Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 57 человек из 27 регионов
- Сейчас обучается 30 человек из 16 регионов
- Сейчас обучается 77 человек из 31 региона
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Классное руководство в истории отечественного образования
Башкова Светлана Юрьевна
учитель начальных классов -
2 слайд
Комнатный надзиратель
Главная обязанность — «всяческое направление нравов и свойств детей и образование истинных и полезных сынов отечества».
Требования к деятельности и личностным качествам комнатного надзирателя: определенная подготовка, владение иностранными языками (французским и немецким), необходимо быть «благовоспитанным», иметь нравственное поведение.
Непосредственные обязанности комнатных надзирателей наблюдение за учащимися, пребывание с ними ночью, наблюдение за чистотой. -
3 слайд
Классный надзиратель
Классный надзиратель должен был вести преподавание, но не более 6 часов в неделю, «дабы он мог сохранить всю нужную свежесть сил для его главного дела в руководствовании воспитанием вне класса».
Деятельность классного надзирателя носила надзорно-контролирующий характер и сводилась в основном к тому, чтобы гимназисты соблюдали правила поведения (не курили и не гуляли в неположенных местах в неположенное время). -
4 слайд
Классные наставники (в женских гимназиях – классные дамы)
Деятельность классных наставников становится не надзорного (эта функция переходит помощнику классного наставника), а воспитательного характера.
В его обязанности входила связь с семьей, посещение уроков других преподавателей, организованная работа по выполнению домашних заданий, контроль работы других преподавателей ,работа с отстающими детьми. -
5 слайд
К концу XIX века формируется главная функция профессионально-педагогической деятельности классного руководителя – воспитательная, содержащая задачу педагогического сопровождения развития ребенка и помощи родителям в деле воспитания.
-
6 слайд
Революционные преобразования в системе образования страны поставили перед школой учебные и воспитательные, идеологические задачи.
Особое внимание уделялось социальной природе воспитания, подчеркивались огромные воспитательные возможности детского коллектива, создаются пионерская и комсомольская организации, которым передается главная функция воспитания учащихся. -
7 слайд
В школах к органам ученического самоуправления прикрепляются учителя, ставшие групповодами .
Ведущими задачами, стоящими перед групповодами, были организация ученического самоуправления, руководство учебной деятельностью, которое выражалось в борьбе с отсевом и второгодничеством, контроль посещаемости, работа с родителями учащихся, с помощью которой проводилась агитация «непролетарских слоев населения». -
8 слайд
Дальнейшее развитие классного руководства связано с профессиональной деятельностью классного руководителя – педагога, закрепленного за классом учащихся и призванного осуществлять педагогическое сопровождение развития детей в коллективе.
-
9 слайд
Довоенный период (1934–1941 гг.) характеризуется формированием новых функций классного руководителя: организация систематической воспитательной работы в классе, воспитание учащихся в «духе коммунизма», формирование сознательной дисциплины школьников, работа над высокой успеваемостью учащихся, сотрудничество с общественными организациями (пионерской и комсомольской), работа с родителями и учителями.
-
10 слайд
В военный период (1941–1945 гг.) роль классного руководителя возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся.
Основными формами работы классных руководителей являются: организация помощи фронту, проведение политинформаций и агитаций.
Отмечается необходимость «систематической воспитательной работы», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда. -
11 слайд
В прифронтовых школах под руководством классных руководителей, учителей активно велась оборонная работа.
Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали. -
12 слайд
Классный руководитель
Обязанности: мобилизация внимания на учебный и общественно-полезный труд, участие в общественной работе, проведение с учащимися класса оборонно-спортивных мероприятий, систематическое наблюдение за здоровьем учащихся.
Основное содержание деятельности классного руководителя – профориентационная работа, воспитание патриотизма, воспитание навыков культурного поведения дома и в общественных местах.
Основная задача – организация класса в коллектив.
Классный руководитель становится главным организатором воспитательного процесса в классе. -
13 слайд
1958–1984 гг., существенно расширяются формы работы классного руководителя: организация кружковой деятельности, общественной работы в микрорайоне, воспитание идейной убежденности, политическое и интернациональное воспитание, историко-краеведческая, экологическая и экономическая работа, профессиональная ориентации учащихся, общественно-полезный труд, культурное развитие школьников, укрепление здоровья…
-
14 слайд
Перестроечный этап развития института классного руководства (1985–1991 гг.) можно охарактеризовать как ослабление воспитательной деятельности в школе, упрощение содержания, форм и методов деятельности классного руководителя. Проблемы воспитания этого периода обусловлены экономической и политической ломкой во всех сферах жизни России, изменением социокультурных условий, снижением жизненного уровня большинства семей.
-
15 слайд
Подъем воспитательной деятельности, поиск новых форм деятельности классного руководителя, введение в штаты некоторых инновационных учебных заведений должности классного воспитателя начинается в постперестроечный период (1991–2001 гг.).
Деятельность и содержание работы классного руководителя определяются разработанными в Министерстве образования России «Программой развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг.»
Классным руководителям и классным воспитателям предлагается использовать передовой воспитательный опыт. -
16 слайд
Главной становится координационная функция классного руководителя, соединяющая воедино усилия педагогов-предметников, социальных и психолого-педагогических работников образовательного учреждения.
-
17 слайд
Модернизация отечественной системы образования обозначила воспитание приоритетным направлением развития образования.
В период (2001–2010 гг.) осуществляется нормативное обеспечение воспитательного процесса в школе; Поддержка классного руководства в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», методическое и программно-проектное сопровождение. -
18 слайд
Источники
kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/isliedovaniie-istorii-stanovlieniia-klassnogho-rukovodstvo
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 047 материалов в базе
- Выберите категорию:
-
Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 02.12.2016
- 1177
- 2
- 02.12.2016
- 542
- 0
- 02.12.2016
- 2100
- 19
- 02.12.2016
- 1477
- 1
- 02.12.2016
- 1051
- 4
- 02.12.2016
- 2945
- 7
Рейтинг:
5 из 5
- 02.12.2016
- 2752
- 41
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Управление конфликтами в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Современный переговорный процесс в практике образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
-
Курс повышения квалификации «Профориентация школьников: психология и выбор профессии»
-
Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
-
Курс повышения квалификации «Инструменты и методы воспитания российской гражданской идентичности согласно ФГОС»
1. История возникновения классного руководства
2.
Институт классного руководства в России берет
свое начало с ХIХ века, когда в учебных заведениях в
водится новая должность комнатного надзирателя.
Главная функция деятельности комнатного
надзирателя-контроль за соблюдением требований
образовательного учреждения, надзор за учащимися
в образовательном учреждении.
3.
Несколько позже в гимназиях для осуществления
внешнего надзора за воспитанниками вводится ш
тат классных надзирателей (воспитателей).
Большое внимание обращается на организацию и
содержание воспитательной работы, проводимой
классными воспитателями.
Дальнейшее изменение института классного руков
одства определено Уставом 1864 г., который ввод
ит институт классных наставников (в женских ги
мназиях-классные дамы)
4.
К концу XIX века формируется главная функция
профессионально-педагогической деятельности
классного руководителя-воспитательная,
содержащая задачу педагогического сопровождения
развития ребенка и помощи родителям в деле
воспитания.
Дальнейший период становления института
классного руководства связан с деятельностью
групповодов и происходит в условиях коренных
изменений российского государства.
5. Довоенный период
(1934–1941 гг.) харак‐
теризуется формированием новых функций классн
ого руководителя, незначительно из‐
менившихся в дальнейшем, сохранившихся до сег
одняшнего времени : организация сис‐
тематической воспитательной работы в клас‐
се, воспитание учащихся в «духе коммуниз‐
ма», формирование сознательной дисципли‐
ны школьников, работа над высокой успевае‐
мостью учащихся, сотрудничество с общест‐
венными организациями (пионерской и ком‐
сомольской), работа с родителями и учителями
6. Военный период
В военный период (1941–1945 гг.) роль
классного руководителя как воспитателя
боеспособного поколения возрастает, что
проявляется в усилении военной подготовки
и патриотического воспитания учащихся. Ос‐
новными формами работы классных руково‐
дителей являются: организация помощи
фронту (работа в госпиталях, помощь в сель‐
скохозяйственных работах, сбор металлоло‐
ма, стеклянной посуды и т.д.), проведение по‐
литинформаций и агитаций.
7. Послеоенный период
Активизация деятельности института
классного руководства происходит в послево‐
енный период (1945–1958 гг.). В 1947 г. при‐
нимается Положение о классном руководите‐
ле, предписывающее в качестве основной за‐
дачи профессиональной деятельности «орга‐
низацию учащихся класса в дружный, целе‐
устремленный ученический коллектив»
8.
Новые обязанности:
мобилизация внимания класса на вопросы учения
и общественно‐полезного труда
участия в заседаниях советов и сборах пионерского
отряда (комсомольской группы)
проведение с учащимися класса оборонно–
спортивных мероприятий
систематическое наблюдение за здоровьем
учащихся (постоянная связь по этим вопросам с
военруком, физруком, школьным врачом)
9.
Таким образом, деятельность классного руководите
ля приобретает четкую направленность, которая
сохраняется до сих пор и проявляется во взаи‐
модействиях с каждым субъектом образова‐
тельного процесса. Получают распростране‐
ние разные формы воспитательной деятель‐
ности, а также методическое сопровождение деят
ельности классного руководителя. Классный руко
водитель становится главным организатором восп
итательного процесса в классе.
Слайд 1Классное руководство в истории отечественного образования
Башкова Светлана Юрьевна
учитель начальных классов
Слайд 2Комнатный надзиратель
Главная обязанность — «всяческое направление нравов
и свойств детей и образование истинных и полезных сынов отечества».
Требования к деятельности и личностным качествам комнатного надзирателя: определенная подготовка, владение иностранными языками (французским и немецким), необходимо быть «благовоспитанным», иметь нравственное поведение.
Непосредственные обязанности комнатных надзирателей наблюдение за учащимися, пребывание с ними ночью, наблюдение за чистотой.
Слайд 3Классный надзиратель
Классный надзиратель должен был вести преподавание, но не более
6 часов в неделю, «дабы он мог сохранить всю нужную свежесть сил для его главного дела в руководствовании воспитанием вне класса».
Деятельность классного надзирателя носила надзорно-контролирующий характер и сводилась в основном к тому, чтобы гимназисты соблюдали правила поведения (не курили и не гуляли в неположенных местах в неположенное время).
Слайд 4Классные наставники (в женских гимназиях – классные дамы)
Деятельность классных наставников становится
не надзорного (эта функция переходит помощнику классного наставника), а воспитательного характера.
В его обязанности входила связь с семьей, посещение уроков других преподавателей, организованная работа по выполнению домашних заданий, контроль работы других преподавателей ,работа с отстающими детьми.
Слайд 5К концу XIX века формируется главная функция профессионально-педагогической деятельности классного руководителя
– воспитательная, содержащая задачу педагогического сопровождения развития ребенка и помощи родителям в деле воспитания.
Слайд 6Революционные преобразования в системе образования страны поставили перед школой учебные и
воспитательные, идеологические задачи.
Особое внимание уделялось социальной природе воспитания, подчеркивались огромные воспитательные возможности детского коллектива, создаются пионерская и комсомольская организации, которым передается главная функция воспитания учащихся.
Слайд 7В школах к органам ученического самоуправления прикрепляются учителя, ставшие групповодами .
Ведущими
задачами, стоящими перед групповодами, были организация ученического самоуправления, руководство учебной деятельностью, которое выражалось в борьбе с отсевом и второгодничеством, контроль посещаемости, работа с родителями учащихся, с помощью которой проводилась агитация «непролетарских слоев населения».
Слайд 8Дальнейшее развитие классного руководства связано с профессиональной деятельностью классного руководителя –
педагога, закрепленного за классом учащихся и призванного осуществлять педагогическое сопровождение развития детей в коллективе.
Слайд 9
Довоенный период (1934–1941 гг.) характеризуется формированием новых функций классного руководителя: организация
систематической воспитательной работы в классе, воспитание учащихся в «духе коммунизма», формирование сознательной дисциплины школьников, работа над высокой успеваемостью учащихся, сотрудничество с общественными организациями (пионерской и комсомольской), работа с родителями и учителями.
Слайд 10В военный период (1941–1945 гг.) роль классного руководителя возрастает, что проявляется
в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся.
Основными формами работы классных руководителей являются: организация помощи фронту, проведение политинформаций и агитаций.
Отмечается необходимость «систематической воспитательной работы», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда.
Слайд 11
В прифронтовых школах под руководством классных руководителей, учителей активно велась оборонная
работа.
Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали.
Слайд 12Классный руководитель
Обязанности: мобилизация внимания на учебный и общественно-полезный труд, участие в
общественной работе, проведение с учащимися класса оборонно-спортивных мероприятий, систематическое наблюдение за здоровьем учащихся.
Основное содержание деятельности классного руководителя – профориентационная работа, воспитание патриотизма, воспитание навыков культурного поведения дома и в общественных местах.
Основная задача – организация класса в коллектив.
Классный руководитель становится главным организатором воспитательного процесса в классе.
Слайд 13
1958–1984 гг., существенно расширяются формы работы классного руководителя: организация кружковой деятельности,
общественной работы в микрорайоне, воспитание идейной убежденности, политическое и интернациональное воспитание, историко-краеведческая, экологическая и экономическая работа, профессиональная ориентации учащихся, общественно-полезный труд, культурное развитие школьников, укрепление здоровья…
Слайд 14Перестроечный этап развития института классного руководства (1985–1991 гг.) можно охарактеризовать как
ослабление воспитательной деятельности в школе, упрощение содержания, форм и методов деятельности классного руководителя. Проблемы воспитания этого периода обусловлены экономической и политической ломкой во всех сферах жизни России, изменением социокультурных условий, снижением жизненного уровня большинства семей.
Слайд 15Подъем воспитательной деятельности, поиск новых форм деятельности классного руководителя, введение в
штаты некоторых инновационных учебных заведений должности классного воспитателя начинается в постперестроечный период (1991–2001 гг.).
Деятельность и содержание работы классного руководителя определяются разработанными в Министерстве образования России «Программой развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг.»
Классным руководителям и классным воспитателям предлагается использовать передовой воспитательный опыт.
Слайд 16Главной становится координационная функция классного руководителя, соединяющая воедино усилия педагогов-предметников, социальных
и психолого-педагогических работников образовательного учреждения.
Слайд 17Модернизация отечественной системы образования обозначила воспитание приоритетным направлением развития образования.
В
период (2001–2010 гг.) осуществляется нормативное обеспечение воспитательного процесса в школе; Поддержка классного руководства в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», методическое и программно-проектное сопровождение.
Слайд 18Источники
kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/isliedovaniie-istorii-stanovlieniia-klassnogho-rukovodstvo
1
Первый слайд презентации: Общее понятие о классном руководстве
ПМ 03 Классное руководство
Изображение слайда
2
Слайд 2: Содержание
Исторический аспект развития классного руководства в России
Функции классного руководителя
Эффективность работы классного руководителя
Права классного руководителя
Особенности деятельности классного руководителя в начальной школе
2
Изображение слайда
3
Слайд 3: Исторический аспект развития классного руководства в России
Раздел 1
3
Исторический аспект развития классного руководства в России
Изображение слайда
4
Слайд 4: Исторический аспект развития классного руководства в России
4
Изображение слайда
1802 – создано Министерство народного просвещения
1804 – открыты специализированные учебные заведения: Лесной, Педагогический институты, Техническое училище
1811 – Царскосельский лицей
5
Александр I
Изображение слайда
утвержден институт наставничества в учебных заведениях России.
функции :
поддержание порядка в учебном заведении;
контролировать посещаемость учащихся;
вести школьную документацию;
изучать и наблюдать за учащимися;
воспитывать чувство уважения к Закону и Отечеству;
развивать религиозные чувства.
6
Изображение слайда
7
Слайд 7: 19 20-е годы
7
Изображение слайда
«Положение о классном руководителе»
функции
право проводить собрание учителей предметников работающих в классе;
введены такие формы отчетности
характеристики на каждого учащегося и весь класс в конце года,
анализ проведенных мероприятий
8
Изображение слайда
9
Слайд 9: 1970-е годы
переход школы ко всеобщему среднему образованию
дефицит в классных руководителях
«+» всестороннее воспитание и развитие личности, воспитание самостоятельности у старшеклассников
«-» большая перегрузка
9
Изображение слайда
социально-экономический спад в государстве,
неразбериха в разных его системах,
упадок системы образования.
функция воспитания была переложена на семью, где снизился уровень материального благосостояния
10
Изображение слайда
11
Слайд 11: Потребность в классном руководителе
Результаты опроса
100% детей отметили «Классный руководитель нужен »
качества личности, которые должны быть у классного руководителя:
доброта,
забота,
честность,
культура,
умение поддержать и защитить и др.
11
Изображение слайда
12
Слайд 12: Функции классного руководителя
Раздел 2
12
Функции классного руководителя
Изображение слайда
13
Слайд 13: Функции классного руководителя (6)
13
Изображение слайда
14
Слайд 14: 1. Организационно- координирующая функция (12)
14
Изображение слайда
15
Слайд 15: 1. Организационно- координирующая функция
15
Изображение слайда
16
Слайд 16: 1. Организационно- координирующая функция
16
Изображение слайда
17
Слайд 17: 2. Коммуникативная функция (3)
17
Изображение слайда
18
Слайд 18: 3. Аналитическо-прогностическая функция
18
Изображение слайда
19
Слайд 19: 4. Социальная функция (8)
19
Изображение слайда
20
Слайд 20: 4. Социальная функция (8)
20
Изображение слайда
21
Слайд 21: 5. Проектно-организаторская функция (6)
21
Изображение слайда
22
Слайд 22: 5. Проектно-организаторская функция (6)
22
Изображение слайда
23
Слайд 23: 6. Контрольная функция
23
Изображение слайда
24
Слайд 24: Эффективность работы классного руководителя
Раздел 3
24
Эффективность работы классного руководителя
Изображение слайда
25
Слайд 25: Эффективность работы классного руководителя
определяется положительной динамикой в:
25
Изображение слайда
26
Слайд 26: Права классного руководителя
Раздел 4
26
Права классного руководителя
Изображение слайда
27
Слайд 27: Права классного руководителя
27
Изображение слайда
28
Слайд 28: Особенности деятельности классного руководителя в начальной школе
Раздел 5
28
Особенности деятельности классного руководителя в начальной школе
Изображение слайда
29
Слайд 29: Особенности деятельности классного руководителя в начальной школе
29
Изображение слайда
30
Слайд 30: Принципы деятельности классного руководителя в современной школе
30
Изображение слайда
31
Слайд 31: Типологические и возрастные особенности деятельности младших учащихся
31
Изображение слайда
32
Слайд 32: Типологические и возрастные особенности деятельности младших учащихся
32
Изображение слайда
33
Слайд 33: Особенности деятельности классного руководителя
33
Изображение слайда
34
Слайд 34: Особенности деятельности классного руководителя
34
Изображение слайда
35
Последний слайд презентации: Общее понятие о классном руководстве: Резюме
35
Изображение слайда
Слайд 1
История возникновения классного руководства
Слайд 2Институт классного руководства в России берет
свое начало с ХIХ века, когда в учебных заведениях вводится новая должность комнатного надзирателя.
Главная функция деятельности комнатного надзирателя-контроль за
соблюдением требований образовательного учреждения, надзор за учащимися
в образовательном учреждении.
Слайд 3Несколько позже в гимназиях для осуществления внешнего надзора за воспитанниками вводится
штат классных надзирателей (воспитателей). Большое внимание обращается на организацию
и содержание воспитательной работы, проводимой классными воспитателями.
Дальнейшее изменение института классного руководства определено Уставом 1864 г., который вводит институт классных наставников (в женских гимназиях-классные дамы)
Слайд 4К концу XIX века формируется главная функция профессионально-педагогической деятельности классного руководителя-воспитательная, содержащая
задачу педагогического сопровождения развития ребенка и помощи
родителям в деле воспитания.
Дальнейший период становления института классного руководства связан с деятельностью групповодов и происходит в условиях коренных изменений российского государства.
Слайд 5Довоенный период (1934–1941 гг.) харак‐ теризуется формированием
новых функций классного руководителя, незначительно из‐ менившихся
в дальнейшем, сохранившихся до сегодняшнего времени : организация сис‐ тематической воспитательной работы в клас‐ се, воспитание учащихся в «духе коммуниз‐ ма», формирование сознательной дисципли‐ ны школьников, работа над высокой успевае‐ мостью учащихся, сотрудничество с общест‐ венными организациями (пионерской и ком‐ сомольской), работа с родителями и учителями
Довоенный период
Слайд 6 В военный период (1941–1945 гг.) роль
классного руководителя
как воспитателя
боеспособного поколения возрастает, что
проявляется в усилении военной подготовки
и патриотического воспитания учащихся. Ос‐
новными формами работы
классных руково‐
дителей являются: организация помощи
фронту (работа в госпиталях, помощь в сель‐
скохозяйственных работах, сбор металлоло‐
ма, стеклянной посуды и т.д.), проведение по‐
литинформаций и агитаций.
Военный период
Слайд 7Активизация деятельности института
классного руководства происходит в послево‐
енный период (1945–1958 гг.). В 1947 г. при‐
нимается Положение о классном руководите‐
ле, предписывающее в качестве основной за‐
дачи профессиональной деятельности «орга‐
низацию
учащихся класса в дружный, целе‐
устремленный ученический коллектив»
Послеоенный
период
Слайд 8Новые обязанности:
мобилизация внимания класса на вопросы учения и общественно‐полезного труда
участия в заседаниях советов и сборах пионерского отряда (комсомольской группы)
проведение с
учащимися класса оборонно–спортивных мероприятий
систематическое наблюдение за здоровьем
учащихся (постоянная связь по этим вопросам с военруком, физруком, школьным врачом)
Слайд 9Таким образом, деятельность классного руководителя приобретает четкую направленность, которая сохраняется до
сих пор и проявляется во взаи‐ модействиях
с каждым субъектом образова‐ тельного процесса. Получают распростране‐ ние разные формы воспитательной деятель‐ ности, а также методическое сопровождение деятельности классного руководителя. Классный руководитель становится главным организатором воспитательного процесса в классе.