К основным стилям руководства педагогическим коллективом относятся

   
   
Детали файла
Имя файла: 0012.02.04;Т-Т.01;1
Размер: 112 Kb
Дата публикации: 2015-03-09 03:02:43
Описание:
Психология и педагогика — Тест-тренинг

Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов):

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», — утверждал
Верны ли определения?
А) Воспитание — процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни
В) Воспитание — процесс передачи педагогами и усвоения обучающимися знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Основной смысл воспитательной функции обучения состоит в овладении обучающимися системой научных знаний, умений и навыков
В) Важнейшим аспектом осуществления образовательной функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Поощрение закрепляет формируемые навыки и привычки
В) Действие поощрения основано на возбуждении позитивных эмоций
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В процессе воспитания необходимо относиться к ребенку как к субъекту
В) В процессе воспитания необходимо относиться к ребенку как к объекту
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В современном обучении память должна главенствовать над мышлением
В) В современном обучении мышление должно главенствовать над памятью
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В современном обществе наблюдается процесс укрупнения семьи
В) В современном обществе наблюдается процесс «разукрупнения» семьи
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В современном обществе типичной является семья, воспитывающая одного ребенка
В) В современном обществе типичной является бездетная семья
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей, является семья
В) Важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей, является школа
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Высшая истина, согласно экзистенциалистам, постигается посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения
В) Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Главная и общая задача семейного воспитания — подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях
В) Главная и общая задача семейного воспитания — подготовка детей к преобразованию существующих социальных условий
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности
В) Авторитарное воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации
В) Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс централизации
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) К компетенции попечительского совета относится рассмотрение проектов плана финансово-хозяйственной деятельности школы и отчетов о его исполнении
В) К компетенции наблюдательного совета относится рассмотрение проектов плана финансово-хозяйственной деятельности школы и отчетов о его исполнении
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится разработка и реализация государственной политики в области образования
В) К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относится принятие законов субъекта РФ в области образования
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений
В) Единоначалие необходимо на этапе реализации принятых решений
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается на срок, не превышающий 5 лет
В) Свидетельство о государственной аккредитации выдается на 5 лет
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Наглядность — цель обучения
В) Наглядность — средство обучения
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Наказание применяется независимо от применения других методов воспитания
В) Наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Общественный характер управления системой образования означает, что в стране проводится единая государственная политика в области образования
В) Государственный характер управления системой образования означает, что в стране проводится единая государственная политика в области образования
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Организовать воспитание — создать условия для вхождения в культуру через активные усилия воспитателя
В) Организовать воспитание — создать условия для вхождения в культуру через активные усилия воспитанника
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Перспективный план работы школы разрабатывается, как правило, на пять лет
В) Текущий план работы школы составляется на месяц
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Порядок создания и работы комиссии по государственной аккредитации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
В) Порядок создания и работы комиссии по государственной аккредитации устанавливается Президентом РФ
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Практикумы или практические занятия применяются при изучении гуманитарных дисциплин
В) Практикумы или практические занятия применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Предмет педагогики — образование как общечеловеческая ценность
В) Предмет педагогики — образование как целостный педагогический процесс
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Разгосударствление системы образования означает, что все государственные образовательные учреждения становятся негосударственными
В) Диверсификация образовательных учреждений означает развитие различных типов негосударственных учебных заведений
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Содержание внутришкольного контроля и педагогического анализа составляют одни и те же направления деятельности школы
В) Содержание внутришкольного контроля и педагогического анализа составляют различные направления деятельности школы
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Состав, структура и содержание деятельности педагогического совета определяются директором школы
В) Состав, структура и содержание деятельности педагогического совета определяются Уставом школы
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе
В) Существует обратная зависимость: чем выше образование родителей, тем менее успешно учатся их дети в школе
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Урок должен начинаться с постановки перед обучающимися учебной проблемы
В) Урок должен вестись с опорой на предыдущий опыт обучающихся
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Новые социально-психологические образования в личностной структуре рождаются только в процессе собственной активности личности
В) Вхождение в культуру совершается благодаря поддержке педагога, дополняющего слабые силы ребенка собственными усилиями
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Образование является социокультурным феноменом
В) Образование является общечеловеческой ценностью
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Педагогический эксперимент предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания
В) Педагогический эксперимент предполагает активное воздействие исследователя на педагогическое явление
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Попечительский совет является высшим органом самоуправления общеобразовательного учреждения
В) Совет общеобразовательного учреждения является высшим органом самоуправления
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) При классно-урочной форме организации обучения учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных частей (уроков)
В) При классно-урочной форме организации обучения каждый урок посвящается нескольким предметам
Подберите правильный ответ
Значение деятельностного подхода показал в своих работах классик отечественной психологии
В структуру педагогики входят: 1) общая педагогика, 2) возрастная педагогика, 3) история педагогики, 4) коррекционная педагогика и др. Верными утверждениями являются
Интенсивно выполняемое упражнение характеризуется как
К числу методов этапа усвоения-воспроизведения учебного материала относятся
К числу методов этапа восприятия-усвоения учебного материала относятся методы
Этапами комбинированного урока являются: 1) изучение новых знаний, формирование новых умений; 2) закрепление, систематизация, применение на практике; 3) повторение изученного; 4) задание на дом. Они располагаются в следующем порядке
_________ школы определяет состав, структуру и содержание деятельности педагогического совета
Антропологический подход в педагогике разработал и обосновал
В зависимости от содержания педагогического анализа, выделяются следующие его виды
В подготовке учителя к уроку выделяются следующие этапы
В структуре методологического знания, применительно к педагогике, выделяют следующие уровни
В управленческой деятельности руководителей школы выделяются такие виды анализа урока, как
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разработавшим теорию коллектива, является
Воспитание осуществляется методами: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения и методами
Деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации, характеризуется как
Диалектический материализм — философское учение о наиболее общих законах
Дидактику как систему научных знаний впервые разработал
Дидактический принцип, определяющий требования к целесообразному привлечению органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, характеризуются как принципы
Добровольное объединение спонсоров, созданное для содействия финансированию деятельности общеобразовательного учреждения и оказания ему организационной, консультативной и иной помощи, характеризуется как
Завершенная последовательность повторяющихся активных действий, направленных на достижение поставленных целей, представляет собой управленческий
К дидактическим требованиям к уроку относятся: 1) четкое определение задач каждого урока; 2) рационализация информационного наполнения урока; 3) внедрение новейших технологий познавательной деятельности; 4) рациональное сочетание разнообразных средств и методов обучения; 5) творческий подход к формированию структуры урока и др. Верными утверждениями являются
К законам обучения, выделяемым современными исследователями, относятся законы
К материальным средствам обучения относятся
К методам опроса относятся: 1) беседа; 2) интервью; 3) анкетирование; 4) изучение школьной документации. Верными утверждениями являются
К методам эмпирического познания педагогических явлений относятся: 1) наблюдение; 2) методы опроса; 3) анализ и синтез; 4) педагогический эксперимент; 5) метод восхождения от абстрактного к конкретному. Верными утверждениями являются
К основным задачам педагогической науки относятся
К основным категориям педагогики не относятся
К основным принципам управления образовательными системами не относится принцип
К основным стилям руководства педагогическим коллективом относятся
К основным функциям управления педагогическими системами относятся
К основным функциями семьи как социального института относятся: 1) репродуктивная; 2) воспитательная; 3) методологическая; 4) супружеская; 5) родительская и др. Верными утверждениями являются
К основополагающим дидактическим принципам относятся принципы
К преимуществам дистанционного обучения относятся
К принципам государственной политики в области образования, сформулированным в законе РФ «Об образовании», не относится
К социокультурным требованиям, предъявляемым к средствам воспитания, относятся
К структурным компонентам педагогической системы относятся: управляющая и управляемая системы, а также
К формам самоуправления общеобразовательных учреждений относятся
Каждый метод педагогического процесса включает составляющие его элементы, которые называются
Коллектив отличается наличием таких важных признаков, как
Любой предмет действительности потенциально наделен ключевыми воспитательными функциями, к которым относятся функция
Малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью, определяется как
Материальный или идеальный объект, который используется учителем и обучающимися для усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, характеризуется как
Метод научного исследования, состоящий в соединении различных элементов объекта в единое целое (систему), характеризуется как
Модель развития отношений между личностью и коллективом, характеризующаяся подчинением коллектива личности, получила название «____» (ответ дайте в именительном падеже)
Модель развития отношений между личностью и коллективом, характеризующаяся подчинением личности коллективу, получила название «____» (ответ дайте в именительном падеже)
Наиболее доступным методом изучения педагогической практики является
Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных средств при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, характеризуются как
Образовательные учреждения могут быть
Обучающе-познавательный процесс включает этапы: 1) восприятия-усвоения учебного материала; 2) усвоения-воспроизведения учебного материала; 3) учебно-творческого выражения учебного материала. Верными утверждениями являются
Общенаучная методология может быть представлена
Общеобразовательная школа имеет ___ ступени(ей)
Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного управления образованием к
Организационная форма объединения людей на основе целенаправленной общественно-полезной деятельности характеризуется как
Организационной основой государственной политики в области образования является
Основателем прагматической педагогики считается
Основной единицей педагогического процесса является
Основные и наиболее общие понятия данной науки, характеризуются как
Основными формами самоуправления в общеобразовательном учреждении являются: 1) совет общеобразовательного учреждения; 2) попечительский совет; 3) общее собрание; 4) педагогический совет. Верными утверждениями являются
Особенностями развития семьи в современных условиях являются
Ответственность родителей и детей за нормальное функционирование семьи является содержанием сферы
Отношение к жизни, материальным и духовным ценностям, созданным людьми, которое проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к предоставляемым благам, характеризуется как
Педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм, характеризуется как
Педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности, характеризуется как
По институциональному признаку выделяют воспитание
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть: государственными
По составу объектов средства обучения разделяются на средства
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание
По формам контроль подразделяется на
Побудительная причина поведения и действий (деятельности) человека характеризуется как
Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «магистр» осуществляется на базе
Подготовка планов работы школы основывается на соблюдении ряда требований, к которым относятся
Последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме, характеризуется как
Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему
Процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру, характеризуется как
Психологической основой примера служит
Расположите ступени обучения в правильной последовательности
Расположите уровни управления школы от вышестоящего к нижестоящему
Расположите этапы педагогического эксперимента в правильной последовательности
Расположите этапы подготовки соревнования в правильной последовательности
Расположите этапы решения педагогических задач в правильной последовательности
Руководство общеобразовательным учреждением осуществляет
Руководящие идеи, нормативные требования к организации, содержанию и методике дидактического процесса, к педагогической деятельности учителя и учебной деятельности обучающихся, характеризуются как
Систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада характеризуется как семейное(ая)
Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, характеризуется как
Содержание обучения не должно противоречить объективным научным фактам, теориям, законам, современному состоянию наук, — требует принцип
Содержание, методы и формы обучения должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития, — требует принцип
Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников (обучающихся), направленное на решение образовательных задач, характеризует
Способ систематического и эффективного формирования умения или навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, практических операций в процессе взаимодействия обучающихся с учителем или в специально организованной деятельности, характеризуется как
Способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, действия и поступки воспитанников с целью выработки у них убеждений и навыков поведения, характеризуются как _____ воспитания
Способы организации обучающего взаимодействия учителя и обучающихся, обучающихся между собой, с природной и общественной средой, характеризуются как
Структура управляющей системы большинства школ представлена ___ уровнями управления
Субъектами педагогического процесса являет(ют)ся
Субъектами управления системой образования Российской Федерации выступают: ____ Российской Федерации
Теоретическая функция педагогики реализуется на следующих уровнях: 1) описательном или объяснительном; 2) проективном; 3) диагностическом; 4) прогностическом. Верными утверждениями являются
Теоретические основы классно-урочной формы обучения разработал и воплотил в жизнь
Технологическая функция педагогики предполагает следующие уровни реализации
Укажите соответствие между видом педагогического анализа и его содержанием
Укажите соответствие между видом плана работы школы и периодом планирования
Укажите соответствие между методом воспитания и его назначением
Укажите соответствие между методом обучения и его характеристикой
Укажите соответствие между стилем руководства педагогическим коллективом и недостатками этого стиля
Укажите соответствие между ступенью общеобразовательной школы и длительностью обучения
Укажите соответствие между сферой семейной жизни и ее содержанием
Укажите соответствие между уровнем реализации теоретической функции педагогики и его содержанием
Укажите соответствие между уровнем реализации технологической функции педагогики и его содержанием
Укажите соответствие между философским направлением и его представителем
Укажите соответствие между функцией обучения и ее содержанием
Управление системой образования Российской Федерации, согласно ФЗ «Об образовании» осуществляется: 1) федеральными органами государственной власти; 2) органами государственной власти субъекта РФ; 3) органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Верными утверждениями являются
Условия функционирования педагогической системы подразделяются на социально-педагогические и
Учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, характеризуется как
Федеральная целевая программа развития образования содержит следующие основные разделы
Философское течение, в котором фактор практики используется в качестве методологического принципа философии, характеризуется как
Целенаправленный и планомерный процесс передачи педагогом и усвоения обучающимися знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности характеризуется как
Целостный педагогический процесс осуществляется методами: 1) формирования сознания в целостном педагогическом процессе; 2) организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; 3) стимулирования и мотивации деятельности и поведения; 4) контроля эффективности педагогического процесса. Верными утверждениями являются
Целью государственной аккредитации образовательного учреждения является

Для скачивания этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой —>
ВНИМАНИЕ:
Нажимая на кнопку «Скачать бесплатно» Вы подтверждаете свое полное и безоговорочное согласие с «Правилами сервиса»
Онлайн-тестыТестыВоспитание и обучениеДошкольное образованиевопросы


16. К одной из основных задач педагогической науки относится:
обоснование целей, содержания и технологий педагогических систем

17. К основной функции семьи относится:
обеспечение условий для полноценного развития ребенка

18. К основному преимуществу дистанционного обучения относится:
создание единой образовательной среды образовательного учреждения

19. К основным категориям педагогики не относятся:
общественное бытие, общественное сознание

20. К основным принципам управления образовательными системами не относится принцип:
децентрализации

21. К основным стилям руководства педагогическим коллективом относятся:
авторитарный, демократический и либеральный

22. К основным функциям управления педагогическими системами относится:
педагогический анализ

23. К принципам государственной политики в области образования, сформулированным в законе РФ «Об образовании», не относится принцип:
классовый характер образования

24. К социальным условиям развития современного дошкольника не относятся:
индивидуально-психологические

25. К социокультурным требованиям, предъявляемым к средствам воспитания, относятся:
эстетические

26. К структурным компонентам педагогической системы относятся:
управляющие и управляемые, содержание, средства, формы и методы образования

27. К форме самоуправления общеобразовательного учреждения относятся:
попечительский совет

28. Каждый метод педагогического процесса включает составляющие его элементы, которые называются:
методическими приемами

29. Какой из признаков не характеризует ученический коллектив?
Ситуативные отношения

30. Малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью, – это:
семья


Стиль
управления педагогическим коллективом
подразделения (части) –

это
совокупность наиболее характерных и
устойчивых методов решения типовых
педагогических задач, выработки и
реализации управленческих решений
офицером – руководителем педагогического
коллектива.

Это
своего рода система психолого-педагогических
воздействий офицера (руководителя) на
подчиненных и их взаимодействия,
обусловленная спецификой решаемых
коллективом боевых, служебных, учебных,
воспитательных и других задач,
взаимоотношениями руководителя с
подчиненными и объемом его должностных
полномочий, личностными особенностями
всех членов коллектива, своевременностью
и целесообразностью применения тех или
иных управленческих средств.

Одна
из первых и наиболее известных
классификаций стилей руководства
предложена американским социальным
психологом К. Левиным. Он выделял
авторитарный, демократический и пассивный
стили руководства.

Взаимоотношения
подчиненных с руководителем, психологический
климат коллектива, результаты работы
коллектива зависят от стиля управления,
реализуемого, руководителем.
Выделяют
следующие стили
управления
.

Авторитарный (или
директивный, или диктаторский) стиль
управления: для него характерно жесткое
единоличное  принятие руководителем
всех решений («минимум демократии»),
жесткий постоянный контроль за выполнением
решений с угрозой наказания («максимум
контроля»), отсутствие интереса к
работнику как к личности. За счет
постоянного контроля этот стиль
управления обеспечивает вполне приемлемые
результаты работы (по непсихологическим
критериям: прибыль, производительность,
качество продукции может быть хорошим),
но недостатков больше, чем
достоинств:
1)высокая вероятность
ошибочных решений;  
2)подавление
инициативы, творчества подчиненных,
замедление нововведений, застой,
пассивность сотрудников; 
3)неудовлетворенность
людей своей работой, своим положением
в коллективе;  
4)неблагоприятный
психологический климат («подхалимы»,
«козлы отпущения», интриги)
обусловливает повышенную
психологически-стрессовую нагрузку,
вреден для психического и физического
здоровья. Этот стиль управления
целесообразен и оправдан лишь в
критических ситуациях (аварии, боевые
военные действия и т.п.).

Демократический (или
коллективный) стиль управления:
управленческие решения принимаются на
основе обсуждения проблемы, учета мнений
и инициатив сотрудников («максимум
демократии»), выполнение принятых
решений контролируется и руководителем,
и самими сотрудниками («максимум
контроля»), руководитель проявляет
интерес и доброжелательное внимание к
личности сотрудников, к учету их
интересов, потребностей, особенностей.
Демократический стиль является наиболее
эффективным, т.к. он обеспечивает высокую
вероятность правильных взвешенных
решений, высокие производственные
результаты труда, инициативу, активность
сотрудников, удовлетворенность людей
своей работой и членством в коллективе,
благоприятный психологический климат
и сплоченность коллектива. Однако
реализация демократического стиля
возможна при высоких интеллектуальных,
организаторских, психологически-коммуникативных
способностях руководителя.

Либерально-анархический (или
попустительский, или  нейтральный)
стиль руководства характеризуется, с
одной стороны, «максимумом демократии»
(все могут высказывать свои позиции, но
реального учета, согласования позиций
не стремятся достичь), а с другой стороны,
«минимумом контроля» (даже принятые
решения не выполняются, нет контроля
за их реализацией, все пущено на
«самотек»), вследствие чего результаты
работы обычно низкие, люди не удовлетворены
своей работой, руководителем,
психологический климат в коллективе
неблагоприятный, нет никакого
сотрудничества, нет стимула добросовестно
трудиться, разделы  работы складываются
из отдельных интересов лидеров подгруппы,
возможны скрытые и явные конфликты,
идет расслоение на конфликтующие
подгруппы.

Непоследовательный (алогичный)
стиль руководства  проявляется в
непредсказуемом переходе руководителем
от одного стиля к другому (то авторитарный,
то попустительский, то демократический,
то вновь авторитарный и т.п.),  что
обусловливает крайне низкие результаты
работы и максимальное количество
конфликтов и проблем.

4.
Общение на основе увлеченности совместной
творческой деятельностью.

В
основе этого стиля – единство высокого
профессионализма педагога и его

этических
установок.

5.
Общение-дистанция

Этот
стиль общения используют как опытные
педагоги, так и начинающие.

Суть
его заключается в том, что в системе
взаимоотношений педагога и

учащихся
в качестве ограничителя выступает
дистанция. Но и здесь нужно

соблюдать
меру.

6.
Общение – устрашение

Этот
стиль общения, к которому также
иногда обращаются начинающие

учителя,
связан в, основном с неумением организовать
продуктивное общение

на
основе увлеченности совместной
деятельностью.

17
Основные положения «Закона об образовании»

В
законе Российской Федерации «Об
образовании» содержатся те основные
принципы и положения, на основе которых
будет строиться и стратегия и тактика
реализации законодательно закрепленных
идей развития образования в России.

Эти
положения обращены одновременно к
обществу, к самой системе образования,
к личности и обеспечивают как «внешние»
социально-педагогические условия
развития системы образования, так и
«внутренние» собственно педагогические
условия ее полноценной жизнедеятельности.

К
ним относятся: гуманистический характер
образования; приоритет общечеловеческих
ценностей; свободное развитие личности;
общедоступность образования; бесплатность
общего образования; всесторонняя зашита
потребителя образования. Особое значение
в управлении функционированием и
развитием школы имеют сохранение
единства федерального, культурного и
образовательного пространства; свобода
и плюрализм в образовании; открытость
образования, демократический,
государственно-общественный характер
управления образованием; светский
характер образования в
государственно-муниципальных
образовательных учреждениях; получение
образования на родном языке; связь
образования с национальными и региональными
культурами и традициями; преемственность
образовательных программ; вариативность
образования; разграничение компетенций
субъектов системы.

Центральным
звеном системы образования в Российской
Федерации является общее среднее
образование, включающее средние
общеобразовательные школы, школы с
углубленным изучением отдельных
предметов, гимназии, лицеи, вечерние
школы, образовательные учреждения
интернатного типа, специальные школы
для детей с отклонениями в физическом
и психическом развитии, внешкольные
образовательные учреждения.

Главными
задачами общеобразовательных учебных
заведений являются: создание благоприятных
условий для умственного, нравственного,
эмоционального и физического развития
личности; выработка научного мировоззрения;
освоение учащимися системы знаний о
природе, обществе, человеке, его труде
и приемов самостоятельной деятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Стили руководства педагогическим коллективом школы

Владислав Исаакович Этнис,

директор школы №69 г. Санкт — Петербурга

   В современных условиях руководство педагогическим коллективом школы ставит перед директором все новые и новые задачи. Это связано, прежде всего, с широким внедрением в педагогический процесс инновационных технологий, с все большим потоком информации, постоянно повышающимся уровнем подготовки профессиональных педагогических кадров и др. В этой связи наиболее актуальным становится вопрос возможностей руководителей школы использовать те или иные стили деятельности в руководстве.

   Рассмотрим понятие индивидуального стиля деятельности.  Е.А.Климов определяет индивидуальный стиль деятельности следующим образом: «Обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, в широком смысле  — индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [1, с.49].

   Особое место занимает изучение стилей руководства. Исследователи различают разные подходы к проблеме, количество стилей, выделяя их по разным основаниям. Одно из самых популярных в психологической науке описание стилей руководства принадлежит Курту Левину [2, с. 157]. Он выделяет две стороны стилей руководства – содержание решений, предложенных руководителем (формальный аспект), и техника (способы) осуществления этих решений (содержательный аспект). Рассмотрим с этих позиций основные стили руководства – авторитарный, демократический, либеральный. Также определим, как эти стили будут проявляться в руководстве педагогическим коллективом.

   Формальный аспект авторитарного стиля – указания даются руководителем по-деловому, кратко, прямо и открыто, характерен лаконичный командный язык, зачастую, неприветливый тон, похвала и порицания субъективны. Руководитель находится «над группой». Содержательно  — мероприятие планируется заранее, обычно указываются только предстоящие действия, перспектива педагогам неизвестна, мнение руководителя – решающее.  Педагогический коллектив боится проявлять инициативу, т.к. она может быть наказуема. В этих условиях у педагогов нет возможности раскрыть свои организаторские, лидерские  способности. Внешне создается впечатление порядка в коллективе, но педагогический коллектив находится в эмоциональном напряжении.

  Демократический стиль – все мероприятия облекаются в форму предложений, высказанные доброжелательным тоном, похвала и порицания высказываются с учетом мнения подчиненных, запреты делаются в форме предложения и дискуссии. Имеет место совместная  деятельность, позиция руководителя – «в группе». По содержанию, большинство мероприятий планируется и обсуждается в группе, за их реализацию отвечают все участники, руководитель не пытается использовать решающее влияние своего голоса. Педагогический коллектив заинтересован в совместном результате деятельности, в коллективе преобладает инициатива, формируется сознательное отношение к работе. В таком педагогическом коллективе низкая текучесть кадров, у педагогов есть возможность реализовать свои способности.

  Либеральный стиль – конвенциальный тон, отсутствие похвалы, порицаний предложений, запреты или распоряжения не высказываются, а заменяются присутствием, сотрудничество отсутствует, позиция руководителя – вне группы. По содержанию, руководитель не дает словесных указаний и предложений, воздействует лишь своим присутствием, работа складывается из отдельных интересов, если руководитель отсутствует – педагоги стремятся заняться своими делами или уйти с работы, т.к. не заинтересованы в конечном результате совместной деятельности. В таких педагогических коллективах существуют мини-группы, которые существуют автономно, сами по себе, от чего страдают интересы дела. Либеральный стиль деятельности называют также попустительским.

  Курт Левин и его школа считали, что стили руководства зависят исключительно от индивидуальных особенностей руководителя. Современный подход к изучению стилей руководства несколько иной. Выраженность стилей руководства по фактору «авторитарность – либеральность» может быть различной – до его крайних форм, однако стиль не может быть описан лишь в рамках этого фактора. В основу классификации могут быть положены несколько факторов: «авторитарность – либеральность», «общественная – эгоцентрическая ориентация», «деловая активность – инертность», «контактность —  дистанционность», «властвование – подчинение», «ориентация на выполнение работы – человеческие отношения», «стрессоустойчивость – нетолерантность» [4, с.46].

  В рамках современного подхода, по мнению Н.В.Ревенко [3], стили руководства являются интегральной характеристикой  деятельности руководителя,  которая отражает не только его личностные качества, но при этом руководитель также должен реагировать на ситуацию и строить взаимоотношения с подчиненными более гибко, с учетом внешних условий.  Также руководители должны учитывать конкретную задачу и индивидуальные особенности членов педагогического коллектива. Если современный директор школы будет работать над собой, постоянно повышать свою квалификацию, в том числе, и в области психологии, то он сможет применять различные стили управления педагогическим коллективом, разумно сочетая свои индивидуальные особенности с производственной необходимостью. Такая гибкость руководства позволит педагогическому коллективу плодотворно работать, добиваясь высоких результатов, а также развивать творческую индивидуальность каждого педагога.

Литература:

1.Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.- 199 с.

2.Практическая психология, под ред. Тутутшкиной М.К., СПб 1993. — 252 с.

3.Ревенко Н.В. Психология управления. Л., 1983.- 72 с.

4.Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл,  2000. – 199 с.

Педагогическое руководство

Стиль педагогического руководства – совокупность индивидуально-типологических особенностей взаимодействия педагога с учащимися. Понятие «стиль педагогического руководства» может иметь следующие значения: 

— стиль руководства детьми, присущий конкретному педагогу (индивидуальный стиль педагогического руководства); 

— тип руководства детьми, обладающий определёнными свойствами. 

Существует несколько классификаций стилей педагогического руководства. Среди них наиболее распространена классификация, разработанная немецким психологом К. Левиным. Согласно этой классификации, выделяются три основных стиля педагогического руководства авторитарный, попустительский (анархический, игнорирующий, либеральный) и демократический (сотрудничающий).

Таблица 1.1

Особенности стилей педагогического руководства

Стиль

педагогического общения

Тактическая установка

педагога

Владение инициативой

в общении

Достоинства

Недостатки

Авторитарный

Диктат, опека

Инициатива педагога явная, инициатива детей «задавлена».

Единоличное решение проблем.

У учеников хорошие дисциплина и успеваемость, они качественно выполняют большой объём работы

Формирует безынициативность, безответственность (привычку хорошо работать только под контролем), показное послушание. Педагог вынужден постоянно решать за всех, сам всё контролировать.

Попустительский

Невмешательство

Педагог отдаёт инициативу учащимся, устраняется при решении проблем: как дети решат, так и будет.

Может способствовать развитию самостоятельности детей, если одновременно они получают опыт другого стиля общения (при общении с другими педагогами, в семье и т.д.)

Низкие результаты деятельности, слабая дисциплина. Низкая предсказуемость результатов воспитания.

Демократический

Сотрудничество с воспитанниками

Педагог владеет инициативой и стимулирует инициативу детей.

Совместное с детьми решение проблем.

Возрастают активность, творчество и самостоятельность детей.

Внешние показатели результатов деятельности могут быть несколько ниже, чем при авторитарном стиле, но выше, чем при попустительском.

Требует от педагога наибольших усилий на всех стадиях общения

Авторитарный, попустительский и демократический стили достаточно редко встречаются «в чистом виде». Чаще всего можно сказать лишь, что педагог тяготеет к тому или иному стилю руководства воспитанниками, или что он избрал тот или иной стиль в данной ситуации. 
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Центрифуга sorvall rc 3c plus инструкция на русском
  • Либхер премиум холодильник инструкция по применению
  • Алроса руководство компании фото
  • Высокие грядки своими руками пошаговая инструкция из досок на даче
  • Руководство талибана кто