Как фермеру получить землю без торгов инструкция

Содержание

  1. Основные положения закона о предоставлении с/х земель в аренду без торгов
    • 1.1. Цели закона
  2. Установленные запреты
  3. Срочные задачи властей и арендаторов муниципальной с/х ЗУ – до 01.03. 2023  
  4. Порядок предоставления в аренду земельных участков с/х назначения
    • 4.1. Алгоритм
    • 4.2. Полный перечень оснований для отказа в предоставлении участка – с 01.03. 2023 
  5. Задачи властей в отношении ЗУ, находящихся в общей долевой собственности, – с 1 марта 2025 года

1. Основные положения закона о предоставлении с/х земель в аренду без торгов

В июле 2022 года принят федеральный закон, по которому механизм получения фермерами государственных муниципальных сельхозземель в аренду стал существенно проще (ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 316-ФЗ от 14.07.2022).

 В ряд государственных законов: 

  • Земельный кодекс РФ
  • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ( № 101-ФЗ от 24.07.2002)
  • ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ от 13.07.2015) 

внесены необходимые изменения. Они будут актуализированы с момента вступления в юридическую силу «своего родителя». 

На основании положений принятого закона, с 1 марта 2023 года отечественные фермеры (граждане и крестьянско-фермерские хозяйства)  смогут получать государственные и муниципальные участки с/х назначения:

  1. в аренду без торгов
  2. на срок – до 5 лет
  3. с возможностью многократного продления аренды ЗУ:
    • закон устранил норму об однократном предоставлении права аренды участка:
      • аренда ЗУ может быть продлена
      • арендатор имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов –  фермер сможет продолжить работу на полученной земле по истечении 5 лет аренды
  4. вне зависимости от уже имеющихся в наличии земельных наделов
  5. с правом арендатора приоритетного выкупа арендуемого земельного участка (ЗУ) в дальнейшем
  6. без подтверждения отсутствия у гражданина или крестьянского (фермерского) ЗУ на территориях иных субъектов РФ

1.1. Цели закона

Главными задачами закона правительство считает следующие:   

  • значительное увеличение объёмов производства крестьянских и фермерских хозяйств 
  • введение в оборот с/х земель, заброшенных за годы перестройки и реформ, и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса (АПК) 
  • развитие локальной сельской экономики
  • ликвидация проявившейся практики «договорных» торгов по с/х землям, на которых побеждали «нужные люди», строившие в дальнейшем на заброшенной пашне не ферму, а многоквартирный дом для продажи
  • предотвращение «серых» сделок и схем, по которым агрохолдинги могли бы перекупать землю у фермеров через третьи лица

Принятия закона фермеры добивались и ожидали несколько лет. Стремились к тому, чтобы дополнительные участки для расширения хозяйств можно было получать без торгов/аукционов. Их усилия во многом оправдались, «лёд тронулся»:

  • с 1 марта 2023 года с/х земля станет доступнее
  • чтобы получить её без торгов, гражданам, крестьянским (фермерским) хозяйствам больше не придётся преодолевать бюрократические проблемы, связанные с доказательством того, что у них нет земельных участков в других регионах

Закон предоставил возможность малым формам сельского хозяйствования получать землю в упрощённом порядке:

  • без конкуренции с крупными с/х производителями, в которой фермерские хозяйства зачастую проигрывают 
  • без риска потери арендуемого земельного участка после сделанных в него вложений – земля может остаться у фермера насовсем

2. Установленные запреты

Новые правила предоставления с/х земли в аренду без торгов определили принципы обращения с нею. Законом № 316-ФЗ вводятся дополнительные положения и поправки:

  • в ЗК РФ:
    • в статье 22  – соответствующие замены и дополнения   
  • в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№101-ФЗ):
    • статья 9 дополнится пунктом 9
    • в статье 10 – поправки в пункте 8 
    • появится статья 101 

Законом №316-ФЗ установлены дополнительные ограничения прав арендаторов муниципальных участков с/х назначения – в виде запретов:

  1. на изменение целевого назначения ЗУ:
    • утрачивается возможность строительства жилых комплексов:
  2. на передачу:
    • земельного участка третьим лицам (в том числе в субаренду)
    • арендных прав на участок в залог
  3. на внесение ЗУ в качестве:
    • вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества
    • паевого взноса в производственный кооператив 

Введённые запретительные меры обеспечат достижение главной идеи закона – использование земель непосредственно для с/х производства.

3. Срочные задачи властей и арендаторов государственных/муниципальных ЗУ – до 01.03. 2023   

Следствием установленных запретов становится расширение круга обязанностей арендаторов ЗУ, находящихся в собственности муниципалитетов и государства.

Реализацию новых задач необходимо осуществить до 1 марта 2023 года:

  1. расторгнуть договоры субаренды
  2. вывести с/х земли из уставных капиталов
  3. вернуть сельхозземлю из производственных кооперативов

Органам земельного контроля предстоит:

  • внести изменения в муниципальные правовые акты (МПА) о предоставлении участков из земель сельхозназначения
    • с 01.03. 2023 МПА должны соответствовать новым правилам оборота с/х земель
  • провести проверку соблюдения арендаторами установленных запретов 

4. Порядок предоставления ЗУ c/х назначения в аренду без торгов

4.1. Алгоритм

Земельный участок из земель с/х назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется:

  • гражданину
  • крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности

в порядке, установленном земельным законодательством:

  1. ЗК РФ (статья 39.18), с учётом особенностей, предусмотренных законом № 316-ФЗ
  2. законы, определяющие предельные размеры ЗУ с/х назначения:
    • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002) – статья 4
    • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве №74 от 11.06.2003 – статья 12 (пункт 6.1 и пункт 7)
  3. законы субъектов РФ – примеры:
    • Закон Ленинградской области № 118-оз от 13.11.2015
    • Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010  № 888-З № 673-IV:
      • статья 16. Предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства
      • статья 24. Предоставление земельных участков для отгонного или кочевого животноводства
      • статья 29. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий
      • статья 31.2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности 
    • Закон Московской области № 252/2017-ОЗ от 27.12.2017
    • закон Челябинской области «О земельных отношениях» № 154-ЗО от 31.03 2015:
      • статья 5. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

Предоставлением ЗУ, в зависимости от принадлежности земельных с/х участков государству или муниципалитету, занимается соответствующий уполномоченный орган:

  • или исполнительный орган государственной власти
  • или орган местного самоуправления (ОМС)

Для получения земли в аренду претенденту необходимо обратиться с соответствующим заявлением (пункт 1 статьи 39.18 ЗК РФ):  

  • заявление гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления ЗУ
  • заявление о предоставлении ЗУ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности 

Поступившие обращения о получении земли рассматриваются в порядке их поступления. В срок, не более 30 дней с даты регистрации заявления, уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:

  1. о предоставлении ЗУ с/х назначения в аренду на срок до 5 лет
    • с дальнейшим заключением договора аренды
  2. об отказе в предоставлении ЗУ – с указанием оснований

Законом № 316-ФЗ уточняется, что в получении с/х земли, которую просит гражданин или КФХ, может быть отказано – по основаниям, изложенным в статье 39.16 ЗК РФ, а также при наличии хотя бы одной из двух причин, которые дополнительно определил закон:

  1. несоответствие предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установленным законом субъекта РФ,
    • площади ЗУ, указанного в заявлении 
    • площади земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учётом ЗУ, указанного в заявлении
  2. испрашиваемый ЗУ был предоставлен ранее другому лицу (гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству по аналогичному заявлению

4.1. Полный перечень оснований для отказа в предоставлении участка – с 01.03. 2023 

  1. с заявлением о предоставлении ЗУ обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством 
  2. ЗУ уже предоставлен на праве:
    • постоянного (бессрочного) пользования
    • безвозмездного пользования
    • пожизненного наследуемого владения (ПНВ)
    • аренды
  3. ЗУ образован в результате раздела другого участка, предоставленного СНТ или ОНТ
  4. на участке расположены объекты, принадлежащие гражданам, юрлицам или муниципальному образованию:
    • здание
    • сооружение
    • объект незавершённого строительства 
  5. ЗУ изъят из оборота или ограничен в обороте, и его предоставление не допускается на праве аренды, указанном в заявлении
  6. ЗУ зарезервирован для муниципальных нужд
  7. ЗУ расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключён договор о развитии застроенной территории
  8. испрашиваемый земельный участок:
    • расположен в границах территории, в отношении которой  заключён договор с другим лицом о её комплексном развитии
    • образован из земельного участка, в отношении которого  заключён договор с другим лицом о комплексном развитии территории, в границы которой входит ЗУ
    • выставлен на аукцион, извещение о проведении которого уже размещено
  9. на испрашиваемый ЗУ поступило заявление:
    • о проведении аукциона по продаже ЗУ
    • на право арендовать ЗУ
  10. в отношении ЗУ, указанного в заявлении, опубликовано и размещено извещение о предоставлении участка:
    • для ИЖС
    • для ведения ЛПХ
    • для ведения гражданами садоводства для собственных нужд
    • для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
  11. ВРИ испрашиваемого ЗУ не соответствует целям, которые указаны в заявлении
  12. ЗУ расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), но ограничения, установленные для ЗУ, не допускают использование участка в соответствии с заявленными целями
  13. ЗУ не включён перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, но заявитель просит предоставить ЗУ из такого перечня (подпункт 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК)
  14. в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории ЗУ предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения 
  15. ЗУ предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой – федеральной или региональной
  16. предоставление ЗУ не допускается на заявленном виде права аренды
  17. вид разрешённого использования испрашиваемого участка (ВРИ ЗУ) не установлен
  18. ЗУ не отнесён к определённой категории земель
  19. предоставление ЗУ было предварительно согласовано, но срок действия решения не истёк, а с заявлением о предоставлении ЗУ обратилось иное лицо, не указанное в решении о предварительном согласовании 
  20. ЗУ изъят для муниципальных нужд, но указанная в заявлении цель предоставления участка не соответствует целям, для которых участок был изъят
  21. необходимо уточнение границ ЗУ
  22. площадь ЗУ более чем на 10% превышает указанную:
    • в схеме расположения участка
    • в проекте межевания территории
    • в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми данный участок образован
  23. ЗУ включён в перечень муниципального имущества, предусмотренного для развития малого и среднего предпринимательства
  24. основания, установленные законом № 316-ФЗ:
    • площадь ЗУ, указанного в заявлении, или площадь предоставленных участков не соответствует предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления КФХ его деятельности, установленным законом субъекта РФ
    • ЗУ уже был предоставлен по заявлению, поступившему ранее

5. Задачи властей в отношении ЗУ, находящихся в общей долевой собственности, – с 1 марта 2025 года

Законом №316-ФЗ предусмотрены новые положения, касающиеся определение расчёта размеров долей в праве общей собственности, выраженных в гектарах или баллах, в новом формате – в виде простой правильной дроби. Они отражены в изменениях статей, корректировок и дополнениях к статьям законов:

  1. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№101-ФЗ) – в статье 15:
    • соответствующие изменения в пункте 2
    • появится дополнительный пункт 2.1 
  2. ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ)
    • дополнение в статью 38 части 10
    • соответствующие замены в части 9.1 статьи 47 

Указанное положение применяется для случая, когда на общем собрании участников общей долевой собственности на ЗУ из земель с/х назначения, проведённом до 1 марта 2025 года, не было принято решение об утверждении расчёта размеров долей в виде простой правильной дроби.

Органам местного самоуправления поселения, муниципального или городского округа по месту расположения ЗУ, находящегося в долевой собственности, с даты 01.03.2025 необходимо:

  1. перевести в простую правильную дробь размеры земельных долей, выраженных в гектарах или балло-гектарах 
  2. своим решением утвердить результаты проведённого определения размеров долей в праве общей собственности на земельный участок
  3. подать заявление о внесении новых сведений в ЕГРН

Процедура определения долей в дробном формате:

  • введена  в целях обеспечения разумного баланса частных и публичных интересов 
  • упрощает при проведении общего собрания участников долевой собственности:
    • выдел ЗУ в счет долей
    • принятие решений о подсчёте голосов
  • обеспечивает исчисление земельного налога в отношении правообладателей долей в праве общей собственности на ЗУ из земель с/х назначения, ранее выраженных в гектарах и балло-гектарах

Полезно знать

  1. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Категории, режимы особой охраны – здесь
  2. Государственные природные заповедники – эталоны природы. Режим охраны. Использование земель и участков на территории заповедников – здесь 
  3. Использование и условия застройки частных земельных участков в границах национальных парков – здесь
  4. Природные парки – ООПТ с туристическим уклоном и с умеренным режимом использования участков в их границах – здесь
  5. Государственные природные заказники – компромисс между режимом особой охраны территории и её использованием – здесь
  6. Государственный фонд данных землеустройства (ГФЗД) – неиссякаемый кладезь достоверных сведений об участках – здесь
  7. Публично-правовая компания «Роскадастр» – начало эпохи электронного «единого окна» – здесь
  8. Грантовая поддержка с/х производителей – федеральные/региональные субсидии для КФХ в 2023 году – здесь
  9. Порядок использования участков в границах памятников природы и их охранных зон ­– здесь
  10. ООПТ областного и местного значения – требования режима особой охраны к использованию участков – здесь

Новости

Фермеру на заметку: как получить землю без торгов

10 февраля 2020 г. 03:25

Итак, Вы фермер и вам нужна земля. Есть как минимум 2 пути, быстрый и не очень. Расскажем про оба варианта.

Кроме шуток: проявите активность и посетите встречу с Президентом РФ. Как показывает практика при личном общении пусть и в присутствии еще сотен людей проблемы слышатся лучше. А так как среди публики есть еще и СМИ, то все сказанное вами будет зафиксировано и не придется, как в известной поговорке ждать обещанного 3 года.

Не верите? Тогда напомним вам про недавнюю встречу В.В. Путина в Адыгее с фермерами, где каждый смог задать свой вопрос. Олег Сирота рассказал Путину, что для строительства коровника фермеру пришлось собрать справки на 2 млн. рублей и доказывать, что коровник не помешает военному параду, а так же что на территории нет древлян, которые жили в VII веке нашей эры. Сыродел показал всю абсурдность ряда федеральных требований. И потом еще долго Олега вопросы и ответы Президента цитировали в СМИ. И мы тоже — прочитать можно здесь.

Но вернемся к земле: итак на той же встрече Мария Соколова обратилась к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой оказать содействие в получении земли под сенокошение. Глава государства, в свою очередь, поручил решить этот вопрос губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву. И что в итоге?

Департамент имущественных отношений Краснодарского края подписал договор долгосрочной аренды земельного участка площадью 49 га в Гулькевичском районе с главой животноводческого предприятия Марией Соколовой.

Оперативно, не так ли?

Но это был первый вариант — быстрый. Есть и второй вариант, который правда подойдет тем, кто ведет свое хозяйство в Краснодарском крае. Название второму варианту придумайте сами.

На заседании Госсовета Вениамин Кондратьев предложил разработать ряд критериев для предоставления земли сельхозпроизводителям без торгов. Что надо иметь, чтобы ее получить:

  • регистрация крестьянско-фермерского хозяйства,
  • разведение крупного рогатого скота и сохранение его поголовья.
  • Земля должна выделяться из расчета – 1 га на 1 корову, но всего не более 100 га.

Глава региона также предложил предоставлять землю без торгов сельскохозяйственным кооперативам при условии, что они занимаются переработкой. Владимир Путин поддержал предложение губернатора.

А о том, как стать фермером с нуля и какие предусмотрены льготы, мы написали вам подробно — здесь.

Ника Черемухина

Муниципалитету стало проще избежать ошибок при предоставлении земли в аренду или собственность без торгов. Теперь вы можете принимать решения с учетом последних выводов Верховного суда. Он обобщил судебную практику по делам, связанным с предоставлением участков для осуществления сельскохозяйственного производства, в Обзоре от 23.12.2020. На этот документ можно опираться и в случае, если возникнет судебное разбирательство по иску арендатора или прокурора. Нижестоящие инстанции будут ориентироваться на выводы Верховного суда. В статье — ответы на вопросы, которые часто возникают у муниципалитетов при предоставлении земельных участков в аренду или собственность.

Кому можно предоставлять земельные участки без торгов

Муниципалитет может предоставить свой земельный участок другому лицу в собственность или в аренду по итогам торгов (п. 1 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.6 ЗК). Но есть случаи, когда администрация вправе не проводить торги. Это возможно, в частности, если вы предоставляете участок для ведения сельского хозяйства или осуществления связанного с ним производства (см. таблицу ниже).

Случаи, когда можно предоставить участок в аренду или продать его без торгов

Кому можно предоставить участок Обязательные условия Основание
В аренду

Крестьянскому (фермерскому) хозяйству

или сельскохозяйственной организации

Арендатор должен: 
• быть участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства; 
• использовать землю для ведения сельского хозяйства или осуществления иной

связанной с сельскохозяйственным производством деятельности

Подп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК
Религиозной организации или казачьему обществу

Арендатор должен использовать землю для осуществления сельскохозяйственного производства.

Казачье общество — для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования.

Оно должно значиться в государственном реестре казачьих обществ

Подп. 17 п. 2 ст. 39.6 ЗК 

Сельхозпроизводителю с действующим договором

аренды земельного участка

У уполномоченного органа не должно быть информации о выявленных в рамках государственного

земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства при использовании участка. 
Арендатор должен подать заявление о заключении нового договора аренды, пока не истек срок

действия старого договора

Подп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК
В собственность по договору купли-продажи

Арендатору земельного участка,                    предназначенного   

для сельхозпроизводства

С момента заключения договора аренды либо передачи прав и обязанностей по такому договору

должно пройти не менее трех лет. Не должно быть выявленных и не устраненных нарушений

законодательства при использовании участка. 
Арендатор должен подать заявление о заключении договора купли-продажи, пока не истек

срок действия договора аренды

Подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК

Можно ли предоставить участок без торгов, если на него есть несколько претендентов

Если заявки на получение участка поступили от нескольких предпринимателей, то орган МСУ должен провести торги и предоставить землю победителю. Верховный суд признал такой подход правильным (п. 1 Обзора).

ПРИМЕР 1. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) потребовал предоставить ему земельный участок в аренду без торгов. Он ссылался на положения части 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Но местные власти ответили отказом, так как на участок были и другие претенденты. Глава хозяйства обратился в суд. Он потребовал признать незаконным решение органа МСУ и обязать муниципалитет заключить договор с КФХ.

Суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав заявителя. Последний имеет право заключить с органом МСУ договор аренды без торгов как сельскохозяйственный производитель, участник отраслевой программы господдержки (подп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК, п. 8 ст. 10 Закона № 101-ФЗ).

Вышестоящие суды с такой позицией не согласились. Верховный суд их поддержал. В орган МСУ, уполномоченный на распоряжение участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений от потенциальных арендаторов. В этой ситуации орган МСУ обязан провести торги (определение Верховного суда от 03.02.2020 № 302-ЭС19-27335).

В каком случае можно продлить договор аренды без торгов

Торги не потребуются, если участок уже находится в аренде у сельхозпроизводителя и он желает продлить договор на новый срок (подп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК). В таком случае орган МСУ вправе не публиковать извещение о предоставлении участка для ведения сельского хозяйства и сельхозпроизводства (п. 2 Обзора).

На заметку: Продлить аренду на новый срок можно независимо от категории земель

ПРИМЕР 2. Администрация муниципального образования и глава КФХ заключили договор аренды земельного участка без торгов. Позже стороны подписали дополнительное соглашение, которым продлили срок действия договора на пять лет. Но прокурор счел, что участок надо было предоставить по итогам торгов. Он обратился в суд с иском о признании соглашения недействительным.

Суды первой и апелляционной инстанций, а также суд округа исковые требования удовлетворили (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2019 по делу № А19-17524/2017). Зато Верховный суд поддержал главу КФХ. Он указал, что новый договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, можно заключить без торгов, если выполняются три условия.

1. Муниципалитет предоставил арендатору землю для ведения сельскохозяйственного производства.

2. Нет информации о том, что орган государственного земельного надзора выявил нарушения при использовании арендуемого участка. Либо арендатор допустил нарушения, но устранил их.

3. Арендатор подал в орган МСУ заявление о заключении нового договора аренды земельного участка раньше, чем истек срок действия старого договора.

Глава КФХ 10 лет использовал спорный участок по договорам аренды для ведения сельскохозяйственной деятельности и нарушений не допускал. Заявление о заключении договора аренды направил вовремя. Верховный суд отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

Можно ли без торгов продлить договор аренды на неопределенный срок

Земельный кодекс содержит правило для арендаторов, которые без торгов получили участки для ведения сельскохозяйственного производства до 1 марта 2015 года. Если такой арендатор продолжает пользоваться земельным участком, а арендодатель не возражает против этого, то договор после истечения его срока продлевается на тех же условиях на неопределенный срок. При этом арендатор имеет право подать заявление о заключении нового договора аренды без торгов (п. 3 Обзора).

Документ: Определение от 20.05.2020 № 310-ЭС19-25907

ПРИМЕР 3. Компания взяла землю в аренду на пять лет. Использовала участки в сельскохозяйственном производстве. Когда срок договора истек, компания продолжила использовать эти участки. Ее руководство полагало, что договор аренды возобновился на неопределенный срок. Со стороны арендодателя возражений не было. В период действия договора компания обратилась в уполномоченный орган (комитет) с заявлением о заключении договора аренды на новый срок на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК.

Комитет компании отказал. Тогда она обратилась в суд с иском о признании отказа незаконным.

Верховный суд указал, что Земельный кодекс и Закон № 101-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года, не исключали возможность возобновления на неопределенный срок договора, при заключении которого можно было не проводить торги. Договор аренды муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК, если его заключили до вступления в силу закона, который сделал торги обязательными (ст. 422 ГК, п. 1 постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 № 73). Положения кодекса в редакции, действующей с 1 марта 2015 года, прямо не исключают применение пункта 2 статьи 621 ГК к договору аренды муниципального земельного участка, правомерно заключенному без торгов. Верховный суд удовлетворил иск.

В какой момент у арендатора возникает право выкупить участок

Арендатор может выкупить арендуемый участок в собственность, но не сразу. Он должен использовать эту землю как минимум три года (п. 2 ст. 39.3 ЗК). Отсчитывайте этот срок не только по последнему договору аренды. Учитывайте еще и предыдущие арендные соглашения, последовательно заключенные с данным арендатором (п. 4 Обзора).

ПРИМЕР 4. Глава КФХ попросил администрацию продать арендованный им земельный участок без торгов. Чиновники отказали предпринимателю: трехлетний срок с момента заключения последнего договора аренды еще не истек. Глава КФХ обратился в суд.

Суд указал, что администрация и глава КФХ последовательно заключали договоры аренды земельного участка для ведения сельхозпроизводства. Хозяйство использовало землю в общей сложности более трех лет. Поэтому отказ администрации незаконен.

3 года — минимальный срок использования арендованной земли. Только когда он истечет, у арендатора возникнет право выкупить участок

Срок аренды неважен для выкупа земли, если арендатор переоформил право постоянного (бессрочного) пользования участком сельскохозяйственного назначения на право аренды. В этом случае сельхозпроизводитель вправе приобрести участок в собственность независимо от срока его использования по договору аренды (п. 7 Обзора).

ПРИМЕР 5. У арендатора было право бессрочного пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения. Он переоформил это право, заключив договор аренды на 49 лет. Сразу после этого арендатор попытался выкупить землю. Чиновники, а затем суды первой и апелляционной инстанций отказали сельхозпроизводителю. Они указали, что он использует участок менее трех лет с момента заключения договора аренды (подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК).

Верховный суд исправил эту ошибку. Арендатор, переоформивший право постоянного (бессрочного) пользования участком из земель сельскохозяйственного назначения, на котором отсутствуют здания или сооружения, на право аренды, вправе приобрести эту землю в собственность. Ограничения по сроку владения таким участком по договору аренды для реализации права на выкуп не предусмотрены.

Участок какой площади вправе выкупить сельхозпроизводитель

Орган местного самоуправления определяет площадь выкупаемого участка из земель сельскохозяйственного назначения с учетом установленных законодательством требований к образованию земельных участков. Эта площадь не ограничена только площадью участка, необходимого для использования находящегося на нем объекта недвижимости (п. 6 Обзора).

ПРИМЕР 6. Компания захотела выкупить без торгов весь арендуемый участок сельскохозяйственной земли. Но местные власти отказали. Они считали, что достаточно предоставить арендатору в собственность землю, необходимую для эксплуатации размещенного на ней склада. Компания обратилась в суд с заявлением о признании отказа органа МСУ незаконным. Суды удовлетворили заявление истца. Законодательство не содержит ограничений по площади выкупаемого земельного участка.

Можно ли выставлять на торги земельные доли

Орган местного самоуправления может выставить на торги только земельный участок, который сформирован из невостребованных земельных долей, находящихся в муниципальной собственности. Сами земельные доли на торги не выставляйте (п. 10 Обзора).

ПРИМЕР 7. Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия местной администрации, которая не проводила торги по продаже земельной доли. Истец указал, что он наряду с другой компанией использует земельный участок, находящийся в долевой собственности. Поскольку имеется несколько заинтересованных лиц, которые вправе претендовать на приобретение земельной доли у муниципалитета, то местные власти должны выставить эту долю на торги.

Суды отказали истцу. На торги можно выставить только сформированный из невостребованных долей земельный участок, а не сами доли.

Можно ли продать сельхозпроизводителю участок в составе земель населенных пунктов

Если участок включили в состав земель населенного пункта, то арендатор не может выкупить его для целей сельскохозяйственного производства. Выкуп становится невозможным с момента, когда изменился вид разрешенного использования участка в соответствии с правилами землепользования и застройки (п. 8 Обзора).

На торги можно выставить только сформированный из невостребованных долей земельный участок, а не сами доли

ПРИМЕР 8. Компания более трех лет была арендатором участка, предназначенного для сельхозпроизводства. Она обратилась в департамент администрации с заявлением о выкупе этой земли без торгов. Департамент в выкупе отказал. В соответствии с генпланом и правилами землепользования и застройки участок был отнесен к зоне общественно-деловой застройки. Его использование в сельскохозяйственных целях не предполагается. Компания обратилась в суд, потребовала признать отказ незаконным и обязать департамент заключить договор купли-продажи участка.+

Суды отказали в иске. Само по себе включение участка в состав населенного пункта не является ограничением для его выкупа арендатором. Однако выкупить эту землю для сельскохозяйственного производства невозможно. Разрешенное использование земельного участка должно соответствовать целям его использования, указанным в заявлении арендатора. В противном случае муниципалитет вправе ответить отказом (п. 14 ст. 39.16 ЗК).

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • «Горячие» документы
  • Федеральный закон от 14.07.2022 N 316-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Подписан закон, закрепляющий право крестьянских (фермерских) хозяйств получать в аренду на срок до пяти лет земли сельхозназначения без проведения торгов

Федеральный закон от 14.07.2022 N 316-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Речь идет о землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые, согласно тексту документа, смогут использоваться крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления его деятельности.

Кроме этого, законом:

устанавливается запрет на изменение целевого назначения земельного участка, переданного в аренду гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству;

устанавливается запрет на передачу такого земельного участка в субаренду, на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другому лицу, а также передачу арендных прав в залог, внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Перейти в текст документа »

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 14.07.2022

Поделиться ссылкой:

Объясняет Минсельхоз. 

С 1 января 2023 года вступают в силу положения статьи Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Cогласно им граждане и фермерские хозяйства могут получить в аренду без проведения торгов участок из земель сельхозназначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления своей деятельности на срок до пяти лет.

Участки предоставляет исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления.

Чтобы получить землю, фермерскому хозяйству необходимо обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган по месту нахождения желаемого земельного участка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал тойота королла левин
  • Вазонит 400 мг инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Апровакс инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки взрослым
  • В чем отличие должностной инструкции от рабочей инструкции
  • Индинол форто 60 капсул инструкция по применению цена отзывы аналоги