Известное методическое руководство экспериментальные методики патопсихологии

Скачать
«Экспериментальные методики в патопсихологии»

На этой странице вы можете скачать книгу
«Рубинштейн Сусанна Яковлевна, «Экспериментальные методики в патопсихологии»»

Скачивание архива «Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Экспериментальные методики в патопсихологии» займет некоторое время и зависит от скорости вашего интернет-соединения.

Книга включает две самые известные работы выдающегося отечественного ученого, признанного авторитета в области патопсихологии Сусанны Яковлевны Рубинштейн.

«Экспериментальные методики патопсихологии» — методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально — волевой сферы). Приведено подробное и исчерпывающее описание 34 практических методик, изложены принципы построения экспериментальных методик патопсихологии и роль экспериментального метода в изучении психики здоровой и отклоняющейся личности.

В работе «Психология умственно отсталого школьника» рассматриваются своеобразие психического развития такого ребенка, особенности познавательных процессов в формировании личности.


Читайте еще:

Формы выражения женского комплекса кастрации

кастрации, тем самым мы предотвращаем неврозу его детей
так мы помогаем новому поколению. Наша психоаналитическая деятельность является тихой, малопризнанной, тем
сильнее окруженной врагами работой, но ее воздействие
не просто на индивида, но и на его потомство кажется нам
целью, достойной…

Глава 1. Система убеждений о деньгах

– Я сам уже давно увидел, что иногда совершаю по отношению к деньгам некие поступки, которым не могу найти логического объяснения. Я знаю, что надо рационально тратить деньги, но что-то регулярно заставляет меня избавляться от них. Я знаю, что нужно ценить себя и указывать другим свою стоимость…

Глава 16

Я спросила мать одного из младших детей о том, где все вылечившиеся дети. – Если они вылечились, то им, разумеется, нечего здесь делать! Конечно. Почему я об этом не подумала? Но что некоторые матери делают здесь так много времени? Две из них сказали мне, что приходят сюда уже в течение десяти…

9. Иные виды.

«Ну ты змея» — кричит рассерженный муж. Перед нами типичный пример ассоциативной вербальной агрессии. В ней, благодаря автору, люди и животные перенимают друг у друга, часто не лучшие свои черты. Обратимся к наглядным примерам. Скажем, образ еврея в литературе. «Майн кампф» А.Гитлера…

ГРУППА «ВЫСКАЗЫВАНИЙ»

Наверное, из всех сегодняшних попыток размышлять вокруг этого, около этого, прикасаясь к этому, все-таки, как мне чудится, самым близким к точному будет определение: это такой Мир, такое пространство, где ты раскрылся и Мир раскрылся. И ты тут уже не можешь расчленить, провести черту между…

Правда или заблуждение?

Перемены в жизненной стратегии не прошли незамеченными. Вася в субботу остался дома, оставил на время компьютер. Произошло новое сближение.

дружелюбие и расположенность к окружающим

В формировании эмоций, помимо рассмотренных, принимают участие и другие, весьма
разнообразные физиологические механизмы. Через вегетативную и эндокринную системы запускаются
изменения со стороны внутренних органов, которые вторично влияют на состояние эмоционального
фона. Имеется выраженная…

До недавнего времени мы не рассматривали сигналы примирения как важный источник информации о состоянии собаки и поэтому очень часто были не способны п

Если хозяин знает сигналы примирения, он способен значительно глубже
понять свою собаку в различных ситуациях и правильно среагировать. При
этом собака увидит, что хозяин ее понимает, и их дружба укрепится.

24. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

3) обследование актуального, действительного функционирования зрения в реальных условиях школьного обучения.

Богатство – обязательство делиться с другими.

в) Ежедневно, во время сеанса Рэйки, произносите вашу аффирмацию и при этом представляйте в подробностях, как вы сидите в машине: руки на руле, на лице счастливая улыбка, вы наслаждаетесь поездкой. Также очень важно, чтобы у вас в действительности появилось эмоциональное ощущение радости и…

Одна из последовательностей упражнений

психической реальности, ее способности к самоисцелению
нахождению точного подвижного баланса между чувством и
действием.

Группа спортсменов приехала на соревнования в небольшой горол

— Я как раз хотел предложить тебе сходить в театр, а затем устроить романтический ужин в ресторане. Пойдём?

Рубинштейн с. Я.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ
МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ

ИХ В КЛИНИКЕ

(ПРАКТИЧЕСКОЕ
РУКОВОДСТВО)

Книга представляет
собой методическое руководство по
применению эксперимен­тальных методик
исследования психики человека
(сенсомоторной сферы, внимания, па­мяти,
мышления, эмоционально-волевой сферы)
с целью выявления и квалификации
нарушений. Описание 34 экспериментальных
методик дается по следующей схеме:
на­значение методики, способ подготовки
к экспериментам и порядок их проведения,
ис­толкование экспериментальных
данных. В конце книги дается раздел о
выборе и интер­претации экспериментальных
методик. В виде иллюстраций и примеров
приводятся результаты исследования,
характерные для различных психических
заболеваний.

Книга предназначена
для студентов психологических факультетов,
психологов, психотерапевтов, психиатров.

Содержание

Предисловие

От автора

I

Использование
экспериментального метода для изучения
психопатологических явлений

Области
психоневрологической клиники, в которых
используется патопсихологический
эксперимент

Основные принципы
построения патопсихологического
эксперимента

О направленности
отдельных методик

II

Вводные методические
замечания

А. Исследование
сенсомоторной сферы и внимания

Зрительно-моторная
координация

Слуховые восприятия

Корректурная проба

Отыскивание чисел

Счет по Крепелину

Отсчитывание

Исследование
навыков

Доски Сегена

Методика Кооса

Куб Линка

Б. Исследование
мышления

Классификация
предметов

Исключение предметов

Методика Выготского

Сахарова

Существенные
признаки

Простые аналогии

Сложные аналогии

Сравнение понятий

Соотношение
пословиц, метафор и фраз

Заполнение
пропущенных в тексте слов

Объяснение сюжетных
картин

Установление
последовательности событий

Исследование
ассоциаций

Название 60 слов

Ответные ассоциации

Противоположности

Обучающий эксперимент

Классификация
фигур

«Клипец»

В. Исследование
памяти

Заучивание десяти
слов

Опосредованное
запоминание (по Леонтьеву)

Пиктограмма

Воспроизведение
рассказов

Г. Исследование
эмоционально-волевой сферы

Вариант ТАТ

Выбор ценностей

Уровень притязаний

Исследование
самооценки.

III

О выборе методик
для исследования

Составление
заключений по данным патопсихологического
экспериментального
исследования

Организационные
вопросы использования методик
эксперимен­тальной патопсихологии.

Приложение
(Пиктограмма)

Предисловие

Предлагаемая
вниманию широкого круга психологов,
психотерапев­тов и врачей книга
представляет собой методическое
руководство по при­менению
экспериментальных методик исследований
психики больных. Такие методы больше
всего используются в психиатрии. В
последние годы необходимость таких
исследований возникает и в области
профпатологии, профотбора, гигиены
труда, фармакологии, нейропсихологии
и т.д. Между тем методических пособий
для обучения специалистов по
психо­диагностике в патопсихологии
явно недостаточно. Несмотря на то, что
предлагаемая читателю книга вышла в
свет в 1969 году очень небольшим тиражом
(6000 экз.) и сразу стала библиографической
редкостью, она яв­ляется чрезвычайно
актуальной и в настоящее время. Написанная
про­стым, доступным языком, она содержит
практические сведения о 34 мето­диках,
широко применяемых в патопсихологии и
в настоящее время. Эта книга отличается
от всех, выходивших после нее, руководств
своей практичес­кой направленностью.
В ней содержатся конкретные методические
указания по применению и анализу той
или иной методики, приводится множество
клини­ческих примеров. Даже в наш
«компьютерный век» работа патопсихолога
с пациентом по-прежнему будет основой
для диагностики нарушений его психи­ческих
функций. Поэтому книга С.Я. Рубинштейн
еще очень долго останется настольным
руководством, как для студентов, так и
для специалистов.

Доктор мед. наук
Алехин А.Н.

психолог Никифорова
Н.В.

Соседние файлы в предмете Патопсихология, клиническая психология

  • #
  • #

    13.08.201310.05 Mб173Перре_Клиническая психология.doc

  • #

    13.08.2013989.69 Кб120Пушкина Медицин. психология.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ В КЛИНИКЕ (практическое руководство)

Экспериментальные методики патопсихологии

Книга включает две самые известные работы выдающегося отечественного ученого, признанного авторитета в области патопсихологии Сусанны Яковлевны Рубинштейн. «Экспериментальные методики патопсихологии» — методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально — волевой сферы). Приведено подробное и исчерпывающее описание 34 практических методик, изложены принципы построения экспериментальных методик патопсихологии и роль экспериментального метода в изучении психики здоровой и отклоняющейся личности. В работе «Психология умственно отсталого школьника» рассматриваются своеобразие психического развития такого ребенка, особенности познавательных процессов в формировании личности.

  • Предисловие
  • От автора
  • ЧАСТЬ I
    • 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
    • 2. ОБЛАСТИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
    • 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 4. О НАПРАВЛЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДИК
  • ЧАСТЬ II
    • 5. ВВОДНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
    • 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ И ВНИМАНИЯ
      • Зрительно-моторная координация
      • Слуховые восприятия
      • Корректурная проба
      • Отыскивание чисел
      • Счет по Крепелину
      • Отсчитывание
      • Исследование навыков
      • Доски Сегена
      • Методика Кооса
      • Куб Линка
    • 7. ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
      • Классификация предметов
      • Исключение предметов
      • Методика Выготского—Сахарова
      • Существенные признаки
      • Простые аналогии
      • Сложные аналогии
      • Сравнение понятий
      • Соотношение пословиц, метафор и фраз
      • Заполнение пропущенных в тексте слов
      • Объяснение сюжетных картин
      • Установление последовательности событий
      • Исследование ассоциаций
      • Название 60 слов
      • Ответные ассоциации
      • Противоположности
      • Обучающий эксперимент
      • Классификация фигур
      • «Клипец»
    • 8. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ
      • Заучивание десяти слов
      • Опосредованное запоминание (по Леонтьеву)
      • Пиктограмма
      • Воспроизведение рассказов
    • 9. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
      • Вариант ТАТ
      • Выбор ценностей
      • Уровень притязаний
      • Исследование самооценки
  • ЧАСТЬ III — О ВЫБОРЕ МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 10. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО ДАННЫМ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
      • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ШКОЛЬНИКА

Психология умственно отсталого школьника

В первой части книги рассматриваются общие вопросы психологии умственно отсталого ребенка. В этой связи, в частности, дается психологическая характеристика учащихся вспомогательной школы и освещаются особенности их высшей нервной деятельности. Во второй части автор останавливается на особенностях познавательных процессов (ощущения, восприятия, речь, мышление, память) умственно отсталых учащихся. В третьей части раскрываются особенности формирования личности учащихся вспомогательных школ. Рассматриваются вопросы формирования характера, самооценки. Существенное внимание автор уделяет описанию методов исследования психики (психических процессов и личности).

  • Введение
  • ЧАСТЬ I — ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА
    • 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ»
    • 2. ОШИБКИ В ТОЛКОВАНИИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
    • 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
      • Первая группа
      • Вторая группа
      • Степени умственной отсталости
    • 4. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 5. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
    • 6. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ
      • «Доски Сегена»
      • «Сюжетные вкладки»
      • «Обучающий эксперимент»
      • Методика Кооса
      • Проба на совмещение признаков
      • «Клипец»
  • ЧАСТЬ II — ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
    • 7. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЙ
    • 8. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
      • МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ
    • 9. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
      • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ
    • 10. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ
      • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ
    • 11. ВНИМАНИЕ
    • 12. ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ УЧЕБНЫМИ И ТРУДОВЫМИ НАВЫКАМИ
  • ЧАСТЬ III — ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
    • 13. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 14. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
    • 15. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
    • 16. ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
    • 17. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА
  • ПРИЛОЖЕНИЕ. БЛАНКИ И ФОРМЫ ПРОТОКОЛОВ
                    С. Я. Рубинштейн
Экспериментальные
методики
патопсихологии
ЦВЕТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

УДК 882 ББК S4(2Poc-l’vc)6-'l П Р 82 Охраняется законом об авторском праве. Никакая часть данной книги нс может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. Приложение. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 304 с. ISBN 5-04-003930-1 Данная книга — приложение к работам С. Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопси- хологии» и «Психология умственно отсталого школьника», вышедшим в серии «Мир психологии*. В приложении представлен необходимый для работы стимульный материал в виде черно-белых и цветных карточек. Это единственное на сегодняшний день профессиональное руководство по использованию психоло- гических методик в исследовании человеческой психики Для психологов, психиатров, дефектологов, невропатологов. УДК 882 ББК 84(2Рос-Рус)6-4 ISBN 5-04-003930-1 © Рубинштейн С. Я. © ООО «Апрель Пресс» © Оформление. ЗЛО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1999
ИНСТРУКЦИЯ Представленный здесь стимульный материал после того, как он будет вырезан, следует наклеить на более плотную основу — твердый картон, причем таблицу к «Обучающему эксперименту» можно сделать из двух половинок, соединенных между собой гибким материалом (кожа, ткань и пр.). В оригинале карточки для «Классификации пред- метов» и «Опосредованного запоминания» имеют плотность игральных карт. Все таблицы и карточки вырезаются по указанным границам. Для многократного использования карточки желательно заламинировать. Нумерацию на обороте таблиц или карточек после склеивания не- обходимо восстановить. ПРИМЕЧАНИЕ Исключение предметов — карточки с четырьмя иллюстрациями; не- которые из них разбиты на 2 половинки, которые обозначены буквами А и Б (например, если это карточка № 3, то 3/А и 3/Б). Половинки та- ких карточек вырезаются и наклеиваются на одно основание, на обо- роте пишется только номер карточки (например, 3). Отыскивание чисел — таблицы размером 50x50 см. Каждая таблица склеивается по представленной схеме. ТАТ — таблицы размером 20x30 см, причем при наклеивании иллю- страций на картон необходимо соблюсти размеры полей, которые ука- заны отдельно для каждой таблицы. 3
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур» Сводном таблица (уменьшенный образец) 4
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур» Элементы сводной таблицы (вырезаются и наклеиваются по образцу на твердую основу — картон, доску — размером 40x40 см)
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур» Элементы сводной таблицы (вырезаются и наклеиваются по образцу на твердую основу — картон, доску — размером 40x40 см)
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур» Элементы сводной таблицы (вырезаются и наклеиваются по образцу на твердую основу — картон, доску — размером 40x40 см) 9
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур» Элементы сводной таблицы (вырезаются и наклеиваются по образцу на твердую основу — картон, доску — размером 40x40 см) 1 1
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур» Элементы сводной таблицы (вырезаются и наклеиваются по образцу на твердую основу — картон, доску — размером 40x40 см) 13
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур» Элементы сводной таблицы (вырезаются и наклеиваются по образцу на твердую основу — картон, доску — размером 40x40 см) 15
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур: Первый набор карточек 11
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур» Первый набор карточек 19
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур» Первый набор карточек 21
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур» Первый набор карточек 23
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур» Первый набор карточек 25
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур; Первый набор карточек 27
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур; Второй набор карточек 2!)
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур: Второй набор карточек .41
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур Второй набор карточек 33
Обучающий эксперимент: «Классификация фигур» Второй набор карточек 3
Обучающий эксперимент: «Клипец’ Набор карточек 37
Обучающий эксперимент: «Клипец» Набор карточек 39
Обучающий эксперимент: «Клипец» Набор карточек □ -11
Обучающий эксперимент: «Клипец» Набор карточек 13
Обучающий эксперимент: «Клипец» Набор карточек
Обучающий эксперимент: «Клипец» Набор карточек □ 21 □ 22 □ 23 47
Обучающий эксперимент: «Клипец» Набор карточек 19
Установление последовательности событий Серия «Цыплята» 51
Установление последовательности событий Серия «Цыплята» 53
Установление последовательности событий Серия «Цыплята»
Установление последовательности событий Серия «Волки» 57
Установление последовательности событий Серия «Волки» 59
Установление последовательности событий Серия «Волки» (>1
Установление последовательности событий Серия «Волки»
Установление последовательности событий Серия «Волки»
Установление последовательности событий Серия «Колесо» 67
Установление последовательности событий Серия «Колесо» 69
Установление последовательности событий Серия «Колесо» 71
Установление последовательности событий Серия «Колесо» 73
Объяснение сюжетных картин
Объяснение сюжетных картин
Объяснение сюжетных картин
Объяснение сюжетных картин
Опосредованное запоминание (по Леонтьеву). Третья серия Слова для запоминания: свет, обед, урок, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, ночь, мышь, молоко, стул, дорога. нз
Опосредованное запоминание (по Леонтьеву). Третья серия 85
Опосредованное запоминание (по Леонтьеву). Третья серия 87
Опосредованное запоминание (по Леонтьеву). Третья серия 8!)
Опосредованное запоминание (по Леонтьеву). Четвертая серия Слова для запоминания: дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд. 91
Опосредованное запоминание (по Леонтьеву). Четвертая серия 93
Опосредованное запоминание (по Леонтьеву). Четвертая серия 95
Опосредованное запоминание (по Леонтьеву). Четвертая серия 97
Классификация предметов 9!)
Классификация предметов 101
Классификация предметов 103
Классификация предметов 105
Классификация предметов 107
Классификация предметов 10!)
Классификация предметов 1 11
Классификация предметов I 13
Классификация предметов 1 15
Классификация предметов 117
Классификация предметов И!)
Классификация предметов 121
Классификация предметов
Классификация предметов 125
Классификация предметов 127
Классификация предметов 129
Классификация предметов 131
Исключение предметов 133
Исключение предметов 135
Исключение предметов 137
Исключение предметов 139
Исключение предметов 111
Исключение предметов 113
Исключение предметов 145
Исключение предметов 147
Исключение предметов 149
Исключение предметов 151
Исключение предметов I 53
Исключение предметов 155
Исключение предметов 157
Отыскивание чисел (сводные таблицы, уменьшенные образцы, реальный размер таблиц — 50x50 см) Табл. 1 Табл. 2 5 14 12 23 2 16 25 7 24 13 11 3 29 4 18 8 19 19 22 1 21 15 9 17 6 9 5 11 23 28 14 25 17 19 13 3 21 7 16 1 18 12 6 24 4 8 15 18 2 22 Табл. 3 Табл. 4 14 18 7 24 21 22 1 16 9 6 16 5 8 26 11 23 2 25 3 15 19 13 17 12 4 21 12 7 1 26 6 15 17 3 18 19 4 8 25 13 24 2 22 16 5 9 14 11 23 16 159
Таблица 1 Образец сборки 160
Kil
163
23 24 165
167
169
171
173
18 1 175
177
179
6 181
Таблица 2 Образец сборки 182
183
1 I 185
I I I I 23 19 187
20 13 189
191
6 193
16 24 I 95
1 4 197
199
I 2 22 201
Таблица 3 Образец сборки 202
14 22 203
205
207
21 6 209
1G 23 211
213
21 Г»
11 15 217
219
221
4 223
Таблица 4 Образец сборки 224
225
227
1 1 1 3 229
20 18 231
19 24 233
8 I I 235
25 10 237
13 239
241
I 23 213
Таблица 5 Образец сборки 244
245
247
249
11 23 251
253

257
18 24 259
261
4 263
Соотношение пословиц, метафор и фраз Пословицы Куй железо, пока горячо Цыплят по осени считают Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива Не красна изба углами, а красна пирогами Лучше меньше, да лучше Семь раз отмерь, а один раз отрежь 265
Взялся за гуж, не говори, что не дюж Тише едешь, дальше будешь Не в свои сани не садись Не все то золото, что блестит Фразы к пословицам Материал разрезают ножницами Зимой ездят на санях, а летом на телеге 267
Не всегда то, что нам кажется хорошим, действительно хорошо Каждое утро овец выгоняют за деревню Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы Цыплята вырастают к осени О деле судят по результатам 269
Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих Если не знаешь дела, не берись за него Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится Чтобы сделать работу лучше, нужно о ней хорошо подумать Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла Если уж поехал куда-нибудь, то с полдороги возвращаться поздно 271
Метафоры Золотая голова Железный характер Ядовитый человек Каменное сердце Зубастый парень Глухая ночь 273
Фразы к метафорам Умная голова Художник сделал статуэтку с позолоченной головой Золото ярче железа Человек высек на скале сердце Сильный характер Железо тверже меди У Ивана были крепкие и здоровые зубы 275
Железная дорога Мальчик наелся сладостей и заболел Злой человек Его укусила ядовитая змея Черствое сердце Он всегда с камнем за пазухой Больной вместо лекарства глотнул яду 277
Воспроизведение рассказов ЛОГИКА Студент приехал на каникулы домой. Он нашел отца в кухне, где старик собирался приготовить себе яичницу из трех яиц. Отец спросил сына: «Расскажи, чему ты обучался в городе?» Сын ответил, что он изучал логику. Отец не знал, что такое «логика», и попросил объяснить ему, в чем заключается эта наука. Сын ответил: «Я тебе сейчас объясню, что это такое, и логически докажу, что у тебя в миске не три, а пять яиц. Слушай только меня внимательно. Вот у тебя в миске три яйца. Ты же знаешь: число три содержит в себе число два. А два яйца да три яйца составляют вместе пять яиц». «Ну, сынок, — отвечал отец, — вижу, что тебя обучили делу. Я сейчас сделаю себе яичницу из трех яиц, а ты готовь себе яичницу из остальных двух яиц, которые ты отыскал в моей миске по своей логике». ДВА ТОВАРИЩА Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: — Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил? — А он сказал мне, что плохие люди тс, которые в опасности от товарищей убегают. 279
ВЕЧНЫЙ КОРОЛЬ Один надменный король сказал другому королю: — Как ты смешон и мал! Тебе никто не воздает королевских почестей. Тебя даже не называют «Ваше величество». Какой же ты король? — Увы! — ответил тот. — Между тем я самый известный король из всех королей. Меня знает весь свет. Обо мне написаны тысячи книг. Я беспрерывно нахожусь в сражениях, но меня никто не назовет кровавым королем. Побеждая, я не проливаю ничьей крови. Оказываясь побежденным, остаюсь невредимым. Пусть моя армия малочисленна, но она бессмертна. Пусть в моем флоте только два судна, но они непотопляемы. Я единственный из королей, которому не страшны революции, потому что они приносят мне новую популярность и признание в народе... Так говорил при общем молчании, ничего не преувеличивая, ничего не преуменьшая, не сказав ни одного слова неправды, всемирно известный король, стоя рядом со своей королевой и в окружении свиты на шахматной доске. МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать юлубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула п улетела. 281
САМЫЕ КРАСИВЫЕ Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила: — Вы не видели моих птенцов? — А какие они? — Самые красивые! ПЛОХОЙ СТОРОЖ У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко. ГАЛКА И ГОЛУБЬ Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не- удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли. УМНАЯ ГАЛКА Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить. 283
Рассказы для маленьких детей 1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть. 2. Жили-были детки. Подарила им мама большую лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку. 3. Жила-была девочка. Звали девочку Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту- ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство. 285
Примечание к методике ТАТ: после того, как рисунки будут вырезаны, их следует наклеить на карточку из плотного картона размером 20x30 см. Важно при этом соблюсти размеры полей, указанные в таблице (в мм). № карточки Верхнее поле Нижнее поле Левое поле Правое поле 1 50 50 24 ! ( 24 2 30 30 24 24 звм 70 74 24 24 4 76 72 24 24 6ВМ 58 60 24 24 7ВМ 55 55 24 24 I3MF 58 66 24 24 8ВМ 67 64 | 24 1 24 286
ГАТ (краткий вариант) 287
288

2 290
291
звм 292
293
294
295
6ВМ 296
297
7ВМ 298
299
13MF 300
301
8ВМ 302
СОДЕРЖАНИЕ Обучающий эксперимент. Классификация фигур......................4 Обучающий эксперимент. Клипец..................................37 Установление последовательности событий .......................51 Объяснение сюжетных картин.....................................75 Опосредованное запоминание (по Леонтьеву)......................83 Классификация предметов .......................................99 Исключение предметов..........................................133 Отыскивание чисел.............................................159 Соотношение пословиц, метафор и фраз ..........................265 Воспроизведение рассказов.....................................279 ТАТ (краткий вариант) .........................................287 303
Рубинштейн Сусанна Яковлевна ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ Приложение Компьютерная верстка Г. Дегтяренко Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 — книги, брошюры. Подписано в печать с готовых диапозитивов 21.12.99 Формат 70x1 OO’/ie- Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Усл. печ. л. 24,7. Тираж 5000 экз. Заказ 3766. ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», Изд. лиц. № 065377 от 22.08.97 125190, Москва, Ленинградский проспект, д. 80, корл. 16, подъезд 3. Интернет/Home — раде www.eksmo.ru Электронная почта (E-mail) — info@ eksmo.ru АООТ «Тверской полиграфический комбинат» 170024, г. Тверь, пр-т Ленина, 5. t

Краснов В.Н.

Адашинская Г.А., Горячева Т.Г.

Алфимова М.В.

Басова А.Г.

Белинская Д.Б.

Блохина Е.Т., Пуговкина О.Д.

Бурлакова Н.С.

Чебакова Ю.В.

Чупров Л.Ф.

Еремеев Б.А.

Ермакова А.А.

Ермакова А.А.

Фанталова Е.Б.

Хромов А.И., Зверева Н.В.

Ильхамова Д.И.

Иванов М.В.

Коробейникова Е.Ю.

Коваль-Зайцев А.А., Копнина О.

Лассан Л.П.

Леонтьева Е.М.

Литвиненко О.В.

Максимова Е.В.

Малкова Е.Е., Львов Д.В., Савенок Д.Н.

Морозова М.В., Савина О.Ф.

Москвин В.А., Москвина Н.В.

Москвина Н.В.

Мусатова О.А.

Паначева О.

Павлова Д.Д.

Польская Н.А.

Пуговкина О.Д., Холмогорова А.Б.

Румянцева Е.Е.

Рычкова О.В., Холмогорова А.Б.

Щербакова А.М.

Селин А.В., Сотников В.А.

Семенова О.Ф.

Шипилова Е.В.

Шкуричева Н.А.

Шлыкова Н.Л., Шлыкова А.П.

Солондаев В.К.

Сорокин В.М.

Степанова О.Б., Горина И.С.

Терещенко В.В., Терещенко Т.М.

Толмачева Е.А.

Трайнина Е.А.

Троицкая Л.А.

Туровская Н.Г.

Василенко Т.Д., Ившина М.Е.

Васильева А.А.

Васильева Т.Н.

Верещагина Н.В.

Язвинская Е.С.

Зейгарник Б.В., Рубинштейн С.Я.

Зверева Н.В.

Зверева Н.В., Рощина И.Ф.

Цветков А.В.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Humminbird piranhamax 215 инструкция на русском языке
  • Цефавора капли инструкция цена в россии
  • Подарки для руководства банка
  • Мануал на cadillac cts
  • Валмосепт инструкция по применению таблетки взрослым