Как называется специально организованное его рассматривание осуществляемое под руководством педагога

Тема:
Жилые дома.

Цель:
формирование навыка конструирования из строительного материала по теме «Жилые
дома»

Задачи:

  1. Образовательные:
    учить конструировать из строительного материала  различные по цвету, форме
    и размеру дома по подражанию, образцу,  словесной инструкции; выделять
    зрительно основные части, закреплять умение правильно называть детали
    строительного набора (кубик, кирпичик, крыша – призма, пластина),
    пользоваться этими названиями при анализе образцов; учить создавать
    постройку, соотнося её с величиной игрушки;  продолжать учить объединять
    свои постройки единым сюжетом, побуждать к практическому использованию
    выполненной постройки; закреплять  знания и представления о знакомых
    предметах в окружающем мире, знать их назначение, видеть их особенности.
  2. Коррекционно-развивающие:
    развивать психические процессы:
    восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, пространственную
    ориентировку, речевую функцию; развивать игровую направленность детской
    конструктивной деятельности.

     
3. Воспитательные:
развивать положительное отношение к занятиям, интерес
к конструированию;  воспитывать самостоятельность при выполнении работ,  развивать
умение доводить начатое дело до конца, проявлять терпение при затруднениях,
вызывать чувство радости при удавшейся постройке; учить адекватно оценивать
результаты работы, формировать и развивать навыки и умения коллективной
деятельности, формировать трудовые операции  в процессе  конструирования

Оборудование: 
набор строительного материала,   куколки разных размеров, предметные и сюжетны
картинки

Ход
занятия:

I .
Организационный  момент.

Мы ладошку к
ладошке сложим

И друг другу
дружить предложим

Будем сегодня
заниматься, играть

Чтобы добрыми,
умными стать.

     II. Вводная
часть

1.Коррекционная направленность начала
занятия.

Подготовительные
игровые задания  и упражнения по сенсорному развитию:

 на восприятия
цвета, формы, величины и пространства: «Сравни по цвету», «Форма предметов»,
«Большой-маленький», «Где находится игрушка?»

— Покажите и
назовите все красные (зелёные)  игрушки.

— Какие предметы
круглой формы? Что бывает круглым?

— Закончи предложения:
слон ….(большой), а мышка….(маленькая)

— Какие игрушки
находятся наверху, внизу; мяч где? И т.д.

2.Тренировочные
упражнения в непредметном конструировании

Пальчиковая
гимнастика

 А
— воспроизведение сочетания фигур по подражанию

 Б
— воспроизведение перемещения одной (двух)  фигуры


Хотите играть с кубиками? Будем играть вместе. Игра «Внимательные глазки»

  
Педагог ставит перед каждым ребенком и перед собой поднос с фигурами
(«Посмотрите, какие я вам приготовила фигуры. Покажите такую фигуру. Как она
называется? Скажем вместе. А что это? Есть такая фигура у вас? («Покажите»).
Парные фигуры приближают друг к другу, соотносят указательным жестом, называют.
После этого переходят к воспроизведению расположения фигур («Теперь будем
играть по-другому. Возьмите кирпичик. Расположите (поставьте, положите) его вот
так, а теперь так. Посмотрите внимательно.  А теперь переверните вот так…» и
т. д.). Сначала действуют с одной фигурой, затем с другой.  После этого
строительные детали складывают в коробку и убирают.

3.
Постановка цели. Игровая мотивация: «Домики для кукол »

  
«К нам в гости пришли  куколки. Спросите у них, как их зовут? Спросим все
вместе: «Как тебя зовут?» Скажи свое имя; Это Таня. Куклу зовут Таня. А тебя
как зовут? Оля. Куклам негде жить, у них нет домика. Таня, хочешь, мы сделаем
для тебя домик? Оля, хочешь, мы сделаем  и для тебя домик? Там вы будете жить.
Сегодня  мы сделаем для вас  хорошие, удобные, прочные и красивые домики.

4.
Рассматривание предметных и сюжетных картинок, кукольного домика
 


Посмотрите на эти дома. В них живут люди — жилые дома. Зачем людям нужен дом?
Они разные или одинаковые? Они очень похожи. Рассмотрим их, чем отличаются?

III.
Основная часть.

1.  Изучение готовой
конструкции – анализ  образца
: большой и маленький домик

 (Изучение: 
специально организованное его наблюдение и рассматривание, осуществляемое под
руководством педагога)

 —
целостное восприятие объекта, выделение основных частей.
 Дети
называют предмет, затем переходят к выделению основных частей. Большое внимание
уделяется выяснению того, какую роль в самом предмете играет определенная часть
или деталь. («Зачем нужна крыша и т.д.)  Для чего у дома дверь?  

  
определение (выделение)  формы  каждого элемента и подбор
нужных, соответствующих этим элементам строительных деталей.

(Использовать вспомогательные движения — обведение каждой части предмета или 
конструкции по контуру (педагог обводит сам, потом предоставляет возможность
сделать это каждому ребенку)  Обращаясь к детям, педагог указывает, на
конструкцию-образец, спрашивает: «Что это у дома? Правильно, крыша. Из чего она
сделана? Какие элементы здесь использованы? Покажите, найдите их. Правильно.
Как они называются?


последовательность  выполнения
. (объяснить, с чего обычно
начинают процесс  стройки — с самых нижних, несущих элементов; это диктуется
логикой реального возведения любого сооружения:  «Теперь поговорим, как надо
строить, с чего начинать работу. В первую очередь надо сделать стены или
крышу?  Конечно, стены, ведь крыша опирается на них.     …… что ты  сделаешь
сначала?

2.
Физкультминутка.

Динь-дон,
динь-дон, мы построим новый дом!

Красим стены,
крышу, пол. Прибираем всё кругом.

Скоро гости к нам
придут и подарки принесут:

На пол мягкую
дорожку, расстелив её к порожку.

Две подушки на
диван, а хозяйке – сарафан!

2.  Конструктивная
деятельность:

   
Конструирование учителем-дефектологом
двух домиков с
подробным речевым сопровождением: маленький домик для Тани, дом для Оли
побольше Что я построила? —  Спросим у Тани, нравится ли ей домик?» (Все хором
отраженно спрашивают.)
Вот построен новый дом! Тили — бом! Тили — бом! Кто
же будет жить в нем?» «Тили — бом! Тили — бом!
Таким
образом,  педагог создает  постройки, постоянно обращаясь к куклам, разговаривая
с ними и вовлекая в диалог детей (путем отраженного повторения различных фраз).

   
Выполнение задания детьми. Практическое конструирование
. (по
образцу и  несложной словесной инструкции, по подражанию)


Стройте. Старайтесь, чтобы домики  были крепкими, прочными и удобными, чтобы
куколкам там жилось хорошо, было тепло и уютно.

   
Когда детям предлагается приступить к работе, учитель-дефектолог должен дать им
возможность попытаться справиться с заданием самостоятельно. Внимательно следя
за работой каждого ребенка, заметив затруднения и определив их характер в
каждом конкретном случае можно начинать _индивидуальную  работу. Помощь
ребенку оказывается путем повторного обращения к образцу: конструкцию-образец
следует приблизить к нему, обратить внимание на те моменты, которые вызвали у
него затруднения, использовать указательный жест и словесное объяснение. Можно
также привлечь ребенка к рассматриванию работы товарища, предложить
справившемуся с заданием ребенку объяснить, помочь тому, у кого возникли
затруднения. Можно выполнить работу  вместе с  ребенком.

     
Оценка готовых построек.  Анализ
выполненных
работ
:
 
педагог просит всех внимательно рассмотреть их и сравнить с образцом.

IV.
Заключительная часть.

1.
Совместное обыгрывание построек.

     Игра
с куклами
.
Педагог, демонстрируя нежное, заботливое отношение к кукле, воспитывает у детей
стремление быть заботливыми мамой, папой. Дети объединяют свои постройки, и
развёртывается игра, в ходе которой они убеждаются в практической надобности
своих построек. «Вот построили мне
дом!»
 В этом новом
и красивом доме буду жить я! У нас сегодня  радость и веселье! У нас
сегодня праздник новоселье!
  Скоро ко мне приедут гости!
    Игровые задания: «Помоги кукле назвать предметы ласково»,
«Один-много», «Мой, моя, мои»

2.
Итог занятия
:
формирование положительной установки на продолжение деятельности,  развитие
желания научиться новому,  формирование  мотивационно-потребностного плана
деятельности.

 —
Понравилось вам, как мы сегодня строили, а потом играли?  Понравилось вам
играть с куколками? Что мы научились строить для них; что это… это… это?
Хорошие мы построили для них домики? Молодцы!  Мне тоже очень понравилось.
Ребята, Оля и Таня  
благодарят вас за помощь. Попрощаемся
с ними. А хотите еще строить?
Хотите, чтобы я научила вас строить… (называет следующую тему)? Хорошо, я все
покажу вам в следующий раз.
 

Первой
продуктивной деятельностью ребенка,
как известно, является изобразительная
и конструктивная деятельность.
Возникновение их тесно связано у ребенка
с восприятием предметов и явлений
окружающего мира, так как то, что не
воспринято, не может быть и отражено. С
другой стороны, изобразительная
деятельность тесно связана с другими
видами деятельности ребенка.

Невозможно
получить какое-либо изображение, не
владея предметами и орудиями изобразительной
деятельности, т.е. карандашом, кистью,
ножницами, глиной, клеем, и способами
их употребления. Следовательно, развитие
изобразительной деятельности ребенка
связано с развитием его предметной
деятельности и предполагает достаточно
высокий уровень развития последней.

В
младшем дошкольном возрасте конструирование,
лепка, рисование и аппликация тесно
переплетаются с игрой.

Развитие
продуктивной деятельности связано с
развитием восприятия, речи, мышления,
воображения, т.е. со всем психическим
развитием ребенка.

У
нормально развивающихся детей к началу
дошкольного возраста уже накоплен
определенный графический опыт, некоторый
запас графических образов, правда, еще
очень примитивных. Однако при этом вдет
активное ассоциирование изображения
с обликом знакомых предметов, происходит
«опредмечивание» каракулей посредством
слова. Изобразительные действия
сопровождаются игрой и речью.

У
детей с нарушениями интеллекта, с
которыми не проводится коррекционная
работа по формированию изобразительной
деятельности, очень часто даже до
поступления в школу сохраняются
однообразные, кратковременные, хаотические
действия с карандашами. Эти действия
не имеют изобразительной направленности,
лишены игровых моментов, изображения
никак не называются детьми, т.е. не
связываются с окружающими предметами.

В
рисунках более старших детей, обучение
которых осуществляется без учета их
психического развития, почти не
встречается игрового и речевого
сопровождения, изображения людей,
животных, т.е. тех объектов, которые
составляют основное содержание детского
изобразительного творчества.

Трудности
в овладении предметным изображением в
развитии содержательной стороны
рисования у дошкольников с нарушениями
интеллекта тесно связаны с недоразвитием
восприятия, образного мышления, предметной
и игровой деятельности, речи, т.е. тех
сторон психики, которые составляют
основу изобразительной деятельности.

Все
это обращает внимание на необходимость
обучения изобразительной деятельности
детей с нарушениями интеллекта на всем
протяжении дошкольного детства.

Одной
из основных задач начального периода
является формирование мотивационо-потребностного
плана деятельности. У детей вызывают
желание рисовать, лепить, вырезать,
наклеивать и т.д. В этом решающую роль
играет пример взрослого. Педагог рисует,
лепит, выполняет аппликацию на глазах
у детей. Для изображения он подбирает
наиболее привлекательные окружающие
предметы, которые вызывают у малышей
эмоциональный отклик. Помимо отдельных
предметов или игрушек, педагог в своих
рисунках изображает интересные события
из жизни детей, прогулок, режимных
моментов или эпизоды из знакомых сказок.
Изображения, выполняемые взрослым мелом
на доске, красками или фломастером на
бумаге, довольно схематичны, отражают
лишь самое существенное, процесс создания
сопровождается эмоциональным словесным
пояснением, обращениями к детям,
выразительными жестами, движениями.
При этом детям предлагают демонстрировать
то, что изображено, так как персонажами
в этих рисунках являются они сами или
герои из интересных сказок.

Следующей
задачей обучения изобразительной
деятельности детей является формирование
способов обследования: ощупывание перед
лепкой объемных предметов, используя
зрительно-двигательное моделирование
формы; обведение-выделение плоской
формы перед рисованием. Эта задача
реализуется при обучении детей предметному
рисованию и лепке по натуре. Перед
изображением педагог учит детей
рассматривать объект, т.е. обследовать.
Обследование проводится в определенной
последовательности: от восприятия
предмета в целом к вычленению его
отдельных частей и основных свойств
(формы, отношений по величине, расположения
в пространстве, цвета). Заканчивается
обследование восприятием целостного
предмета. В качестве натуры используются
реальные предметы, игрушки, готовые
лепные поделки и др.

В
ходе обследования очень важно вызвать
у детей положительные эмоции к самому
предмету. Этому способствует обыгрывание
предмета, его целостное восприятие.

В
процессе обследования натуры, а затем
в ходе оценки полученного изображения
воспитатель соединяет воспринятое со
словом: называет предмет, который дети
рисуют, их качества и свойства.

В
процессе лепки и рисования с натуры, в
ходе занятий аппликацией дети воспринимают
пространственные отношения предметов,
их частей. Представление о пространственных
отношениях также закрепляются в речи
детей.

Таким
образом, в ходе предметного рисования
и лепки дети знакомятся с пространством
листа бумаги, учатся воспринимать
изображение на плоскости как отражение
реального пространства.

Овладение
способами зрительно-двигательного
моделирования формы позволяет ребенку
в дальнейшем пользоваться ими при
изображении, которые еще не были в его
графическом опыте.

В
ходе обучения педагог решает также
задачи обеспечения операционально-технической
стороны деятельности своих воспитанников.
Эта работа связана, с одной стороны, с
усвоением детьми приемов и навыков
изобразительной деятельности, а с другой
— выработкой у них умения самостоятельно
подбирать необходимые для построения
различных изображений средства.

Дети
овладевают умением пользоваться
карандашом, кисточкой, краской, учатся
штриховать, закрашивать рисунок. В ходе
овладения этими умениями и навыками
развивается мелкая моторика (движения
кисти, пальцев), формируется
зрительно-двигательная координация,
рука готовится к обучению письму.

Занятия
по изобразительной деятельности имеют
существенное значение в плане эстетического
воспитания ребенка. Дети воспринимают
специально подобранные воспитателем
в качестве натуры красивые, яркие
предметы, испытывают радость. Они учатся
сопоставлять свои работы с натурой и
тем самым правильно оценивать их,
выслушивают мнения своих сверстников
о проделанной работе.

Занятия
по изобразительной деятельности помогают
воспитанию положительных качеств
личности: усидчивости, внимания, умения
доводить до конца начатое дело.

Вслед
за предметным рисованием и лепкой с
натуры проводится предметное рисование
и лепка по представлению.

Опираясь
на образы восприятия, полученные во
время занятий с использованием натуры,
воспитатель учит детей изображать
предметы по описанию. Эти занятия
способствуют формированию умения
оперировать имеющимися образами-представлениями,
восстанавливать их по слову. Такие
занятия способствуют формированию
взаимосвязи сенсорного и речевого
развития детей, а также, с другой стороны,
позволяют осуществить контроль за
усвоением ребенком слов и выражений,
данных ему в процессе лепки и рисования
с натуры.

Во
время занятий по представлению
продолжается знакомство детей с
ориентировкой на листе бумаги, привитие
детям навыков работы с карандашом,
кисточкой, ножницами, усвоение приемов
изобразительной деятельности. Эти
занятия вносят большой вклад и в
воспитание положительных качеств
личности ребенка.

Переход
к сюжетному рисованию знаменует собой
возникновение новых возможностей. Речь
идет о более полном восприятии окружающего
(восприятие отношений предметов в
пространстве и действий). При этом
ребенок изображает воспринятое не
непосредственно в момент восприятия,
а отсрочено — по представлению.

Сюжетное
рисование по текстам сказок предполагает
уже такой уровень развития представлений,
при наличии которого ребенок оказывается
в состоянии изображать по словесному
описанию ситуации, с которыми он
непосредственно не встречался.

В
результате целенаправленной работы по
обучению детей рисованию и лепке с
натуры и по представлению становится
возможным начать работу по замыслу.
Работа над формированием замысла
теснейшим образом перекликается с
работой по обучению предметному, а затем
сюжетному рисованию и лепке. Образы,
накопленные ребенком в процессе работы
с натуры и по представлению, по-новому
используются ребенком в изображениях
по собственному замыслу. На этих занятиях
воспитатель учит ребенка вспоминать,
какие предметы и ситуации он видел,
изображал, обращает внимание на их
разнообразие и т.п.

Все
эти виды занятий способствуют развитию
памяти ребенка, в частности, произвольного
запоминания, что чрезвычайно важно для
всего последующего обучения не только
в детском саду, но и в школе.

Со
всеми этими занятиями тесно переплетаются
занятия по аппликации, которые помогают
детям объяснить, как объемная форма
изображается в плоскости, они дают
возможность обратить внимание детей
на соотношения величин, позволяют решать
задачи сенсорного воспитания. Кроме
того, занятия вносят большой вклад в
эстетическое воспитание ребенка, так
как дети учатся воспринимать и подбирать
сочетания цветов и т.д.

В
процессе занятий по конструированию у
детей необходимо сформировать интерес
к этому виду продуктивной деятельности,
желание самим создавать постройки для
игры. С этой целью педагог на глазах у
детей строит различные предметы, которые
тут же включаются в совместную игру.
При этом педагог действует эмоционально,
вызывая у воспитанников ответный
эмоциональный отклик. Процесс
конструирования сопровождается
объяснениями, комментированием, игровыми
действиями. Речевое сопровождение
включает все виды коммуникативных
высказываний: вопросы, побуждения,
сообщения. Наблюдая за деятельностью
взрослого, дети знакомятся с предметной
и функциональной сторонами конструкций.

Особое
внимание педагог уделяет формированию
у детей представления о связи предмета
со всеми видами изображений. Он не только
строит, но тут же рисует, наклеивает на
бумагу, показывая тем самым, что каждый
объект может быть изображен в графической,
аппликативной, конструктивной формах.
Это помогает ребенку понять единство
предмета и всех его изображений,
познакомиться с различными видами
моделирования его образа.

Для
создания предпосылок к самостоятельному
конструированию детям показывают также,
что предметы одного функционального
назначения (например, здание детского
сада) могут иметь разные конструкции,
т.е построены по-разному, но в тоже время
отвечать общим требованиям (иметь
небольшую высоту, много входов и т.д.).
Демонстрируя разнообразные постройки
на одну и ту же тему, педагог проводит
пропедевтическую работу по преодолению
у детей с нарушениями интеллекта
склонности к стереотипному воспроизведению
одного и того же вида конструкции. Это
нужно для того, чтобы в собственной
деятельности дети стремились и хотели
использовать различные конструктивные
материалы.

На
начальных этапах одним из основных
методов обучения является подражание
действиям взрослого. Действия по
подражанию предполагают буквальное
следование ребенка за взрослым,
воспроизведение его действий без
отсрочки. Дети видят каждый элемент
строительного набора, который находится
в руках педагога, а также куда он их
устанавливает. При затруднениях
используется совместные действия
взрослого с ребенком. Затем постройки
обыгрываются.

В
дальнейшем учат детей выполнять
конструкцию по образцу. Конструирование
по образцу основано на самостоятельных
действиях детей и на реализации тех
представлений, которые формируются в
результате направленного обследования,
анализа образца под руководством
педагога. В начале обучения используются
только несложные объемные образцы с
видимыми составляющими элементами.
Изучение образца под руководством
взрослого проводится в определенной
последовательности. Анализ образца
представляет собой специально
организованное его рассматривание,
осуществляемое под руководством
педагога. Педагог руководит восприятием
детей, помогает им правильно, полно
адекватно воспринимать существенные
свойства предмета с точки зрения
конструктивных способностей.

Анализ
образца начинается с целостного
восприятия объекта. Дети называют его,
затем переходят к выделению основных
опорных частей. Выделение основных
частей в конструкции (образец) желательно
производить в той последовательности,
которая соответствует очередности
исполнительских операций. После
определения главных частей переходят
к деталям в постройке. Во время
рассматривания деталей взрослый
подчеркивает их значение в предмете.
Следующим этапом обследования образца
является определение формы каждого
элемента и подбор нужных соответствующих
этим элементам строительных деталей.
При этом педагог использует вспомогательные
движения: обведение каждой выделяемой
части предмета или конструкции по
контуру. После подбора необходимых
строительных деталей педагог привлекает
внимание детей к последовательности
выполнения постройки.

В
дальнейшем дети учатся конструировать
по графическому образцу. С этой целью
им предлагают различные конструкторы,
сборно-разборные игрушки.

В
старших группах дети выполняют постройки
по представлению (по словесному описанию).
Каждый из этих приемов используется в
зависимости от уровня развития детей
и той конкретной коррекционной задачи,
которую ставит педагог на определенном
занятии.

Опыт
обучения детей с нарушениями интеллекта
конструированию показал, что они
оказываются способны при правильной
организации коррекционной работы
овладеть начальными действиями со всеми
видами моделей.

Таким
образом, при особой организации и
коррекционной направленности обучения
дети с нарушениями интеллекта оказываются
способны выполнять предметные,
изображения, а также отражать несложное
содержание, связанное с их жизненным
опытом.

Разработка конспекта НОД по конструированию для детей с нарушением интеллекта.

Конспект НОД

 для детей третьего года обучения        

(указать возрастную группу/ год обучения)1

         с нарушением интеллекта        

(вид нарушения в развитии)

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование).

Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.

Вид занятия: занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами постройки; предметное; с натуры; на тему, предложенную педагогом- дефектологом; на темы окружающей действительности.

Тема: «Жилые дома».

Задачи:

  1. Обучающие задачи:
  • учить конструировать из строительного материала различные по цвету, форме и размеру дома по подражанию, образцу, словесной инструкции;
  • выделять зрительно основные части, закреплять умение правильно называть детали строительного набора (кубик, кирпичик, крыша – призма, пластина), пользоваться этими названиями при анализе образцов;
  • учить создавать постройку, соотнося её с величиной игрушки;  
  • продолжать учить объединять свои постройки единым сюжетом, побуждать к практическому использованию выполненной постройки;
  • закреплять знания и представления о знакомых предметах в окружающем мире, знать их назначение, видеть их особенности.
  1. Развивающие задачи:
  • развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, пространственную ориентировку, речевую функцию;
  •  развивать игровую направленность детской конструктивной деятельности;
  1. Воспитывающие задачи:
  • воспитывать положительное отношение к занятиям, интерес к конструированию;  
  • воспитывать самостоятельность при выполнении работ, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение при затруднениях, вызывать чувство радости при удавшейся постройке;

Методы и приемы руководства: беседа, вопросы, показ, игровая ситуация, дидактическая игра обследование образца, рассматривание его, эффективное поощрение, моделирование.

Материал:

  • Демонстрационный: предметные и сюжетны картинки «Жилые дома»
  • Раздаточный: набор строительного материала, куколки разных размеров.

Подготовка к занятию, предварительная работа:.
Ход занятия:

  1. Организационно-мотивационная часть.

(встаем в круг)

Воспитатель: Мы ладошку к ладошке сложим

И друг другу дружить предложим

Будем сегодня заниматься, играть

Чтобы добрыми, умными стать.

Подготовительные игровые задания и упражнения по сенсорному развитию:

 на восприятия цвета, формы, величины и пространства: «Сравни по цвету», «Форма предметов», «Большой-маленький», «Где находится игрушка?»

Воспитатель: — Покажите и назовите все красные (зелёные) игрушки.

— Какие предметы круглой формы? Что бывает круглым?

— Закончи предложения: слон …(большой), а мышка…(маленькая)

— Какие игрушки находятся наверху, внизу; мяч где? И т.д.

              Тренировочные упражнения в непредметном конструировании

Зрительная  гимнастика

Воспитатель: (действия по тексту) А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо —
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.

Воспитатель:Хотите играть с кубиками? Будем играть вместе.

Игра «Внимательные глазки»

  Ставлю перед каждым ребенком и перед собой поднос с фигурами (

Воспитатель: Посмотрите, какие я вам приготовила фигуры. Покажите такую фигуру. Как она называется? Скажем вместе. А что это? Есть такая фигура у вас? («Покажите»). Парные фигуры приближают друг к другу, соотносят указательным жестом, называют. После этого переходят к воспроизведению расположения фигур («Теперь будем играть по-другому. Возьмите кирпичик. Расположите его вот так, а теперь так. Посмотрите внимательно.  А теперь переверните вот так…» и т. д.

Сначала действуют с одной фигурой, затем с другой.  После этого строительные детали складывают в коробку и убирают.

 Постановка цели. Игровая мотивация: «Домики для кукол»

   Воспитатель: -К нам в гости пришли куколки. Спросите у них, как их зовут? Спросим все вместе: «Как тебя зовут?» Скажи свое имя; Это Таня. Куклу зовут Таня. А тебя как зовут? Оля. Куклам негде жить, у них нет домика. Таня, хочешь, мы сделаем для тебя домик? Оля, хочешь, мы сделаем и для тебя домик? Там вы будете жить. Сегодня мы сделаем для вас хорошие, удобные, прочные и красивые домики.

 Рассматривание предметных и сюжетных картинок, кукольного домика 

Воспитатель: — Посмотрите на эти дома. В них живут люди — жилые дома. Зачем людям нужен дом? Они разные или одинаковые? Они очень похожи. Рассмотрим их, чем отличаются?

Физминутка  «Дом»

Раз, два, три, четыре, пять.  (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.     (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем.           (Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом!             (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном.   (Приседают)

Взяли, детки, белый ком                 ( сделать руками небольшой круг в воздухе в наклоне вперёд) ;
Мы польём его водой,                      ( присесть, «поднимая ведро и выливая  воду»)
Домик будет ледяной                        (наклоны туловища вправо – влево, руки на поясе)
Ком за комом мы кладём,                 ( наклоны влево-вправо, беря ком за комом и складывая их один на один;)
Вот и вылепили дом.                        (потянуться на носочках,  руки вверх (большой дом))

III. Основная часть.

  1. Изучение готовой конструкции – анализ образца: большой и маленький домик

 (Изучение: специально организованное его наблюдение и рассматривание, осуществляемое под руководством педагога)

 — целостное восприятие объекта, выделение основных частей.  Дети называют предмет, затем переходят к выделению основных частей. Большое внимание уделяю выяснению того, какую роль в самом предмете играет определенная часть или деталь.

Воспитатель: Зачем нужна крыша? Для чего у дома дверь?  

   определение (выделение) формы каждого элемента и подбор нужных, соответствующих этим элементам строительных деталей. (Использую вспомогательные движения — обведение каждой части предмета или конструкции по контуру (сперва обвожу сама, потом предоставляю возможность сделать это каждому ребенку) Обращаясь к детям, указываю, на конструкцию-образец, спрашиваю: «Что это у дома? Правильно, крыша. Из чего она сделана? Какие элементы здесь использованы? Покажите, найдите их. Правильно. Как они называются?

последовательность выполнения. (объясняю, с чего обычно начинают процесс стройки — с самых нижних, несущих элементов; это диктуется логикой реального возведения любого сооружения:  

Воспитатель: Теперь поговорим, как надо строить, с чего начинать работу. В первую очередь надо сделать стены или крышу?  Конечно, стены, ведь крыша опирается на них.… что ты сделаешь сначала?

Пальчиковая гимнастика

Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.
Тук, тук молотком, (кулачек об кулачек)
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши, (поочередно загибаем пальцы)
Этот дом — для Саши,
Этот дом — для Даши,
Этот — для Наташи.
Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Все соседи, (хлопки ладошками)
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.(выставляем вперед кулачек с большим пальцем)

Конструктивная деятельность:

    Конструирование учителем-дефектологом двух домиков с подробным речевым сопровождением:

Воспитатель: маленький домик для Тани, дом для Оли побольше Что я построила? —  Спросим у Тани, нравится ли ей домик?» (Все хором отраженно спрашивают.) Вот построен новый дом! Тили — бом! Тили — бом! Кто же будет жить в нем?» «Тили — бом! Тили — бом!

Таким образом, я создаю  постройки, постоянно обращаясь к куклам, разговаривая с ними и вовлекая в диалог детей (путем отраженного повторения различных фраз).

    Выполнение задания детьми. Практическое конструирование. (по образцу и  несложной словесной инструкции, по подражанию)

Воспитатель: -Стройте. Старайтесь, чтобы домики  были крепкими, прочными и удобными, чтобы куколкам там жилось хорошо, было тепло и уютно.

    Когда детям предлагается приступить к работе, я должена дать им возможность попытаться справиться с заданием самостоятельно. Внимательно следя за работой каждого ребенка, заметив затруднения и определив их характер в каждом конкретном случае можно начинать _индивидуальную  работу. Помощь ребенку оказываю путем повторного обращения к образцу: конструкцию-образец следует приблизить к нему, обратить внимание на те моменты, которые вызвали у него затруднения, использовать указательный жест и словесное объяснение. Можно также привлечь ребенка к рассматриванию работы товарища, предложить справившемуся с заданием ребенку объяснить, помочь тому, у кого возникли затруднения. Можно выполнить работу  вместе с  ребенком.

      Оценка готовых построек.  Анализ выполненных работ:  прошу всех внимательно рассмотреть их и сравнить с образцом.

IV. Заключительная часть.

1. Совместное обыгрывание построек.

     Игра с куклами. Я, демонстрируя нежное, заботливое отношение к кукле, воспитывает у детей стремление быть заботливыми мамой, папой. Дети объединяют свои постройки, и развёртывается игра, в ходе которой они убеждаются в практической надобности своих построек. 

Воспитатель: «Вот построили мне дом!»  В этом новом и красивом доме буду жить я! У нас сегодня  радость и веселье! У нас сегодня праздник новоселье!   Скоро ко мне приедут гости!
   
Игровые задания: «Помоги кукле назвать предметы ласково», «Один-много», «Мой, моя, мои»

2. Итог занятия: формирование положительной установки на продолжение деятельности,  развитие желания научиться новому,  формирование  мотивационно-потребностного плана деятельности.

Воспитатель: — Понравилось вам, как мы сегодня строили, а потом играли?  Понравилось вам играть с куколками? Что мы научились строить для них; что это… это… это? Хорошие мы построили для них домики? Молодцы!  Мне тоже очень понравилось. Ребята, Оля и Таня   благодарят вас за помощь. Попрощаемся с ними. А хотите еще строить? Хотите, чтобы я научила вас строить… (называет следующую тему)? Хорошо, я все покажу вам в следующий раз.  

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

Основные методы и
приемы работы
по
конструированию
 Презентацию подготовила
студентка гр.Б-4111
Будаева Анна

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

● Конструктивная
деятельность —
это практическая
деятельность,
направленная на
получение
определенного,
заранее
задуманного
реального
продукта,
соответствующего
его
функциональному
назначению

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

На первом году обучения
Важно пробудить у
детей интерес к
конструированию
и желание самим
постройки для
дальнейшей игры
создавать
• С этой целью педагог на
глазах у детей строит
различные постройки,
которые тут же включаются в
совместную игру («Башня для
мышки», «Дорожка для
зайчика», «Лесенка для
мишки» и другие)
Необходимо привлекать детей к совместным
действиям со взрослым, сопровождая этот
сверху. Спускается вниз. Топ-топ».
процесс речевыми комментариями. Например,
«Вот я беру кубики. Много кубиков. Кладу один
рядом с другим, один рядом с другим. Еще один.
Получилась лесенка. Мишка топ-топ по лесенке.
Он поднимается вверх. Посмотрел на Сашу

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

 В дальнейшем детей учат выполнять
плоскостные конструкции из
предметов, выложенных в ряд,
подражая действиям взрослого.
 Например, взрослый берет кирпичик и
говорит: «Сейчас мы будем строить
дорожку. Я уже взял кирпичик, теперь
бери ты, я кладу свой кирпичик сюда.
Ты клади сюда. Теперь я кладу еще
один. Ты тоже бери и клади свой
кирпич сюда. Я снова кладу кирпичик, и
ты кладешь кирпичик. Вот какая
длинная дорожка получилась. Сейчас
по ней будет гулять ежик. Вот он. Идет.
Лапками топ-топ». «Возьми ежика,
покажи, как он идет по дорожке».

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

Важно создавать условия
для развития у детей
интереса к процессу
конструирования из
материала и мягких
различного строительного
модулей
При создании этих
построек нужно
стремиться к тому, чтобы
надо
дети играли сообща,
помогали друг другу,
подавали элементы
конструкций,
поддерживали, когда это
Таким образом, к концу
первого года обучения
дети должны научиться
узнавать и называть
знакомые постройки и
конструкции, выполнять
постройки по подражанию
и некоторые знакомые
постройки — по устной
просьбе взрослого (по
речевой инструкции)

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

На втором году обучения
Расширяются конструктивные
возможности детей. Дети начинают
создавать постройки по показу и по
образцу, а знакомые — по речевой
способами моделирования объектов,
инструкции. Дети овладевают
учитывая их пространственные
свойства. В процессе обучения у
детей формируется взаимодействие
в системе «глаз — рука»;
развивается произвольность
движений; словесная регуляция в
объяснительно-сопровождающей
виде словесного отчета и
речи; происходит развитие
элементарной самооценки

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

Детей надо научить анализировать объемные
аналогичные конструкции из предложенных
плоскостные образцы, а затем создавать
материалов. Можно предлагать создавать новые
постройки из следующих объемных материалов —
кубик, брусок, треугольная призма.
Используются следующие плоскостные элементы:
квадрат, прямоугольник, круг, треугольник. Из
этих элементов дети могут выполнить
конструкции по образцу, при этом взрослый
говорит: «Сделай, как у меня». Переставив
Уже можно использовать такие слова,
отдельные элементы, взрослый может спросить:
«Что изменилось?», «Посмотри и переставь, как я».
обозначающие величину и взаимное расположение
элементов по отношению друг к другу: большой,
длинный — короткий, высокий — низкий, выше —
ниже, длиннее — короче; внизу — наверху, рядом,
маленький, больше — меньше, одинаковый,
около, близко — далеко, дальше — ближе

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

образцу. Анализ образца
специально
Большое внимание
уделяется обучению
конструированию по
представляет собой
организованное его
осуществляемое под
Педагог руководит
восприятием детей,
рассматривание,
руководством педагога.
конструктивных
особенностей
помогает им правильно,
наиболее полно, адекватно
воспринимать
существенные свойства
предмета с точки зрения
Анализ образца начинается
с целостного восприятия
объекта. Дети называют
его, затем переходят к
выделению основных
опорных частей. Особое
внимание уделяется
выяснению того, какую
роль в самом предмете
играет определенная часть
или деталь. Известно, что
умственно отсталые дети
созданной ими конструкции
(в условиях выполнения
заданий по образцу) даже
самые функциональные
части, не говоря уже об
элементах для украшения,
нередко не узнают в
хотя правильно
воспроизвели образец

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

 Выделение основных частей в конструкции-образце
желательно производить в той последовательности,
которая соответствует очередности
исполнительских операций. Так, например, в
кукольной кроватке или диванчике сразу
выделяется место для сидения (лежания) —
матрасик, затем спинка. Тут же уточняется
представление детей о назначении каждой части.
Их спрашивают, зачем нужна спинка, можно ли
сидеть на ней.
 Вместе с детьми педагог делает вывод, что лежать
можно только на матрасе, а на спинку — только
опираться. После определения главных частей
переходят к деталям. Обращая внимание детей на
различные детали предметов, прежде всего,
выделяют те, которые имеют функциональное
значение (например, окна и двери у дома). Во время
рассматривания деталей педагог подчеркивает их
значение в предмете.

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

Следующим этапом
обследования образца
является определение
формы каждого
элемента и подбор
деталей
нужных,
соответствующих этим
элементам строительных
При этом педагог использует
вспомогательные движения:
обведение каждой выделяемой
части предмета или конструкции
по контуру (обводит сам, потом
предоставляет возможность
сделать это каждому ребенку). Это
в значительной степени облегчает
как само выделение частей, так и
их формы, а также выбор нужных
строительных деталей

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

 Например, постройка на тему «Ворота». При
анализе этого образца-постройки педагог
обводит каждую часть и, обращаясь к детям,
спрашивает: «Что это у ворот? Правильно,
опоры. Из чего сделаны опоры? Какие
элементы здесь использованы? Покажите,
найдите их. Правильно. Какие детали
конструктора мы используем? Да, правильно,
бруски. Скажем вместе. Опоры сделаны из
брусков. Посмотрите, по размеру бруски
одинаковые? У ворот одна опора или две?
Покажите на пальчиках. Возьмите столько
брусков, сколько опор у ворот. Правильно, две
опоры, два бруска. Опор и брусков одинаково
— по два».

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

При обучении работе по образцу, в случаях
возникающих затруднений можно использовать
разнообразные приемы. Один из них — это
подкладывание ребенком взятых в руки элементов
к элементам образца, второй — накладывание на
уже готовый образец
Эти вспомогательные приемы особенно
эффективны при обучении плоскостному
конструированию. Но и при создании объемных
конструкций, можно производить поэлементное
сравнение с использованием указательного жеста.
Такой подход способствует тому, что ребенок
овладевает навыками моделирования и
конструирования по плоскостному образцу

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

В процессе формирования
интереса к конструктивной
деятельности детям можно
предлагать дидактические
игры на соотнесение
частей конструкции с
частями игрушки или
конструкции-образца
При такой
организации работы к
концу второго года
обучения педагог
может научить детей
приемам оценки и
поощрения друг друга
по результатам
выполненной работы
элементов через
других элементов, например
ворота с аркой, мост из трех
препятствие и пр.), а также
объемному образцу (здания,
конструирование по
мосты, ворота и пр.) с
Детям можно предложить
выполнение построек на
основе анализа образца
(знакомые постройки из
последующим созданием
плоскостного изображения
на магнитной доске или на
фланелеграфе

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

На третьем году обучения
Основной акцент в занятиях делается на
создание построек по плоскостному образцу
При этом образец должен иметь вариативный
характер
одном случае из кубиков, а в другом — из
Например, опоры ворот можно выкладывать в
брусков. Дети должны уметь четко показать, по
какому образцу они строили вариант из кубиков,
а по какому образцу — вариант из брусков.
Речевой отчет в такой работе постепенно
становится речевым планированием, поскольку
сначала дети подводят в словесной форме итог,
а лишь затем могут предварительно определить
в речевом плане замысел создания конструкции

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

После игр со строительным материалом детям
следует показать, как разбирать постройки и
уложить материал на место. Нужно
добиваться, чтобы дети делали это сами,
поощрять детей за самостоятельные попытки
уложить материал на место.
Дети должны знать, что постройку разбирают
на отдельные детали, которые группируют на
столе. Отдельно кубики, кирпичики, призмы и
т.д., а затем их убирают со стола.
Следует иметь в виду, что детям интересен
сам процесс группировки предметов по
деталям, по размерам и они должны иметь
возможность поупражняться в сортировке
деталей строительных материалов.
Речевой запас детей постоянно пополняется.
Они уже должны уметь использовать слова
пластина, конус, призма, полусфера,
соединим, положим сверху, разберем, сравним
и применять их и в процессе конструирования,
и при словесном отчете о выполненной
конструкции.

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

Детей продолжают обучать воспроизведению построек по
личным впечатлениям, по памяти. Такая постройка уже
может содержать большое количество элементов (6—7),
включать элементы украшения, декоративные кустарники,
деревья и мостики. Кроме того, детей начинают учить
выполнять конструкции из бумаги. При этом детям
предлагается изготовить предметы из бумаги (без
использования клея), воссоздавая целостный образ
(«Мебель», «Диван», «Скамейка», «Елочка»).

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

обучение детей выполнению коллективных
Новым направлением в конструировании является
построек, нужных для создания сюжетной игры.
Можно предложить детям поиграть в поездку на
дачу, использовав для этого поезд, машину,
пароход.
В этих работах дети могут конструировать по
представлению, т. е. создавать конструкции без
наличия образца, показа и объяснения
К концу третьего года обучения важно научить
детей различать конструкторы разного вида и
знакомые постройки по образцу и памяти, оценивая
назначения, создавая по просьбе взрослого
свою работу, пользуясь словами: «верно»,
«неверно», «такой», «не такой»

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

На четвертом году обучения
продолжается работа по
формированию у детей
способов обследования
предметов, служащих
образцом для построек и
конструкций, закрепляя
результаты анализа в
речевых высказываниях.
Детей учат строить из
конструктора Лего птиц и
зверей, отображая основные
части их тела («Птичка»,
«Змея», «Обезьянка»). При
затруднениях педагог
использует показ или
поэтапное выполнение
воспитанников с речевым
задания одним из
комментарием.

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

Новым направлением в
обучении детей является
формирование у них
навыка подбора нужных
для создания конструкции
элементов до начала
постройки. При этом
сначала дети могут
элементов.
количества строительного
выбирать из
ограниченного
материала, а в
дальнейшем им
свобода выбора из
предоставляется большая
имеющихся материалов и

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

В процессе
конструирования
дети приобретают
новые умения и
навыки: соединять
несколько
небольших
плоскостей в одну
большую, делать
постройки
прочными,
ними редко
встраивать между
поставленные в ряд
кирпичики, бруски,
подготавливая
основу для
перекрытий.
Дети учатся
различать детали
по устойчивости,
узнают, из чего
лучше сооружать
отдельные детали
постройки, из чего
делать основание,
стены в громоздких
и легких
сооружениях,
какие детали
пригодны для окон,
дверей, украшений.
узнают, что
Детей знакомят с
новыми деталями,
их свойствами, они
пластины бывают
не только длинные
широкие и узкие,
но и квадратные,
и короткие,
треугольные;
раскрывается
принцип замены
одних деталей
другими.
на
Во время работы
иногда следует
направлять детей
самостоятельное
решение таких
задач: «Подумайте,
заменить бруски».
чем можно
вполне достаточен,
Такой вопрос
чтобы помочь
детям выйти из
затруднительного
положения. Можно
детьми
организовать с
специальное
занятие, на
котором
познакомить их с
принципами
замены одних
деталей другими,
поупражнять их в
этих заменах.

Презентация: Конструктивная деятельность

Презентация: Конструктивная деятельность

Таким образом, к концу
должны научиться готовить
четвертого года обучения дети
рабочее место к выполнению того
или иного задания в соответствии
с определенными условиями
деятельности (на столе или на
ковре), различать конструкторы
Выполнять по просьбе взрослого
разного вида и назначения.
предметные и сюжетные
конструкции, оценивая свои
работы и работы сверстников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция врача психиатра нарколога поликлиники по профстандартам
  • Должностная инструкция врача психиатра нарколога поликлиники по профстандартам
  • Хим завивка кутрин инструкция по применению
  • Genuphil инструкция по применению на русском языке отзывы видео
  • Новое руководство челябинска