Источники информации которыми руководство

В качестве источников информации используются первичный и статистический учет оперативный учет по центрам ответственности и затрат учет изменений норм и отклонений от них, если реально внедрен нормативный метод учета затрат и калькулирования материалы непосредственных наблюдений за деятельностью беседы с руководителями подразделений и исполнителями оценки специалистов-экспертов и др.  [c.16]

Информированность. Чтобы быть в курсе всех событий, менеджер типа 5.5 часто использует неформальные источники информации (это могут быть сплетни и слухи). Делает это он для того, чтобы держать руку на «пульсе» жизни организации. Влиятельные члены неформальной информационной структуры считают такого руководителя «своим парнем». Руководитель типа 5.5 считает, что надо пользоваться шестым чувством, «встроенным радаром», чтобы знать, что происходит вокруг.  [c.265]

Метод критических ситуаций в качестве источника информации использует работника, занимающего данную должность, реже руководителя. Информация от них собирается методом собеседования или дневника критических ситуаций. Особенно полезен данный метод для разработки систем подготовки работника, оценки деятельности и целей отбора. Опрашиваемых часто просят назвать (вспомнить) шаги (критические ситуации) в процессе успешного выполнения задания или исполнения должности, ситуации и действия (модели поведения), приведшие к провалу. .  [c.70]

Наиболее ценной информацией для досье считаются сведения, полученные как при личном знакомстве с фирмой, ее руководителями или владельцами, так и в процессе коммерческих переговоров. В качестве дополнительных источников информации используются данные фирменных справочников, годовые отчеты фирм (открытые акционерные общества публикуют их ежегодно в обязательном порядке), справки банков и специализированных информационных фирм.  [c.145]

Следует добавить к этому списку пропагандистских моделей и использование слухов. Модель слухового источника информация используется при отсутствии указания на источник. Сергей Филатов, руководитель администрации Президента России, в своем интервью газете «Московские новости» так охарактеризовал один из возможных вариантов использования этой модели  [c.571]

Руководители должны быть в состоянии, используя информацию Администратора, контролировать проекты и принимать по ним обоснованные решения. Что касается менеджеров проектов, то если им нравится пользоваться услугами Администратора проекта (не использовать собственные источники информации), значит, он на месте .  [c.107]

Например, на уровне клерка в качестве следующего по значению источника информации выступают слухи, а вот сведения научного характера его, как правило, мало интересуют. Зато научные методы и отчасти сведения из средств массовой информации — это то, что необходимо в работе руководителя отдела (группы, звена и т.п.). От него требуется принимать количественно обоснованные решения по увеличению прибыли, он заинтересован в том, чтобы использовать современные методы оценки эффективности рискованной деятельности. Кроме того, он должен обладать достаточным кругозором, чтобы методически правильно ставить задачи и организовывать работу подчиненных, своевременно внедрять новое в работу подчиненного ему отдела. Руководитель отдела — это основная организующая сила на любом предприятии. Руководитель бизнес-единицы во многом похож в своих предпочтениях относительно источников информации на руководителя отдела. Однако в силу большей оторванности от конкретных людей и задач и более высокого личного статуса руководитель бизнес-единицы меньше верит тому, что вещают масс-медиа, а больше обращает внимание на кулуарные слухи.  [c.216]

Важно обратить внимание на то, что существующий в организации информационный порядок является вполне самостоятельным объектом. Действительно, можно сменить руководителей или членов организации, набрать новых сотрудников и заново сформировать коллектив, а организация, благодаря накопленному заделу и опыту, будет продолжать работать, используя имеющиеся источники информации. Однако следует избегать излишнего преувеличения роли информационного порядка. Его возможности могут быть реализованы только при наличии соответствующего материально-технического обеспечения в сочетании с высоким профессионализмом персонала организации.  [c.143]

Так, из анализа диаграммы на рис. 3.2 следует, что на уровне «Исполнителя» в качестве основных источников информации рассматриваются слухи и сведения, полученные из средств массовой информации. А вот на уровне «Высшего руководства» предпочитают больше доверять объективным научным данным, а также личным наблюдениям и опыту. «Администратору» в силу особенностей его деятельности почти не приходится оперировать точными научными данными. Он действует, используя в основном текущую информацию, слухи, опираясь на интуицию и личный опыт. Что касается «Руководителя звена», то львиную долю необходимой для руководства информации такое ЛПР получает от своего ближайшего окружения, на уровне слухов. Однако статус такого руководителя требует от него постоянно прибегать к информации из официальных источников, справочников, из приказов вышестоящего руководства и должностных инструкций, а также из средств массовой информации. Это, в определенной степени, делает его заложником навязываемых извне мнений, сковывает личную инициативу для принятия решений о типе «механизма ситуации». Следовательно, все  [c.213]

Компании все чаще внедряют программы многоканальной обратной связи с трудовым коллективом, рассматривая их как весьма эффективный инструмент оценки труда каждого работника. В отличие от традиционных методов оценки, проводимой прежде всего руководителем, многоканальная обратная связь позволяет получить информацию о деятельности работника из нескольких источников, в том числе от его коллег, из его текущих отчетов, от смежников или потребителей. Чаще всего эта информация используется для разработки программы повышения квалификации или обучения работника, но в последнее время она все чаще привлекается и для расчета премиальных или других видов вознаграждения. Как правило, программы материального поощрения с использованием информации из диверсифицированных источников более сложны с точки зрения администрирования и интерпретации  [c.80]

В настоящее время в литературе по маркетинговым исследованиям можно встретить понятие маркетинговая информационная система (МАИС) или (МИС), которая строится на основе увязки всех систем маркетинговой информации и их составляющих. Поэтому МИС включает в себя системы внутренней, внешней информации, результатов маркетинговых исследований и анализа информации (рис. 8). Система внутренней информации содержит сведения, отражающие различные стороны деятельности предприятия и его состояние. К таким сведениям могут относиться данные заявок, заказов, договоров, отчетов и т. д. Внутренняя информация облегчает руководителям и специалистам выработку и принятие маркетинговых решений, но обычно не используется в отрыве от других видов информации, поскольку не содержит многих необходимых сведений. Система внешней информации ориентирована на источники и методические приемы, с помощью которых можно получить сведения о событиях и ситуациях, складывающихся во внешней среде. Маркетинговые исследования формируют многочисленные данные, необходимые в МИС для принятия решений по различным аспектам маркетинговой деятельности. Они касаются таких направлений, как исследование рынка, потребительских свойств товаров и др. Система анализа маркетинговой информации включает анализ общеэкономических показателей, а также кратко- и долгосрочное прогнозирование, основанное на анализе тенденций.  [c.42]

Применяемый в настоящее время баланс предприятия (табл. 1.1) приближен по своему содержанию к условиям рыночной экономики и международным стандартам, так как активы предприятия отражены в нем как стоимость имущества и долговых прав, которыми располагает предприятие на отчетную дату, а пассивы — как источники финансовых ресурсов и обязательства предприятия по займам и кредиторской задолженности. Информация, содержащаяся в балансе, представлена в удобном для проведения анализа виде и может использоваться различными пользователями руководителями предприятий, экономическими службами, инвесторами, кредиторами, налоговой службой, банками и др.  [c.12]

Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Получаемая информация позволяет ее обладателю принимать оптимальные решения и осуществлять тем самым власть. Координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью делают человека властным. Информация играет важную роль в формировании власти руководителя. Особое значение это приобретает в век всеобщей компьютеризации. Власть информации следует отличать от экспертной власти, которая связана с пониманием или способностью использовать данные. Так, например, помощники и секретари нередко обладают значительным количеством информации, но это вовсе не означает наличие у них экспертной власти, особенно в специальных областях. Они могут помочь подготовить информацию для решения, но не принять решение. Организационную основу власти составляют следующие источники власти принятие решения, вознаграждение, принуждение, власть над ресурсами, власть связей.  [c.406]

Прогноз положения фирмы на рынке. Информация о внешней среде дополняется сведениями о потенциальных возможностях, предоставляемых рынком для осуществления определенных видов деятельности. Эти сведения сопоставляются с данными об имеющихся материальных, технических, кадровых и финансовых ресурсах фирмы. Далее задача заключается в том, чтобы не только оценить целесообразность и существующие возможности реализации того или иного вида деятельности, но и использовать потенциальные возможности на 3, 5 или 10 лет вперед (срок устанавливается в зависимости от размеров и содержания бизнеса). Для разработки этого этапа привлекается бухгалтерская и оперативная отчетность фирмы. Очень эффективным источником информации являются различного рода опросы руководителей всех уровней и рядового персонала.  [c.144]

Маркетинговая информационная система включает четыре компонента (1) внутреннюю систему учета, объединяющую информацию, проходящую по всему циклу от размещения заказа до его оплаты, и систему торговой отчетности (2) систему маркетингового наблюдения — ряд процедур и источников, используемых для получения ежедневной информации об изменениях во внешней рыночной среде (3) систему маркетинговых исследований, предназначенную для сбора, систематизации и анализа данных, применительно к конкретной маркетинговой ситуации и доведения их до сведения руководства (4) компьютеризированную систему поддержки принятия маркетинговых решений, которая помогает руководителям интерпретировать соответствующие данные и информацию и использовать их в качестве отправной точки для осуществления маркетинговых мероприятий.  [c.200]

Выше (глава 5) мы определили власть как реальную возможность влиять на поведение других (подчиненных) людей и распоряжаться ограниченными ресурсами организации для достижения ее целей. В целом власть характеризует способность руководителя влиять на конкретные рабочие действия и принимаемые решения. Эта способность взаимосвязана с источниками власти. Применительно к рассматриваемой проблеме можно выделить следующие типы или формы власти руководителя законная власть и полномочия, которой обладает руководитель в соответствии с занимаемой им должностью в организации, принуждение, вознаграждение, традиции, опыт и личный пример. Руководитель также может влиять на подчиненных через разумную веру, вовлечение в принятие решений и убеждение. Эффективные руководители используют для оказания влияния, как правило, различные формы власти. Одновременно и подчиненные имеют определенную власть над руководителем. Эта власть проявляется в зависимости руководителя от подчиненных в таких вопросах, как необходимая информация при принятии решений, неформальные контакты с людьми, чье содействие требуется для руководителя, влияние, которое могут оказывать подчиненные на своих коллег, способность подчиненных выполнять задания. Принимая решение об использовании власти, руководитель должен учитывать, что одностороннее использование им своей власти в полном объеме может вызвать ответную реакцию, когда подчиненные захотят продемонстрировать свою власть. Такие взаимоотношения могут снизить уровень достижения целей организации и привести к напрасной трате усилий руководителя. Все факторы, связанные с использованием власти и других методов влияния руководителя на поведение подчиненных для достижения целей организации в конечном итоге определяют конкретный стиль руководства.  [c.144]

Некоторые руководители недооценивают значение таких встреч с подчиненными, проводят их от случая к случаю. Тем самым они лишают себя хорошего источника получения информации и не используют их как средство воспитания подчиненных.  [c.106]

В контроллинге особое значение приобретает информация. Для обеспечения задач менеджмента контроллер должен предоставлять руководителям предприятия и его подразделений информацию для принятия решений и контроля. Контроллер обязан передавать нужным сотрудникам и подразделениям компании точную информацию в нужный момент и в удобном для использования виде. Контроллер использует внутренние и внешние источники информации, обрабатывает ее и направляет внутренним или внешним адресатам. Сотрудники всех подразделений, в свою очередь, также должны предоставить ему необходимую информацию.  [c.153]

Для различных целей используют счета обобщенные и более подробные или детальные. Для обобщенной характеристики учетных объектов, т. е. средств, источников, фактов хозяйственной жизни используют синтетические счета или счета синтетического учета. Для более детальной характеристики применяют счета аналитические. Например, чтобы ответить на вопрос, хватит ли денег в кассе для выплаты заработной платы, руководителю предприятия и главному бухгалтеру надо иметь информацию об общей задолженности перед коллективом по оплате труда, т. е. знать величину кредитового сальдо по пассивному счету Расчеты по оплате труда .  [c.23]

В виде источников информации для оценки руководителей могут использоваться операционный и балансовый отчеты анализ экспертами положения дел в организации и причин отклонений от поставленных целей протоколы заседаний комитетов и комиссий результаты опроса работников, потребителей и клиентов отзывы в средствах массовой информации.  [c.213]

Эта модель является развитием модели репозитория и отражает намерения предприятия распространять среди своих функциональных служб и подразделений методологию управления проектами, причем ОУП отводится роль координирующего центра коммуникаций между ними. Он отвечает за документальное оформление передового опыта и активный мониторинг хода выполнения и характеристик проектов. Результаты этой работы используются для повышения эффективности предприятия и обучения неэффективных или вновь назначаемых руководителей проектов. В этой модели ОУП действует преимущественно как тренер, консультант или наставник. Он служит также источником информации о проектах, участвует в формировании технических заданий на проекты и анализе достигнутых результатов после их завершения.  [c.75]

Второй этап предусматривает проведение совещаний менеджеров, в чьем непосредственном подчинении находятся руководители проектов, и которые сами подотчетны спонсорам проектов. Этим менеджерам будет намного проще работать, если они сумеют сообщать хорошие новости о проектах тем, кто финансирует работы. За отчетный цикл следует предусмотреть насколько таких совещаний с периодичностью 3-5 недель с тем, чтобы менеджеры могли изучить и откорректировать некоторые детали, относящиеся к портфелю проектов, и приучились использовать этот, новый для них источник информации.  [c.312]

ОУП, достигшему этого уровня, уже известны потенциальные возможности, имеющиеся в организации для ускорения процессов выполнения проектов. Ситуация на этом этапе существования ОУП обычно характеризуется более четким установлением требований к функциональным подразделениям, которые могут быть проще переведены на тот язык, которым пользуются разработчики. Выявлены и включены в планы все составляющие работ, как касающиеся содержания проектов, так и напрямую с ним не связанные. Ведется учет всех задержек проектов, связанных с переделками и доработками. Руководители проектов используют ОУП как источник информации для изучения и выработки собственной стратегии, направленной на ускоренное завершение проектов и парирования факторов, угрожающих задержками при их выполнении. Интенсивность использования ресурсных пулов планируется, что позволяет 80% исполнителей знать свою загрузку на месяц вперед. Выявлены стратегические ресурсы предприятия.  [c.504]

Во многих организациях торговый персонал недостаточно используется в качестве источника рыночной информации главным образом из-за неумелого руководства этим процессом. Торговые агенты не получают ни признания, ни вознаграждения за предоставляемые данные, которые либо не используются, либо не приносят ощутимых результатов виновником такого положения часто является служба маркетинга. Руководители сбыта должны совместно с ней разработать цели получения информации и управление этим процессом, по-  [c.243]

Все большие рекламные агентства, и даже некоторые относительно небольшие, содержат специализированные библиотеки (часто называемые информационными центрами), в которых имеются справочные издания словари, энциклопедии, атласы, поваренные книги, сборники цитат, отраслевые и массовые газеты и журналы. Авторы, художественные руководители и производители используют эти источники, когда они нуждаются в информации о пользователе, продукте или торговой марке в творческих целях. Информационный центр — одна из наиболее важных струтур отдела исследований рекламного агентства. Даже агентства без отдела исследований обычно имеют какой-либо информационный центр.  [c.221]

Индивидуальная управленческая концепция руководителя (ИУК) — это способ понимания и трактовк Она соотносится с жизненной позицией руководителя, служит своеобразным источником принята сумма решений. Через призму ИУК руководитель оценивает поступающую информацию, сообр предшествующим опытом. ИУК объясняется факт выбора разных целей разными руководителями сложившихся условиях. Так, нерадивого работника одни стремятся уволить, другие проводят воспита могут рекомендовать на более высокую должность в другой коллектив, чтобы от него избавиться. Друг случае используются административные методы, во втором — воспитательные, в третьем — с недостойный руководителя.  [c.10]

Важным источником информации о компетенциях, которыми должен обладать преемник, является работающий в должности руководитель. Его мнение должно быть внимательно выслушено и использовано при создании портрета, как в части профессиональных навыков, так и общечеловеческих качеств.  [c.177]

Одной из причин деконструктивных всплесков (забастовки, прекращение сдачи продукции и т.п.) в кризисных коллективах становятся слухи, возникающие на почве низкой информированности персонала. Это выдвигает проблему систематического информирования членов коллектива кризисной организации в разряд наиболее актуальных. Практика показывает, что линейные руководители, как правило, доводят до рабочих и специалистов полученную сверху информацию в неполном объеме, а нередко — в искаженном виде. Это становится источником неверного восприятия рядовыми работниками стратегических установок руководства, которые в кризисных ситуациях на первый взгляд кажутся не всегда логичными и оптимальными (зачастую ввиду их отклонения от стандартных решений для сбалансированных производственных подсистем). В этом ракурсе одним из центральных вопросов антикризисного управления является создание внутрифирменной структуры по систематической пропаганде политики высшего руководства среди работников. Наиболее удобна организация такого подразделения в составе центра или отдела маркетинга. Применяемые маркетологами PR-технологии в отношении внешней среды могут быть успешно использованы и для работы с персоналом организации.  [c.368]

Основные
вопросы по теме:

  1. Информация и ее
    восприятие

  2. Понятие информационной
    системы и технологии

  3. Аппаратные средства

  1. Информация и ее восприятие

Поведение
человека обусловлено определенной
полученной, усво­енной и обработанной
им информацией. Под
информацией

понимается совокупность сведений и
сигналов о процессах и явлениях,
протекаю­щих
во внешнем окружении и самом организме
человека.

Управленческая
информация — это совокупность сведений
о
состоянии
и процессах, протекающих внутри и во
вне организа­
ции.

Управленческую
информацию классифицируют по следующим
признакам:

— по
содержанию — кадровая, техническая,
финансово-экономиче­ская,
правовая, общественно-политическая,
природоохранная и др.;

— по
назначению — для руководителей и
исполнителей, для однора­зовых
действий и повседневного руководства,
для внешнего или внут­реннего
пользования;

— по
степени конфиденциальности — для общего
пользования, слу­жебного
пользования, секретная, сверхсекретная
особой важности, подлежащая
разглашению через установленный срок;

— по
степени достоверности — достоверная
и проверенная, подлежа­щая
дополнительной проверке, сомнительная,
базирующаяся на до­мыслах
и слухах;

— по
степени готовности для пользования ею
— первичная несисте­матизированная
и необработанная, промежуточная,
прошедшая пред­варительную обработку,
и конечная, готовая для анализа и принятия
решения
по ней;


по объему, источникам, срокам сбора и
доставки, способам получе­ния
и распространения и другим признакам.

Источниками
управленческой информации
могут
быть: выше­стоящее
руководство, подчиненные им руководители
и органы управ­ления, средства массовой
информации, информационные системы,
пе­риодическая печать, образцы техники,
техническая документация, справочники,
бизнес-документы, фотоснимки, микрофильмы,
показа­ния
приборов и др.

Значительную часть
времени менеджеры уделяют работе с
такими
источниками
информации, как: бухгалтерские отчеты,
акты о ревизиях и
проверках, итоги аудита, финансовые
документы, сведения о движе­нии
кадров, поставках, объему производства
и сбыту.

Особо
следует остановиться на устной
информации
.
Для
получе­ния
оперативной информации руководители
часто применяют практи­ку
устных докладов. Восприятие устной
информации здесь носит двусторонний
характер.

Психологи указывают,
что человек воспринимает не всю
посту­пающую
к нему информацию. Это зависит от
множества причин субъ­ективного
характера: личности передающего
информацию и личности ее
воспринимающего; от физиологических
возможностей органов чувств
обоих; склада и черт их характеров;
способностей улавливать в потоке устной
информации «тонкости»; умения верно
определять зна­чение невербальной
информации; концентрации внимания на
обсуж­даемом
вопросе; степени доверия участников
обмена информацией друг
к другу и ряда других причин.

Слушая
человека, следует внимательно наблюдать
за его поведени­ем
— жестами, мимикой, позой, взглядом, его
одеждой и обувью, ма­нерами
и другими формами внешнего выражения
индивидуальности.

В
процессе восприятия устной информации
(и не только устной) имеет
значение внешнее окружение и ситуация.
Важное значение имеет
место, где встречаются обменивающиеся
информацией, характер самой
информации, кто инициатор встречи или
от чьего имени осуще­ствляется
встреча по обмену информацией, присутствие
других людей, шум,
музыка и все, что может отвлекать внимание
передающего и принимающего информацию.
Восприятие информации зависит и от
времени,
отведенного или имеющегося в распоряжении
участников об­мена
информацией.

Восприятие
человеком информации
складывается
из двух взаимо­связанных
процессов — отбора и систематизации
полученных сведений.

В процессе
отбора
информации

происходит
«отсеивание» не тре­бующей
внимания и ненужной информации. Здесь
важным является опыт
человека, знание проблем, по которым
поступила информация, его
психологическое состояние, настроение,
здоровье, отношение к происходящему и
др. По этим причинам может быть и потеря
инфор­мации.

В
процессе систематизации
информации

человек
«обрабатывает» воспринятое. Это
быстротекущая, многогранная и сложная
работа его головного мозга. Человек
логически обрабатывает информацию,
ис­пользуя при этом свои чувства,
убеждения, предпочтения, эмоции
(по­ложительные
и отрицательные). Менеджер должен знать,
что люди быстрее
воспринимают информацию в спокойной
непринужденной об­становке,
а способ передачи и получения информации
им знаком. Вос­приятие устной информации
нельзя отделить от личности человека,
передающего информацию, уважаемый он
или нет, подчиненный или начальник,
пожилой или молодой, мужчина или женщина.
Все это имеет
немалое значение.

Кроме
официальных устных докладов, менеджеры
могут получать и
воспринимать информацию в ходе деловых
бесед: при приеме со­трудника на работу
или его увольнении, в ходе встреч с
партнерами и клиентами,
консультаций или общения с сотрудниками.

В
практической работе менеджеры часто
сталкиваются и с таким явлением,
как слухи и дезинформация.

Слухи
возникают
и распространяются весьма быстро
вследствие не­достатка или
несвоевременности получения официальной
информации. Таким
образом, люди стремятся объяснить себе
и окружающим сло­жившуюся
ситуацию, высказывают догадки и выдвигают
версии. За­тем
они, как снежный ком, обрастают
несуществующими подробно­стями,
сообщаются «по секрету» от одного
человека к другому, а ино­гда возбуждают
целые коллективы, сеют беспорядки и
недовольство. Чтобы пресечь слухи,
руководители должны выступать с
разъяснения­ми,
информировать работников о действительном
состоянии дел, опро­вергать
досужие домыслы.

Вероятность
оправдания слухов зависит от их
содержания, уровня интуиции их
распространителей, а главным образом
от степени осве­домленности людей. В
зависимости от достоверности слухи
могут оп­равдываться с достаточно
высокой вероятностью, иногда достигающей
90
%.

Дезинформация
возникает,
как правило, сознательно и целенаправ­ленно.
Ею пользуются в конкурентной борьбе
для того, чтобы скрыть настоящее положение
дел на предприятии, для приукрашивания
непо­пулярных мер и введения в
заблуждение общественности. Дезинфор­мация
может побудить руководителей к действиям,
выгодным фир­ме-конкуренту и нанести
экономический и моральный урон. Поэтому,
получив
информацию из источников, не вызывающих
доверия, важно ее
проверить.

К
дезинформации прибегают обычно
недобросовестные сотрудни­ки,
которые стремятся к моральному разложению
коллектива, паде­нию
дисциплины и порядка на предприятии.
Бороться с дезинформа­цией можно
только разъяснительной работой и
устранением источни­ка, порождающего
ее. Работники, довольные своей работой
и поло­жением
дел на предприятии, не поддаются на
слухи, домыслы и де­зинформации.

Одной из функций секретаря является сбор, анализ и обобщение информации по заданию руководителя. Такую работу нередко приходится выполнять в течение ограниченного времени, поэтому умение быстро найти необходимую информацию и соответствующим образом ее обработать – одно из важнейших профессиональных качеств секретаря.

Необходимая руководителю информация может содержаться в различных источниках. Для того чтобы грамотно вести эту работу, затрачивая на нее как можно меньше времени и сил, секретарю необходимо владеть сведениями общего характера:

  • хорошо знать структуру организации, характер и направления ее деятельности, хорошо представлять содержание деятельности подразделений, их компетенцию; представлять, какая информация создается, обрабатывается, хранится в подразделениях организации, кто из работников владеет той или иной информацией;
  • знать основные источники информации, которая может потребоваться руководителю, место их нахождения и особенности использования;
  • знать, в какой информации руководитель нуждается постоянно, и иметь налаженную систему сбора и обработки этой информации, быть готовым удовлетворять любые незапланированные информационные запросы руководителя.

Основными источниками информации для руководителя являются:

  • законодательные и иные нормативные правовые акты, касающиеся деятельности организации;
  • управленческая документация организации (документы вышестоящих органов, поступающие в организацию, плановая, отчетная, распорядительная, информационно-справочная, научная, техническая и др. документация организации);
  • публикации в периодической печати (газетах, журналах), сообщения в радио- и телепередачах, прямо или косвенно затрагивающие вопросы деятельности организации;
  • научная и техническая литература по проблемам, касающимся деятельности организации;
  • справочники деловой информации об организациях, предприятиях, фирмах, экономической, культурной и другой информации.

Как найти нужный источник информации, после того как получено задание и определена его цель? Где нужно искать ту или иную информацию?

Предположим, что секретарю необходима информация законодательного или нормативного характера. В этом случае необходимо пользоваться официальными справочниками. Их существует несколько. Во-первых, большинство законодательных и нормативных правовых актов после их государственной регистрации публикуются в «Российской газете», поэтому если в организации есть библиотека или справочно-информационный фонд, то, зная дату принятия акта, его номер и заголовок, текст акта можно найти в газете. Другим типом справочников являются специальные бюллетени, публикующие законодательные и нормативные правовые акты: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», издаваемые издательством «Юридическая литература» и, как правило, приобретаемые организациями. Законодательные и нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации также подлежат официальному опубликованию, поэтому в каждом субъекте Российской Федерации издаются соответствующие справочники и бюллетени. Например, в Москве законы города, постановления Правительства Москвы и иные нормативные акты публикуются в «Ведомостях Московской Думы», «Вестнике Правительства Москвы» (до 2002 года выходил под названием «Вестник Мэрии Москвы»), газете «Тверская, 13».

Наконец, еще одним надежным и удобным источником являются электронные правовые базы данных – «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс», позволяющие быстро и легко практически на рабочем месте найти нужный законодательный или нормативный правовой акт.

Очень часто для аналитической работы приходится привлекать управленческую документацию организации. В этом случае нужно обращаться в текущий архив организации, где хранятся дела с документами, оперативная работа с которыми завершена. Хорошо, если в организации принята централизованная система делопроизводства, поскольку в этом случае все исполненные документы будут находиться в одном месте, как правило – в канцелярии, секретариате, общем отделе или управлении делами. Но если в организации не налажено централизованное хранение документов и дел или есть необходимость обратиться к документу, который еще находится на исполнении, то в этих случаях неизбежно придется обращаться в структурные подразделения к специалистам, которые занимаются решением тех или иных вопросов. Вот здесь секретарю и пригодится знание структуры организации, характера и направлений деятельности подразделений. Только в этом случае он сможет самостоятельно определить, кто из работников предоставит нужную информацию.

Очень часто поиск необходимой информации заставляет обращаться к архивной информации и осуществлять поиск необходимых документов в ведомственном архиве (архиве учреждения). В архив организации законченные в делопроизводстве документы, как правило, передаются не раньше, чем через два года после завершения работы с ними. Для быстрого поиска архивной информации секретарю нужно знать систему научно-справочного аппарата архива, уметь пользоваться номенклатурой дел организации и архивными описями дел.

Работа по сбору информации включает также ознакомление с публикациями в периодической печати (газетах, журналах), радио- и телепередачах. Для некоторых, особенно крупных, компаний мониторинг информации, публикующейся в СМИ и затрагивающей интересы компании, может быть чрезвычайно важен. В современных условиях проведение такой работы не под силу одному секретарю, какую бы высокую квалификацию он не имел. Но эту работу на высоком профессиональном уровне выполняют действующие на нашем информационном рынке компании, специализирующиеся на сборе и обработке информации по запросам организаций. Тем не менее, это не отменяет обычной для секретаря работы по ознакомлению с публикациями в профильных газетах и журналах. Работа по отбору и анализу публикаций может вестись секретарем постоянно или выполняться по конкретному заданию руководителя, то есть носить разовый характер.

Секретарю, работающему в организации, занимающейся научными проблемами, иногда поручают задания по сбору информации из научных изданий — сборников статей, монографий, реферативных журналов и др. Секретарь не имеет достаточной квалификации для поиска и анализа научных источников, но по составленному руководителем или специалистами списку он может заказать нужные источники в библиотеке, отобрать необходимые материалы, сделать ксерокопии. Вся эта работа выполняется либо непосредственно в научной библиотеке, либо с помощью Интернета, заказа литературы по телефону или межбиблиотечному абонементу. Например, самый большой электронный каталог информационных ресурсов в Интернет – это каталог Российской государственной библиотеки (бывшей Ленинки): http://www.rsl.ru/r_res2.htm (4,2 млн источников).

Гораздо чаще секретарю приходится осуществлять поиск деловой информации о различных фирмах, их телефонах, продукции, услугах, курсах валют, репертуаре театров, расписаниях авиарейсов и др. В наше время существуют различные справочники, из которых можно получить необходимую деловую информацию.

К числу справочников, которые всегда должны быть под рукой у секретаря, относятся:

  • телефонный справочник организации;
  • список сотрудников организации с их адресами и телефонами;
  • список организаций, с которыми имеются постоянные деловые контакты, с их телефонами и адресами, включая банковские учреждения, вышестоящие организации и др.;
  • списки фирм, осуществляющих сервисное обслуживание, продажу канцтоваров, оргтехники и т.п. с адресами, телефонами, банковскими реквизитами;
  • городские телефонные справочники типа «Вся Москва», «Золотые страницы» и т.п.;
  • карта города, при необходимости – дорожные карты и атласы.

Большие возможности по поиску деловой информации предоставляет Интернет. Для быстрого поиска информации в Интернете необходимо либо знать точный адрес web-страницы, на которой размещена соответствующая информация, либо уметь пользовать поисковыми системами.

Одна из самых популярных поисковых систем Интернета – AltaVista (http://www.altavista.com). Система появилась в 1995 г. и принадлежит компании Digital. Ее объем составляет порядка 30 млн web-страниц. Система поддерживает поиск на 25 языках, в том числе и на русском.

Rambler (http://www.rambler.ru) – одна из самых молодых российских поисковых систем (осень 1996 г.), но и самая мощная в российской части Интернета, ее объем – более 2 млн web-страниц. 

Яndex (http://www.yandex.ru) – эта поисковая система, разработанная для Интернета с учетом особенностей русской морфологии, ее объем около 2 млн web-страниц.

Всего в мире существует около 500 поисковых систем, начиная от тех, которые ищут абсолютно все, и заканчивая узкоспециализированными. Для того чтобы войти в систему, достаточно ввести ее адрес. Для успешной работы в Интернете необходимо знать возможности поисковых систем, уметь правильно формулировать запрос, освоить правила его написания при поиске.

Приведенный перечень справочников не является исчерпывающим. Поскольку секретарю приходится много заниматься письменными работами, ему необходимы словари русского языка – толковый, орфографический, иностранных слов. Не помешает в работе и энциклопедический словарь. Если руководитель выезжает в зарубежные командировки или организация принимает у себя иностранных представителей, будут необходимы путеводители и справочники по странам мира, разговорники. Всегда под рукой должна быть инструкция по делопроизводству, инструкции по эксплуатации офисного оборудования, а также рабочий блокнот и ежедневник.

Опыт показывает, что интересная и нужная информация имеет свойство обнаруживаться неожиданно и там, где ее никак не ждешь, поэтому секретарь должен выработать привычку обращать внимание на те сведения, которые в данный момент как будто и не нужны, но могут понадобиться потом. При разговоре с посетителями, сотрудниками, при просмотре периодики, телепередач, во время общения по телефону нужно тренировать память или делать заметки в рабочем блокноте, записывая наиболее важные и ценные сведения.

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 5, 2002.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как собрать солнечную систему из журналов полная инструкция
  • Руководство при выборе товара
  • Как переслать фото с пк через вайбер пошаговая инструкция
  • Робот для езды по линии ev3 инструкция
  • Ингавирин сироп инструкция по применению взрослым