К народному движению под руководством султана кенесары

Урок № 28-29

Предмет: история Казахстана                                  Класс
8 «А», «Б», «В», «Г», «Д»                                 «7-12» декабря   2015
г.      

Тема: Национально-освободительное восстание под
руководством Кенесары Касымова (1837-1847 гг.)

Цель:

1.Обучающая: формирование знаний о целях, характере, основных
этапах восстания, его историческом значении как самого крупного
антиколониального восстания, охватившего территорию всего Казахстана, показать,
что это восстание явилось составной частью освободительной борьбы народов
России, показать зависимость внутренних противоречий казахского общества от
политики царизма

2. Развивающая: развитие умений и навыков сопоставительного анализа,
делать выводы, аргументировать свою точку зрения, навык
исследовательски-поисковой деятельности, умения работать в группе.

3. Воспитывающая: воспитание культуры речи, толерантности,
ответственного отношения к учебе.

Тип урока:Урок изучения
и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок с элементами WebQuestтехнологии
группового обучения

Методы: словесный,
наглядный, практический, поисковый, групповой.

Прогнозируемый результат:

1. будут
сформированы знания, учащихся оцелях, характере, основных этапах восстания, его
историческом значении как самого крупного антиколониального восстания,
охватившего территорию всего Казахстана, показать, что это восстание явилось
составной частью освободительной борьбы народов России, показать зависимость
внутренних противоречий казахского общества от политики царизма

2. будет
развиваться навык сопоставительного анализа, делать выводы, аргументировать
свою точку зрения, навык исследовательски-поисковой деятельности, умение
работать в группе.

3. будет
воспитываться культура речи, толерантные отношения, ответственное отношение к
учёбе

Оборудование урока: атласы, карты, дидактический
материал, маркеры, магниты, ватман, иллюстрации, презентация

Основные понятия:восстание, номады, национально-освободительный
характер, независимость, пограничные укрепления, шпицрутены, кенес, есаул,
зякет, ушур, жузбасы, мынбасы, мергенбасы, чик, кунакхана, фураж, манапы.

Восстание — это общее
название ряда политических действий, являющихся различными формами массового
выступления против существующей власти, как правило не приводящего к смене
политического строя.

Номады – Коче́вники — люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни.

Шпицрутен (нем. Spießrutenlaufen, Spiess — копьё, пика и Rute — хлыст) — длинный, гибкий и толстый прут излозняка (ивового кустарника)
для 
телесных наказаний (наказание шпицрутенами) в XVIIXIX веках.

Кенес – высший
совещательный орган, состоящий из числа преданных батыров, батыров, биев,
султанов и близких родственников.

Есау́л (асау́л, осау́л, асаву́л, осаву́л (укр.), от тюрк. ясау́л) —
должность и звание (чин) в 
казачьих войсках. Изначально — наименование помощника
военачальника, его заместителя.

Чик – рана,
наносившаяся на голову нарушителям воинской дисциплины в войске Кенесары.

Кунакхана – оружейная
палата.

Фураж (от. фр. fourrage —
«корм») — в 
животноводстве: растительный корм, предназначенный для питания
животных

Манапы – киргизские родоправители.

История
не терпит суесловия
Трудна ее народная стезя,

Ее страницы,
залитые кровью,

Нельзя любить
безумною любовью
и не любить без памяти нельзя.
Я. Смеляков

План урока:

I.                   
Организационный
момент.

II.                
Проверка Д/З §§19-20.

1)      
Работа с дидактическими
карточками в группах.

2)      
Работа группы с
вопросами.

3)      
Работа в группе по
вопросам и заполнению таблицы.

4)      
Заполнение таблицы
в группе.

5)      
Работа в группе по
вопросам.

III.              
Изучение новой
темы:

a.      
Этап 1.Определение
названия проекта и определение задач каждой из заявленных команд.

Выводы.

b.      
Этап 2.
Распределение ролей в команде.

Выводы.

c.       
Этап 3. Составление
временного графика работы над проектом.

Выводы.

IV.              
Закрепление
новой темы:

a.      
Этап 4.Отчет о
проделанной работе. Подведение итогов.

Выводы.

V.                 
Подведение
итогов, комментирование оценок.

VI.              
Этап
5. Домашнее задание. Составление домашнего проекта квест – урока. §21.

Ход урока:

                               
I.           
Организационный
момент.

                            
II.           
Проверка Д/З:
§18-19, работа с дидактическими карточками в группах.

1.      
Заполните таблицу и
сделайте по ней обобщающий вывод

Численность
армии

Вооружение

Знание военной
стратегии и тактики ведения военных действий

Наличие военных
специалистов (офицеры)

Армия повстанцев

Русская армия

2.       Ответьте
на вопросы:

1. В каком
году началось массовое изъятие земель в районе р. Илек?

2. Как
проходил процесс выдвижения пограничной линии в районе Орской и Троицкой
крепостей?

3. Каковы
основные причины поражения и историческое значение восстания 20–30-е гг. ХIХ
в.?

3.       Ответьте
на вопросы и заполните таблицу. «Руководители восстания в Младшем жузе
1836–1837 гг.»

1.
Охарактеризуйте основные причины восстания 1836– 1837 гг.

2.
Историческое значение восстания.

Руководители
восстания

ИсатайТайманұлы

Махамбет
Өтемісұлы

1.      
 

Где родился?

2.      
 

Из какого рода,
какую должность занимал?

3.      
 

Черты характера.

4.       Заполните
таблицу:

Новые
районы

Годы
создания

Площадь
изъятых у казахов земель

Судьба
местного казахского населения (выселение, перевод на арендное положение)

Новоишимский

Новоилецкий

Новолинейный

5.       Ответьте
на вопросы:

a.       
Каким
было отношение Махамбета к врагам?

b.       Кого он
считал виновными в бедах народа?

c.       
Его
отношение к Исатаю, сподвижникам?

d.       Как он
предлагал защищать свои права?

Выводы.

                          
III.           
Изучение новой
темы:

a.      
Этап 1. Определение
названия проекта и определение задач каждой из заявленных команд.

Сегодня
на уроке мы познакомимся с восстанием Кенесары Касымулы, которое проходило с
1837 по 1847 годы. Кенесары Касымулы –
выдающийся государственный и политический деятель Казахстана 19 в., Как и его
дед Абылай, был яркой личностью, проявил свои лучшие качества в длительной
борьбе за восстановление казахской государственности. В течении 10 лет
большинство населения трёх жузов вело освободительную борьбу с царскими
колонизаторами под руководством К. Касымулы. По своему размаху и значению это
было самое значительное восстание казахского народа, за весь период
колонизаторской политики царизма. В этом восстании с особой силой раскрылся
свободолюбивый и боевой дух казахского народа, нелегко расстававшегося со своей
национальной независимостью. 
 

Тема проекта, над которым сегодня будет
организована работа групп «
Национально-освободительное
восстание под руководством Кенесары Касымова (1837-1847 гг.)». Каждая команда
должна будет выполнить свою задачу в рамках работы всего класса над проектом.

Выводы.

b.      
Этап 2.
Распределение ролей в команде.

Работая
с текстом учебника §21, необходимо собрать информацию согласно предложенных
каждой группе заданий.

1)                  
Группа «Лингвисты»:используя Интернет-ресурсы,
учебники, словари, определить содержание терминов и понятий по теме урока. (
восстание,
номады, национально-освободительный характер, независимость, пограничные
укрепления, шпицрутены, кенес, есаул, зякет, ушур, жузбасы, мынбасы,
мергенбасы, чик, кунакхана, фураж, манапы).

2)                  
Группа
«Эксперты»:

определить и объяснить Причины, целии территорию восстания.

3)                  
Группа
«Социологи»:
определитьсостав
движущих сил восстания. Дать характеристику лидера восстания.

4)                  
Группа«Историки-хронологи»: составить
хронологическую таблицу хода восстания.

5)                  
Группа
«Аналитики»:

определить характер события, причины поражения и историческое значение
восстания.

Выводы.

c.       
Этап 3. Составление
временного графика работы над проектом.

На реализацию проекта отводится 20 минут.

Выводы.

d.       Этап
4.Отчет о проделанной работе. Подведение итогов.
Подводя итог квест
– урока, участники команд защищают свои работы. В конце урока капитанам —
представлявшим команды предоставляется право выбора сильнейшего проекта.

                          
IV.           
Закрепление
новой темы:

a.       Фронтальный
опрос по вопросам:

Задание для закрепления знаний по изученной теме:

Вопросы

Ответы

1.      
 

Даты
жизни Кенесары Касымулы

1802-1847
гг.

2.      
 

Когда
по приказу кокандского бека был убит брат Кенесары Саржан?

1836 г.

3.      
 

Какую
часть территории Казахстана охватило восстание Кенесары Касымулы?

Весь
Казахстан

4.      
 

К
народному движению под руководством султана Кенесары примкнул вместе со своим
отрядом влиятельный бий Младшего жуза.

Жоламан

5.      
 

Когда
отряды Кенесары совершили внезапное нападение и сожгли Акмолинскую крепость?

26 мая
1838 г.

6.      
 

Что
послужило причиной приостановления похода войск Кенесары на Ташкент в августе
1841 г.?

Распространение
инфекции среди сарбазов

7.      
 

Какие
события 1841 г. Способствовали избранию Кенесары Касымулы ханом?

Взятие
кокандских крепостей

8.      
 

Продолжи
«В ночь с 20 на 21 июля 1844 г. в верховьях р. Тобол Кенесары хан наголову
разбил отряд…».

Султана
А. Жантореулы

9.      
 

Каким
по характеру было организованное в ходе восстания Кенесары государство?

Феодальное

10.   
 

Назовите
имя царя, правившего в России в период восстания К. Касымова?

Николай I

11.   
 

В
каком году царь Николай I разрешил направить для подавления
восстания отряд войскового старшины Лебедева в составе 300 казаков?

1843 г.

12.   
 

Когда
Кенесары Касымулы принял решение об отступлении на земли Старшего жуза?

1845 г.

13.   
 

К
какому государству за помощью планировал обратиться Кенесары?

Китай

14.   
 

Что
изменило характер восстания?

вторжение
в Киргизские земли

15.   
 

Внуком
какого выдающегося человека был К. Касымов?

хан
Абылай

b.      
Составить «Синквейн» со словом – восстание.

1)      
Восстание

2)      
Стихийное, целеустремленное, антиколониальное

3)      
Борется, доказывает, распространяет

4)      
Восстание проявление воли народа.

5)      
Мятеж

Выводы.

                             
V.           
Подведение итогов, комментирование
оценок.

При резерве времени проверить и оценить
выполнение задания на карточках по домашнему заданию.

                          
VI.           
Этап
5. Домашнее задание. Составление домашнего проекта квест – урока
«Личность
Кенесары Касымова»
. §21. Контурная карта стр. 7. Задание по теме
«Национально-освободительное восстание под руководством Кенесары Касымова».

Приложение
1.

___________________________________________________________________________________________________________

Задание для 1 группы:

Заполните таблицу и сделайте по ней обобщающий вывод

Численность
армии

Вооружение

Знание военной
стратегии и тактики ведения военных действий

Наличие военных
специалистов (офицеры)

Армия повстанцев

Русская армия

_________________________________________________________________________________________

Задание
для 2 группы:

Ответьте
на вопросы:

1. В каком
году началось массовое изъятие земель в районе р. Илек?

2. Как
проходил процесс выдвижения пограничной линии в районе Орской и Троицкой
крепостей?

3. Каковы
основные причины поражения и историческое значение восстания 20–30-е гг. ХIХ
в.?

_________________________________________________________________________________________

Задание
для 3 группы:

Ответьте
на вопросы и заполните таблицу. «Руководители восстания в Младшем жузе
1836–1837 гг.»

1.
Охарактеризуйте основные причины восстания 1836– 1837 гг.

2.
Историческое значение восстания.

Руководители
восстания

ИсатайТайманұлы

Махамбет
Өтемісұлы

1.     
 

Где родился?

2.     
 

Из какого рода,
какую должность занимал?

3.     
 

Черты характера.

_________________________________________________________________________________________

Задание
для 4 группы:

Заполните таблицу:

Новые
районы

Годы
создания

Площадь
изъятых у казахов земель

Судьба
местного казахского населения (выселение, перевод на арендное положение)

Новоишимский

Новоилецкий

Новолинейный

______________________________________________________________________________________

Задание
для 5 группы:

Ответьте на
вопросы:

a.       Каким было
отношение Махамбета к врагам?

b.      Кого он
считал виновными в бедах народа?

c.       Его
отношение к Исатаю, сподвижникам?

d.      Как он
предлагал защищать свои права?

Приложение
2.

___________________________________________________________________________________________________________

Задача
по проекту для Группы «Лингвисты»:

используя
Интернет-ресурсы, учебники, словари, определить содержание терминов и понятий
по теме урока. (
восстание,
номады, национально-освободительный характер, независимость, пограничные
укрепления, шпицрутены, кенес, есаул, зякет, ушур, жузбасы, мынбасы,
мергенбасы, чик, кунакхана, фураж, манапы).

_________________________________________________________________________________________

Задача
по проекту для Группы «Эксперты»:

определить
и объяснить Причины, цели и территорию восстания.

_________________________________________________________________________________________

Задача по
проекту для Группы «Социологи»:

определить состав
движущих сил восстания. Дать характеристику лидера восстания.

_________________________________________________________________________________________

Задача по
проекту для Группы «Аналитики»:

определить
характер события, причины поражения и историческое значение восстания.

_________________________________________________________________________________________

Задача по
проекту для Группы«Историки-хронологи»:

составить
хронологическую таблицу хода восстания по примеру.

_________________________________________________________________________________________

Задание для закрепления знаний по изученной теме:

Вопросы

Ответы

1.      
 

Даты жизни Кенесары
Касымулы

2.      
 

Когда по приказу
кокандского бека был убит брат Кенесары Саржан?

3.      
 

Какую часть
территории Казахстана охватило восстание Кенесары Касымулы?

4.      
 

К народному движению
под руководством султана Кенесары примкнул вместе со своим отрядом
влиятельный бий Младшего жуза.

5.      
 

Когда отряды Кенесары
совершили внезапное нападение и сожгли Акмолинскую крепость?

6.      
 

Что послужило
причиной приостановления похода войск Кенесары на Ташкент в августе 1841 г.?

7.      
 

Какие события 1841 г.
Способствовали избранию Кенесары Касымулы ханом?

8.      
 

Продолжи «В ночь с 20
на 21 июля 1844 г. в верховьях р. Тобол Кенесары хан наголову разбил отряд…».

9.      
 

Каким по характеру
было организованное в ходе восстания Кенесары государство?

10.  
 

Назовите имя царя,
правившего в России в период восстания К. Касымова?

11.  
 

В каком году царь
Николай I разрешил направить для подавления восстания отряд
войскового старшины Лебедева в составе 300 казаков?

12.  
 

Когда Кенесары
Касымулы принял решение об отступлении на земли Старшего жуза?

13.  
 

К какому государству
за помощью планировал обратиться Кенесары?

14.  
 

Что изменило характер
восстания?

15.  
 

Внуком какого
выдающегося человека был К. Касымов?

_________________________________________________________________________________________________

Задание для закрепления знаний по изученной теме:

Вопросы

Ответы

1.      
 

Даты жизни Кенесары
Касымулы

2.      
 

Когда по приказу
кокандского бека был убит брат Кенесары Саржан?

3.      
 

Какую часть
территории Казахстана охватило восстание Кенесары Касымулы?

4.      
 

К народному движению
под руководством султана Кенесары примкнул вместе со своим отрядом
влиятельный бий Младшего жуза.

5.      
 

Когда отряды Кенесары
совершили внезапное нападение и сожгли Акмолинскую крепость?

6.      
 

Что послужило
причиной приостановления похода войск Кенесары на Ташкент в августе 1841 г.?

7.      
 

Какие события 1841 г.
Способствовали избранию Кенесары Касымулы ханом?

8.      
 

Продолжи «В ночь с 20
на 21 июля 1844 г. в верховьях р. Тобол Кенесары хан наголову разбил отряд…».

9.      
 

Каким по характеру
было организованное в ходе восстания Кенесары государство?

10.  
 

Назовите имя царя,
правившего в России в период восстания К. Касымова?

11.  
 

В каком году царь
Николай I разрешил направить для подавления восстания отряд
войскового старшины Лебедева в составе 300 казаков?

12.  
 

Когда Кенесары
Касымулы принял решение об отступлении на земли Старшего жуза?

13.  
 

К какому государству
за помощью планировал обратиться Кенесары?

14.  
 

Что изменило характер
восстания?

15.  
 

Внуком какого
выдающегося человека был К. Касымов?

Приложение
4.

Задание для закрепления знаний по изученной теме:

Вопросы

Ответы

16.  
 

Даты жизни Кенесары
Касымулы

1802-1847
гг.

17.  
 

Когда по приказу
кокандского бека был убит брат Кенесары Саржан?

1836 г.

18.  
 

Какую часть
территории Казахстана охватило восстание Кенесары Касымулы?

Весь
Казахстан

19.  
 

К народному движению
под руководством султана Кенесары примкнул вместе со своим отрядом
влиятельный бий Младшего жуза.

Жоламан

20.  
 

Когда отряды Кенесары
совершили внезапное нападение и сожгли Акмолинскую крепость?

26 мая
1838 г.

21.  
 

Что послужило
причиной приостановления похода войск Кенесары на Ташкент в августе 1841 г.?

Распространение
инфекции среди сарбазов

22.  
 

Какие события 1841 г.
Способствовали избранию Кенесары Касымулы ханом?

Взятие
кокандских крепостей

23.  
 

Продолжи «В ночь с 20
на 21 июля 1844 г. в верховьях р. Тобол Кенесары хан наголову разбил отряд…».

Султана
А. Жантореулы

24.  
 

Каким по характеру
было организованное в ходе восстания Кенесары государство?

Феодальное

25.  
 

Назовите имя царя,
правившего в России в период восстания К. Касымова?

Николай I

26.  
 

В каком году царь
Николай I разрешил направить для подавления восстания отряд
войскового старшины Лебедева в составе 300 казаков?

1843 г.

27.  
 

Когда Кенесары
Касымулы принял решение об отступлении на земли Старшего жуза?

1845 г.

28.  
 

К какому государству
за помощью планировал обратиться Кенесары?

Китай

29.  
 

Что изменило характер
восстания?

вторжение
в Киргизские земли

30.  
 

Внуком какого
выдающегося человека был К. Касымов?

хан
Абылай

«Лингвисты»

«Эксперты»

«Социологи»

«Историки-хронологи»

«Аналитики»

Приложение
5.

Маршрутный
лист

Команда
«Лингвисты»

Участие в работе группы оценивается капитаном команды
на каждом этапе по 10 балльной системе.

Ф.И.О. учащихся

Участие в работе группы

Оценка за урок

Домашнее задание

Изучение новой темы

Закрепление знаний

Работа над проектом

Защита проекта

Работа с тестом

Синквейн

1.                  
 

2.                  
 

3.                  
 

4.                  
 

5.                  
 

6.                  
 

7.                  
 

8.                  
 

Капитан команды: ______________________ Оценка
работы капитана: ________________________

_________________________________________________________________________________________

Маршрутный
лист

Команда
«Эксперты»

Участие в работе группы оценивается капитаном команды
на каждом этапе по 10 балльной системе.

Ф.И.О. учащихся

Участие в работе группы

Оценка за урок

Домашнее задание

Изучение новой темы

Закрепление знаний

Работа над проектом

Защита проекта

Работа с тестом

Синквейн

1.                  
 

2.                  
 

3.                  
 

4.                  
 

5.                  
 

6.                  
 

7.                  
 

8.                  
 

Капитан команды: ______________________
Оценка работы капитана: ________________________

_________________________________________________________________________________________

Маршрутный
лист

Команда
«Историки-хронологи»

Участие в работе группы оценивается капитаном команды
на каждом этапе по 10 балльной системе.

Ф.И.О. учащихся

Участие в работе группы

Оценка за урок

Домашнее задание

Изучение новой темы

Закрепление знаний

Работа над проектом

Защита проекта

Работа с тестом

Синквейн

1.                  
 

2.                  
 

3.                  
 

4.                  
 

5.                  
 

6.                  
 

7.                  
 

8.                  
 

Капитан команды: ______________________
Оценка работы капитана: ________________________

_________________________________________________________________________________________

Маршрутный
лист

Команда
«Социологи»

Участие в работе группы оценивается капитаном команды
на каждом этапе по 10 балльной системе.

Ф.И.О. учащихся

Участие в работе группы

Оценка за урок

Домашнее задание

Изучение новой темы

Закрепление знаний

Работа над проектом

Защита проекта

Работа с тестом

Синквейн

1.                  
 

2.                  
 

3.                  
 

4.                  
 

5.                  
 

6.                  
 

7.                  
 

8.                  
 

Капитан команды: ______________________
Оценка работы капитана: ________________________

_________________________________________________________________________________________

Маршрутный
лист

Команда
«Аналитики»

Участие в работе группы оценивается капитаном команды
на каждом этапе по 10 балльной системе.

Ф.И.О. учащихся

Участие в работе группы

Оценка за урок

Домашнее задание

Изучение новой темы

Закрепление знаний

Работа над проектом

Защита проекта

Работа с тестом

Синквейн

1.                  
 

2.                  
 

3.                  
 

4.                  
 

5.                  
 

6.                  
 

7.                  
 

8.                  
 

Капитан команды: ______________________
Оценка работы капитана: ________________________

_________________________________________________________________________________________

Карточка обратной связи

Ответы

Что больше всего
понравилось на уроке? Почему?

Какие вопросы у
тебя возникли в ходе урока?

Ты получил на
них ответы?

Какой вид работы
тебе понравился больше? Почему?

Твои пожелания
одноклассникам.

_________________________________________________________________________________________

Карточка обратной связи

Ответы

Что больше всего
понравилось на уроке? Почему?

Какие вопросы у
тебя возникли в ходе урока?

Ты получил на
них ответы?

Какой вид работы
тебе понравился больше? Почему?

Твои пожелания
одноклассникам.

_________________________________________________________________________________________

Карточка обратной связи

Ответы

Что больше всего
понравилось на уроке? Почему?

Какие вопросы у
тебя возникли в ходе урока?

Ты получил на
них ответы?

Какой вид работы
тебе понравился больше? Почему?

Твои пожелания
одноклассникам.

_________________________________________________________________________________________

Карточка обратной связи

Ответы

Что больше всего
понравилось на уроке? Почему?

Какие вопросы у
тебя возникли в ходе урока?

Ты получил на
них ответы?

Какой вид работы
тебе понравился больше? Почему?

Твои пожелания
одноклассникам.

Отзыв

на открытый урок

Дата проведения урока                              «___»
_________________ 201__ г.

Ф.И.О. учителя, проводившего урок             ______________________________________________________

Предмет                                                        ______________________________________________________

Тема урока                                                  ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Тип урока                                                    ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Вид урока                                                     ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Методы и приемы                                      ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Наглядность                                                ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Оборудование                                             ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Дидактический материал                         ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Класс                                                            ______________________________________________________
Цель посещения                                      ______________________________________________________                                                                     ______________________________________________________

Мнение
об уроке:

Организация урока                                   ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Содержание урока                                     ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Методическая сторона урока                  ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Воспитывающая роль урока                   ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Работа учащихся на уроке                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Выводы                                                        ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Рекомендации                                             ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Ф.И.О. учителя, посетившего урок            ______________________________________________________

Должность                                                   ______________________________________________________

Подпись, учителя посетившего урок            ______________________________________________________

«Ознакомлен
(-а)» ___________________________ учитель-предметник ____________________

Отзыв

на открытое внеклассное мероприятие по предмету

Дата проведения мероприятия                          
«___» _________________ 201__ г.

Ф.И.О. учителя, проводившего мероприятие             ________________________________________________

Предмет                                                        ______________________________________________________

Тема мероприятия                                     ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Форма мероприятия                                 ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Методы и приемы                                      ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Наглядность                                                ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Оборудование                                             ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Дидактический материал                         ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Класс                                                            ______________________________________________________
Цель посещения                                      ______________________________________________________                                                                     ______________________________________________________

Мнение
о внеклассном мероприятии по предмету:

Организация мероприятия                      ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Содержание мероприятия                        ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Методическая сторона мероприятия            ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Воспитывающая роль мероприятия            ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Работа учащихся на мероприятии            ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Выводы                                                        ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Рекомендации                                             ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

                                                                       ______________________________________________________

Ф.И.О. учителя, посетившего мероприятие            ________________________________________________

Должность                                                   ______________________________________________________

Подпись, учителя посетившего мероприятие ________________________________________________

«Ознакомлен
(-а)» ___________________________ учитель-предметник ____________________

Народно-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова. Цель, задачи, характер и основные этапы движения.

Летом 1837 года началось новое мощное выступление, возглавляемое внуком Абылай хана и сыном Касыма Кенесары.

Став во главе национально-освободительного движения, Кенесары отказывается от политики своих братьев, искавших опору в «единоверных» среднеазиатских ханствах. Он решает вести борьбу на два фронта — против царской России и среднеазиатских ханств, в первую очередь Коканда, поработившего часть казахского народа. Собственно вооруженному выступлению предшествовал ряд попыток убрать системы укреплений на землях Среднего жуза письмами, адресованными сибирским властям, но они оставались без ответа.

Весной 1837 года Кенесары с небольшим отрядом появился в пределах Акмолинского округа. Казахи стали массами смекаться под его знамена. Во главе отдельных отрядов стояли как ближайшие родственники Кенесары — НаурыЗбай, Абылгазы, Бопай-ханум, так батыры из народа — Агыбай, Жанайдар, Иман Дулатулы, Жоламана Тленшиулы, Бухарбай. Кроме того, на первом этапе к нему присоединилась часть султанов и биев, состоящих на русской службе, частью преследуя свои интересы, частью от страха перед Кенесары.

Летом 1837 года был разгромлен карательный отряд Чирикова и под властью Кенесары оказались территории Акмолинского, Кокчетавского, Каркаралинского и Баянаульского округов, В начале 1838 года

разрозненные отряды казахов объединяются под властью Кенесары. Весной он направляет посольство западно-сибирскому губернатору Горчакову со специальным письмом-протестом против политики Российских властей, где он требует уничтожения укрепленных пунктов на казахской территории, возврата отобранных пастбищ. Представители султана по дороге были схвачены, и Кенесары возобновляет активные действия против России.

Отряды казахов разгромили отряд войскового старшины Симонова. Летом 1838 года войска Кенесары сосредоточились у Акмолинской крепости. 7 августа состоялся ожесточенный штурм крепости, все ее постройки были сожжены. После этого в течение осени казахи продолжали партизанскую борьбу, систематически нападая на приказы, пикеты и разъезды, опустошая аулы султанов и прерывая коммуникации. Тогда же отряды Кенесары начинают переходить в районы рек Торгай и Иргиз с целью объединиться с отрядами Младшего жуза, возглавляемым Жоламан. батыром.

С конца 1838 года районы Торгая и Иргиза становятся основной базой казахских отрядов, .а войско Кенесары объединяет большинство родов Среднего и Младшего жузов. Колониальная администрация, видя бесполезность карательных экспедиций в глубь стели, меняет тактику и заключает перемирие с казахами. В 1840 году Кенесары получил амнистию, были возвращены из плена его родственники, прекращены карательные походы русских войск, начались переговоры между казахами и русским правительством.

С 1840 года начинается новый этап освободительной борьбы, связанный с возрождением казахской государственности. Совещание представителей казахских родов в Улытау завершилось в сентябре 1841 года избранием Кенесары ханом. Хан Кенесары провел ряд административных и судебных реформ, направленных усиление центральной власти и создание прочного тыла для продолжения борьбы. При хане работал совещательный орган — Ханскйй совет, в который входили его сподвижники. Были организованы ведомства, отвечающие за сбор налогов, военную подготовку, дипломатическую переписку.

Особые помощники хана — жасаулы были закреплены за различными родами и должны были следить за выполнением ханских распоряжений. Судом имели право заниматься только бии, которые имели разрешение от Кенесары. Для всего кочевого населения ханства был определен налог «зекет», для земледельческого 1 «ушур». Подчинявшиеся Кенесары казахские роды были освобождены от налогов в пользу русской и кокандской казны. Реформировал хан и свою армию. При нем появились у казахов артиллерия, казахи начали осваивать пеший строй. От пленных и беглых солдат и офицеров Кенесары перенимал основы русской тактики. Он впервые ввел знаки отличия и систему награждения отличившихся воинов. Хану удалось создать дисциплинированное, хорошо обученное, мобильное конное войско, насчитывающее до 20 тысяч человек.

Военные действия в степи возобновились в августе 1843 Т. Отряд из 5000 человек под командованием полковника Бизанова выступил из крепости Сахарной, другие отряды вышли из Омска, Петропавловска и

Каркаралинска. Со стороны реки Тобол выступил отрад султана Ахмета Жантюрина, состоящий из преданных царизму казахов. Умело маневрируя, Кенесары измотал в боях отряд Бизанова и вынудил его в сентябре 1843 г. отступить в Орск.

Осенью 1845 г. русские войска и отряды преданных царизму ага- султанов начали новые наступления на аулы Кенесары. Отступив на юг, хан не прекращал борьбу с русскими войсками, однако основные силы были брошены на войну с Кокандом. Соединившись с батыром Жанкожой Нурмухамедулы, Кенесары начал освобождение казахских родов, находящихся под властью Коканда. Зимой 1846 г, отряды кенесаринцев появились в кочевьях Старшего жуза на реке Или и в окрестностях Алатау. Кенесары обратился к кыргызским манапам, призывая их к совместной борьбе против России и Коканда. Однако кыргызы, возглавляемые манапом Ормоном, отвергли его предложение и начали набеги на аулы, подвластные Кенесары. Началась тяжелая война на три фронта — против кокандских войск, кыргызов и русских отрядов.

Отряды Кенесары вошли в 1847 г. в кыргызские земли. Здесь казахские войска столкнулись с огромными трудностями. Незнание местности, враждебное отношение со стороны местного населения, совместные действия кыргызов, кокандцев и русских отрядов предопределили поражение. Последнее сражение Кенесары произошло в горах Кекпы, недалеко от Бишкека. Казахи были окружены кокандскими и киргизскими отрядами. Кенесары попал в плен. Перед казнью он еще раз обратился к кыргызским манапам с предложением прекратить вражду и объединить силы для совместной борьбы с общим врагом, однако и на этот раз манапы отклонили его предложение.

Западно-Сибирский генерал-губернатор Горчаков наградил всех отличившихся в войне кыргызских манапов, а к убийце Кенесары, манапу Калигулу Алибекову, обратился с благодарственном письмом и наградил его серебряной медалью. Головы погибших в боях казахских джигитов были посланы в качестве подарка кокандскому хану.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Тема урока: Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова. 
Цель и задачи: 
образовательная: способствовать в формировании у учащихся представлений о целях, характере, причинах восстания, о личности руководителя Кенесары Касымова; 
развивающая: способствовать в развитии навыков групповой работы, формировании умений анализировать, выделять главное, развитие критического мышления 
воспитательная: воспитание уважение к истории народа, патриотизма; взаимоуважения. 
Тип урока: Комбинированный урок 
Методы: групповая работа, диалогический метод 
Приёмы: «дерево желаний» «понятийное колесо»,фишбоун 
Ход урока 
1.Организационный момент 
Положительные мотивации к уроку. 
Добрый день, ребята! Сегодня у нас очень важный день, мы проводим открытый урок. Я желаю всем успехов. 
Тренинг «Дерево достижений». На доске висит плакат, на котором изображено дерево. 
Обратите внимание на наше дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета)написать на нём своё имя и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Те, кто выбрал зелёный лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии, те, кто выбрал красный – желают общаться, жёлтый – проявят активность. 
Я выбираю листочек красный, зелёный и жёлтый. Я желаю, общаться с вами хочу, проявлять активность и вместе нас ожидает успех. 
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. И, то, каким будет урок, зависит от всех нас. А в конце урока мы увидим, дало ли наше дерево плоды. Всё в наших руках.

Историческая разминка

Внимание вопрос:
1.Какой праздник в Казахстане отмечают 22 сентября ?(День языков)
2. Какой язык в Казахстане является государственным (Казахский)
3. Какой язык в Казахстане называют языком межнационального общения (Русский)
4. Наш президент Н.А. Назарбаев поставил перед нами задачу говорить на 3-х языках, На каких? (Казахский, русский, английский.)
5. Официальный язык международной компьютерной сети? ( Английский)
6. Священная книга у мусульман (Коран)
7. Поэт — импровизатор у казахов?(Акын).
8. Денежная единица в Казахстане? Тенге
9. 30 августа празднуют? День Конституции
10. Основной закон Республики Казахстан? Конституция
Посмотрите на доску и скажите кого вы видите?

-ответы учащихся. 
Тема нашего урока: Национально-освободительное – движение под руководством Кенесары Касымова.(1837-1847гг) 
Что мы должны изучить на нашем уроке? 
Дети ставят цель урока самостоятельно. 
Ребята, по какому плану мы изучаем восстания? 
Ответы: Цели, причины движущие силы, и тд 
3.Изучение темы 
1.Просмотр видео фильм о восстании К.Касымова.

 Вопросы по фильму: 
Что вы узнали нового просмотрев этот фильм. 
Ответы: 
2.Работа в группах 
Сейчас работая с учебником вы более подробно разберёте причины, цели, движущие силы и характер восстания .Я прошу подойти ко мне представителей из каждой группы и выбрать конверт с заданием. 
На работу я вам даю 10 минут. 

1 группа —

— Хронология восстания

— Характер восстания

— Цель восстания

— Движущие силы восстания

-Причины поражения восстания

2 группа –

— лидер восстания

— территория

— причины восстания

— ход восстания

— историческое значение

Пока учащиеся работают в группах, на доске вывешиваю плакат «Фишбоун» 
По истечению времени ,дети отвечают на свой вопрос и прикрепляют ответы на плакате. 
Давайте посмотрим что у нас получилось. Мы разобрали причины, цели, движущие силы и характер восстания, а что мы должны написать на «хвосте» ? 

А ЗНАЕМ ЛИ МЫ ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ ВОССТАНИЕ? Ответы учащихся

Записываем .что восстание было подавленно. 

Вопросы «Верно или не верно» 
1.Восстание Кенесары Касымова длилось 10 лет? 
2.Оснавная цель восстание освобождение от джунгар? 
3.В восстании Кенесары Касымова участвовали казахи трёх жузов? 
4.Верно ли что главная цель восстания сохранение независимости казахских земель? 
5.В восстании принимал участие только казахский народ? 

  1. Восстание Кенесары Касымова охватило территорию Младшего жуза.

  2. Национально- освободительное восстание под руководством Кенесары длилось 10 лет.

  3. Хронологические рамки восстания К. Касымова 1847-1857 гг.?

  4. Кенесары был избран ханом в 1841 г.?

  5. Кенесары Касымов, является внуком хана Абылая.

«Исторический конструктор»

Из данных слов составь предложение

Характер, оно, массовый, 10 лет, Кенесары, имело, восстание, национально- освободительное, продолжалось. (национально-освободительное восстание продолжалось 10 лет, оно имело массовый характер)

Охватило, восстание, все, жуза, казахских, Кенесары, три.

Физминутка

Закончить предложения

1 группа

Главные причины восстания —

Основная цель восстания

Основными движущими силами восстания

В восстании принимали участие также

 2

Соратниками Кенесары и начальниками его отдельных отрядов были известные батыры:-

Среди участников восстания были русские —

Кенесары Касымов —

— «Мозговой штурм»

1. Даты жизни Кенесары Касымулы (1802-1847 гг).

2.Когда по приказу кокандского бека был убит брат Кенесары Саржан? (1836 г.)

3.Какую часть территории Казахстана охватило восстание Кенесары Касымулы? (Весь Казахстан)

4. К народному движению под руководством султана Кенесары примкнул вместе со своим отрядом влиятельный бий Младшего жуза. (Жоламан)

5. Когда отряды Кенесары совершили внезапное нападение и сожгли Акмолинскую крепость? (26 мая 1838 г.)

6. Что послужило причиной приостановления похода войск Кенесары на Ташкент в августе 1841 г.? (Распространение инфекции среди сарбазов)

7. Какие события 1841 г. Способствовали избранию Кенесары Касымулы ханом? (Взятие кокандских крепостей)

8. Продолжи в ночь с 20 на 21 июля 1844 г. в верховьях р. Тобол Кенесары хан наголову разбил отряд (Султана А. Жантореулы)

9. Каким по характеру было организованное в ходе восстания Кенесары государство? (Феодальное)

10.Назовите имя царя, правившего в России в период восстания К.Касымова? (Николай I)

11. В каком году царь Николай I разрешил направить для подавления восстания отряд войскового старшины Лебедева в составе 300 казаков? (1843 г.).

12. Когда Кенесары Касымулы принял решение об отступлении на земли Старшего жуза? (1845 г.)

13. К какому государству за помощью планировал обратиться Кенесары? (Китай)

14. Что изменило характер восстания? (вторжение в Киргизские земли)

15. Внуком какого выдающегося человека был К.Касымов? (хан Абылай)

Тесты

Поднимите руки кто ответил правильно на все 5 вопросов?- оценка 5 
4 верных- оценка 4 
3 верных- оценка 3 
Запишите Д.З 

 Посмотрите на наше дерево. D начале урока мы прикрепили на него цветочки с желаниями .В течении урока вы работали и каждый проявлял себя так как он мог. Возьмите стикеры Яблоки и напишите на них выбрав 3 слова из 12(слайд), которые наиболее точно передают ваше состояние в конце урока и прикрепите возле цветочка со своим именем .Посмотрите наше дерево дало плоды. 
Спасибо за урок!

Причины восстания.

В 20-х годах XIX века часть Старшего жуза и южные области Среднего и Младшего жузов находились под властью кокандских и хивинских правителей. Мирную жизнь казахских аулов Сырдарьинского региона часто нарушали набеги хивинских ханов. В 20–30-х годах XIX века Хивинское ханство, оказывая давление на казахские племена, возвело ряд крепостей в низовьях Сырдарьи. Недовольство казахов Среднего жуза усиливалось также в связи с изъятием земель российской администрацией для создания приказов в новых округах по «Уставу» 1822 года. Борьбу казахов Среднего жуза за свои права в 20-х годах XIX века возглавил один из внуков хана Абылая султан Саржан Касымов. С 1824 года в восстании своего брата Саржана участвовал Кенесары Касымов. Создание по реке Илек (Елек) Новоилецкой военной линии послужило причиной восстания казахских шаруа под руководством известного бия Жоламана Тиленшиулы (Жоламана Тленшиева). Главной целью восстания был возврат отобранных у них земель. Эти движения сыграли определенную роль в назревании крупного народного восстания. Его возглавил внук Абылая и сын султана Касыма Кенесары Касымов (1802–1847 гг.). Его главной целью стало сохранение независимости не вошедших в состав Российской империи казахских земель. Большое влияние на взгляды Кенесары оказал его отец. Сопротивляясь созданию царским правительством окружных приказов, султан Касым с сыновьями Есенгельды, Саржаном и Касымом и вместе с 40 000 семей своих сторонников откочевал от Кокшетауских гор к границам Кокандского ханства. В 1836 году Касым, Саржан и другие были злодейски убиты по приказу ташкентского (кокандского) правителя. Испытывая сильную горечь по случаю гибели своего отца и старших братьев, Кенесары в ходе восстания преследовал также другую важную цель: освободить казахов из-под власти Коканда. Восстание 1837–1847 годов под руководством Кенесары Касымулы охватило территорию всего Казахстана: в нем участвовали казахи всех трех жузов. Участие всех трех жузов придало восстанию национально-освободительный, антиколониальный характер.

Основной движущей силой восстания были казахские шаруа. По сведениям российских судебно-карательных учреждений, в восстании приняли участие более 80-ти султанов, биев и старшин. Верными сподвижниками Кенесары, предводителями отрядов были его младший брат Наурызбай и сестра Бопай. Активным участником восстания под руководством Кенесары Касымулы был дед Амангельды батыр Иман.

Начало восстания.

Требования Кенесары Касымулы, предъявленные царскому правительству, оставались без ответа. В ноябре 1837 года Кенесары оказал открытое сопротивление, совершив нападение на отряд казаков Актауской крепости. 26 мая 1838 года отряды Кенесары внезапно напали и сожгли Акмолинскую крепость. Летом и осенью 1838 года под знаменем Кенесары была объединена основная часть Среднего жуза. С осени этого же года движение распространилось на территории Младшего жуза. Немного позже к нему примкнул бий Младшего жуза Жоламан Тиленшиулы со своими сторонниками. В августе 1841 года Кенесары направился на Ташкент, но распространение болезней среди сарбазов остановило поход. Осада Сузака и взятие нескольких кокандских крепостей вдохновили восставших. Кокандский хан предложил Кенесары заключить мирный союз, от чего Кенесары отказался.

В 1841 году Кенесары Касымов был избран ханом всех трех жузов. Генерал В.А. Обручев, назначенный в 1842 году оренбургским губернатором вместо В.А. Перовского, попытался подавить восстание. Усилил натиск на восставших и сибирский генерал-губернатор П.Д. Горчаков. С Сибирской военной линии в Степь был направлен отряд Сотникова. По разрешению Николая I в июне 1843 года для подавления восстания был направлен отряд войскового старшины Лебедева в составе 300 казаков. В августе того же года в Омске и Каркаралы была сформирована вторая группа численностью 5 000 человек во главе с султаном Ахметом Жантореулы, Байгамамбетом Айшуакулы, полковником Геке и Бизановым. Кровопролитное сражение отрядов Кенесары с царскими войсками в августе 1843 года окончилось безрезультатно. Сражение в ночь с 20 на 21 июля 1844 года завершилось победой Кенесары и разгромом отряда султана Жантореулы. В этом сражении погибли 44 султана, выступившие вместе с группой карателей. За безрезультатность в борьбе с отрядами Кенесары войсковой старшина Лебедев был вызван в Оренбург и предан суду.

Итоги борьбы в 1844 году вдохновили восставших, что вынудило Оренбургскую администрацию начать с восставшими переговоры. Кенесары Касымов не раз направлял царскому правительству письма с мирными предложениями. В декабре 1838 года пять его представителей, отправленные в район Ушбулакского окружного приказа, чтобы вручить письма, адресованные Николаю I и генерал-губернатору Западной Сибири князю В.Д. Горчакову, были подвергнуты наказанию. В конце 1844 года Баймухамбет Жаманшаулы, представитель Оренбургской пограничной комиссии, вручил К. Касымову письмо от Оренбургского губернатора Обручева. В апреле 1845 года к Кенесары прибыло посольство Долгова, позже – поручика генштаба Герна. Царское правительство требовало оставить Казахстан в прежнем положении. Главным условием прощения участников восстания выдвигалось признание Оренбургского края частью Российской империи. Предложения Оренбургской администрации и царского правительства не были приняты восставшими. Переговоры были прерваны.

Решающий этап восстания.

Летом 1845 года царское правительство срочно приказало возвести крепости по течению рек Ыргыз и Торгай, проигнорировав протесты Кенесары по этому поводу. Кенесары провел совещание с участием известных родоправителей, батыров и султанов, где была рассмотрена возможность обращения за помощью к Китаю, а также принято решение отступить из Сары-Арки на юг Казахстана. Решение Кенесары отступить на территорию Старшего жуза было вызвано тем, что он в свое время оказал помощь казахским родам в борьбе за их освобождение из-под власти Кокандского ханства.

Ханство Кенесары.

Государство, организованное Кенесары, было феодальным. Социальной опорой хана была аристократия. Хан рассматривал всю казахскую землю как свою собственность. Ханский Совет, возглавляемый Кенесары, состоял из его близких родственников, биев, батыров и султанов. Вместо суда биев был введен ханский суд. Кенесары, как и его дед Абылай, всегда поддерживал переход казахских шаруа к земледелию. С разрывом хозяйственных связей с русскими крестьянскими поселениями и среднеазиатским рынком возникли трудности в обеспечении хлебом восставших аулов.

В связи с военными действиями был затруднен свободный переход торговых караванов по Степи. Ослабли торговые связи городов с кочевыми казахами. Был нанесен урон торговым связям купцов, направлявшимся из Оренбурга, Петропавловска и Семипалатинска в Среднюю Азию и Восточный Туркестан. Был осуществлен ряд изменений в военном деле. Отряды формировались из числа добровольцев. В отрядах Кенесары была введена жесткая военная дисциплина. В некоторые моменты восстания численность войск Кенесары достигла 20 000 человек. В войсках была введена суровая дисциплина. За предательство полагалась смертная казнь. Вызвало страх у правителей Коканда взятие восставшими в октябре – ноябре 1845 года крепостей Сузак, Жулек и Жана-Корган. Положение Кенесары на последнем этапе восстания затрудняло соглашение между Бухарой и Кокандом о борьбе против восставших.

Войска Кенесары, направлявшиеся к Балхашу и в долину реки Или, были встречены казахами Семиречья неоднозначно. Большинство родов усунов, шапырашты, дулатов, жалаиров поддержали восставших. Сторонники султана Суюка, сына Абылая, признавали власть России. Противниками Кенесары были и имевшие большой авторитет среди населения Семиречья Кунанбай Оскенбайулы и Барак Байулы.

Предводители главных родов Семиречья склонялись на сторону России. На встрече с родоправителями Старшего жуза и представителями Среднего жуза председатель Пограничной комиссии генерал-майор Н.Ф. Вишневский поставил своей целью выработать меры по ослаблению восставших. Батыры Старшего жуза Тайшыбек, Саурык, Сураншы, Байзак, Медеу би поддерживали Кенесары в борьбе против кокандцев. Но влиятельные киргизские манапы не захотели вступать в конфронтацию с Россией и Кокандом, оставив без ответа предложение Кенесары объединить усилия против Кокандского ханства.

В 1847 году Кенесары вторгся в киргизские земли. В результате этого первоначальный антиколониальный характер в восстании изменился. Война казахского хана с киргизами носила братоубийственный характер. Последнее сражение Кенесары состоялось в местечке Майтобе, недалеко от города Токмак. Накануне Кенесары оставили воины султана Рустема и бия Сыпатая, а Наурызбай и многие другие батыры погибли в этом сражении.

Причины поражения и историческое значение восстания.

Причины поражения восстания: 

  1. политическая и внутриродовая разобщенность казахов;
  2. часть султанов и биев, получивших льготы от царского правительства, не были заинтересованы в создании единого феодального государства;
  3. казахские роды, разделенные по жузам, поддерживали восстание в основном в своих пределах;
  4. суровость и жестокость Кенесары к казахским аулам, которые его не поддерживали.

Историческое значение восстания:

  1. восстание 1837–1847 годов, охватившее все три жуза, было самым крупным восстанием против колониального гнета;
  2. восстание выявило зависимость внутренних противоречий в казахском обществе от политики Российской империи, от степени консолидации самого казахского общества.

Кенесары Касымов вошел в историю Казахстана как последний казахский хан.

Период 20-40-х годов XIX в. является одним из судьбоносных в отечественной истории. Именно в это тридцатилетие произошли события, определившие судьбу казахского народа на предстоящие 150 лет. В 20-х годах власть царского правительства прочно закрепилась в Казахстане, а ханская власть к тому времени была ликвидирована «Уставом о сибирских киргизах» 1822 г. в Среднем жузе и реформой 1824 г. («Уставом об оренбургских киргизах») в Младшем жузе. В конце 30-х годов была сделана новая попытка создания Казахского государства под протекторатом России. Казахский на­род, долгие годы стоявший перед альтернативой — быть ли подчиненным царской России, Китаю или среднеазиатским ханствам, избрал первый путь.

Первостепенное значение имеет детальное выяснение причин, побудивших казахский народ ориентироваться на Россию и связать свое будущее с судьбой русского народа, а также методов его борьбы против царской политики присоединения, подчинения и превращения Казахстана в конечном счете в колонию. Реакционная, жесткая колонизаторская политика российского самодержавия, про­тив которого боролись лучшие сыны как русского, так и казахского народов, встретила ожесточен­ный отпор казахских народных масс.

В 30-40-е годы XIX в. происходит одно из наиболее крупных в истории казахского националь­но-освободительного движения восстание под руководством Кенесары Касымова. Оно продолжалось в течение десяти лет, последовательно охватив все три казахских жуза, и вовлекло в борьбу широкие народные массы.

Административно-политические нововведения царского правительства были направлены на присоединение не вошедших в состав России казахских земель. Были ликвидированы основные атри­буты казахской государственности: упразднен институт ханской власти, суд биев заменен общеим­перским российским судом, кроме того, были введены российские военные суды, сбор налогов шел в пользу российских властей, строились города, крепости, укрепленные линии, усиливалась роль рус­ского казачества как колониальной опоры царизма. В социальном отношении права всех сословий были ущемлены введением чиновничьих должностей, что полностью изменило структуру правления в казахском обществе. Все эти мероприятия коренным образом изменили всю жизнь казахского тра­диционного общества и привели к росту недовольства реформами царской администрации.

Непосредственным поводом для выступления Касымовых стало образование Каркаралинского и Кокшетауского округов. Это был стратегический ход царского правительства, целью которого были разъединение Среднего и Старшего жузов и захват их территорий. Главным последствием данных преобразований явилось сокращение кочевий казахов, нарушение традиционных кочевых маршрутов, что приводило к потере самостоятельности казахских жузов.

Росло недовольство казахского населения, которое сгруппировалось вокруг потомков Аблай-хана. Во главе недовольных встал султан Саржан Касымов и выступил против политики колонизации казахских земель. Отряды Саржана нападали на царские крепости и укрепления. Для подавления вспыхнувшего восстания царским правительством были посланы карательные отряды. Повстанцам пришлось отступить в южные районы Среднего жуза. Отсюда Саржан с родственниками вынужден был перекочевать в пределы Кокандского ханства, где в 1836 г. он был убит ташкентским бегляр-беком.

Кенесары и его аулы остановились на своих старых кочевьях в горах Улытау, Кшитау, под Джи-ланчиг, и Киынды — на реке Тургай. Здесь кочевали казахи рода кыпшак. До откочевки в Коканд-ское ханство султан Касым был предводителем этого рода.

После смерти Саржана Кенесары Касымов возглавил восстание, часть участников которого были связаны с событиями предшествующих народных движений под предводительством Исатая Тайма-нова, Жоламана Тленчиева, и оно стало мощным взрывом после всех выступлений, имевших локаль­ный характер. Принципы и идеи борьбы, провозглашенной Кенесары, были понятны людям различ­ных сословий — они носили объединительные, социальные начала. В письмах и обещаниях, исхо­дивших лично от Кенесары, наличествовали идеи о том, что крестьянам будут даны пастбищные на­делы, будет прекращено взимание налогов со стороны царского правительства. Кенесары требовал не возводить среди степей новых укреплений, призывал уничтожать возведенные, остановить продви­жение царских войск по казахской земле.

Из слов участников движения явствует, что в отряды Кенесары люди шли в надежде на лучшую жизнь. Многих привлекали требования Кенесары о возвращении казахских земель, уничтожении воз­веденных укреплений. Выступая против кокандцев, Кенесары также выдвигал земельный вопрос. Все это находило отклик в различных слоях казахского населения, прежде всего, конечно, у бесправных и неимущих — байгушей, жатаков, егиншей.

В ноябре 1837 г. Кенесары со своим отрядом совершил нападение на отряд казаков Актауского укрепления, которые сопровождали караван из Петропавловска на юг. Против Кенесары был послан военный отряд, который разорил аул Кенесары и соседние аулы. В том же году сторонники Кенесары призвали народ к откочевке из административных единиц, созданных по приказу царского прави­тельства. Это нашло отклик. Многочисленные казахские роды присоединились к Кенесары.

Когда Кенесары с приверженцами напал на Акмолинский приказ в 1838 г., это послужило сигна­лом для развития восстания. За короткий промежуток времени к восставшим присоединились около 5000 человек, в основном казахи из средней части Оренбургского ведомства, т.е. из Младшего жуза. Ближайшими помощниками Кенесары стали бывшие туленгуты его отца и деда. В состав вооружен­ных отрядов вошли главным образом аргыны и часть кыпчаков.

Отряды Кенесары нашли поддержку и в восточной части Младшего жуза. Казахи родов шоме-кей, тама, табын, торткара выступили против ущемления их прав, что было вызвано постройкой Но-во-Илецкой и Новой линий. Здесь Кенесары сошелся с Жоламаном Тленчиевым, затем с бием Сред­него жуза Шегеном Мусиным.

К декабрю 1838 г. отряды Кенесары контролировали все торговые пути из Сибири, Урала в Среднюю и Центральную Азию. Те казахские аулы, которые не поддерживали повстанцев, подверга­лись барымте. Большое значение сыграло присоединение к Кенесары отрядов батыра Жоламана Тленчиева. Призыв Кенесары к откочевкам поддержали и многие казахи Сибирского ведомства.

К весне 1839 г. влияние Кенесары Касымова возросло настолько, что под его контроль попали все торговые пути от Троицка и Сибирской линии до Ташкента. Это давало возможность взимать пошлины, что послужило поводом для генерал-губернатора В.А.Перовского весной 1839 г. преду­предить Кенесары и послать против султана отряд под командой войскового старшины Лебедева, ко­торый разгромил аулы дяди Кенесары — султана Абдуллы Аблаева. Но продвинуться дальше в степь Лебедев не смог. В это время Кенесары появился вместе с джигитами Жоламана и разгромил аулы казахов, не желавших присоединяться к нему. Особенно пострадали кыпчаки. С Сибирской линии был послан отряд под командованием полковника Горского, разгромивший часть аулов Кенесары. В июне того же года нападение повторилось. Кенесары вынужден был перекочевать в Каракумы. Но там не хватало пастбищ, шел падеж скота. Зимой 1839-1840 годов большое количество аулов ушло от Кенесары. Наметился временный краткосрочный спад восстания. От Кенесары потребовалась бо­лее четкая программа действий.

Под напором карательных отрядов летом 1840 г. Кенесары и его отец Касым вынуждены были откочевать с аулами в пределы Кокандского ханства. Здесь отец Кенесары Касым был убит коканд-цами. Сам Кенесары откочевал в Кызылкумы, где кочевали роды шекты и торткара. К этому времени вопрос о национально-освободительной борьбе отошел на второй план. Кенесары задумал отомстить Кокандскому хану за гибель близких, это подтолкнуло его на переговоры с царским правительством о примирении. Обеспечив тыл со стороны русской границы, Кенесары начал борьбу с Кокандом. В октябре 1841 г. отряд Кенесары осадил Сузак, но взять его не смог. Затем Кенесары вступил в союз с Бухарой против Коканда. К началу 1842 г. Кенесары кочевал по Сарысу и был совершенно недосяга­ем для Оренбургской администрации.

Восстание Кенесары Касымова поддерживалось народными массами. Это объясняется сочувст­вием народа идее Кенесары, который стремился объединить силы трех жузов и образовать единое государство, а отношения с Россией строить на основе протектората, при котором сохраняется терри­ториальная целостность и государственная самостоятельность Казахстана. Однако царское прави­тельство и местная военная администрация делали все для того, чтобы «обескровить» движение Ке-несары, силой оружия поставить на колени и добиться признания того, что казахские земли — неотъ­емлемая собственность Российской империи. С этим не могли согласиться ни казахский народ, ни Кенесары Касымов.

Тактика борьбы Кенесары состояла из внезапной атаки и быстрого отступления, потому что его плохо вооруженные и не обученные военному искусству отряды не могли решиться на серьезное столкновение с царскими войсками. Несмотря на это военным силам царского правительства при­шлось вести против Кенесары и его сторонников длительную борьбу, поскольку их дружины в усло­виях степных просторов были почти неуловимы.

Своим героизмом, преданностью делу борьбы за свободу своего народа Кенесары заслужил то, что в 1841 г. был избран ханом. Но он не стремился им быть и впоследствии подписывал все доку­менты скромно — «султан Кенесары». Среди соратников Кенесары были батыры из различных жузов и родов: Агыбай из рода шубыртпалы, Жанайдар из рода суюндук, Иман Дулатов, дед Амангельды, из кипчаков, Жоламан Тленчиев, Бухарбай из рода табын, Бугубай и Саурык из рода дулат, Ангай из рода атыгай, Босыгара из рода кипчаков. Помощницей в восстании была сестра Кенесары Бопай. Именно она убеждала своего мужа Семеке и его сородичей принять участие в восстании. Когда они отказались, Бопай покинула мужа и вместе с сыном ушла к Кенесары, возглавив один из отрядов вос­ставших.

Наивысший подъем борьбы под предводительством Кенесары Касымова приходится на 1841­1845 годы, когда Кенесары был провозглашен ханом. Программные положения его после многолет­ней борьбы стали конкретнее. Кенесары и его ставка в этот период логично и стройно проводили внутреннюю, финансовую, военную политику. Взвешенность и реальность характеризовали отноше­ние к России и Среднеазиатским ханствам. Кенесары по-прежнему отвергал предложения России и Хивинского ханства о подданстве.

Сибирский генерал-губернатор П.Д.Горчаков настаивал на политике карательных отрядов, тем более, что отряды Кенесары вновь появились между реками Илеком и Уралом. Новый оренбургский губернатор В. А.Обручев обратился к Кенесары с требованием прикочевать к линии, угрожая в про­тивном случае объявить его мятежником. Однако Кенесары не выполнил приказа и запретил казахам платить России кибиточный сбор. Тогда П.Д.Горчаков и В.А.Обручев договорились о посылке в степь отряда, который мог бы действовать в пределах Западно-Сибирской и Оренбургской губерний.

В июле 1843 г. к озеру Акколь выступил карательный отряд под командой войскового старшины Лебедева. Дойдя до реки Иргиз, Лебедев встретил отряды Кенесары и потребовал, чтобы тот прико­чевал к линии, как ему было приказано. Место для кочевок аулов Кенесары отвели на южных скло­нах Мугоджарских гор.

Кенесары со своим отрядом появился в районах, смежных с линией, и разгромил аулы рода ти-леу, которые были сторонниками царского правительства. Для подавления отрядов Кенесары из Оренбурга были посланы крупные вооруженные силы под командой полковника Бизанова. К ним присоединились отряды султанов — правителей Средней и Западной части Младшего жуза. В начале сентября 1843 г. произошло несколько стычек, после чего, из-за полного истощения, отряд Бизанова вынужден был вернуться на линию. Между тем Кенесары господствовал в степи, его влияние распро­странилось на районы рек Тургай и Сырдарья.

Не добившись сколько-нибудь значительных успехов в борьбе против Кенесары в течение семи лет, царская администрация временно пошла на примирение с ним. С этой целью к нему в ставку бы­ли направлены сначала посольство Долгова, а несколько позже — офицер генерального штаба Герн с группой послов. Они обещали привлечь Кенесары на административную службу, выделить для зим­ней и летней кочевки урочище Кара-Куга и так далее. Однако Кенесары не захотел принять ни Дол­гова, ни Герна, ни их условий. Мятежный султан отказался принести присягу на верность царскому правительству. Тогда каратели начали решительную атаку Кенесары. По предписанию Николая I, в 1845 г. в степь были направлены новые отряды для борьбы против Кенесары и создания укреплений на Иргизе и Тургае.

Правительство стремилось вытеснить Кенесары из Оренбургского края, построив несколько укреплений в районе Аральско-Сырдарьинского бассейна. Зажатый с двух сторон, Кенесары вынуж­ден был оставить Сары-Арку и перенести центр восстания в Старший жуз. Сибирские же власти, предупреждая прибытие отрядов Кенесары в этот регион, под видом проведения переписи населения и скота направили в Жетысу значительные силы с артиллерией под командой председателя Сибир­ского пограничного правления генерала Вишневского. Под давлением превосходящих сил противни­ка Кенесары перешел на правый берег реки Или и оттуда перекочевал в предгорья Алатау, создав уг­розу алатауским киргизам.

С постройкой военных укреплений царские войска оказались в центре кочевий Кенесары Касы-мова. Больше оставаться на Тургае стало невозможно из-за близкого соседства русских укреплений, пришлось откочевать в район рек Сарысу и Чу. Здесь он хотел объединить казахов Старшего жуза и население Киргизии для борьбы с Кокандом. Но его намерение не получило поддержки среди кирги­зов. После поражения, нанесенного ему киргизами весной 1846 г., он ушел в Каратау, а в сентябре того же года занял труднодоступный полуостров Камал в устье реки Или. Здесь Кенесары вновь сде­лал попытку привлечь киргизов на свою сторону для ведения совместной борьбы против кокандцев и приближающихся со стороны Капала отрядов Абакумова. Переговоры Кенесары с киргизами оста­лись безуспешными. Более того, они начали подстрекать своих сородичей к нападению на казахские аулы. Внезапно напав на отряд известного батыра Старшего жуза Саурыка во время пребывания его на отдыхе, киргизы перебили его джигитов и угнали более семисот лошадей. Сам Саурык во время погони попал в засаду и был убит. Это послужило поводом для начала новых столкновений.

В 1847 г. Кенесары вторгся в пределы Киргизии с основной целью — вести борьбу с Кокандом, врагом казахского и киргизского народов, а также с киргизскими манапами, являвшимися верными союзниками кокандских беков. Но при этом он допустил большую ошибку, заключавшуюся в том, что в Киргизии Кенесары применил типично феодальные методы борьбы. Его репрессии обрушились не столько на манапов, сколько на киргизский народ. Правда, жестокость проявлялась обеими сторо­нами. Киргизские манапы, подкупленные царскими генералами, в своих письмах к властям хвалились тем, что умертвили «бесчисленное количество приверженцев Кенесары». В Киргизии Кенесары при­шлось иметь дело не с феодальными дружинами манапов, а с сопротивлением значительной части народа, что погубило его.

Последнее сражение Кенесары с киргизами происходило в горах Кеклы, недалеко от Бишкека. Исход сражения заранее был предрешен в пользу манапов, так как Кенесары, по существу, был окру­жен с трех сторон, а пробиться через болотистую реку Карасу было делом опасным и рискованным. В итоге попытка вырваться из окружения окончилась неудачно. Наурызбай (брат Кенесары) вместе со своим отрядом погиб в неравной борьбе, а Кенесары был захвачен в плен.

Перед казнью, при огромном стечении людей, Кенесары запел песню. В ней он вспомнил весь суровый путь борьбы во имя свободы и независимости своей страны, привольную степь Сары-Арки и своих соратников, павших на поле брани. Голова казненного Кенесары была доставлена в Омск, от­туда — в Петербург. За этот «подвиг» Калигула Алибеков и ему подобные, по их же свидетельствам, были удостоены наград царя и Российской империи.

Внук хана Аблая, сын султана Касыма, Кенесары родился в 1802 г. в семье, почти столетие иг­равшей руководящую роль в политической жизни Среднего жуза. Активная политическая деятель­ность, по свидетельству Е.Б.Бекмаханова, была традицией семьи, начиная с деда и кончая братьями и сестрами Кенесары. Образ деда, прославленный в песнях и легендах, был любим Кенесары. Он гор­дился Аблаем и подчеркивал, что является продолжателем его дел и законным наследником его прав.

Кенесары открыто и прямо заявлял, что «будет ходить путем деда своего» и что он борется за «при­надлежавшие его деду Аблаю земли». В своих воззваниях он напоминал, что при Аблае «казахи жили свободно и мирно». У Кенесары Касымова была четкая позиция — стать ханом независимых казахов и хозяином казахской земли, а не вассалом Российской империи. Кенесары предпочитал жить дружно и на равных правах с русским народом.

Жесткая колониальная политика царизма вызвала гневный протест Кенесары. Уже в 20-30-х го­дах царская Россия, наступая на казахские степи с двух сторон, — со стороны Сибири и Оренбурга, захватила значительную часть лучших казахских земель и вплотную придвинулась к центральным районам Казахстана. Кенесары в отчаянии писал царским властям: «Теперь, с каждым днем захваты­вая наши земли, на них закладывают укрепления и этим доводят население до отчаяния. Это не толь­ко для нашей будущности, но и для сегодняшнего существования опасно». Это и другие письма оста­вались без ответа, и, наконец, в 1845 г. наступил финал переписки. «Все киргизы Оренбургского ве­домства, кочующие на землях Киргиз-Кайсацкой степи, составляют неотъемлемую собственность Российской Империи», — говорится в высочайшем царском повелении. Далее в письме царского пра­вительства следовали еще несколько не менее унизительных для казахского народа пунктов. Ханская власть высочайшим постановлением отменялась. Степные правители теперь назначались царем, а не путем традиционного избрания.

Из вышесказанного ясно, что именно в 20-40-е годы прошлого века явилось причиной одного из наиболее крупных в истории казахского освободительного движения восстания под руководством Кенесары Касымова, в котором так или иначе участвовали все основные казахские роды, хотя всту­пали они в него не одновременно.

Казахстан оказался в центре сложного узла внешних и внутренних политических проблем. С од­ной стороны, агрессия среднеазиатских ханов Хивы, Бухары и Коканда создавала угрозу порабоще­ния, с другой — такая же угроза исходила от царской России. Казахский народ, испытывавший двой­ной гнет, пошел за Кенесары, ожидая, что его победа облегчит ставшие невыносимыми условия жиз­ни. Документы и современники мятежного султана свидетельствуют, что с первых же дней восстания к Кенесары присоединились представители различных национальностей, жившие поблизости. Вместе с казахами на борьбу с общим врагом — царизмом — поднимались скрывавшиеся в казахских степях от преследования властей русские, каракалпаки, киргизы, башкиры, татары, узбеки, туркмены. Кене-сары с распростертыми объятьями встречал всех бежавших к нему представителей других народов, предлагая им, в соответствии с их знаниями и опытом, хорошие посты.

Отметим, что к Кенесары с уважением и сочувствием относился подполковник Российского ге­нерального штаба и оренбургский военный губернатор В. Перовский. Среди множества положитель­ных отзывов можно выделить следующие два. Штабс-капитан Фомаков в 1844 г. говорил: «Умный, отважный потомок Аблая, хан Средней орды, успел все покушения сибирских отрядов против себя сделать тщетными, так как приобрел в этих странах некоторую славу как предводитель. К нему сле­тались роями все разбойники, скитавшиеся в сих местах…». Историк И. Я. Коншин в 1903 г. писал: «Это был выдающийся во всех отношениях человек, далеко стоявший выше таких вождей, волно­вавшихся за киргиз, как Худайнеды Газин, Сиванкул Ханжожин и другие. Все они не были способны выйти из узкой сферы родовых киргизских отношений, и только в лице Кенесары Касымова мы встречаем в истинном смысле народного киргизского героя, мечтавшего о политическом единстве всех киргиз без различия племен и даже орд». Этим русские офицеры признавали право последнего казахского хана на требования, выдвигаемые им царской администрации.

Крупным политическим просчетом Кенесары было то, что он во время борьбы с султанами и бия-ми нападал на аулы мирных родов. Трижды подверг жестокому разгрому аулы рода жаппас за отказ примкнуть к восстанию. К сожалению, в отличие от деда, он, скорее, был полководцем, чем политиком. Эмоции часто брали в нем верх над разумом. Вместо того, чтобы обрушиться на феодально-родовую верхушку, а народ привлечь на свою сторону, он без разбора громил тех и других, тем самым увеличи­вая число врагов восставших. Царское правительство воспользовалось этой его ошибкой. Оно стравли­вало казахов между собой, а на Кенесары наклеило ярлык деспота, тирана, разбойника, врага казахско­го народа. Между тем историческая справедливость требует признать за Кенесары Касымовым право быть человеком своего времени. Будучи государственным деятелем, он не мог преследовать интересы однодневной значимости. Хан Кене думал о будущем своего народа и государства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кофеварка саеко лирика инструкция по применению
  • Как создать группу в скайпе на компьютере пошаговая инструкция
  • Лазерный уровень elitech лн 5 инструкция
  • Лазерный уровень elitech лн 5 инструкция
  • Руководство по снятию переднего бампера