Использование художественного слова в ходе руководства распорядком дня

Воспитатель   Трухова Клавдия Григорьевна

Консультация  :

Использование художественного слова в режимных моментах.

Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, пестушках, загадках, сказках.

Народные песенки, потешки, пестушки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии.

Малые фольклорные формы — богатейший материал для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Также фольклор обогащает словарь, развивает фонематический слух, грамматический строй речи.

Художественное слово помогает:

  • развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его здоровья
  • развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма
  • формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде

развивать культурно – гигиенические навыки и т. д.

  • Чтобы удачно применять художественное слово необходимо, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком.

  Малыша не просто научить культуре самообслуживания и навыкам ухода за своим телом. В  детском саду во время режимных моментов и  выполнения гигиенических процедур важное внимание уделяют педагоги воспитанию аккуратности и культуре гигиенических навыков. Ребенок владеющий правилами содержания в чистоте и в порядке личных вещей и приученных к выполнению  гигиенических процедур, легче адаптируется в коллективе сверстников, ребенок активен в игровой деятельности, легко выполняет общепринятые правила этикета. Для повышения эффективности овладения детьми различными правилами и нормами, удачно использовать небольшие потешки, стихи, песенки, загадки, поговорки. При проведении режимных моментов использую  художественное слово, игровые приемы.

Как важно утром создать хорошее настроение и облегчить расставание ребенка  с мамой. Вместе с детьми читаем попевки.

Вместе с солнышком встаём,

                                               Вместе с птицами поём.

                                               С добрым утром,

                                               С новым днём!

                                               Вот как весело живём.

Предлагаю друг другу улыбнуться.

Утреннюю гимнастику начинаю словами:

                                                  Каждый день, что мы встречаем,

                                               Мы с зарядки начинаем!

                                               Малыши, малыши,

                                               Дружные ребятки.

                                               Малыши, малыши

                                               Вышли на зарядку!

И дети весело зашагали на гимнастику.

Перед умыванием не забываем повторить веселые слова, которые чередуем, выбирая те которые детям больше нравятся те использую чаще:

                                               Знаем, знаем да-да-да,

                                               Дом, где прячется вода.

                                               Выходи, водица!

                                               Мы пришли умыться!

                                               Кран откройся! Нос, умойся!

                                               Мойтесь сразу оба глаза!

                                               Мойтесь уши, мойся шейка!

                                               Шейка, мойся хорошенько!

                                               Мойся, мойся, обливайся!

                                               Грязь, смывайся,

                                               Грязь, смывайся!

                                               Ай, лады-лады-лады,

                                               Не боимся мы воды,

                                               Чисто умываемся,

                                               Вместе улыбаемся.

                                               Каждый день я мою мыло

                                               Под горячею водой.

                                               Мойся, мыло, не ленись,

                                               Не выскальзывай, не злись.

                                               Ой, опять оно упало!

                                               Будем мыть его сначала.

                                               Умываемся мы быстро,

                                               Вытираемся мы чисто,

                                               Так опрятны, аккуратны,

                                               Всем смотреть на нас приятно.

                                               Лейся, чистая водичка,

                                               Ты умой мне чисто личико,

                                               Шейку, ручки умывай,

                                               Ничего не забывай!

                                               Мылом, мылом чисто мойся,

                                               Ни о чём не беспокойся.

                                               Мыло не кусается, просто умывается.

Дети легко запоминают простые слова, но умываться стало интереснее.

Наступило время завтрака, пора напомнить об аккуратности за столом:

                                            На того кто ест опрятно,

                                            И смотреть всегда приятно,

                                           Мы едим всегда красиво,

                                            После скажем всем «Спасибо».

                                               За едой – не сори,

                                               Насорил, так убери.

                                               Скатерть, платье не марай,

                                               Рот салфеткой вытирай.

                                               Посадим на ложку

                                               Капусту, картошку,

                                               И спрячем!

                                               Попробуй, найди!

                                               Не видно на ложке

                                               Капусты-картошки,

                                               И нет на тарелке –

                                               Гляди!

Не все дети любят убирать игрушки, но я знаю, как их к этому привлечь:

                                                Вот лежит половичок,

                                               Мы потрём ему бочок.

                                               Убираем игрушки с песней:

                                               Тили-бом, тили-бом,

                                               Убираем весь  наш дом,

                                               Вот и кончилась игра,

                                               Убирать нам всё пора,

                                               Все игрушки ждут,

                                               Когда их уберут.

Эти слова я читаю во время одевания на прогулку:

                                               1,2,3,4,5.

                                               Собираемся гулять,

                                               Будем быстро одеваться,

                                               Не зевать и не толкаться,

                                               Будем дружно играть

                                               И друг другу уступать!

                                               Раз, два, три, четыре, пять — 

                                               Собираемся гулять. 
                                               Завязала Катеньке 
                                               Шарфик полосатенький. 
                                               Наденем на ножки 
                                               Валенки-сапожки 
                                               И пойдем скорей гулять, 
                                               Прыгать, бегать и скакать.

Чтобы облегчить, процесс засыпания вместе с детьми шепотом читаем в спальне:

                                               Мы гуляли, мы играли

                                               И немножечко устали.

                                               Чтобы сил еще набрать,

                                               Надо нам чуть – чуть поспать.

                                               Ты закроешь глазки –

                                               И приснится сказка:

                                               Про кота – мурлыку,

                                               Журавля – курдыку,

                                               Лисоньку – хитрюлю,

                                               Мышку – крохотулю,

                                               Зайчика – хвастушку,

                                               Про жужжалку мушку,

                                               Про шмеля – гуделку,

                                               Хлопотушку – белку,

                                               Про сластену – мишку.

                                               Спи моя малышка!

                                               (Для девочек)

                                               Засыпайте, мои милые!

                                               Набирайтесь силы!

                                               (Для мальчиков)

                                               Нельзя шуметь,

                                               Нельзя толкаться,

                                               Нельзя шептаться и смеяться,

                                               Потому что у нас

                                               Наступает «Тихий час».

Просыпаться после сладкого сна не всегда легко опять на помощь приходят стихи:

                           Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!

                           Поздороваться Солнышко вышло с тобой!

                           Посмотри, как оно улыбается!

                           Новый день, новый день начинается!

                           Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?

Или

                                               Потягуни-потягушечки

                                               От носочков до макушечки.

                                               Мы потянемся — потянемся,

                                               Маленькими не останемся.

                                               Вот уже растём, растём, растём!

После сон часа, причесывая волосы детям приговариваю:

                                                Расти коса до пояса, 
                                               Не вырони ни волоса. 
                                               Расти, коса, не путайся, 
                                               Маму, дочка, слушайся.

                                               Чешу, чешу волосоньки, 
                                               Расчесываю косоньки!
                                               Что мы делаем расческой? 
                                               Тане делаем прическу. 

                                               Хоть с тобой я ссорюсь часто,
                                               Гребешок зубастый,
                                               Здравствуй!
                                               Без тебя нельзя сестричке
                                               Заплести свои косички.
                                               Без тебя пришлось бы брагу
                                               Целый день ходить лохматым.

Использование художественного слова и целенаправленная работа по обучению детей гигиеническим навыком  имеют свои положительные результаты: дети  умеют играть, убирать игрушки, владеют навыками гигиены, любят стихи, поговорки, доброжелательны друг с другом.

Укладывание спать

Снял зайчишка тапочки,
Вымыл чисто лапочки,
Съел морковку и в кровать.
Будет зайка крепко спать.

Ой, пришла к нам дрёма,
Навалилась на глаза,
Навалилась, накатилась
Спать Наташеньке пора.

Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Хвостиком виляла,
Деток поджидала:
«Детки мои, детки,
Детки-непоседки,
Хватит вам резвиться,
Спать пора ложиться!»

Положили на подушки
Куклы – щёки,
Зайки – ушки,
Козлик – рожки,
Свинка – ножки!

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что маленьки.

Так привыкли мы к порядку
Ровно в девять все в кроватку.
На бочок – и молчок!

Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон,
Кто не спит, тот не силен.

Вот и люди спят,
Вот и звери спят!
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Утки на муравушке.
Детки все по люлечкам
Спят – поспят, всему миру
Спать велят.
Баю – бай, баю – бай…
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Машу не буди!
Ты, собаченька, не лай,
Мою Машу не пугай.

Уж ты, котенька – коток,
Уж ты серенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Приди деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока,
Да кусок пирога.
Это кто уже проснулся?
Кто так славно потянулся?

Одевание

Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
А теперь на ножки –
Носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова?
Вот и шапочка – раз, два!
Надо маму одевать
И скорей идти гулять!

Наденем сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.

Новые ботиночки,
А в ботинках дырочки.
Я шнурочки вдеваю,
Дырочки зашиваю.

Платья — девочек наряд
Платья носят все подряд
Юли, Ани, Маши, Зины
Насти и Полины.

Не ботинки я шнурую,
А шнурки я дрессирую,
Чтоб из рук не вырывались,
Надо мной не измывались!

Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился,
И отдельно поселился.
(Варежки)

Кормление и реклама блюд

Картошка, картошка,
Какая тебе честь!
А не будет картошки,
Что мы будем есть.

Из мешка бери картошку
И питайся понемножку
Можешь есть её варёной
Иль в мундире запеченной.

Туры, туры да растатуры
Не дворянской мы натуры
Коль картошки в супе нет
И обед нам не обед.
Там, там, тарарам
Без картошки худо нам.

Из картошки сварим кашу,
Всю родню накормим нашу
Кому каша надоест
Пусть картошку в супе ест

Я картошка, я картошка,
Я румяная немножко,
Перепачкана в земле,
Очень вкусна на столе.

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит
Всех излечит Айболит
Зайчиков и белочек,
Мальчиков и девочек.
И пришел к Айболиту медведь
И как начал, как начал реветь:
«Доктор, доктор, помогите
Медвежонок заболел».
Почему он заболел?
Может каши он не ел? Ел.
Может суп он не ел? Ел.
Может он салат не ел? Ел.
Отчего ж он заболел? Не пойму.
Му – му. Я скажу почему.
Он молоко не пил, масло не ел,
Вот потому и заболел, му – му.
Знайте, дети, не напрасно
Нужно кушать масло.
Молоко и масло – прекрасное лекарство
От бронхита, гриппа и ангины.

— Ты откуда, пирожок?
— Родом с поля я, дружок.
Я родился там зерном,
Был на мельнице потом.
Я в пекарне побывал,
А теперь на стол попал.

Кофе надо пить, друзья,
Выливать его нельзя.

Рыбу надо кушать дети,
Любят рыбу все на свете.

У котёнка в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели,
Две тетери кашу съели.
И кричат они котёнку:
— Ротозей ты, ротозей!
Если дали тебе кашу
Надо съесть её скорей!

В каждой крупинке
Сидит витаминка.
Кашку кушай,
Маму с папой слушай.

Мама чашку молока
Маше наливала.
«Мяу», — киска говорит
Вот и я пришла.

Кашка пушистая,
Вкусная, душистая.
Ешь, собачка: ам, ам.
Я собачке каши дам
Ешь, собачка, в плошке,
А дочурка – с ложки.

Травка – муравка со сна поднялась
Птица – синица за зерно взялась
Зайки за капусту,
Мышки за корку,
Детки за молоко.

Кушай кашу, кушай, крошка
И компоту пей немножко.

Хороша кашка,
Да мала чашка.

На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Руки вымою водой.
Повяжу тебе салфетку.
Ешь котлетку,
Ешь конфетку,
Молоко своё допей,
И пойдем гулять скорей.

-Очень вкусный
Лист капустный,-
Говорил мне
Зайчик грустный.
-Отчего ж ты
Зайчик, грустный?
-Потерял я
Лист капустный!

Кто пьет молоко,
Будет бегать далеко,
Будет прыгать высоко,
Тот, кто пьет молоко!

Кто съест суп,
Тот не будет глуп.

Дети, пейте все какао,
Витаминов в нем немало.

Чаю Мишенька, попей,
Осторожно не разлей.

«каша из гречки.
Где варилась? В печке!
Сварилась, упрела, чтоб (имя) ела!»

Умывание

Маша, мой лицо и шейку
Мойся мылом хорошенько,
Воду ты не проливай,
Сухо руки вытирай.

Хлюп, хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой нас.

Мыло бывает
Разным-преразным:
Синим,
Зеленым,
Оранжевым,
Красным…
Но не пойму,
Отчего же всегда
Черной-пречерной
Бывает вода?

Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться –
Мама может рассердиться…

Льется чистая водичка,
Мы умеет чисто мыться.

Моем шею, моем уши,
Вытираемся посуше.

Мойдодыру я родня,
Отверника ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.
(Кран)

Мылом мыли ушки,
Мылом мыли ножки,
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

Водичка-водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Я волшебная расческа,
Я дружу с любой прической,
Все мне, братцы, по плечу,
Я украсить вас хочу.
Если волосы опрятны,
Всем вокруг вы так приятны,
Все любуются на вас,
Отвести не могут глаз.

Хлюп-хлюп ручками!
Полон пены таз!
Ты не трогай, (имя),
Мыльной ручкой глаз,

Жил бобер в норе у речки,
Умываться он любил.
Утром, делая зарядку,
На прогулку выходил.
Умывался он раненько,
Зубы чистил, уши тер.
Самым чистым и опрятным
Был в лесу лесной бобер!

Картотека

Художественного слова в режимных моментах.

Г. Челябинск

МБДОУ №429

Воспитатель

Семенова Оксана Юрьевна

Умывание

* * *

Нежно щечки вытираем

Полотенцем мягким.

Вытираем каждый пальчик,

Чтоб сухим стал, гладким.

Нет ни капли на ладошках

У Наташи и Сережки.

* * *

Руки моем, не спешим

И ребяток не смешим.

А душистым, скользким мылом

Руки долго, долго мылим.

Пену нежную взбиваем,

Ею руки покрываем.

* * *

Умываюсь аккуратно,

Воду на пол я не лью.

Нянин труд так уважаю,

Что все капли удалю.

Вытру насухо ладошки.

Чистый я и все вокруг.

Аккуратным быть не просто,

Но приятно, милый друг.

* * *

Лейся, теплая вода,

Мне скорей на руки!

Мою с мылом руки я

Вовсе не от скуки.

Пеной мыльной я смываю

Всех микробов вредных,

Чтоб от них не заболеть

И здоровым бегать.

* * *

Умываться мне не лень

Даже 150 раз в день.

Чистоту легко любить,

Чистым так приятно быть!

Прием пищи

* * *

Будь культурным за столом.

Рот протри не рукавом,

Разговоров не веди,

Жуй подольше, не спеши.

* * *

Чтоб быстрее подрасти,

Витамины нам нужны.

Кальций нужен для костей,

Магний нужен для ногтей,

Кровь нуждается в железе,

В нужных дозах йод полезен.

Если вы обед съедите,

Организму угодите.

* * *

Не крошите хлеб, ребята.

Вы не куры, не утята.

Аккуратным надо быть,

Чистоту всегда любить.

Чтобы сильными нам стать,

Надо кашу всю съедать,

Щи скорее уплетать,

И про хлеб не забывать.

* * *

Сядьте прямо и красиво,

Локти на столы не класть.

Чтобы платье было чистым,

Ложкой надо в рот попасть.

Чавканье не украшает,

Как и весь в сметане рот.

Если кто с салфеткой в ссоре,

Сделайте наоборот.

Одевание

* * *

Скоро, скоро на прогулку!

Одеваться нам пора.

Что большими уже стали,

Показали мы вчера.

Не шалили, не кричали

И друг другу помогали.

Все, что нужно, очень быстро

Застегнули, завязали.

Все любимые игрушки

На участок принесли

И рассматривать машины

На экскурсию пошли.

* * *

На прогулку мы ходили,

Наши ножки не дружили.

Спотыкались, заплетались,

Бегать вовсе не старались.

Почему не дружат ножки?

Помешали им сапожки.

Их неправильно надели,

Застегнуть их не успели.

* * *

Такой на улице мороз,

Что отморозит даже нос!

Нам шею надо закрывать,

Потуже шарфик завязать.

И уши не забыть прикрыть,

Чтоб ветром их не застудить.

* * *

Чтоб не мерзла голова,

Шапка теплая нужна:

Красная с помпоном,

Синяя с зеленым,

Желтая с ромашками,

Белая с букашками,

Разноцветная с ушами.

Надевайте шапки сами!

Сбор с прогулки

* * *

Нагулялась, детвора?

В группу нам уже пора.

Снег с сапожек обметайте.

Куртки быстро обтрясайте.

Не забудьте посушить

Варежки и брюки,

На сушилке разложить,

Чтобы сохли лучше.

* * *

Нагулялась, детвора?

На обед идти пора.

Все игрушки соберите

И в корзину их сложите.

Парами за мной вставайте,

От меня не отставайте.

* * *

Все ко мне скорей спешите

И игрушки принесите.

Мы закончили гулять,

А теперь уходим спать.

Нагуляли аппетит?

Укладывание на дневной сон

* * *

Долго бегали, играли

И, конечно, все устали.

Тихий час нам будет кстати.

Лягут дети все в кровати.

Надо отдохнуть, поспать,

Чтобы бодрым снова стать.

* * *

Чтобы вам набраться сил,

Сон кроватку пригласил,

Взбил пуховую подушку,

Ей нашептывал на ушко,

Чтобы сон ваш стерегла

Лишь на час, не до утра.

* * *

Не шумите, не спешите,

Тихий час к себе зовите.

Пусть придет к вам Фея сказок,

И вы все уснете сразу.

* * *

Сладких снов вам, малыши,

Сказка к вам уже спешит.

Под реснички заползает

К тем, кто быстро засыпает.

Подъем после дневного сна

* * *

Просыпайтесь, детвора!

Вам играть уже пора.

Глазки сонные протрите,

Только долго не лежите.

Ну-ка, сделаем зарядку.

Все ли после сна в порядке?

Ножки теплые спустите

И по коврикам пройдите.

Ровно, глубоко дышите,

Просыпайтесь, не спешите.

* * *

После сна скорей вставайте

И постельку заправляйте.

Аккуратно одевайтесь,

Если надо, не стесняйтесь

Помощь друга попросить,

Да и зеркалу сходить.

* * *

Ждет расческа всех своя,

Вам чужая не нужна.

Правила личной гигиены

Соблюдайте непременно.

Причесывание

* * *

Русую косу заплетаю,

Тихо песню напеваю:

— Ты расти скорей, коса,

Нашей доченьки краса.

Дорасти до самых пят,

Чтоб тебе был каждый рад.

* * *

Гребнем волосы чешу,

Все про них я расскажу:

Как пушисты и легки,

Словно шелк, они нежны.

Волосочек к волоску

Их красиво уложу.

Как прическа хороша!

Украшает как меня!

* * *

Не забудь после сна

Причесаться, детвора.

К зеркалу все подойдите,

И прическу наведите.

Ровным будет пусть рядок,

К волосочку волосок.

* * *

Начинайте снизу вверх.

Вот тогда вас ждет успех.

Волосы не будут рваться,

Путаться, сопротивляться.

Их рукой попридержите

И расческой расчешите.

Туженкова Ю.А.,

заведующий МДОУ

«Ясли-сад № 165 г. Донецка»

Использование художественного слова в режимных моментах

Изменения в современном обществе предъявляют высокие требования к развитию выпускников образовательных учреждений, не исключение здесь и дошкольные учреждения. Поэтому выпускник ДОУ должен быть интеллектуален, развит психически и физически, любознателен. Познавательную активность ребенка рассматривают как деятельность, в процессе которой он учится, познает окружающий мир в игре, на ОД, в труде, продуктивной деятельности, в общении. В связи с этим большое внимание необходимо уделять работе с детьми по развитию познавательной активности не только в учебной деятельности, но и во время совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, в процессе проведения режимных моментов.
Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности, воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить. Режим в детском саду способствует быстрейшей адаптации к дошкольному учреждению. Организатором правильного режима в каждой возрастной группе является воспитатель. В режимных моментах важно применять
художественное слово с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей.
Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных ООД, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения.
В первую половину дня в работе с детьми младшего дошкольного возраста наряду с игровыми приемами широко используется художественное слово.

Во время утреннего приема воспитатель говорит:
«-Добрый день! – тебе сказали,
-Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты».
Так, стихи могут эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации.
Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.
Работе по формированию навыков культуры поведения поможет сказка.
Сказка « Три медведя» на новый лад – о том, как Маша учила Медвежонка правилам поведения. «Заблудилась Машенька в лесу. Видит дом стоит, а в нем живут медведи. Только вошла Маша в дом, Михаил Иванович увидел ее и заревел: «А-а, давно тебя ждем, помоги Мишутку научить правилам поведения за столом». Мишутка облизывает за столом лапы, Маша учит его, как пользоваться салфеткой, что надо говорить после еды. Формированию культуры поведения, навыков доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми будет способствовать чтение художественных произведений, например «Что такое хорошо, что такое плохо», рассказов Валентины Осеевой «Три сына», «Волшебное слово»; обсуждение пословиц, загадывание загадок. Стихи помогут поддержать интерес детей к внешнему виду, вызовут желание быть аккуратным, устранять неполадки в одежде.
Особое внимание надо уделить подготовке к утренней гимнастике.

Мотив: сильным хочешь быть и смелым? По утрам зарядку делай! В данном случае уместно использовать пословицы: «Где здоровье, там и красота», «Кто ходит больше, живет дольше», « В здоровом теле здоровый дух».
Специальное время отводится и для трудовой деятельности детей (уход за растениями и животными в утренние часы, ООД по труду, работа на участке и т. д.). От группы к группе она несколько возрастает, однако всегда занимает в режиме дня значительно меньшее место, чем игра и обучение. Из множества русских пословиц и поговорок нужно выбирать и те, которые могут сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно же, обогащать их речь. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях дети учатся понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли. Приведем пример такой ситуации. Дети играют, рассматривают книги, а двое мальчиков, не найдя себе занятия, сидят на ковре. Можно сказать: «От скуки бери дело в руки» и дать какое-то поручение. Дети охотно приступают к делу. А после того, как работа будет закончена, похвалить и спросить, почему так говориться. Таким образом, мы помогаем осмыслить пословицу и результат своего труда.
Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Таким образом, они являются нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств детей, и, прежде всего, трудолюбия и дружеских отношений друг к другу.
Перед приемом пищи, во время умывания, нужно следить за аккуратностью процесса, используя стихи, потешки, образное слово:

«Кран откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь смывайся! Грязь, смывайся!»
«Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру».
Перед завтраком, обедом или ужином целесообразно прочитать произведения, в которых говорится о культуре еды, правилах этикета (сказка «Петушок и бобовое зернышко» и др.), а также использую стихи:

«Вот и ужин подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил – так убери».


Для поддержания хорошего аппетита у детей следует уделять внимание оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а также сервировке стола. Все это должно вызывать у детей желание сесть за стол.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, народных сказок. Затем малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.
С помощью художественного слова легко заинтересовать детей и
во время прогулки. Стихи можно назвать звучащими динамическими картинками из жизни природы. Это прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития дошкольников. В игровой, занимательной форме малыши получают представления о мире:
«Мы по улице идем,
Дружно песенку поем.
Все хотим мы повидать,
Обо всем хотим узнать».
«Осень листья золотит,
Ветер с ними шелестит:
И с деревьев их разносит.
Поиграет. Снова бросит».

Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между ООД, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке. Воспитатель должен создать детям условия для всех видов игр, использовать поэтическое слово, как подготовку к играм всех видов. В стихах, потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность:
«Мы сегодня занимались
Много нового узнали.
Отдохнуть пришла пора.
Начинается игра».
Богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки — хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями.
Целесообразно использовать художественное слово, во время
подготовки ко сну. Это способствует успокоению и расслаблению детей, более быстрому засыпанию:
«Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко».
На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку.
Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, вроде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает». Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам.
В повседневной жизни также широко используем и загадки. В своей работе мы предлагали детям загадки в начале ООД, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении. Загадки вносят определенную «живинку» в ООД, заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Художественное слово – мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Конечно, чтобы удачно его применить, желательно, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребенком.

Использование художественного слова в режимных моментах

Изменения в современном обществе предъявляют высокие требования к развитию выпускников образовательных учреждений, не исключение здесь и дошкольные учреждения. Поэтому выпускник ДОУ должен быть интеллектуален, развит психически и физически, любознателен. Познавательную активность ребенка рассматривают как деятельность, в процессе которой он учится, познает окружающий мир в игре, на ОД, в труде, продуктивной деятельности, в общении. В связи с этим большое внимание необходимо уделять работе с детьми по развитию познавательной активности не только в учебной деятельности, но и во время совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, в процессе проведения режимных моментов. Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности, воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить. Режим в детском саду способствует быстрейшей адаптации к дошкольному учреждению. Организатором правильного режима в каждой возрастной группе является воспитатель. В режимных моментах важно применять художественное слово с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей.
Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных ООД, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения.
В первую половину дня в работе с детьми младшего дошкольного возраста наряду с игровыми приемами широко используется художественное слово.

Во время утреннего приема воспитатель говорит:
«-Добрый день! – тебе сказали,
-Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты».
Так, стихи могут эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации.
Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.
Работе по формированию навыков культуры поведения поможет сказка.
Сказка « Три медведя» на новый лад – о том, как Маша учила Медвежонка правилам поведения. «Заблудилась Машенька в лесу. Видит дом стоит, а в нем живут медведи. Только вошла Маша в дом, Михаил Иванович увидел ее и заревел: «А-а, давно тебя ждем, помоги Мишутку научить правилам поведения за столом». Мишутка облизывает за столом лапы, Маша учит его, как пользоваться салфеткой, что надо говорить после еды. Формированию культуры поведения, навыков доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми будет способствовать чтение художественных произведений, например «Что такое хорошо, что такое плохо», рассказов Валентины Осеевой «Три сына», «Волшебное слово»; обсуждение пословиц, загадывание загадок. Стихи помогут поддержать интерес детей к внешнему виду, вызовут желание быть аккуратным, устранять неполадки в одежде.
Особое внимание надо уделить подготовке к утренней гимнастике.

Мотив: сильным хочешь быть и смелым? По утрам зарядку делай! В данном случае уместно использовать пословицы: «Где здоровье, там и красота», «Кто ходит больше, живет дольше», « В здоровом теле здоровый дух».
Специальное время отводится и для трудовой деятельности детей (уход за растениями и животными в утренние часы, ООД по труду, работа на участке и т. д.). От группы к группе она несколько возрастает, однако всегда занимает в режиме дня значительно меньшее место, чем игра и обучение. Из множества русских пословиц и поговорок нужно выбирать и те, которые могут сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно же, обогащать их речь. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях дети учатся понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли. Приведем пример такой ситуации. Дети играют, рассматривают книги, а двое мальчиков, не найдя себе занятия, сидят на ковре. Можно сказать: «От скуки бери дело в руки» и дать какое-то поручение. Дети охотно приступают к делу. А после того, как работа будет закончена, похвалить и спросить, почему так говориться. Таким образом, мы помогаем осмыслить пословицу и результат своего труда.
Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Таким образом, они являются нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств детей, и, прежде всего, трудолюбия и дружеских отношений друг к другу.
Перед приемом пищи, во время умывания, нужно следить за аккуратностью процесса, используя стихи, потешки, образное слово:

«

Кран откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь смывайся! Грязь, смывайся!»
«Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру».

Перед завтраком, обедом или ужином целесообразно прочитать произведения, в которых говорится о культуре еды, правилах этикета (сказка «Петушок и бобовое зернышко» и др.), а также использую стихи:

«Вот и ужин подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил – так убери».

Для поддержания хорошего аппетита у детей следует уделять внимание оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а также сервировке стола. Все это должно вызывать у детей желание сесть за стол.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости.

Знакомство ребенка с художественной литературой

начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, народных сказок. Затем малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.
С помощью художественного слова легко заинтересовать детей и

во время прогулки

. Стихи можно назвать звучащими динамическими картинками из жизни природы. Это прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития дошкольников. В игровой, занимательной форме малыши получают представления о мире:

«Мы по улице идем,
Дружно песенку поем.
Все хотим мы повидать,
Обо всем хотим узнать».
«Осень листья золотит,
Ветер с ними шелестит:
И с деревьев их разносит.
Поиграет. Снова бросит».

Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между ООД, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке. Воспитатель должен создать детям условия для всех видов игр, использовать поэтическое слово, как подготовку к играм всех видов. В стихах, потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность:
«Мы сегодня занимались
Много нового узнали.
Отдохнуть пришла пора.
Начинается игра».
Богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки — хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями.
Целесообразно использовать художественное слово, во время подготовки ко сну. Это способствует успокоению и расслаблению детей, более быстрому засыпанию:
«Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко».
На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку.
Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, вроде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает». Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам.
В повседневной жизни также широко используем и загадки. В своей работе мы предлагали детям загадки в начале ООД, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении. Загадки вносят определенную «живинку» в ООД, заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Художественное слово – мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Конечно, чтобы удачно его применить, желательно, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребенком.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА  КАК СПОСОБА ОРГАНИЗОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ,

Режим  дня  подразумевает гармоничное всестороннее развитие детей. Он  представляет собой  систему , которая  помогает распределить  время  сна и бодрствования, гигиенических  процедур,  принятия  пищи,  игр,  образовательных занятий  и  прочей  деятельности.

Режим  дня  в  детском саду  организован  в  соответствии  с  нормами  СанПиНа, стандартный  график  рассчитывается  на 12 часов, которые ребенок  проводит  в  дошкольном  учреждении. 

Если режим дня в садике соответствует возрастным характеристикам ребенка, то он поможет укрепить здоровье , а также гарантирует его хорошую работоспособность. Вместе с этим он обеспечивает смену деятельности детей и защищает их от переутомления. Ребенок, который привыкает к режиму, заранее настраивается на новую деятельность, в результате чего она проходит более плодотворно и эффективно. Дети, которые соблюдают режим дня, имеют более устойчивую психику и меньше склонны к вирусным заболеваниям.

При составлении расписания  в первую очередь  учитывается тот факт, что активность и работоспособность ребенка на протяжении дня разная. Наиболее активны дети с восьми часов утра до двенадцати часов дня и с четырех часов дня до шести часов вечера. Самая минимальная работоспособность у детей – это приблизительно с двух часов до четырех часов дня. Поэтому развивающим занятиям отводится первая половина дня, учитывая тот факт, что дети в это время могут активно включаться в развивающую деятельность.

Распорядок дня в садике составлен соответственно: начиная с семи утра — прием детей, заканчивая их уходом домой в семь часов вечера.

Для  теплого  и  холодного  сезонов  существуют два  отдельных  режима, основное  различие  которых в  том, что  в  теплое  время  года детей воспитатели встречают на улице, а не  в  помещении,   большая  часть времени бодрствования  и  физической  активности  также  проходит на свежем воздухе.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОДНОГО ДНЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Утро.

 В утренние часы воспитатель принимает детей, проводит с ними зарядку и организованную образовательную деятельность (занятия). Также дети утром завтракают, а в свободное время они могут поиграть или пообщаться с другими ребятами.

1.  Прием детей.

День начинается с того, что воспитатель принимает детей у родителей. Здесь важно создать положительный эмоциональный настрой у ребят всей группы. Когда педагог принимает ребенка, он интересуется состоянием его здоровья, а также может ответить на некоторые вопросы родителей, впрочем,  не оставляя  без  внимания  уже  прибывших  детей.

2.   Утренняя зарядка.

Для того, чтобы дать заряд бодрости детям на весь день, с утра в расписание детского сада включена зарядка, которая предполагает ряд определенных физических упражнений. Ежедневные упражнения помогают укрепить опорно-двигательный аппарат малышей, делают их более выносливыми и здоровыми. Зарядку может проводить как сам воспитатель, так и работник по физической культуре. Обычно утреннюю зарядку выполняют под музыкальное сопровождение в зале для занятий по физкультуре (кроме ясельных и младших групп).

3. Завтрак.

Режим дня в ДОУ строго регламентирует время приема пищи детьми, в частности, завтрака.

4. Занятия (образовательная деятельность).

С 9 часов начинается непосредственно организованная деятельность – занятия, на которых малыши познают окружающий мир, знакомятся с основами математики, развивают речь. Кроме занятий в группе, за организацию которых отвечает воспитатель, с ребятами занимается музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. В логопедических группах (старших и подготовительных) дополнительно организовываются речевые занятия, которые проводит учитель-логопед. В зависимости от возраста продолжительность и количество занятий меняется: у  младших дошкольников педагог проводит одно занятие в первую половину дня и одно – после сна. В средней группе ребята занимаются примерно до 10 часов (не более двух занятий в день). Количество занятий в старшем дошкольном возрасте может увеличиваться до трех в день, соответственно возрастает и длительность самого занятия. Между организованной деятельностью обязательно предусматриваются перерывы, во время которых дети могут отдохнуть и подвигаться.

В режим дня детского сада включены следующие виды занятий:

— познавательное развитие,

— математическое развитие,

— речевое развитие,

— ознакомление с художественной литературой,

— продуктивная деятельность (лепка, конструирование, аппликация),

— изодеятельность,

— музыка,

— физическая культура.

День.

Дневное расписание детского сада включает в себя прогулку, обед и дневной сон.

1.  Дневная  прогулка.

Непременно в режим детского сада входит дневная прогулка для детей, которая   способствует оздоровлению детей, закаливанию, развитию движений и их общему познавательному развитию. Обычно в детском саду прогулки проводят в любую погоду. Поводом для ее отмены являются – сильные порывы ветра, проливной дождь, обильный снегопад и метель, сильный мороз и т.д. При моросящем дожде и не сильном снегопаде дети гуляют на верандах, которые специально для этого предусмотрены. В разных возрастных группах прогулка длится свое определенное время.

2. Обед.

Для того, чтобы восстановить энергию после познавательной и активной деятельности, ребенку предлагают съесть полноценный обед, который состоит из салата, первого, второго и третьего блюд. Время обеда – серьезный этап. Здесь дети ведут себя по-разному. Помимо того, что могут отличаться их вкусовые пристрастия, некоторые из них могут хотеть спать и начинают капризничать. Если дети совсем маленькие, они просто могут не уметь кушать самостоятельно, потому нянечка или воспитатель помогает  им.

3. Дневной  сон. 

Детям дошкольного возраста просто необходим дневной сон, поэтому его обязательно включают в режим дня в детском саду. Продолжительность сна зависит от возраста детей. Обычно дневной сон длится от полутора до трех часов.

Вечер.

 Вечерним считается время после сна и до ухода детей домой. В эти часы у ребят появляется больше времени для самостоятельной игрой деятельности, а педагог может выкроить несколько минут для индивидуальной работы с тем или иным ребенком.

 1. Полдник.

После того, как дети проснулись, они идут полдничать. Это легкий перекус, который поможет ребенку не испытать чувство голода до ужина.

 2. Игровая  и  образовательная  деятельность.

Для ребят старшего возраста (старшая и подготовительная группы) после полдника в расписание в детском саду включена дополнительная прогулка.

Предусмотрена в вечернее время и образовательная деятельность. Занятия проходят в группах младшего и среднего возраста. Это может быть лепка или рисование, музыка или физкультура. В вечернее время детям отводится больше времени для самостоятельной деятельности, сюжетно-ролевых или настольно-печатных игр.

 3. Ужин.

Около пяти часов вечера дети садятся ужинать.

4. Прогулка. Уход домой.

Если  позволяет  время  и  погода,  дети отправляются  на вечернюю  прогулку, откуда  их  и  забирают  родители.

Таким  образом,  примерный  распорядок  дня  в  дошкольном  детском  учреждении  построен  примерно  в таких  временных рамках:

7.00 – 8.00 – Сбор детей

8.00 – Физкульт-минутка

8.30 – Завтрак

9.00 – 10.00 – Развивающие занятия

10.00 – 11.30 – Игры на свежем воздухе

12.00 – 12.30 – Обеденное время

12.30 – 15.00 – Тихий час

15.30 – Полдник

16.00 -17.00 — Развивающие занятия

17.00 – Ужин

17.30 – Игры на территории, прогулка

До 19.00 – домой

Распорядок дня в детском саду для младших и старших детейособенности  режимных  моментов.

Режим дня в садике имеет свои отличия для младших и старших детей. Педагоги младших групп больше уделяют внимание развитию культурно-гигиенических навыков, чем непосредственно образовательной деятельности. Сами занятия здесь короче, длятся они по 10-15 минут. Воспитатель проводит занятие по подгруппам. Прогулка у малышей короче по продолжительности, потому что много времени уходит на процесс одевания-раздевания. Из-за этого в вечернее время прогулку для маленьких ребяток не проводят.

С возрастом детей увеличивается не только сложность занятия, но и его продолжительность. Поэтому на дневной сон остается меньше времени, а прогулка, наоборот, увеличивается.

Организация распорядка дня имеет важное значение для детей. Родители должны знать, как спланирован день в детском саду у ребенка, и стараться придерживаться этого режима и дома.

 Я считаю целесообразным использовать  в  режимных моментах , в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста речевой  материал. Фольклор обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии.

Художественное слово помогает:

развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его здоровья

развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма

формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде

развивать культурно – гигиенические навыки и т. д.

Чтобы удачно применять художественное слово необходимо, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком.

  Малыша не просто научить культуре самообслуживания и навыкам ухода за своим телом. В  детском саду во время режимных моментов и  выполнения гигиенических процедур важное внимание уделяют педагоги воспитанию аккуратности и культуре гигиенических навыков. Ребенок ,владеющий правилами содержания в чистоте и в порядке личных вещей и приученный к выполнению  гигиенических процедур, легче адаптируется в коллективе сверстников,  активен в игровой деятельности, легко выполняет общепринятые правила этикета. Для повышения эффективности овладения детьми различными правилами и нормами, удачно использовать небольшие потешки, стихи, песенки, загадки, поговорки. При проведении режимных моментов использую  художественное слово, игровые приемы

Приведу  примеры  использования  художественного  слова  в  режимных  моментах:

1.  Утром создать хорошее настроение и облегчить расставание ребенка  с мамой. Вместе с детьми читаем попевки.

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём.

С добрым утром,

С новым днём!

Вот как весело живём.

Или

Встанем рядышком, по кругу,
Скажем  «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Доброе утро!

Если ребенок  тяжело переносит расставание  с  родными,  можно успокоить его  следующими  строками:

Мама белого Котенка
В детский садик привела.
Но пушистого ребенка
Успокоить не могла. 

Стал мяукать он, цепляться
Лапкой за ее подол,
Не хотел в саду остаться,
В группу он никак не шел. 

Мама-Кошка торопилась
И, сказав печально: <Ах!>,
От Котенка отцепилась
И сама ушла в слезах. 

Нет, не стоит так, ребята,
Громко плакать и кричать:
Мама ведь спешит куда-то,
Мама может опоздать. 

Мамы вас всех очень любят,
Долгожданной встречи ждут,
О детишках не забудут —
Обязательно придут! 

2.  На  зарядку  веселее  собираться  , читая  строки:

Мы пришли, не опоздали,

Прямо на зарядку.

С веток мы бананы рвали

И капусту с грядки.

И ещё, как самолёты,

В небе мы кружились!

Побесились, зарядились

И развеселились!

(М. Сенина )

Малыши-крепыши

Вышли на площадку,

Малыши-крепыши

Делают зарядку!

(Т. Волгина)

На зарядку! На зарядку!

Просыпайтесь по порядку,

Руки, ноги, голова!

Ать-два! Ать-два!

На зарядку! На зарядку!

Достаём ладошкой пятку!

На  зарядку!

Каждый день, что мы встречаем ,

Мы с зарядки начинаем!

Малыши, малыши,

Дружные ребятки.

Малыши, малыши

Вышли на зарядку!

2. Гигиенические  процедуры   проходят слаженней  под прибаутки и  стихи.

1. Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

2. Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

3. Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да постричь их поскорей.

Умываться по утрам

И еще по вечерам.

Чисто вымою я уши —

Будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза?

С мылом умывался я.

Мне еще нужна сноровка,

Чтобы зубы чистить ловко.

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

Ай, лады, ай, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

4. Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

5. Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

6. Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась —

И на лапках грязь осталась.

Полотенце — в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот —

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

4. Перед  завтраком ,  обедом и  ужином  полезно напомнить  об  аккуратности за столом,  правильном  использовании  столовых  приборов.

1. А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

2. На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Пей, дружок, томатный сок,

Будешь строен и высок.

3. Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.

4. На того кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно,

Мы едим всегда красиво,

После скажем всем «Спасибо».

5. Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

6. Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке — гляди!

7. Сначала он в поле большом колосится,

Потом в амбаре крестьянском хранится.

Затем он в пекарне печется

И мягким, душистым на стол подается.

8. Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

9. Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

5. На  прогулку  собираемся ,  приговаривая:

1. Вот они, сапожки:

Этот — с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот — с правой ножки,

Этот — с левой ножки.

Вот так хорошо!

2. Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

6.  Отход к  дневному  сну должен  проходить  как  можно  позитивнее,  настраивать  на  расслабление,  убаюкивать.

1. Если хохотателям

Не хочется в кровать,

Нужно воспитателям

Чуть-чуть поколдовать.

Нужно группу болтунов

Превратить в бормотунов.

Группа набормочется,

И сразу спать захочется.

(П. Синявский )

2. Мы гуляли, мы играли

И немножечко устали.

Чтобы сил еще набрать,

Надо нам чуть – чуть поспать.

Ты закроешь глазки –

И приснится сказка:

Про кота – мурлыку,

Журавля – курдыку,

Лисоньку – хитрюлю,

Мышку – крохотулю,

Зайчика – хвастушку,

Про жужжалку мушку,

Про шмеля – гуделку,

Хлопотушку – белку,

Про сластену – мишку.

Спи моя малышка!

(Для девочек)

Засыпайте, мои милые!

Набирайтесь  силы!

   (Для мальчиков)

3.   Нельзя шуметь,

Нельзя толкаться,

Нельзя шептаться и смеяться,

Потому что у нас

Наступает «Тихий час».

4. Поиграли Звери дружно,

После спать ложиться нужно.

Наступает тихий час,

Тишина нужна сейчас.

Даже если вы не спите,

То лежите, не шумите,

Не мешайте другу спать

И спокойно отдыхать!

7. Просыпаться после сладкого сна не всегда легко,  опять на помощь приходят стихи:

Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!

Поздороваться Солнышко вышло с тобой!

Посмотри, как оно улыбается!

Новый день, новый день начинается!

Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?

Или

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки.

Мы потянемся — потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растём, растём, растём!

Для  детей, которые просыпаются  раньше  положенного  времени,  можно  прочитать  стихотворение:

На исходе тихий час,
Крепкий сон ушел от вас.
Если вам уже не спится,
Все ж не стоит веселиться,
И не надо баловаться
И подушками кидаться. 

По кроватям прыгать лихо.
Полежите лучше тихо.
Чтобы перья не летели,
Как февральские метели.
Полежите, помолчите
И подъема подождите.

8. Приводим  себя  в  порядок,  расчесываемся после  сна,  приговаривая:

Чешу, чешу волосоньки, 
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой? 
Деткам делаем прическу. 

Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брагу
Целый день ходить лохматым

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплёту,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
«Ты расти, расти, коса —
Всему городу краса».

9. Вот  и  прошел день в  детском  саду.  Ребята  ждут родителей,  с нетерпением смотрят на  двери.  Уместно  прочитать  с  ними  следующие  стихотворения:

Солнышко, не заходи,
На дворе нас подожди!
Мы сейчас идём гулять
И родителей встречать.
Я соскучилась по маме,
Не могу дождаться прямо!
Пусть она скорей придёт
И домой меня возьмёт!

(М. Сенина )

Группа вышла одеваться,
На прогулку собираться,
Дожидаться пап и мам.
А потом – и по домам.

Я кряхтел, сопел, старался,
Чтоб успеть быстрее всех,
Самым первым оказался…
Но раздался дружный смех!

Только тут и я заметил,
Что надел совсем не то:
Ведь на мне ботинки Пети
И Наташино пальто!

Долго б папа удивлялся
И растерянно гадал:
Ну куда ж я подевался?..
Он меня бы – не узнал!

(Е. Груданов )

Также  напоминаем о  вежливости и необходимости  отпроситься у воспитателя:

Вот и вечер на подходе.
За зверюшками приходят
Мамы, папы, дяди, тети,
Вы сейчас домой пойдете. 

Воспитатель должен знать:
Вас пришли уже забрать?
Сообщили? Хорошо.
До свиданья! День прошел. 

Конечно,  это далеко не  полный  перечень  всех  примеров  использования  художественного  слова  в  режимных моментах,  например, убирать  игрушки,  помогать помощнику  воспитателя  накрывать на  столы,  соблюдать  чистоту  в  группе  также  можно сопровождать рифмованными,  легко запоминающимися  строчками. Удобно заготовить карточки со стихами и потешками на каждый случай, ведь не все можно запомнить, да и не лишним будет вносить новые забавки для деток в картотеку. Можно сделать их с картинками и показывая детям, просить их угадать, что мы сейчас будем делать: мыть ручки, собираться на прогулку и т.д. 

Спасибо за  внимание!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Старший контрольный мастер отк должностная инструкция
  • Ацетилсалициловая кислота магния гидроксид инструкция по применению
  • Геделикс от влажного кашля инструкция по применению
  • Идеальная наседка инкубатор инструкция температурный режим работы
  • Чампикс цена инструкция по применению цена отзывы аналоги цена