Популярные вопросы
Как и где необходимо проставлять неявку участников на итоговое сочинение (изложение)?
Ответ: В случае неявки в форме ИС-05 нет подписи участника.
Как заполнять в бланках регистрации код образовательной организации: с нулем или без?
Ответ: Код образовательной организации заполняется в соответствии с формами, полученными в пакете руководителя.
Нужно ли писать в бланке записи название темы (кроме номера)?
Ответ: В бланке записи участнику необходимо указывать номер и тему итогового сочинения, название текста изложения.
Что означает «код АТЕ» на возвратном доставочном пакете?
Ответ: АТЕ – это административно-территориальная единица. Уточнить свой код АТЕ можно на коробке с полученными материалами итогового сочинения (изложения).
Что вписывать в поле «Место проведения» в бланке регистрации итогового сочинения (изложения)?
Ответ: В поле «Место проведения» нужно написать код образовательной организации, в которой участник пишет сочинение (изложение). В поле «Код образовательной организации» — написать код образовательной организации, в которой участник обучается или зарегистрирован на участие в итоговом сочинении (изложении).
Для выпускников прошлых лет: код образовательной организации и класс указан в уведомлении на итоговое сочинение (изложение).
Инструкция по подаче заявлений на внесение изменений в персональные данные участников в РИС ГИА города Москвыhttp://rcoi.mcko.ru/resources/upload/RichFilemanager/documents/2022-2023/reg_gia/correct_pd.pdf
МОИ ВОПРОСЫ
8 (499) 653-94-50
информационно-консультационный центр
Общественная приёмная РЦОИ
г. Москва, Семёновская площадь, дом 4.
28 октября 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Рособрнадзор опубликовал методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/23 учебном году.
→ Методические рекомендации: mr-its22-23.pdf
→ Правила заполнения бланков: pravila-blank.pdf
С 2022/23 учебного года расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка:
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Как и в прошлые годы, комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.
При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:
→ соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения;
→ соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
→ соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях);
→ нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
→ соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
→ быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.
Темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
В качестве примера ниже приведен образец комплекта тем.
→ Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
→ Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
→ Семейные ценности и их место в жизни человека.
→ В чём может проявляться любовь к Отечеству?
→ Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
→ Чему человек может научиться у природы?
Темы привязаны к определенным разделам и подразделам банка, но сочинение участника может быть написано так, что по содержанию оно окажется ближе другому разделу. Участник вправе выбирать свой ракурс раскрытия темы, который может совпасть или не совпасть с комментариями к разделу, в рамках которого сформулирована тема. Например, рассуждая на тему «Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?» (тема прикреплена к разделу 1) участник может выйти на проблематику раздела 2 и рассмотреть связь указанных понятий в ракурсе семейных или общественных ценностей. Рассуждая о чести и совести, участник вправе писать об ответственности человека науки, о научной совести.
Образцы бланков
Обновлено: 20.05.2023
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению подготовлен в целях создания благоприятных условий для подготовки к итоговому изложению. Сборник включает 200 текстов разнообразной тематики, в том числе использованные при проведении итогового изложения в прошлые годы. Рекомендуется использовать данный сборник для развития устной и письменной речи обучающихся в учебном процессе образовательных организаций, а также в самостоятельной работе обучающихся.
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Открытые направления для тем итогового сочинения утверждаются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
На 2019-2020 учебный год утверждены следующие тематические направления:
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019-2020 учебный год
- Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019—2020 уч.г.
- Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
- Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019—2020 уч.г.
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
А также Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому сочинению (изложению) на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018−2019 учебного года:
Письмо Рособрнадзора от 26.10.2021 №04-416 «О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году».
- Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году.
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году.
- Сборник отчетных форм итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году (список).
- Сборник отчетных форм итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году (формы).
- Образцы заявлений в государственную экзаменационную комиссию для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования города Москвы.
- ИС-04 Список участников итогового сочинения (изложения) в образовательной организации (месте проведения)
- ИС-05 Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения)
- ИС-06 Протокол проверки итогового сочинения (изложения)
- ИС-07 Ведомость коррекции персональных данных участников итогового сочинения (изложения)
- ИС-08 Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам
- ИС-09 Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)
- РЦОИ ИС-01 Акт выдачи-приема материалов итогового сочинения (изложения)
- Описание внешности александра гордона сочинение
- Собор александра невского старый оскол сочинение
- Сочинение про город большой камень
- Проблема влияния любви к родине на творчество сочинение
- Сочинение про микрорайон тура тюмень
Действия ОО при подготовке, проведении и проверке итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.
Акт о выявлении факта недостаточности материалов итогового сочинения (изложения).
Действия образовательных организаций города Москвы при подготовке, проведении и проверке итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году.
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению.
Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению.
Видеолекция для членов комиссии по проверке итогового сочинения (изложения)
Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы.
Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению.
Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написания сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.11.2020 № 665/1156 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/21 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения)».
Приказ Департамента образования города Москвы от 25 декабря 2015 года № 3578 «Об утверждении Порядка проверки независимой комиссией итогового сочинения (изложения), сданного повторно в дополнительные сроки».
Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 15 марта 2021 года №83 «О внесении изменения в приказ Департамента образования города Москвы от 20 октября 2015 г. № 2820».
Приказ Департамента образования города Москвы от 20 октября 2015 года № 2820 «Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения)».
по состоянию на
Итоговое сочинение | Итоговое изложение |
---|---|
ИС-04 Список участников итогового сочинения в образовательной организации (месте проведения) | ИС-04 Список участников итогового изложения в образовательной организации (месте проведения) |
ИС-05 Ведомость проведения итогового сочинения в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения) | ИС-05 Ведомость проведения итогового изложения в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения) |
ИС-06 Протокол проверки итогового сочинения | ИС-06 Протокол проверки итогового изложения |
ИС-07 Ведомость коррекции персональных данных участников итогового сочинения | ИС-07 Ведомость коррекции персональных данных участников итогового изложения |
ИС-08 Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения по уважительным причинам | ИС-08 Акт о досрочном завершении написания итогового изложения по уважительным причинам |
ИС-09 Акт об удалении участника итогового сочинения | ИС-09 Акт об удалении участника итогового изложения |
РЦОИ ИС-01 Акт выдачи-приема материалов итогового сочинения (изложения) |
Популярные вопросы
Как и где необходимо проставлять неявку участников на итоговое сочинение (изложение)?
Ответ: В случае неявки в форме ИС-05 нет подписи участника.
Как заполнять в бланках регистрации код образовательной организации: с нулем или без?
Ответ: Код образовательной организации заполняется в соответствии с формами, полученными в пакете руководителя.
Нужно ли писать в бланке записи название темы (кроме номера)?
Ответ: В бланке записи участнику необходимо указывать номер и тему итогового сочинения, название текста изложения.
Для выпускников прошлых лет: код образовательной организации и класс указан в уведомлении на итоговое сочинение (изложение).
Инструкция по просмотру результатов и изображений бланков работ участников на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы.
Правила предоставления электронной услуги «Результаты итогового сочинения (изложения)» в рамках электронного сервиса «Результаты ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ), итогового сочинения (изложения), итогового собеседования по русскому языку».
Читайте также:
общего образования Томской области
от __
21.11.2014___ № ___814-р__
Инструкция для организаторов, участвующих в проведении итогового
сочинение (изложение)
Настоящая инструкция предназначена для организаторов в/вне аудитории в ОО, привлекаемых в пунктах проведения сочинения (изложения).
1. Подготовительный этап проведения итогового сочинения (изложения) в пункте проведения
Организатор в/вне аудитории обязан ознакомиться с:
— нормативными правовыми документами (региональными документами), регламентирующими проведение итогового сочинения (изложения);
— инструкцией, определяющей порядок их работы;
— правилами заполнения бланков итогового сочинения (изложения).
В день проведения итогового сочинения (изложения)
— пройти краткий инструктаж по процедуре проведения итогового сочинения (изложения), по заполнению полей бланков регистрации и бланков записи, по порядку выдачи дополнительных бланков записи, заполнению ведомостей в аудитории;
— получить у руководителя информацию о своем назначении в учебный кабинет.
Не менее чем за 1 час до проведения сочинения (изложения) получить у ответственного в ОО:
— списки участников на аудиторию;
— ведомость проведения сочинения (изложения) в аудитории (форма ИС-05);
— протокол выдачи дополнительных бланков записи в аудитории (форма СД-03);
— памятку с кодировкой ОО, используемой при заполнении регистрационных частей бланка регистрации (номер состоит из шести цифр, смотрите
http://coko.tomsk.ru/files/other/schoolcodes.xls);
— черновики из расчета не менее чем по 3 листа на каждого участника;
— краткую инструкцию, зачитываемую организатором в аудитории перед началом итогового сочинения (изложения);
— инструкцию для участников итогового сочинения (изложения) (на каждого участника отдельно);
— орфографические словари для сочинения и орфографические и толковые словари для изложения;
— комплекты на каждого участника сочинения (изложения), распечатанные из программы «ПЛАНИРОВАНИЕ ГИА (ЕГЭ) 10.01» (1 бланк регистрации и 4 бланка записи);
— доп. бланки из расчета не менее 5 шт. на аудиторию;
— орфографические словари для участников итогового сочинения (орфографические и толковые словари для участников изложения).
Не менее чем за 45 мин. до проведения сочинения (изложения):
— пройти в аудиторию, в которую назначены, и приступить к выполнению своих обязанностей;
— проверить место в учебном кабинете, где участники итогового сочинения (изложения) смогут оставить свои личные вещи;
— разложить на рабочие места участников итогового сочинения (изложения) черновики (не менее двух листов), инструкции для участников итогового сочинения (изложения) на каждого участника;
— подготовить на доске (информационном стенде) необходимую информацию для заполнения бланков регистрации.
Не менее чем за 30 мин. до проведения сочинения (изложения):
— обеспечить организованный вход участников итогового сочинения (изложения) в учебный кабинет. Участники итогового сочинения (изложения) рассаживаются за рабочие столы в кабинете в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол);
— указать место, где участник итогового сочинения (изложения) может оставить свои личные вещи.
Не ранее чем за 15 минут до начала проведения итогового сочинения (изложения)
Получить от ответственного в ОО темы сочинения (тексты изложения) (из расчета не менее 1 экземпляра на каждую аудиторию проведения). Темы сочинения могут быть распечатаны на каждого участника или размещены на доске (информационном стенде) – в данном случае организатор в аудитории подготавливает на доске (информационном стенде) темы сочинения. Текст изложения распечатывается только для глухих, слабослышащих участников итогового изложения, а также участников с тяжелыми нарушениями речи, с расстройствами аутистического спектра (из расчета: 1 экземпляр на каждого участника), (текст изложения выдается таким участникам на 40 минут (в нем разрешается участнику делать пометки), по истечении этого времени исходный текст сдается, и в оставшееся время участники пишут изложение)).
2. Во время проведение итогового сочинения (изложения):
На рабочем столе участника, помимо бланков итогового сочинения (изложения), черновиков находятся:
|
— 09:55 по местному времени провести первую часть инструктажа, которая включает в себя информирование участников о порядке проведения итогового сочинения (изложения), продолжительности написания итогового сочинения (изложения), о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о том, что записи на черновиках не обрабатываются и не проверяются;
— выдать участникам итогового сочинения (изложения) бланки регистрации, бланк записи, дополнительные бланки записи (выдаются по запросу участника) для написания итогового сочинения (изложения);
— не ранее 10.00 по местному времени провести вторую часть инструктажа;
— ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами итогового сочинения (текстами изложения) в порядке, определенном ответственным в ОО;
— после ознакомления с темами итогового сочинения (текстом изложения) дать указание участникам итогового сочинения (изложения) заполнить номер темы итогового сочинения (текста изложения) во всех бланках итогового сочинения (изложения);
— в бланки записи участники итогового сочинения (изложения) переписывают название, выбранной ими темы сочинения (текста изложения);
— объявить начало, продолжительность (в продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.)) и время окончания выполнения итогового сочинения (изложения) и зафиксировать их на доске (информационном стенде);
— проверить правильность заполнения участниками итогового сочинения (изложения) регистрационных полей бланков после фиксации на доске времени начала и окончания выполнения итогового сочинения (изложения);
3. Заполнение бланков итогового сочинения (изложения)
Все бланки сочинения (изложения) заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручек. В случае отсутствия у участника указанных ручек и использования, вопреки настоящим правилам, шариковой ручки, контур каждого символа при заполнении необходимо аккуратно обводить 2-3 раза, чтобы исключить «проблески» по линии символов.
Участник должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланка регистрации и верхней части бланка записи, тщательно копируя образец ее написания из строки с образцами написания символов, расположенной в верхней части бланка регистрации. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.
Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника). Если участник не имеет информации для заполнения поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков).
Категорически запрещается:
делать в полях бланков, вне полей бланков или в полях, заполненных типографским способом, какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию полей бланков;
использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо черной, карандаш (даже для черновых записей на бланках), средства для исправления внесенной в бланки информации («замазку» и др.).
3.1. Заполнение бланка регистрации
Бланк регистрации состоит из трех частей – верхней, средней и нижней (рис. 1).
Рис. 1 Бланк регистрации
В верхней части бланка регистрации (рис. 2) расположены:
- вертикальный и горизонтальный штрихкоды;
- поля для рукописного занесения информации;
- строка с образцами написания символов;
- поле «код работы», который формируется автоматизированно при печати бланков.
Рис. 2. Верхняя часть бланка регистрации
Участником заполняются все поля верхней части бланка регистрации (см. табл. 1).
Таблица 1. Указание по заполнению полей верхней части бланка регистрации
Поля, заполняемые участником по указанию организатора в кабинете | Указания по заполнению в бланках |
Код региона | 70 (Томская обл.) |
Код образовательной
организации |
Код образовательной организации, в которой обучается участник, в соответствии с кодировкой, принятой в субъекте РФ. Номер состоит из шести цифр (http://coko.tomsk.ru/files/other/schoolcodes.xls). |
Класс: | Номер, буква класса, в котором обучается выпускник (выпускники прошлых лет не заполняют) |
Место проведения | Код образовательной организации, в которой участник пишет сочинение (изложение). Номер состоит из шести цифр (http://coko.tomsk.ru/files/other/schoolcodes.xls). |
Номер кабинета | Номер кабинета, в котором проходит сочинение (изложение) (например 037), не допускается буквенное обозначение. |
Дата проведения | Дата проведения сочинения (изложения) |
Код вида работы | 20 – сочинение, 21 – изложение |
Наименование вида работы | Указывается вид работы достаточно указать 5 букв (сочинение – СОЧИН, изложение – ИЗЛОЖ) |
Номер темы | Указывается в соответствии с выбранной темой (заполняются все три клеточки: например – 005 или 254) |
Количество бланков | Количество выданных бланков записи (заполняется по окончанию сочинения (изложения)), минимальное количество выданных бланков записи равно 4 |
В средней части бланка регистрации (рис. 3) расположены поля для записи сведений об участнике.
Рис. 3. Сведения об участнике
Поля средней части бланка регистрации заполняются участником самостоятельно (см. табл. 2).
Таблица 2 Указания по заполнению полей «Сведения об участнике»
Поля, самостоятельно заполняемые участником ЕГЭ | Указания по заполнению |
Фамилия | Вносится информация из документа, удостоверяющего личность участника, в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Имя | |
Отчество | |
Документ | |
Серия | Записываются арабские цифры или буквы серии без пробелов. Например: 4600 или AZ как записано в документе |
Номер | Записываются арабские цифры номера без пробелов. Например: 918762 |
Пол (Ж или М) | Ставится метка в соответствующем поле |
В средней части бланка регистрации также расположена краткая инструкция по заполнению бланков и поле для подписи участника.
Рис. 4 Краткая инструкция по заполнению бланков
После окончания заполнения бланка регистрации участник ставит свою подпись в специально отведенном для этого поле (рис. 4).
Нижняя часть бланка (рис. 5) заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы после окончания проверки экспертами.
Рис. 5 Область для оценки работы
3.2. Заполнение бланка записи
Комплект участника содержит 4 односторонних бланка записи.
В верхней части бланка записи (рис. 6) расположены вертикальный и горизонтальный штрихкоды, поля для заполнения участником;
- поле «Лист №» заполняется участником;
- в случае выдачи дополнительного бланка член комиссии в аудитории вписывает № листа (сквозная нумерация) и код работы с регистрационного бланка (10 цифр) в доп. бланк;
- поле «код работы» формируется автоматизированно при печати бланков;
- поля код региона, код и название работы, а также номер темы должны быть продублированы во всех бланках записи с бланка регистрации;
- поле ФИО участника заполняется печатными буквами.
Для удобства все страницы бланка записи разлинованы пунктирными линиями.
При недостатке места для ответа участник может запросить у члена комиссии в аудитории дополнительный бланк записи ответов (распечатывается отдельно из специализированного программного обеспечения для печати бланков итогового сочинения(изложения) и продолжить записи на нем.
В этом случае в поле «Лист №» член комиссии в аудитории вносит порядковый номер листа работы участника и переносит код работы (10 цифр) из регистрационного бланка.
Члены комиссии ставят прочерк «Z» на полях бланков записи, оставшихся незаполненными, а также в выданных дополнительных бланках записи.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ: — копировать бланки с целью выдачи их участникам; — писать на оборотной стороне бланков записи; — выдавать бланки одного комплекта участника разным участникам; — выносить из аудиторий бланки итогового сочинения (изложения), фотографировать их; — оказывать помощь участникам итогового сочинения (изложения); — использовать корректор. |
Рис. 6 Бланк записи
4. Проведение итогового изложения
При проведении изложения текст изложения зачитывается участникам итогового изложения вслух трижды после объявления начала проведения изложения (глухим, слабослышащим участникам, а также участникам с тяжелыми нарушениями речи, с расстройствами аутистического спектра текст изложения выдается на 40 минут, по истечении этого времени член комиссии забирает текст и участник пишет изложение).
Организаторам и участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе:
— средства связи, — фото, аудио и видеоаппаратуру, — справочные материалы, — письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, — собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). |
По мере необходимости участникам итогового сочинения (изложения) выдаются черновики.
В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть место проведения итогового сочинения (изложения). Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) составляют «Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам» (форма ИС-08), вносят соответствующую отметку в форму ИС-05 «Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)». В бланке регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) в поле «Резерв-1» необходимо внести отметку «ИС-08» для учета при организации проверки.
5. Завершение итогового сочинения (изложения). Организаторы:
— сообщают за 30 и за 5 минут участникам итогового сочинения (изложения) о том, сколько времени осталось до окончания итогового сочинения (изложения) и о том, что необходимо перенести написанное из черновика в бланки записи;
— принимают у участников итогового сочинения (изложения) бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), черновики участников итогового сочинения (изложения) (участники итогового сочинения (изложения) досрочно завершившие работу, не дожидаются окончания итогового сочинения (изложения), сдают все свои бланки и черновики членам комиссии в аудитории проведения);
— ставят «Z» на полях бланков записи, оставшихся незаполненными, а также в выданных дополнительных бланках записи;
— заполняют поле «Количество бланков записи» в бланках регистрации участников итогового сочинения (изложения). В указанное поле вписывают то количество бланков записи, включая дополнительные бланки записи (в случае если такие выдавались по запросу участника), которое было использовано участником (не менее 4);
— заполняют соответствующие отчетные формы. В свою очередь, участник проверяет данные, внесенные в форму ИС-05 «Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)», подтверждая их личной подписью (В случае сдачи итогового сочинения (изложения) участником сочинения (изложения) в устной форме член комиссии образовательной организации вносит в бланк регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) отметку «УСТ» в поле «Резерв-2» для последующей корректной проверки и обработки бланков итогового сочинения (изложения) такого участника. В форму ИС-05 «Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения)» необходимо также внести отметку в поле «Сдавал в устной форме (ОВЗ)»).
— передают собранные бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), черновики, а также отчетные формы для проведения итогового сочинения (изложения) ответственному в ОО.