История происхождения классного руководства

Нажмите, чтобы узнать подробности

200 лет назад началось становление института классного наставничества, заменившего гувернеров, дядек, нянек. Согласно Уставу учебных заведений 1804 г. учителя помимо обучения должны были заниматься и воспитанием учащихся – на основе изучения свойств и нравов детей, гуманистического подхода. В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы».

После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующие задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.

После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.

В 1923 г. классное наставничества было официально ликвидировано и сделано ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того ученические организации в середине 20- х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся – первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно- воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни работа, с родителями В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В отечественной в школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно- урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

В военный период, роль классного руководителя как воспитателя боеспособного поколения возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся. К основным формам работы классных руководителей относятся: организа-ция помощи фронту (работа в госпиталях, помощь в сельскохозяйственных работах,сбор металлолома, стеклянной посуды и т.д.), проведение политинформаций и агитаций. В приказе Наркомпроса «Об укреплении дисциплины в школе» отмечается необходимость «систематической воспитательной ра-боты», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда, высокой успеваемости и дисциплин. Деятельность классных руководителей определялась положением школы в годы войны. В прифронтовых школах под руководством классных руково-дителей, пионервожатых, комсомольских организаций, учителей активно велась оборонная работа. Школьники проверяли светомаскировку, порядок в бомбоубежищах, большое количество учащихся и учителей работало на подступах к городам по созданию оборонительных сооружение. Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали.

По- другому развивалась ситуация в школах в тылу: реализовывалась воспитательная задача боеспособности молодого поколения, а также задача высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель был организатором обществнно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, бутылок, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения, тесно взаимодействовал с пионерской и комсомольской организациями. Одним из главных методов в работе классного руководителя являлась организация социалистического соревнования. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот пе-риод обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции связанные с родительской поддержки и защитой учащихся. В настоящее время в школах институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе. Наиболее известны следующие:

· освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;

· организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;

· руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

· традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников.

Классный руководитель остается главным организатором воспитатель-ной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать: генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания, форм и технологии деятельности классного руководителя. Целью образование, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование ОБРАЗА человека сознательного, человека совершенного характера. Эта цель достижима при участии настоящих учителей и воспитателей, классных руководителей.

Только любящий своих детей, и преданный своему делу учитель ( в широком понимание этого слово) способен оказать неоценимую помощь в гармоничном становлении Человека.

Классное руководство

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.

Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.

Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.

История развития классного руководства

Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.

Рассмотрим этапы становления классного руководства:

  1. Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
  2. Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
  3. Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.

«Классное руководство» 👇

Целевое назначение классного руководства

Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.

Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.

Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:

  • Формирование классного коллектива;
  • Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
  • Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
  • Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
  • Создание системы воспитывающего обучения;
  • Формирование основ здорового образа жизни;
  • Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
  • Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
  • Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.

Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.

Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные направления классного руководства

Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:

  • Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
  • Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
  • Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023

Похожие материалы по теме

Социальная работа

#Статья

Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк

Автор(ы):
Елена Александровна Булахова

Автор(ы):
Нина Петровна Добренко

Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен

Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая

Автор(ы):
В.П. Ручкина

Решение любого учебного вопроса за 300

История развития классного
руководства

Институт
классного руководства в России сложился более трех столетий назад, который
можно соотнести с периодами: досоветский, советский и постсоветский. Каждый
период характеризуется определенными тенденциями, взлетами и падениями.
Рассматривая досоветский период, следует заметить, что до 1804 года воспитанием
детей занимались гувернеры, гувернантки, бонны, няньки, дядьки и только с 1804
года в Уставах лицеев и гимназий России, говорится, что воспитание возлагается
на учителей, которые обязаны приучать детей «учтивости, правдивости и чести».

С
1871 года официально утвержден институт наставничества в
учебных заведениях России. Наставникам вменялись следующие функции: поддержание
порядка в учебном заведении; контролировать посещаемость учащихся; вести
школьную документацию; изучать и наблюдать за учащимися; воспитывать чувство
уважения к Закону и Отечеству; развивать религиозные чувства. Эти функции
сохранились вплоть до 1917 года.

Характеризуя
советский период с 1917 года нужно отметить, что в 20-е годы с созданием
Программы Единой Трудовой школы, институт наставничества был ликвидирован и
сделана попытка передать функции воспитания «ученическому самоуправлению», но
ожидаемые результаты были получены неутешительные и с 1927 года ответственность
за воспитание учащихся возлагалась на групповода.Значительный взлет
в развитии института классных руководителей был в 1934 году, где в Уставе школы
впервые появляется должностное лицо классный руководитель и
определены его функции. Положение о классном руководителе действовало на
протяжении тринадцати лет, вплоть до 1947 года, когда было введено новое
«Положение о классном руководителе» в котором были определены такие функции в
деятельности классного руководителя, как право проводить собрание учителей
предметников работающих в классе; введены такие формы отчетности классного
руководителя, как характеристики на каждого учащегося и весь класс в конце
года, анализ проведенных мероприятий, что породило эпоху бумаготворчества.

Следующее
«Положение о классном руководителе» было утверждено вновь через тринадцать лет
в 1960 году, в котором была отменена мелочная опека со стороны администрации, и
воспитание в школе стало носить «мероприятийный характер», считалось, чем
больше мероприятий проводит классный руководитель с учащимися, тем лучше.

В
1970 году с переходом школы ко всеобщему среднему образованию в школах возник
дефицит в классных руководителях, так как классными руководителями назначали
учителей «лучших из лучших». Если пятидесятые годы ознаменовались личностным
подходом в воспитании учащихся, то в семидесятых годах прошлого столетия
главной задачей было всестороннее воспитание и развитие личности, воспитание
самостоятельности у старшеклассников. Наряду с такими положительными
направлениями в работе классного руководителя отмечалась большая перегрузка в
их деятельности: отвлечение их на неквалифицированные виды труда (агитация
населения на выборы, выезды с учащимися на сельскохозяйственные работы и др.).

В
конце восьмидесятых годов, когда произошел социально-экономический спад в
государстве, неразбериха в разных его системах, к упадку пришла и система
образования. Снизился не только уровень воспитания, но и обучения. Функция
воспитания была переложена на семью, где снизился уровень материального
благосостояния, закрылись предприятия, сократились производства, многие
родители лишились работы. В начале девяностых годов О.С.Газман и Е.В.
Бондаревская провели исследования среди школьников, результаты которого показали,
что 25 % школьников отрицательно относятся к деятельности классного
руководителя в школе и такая ситуация сохранялась вплоть до 2000 года. В начале
третьего тысячелетия проведено анкетирование учащихся Л.И. Маленковой, в
которых задано было всего два вопроса: нужен ли вам классный руководитель и
каким он должен быть? Результаты анкет показали, что почти 100% детей отметили
«нужен» и назвали качества личности, которые должны быть у классного
руководителя: доброта, забота, честность, культура, умение поддержать и защитить
и др. Классный руководитель — это не должность, а как отмечают сами педагоги,
это бесконечное творчество.

Классному
руководителю XXI века предъявляются совершенно новые требования, которые
необходимо учитывать при подготовке будущих педагогов в условиях
педагогического колледжа или вуза, это владение информационно-коммуникативными
средствами (ИКТ), как в учебной, так и воспитательной работе. ИКТ в работе
классного руководителя необходимо, так как способствует развитию
познавательного интереса обучающихся, позволяют идти в ногу со временем.
Внеклассные мероприятия с использованием компьютера проходят намного
интереснее, когда дети создают свои презентации, видеоролики о жизни класса,
проведенных экскурсиях и др. Проведение психологического тестирования в режиме
Онлайн вообще идут на «ура», сайты классов, где общаются дети,
педагоги, родители. В глазах учеников авторитет и компетентность учителя,
владеющего компьютером, только повышается.

Нажмите, чтобы узнать подробности

200 лет назад началось становление института классного наставничества, заменившего гувернеров, дядек, нянек. Согласно Уставу учебных заведений 1804 г. учителя помимо обучения должны были заниматься и воспитанием учащихся – на основе изучения свойств и нравов детей, гуманистического подхода. В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы».

После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующие задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.

После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.

В 1923 г. классное наставничества было официально ликвидировано и сделано ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того ученические организации в середине 20- х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся – первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно- воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни работа, с родителями В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В отечественной в школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно- урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

В военный период, роль классного руководителя как воспитателя боеспособного поколения возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся. К основным формам работы классных руководителей относятся: организа-ция помощи фронту (работа в госпиталях, помощь в сельскохозяйственных работах,сбор металлолома, стеклянной посуды и т.д.), проведение политинформаций и агитаций. В приказе Наркомпроса «Об укреплении дисциплины в школе» отмечается необходимость «систематической воспитательной ра-боты», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда, высокой успеваемости и дисциплин. Деятельность классных руководителей определялась положением школы в годы войны. В прифронтовых школах под руководством классных руково-дителей, пионервожатых, комсомольских организаций, учителей активно велась оборонная работа. Школьники проверяли светомаскировку, порядок в бомбоубежищах, большое количество учащихся и учителей работало на подступах к городам по созданию оборонительных сооружение. Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали.

По- другому развивалась ситуация в школах в тылу: реализовывалась воспитательная задача боеспособности молодого поколения, а также задача высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель был организатором обществнно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, бутылок, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения, тесно взаимодействовал с пионерской и комсомольской организациями. Одним из главных методов в работе классного руководителя являлась организация социалистического соревнования. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот пе-риод обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции связанные с родительской поддержки и защитой учащихся. В настоящее время в школах институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе. Наиболее известны следующие:

· освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;

· организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;

· руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

· традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников.

Классный руководитель остается главным организатором воспитатель-ной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать: генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания, форм и технологии деятельности классного руководителя. Целью образование, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование ОБРАЗА человека сознательного, человека совершенного характера. Эта цель достижима при участии настоящих учителей и воспитателей, классных руководителей.

Только любящий своих детей, и преданный своему делу учитель ( в широком понимание этого слово) способен оказать неоценимую помощь в гармоничном становлении Человека.

Классное руководство

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.

Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.

Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.

История развития классного руководства

Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.

Рассмотрим этапы становления классного руководства:

  1. Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
  2. Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
  3. Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.

«Классное руководство» 👇

Целевое назначение классного руководства

Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.

Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.

Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:

  • Формирование классного коллектива;
  • Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
  • Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
  • Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
  • Создание системы воспитывающего обучения;
  • Формирование основ здорового образа жизни;
  • Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
  • Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
  • Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.

Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.

Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные направления классного руководства

Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:

  • Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
  • Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
  • Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023

Похожие материалы по теме

Социальная работа

#Статья

Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк

Автор(ы):
Елена Александровна Булахова

Автор(ы):
Нина Петровна Добренко

Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен

Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая

Автор(ы):
В.П. Ручкина

Решение любого учебного вопроса за 300

История развития классного
руководства

Институт
классного руководства в России сложился более трех столетий назад, который
можно соотнести с периодами: досоветский, советский и постсоветский. Каждый
период характеризуется определенными тенденциями, взлетами и падениями.
Рассматривая досоветский период, следует заметить, что до 1804 года воспитанием
детей занимались гувернеры, гувернантки, бонны, няньки, дядьки и только с 1804
года в Уставах лицеев и гимназий России, говорится, что воспитание возлагается
на учителей, которые обязаны приучать детей «учтивости, правдивости и чести».

С
1871 года официально утвержден институт наставничества в
учебных заведениях России. Наставникам вменялись следующие функции: поддержание
порядка в учебном заведении; контролировать посещаемость учащихся; вести
школьную документацию; изучать и наблюдать за учащимися; воспитывать чувство
уважения к Закону и Отечеству; развивать религиозные чувства. Эти функции
сохранились вплоть до 1917 года.

Характеризуя
советский период с 1917 года нужно отметить, что в 20-е годы с созданием
Программы Единой Трудовой школы, институт наставничества был ликвидирован и
сделана попытка передать функции воспитания «ученическому самоуправлению», но
ожидаемые результаты были получены неутешительные и с 1927 года ответственность
за воспитание учащихся возлагалась на групповода.Значительный взлет
в развитии института классных руководителей был в 1934 году, где в Уставе школы
впервые появляется должностное лицо классный руководитель и
определены его функции. Положение о классном руководителе действовало на
протяжении тринадцати лет, вплоть до 1947 года, когда было введено новое
«Положение о классном руководителе» в котором были определены такие функции в
деятельности классного руководителя, как право проводить собрание учителей
предметников работающих в классе; введены такие формы отчетности классного
руководителя, как характеристики на каждого учащегося и весь класс в конце
года, анализ проведенных мероприятий, что породило эпоху бумаготворчества.

Следующее
«Положение о классном руководителе» было утверждено вновь через тринадцать лет
в 1960 году, в котором была отменена мелочная опека со стороны администрации, и
воспитание в школе стало носить «мероприятийный характер», считалось, чем
больше мероприятий проводит классный руководитель с учащимися, тем лучше.

В
1970 году с переходом школы ко всеобщему среднему образованию в школах возник
дефицит в классных руководителях, так как классными руководителями назначали
учителей «лучших из лучших». Если пятидесятые годы ознаменовались личностным
подходом в воспитании учащихся, то в семидесятых годах прошлого столетия
главной задачей было всестороннее воспитание и развитие личности, воспитание
самостоятельности у старшеклассников. Наряду с такими положительными
направлениями в работе классного руководителя отмечалась большая перегрузка в
их деятельности: отвлечение их на неквалифицированные виды труда (агитация
населения на выборы, выезды с учащимися на сельскохозяйственные работы и др.).

В
конце восьмидесятых годов, когда произошел социально-экономический спад в
государстве, неразбериха в разных его системах, к упадку пришла и система
образования. Снизился не только уровень воспитания, но и обучения. Функция
воспитания была переложена на семью, где снизился уровень материального
благосостояния, закрылись предприятия, сократились производства, многие
родители лишились работы. В начале девяностых годов О.С.Газман и Е.В.
Бондаревская провели исследования среди школьников, результаты которого показали,
что 25 % школьников отрицательно относятся к деятельности классного
руководителя в школе и такая ситуация сохранялась вплоть до 2000 года. В начале
третьего тысячелетия проведено анкетирование учащихся Л.И. Маленковой, в
которых задано было всего два вопроса: нужен ли вам классный руководитель и
каким он должен быть? Результаты анкет показали, что почти 100% детей отметили
«нужен» и назвали качества личности, которые должны быть у классного
руководителя: доброта, забота, честность, культура, умение поддержать и защитить
и др. Классный руководитель — это не должность, а как отмечают сами педагоги,
это бесконечное творчество.

Классному
руководителю XXI века предъявляются совершенно новые требования, которые
необходимо учитывать при подготовке будущих педагогов в условиях
педагогического колледжа или вуза, это владение информационно-коммуникативными
средствами (ИКТ), как в учебной, так и воспитательной работе. ИКТ в работе
классного руководителя необходимо, так как способствует развитию
познавательного интереса обучающихся, позволяют идти в ногу со временем.
Внеклассные мероприятия с использованием компьютера проходят намного
интереснее, когда дети создают свои презентации, видеоролики о жизни класса,
проведенных экскурсиях и др. Проведение психологического тестирования в режиме
Онлайн вообще идут на «ура», сайты классов, где общаются дети,
педагоги, родители. В глазах учеников авторитет и компетентность учителя,
владеющего компьютером, только повышается.

В дореволюционных средних учебных заведениях функции воспитателей учащихся возлагались на классных наставников (в мужских гимназиях) и классных дам (в женских гимназиях), которые осуществляли надзор за учащимися своих классов, отвечали за их поведение, но не выступали в роли организатора воспитательной работы. Эта работа в школах тех времён почти не проводилась.

После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.

Жизнь потребовала согласования и объединения воспитательной деятельности учителей, устранения обезлички в организации воспитания учащихся, особенно во внеурочное время. Поэтому во многих школах уже в 20-е годы стали появляться руководители воспитательной работы. Они прикреплялись к учебным группам и назывались групповодами.

В 30-х гг. в отечественной школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно-урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов.

В 1934 г., после переименования групп в классы, групповоды стали называться классными руководителями. Положение о классном руководителе было утверждено Наркомпросом РСФСР 28 июня 1934 г.

Процесс послевоенного развития системы народного образования СССР был сложным. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-х начале 50-х гг. внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

В 1947 г. было утверждено новое Положение о классном руководителе, которое полнее и четче определило его цели и функции. В этом документе содержались указания о планировании воспитательной работы и формах отчетности.

Негативное влияние на школу 40-50-х гг. оказал характерный для того периода авторитарный административный стиль руководства. Основной задачей классного руководителя, по Положению 1947 г., являлась организация и сплочение классного коллектива. Не менее важным аспектом деятельности было идейно-политическое воспитание учащихся.

В круг обязанностей классного руководителя входили и работа с пионерской и комсомольской организациями, изучение школьниками «Правил для учащихся», контроль за их посещаемостью и успеваемостью, надзор за дисциплиной и поведением и так далее. Рекомендовалось заниматься и изучением учащихся, но о конкретных методиках речи практически не велось, да и осуществляться подобное исследование должно было не в интересах отдельной личности, а для создания работоспособного классного коллектива.

В дальнейшем круг обязанностей классного руководителя мало изменился. Создание детского коллектива и идеологическое воздействие на учащихся остаются ведущими направлениями в его деятельности.

 Большую роль в научно-методическом обеспечении работы классного руководителя сыграло пособие «Классный руководитель» (под редакцией Н.И. Болдырева), вышедшее несколькими изданиями в 50-хгг.

Следует отметить, что в массовой школе конца 70-начала 80-х гг. отчетливо просматривалась тенденция к механическому увеличению круга обязанностей классного руководителя. Предполагалось, что чем больше направлений воспитательной работы будет им организовываться и контролироваться, тем успешнее пойдет воспитание учащихся.

Многофункциональность деятельности классного руководителя в определенном смысле была вызвана идеей общественного воспитания, занимавшей ведущее положение в советской педагогической науке. Хотя в ряде случаев это было продиктовано и конкретными условиями, локальными особенностями и ограниченностью культурных возможностей в непосредственном окружении школы.

Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.

В отличие от школы 70-80-х гг., когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство из них понимают воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Отсюда следуют и изменения системы работы.

Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре.

Текст: Анастасия Валерьевна Ерофеевская, учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска СОШ № 28

Вначале XIX в. Министерство народного просвещения издало постановление, согласно которому в пансионах института должны были присутствовать комнатные надзиратели, акцентирующие внимание на нормах поведения. Комнатным надзирателем мог быть образованный человек, прошедший определённую подготовку, демонстрирующий знание французского и немецкого языков, отличающийся высоконравственным поведением. Основная его задача заключалась в контроле, поэтому педагоги пребывали с учениками буквально круглосуточно, так они смотрели за тем, чтобы учащиеся соблюдали требования учебного заведения.

Комнатные надзиратели не только посещали занятия, следили за подготовкой домашнего задания, планировали деятельность подопечных в свободное время, но и уделяли внимание личностям воспитанников, проверяли книги, к которым дети проявляли интерес (во избежание плохого влияния). В 1862 г. неблагозвучное наименование «надзиратель» заменили на слово «воспитатель». С того времени воспитатель осуществлял ещё и преподавательскую деятельность, максимум 6 часов в неделю, такое ограниченное количество времени объяснялось тем, что педагог должен сохранять силы, чтобы уделять внимание детям.

В 1864 г. появились классные наставники (дамы). Они выполняли воспитательную функцию, осуществляя тесную связь с семьёй, посещая занятия. Следили за выполнением домашней работы, уделяли внимание неуспевающим детям, помогали родителям. Задачу надзора передали помощнику классного наставника. После революции появилась идеологическая составляющая. Чтобы дети проявляли себя активнее, начали функционировать пионерская и комсомольская организации, взявшие на себя воспитательные задачи. На смену классным надзирателям и классным дамам пришли «групповоды», которые отвечали за следующее:
■ организовывали работу самоуправления школьников,
■ контролировали посещаемость,
■ взаимодействовали с родителями подопечных.

Воспитанницы с классными дамами, 1909 г.

28 июня 1934 г. группы переименовали в классы, а групповод превратился в классного руководителя, закреплённого за определённым классом и осуществляющего педагогическое сопровождение развития каждого ребёнка.

Классный руководитель проводил воспитательную работу коммунистической направленности в системе, сотрудничал с пионерской организацией, взаимодействовал с родителями и учителями, был заинтересован в высоком проценте успеваемости.
С 1941 г. усилилось воспитание учащихся в патриотическом ключе. Этому способствовало привлечение учащихся к общественно полезному труду, к организации помощи фронту.

В 1947 г. перед классными руководителями возникла новая задача – вести работу над сплочением ученического коллектива. Продолжая прививать любовь к Родине, классный руководитель был призван:
■ обращать внимание класса на важность труда на благо общества;
■ участвовать в заседаниях советов и сборах пионерского отряда;
■ вести работу с родителями, осуществлять помощь в системе;
■ проводить с учащимися класса оборонно-спортивные мероприятия;
■ наблюдать за здоровьем подопечных;
■ осуществлять профориентационную работу;
■ повышать квалификацию.

В 1960 г. с принятием «Положения о классном руководителе восьмилетней и средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением» стали ясны основные функциональные обязанности:
■ всестороннее изучение учеников;
■ выявление их запросов, склонностей и интересов;
■ организация деятельности класса;
■ решение вопросов успеваемости и дисциплины;
■ содействие участию учащихся в производительном труде;
■ решение вопросов профориентации и внеурочной деятельности;
■ осуществление связи с родителями.

В 1965 г. (после официального введения должности классного руководителя) были указаны его функциональные обязанности. Появились различные формы работы. В 1985 г. формы деятельности классного руководителя упростились. В семьях снизилось внимание к воспитанию, проявилась дистанцированность учащихся от родителей, из-за чего классные руководители часто выполняли функцию социальной защиты.

Благодаря появившимся в 1998 г. в школах педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования и др. был отмечен подъём воспитательной работы. Усилия упомянутых специалистов был призван объединять классный руководитель. Воспитание стало главным направлением.

С 2001 г. начала осуществляться нормативная поддержка классных руководителей, многие позиции были отражены на государственном уровне:
■ системная реализация воспитательной деятельности;
■ использование проектно-программных механизмов деятельности;
■ применение современных воспитательных технологий;
■ несение персональной ответственности за результативность.
С появлением ФГОС классный руководитель, выступающий в качестве главного организатора воспитательной деятельности, стал обеспечивать развитие и воспитание личности каждого ученика. На данный момент о правах и обязанностях классных руководителей можно узнать, ознакомившись с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Таким образом, на протяжении нескольких столетий происходило и происходит совершенствование форм работы классного руководителя, который всегда является ключевой фигурой, носителем культуры, организатором, помощником и наставником.


Список источников

  1. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2007. 496 с.
  2. Демушкина К. В. Развитие института классного руководства в советской школе (1917–1984) : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. СПб., 2005. 188 с.
  3. Корябкина Е. В. Становление и развитие института классного руководства в России // Человек и образование. 2011. № 3 (28). С. 123–128.1

1 Фото в статье: https://citifox.ru/2016/03/04/gimnazistki-19-veka-krasivye-devushki-ca/

В дореволюционных средних учебных заведениях функции воспитателей учащихся возлагались на классных наставников (в мужских гимназиях) и классных дам (в женских гимназиях), которые осуществляли надзор за учащимися своих классов, отвечали за их поведение, но не выступали в роли организатора воспитательной работы. Эта работа в школах тех времён почти не проводилась.

После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.

Жизнь потребовала согласования и объединения воспитательной деятельности учителей, устранения обезлички в организации воспитания учащихся, особенно во внеурочное время. Поэтому во многих школах уже в 20-е годы стали появляться руководители воспитательной работы. Они прикреплялись к учебным группам и назывались групповодами.

В 30-х гг. в отечественной школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно-урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов.

В 1934 г., после переименования групп в классы, групповоды стали называться классными руководителями. Положение о классном руководителе было утверждено Наркомпросом РСФСР 28 июня 1934 г.

Процесс послевоенного развития системы народного образования СССР был сложным. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-х начале 50-х гг. внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

В 1947 г. было утверждено новое Положение о классном руководителе, которое полнее и четче определило его цели и функции. В этом документе содержались указания о планировании воспитательной работы и формах отчетности.

Негативное влияние на школу 40-50-х гг. оказал характерный для того периода авторитарный административный стиль руководства. Основной задачей классного руководителя, по Положению 1947 г., являлась организация и сплочение классного коллектива. Не менее важным аспектом деятельности было идейно-политическое воспитание учащихся.

В круг обязанностей классного руководителя входили и работа с пионерской и комсомольской организациями, изучение школьниками «Правил для учащихся», контроль за их посещаемостью и успеваемостью, надзор за дисциплиной и поведением и так далее. Рекомендовалось заниматься и изучением учащихся, но о конкретных методиках речи практически не велось, да и осуществляться подобное исследование должно было не в интересах отдельной личности, а для создания работоспособного классного коллектива.

В дальнейшем круг обязанностей классного руководителя мало изменился. Создание детского коллектива и идеологическое воздействие на учащихся остаются ведущими направлениями в его деятельности.

 Большую роль в научно-методическом обеспечении работы классного руководителя сыграло пособие «Классный руководитель» (под редакцией Н.И. Болдырева), вышедшее несколькими изданиями в 50-хгг.

Следует отметить, что в массовой школе конца 70-начала 80-х гг. отчетливо просматривалась тенденция к механическому увеличению круга обязанностей классного руководителя. Предполагалось, что чем больше направлений воспитательной работы будет им организовываться и контролироваться, тем успешнее пойдет воспитание учащихся.

Многофункциональность деятельности классного руководителя в определенном смысле была вызвана идеей общественного воспитания, занимавшей ведущее положение в советской педагогической науке. Хотя в ряде случаев это было продиктовано и конкретными условиями, локальными особенностями и ограниченностью культурных возможностей в непосредственном окружении школы.

Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.

В отличие от школы 70-80-х гг., когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство из них понимают воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Отсюда следуют и изменения системы работы.

Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Судебный пристав москвы руководство
  • Вакцина против вгбк кроликов инструкция по применению
  • Сигнализация клиффорд с автозапуском инструкция по применению
  • Книга руководство таро райдера уэйта
  • Телефон philips xenium e172 руководство пользователя