Нарды пользуются популярностью не одно тысячелетие. Игра захватывает участников, развивает память, устный счет, учит стратегически мыслить и не требует специальных знаний. Для начинающих понадобится немного времени, чтобы разобраться, как играть в нарды.
Содержание
- 1 Описание и цель игры
- 1.1 Разновидности нард
- 2 Правила игры в длинные нарды
- 2.1 Расположение фишек
- 2.2 Бросок костей
- 2.3 Движение фишек
- 2.4 Ограничения и незаконные перемещения
- 2.5 Вывод с доски
- 2.6 Конец партии и возможные результаты
- 2.7 Советы и рекомендации
- 3 Особенности коротких нард
- 3.1 Расположение фишек
- 3.2 Движение фишек
- 3.3 Поедание и введение в игру шашек
- 3.4 Двойная кость
Описание и цель игры
Нарды – это настольная игра для двух участников. В набор входят:
В набор входят:
- доска – поле, поделенное на две одинаковые части, расчерченные 24 треугольниками (пунктами, лунками) двух цветов;
- кубики (кости) – 2 шт.,
- фишки (шашки) – 30 шт., по 15 штук на игрока, черные и белые.
Цель игры: соперники должны перегнать все фишки своего цвета через игровое поле и вернуть на свою половину доски, чтобы потом их снять.
Цель игры – перегнать фишки на другую половину доски.
Есть много предположений, гипотез и доказанных фактов об истории появления игры. По одной из версий, нарды берут начало в Персии. Предшественницей игры в современном виде называют римскую табулу. Похожее развлечение, сенет, пользовалось популярностью у египтян еще в 3500-е г. до н.э.
Само название игры переводится как «храбрый Ардашир» (иранский царь). В других странах ее называют по разному, иногда подразумевая схожие игры:
- трик-трак;
- тавла;
- шеш-беш;
- коша и т.д
Часто нарды сравнивают с шахматами и объединяют в общую группу игр, но они сильно различаются. Нарды отличаются простыми правилами и средним уровнем стратегии.
Разновидности нард
Выделяют множество самостоятельных видов игры. Наиболее популярны короткие и длинные нарды. Они различаются:
- Начальным расположением фишек. В коротких нардах шашки помещаются игроками следующим образом: по 2 шт. на 24 пиках, по 5 шт. на 13 и 6 пунктах, 3 шт. – на 8. В длинных нардах все 15 фишек ставят на одну ячейку.
- Направленностью передвижений. В коротких нардах шашки движутся навстречу друг другу, тогда как в длинных фигуры перемещаются в одну сторону.
- Размещение в ячейках. В длинных нардах нельзя ставить шашку, если на этом треугольнике стоит хоть одна фишка противника. В коротких ячейка блокируется, только если там больше 2ух чужих фишек.
- Роль удачи для выигрыша. В длинных нардах велика роль случая, а в коротких победа зависит в основном от мастерства игрока.
Большинство игроков-любителей отдают предпочтение именно длинным нардам. Связано это с их простотой и доступностью.
Правила игры в длинные нарды
Игра начинается с розыгрыша первого хода. Соперники распределяют между собой фишки по цветовым предпочтениям. Каждый берет по кубику и бросает его на доску туда, где расположены его фишки.
Право первого хода определяется броском кубиков.
После сбрасывания игру начинает тот, у кого на кости большее число (от одного до шести). Если у противников выпали одинаковые значения, то сброс продолжается до тех пор, пока у кого-то не выйдет большее число.
Расположение фишек
На игровой доске 24 ячейки, каждая из которых обозначает один шаг. Левая половина доски, объединяющая с 1-го по 6-й треугольники, называется «домом». Правая часть, включающая пики с 7-ой по 12-ую – двором. Аналогично делятся другие 12 пунктов для соперника.
Расположение фишек в длинных нардах.
Шашки размещаются столбиком в правом верхнем углу на пике в количестве 15 шт. Эта зона доски называется «головой». В левом нижнем углу столько же фишек другого цвета.
Движение фигур осуществляется против часовой стрелки. Задача игрока – быстрее соперника завести шашки в свой дом.
Бросок костей
Для первого хода после розыгрыша жребия кости следует снова скинуть.
Игрок скидывает два кубика на свою часть доски. Нужно повторно бросить кости, если:
- кубик перекатился на чужое поле;
- кости после броска оказались на разных досках;
- упали поверх фишки;
- встали ребром.
Принято перемешивать игральные кости в специальном стакане, обитом тканью изнутри, хотя для любительских игр можно использовать руки.
Движение фишек
По усмотрению участника, передвигаются две шашки или одна. Например, на костях выпало «5» и «2»:
- можно передвинуть одну шашку на пять ячеек, а затем вторую – на две;
- либо передвинуть одну фишку в общей сложности на семь шагов.
Если выпал дубль, игрок делает 4 хода с таким количеством шагов.
Если на кубиках выпали одинаковые значения, игрок может сделать сразу 4 хода с таким количеством шагов. Такая ситуация называется кушем, гошем или дублем. Когда на кубиках в начале партии выпали числа 6-6, 4-4, 3-3 – с головы снимают две фишки, так как полный ход осуществить не получится из-за шашек противника на голове.
За каждый ход игрок совершает от одного до четырех перемещений фишкой, в зависимости от выбитых на кубиках очков. Во всех случаях перемещение осуществляется в точном соответствии с полученным на кубике значением. Нельзя сходить на две ячейки, если на кубике выпало пять.
Ограничения и незаконные перемещения
Существуют следующие ограничения при движении шашек по доске:
- Нельзя занимать треугольник, на котором уже находится фишка соперника.
- Если есть возможность сыграть шашкой на оба числа из выпавших, движение осуществляется в соответствии с большим значением.
- Правило полного хода: нельзя сделать перемещения только по одному значению на костях, если существует возможность использовать оба числа.
- Если нельзя сдвинуться ни на одно значение из сброшенных, то ход передается сопернику.
- Запрещается пропускать ход, даже если игроку такое перемещение невыгодно.
- За исключением первого броска, за один ход с «головы» разрешается выводить только одну шашку. Если одна фишка не проходит, то снимают вторую.
Пока кубики не попали к сопернику, игрок вправе изменить свой ход.
В случае когда игрок нарушает правила и неверно передвигает фишку, соперник может потребовать соблюдения правил и повторения хода согласно числу точек на кубиках. Это возможно при условии, что кости не будут переброшены.
Вывод с доски
Когда 15 фишек прошли весь круг и вернулись в дом, их нужно снять с доски. Фигуры выводятся с поля согласно значениям, выпавшими на кубиках. Например, если на них выпали числа 2 и 5, то снимаются фишки со второй и пятой пики.
Числа, выпавшие на костях, игрок вправе использовать по своему усмотрению: снять фишку или сделать ходы в доме.
Допускается вывод шашки с лунки более низкого уровня, если пика, соответствующая значению на кубике, пустует. Например, выпало 5 очков. Если пика свободна, то снимают шашку с четвертого пункта. Если и на этом треугольнике нет фишки, то с третьего и т.д.
Конец партии и возможные результаты
Игра заканчивается, когда один из противников выводит с поля все свои фишки.
Результаты игры:
- Ойн. Если проигравшему удалось перегнать с доски хотя бы одну шашку, победителю начисляется 1 очко.
- Марс. Если проигравший не снял с доски ни одну фишку, счет 2-0.
Для очных турниров ввели понятие «ничья»…
Первоначально «ничьей» в классических нардах не было, но Федерация нард посчитала нужным ввести данное понятие для очных турниров. Порядок следующий: игру начинает обладатель белых фишек. Если он первым сбрасывает фигуры, то игроку с черными шашками дается право последнего броска. Если и он успевает вывести фишки, объявляется ничья. Каждому игроку присуждается по половине очка.
Советы и рекомендации
За многолетнюю историю игры успели придумать универсальные советы, которые помогут новичкам в их первых играх:
- Старайтесь занять как можно больше пространства в домах – своем и противника. На чужом поле вы сможете заблокировать вывод новых шашек в игру, а на своем не дадите запереть свои фишки.
- Пытайтесь «размазать» свои шашки тонким слоем по большему числу ячеек – это эффективней, чем строить башни в двух-трех.
- Заранее готовьтесь к выпадению дубля, когда можно сделать сразу 4 хода. Если не думать об этом, можно упустить преимущество.
- Фишки со второй четверти старайтесь переводить в третью за один ход – такое стремительное наступление поможет спутать карты сопернику.
Остальные нюансы вы поймете уже во время игры, ведь знание приходит с практикой. Не оттягивайте тренировки – в интернете можно найти множество онлайн-сервисов, где можно сразиться с реальным человеком по сети. Так вы сможете посмотреть на чужие тактики и поэкспериментировать со своими.
Особенности коротких нард
Ознакомившись с длинными нардами, можно попробовать и короткие. Во многом эти виды схожи, и разобравшись с одним можно быстро освоиться со вторым. Главное понять, чем отличаются короткие и длинные нарды:
- Расположением.
- Движением фишек.
- Возможность «поедать» чужие шашки.
- Возможность удвоить ставку в игре.
В целом отличия незначительные, так что всего пара партий и вы освоитесь с новыми правилами игры.
Расположение фишек
Различить длинные и короткие нарды можно с первого взгляда – начальное положение фишек сильно различается. Если в первых они все расположены строго по углам доски, то здесь равномерно разбросаны по всей поверхности:
- На 6 и 13 пиках расположено по 5 камешков.
- На 8 – размещают по 3 камня.
- На 24 пункте – по 2 камня.
Нумерация идет для черных фишек – с правого верхнего угла, для белых – с нижнего правого угла.
Расположение фишек в коротких нардах.
Различается и расположение двора и дома для игрока с черными фишками.
Движение фишек
Бросок костей осуществляется точно также, как и для длинных. А вот движение игровых фишек различается: шашки идут навстречу друг другу: один игрок перемещает их по часовой стрелке, другой – против.
Фишки двигаются навстречу друг другу.
Еще несколько важных отличий в движении шашек:
- Начинать движение можно с любой башни, а не только с «головы».
- Нельзя занимать треугольник, на котором находится больше двух шашек соперника. Такая ячейка называется «якорь».
- Если на лунке стоит одна фишка противника, можно встать на эту ячейку и «выбить» шашку противника в бар. Ему придется вести ее заново по всей доске.
Последний пункт требует детального рассмотрения, потому что это одна из главных особенностей коротких нард.
Поедание и введение в игру шашек
Центральная выступающая часть, разделяющая доску пополам, называется «баром». Сюда попадает шашка, если она стояла на ячейке одна и сопернику выпала возможность поставить свою фишку сверху.
Игрок, имеющий хотя бы одну «съеденную» шашку, не может перемещать другие, пока не вернет ее на доску. Фишку можно снова ввести в игру, если на костях выпало число, позволяющее сделать ход до свободного треугольника в зоне дома соперника.
Блот – лунка с одной фишкой противника.
Существует множество стратегий ведения игры:
- В одном случае все внимание игрока уделяется быстрому заведению шашек в дом, а не построению ловушек для соперника.
- В другом игрок выстраивает блок из нескольких шашек, чтобы препятствовать ходу противника, или удерживает якорь на одной лунке, пока не получится выбить блот соперника. Так называют треугольник, занятый только одной незащищенной фишкой.
Какой именно тактики придерживаться, решать вам.
Двойная кость
Куб удвоения (Даве) может быть использован игроками с целью поднять ставки в процессе игры. На гранях кости прописаны степени двойки от единицы до шести: 2, 4, 8, 16, 32, 64.
В процессе игры важно просчитывать ее дальнейшее развитие. В начале партии кубик помещают на бар посередине доски вверх стороной с числом 64. Перед скидыванием участник поворачивает кубик гранью с цифрой 2, показывая тем самым, что желает удвоить ставку. Противник должен принять новые условия или сдаться в 1 победное очко. Для того чтобы снова поднять ставки, кубик поворачивают следующей гранью с цифрой 4 и т.д.
Если противник на поднятие ставки сразу отвечает удвоением, по договоренности применяется «бивер». В первый ход удваивать партию нельзя. Игроки могут использовать «автодубль» – автоматически удвоение ставки, когда у обоих участников при розыгрыше первого хода на кубиках выпадают равные числа.
Сейчас научиться играть в нарды стало намного проще, чем раньше. Ведь теперь можно в любой момент найти противника на специальных онлайн сайтах. Можно играть как в длинные, так и в короткие нарды, смотря что нравится. С каждым днем оттачивая свое мастерство, совершенствуя стиль и сталкиваясь с соперниками разного уровня.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Нарды – одна из старейших игр для двух игроков, в которую люди играют уже более пяти тысяч лет. Чтобы одержать победу, необходимо привести все шашки в так называемый дом, а затем снять их с доски. Если хотите научиться играть в эту увлекательную игру, читайте приведенные ниже шаги.
-
1
Ознакомьтесь с игровой доской. В нарды играют на специальной доске, состоящей из 24 узких треугольников, также называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и сгруппированы в четыре квадранта (четверти) по 6 треугольников каждый. Квадранты делятся на 4 вида: дом игрока, двор игрока, дом противника и двор противника. На пересечении квадрантов, посередине доски находится бар.[1]
- Игроки садятся по противоположные стороны доски лицом друг к другу. Дом каждого игрока расположен в ближнем к нему правом квадранте. Дома находятся друг напротив друга, так же как и дворы, расположенные в левом квадранте.
- Игрок перемещает свои шашки от дома противника против часовой стрелки так, что траектория их движения напоминает подкову.
- Треугольники пронумерованы от 1 до 24 (для каждого игрока своя нумерация), причем пункт с номером 24 расположен дальше всего, а пункт под номером 1 находится в ближнем правом углу дома. Игроки перемещают свои шашки из противоположных концов доски, так что пункт 1 одного игрока для его противника имеет номер 24, пункт 2 – номер 23, и так далее.
-
2
Расставьте шашки. У каждого игрока имеется 15 шашек, которые следует расставить на доске перед началом игры. Шашки игроков отличаются друг от друга по цвету, обычно у одного белые, а у другого красные или черные. Для начала каждый игрок ставит две шашки на пункт 24, три шашки – на пункт 8, пять шашек – на пункт 13, и еще пять – на пункт 6.[2]
- Помните, что у каждого игрока собственная система нумерации, так что шашки не будут мешать друг другу.
-
3
Для определения права первого хода бросьте кость. Первым ходит выбросивший большее число. Если у обоих выпало одно число, бросок следует повторить. Первый ход совершается в соответствии с выпавшими при этом числами. Например, если у одного игрока выпало 5, а у второго 2, первым ходит тот, у кого выпало 5, и он не бросает кости еще раз, а считается, что у него выпало 5 и 2.[3]
-
4
Помните, в любой момент игры можно удвоить ставку. В нардах не победитель выигрывает очки, а проигравший теряет их. Так что если вы выиграли, то противник проиграет по номинальному, двойному или тройному значению, в зависимости от ставок на кубике удвоения. Этот кубик – не кость, а просто отметка. В начале игры он кладется вверх гранью с единицей, но в ходе игры можно удвоить ставку: это делается в начале своего хода перед тем, как бросить кости.[4]
- Если вы предлагаете удвоение и противник его принимает, кубик поворачивается новым числом вверх и помещается во двор противника. Теперь только он сможет предложить удвоение на одном из своих последующих ходов.
- Если противник не принимает удвоение, то он проигрывает игру по начальной ставке на кубике.
- Можно удваивать ставку, переудваивать ее и так далее, но обычно удвоение происходит не более трех или четырех раз за игру.
Реклама
-
1
Бросьте кости. В начале каждого хода бросаются два шестигранных кубика с числами от 1 до 6 на каждой грани; для этого можно использовать стакан для костей. Выпавшие цифры соответствуют двум передвижениям. Предположим, у вас выпало 3-5. В этом случае вы можете переместить одну свою шашку на 3, а вторую – на 5 пунктов, либо походить одной и той же шашкой сначала на 3, а затем на 5 пунктов.[5]
- Кости следует бросать на правой половине своей части доски, с достаточной высоты, чтобы они смогли перевернуться и слегка прокатиться по доске.
- Если хотя бы одна кость попадает на шашку, вылетает за пределы доски или встает неровно, прислонившись к бортику доски, бросок считается недействительным и его следует повторить.
-
2
Передвигайте шашки на открытые пункты. Открытый пункт – любой пункт на доске, не занятый двумя или более шашками противника. Шашки можно двигать на пункт, на котором не находится ни одной шашки, на пункт с одной или более вашими шашками или с одной шашкой противника. Помните, что ваши шашки всегда двигаются от больших пунктов к меньшим, описывая по доске дугу против часовой стрелки из дома противника по направлению к вашему дому.[6]
- Можно начать игру любыми шашками, но рекомендуется как можно быстрее вывести свои шашки из дома соперника.
- Чтобы заблокировать пункт для шашек противника, необходимо поставить на него хотя бы 2 своих шашки, при этом на свободный пункт можно ставить сколько угодно своих шашек.
- Помните, что можно двигать одну шашку дважды или две по разу. Например, если у вас выпало 3-2, то одну шашку можно передвинуть на 3 пункта и потом еще на 2, но только так, чтобы она оба раза приземлилась на открытый пункт. Также можно передвинуть одну шашку на 2 пункта на открытый пункт, а потом передвинуть другую на 3 пункта, тоже поставив ее на открытый пункт.
-
3
При выпадении дубля ходы удваиваются. Если на обеих костях выпало одинаковое число, у вас появляется два дополнительных хода. Например, если у вас выпало 3-3, вы можете сделать 4 хода по 3 пункта каждый.[7]
- Опять же, можно двигать 4 шашки на 3 пункта, двигать одну шашку 4 раза на 3 пункта так, чтобы она каждый раз приземлялась на открытый пункт, двигать 2 шашки на 6 пунктов каждую, либо 1 шашку на 9 пунктов, и 1 – на 3. Главное, чтобы было сделано 4 хода по 3 пункта, и шашки каждый раз приземлялись на открытый пункт.
-
4
Если вы не можете походить на количество пунктов, выпавшее на кости, то вы теряете ход. Например, если у вас выпало 5-6, но ни одну шашку нельзя передвинуть на 5 или 6 пунктов так, чтобы она приземлилась на открытый пункт, то вы теряете ход. Если вы можете сыграть только одно из двух выпавших чисел, то вы ходите на это количество пунктов, после чего передаете право хода сопернику. Если вы можете сыграть либо одно, либо второе число, то должны играть большее.[8]
- Это правило применяется и в том случае, если у вас выпал дубль. Если вы не можете играть дубль, то теряете ход.
-
5
Старайтесь обеспечивать безопасность своих шашек. Избегайте оставлять свои шашки по одной на пункте, то есть создавать блоты, потому что противник может их “побить”. Если противник побьет вашу шашку, то она отправится на бар, откуда следующим ходом вы попытаетесь вывести ее на доску, в дом противника; такой шашке придется начинать все сначала. Старайтесь передвигать свои шашки таким образом, чтобы на одном пункте у вас всегда было две или более шашек, по крайней мере в начале игры.[9]
-
6
Старайтесь доминировать на доске. Прежде, чем двигать шашки в дом, постарайтесь занять как можно больше пунктов двумя шашками, не нагромождайте по 5-6 шашек в нескольких пунктах. Это не только даст вам больше вариантов при передвижении на открытые пункты, но и затруднит передвижение шашек противника, уменьшив для них количество открытых пунктов.[10]
Реклама
-
1
Побейте блот, и шашка противника отправится на бар. Если вы бьете блот, то есть ставите свою шашку на пункт, занятый лишь одной шашкой противника, его шашка отправляется на бар. Старайтесь по возможности бить блоты, особенно если это помогает вам передвигать собственные шашки ближе к дому. Этим вы также сильно замедляете продвижение шашек противника.[11]
- Если шашка игрока находится на баре, он не имеет права двигать другие шашки, пока не выведет ее с бара в дом противника.
-
2
Вводите побитые шашки обратно в игру. Если противник побил ваш блот, то ваша шашка ставится на бар. Теперь ваша задача – вернуть эту шашку обратно на поле, в дом противника. Для этого вы бросаете кости, и если у вас выпал номер, соответствующий открытому пункту в доме противника, вы ставите свою шашку на этот пункт. Если пункты с выпавшими номерами закрыты, вы пропускаете ход и повторяете попытку на следующем своем ходу.[12]
- Например, если вы выбросили 2, то можете вывести шашку на 23 пункт в доме противника, если, конечно, он открыт, поскольку в этом случае шашка с бара ходит на два пункта.
- При выводе с бара нельзя суммировать два выпавших числа. К примеру, если у вас выпало 6-2, вы не можете походить одной шашкой на 8 пунктов. В этом случае вы можете вывести свою шашку на шестой либо второй пункт, если они свободны.
-
3
Выведя все свои шашки с бара, вы можете продолжить ходить другими шашками. После того, как на баре не осталось ваших шашек, вы вновь можете ходить шашками на доске. Если вы вывели с бара последнюю шашку, и при этом у вас осталось неиспользованным второе выпавшее число, вы можете походить другой шашкой на доске на соответствующее ему количество пунктов.[13]
- Если у вас на баре две шашки, то необходимо ввести в игру обе. Если после броска костей вы смогли ввести только одну, второй ход теряется, и вы пытаетесь ввести оставшуюся на баре шашку на следующем ходу.
- Если у вас на баре более двух шашек, то все остальные вы сможете двигать только после того, как выведете все свои шашки с бара.
Реклама
-
1
Понимайте условия, необходимые для выигрыша. Чтобы выиграть партию, нужно раньше противника вывести все свои шашки с доски, то есть выбросить их из игры. Для этого вы бросаете обе кости, после чего убираете соответствующие шашки с доски. Выпавшие номера должны равняться или превышать количество пунктов, необходимое для того, чтобы выбрасываемые шашки оказались за пределами доски.[14]
- Например, если у вас выпало 6-2, вы можете выбросить шашки, стоящие на пунктах 6 и 2. Однако если у вас нет шашки на пункте 6, вы можете выбросить шашку с пункта с меньшим номером, например, пункта 5 или 4.
-
2
Сначала передвиньте все свои шашки в дом. Выбрасывать шашки из игры можно только после того, как все ваши шашки окажутся в вашем доме. Надо благополучно перевести все свои шашки на пункты 1-6. На этих пунктах шашки могут быть расположены как угодно. Но не забывайте, что и в доме ваши шашки по-прежнему уязвимы.[15]
- Если у противника на баре шашка, он может вывести ее на блот в вашем доме, если он у вас есть, и вам придется вновь вводить побитую шашку в игру и возвращать ее из дома противника, а пока она не достигнет вашего дома вы не имеете права выбрасывать из игры другие шашки. Старайтесь обеспечивать безопасность своих шашек как можно дольше.
-
3
Начните выбрасывать шашки из игры. При этом вы выбрасываете шашки с пункта, соответствующего числу, выпавшему на кости. Например, если у вас выпало 4-1, и у вас по шашке на 4 и 1 пунктах, то вы можете их выкинуть. Если выпал дубль 6-6, и у вас 4 шашки на 6 пункте, то выкинуть можно все 4.[16]
- Если вам надо бросать кости и при этом вы не можете выбросить какую-либо шашку, двигайте одну из шашек. Например, если у вас осталось 2 шашки на пунктах 6 и 5 и выпало 2-1, передвиньте шашку с пункта 6 на пункт 4 и с пункта 5 тоже на 4.
- Можно использовать большее значение на кости, чтобы выкинуть из игры шашку с меньшего пункта. Если выпало 5-4, а у вас осталось только несколько шашек на пунктах 2 и 3, то можно выкинуть две из них.
- Вы должны сначала использовать кость с меньшим значением, даже если это означает, что вы не сможете полностью использовать выпавшие числа. Например, если у вас шашка на пункте 5 и выпадает 5-1, то сначала вы передвигаете шашку на один пункт, ставя ее на точку 4, а потом выбрасываете ее из игры, используя 5.
-
4
Выбросите из игры все 15 шашек. Если вы сделаете это раньше противника, то выиграете партию. Однако не все победы равнозначны. Противник может проиграть одним из трех способов:[17]
- Обычное поражение. Происходит в том случае, если вы выкинули все свои шашки из игры раньше противника. Противник проигрывает по значению на кубике удвоения.
- Марс (гаммон). Если вы выбросили все свои шашки из игры до того, как противник успел выкинуть хотя бы одну, то противник проигрывает с Марсом, то есть с удвоением значения на кубике удвоения.
- Кокс (бэкгаммон). Если вы выкинули все свои шашки игры до того, как противник успел выбросить хотя бы одну, и при этом одна или более шашек противника все еще находятся на баре или в вашем доме, то противник проигрывает с Коксом, то есть с утроением значения на кубике удвоения.
-
5
Сыграйте еще раз. В нарды играют по несколько партий, а счет ведется на очки. Вы можете играть до тех пор, пока проигравший не потеряет определенное количество очков.[18]
- Если вы хотите сыграть серию из нескольких партий, но не в состоянии сделать это за один раз, можете записать счет и продолжить серию позже.
Реклама
Советы
- Если на обеих костях у вас выпало одинаковое число (например, 4-4), это называется дублем. При этом ходы удваиваются, то есть вместо двух ходов вы имеете четыре. К примеру, при выпадении дубля 3-3 вы ходите на 3 пункта четыре раза.
- Если обе кости или хотя бы одна из них вылетают за пределы доски либо падают на шашки, следует повторить бросок.
Реклама
Что вам понадобится
- Доска для игры в нарды.
- 30 шашек двух разных цветов (по 15 каждого).
- Две игральные кости (или четыре, по две на каждого).
- Соперник.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 86 464 раза.
Была ли эта статья полезной?
Как играть в нарды
Рассказываем, как освоить два варианта популярной настолки.
Что такое нарды
Нарды — это увлекательная настольная игра, которая рассчитана на двух человек. У каждого есть по 15 фишек, которые распределяются в 24 ячейках на доске определённым образом. Первоначальная расстановка зависит от того, в какой вид нардов вы играете — короткие или длинные. Игроки по очереди бросают два кубика и делают ходы, перемещая фишки по доске, в соответствии с выпавшим числовым значением. Побеждает тот, кто первым проведёт свои фишки через поле, соберёт их в «доме», а затем выбросит с доски. В процессе можно всячески мешать сопернику, блокируя его фишки.
Кстати, в нардах никогда не бывает ничьей: игра так или иначе заканчивается триумфом одного из участников.
Что понадобится для игры в нарды
- Специальная доска для нардов с 24 ячейками.
- 30 круглых фишек двух цветов. Обычно используются 15 чёрных и 15 белых, но в современных наборах могут быть и другие варианты.
- Два игральных кубика с цифрами от 1 до 6. Для удобства у каждого игрока может быть своя пара.
Что купить
- Малые нарды, 940 рублей →
- Комплект из нард и шашек от «Томика», 1 093 рубля →
- Нарды ручной работы, 3 674 рубля →
- Нарды в матовом кейсе, 15 500 рублей →
Как расставить фишки для игры в нарды
Всё игровое поле делится на две одинаковые части, разделённые перегородкой, которую называют «бар».
Расположение фишек на доске на старте будет различаться в зависимости от разновидности игры. В коротких нардах их размещают так, как показано на изображении. При этом «дом» чёрных фишек находится в правом верхнем углу (6 ячеек), а ход идёт против часовой стрелки. «Дом» белых — в левом верхнем углу относительно игрока, а ход направлен по часовой стрелке.
В длинных нардах разместить фишки проще. В начале игры участник ставит все 15 шайбочек своего цвета в левом нижнем углу. При этом «дом» располагается в левом верхнем углу, а ход идёт против часовой стрелки.
Как определить, кто будет ходить первым
Участники бросают по одному игральному кубику. Право хода достаётся выбросившему большую цифру. Если значения на костях одинаковые, нужно попробовать ещё раз.
При этом в коротких нардах игрок перемещает фишки в соответствии с выпавшими цифрами. В длинных — бросает два кубика заново.
Как играть в короткие нарды
Помните, что в коротких нардах фишки двигаются навстречу друг другу: чёрные — против часовой стрелки, а белые — по часовой стрелке.
Решите на костях, кто будет первым. Дальше ход переходит по очереди. При этом перемещать можно только свои фишки.
Цифры на кубиках означают, что вы можете походить двумя шайбочками по отдельности, или одной в сумме. Например, на костях выпало 2 и 3. Значит, можно переместить одну фишку на два пункта, а другую на три. Или походить одной сначала на два, а потом на три пункта. Если на кубиках выпал дубль, вы можете совершить четыре хода. Например, у вас на костях 5 и 5. Значит, вам доступно четыре хода по пять пунктов: можно передвинуть четыре фишки на пять ячеек, одну — четыре раза на пять ячеек, две дважды на пять ячеек и так далее.
Ставить шайбочки разрешается в свободные ячейки и в те, где уже находятся ваши фишки. Если место занято всего одной фигуркой противника, можно выбить её и расположить там свою. Шайба соперника кладётся на «бар», и он должен следующим ходом ввести её на поле, то есть переместить в пустые лунки в соответствии с цифрами на кубиках. Причём отсчёт идёт с первой ячейки в правом нижнем углу. Она будет соответствовать единице на костях. Например, вам выпали 1 и 2. Вы можете поставить фишку в первую или вторую лунку. Если обе из них заняты оппонентом, ход сгорает. Нельзя использовать другие свои фигурки, пока не вернёте в игру ту, что лежит на «баре».
Когда игрок вывел все свои 15 фишек в «дом», приходит время выбрасывать их с доски. Ячейкам присваиваются значения от 1 до 6: крайняя правая будет единицей, левая — шестёркой. Участник бросает кубики, и шайбочки, стоящие в соответствующих выпавшим цифрам лунках, выбывают из игры.
Если ячейка свободна, можно передвинуть фишки. Например, на одном кубике выпало 5, но место пустует. В этом случае можно переставить фигурку из шестой лунки в первую.
Тот, кто первым выбросит все свои шайбочки с доски, считается победителем.
Как играть в длинные нарды
Напомним: по правилам, в длинных нардах ход направлен против часовой стрелки, а «дом» находится в левом верхнем углу относительно игрока. Все фишки, собранные в стартовой ячейке, называются «головой».
Так же, как и в короткой версии, право первого хода определяется броском кубиков, а дальше передаётся по очереди. Цифры на кубиках означают, на сколько ячеек надо передвинуть фишки. При первом ходе разрешается взять две фигурки с «головы», а при последующих — только одну. Например, вам выпало 4 и 5. Вы можете переместить шайбочку с «головы» на пять пунктов, а фишку из другой ячейки на доске — на четыре. Допускается суммирование значений на костях, а выпавший дубль означает, что вы можете совершить четыре хода.
В отличие от коротких нардов, в длинных нельзя выбивать фишки. То есть вы не можете поставить свою фигурку в ячейку, занятую соперником. В этом и заключается основная хитрость игры: можно специально размещать шайбочки так, чтобы создавать преграды противнику.
Если у игрока не получается сделать ход на выпавшее количество очков, нужно передвинуть фишку, ориентируясь на значение только одного кубика. Цифры со второго просто сгорают.
Когда все фигурки одного цвета окажутся в «доме», нужно выбить их с поля. Нумерация ячеек от 1 до 6 идёт слева направо. В зависимости от цифр на кубиках выбрасывайте шайбочки в соответствии с номерами. Например, если выпало 1 и 3, нужно убрать фишки из первой и третьей лунок. При отсутствии кандидатов на выбывание в старших ячейках можно удалять фигурки из ближайших младших.
Выигрывает тот, кто первым выбросит все свои фишки за пределы поля.
Читайте также 🧐
- 5 фактов о шахматах, которые оценят любители этой игры
- Как играть в «Козла»
- Как играть в «Пьяницу»
- Как играть в «Уно»
- 10 настольных игр для двоих, которые не дадут заскучать
Правила игры в нарды для начинающих
год назад · 32958 просмотров
С давних пор человечество изобретало игры для досуга и особую популярность в мире приобрели нарды. Ещё древние вавилоняне любили посоревноваться в мастерстве и удаче за доской с шашками и костями. Следом увлечение переняли египтяне, а потом римляне. Но в привычном для нас виде нарды мы получили их уже из Персии. Нарды, они же триктрак, шеш-беш и другие названия, пришедшие из древности, были распространены среди народов Востока, Средней Азии и Кавказа, а в последствии завоевали интерес в Европе и в России.
Источник:
Описание и цель игры
Классические нарды состоят из доски, которая имеет по верхнему и нижнему краю 24 лунки, 30 шашек двух цветов, по 15 каждого цвета, и двух игральных кубиков. Среди любителей нард принято называть кубики зарами или зариками, а фишка камнем или шашкой. В игре участвуют два игрока, которые поочередно кидают кубики и, в соответствии с выпавшим значением, перемещают шашки по лункам. Первый игрок, что пройдет всё поле и выведет из него все свои шашки, оказывается победителем. Правила игры в нарды при своей простоте, интригуют возможностью совмещения удачи и выстраиванием эффективной тактики — это и придает нардам столь обширный интерес и настолько, что во многих странах проводятся соревнования, наряду с простыми шашками и шахматами.
Разновидности нард
За многолетнюю историю игры, также зародилось много разновидностей нард. Однако наибольший интерес вызывают классические, они же длинные. Также многие любят «покатать» гюльбар или бешенные нарды, шесть-один, известные как быстрые, и конечно же короткие. Но в разных регионах и концах света люди до сих пор играют по зародившимся у них традиционным правилам, например, американка, голландский триктрак и прочие. Помимо правил, за историю существования игры, из чего только их не делали. Кубики неспроста назывались костями, а фишки камнями, ведь изначально их так называли по материалу изготовления. Поле для игры также вырубалось в камне, рисовалось на коже, тканях и даже земле. Но широкое распространение получило конечно же дерево, здесь искусные резчики нашли обширное поле для фантазии. Современные технологии также внесли вклад во внешний вид нард, и сейчас мы можем увидеть на прилавках пластиковые и металлические комплекты.
Источник:
Классические нарды
Чтобы узнать, как научиться играть в нарды с нуля, достаточно освоить классические правила, следуя инструкции. Классическую разновидность также называют длинные нарды, но где-то их различают, однако основные правила остаются неизменными. Как играть в нарды для многих не представляет сложности. Для чайников классические длинные нарды один из самых простых и распространённых видов игры, где основные правила легко осваиваются. При должной внимательности, даже новичок может тягаться с опытным противником.
Правила игры в длинные нарды
Расположение фишек
Обучение правилам лучше всего начать с осмотра. Визуально доску для игры можно разделить на четыре сектора, правый и левый верхнего края, и правый и левый нижнего. На доске перед стартом противники выставляют все 15 фишек своего цвета в крайнюю первую лунку верхнего правого сектора, выстраивая так называемую «голову». Задача пройти через все сектора против часовой стрелки в последний правый нижний, который называется «дом». И из дома вывести все фишки с игрового поля.
Определение права первого хода
После расстановки каждый игрок берет себе по кубику и бросает. Тот, у которого выпало большее значение, ходит первым, цвет фишек в данной разновидности не имеет значения.
Бросок костей
Игроки бросают кубики по очереди. После броска кубиков игрок снимает фишку с «головы», либо ходит той, что стоит в игровом поле. Ходить можно либо одной фишкой количеством шагов, соответствующим выпавшим числам на обоих кубиках последовательно, либо двумя фишками в соответствии с выпавшими значениями каждого кубика. Например, на кубике выпало 3-2, игрок может одной фишкой сходить на 3 шага, потом ей же на два, либо одной фишкой на 3, а другой на 2. Если вам выпадает дубль, например, 2-2, то ход становится тоже двойным, то есть вы должны сходить четыре раза по 2.
Источник:
Движение фишек
Следуя цели игры, пройти через всё поле и вывести фишки, каждый игрок делает самостоятельный ход, перемещая фишки с головы, против часовой стрелки в «дом». Ставить фишку можно только в свободную лунку, либо на свою фишку, тем самым выстраивая столбик, занятая лунка одной фишкой противника, называется блот. Тут для игрока открывается целое поле для выстраивания стратегии. Можно либо скорее перемещать фишки к финишу, либо стремиться перекрыть как можно больше лунок, чтобы затруднить проход противнику.
Ограничения и незаконные перемещения
- С «головы» можно снимать только одну фишку за ход, за исключением дублей в первом ходе, когда мешает «голова» противника (3-3 или 4-4) или нет возможности для полного хода (6-6), либо в случае перекрытия соответствующих лунок противником для первого хода второго игрока. Например, если первый игрок выбросил с первого раза 5-5, то выпавшее 6-2 у второго игрока не идёт полным ходом, тогда можно снять вторую фишку.
- Если на выпавшее число шагов стоит фишка противника, то вы обязаны сделать ход, той фишкой, что сможет его совершить, даже в ущерб интересам игрока. Если ни одна фишка не может попасть в соответствующую значению кубика лунку, вы пропускаете этот ход.
- Нельзя ходить в лунки, занятые фишками противника. Нельзя делать двойной ход фишкой, если на пути соответствующего числа шагов стоит фишка противника. Например, выпало 2-3, вы передвигаете фишку на пять позиций, при условии, что в лунке на 2 или 3 шаге нет фишки противника.
- Можно перекрывать противнику путь, выстраивая фишки в шести лунках подряд, однако делать этого нельзя пока хоть одна фишка противника не будет за заграждением.
- Нельзя выводить фишки с поля, пока есть фишки вне «дома»
Вывод с доски
Когда вы переместили все свои фишки в «дом», следует завершающая стадия игры, где надо вывести все фишки за пределы доски. Для этого вы кидаете кубики и для каждого выпавшего значения убираете соответствующую фишку. Например, если выпало 5, то убираете фишку из пятой от края лунки, если выпало 3, а фишки есть только в четвертой лунке и далее, то вы передвигаете фишку ближе к краю на три шага. Главное это успеть выкинуть все фишки, когда противники оба приступили к выводу фишек, тут вступает в игру удача. Кто выбросит большие числа или дубли, и быстрее всё выведет, тот и победит.
Источник:
Конец партии и возможные результаты
Итак, как мы уже выяснили, выигрывает тот, кто первый выбросил все фишки с поля. Даже если второй противник следующим ходом тоже выводит остатки, то он всё равно проигрывает, так как после последнего броска первого игрока игра заканчивается. Тут есть поправка, если игру начинал игрок белых, и заканчивают тоже белые, то по принятым правилам игроку черными, в случае возможности завершить вывод одним броском кубиков, дают сделать ещё один ход. И если ему это удается, то объявляется ничья и каждому из игроков идёт по одному очку. Вариантов же для проигрыша несколько:
- Первый вариант это оин или простая игра. Это когда победитель выбрасывает все фишки с доски при условии, что противник вывел с доски хотя бы одну фишку. Победитель получает одно очко.
- Второй вариант — это марс. Когда проигравший не смог вывести с доски ни одной фишки. Тогда победителю достается два очка.
- Третий – это кокс. Когда победитель сбрасывает все фишки, когда противник не успевает зайти в «дом» ни одной фишкой. Часто это случается в результате Победитель получает тройное вознаграждение.
- И наконец четвёртый, самый редкий и потому неприятный и «позорный» вариант – это домашний марс. Это когда в момент победы, проигравший завел все свои фишки в дом, но не смог выкинуть ни одной. Победа по договорённости, либо также, как и кокс в тройном размере.
Советы и рекомендации
- Старайтесь занимать больше лунок в своём и в доме противника. У себя вы обеспечите свободное пространство для ходов и затрудните ходы противника с самой головы
- По возможности занимайте как можно больше свободных лунок, это обеспечит быстрое и эффективное перемещение по доске
- Заполнив шесть лунок подряд вы заблокируете путь фишек противника, однако не зацикливайтесь на заграждениях, а старайтесь развивать ходы по всей доске
Источник:
Как играть в короткие нарды?
Короткие нарды — это более динамичная и агрессивная разновидность. Вопреки названию, выпадает так, что одну игру можно играть гораздо дольше, чем в длинных. При своих особенностях правила игры в короткие нарды можно освоить самостоятельно, придерживаясь инструкции.
Первое, что нужно знать ¬– это расстановка. Если начинать отсчёт лунок от края нижнего правого сектора и далее по часовой, то расположение будет такое. 6 лунка 5 фишек, 8 лунка 3 фишки, 13 лунка 5 фишек, 24 лунка 2 фишки. У противника то же расположение только в зеркальном отображении. .
- Во-первых, без договорённости марс, кокс и домашний марс считаются одинаково в двойне.
- Во-вторых, у себя в доме, выбив фишку противника, нельзя ходить ей ещё раз, но накрыть другой можно.
Есть одна особенность, в коротких нардах существует понятие «домашний камень». При условии хотя бы частичного сохранения изначальной расстановки, когда у игрока выпадают комбинации 3-1, 4-2, 5-3, 6-1 и 6-4 лучший ход будет завести одну фишку в дом, а другой ее прикрыть. Это связано с особенностью расстановки и поможет игроку быстрее завести фишки в дом и перекрыть противнику лунки для зарядки. Новичкам будет сложно на первых порах освоиться во всех тонкостях игры, но небольшая практика поможет решить все затруднения.
Источник:
Бешеные
А теперь забудьте, как правильно играть в нарды. Бешенные нарды рассчитаны исключительно на удачу и это отличный способ развлечься. Правила и расстановка схожи с длинными, но есть несколько необычных нюансов. Когда вам выпадает дубль, следует выполнить как обычно четыре хода, а затем по четыре хода на каждое последующее значение кубиков. Например, выпало 3-3, вы ходите четыре раза по 3 шага, потом четыре раза по 4 шага, потом 4 по пять и 4 по 6. Здесь везет тому, кто выбросит 1-1, а не 6-6, как в классических правилах. Если на каком-то ходе у вас нет возможности поставить фишку, тогда за вас ходит противник.
Американка
Эта разновидность была распространена в южных штатах Америки, отсюда и название. Здесь противники сначала разыгрывают цвет, а затем расставляются следующим образом. Чёрные ставятся в нижнем правом секторе, в крайнюю лунку пять фишек, в соседнюю три, в следующую пять, и затем две.
Гюльбар
Правила такие же как и в длинных нардах, однако когда у игрока отсутствует возможность сделать ход, следуя выпавшему значению, то за него этот ход делает противник.
Голландский триктрак
Здесь всё как в классических нардах, с одним отличием. Оба игрока заводят свои фишки с борта, и игра начинается только после этого.
Источник:
Игра в нарды известна издавна и пользуется заслуженной популярностью.
В отличие от шахмат и других подобных игр, здесь победа зависит не только от правильного расчета, но и удачи, поскольку ходы производятся согласно выпавшей комбинации на кубиках (костях).
В предлагаемом материале рассказывается, как играть в нарды, указываются разновидности партий, приводятся основные правила и понятия.
Элементы тактики и стратегии для начинающих с нуля, чтобы освоить азы игры.
Содержание
- Как научиться играть в классические нарды: основные понятия
- Длинные и короткие правила для начинающих
- Игра с картинками: расстановка фишек и обучение тактики
- Полезное видео
Как научиться играть в классические нарды: основные понятия
Обучение основам не займет много времени.
Прежде чем перейти к рассмотрению правил игры в нарды, несколько основных понятий, принятых среди игроков:
Понятие | Что означает |
Дом | Крайняя четверть игрового поля, куда передвигаются шашки, чтобы снять с доски |
Блот | Ячейка, занятая одной фишкой |
Снятие шашек | Перемещение из собственной домашней четверти за границы игрового поля |
Куб Даве | Предложение игрока об удвоении ставки. Выполняется до броска зар, но не раньше, чем сделан первый ход.
|
Бивер | Ситуация с поддержанным Даве и моментальным новым удвоением. Применяется по взаимной договоренности |
Дубль | Равное число очков при броске игральных костей |
Марс | Бешеный проигрыш, когда с доски не получилось снять ни единой шашки. В противном случае количество заработанных очков равняется числу оставшегося у соперника на игровом поле |
Якорь | Пункт, одновременно занятый несколькими фишками |
Зары | Две игровых кости, бросаемые игроками |
Матч | Договоренное количество партий |
Бар | Разделение игровой доски, куда в короткой партии выкладываются сбитые шашки |
Ставка | Размер суммы выигрыша |
Голова | В длинной партии – начальное построение всех пятнадцати фишек на одной угловой ячейке игрового поля |
Длинные и короткие правила для начинающих
Проводится игра на доске, включающей четыре четверти, по шесть пунктов в каждой. Общее их количество – двадцать четыре.
Четверти называют:
- Своим домом.
- Своим двором.
- Домом соперника.
- Двором соперника.
В обозначении пунктов используется цветовая разметка и цифра, означающая номер ячейки.
Перед началом партии каждым игроком зеркально по отношению к сопернику устанавливается на доске по пятнадцать шашек, окрашенных соответственно в белый и черный цвета.
Известно множество разновидностей игры, с различными особенностями в правилах. Но в классических нардах существует две: длинная и короткая партии.
При коротких нардах порядок начальной расстановки фишек следующий:
- Две – в двадцать четвертую ячейку.
- По пять – в шестую и тринадцатую.
- Три – в восьмую.
Чтобы выиграть, необходимо раньше соперника доставить свои шашки в собственный дом и убрать с доски.
Перемещаются они в соответствии с цифровой комбинацией, выпавшей на зарах. Право начального хода разыгрывается броском кубика, по большему значению.
В процессе игры цифры, выпавшие на кубиках, означают допускаемое количество шагов для отдельно взятой шашки.
Нельзя разделять цифру кубика на несколько ходов. В случае выпадения дубля значения удваиваются.
Обратите внимание! Если при броске кубик вылетает за пределы игрового поля, нужно повторить процедуру.
При передвижении фишек в коротких нардах руководствуются следующими условиями:
- Разрешается передвигать только в свободную ячейку или занятую не более чем одной шашкой соперника.
- Шашки перемещаются партнерами во встречном направлении.
- Цифры на костях – число ходов для двух шашек по отдельности. Разрешается перемещать на общее значение одну фишку.
- При выпадении дубля, разрешается передвигать до четырех фишек за ход.
- Обязательно выполнять все возможные ходы, выпавшие в соответствии с правилами.
- Если фишка соперника попадает в чужой блот, находящаяся там выкладывается на бар. Игрок обязан первым делом ввести ее в игру, согласно значениям на зарах, и только затем выполняются другие действия.
- В ситуации, когда ячейки для выхода заняты, ход пропускается.
Когда все фишки оказываются в своем доме, они выставляются с игрового поля, в соответствии с цифрами, выпавшими на костях.
Разрешается передвигать шашки в доме. Если при выбросе соперником выбивается шашка, для продолжения необходимо вернуть ее на поле и снова перевести в дом.
Правила длинных нардов несколько отличаются от коротких:
- При первоначальной расстановке фишки выстраиваются соперниками соответственно в первой и третьей четвертях на крайних слева ячейках.
- Перемещение фишек обоими игроками производится против часовой стрелки.
- Не разрешается становиться в ячейку, занятую противником.
- С головы снимают за бросок не более одной фишки, исключение – выпадение дубля на начальном ходу.
Игра с картинками: расстановка фишек и обучение тактики
Различия в правилах обусловливают особенности тактики для короткой и длинной партии.
При коротких нардах в расстановке необходимо придерживаться следующей стратегии:
- Занимать как можно больше ячеек в своем доме, одновременно выводя свои фишки из чужого.
- Не оставлять в зоне досягаемости соперника одиночные блоты, чтобы исключить выброс фишек с доски.
- Постараться как можно быстрее закрыть ячейки возле бара, чтобы затруднить вывод сбитых шашек противнику.
- Большое количество выбитого у противника, укрепит собственную позицию.
В классических длинных нардах шашки не сбиваются, поэтому первоочередная задача – максимально быстро распределиться по доске.
Главное внимание уделяется:
- Занятию ячеек в первой четверти и начальном пункте второй, чтобы обеспечить беспрепятственный вывод с головы.
- Получению опорных пунктов в третьей и затем четвертой четвертях поля.
Неопытным игрокам рекомендуется придерживаться тактики попроще, не рискуя с ранним занятием отдаленных изолированных позиций.
Построение забора из нескольких рядом расположенных фишек затруднит задачу противнику, особенно если заняты ячейки, куда выполняется снятие с головы.
Наиболее эффективно занимать пункты с четвертого по шестой, что вынудит соперника терять ходы, ослаблять позицию, и поспособствует быстрому выигрышу.
В интернете выложены видео с картинками построений и приемов игры.
Любой, желающий научиться, просмотрев или скачав предлагаемые видеоуроки, без труда разберется в нюансах тактики и стратегии.
Отдельные пошаговые инструкции с рисунками лучше распечатать для детального изучения.
Чтобы научиться хорошо разбираться в тонкостях позиции, рекомендуется взять уроки обучения игре у опытного мастера, закрепив знания на практике.
Как видно из представленного материала, правила игры в нарды просты, но успех зависит не только от везения, но и правильно выбранной тактики. Играйте и выигрывайте.
Полезное видео
Как научиться играть в нарды. Советы мастеров
Это хобби улучшает память и развивает стратегическое мышление.
6 февраля 2021
Нарды — одна из древнейших игр, не уступающая по популярности шахматам. Это хобби улучшает память и развивает стратегическое мышление. Понять, как правильно играть в нарды, несложно. Особенно если вы тщательно изучите базовые правила и прислушаетесь к советам опытных игроков.
Как научиться играть в нарды с нуля
Перед тем как начать обучение, необходимо ознакомиться с особенностями этого развлечения. Нарды — настольная игра для 2 человек, имеющая несколько разновидностей. Наиболее популярными считаются длинные и короткие нарды. Мы расскажем, как научиться играть в длинные нарды. По словам мастеров, именно они отлично подходят для новичков.
В игровой набор входят специальная доска, белые и черные фишки, кубики. Чтобы выиграть, противник должен передвинуть фишки своего цвета через игровое поле, вернуть их на свою половину, а затем снять с доски.
Опытные игроки убеждены, что начинающим обязательно нужно запомнить терминологию. Игра проходит на доске, состоящей из 24 треугольников (пунктов), которые обозначают один шаг. Треугольники чередуются по цвету и разбиты на 4 группы (квадранта). Они, в свою очередь, делятся еще на 4 вида: дом (1–6 треугольник) и двор (7–12 треугольник) игрока, дом и двор противника.
В начале игры соперники выбирают цвет фишек и выставляют на игровом поле 15 штук. Игроки располагают фишки вдоль левой стороны доски: первый игрок выставляет их в 1-ю позицию, второй — в 13-ю. Вертикальные линии принято называть головой.
Когда фишки уже расставлены, а основные понятия выучены, наступает время игры.
-
Сначала разыгрывается первый ход. Игроки берут по кубику и выбрасывают его на свою часть доски. У кого на кости выпадает большее число, тот начинает.
-
Движение противников осуществляется против часовой стрелки. Ваша задача — быстрее перемещать фишки в свой дом. Белые двигаются из 13-18-й ячейки в 7-12-ю, а черные — из 1-6-й в 19-24-ю.
-
Противники поочередно бросают на свою половину 2 кубика и делают ход в соответствии с числом, которое выпадает. Участник сам выбирает, сколько фишек ему передвигать. Рассмотрим на примере. Если на костях выпадает 2 и 4, у игрока есть 2 варианта: передвинуть одну фишку на 2 шага, а вторую на 4 или сделать сразу 6 шагов одной фишкой.
-
Ходы удваиваются, если на кубиках выпадает одинаковое количество очков. Такая ситуация называется «дубль».
-
На одну позицию можно поставить сразу несколько фишек своего цвета.
-
Когда все 15 фишек пройдут круг и окажутся в доме, участник начинает выбрасывать их за доску. Фигуры выводят с полей согласно значению, которое выпадает на кубике. Когда выпадает цифра 5, фишки выкидывают с 5-й позиции. Если 5-я ячейка пуста, выбрасывают фигуры с низших полей. Также участник вправе делать шаги внутри дома.
Ограничения в движении и бросках кубиков
Если вы поняли, как правильно играть в нарды, настало время поговорить об ошибках и запретах. Их не так много, но они сильно могут изменить ход вашей партии. Помните: профессиональные игроки никогда не нарушают правила.
Обнуление броска кубиков. Игрок обязан перебросить кубики, если хотя бы один из них перекатился на чужую половину доски. Если игральные кости упали поверх фишки или встали ребром, участник также бросает кубики повторно.
Также есть ряд ограничений, связанных с движением фишек по игровому полю.
-
Вы не можете занимать ячейку, на которой находится фишка соперника. В этом случае игрок пропускает ход.
-
Вы передаете право хода сопернику, если не можете передвинуться ни на одно из сброшенных значений.
-
Вы должны делать полный ход. Если вы можете использовать оба выпавших числа, вы не имеете права перемещаться только по одному значению.
-
Если вы можете играть на оба выпавших числа, игрок должен осуществлять движение в соответствии с большим из них.
-
Вы передаете ход сопернику, если не можете сдвинуться ни на одно сброшенное значение.
Виды побед
Допустим, партия сыграна и вам удалось вывести все фишки за игровое поле. В нардах у побед также есть свои названия, которые стоит запомнить. Если проигравший успевает выбросить из дома хотя бы одну фигуру, победителю начисляют 1 балл. Такой исход называется «ойн». Победивший игрок получает 2 балла, если проигравший не успел снять с доски ни одну фишку, это положение партии называют «Марс». Ничья в нардах тоже бывает. Когда игрок с белыми фишками выбросил их из дома, а соперник, который вступил в игру позже, сохранил право на ход, все решает последний бросок. Если он сможет вывести все фигуры, участники получают одинаковое количество баллов.
Как правильно играть в нарды, советы профессионалов
Самую ценную информацию о том, как научиться играть в нарды и побеждать, мы можем получить от мастеров игры. Профессионалы утверждают, что в длинных нардах многое решает удача. Именно поэтому новичок может выиграть у опытного игрока. Мы подобрали самые полезные советы, которые увеличат ваши шансы на победу.
-
Необходимо тщательно продумывать каждый ход. Исход игры зависит от первого хода соперников: именно в этот момент позиции становятся ясны. Дальше вы сможете понять, как лучше препятствовать движению противника по игровой доске. Можно ходить одной фишкой от своего дома, брать вторую из следующей ячейки и медленно двигаться к голове второго игрока.
-
Даже самые опытные игроки утверждают, что предугадать все комбинации нереально. Ваша цель: не дать другому участнику набрать очки, при этом не сдавая позиций и продвигаясь вперед. Для вас выгоднее всего создавать ситуации, в которых противнику придется пропускать ходы.
-
По словам мастеров, в игре есть две стратегии: прорываться или обороняться. Если вам не везет и выпадает мало очков, лучше занять позицию обороны. А когда удача на вашей стороне, старайтесь максимально продвигаться вперед.
-
Не торопитесь праздновать победу, если игра складывается в вашу пользу. Высчитайте возможные шаги. Чтобы попасть в нужную ячейку, необходимо встать за 5-6 ходов. Таким же методом рекомендуют пользоваться, когда вы хотите закрыть ячейки соперника.
-
Также вы можете построить забор из 4-6 фишек, стоящих подряд. Зачем это нужно? Забор создаст дефицит ходов противнику, и ему придется их пропускать.
Если вы поняли, как правильно играть в нарды, запомните последний совет профессионалов. Лучше играть с живым человеком, который давно знаком с нардами. Игры на смартфоне и компьютере подходят в качестве тренировки, но они гораздо проще, чем партия в реальной жизни.
Правила игры в нарды для начинающих (короткие и длинные)
Нарды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон (англ. Backgammon), тавла, шеш-беш, коша — древняя восточная игра. Родина этой игры точно не известна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена на территории Ирана (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).
Правила игры в нарды простые и начинающие игроки достаточно легко их освоят, но тем не менее для того, что бы выиграть нужно логическое мышление и конечно везение. Есть две основные разновидности — длинные и короткие нарды. Игра Нарды состоит из специальной доски, 30 шашек двух разных цветов и двух игральных кубиков костей). В игре принимают участие 2 игрока.
Начальная позиция
Рис 1. Доска с шашками в начальной позиции. Возможна также расстановка, зеркально симметричная к той, что приведена на рисунке. Дом в ней располагается слева, а двор — соответственно справа. |
|
Рис 2. Направление движения белых шашек. Черные шашки движутся в противоположном направлении. |
|
Рис. 3. Два способа, которыми белые могут сыграть |
Короткие нарды (Рис. 1) — игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Эти группы называются — дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.
Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. У каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.
Цель игры — перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.
Движение шашек
Игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.
Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или шагов, игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении (Рис. 2) — от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими.
При этом применяются следующие правила:
— шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.
— числа на обеих костях составляют отдельные ходы.
К примеру, если у игрока выпало 5 и 3 (Рис. 3), то:
— он может пойти одной шашкой на три шага, а другой — на пять,
— либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) шагов, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять шагов от начального пункта) также открыт.
Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды. Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации, как сочтет нужным.
Игрок должен использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (либо все четыре числа, если у него выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число.
Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число.
Если игрок не может сделать хода, то он пропускает ход. В случае, если выпал дубль, если игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, сколько возможно.
Как побить и зарядить шашку
Рис 4. Если белым выпало, но одна из шашек на баре, они должны зарядить шашку в пункт 4 в доме черных, поскольку пункт 6 занят черными. |
Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока — это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.
К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.
Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход.
Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.
Как выбросить шашки
Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. Игрок выбрасывает шашку следующим образом: бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта.
Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших, чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски.
Рис 5. Белым выпало 4 и 6. Они выбрасывают две шашки. |
В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.
Длинные нарды
Правила игры
Рис 6. Длинные нарды. Вид игрового поля |
Количество игроков — двое. Количество шашек на доске — по 15 у каждого игрока.
Место начального расположения шашек, каждого из игроков называется голова, а ход из начального положения называется «из головы» или «взять с головы». За один ход с головы можно брать только одну шашку.
Игрок кидает одновременно два кубика. Сделав бросок, игрок должен передвинуть любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку — на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. Т.е. если на кубиках выпало, например, шесть-пять, игрок должен одну шашку передвинуть на шесть клеток, а затем любую (можно ту же, можно другую) на пять клеток. При этом с головы всегда можно брать только одну шашку. Исключение составляет только первый бросок в партии. Если одна шашка, которую можно снять с головы, проходит, то можно снять вторую. Таких камней для первого игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три (мешают шашки противника, стоящие на голове). Если выпадает один из этих камней, игрок снимает с головы две шашки. Для второго игрока количество камней, при которых с головы можно снять две шашки, увеличивается, так как мешает пройти первому камню, имеет право не только голова, но и камень, снятый противником. Если противник первым броском кинул: два-один, шесть-два или пять-пять, то второй игрок может снять вторую шашку также при бросках пять-пять и шесть-два (кроме: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три, которые тоже не идут напрямую).
Передвинуть две шашки на число клеток, показанное одним кубиком нельзя. Т.е. если на кубиках выпало — шесть-пять, игрок не может пойти одной шашкой, например, на три и другой на три клетки, чтобы вместе получилось шесть, а затем сходить «пятёрку».
Если выпал дупль, т.е. одинаковые очки на двух кубиках, например, пять-пять, игрок делает четыре хода (на соответствующее кубиков число клеток).
Нельзя поставить свою шашку не клетку, занятую шашкой противника. Если шашка попадает на занятую клетку, то про неё говорят что она «не идёт». Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то такая шашка оказывается запертой.
Нельзя запереть все пятнадцать шашек противника. Т.е., выстроить заграждение из шести шашек подряд можно только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится впереди этого заграждения.
Если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, которое выпало на каждом кубике, т.е. если шашки не идут, то очки пропадают, а шашки не двигаются.
Если игрок может сделать ход на то количество очков, которое выпало на одном из кубиков, и не может сделать хода на то количество очков, которое выпало на втором кубике, он делает только тот ход, который возможен, а остальные очки пропадают.
Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он обязан его сделать даже в ущерб своим интересам. Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух то игрок должен выбрать больше. Меньшие очки пропадают. Смысл игры заключается в том, чтобы, пройдя всеми шашками полный круг, прийти ими в дом и выбросить все шашки раньше, чем это сделает противник.
Домом для каждого игрока является последняя четверть игрового поля, начиная с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток. Выбрасывать шашки — это значит делать ими такие ходы, чтобы шашки оказывались за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом.
Ничьей не существует. Если игрок, начинавший первым, выбросил все свои шашки, а второй игрок может сделать тоже следующим броском, второй считается проигравшим, так как следующего броска не будет: партия заканчивается, как только один из игроков выбросил все свои шашки.