Как научиться считать на счетах абакус инструкция по применению

Абакус – это один из основных инструментов, который используется на занятиях ментальной арифметикой. Он позволяет делать множество упражнений, чтобы научиться  быстрее  выполнять различные арифметические действия в уме.

Многие родители задаются вопросом о том, как считать на абакусе и научить этому ребенка. В этой статье мы рассмотрим, для чего стоит осваивать такие навыки и что они могут принести вам.

Что такое абакус и
как выбрать подходящий

Виды абакусов

По строению абакус представляет собой рамку, внутри которой
установлены спицы. На каждой  спице
установлено определенное количество косточек, которые могут свободно перемещаться
вверх и вниз.

В строении многих современных абакусов предусмотрена специальная
линейка-перекладина. Она позволяет отделить один ряд косточек, который  обозначает пятерки и помогает  выполнять больше арифметических упражнений.

Модели отличаются по нескольким основным параметрам:

  • Материал. В изготовлении могут использоваться
    металл, пластик, дерево и другие варианты материалов.
  • Количество косточек и спиц. Чем их больше, тем
    более сложными упражнениями можно будет заниматься.
  • Размеры. Обычно, чем младше ребенок, тем больше
    должен быть закупаемый для него абакус. Это связано с тем, что мелкая моторика
    только развивается и малышу будет значительно удобнее заниматься на крупных
    счетах.

Сегодня на рынке постоянно появляются новые модели с различными дополнительными функциями. К примеру, можно отыскать изделие с кнопкой обнуления. Но чтобы уменьшить затраты на покупку, можно заказать даже самые простые и недорогие счеты – эффект от занятий на них будет не меньше.

Основные правила
счета

Правила счёта

Чтобы понять, как считать на абакусе, стоит сначала запомнить несколько простых основных правил:

  • Каждая единица принимается за один разряд.
    Следовательно, чем их больше, тем с большими числами вы сможете работать.
    Распределение идет методом прибавления одного нуля в зависимости от разряда –
    1, 10, 100, 1000 и т.д.
  • Косточки, которые располагаются в нижней части,
    указывают числа от 1 до 4. При этом верхняя костяшка обозначает пятерки.
    Удобнее пользоваться абакусами, где пятерки отделены планкой.
  • Счет всегда ведется слева направо. Это позволяет
    автоматизировать действия ребенка и не запутаться, в том числе, при занятиях в
    группе.

Инструкция о том, как считать на счетах абакус достаточно проста. Ребенку нужно переводить костяшки по спицам от одной перекладины к другой. К примеру, если мы берем разряд с единицами, то для получения тройки, нам нужно передвинуть три косточки. Если добавить к ним одну костяшку из разряда с десяткой, то получится уже число 13.

Таким образом можно создавать любые числа в зависимости от
того, сколько разрядов на конкретном абакусе.

Чтобы добиться успеха, нужно проводить регулярные занятия, следить за временем, которое тратится на них. Если вы сравните, как дети считают на абакусе на первом уроке и на пятом, то увидите, насколько быстрее у них получается выполнять основные арифметические действия – сложение, вычитание, умножение и деление.

Как выполнять
сложение и вычитание

Сложение и вычитание на абакусе

Прежде чем переходить к более сложным действиям с
использованием счетной доски, лучше потренироваться на вычитании и сложении.
Принцип здесь достаточно простой. Все что нужно – отсчитать нужное количество
костяшек на первой и второй спицах. Затем просто посчитать, сколько у вас
получилось. Сначала набирается первое, затем второе число. Сложение начинается
с меньшего.

С вычитанием действия во многом похожи. Отличие в том, что
счет начинается с большего.

Таким образом, ребенок наглядно понимает сам смысл математических
действий. Это очень важно, чтобы в будущем он мог легко считать сам в уме.

Как выполнять
умножение и деление

Умножение и деление на абакусе

Когда дети осваивают сложение и вычитание, стоит переходить к более сложным действиям. Как считать на абакусе, используя умножение и деление? Все достаточно просто.

Сразу отметим, что для использования абакуса, стоит знать
таблицу умножения от 1 до 10. Далее действуем по принципу от большего к
меньшему. Если упражнение предполагает использование двухзначных чисел, сначала
перемножаются десятки на единицы и потом уже единицы между собой.

Рассмотрим пример, при котором нужно умножить 11х7. Для
этого сначала умножаем 10х7 и получаем 70, затем 1х7 и получаем 7. Если бы у
нас было 18х3, то мы бы также умножали сначала 10х3 и потом 8х3.

Деление строится по схожему принципу, но полученные числа нужно не складывать, а вычитать друг от друга. Результат также набирается на абакусе и пересчитывается.

Для чего нужно
использовать ментальную арифметику

Существует множество причин начать заниматься ментальной арифметикой. Так, ребенок сможет получить сразу несколько результатов:

  • Математические способности станут лучше.
  • Усилится концентрация внимания.
  • Улучшится память.

Также регулярные занятия помогают улучшить логику и образное мышление.

Можно ли научиться
считать на абакусе самостоятельно

Самостоятельные занятия действительно возможны. В сети вы найдете множество инструкций, как считать на абакусе дома и сможете освоить большинство упражнений. Главное – не давить на ребенка и не торопить его, заниматься регулярно, не менее 20 минут в день, не отвлекаться на другие домашние дела. Обучение ментальной арифметике в профильном центре предполагает изучение большего количества упражнений по специальным методикам. Это помогает сделать процесс подготовки значительно эффективнее и улучшить закрепление новых знаний.

Записаться на ментальную арифметику

Среди необычных дидактических пособий для детей свое место занимают счеты абакус, которые помогут улучшить математические навыки и весело и с пользой провести время. Предлагаем познакомиться с тем, что они собой представляют и как ими пользоваться.

Счеты абакус

Что это такое?

Сами счеты, которые положены в основу методики, появились более 2,5 тысячелетий назад. Также можно встретить названия «абак» или «соробан». Эти счеты исполняли в древнейших государствах функции современных калькуляторов и помогали отсчитывать десятки. Впоследствии они стали использоваться в ментальной арифметике.

Внешний их вид довольно прост: абак представляет собой рамку прямоугольной формы, которая разделена перекладинами с нанизанными на них косточками. Вверху, над разделительной полосой, расположена всего одна линия, каждый элемент которой означает пять. Снизу находятся ряды с четырьмя косточками, обозначающими единицу.

Линии косточек означают поочередно единицы (первая правая), десятки (вторая правая), сотни, тысячи. Если первая правая косточка поднята, то на счетах выложена цифра 1 или наименьшее десятичное значение (если расчеты ведутся, например, в миллиардах). Распределение чисел таково:

  • нижние косточки – это 1,2,3 и 4, соответственно, если подняты 2 из них, то счеты показывают число два;
  • если верхняя косточка поднята, число меньше, чем 5; если опущена на разделительную линию – больше;
  • верхняя опущена, три нижние подняты – это число 8.

Аналогичным образом можно выложить любое число.

Ребенок считает с помощью абакуса

Преимущества использования

Работа со счетами не только помогает развивать мелкую моторику дошкольника, но и тренирует сразу оба полушария его головного мозга, позволяет наладить взаимосвязи между ними. Кроме того, можно выделить несколько достоинств методики:

  1. Интерес. Малышам нравится перебирать косточки, при правильном подходе родителей из абакуса можно сделать тренажер, занятия на котором будут искренне нравиться ребенку.
  2. Использование счетов позволяет избежать заучивания и стимулирует образное мышление.
  3. При регулярных тренировках со временем удастся перевести ребенка от работы с реальным абакусом к воображаемой.
  4. Дети учатся находить нестандартные варианты решения проблемы.
  5. Постепенно обретают уверенность в себе, становятся более самостоятельными.
  6. Очень хорошо развивается мышление.

Вот почему счеты считаются мощнейшим пособием в ментальной арифметике, то есть обучении быстрому счету.

Как работать?

Познакомимся с инструкцией по использованию абакуса в домашней работе со старшими дошкольниками и первоклассниками. В целом японские счеты могут заинтересовать детей от 5–6 до 10–11 лет. Они помогают научить совершать в уме различные арифметические действия: сложение, вычитание и даже умножение.

Как же пользоваться таким пособием?

  1. Положить счеты на поверхность стола, добившись того, чтобы никакие посторонние предметы не мешали нормальному движению косточек.
  2. Поставить их «на ноль» — ни один из шариков не должен касаться разделительной полосы.

Далее на конкретном примере рассмотрим суть работы. Допустим, нам необходимо сложить 1 и 2. Для этого при помощи большого пальца перемещаем к разделительной полосе сначала одну косточку. Потом – две. Считаем результат – 3.

Но как быть, если надо сложить, например, 5 и 3. Цифр гораздо больше, чем косточек. Действовать следует так: косточка, расположенная над разделительной полосой – это 5. Поэтому ее следует опустить. А три косточки из нижнего ряда, наоборот, поднять. Получится 8.

На счетах можно отложить и трехзначные числа. Например, 175 будет выглядеть так:

  1. На первой линии опускается верхняя (пятерка).
  2. На второй – опускается верхняя (5) и поднимаются две нижние (2).
  3. На третьей – поднимается одна нижняя (1).

Сначала может показаться, что все слишком сложно и научиться будет нереально не только дошкольнику, но и взрослому. Но на практике зачастую бывает достаточно показать ребенку пару примеров, он довольно быстро разберется и начнет считать.

Как складывать и вычитать?

После того как малыш научился выкладывать числа, можно приступать к обучению простейшим арифметическим действиям.

Сначала рассмотрим сложение, к примеру, 36+23:

  1. Устанавливается первое число, 36.
  2. Далее его следует разделить на простые цифры – 3 и 6.
  3. После этого на соответствующих линейках провести сложение единиц с единицами, десятков и десятками. Получается: 3+2 (десятки) и 6+3 (единиц).
  4. Кости на линейках перемещаются соответствующим образом.

Если бы косточек получилось больше 9, нужно было прибавить единицу на соседней линейке.

Вычитание проводится по такой же системе, начиная с меньшего порядка. В случае, если из меньшего числа вычитается большее, происходит следующее: их переставляют, а на соседней линейке убирают косточку.

Такая система счета кажется сложной только при описании, на деле же стоит попробовать – и ребенку непременно понравится.

Умножение и деление

Они также не вызовут особых затруднений у тех, кто знает таблицу умножения (от 1 до 10). Рассмотрим пример. Надо умножить 13х3. Сначала пример делится на два действия:

10 х 3 = 30

3 х 3 = 9.

На счетах сначала набирается 30, потом добавляется еще 3. И становится понятно, что ответ на пример – 39.

Деление полностью аналогично, однако результаты не складываются, а вычитаются.

Девочка считает на абакусе

Правила

Специалисты по ментальной арифметике разработали ряд правил, которых следует придерживаться при занятиях с абакусом.

  1. Ставить пальцы необходимо определенным образом. Работают только большой и указательный, остальные сжаты в кулак. Большим поднимаются косточки по одной, указательным – опускаются. Оба движутся по направлению слева направо.
  2. «Набор» чисел ведется одной рукой. Вторая придерживает счеты таким образом, чтобы не закрывать обзор.
  3. Верхнюю косточку поднимает и опускает исключительно указательный палец.

Занятия проводятся дважды в неделю, действовать следует по принципу «от простого к сложному», не допуская переутомления ребенка.

Интересно, что при желании счеты можно изготовить своими руками, работа не отнимет много сил и времени.

Таков абакус, научиться считать на котором могут как дети, так и взрослые. Самое главнее правило успеха – регулярные занятия.

На чтение 6 мин Просмотров 20.2к. Опубликовано 08.12.2017

Содержание

  1. Как выглядит абак?
  2. Распределяем числа
  3. Как проводить сложение и вычитание на абакусе?
  4. Как умножать и делить на абакусе?
  5. Насколько быстро можно работать на абакусе?

Многие люди слова абакус и соробан слышат, чуть ли не впервые. А ведь эта система подсчетов использовалась в Древней Греции, Риме и Китае еще за пять веков до нашей эры. Легкая система подсчета положила начало нашим классическим счетам с костяшками, но абак намного проще и понятней в использовании.

Детям система устного счета абакус полезна не только тем, что они научатся быстро считать и понимать цифры, со временем они обучаются ими пользоваться ментально, в воображении. Эта «игра» позволяет научить даже первоклашку очень быстро считать и выполнять абсолютно все арифметические действия, сначала с помощью специального прибора, а потом и в уме, для этого ему нужно будет только научиться считать до десяти.

Как выглядит абак?

Специальные счеты, используемые в системе ментального счета абакусе, называются абак, линейка или также абакус. Они имеют классический вид:

Абакус

Это рамка со спицами, на которые надеты костяшки, по пять штук на каждой. Количество спиц на разных абакусах отличается, а вот костяшек на каждой из них пять, кроме того, одну костяшку на каждой спице отделяет поперечная планка.

Считающий в воображении сам рассчитывает название каждой спицы, на рисунке выше подписано распределение без десятичных знаков, но если они нужны, то первые левые спицы отводятся под них, а уже потом начинаются единицы. (Абакус и абакус с десятичными знаками)

АбакусАбакус

Распределяем числа

Чтобы понять, как считать на абакусе, надо просто разобраться, как на нем распределяются цифры. В дальнейшем мы будем использовать распределение на спицах, начиная с единицы, так как будем работать с целыми числами. Чтобы работать с десятичными, нужно для начала разобраться в элементарной арифметике.

Первая правая спица, когда одна костяшка сверху – наименьшее десятичное значение, в подсчетах, если мы считаем миллиарды, значит, наименьшее – миллиард, если десятичные дроби, то тысячные. Далее спицы считаются с умножением на 10.

Для пользования спицами надо запомнить, как распределяется число на абакусе:

  • на спице пять костяшек;
  • костяшка над планкой это 5, если она опущена – это говорит что число больше пяти, если поднята, значит меньше;
  • костяшки ниже планок – 1, 2, 3, 4, сколько поднято костяшек, столько и надо учесть;
  • если костяшка 5 опущена, то прибавляется число костяшек, поднятых снизу, если они не подняты, то значит на спице 5.

Например, число 15 будет выглядеть вот так:

Абакус

66 вот так:

Абакус

А 81549 вот так:

Абакус

Кажущаяся сложность пропадает практически через пять минут, ребенок очень быстро начинает разбираться в самых сложных числах. Главное – понять принцип работы этого прибора.

Как проводить сложение и вычитание на абакусе?

Считать на абакусе достаточно просто. Для понимания возьмем пример 26+34 и сложим его на линейке абаке.

Устанавливаем первое число 26 :

Абакус

Раскладываем все числа на простые цифры, не забывая, к какой спице они относятся: 2 и 3 к десяткам, а 6 и 4 к единицам. Производим сложение простых чисел. 6+4 и 2+3.

Теперь сдвигаем единицы на первой спице 6+4 =10, то есть на 1 спице надо показать 0, и развести все костяшки по местам, а к двум костяшкам на второй спице добавить еще одну, получим 30:

Абакус

Но мы добавляли не 4, а 34, поэтому на второй спице надо добавить еще 3 костяшки и показать цифру 6, для этого опускаются снизу 2 костяшки и «5». Итого мы получаем 60.

Абакус

Сложение всегда начинается с меньшего числа с переходом к большему. Если костяшек на спице получается больше чем 9, тогда на соседней спице добавится еще одна.

В случае с вычитанием система та же, начинаем с меньшего, только если вычитается от меньшей цифры большая, тогда они меняются местами, а с соседней спицы убирается костяшка.

Например, 15-13:

Эта система расчетов при должной сноровке занимает около двух-трех секунд. Со временем сама линейка уже будет не нужна, она сама будет возникать в мыслях.

Как умножать и делить на абакусе?

Умножение на линейке тоже достаточно простое, для этого нужно только освоить таблицу умножения от 1 до 10 и запомнить одно правило: десятки умножаем на единицы, потом единицы умножаем на единицы. Если ребенок уже разобрался, как считать на абакусе, все действия будут занимать не больше минуты.

Для примера возьмем простое задание 11х5, которое решается в два действия:

  1. 10х5=50.
  2. 1х5=5.

Для начала на абакусе набирается ответ на первый пример, 50:

Абакус

потом к нему добавляется ответ на второй пример, 5:

И в результате мы видим на абаке ответ 55.Абакус

Для проведения более сложных действий, когда берутся более сложные примеры, тогда задание решается в последовательности: десятки умножаются на десятки, единицы на десятки, десятки на единицы, единицы на единицы. То есть, сначала все цифры, постепенно от большего к меньшему перемножаются и набираются последовательно на абаке.

Например, 611 Х24:

Решается это так, нули прячутся и берутся цифры без них, а их количество определяет, на сколько спиц надо сдвинуться влево, кроме того, если результат получился двузначный, значит надо сместиться еще на одну спицу:

  1. 6х2=12 – при умножении результат набираем на той спице, к которой относится число и сдвигаемся вправо на столько спиц, сколько нулей в числе, на которое умножают, в нашем случае в 20 один ноль, то есть результат 12 набирается не на сотнях, а на тысячах. Но если результат имеет две цифры, тогда надо сместиться еще на одну спицу. То есть, в нашем случае 12 набирается на спицах, отвечающих на десять тысяч и тысячи.(12000) Абакус
  2. 1х2=2 – единица относится к десяткам, в 20 один ноль, то есть сдвигаемся на одну спицу и добавляем ответ в сотнях.(12200) Абакус

1х2=2 единица относится к единицам, а в 20 один ноль, то есть исходя из правил, добавляем ответ в десятках.(12220) Абакус

  1. Теперь переходим к следующему порядку и умножаем сотни на единицы, десятки на единицы и единицы на единицы.
  2. 6х4=24 – в 4 нет нолей, мы сдвигаемся только на одну спицу, так как в ответе две цифры, и добавляем 2 костяшки к тысячам и 4 к сотням. (14620) Абакус
  3. 1х4=4 – добавляем в десятки 4 костяшки. (14660) Абакус
  4. 1х4=добавляем теперь 4 костяшки в единицы. (14664) Абакус

Последнее действие можно не делать, но сначала нужно проверить: берем калькулятор, умножаем 611х24, получаем 14664 и радуемся своей сноровке.

Деление проводится по такому же принципу, только производится не сложение результатов на линейке, а вычитание. Сдвигание по спицам происходит слева направо.

Насколько быстро можно работать на абакусе?

Даже на самые сложные действия ребенок, как и взрослый, потратит не больше одной минуты, главное во всем этом деле – практика и понимание, как считать на абакусе. Чем чаще и больше заниматься, тем проще будет перейти на систему ментального вычисления, без каких либо приспособлений. Для начала со сложными примерами понадобится еще ручка и бумага, чтобы расписать последовательность действий и не запутаться, но пара дней практики – и ничего кроме абака уже не понадобится.

Главное – не стесняться перепроверять результат и показывать маленькие победы. Это позволяет стимулировать желание пользоваться этой древней системой. А она, в свою очередь, развивает память, фантазию и логику.

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Евгения Климкович. Я рада видеть вас на страничках блога «ШколаЛа»!

Чем сегодня займемся? Может быть, посчитаем? Не хотите? Да ладно вам! Это же очень интересно! Особенно если не просто ворон считать, а считать на абакусе. А вы, кстати, знаете, как считать на абакусе? Вот и я не знаю. Счеты в руках не держала, на курсы ментальной арифметики не ходила. Но понять, как же все-таки это делается, очень хочется. Вот и решила попробовать хотя бы немножко приоткрыть завесу тайны.

Вы со мной?

Тогда присаживайтесь поудобнее, включайте мозг. Наш ментально-арифметический поезд отправляется!

Предлагаю начать с главного! С абакуса или, как его еще называют, соробана. Что это за штуковина такая?

Что такое абакус?

Вот она – эта загадочная счетная машинка.

внешний-вид-абакуса

Чем-то напоминает известные многим советские счеты с костяшками. И, насколько я поняла, принципы работы на этих двух приспособлениях очень похожи. Отличаются эти счеты количеством костяшек на спицах и, собственно говоря, удобством эксплуатации. На абакусе приходится делать намного меньше движений руками.

абакус-и-счеты

Итак, абакус состоит из рамки, в которую установлены спицы. Причем спиц может быть разное количество. А на спицах нанизаны костяшки. По 5 штук на каждую. Спицы проходят сквозь разделительную планку. Над планкой остается по одной костяшке, под планкой по четыре.

Важную роль при счете на абакусе играет то, как именно человек двигает пальцами. Используются в работе только большой и указательный пальцы. Все движения путем многократных повторений доводятся до автоматизма. Этот навык легко потерять, поэтому при занятиях ментальной арифметикой не желательно пропускать уроки.

Расположение чисел

Теперь о том, как же располагаются числовые линейки.

расположение-чисел-на-абакусе

Справа у нас находятся единицы. Затем десятки, потом сотни, тысячи, десятки тысяч и т.д. Каждому разряду своя спица. Костяшки, которые находятся под разделительной планкой, означают «1», над планкой – «5». Трудновато понять, да?

Давайте посмотрим на примере. Я нарисовала абакус!

нарисованный-абакус

Десятичные линейки рисовать не стала. То есть, крайняя правая линейка на моем рисунке – это единицы.

Так будет выглядеть на абакусе число 3.

число-3-на-абакусе

Поднимаем к разделительной планке три костяшки на линейке единиц.

Попробуем взять двойное число, например, 15.

число-15-на-абакусе

На линейке десятков поднимаем 1 костяшку, то есть, получаем 1 десяток. А на линейке единиц опускаем к разделителю верхнюю костяшку, которая и означает 5.

А вот это какое число получилось? Догадаетесь?

число-53-на-абакусе

Это 53!

А давайте чего-нибудь посущественнее наберем. Например, 6482!

число-6482-на-абакусе

На линейке тысячи у нас верхняя костяшка опущена к разделителю – это пять тысяч и одна нижняя поднята вверх, плюс еще тысяча. Получаем 6 тысяч. С сотнями полегче, просто четыре костяшки поднимаем вверх. Десятки: верхняя опущена, три нижних подняты. Получается сверху 5 десятков, снизу 3. Это 80. Ну и еще 2 единицы. Не так уж сложно, правда?

Как складывать?

А теперь переходим к сложению и посмотрим, что из этого получится. Предлагаю взять что-нибудь попроще, чтобы не взорвать себе мозг) Например, сложим 33 и 14.

Откладываем на абакусе 33.

число-33-на-абакусе

К трем десяткам прибавим еще один. Получим 4 десятка или 40.

прибавление-одного-десятка-на-абакусе

Теперь единички. К трем единицам прибавим еще 4. Так как четырех свободных единиц снизу на спице нет, то сначала прибавим пять, опустим верхнюю косточку. А потом отнимем 1, опустим одну нижнюю. Получилось у нас 7 единиц.

число-47-на-абакусе

В результате получилось 47! Может на калькуляторе проверим?) Шучу, и так ясно, что результат мы получили верный!

Дополнительная литература

В общем, примерно вот по такой схеме на абакусе и считают. Я показала все самое простое. А ведь можно еще и вычитать, и умножать, и делить, и в степень возводить. И работать с огромными числами. Хотите знать больше? Пожалуйста! Обнаружила в интернете инструкцию по работе с соробаном. Вот здесь ее можно скачать.

Если не поможет инструкция, то может быть стоит обратить внимание на книгу «Ментальная арифметика. Знакомство»? Насколько я поняла, она ориентирована на обучение детишек. Такой своеобразный учебник. Нашла я ее в магазине «My-shop». Ссылка на эту книжку чуть ниже.

Ментальная арифметика. Знакомство — Багаутдинов Р. | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru
[urlspan][|urlspan]

Думаю, что и взрослым людям не повредят занятия с абакусом. Особенно бухгалтерам. Представляете, все коллеги на калькуляторах считают или на компьютерах. А вы такой деловой с абакусом) И батарейки-то не садятся, и кнопки не западают, и костяшки так приятно пощелкивают) Красота!

Уф, наверное, хватит на сегодня счета. Теперь давайте посмотрим, как другие считают. Настоящие маленькие абакус-мастера, только они уже на том уровне подготовки, когда хватает и воображаемых счет. Смотрим видео.

На сегодня, пожалуй, все. А завтра на блоге «ШколаЛа» вас ждет новая интересная информация!

Кстати, если есть желание каждое воскресение по почте получать анонсы статей на следующую неделю, то обязательно подпишитесь на новости блога. Тогда вы точно ничего не пропустите!

И не забудьте вступить в нашу группу «ВКонтакте», там вас тоже ждет много всего интересного!

Удачи вам и вашим маленьким школьникам!

Евгения Климкович.

Для успешного освоения ментальной арифметики в образовательных центрах используются абакусы. Это главный инструмент, применение которого позитивно отражается на интеллектуальном развитии ребенка. К вычислениям на абакусе дети приступают уже на первом занятии.

Слово «абакус» греческой этимологии. Оно означает планку или кусочек доски. Альтернативная трактовка: что-то без основы. Как первый, так и второй вариант точно описывают форму прибора.

История создания абакуса

счеты абакус для ментальной арифметики

Первые модели деревянных счетов появились в третьем тысячелетии до нашей эры и широко использовались в торговле. Возможность быстро подсчитать количество товаров или размер прибыли при помощи абакуса привели к его распространению по всему миру.

Точно не известно, кем был создан абакус и в какой стране он появился впервые. Ученые склоняются к Греции, Древнему Риму и Месопотамии. Но теории не подтверждены фактами.

Однако известно, что деревянными счетами пользовались европейские торговцы в 17 веке нашей эры. Образец абакуса тех времен хранится в Парижской библиотеке. Посетители могут ознакомиться как с самим вычислительным прибором, так и со схемой его создания.

В Древнем Китае упоминание о деревянных счетах впервые встречается в летописях второго века нашей эры. В Поднебесной абакус носил название суаньпань. Модернизированный вариант деревянного вычислительного прибора использовался в древности и в Японии. Количество бусин или костяшек в соробане (японское название абакуса) на одну меньше. Дословный перевод – доска для вычислений.

Использование абакуса в современном мире

Деревянная рамка с бусинами применяется для обучения детей ментальной арифметике. Ее использование положительным образом отражается на развитии интеллектуальных способностей.

Педагоги и психологи считают, что идеальным возрастом для того, чтобы научить ребенка считать в уме, считается 5-6 лет. Гибкость ума дошкольника в этом возрасте отражается на способности быстро усваивать информацию.

Преимущества занятий ментальной арифметикой:

  • развитие образного мышления;
  • развитие памяти;
  • формирование усидчивости (одновременно с этим навыком вырабатывается умение концентрировать внимание на одном вопросе);
  • упор на аналитические способности (ребенок учится находить связь между двумя событиями);
  • работа двух полушарий мозга (одновременная тренировка развивает как математические, так и творческие способности ребенка).

Преимуществом использования абакуса на занятиях по прогрессивной ментальной арифметике является тренировка воображения у ребенка. Он не просто учится выполнять конкретные задачи, но и запоминает изображение чисел, что отражается на способности складывать и вычитать большие суммы в уме.

Как считать на абакусе: основные правила

как считать на абакусе

Абакус – это своеобразный прототип калькулятора. Деревянная рамка с натянутыми спицами (их количество может колебаться в зависимости от модели) разделена перекладиной на две неравные части. На спицы нанизаны бусины или костяшки. Их передвижение по спицам помогает в решении примеров.

Перед тем, как приступать к расчетам, нужно запомнить простые правила:

  1. Счет идет слева направо. В таком порядке набирают числа. Правило универсальное, вне зависимости от того, правша ребенок или левша.
  2. Нижний ряд на счетах соответствует числам от 1 до 4. Верхняя бусина – это 5.
  3. Если верхняя косточка опущена вниз (во второе поле), значит, число больше пяти.
  4. Спицы = разряды. Каждой спице соответствует один разряд. Десятки, сотни, тысячи и так далее.

Отображение числа на абакусе происходит путем подвода к средней перекладине нужного количества бусин. Если нужно указать одно число, задействуется одна спица. Для двузначного числа нужны две и так далее.

Успех вычислений на деревянных счетах зависит от правильного использования рук. Дети учатся основным приемам на первом занятии. Если считаются однозначные числа, работает одна рука. Если нужно выполнить расчеты с единицами, десятками и сотнями, задействуют обе руки.

Работают два пальца на руке – указательный и большой. Чтобы остальные не мешали, нужно сжать их в кулак. Альтернативный вариант – придерживать остальными пальцами деревянную рамку. Для подъема и удаления нижних бусин используется большой палец, для бусин, расположенных наверху – указательный.

Сложение и вычитание

Взяв в руки деревянную рамку, нужно подвести к центральной перекладине одно слагаемое (представленное по принципу, изложенному выше). Следом к центру подводится второе слагаемое. Для удобства первым набирают меньшее число. Если при сложении на спицах получается больше 9 бусин, то нужна добавка одной на соседней струне.

При вычитании первым набирают большее число. Принцип расчета: убрать бусины, количество которых соответствует второму числу.

Пример приведен для однозначного числа. Если необходимо сложить или вычесть двузначные или трехзначные числа, принцип их набора, как и принцип вычислений, не меняется. Важный момент: в этом случае задействуют обе руки, что помогает включить в работу одновременно два полушария мозга.

Проходит немного времени (срок зависит от способностей ребенка), и реальный прибор становится ненужным. Запомнив принцип работы, малыш считает на воображаемом абакусе.

Умножение и деление

счеты абакус

Умножение – это многократное сложение чисел. Учитывая это правило, можно приступать к выполнению вычислений на абакусе. Главный принцип: от большего к меньшему.

В случае с двузначными числами умножение происходит в два этапа: вначале перемножаются десятки и единицы, а потом только единицы. Два полученных числа складываются между собой. Деление происходит по аналогичному принципу, только полученные числа отнимаются.

Сложение и вычитание при помощи деревянных счетов ребенок осваивает в течение года. Следующий этап – обучение умножению и делению. Высший «пилотаж» – извлечение корня и возведение в степень. Обучение последнему навыку не входит в стандартный курс ментальной арифметики.

Виды абакусов: как правильно выбрать

Выбирая деревянные счеты для ребенка, стоит отталкиваться от его возраста и личных предпочтений. На прилавках можно встретить абакусы с разноцветными бусинами. Несмотря на привлекательность внешнего вида, педагоги, преподающие ментальную арифметику, рекомендуют отказаться от покупки. Идеальным решением, особенно на начальном уровне, выступает вычислительный прибор с однотонными костяшками.

Внимание на возраст.

  1. 4-7 лет. Подойдет абакус с семью спицами. Планка небольшого размера удобна для маленьких детских ручек. Плюс – передвижение бусин по спице развивает мелкую моторику.
  2. 8-12 лет. Можно приобрести абакус с 15 разрядами. В этом возрасте дети учатся работать с большими числами.
  3. Старше 12 лет. 17-разрядные деревянные счеты подойдут также для преподавателей или взрослых учеников. Количества спиц достаточно для особо сложных расчетов.

При выборе вычислительного прибора стоит уделить внимание качеству используемого материала. Рекомендуемые параметры: рамка из дерева или прочного полимера и бусины из пластика с шероховатой поверхностью. Так как счет происходит с большой скоростью, бусины не должны самопроизвольно перемещаться по спице.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Математика и логика для детей 7-13 лет

Развиваем логическое мышление через решение сюжетных математических задач в интерактивном игровом формате

узнать подробнее

Счеты абакус или сорбан были изобретены в Японии. Они помогают обучить ребенка не только как пользоваться счетами дома, но и как легко выполнять задания по ментальной арифметике.

Как научить ребенка считать на абакусе

Содержание

  1. Что такое абакус
  2. Как пользоваться счетами
  3. Как набирать числа
  4. Как складывать
  5. Как вычитать
  6. Как умножать
  7. Как делить
  8. Как упростить деление
  9. Как пользоваться пальцами без использования счетов

Что такое абакус

Многим родителям интересно узнать, что такое абакус, и как в домашних условиях объяснить ребенку, как на нем считать. Счеты имеют прямоугольную форму и состоят из рамки, разделительной линии, палочек и поперечных перекладин с нанизанными на них деревянными бусинами.

Как научить ребенка считать на абакусе

Количество палочек может быть разным. Оно определяет скольки значное число вы можете набрать на счетах.

Как научить ребенка считать на абакусе

Есть 17-разрядные сорбаны – в них 17 спиц, которые обозначают единицы и расположены по центру. Существуют еще 13-разрядные. В этом случае единицы располагаются на второй помеченной спице справа.

Как научить ребенка считать на абакусе

От единичной спицы влево следуют десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Разделительная линия делит все косточки на две части: верхние или небесные и нижние или земные.

Как научить ребенка считать на абакусе

Но косточки отличаются не только названиями. Верхняя – это пятерка, и в ней сразу 5 единиц. Нижние бусины равны 1. Соответственно, на спице десятков каждая из 4 нижних бусин равна 10, а верхняя – пятидесяти.

Как научить ребенка считать на абакусе

Под перекладиной находятся 4 бусинки. Они поднимаются большим пальцем.

Как научить ребенка считать на абакусе

Бусинка над перекладинкой и под ней опускаются указательным пальцем. Ваши пальцы могут работать вместе, соединяя бусинки и разъединяя их.

Как пользоваться счетами

Для решения примеров следует научиться, как правильно считать на счетах: инструкция для дошкольников поможет быстрее освоить счеты для ментальной арифметики.Как научить ребенка считать на абакусе

Использование счетов делает детей в школе более усидчивыми и внимательными. Ознакомление с правильной работой абакуса начинается с приведения счетов в рабочее положение.

Как научить ребенка считать на абакусе

Встряхните abacus, поставьте вертикально на стол, опустите и поднимите все верхние косточки указательным пальцем.

Как научить ребенка считать на абакусе

Или же встряхните доску, опустите, сделайте пальцы клювиком и проведите по перекладине. Abacus готов к работе.

Как научить ребенка считать на абакусе

Как набирать числа

Перед тем как считать на абакусе, нужно знать, как держать соробан и какими пальцами работать. Это будет зависеть от того, какой способ счета используется: симметричный или асимметричный. При любом виде счета правая рука работает на спице единиц, а левая – на спице десятков.

Как научить ребенка считать на абакусе

При симметричном счете abacus нужно держать левой рукой указательным и большим пальчиком. А в счете используется правая рука, большой палец которой поднимает косточки.

Как научить ребенка считать на абакусе

Пятерку поднимает и опускает указательный. Так же на левой руке: большим пальцем бусины переводятся вверх, а указательным – опускаются.

Как научить ребенка считать на абакусе

При асимметричном счете abacus держится левой рукой большим, безымянным пальцем и мизинцем. При этом указательный и средний освобождается для работы. Поэтому такой счет называется асимметричным, он особенно сильно укрепляет межполушарные связи.

Как научить ребенка считать на абакусе

За единицу принимается палочка в середине счетов. Чтобы показать 1, нужно большим пальцем поднять одну бусинку под перекладиной. Чтобы показать 2 – нужно, чтоб под перекладинкой было две бусинки.

Как научить ребенка считать на абакусе

Если вам нужно показать на счетах 3, вы поднимаете три бусинки, если 4, то – 4. Чтобы показать 5, нужно задействовать верхнюю бусинку. Она опускается указательным пальцем.

Как научить ребенка считать на абакусе

Например, чтобы показать число 6, пальцы работают вместе. Они опускают верхнюю и поднимают нижнюю. Такая комбинация обозначает 6.

Как научить ребенка считать на абакусе

Примеры:

  • если нужно показать 7, то берется пятерка и 2 снизу;
  • число 8 – это пятерка и 3 – снизу;
  • девятка – это пятерка и 4 – снизу;
  • чтобы показать 10, необходимо перейти на следующий разряд.

Вот вы уже освоили 1 уровень счета.

Как научить ребенка считать на абакусе

Как складывать

При сложении косточки поднимаются к разделительной планке. Математические действия производятся слева направо.

Как научить ребенка считать на абакусе

Для поднятия бусин пользуйтесь большим пальцем, для опускания – указательным. Если закончились бусины в нижнем ряду, можно воспользоваться собратьями сверху, но они должны быть кратны 5.

Как научить ребенка считать на абакусе

Чтобы сложить, например, 14 и 22, проводят следующие манипуляции:

  1. Сначала на спицах откладывается число 13. Для этого в разряде десятков поднимается 1 косточка на нижнем ярусе. На костяшках, обозначающих единичные разряды – 3 костяшки.
  2. Для прибавления 23, в ряду единиц поднимаются 3 косточки, а в разряде десятков -2. Получилось 36.

Как научить ребенка считать на абакусе

Как вычитать

При вычитании бусины возвращаются к разделительной перекладине. Вычитание начинается с большего разряда чисел.

Как научить ребенка считать на абакусе

Например, чтобы от 7 отнять 4 надо сначала от 7 отнять 5, а затем прибавить 1 бусинку, получилось 3. Следующий пример. От 2 отнять 2. Косточки возвращаются на прежнее место. Результат 0.

Как научить ребенка считать на абакусе

Чтобы от 10 отнять 2, вспомните хитрость, а именно: 2+8=10. Вычитая из 10 двойку, получается 8. Поэтому отнимаем 10 и прибавляем 8. Получился ответ – 8.

Как научить ребенка считать на абакусе

Как умножать

Ментальная математика включает в себя умножение. Чтобы объяснить ребенку, как умножать на счетах, родителю нужно самому освоить это действие. Для примера, требуется умножить 11 на 23.

Как научить ребенка считать на абакусе

Выполняйте действия по алгоритму:

  • умножьте в уме десятки данных цифр, 10х20 = 200;
  • отложите это значение на абакусе;
  • те же действия проведите с единицами первого и десятками второго, 1х20 = 20;
  • перемножьте десятки первого и единицы второго, 10х3 = 30;
  • результат также выложите на счетах;
  • осталось перемножить единицы двух цифр 1х3 = 3, и отложить число на счетах;
  • получилось 253.

Как научить ребенка считать на абакусе

Как делить

Учиться делить нужно после четкого понимания алгоритма умножения. Для обучения детей 6 лет делению, объясните им простые правила:

  1. Для получения правильного результата деления играет роль место отсчета.
  2. Пусть ребенок разделит абакус на 2 части воображаемой линией. Вышло 2 зоны: для знаменателя и ответа.
  3. Цифра для деления выставляется справа, а получившийся результат – слева.
  4. Итоговый результат деления считывается со столбца с краю.

Попробуйте для начала разделить двузначное число на одноразрядное.

Как научить ребенка считать на абакусе

Как упростить деление

Деление проводится по такому же принципу, только производится не сложение результатов на линейке, а вычитание. Сдвигание по спицам происходит слева направо.

Как пользоваться пальцами без использования счетов

Ментальная арифметика для детей является одной из методик, которая следует тенденциям современного образования.

Как научить ребенка считать на абакусе

После того как ребенок научился считать на абакусе, он представляет его в уме. То есть, считает в своем воображении – на внутреннем экране, и производит операции с числами. Используя 10 пальцев рук, можно складывать и вычитать в пределах сотни.

Как научить ребенка считать на абакусе

Для этого нужно научиться показывать числа на руках. Существуют 2 правила:

  1. Все пальцы правой руки от мизинца до указательного означают 1. Следовательно, если отгибать их, то к числу добавляется единица. Когда отгибается большой – к числу приплюсовывается пятерка. Ноль – это рука с зажатым кулаком. 9 – это открытая ладонь правой руки. Таким образом, с помощью правой руки можно кодировать числа от 0 до 9.
  2. Пальцы левой руки символизируют десятки. Соответственно, по аналогии с правой рукой, большой палец означает 50, а все остальные – по 10.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Мастер-класс, как считать на абакусе для начинающих

История и общие понятия

Возможно, в это трудно поверить, но, несмотря на научно-технический прогресс, счеты абакус не считаются пережитком прошлого, активно используются по сей день в некоторых странах. К примеру, китайские и японские торговцы, применяющие механическое средство калькуляции для работы с большими числами, не являются редкостью, хотя эти страны не только не отстают, но и, напротив, лидируют в развитии, демонстрируя настоящее экономическое и техническое чудо.

Виды абакуса

Конструкция деревянного счетного устройства и раскладка бусин

Трудно найти более оптимальный инструмент для усвоения навыков ментальной арифметики, чем обычные счеты. Между тем подобные навыки помогают научиться быстро считать без использования таких популярных в последнее время вспомогательных средств, как электронный калькулятор, эксплуатация которого только ухудшает математические способности.

Неудивительно, что в древности люди считали гораздо лучше, чем их потомки, пусть даже и весьма примитивными способами. Так, долгое время в ход шли пальцы рук и ног, пока, наконец-то, не была придумана новая счетная система, дошедшая до настоящего времени, пусть и в усовершенствованном виде. Речь шла о прототипе абакуса, с помощью которого люди получили возможность выполнять более сложные вычисления.

Всего же сегодня выделяют три счетные системы, каждая из которых имеет свои особенности. В этот перечень входят:

Виды абакус

  • Суан Пэн (Suan-Pan). Китайский аналог абака, который также представлен в виде деревянной прямоугольной рамки с поперечными прутьями для косточек. Примечательно, что вплоть до 1850 года это древнее счетное средство имело по 2 шара в верхнем ряду и 5 в нижнем (2/5), но после обозначенной даты привычная схема была изменена, в результате чего на соответствующих палубах осталось по 1 и 5 (1/5) косточек.
  • Соробан. Так называли счеты в Японии, фактически этот прототип и стал примером для современного приспособления, получив схематическое расположение бусин 1/4. Во всем остальном техника этой разновидности абакуса мало чем отличается от китайской, предполагая применение похожих счетных методик. Что касается отличий, то они также имеются. И стоит отметить, что именно этот вариант сегодня используется активнее всего, причем не только в Японии, но и во многих других странах, включая постсоветское пространство.
  • Русские счеты. Эта модель была изобретена в Царской России в XVII столетии, имеет широкое практическое применение и по сей день. Отличительная характеристика российского аналога абакуса заключается в том, что он получил по 10 шаров на каждой планке. Они уложены по схеме 4/2/4, кроме двух рядов с 4 бусинами.

Инструкция по применению абакусе

Трудно переоценить роль абакуса в ментальной арифметике, поэтому неудивительно, что человечество неоднократно пробовало изменить счеты, пытаясь изобрести еще более удобное схематическое расположение костей и их количество на каждой палубе. Например, в 1958 году известный китайский ученый Ли Кай Чен разработал одноименную модификацию, представляющую собой своеобразный гибрид соробана и абакуса.

Устройство и основные элементы

Современные счеты, которые применяются на уроках ментальной математики, называются не только абакусом, но и абаком, а также линейкой. Все они в основном являются преемниками старого доброго японского соробана, практически не отличаясь друг от друга. Так, в классическом виде устройство состоит из следующих элементов:

Сложение и вычитание на абакусе

  • Жесткая деревянная или пластиковая рамка прямоугольной формы, размер которой может варьироваться от самого миниатюрного до внушительного, предназначаясь для коллективного обучения и счета.
  • Поперечные спицы из дерева или металла, число которых может варьироваться как в большую, так и в меньшую сторону.
  • Бусины (они же косточки, шары или шармы). Обычно применяется по пять таких шаров на каждой спице.
  • Вертикальная планка, предназначенная для разделения костей на две части. В современных абакусах верхний (небесный) ряд включает в себя по одной такой бусине, которой присваивается значение 5, тогда как нижний (земной) содержит по четыре единицы, но с минимальным значением — 1.

Распределяются эти шарики и спицы в особом порядке, начиная свой отсчет с верхнего ряда справа налево. Увеличение чисел происходит в каждом последующем ряду посредством умножения на 10.

Правильное распределение бусин

Так как начальное значение у верхнего и нижнего ряда разные, то и их изменение в бо́льшую сторону будет происходить по индивидуальным схемам. Таблица числовых эквивалентов для каждой спицы выглядит следующим образом:

  Небесные бусины Земные бусины
Первый ряд 5 1
Второй 50 10
Третий 500 100
Четвертый 5000 1000
Пятый 50 000 10 000
Шестой 500 000 100 000
Седьмой 5 000 000 1 000 000
Восьмой 50 000 000 10 000 000

Еще проще ориентироваться по схематической картинке или названиям рядов, которые можно присваивать самостоятельно, облегчая тем самым процесс изучения особенностей счетного механизма. В качестве примера можно привести следующие условные обозначения рядов:

  • 1-й ряд — единицы со значением 0,001;
  • 2-й — десятки с 0,01;
  • 3-й — сотни с 0,1;
  • 4-й — тысячи с 1;
  • 5-й — десятки тысяч с 10;
  • 6-й — сотни тысяч со 100;
  • 7-й — миллионы с 1000;
  • 8-й — десятки миллионов с 10 000.

Чтобы понять, как правильно считать на абакусе, необходимо научиться распределять числа на нем. Базовый принцип распределения осуществляется исходя из следующих основных законов механического счета на абаке:

Методики расчетов для учеников разных уровней

  • На первой спице с верхней единичной бусиной принимается наименьшее значение (десятичное, если счет ведется на десятки). Если же необходимо решить пример с миллиардными значениями цифр, то первому шарику присваивается соответствующее значение, тогда как для вычисления десятичных дробей принято считать в тысячных. Все последующие в рамке спицы учитываются вместе с десятикратным умножением.
  • На каждой спице находится по пять костяшек, верхняя из которых имеет значение 5. Ее опущенное положение указывает на то, что используемое в вычислении число больше пяти и, наоборот, поднятое свидетельствует о том, что оно не доходит до этого значения.
  • Единичные костяшки, расположенные под разделительной планкой, считаются полностью, если имеют поднятое положение.
  • В случае когда верхняя бусина находится в опущенном положении, а нижние в поднятом, к пяти необходимо добавить столько единиц, сколько насчитывается в земном ряду. Если же последние находятся в опущенном положении, то к вычислению принимается одна только верхняя бусина, которая имеет значение 5.

Поначалу освоение этой лесенки может показаться очень сложной задачей, но буквально через несколько минут интенсивной тренировки даже первоклассник покажет быстрый правильный набор и распределение, после чего можно приступать и к устному счету.

Инструкция по применению

Сегодня вовсе не обязательно посещать специальную школу для изучения устного счета на абакусе. Вместо этого можно попробовать онлайн-тренажеры с разными уровнями, предназначенные не только для начинающих, но и для продвинутых счетоводов.

Положение пальцев и простые примеры

Как пользоваться абакус счетами

Вне зависимости от степени сложности выбранного задания, определяющее значение будет иметь положение пальцев, для чего была разработана специальная техника, облегчающая счет. Так, в случае применения японского абакуса необходимо задействовать только два пальца: указательный и большой. Согласно старинным схемам, большой палец предназначается для того, чтобы править костяшками из нижней палубы, тогда как указательный годится для всех бусин без исключения.

Как считать на абакусе

Кроме того, важную роль в этом вопросе играет и характер выполняемой счетной операции, ведь если, к примеру, речь идет о вычитании шариков земного ряда, то лучше всего делать его с помощью указательного пальца при прибавлении большим. В то же время для управления костяшками из небесной планки специалисты советуют ограничиваться одним только указательным пальцем, невзирая на то, что нужно сделать — прибавить или отнять.

Разобравшись с положением пальцев и кистей в целом, можно приступать к вычислению, начиная с установки счетов на горизонтальную поверхность и перевода всех их бусин в нулевое положение. Далее можно привести несколько элементарных примеров, как считать на абакусе, выполнив сложение следующих чисел:

  1. «1+3». Чтобы сложить эти простейшие числа, необходимо перевести одну костяшку из земного ряда в сторону разделительной планки, а потом добавить к ней еще три бусинки, получив значение «4».
  2. Выполнение вычисления до пяти предполагает перенесение одной бусины в сторону разделительной планки с одновременным перемещением всех остальных костяшек в нижнее положение.
  3. Для получения числа «7» следует добавить еще две костяшки к разделительной планке, получив один небесный шарик, соответствующий пяти, и два земных, равных двум (5+2=7).

Для выполнения более сложных вычислений рекомендуется придерживаться того же алгоритма действий. В качестве наглядного примера можно привести число 372, для набора которого следует выставить в первом ряду две земные бусины, соответствующие единицам, во втором одну небесную и две земные (5+2=7), а в третьем три из земного, что равно трем сотням.

Сложение/вычитание и умножение/деление

Набив руку в наборе однозначных и многозначных чисел и научившись прибавлять и отнимать самые простые из них, можно смело переходить на следующий, более сложный уровень. И прежде всего речь идет о сложении и вычитании двухзначных чисел. К примеру, посчитать, сколько будет 27+43, на абакусе можно будет следующим образом:

Положение пальцев

Счеты абакус

  1. Прежде всего на счетах набираются оба числа с обязательным разложением их на простые составляющие (7 и 3 к единицам, 2 и 4 к десяткам).
  2. После этого выполняется простейшее попарное сложение цифр — 2+4 и 7+3.
  3. Из-за того что при сложении единиц получается 10, необходимо привести все костяшки в этом ряду в нулевое положение, добавив единицу к ряду десяток, получив в итоге 30.
  4. Так как добавляются не только единицы, но и десятки, то к полученным 30 необходимо прибавить еще 4, в результате чего должно остаться 7 десятков, разложенных на одну небесную пятерку и 2 земные единички из ряда десятых.

Вычитание выполняется на основе аналогичного алгоритма, но только в обратную сторону, предполагающую отнимание десятых и добавление единиц, если таковые будут образовываться в остатке. Что касается умножения, то с ним также не должно возникнуть никаких трудностей, нужно только освоить таблицу умножения от 0 до 10.

Само решение выполняется в два этапа, которые предполагают разложение каждого числа на десятки и единицы с последующим их перемножением. Если же для расчета используются трехзначные и более сложные числа, следует придерживаться одного простого правила, согласно которому сначала перемножаются десятки, потом единицы с десятками и наоборот, а после сами единицы. Проще говоря, счет ведется от большего к меньшему с последовательным их набором на абакусе. По аналогии выполняется и деление, главное, не сбиться и соблюдать очередность выполняемых операций.

Содержание материала

  1. О важности использования счетов
  2. Как набирать числа на деревянных счетах
  3. Как складывать на деревянных счетах
  4. Как вычитать на деревянных счетах
  5. Как умножать на деревянных счетах
  6. Как делить на деревянных счетах
  7. Видео
  8. Вычитание
  9. Счеты бухгалтерские
  10. Сложение
  11. Как работать на счетах
  12. Как считать умножение на абакусе
  13. Исчисление на старый лад
  14. Распределяем числа
  15. Умножение на счетах
  16. Проблема нуля на счетах
  17. ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ

О важности использования счетов

Не так давно инструкция как считать на деревянных счетах была в каждом магазине, бухгалтерии, на складах. В СССР и других странах в прошлом веке активно пользовались таким инструментом, потому что при больших объемах работы это надежнее, чем полагаться на умственный счет без записи.

На какое-то время абакусы пропали из школ и с предприятий, но по мере распространения популярности ментальной арифметики стали стремительно возвращаться в учебные центры. Они используются при обучении детей математике, потому что помогают понять сам принцип счета, значение основных действий – сложения, вычитания, умножения и деления.

В продаже вы найдете модели, которые отличаются по основным параметрам:

  • Количество костяшек и спиц.
  • Наличие выделенного пространства для «пятерок».
  • Материал изготовления.
  • Вес и размеры.

Ребенку для занятий лучше купить крупный абакус, на котором будет удобно передвигать костяшки даже тем, у кого мелкая моторика пока недостаточно хорошо развита.

Как набирать числа на деревянных счетах

Как мы уже говорили, каждая спица – это разряд. Потому чтобы собрать какое-либо число, нужно передвинуть определенное количество костяшек. К примеру, нам нужно набрать число 125. Для этого передвигаем одну сотню, два десятки и пятерку (либо пять косточек по единице).

Этот принцип важно освоить, потому что на нем будет строиться выполнение различных математических действий. Именно когда мы начинаем решать примеры при помощи абакуса, можно говорить, что мы используем счеты и считаем на них.

Как складывать на деревянных счетах

Сложение обычно становится первой операцией, которую начинают изучать на регулярных занятиях ментальной арифметикой.

Начинаем всегда с двух чисел, берем не слишком большие. Если вы работаете с простыми числами, можно не думать про разряды на абакусе. К примеру, нужно сложить 2 и 5. Дайте ребенку передвинуть две костяшки на одной спице и пять на другой. Остается только пересчитать, сколько косточек было передвинуто и ответ готов.

Разряды можно начинать использовать в том случае, если мы работаем с двух-, трехзначными и более крупными числами. Именно так ребенок начнет понимать сами принципы использования математики.

Как вычитать на деревянных счетах

Вычитание работает по обратному принципу. Для этого нужно сначала установить нужное количество костяшек, а потом вычесть из большего числа меньшее. Соответственно, мы просто убираем достаточное количество косточек и пересчитываем остаток.

Как умножать на деревянных счетах

Когда мы уже освоили сложение и вычитание, можно переходить к более сложным действиям. Предполагается, что к моменту начала занятий ребенок уже должен знать таблицу умножения и понимать общие принципы выполнения таких действий.

Главное правило умножения – движение от большего к меньшему. При этом, нужно раскладывать числа, с которыми мы работаем, на составляющие. Представим, что нужно умножить 11х9. Для этого потребуется разделить первое число на десятки и единицы, а потом умножить все это на второе. Выглядеть процесс будет следующим образом:

  • 10х9 = 90
  • 1х9 = 9.

Далее складываем полученное. 90+9 = 99. Это и будет наш ответ. Но как отобразить его на абакусе? Нужно просто переместить 6 костяшек в разряде единиц и 6 в разряде десяток.

Как делить на деревянных счетах

Процесс деления стоит начинать изучать позже всего, потому что многие отмечают его сложность. Как известно, любой подобный пример состоит из трех частей – делимое, делитель и частное (результат).

На абакусе лучше всего отвести левую сторону под делимое, правую под делитель и между ними оставить пространство для высчитывания частного. Процесс будет во многом напоминать умножение, но там где мы использовали сложение, придется вычитать.

Вычитание

Как выполняется вычитание на счетах? Помня, что счеты не работают с отрицательными числами, всегда надо иметь в виду, что вычитание производится из числа более крупного. А если надо сделать наоборот, то все-таки меньшее вычитается из большего, а знак запоминается или записывается. Вычитание на русских счетах производится сверху-вниз, то есть от высших разрядов к низшим. На соответствующей проволоке отбрасывается вправо необходимое число косточек и если их не хватает, то одна косточка переносится вправо в старшем разряде, а на данной проволочке все переносится влево и из них убирается вправо необходимое число.

Видео

Счеты бухгалтерские

Они получили массовое распространение в XIX-XX веках, пока их не вытеснили ЭКВМ (электронно-клавишные вычислительные машины). Кстати, этого не смогли сделать арифмометры, которые считали намного быстрее, но работа на них требовала специальной и довольно сложной подготовки по овладению навыками работы на них, в отличии от счет, обучить работе на которых было в разы легче и быстрее.

Вообще-то искусство работы на бухгалтерских счетах

Вообще-то искусство работы на бухгалтерских счетах и состоит в том, чтобы знать все способы достижения точного результата действий путем разложения общего на частные более легкие операции. Например, умножение на 25 заменяется умножением на 100 и двукратным последовательным делением результата на 2. Или, как умножение, так и деление на любую степень числа 2 производится последовательным соответствующим действием, число которых равно этой степени.

Как считать на счетах? Другой пример. Умножение на двузначное число из одинаковых цифр «АА» (11, 22 и так далее) заменяется умножением на «А» с переносом результата на разряд вверх (умножение на 10) и сложения этой суммы с предыдущей. От опыта и подготовки человека, работающего на счетах, метода его обучения и зависит скорость вычислений, а также применение им специальных приемов.

Сложение

Чтобы сложить на счетах два числа, нужно просто набрать костяшками одно число, а затем перенести налево каждый разряд второго числа, начиная с нижних рядов (именно с нижних!). Если вдруг выясняется, что костяшек в каком-то ряду не хватает, то в этом ряду нужно оставить столько костяшек, сколько не хватает, а на уровне выше перекинуть влево еще 1 костяшку. Чтобы лучше разобраться, как правильно складывать числа на счетах, смотрите пример ниже (987 + 134 = 1 121):

Как работать на счетах

Для того чтобы набрать на счетах необходимое вам число, понадобятся костяшки, которые будут соответствовать нужному классу цифр. Их необходимо передвигать справа на лево. Чтобы вам было проще разобраться, можно рассмотреть все это на наглядном примере. Так, представьте, что вам нужно набрать 4 733,64. Для этого сначала передвиньте в верхнего ряда 4 костяшки, которые будут означать 4 тысячи. После этого на втором ряду отсчитайте 7 костяшек, что будет равносильно 7 сотням. На третьем ряду отсчитайте 3 костяшки, т.е. десятки. С четвертого ряда передвиньте 3 единицы. Дальше также нужно убрать 6 десятых и 4 сотых.

Если у вас уже есть счеты, попробуйте применить этот метод подсчета на практике. Так вы сможете быстрее освоить эту науку. На самом деле разобраться в этом не сложно. Нужно лишь попрактиковаться.

Как считать умножение на абакусе

Изучая счеты, мы замечаем, что имеется не менее тринадцати рядов бусинок. Чтобы произвести умножение, мы должны мысленно представить счеты как разделенные посередине этих рядов, примерно в седьмом ряду бусинок. Это потому, что мы разместим одно число слева от счетчика, а другое — справа.

  1. Давайте начнем. Поместите 25 x 7 на счеты.
  2. Поместите 25 в самые дальние ряды бусинок.
  3. Теперь давайте разместим цифру 7.
  4. Для этого мы знаем, что в задаче умножения есть три цифры: 2, 5 и 7.
  5. Для умножения нужно дать дополнительный ряд бусинок «для счётов». По сути, мы думаем: три цифры в уравнении плюс ряд бусинок «для счётов».
  6. Это означает, что цифра 7 будет размещена в четвертом ряду справа. Важность этого действия заключается в том, что он дает пользователю счетного инструмента некоторое указание на то, что ответ будет в сотнях, оставшиеся три строки справа. Задача должна быть настроена как на фото.

Счет «25 X 7».

Счет «25 X 7».
Здесь счет показывает как «7 умножить на два десят
Здесь счет показывает как «7 умножить на два десятка».

Исчисление на старый лад

Итак, пора разобраться в том, как пользоваться счётами деревянными и какие действия с ними можно выполнять. Счёты способны делать вычисление четырьмя методами: сложение, вычитание, умножение и деление. Те немногие, кто знаком с «деревянным калькулятором», могут знать лишь два первых способа. Как умножать на счётах и выполнять деление на них, знают лишь опытные умельцы. Эти способы требуют определенных навыков, особенно это касается деления чисел.

К большому сожалению, инструкции о том, как пользо

К большому сожалению, инструкции о том, как пользоваться счётами деревянными, в комплекте с инструментом не предусмотрено. Большинство людей предпочитают выполнять задачи с умножением и делением в столбик, считая этот метод более практичным. Но самое главное, что необходимо для понимания, – это хорошая память и умение складывать и вычитать числа в уме.

Распределяем числа

Чтобы понять, как считать на абакусе, надо просто разобраться, как на нем распределяются цифры. В дальнейшем мы будем использовать распределение на спицах, начиная с единицы, так как будем работать с целыми числами. Чтобы работать с десятичными, нужно для начала разобраться в элементарной арифметике.

Первая правая спица, когда одна костяшка сверху – наименьшее десятичное значение, в подсчетах, если мы считаем миллиарды, значит, наименьшее – миллиард, если десятичные дроби, то тысячные. Далее спицы считаются с умножением на 10.

Для пользования спицами надо запомнить, как распределяется число на абакусе:

  • на спице пять костяшек;
  • костяшка над планкой это 5, если она опущена – это говорит что число больше пяти, если поднята, значит меньше;
  • костяшки ниже планок – 1, 2, 3, 4, сколько поднято костяшек, столько и надо учесть;
  • если костяшка 5 опущена, то прибавляется число костяшек, поднятых снизу, если они не подняты, то значит на спице 5.

Например, число 15 будет выглядеть вот так:

66 вот так:

А 81549 вот так:

Кажущаяся сложность пропадает практически через пять минут, ребенок очень быстро начинает разбираться в самых сложных числах. Главное – понять принцип работы этого прибора.

Умножение на счетах

Для умножения какого-либо числа на два нужно простНесмотря на то, что умножение на счетах считается одним из сложных действий, освоить его выполнение вполне возможно. Если вы только учитесь этому, то лучше начинать осваивать небольшие значения. Можно рассмотреть несколько несложных вариантов умножения.

Для умножения какого-либо числа на два нужно просто набрать его на счетах, а затем прибавить еще одно такое же число. Если нужно умножить число на три, следует прибавить число еще раз. Чтобы легче было произвести умножение на 4, нужно сначала умножить число на 2, как было описано ранее, а затем снова умножить на 2. Если вы хотите умножить число на 5, то для этого сначала разделите его на 2, а потом умножьте на 10. Это уже не сложно, нужно лишь передвинуть костяшки на уровень выше. Это лишь некоторые операции на умножение, которые вы сможете научиться выполнять на начальном этапе.

Проблема нуля на счетах

При вычислении задач с тремя цифрами в уравнении, где ноль является частью двузначного числа, например 80, 90, 40 и т. Д., Мы по-прежнему считаем до четвертой строки, чтобы установить второе число. Например, 50 x 9 потребует такой же процедуры.

Давай попробуем.

Поместите 9 в крайний левый ряд. Теперь поместите 50 в четвертый ряд справа. Задача должна быть настроена как на фото. Умножить: 9 х 50. Ответ будет: 450, которые вы поместите на третий, второй и первый ряды бусинок с правой стороны. После очистки 9 и 50 ответ должен выглядеть как на фото. Это основные шаги для работы с уравнениями, состоящими из трех цифр, в задаче умножения на счетах. Теперь, когда работа сделана, счеты абакуса можно остановить. Другая проблема с нулем возникает, когда конечный продукт меньше 100. В этих случаях мы считаем сотни за ноль. Например: 9 x 11 будет считаться таким образом: (0) сотни, 9 десятков и 9 единиц. 3 x 12 будут посчитаны таким образом: (0) сотни, 3 десятки и 6 единиц. Наслаждайтесь счетами абакуса, и вы можете стать экспертом в использовании счетного инструмента в будущем.

На счетах «450».

На счетах «450».

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ

Как считать на абакусе! Решение на счётах в одной статье Ментальная Арифметика Онлайн Тренажер Бесплатно Как быстро и легко в игровой форме выучить таблицу умножения КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ

Теги

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Витрум энерджи инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Реникард инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Супрастинекс инструкция по применению для детей в каплях дозировка детям
  • Litokala li500 как пользоваться инструкция на русском языке
  • Курсы по руководству персоналом