Извещение по 223 фз у единственного поставщика пошаговая инструкция

Закупка у едпоставщика по 223-ФЗ проводится по правилам из положения закупок, утвержденного заказчиком. Часть правил продиктована законом, а некоторые нюансы заказчики решают самостоятельно.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Как закупают у ед. источника по 223-ФЗ

Вот пошаговая инструкция по закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ в 2023 году для госкомпаний:

  1. Выбрать основание для покупки.
  2. Рассчитать стоимость заказа.
  3. Включить позицию в план.
  4. Составить договор и другие обязательные документы.
  5. Подписать соглашение и отправить сведения о нем в реестр.

Подбираем основания для заказа

Законом максимальная сумма для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ в 2023 году не установлена. Также в законодательстве о заказах отдельных видов юридических лиц не указано, в каких случаях заказчик по 223-ФЗ вправе заключать договоры с единственным поставщиком, их определяют самостоятельно в положении.

Наряду со случаями закрепляют и порядок закупки у единственного поставщика 223-ФЗ. Рекомендуем большую часть товаров, работ, услуг закупать конкурентными способами и не заниматься злоупотреблением правом на проведение сделки. Есть риск нарушить ФЗ-135 о защите конкуренции или ФЗ-223.

Учитывайте: закупка у единственного поставщика по статье 3.6 223-ФЗ для гособоронзаказа возможна при введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренных пунктом 1 статьи 26.1 61-ФЗ «Об обороне», даже если основания отсутствуют в положении.

На практике заказчики в закупочных положениях предусматривают такие основания и критерии для процедур у единственного подрядчика:

  1. Прямые договоры с ценой, которая не превышает максимальную сумму закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ для госкомпаний.
  2. Приобретение ТРУ, которые должны быть совместимы с имеющимися у заказчика.
  3. Покупка эксклюзивной продукции.
  4. Удовлетворение срочной потребности. Рекомендуем прописать такие условия для этого основания:
    • есть вероятность или произошла ЧС, аварийная ситуация, другое обстоятельство, которое не зависит от воли, или стоит срочная задача ликвидировать результаты таких ситуаций и обстоятельств;
    • ФАС аннулировала итоги конкурентной процедуры, а провести ее повторно нельзя из-за производственного графика;
    • есть потребность закончить выполнение обязательств по соглашению, которое расторгнуто, при условии что провести конкурентный тендер невозможно.
  5. Сделка совершается по результатам конкурентной процедуры, которая не состоялась.
  6. Необходимо выполнить обязательства перед третьими лицами.
  7. Есть ограниченный круг лиц, которые реализуют товары, работы, услуги.

Часто возникают потребности в услугах, которые оказывают конкретные лица с исключительными полномочиями. В этом случае закупают у субъектов естественных монополий, услуги — у госорганизаций, госкорпораций, госкомпаний, учреждений и фондов и организаций, которые находятся у них в подведомственности.

Вот пример списка оснований для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ из положения госкорпорации «Росатом»:

Пример оснований для закупки у ед. источника

Рекомендуем разрабатывать список случаев так, чтобы покупка у едпоставщика по 223-ФЗ применялась только для ситуаций, при которых использование других способов определения исполнителя невозможно или нецелесообразно. Общий порядок проведения закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ закрепляют в положении.

Готовим обоснование НМЦД

Рассказываем, как обосновать закупку у единого поставщика по 223-ФЗ: порядок подготовки начальной (максимальной) цены сделки с ед. источником заказчики разрабатывают самостоятельно и включают его в положение (Письмо Минфина России от 13.07.2021 № 24-07-08/55520). Обычно госкомпании используют методы из 44-ФЗ:

  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный метод;
  • мониторинг цен.

Для закупок у ед. источника обычно применяют анализ рынка, если тарифы не установлены государством. Затратный метод применяют, когда другие варианты использовать не удаётся.

Вот примерный образец обоснования закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ для заказчика:

Пример НМЦД

Включаем в план закупок

В ч. 5.1 ст. 3 223-ФЗ указано, что осуществление закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ допускается после включения в план. А провести процедуру, записи о которой нет в плане, получится только в таких ситуациях:

  • запись не подлежит включению в план или заказчик вправе ее не включать;
  • срочно закрывается потребность в условиях аварии, других ЧС природного или техногенного свойства, форс-мажора и т. д. (в таких заказах запись в план вносят после того, как провели процедуру).

В остальных случаях придется заранее включить информацию о неконкурентной процедуре в план. Пример из ЕИС:

Договор с ед. источником в плане закупок

В план не включают заказы:

  • с гостайной;
  • для нужд гособоронзаказа;
  • для заказчиков из постановления Правительства РФ от 06.03.2022 № 301;
  • для устранения последствий аварий, других ЧС и оказания экстренной медпомощи.

Данные о заказах, которые проводят в случаях, определенных Правительством РФ по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ, вносят в план, но не размещается в ЕИС. Также допускается невнесение в план закупок п. 1–3 ч. 15 ст. 4 223-ФЗ, если это предусмотрено положением заказчика. Например, покупки до 100 тыс. руб.

Составляем договор и другие документы

В законодательстве для закупок отдельными видами юрлиц не указано, нужно ли разрабатывать документацию на заказ у единственного поставщика, 223-ФЗ не обязывает разрабатывать и извещение, проект договора и т. д. Чтобы решить этот вопрос, руководствуйтесь правилами из положения.

По итогам неконкурентной процедуры заказчики совершают сделки в любой форме, которая установлена положением на основании ст. 434 Гражданского кодекса:

  • в письменной форме путем составления одного документа (в т. ч. электронного) или обмена с исполнителем письмами, телеграммами, электронными бумагами или другими данными по п. 1 ст. 160 ГК;
  • в устной форме, например, когда совершают мелкие сделки за наличный расчет и затем готовят авансовый отчет, а сделка выполняется в момент ее совершения.

Срок заключения договора с единственным поставщиком по 223-ФЗ не регламентирован. Мораторий в десять дней необязательно выжидать. Заключайте договор с исполнителем в сроки, которые установлены в положении. На какой срок заключаете договор с единственным поставщиком, определите по положению и учитывайте потребности.

Сведения о договорах придется включить в ежемесячный отчет и разместить в ЕИС не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Это указано в ч. 19 ст. 4 223-ФЗ.

Срок оплаты по договору: не более семи рабочих дней. Исключение: случаи, установленные правительством (ч. 5.3, 5.4 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Вносим сведения в реестр договоров

В ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ и п. 2, пп. «а» п. 10 Правил ведения реестра договоров по постановлению правительства № 1132 от 31.10.2014 указано, надо ли отправлять на проверку договор с единственным поставщиком по 223-ФЗ, — да, в течение трех рабочих дней со дня заключения. Вместе с договором выкладывают и прилагаемые к нему документы. Информацию о договорах с субподрядчиками направляют в тот же срок. На подготовку сведений о внесении изменений в договор, его исполнении или расторжении у заказчика есть 10 дней.

Реестр договоров в ЕИС

В ЕИС не размещают сведения о заказах:

  • с гостайной;
  • для гособоронзаказа;
  • о покупках до 100 тыс. руб. или до 500 тыс. при выручке более 5 млрд руб.;
  • услуг по вкладам;
  • услуг аренды;
  • иных заказах, в том числе по решению правительства.

Если заказчиком в соответствии с частью 15 статьи 4 223-ФЗ принято решение о неразмещении сведений в ЕИС, то в реестр включаются информация и документы, касающиеся соглашений, в случае их направления заказчиком в Федеральное казначейство (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132).

Еще по теме:

  • как проводят неконкурентные закупки у МСП по 223-ФЗ в форме электронного магазина;
  • как оформить положение о закупках по 223-ФЗ;
  • как закупают у единственного поставщика до 3 млн рублей;
  • дополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика, действующие до конца года.

Об авторе этой статьи

Дмитрий Сидаев

Дмитрий Сидаев
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.

Другие публикации автора

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие существуют основания для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ
  • Что указывать в закупочной документации
  • Каковы лимиты цен при закупке у единственного поставщика
  • Как осуществить закупку у единственного поставщика

Прямой называется разновидность закупок, при которой контракт заключают только с одним исполнителем или поставщиком, не рассматривая никаких альтернативных предложений от конкурентов. При этом всё, что касается исполнения договора и его заключения, прописывается заказчиком в положении о закупке. Представляем вашему вниманию обзорный материал о том, как правильно осуществляется закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ.

Основания для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ

Основания для закупки у единственного поставщика

Согласно закону о государственных закупках, 223-ФЗ, все случаи, когда закупка будет производиться у единственного поставщика, определяются самим заказчиком. Их список может быть расширен по следующим основаниям, не типичным для госзаказа:

  • Если приобретение продукции, заказ работ или услуг займёт слишком много времени, но они требуются срочно для ликвидации последствий или предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций (равно как и угрозы их возникновения), несущих риск для здоровья и жизни людей или же состояния природной среды. Сюда же относятся ситуации, грозящие остановкой производственных процессов покупателя. Быстро закупить всё необходимое у единственного источника – самое разумное решение.
  • Когда покупатель уже ранее приобрёл какую-либо продукцию у поставщика и решил закупаться у него и дальше, чтобы гарантировать совместимость с уже имеющимися продуктами (технологиями, оборудованием, услугами) или стандартизацию. В противном случае первоначальная закупка оказалась бы нерациональной.
  • Между исполнителем и заказчиком уже был заключён контракт, который был расторгнут из-за того, что исполнитель не выполнил всех своих обязательств на должном уровне, в установленные сроки и в оговорённом объёме (либо вообще их проигнорировал). Если какую-либо часть товаров или услуг он всё же поставил, это повлияет на условия следующей сделки: объём поставки в новом договоре будет скорректирован в соответствии с количеством уже полученной продукции (услуг, работ), а его стоимость будет снижена пропорционально ему.
  • Если речь идёт о договоре аренды недвижимости, который продлевается или вновь заключается.
  • Если заключается сделка о продаже или приобретении недвижимого имущества.
  • При оказании услуг связи (как мобильной, так и стационарной), когда у покупателя уже имеется номерная ёмкость данного оператора связи.
  • При продаже услуг в области юриспруденции или консалтинга (включая адвокатов и нотариусов).
  • При заказе работ по организации массовых мероприятий культурного и спортивного характера.
  • При внесении обязательных платежей, таких как членские взносы, в ситуациях, не предполагающих конкуренции.
  • При заключении контрактов на участие в образовательных мероприятиях (семинарах, тренингах, стажировках), а также конференциях и выставках, организуемых самим поставщиком или другим лицом, которое его уполномочило участвовать в закупке.
  • У единственного поставщика производят закупку услуг по 223-ФЗ, необходимых для служебной командировки сотрудника, как то: проезд до нужного места и обратно, проживание (в гостинице или съёмном жилье), транспорт, питание, связь и прочие сопутствующие издержки.
  • Закупаются услуги, необходимые для обеспечения визита делегации (проживание в арендованной квартире или гостинице, проезд, питание, использование компьютеров, связь, и т. п.).
  • У данного поставщика можно приобрести продукцию или услуги по ценам намного ниже, чем средние по рынку, но предложение актуально лишь в течение короткого периода времени.
  • По 223-ФЗ заказываются услуги, заключающиеся в обслуживании и техническом содержании нежилых помещений (одного либо нескольких), которые заказчик получил в пользование в здании, где данный подрядчик уже обслуживает другие нежилые помещения, используемые иными лицами.
  • У поставщика на условиях лицензионного соглашения приобретается право на пользование программными продуктами и базами данных, причём договор заключается с правообладателем. Всё то же самое актуально для контрактов на покупку ПО напрямую у самого разработчика либо у его официального представителя. Закупка у единственного поставщика выбирается для того, чтобы все ранее установленные программы и базы получали своевременные обновления и сохраняли работоспособность.
  • Если предметом закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика – правообладателя, в данном случае – является право на объект интеллектуальной собственности.
  • Предприятию или организации срочно потребовались определённые товары (включая случаи, когда без них заказчик не сможет исполнить свои обязательства, установленные законом, перед другими лицами), а все остальные способы их закупки отнимут слишком много времени. Сюда, однако, не включаются ситуации, в которых причиной срочности было промедление или неосмотрительность сотрудников организации-заказчика.
  • Исполнителем по договору является оператор электронной площадки, где проводятся закупки в электронном виде, и заказчик намерен поучаствовать в этих процедурах (как в роли покупателя, так и в роли подрядчика).
  • Оказывать услуги будет госучреждение, организация, фонд, компания или корпорация, либо юр. лицо, подведомственное им, либо предприятие, работающее по тарифам, которые установлены государственными регулирующими органами.
  • Заказчик заключает договор на оказание финансовых услуг: открытие и ведение счёта в банке, осуществление денежных расчётов по нему, размещение депозитов, получение гарантий от банка как принципал.
  • Во всех прочих ситуациях, когда осуществление закупки у единственного поставщика не противоречит 223-ФЗ и другим нормативным актам РФ, а для заказчика является наиболее экономически выгодным и целесообразным с точки зрения производственных процессов. Все условия такой прямой закупки обязательно подтверждаются документально.

Имейте в виду, что, если вы определили в своём положении о закупке некий список оснований, по которым закупка может производиться у единственного контрагента, это вовсе не даёт вам права закупать этим способом абсолютно все товары и услуги (подобные действия расцениваются как нарушение Закона №223-ФЗ). Любую причину использования прямой закупки следует объективно обосновать (этого требует п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного нормативного акта).

Что указывать в закупочной документации

№ п/п

Название пункта

Содержание пояснений

1

Требования к приобретаемому у подрядчика товару, услуге или работе: их технические и потребительские характеристики, безопасность, габариты, упаковка, отгрузка, результаты работы, и пр.

Поставка (название продукции).
Требования к качеству:
оно должно соответствовать принятыми ГОСТам и показателям.

2

Требования к заявке на участие: её сути, оформлению, формальным характеристикам.

Не определены

3

Требования к описанию предмета закупки: потребительских, качественных, количественных свойств закупаемого товара. Если приобретается услуга или работа, их качественные и количественные параметры тоже описываются в требованиях.

Не определены

4

Условия и место поставки продукции.

Срок осуществления поставки: с 14.11.2018 до 25.11.2018.
Товар поставляется по заявке заказчика, в которой указываются адреса доставки и количество продукции.

5

Информация о стартовой (максимальной) цене контракта, которая является ценой лота.

Не определены

6

Порядок установления стоимости контракта на закупку у единственного поставщика по 223-ФЗ.

Стоимость определяют путём мониторинга рыночных цен на данный вид товара, работы, услуги.

7

Место, даты начала и истечения периода подачи заявок, порядок участия в процедуре закупки.

Не определены

8

Порядок, сроки и форма внесения оплаты за поставленную продукцию, работу или услугу.

Покупатель оплачивает полученный товар каждый месяц в зависимости от фактического расхода, переводя на расчётный счёт исполнителя деньги в безналичной форме с отсрочкой платежа.

9

Требования к участникам процедуры закупки; список документов, которые подтверждают их соответствие требованиям.

Не определены

10

Порядок, даты начала и окончания, форма ответов на запросы участников по поводу прояснения непонятных мест в закупочной документации.

По умолчанию (если в положении о закупке не сказано иное) такие разъяснения не даются, запросы не удовлетворяются.

11

Дата и место, где будут рассмотрены все предложения участников и подведены итоги процедуры.

Поскольку закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ не является конкурентной, то нет ни рассмотрения предложений, ни определения результатов.

12

Основания для оценки и сравнения заявок от различных участников.

Не определены

13

Порядок сравнения и оценки полученных заявок.

Не определены

Документация на закупку у единственного поставщика, осуществляемую по 223-ФЗ, не содержит информации, касающейся рассмотрения заявок от различных кандидатов, а именно:

  • места, порядка, срока подачи заявок;
  • места и времени их рассмотрения, отбора исполнителей;
  • требований к оформлению заявки;
  • требований к потенциальным поставщикам, списка документов, которыми они должны подтвердить своё соответствие;
  • требований по описанию поставляемой продукции, работ или услуг в качественном, функциональном и количественном отношениях;
  • критериев сопоставления и оценки полученных заявок при определении победителя, и т. п.

В приложениях к извещению о закупке и пакету документов по ней обязательно должен присутствовать проект контракта, который заключается с единственным поставщиком (если этого требует положение о закупке). В проекте фиксируются такие сведения, как предмет закупки, объём приобретаемого товара или услуг, сроки выполнения работ (поставки товара), ответственность обеих сторон сделки, порядок внесения оплаты, период действия контракта, и т. п.

223-ФЗ обязывает заказчика обновлять информацию в единой информационной системе (ЕИС), если условия договора – объёмы, стоимость, сроки меняются при его подписании или в ходе исполнения и отличаются от тех, которые были указаны в протоколе по итогам закупки. Это должно быть сделано в десятидневный период с момента изменения. Все нововведения следует отразить в ЕИС.

Лимиты цен при прямой закупке у единственного поставщика

Лимиты цен при прямой закупке у единственного поставщика

Причиной для осуществления закупок у единственного поставщика (в соответствии с 223-ФЗ) может стать ограничение суммы контракта. Это максимально допустимое значение стоимости контракта не зафиксировано в законе и зависит только от самого заказчика (и должно быть отражено в положении о закупке).

Эта сумма варьируется в широких пределах: автономное учреждение может установить лимит на закупку, равный как 100 тыс. руб., так и одному млн руб. для одного контракта. Обычно на практике так и происходит. Как бы то ни было, вне зависимости от суммы лимита, желательно разграничить в документации два типа закупок у одного контрагента: сделки до 300 тыс. руб. и свыше этой суммы.

Упомянутый Федеральный закон в части 15 ст. 4 позволяет организациям не раскрывать сведения о мелких – до 300 тыс. руб. – закупках. То есть, на сайте ЕИС zakupki.gov.ru эти закупки могут быть не отражены. Это касается любых периодов времени и не ограничивается списком одноимённых товаров (см. п. 2 Письма ФАС РФ от 30.12.2011 N АЦ/49682).

Таким образом, по 223-ФЗ закупки у единственного поставщика на сумму менее 300 тыс. руб. проводятся упрощённо, для них не нужны специальные процедуры. А вот для заказов, превышающих этот лимит, должна быть обеспечена информационная открытость.

Подчеркнём, что положениями Федерального закона не регламентированы такие параметры прямой закупки, как период её проведения, максимальная стоимость и ограничения по одноимённым товарам. Но предприятия часто включают эти условия в свою документацию о закупке. Например, устанавливают сумму закупки у единственного поставщика не более чем 400 тыс. руб. в течение каждого календарного квартала, или ограничивают сумму приобретаемой у контрагента одноимённой продукции стоимостью в 500 тыс. руб. В некоторых положениях о закупках почти дословно повторяются формулировки п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44: суммарная величина закупок за год у единственного поставщика, совершаемых в установленном диапазоне цен, не должна составлять более пяти процентов от величины средств, выделенных на осуществление всех закупок организации-заказчика по плану-графику и превышать сумму в 50 млн руб. в год.

Пошаговая инструкция по закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ

Решение заключить контракт на закупку у единственного поставщика, согласно 223-ФЗ, принимается комиссией по закупкам, созданной компанией-заказчиком. На начальном этапе процедуры задача комиссии – обосновать прямую закупку у данного контрагента и аргументировать нецелесообразность и невыгодность проведения этой процедуры на конкурентной основе.

Список документов, подтверждающих необходимость сотрудничать с единственным подрядчиком, может включать:

  • учредительную и правоустанавливающую документацию;
  • лицензии;
  • допуски СРО;
  • аналитику рыночных цен (из которой очевидно, что предложение данного кандидата – самое выгодное);
  • информацию о ключевых условиях заключаемого контракта, его стоимость.

Мероприятия по осуществлению закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ проводятся в несколько шагов.

Шаг 1. Документация по закупке публикуется в ЕИС.

Ч. 5 ст. 4 223-ФЗ обязывает заказчика раскрывать информацию о закупке – со всем пакетом документов – в ЕИС. Кроме, как уже говорилось, закупок до 300 тыс. руб. для любых компаний, а для тех хозяйствующих субъектов, которые закупают товаров и услуг более чем на 500 млрд руб., этот лимит составляет 500 тыс. руб.

Пошаговая инструкция по закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ

Количество и совокупная стоимость закупки также попадают в ежемесячный отчёт (в соответствии с п. 2 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 4 223-ФЗ, для закупки у единственного поставщика надо подготовить следующий пакет документов:

  • извещение;
  • проект контракта;
  • документацию по закупке;
  • протокол (не позже, чем через три дня с момента, когда он был подписан);
  • образец извещения о прямой закупке.

Заказчик имеет право разместить информацию о проводимой закупке также и на сайте своей компании, хотя закон его к этому не обязывает. Гораздо более критично не опубликовать данную информацию в ЕИС: такое действие (точнее, бездействие) чревато административной ответственностью и штрафом в размере 30-50 тыс. руб. для компании-заказчика.

Шаг 2. С единственным исполнителем подписывается контракт.

Сроки его оформления, согласно 223-ФЗ, тоже устанавливаются в положении о закупке.

Шаг 3. Сведения о сделке вносятся в реестр.

Это надо успеть сделать за три рабочих дня с даты, когда был подписан договор. Не подлежат публикации в реестре лишь те сделки, которые заказчики не обязаны отражать в ЕИС (в некоторых случаях таковыми являются и закупки у единственного поставщика согласно положениям 223-ФЗ).

Необходимо упомянуть, что сейчас разрабатывается законопроект, регламентирующий прямые закупки максимально строго – по аналогии с 44-ФЗ.

Подводя итоги, подчеркнём, что закупка по 223-ФЗ у единственного поставщика проводится без конкурса среди кандидатов в исполнители контракта. Способ приобретения услуг, работ и товаров у одного контрагента описывается в положении о закупке, утверждаемом компанией-заказчиком. Заказывать товары и услуги у единственного контрагента проще и быстрее, чем проводить конкурс: не нужно предварительно готовиться и тратить лишние средства.

Инструкция публикации сведений о закупке у единственного источника на официальном сайте

  1. Представитель компании-заказчика заходит, с помощью ЭЦП, в личный кабинет на сайте реестра госзакупок. Это закрытая часть портала. Там, в способах закупки, выбирается опция “у единственного подрядчика” (исполнителя, поставщика и т. п.). Затем нужно нажать кнопку “Выбрать”, и вы перейдёте к заполнению извещения.
  2. Укажите общие сведения о производимой закупке. При желании можно заполнить поля с контактными данными (ФИО) конкретного сотрудника, с которым заинтересованные лица могут пообщаться по поводу этой закупки, и поставить специальную пометку о требовании к участникам, обозначающую, что их не должно быть в реестре недобросовестных исполнителей. Впрочем, это необязательные опции. Главное – не забыть нажать кнопку “Сохранить”, чтобы не потерялись внесённые данные.
  3. Когда основная информация заполнена, начинайте формировать лот: нажмите на зелёный крестик под названием “Добавить лот”. Государственный портал закупок позволяет указать, куда нужно доставить заказанный товар. Это может быть как единственное место поставки (по которому заказчик должен сообщить конкретный фактический адрес, включающий регион и федеральный округ), так и несколько разных мест для разных лотов. Выбрав и заполнив необходимые поля, нажмите “Ок”. Инструкция публикации сведений о закупке у единственного источника на официальном сайте
  4. После этого вносятся сведения о лоте: его номер, название предмета лота (договора), стартовая (максимальная) стоимость, валюта – это набор обязательных полей, которые нельзя оставлять пустыми при закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ. Информация о приобретаемом товаре, услуге или работе включает в себя их коды ОКДП, ОКВЭД (вводится необходимая комбинация цифр и затем подтверждается кнопкой “Добавить”), единицу измерения (выбирается из списка). Нужно обязательно заполнить поле о количестве товара (услуги, работы), а если его измерить технически невозможно, то сделать соответствующую пометку. После этого нажмите на кнопку “Добавить в таблицу” – и все эти сведения окажутся в ней. Не забудьте кликнуть на “Сохранить”.
  5. Теперь переходим к документации. Заказчик не обязан заполнять сведения о её предоставлении, но имеет возможность сделать это. С помощью кнопки “Обзор” выберите файлы, один или несколько, и кликните затем по кнопке “Прикрепить”. Эти документы отобразятся в списке прикреплённых файлов. Если был выбран не тот файл, его можно удалить кликом по красному крестику и загрузить на его место нужный документ. Извещение не подгружают в виде файла, так как оно само создаётся в виде печатной формы. И эта форма, и все файлы будут автоматически снабжены электронной цифровой подписью пользователя.
  6. До того, как публиковать сведения о закупке на официальном веб-ресурсе системы госзакупок, вернитесь к формированию извещения, ещё раз всё проверьте и, нажав на треугольник с правой стороны от названия закупки, выберите опцию “Опубликовать”. Об ошибках, допущенных пользователем, система сразу же оповещает. Вы можете продолжить публиковать информацию либо скорректировать её, если сочтёте это необходимым. Размещение информации о любой закупке – юридически значимое действие. Компания-заказчик несёт ответственность за сведения, под которыми стоит её ЭЦП. Всем, кто занимается публикацией сведений о закупочных процедурах на сайте ЕИС, следует об этом помнить и осознавать всю серьёзность возможных последствий. Предупреждения об этом присутствуют в функционале сайта.
  7. С момента публикации информации на официальном портале закупка поступает на обработку комиссии. При закупке по 223-ФЗ у единственного поставщика отсутствует стадия подачи и рассмотрения заявок (ведь конкурентов у подрядчика нет, и никакие заявки принимать и рассматривать не придётся). Выберите, среди прочих вариантов, закупку у единственного источника и перейдите к заполнению сведений о ней, кликнув на треугольник справа.
  8. Зайдите во вкладку под названием “Протоколы” и нажмите зелёный крестик под названием “Создать протокол”. Создаваемый документ должен называться “Протокол для способа «Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)»”. Заполните дату его подписания (выбрав год, месяц и число в выпадающем календаре), при необходимости укажите дополнительные сведения (по кнопке “Далее”). Госзаказ
  9. Теперь нужно отобразить информацию о поданных заявках, но, поскольку закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ не предполагает конкуренции и отбора, просто пропустите этот шаг, кликнув “Далее”.
  10. После этого загрузите необходимые файлы, а именно, протокол. Если подгрузился не тот документ, удалите его с помощью соответствующей кнопки и выберите правильный. Не забудьте в конце нажать на “Завершить формирование протокола”.
  11. Посмотрите, какая информация вывелась во вкладке “Протоколы”. Эти данные ещё не опубликованы, всего лишь подгружены и сформированы, и их предстоит опубликовать, выбрав соответствующую опцию. После этого протокол автоматически подписывается ЭЦП и появляется на сайте.
  12. Если в организации, выступающей заказчиком при закупке, решат отменить протокол, его нужно убрать и с портала ЕИС: выбрать пункт о его отмене во вкладке “Протоколы”, заполнить все требуемые поля – дату принятия решения, причину отмены протокола (в качестве которой может выступать, к примеру, ошибочная загрузка не того документа) – и заменить файлы актуальными версиями. Подгрузка и публикация с использованием ЭЦП происходят абсолютно так же, как описано в пунктах выше.
  13. Если протокол необходимо изменить (чтобы, например, ликвидировать случайно закравшуюся опечатку в дате), в “Протоколах” для этого тоже имеется соответствующая вкладка. Здесь в обязательном порядке указываются дата и основание для изменения протокола о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ, а затем файлы подгружаются и прикрепляются в обычном порядке.
  14. Когда протокол обнародован на сайте и комиссия уже приступила к работе, слева от названия закупки появится информация о добавленных протоколах в блоке “Размещено”. Посредством треугольника можно перевести эту закупку по 223-ФЗ у единственного поставщика в статус “Размещение завершено”. Чтобы просмотреть всю добавленную информацию по данной закупочной процедуре – файлы, протокол решения, изменения, разъяснения, если таковые имелись – зайдите в раздел “Документы закупки”. Там вы найдёте всё, что подгружали. Это открытая информация, с которой может ознакомиться любой посетитель сайта ЕИС.
  15. В случаях, когда положением о закупке регламентирована публикация на официальном портале сведений об отказе от неё, и заказчик принял решение прервать закупочную процедуру, документ об этом отказе тоже должен быть создан и обнародован на официальном сайте ЕИС. Найдя в списке нужную закупку, выберите вкладку “Отказ…” в рубрике “Изменения и разъяснения”, а затем воспользуйтесь кнопкой “Сформировать извещение об отказе”.
  16. Теперь осталось лишь опубликовать на портале государственных закупок сведения об отказе, а именно, заполнить дату принятия соответствующего решения и после этого подгрузить и опубликовать, посредством ЭЦП, необходимый файл. Если потребуется, пользователь может добавить к документу с информацией об отказе от закупочной процедуры также и другие документы, касающиеся, в том числе, решения о её закрытии.

Специалисты в области закупок всё чаще утверждают, что при закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ вообще нецелесообразно размещать на сайте ЕИС сведения о ней. Если это будет закреплено на законодательном уровне, то заказчикам больше не придётся публиковать информацию по закупкам данного типа, и вопрос разрешится сам собой.

Госзакупки

Извещение о проведении закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ — это официально публикуемое в ЕИС уведомление заказчика о том, что он намерен осуществить закупку у конкретного исполнителя.

Где прописаны правила

Порядок, в котором обязаны осуществлять закупочную деятельность государственные корпорации и бюджетные учреждения, устанавливается Федеральным законом № 223-ФЗ. Этот нормативно-правовой акт не регламентирует процесс проведения тендера детально. Заказчики сами детализируют правила для процедур в положении, часто опираясь на правила 44-ФЗ. Вот пошаговая инструкция для извещения по 223-ФЗ у единственного поставщика.

Шаг 1. Определяем, требуется ли размещать извещение

Федеральным законом не установлено, что размещение извещения о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ является обязательным для заказчиков: он указывает на то, что такие уведомления должны быть, если речь идет об открытых конкурентных процедурах — конкурсах, аукционах, запросах предложений и котировках. Публиковать уведомление по закрытым и неконкурентным процедурам — выбор конкретного заказчика.

Если внутренним положением компании установлена обязанность публиковать уведомления, игнорировать ее нельзя, это нарушение.

Федеральным законом № 223-ФЗ установлены случаи, когда, проводя конкурентную процедуру, заказчик вправе не обнародовать ее:

  • если закупка совсем маленькая: до 100 000 рублей — для небольших организаций и до 500 000 рублей — для больших. Большой признается организация, чья годовая выручка превышает 5 млрд рублей;
  • при закупке финансовых услуг, в том числе вкладов, кредитов, выдачи банковских гарантий;
  • по договорам, предполагающим распоряжение государственным или муниципальным имуществом;
  • по закрытым процедурам;
  • если в отношении конкретной процедуры имеется Распоряжение Правительства РФ о неразмещении в ЕИС.

Шаг 2. Устанавливаем сроки публикации

Законодательно определены сроки размещения уведомления по конкурентным процедурам:

  • конкурс — не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок на участие;
  • аукцион — аналогично конкурсу;
  • запрос предложений — не менее чем за 7 дней;
  • котировки — не менее чем за 5 дней.

Законом не урегулированы сроки размещения извещения по 223 ФЗ у единственного поставщика, заказчик вправе исходить из правил собственного положения и плана, который принял.

Шаг 3. Определяем состав публикации

223-ФЗ одновременно с уведомлением о проводимой процедуре упоминает о закупочной документации, которая должна публиковаться вместе с уведомлением.

Если публикуется уведомление о проведении открытой конкурентной процедуры, а публикация извещений по таким тендерам обязательна и зафиксирована в законе, следует опубликовать:

  • само извещение;
  • документацию;
  • проект будущего договора.

Состав публикации с извещением о заключении договора с единственным поставщиком определяется в положении. Никаких законодательных требований, что писать в порядок предоставления документации по 223 ФЗ, нет. Разрешается ограничиться простым уведомлением.

Шаг 4. Составляем извещение

Содержание зависит от проводимой процедуры. Если заявлена открытая конкурентная процедура, в нем должны присутствовать:

  • порядок, сроки и форма подачи заявок на участие;
  • регламент оценки участников: срок, критерии оценки;
  • требования к потенциальным контрагентам;
  • подробные характеристики закупаемых ТРУ.

Заключение договора с единственным поставщиком — неконкурентный способ, поэтому указывать в извещении перечисленную информацию необходимости нет.

В любом извещении, независимо от проводимой процедуры, следует указать:

  • наименование организации-заказчика, реквизиты и контактные данные;
  • предмет — товар, работа или услуга, которые подлежат поставке;
  • наименование выбранной процедуры;
  • начальную максимальную цену или установленную цену, если предполагается заключение договора с единственным поставщиком.

Форму и содержание извещения о заключении соглашения с единственным поставщиком заказчик вправе разработать самостоятельно на основании правил, которые он сам для себя определил в положении.

Шаг 5. Публикуем в ЕИС

Вот инструкция, как разместить извещение о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ:

  1. В личном кабинете выберите вкладку «Создание нового извещения».
  2. Выберите вид тендерной процедуры — у единственного поставщика.
  3. Заполните форму заявки, указав всю необходимую информацию.
  4. Опишите лоты.
  5. Загрузите закупочную документацию.
  6. Сохраните и опубликуйте уведомление.

Шаг 6. Публикуем протокол

Итог проведения закупочного тендера оформляется протоколом. Если имела место конкурентная процедура, протокол фиксирует общее количество поданных заявок, предложения участников и победителя, который наилучшим образом соответствует требованиям заказчика и предложил лучшие условия исполнения договора.

Протокол по результатам закупки у единственного поставщика публикуется, если того требует положение о закупке конкретной компании. Содержание протокола устанавливает заказчик. Следует обязательно указать:

  • наименование заказчика;
  • состав закупочной комиссии;
  • предмет закупки и его цену;
  • наименование контрагента, которому договор отдан на исполнение;
  • обоснование способа выбора контрагента: следует сослаться на пункт положения, который позволяет проводить неконкурентный тендер в конкретном случае.

Протокол, если его издание предусмотрено положением, публикуется в течение трех дней с момента подписания.

Отмена уведомления о закупке у единственного поставщика

223-ФЗ не устанавливает жестких правил отмены грядущего тендера, поэтому если заказчик хочет оставить за собой такое право, порядок следует подробно расписать во внутреннем положении. Следует указать:

  • основания для отмены тендера;
  • срок до окончания тендера, когда он отменяется;
  • порядок и срок возврата обеспечения заявок на участие, если заказчик требует таковое;
  • возможность позднее объявить закупку с таким же предметом и начальной ценой;
  • порядок уведомления участников об отмене тендера.

Внутренним распоряжением заказчик вправе утвердить единую форму уведомления об отмене тендера и пользоваться ею при необходимости.

Используйте в работе

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
Злоупотребление закупками у единственного поставщика контролирующие органы расценивают как ограничение конкуренции Письмо Минэкономразвития № Д28и-1224 от 13.03.2017

Скачать

Об авторе статьи

Гольцова Полина

Гольцова Полина

юрист, специалист по госзакупкам

В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

Вместе с эти материалом часто ищут:

Приказ о приемке товара, работ или услуг по 44 ФЗ — это внутреннее распоряжение заказчика с целью организовать процесс по оценке результатов выполнения госконтракта.

28 января 2020

В 2022 году сроки расчета с исполнителем по контракту изменили. Заплатить поставщику надо в течение 7 рабочих дней. Но есть и исключения.

12 июля 2022

Аукцион в электронной форме по 44 ФЗ — это самое популярное мероприятие в госзакупках. Победителем становится участник, который предложил минимальную цену исполнения контракта. С 01.07.2019 действуют новые правила.

29 октября 2019

Срок хранения документов по 44 ФЗ — это диапазон от 3 до 5 лет. Он устанавливается, исходя из значимости, для проверки органами контроля и решения споров хозяйствующих субъектов. С 18.02.2020 хранить документы нужно по-новому.

2 марта 2020

Закупка у единственного поставщика — часто используемая мера, когда возникает необходимость приобрести те или иные товары, услуги либо работы. И это не удивительно, ведь с помощью такой закупки можно быстро и эффективно приобрести требуемую продукцию. Программа Корпос: Управление закупками позволит автоматизировать подготовку документов по закупкам. Если в вашем положении о закупках указаны причины покоторым возможно заключения договора с единственным поставщиком пограмма Корпос позволит проконтролировать и собрать статистику по всем закупками с уазанием причины.

Осуществление закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ

Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ

Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ

Согласно положениям 44-ФЗ, под закупкой у единственного поставщика подразумевают особый метод, в результате применения которого контракт заключают с определенным физ или юр лицом без проведения процедуры по выбору наиболее подходящего контрагента.

Стоит уточнить, что рассматриваемая процедура считается правом, но никак не обязанностью заказчика. Правда 44-ФЗ и тут делают оговорку. Так, из этого правила исключением будет осуществление закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах.

Не каждую закупку можно провести таким образом. Для проведения закупок у единственного поставщика подойдут следующие обстоятельства:

  • приобретение требуемой продукции у лиц, признанные естественными монополиями;
  • осуществление закупки по приказу или распоряжению Президента либо Правительства (тогда они сами назначают, кто будет нужным поставщиком);
  • реализация работ, связанная с мобилизационной подготовкой;
  • при закупках, общая стоимость которых не превышает 600 000 руб.;
  • приобретение необходимой продукции государственными либо коммунальными учреждениями культуры, при условии, что целью их функционирования является поддержка, популяризация и эксплуатация объектов культурного наследия;
  • при проведении закупки иными государственными или коммунальными организациями культурной или спортивно-физкультурной направленности, если сумма заключаемого договора не превышает 600 000 руб.;
  • предоставление услуг по водоснабжению, теплоснабжению, водоотведению, газоснабжению, подключению к соответствующим инженерно-техническим сетям;
  • закупки услуг, заключающихся в сохранении и перевозке психотропных, наркотических веществ;
  • приобретение продукции, связанной с ликвидацией неблагоприятных последствий аварий, чрезвычайных ситуаций, а также для оказания неотложной медицинской помощи;
  • случаи, когда конкурсные торги по тем или иным причинам признаны несостоявшимися.

Закон 44-ФЗ с 01.04.2021 года ввел новое понятие, как малые электронные закупки. Они представляют собой разновидность закупки у единственного поставщика. Для их проведения используют те же площадки, что и для любой другой электронной закупки. Вот только подходят они исключительно для приобретения товаров. При этом минимальная цена контракта законодательными нормами не регламентирована, а предельная стоимость продукции на таких закупках не может превышать 3 млн руб.

Алгоритм проведения закупок у единственных поставщиков

Всю процедуру можно разделить на несколько последовательных этапов:

Алгоритм проведения закупок у единственных поставщиков

Алгоритм проведения закупок у единственных поставщиков
  1. Размещение предложения на электронной площадке. По 44-ФЗ в таком предложении указывается сразу название требуемого товара, его характеристики, количество и прочие выдвигаемые требования.
  2. Заказчик формирует в электронной системе извещение, которое должно содержать данные, предусмотренные 44-ФЗ. Среди них: название продукции, адрес площадки, предъявляемые к участникам требования и т.д.
  3. По прошествии часа с того момента, как извещение было опубликовано, оператор отбирает все заявки, которые отвечают его требованиям. Их не должно быть больше 5.
  4. Каждая заявка получает свой номер, в зависимости от предложенной цены. Все номера присваиваются по возрастанию. Если же присутствует несколько одинаковых ценовых предложений, то сначала номер дается тому участнику, который первым подал заявку. Такие обязанности ложатся на плечи оператора.
  5. Оператор передает все полученные и пронумерованные заявки заказчику.
  6. У заказчика есть один день, чтобы рассмотреть все предложенные заявки и вынести по ним свое решение.
  7. После всего заказчик должен оформить протокол итогов, который размещается в открытом доступе на электронной площадке.
  8. Завершается весь процесс процедурой заключения контракта согласно положениям 44-ФЗ.

Так, по 44-ФЗ контракт должен соответствовать следующим требованиям:

  • содержать в себе обоснование цены;
  • быть опубликованным на электронной площадке в предусмотренные законом сроки (не позднее 3 часов с момента обнародования протокола);
  • на протяжении 5 рабочих дней информация о контракте должна быть внесена в реестр контрактов;
  • если контракт заключили по результатам проведения малой электронной закупки, формировать и размещать в системе протокол разногласий не нужно.

Требования к контракту

Требования к контракту

Особенности закупки у единственного поставщика при несостоявшихся торгах

В данном случае, приобретение того или иного продукта у единственного поставщика станет уже не правом, а обязанностью заказчика. Так, согласно нормативам, если для участия в торгах была подана всего одна заявка либо только одна заявка соответствует выдвигаемым заказчиком требованиям, такие торги признаются несостоявшимися.

При таких обстоятельствах заказчик обязан воспользоваться закупкой у единственного поставщика. Происходит она по согласованию с контрольным органом. Согласие последнего необходимо получить в обязательном порядке, когда максимальная цена контракта превышает предельные размеры, установленные правительством.

Речь идет о следующих суммах:

  • 500 млн руб. при закупках продукции для федеральных нужд;
  • 250 млн руб. при закупках для нужд страны и муниципальных нужд;
  • 1 тыс. руб. при запросе предложений (в том числе и в электронной форме) или при закрытых процедурах определения поставщиков.

Предельные суммы закупок у единственного поставщика

Предельные суммы закупок у единственного поставщика

В Правительстве разъяснили, что каждый участник в таком случае должен самостоятельно согласовать вопросы заключения контракта. С этой целью следует обратиться с соответствующим обращением в контрольный орган в строго оговоренные сроки, а именно не позднее чем через 5 дней после размещения в электронной системе протокола, в котором содержатся сведения о признании торгов несостоявшимися.

Учтите, что при этом потребуется вносить изменения в существующий план-график. А при отсутствии оснований на закупку такого типа контролирующий орган может дать отказ. Такое возможно в следующих случаях:

  • способ по закупкам определен некорректно;
  • закрытая процедура проведена без согласования с контролирующим органом;
  • описание объекта торгов умышленно ограничивает количество их участников;
  • требования к участникам установлены с нарушением положений законодательства;
  • нарушены установленные нормативами сроки;
  • заявка участника отклонена неправомерно;
  • какому-либо участнику без веских на то причин отказано в участии в торгах;
  • заявка участника не соответствует требованиям;
  • на участие в торгах подал заявку всего один участник, который не соответствует выдвигаемым требованиям.

Проведение неконкурентной закупки по 223-ФЗ

Проведение неконкурентной закупки по 223-ФЗ

ФЗ № 223 предусматривает возможность проведения не только конкурентных, но и неконкурентных закупок. Осуществление такой закупки может иметь место при несоответствии следующим требованиям:

  • Информацию о закупках заказчик сообщает посредством размещения в электронной системе извещения о проведении закупки (если извещение доступно неограниченному кругу участников) либо через рассылку приглашения для принятия участия в закрытых закупках.
  • Обеспечивается конкуренция всем участникам.
  • Описание предмета по закупкам соответствует требованиям ст. 3 223-ФЗ.

При этом по закону № 223 под единственным поставщиком также понимают контрагента, с которым контракт заключается без проведения конкурсных процедур и приема заявок на участие от всех желающих.

В отличие от предыдущего норматива, закон № 223 не предусматривает четкого алгоритма проведения неконкурентной закупки. Это дает определенную свободу действия заказчикам, ведь они наделяются правом самостоятельно прописывать правила при закупках у единственного поставщика.

Однако 223-ФЗ предусматривает некоторые особенности, связанные с приобретением товаров, работ или услуг подобным образом. Поэтому перед организацией такого мероприятия настоятельно рекомендует внимательно ознакомиться с данным нормативом.

Способы провести закупки с единственным поставщиком

Способы провести закупки с единственным поставщиком

Способы провести закупки с единственным поставщиком

При закупках у единственного поставщика по закону № 223 приобрести необходимый продукт можно несколькими способами:

  1. Поставщик по собственной инициативе направляет потенциальному заказчику свое коммерческое предложение.
  2. Запрос поставщику направляет непосредственно организатор закупки, выражая заинтересованность в заключении контракта.

Прежде, чем организовывать закупку у единственного поставщика, заказчику необходимо:

  • провести оценку финансовых возможностей предприятия;
  • изучить рынок на предмет нужных ему товаров или услуг;
  • проанализировать альтернативные предложения поставщиков;
  • провести параллель между собственными нуждами и имеющимися на рынке предложениями от поставщиков.

Осуществление закупки с единственным поставщиком: преимущества процедуры

Взвесив все плюсы и минусы, при заключении контракта с единственным поставщиком можно ощутить ряд неоспоримых преимуществ:

Как стать единственным поставщиком

Как стать единственным поставщиком
  • поставщик гарантированно получит контракт;
  • заказчик получает возможность наладить сотрудничество с надежным и проверенным поставщиком;
  • вероятность возникновения риска нарушения условий контракта сводится практически к нулю;
  • для проведения закупки у единственного поставщика не требуется много времени, а также специфических знаний, умений и, что немаловажно, ресурсов.

Таким образом, контракт с единственным поставщиком — очень удобная и оперативная процедура для всех участников процесса. Однако стоит иметь дело только с добросовестными поставщиками, которые не будут использовать слабые стороны сотрудничества с единственным поставщиком, среди которых минимальное снижение цены контракта из-за отсутствия конкуренции.

Как стать единственным поставщиком?

По понятным причинам многим бы хотелось принимать участие в закупках у единственного поставщика. Однако универсального правила, как это сделать, не существует. Существенно повысит ваши шансы если вы добросовестно будете выполнять каждый свой контракт, зарабатывая достойную деловую репутацию, а также если предлагаемый вами продукт будет уникальным на рынке.

Приобретая необходимые товары, работы или услуги (далее — ТРУ), заказчики нередко прибегают к закупке у единственного поставщика (далее — ЕП). Данная процедура позволяет организаторам торгов быстро и оперативно приобретать нужную продукцию.

На первый взгляд, такой способ весьма удобен, особенно в процессе производственной деятельности, когда любое промедление с поставкой товара может обернуться для заказчика финансовыми потерями или несвоевременным выполнением возложенных на него обязанностей по заключенным договорам или контрактам по ФЗ №44. Однако использовать закупку  у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) следует согласно нормам ФЗ №223, ФЗ № 135[1] и Положению о закупках (далее — Положение), в котором организатор торгов должен прописать порядок осуществления своей закупочной деятельности (в том числе и закупку ТРУ у ЕП).

Закупка у ЕП как вид неконкурентной закупки

В ст. 3 ФЗ №223 указано, что Положением предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких процедур с учетом норм ФЗ №223. 

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют следующим требованиям:

1. Информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 ФЗ №223, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2. Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3. Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 ст.3 ФЗ №223.

Единственный поставщик (исполнитель, подрядчик) — это контрагент, с которым организатор закупки заключает договор без осуществления конкурентных процедур (указанных в Положении) и приема заявок участников.

В ФЗ №223 нет подробного описания и алгоритма проведения неконкурентной закупки у ЕП. Законодатель наделил заказчиков правом прописать свои собственные правила приобретения необходимой продукции напрямую у контрагента, указав такую возможность в ФЗ №223, а именно: порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке[2].

Перечень случаев закупок у ЕП

Анализируя Положения заказчиков, размещенные в ЕИС, нельзя найти абсолютно одинаковые перечни случаев, когда организаторы процедур вправе прибегнуть к закупке ТРУ у единственного контрагента. Исходя из собственных потребностей и особенностей хозяйственной деятельности предприятия, заказчики формируют такой список возможных закупок без осуществления конкурентных процедур.

 К примеру, закупка у ЕП может проводиться в следующих случаях[3]:

  • закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 600 000 рублей с НДС включительно (или иную сумму, предусмотренную Положением заказчика и региональными нормативно-правовыми актами);

Устанавливая ценовой порог прямых закупок у единственного контрагента, заказчик должен следовать принципам ФЗ №223. Учитывая, что цели и принципы ФЗ №223 и ФЗ №44 во многом похожи, при разработке Положения заказчикам рекомендуется при определении случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) руководствоваться ст. 93 Закона о контрактной системе.   Данная правовая позиция о допустимости установления ценового предела закупки у единственного поставщика на основании предела закупки у единственного контрагента, установленного ФЗ №44, подтверждается судебной практикой (см. Решение Красноярского УФАС по делу № 94-17-19 (024/01/17-1043/2019) от 13.02.2020).  

  • вследствие документально подтвержденных чрезвычайных событий, эпидемиологической ситуации, когда возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;

В период распространения коронавирусной инфекции организаторы торгов все чаще стали пренебрегать конкурентными способами закупок, отдавая предпочтение приобретению продукции (работ, услуг) у ЕП, аргументируя свой выбор тяжелой эпидемиологической обстановкой и сложностями проведения торгов.

Пример из практики

В антимонопольную службу поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью на действия заказчика при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с другим юридическим лицом как с единственным контрагентом на 10 месяцев без проведения конкурентной процедуры. Данные действия заказчик аргументировал тем, что необходимость заключения договора возникла в период пандемии COVID-19, а подготовить закупочную документацию по конкурентной процедуре специалист заказчика не смог из-за технических неполадок. При рассмотрении дела комиссия УФАС не усмотрела наличия обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии срочной потребности в заключении договора. Заказчиком не было установлено надлежащего контроля за своевременным проведением торгов. Ссылки организатора закупки на тяжелую эпидемиологическую ситуацию, сложившуюся на момент заключения договора, являются попыткой введения комиссии в заблуждение. Также доводы об ограничениях, введённых в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, не нашли своего достаточного подтверждения в ходе рассмотрения дела. Комиссия также отмечает, что в штате ответчика не может быть специалистов, которые бы могли спрогнозировать развитие эпидемической ситуации в связи с распространением вируса (см. Решение Санкт-Петербургского УФАС по делу № 078/01/17-598/2020 от 28.08.2020).

  • конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся или ее проведение не привело к заключению договора, либо исполнение заключенного договора победителем не представляется возможным (в этом случае предусматривается преимущественное право по заключению договора с единственным контрагентом — с другими участниками закупки согласно результатам итогового протокола и Положению);
  • поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • закупки услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иные услуги по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);
  • заключения договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с поставщиком электрической энергии;
  • закупки услуг по авторскому контролю за разработкой проектной и конструкторской документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, изготовлением оборудования соответствующими авторами;
  • возникновение потребности в продукции для исполнения обязательств по договору (контракту), в соответствии с которым Заказчик является поставщиком (исполнителем, подрядчиком), и приобретение которой путем проведения конкурентных закупочных процедур в предусмотренные для исполнения обязательств по такому договору (контракту) в сроки невозможно.

Следует иметь в виду, что данный пункт применим, если заказчик сможет предоставить доказательства правомерности своих действий в контролирующие органы при необходимости. В противном случае антимонопольная служба укажет организатору торгов на наличие достаточного количества времени для проведения конкурентной процедуры для закупки ТРУ.

Пример из практики

В УФАС поступило обращение общества с ограниченной ответственностью с жалобой на действия заказчика при проведении неконкурентной закупки у ЕП на поставку электросварных труб. Заказчик пояснил, что проведение закупки у ЕП обусловлено срочной потребностью в материалах для выполнения обязательств муниципального контракта. В данном случае применение конкурентных способов закупки нецелесообразно в связи с затратой времени на их проведение. Изучив материалы дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что организатором процедур в обоснование проведения закупки у ЕП применен пп. 15 п. 51.1   Положения осуществление закупки по привлечению в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта или гражданско-правового договора иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для выполнения в таком государственном контракте или гражданско-правовом договоре обязательств. С даты заключения муниципального контракта до заключения договора поставки предприятие обладало достаточным временным отрезком для проведения конкурентной процедуры, в связи с этим комиссия пришла к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции (см. Решение Хабаровского УФАС № 8-01/282 (027/01/17-921/2019) от 19.05.2020).

  • оказание услуг по размещению материалов в СМИ и в сети интернет и др.

Способы закупок ТРУ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Осуществить закупку у единственного контрагента можно следующими способами:

  • потенциальный поставщик (исполнитель, подрядчик) самостоятельно отправляет коммерческое предложение заказчику о возможности поставить необходимую продукцию (оказать услугу, выполнить работу);
  • организатор процедур направляет запрос предполагаемому поставщику (исполнителю, подрядчику) о необходимости поставить товар (оказать услугу, выполнить работу).

При проведении закупки у ЕП заказчику следует:

— оценить финансовые возможности своего предприятия, необходимые для приобретения ТРУ;

— изучить рынок необходимых товаров, работ и услуг;

— проанализировать возможные альтернативные предложения контрагентов по поставке товара (оказанию услуг, выполнению работ);

— сопоставить собственные нужды производства с имеющимися предложениями на рынке ТРУ (оценить производственные показатели, технические характеристики, условия гарантии и т.д.).

Перед заключением договора с контрагентом, выбор которого осуществлялся таким неконкурентным способом, во избежание нарушения принципов ФЗ №223[4], заказчику  важно убедиться, что его предложение является  единственно выгодным на рынке соответствующих ТРУ. При наличии более предпочтительного предложения по цене и качеству продукции к организатору процедуры закупки могут возникнуть вопросы со стороны контролирующих органов: насколько правомерно и обоснованно заказчиком принято решение заключить договор именно с тем или иным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)?

Документы закупки у ЕП, информационное оформление

В ФЗ №223 говорится, что при закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой процедуре может быть размещена заказчиком в ЕИС в случае, если это предусмотрено Положением[5]. Иными словами, только заказчик будет решать, как документально оформить закупку у ЕП и размещать ли сведения о такой неконкурентной процедуре в открытом доступе[6].

В некоторых случаях организатор торгов может принять решение о частичном размещении данных о закупке у единственного контрагента. К примеру, указать в Положении следующее: «В целях закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) необходимо разработать и разместить в ЕИС извещение, документацию о закупке у единственного контрагента, включая проект договора, если закупка превышает 300 000 рублей. Если закупка не превышает 300 000 рублей, извещение и закупочная документация о закупке у единственного контрагента не разрабатывается и не размещается в ЕИС». Также может применяться иной ценовой порог, указанный в Положении.

В случае принятия решения заказчиком о публикации сведений о закупке у ЕП, организатору процедур следует определить перечень и состав документов, размещаемых в ЕИС (данные в плане закупок, извещение, документация, включая проект договора, протоколы, обоснование закупки у ЕП в Положении и др.). К примеру, в протоколе о закупке товара у единственного контрагента можно прописать следующее: «Изучив рынок закупаемых услуг, комиссия заказчика  на основании пункта 5.20  Положения о закупках товаров, услуг и работ[7] приняла решение  заключить договор на оказание услуг по содержанию светофорных объектов на 1 квартал 2021 года с единственным исполнителем на его условиях».

Указав в Положении о необходимости публикации сведений в ЕИС, заказчику следует выполнять прописанные требования к документам, чтобы в дальнейшем избежать вопросов от контролирующих органов.

Пример из практики

В УФАС обратился заявитель с жалобой на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика (заключение договора на поставку угля). Заявитель указывает, что размещенные в ЕИС извещение и документация о закупке у ЕП не отражают предмет договора, его спецификацию, а также требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, место, условия, сроки (периоды) поставки товара, форму, сроки и порядок оплаты товара, порядок формирования цены договора (цены лота). При рассмотрении дела комиссия УФАС установила, что в извещении и документации о закупке, размещенных в ЕИС, указан лишь предмет договора, а именно поставка угля. В указанных документах отсутствует описание предмета закупки, в частности, количество поставляемого товара, требования к его функциональным характеристикам (потребительским свойствам), его количественные и качественные характеристики, требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его количественных и качественных характеристик. Таким образом, действия заказчика в части отсутствия полного, как того требует его Положение о закупках, описания предмета закупки у единственного поставщика являются нарушением требований ст. 66 Положения о закупках (Решение Омского УФАС по делу № 055/07/3-1106/2019 от 13.01.2020).

Закупка у ЕП и Постановление Правительства № 616

Закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный Постановлением № 616, не проходит в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупках, предусмотренным ст. 2 ФЗ №223.

Иными словами, если в Положении заказчика в списке возможных случаев приобретения необходимой продукции у ЕП будет указан товар из перечня Постановления № 616, организатор торгов закупает нужный товар:

без проведения конкурентных процедур;

вне электронной торговой площадки (далее ЭТП).

Однако следует учесть тот факт, что у контролирующих органов могут возникнуть вопросы относительно возможности приобретения необходимых ТРУ напрямую у единственного контрагента, а не с помощью конкурентных способов закупок.

Отчетность по закупкам у единственного контрагента

Закупки у единственного контрагента являются неотъемлемой частью ежемесячной отчетности заказчика. Согласно ч. 19 ст. 4 ФЗ №223 заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 ФЗ №223 (к примеру, в течение отчетного месяца заказчик заключил 4 договора по 98 000 рублей на поставку кровельных материалов с напрямую с ЕП и внес в отчет);

2) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у ЕП (к примеру, заказчик в течение отчетного месяца заключил договор энергоснабжения с ЕП на 150 000 рублей без проведения конкурентных процедур[8] и внес в отчет);

3) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся (к примеру, на участие в запросе предложений подана только одна заявка, в связи с этим процедура была признана несостоявшейся, и в дальнейшем заказчик заключил договор с единственным участником закупки как с единственным поставщиком[9]).

Несвоевременное размещение или неразмещение в ЕИС указанной информации может стать причиной административной ответственности заказчиков. Согласно ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей (см. постановления ФАС РФ от 08.11.2019 по делу № 17/04/7.32.3-195/2019, от 29.08.2018 по делу № АК832-18).

Закупки до 100 тыс./500 тыс. рублей

Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ №223 заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке ТРУ, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей.

 В данном случае организатором торгов проводятся мелкие оперативные закупки, при которых нет необходимости осуществления конкурентных торговых процедур с подачей ценовых предложений. Данные прямые закупки у единственного контрагента до 100/500 тысяч рублей заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них необходимо отобразить в ежемесячном отчете.

 В случае принятия решения о публикации малых закупок в открытом доступе (данную обязанность необходимо отразить в Положении) организатор процедур должен опубликовать результаты таких закупок в реестре договоров согласно Постановлению Правительства РФ №1132[10]. Закон о закупках не содержит ограничений о возможном количестве договоров до 100/500 тысяч рублей, которые заказчик вправе заключать напрямую с контрагентами, вследствие чего на практике нередко возникают случаи дробления крупного лота на мелкие закупки (во избежание проведения конкурентных процедур).

В соответствии с письмом ФАС от 14.11.2019 № ИА/100041/19 само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением установленных требований не является нарушением, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (ст. 16 Закона о защите конкуренции). Однако на практике не так просто заказчикам доказать правомерность своих действий при заключении таких мелких договоров.

Антимонопольная служба при проведении проверки обоснованности действий организаторов процедур может наказать их за искусственное дробление закупок, поскольку такие действия ведут к нарушению принципов ФЗ №223, а именно:

 — развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений;

 — информационной открытости закупки.

Порядок заключения договоров с ЕП

Требований к порядку заключения договора при проведении закупки у единственного контрагента ФЗ №223 не установлено, поэтому организатору процедур следует руководствоваться нормами ГК РФ о заключении договоров любого вида (гл. 28 ГК РФ) и о заключении договоров отдельных видов, а также условиями, которые содержатся  в его Положении.

Подписание договора, как правило, включает в себя следующие этапы:

  • определение сторонами (заказчиком и контрагентом) существенных условий договора (цена, количество товара, объем работ/услуг, сроки поставки/оказания услуг/выполнения работ, ответственность сторон, порядок приемки и оплаты и др.);
  • направление сторонами договора на ознакомление и подпись (согласно порядку, установленному в Положении).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что закупка у единственного контрагента часто применяется заказчиками при осуществлении своей производственной деятельности. Во избежание злоупотребления данным способом приобретения товаров, работ услуг напрямую у поставщика (подрядчика, исполнителя) организаторам процедур необходимо применять его только при наличии экономической и производственной целесообразности, которая исключает искусственное дробление предстоящей закупки в соответствии с нормами действующего законодательства и Положением о закупках. 

 

[1] Нередко антимонопольная служба указывает на нарушения требований Закона о защите конкуренции ввиду избрания заказчиком способа закупки у единственного поставщика, поскольку это влечет за собой ограничение конкуренции.

[2] ст.3.6 ФЗ №223

[3] При определении таких случаев заказчик может ориентироваться на перечень оснований заключения контракта с единственным контрагентом по ФЗ №44, данный в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

[4]См. п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 (избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

[5] Ч. 5 ст. 4 ФЗ №223

[6] См. Решение Новгородского УФАС по делу № 053/07/3-593/2020 от 23.11.2020 года.

[7] К примеру, когда конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся или ее проведение не привело к заключению договора, либо исполнение заключенного договора победителем не представляется возможным.

[8] При указании такой возможности в Положении о закупках.

[9] При указании такой возможности в Положении о закупках.

[10] «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок
присоединяйтесь к нам в соц. сетях

VK

Youtube

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стопдиар таблетки инструкция по применению цена детям
  • Lustral 50 mg инструкция на русском
  • Би лурон цена в рублях инструкция
  • Инструкции по охране труда для общеобразовательных учреждений
  • Enchen дозатор для мыла инструкция по применению