История развития классного руководства в россии кратко

Классное руководство

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.

Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.

Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.

История развития классного руководства

Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.

Рассмотрим этапы становления классного руководства:

  1. Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
  2. Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
  3. Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.

«Классное руководство» 👇

Целевое назначение классного руководства

Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.

Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.

Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:

  • Формирование классного коллектива;
  • Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
  • Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
  • Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
  • Создание системы воспитывающего обучения;
  • Формирование основ здорового образа жизни;
  • Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
  • Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
  • Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.

Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.

Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные направления классного руководства

Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:

  • Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
  • Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
  • Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023

Похожие материалы по теме

Социальная работа

#Статья

Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк

Автор(ы):
Елена Александровна Булахова

Автор(ы):
Нина Петровна Добренко

Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен

Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая

Автор(ы):
В.П. Ручкина

Решение любого учебного вопроса за 300

История становления института
классного руководства в России

Классный руководитель 

  На протяжении XIX–XX вв. по-разному
решался вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей в образовательных
учреждениях.

  В ноябре 1804 года (во времена
правления Александра I) был издан «Устав учебных заведений». В нем указывалось,
что основная цель учебных заведений – не только давать соответствующие знания,
но и осуществлять воспитание духа и тела. Тогда же впервые появилась должность
профессионального воспитателя, в обязанности которого входило изучение личности
ребенка и воспитание в нем «добродетели и благонравия».

  Циркуляр Министерства просвещения
1813 года «Об установлении должности комнатных надзирателей при пансионах»
предписывал строгое разделение функций обучения и воспитания. Надзиратели в
течение суток находились вместе со своими питомцами (на каждого приходилось 15
воспитанников). Они вместе с воспитанниками ходили на занятия, помогали делать
домашние задания, вместе проводили свободное время, следили за порядком и
чистотой в комнатах пансиона. Надзирателями могли быть люди, владеющие
французским языком, с надежной нравственностью, хорошими манерами поведения.

  Во времена правления Николая I
(1796–1855 гг.) изменяется цель учебных заведений, теперь их суть – воспитание
слуги отечества путем строжайшей дисциплины, быстрого и четкого выполнения
требований педагога. В 1835 г. была введена должность классных надзирателей,
которые следили за поведением учащихся (на занятиях, на улице, в общественных
местах). Образование классных надзирателей было на порядок ниже «комнатных
надзирателей» – им достаточно было иметь образование на уровне уездного
училища. Именно эта причина делала их малоавторитетными, а их постоянный надзор
вызывал лишь ненависть со стороны учащихся. Нередко на должность надзирателя,
приглашались иностранцы (немцы).

  В 1871 году в России был введен
институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с
обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом
был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники,
неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских
гимназиях классными наставниками были «классные дамы».

  После революции 1917 года должности
наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя
входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были
под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве
образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание
осуществлялось по остаточному принципу.

  В 1931 году была введена должность
групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного
руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

Классный руководитель 

  В настоящее время в школах
России наиболее известны следующие институты классного руководства:

  • освобожденный вариант. Воспитатель
не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного
класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями
школьников;

  • организатор параллели
классов.
 Он не является учителем-предметником, а занимается только
воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших
классах;

  • руководитель
разновозрастного детского коллектива.
 Данный вариант организации
воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

  • традиционный вариант
классного руководства
, который используется чаще всего практике образовательных
учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное
руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит
изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с
учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями
учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

  Таким образом, классный
руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского
ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным
классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей.
Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор,
вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор,
информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих
воспитанников.

  Права классного
руководителя.

  Классный руководитель – это
административное  лицо и он имеет право:

  1. Получать информацию о
психическом и физическом здоровье детей.

  2. Контролировать успеваемость
каждого ученика.

  3. Контролировать посещаемость
учебных занятий детьми.

  4. Координировать и направлять в
единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального
педагога).

  5. Организовывать воспитательную
работу с учащимися класса, через проведение «малых педсоветов» педагогических
консилиумов, тематических и других мероприятий.

  6. Приглашать родителей в школу.

  7. Получать помощь от
педагогического коллектива школы.

  8. Решать вопросы, связанные с
воспитанием и обучением учащихся.

  9. Определять индивидуальный режим
работы с детьми.

  10. Обращаться в комиссию по делам
несовершеннолетних, по согласованию с администрацией.

  Обязанности классного
руководителя.

  1. Оказание помощи ученику в
решении острых проблем (с привлечением психолога).

  2. Установление контактов с
родителями и оказание им помощи в воспитании детей (с привлечением психолога и
социального педагога).

  3. Организация в классе
учебно-воспитательного процесса, необходимого для развития положительно
потенциала личности ребенка в рамках определенной деятельности.

  Для этого классному руководителю
необходимо знать:

  а) психолого-педагогические основы
работы с детьми;

  б) владеть новыми информационными
технологиями и различными теориями воспитания;

  в) иметь педагогический такт и быть
коммуникабельным.

  Ведущие роли классного
руководителя.

  1. «Контролер», обеспечивающий
включение учащегося в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением,
поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями,
индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный
процесс).

  2. «Проводник по Стране знаний»,
создающий условия развития познавательного интереса и желания учиться
(информация учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к
учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся
в самообразовании, обеспечение процесса учения, координация усилий всех
учителей, работающих в классе).

  3. «Нравственный наставник»,
способствующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих,
конфликтов как между учащимися, так между учащимися и педагогами, работающими в
классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые
темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими
нормы поведения образовательном учреждении).

  4. «Носитель культуры», помогающий
освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный
процесс (организация экскурсий, коллективных походов, в театр, музеи, выставки,
вечера и беседы о культуре, культмассовые мероприятия в классе и школе).

  5. «Социальный педагог», который
способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных
условий общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков
социальной жизни).

  6. «Старший товарищ», который
помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть забот об
учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой
деятельности).

Нажмите, чтобы узнать подробности

200 лет назад началось становление института классного наставничества, заменившего гувернеров, дядек, нянек. Согласно Уставу учебных заведений 1804 г. учителя помимо обучения должны были заниматься и воспитанием учащихся – на основе изучения свойств и нравов детей, гуманистического подхода. В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы».

После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующие задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.

После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.

В 1923 г. классное наставничества было официально ликвидировано и сделано ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того ученические организации в середине 20- х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся – первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно- воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни работа, с родителями В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В отечественной в школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно- урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

В военный период, роль классного руководителя как воспитателя боеспособного поколения возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся. К основным формам работы классных руководителей относятся: организа-ция помощи фронту (работа в госпиталях, помощь в сельскохозяйственных работах,сбор металлолома, стеклянной посуды и т.д.), проведение политинформаций и агитаций. В приказе Наркомпроса «Об укреплении дисциплины в школе» отмечается необходимость «систематической воспитательной ра-боты», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда, высокой успеваемости и дисциплин. Деятельность классных руководителей определялась положением школы в годы войны. В прифронтовых школах под руководством классных руково-дителей, пионервожатых, комсомольских организаций, учителей активно велась оборонная работа. Школьники проверяли светомаскировку, порядок в бомбоубежищах, большое количество учащихся и учителей работало на подступах к городам по созданию оборонительных сооружение. Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали.

По- другому развивалась ситуация в школах в тылу: реализовывалась воспитательная задача боеспособности молодого поколения, а также задача высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель был организатором обществнно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, бутылок, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения, тесно взаимодействовал с пионерской и комсомольской организациями. Одним из главных методов в работе классного руководителя являлась организация социалистического соревнования. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот пе-риод обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции связанные с родительской поддержки и защитой учащихся. В настоящее время в школах институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе. Наиболее известны следующие:

· освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;

· организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;

· руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

· традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников.

Классный руководитель остается главным организатором воспитатель-ной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать: генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания, форм и технологии деятельности классного руководителя. Целью образование, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование ОБРАЗА человека сознательного, человека совершенного характера. Эта цель достижима при участии настоящих учителей и воспитателей, классных руководителей.

Только любящий своих детей, и преданный своему делу учитель ( в широком понимание этого слово) способен оказать неоценимую помощь в гармоничном становлении Человека.

В дореволюционных средних учебных заведениях функции воспитателей учащихся возлагались на классных наставников (в мужских гимназиях) и классных дам (в женских гимназиях), которые осуществляли надзор за учащимися своих классов, отвечали за их поведение, но не выступали в роли организатора воспитательной работы. Эта работа в школах тех времён почти не проводилась.

После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.

Жизнь потребовала согласования и объединения воспитательной деятельности учителей, устранения обезлички в организации воспитания учащихся, особенно во внеурочное время. Поэтому во многих школах уже в 20-е годы стали появляться руководители воспитательной работы. Они прикреплялись к учебным группам и назывались групповодами.

В 30-х гг. в отечественной школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно-урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов.

В 1934 г., после переименования групп в классы, групповоды стали называться классными руководителями. Положение о классном руководителе было утверждено Наркомпросом РСФСР 28 июня 1934 г.

Процесс послевоенного развития системы народного образования СССР был сложным. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-х начале 50-х гг. внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

В 1947 г. было утверждено новое Положение о классном руководителе, которое полнее и четче определило его цели и функции. В этом документе содержались указания о планировании воспитательной работы и формах отчетности.

Негативное влияние на школу 40-50-х гг. оказал характерный для того периода авторитарный административный стиль руководства. Основной задачей классного руководителя, по Положению 1947 г., являлась организация и сплочение классного коллектива. Не менее важным аспектом деятельности было идейно-политическое воспитание учащихся.

В круг обязанностей классного руководителя входили и работа с пионерской и комсомольской организациями, изучение школьниками «Правил для учащихся», контроль за их посещаемостью и успеваемостью, надзор за дисциплиной и поведением и так далее. Рекомендовалось заниматься и изучением учащихся, но о конкретных методиках речи практически не велось, да и осуществляться подобное исследование должно было не в интересах отдельной личности, а для создания работоспособного классного коллектива.

В дальнейшем круг обязанностей классного руководителя мало изменился. Создание детского коллектива и идеологическое воздействие на учащихся остаются ведущими направлениями в его деятельности.

 Большую роль в научно-методическом обеспечении работы классного руководителя сыграло пособие «Классный руководитель» (под редакцией Н.И. Болдырева), вышедшее несколькими изданиями в 50-хгг.

Следует отметить, что в массовой школе конца 70-начала 80-х гг. отчетливо просматривалась тенденция к механическому увеличению круга обязанностей классного руководителя. Предполагалось, что чем больше направлений воспитательной работы будет им организовываться и контролироваться, тем успешнее пойдет воспитание учащихся.

Многофункциональность деятельности классного руководителя в определенном смысле была вызвана идеей общественного воспитания, занимавшей ведущее положение в советской педагогической науке. Хотя в ряде случаев это было продиктовано и конкретными условиями, локальными особенностями и ограниченностью культурных возможностей в непосредственном окружении школы.

Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.

В отличие от школы 70-80-х гг., когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство из них понимают воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Отсюда следуют и изменения системы работы.

Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • За что доплачивают учителям за классное руководство
  • Hp laserjet 3052 инструкция для пользования на русском языке
  • Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными стили руководства
  • Dt 6507 часы инструкция на русском языке скачать бесплатно
  • Гинкго билоба 200мг инструкция по применению