К научным методам руководства относят

2.1. Понятие научного метода в менеджменте

Сущность
научного метода можно представить
очень просто: это такая процедура
получения научного знания, с помощью
которой его можно воспроизвести,
проверить и передать другим [3]. В
философии науки научный метод
трактуется как совокупность некоторых
предписаний деятельности,
организованная в систему. Такие
предписания, входящие и состав того или
иного метода, могут иметь различный
уровень обязательности
и определенности: например, они могут
довольно жестко
определять структуру деятельности, а
могут функционировать на
основе только общих регулятивных
принципов. В последнем случае они лишь
направляют деятельность, оставляя
достаточно пространства
для вариаций и не сводя ее к детализированному
виду [44]. Также
научный метод часто характеризуют как
форму теоретического и практического
освоения действительности, исходящего
из закономерностей поведения изучаемого
объекта,
или
иногда формулируют: «Научный метод

это теория в действии» [44].
Таким
образом, метод «дисциплинирует» поиск
истины, он экономит время и позволяет
двигаться к поставленной цели кратчайшим
путем. Методы научного познания можно
сравнить с компасом, который указывает
дорогу ученому. Ф. Бэкон сравнивал
научный метод с факелом, который освещает
ученому путь познания мира.

Научный
метод –
это сложная система, которая включает
принципы,
теории, законы, а также основанные на
них исследовательские подходы,
алгоритмы, процедуры, которые в
совокупности могут быть классифицированы
по различным основаниям. Ппо
степени общности и по широте применения
научный
метод подразделяется на три большие
группы методов
базовые
методы научного познания, а также
специфические и частные методы.

По
этому же признаку базовые
методы научного познания

делятся на три группы:

1.
философские методы;

2.
общелогические методы;

3.
общенаучные методы.

На
основе базовых методов научного познания
разрабатываются специфические и частные
методы, присущие конкретным наукам.
Специфические методы
в менеджменте основываются на специфике
управления и учитывают его особенности.
Но специфические методы могут применяться
не только в данной научной области, но
и в некоторых других, как правило,
смежных. Частнонаучные методы естьметоды,
используемые только для данной области
исследований (как правило, очень узкие).
Применительно к менеджменту частнонаучные
методы – это методы, разработанные и
используемые только для целей управления
социально-экономическими системами и
процессами. Например, метод ССВУ
(SWOT)-анализа
или матричный метод Бостонской
консультативной группы.

Философские
методы отличаются всеобщим характером
применения. Их используют для анализа
всех природных и социальных явлений,
процессов, систем, закономерностей, с
которыми сталкивается человек в ходе
формирования знания.

К
философским методам традиционно относят:

1)
диалектический;

2)
метафизический метод.

Эти
методы основываются на разных парадигмах
и по-разному трактуют проблему взаимосвязей
явлений и событий в мире, а также
по-разному понимают проблему развития.

Метафизика
рассматривает вещи, отвлекаясь от их
связи с другими вещами. Она игнорирует
развитие познаваемого предмета или
сводит его к простым количественным
изменениям предмета. Диалектика,
напротив, призывает познавать вещи и
явления в их взаимосвязи и
взаимообусловленности. Она полагает,
что понять предмет можно, лишь учитывая
законы развития этого предмета, из
которых основополагающий – закон
единства
и борьбы противоположностей, а
основополагающий принцип – принцип
всеобщих связей явлений.

Общелогические
методы

общие для эмпирического, теоретического
ифилософского познания, а также для
других видов познавательной деятельности.
Это:

1)
анализ и синтез;

3)
обобщение, абстрагирование и классификация;

4)
идеализация, моделирование и метод
изучения объекта в контексте его истории
(исторический метод);

5)
логический
метод и метод поиска аналогий;

6)
индукция и дедукция.

Философские
и общелогические методы образуют группу
всеобщих
научных методов
[3].
Особенность методов данной группы в
том, что они, подчиняясь
закону сохранения симметрии,
являются парными. На
рис. 3 ниже приведены наиболее общие
пары всеобщих методов научного познания.
Парность проявляется в том, что методы
в парах взаимодополняют друг друга,
позволяя охватить целостность в процессе
исследования.

Рис.
3. Взаимосвязь всеобщих научных методов
[3].

Охарактеризуем
кратко сущность основных всеобщих
научных методов (табл. 3).

Таблица
3

Всеобщие
научные методы познания

Парность
всеобщих научных методов познания

Метафизика
как метод познания противоположен
диалектике, исходит из количественного
понимания развития, отрицает саморазвитие
[4]. Метафизика распадается на учение
о самом сущем (онтология), сущности
мира (космология), о человеке (философская
антропология, экзистенциализм) и о
существовании и сущности Бога
(теология). Метафизика распадается
на учение о самом сущем (онтология),
сущности мира (космология), о человеке
(философская антропология, экзистенциализм)
и о существовании и сущности Бога
(теология)

Диалектика
как метод познания представляет собой
форму и способ рефлексивного
теоретического мышления, имеющего
своим предметом противоречие мыслимого
содержания этого мышления [26].

По
В. Соловьеву, Д. — такое мышление,
которое из общего принципа в форме
понятия выводит его конкретное
содержание; акт диалектического
мышления заключается в переведении
потенциального содержания в актуальность.
В обычной речи под Д. понимают умение
логически доказать свою мысль, а также
искусство оспаривать истину остроумными
софизмами [10]

Анализ
метод познания, содержанием которого
является совокупность приемов и
закономерностей расчленения предмета
исследования на составные части.

Синтез

метод
познания, содержанием которого является
совокупность приемов и закономерностей
соединения отдельных частей предмета
в единое целое.

Индукция
– метод мышления на основе перехода
от частного положения к общему.

Объективным
основанием индуктивного умозаключения
служит всеобщая связь явлений в
природе. Различают полную индукцию
— метод доказательства, при котором
утверждение доказывается для конечного
числа частных случаев, исчерпывающих
все возможности, и неполную индукцию
— наблюдения за отдельными частными
случаями наводят на гипотезу, которая,
конечно, нуждается в доказательстве
[6]

Дедукция

метод мышления, при котором частное
положение логическим путем выводится
из общего, вывод по правилам логики;
цепь умозаключений (рассуждений),
звенья которой (высказывания) связаны
отношением логического следования.

Началом
(посылками) дедукции являются аксиомы,
постулаты или просто гипотезы, имеющие
характер общих утверждений («общее»),
а концом — следствия из посылок,
теоремы («частное»). Если посылки
дедукции истинны, то истинны и ее
следствия. Дедукция — основное
средство доказательства [6].
Дедуктивное умозаключение –
вывод о некотором элементе множества
делается на основании знания общих
свойств всего множества

Обобщение

как всеобщий научный метод – это
логический процесс перехода от
единичного к общему, от менее общего
к более общему знанию, а также результат
этого процесса: обобщенное понятие,
суждение, закон науки, теория. Получение
обобщенного научного знания приводит
к усилению парадигмы целостности (т.
е. всестороннего взгляда на мир) путем
развития комплексных исследований
внутри конкретного направления науки,
и также междисциплинарных исследований
[34]. Выделяют две разновидности процесса
обобщения: локальное и глобальное с
определением свойств каждого из них.

При
обобщении некоторой
группы явлений находится новое, более
широкое по объему понятие,
отражающее общность свойств этих
явлений на уровне нового знания
о них.

Абстрагирование
характеризуют как процесс мысленного
выделения какого-либо предмета в
отвлечении от его связей с другими
предметами, какого-либо свойства
предмета в отвлечении от других его
свойств, какого-либо отношения предметов
в отвлечении от самих предметов.
Результаты абстрагирования – это
образы реальности, которые обозначают
обычно термином «абстракция».
Отвлечением упрощают, а пополнением
усложняют образ реальности, причём
основой обоих актов могут быть весьма
общие принципы и даже теории [48].
Абстрагирование составляет необходимое
условие возникновения и развития
любой науки и человеческого мышления
вообще

Классификация

это разделение явлений, а следовательно,
и понятий, характеризующих их, на
определенные классы,
позволяющие увидеть специфику явлений,
их разнообразие, свойства,
связи и зависимости, общее и специфическое
и посредством этого вникнуть
в их сущность [16].

«Классификация»
(от лат. classis
– разряд, группа и facere
– делать) – дословно означает деление
множества, распределение составляющих
его элементов по классам. С.С. Розова
предлагает выделить в понятии
классификации три основных значения.
Это, во-первых, классификация как
процесс построения теоретической
модели членения определенного
множества, выраженного в виде понятия,
на составляющие его подмножества,
которые логически фиксируются в виде
классов, подклассов, то т.е. единиц
классификации различного уровня
общности, во-вторых, сама эта теоретическая
модель, представляющая собой
иерархическую структуру единиц
классификации, и, в-третьих, процесс
операционализации и применения
подобной модели в ходе сопоставления
ее с материалом классификации, т.е.
есть конкретными объектами или
множествами, которые «распределяются»
по ячейкам классификационной структуры
(соотносятся с иерархически упорядоченными
в этой структуре классами) [25]

Логический
метод –
это
метод
воспроизведения в мышлении сложного
развивающегося (развивавшегося в
прошлом) объекта (органического целого,
системы) в форме исторической теории.
Наряду с историческим методом,
воспроизводящим тот же объект в виде
истории системы, Л. м. представляет
собой форму осуществления диалектического
метода в практике исследования развития
объекта. Непосредственно предмет
исследования, на который направлен
логический метод – структурные формы
(элементы, связи, зависимости и т. д.)
системы, относящиеся чаще всего к
какому-либо одному ее состоянию [49].

Логически
воспроизведенная история изучаемого
объекта –
это действительная история, но
обобщенная, освобожденная от всего
случайного, наносного, несущественного

Метод
поиска аналогий –
поиск

сходства объектов (явлений, процессов)
в каких-либо свойствах. Назначение
метода
поиск решений в различных областях
человеческой деятельности. Областью
систематического применения аналогии
является теория подобия, широко
используемая в моделировании.
Использование аналогий — один из самых
универсальных эврестических приемов,
мобилизующих интеллектуальные ресурсы
для поиска новых идей и решения
творческих задач.

Цель
метода –
максимально растормозить мышление,
уменьшить влияние психологической
инерции, найти оригинальное решение
задачи. Аналогии не дают ответа на
вопрос о правильности предположения,
но наводят на мысль о том или ином
положении [20]

Исторический
метод
направлен
на исследование истории изучаемого
объекта в контексте всей его
многогранности, с учетом мельчайших
деталей и случайностей.
(Сравнительно-исторический метод как
развитие исторического предполагает
путём сравнения выявление общего и
особенного в исторических явлениях,
что достигается познанием различных
исторических ступеней развития
одного и того же явления или двух
разных сосуществующих явлений [4]

Моделирование

метод исследования объектов познания
на их моделях; построение и изучение
моделей реально существующих предметов
и явлений (органических и неорганических
систем, инженерных устройств,
разнообразных процессов — физических,
химических, биологических, социальных)
и конструируемых объектов для
определения либо улучшения их
характеристик, рационализации способов
их построения, управления ими и т. п.
[48]. Модели
предметы, явления, процессы, которые
замещают объект познания (оригинал)
и служат источником информации о нем.
Различают два вида моделирования:
материальное (предметное); идеальное
(мысленное).

Идеализация

мыслительная операция, связанная с
образованием идеализированных
объектов, которые не существуют в
действительности (точка, идеальный
газ, абсолютно черное тело, добро,
справедливость, честь и т. д.), близок
к моделированию

Общенаучные
методы включают:

1)
методы эмпирического познания;

2)
Методы теоретического познания.

Методы
эмпирического познания

реализуются в процессе научного опыта,
где главная роль принадлежит чувствам.
Эмпирическое знание – первичное научное
знание, которое получается при контакте
с изучаемым объектом. Эмпирия (лат.) –
опыт. К методам эмпирического познания
относятся:

  1. наблюдение
    — целенаправленное изучение предмета
    на основе работы органов чувств без
    вмешательства в изучаемое явление;

  2. эксперимент
    — целенаправленное изучение предмета
    в специально созданных, искусственных
    и контролируемых условиях. Здесь предмет
    воспроизводится искусственно;

  3. сравнение

    общее
    название методов измерений, в которых
    измеряемую величину сравнивают с
    величиной, воспроизводимой мерой [4];

  4. описание
    — фиксирование результатов опыта,
    наблюдения или эксперимента с помощью
    специальных систем обозначения. Описание
    осуществляется с помощью схем, таблиц,
    диаграмм и т. д.;

  5. измерение
    — выполнение познавательных действий
    с целью нахождения количественного,
    числового измерения величины.

Методы
теоретического познания

предполагают ведущую роль мышления в
процессе научной деятельности.

К
методам теоретического познания, в
частности, относятся:

1)
формализация
— отображение научного знания с помощью
знаков и символов, т.е. есть с помощью
формализованного языка. При формализации
рассуждения о предметах заменяются
операциями со знаками, что наглядно
проявляется в математике или символической
логике. Однако не все науки можно уложить
в русло формализации. К примеру, философия
или культурология не поддаются
формализации. данный метод плодотворен,
прежде всего, для естественных и
технических наук;

2)
аксиоматический
метод

—выведение знания из некоторых исходных
положений — аксиом. Аксиомы — это
положения, которые очевидны и не требуют
доказательств.

К
специфическим методам менеджмента
относятся те методы, которые порождаются
спецификой управления социально-экономическими
системами и процессами. Специфические
методы на практике всегда дополняются
частнонаучными
методами.

Весьма
полезной, с точки зрения практического
использования, представляется
классификация специфических и
частнонаучных методов по
способу и источнику получения информации
об исследуемых объектах,
предложенная В.М. Мишиным (табл. 4).

Таблица
4

Классификацияспецифических и частнонаучных
методов исследования систем управления
по способу и источнику получения
информации об исследуемых

объектах[27]

На
основе данных теоретического
происхождения

На
основе логико-интуитивных данных

На
основе эмпирических данных

На
основе комплексно-комбинированных
данных

1

2

3

4

1.
Методы формализации:


методы
математического анализа объектов
(процессов и систем)

(интегрального,
дифференциального и вариационного
исчислений, теория вероятностей,
теория игр, поиск максимумов и минимумов
функций);

– статистический
анализ социально-экономических
процессов и систем (математическая
статистика, исследования операций и
массового обслуживания, теории
информации);

– графические
методы анализа социально-экономических
процессов и систем (теории графов,
номограмм, диаграмм, гистограмм
графиков);

– аксиоматизация;

– идеализация;

2. восхождение
от абстрактного к конкретному;

3.
моделирование
(статистическое имитационное
моделирование, моделирование операций
по схемам случайных процессов и
статистических испытаний – метод
Монте-Карло и др.)

4.
другие

1.Экспертные:

«мозговой»
штурм (прямая «мозговая» атака, обмен
мнениями, комиссия, деловая игра,
конференция идей, коллективная
генерация идей, творческие совещания,
коллективный блокнот)

2.
метод синектики;

3.
сценарий;

4.
дельфи;

5.
постановка проблем

6.доказательства;

7.
конструирование гипотез;

8.
классификация и типология;

9.
научное обсуждение и научная полемика;

10.
структуризация («дерево» целей и
т.п.);

11.
морфологический анализ;

12.
анализ проблем;

13.
аналогий;

14.
тестирование;

15.
главных компонент;

16.
ССВУ-метод;

17.
матричный;

18.
органолептический;

19.
последовательная подстановка;

20.
другие

1.
Наблюдение (активное наблюдение,
моментное наблюдение, фотография
рабочего дня, самообследование);

2.
сравнение;

3.
измерение (социологическое техническое,
экономическое);

4.
нормативный;

5.эксперимент;

6.
мысленный эксперимент;

7.
опросы (анкетирование, интервьюирование,
опрос-беседы);

8.
изучение документации и информационных
материалов;

9.
другие

1.Абстрагирование;

2.анализ
и синтез;

3.
дедукция и индукция;

4.декомпозиция
и композиция;

5.корреляционный;

6.факторный;

7.динамический

8.ретроспективный;

9.квалиметрический;

10.индексный
ФСА;

11.системный
анализ;

12.параметрический;

13.аналитико-расчетный;

14.анализ
взаимного влияния (совокупность
корреляционного, регрессионного,
балансового, и др.);

15.факторный
анализ;

16.социологический;

17.
прогностический анализ;

18.
диагностический анализ;

19.
экономический анализ;

20.
экспертно-аналитический;

21.
гипотетико-дедуктивный

22.
блочный;

23.
другие

Объектом
управления в менеджменте выступают
системы и процессы управления
социально-экономическими системами
различного рода. Для целей управления
широко применяется системный
анализ, который образуется
совокупностью методов и средств
исследования сложных, многоуровневых
и многокомпонентных систем, объектов,
процессов и опирается на комплексный
подход, учет взаимосвязей и взаимодействий
между элементами системы. Перечисленные
специфические и частнонаучные
методы
менеджмента, выступают инструментарием
системного анализа

и должны изучаться во взаимосвязи и
взаимодействии.

Вопросы
и задачи для самоконтроля

1)
В чем сущность научного метода с точки
зрения философии науки?

2)
На какие основные группы делятся базовые
научные методы
по
степени общности и по широте применения?

3)
В чем суть философских методов науки?

4)
Охарактеризуйте группу общелогических
методов познавательной деятельности.

5)
Охарактеризуйте индукцию и дедукцию
как всеобщие
научные методы познания.

6)
Что представляет собой метод классификации?

7)
Охарактеризуйте методы обобщения
и абстрагирования.

8)
В чем суть парности всеобщих научных
методов? Приведите примеры парных
методов.

9)
Перечислите основные методы эмпирического
познания.

10)
Охарактеризуйте методы теоретического
познания.

11)
Что такое системный анализ в менеджменте?

Практическое
задание для работы на семинарах

  1. Дома
    подготовьтесь по темам: «Диалектический
    метод исследования в науке»; «Метафизика,
    как философский метод познания мира».

  2. Обсудите
    на семинаре в рабочей группе вопрос о
    месте диалектики и метафизике в
    современной науке.

Принципы и методы управления.

Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. Принцип (от лат. principium) — это: 1) основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

Соблюдение принципов менеджмента можно рассматривать как залог успеха управления. Принципы менеджмента представляют собой руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления.

К основным принципам управления относятся следующие:

  • 1) принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации, т.е. оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений. Централизованное управление — это процесс, при котором глобальные команды, управляющие сигналы формируются в едином центре и передаются из него многочисленным объектам управления. Такая форма организации управления чаще всего используется небольшими компаниями, выпускающими один вид продукции или продукцию одной отрасли, технологический процесс которой тесно связан с предприятиями, работающими преимущественно в добывающих отраслях промышленности и ориентирующимися на местный или национальный рынок. Децентрализованное управление — это процесс, при котором существенное количество управляющих воздействий, относящихся к данному объекту, вырабатывается самим объектом на основе самоуправления. Делегирование полномочий является составной частью децентрализации;
  • 2) принцип единоначалия — у каждого подчиненного должен быть только один непосредственный начальник, и весь персонал организации подчиняется первому руководителю, который несет персональную ответственность за работу организации;
  • 3) принцип научной обоснованности, т.е. управленческие действия должны осуществляться на базе научных методов и подходов;
  • 4) принцип плановости — установление основных направлений, задач развития организации в перспективе;
  • 5) принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Каждый сотрудник в организации наделяется конкретными обязанностями и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач;
  • 6) принцип стимулирования. Чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, тем эффективнее работает организация. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное — в основном на психологическом воздействии на работников;
  • 7) принцип демократизации управления — привлечение к управлению организацией всех сотрудников;
  • 8)  принцип системности — менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры и системы в целом.

Сущность менеджмента проявляется в его функциях. Менеджмент предполагает выполнение ряда функций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают и условия для эффективного труда занятых в организации работников, и получение результатов, соответствующих целям.

Функции менеджмента представляют собой обособленные, относительно однородные направления управленческой деятельности, составляющие процесс менеджмента. В настоящее время используется классификация функций менеджмента, в целом повторяющая классификацию А. Файоля, хотя и несколько трансформированную. Принято говорить о таких функциях менеджмента, как:

  • • планирование;
  • • организация;
  • • координация;
  • • мотивация;
  • • контроль.

Осуществление менеджмента через его функции показано на рис. 1.2.

Функции менеджмента

Рис. 1.2. Функции менеджмента

  • 1. Планирование — это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявления возможностей, условий и факторов.
  • 2. Организация представляет собой вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.
  • 3. Координация является центральной функцией менеджмента, обеспечивающей его бесперебойность и непрерывность. Главной задачей координации выступает достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей.
  • 4. Мотивация — это деятельность, цель которой заключается в том, чтобы активизировать людей и побудить их эффективно трудиться для достижения конечных целей.

5. Контроль представляет собой управленческую деятельность, задачами которой являются количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции — это наблюдение, проверка, учет и анализ. Контроль является процессом обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей.

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Под методом (от греч. methodos — буквально путь к чему-либо) понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.

Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач.

Методы управления классифицируются по различным признакам. Так, нередко выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых (приказ, стимул) предполагается непосредственный результат воздействия; вторые направлены на создание условий для достижения высоких результатов (качество трудовой жизни).

Можно также выделить методы формального и неформального воздействия. Соотношение их в практике управления отражает характерные черты стиля управления. Методы неформального воздействия включают воспитательную работу руководителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчиненными, поведение в коллективе и т.д.

Методы управления используются в комплексе, так как неразрывны и органичны отношения, на которых они базируются. Успешное использование методов управления в значительной степени зависит от глубины познания объективных законов развития производства и управления (онтогенетических и филогенетических закономерностей развития и функционирования управляемой системы). В методах управления находит свое выражение практическое использование этих законов.

Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту управления, и на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют методы:

  • • административные;
  • • экономические;
  • • социально-психологические.
  • 1. Административные методы (организационно-административные или организационно-распорядительные) оказывают прямое воздействие на объект менеджмента через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, а также систему административных средств поддержания трудовой дисциплины. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников. К административным методам можно отнести регламентирование, нормирование, инструктирование, распорядительное воздействие.
  • 1.1. Регламентирование деятельности предприятия — это установление правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (устав, положения, инструкции и т.д.).
  • 1.2. Нормирование деятельности предприятия. Оно заключается в разработке и реализации норм, т.е. правил и нормативов, устанавливающих границы деятельности предприятия. Этот рычаг административного управления более гибок, чем регламентирование. Он неразрывно связан с экономическим управлением, обеспечивает его ориентирами для движения в нужном направлении.
  • 1.3. Инструктирование. Оно сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациями по их преодолению. Это в основном методическая разработка информационного характера — наиболее мягкая форма административного воздействия.
  • 1.4. Распорядительное воздействие. Это форма повседневной организации административной работы. Она включает подготовку, издание и реализацию всевозможных постановлений, директив, приказов, указаний, резолюций, распоряжений.
  • 2. Экономические методы менеджмента представляют собой совокупность экономических рычагов (способов, приемов), с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования индивидов, их групп и трудового коллектива в целом. Экономические методы руководства в отличие от организационно-административных предусматривают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Данные методы предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления и базируются на непосредственной зависимости материальной обеспеченности человека от результатов его деятельности. Здесь выделяются следующие методы: хозяйственный расчет, капитальные вложения, плата за фонды; система амортизационных отчислений; использование фондов развития производства; системы материального стимулирования, распределения прибыли и др. К экономическим методам управления относятся также ценообразование, кредитование, система дотаций, осуществление материальных санкций. Каждый из перечисленных методов специфичен. Часть из них возможно использовать только в широких масштабах управления — народное хозяйство, отрасль и т.д., другие же используются независимо от уровня управления.
  • 3. Социально-психологические методы менеджмента предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Специфика этих методов заключается в широком использовании неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления. Речь идет о направлениях деятельности, методах, приемах, инструментах влияния на поведение людей в организациях, определяющих сферу компетенции современного менеджера и специалиста по персоналу. Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе благоприятного социально-психологического климата, благодаря которому можно решать организационные, экономические и даже воспитательные задачи.

Социально-психологические методы позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать верные управленческие решения. Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии. Такие методы требуют, чтобы во главе коллектива стояли люди, умеющие использовать разнообразные инструменты менеджмента и обладающие способностями к системному видению проблемы.

Социально-психологические методы включают:

  • 1) социальное планирование и социальную поддержку;
  • 2) развитие потенциала коллектива, групп и работников;
  • 3) формирование и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы в организации;
  • 4) соучастие работников в принятии решений;
  • 5) формирование команд;
  • 6) формирование привлекательной миссии и видения будущего коллектива, группы, организации;
  • 7) повышение качества трудовой жизни;
  • 8) индивидуальный подход к работникам;
  • 9) обеспечение высокого уровня качества трудовой жизни и т.п.

В практике управления зачастую одновременно применяют различные методы и их комбинации. В зависимости от ситуации руководитель должен уметь правильно и творчески выбирать и применять различные методы управления.

Автор статьи

Лана Тарасова

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Задать вопрос автору статьи

Изучение науки менеджмента необходимо начинать с изучения общеметодологических подходов познания. Такие общенаучные методы, как системный и комплексный подходы, моделирование, эксперимент, сочетаются со специальными индивидуальными и групповыми методами такими, как функционально-стоимостной анализ, метод экспертных оценок, метод «Дельфи», расчетно-аналитические методы и т. д.

Общеметодологические подходы

При комплексном подходе решение проблемы рассматривается с различных точек зрения: экономической, правовой, организационной, социальной, технической, экологической и др. С точки зрения этого подхода мы не можем рассматривать ситуацию только лишь с одной стороны, необходимо учитывать разнонаправленность менеджмента при решении задачи. Комплексный подход предусматривает привлечение специалистов разного профиля, применение форм кооперации и интеграции их деятельности при разработке управленческих решений.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Что касается системного подхода в науке менеджмент, то объект менеджмента рассматривается как единое целое, как выражение взаимосвязи подсистем и элементов системы, взаимосвязи системы с внешней средой, в данном случае с ее частью – деловой средой. В результате такой взаимосвязи возникает синергетический эффект.

Ретроспективный подход. Подход на данный момент мало изучен и в менеджменте, и в других науках. Ретроспективный подход дает представление об организации с исторической точки зрения, с точки зрения развития ее характеристик во времени, выявления исторических тенденций развития организации, т. к. историческая предопределенность оказывает значительное влияние на настоящее и будущее.

Инновационный подход – это позиционирование организации как инновационно-активного субъекта управления, разрабатывающего и применяющего новые знания для совершенствования управленческой и политической деятельности. Данный подход позволяет организации находиться «в организационном тонусе», тем самым определяя ее готовность к неожиданным изменениям, вызовам и угрозам среды.

«Методы науки менеджмента» 👇

Моделирование. Необходимость применения данного подхода возникает при вероятности возникновения кризисных состояний в развитии любой организации и необходимости их предотвращения. При этом происходит моделирование вероятных вариантов развития событий и возможность обыграть их последствия.

Научный метод

Менеджмент как наука имеет научное исследование. Фундаментом процедуры научного исследования является научный метод, впервые использованный на практике школой научного управления. Он состоит из трёх этапов:

  • наблюдение. Это сбор и анализ объективной информации по проблеме и ситуации.
  • гипотеза. Формулированием гипотезы исследователь выявляет альтернативы их последствий для ситуации и делает прогноз, на основании этих наблюдениях. Целью выступает установление взаимосвязи между компонентами проблемы.
  • верификация (подтверждение достоверности). На этом этапе исследователь проверяет гипотезу, наблюдает за результатами принятого решения.

Основные методы сбора информации:

  • эксперимент;
  • тестирование, анкетирование и интервьюирование;
  • изучение документации организации.

Существуют два типа эксперимента: активный и пассивный. Активный эксперимент предполагает непосредственное вмешательство экспериментатора в процесс для создания нештатных ситуаций и последующее наблюдение за поведением объекта. В этом случае активный эксперимент позволяет выявить слабые места, касающиеся управления организацией. Однако проведение активного эксперимента требует высокой квалификации исследователя и высоких затрат, также необходимо учитывать, что проведение подобного рода экспериментов может негативно отразиться на результатах работы всей организации.

Пассивный эксперимент предполагает простое наблюдение за работой сотрудников, где исследователь просто фиксирует какие-либо данные. Однако, несмотря на его простую задачу, пассивный эксперимент является наиболее эффективным, т. к. позволяет собрать большое количество необходимой информации о деятельности организации в целом и ее подразделений, не требует высокой квалификации исследователя, проводящего наблюдения, но предъявляет высокие требования к научным сотрудникам, осуществляющим методическую подготовку пассивных экспериментов. С точки зрения влияния на процесс деятельности организации, то проведение пассивного эксперимента мало отражается на нем.

Методы анкетирования и тестирования наиболее эффективно можно использовать, изучая отдельные аспекты деятельности организации, не требуют больших финансовых затрат. Важная функция этих методов в том, что они являются единственными методами сбора информации о плохо структурированных областях деятельности предприятия. Что касается интервьюирования, то в отличие от анкетирования и тестирования, этот метод требует личного контакта с сотрудниками организации и используется для получения дополнительной информации.

Частные методы науки менеджмент

Методы групповых решений. Данные методы используются группой для формулирования проблемы, разработки возможных альтернатив и выбора решения, способствуют генерации идей, увеличение возможности принятия правильного решения за счет суммы знаний о проблеме и приложения общих сил для ее решения. Среди методов можно отметить: «Адвокат дьявола», «Многосторонняя защита», «Мозговая атака», «Морфологический анализ», метод мозгового штурма, метод номинальной группы и т. д.

Методы оптимизации управленческих решений. Данный метод имеет тесную связь с предыдущим методом и представляет собой разработку способа выбора решения, обеспечивающего получение наиболее выгодного значения выбранного критерия (прибыль, доход, качество, затраты, цена, сроки и т. д.). Этот метод также имеет согласование с экономико-математическими методами.

Методы принятия управленческих решений. Здесь также используются индивидуальные и групповые методы принятия решений, среди которых методы номинальной группы, планирования, согласия, «Дельфи», опытный, интуитивный, методы экспертных оценок, метод функционально-стоимостного анализа и пр.

Метод прогнозирования формирует наши представления о возможных состояниях организации. Здесь можно выделить метод экстраполяции, на основе которого в контексте существующего состояния объекта выявляется тенденция его состояния в будущем. Прогнозирование состояния организации необходимо, сочетая различные методы.

Социологические методы. На основе изучения общественного мнения мы можем говорить о состоянии организации, росте или падении их влияния на общество, ее популярность и известность. Важная функция социологических методов состоит в обеспечении обратной связи в процессе управления и реализации контрольной функции управления.

Сравнительный анализ (метод аналогии) позволяет выявить характерные особенности определенной организации, сравнивая ее с аналогичными или похожими объектами.

Перечисленные методы используются не только в менеджменте, они характерны для экономической теории, формируя мировоззрение руководителей и специалистов в производственном процессе, выступает методологической основой менеджмент.

Взаимосвязь предмета и метода науки менеджмента можно представить схематично (см. схема):

Схема

Взаимосвязь предмета и метода науки менеджмента

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. Чтобы оказать вам помощь в этом, ниже мы рассмотрим типы решений, принимаемых управляющими, используемые способы, научные методы повышения эффективности этого процесса и основные факторы, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений.  [c.194]

Как мы узнали из нашего обзора истории менеджмента, концепция о возможности применения научных принципов для повышения эффективности организации зародилась, когда управление как наука было еще в зачаточном состоянии. Систематическое приложение научного метода к проблемам управления было фундаментом научного управления. Однако истоки школы управленческой мысли имеют недавнее происхождение.  [c.220]

Понятие стандартные затраты появилось во второй половине прошлого столетия, когда по инициативе Фредерика У. Тейлора развернулось движение за научные методы управления. Фабричная система — один из главных результатов промышленной революции — позволила добиться огромного роста производительности труда. Менеджеры, однако, не умели оптимально использовать производственный потенциал предприятий. Тейлор и другие пионеры научных методов управления разработали методологию установления технических требований к работам в показателях времени, необходимого для их выполнения. Появились стандарты времени выполнения работ — количественные стандарты. Их можно было сравнивать с фактическими затратами. Это был первый шаг на пути установления оперативного управленческого контроля за деятельностью предприятий. За ним последовали и другие новации в сфере, получившей известность как организация производства.  [c.117]

Методы экономического анализа на пороге XXI в. существенно обновились. Особую роль в этом сыграли два фактора. Мировые экономические кризисы XX в. вынудили экономистов в разных странах изыскивать адекватные методы анализа, необходимые для подготовки обоснованных инвестиционных и хозяйственных управленческих решений, методы, основывающиеся на современных достижениях экономической теории и множества смежных наук. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Эти средства сделали широкодоступными экономическую информацию и сложные методы анализа, которые раньше могли использовать только отдельные научные организации и ученые. Компьютеры позволили автоматизировать и сделать общедоступным применение современных количественных методов анализа, статистических методов, методов оценки рисков.  [c.3]

Теория самоорганизации сложных систем в сочетании с компьютеризацией и новыми информационными технологиями может оказаться полезной при построении глобальной модели экономической динамики. Иногда для нахождения локальных равновесий экономического благосостояния опыт и интуиция могут оказаться полезней, чем научное знание. Исторический опыт показал ложность представлений о планируемом рынке сложным рынком нельзя командовать, как армией. Однако тот же опыт показывает, что самоорганизующийся рынок автоматически не обеспечивает благосостояния. Для того чтобы он служил людям, необходимы определенные социальные и экономические условия (управляющие параметры), которые при помощи современных научных методов и технических средств могут быть смоделированы и проанализированы для принятия обоснованных управленческих решений.  [c.384]

Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.  [c.89]

В грядущей международной экономике реализация технологических инноваций потребует быстрых действий и интегрированного подхода, сочетающего технологические, управленческие, научные, социально-экономические, культурные и политические аспекты. Этот подход должен базироваться на принципиально новых методах и решениях, позволяющих правительству, производственным предприятиям, рабочим и ученым работать вместе, не взирая на государственные границы.  [c.18]

Научный подход в принятии управленческих решений заключается в использовании научных методов и методологии при анализе и обосновании принимаемых решений.  [c.172]

Несмотря на богатейший аппарат научных методов повышения эффективности управленческих решений в концепции принятия решений ведущая роль отводится человеку и субъекту управления (руководителю).  [c.175]

Кроме того, в современных корпоративных хранилищах может регистрироваться и накапливаться информация не только об объекте управления и управленческих воздействиях, но и о том, как функционировала сама система управления. Другими словами, возможно детально фиксировать в документальных и числовых структурах технологический опыт системы, который сегодня накапливается главным образом в памяти и профессиональных навыках работников этой системы. Это могут быть сведения о реальных информационных связях, маршрутах прохождения документов, хронометражи технологических операций и многие другие данные. Исследования показывают, что оптимизация технологии функционирования многих систем управления на основе новых научных методов (в том числе количественных) зачастую сдерживается не отсутствием формального аппарата и программ анализа и оптимизации, а сложностью и трудоемкостью получения реальных данных о функционировании системы (сегодня это возможно, и то не всегда, только через опрос сотрудников и анализ документов). Накапливаемую в электронных хранилищах тех-  [c.255]

Значение опытного метода регламентирования управленческого труда особенно велико в российских условиях. Научные методы обоснования организационных решений сейчас в известной»степени забыты, что объясняется тяжелыми экономическими последствиями перестройки народного хозяйства страны и недостаточностью нормативного материала для их (методов) использования. В этих условиях нельзя отождествлять учет предшествующего опыта с субъективным подходом к решению организационных задач или с механическим переносом опыта одних организаций в другие. Использование опытного метода означает изучение решений аналогичных задач в других производственно-хозяйственных  [c.38]

Динамика сферы услуг складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в ее темпах, что порождало непрерывные изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти прошлого века. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бух-галтерскими услугами и т.д. В США численность занятых в этой группе увеличилась с 386 тыс. в 1929 г. до 1 млн в 1950 г. и до 11,5 млн в 2000 г.1 Быстро развивается этот блок услуг и в других странах. Его динамизм определяется содержанием деятельности, критически важным с позиций развития современной экономики, основанной на знании, и национальной конкурентоспособности. В функции этих услуг входят диффузия в хозяйстве новых технологий, разработка и распространение организационно-управленческих моделей, методов повышения эффективности использования ресурсов и т.д. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса — производственным, финансовым, управленческим. В последние годы консультанты все чаще непосредственно участвуют по контрактам в управлении фирмами или их подразделениями, в маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес-услуг — по подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата.  [c.168]

Деловую игру начинает руководитель (преподаватель, учитель) он конкретизирует задачу, кратко поясняет её место в более широком управленческом контексте. В ходе деловой игры руководитель предлагает участникам вопросники, конкретную ситуацию, поддерживает наиболее удачные суждения, не отбрасывая и другие высказываемые в ходе игры идеи, информирует об имеющемся опыте решения предложенной проблемы и научных методах управления, акцентирует различия в точках зрения, помогает их интегрировать. Игровые методы независимо от их разновидности вызывают у участников высокое удовлетворение самим процессом коллективной работы, эмоциональное напряжение. Деловые игры характеризуются разнообразием приёмов взаимодействия людей, установлением доверительных отношений между участниками. Поэтому режим деловой игры должен избегать ожесточения конфликтов, перехода на личности .  [c.64]

Менеджмент можно рассматривать как науку, имеющую свой предмет изучения природу управленческого труда, причины и следствия, факторы и условия, при которых совместный труд людей становится полезным и эффективным. Изучая менеджмент, мы получаем упорядоченные знания об управлении. Менеджмент как наука управления опирается на свои теории, законы и закономерности целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Менеджмент как наука имеет множество научных методов, которые можно использовать в практической деятельности. Они включают количественные расчёты, коммуникационные системы (см. Коммуникации в менеджменте), разнообразные технологии решения проблем, методики анализа и некоторые другие.  [c.161]

Следует отметить, что переход на качественно новый уровень управления, существенное повышение эффективности управленческой деятельности в каждом звене управления требуют интенсивного и сбалансированного развития организационного, технического, научно-технического и кадрового потенциала системы управления. Речь идет о рационализации организационных структур — упорядочении каналов коммуникаций, устранении лишних звеньев, достижении оптимального баланса между правами и ответственностью отдельных должностных лиц и подразделений. Наряду с этим необходимо создать и внедрить в управленческую практику новые, более эффективные методы обоснования и принятия управленческих решений, методы руководства трудовыми коллективами оснастить аппарат управления современными техническими средствами сбора, анализа и хранения информации. Преобразования такого рода не принесут желаемого результата, если одновременно не будут существенно повышены профессионализм управленческих кадров, их ответственность за порученное дело. Речь идет и о существенной перестройке психологии, выработке нового типа экономического мышления руководителей.  [c.50]

В учебнике академика Академии проблем качества, доктора экономических наук, профессора Фатхутдинова Раиса Ахметовича освещаются требования к качеству управленческих решений, методы обеспечения их сопоставимости, роль экономических законов и научных подходов в повышении эффективности решений, технология их разработки и реализации, методы анализа, прогнозирования и экономического обоснования. Приведены понятийный аппарат и список литературы.  [c.345]

Значение опытного метода регламентирования управленческого труда особенно велико в современных условиях, когда научные методы обоснования организационных решений в известной степени забыты. Это объясняется тяжелыми экономическими последствиями перестройки хозяйства страны и недостаточностью нормативного материала, необходимого для использования этих методов. В этих условиях не следует отождествлять учет предшествующего опыта с субъективным подходом к решению организационных задач или с механическим переносом опыта одних организаций в другие, как это зачастую практикуется. Использование опытного метода означает изучение решений аналогичных задач в других производственно-хозяйственных системах, внесение предложений на основе анализа фактически сложившихся ситуаций и ориентацию на коллективный опыт различных работников.  [c.48]

Более широким и комплексным понятием из области развития организации является реформирование (реструктуризация), охватывающее все аспекты деятельности технические, экономические, социальные, информационные, управленческие и др. Первое направление комплексного развития организации в совокупности с совершенствованием организационной структуры и методов организации процессов относятся к основным целям реинжиниринга. Главным в выполнении этой работы является применение научных методов инновационного менеджмента (см. тему 4).  [c.419]

Менеджмент в полной мере использует объективную и своевременную информацию, собираемую, обрабатываемую, сохраняемую и распространяемую с помощью современных научных методов и технических средств. Сейчас это — объективная необходимость, обусловленная, в частности, требованиями рынка адекватно реагировать на возникающие в динамично развивающейся обстановке проблемы. Нужно не только располагать своевременной и точной информацией, но уметь осмысливать ее, делать необходимые выводы и результативно воплощать в управленческих решениях.  [c.112]

Глубокое знание научных подходов к менеджменту, методов анализа, прогнозирования, экономического обоснования управленческого решения, методов управления качеством и ресурсоемкостью товаров, конкурентными преимуществами фирмы  [c.276]

В учебнике освещаются требования к качеству управленческих решений, методы обеспечения их сопоставимости, роль экономических законов и научных подходов в повышении эффективности решений, технология их разработки и реализации, методы анализа, прогнозирования и экономического обоснования. Приведены понятийный аппарат и список литературы.  [c.463]

Принцип научной обоснованности управления в конечном счете сводится к тому, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе использования научных методов и подходов.  [c.8]

Мы привыкли делить работников народного хозяйства на управленческий и производственный персонал. При этом нередко упускается из виду, что в итоге развития современной техники и научных методов труда неизбежно растет группа работников, не принадлежащих ни к первой, ни ко второй категориям. Это группа вспомогательного и обслуживающего персонала.  [c.68]

Критерии оценки уровня организации труда управленческого персонала — Методы оценки организации управленческого труда — Показатели экономической эффективности совершенствования научной организации управленческого труда  [c.559]

Проектирование организации управленческого труда — метод < построения и совершенствования на научной основ  [c.584]

Согласно теории А. Файоля, главное требование к менеджеру состоит в оптимальном сочетании человеческого (индивидуального) потенциала с организационной системой, обеспечивающем высокую эффективность при помощи таких средств, как всестороннее изучение любой сферы производства с использованием научных методов анализа и универсальное применение полученного знания в целях определения стандартов исполнительской и управленческой практики развитие производственной активности у всех работников, их сотрудничество для достижения общих целей [1].  [c.11]

Настоящая книга составлена на основе наиболее часто обсуждаемых идей менеджмента. Все эти идеи актуальны до сих пор и так же значимы и противоречивы, как и тогда, когда они впервые появились. Эти идеи выбирались в классических произведениях о менеджменте буквально из нескольких сотен важных идей и концепций, которые могли быть включены в книгу. Отобранные темы, каждая из которых освещена в отдельной главе, включают специализацию, эффективность, поиски научных методов управления, принятие решений, природу управленческого труда, постановку целей и задач в менеджменте, управленческую ответственность, поощрения и мотивацию, лидерство, власть и влияние, организационные структуры.  [c.13]

Использование количественных моделей. Управленческий научный подход делает упор на исследовании математических моделей, прежде всего, в планировании. Ключевое различие между этой школой и другими школами состоит в том, что математические методы применяются здесь в большей степени к самому процессу принятия решения, чем к специфическим техническим проблемам. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций , были использованы при решении сложных управленческих проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов.  [c.45]

Изыскание более простых форм и методов управления промышленностью должно базироваться на научной организации труда управленческого аппарата, эффективном использовании современной организационно-вычислительной техники и счетно-решающих устройств, что позволяет сделать труд управленческого персонала более производительным и высвобождает для непосредственного участия в производственном процессе значительную часть квалифицированных инженерно-технических работников.  [c.33]

И все же следует признать, что подготовка, формирование менеджеров в разных странах очень сближаются и по существу, и по методам организации обучения, особенно в последнее десятилетие. Менеджмент как профессия, как область знания становится поистине интернациональным. Освоение опыта управления каждой из стран, передача этого опыта — дело очень ценное и полезное, что начинают понимать все. Ведь это позволяет не только понять, как вести бизнес за границей, но и научиться избегать ошибок в ситуациях, которые не встречались в настоящем и прошлом, но вполне возможны в будущем. История чужого успеха или неудачи тоже бывает очень поучительна. И, конечно, научные и эмпирические обобщения, выработка общих принципов эффективного управления, типизация его различных форм и условий их применения — все это предмет серьезной работы тех, кто думает о менеджменте в научном плане, продвигает вперед управленческую мысль.  [c.9]

Говоря о содержании книги, следует признать, что она дает неплохое представление о состоянии американской управленческой мысли. Читая ее, можно, в частности, сформировать определенную позицию по традиционному, но до сих пор актуальному вопросу является ли управление наукой или искусством Имеется достаточно оснований, чтобы утверждать, что это — синтез науки, искусства и опыта, о чем говорится в главе 1. Это, конечно, тривиально, но важно осознать тот факт, что деятельность по управлению настолько сложна, а наука управления — еще настолько молода, что нужно с большой осторожностью оценивать ее возможности, разумеется, не умаляя полезности проверенных жизнью теорий и научно обоснованных методов. Никто не знает простых рецептов решения управленческих проблем, что многократно подчеркивается на страницах данной книги. Эта мысль лежит в основе методологии ситуационного подхода к управлению — едва ли не самого крупного научного результата в этой области за последние два десятилетия.  [c.10]

Мы остаемся при том мнении, что эклектический метод, который объединяет самые полезные, важные и повсеместно принятые достижения всех основных школ и направлений, наиболее соответствует реальности и лучше всего пригоден для учащихся. Вместо того, чтобы следовать одной определенной научной школе при обсуждении предмета книги, мы подчеркиваем необходимость рассматривать ситуацию как целое при принятии управленческих решений. На протяжении всей книги мы особо подчеркиваем, что руководитель всегда должен анализировать взаимосвязи между частями организации (ее внутренние переменные), организацией и ее внешней средой (внешние переменные), и что любое решение каким-то образом воздействует на все аспекты организации. И этот принцип не относится исключительно к высшему руководству. Наша цель, скорее, сделать читателя более эффективным менеджером на любом уровне  [c.21]

Эмпиризм в управлении НИР. Обычно руководители подразделений, начальники научно-технических отделов, заведующие опытными лабораториями или аналогичными структурными единицами подбираются из числа сотрудников таких подразделений, как правило, это опытные ведущие специалисты в тех областях исследований, работами в которых они руководят. Естественно, они стремятся больше полагаться на свой опыт, чем на применение управленческих методов. Поэтому в Японии почти нет логически обоснованной и общепринятой сис-  [c.181]

Управление изнутри неприменимо к таким развивающимся областям, как программное обеспечение. Руководители, уже привыкшие к внутреннему управлению, нередко не могут развить новых управленческих приемов и методов, как это было в случае с программным обеспечением научно-исследовательских работ. В этих новых областях решения выносятся руководителями почти без учета мнений младшего персонала на том единственном основании, что они — руководители.  [c.209]

С учетом изложенного данное пособие отличает цельность рассмотрения проблемы разработки и повь управленческих решений. В четырех разделах работы изложены методология и технология разработю в ситуациях неопределенного влияния внешних факторов и рискованных. Рассматривается возмо научных методов (исследования операций, системного анализа) применительно к особенностям деят Выделена глава, излагающая характеристику и методику построения сетевых моделей. Достаточно вопросы организации и контроля исполнения, подходы к оценке эффективности решений и i последствия.  [c.3]

В зарубежной теории и практике достижения более значительные. При принятии управленческих решений теперь уже не считают необходимым обойтись одной интуицией для анализа и соизмерения риска и дохода. Применяют научные методы. Появились специалисты, которые профессионально используют эти методы. Со временем возникла необходимость в создании нового управленческого звена в менеджменте. Появляется новое должностное лицо — риск-менеджер. В его обязанности входит обеспечение снижения всех видов риска. Риск-менеджер вместе с соответствующими специалистами участвует в разработке рискованных решений. Мы полагаем, что прежде всего он должен быть системщиком , использовать системный подход в управлении. Он должен знать теоретические основы и математические методы принятия решений, методы и приемы прикладной психологии, обладать навыками делового общения и многими другими. В частности, такой специалист должен хорошо понимать, что оценка риска обусловлена множеством факторов как субъективного, так и объективного характера. В этой связи перспективным является многокритериальный подход к оценке риска, в котором наряду с такими критериями, как успех , неудача , доходы , убытки , вероятность и т.п., присутствуют и другие критерии, отражающие многообразие и сложность принятия решений в условиях риска. Все эти критерии приходится учитывать при создании нормативных методов принятия решений.  [c.11]

Одна из альтернатив поведения может быть нами условно названа сверхрешительной стратегией по аналогии с известной наполеоновской позицией, сконцентрированной во фразе Надо ввязаться в бой, а там — посмотрим Содержание решений предпринимателя, принимаемых в рамках подобного поведения, полностью определяется результатами априорной оценки будущих рисков. Основной задачей управления рисками является снижение управленческой неопределенности. При этом предприниматель может руководствоваться, например, личным опытом, интуицией или же использовать научные методы. На основании априорных оценок риска он проводит планирование антирисковых мероприятий и затем незамедлительно начинает действовать.  [c.208]

В отличие от позиции, утвердившейся в американской теории менеджмента, в которой подходы к менеджменту эволюционно друг друга заменяют, нами впервые в мировой теории и практике доказано, что научные подходы должны не заменять друг друга, а применяться все одновременно, так как они освещают совершенно разные аспекты управления. Количество и глубина применяемых научных подходов к управлению (менеджменту) определяется стоимостью и сложностью проблемы. Чем дороже, сложнее и актуальнее проблема (объект), тем больше и глубже должен анализироваться каждый научный подход. Можно, конечно, изучать американские книги и ничего не применять научного, как делается в настоящее время, пользоваться физической (не интеллектуальной) методикой принятия решения — 2П4С (пол, потолок, четыре стены), тогда Россия и в будущем будет иметь то, что имеет сейчас кучка богатых будет обогащаться за счет российских природных ресурсов, а остальные будут вести нищенское существование, вымирать. Главными причинами низкого качества управленческих решений являются коррупция, неотла-женность механизма конкуренции, игнорирование научных методов управления.  [c.38]

В части II рассматриваются искусство и наука менеджмента. Глава 3 начинается с показа того, как «ранний» менеджмент развивался в силу необходимости применения науки к анализу трудовых процессов. Такое применение было главным и обязательным условием формирования менеджмента как области исследований и профессии. Эволюция поиска правильных управленческих решений прослеживается до нашего времени, когда менеджмент достаточно окреп для того, чтобы отказаться от традиционных научных подходов и заменить их инно-вативными и не столь шаблонными методами анализа. В главе 4 рассматривается «сердце управленческой деятельности», или процесс принятия решений. Не оспаривая необходимости применения научных методов, эта глава содержит обзор существующих разработок теории принятия решений и сосредоточивает внимание скорее на том, как менеджеры фактически принимают решения, чем на том, как им следует осуществлять выбор из нескольких альтернатив. Другими словами, упор делается не на проскриптивный (предписывающий), а на дескриптивный (описывающий) аспект.  [c.8]

В этом разделе мы рассмотрим три важные темы. В гл. 3 будет показано то значение, которое первые инженеры придавали приложению научных методов к изучению трудовых процессов. Особая значимость приписывалась авторитету науки в стремлении сделать менеджмент «респектабельным». Мы увидим также, каким образом, по мере того как эта научная дисциплина становилась зрелой, на нее непрерывно возрастал спрос. В гл. 4 продолжается дискуссия о роли науки в принятии решений, которое Герберт А. Саймон называет «сутью управленческой деятельности». В этой главе прослеживается эволюция теории и практики принятия решений от нормативных предписаний вплоть до бихевиористских описательных моделей и, наконец, нормативных нерациональных моделей, таких, как беспорядочный поиск или логический ин-крементализм.  [c.45]

В предыдущей главе мы рассмотрели важное значение науки для легитимизации менеджмента. Описанная там дискуссия представляется введением в анализ процесса принятия решений, так как оба эти вопроса имеют одну и ту же природу. Из всех областей современного менеджмента научные методы были применены к принятию решений в большей мере, чем к чему-либо другому. Некоторые исследователи представляют себе принятие решений как рациональный, логический и полностью систематизированный процесс. Другие склонны к менее рациональному взгляду и рассматривают принятие решений скорее в поведенческих категориях. Но большинство исследователей согласны между собой в том, что принятие решений занимает немалую часть времени менеджеров, даже если они расходятся во мнении о том, единственная ли это для них функция. Практически многие полагают, что единственный «родовой» вид деятельности в профессии менеджера — принятие решений. Герберт А. Саймон [208] называл принятие решений «сутью управленческой деятельности».  [c.62]

НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ (s ientifi management, its evolution) — исторически прослеживаемое нарастающее применение научных методов к проблемам фабричной системы, положившее начало легитимизации и профессионализации управленческой деятельности. Еще в период раннего менеджмента Тэйлор, Гантт и супруги Гилбрет много сделали для внедрения научных подходов в практику управления, эту традицию продолжили Эмерсон, Кларк и Кук, борясь с неэффективностью и потерями на производстве. Однако все эти исследователи не смогли объединить менеджмент в общую теорию управления, которую можно было бы излагать в качестве цельной дисциплины. Из практического опыта можно вывести лишь отдельные принципы и закономерности, которые позволяют обучить рабочего выполнению определенного задания. Но для того чтобы получить всеобщее признание в качестве самостоятельной дисциплины, менеджмент должен стать теорией, темой, объединяющей все отдельные фрагменты управленческой информации, накопленной на практике инженерами. Начало такому синтезу положил французский предприниматель А. Файоль.  [c.242]

Эти частные показатели обычно определяют как величины, характеризующие отношение достигнутых результатов к запланированным. Наиболее широкое1 распространение такой подход получил при расчете уровня научной организации трудя в управлении и в системах бездефектного труда. К недостаткам этой группы методов относится нерешенность основной проблемы оценки эффективности управленческого труда- —определение его доли в полученном эффекте производства. В целом следует отметить, что дальнейшее повышение эффективности управленческого труда непосредственно связано с рационализацией работы аппарата управления, более решительным внедрением научной организации труда, обеспечивающих максимальное сокращение трудоемкости основных н наиболее массовых видов работ.  [c.366]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Panasonic kx mb1500 инструкция по эксплуатации на русском
  • Трекресил противовирусное инструкция по применению взрослым таблетки инструкция к применению
  • Лиотон мазь аналоги цена инструкция по применению отзывы аналоги
  • Нутрилон премиум 1 смесь инструкция по применению
  • Elikor интегра 60н 400 в2л инструкция