к идее использовать авиации в военных целях. Лишь в 1909 г. оно предложило Учебному воздушно-плавательному парку построить 5 аэропланов. Затем военное ведомство закупило у иностранных фирм несколько самолётов Райта и Фармана. Между тем в России возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолётов. Некоторые из них являлись дочерними предприятиями французских заводов. С 1909 по 1917 гг. в России возникло более 20 авиационных предприятий.

Электротехнические войска. Проблема связи в военном деле приобрела в XX столетии большое значение. Первые начинания по внедрению телеграфа имели место во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., принёсших громадную пользу при управлении войсками, они привели к более широкому использованию технических средств связи. Телеграф и телефон заняли ведущее место в управлении войсками. Наиболее широкое развитие получили передвижные линии, предназначенные для руководства войсками непосредственно на театре войны. В конце XIX века число телеграфных парков, состоявших в ведении Главного инженерного управления, равнялось в Центральной России 17 (975 вёрст) и на Кавказе 2 (130 вёрст). Кроме того, в крепостях было создано 55 узлов связи (423 версты). В 1912 г. были установлены нормы снабжения корпусов средствами связи. Каждый корпус, состоящий из двух пехотных дивизий (8 пехотных полков), одного сапёрного батальона (одна телеграфная и три сапёрные роты) и одного отделения полевого инженерного парка, был снабжён 20 телеграфными, 193 телефонными аппаратами и 333 вёрстами кабеля.

Автомобильные войска. В 1876 г. штабс-капитан С. Маевский представил в Департамент торговли и мануфактуры проект самодвижущейся машины с паровым двигателем. Проект Маевского не был принят из-за громоздкости двигателя. Дальнейшее развитие автотранспорта упиралось в отсутствие двигателей, работающих на жидком топливе. Такой двигатель был построен в 1884 г. на Охтенской судостроительной верфи. Это был восьмицилиндровый двигатель внутреннего сгорания. На его основе Б. Г. Луцкий разработал в конце века проект бронированного «самодвигателя» и предложил его военному министерству. Построенная Луцким модель успешно действовала на Курских и Киевских маневрах 1902 г., где испытывалось ещё восемь машин иностранных марок. Военное министерство признало большие достоинства машины, но отказалось организовать их производство и передало чертежи Луцкого во Францию. После Красносельских маневров в 1906 г., где испытывались различные марки автомобилей инженерное ведомство распределило имевшиеся в его распоряжении 10 автомашин по четырём округам (Киевскому, Петербургскому, Виленскому, Варшавскому) в целях подготовки учебных команд (по 15 человек на каждый броневой автомобиль).

Дорожное строительство. Одна из причин медленного внедрения автомобилей в военное хозяйство заключалось в слабом развитии сети шоссейных дорог. В 1884 г. строительство шоссейных дорог было поручено Военному министерству. Благодаря его усилиям с 1885 по 1900 г. были сооружены шоссейные дороги Петербург — Псков — Варшава с ответвлениями на Ригу и Мариуполь, Москва — Брест — Варшава с ответвлениями на Калиш и Познань, Киев — Брест, рокада Псков — Киев и некоторые другие. В 1880-е годы под Красным селом была построена первая взлётная полоса (в виде деревянного настила или деревянных рельсов) для испытаний самолёта Можайского. Значительное развитие аэродромное строительство получило в 1905—1910 годах, когда строятся первые аэродромные комплексы в ряде городов страны.

Возросшую роль инженерных войск, показала Русско-японская война. В начале войны инженерные формирования Маньчжурской армии имели всего 2800 чел. — к концу войны они насчитывали уже 21 тысячу.

К этому времени на Дальнем Востоке находилось:

  • инженерно-сапёрных батальона — 20;
  • понтонных батальонов — 4;
  • воздухоплавательных батальонов — 3;
  • телеграфных батальонов — 2;
  • крепостных сапёрных рот — 4;
  • минных рот — 5;
  • воздухоплавательных рот — 1;
  • искровых рот — 2;
  • крепостных телеграфов — 1 (Бескровный Л. Г., 1986)

Дальнейшее развитие и техническое оснащение инженерных войск, особенно в ходе Первой мировой войны, а также невероятная перегрузка управленческих органов инженерных войск в связи с резким ростом численности авиации, автомобильных частей, подразделений бронемашин привела к выделению в самостоятельные рода войск авиации, и автомобильных частей.

Численность инженерных войск к началу 1917 года составляла до 6 % общей численности армии.

Советский период[править | править вики-текст]

Саперы разминируют территорию, 1 августа 1942 года

Как во времена СССР, так и в настоящее время, основным назначением Инженерных войск является инженерное обеспечение боевых действий. Инженерное обеспечение боевых действий войск организовывалось и осуществлялось с целью создания войскам необходимых условий для своевременного и скрытного выдвижения, развёртывания, манёвра, успешного выполнения ими боевых задач, повышения защиты войск и объектов от всех видов поражения, для нанесения противнику потерь, для затруднения действий противника[1].

Согласно Боевому уставу Сухопутных войск ВС СССР инженерное обеспечение включает в себя:

  • инженерную разведку противника, местности и объектов;
  • фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления;
  • устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений;
  • установка и содержание ядерных мин и фугасов;
  • уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника;
  • проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;
  • устройство проходов через препятствия;
  • разминирование местности и объектов;
  • подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации;
  • оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград;
  • инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов;
  • инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;
  • добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.

Инженерные войска выполняли задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и инженерных боеприпасов. Кроме того, в их задачи входит поражение техники и живой силы противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами.

1918—1945 года[править | править вики-текст]

Советские инженерные войска создавались вместе с организацией Красной Армии. В дивизиях предусматривалось иметь инженерный батальон, а в стрелковых бригадах — инженерно-сапёрную роту. В 1919 сформированы специальные инженерные части. Руководство инженерными войсками осуществляли инспектор инженеров при Полевом штабе Республики (1918—1921 — А. П. Шошин), начальники инженеров фронтов, армий и дивизий. В 1921 руководство войсками возложено на Главное военно-инженерное управление. К 1929 году штатные инженерные части имелись во всех родах войск. После начала Великой Отечественной войны в октябре 1941 года учреждена должность начальника Инженерных войск. В ходе войны инженерные войска строили укрепления, создавали заграждения, минировали местность, обеспечивали проведение манёвра войск, проделывали проходы в минных полях противника, обеспечивали преодоление его инженерных заграждений, форсирование водных преград, участвовали в штурме укреплений, городов и т. д.

Управления инженерных бригад в годы Великой Отечественной войны[2]

В скобках указано пребывание в составе Действующей армии.

Управление саперных бригад[править | править вики-текст]

  • Отдельная сапёрно-восстановительная бригада (2.01.1942—25.05.1942). Переформирована в 16 ибрсн
  • 1-я сапёрная бригада (15.03.1942—2.06.1942). Переформирована в 1 ибрсн
  • 2-я сапёрная бригада (20.03.1942—5.08.1942). Переформирована во 2 ибрсн
  • 3-я сапёрная бригада (16.3.1942—5.12.1942). Переформирована в 1 имбр
  • 7-я сапёрная бригада:
    • второе формирование (30.5.1942—12.12.1942). Переформирована во 2 имбр
  • 9-я сапёрная бригада:
    • второе формирование (1.7.1942—25.11.1942). Переформирована в 3 имбр
  • 10-я сапёрная бригада (14.5.1942—19.12.1942). Переформирована в 4 имбр
  • 11-я сапёрная бригада (14.5.1942—5.12.1942). Переформирована в 1 гмибр
  • 12-я сапёрная бригада (15.2.1942—26.11.1942). Переформирована в 5 имбр
  • 14-я сапёрная бригада (24.2.1942—25.8.1942). Расформирована
  • 15-я сапёрная бригада (24.2.1942—25.8.1942). Расформирована
  • 17-я сапёрная бригада:
    • первое формирование (23.3.1942—31.8.1942). Переформирована в 44 ибрсн
    • второе формирование (3.11.1942—30.11.1942). Переформирована в 15 имбр
  • 18-я сапёрная бригада (23.3.1942—29.11.1942). Переформирована в 6 имбр
  • 19-я сапёрная бригада (23.3.1942—31.8.1942, 22.9.1942—29.11.1942). Переформирована в 7 имбр
  • 20-я сапёрная бригада (15.2.1942—16.12.1942). Переформирована в 8 имбр
  • 21-я сапёрная бригада (15.2.1942—29.11.1942). Переформирована в 9 имбр
  • 23-я сапёрная бригада (1.11.1941—9.12.1942). Переформирована во 2 гмибр
  • 24-я сапёрная бригада (1.11.1941—3.12.1942). Переформирована в 3 гмибр
  • 25-я сапёрная бригада (1.11.1941—25.12.1942). Переформирована в 4 гмибр
  • 26-я сапёрная бригада (1.11.1941—9.12.1942). Переформирована в 5 гмибр
  • 27-я сапёрная бригада (25.2.1942—25.5.1942). Переформирована в 27 ибрсн
  • 28-я сапёрная бригада (25.2.1942—15.10.1942). Расформирована
  • 29-я сапёрная бригада (25.2.1942—15.10.1942). Расформирована
  • 30-я сапёрная бригада (25.2.1942—15.10.1942). Расформирована
  • 31-я сапёрная бригада (24.12.1941—25.11.1942). Переформирована в 10 имбр
  • 32-я сапёрная бригада (24.12.1941—26.11.1942). Переформирована в 11 имбр
  • 33-я сапёрная бригада (24.12.1941—20.4.1942). Переформирована в 33 ибрсн
  • 34-я сапёрная бригада (24.12.1941—20.11.1942). Переформирована в 12 имбр
  • 35-я сапёрная бригада (24.12.1941—25.3.1942, 7.4.1942—30.11.1942). Переформирована в 13 имбр
  • 36-я сапёрная бригада (24.12.1941—13.9.1942). Переформирована в 14 имбр
  • 37-я сапёрная бригада (24.12.1941—25.8.1942).
  • 38-я сапёрная бригада (24.12.1941—1.9.1942). Расформирована
  • 39-я сапёрная бригада (24.12.1941—1.9.1942). Расформирована. Управление обращено на формирование 39 ибрсн
  • 40-я сапёрная бригада (24.12.1941—1.9.1942). Расформирована
Управление инженерно-минных бригад[править | править вики-текст]

(имбр)

  • 1-я инженерно-минная бригада (переформирована из 3 сапбр) (5.12.1942—9.7.1943). Переформирована в 1 исбр
  • 2-я инженерно-минная бригада (переформирована из 7 сапбр второго формирование) (12.12.1942—30.6.1943). Переформирована во 2 исбр
  • 3-я инженерно-минная бригада (переформирована из 9 сапбр) (25.11.1942—14.4.1943). Переформирована в 15 шисбр
  • 4-я инженерно-минная бригада (переформирована из 10 сапбр) (19.12.1942—29.7.1943). Переформирована в 4 исбр
  • 5-я инженерно-минная бригада (переформирована из 12 сапбр) (26.11.1942—10.2.1943, 28.5.1943—2.7.1943). Переформирована в 5 исбр
  • 6-я инженерно-минная бригада (переформирована из 18 сапбр) (29.11.1942—30.6.1943). Переформирована в 6 исбр
  • 7-я инженерно-минная бригада (переформирована из 19 сапбр) (29.11.1942—5.7.1943). Переформирована в 7 исбр
  • 8-я инженерно-минная бригада (переформирована из 20 сапбр) (16.12.1942—5.2.1943). Переформирована в 8 исбр
  • 9-я инженерно-минная бригада (переформирована из 21 сапбр) (29.11.1942—4.7.1943). Переформирована в 9 исбр
  • 10-я инженерно-минная бригада (переформирована из 31 сапбр) (25.11.1942—17.4.1943). Переформирована в 66 исбр (первого формирование)
  • 11-я инженерно-минная бригада (переформирована из 32 сапбр) (26.11.1942—10.7.1943). Переформирована в 11 исбр
  • 12-я инженерно-минная бригада (переформирована из 34 сапбр) (20.11.1942—16.7.1943). Переформирована в 12 исбр
  • 13-я инженерно-минная бригада (переформирована из 35 сапбр) (30.11.1942—4.7.1943). Переформирована в 13 исбр
  • 14-я инженерно-минная бригада (переформирована из 36 сапбр) (28.3.1943—5.7.1943). Переформирована в 14 исбр
  • 15-я инженерно-минная бригада (переформирована из 17 сапбр второго формирования) (30.11.1942—3.7.1943). Переформирована в 15 исбр
  • 16-я инженерно-минная бригада (9.4.1943—21.6.1943). Переформирована в 16 исбр
Управление инженерно-саперных бригад[править | править вики-текст]
Управление горных минно-инженерных и горных инженерно-саперных бригад[править | править вики-текст]
  • 1-я горная минно-инженерная бригада (Переформирована из 11 сапбр). (5.12.1942—27.6.1943). Расформирована.
  • 2-я горная минно-инженерная бригада (Переформирована из 23 сапбр). (9.12.1942—20.5.1943). Переформирована в 6 поимбр.
  • 3-я горная минно-инженерная бригада (Переформирована из 24 сапбр). (3.12.1942—26.5.1943). Расформирована.
  • 4-я горная минно-инженерная бригада (Переформирована из 25 сапбр). (25.12.1942—30.3.1943). Переформирована в 4 гисбр.
  • 4-я горная инженерно-сапёрная Карпатская Краснознамённая ордена Кутузова бригада (Переформирована из 4 гмибр). (11.8.1944—11.5.1945).
  • 5 горная минно-инженерная бригада (Переформирована из 26 сапбр). (9.12.1942—24.5.1943). Переформирована в 13 шисбр.
  • 5-я горная инженерно-сапёрная Днестровская ордена Кутузова бригада (Переформирована из 5 исбр). (20.9.1944—11.5.1945).
  • 6-я горная инженерно-сапёрная Карпатская ордена Богдана Хмельницкого бригада (10.8.1944—11.5.1945).
Управление штурмовых и мото-штурмовых инженерно-саперных бригад[3][править | править вики-текст]
  • 1-я гвардейская штурмовая инженерно-сапёрная Могилёвская Краснознамённая ордена Кутузова бригада
  • 1-я штурмовая инженерно-сапёрная Смоленская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова комсомольская бригада
  • 2-я гвардейская моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
  • 2-я штурмовая инженерно-сапёрная Рогачёвская Краснознамённая ордена Суворова бригада
  • 3-я штурмовая инженерно-сапёрная Неманская ордена Кутузова бригада
  • 4-я штурмовая инженерно-сапёрная Духовщинская Краснознамённая ордена Суворова бригада
  • 5-я штурмовая инженерно-сапёрная Витебско-Хинганская Краснознамённая бригада
  • 6-я штурмовая инженерно-сапёрная Уманская Краснознамённая бригада
  • 7-я моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
  • 7-я штурмовая инженерно-сапёрная Ровенская бригада
  • 8-я штурмовая инженерно-сапёрная Волковысская бригада
  • 9-я штурмовая инженерно-сапёрная Новгородско-Хинганская Краснознамённая ордена Кутузова бригада
  • 107-я штурмовая инженерно-сапёрная Витебская Краснознамённая бригада
  • 11-я штурмовая инженерно-сапёрная Запорожско-Будапештская Краснознамённая орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого бригада
  • 12-я штурмовая инженерно-сапёрная Мелитопольская Краснознамённая орденов Суворова, Кутузова и Красной Звезды бригада
  • 13-я штурмовая инженерно-сапёрная Хинганская бригада
  • 14-я штурмовая инженерно-сапёрная Александрийская Краснознамённая ордена Суворова бригада
  • 15-я штурмовая инженерно-сапёрная Винницкая Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого бригада
  • 16-я штурмовая инженерно-сапёрная Рава-Русская орденов Кутузова, Богдана Хмельницкого и Красной Звезды бригада
  • 17-я штурмовая инженерно-сапёрная Гатчинская дважды Краснознамённая бригада
  • 18-я штурмовая инженерно-сапёрная Ковельская бригада
  • 19-я штурмовая инженерно-сапёрная Двинская бригада
  • 20-я моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
  • 21-я моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
  • 22-я гвардейская моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
  • 23-я моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
Управление инженерных бригад спецназначения и мото-инженерных бригад[править | править вики-текст]
  • Отдельная инженерная бригада (Сформирована на базе 1 инжп) (2.7.1941—10.8.1941). Переформирована в УВПС № 3.
  • 1-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из 1 сапбр) (2.6.1942—27.5.1944). Переформирована в 1 мибр.
  • 1-я мото-инженерная бригада (переформирована из 1 ибрсн) (27.5.1944—9.5.1945).
  • 1-я гвардейская инженерная бригада спецназначения (преобразована из 16 ибрс 1.4.1943). (8.5.1943—2.6.1944). Переформирована в 1 гв. мибр.
  • 1-я гвардейская мото-инженерная бригада (переформирована из 1 гв. ибрсн) (2.6.1944—9.5.1945).
  • 2-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из 2 сапбр) (5.8.1942—3.6.1944). Переформирована во 2 мибр.
  • 2-я мото-инженерная бригада (переформирована из 2 ибрсн) (3.6.1944—9.5.1945).
  • 2-я гвардейская инженерная бригада спецназначения (преобразована из 39 ибрсн 1.4.1943) (1.4.1943—28.3.1944). Переформирована во 2 гв. мшисбр.
  • 3-я гвардейская мото-инженерная бригада (преобразована из 20 мибр 17.3.1945). (17.3.1945—11.5.1945).
  • 5-я инженерная бригада спецназначения (сформирована на базе 27 АУВПС) (30.5.1942—27.5.1944). Преобразована в 5 гв. мибр 27.5.1944.
  • 5-я гвардейская мото-инженерная бригада (преобразована из 5 ибрсн 27.5.1944). (27.5.1944—9.5.1945).
  • 8-я инженерная бригада спецназначения (24.6.1942—10.6.1944). Переформирована в 8 мибр.
  • 8-я мото-инженерная бригада (переформирована из 8 ибрсн) (10.6.1944—9.5.1945, 9.8.1945—3.9.1945).
  • 13-я инженерная бригада спецназначения (1.7.1942—23.6.1944). Переформирована в 13 мибр.
  • 13-я мото-инженерная бригада (переформирована из 13 ибрсн). (23.6.1944—9.5.1945).
  • 16-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из отдельной саперно-восстановительной бригады) (25.5.1942—15.2.1943). Преобразована в 1 гв. ибрсн 1.4.1943.
  • 17-я мото-инженерная бригада (1.8.44-6.9.1944, 22.11.1944—9.5.1945).
  • 18-я мото-инженерная бригада (28.7.1944—5.9.1944, 30.10.1944—9.5.1945).
  • 19-я мото-инженерная бригада (25.7.1944—6.9.1944, 28.10.1944—11.5.1945).
  • 20-я мото-инженерная бригада (11.8.1944—17.3.1945). Преобразована в 3 гв. мибр 17.3.1945.
  • 21-я мото-инженерная бригада (2.8.1944—19.12.1944, 8.1.1945—9.5.1945).
  • 22-я мото-инженерная бригада (23.7.1944—11.5.1945, 9.8.1945—3.9.1945).
  • 27-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из 27 сапбр) (25.5.1942—24.4.1943, 9.7.1943—1.6.1944). Переформирована в 27 мибр.
  • 27-я мото-инженерная бригада (переформирована из 27 ибрсн) (1.6.1944—11.5.1945).
  • 33-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из 33 сапбр) (20.4.1942—3.6.1944). Переформирована в 33 мибр.
  • 33-я мото-инженерная бригада (переформирована из 33 ибрсн) (3.6.1944—9.5.1945).
  • 39-я инженерная бригада спецназначения (сформирована на базе 39 сапбр) (4.9.1942—1.4.1943). Преобразована во 2 гв. ибрсн 1.4.1943.
  • 41-я инженерная бригада спецназначения (21.9.1942—2.12.1943, 1.4.1944—18.6.1944). Переформирована в 41 мибр
  • 41-я мото-инженерная бригада (переформирована из 41 ибрсн) (18.6.1944—9.5.1945).
  • 42-я инженерная бригада спецназначения (4.10.1942—1.6.1944). Переформирована в 42 мибр.
  • 42-я мото-инженерная бригада (переформирована из 42 ибрсн) (1.6.1944—11.5.1945).
  • 43-я инженерная бригада спецназначения (14.9.1942—8.5.1944). Переформирована в 23 мшисбр
  • 44-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из 17 сапбр первого формирования) (30.10.1942—15.6.1944). Переформирована в 44 мибр.
  • 44-я мото-инженерная бригада (переформирована из 44 ибрсн) (15.6.1944—9.5.1945),
  • 46-я мото-инженерная бригада (9.8.1945—3.9.1945).
  • 47-я мото-инженерная бригада (9.8.1945—3.9.1945).
  • 67-я мото-инженерная бригада (переформирована из 50 исбр) (9.8.1945—3.9.1945).
Управление инженерных бригад понтонно-мостовых бригад[править | править вики-текст]
  • 1-я понтонно-мостовая Ясская орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого бригада (24.11.1942—11.5.1945)
  • 2-я понтонно-мостовая Рымникская Краснознамённая орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого бригада (24.11.1942—11.5.1945)
  • 3-я понтонно-мостовая Проскуровская Краснознамённая орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды бригада (5.2.1943—11.5.1945)
  • 4-я понтонно-мостовая Днепропетровская Краснознамённая ордена Кутузова бригада (26.2.1943—9.5.1945)
  • 5-я понтонно-мостовая Днепропетровская Краснознамённая ордена Кутузова бригада (26.2.1943—9.5.1945)
  • 6-я понтонно-мостовая Каменец-Подольская Краснознамённая орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды бригада (переформирована из 2 гмибр) (20.5.1943—11.5.1945)
  • 7-я моторизованная понтонно-мостовая Лодзинская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова бригада (21.10.1943—9.5.1945)
  • 8-я понтонно-мостовая Неманская ордена Александра Невского бригада (28.2.1944-9.5.1945)
  • 9-я понтонно-мостовая Кёнигсбергская ордена Кутузова бригада (29.6.1944-9.5.1945, 9.8.1945—3.9.1945)
  • 10-я понтонно-мостовая бригада (9.8.1945—3.9.1945)
  • 11-я понтонно-мостовая Уссурийская бригада (9.8.1945—3.9.1945)
Управление тыловых бригад разграждения[править | править вики-текст]
  • 1 тбрр (10.2.1943—5.5.1943). Расформирована
  • 2 тбрр (9.2.1943—29.4.1943). Расформирована
  • 4 тбрр (9.2.1943—31.5.1943). Расформирована
  • 6 тбрр (27.2.1943—2.7.1943). Расформирована

Начальники Инженерных войск ВС СССР и ВС России[править | править вики-текст]

  • 1941—1942 — Котляр Л. З. — генерал-майор;
  • 1942—1952 — Воробьёв М. П. — генерал-майор (до 1943), генерал-лейтенант (до 1943), генерал-полковник (до 1944), маршал инженерных войск;
  • 1952—1965 — Прошляков А. И. — генерал-полковник (до 1961), маршал инженерных войск;
  • 1965—1975 — Харченко В. К. — генерал-лейтенант (до 1966), генерал-полковник (до 1972), маршал инженерных войск;
  • 1975—1987 — Аганов С. Х. — генерал-полковник (до 1980), маршал инженерных войск;
  • 1987—1999 — Кузнецов В. П. — генерал-полковник;
  • 1999—2008 — Сердцев Н. И. — генерал-полковник;
  • 2008—2009 — Балховитин Ю. П. — генерал-лейтенант;
  • 2009—2010 — Прокопчик В. А. — временно исполняющий обязанности (ВрИО) начальника, полковник;
  • с июля 2010 по настоящее время — Ставицкий Ю. М., принял командование в звании генерал-майор, в настоящее время — генерал-лейтенант[4]

Инженерная техника и вооружение[править | править вики-текст]

Средства инженерной разведки[править | править вики-текст]

  • Разведчики Инженерная разведывательная машина «Жук»
  • Миноискатели дорожные ДИМ, ДИМ-М

Средства преодоления минно-взрывных заграждений[править | править вики-текст]

  • Тралы минные

Средства преодоления разрушений и препятствий[править | править вики-текст]

  • Машины разграждения «ИМР», «ИМР-2»
  • Путепрокладчики гусеничные Путепрокладчик «БАТ-М», «БАТ-2»
  • Путепрокладчики колесные ПКТ-2, ПКТ
  • Мостоукладчики танковые МТУ-72, МТУ-20, МТУ
  • Мосты механизированные «ТММ», «ТММ-2», «ТММ-3», «ТММ-6»

Средства преодоления водных преград[править | править вики-текст]

  • Понтонно-мостовой парк «ПМП»
  • Гусеничный самоходный паром «ГСП»
  • Паромно-мостовая машина «ПММ» «ПММ-2» и «ПММ-2М»
  • Транспортеры плавающие «ПТС», ПТС-М, «ПТС-2», «ПТС-3»
  • Прицепы плавающие ПКП
  • Средства моторизации лодок Москва, Вихрь
  • Дизель-молоты ДМ-240
  • Станции водолазные
  • Комплекты эвакуации танковых экипажей «Выход»

Средства устройства минно-взрывных заграждений[править | править вики-текст]

  • Заградители минные прицепные «ПМЗ», ПМЗ-4
  • Гусеничный минный заградитель «ГМЗ», «ГМЗ-2» и «ГМЗ-3»
  • Вертолетный минный раскладчик «ВМР»

Средства механизации дорожных и землеройных работ[править | править вики-текст]

  • Машины землеройные ПЗМ-2, ПЗМ-1, ПЗМ
  • Быстроходная траншейная машина «БТМ-3»
  • Машина дорожная, котлованная «МДК» и «МДК-2»
  • Экскаваторы войсковые ЭОВ-4421, Э-305В

См. также[править | править вики-текст]

  • Шанцевый инструмент
  • Сухопутные войска
  • Военно-строительные войска
  • Инженер-генерал

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Боевой устав Сухопутных войск, часть III. Инженерное обеспечение.
  2. Действующая армия. Перечни войск. Перечень № 7. Управлений бригад всех родов войск.
  3. Чекмарев Владимир Альбертович. Еще одно преступление Сталина или гренадеры Красной армии
  4. Управление пресс-службы и информации Минобороны России. Новости Сухопутных войск, 30.07.2010

Литература[править | править вики-текст]

  • Никифоров Н. И. Штурмовые бригады Красной Армии в бою. — Эксмо Яуза, 2008. — 416 с. — (Великая Отечественная: Цена Победы). — ISBN 978-5-699-25628-0.
  • Инженерные и Железнодорожные войска: В 2 т. — СПб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1909—1911. на сайте Руниверс
  • Инженерные войска по 15 июля 1901 г. — СПб.: Тип. П. П. Сойкина— 48 с. на сайте Руниверс
  • Инженерные войска // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки[править | править вики-текст]

  • О Инженерных войсках на офиц. сайте министерства обороны РФ
  • Инженерные войска: История, штаты, техника, боеприпасы
  • Инженерные войска в боях за Советскую Родину (Цирлин А. Д., Бирюков П. И., Истомин В. П., Федосеев Е. Н. — М.: Воениздат, 1970.)
  • Sapper Museum — Инженерные войска: Эмблемы, знаки, униформа, фото персональных памятников военным инженерам
  • Статья 310 лет ИВ России Памятники военно-инженерного искусства: историческая память и новые объекты культурного наследия России
 Просмотр этого шаблона Сухопутные войска Российской Федерации
Рода войск

Мотострелковые войска  · Танковые войска  · Ракетные войска и артиллерия  · Войска ПВО  · Специальные войска (Разведывательные соединения и воинские части  · Инженерные войска  · Войска радиационной, химической и биологической защиты  · Войска связи)

RGF emblem.png
Военные округа

Западный военный округ · Южный военный округ · Центральный военный округ · Восточный военный округ

Главнокомандующий

Генерал-лейтенант Сергей Юрьевич Истраков (и.о.)

Инженерные войска Красной Армии в Великой Отечественной войне

Командующие

Леонтий Захарович Котляр (1941—1942) • Михаил Петрович Воробьёв (1942—1945)

Формы организации
Армия

Сапёрная армия

Бригады РВГК

Инженерная бригада специального назначения • Инженерно-минная бригада • Горная минно-инженерная бригада • Гвардейская бригада минёров • Инженерно-сапёрная бригада • Понтонно-мостовая бригада • Инженерная бригада • Штурмовая инженерно-сапёрная бригада • Горная инженерно-сапёрная бригада • Тыловая бригада разграждения • Моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада • Моторизованная инженерная бригада

Бригады оперативного звена

Сапёрная бригада • Инженерно-сапёрная бригада • Моторизованная инженерная бригада • Инженерно-строительная бригада

Вооружение и военная техника
Переправочные средства

ТМП • Н2П • СП-19 • ДМП-42 • НЛП • УВСА-3 • ЛМН • СДЛ

Мины и противоминные
средства

ТМ-35 • ТМ-39 • ТМ-41 • ТМ-44 • ЯМ-5 • ТМД-44 • ТМД-Б • ПТ-3 • ВИМ-203

Боевая техника и вооружение

ОТ-34 • Стальной нагрудник • Ранцевый огнемёт

Категория:Великая Отечественная война
 Просмотр этого шаблона Понтонно-мостовые и переправочно-десантные формирования
Организация и вооружение помбр • помп Эмблема инженерных войск РККА (СССР).svg
Понтонно-мостовые и переправочно-десантные соединения и части
Понтонно-мостовые бригады (помбр) 1 помбр • 55 помбр • 151 помбр • 190 помбр
Понтонно-мостовые полки (помп) 3 помп • 5 помп • 7 помп • 11 помп • 16 помп • 18 помп • 20 помп • 23 помп • 26 помп • 27 помп • 36 помп • 44 помп • 46 помп • 54 помп • 62 помп • 65 помп • 66 помп • 68 помп • 69 помп • 77 помп • 94 помп • 102 помп • 194 помп • 313 помп • 314 помп • 650 помп
Отдельные понтонно-мостовые
батальоны
1 опомб • 7 опомб • 86 опомб • 362 опомб • 424 опомб • 521 опомб • 902 опомб • 1257 опомб • 1377 опомб
Отдельные переправочно-десантные
батальоны
6 опдесб • 8 опдесб • 15 опдесб • 275 опдесб • 482 опдесб • 483 опдесб • 650 опдесб • 719 опдесб • 721 опдесб • 722 опдесб

В ЦВО назначили нового начальника инженерных войск

Командующий войсками Центрального военного округа (ЦВО) Александр Лапин представил составу нового начальника инженерных войск — полковника Андрея Гандзюка.

В ЦВО назначили нового начальника инженерных войск

  • Gettyimages.ru

Об этом сообщает ИА REGNUM со ссылкой на сайт Минобороны России.

«Андрей Семёнович Гандзюк окончил Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова, затем Военно-инженерную академию и Военную академию Генерального штаба ВС Российской Федерации», — рассказали в пресс-службе ЦВО.

Гандзюк служил в Сибири и на Северном Кавказе. Имеет госнаграды и награды Минобороны.

Также стало известно, что в Астраханской области расчёты комплексов «Искандер-М» проведут боевые пуски на полигоне Капустин Яр, передаёт ФБА «Экономика сегодня» со ссылкой на пресс-службу Южного военного округа.

Полевые учения продлятся около месяца.

Ранее сообщалось, что в Новосибирской области военнослужащие спецназа ракетного соединения отразили атаку условного противника.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»

Подписывайтесь на наш канал в Дзен

Новым начальником инженерных войск Центрального военного округа (ЦВО) назначен полковник Андрей Гандзюк, сообщили в пресс-службе ЦВО.

Господин Гандзюк проходил службу в регионах Сибири и на Северном Кавказе. Прошел от должности командира инженерно-технического взвода до заместителя начальника инженерных войск Южного военного округа. Награжден орденом Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, медалями «За отвагу».

Инженерные войска выполняют задачи по инженерной разведке, устройству окопов, противотанковых рвов, устанавливают минные поля и занимаются разминированием, оборудуют переправы на водных преградах, ведут работы по маскировке, имитации войск и объектов. В мирное время подразделения очищают местность от взрывоопасных предметов, участвуют в ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий.

ЦВО дислоцирован на территории трех федеральных округов и 29 субъектов РФ. В состав округа также входит 201-я военная база в Таджикистане, объединенная военная база в Киргизии, а также подразделения на территории Казахстана. Штаб расположен в Екатеринбурге.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инженерные войска россии руководство
  • Руководство до нашей эры
  • Руководство до нашей эры
  • Руководство газпром межрегионгаз адыгея
  • Руководство газпром межрегионгаз адыгея