Как играть на комусе алтайском инструкция по применению

Музыкальные инструменты

Музыкальный инструмент комус

Музыкальный инструмент комус

Содержание

  1. Описание
  2. Какие бывают?
  3. Как играть на комусе?
  4. Легенды и влияние на человека

На Алтае есть много удивительных мест. Своеобразная культура, история, традиции привлекают сюда туристов с разных уголков страны. И одной из интересных и знаковых вещей является музыкальный инструмент комус. При желании можно освоить игру на нем и получать от этого удовольствие.

Описание

Музыкальный инструмент комус по-другому называется алтайский варган. Первое знакомство с этим необычным предметом обычно происходит, когда он находится в руках мастера. Чтобы игра на комусе доставляла удовольствие, нужно для начала обучиться самым простым техникам.

Сам инструмент спокойно помещается в ладони. Он представляет собой стержень, по обеим сторонам которого расположены конструкции, чем-то напоминающие вопросительные знаки. На конце стержня имеется язычок. Инструмент изготавливают из латуни и стали, которые устойчивы к коррозии. Особенность инструмента заключается в том, что звуки, извлекаемые из него, напрямую зависят от дыхания и голоса играющего. Он использует в процессе игры язык, голосовые связки, легкие. Кроме того, при игре нужно правильно дышать.

Мастера рекомендуют хранить инструмент в футляре, чтобы он был в целости и сохранности и не подвергался внешним воздействиям. Да и человек, играющий на варгане, воспринимает его как частичку самого себя, своей души.

Какие бывают?

На протяжении всей истории своего существования инструмент слегка видоизменялся. Первыми пользователями варганов были шаманы. Считалось, что инструмент помогал им войти в транс, чтобы делать или иные предсказания. В начале XX века варган на Алтае можно было встретить редко, секрет его изготовления знали лишь избранные. Но в наши дни этот инструмент доступен каждому, кто захочет научиться играть на нем. Есть мастера, которые на протяжении многих лет занимаются изготовлением этого инструмента.

  • Владимир Поткин. Этот алтайский мастер изготавливает комусы в течение пятнадцати лет. Считается, что это именно он разработал современную форму инструмента, которым пользуются сейчас, причем не только в России, но и в других странах.
  • Его брат Павел также делает алтайские варганы, но они имеют некоторые отличия. Звучание его инструментов более низкое. Есть те, кому такие нюансы ближе. Ведь каждый музыкант выбирает свой инструмент.
  • Александр Минаков и Андрей Казанцев делают варганы более длинными, а шестигранная основа помогает удобно зафиксировать инструмент при игре.

Как играть на комусе?

Освоить саму технику игры несложно, для этого понадобится несколько минут. А вот совершенствовать свое мастерство можно бесконечно.

  1. Сначала следует прижать основу к зубам, но так, чтобы между нижним и верхним рядом было небольшое пространство. Это будет место для язычка варгана.
  2. На следующем этапе язычок нужно слегка оттянуть к губам и отпустить.
  3. Кому-то удобно располагать основу инструмента не у самих зубов, а между губами. Но челюсти смыкать не следует, ведь язычок инструмента должен вибрировать.
  4. Когда удастся освоить основной этап, можно менять положение языка, втягивать щеки, добавлять дыхание и голос. Все это придаст индивидуальности игре.

На первых порах возможны болевые ощущения в районе зубов и языка. Но есть и настоящие виртуозы, которые даже не используют руки при игре: язычок инструмента они отодвигают собственным языком. Но такой способ можно практиковать, когда уже наработан опыт игры с помощью рук.

Легенды и влияние на человека

Доподлинно неизвестно, как появился комус, зато известно его влияние на человека, в частности на его здоровье: физическое и духовное. Считается, что когда человек играет на этом инструменте, он задействует весь организм, учится правильно дышать, он очищает свои мысли, может перенестись мысленно в любое место. Это своего рода медитация. Если сконцентрироваться на чем-то конкретном, играя на алтайском варгане, можно материализовать свои желания. Но помыслы при этом, конечно же, должны быть чисты.

Звук его настолько завораживающий, что древние сказания говорят о том, что с помощью этих звуков говорили о своей любви, успокаивали детей, усмиряли животных, лечили болезни, вызывали дождь. Считается, что хозяин у этого инструмента должен быть один. Неслучайно люди верят, что в трудные минуты можно обратиться к нему за помощью. Играя на таком инструменте, можно прийти к какому-то решению.

Что же касается истории возникновения комуса, то есть одна легенда, рассказывающая о том, как охотник шел по лесу и вдруг услышал необыкновенные звуки. Он пошел в ту сторону и увидел медведя, сидящего на дереве. Дергая щепу, он извлекал странные звуки. Тогда охотник решил сделать себе инструмент с удивительным звучанием. Так или иначе, но этот загадочный инструмент стал доступен народу. И в наши дни многие стремятся испытать его магическую силу.

Пример звучания кумуса смотрите далее.

Как играть на комусе

Комус, или варган, — музыкальный инструмент народов горного Алтая. Резонирующее тело – язычок – зафиксировано в специальной раме, форма которой может варьироваться. Звук комуса низкий, дребезжащий, напоминает штро-бас, извлекаемый с помощью ложных голосовых связок.

Как играть на комусе

Инструкция

Научиться азам игры на комусе можно за несколько минут. Прижмите основу к зубам. Между верхней и нижней челюстью должна быть щель, в которой будет находиться язычок варгана. Оттяните язычок вперед, к губам или чуть дальше, и отпустите.

При первых попытках вы, возможно, будете задевать язык; кроме того, поначалу будут болеть зубы. Через некоторое время болезненные ощущения должны пройти.
Кроме того, некоторые исполнители на варгане прижимают основу не у самых зубов, а между губами. Челюсти при таком положении все равно оставляйте разомкнутыми, чтобы не мешать вибрации язычка.

Меняйте положение языка, втягивайте щеки, придавая полости рта разные формы. Прибавляйте собственный голос (пойте мелодию или тяните один звук) и дыхание, прибавляйте гортанный звук от ложных голосовых связок.

Существует и техника игры на варгане без участия рук. В таких случаях язычок приводится в движение не пальцами, а языком. К освоению этой техники переходите только, когда полностью освоите технику игры руками.
Чтобы играть на варгане языком, а не руками, используйте инструмент с мягким язычком. Сам комус зажимайте между зубами. На первых порах возможны маленькие травмы из-за удара язычка о челюсти, язык и внутреннюю поверхность ротовой полости.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Техника игры на варгане (комусе)

Комус зажимается губами и прижимается к зубам. Зубы не соприкасаются, оставляя щель для прохода язычка варгана. Бьют средним пальцем правой руки. Палец слегка выходит вперёд остальных, пальчики прижаты друг к другу.

Далее чтобы игра была более мелодичной, то подключаете все своё внутреннее пространство.

Перед игрой хорошо сделать гимнастику рук, тела и дыхания.

Удачи!

Гласные на задержке дыхания

А, У, И, Я, О.

Изменение объёма

Язык прижимается кверху нёба: Кончиком, серединой, основанием, целиком и не прижимается.

Вибрации

Тр-р-р-р-р.

Работа горлом

Горло зажимается и разжимается (сардельки).

Приём «Дракончик» и носовой звук

Кончик языка прижат к нижним зубам, края языка по бокам, средняя часть языка кверху.

Чем меньше объём – тем выше звук!

Языком воспроизводим: ТИУ, ТЯУ.

Вибратор языком

Изменение объёма ротовой полости. Двигая языком, меняем объём.

Маленький, средний, большой объём.

Быстрое движение языком вперёд-назад, клевание языком.

Перемещать от минимума к максимуму.

Варьирование языком в полости рта.

Начинаем, кончик языка упирается в нижние корни зубов, 1/3 языка поднята и прижата к верхнему нёбу. Язык опускается и открывает полость рта. Горло не стараемся открыть, но горло открывается самопроизвольно, ничего страшного если горло открывается.

Попеременная полуулыбка

Улыбка сначала в одну сторону, потом в другую. Центральная часть губ не отрывается от варгана.

Несколько движений одним уголком рта, потом другим (вибратор).

Регулировка положения варгана

Варган перемещается параллельно вдоль зубов.

Движение языком вправо и влево

На один удар – два движения языка влево, вправо. Удобно водить по нёбу верха (характер звука одинаковый).

Кончик языка у коренных зубов, середина немного колеблется.

Щелчки

Цоканье. 1/3 языка прижата к верху и резко отрывать (кончик прижат).

Горловое пение

Тянем звук – О, опускаемся ниже.

Плавные и резкие уходы.

Звук – Ы, пытаемся протолкнуть, как можно ниже.

Звук – У.

Упражнение жаба

Раздувание горла.

Проглатываем воздух, щёки не участвуют.

Похрипим. Звук – Э, А, У (с хрипом).

Теперь с варганом

О – закрытое горло.

У – открытое горло.

2-3 удара на закрытом и на открытом.

Горловой вибратор

Открывание и закрывание горла. На закрытом горле – А — У.

Управление басами

Ушли в басы (низа) и потом этим низким голосом управлять.

Дыхание паровоз

Демпфирование губами – напрягая и расслабляя губы, комус прижат к губам. Уменьшая расстояние полости рта. Губы расслаблены, кончик языка к нижним зубам, середина языка к верхнему нёбу. Можно добавить вдох.

Бой

Ритмическая линия (что была выше) + бой. Обе губы выпучены вперед мякушкой, комус зажать, слева комус прижат к прорези губ. Губы открываются, комус прижат. АМ, АМ комус.

Гортань

Повышение звука и понижение.

Больший объём – ниже звук.

Меньше объём – выше звук.

При помощи горла меняется тональность. Звуки – О, И, А, Э. И — Э – Якуты.

Максимально высокий – О.

Максимально низкий – О.

Переход от низкого к высокому (макс).

Сначала на задержке дыхания, внимание.

Вдыхаем – широкое.

Выдыхаем – узкое. Звук – О.

Дыхание не опережает звук.

Ы.

Ударочные горлом

Из О в Ой.

Меняем тональность Ой – высокое. Ой – низкое.

Комбинация переходов от низкого к высокому.

А – Я – Ой.

Один удар – А – Я.

Второй удар – ОЙ.

+ добавить дыхание в горле.

Дыхание под метронометр

Сильный выдох, когда язычок комуса максимально открыт.

Дыхание паровоз

Цикл вдохов и выдохов с наложением на такт.

Вдох, выдох – один удар.

Удар. Потом вдох, выдох. Удар.

Важна точность!!!

Удар. Вдох. Удар. Выдох.

А – Ха –а –а –а

Якутский бой — верхне-кистевой

Указательный палец огибает по фалангам большой палец. Удары по язычку комуса средним фалангом указательного пальца.

К, Ля, Тю, Тррр.

Выговор слов

Один из способов составления композиций. Лёк –к-к-к-к.

1-я степень свободы – медленный – быстрый.

2-я степень свободы – выше – ниже.

+ дыхание.

Лёк

Лёк – на задержке.

Удар со вдохом и Лёк.

Лёк – на выдохе.

Лёк – на задержке.

Лёк – на выдохе, можно двухсторонним боем.

Тётя

Задержка – вдох – задержка – выдох + дыхание + понижение и повышение.

Т, Р, К – у Индусов.

Тётя – Дядя

Тётя – Дядя – на вдохе и на выдохе.

Кар

Кар-р-р-р — растягиваем на выдохе.

Тёко

Тёко-Тэте

Тё-ко – задержка дыхания, Тэ-те – вдох, выдох.

Тёть — Ко – Тёть

Тёть – задержка, ко – вдох, выдох, удар на Тёть.

Трактор

Дрожание диафрагмы

Вдохнуть живот и попытаться до дохнуть — удар.

Вибрации – дыхание собаки.

Мелкие вибрации накладываются на вдохи и выдохи.

Приём губами Папа – Мама.

При ударе открываем и закрываем губы, варган прижат к зубам, как обычно. Максимально оскалиться в сочетании объёма полости, язык регулирует тональность — волновыми движениями, подхватываем губами.

— Совмещение с дыханием – в момент закрывания губами варган (они практически коснулись), мы добавляем вдох или выдох.

Играть Глиссандо

Переходы между гласными звуками. Важен сам переход.

Исходное положение на звуке – И.

И – Ё – У

Пробуем с ускорением.

И – Ё — 2 раза вдох и 2 раза выдох.

И — пауза.

Дыхание не заглушает звук.

Исходное положение на звуке – У.

У – ый ( ый – вдох) выдох происходит автоматически и не акцентирован.

На один вдох:

А – Я – И(вдох) – Эй(довдох).

Комбинации могут быть разные. Действовать от обратного – написать разные комбинации и играть.

На выдохе:

У – яй – У(выдох) – яй (вдох)

Упражнение:

Ой – ой(удар) – Ой – ой(удар) …

Прибавляем «Дрожание диафрагмой» — положение на Ой – ой

Прибавляем дыхание – ввести на уровень автоматизма.

Прибавляем язык и постепенно ускоряемся!!! (упр. закончилось)

На вдохе Ё – Я – 1 удар.

На выдохе Я –Й – 2 удар.

Важно ускоряться!

Ритмический удар «Дуэт»

Двойной удар в одну сторону(тыдым, тыдым). Когда рука возвращается, она ударяет по язычку, но не акцентированно.

Удары 2-ка, 3-ка. + дрожание диафрагмой.

Играть Гоготание

Корень языка приподнят, кончик языка прижат к нижним зубам.

Звук: К потом Г

Серия: Г-Г-Г-Г-Г

Г-К-Г-К-Г-К

К-К-К – выдох, Г-Г-Г – вдох с дыханием.

Внимание на горло Го-Го-Го – в один удар, можно Ко-Ко-Ко потом Го-Го-Го.

Г – убрать, оставить – О и поварьировать горлом –О-О-О.

Г — входные ворота. Потом проталкивать разные звуки, работая горлом.

Интенсивное дыхание на высокой амплитуде

Интенсивный вдох в момент удара.

1 удар – на вдохе

2 удар на выдохе – короткие и интенсивные +работа диафрагмой.

Удар – вдох. Выдох – между ударами.

Удар – вдох. Выдох – вдох – выдох.

С ударом – выдох. Вдох – без удара. Удар – подчеркивается выдыханием или вдохом.

Икание

Движение горлом. Ик – вставляется между ударами.

Паровоз с иканием

— Удар одновременно с АК – на вдохе.

— Выдох – между ударами.

— Удар с языком У – на вдохе.

— Выдох между ударами

— И

Смех горлом

Смех – диафрагмальный, как все смеются.

— На выдохе – смех горлом.

Звуки разные – варьируются.

Композиция «Погрубок»

Удары + дрожание+ икание – все получается, когда бой автоматический.

Все композиции есть в контакте.

Шаги

Вибрации: губами, языком, горлом, диафрагмой.

Звуки при открытом горле

Жаба

И

Переходы на открытом горле

О – И – О

Э – У – А

Горло открыто

Э (удар) – У – А (вдох).

Э (пауза) – У – А(выдох).

Свист

Щ, Хь – работа языком.

Щ – хи

Туч, Туч, Туч.

Уч, Уч, Уч.

Бой и ритмы

Важным элементом является троечка с ускорением ритма. Можно изменять ротовую полость.

2 удара, тройка.

Бой «Берсер»

Тройки и двойки — в разные стороны. Цикл надо подчеркивать 1 + тройка – вдох, выдох.

Пятёрка.

8 двоек.

Икота

ОК – ко

ОК – на вдохе.

КО – на выдохе, расслабление.

Наложение на односторонние удары любой мелодии выдохов. Рука работает – равномерно.

Ту-Ту – помогаем языком при выдохе.

Играть Вибрато

Сочетание разных вибраторов: губы, язык, горло.

Вдох и выдох рассчитывать при ударе. Не гасить варган дыханием.

Надув шарика и добавление паровозик, дрожание и разное…

Удар – вдох, удар – выдох – накладывается на паровоз, на одностороннем бое.

Эти приемы от профессионалов позволят вам играть на варгане лучше и увереннее.

UUTAi Olena in Kremlin Moscow

Варган – один из простейших и самых древних музыкальных инструментов, который сохранил популярность до наших дней. Небольшой по размеру, он очаровывает своим звучанием самых разных музыкантов. Особенно часто интересуются тем, как играть на варгане, любители походов и путешественники – инстумент умещается в кармане и помогает скрасить долгую дорогу.  Обучение настолько простое, что можно научиться самостоятельно по инструкциям в интернете, даже наставник не понадобится.

Содержание

  • 1 Общая информация о варгане: что это такое
    • 1.1 История происхождения
    • 1.2 Видовое разнообразие
  • 2 Как научиться играть на варгане: основные принципы и правила
  • 3 С чего начать обучение
    • 3.1 Работаем с диафрагмой
    • 3.2 Работаем с резонаторами (гортань, рот и нос)
    • 3.3 Делаем голос громче
    • 3.4 Усиливаем голос
  • 4 Важные нюансы игры на музыкальном инструменте
    • 4.1 Как держать варган
    • 4.2 Положение при игре
    • 4.3 Способы извлечения звука
    • 4.4 Изменение звучания
    • 4.5 Громкость и длина звука
  • 5 Распространенные ошибки
  • 6 Полезные советы и общие рекомендации для начинающих

Общая информация о варгане: что это такое

Варган – язычковый самозвучащий инструмент, который появился в глубокой древности. Его до сих пор используют шаманы, а особые вибрирующие звуки погружают в транс при медитациях. Однако им широко пользуются и профессиональные музыканты, а с недавних пор появились дуэты варганистов и битбоксеров. Важным фактором популярности инструмента является его компактность: максимальная длина варгана – 140 мм (14 см).

История происхождения

Предполагают, что первые варганы делали из бамбука; эта практика до сих пор сохраняется в Азии и Океании. Древнейшие образцы обнаружили в Монголии, они датируются 1-3 вв. до н.э., оттуда же варган попал на Алтай. В Европе древнейшая находка датируется 5-7 вв. н.э. В Россию инструмент проник через Польшу в 13-15 вв., а первые находки были сделаны в Великом Новгороде, куда варган скорее всего завезли купцы.

Этот инструмент известен под разными названиями. Так, в Италии это маранзано, на Алтае – комус, в Якутии – хомус, на Бали – генггонг.

варган на белом фоне

Варган – это русский термин, но наши предки также называли его «зубанкой».

Сегодня этот инструмент высоко ценится как часть этнической музыкальной культуры разных народов мира. Однако в середине 18 века австрийский композитор Иоганн Альбрехтсбергер написал несколько концертов для варгана, мандолины и струнных. Таким образом, язычковые самозвучащие инструменты давно известны классическим музыкантам и авторам академической музыки.

Видовое разнообразие

Различают два вида варгана: дуговой и пластинчатый. Их принципиальное отличие, помимо формы, – материал, из которого они произведены. Дуговые инструменты, ввиду особенностей конструкции, делают только из металла. Материал пластинчатых инструментов гораздо разнообразнее: кроме металла, их делают из бамбука, тростника, кости, обычного дерева.

виды варганов

Также эти варганы различаются методом игры. Металлический варган приводится в действие движением руки по тонкой пластинке (языку), тогда как в пластинчатых для этого чаще используется нитка.

Как научиться играть на варгане: основные принципы и правила

Научиться играть на варгане не так сложно. Если следовать инструкции и правильно держать инструмент, это легко можно сделать даже дома.

При игре на варгане, помимо руки, в работе участвуют органы дыхания и речи: диафрагма, которая выступает в качестве опоры для звука, а также нос, рот и гортань, выполняющие роль резонаторов (отражателей звука). Поэтому, прежде чем разучивать или сочинять варганные мелодии, обязательно научитесь правильно дышать и поработайте над пластичностью гортани и губ.

С чего начать обучение

Начать обучение игре на варгане рекомендуется с освоения правил расположения инструмента во рту и методов извлечения звуков. Также стоит уделить время постановке дыхания и голоса. Чтобы мелодия не прерывалась и звучала плавно и красиво, научитесь дышать диафрагмой. Те, кто занимается битбоксом или читает рэп, уже знаком с техниками диафрагмального дыхания. Для остальных расскажем вкратце.

Работаем с диафрагмой

Лягте на ровную поверхность, поместите ладонь на подреберья и сделайте глубокий вдох животом. Грудная клетка должна оставаться неподвижной! Вы ощутите напряжение под ребрами: это и есть диафрагма.

Упражнения для укрепления диафрагмы:

  1. Стоя прямо, положите ладони на ребра и делайте глубокие вдохи и выдохи. При вдохе грудная клетка расширяется, но не поднимается, при выдохе – опадает.
  2. В том же положении делайте глубокие вдохи. На счет раз втягивайте живот, на счет два расширяйте грудную клетку, и на счет три еще немного втягивайте живот. Затем медленный выдыхайте.

Рекомендуется делать эти упражнения перед зеркалом. Для удобства можно свериться с картинкой.

дыхание диафрагмой

Работаем с резонаторами (гортань, рот и нос)

Ротовая полость и голос непосредственно участвуют в исполнении мелодий на варгане, поэтому их нужно развивать и укреплять.

  1. Звуки «м». Стоя прямо, вдохните и на выдохе произносите звук «м» в сочетании с гласными «и», «э», «а», «о», «у», «ы»: «мми – ммэ» и так далее. Тяните эти звуки на одной ноте. Если нота низкая, звук будет вибрировать (отражаться) в груди, если нота высокая – резонатором выступает голова, а вибрация звука ощущается в носу.
  2. Чередование высокие и низкие ноты. После того, как научитесь тянуть звук «м», выберите мелодию на синтезаторе и пойте ее с закрытым ртом. Так развивается диапазон и укрепляются голосовые связки.

Важно: эти простые упражнения значительно помогут освоить варган и сделать игру многообразной.

Делаем голос громче

Несколько простых упражнений помогут сделать речевой аппарат пластичнее, а голос – громче.

  1. «Q-X». Произносите поочередно звуки «кью» и «икс». В первом случае губы округляются, во втором – растягиваются в улыбке. Результат – меньшее напряжение связок, большая пластичность губ.
  2. Упражнение йогов. В положении стоя делайте глубокий вдох и резкий выдох, на выдохе произносите «ха-а». Старайтесь выдыхать максимально полно и шумно.

Усиливаем голос

Сила голоса – важный фактор в игре на варгане.

  1. Звуки «и», «э», «а», «о», «у». Глубоко вдохните и на выдохе произносите последовательно каждую гласную. Именно в этом порядке звуки идут от самого высокого до самого низкого. Поэтому, если вы хотите развивать нижний регистр, тренируйте звук «у», верхний – звук «и». О том, как менять тональность при игре на варгане, читайте ниже.
  2. Упражнение Тарзана. Произнося звуки из предыдущего упражнения, бейте себя кулаками в грудь. Упражнение наполняет голос энергией и прочищает бронхи. Для чистой игры на варгане нужно легкое, свободное дыхание.
  3. Рычание. Это упражнение сделает голос сильным, а интонацию – напористой. Приставьте расслабленный язык к небу и произносите «р». Варьируя высоту и долготу звука, можно одновременно работать над дыханием.

Данных упражнений будет достаточно, чтобы подготовиться к игре на варгане.

Важные нюансы игры на музыкальном инструменте

Благодаря своей компактности и простоте, варган стал одним из самых любимых музыкальных инструментов. Однако существуют важные нюансы, без учета которых варган никогда не откроет музыканту богатство возможностей.

Как держать варган

Этот музыкальный инструмент удерживают ртом, а «играют» с помощью руки. Дальнейшие советы адресованы тем, кто осваивает игру на дуговом варгане.

Итак, чтобы правильно держать варган:

  • округлую часть положите на средний и указательный пальцы;
  • большой палец крепко прижмите к месту фиксации язычка.

Большой палец должен свободно двигаться в процессе игры. При необходимости изучите схемы ниже, где показан правильный способ держать инструмент.

как правильно держать варган

Положение при игре

Удерживают варган зубами или губами, от этого напрямую зависит громкость звука. Кончик язык варгана должен располагаться примерно посередине рта: именно в этом случае звучание будет чистым и открытым.

Прижимайте инструмент плотно к зубам! Вибрация центральной пластины вызывает колебания самого инструмента. Если не сжимать его плотно, он будет «биться» о зубы и действительно может их повредить.

как держать варган

Плотно прижимайте инструмент к зубам!

Помимо ротовой полости, в игре на варгане участвует свободная рука исполнителя, которая приводит в движение язычок.

Способы извлечения звука

Существует несколько способов извлечь звук из этого инструмента. Музыкант может выбрать один, а может сочетать способы, что разнообразит звучание.

  1. Игра с опущенным локтем. Слегка напряженный указательный палец направляют вверх, остальные собирают в кулак. Удары по язычку варгана производят боковой частью или подушечкой пальца, при этом сгибая и разгибая запястье. Этот способ позволяет исполнять мелодии в любом темпоритме.
  2. Игра с приподнятым локтем. Этот способ любим в Азии. Удары также производятся указательным пальцем, однако кисть как бы нависает над варганом. При ударах ребром вращают запястьем.
  3. Игра большим пальцем. Для этого способа локоть нужно опустить ниже инструмента. Представьте, что решили сыграть на варгане в поезде, но не хотите привлекать внимание. Или, наоборот, в путешествии, в непогоду, вы хотите сыграть и одновременно защитить инструмент. Пальцы складываются лодочкой, чтобы накрыть его, а удары совершают средней частью большого пальца свободной руки.
  4. Игра для извлечения 2-3 звуков. Локоть располагается выше инструмента, а удары производятся 2-3 пальцами, от указательного до безымянного. Это сложная техника, ее рекомендуется осваивать, когда вы уверенно пользуетесь всеми другими.

Даже просто прочитав описание техник извлечения звука, становится ясно: варган открывает широчайшие возможности для музыканта.

Изменение звучания

Когда вы научитесь уверенно держать варган и извлекать звуки, переходите к изменению тональности. Сам инструмент имеет только одну ноту, однако дыхание, нос и голос помогут значительно расширить возможности варгана.

  1. Низкий звук. Имитируйте (но не произносите!) звуки «о» или «у».
  2. Высокий звук. Имитируйте звук «и».
  3. Подражание птицам. Наиболее часто подражают жаворонку и гусыне, в первом случае это высокий звук, во втором – низкий, гортанный. Для подражания кукушке напрягают мышцы горла. Все эти техники требуют хорошей артикуляции языком и крепких голосовых связок.
  4. Дыхание носом и глоткой. Благодаря этому приему варган начинает звучать так, как ни один другой музыкальный инструмент. Эти приемы сложны в освоении, поэтому к ним стоит приступать, уверенно играя на варгане.

Под имитацией понимается, что речевой аппарат принимает соответствующее положение, но звук не произносится (не оглашается).

Громкость и длина звука

Мы уже упоминали, что громкость звука напрямую зависит от положения губ и зубов. Если губы раскрыты, то звук получается громким. Смыкая губы, мы делаем звук тише. Аналогично, прижимая инструмент к зубам, мы можем сделать звук долгим, а, прижав к губам, – коротким.

Внимание: общее правило: зубы усиливают звук, делают его громче, звонче и дольше, губы смягчают, оглушают звук и делают его короче.

Остановить звучание можно тремя способами:

  • убрать инструмент ото рта;
  • остановить язычок;
  • резко, с силой выдохнуть.

Рекомендуется освоить все три техники, так как затухание звука происходит по-разному и подходит не для всех мелодий.

Распространенные ошибки

Одни из самых распространенных ошибок начинающих варганистов – неправильное зажимание инструмента и неправильное дыхание.

  1. Неправильный зажим. Поскольку инструмент необходимо зажимать зубами, а приводимый в движение язычок сильно вибрирует, то при неверном зажатии варган может сорваться и больно ударить по зубам. Серьезные травмы скорее всего исключены, но если музыкант планирует публичные выступления, важно научиться правильно и прочно удерживать варган во рту. Можно воспользоваться помощью ортодонта и заказать резиновые капы. Они не помешают игре, зато надежно защитят зубы от соприкосновения с металлом.
  2. Неправильное дыхание. При игре на язычковых инструментах любой сложности и конфигурации опорой музыканта является диафрагма, а в качестве резонаторов выступают органы речи и дыхания. Проще говоря, дышать нужно диафрагмой (это мышечная «прокладка» под нижними ребрами), а звуки имитировать гортанью, связками и носом.

Если музыкант не умеет правильно дышать и пользоваться резонаторами, добиться красивого, медитативного звучания не получится.

Полезные советы и общие рекомендации для начинающих

Помимо необходимости регулярно заниматься постановкой дыхания и развитием голоса, рекомендуем воспользоваться следующими советами.

  1. Максимально расслабляйтесь при игре. Напряженность ощущается при игре на любом музыкальном инструменте, но в случае с варганом это будет сопровождаться посторонними призвуками.
  2. Тренируйтесь регулярно, но не до усталости. Поскольку в игре задействованы голосовые связки, избегайте их перенапряжения.
  3. Осваивайте техники постепенно. Удивляйте слушателей мастерством, а не скоростью освоения.

Варган понравится многим меломанам. Любители этнической культуры оценят его богатую историю и специфическое «шаманское» звучание. Профессиональные музыканты и любители электронной музыки оценят композиционные возможности инструмента, а битбоксеры и рэперы наверняка захотят включить варганные мелодии в свой репертуар.

Звукоизвлечение,
или
Как играть на варгане
Первые навыки
.

Научиться играть на варгане можно в течение нескольких минут, специальных навыков в этом не требуется, научиться играть на варгане может каждый.

магазин варганов

1. Возьмите варган так, чтобы не касаться язычка пальцами. Вариантов постановки пальцев множество, для начинающих самый простой способ — это зажать кольцо между указательным и большим пальцами. Принципиального значения в способе нет, главное, чтобы было удобно, чтобы держать комус неподвижно, чтобы язычок был свободен.
как держать варган классический закрытый хват закрытый Открытый хват Открытый

2. Затем поднесите инструмент к зубам, приоткройте зубы и прижимаете к ним деки.
ВНИМАНИЕ! Вы не зажимаете, не закусываете, а именно ПРИЖИМАЕТЕ к кончикам зубов так, чтобы оставалась щель, в которой язычок совершает свои колебания. Плотно прижмите деки так, чтобы язычок мог проходить между кончиками зубов. При этом губы расслаблены, охватывают, обнимают деки варгана, но не мешают игре.
3. Ударьте по язычку. Нет принципиальной разницы, ударяете ли вы ОТ себя или К себе, как нет разницы и в том, каким пальцем вы это делаете, важно, чтобы удар приводил язычок в движение в плоскости корпуса комуса. На первых порах легче и чище играть получается ударяя по язычку К себя. Если вы дерните язычок, несколько подняв-спустив его, он либо ударит вам по зубам, либо щелкнет по корпусу, — в любом случае произведет неприятный, далеко не музыкальный звук.
4. Практикуйтесь! Варган — это инструмент, научиться издавать звуки на котором можно за 5 минут (если не с первой попытки, что тоже случается), но чтобы научиться ИГРАТЬ на нем, нужна только практика. Кубызист-виртуоз мира Роберт Загретдинов говорит, что у него уходит по часу в день только на тренировки пальцев, мимики, губ и ротовой полости для игры на кубызе (башкирский варган) и 2 часа на репетиции! Так что, не жалейте усилий, если хотите виртуозно освоить этот инструмент!
как играть на варгане

Учебные пособия:

1. Первоначальные навыки, разнообразные приемы игры на комусе и просто много интересной информации вы найдете на диске «Алтайский комус. Первое знакомство». Видеокурс уникален тем, что преподают в этой школе игры на комусе мастер Владимир Поткин и Ногон Шумаров — знаменитый алтайский актер и певец. Вы сможете научиться аутентичным для комуса приемам игры. Диск в формате mp4, с английской версией.
2. Р. Рахимов — исследователь-фольклорист, специалист по кубызу и варганам мира, преподавать класса кубыза в Уфимском музучилище. Некоторые материалы башкирской школы игры на варгане вы сможете найти в монографии, посвященной башкирскому кубызу: Рахимов Р.Г. Башкирский кубыз (Маультроммель). Фольклорный сборник. В этой брашюре представлено уникальное исследование по истории инструмента, его разнообразные модификации, рассказывается про башкирских мастеров кубыза, даются начальные навыки игры, приводятся ноты традиционных башкирских наигрышей, схема изготовления деревянного кубыза… Текст сопровождается иллюстрациями, а главное — прилагается диск с экспедиционными записями исполнения народной музыки на кубызе (сделаны в 1985-87 гг.)
3. «Бам! — по зубам». Статья, в которой разбираются основные ошибки новичков.

Дополнительно:
Какие бывают варганы.

Перейти в раздел Варганы.

магазин варганов каталог варганов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Этическая характеристика такого метода руководства
  • Республиканский кредитный альянс руководство
  • Компливит кальций д3 жевательные таблетки инструкция по применению
  • Противовирусные препараты осельтамивир акрихин инструкция по применению взрослым
  • Как уведомить сотрудника об изменении должностной инструкции