Детали файла
Имя файла: | 0012.02.04;Т-Т.01;1 |
Размер: | 112 Kb |
Дата публикации: | 2015-03-09 03:02:43 |
Описание: | |
Психология и педагогика — Тест-тренинг
Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов): «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», — утверждал |
|
Для скачивания этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой —> | |
ВНИМАНИЕ: | |
Нажимая на кнопку «Скачать бесплатно» Вы подтверждаете свое полное и безоговорочное согласие с «Правилами сервиса» | |
16. К одной из основных задач педагогической науки относится:
• обоснование целей, содержания и технологий педагогических систем
17. К основной функции семьи относится:
• обеспечение условий для полноценного развития ребенка
18. К основному преимуществу дистанционного обучения относится:
• создание единой образовательной среды образовательного учреждения
19. К основным категориям педагогики не относятся:
• общественное бытие, общественное сознание
20. К основным принципам управления образовательными системами не относится принцип:
• децентрализации
21. К основным стилям руководства педагогическим коллективом относятся:
• авторитарный, демократический и либеральный
22. К основным функциям управления педагогическими системами относится:
• педагогический анализ
23. К принципам государственной политики в области образования, сформулированным в законе РФ «Об образовании», не относится принцип:
• классовый характер образования
24. К социальным условиям развития современного дошкольника не относятся:
• индивидуально-психологические
25. К социокультурным требованиям, предъявляемым к средствам воспитания, относятся:
• эстетические
26. К структурным компонентам педагогической системы относятся:
• управляющие и управляемые, содержание, средства, формы и методы образования
27. К форме самоуправления общеобразовательного учреждения относятся:
• попечительский совет
28. Каждый метод педагогического процесса включает составляющие его элементы, которые называются:
• методическими приемами
29. Какой из признаков не характеризует ученический коллектив?
• Ситуативные отношения
30. Малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью, – это:
• семья
Стиль
управления педагогическим коллективом
подразделения (части) –
это
совокупность наиболее характерных и
устойчивых методов решения типовых
педагогических задач, выработки и
реализации управленческих решений
офицером – руководителем педагогического
коллектива.
Это
своего рода система психолого-педагогических
воздействий офицера (руководителя) на
подчиненных и их взаимодействия,
обусловленная спецификой решаемых
коллективом боевых, служебных, учебных,
воспитательных и других задач,
взаимоотношениями руководителя с
подчиненными и объемом его должностных
полномочий, личностными особенностями
всех членов коллектива, своевременностью
и целесообразностью применения тех или
иных управленческих средств.
Одна
из первых и наиболее известных
классификаций стилей руководства
предложена американским социальным
психологом К. Левиным. Он выделял
авторитарный, демократический и пассивный
стили руководства.
Взаимоотношения
подчиненных с руководителем, психологический
климат коллектива, результаты работы
коллектива зависят от стиля управления,
реализуемого, руководителем.
Выделяют
следующие стили
управления.
Авторитарный (или
директивный, или диктаторский) стиль
управления: для него характерно жесткое
единоличное принятие руководителем
всех решений («минимум демократии»),
жесткий постоянный контроль за выполнением
решений с угрозой наказания («максимум
контроля»), отсутствие интереса к
работнику как к личности. За счет
постоянного контроля этот стиль
управления обеспечивает вполне приемлемые
результаты работы (по непсихологическим
критериям: прибыль, производительность,
качество продукции может быть хорошим),
но недостатков больше, чем
достоинств:
1)высокая вероятность
ошибочных решений;
2)подавление
инициативы, творчества подчиненных,
замедление нововведений, застой,
пассивность сотрудников;
3)неудовлетворенность
людей своей работой, своим положением
в коллективе;
4)неблагоприятный
психологический климат («подхалимы»,
«козлы отпущения», интриги)
обусловливает повышенную
психологически-стрессовую нагрузку,
вреден для психического и физического
здоровья. Этот стиль управления
целесообразен и оправдан лишь в
критических ситуациях (аварии, боевые
военные действия и т.п.).
Демократический (или
коллективный) стиль управления:
управленческие решения принимаются на
основе обсуждения проблемы, учета мнений
и инициатив сотрудников («максимум
демократии»), выполнение принятых
решений контролируется и руководителем,
и самими сотрудниками («максимум
контроля»), руководитель проявляет
интерес и доброжелательное внимание к
личности сотрудников, к учету их
интересов, потребностей, особенностей.
Демократический стиль является наиболее
эффективным, т.к. он обеспечивает высокую
вероятность правильных взвешенных
решений, высокие производственные
результаты труда, инициативу, активность
сотрудников, удовлетворенность людей
своей работой и членством в коллективе,
благоприятный психологический климат
и сплоченность коллектива. Однако
реализация демократического стиля
возможна при высоких интеллектуальных,
организаторских, психологически-коммуникативных
способностях руководителя.
Либерально-анархический (или
попустительский, или нейтральный)
стиль руководства характеризуется, с
одной стороны, «максимумом демократии»
(все могут высказывать свои позиции, но
реального учета, согласования позиций
не стремятся достичь), а с другой стороны,
«минимумом контроля» (даже принятые
решения не выполняются, нет контроля
за их реализацией, все пущено на
«самотек»), вследствие чего результаты
работы обычно низкие, люди не удовлетворены
своей работой, руководителем,
психологический климат в коллективе
неблагоприятный, нет никакого
сотрудничества, нет стимула добросовестно
трудиться, разделы работы складываются
из отдельных интересов лидеров подгруппы,
возможны скрытые и явные конфликты,
идет расслоение на конфликтующие
подгруппы.
Непоследовательный (алогичный)
стиль руководства проявляется в
непредсказуемом переходе руководителем
от одного стиля к другому (то авторитарный,
то попустительский, то демократический,
то вновь авторитарный и т.п.), что
обусловливает крайне низкие результаты
работы и максимальное количество
конфликтов и проблем.
4.
Общение на основе увлеченности совместной
творческой деятельностью.
В
основе этого стиля – единство высокого
профессионализма педагога и его
этических
установок.
5.
Общение-дистанция
Этот
стиль общения используют как опытные
педагоги, так и начинающие.
Суть
его заключается в том, что в системе
взаимоотношений педагога и
учащихся
в качестве ограничителя выступает
дистанция. Но и здесь нужно
соблюдать
меру.
6.
Общение – устрашение
Этот
стиль общения, к которому также
иногда обращаются начинающие
учителя,
связан в, основном с неумением организовать
продуктивное общение
на
основе увлеченности совместной
деятельностью.
17
Основные положения «Закона об образовании»
В
законе Российской Федерации «Об
образовании» содержатся те основные
принципы и положения, на основе которых
будет строиться и стратегия и тактика
реализации законодательно закрепленных
идей развития образования в России.
Эти
положения обращены одновременно к
обществу, к самой системе образования,
к личности и обеспечивают как «внешние»
социально-педагогические условия
развития системы образования, так и
«внутренние» собственно педагогические
условия ее полноценной жизнедеятельности.
К
ним относятся: гуманистический характер
образования; приоритет общечеловеческих
ценностей; свободное развитие личности;
общедоступность образования; бесплатность
общего образования; всесторонняя зашита
потребителя образования. Особое значение
в управлении функционированием и
развитием школы имеют сохранение
единства федерального, культурного и
образовательного пространства; свобода
и плюрализм в образовании; открытость
образования, демократический,
государственно-общественный характер
управления образованием; светский
характер образования в
государственно-муниципальных
образовательных учреждениях; получение
образования на родном языке; связь
образования с национальными и региональными
культурами и традициями; преемственность
образовательных программ; вариативность
образования; разграничение компетенций
субъектов системы.
Центральным
звеном системы образования в Российской
Федерации является общее среднее
образование, включающее средние
общеобразовательные школы, школы с
углубленным изучением отдельных
предметов, гимназии, лицеи, вечерние
школы, образовательные учреждения
интернатного типа, специальные школы
для детей с отклонениями в физическом
и психическом развитии, внешкольные
образовательные учреждения.
Главными
задачами общеобразовательных учебных
заведений являются: создание благоприятных
условий для умственного, нравственного,
эмоционального и физического развития
личности; выработка научного мировоззрения;
освоение учащимися системы знаний о
природе, обществе, человеке, его труде
и приемов самостоятельной деятельности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Стили руководства педагогическим коллективом школы
Владислав Исаакович Этнис,
директор школы №69 г. Санкт — Петербурга
В современных условиях руководство педагогическим коллективом школы ставит перед директором все новые и новые задачи. Это связано, прежде всего, с широким внедрением в педагогический процесс инновационных технологий, с все большим потоком информации, постоянно повышающимся уровнем подготовки профессиональных педагогических кадров и др. В этой связи наиболее актуальным становится вопрос возможностей руководителей школы использовать те или иные стили деятельности в руководстве.
Рассмотрим понятие индивидуального стиля деятельности. Е.А.Климов определяет индивидуальный стиль деятельности следующим образом: «Обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, в широком смысле — индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [1, с.49].
Особое место занимает изучение стилей руководства. Исследователи различают разные подходы к проблеме, количество стилей, выделяя их по разным основаниям. Одно из самых популярных в психологической науке описание стилей руководства принадлежит Курту Левину [2, с. 157]. Он выделяет две стороны стилей руководства – содержание решений, предложенных руководителем (формальный аспект), и техника (способы) осуществления этих решений (содержательный аспект). Рассмотрим с этих позиций основные стили руководства – авторитарный, демократический, либеральный. Также определим, как эти стили будут проявляться в руководстве педагогическим коллективом.
Формальный аспект авторитарного стиля – указания даются руководителем по-деловому, кратко, прямо и открыто, характерен лаконичный командный язык, зачастую, неприветливый тон, похвала и порицания субъективны. Руководитель находится «над группой». Содержательно — мероприятие планируется заранее, обычно указываются только предстоящие действия, перспектива педагогам неизвестна, мнение руководителя – решающее. Педагогический коллектив боится проявлять инициативу, т.к. она может быть наказуема. В этих условиях у педагогов нет возможности раскрыть свои организаторские, лидерские способности. Внешне создается впечатление порядка в коллективе, но педагогический коллектив находится в эмоциональном напряжении.
Демократический стиль – все мероприятия облекаются в форму предложений, высказанные доброжелательным тоном, похвала и порицания высказываются с учетом мнения подчиненных, запреты делаются в форме предложения и дискуссии. Имеет место совместная деятельность, позиция руководителя – «в группе». По содержанию, большинство мероприятий планируется и обсуждается в группе, за их реализацию отвечают все участники, руководитель не пытается использовать решающее влияние своего голоса. Педагогический коллектив заинтересован в совместном результате деятельности, в коллективе преобладает инициатива, формируется сознательное отношение к работе. В таком педагогическом коллективе низкая текучесть кадров, у педагогов есть возможность реализовать свои способности.
Либеральный стиль – конвенциальный тон, отсутствие похвалы, порицаний предложений, запреты или распоряжения не высказываются, а заменяются присутствием, сотрудничество отсутствует, позиция руководителя – вне группы. По содержанию, руководитель не дает словесных указаний и предложений, воздействует лишь своим присутствием, работа складывается из отдельных интересов, если руководитель отсутствует – педагоги стремятся заняться своими делами или уйти с работы, т.к. не заинтересованы в конечном результате совместной деятельности. В таких педагогических коллективах существуют мини-группы, которые существуют автономно, сами по себе, от чего страдают интересы дела. Либеральный стиль деятельности называют также попустительским.
Курт Левин и его школа считали, что стили руководства зависят исключительно от индивидуальных особенностей руководителя. Современный подход к изучению стилей руководства несколько иной. Выраженность стилей руководства по фактору «авторитарность – либеральность» может быть различной – до его крайних форм, однако стиль не может быть описан лишь в рамках этого фактора. В основу классификации могут быть положены несколько факторов: «авторитарность – либеральность», «общественная – эгоцентрическая ориентация», «деловая активность – инертность», «контактность — дистанционность», «властвование – подчинение», «ориентация на выполнение работы – человеческие отношения», «стрессоустойчивость – нетолерантность» [4, с.46].
В рамках современного подхода, по мнению Н.В.Ревенко [3], стили руководства являются интегральной характеристикой деятельности руководителя, которая отражает не только его личностные качества, но при этом руководитель также должен реагировать на ситуацию и строить взаимоотношения с подчиненными более гибко, с учетом внешних условий. Также руководители должны учитывать конкретную задачу и индивидуальные особенности членов педагогического коллектива. Если современный директор школы будет работать над собой, постоянно повышать свою квалификацию, в том числе, и в области психологии, то он сможет применять различные стили управления педагогическим коллективом, разумно сочетая свои индивидуальные особенности с производственной необходимостью. Такая гибкость руководства позволит педагогическому коллективу плодотворно работать, добиваясь высоких результатов, а также развивать творческую индивидуальность каждого педагога.
Литература:
1.Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.- 199 с.
2.Практическая психология, под ред. Тутутшкиной М.К., СПб 1993. — 252 с.
3.Ревенко Н.В. Психология управления. Л., 1983.- 72 с.
4.Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000. – 199 с.
Педагогическое руководство
Стиль педагогического руководства – совокупность индивидуально-типологических особенностей взаимодействия педагога с учащимися. Понятие «стиль педагогического руководства» может иметь следующие значения:
— стиль руководства детьми, присущий конкретному педагогу (индивидуальный стиль педагогического руководства);
— тип руководства детьми, обладающий определёнными свойствами.
Существует несколько классификаций стилей педагогического руководства. Среди них наиболее распространена классификация, разработанная немецким психологом К. Левиным. Согласно этой классификации, выделяются три основных стиля педагогического руководства авторитарный, попустительский (анархический, игнорирующий, либеральный) и демократический (сотрудничающий).
Таблица 1.1
Особенности стилей педагогического руководства
Стиль педагогического общения |
Тактическая установка педагога |
Владение инициативой в общении |
Достоинства |
Недостатки |
Авторитарный |
Диктат, опека |
Инициатива педагога явная, инициатива детей «задавлена». Единоличное решение проблем. |
У учеников хорошие дисциплина и успеваемость, они качественно выполняют большой объём работы |
Формирует безынициативность, безответственность (привычку хорошо работать только под контролем), показное послушание. Педагог вынужден постоянно решать за всех, сам всё контролировать. |
Попустительский |
Невмешательство |
Педагог отдаёт инициативу учащимся, устраняется при решении проблем: как дети решат, так и будет. |
Может способствовать развитию самостоятельности детей, если одновременно они получают опыт другого стиля общения (при общении с другими педагогами, в семье и т.д.) |
Низкие результаты деятельности, слабая дисциплина. Низкая предсказуемость результатов воспитания. |
Демократический |
Сотрудничество с воспитанниками |
Педагог владеет инициативой и стимулирует инициативу детей. Совместное с детьми решение проблем. |
Возрастают активность, творчество и самостоятельность детей. Внешние показатели результатов деятельности могут быть несколько ниже, чем при авторитарном стиле, но выше, чем при попустительском. |
Требует от педагога наибольших усилий на всех стадиях общения |
Авторитарный, попустительский и демократический стили достаточно редко встречаются «в чистом виде». Чаще всего можно сказать лишь, что педагог тяготеет к тому или иному стилю руководства воспитанниками, или что он избрал тот или иной стиль в данной ситуации.