К высшему руководству государства относятся

ВЫСШЕЕ РУКОВОДСТВО

ВЫСШЕЕ РУКОВОДСТВО
(top leaders) — совокупность руководителей самого высокого положения в данной области, например, в сфере власти государственной, военной и т.д.

Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. — М.: Луч.
.
1996.

Смотреть что такое «ВЫСШЕЕ РУКОВОДСТВО» в других словарях:

  • высшее руководство — Лицо или группа работников, осуществляющих руководство и управление организацией на высшем уровне. [ГОСТ Р ИСО 9000 2008] Тематики системы менеджмента качества EN top management …   Справочник технического переводчика

  • высшее руководство — 3.5 высшее руководство (top management): Лицо или группа работников, осуществляющих управление деятельностью организации. Примечание В образовательном учреждении высшего профессионального образования к высшему руководству относятся ректор и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • высшее руководство вещательной компании страны-организатора — [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] Тематики спорт (коммуникации и средства массовой информации) EN senior management personnel of host broadcaster …   Справочник технического переводчика

  • высшее руководство ОАО «Газпром» — 3.3.1.5 высшее руководство ОАО Газпром : Лица осуществляющие направление деятельности и управление ОАО Газпром на высшем уровне в рамках своих полномочий. Источник: СТО Газпром 9000 2006: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Руководство — см. «Высшее руководство». Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Руководство Азербайджанской ССР — Высшее руководство в Азербайджанской ССР с момента установления Советской власти в 1920 году и вплоть до Августовского путча 1991 года осуществляла Коммунистическая партия Азербайджана в составе КПСС. Высшим органом Компартии Азербайджана был… …   Википедия

  • Руководство Белорусской ССР — Высшее руководство в Белорусской ССР с момента её провозглашения и вплоть до Августовского путча 1991 года осуществляла Коммунистическая партия Белоруссии в составе КПСС[источник не указан 132 дня]. Высшим органом Компартии… …   Википедия

  • Руководство Грузинской ССР — Высшее руководство в Грузинской ССР с момента установления Советской власти в 1921 году до первых многопартийных выборов в октябре 1990 года осуществляла Коммунистическая партия Грузии в составе… …   Википедия

  • Руководство Киргизской ССР — Высшее руководство в Киргизской ССР с момента её образования в декабре 1936 года и до октября 1990 года осуществляла Коммунистическая партия Киргизии в составе КПСС. Высшим органом Компартии Киргизии был Центральный Комитет (ЦК), и… …   Википедия

  • Высшее учебное заведение — Запрос «Вуз» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Московский государственный университет …   Википедия

Суверенная воля народа выражается посредством государственной власти.

Определение 1

Властью (в данном контексте) является способность государства принимать решения и реализовывать их.

Для этого государство использует действенный инструмент — государственный аппарат, который является системой государственных органов. С его помощью государство ведет активную деятельность в жизни общества.

Суть государственного аппарата

Государственный аппарат является достаточно сложной системой высших органов государственной власти РФ и через него отражаются потребности общества и интересы граждан — как всего народа в целом, так и отдельных социальных групп в частности. Системность подразумевает упорядоченность во взаимодействии определенных сегментов госаппарата. Проявлениями такой упорядоченности являются непротиворечивость и согласованность действий отдельных элементов. Благодаря согласованным действиям всех госорганов обеспечивается единство власти государства, эффективность его действий в различных сферах общественной жизни и внешних взаимоотношениях, могущество, а также защита его суверенных прав и интересов.

Основные принципы системы высших органов государственной власти в РФ

У государственного органа имеется целый ряд характерных признаков. В первую очередь, это государственно-властные полномочия, которыми он обладает. Они выражаются в принятии этим органом решений в рамках своей компетенции, а также в их исполнении, формулировании предписаний, которые являются обязательными для всех, на кого распространяется власть данного органа. Основным отличием госоргана является его организация/учреждение в порядке, который определяет государство и который закреплен в Конституции Российской Федерации, законах и прочих нормативных актах. Также у такого органа имеется определенная компетенция — набор полномочий/обязанностей, связанных с предметами ведения государственного органа. Действия такого органа подкрепляются конкретными формами/методами, которые определяются юридическими актами.

Замечание 1

Государственным органом является организованный коллектив профессионалов.

Вывод 1

Отсюда следует, что в качестве нормативной основы деятельности такого коллектива помимо нормативных правовых актов используются также и нормы профессиональной этики. Эти нормы должны регулировать взаимоотношения работников госорганов между собой и с гражданами, которые к ним обращаются.

Структура высших органов государственной власти очень разнообразна. Чаще всего она представляет собой коллективную группу, однако существуют органы, которые представляет одно лицо. Таковым является, например, Президент России или Генеральный прокурор.

В процессе рассмотрения системы государственных органов власти Российской Федерации нужно опираться на положения Конституции, которая закрепляет структуру федеративного государства и организацию государственных органов власти — федеральных и субъектов государства.

К госорганам РФ относятся:

  • Президент;
  • Федеральное Собрание;
  • Правительство;
  • различные суды (Конституционный, Верховный, Арбитражный суд РФ и прочие);
  • федеральные министерства/ведомства.

Также к ним можно отнести глав администрации, которые стоят во главе исполнительных органов власти. Субъекты государства устанавливают такие исполнительные органы самостоятельно. Также они имеют органы законодательной и судебной власти, в которых функционируют органы местного самоуправления. Последние не относятся к органам госвласти, однако активно сотрудничают с ними.

Принцип разделения государственной власти

Государственная власть в России (согласно Конституции) выполняется на базе принципа разделения власти.

Замечание 2

Проявление этого принципа двояко. Это и разделение власти в горизонтальной проекции на законодательную, исполнительную, судебную, и разделение в вертикальной проекции — на предметы ведения/полномочия, которые разделяются между Федерацией и ее субъектами.

При горизонтальном разделении власти ее органы самостоятельны, однако должны взаимодействовать друг с другом — это необходимо для предотвращения узурпирования одной ветвью всех остальных. Для этого используется система сдержек и противовесов. Вертикальное деление позволяет обеспечить целостность государства одновременно с правами его субъектов (согласно статьям 71-73 Конституции).

Представителем законодательной власти является Федеральное Собрание (по своей сути — парламент), исполнительной — Правительство, судебной — суды (Верховный, Высший Арбитражный, Конституционный). Во главе всего этого стоит Президент Российской Федерации.

Екатерина Свеклова-Богданова

Преподаватель гражданского права

Глава государства – это высший должностной орган, первое лицо в структуре управления страной, носитель исполнительной власти, гарант конституции, суверенитета, свобод и прав граждан. В большинстве стран глава государства – это одна из главных составляющих законодательной и исполнительной власти. Без  подписи такого лица закон считается недействительным. При этом в каждой стране формы, полномочия, правовая форма, компетенция и особенности выбора главы государства могут различаться.

Виды глав государства

Сегодня в мире есть два основных вида первых лиц государственных образований:

1. Индивидуальный глава государства:

— монарх. Особенность такого правителя – получение своего статуса по наследству, монархто есть править государством могут представители царствующей династии. При этом порядок перехода власти определяется на законодательном уровне или исходя из обычаев народа. В некоторых странахтакие главы государства назначаются или избираются;

— президент. В этом случае первое лицо страны может выбираться на определенный термин (правительством, народом).

2. Коллегиальное управление государством. К примеру, в Андорре роль главы  возлагают на себя две личности – епископ испанкой епархии и президент Франции. В Швейцарии глава государства – это Федеральный совет.

Формы глав государства

В современной практике можно выделить шесть основных форм, которые позволяют тем или иным органам реализовывать функции правителя государства:

1. Монарх – один из самых древних способов правления. Такой правитель может получить свое место тремя способами:

— по наследству. Такой вариант является наиболее популярным. В качестве примера можно привести Бельгию, Нидерланды, Таиланд, Великобританию, Японию и так далее;

— быть назначенным на свою должность или выбранным семьей старейшин. Такая форма выбора популярна в таких странах, как Катар, Саудовская Аравия и так далее;

— быть избранным другими монархами, руководящими субъектами страны. Подобный пример в мировой практике единственный – это Малайзия. Особенность этой страны в том, что глава государства выбирается султанами на пятилетний срок.

2. Президент. Такой глава государства может быть выбран тремя способами – путем голосования парламента, волеизъявления народа или рекомендаций специальный Коллегий. Последние формируются из представителей власти на местах и членов парламентского правления.

3. Коллегиальный орган. Такая руководящая структура выбирается парламентом и имеет ограниченный срок правления. К примеру, коллегиальный орган считался правящим при СССР, сейчас – на Кубе и в ряде других стран. Особенность правительство Кубыколлегиального органа – неспособность принимать какие-то окончательные решения, поэтому такое право дается одному из представителей (как правило, это глава коллегиального органа). Именно он может подписывать документы, принимать грамоты от послов других стран, вести внешнеполитическую деятельность и так далее.

4. Верховный правитель по совместительству. Здесь речь идет о выполнении основных функций главой правительства – премьер-министром. К примеру, подобная форма популярна в ФРГ, где существует несколько субъектов Федерации (земель). При этом у каждой «земли» есть свое правительство и парламент.

5. Генерал-губернатор. Как правило. это представитель британского монарха. Если вспомнить историю, то Великобритания ранее имела множество колоний по всему миру, которые сегодня объединены в Содружество. Начиная с 1950 года многие страны стали республиками (к примеру, Индия), но при этом они признавали королеву Великобритании, как своего правителя. На сегодня из 49 государств она является правительницей только в 17. К таковым можно отнести Барбадос, Новую Зеландию, Канаду, Австралию и так далее.

колонии великобритании
В свою очередь гунерал-губернатор – это не правитель в чистом виде, а ставленник, который выполняет функции главы государства. При этом форма его правления является весьма условной, как и правление самой Королевы.

6. Хунта – это орган правления, который добился права руководить путем государственного переворота, незаконным путем. Чаще всего хунта – это военные люди, которые сначала возглавили движение, а затем выбрали себе президента (как правило, это командир движения). Такие органы – обычно дело для стран Латинской Америки (в 19-20 годах), Африки и так далее. Лидер хунты возлагает на себя основные полномочия – верховного главнокомандующего, военачальника, исполнительного и законодательного органа.

7. Руководитель государства (глава). Такой оригинальная форма правления есть в Иракском государстве. Здесь по конституции на роль «руководителя» назначается опытный человек, который имеет соответствующую подготовку и определенные личностные качества. К полномочиям такого руководителя можно отнести назначение даты президентских выборов и выполнение ряда других функций.

племенной вождь8. Племенной вождь – такой правитель является весьма экзотическим, но по своей легитимности он ничем не отличается от описанных выше коллег. Племенной вождь выбирается народом и возглавляет свое государство. К примеру, вождь Западного Самоа является пожизненным правителем. После его смерти будет выбираться новый президент.

Власть главы государства

В зависимости от вида верховного правителя и конституции функции главы государства могут различаться. Но есть и общие черты:

1. В сфере государственного управления глава государства имеет право объявлять чрезвычайно положение (в части страны или на всей территории), выполнять функции главнокомандующего, участвовать в формировании новой правительственной структуры (чаще всего формально), органов судебной власти, вносить предложения в финаносово-кредитную политику страны, банковское законодательство и так далее. В последних двух функциях роль главы государства часто сводится к поднятию вопроса об отставке.

власть главы государства
2. В сфере законодательного управления глава государства может выдвигать различные инициативы, назначать очередные или внеочередные выборы, распускать нижнюю (иногда – верхнюю) палаты, созывать парламент. Кроме этого, верховный правитель имеет право давать предложения по изменениям в законодательной сфере, может промульгировать (санкционировать, публиковать) законы, обращаться к органам конституционного контроля при наличии сомнений в подлинности того или иного закона.

право ветоОтдельно стоит выделить право главы государства на вето, которое может быть:

— абсолютным (резолютивным). В этом случае первое лицо государства имеет право безапелляционно отменить какое-либо законодательное решение. Преодолеть такое вето парламент или другая руководящая структура не в состоянии;

относительное (отлагательное). Глава страны имеет право наложить запрет на какое-либо решение, но парламент определенным числом голосов может его преодолеть;

— выборочное. Руководителю страны дается право накладывать вето лишь на какие-то отдельные постановления и законы. При этом в целом он должен одобрить законопроект.

3. В сфере внешнеполитической деятельности глава государства представляет страну на внешней «арене», назначает послов и прочих работников дипломатических структур, проводит международные переговоры, участвует в ратификации соглашений и договоров (в случае одобрения парламентом), при необходимости объявляет войну или мир.

4. В сфере внутренней политики глава государства имеет право на помилование, награждение медалями (орденами и прочими наградами), восстановление (предоставления) гражданства, присвоение титулов (званий), участие в праздниках и крупных мероприятиях (открытии дорог, школ, государственных учреждений и так далее).

Выборы главы государства

В большинстве стран мира встречается два основных типа руководителей – президент и монарх. Рассмотрим особенности их выбора.

1. Президент может выбираться несколькими способами:

— путем голосования в парламенте. Здесь глава страны выбирается в Албании, Турции, Венгрии, Словакии и прочих странах. Чтобы пройти первый тур претенденту необходимо набрать абсолютное большинство, что при большом количестве претендентов происходит очень редко. Чаще всего право голоса распределяется между несколькими основными кандидатами. В следующем туре требования могут быть уже менее строгими. К примеру, в Словакии для избрания главы государства необходимо 2/3 голосов членов парламента. Есть мнение, что президент, избранный парламентом, является «слабым». В некотором роде это так. Парламент избирается народом, а глава государства – всего лишь представителями власти;

— путем голосования выборщиков. В этом случае избиратель голосует заодного из выборщиков. Победители при этом собираются и определяют президента из представителей различных партий. При таком способе избрания президент может быть определен еще до подсчета голосов выборщиков. Главой государства станет тот, у кого больше выборщиков. Такая форма выбора действует в США, Аргентине и прочих странах;

выборы главы государства с США

— избрание верховного правителя (президента) избирательной комиссией, к примеру, Федеральным Собранием в Германии, членами верхней и нижней палаты в Индии, коллегии Италии (как правило, в нее входят делегаты областных советов и члены верхней и нижней палаты);

— путем голосования народа (выбор избирателями). Так выбирается президент во Франции, Мексике, Украине и ряде других стран. В некоторых государствах президент может переизбираться на новый срок сколь угодно раз (во Франции, Египте). В ряде других стран одно лицо может быть президентом не больше двух раз (США, Германия). Также на два года президент избирается в Аргентине, то там различаются сроки правления. В первом случае глава государства избирается на 6 лет, а второй – на 4 года. Такие ограничения введены специально, чтобы исключить различные проявления авторитаризма.

2. Монарх, как правило, получает свою власть по наследству по одной из систем наследования:

— салической. Здесь престол могут занять только представители мужского пола. При этом первоочередное право на трон имеет старший сын. В свою очередь женщины к правлению не допускаются. Такая форма выбора главы государства в Японии, Норвегии, Бельгии. При этом в большинстве стран такой монарх выполняет функции формального правителя. Основная власть в руках премьер-министра (к примеру, Япония);

— кастильская. В этой форме наследования женщины наравне с мужчинами получают право наследования престола в том случае, если у монарха не было сыновей. В случае, если в семье есть старшая дочка и младший сын, то предпочтение отдается второму (Дания, Испания, Нидерланды, Великобритания);

шведская королевская семья— шведская. Женщины могут наследовать престол наравне с мужчинами. При этом предпочтение мужскому полу не отдается. Так, в Швеции у короля есть старшая дочь и младший сын. В случае отъезда главы государства бразды правления передаются в руки дочери;

— австрийская. При такой форме наследования женщины могут получить трон, но только в том случае, когда во всех поколениях не было представителей мужского пола. Но это только в теории. На практике по австрийской системе женщины еще трон никогда не занимали;

— мусульманская. Трон наследует не какое-то конкретное лицо, а правящая династия (целое семейство). При этом право выбора правителя лежит уже на ней. Такая система работает в Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре и прочих странах. Также семья имеет право сдвигать правитель в случае его неуспешной деятельности и ставить другого главу государства из состава семьи;

— племенная. Здесь король – это вождь племени. При этом будущего наследника престола может определить только племенной совет. Последний состоит из сыновей умершего (погибшего) главы государства.

После наследования престола проходит обряд коронации. Если на трон достается несовершеннолетнему правителю, то при согласии одного из родственников помощником главы государства становится регент. Последний может быть утвержден парламентом или назначен правительством. Иногда может быть создан небольшой совет из 2-3 человек.

Критерии для назначения на должность главы государства

Наиболее строгие требования предъявляются при выборе одной из форм индивидуального главы государства – президента:

1. Наличие гражданства. В некоторых странах есть требование, чтобы кандидат в президенты был гражданином своего государства с рождения (Колумбия, Монголия, Казахстан, Эстония и так далее). Чаще всего устанавливаются определенные ограничения – 5, 10, 15 лет гражданства страны.

2. Постоянное проживание на территории государства в течение определенного периода времени до выборов. К примеру, в России, Украине и Азербайджане – это 10 лет, в Казахстане – 15, в Монголии – 5 лет.

3. Достижение определенного возраста (чаще всего от 35 лет и выше). В России, Украине, Армении и других странах – 35 лет, в Эстонии, Латвии, Греции – 40 лет и так далее.

4. Наличие избирательного права. К слову, такое право может быть не у всех граждан страны. Многое зависит от владения государственным языком (Украина, Молдова, Казахстан), наличия высшего образования (Турция, Азербайджан), принадлежности к коренной нации (Туркменистан, Сирия), исповедания официальной религии (к примеру, Тунис).

Прекращение полномочий главы государства

Как правило, мандат главы государства заканчивается по истечению его термина правления, импичмента, смерти или отстранения от должности. Здесь многое зависит от формы правления, конституции, законов. Досрочное отстранение может быть вызвано злоупотреблением полномочиями, плохим состоянием здоровья, протестом против каких-либо действий, измена Родине и так далее.

причины досрочного прекращения правления главы государства
К примеру, в России есть несколько основания для прекращения полномочий:

— истечение срока, на который был выбран президент;
— по инициативе самого главы страны;
— в случае проблем со здоровьем (при невозможности выполнять свои функции);
— по инициативе Федерального Собрания Российской Федерации. Последнее должно принять решение об отстрании главы государства от должности.

Также возможно отрешение главы государства от должности в случае совершения тяжкого преступления или государственной измены.

Главой
государства является Высший
руководитель
.
Он определяет общую политику страны.
Рахбар —
верховный главнокомандующий вооружёнными
силами Ирана
,
руководитель военной разведки. Высший
руководитель назначает людей на ключевые
посты в государстве: председателей
судов, руководителя полиции и командующих
всеми родами войск, а также шестерых из
двенадцати членов Совета стражей. Высший
руководитель избирается Ассамблеей
экспертов и подотчётен ей.

Совет
стражей конституции

состоит из 12 членов, 6 из которых назначает
Высший руководитель. Остальные 6 членов
назначаются парламентом по представлению
председателя Верховного суда. Совет
стражей утверждает кандидатов на
ключевые посты, в том числе кандидатов
в президенты, члены правительства и
парламента. Основная обязанность
Совета — проверка законопроектов
на соответствие исламскому
праву
.
В случае если имеются разногласия с
шариатом, законопроект отправляется
на доработку. Кроме того, Совет имеет
право наложить вето
на любое решение Меджлиса.

Совет
целесообразности

разрешает спорные вопросы, возникающие
между Меджлисом и Советом стражей. Совет
целесообразности является также
совещательным органом при Высшем
руководителе. Совет
экспертов

состоит из 86 представителей исламского
духовенства и собирается на неделю
каждый год. Совет экспертов избирает
Высшего руководителя и имеет право
сместить его с должности в любое время
(хотя такого прецедента ещё не было:
нынешний Высший руководитель, Члены
Совета избираются всенародным голосованием
на восьмилетний срок.

114.
Президент исламской Республики Иран.
Правовой статус и фактическая роль
.

Вторым
по значимости должностным лицом в Иране
является президент.
Президент является гарантом конституции
и главой
исполнительной
власти
.
Решения по ключевым вопросам принимаются
только после одобрения Высшего
руководителя. Президент назначает
членов Совета министров и координирует
работу правительства.
Десять вице-президентов
и 21 министр правительства утверждаются
на пост парламентом.
Хотя президент назначает министров
обороны и разведки, кандидатуры должны
быть заранее одобрены Высшим руководителем.
Президент избирается прямым всенародным
голосованием на четырёхлетний срок.
Кандидаты в президенты должны быть
предварительно одобрены Советом стражей.

115.
Меджлис исламского совета:
конституционно-правовой статус.

Согласно конституции, управление страной
осуществляется тремя ветвями власти,
функционирующим под контролем имама
(аятоллы Хаменеи). Законодательная
власть осуществляется меджлисом
исламского совета (парламентом), состоящим
из 290 членов и избираемым на четырехлетний
срок из представителей народа прямым
тайным голосованием. Спикер парламента
— Мехди Карруби.

Во главе Исполнительной
власти стоит президент, избираемый на
четыре года прямым голосованием (с мая
1997 года, в июле 2001 года избран повторно
— Сейд Мохаммад Хатами). Меджлис исламского
совета, которому посвящена 85 статья
Конституции, сохраняет за собой
законодательную инициативу. Конституция
посредством Меджлиса и советов всех
уровней предоставляет народу возможность
активного участия в управлении страной
и создании законов. В Меджлисе исламского
совета утверждена специальная комиссия,
которая призвана рассмотреть поступающие
жалобы относительно работы государственных
органов. Согласно этой стать е, «Каждый
может направить письменную жалобу на
работу Меджлиса, исполнительной и
судебной власти в Меджлис исламского
совета. Меджлис обязан рассмотреть
жалобу и дать достаточный ответ. Если
жалоба будет на исполнительную и судебную
власть, Меджлис должен потребовать у
них исчерпывающего ответа и в установленные
сроки сообщить о результатах. То, что
касается общественности, должно быть
ей сообщено». С учетом важности советов
(шура) в процессе обеспечения истинного
народовластия им посвящены статьи
100-106 Конституции ИРИ. Принцип народовластия,
так же, как принципы поощрения дозволенного
и опровержения недозволенного заимствованы
из религиозных предписаний. В середине
1979 г. еще до утверждения Конституции,
Революционный совет утвердил проект
Закона о местных и городских советах.
Позже, после избрания Меджлиса исламского
совета этот закон несколько раз обсуждался
на заседаниях Меджлиса и в него были
внесены необходимые поправки. А
Министерство внутренних дел ИРИ на его
основе утвердило соответствующие
положения. Согласно программе, утвержденной
этим министерством, были проведены
выборы местных советов на уровне сел,
уездов, городов и поселков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководства по эксплуатации toyota land cruiser 200
  • Ревалид инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Патчи для глаз collagen crystal eye mask инструкция по применению
  • Принцип лидерства руководства это
  • Газовая плита кайзер элеганс инструкция по применению духовки