Как можно преодолеть авторитарность педагогического руководства в школах

Ю.П.Азаров Преодоление элементов авторитарности – необходимое условие дальнейшей демократизации внутришкольной жизни

…Преодоление
элементов авторитарности – необходимое
условие дальнейшей демократизации
внутришкольной жизни.

…Порой
действия педагога-авторитариста внешне
нелегко
отличить от подлинного мастерства,
гуманного в
своих целях, результатах, способах их
достижения. Эта трудность кроется не
только в изощренности почерка
авторитариста и даже не в блистательной
манере
исполнения педагогических приемов.
Трудно распознать авторитарную технологию
еще и потому, что авторитарист
виртуоз все усилия направляет не на
демонстрацию
своей силы, а на то, чтобы скрыть ее.
Авторитарное
мастерство может выгодно отличать от
подлинного
мастерства и та непринужденная, та
завидная уверенность,
с которой осуществляются различные
действия.
Здесь надо иметь в виду, что
педагог-авторитарист, как
правило, уделяет технике воздействия
самое серьезное
внимание. Именно в ней он ищет средства
утверждения
своего личного влияния. Поэтому действия
педагога-авторитариста
могут производить ошеломляющее
впечатление отточенностью приемов,
блеском исполнения,
виртуозным манипулированием ими.


…Деляческий,
беспринципный подход к педагогическим
средствам при умении пользоваться ими
позволяет авторитаристу
быстро добиваться некоторых существенных
для первого этапа развития коллектива
результатов:
внешнего порядка, организационной
четкости, которые
человек, не искушенный в сложностях и
характере
школьной жизни, может принять за
проявление подлинного
мастерства…. Поэтому
настоящий педагог только в исключительных
случаях может позволить себе «педагогический
фокус», а обычно манеру его работы
отличает
внешняя простота при большой
внутренней глубине,
мудрое, очень разборчивое отношение
к средствам,
точное знание радиуса и степени их
действия, умелое
сочетание традиционных методов с новыми.
Зачастую
новаторство настоящего педагога
состоит именно в
новом взаимодействии давно известных,
проверенных и
изученных средств.

…Для
педагога-авторитариста система отношений
подобна
тонкой и прочной сети, которую даже не
он, а сами
дети набрасывают на себя. Он руководит
этим процессом
самозапутывания. Если подлинный мастер
все время
думает над тем, чтобы система отношений
способствовала
развитию задатков и способностей ребят,
творческих, созидательных сил в детском
коллективе,
утверждению высших форм жизни в нем, то
педагог-авторитарист
до предела сужает сферу самостоятельной
деятельности, поощряя лишь ту, которая
способствует утверждению авторитаризма,
бессловесному послушанию,
разобщению в среде детей.

…Главная
тенденция педагога-авторитариста —
подавить
способность воспитанников отстаивать
свои убеждения,
установить прочную зависимость всех
учащихся от
его единоличной воли, неважно, как эта
зависимость будет
выражена — прямо или опосредованно.

….Подлинное
мастерство и
авторитаризм — антиподы, антагонисты.

Остановимся
на некоторых из них, сразу же оговорившись,
что каждая из приведенных нами форм
выступает в работе педагога как
отрицательный элемент.

Скрытая
(опосредованная)
авторитарность. Здесь
прямой нажим, насилие затемнены.
Авторитарность как бы растворяется в
том многообразии
методов и приемов, которыми пользуется
педагог.
Здесь авторитаризм выступает в либеральном
обличий.
В основе всей деятельности педагога
лежат авторитарно-опосредованные
действия. Им подчиняет он
и самоуправление, и доверие, и игру, и
систему перспектив и т.д. Главная его
забота — создание прочной системы
внутриколлективных зависимостей,
расчетливо управляемой
педагогом-авторитаристом. Любимые слова
такого авторитариста — «У нас все решает
коллектив,
самоуправление, актив». Внешне создается
впечатление о необыкновенно сильном
коллективе. На самом же деле коллектив
нравственно
агонизирует. Авторитарно-опосредованный
стиль
работы нужно квалифицировать как самый
жестокий способ педагогического
руководства, а, следовательно, и способ
общения. Он порождает насилие изнутри,
через самих ребят.

…Грубая,
прямая
авторитарность — открытое непризнание
индивидуальности любого ученика, любого
подчиненного.
Грубый, прямой авторитаризм не посягает
на внутреннюю свободу ученика. Руководитель
бравирует
своей откровенностью, прямотой, держится
на
расстоянии. Девиз: «Каждый должен знать
свое место».
Все его действия откровенно жестки и
прямолинейны.
Если установленные им правила, в том
числе и
самые незначительные, не выполняются,
он склонен бросить
все дела, даже самые важные, чтобы довести
свою линию до конца; обладает, как
правило, быстротой
реакции, огромным упорством, настойчивостью;
элементарную,
простейшую организацию любого дела
коллектива
доводит до совершенства. В этом он может
быть очень требователен и к самому себе.

Демагогическая
авторитарность.
Свое непризнание
других личностей прикрывает набором
догматически
изрекаемых положений: политических,
нравственных,
методических. Любит трескучие фразы.
Во главу
всей работы ставит, на словах, разумеется,
идейно-политическое
воспитание. Его педагогическое кредо:
воздействовать
на сознание учащихся только с помощью
бесед, внушений, разъяснений. Одним
словом, примат
за словесным воспитанием.

Этот
педагог пренебрегает
самой элементарной организаторской
работой. Все у
него построено на импульсах, на
«вдохновении». Школа
для него — постоянная аудитория, в
которой говорит,
властвует лишь он один. Это проповедник.
Для
него слово — средство личного влияния.
И надо заметить,
над словом он работает обычно очень
основательно.
Он склонен к импровизации. Все пути
совершенствования
мастерства речи сводятся к поискам
новых
форм, приемов и никогда не ведут к
разработке содержания конструкторской
мысли.

Либеральный
авторитаризм.
С ребятами и педагогами
запросто. Даже в обнимку по коридору.
Зайти
в кабинет — в любое время! На ходу решить
вопрос—
пожалуйста. Остроумен, находчив, изысканно
вежлив
и ровен в обращении.

У
него
есть и
самоуправление,
есть и клубы, есть и вечера,
и фестивали, и пышные праздники. А вот
души во
всем этом нет. И нет подлинного единства
взрослых и
детей. Ребята чувствуют во всем показуху,
лакировку,
бездушие, злое и страшное. Страшное,
потому что и
повода-то для протеста нет: все вежливо,
галантно. Да
и многие родители в восторге от
«предупредительного»,
такого «терпеливого» и всегда спокойного
педагога.
А он не терпит учителей, способных на
искреннее проявление
чувств, на справедливый гнев, на восхищение
благородным поступком. «Вы свои чувства
оставляйте
дома, — поучает он учителей. — Чувства
— это конфликты,
а в школе у нас должно быть тихо, спокойно».

Административная
авторитарность.
Возникает
тогда, когда администрирование возводится
в абсолют,
в единственный способ общения с людьми.
Не станет говорить, прежде чем не займет
позиции, с которой он может приказывать,
на которой он будет внушительно
выглядеть. Мотивировка: «Нельзя на
ходу решать
вопросы». Ценит свое слово, часто
ссылается: «Я уже
в прошлый раз указывал…» Кабинет для
него — святилище.
«Выйдите, — обычно требует он, —
постучите
и зайдите, как положено». Боится общения
с коллективом
учителей: воздействует на них исключительно
через своих подчиненных, которые, как
правило, необыкновенно
исполнительны, ибо в чем-то зависят от
него.

…Причины
возникновения авторитаризма разные.
Часто
авторитаризм
возникает на базе невежества и бессилия.
Это

подметил в свое время еще Д.И. Писарев.
Чем невежественнее
учитель, говорил он, тем сильнее его
террор
по отношению к учащимся.

Авторитаризм может
возникнуть и на базе ложного убеждения
в том, что жестокость — единственный
способ
организации поведения, учеников…Поэтому
так часто возникновение авторитаризма
связано с эгоистическими мотивами.

…Любой
авторитарист готов идти к цели напролом,
если бы
его не удерживала боязнь неудачи,
поражения. Авторитарист
конъюнктурен: он вылавливает из
общественной
жизни то, что отвечает его тенденции. И
этому
соответствует его мировоззрение—
эклектическое. Авторитарист
тащит из всех теорий то, что ему выгодно.
Он в угоду своей установке прикрывается
самыми святыми
и дорогими именами, фальсифицирует и
опошляет
науку.

Авторитарность
появляется тогда, когда нравственная
мировоззренческая ущербность получает
возможность
проявить себя. Вот почему, как бы ловко
авторитарист
ни маскировался, сколько бы лет он ни
ходил в
показательных, система созданных им в
воспитательном
учреждении отношений, он неизбежно
приходит в непримиримое
противоречие с нашей социальной системой,
а результатом его деятельности может
быть только
одно — нравственное и идейное разложение
коллектива.

(Цитаты
из работы: Азаров Ю.П. Искусство
воспитывать.- М.,1985. С.67-88.).

Приложение 31

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Одним из важнейших навыков педагога является умение сформировать свой авторитет для учеников в здоровой ресурсной форме. Переоценить значение авторитета сложно: по сути это есть средство воспитательного воздействия, дающее возможность установить между педагогом и учащимися атмосферы сотрудничества, признания, доброжелательности и, как следствие, достижение более глубокого уровня познания.

Авторитет педагога и его виды

Определение 1

Авторитет – это общее признание человека, включающее в себя множество процессов и качеств, таких как: поддержка идей, проявление уважения, доверие, вера в нравственно-волевые качества человека, его интеллект и т.д.

Замечание 1

Разные источники описывают различные классификации педагогического авторитета. Отдельно стоит выделить классификацию, которую предложил А.С. Макаренко: в его работах авторитет педагога подразделяется на истинный и ложный. Ложный авторитет, в свою очередь, также имеет свои разновидности.

Истинный авторитет учителя находит свое выражение в доверительном и конструктивном отношении учеников к учителю: подобная взаимосвязь дает возможность достигать успеха в совместной деятельности по улучшению жизни.

Для ложного авторитета характерно такое отношение учеников к педагогу, которое побуждает к пассивности, потреблению готового опыта. Ложный авторитет базируется на стремлении учителя добиться абсолютного подчинения (послушания) учащихся путем обесценивания, исключения творческой составляющей обучающего процесса, «ломки» воли ученика и т.д.

Ложный авторитет подразделяется на следующие виды:

  1. Авторитет подавления. Проявляется в демонстрации педагогом своего превосходства в правах. В качестве инструмента воздействия применяются наказания, высмеивания за ошибку, окрики, обесценивание успехов учащегося, что влечет за собой появление безотчетного страха у учеников.
  2. Авторитет расстояния. Педагог намеренно подчеркнуто удерживает значимую дистанцию с учениками: возможно только сухое официальное общение, абсолютная недоступность педагога во внеурочном пространстве, создание учителем искусственных привилегий для себя.
  3. Авторитет педантизма. Педагог, практикующий авторитет такого типа, имеет целый комплекс условностей, правил, норм, в большинстве случаев мелочных и абсолютно бесполезных. Он часто придирается к учащимся по незначительным поводам, перенося фокус с главного на второстепенное. Итогом такого педагогического воздействия становится потеря уверенности учащегося в своих силах, лишение его побудительной мотивации к улучшению навыков и знаний, грубое нарушение дисциплины на уроках или, напротив, атмосфера скованности и напряжённости.
  4. Авторитет резонерства. Выражается в постоянном поучении подопечных: по сути лишенные глубокой смысловой нагрузки нотации становятся главным средством воспитания. В данном случае наблюдается быстрое привыкание учащихся к постоянному словесному «потоку», восприимчивость к сказанному крайне низка, зато ярко выражена реакция раздражения или высмеивания.
  5. Авторитет мнимой доброты. Это другая губительная крайность, когда в поведении педагога присутствует попустительство в расчете на получение в ответ послушания, внимания и привязанности учеников. Однако реальным результатом такого типа авторитета становится игнорирование указаний, потеря ориентиров и границ для учащихся.

Авторитарность педагога

Авторитарность в педагогике – это проявление авторитарного стиля общения с детьми, в котором активно используются запреты, негативные оценки, жесткие ограничения, наказания, а также имеют яркую выраженность отрицательные установки и избирательность по отношению к детям.

Авторитарность педагога возникает как результат недоразвития психологической культуры и стремления ускорить развитие учащихся, не учитывая индивидуальные особенности каждого из них. Зачастую авторитарные приемы применяются вроде бы из благих намерений: многие педагоги убеждены, что, «ломая» ребенка здесь и сейчас, возможно достичь максимальных желаемых целей. И порой такая стратегия «срабатывает», однако вред, наносимый авторитарными приемами воздействия, несоизмеримо больше. Авторитарность лишает ребенка чувства безопасности, уверенности в своих силах, удерживает ученика в состоянии напряженности и тревожности. Педагоги часто недооценивают пользу наличия у учащихся инициативности, самостоятельности, возможности выбора. А вот такие качества как лень, безответственность, отсутствие дисциплины могут быть сильно преувеличены и получать излишнюю акцентированность.

Еще одним негативным последствием авторитарного стиля учителя является ухудшение межличностных отношений в детском коллективе вследствие некоторой субъективности педагога: возникновение конфликтности в группе, недоброжелательности, зависти.

Условия формирования истинного авторитета учителя

Формирование авторитета педагога – растянутый во времени процесс, успешность которого определяется рядом условий:

  • правильность выбора профессии «педагог». Требования, предъявляемые к профессии, должны совпадать с личными качествами и возможностями человека;
  • получение соответствующего образования в специализированных учреждениях;
  • наработка высокого уровня педагогического мастерства в процессе обучения и самовоспитания, самообразования.

Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

СТАТЬЯ

«Влияние авторитарного стиля
педагогического общения на психическое здоровье учителя и ученика»

Педагог-психолог Богданова О.С.

Важнейшим критерием формирования здоровьесберегающего
пространства является стиль общения, выбранный педагогом. Следствием
неправильно выбранного стиля педагогического общения является нарушение
психического здоровья школьников.

Одним из особо опасных стереотипов в
деятельности педагога является авторитарный стиль общения. Авторитарность – это
своеобразный учительский комплекс, проявляющийся в безапелляционности,
консерватизме, закрытости в общении, назидательности, установке типа «учитель
всегда прав». При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все
вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива так и каждого
учащегося. Педагоги не позволяют проявлять учащимся самостоятельность и
инициативу. Авторитарный стиль общения порождает неадекватную самооценку
учащихся, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в
общении с окружающими людьми. При авторитарном
стиле педагог значительно  чаще, чем другие
прибегает к тону приказа, делает резкие замечания, нетактичные 
замечания в адрес одних участников и беспричинные,
необоснованные похвалы  другим. Авторитарный педагог определяет не только
общие цели деятельности и задание, но и указывает способы выполнения задания,
жестко решая, кто с кем будет работать.

Исследования, проводимые Институтом
возрастной физиологии, показали, что в школе, где работают авторитарные жесткие
и игнорирующие учителя, школьники болеют в 3 раза чаще, а нарушения
психического здоровья отмечаются еще чаще. У авторитарных педагогов дети почти
с первых дней пребывания в школе попадают в ситуацию отрицательного оценивания,
хронического неуспеха. Жесткий, авторитарный, бескомпромиссный учитель во время
урока делает очень много замечаний, высказывая свое недовольство по отношению к
ученику.

Повышенная «стимуляция»
детей посредством угроз, осуждений, наказаний – это фактор, прямо ведущий к
нарушению психического здоровья и развитию неврозов. Такие методы стимуляции
вызывают конфликты, порождают у ребенка чувство неудовлетворенности,
неуверенности в себе, неполноценности. Постоянное недовольство учителей отталкивает
ребенка от взрослых. Ребенок теряет веру в себя, происходит деформация его
«я – концепции».

По данным опроса, учащимся старших
классов школы № 10 было предложено закончить предложение «Мне очень не
нравиться, когда учитель…»

1.                
Несправедлив – 60%

2.                
Кричит, повышает голос – 52%

3.                
Жесток, груб  – 62%

4.                
Унижает, оскорбляет, обзывает – 46%

5.                
Не называет по имени – 34%

6.                
Безответственнен – 12%

7.                
Неуступчив – 11%

8.                
Нетерпелив – 9%

9.                
Неуровновешен– 4%

10.           
Придирчив – 4%

11.           
Сравнивает с другими – 3%

Последствия проявления подобных
личностных проявлений учителя негативно сказывается на эмоциональном состояний
учащихся. Дети отмечают, что когда на них кричат, унижают, оскорбляют они:

1.                
Испытывают злость – 75%

2.                
Испытывают обиду – 55%

3.                
Переживаю, плачу – 26%

4.                
Испытываю чувство страха – 17%

5.                
Не хочу учиться – 15%

6.                
Неуверенны в себе, чувствую себя
скованным, зажатым – 12%

7.                
Чувство несправедливости – 14%

8.                
Испытываю чувство вины, стыд – 9%

Психологам часто приходится наблюдать
детей, подростков с социофобиями, болезненной застенчивостью: с навязчивыми
страхами несостоятельности, бурной эмоционально-вегетативной реакцией в
ответственный неподходящий момент (покраснение, потливость, дрожание рук,
затруднения в речи и тому подобное). Причём соответствующие переживания
возникают, после резких замечаний педагога при выходе учащегося для ответа
«к доске”: порицание, бесцеремонные комментарии по поводу того, что
учащийся потеет, краснеет, сильно волнуется в такой ситуации, допускает
промедление. Перечисленным выше расстройствам подвержены, главным образом,
тревожно-мнительные, зависимые учащиеся. Им иногда достаточно одного слова,
чтобы нарушилось их психическое равновесие. То есть это дети, которые могут
пострадать от несправедливого, неуважительного, предвзятого отношения педагога
в силу особенностей своей психики.

Авторитарный стиль общения учителя
приводят к характерологическим и патохарактерологическим реакциям. Наиболее
значимым фактором риска являются акцентуации характера, то есть чрезмерная
выраженность определенных черт: неуживчивость, обидчивость, заносчивость или,
наоборот, робость, застенчивость, неуверенность. Резкая очерченность характера
– всегда некий сдвиг психики. Если этот сдвиг со временем не сглаживается, то
перечисленные черты характера переходят в психопатию. Поэтому у таких учащихся
психическая травма, полученная в школе, вызывает уже патохароктерологические
реакции.

Авторитарный стиль общения негативно
влияет не только на здоровье учащихся, но и на здоровье самих учителей. Эти
особенности общения приводят к отрицательным эмоциональным состояниям — страху,
тревоге, агрессии, постепенно разрушающие здоровье учителя.

Исследования Г.В. Грибановой
показало, что у учителей, использующих авторитарный стиль общения наблюдается «заблокированность»
положительных психологических механизмов во взаимоотношениях с окружающими. Учитель,
согласно исследованию, видит чаще отрицательные черты в поступках или действиях
людей.

Педагог способен восстановить
собственное здоровье и положительно влиять на здоровье школьников. Даже простое
изменение стиля общения учителя с учениками в сторону доброжелательности,
установка педагога на эмоциональную самоотдачу способно значительно ослабить
уровень профессионального стресса и предотвратить возникновение психических
травм и нарушения эмоционального состояния  у школьников.

Регулярное выполнение простых
психотерапевтических упражнений тоже поможет педагогу не только снять
напряжение, но и повысить внутреннюю собранность, изменить стиль общения с
учениками. Такие упражнения можно выполнять по дороге в школу или домой и в
перерывах между уроками.

«Дыхание»
— это упражнение лучше выполнять перед уроком. Сядьте в кресло или на стул,
расслабьтесь и закройте глаза. Отключите внимание от внешней ситуации и
сосредоточьтесь на своем дыханию не нужно управлять дыханием специально, не
нужно разрушать его естественный ритм. Выполняйте упражнение в течение 5-10
минут.

«Невидимая нить»
— разговаривая с учеником, представьте, что между вами протянулась невидимая
нить, которая идет от ваших глаз к глазам вашего ученика, от вашей души к его
душе. Постарайтесь не порвать эту нить в разговоре. Общаясь с целым классом,
натягивайте эту психологическую нить между собой и всеми учениками, наблюдая в
какой момент разговора, она натягивается, а в какой ослабевает. Эта невидимая
нить – ваш психологический контакт с детьми.

«Психоэнергетический зонтик»
— это упражнение нужно проводить с самого начала урока, и если есть такая
необходимость, то и на всем его протяжении. Учитель стоит в центре класса и,
объясняя, старается представить, что благодаря его воле и сознанию, над классом
возникает «зонтик», накрывающих всех учеников. Целью данного упражнения
является способность учителя крепко держать ручку «зонтика» весь урок.
Упражнение направлено на формирование способности контролировать ситуацию в классе.

«Развитие простейших навыков
общения».
Войдите в воображаемый класс и
поздоровайтесь с учениками; войдите в класс и привлеките к себе внимание без
речевого общения—средствами мимики, пантомимики, зрения. Обратитесь к ученику,
использовав разные приспособления (просьбу, требование, предупреждение,
похвалу, юмор, вопрос, намек, приказ, пожелание и т. п.). Необходимо найти не
только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования,
правильное положение тела (по-прежнему необходимо следить за мышечной свободой
и снимать излишнее мышечное напряжение). Найдите приспособления в неожиданных
ситуациях (вы входите в класс — раздается смех).

«Иванов, Петров, Сидоров».
Учитель, использующий средства педагогического манипулирования, обычно называет
своих учеников только по фамилиям. Такое формальное общение «сверху вниз»
подчеркивает деловой, авторитарный стиль воздействия. И, напротив, учитель,
стремящийся к реальному общению с ребятами, как правило, называет их по именам.
Причем чем чаще он произносит имя своего ученика в беседе с ним, тем прочнее
организуется психологический контакт между ними.

Манипулирующий учитель часто называет
своего ученика в третьем лице в его присутствии. Например: «Вы только
послушайте, что он говорит!». Ученик стоит рядом и слышит, что о нем говорят
как об отсутствующем человеке. Можете себе представить, какое унижение он при
этом испытывает? Мудрый учитель скажет: «Саша, ты себя слышишь?». Понятна
разница в этих двух фразах?

Педагогические настрои также способны
помочь учителю выработать умение регулировать свое психоэмоциональное
состояние. Нужно помнить о том, что в современном обществе порой наиболее важны
не сами знания, которые дает учитель ученику, а тот эмоциональный фон, на
котором они подаются.

Большую помощь в овладении своими
эмоциями могут оказать психологические тренинги, медитация и аутогенная
тренировка. Ведь еще древние говорили, что самый сильный человек — тот, кто
способен управлять своими эмоциями. Целенаправленная саморегуляция поможет
каждому учителю справляться со своими эмоциями и переживаниями. Можно
предложить такие примеры педагогических настроев, как, «Настрой на дорогу в
школу», «Настрой на приход в школу», «Настрой на урок», «Настрой на разговор с
родителями», «Настрой на сон».

Самосовершенствование педагога
является важной составляющей его психического здоровья. Если педагог научится
понимать важность этого фактора, то это позволит ему сохранить профессиональную
молодость и повысить собственную самооценку, сформировать индивидуальный стиль
педагогического общения, изменить личностный статус, сформировать опыт
преодоления конфликтных ситуаций в общении с детьми, который поможет
предотвратить возникновение стрессовых ситуаций у школьников. Учитель – это
стекло, через которое ребенок смотрит на жизнь.


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

О том, почему авторитарность не самое плохое для педагога качество, рассказывает Людмила Кондратенко — в прошлом, преподаватель технических дисциплин с десятилетним стажем в машиностроительном техникуме. 

Я никогда не думала о себе, как об авторитарном преподавателе. Вообще никак себя в этом плане не оценивала. Просто работала, просто было интересно, просто получала результат. А потом примерила этот нелестный эпитет и могу сказать, что он мне оказался впору.

«Да, я авторитарна со своими студентами. Не груба, не жестока, не безапелляционна — авторитарна». 

Мой педагогический опыт — это обучение пятнадцатилетних оболтусов, которые поступили в техникум после девятого класса. Тех самых, на которых махнули рукой замученные родители, не добившись от них хороших оценок, прилежного поведения и рвения к учебе. Их отправили, от греха подальше, во взрослую жизнь, осваивать профессию: «Там-то уж они поймут, уж там их научат».

Сами подростки воспринимали уход из школы по-другому: «Ура, свобода!» В техникуме все по-другому: вместо уроков — пары, вместо перемен — перерывы. Наконец-то нет учителей, только «преподы». А с остальным — как-нибудь потом разберемся. 

И вот первого сентября эти бывшие нерадивые девятиклассники, открыв с ноги, для солидности, дверь в новое учебное заведение, вальяжно вваливаются в аудиторию…

«Тут на пути к ожидаемой ими свободе, веселой и беззаботной жизни, возникаю я, авторитарный учитель, по-местному — «препод»». 

Пятьдесят пар глаз — на первые несколько занятий обычно приходят все поступившие — пытливо изучают, с кем им предстоит иметь дело. Кто-то смотрит настороженно, кто-то — доброжелательно, с интересом, или явно с вызовом. 

Приходит время познакомить их с тремя незыблемыми правилами авторитарного педагога:

  1. Главная здесь, ребята, — я! Хотите вы того или нет. 
    Я по природе не артист, поэтому разыгрывать демократию, панибратство и ложную веселость не стану. Существуют правила, с которыми вам здесь придется считаться.
  2. Цель вашего прихода сюда — учиться. Моя — вас учить. 
    Я хороший режиссер своих занятий, и вам придется включиться в мой сценарий обучения, продуманный, прописанный и отработанный не одним годом преподавания. Когда входите в аудиторию, полностью погружаетесь в рабочий процесс, оставляя лишнее за дверью. 
  3. Все соблюдаем личные границы. 
    Не только студенты знают мое имя-отчество, но и я знаю всех студентов по именам. Некоторых — даже по отчеству, если они сочли нужным так представиться при первом знакомстве. 

С одной стороны, мои правила были строгими и обязательными к исполнению. Со студентом, который демонстративно и регулярно пренебрегал ими, вел себя бесцеремонно, даже пришлось расстаться. Его поведение мешало мне, другим ребятам и учебе в целом. 

При этом, если того требовала ситуация, правила могли быть гибкими. Например, одному студенту обучение давалось трудно, хотя к занятиям он относился ответственно. Я понимала, что он не сможет сдать экзамен на общих условиях и приняла решение подготовить для него индивидуальные, облегченные задания. Студент успешно аттестовался.

«Единственное, к чему мои правила не относились — это внешний вид студентов»

В чем-то должна быть свобода самовыражения. Меня не волновало, как они одеты, какой длины и цвета их маникюр, волосы и какой принт на их футболках и толстовках. Это их личная ответственность, демонстрирующая внутреннее содержание, предпочтения. 

По мере нашего общения эти предпочтения иногда менялись. Однажды в аудиторию вошел студент, от внешнего вида которого мне стало страшновато: длинные завязанные в хвост волосы, до глаз натянутая бандана с изображением черепов и костей, кожаная одежда, звенящая цепями, а в завершение — сапоги-«казаки» со шпорами. Как работать, разговаривать с таким специфическим контингентом, я не знала. И даже ненадолго усомнилась, сработают ли в этом случае мои авторитарные правила. Казалось, для этих ребят правил не существует. Но изменять себе я не стала, а студент спокойно занял место за второй партой и стал молча выполнять все мои задания. 

Месяца через два, когда я немного расслабилась и перестала ожидать от него чего-то непредсказуемого, он подошел ко мне в перерыве и спокойно так сказал: «Вы сегодня в первый раз улыбнулись». Мы оба рассмеялись. Преподаватели — тоже живые люди, они испытывают в процессе работы разные чувства, иногда обманываются. 

«Коллеги и администрация также получали бонусы от моей авторитарности».

Я требовала от учеников ответственного отношения к занятиям, и сама относилась к работе так же. Это вызывало уважение в студенческой среде, и ребята не сбегали с пар. Поэтому мои занятия часто ставили в расписание последними, обеспечивая тем самым хорошие показатели посещаемости. 

Апофеозом моей деятельности был экзамен в той группе, в которой учился напугавший меня студент. Ребята пришли на экзамен без конспектов и готовились по памяти — сами! Сказать, что я была удивлена и обрадована — это ничего не сказать. Кстати, тот студент пришел на экзамен в нормальной одежде. Ему просто не требовалось больше ни от кого защищаться. 

«Для меня авторитарность — от слова авторитет». 

Авторитет преподавателя, знающего предмет. Авторитет человека, уважающего личность, даже юную. Авторитет взрослого, не решающего свои психологические проблемы за счет тех, кто от него зависит. 

И я за такую авторитарность!

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Авторитарный стиль в рамках педагогического общения характеризуется опорой преподавателя исключительно на собственные установки, мнения, суждения при принятии решений, касающихся жизни класса и отдельных учеников. Реализуемая учителем тактика – сочетание диктата и опеки. Если ученики пытаются противодействовать агрессивному стилю преподавания, возникают устойчивые конфликты. Неразрешимые конфликтные ситуации часто приводят к переводу ученика в другой класс.

строгий преподаватель

Содержание

  1. Характеристика
  2. Недостатки
  3. Признаки

Характеристика

Общение в педагогике – это взаимодействие с целью передачи информации и опыта, согласно определению в структуре общения выделяют коммуникацию, интеракцию (взаимное влияние участников коммуникативного контакта), социальную перцепцию (восприятие, обработка чувственных данных). Эффективность общения между учеником и учителем определяет результат учебно-воспитательного процесса, влияет на формирование личностных качеств учащегося.

Взаимодействие ученика и учителя реализуется посредством педагогических моделей, призванных оптимизировать процесс обучения. Педагогический стиль – это устойчивый набор приемов, методов, навыков, психологических способов, которые используются в рамках процесса обучения и воспитания учащихся. Стиль отражает индивидуальные, типологические особенности взаимодействиями между учащимся и преподавателем. Выделяют педагогические стили:

  1. Авторитарный. Предполагает подавление.
  2. Индифферентный. Предполагает общение без эмоциональной окраски и четко выраженного влияния на личность учащегося.
  3. Демократический. Предполагает общение на одном уровне, тесное сотрудничество и обсуждение спорных вопросов.

Выбранный стиль определяет эффективность процесса обучения, влияет на психологическую атмосферу в коллективе. Авторитарный стиль – это такая форма общения, которая характеризуется всеобъемлющим контролем и строгим, жестким управлением. Учащемуся не предоставляется право на собственное мнение, если оно противоречит взглядам учителя.

Авторитарность в педагогике – это формат отношений, который предполагает приказной тон, критические, резкие замечания, указания, не терпящие возражений. Авторитарный стиль педагога при руководстве группой учеников характеризуется необъективной оценкой личностных качеств, бестактными высказываниями и выпадами. Учитель может незаслуженно хвалить одних своих подопечных и одновременно безосновательно принижать достоинство других.

конфликт учителя и ученика

Авторитарный стиль педагогического руководства – это подавление всякой инициативы. Учитель четко обозначает цель работы и порядок выполнения задания, единолично назначает ответственных, разбивает коллектив учащихся на малые группы в соответствии со своими личными мотивами. Примерами авторитарного стиля в работе педагога служит его жесткое управление процессом рассаживания по партам, общение строго в формате беспрекословного подчинения любым распоряжениям.

Авторитарный стиль общения предполагает необъективную оценку личности, преподаватель высказывает такие мнения и суждения об учащихся, которые основаны на личных предпочтениях и вкусах, что обуславливает влияние на проверку выполненной работы. Ученики, которые нравятся педагогу, независимо от качества выполнения задания, получают высокие баллы. Если преподаватель испытывает личную неприязнь к подопечному, такому ученику никогда не удастся получить высокую отметку.

Авторитарный стиль характеризуется коммуникативной асимметрией. Педагог, придерживающийся подобной тактики преподавания, стремится к единоличному и тотальному доминированию, что проявляется в вербальных и невербальных способах общения. В первом случае речь идет об указаниях, не терпящих возражений, приказах, произнесенных с командной интонацией.

Речь сопровождается типичными невербальными знаками – жестикуляцией, мимикой доминирующего, властного характера. Авторитарный стиль проявляется централизацией учебного процесса. При этом наблюдается снижение степени самоконтроля педагога, понижение уровня критического анализа своего поведения. Авторитаризм преподавателя препятствует рефлексии, умению расслабляться, что часто приводит к развитию неврозов у детей.

Недостатки

Авторитарный стиль преподавания отражается в недостаточном признании таких достоинств учащихся, как инициативность, самостоятельность, коммуникабельность, умение продуктивно взаимодействовать с другими членами коллектива. Часто такие преподаватели высказываются об учениках, как о безответственных, ленивых, недисциплинированных людях. Их раздражает импульсивность, неусидчивость и непосредственность детей.

раздраженный учитель

Подвижные, живые дети, которым тяжело дается длительное бездействие, пребывание на одном месте часто подвергаются оскорблениям и наказаниям. Называя подопечных неорганизованными, несобранными бездельниками, учитель оправдывает жесткое обращение с ними. К недостаткам авторитарного стиля относят эмоциональный отрыв руководителя от коллектива. Преподаватель эмоционально отстраняется от учеников.

Эмоциональная холодность ассоциируется с отсутствием взаимного доверия и душевной близости, что провоцирует появление у детей чувства страха, беспокойства, беззащитности, тревоги. Авторитарный стиль в педагогике приводит к формированию неблагоприятного психологического микроклимата в коллективе, когда ученики испытывают психологический дискомфорт от общения с учителем.

Часто внутренняя напряженность и неудовлетворенность трансформируются в интенсивные переживания, особенно на фоне неодобрительных прилюдных высказываний в адрес ребенка. В результате возможны такие последствия, как понижение самооценки, отсутствие веры в свои способности, развитие депрессии, что негативно сказывается на процессе освоения учебного материала.

Чувствительные, восприимчивые к психологическому давлению дети с высокими интеллектуальными способностями плохо учатся, потому что теряют веру в себя и желание овладевать знаниями. Если преподаватель придерживается авторитаризма, дети в его классе ведут себя на уроках пассивно, невольно перенимают манеру поведения авторитетного взрослого, демонстрируют неприязнь и агрессию по отношению к окружающим.

Ребенок в условиях психологического дискомфорта ориентирован на усиление самозащиты, что наносит ущерб усвоению учебного материала. Навязывая необходимость четко следовать его указаниям, учитель не объясняет нормы поведения, не учит детей управлять эмоциональными проявлениями и реакциями. Он подчиняет детей без объяснений и аргументов, требуя неукоснительно соблюдать изложенные им правила.

Учитель пользуется правами, которые обусловлены его должностью, нередко некорректно высказывается в адрес подопечных, унижает достоинство ребенка. Авторитарный педагогический стиль характеризуется стремлением к единоличному управлению коллективом – учитель дает задание и требует незамедлительного, неукоснительного выполнения. Контроль над выполнением требований осуществляется в жесткой форме.

Если ученик не исполнил предписание, его наказывают – ставят плохую отметку, не допускают к занятиям, вызывают родителей. Педагог, который придерживается авторитаризма в работе, критично и недоброжелательно относится к опыту коллег. Он самостоятельно выбирает тактику поведения, отвергая любые попытки влияния других работников школы на организацию учебно-воспитательного процесса.

конфликт учителя с родителем

Он болезненно воспринимает критику своей работы, отличается злопамятностью и мстительностью по отношению к обидчику. Стоит отметить наличие выраженных волевых качеств у педагогов, склонных к авторитаризму. Им свойственны черты: эмоциональная холодность, строгость, низкий уровень эмпатии, твердость характера, непреклонность. Обычно такие учителя не удовлетворены социальным статусом, своей профессией.

Авторитарный стиль дает относительно высокие результаты в плане поддержания дисциплины и порядка. Однако они носят неустойчивый характер. Если преподаватель покидает класс, ученики, лишившись строгого надзора, нарушают дисциплину. Результаты учебной деятельности обычно понижены независимо от уровня интеллектуальных способностей учеников. Ребенок не осознает своих прав и обязанностей, обусловленных статусом школьника.

Признаки

Авторитарная форма общения с учащимися проявляется в отношении к ученику, как к объекту психологического воздействия и применения педагогических приемов. Ученик не рассматривается, как равноправный партнер. Единицы учащихся при таком стиле педагогического общения способны преодолевать негативное психологическое воздействие и успешно учиться. Признаки авторитарного учителя:

общение ученика с учителем

  • Приоритетные педагогические методы – приказы, распоряжения.
  • Методы психологического воздействия – поучения, упреки, нравоучения.
  • Профессиональная неустойчивость, что проявляется в отсутствии достаточной мотивации для занятия профессиональной деятельностью, когда профессия не приобретает форму трудовой доминанты.
  • Желание лидировать в коллективе коллег.
  • Упор на методическую культуру в ущерб творчеству и предоставлению инициативы учащимся.

В педагогической практике чаще применяются смешанные стили преподавания. Статистика показывает, около 30% учащихся старших классов страдают от невротических расстройств разной степени выраженности. В структуре психических нарушений преобладают тревожные расстройства. Доказано, что психоэмоциональный фон ребенка, особенности становления его личности зависят от стиля преподавания.

Авторитарный стиль педагога характеризуется единоличным управлением классом, когда в процессе принятия решений, касающихся школьной жизни учеников, они не участвуют.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Freestyle papillon mini инструкция на русском языке
  • Siemens varioperfect iq700 инструкция на русском
  • Стиральная машина канди гранд инструкция по эксплуатации на русском
  • Руководство по эксплуатации ленд крузер прадо 2019
  • Как пользоваться портативной колонкой через блютуз инструкция по применению