Как называют орган руководства вооруженными силами

1. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

2. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

3. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются на государственном языке Российской Федерации.

4. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Органы управления войсками

Органы управления войсками

командование, штабы, управления, отделы и другие, штатные и временно создаваемые, органы различного уровня, предназначенные для руководства войсками (силами) в различных звеньях. Для размещения и работы О.у.в. развертываются пункты управления. Основными задачами О.у.в. являются: непрерывное добывание, изучение и обобщение данных обстановки; принятие решения; планирование служебно-боевых действий по охране ГГ; постановка задач подчиненным; организация и поддержание непрерывного взаимодействия; подготовка органов управления и войск к выполнению поставленных задач; организация и осуществление мероприятий по повышению (поддержанию) боевой готовности войск и обеспечению их боеспособности, а также по оперативному (боевому), техническому и тыловому обеспечению; организация системы управления; контроль за выполнением соединениями и частями (подразделениями) поставленных задач и оказание им помощи. Система О.у.в. ПС РФ состоит из следующих уровней: Федеральная пограничная служба РФ; региональные управления (пограничные группы) ФПС России; управления пограничных соединений и воинских частей, входящих в состав региональных управлений, а также отдельных воинских частей, подразделений.

Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ.
2002.

Смотреть что такое «Органы управления войсками» в других словарях:

  • Органы управления войсками (силами) — собирательное наименование командования, штабов, управлений, отделов и других постоянных (штатных) и временно создаваемых (нештатных) органов, предназначенных для руководства войсками (силами) в различных звеньях. Для размещения и работы О. у. в… …   Словарь военных терминов

  • ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ВС — военно политический стратегический и оперативный аппараты, создаваемые для руководства строительством, подготовкой и применением ВС в мирное и военное время. Включает в себя Центральный органы управления ВС и прочие органы управления войсками,… …   Война и мир в терминах и определениях

  • Органы управления — собирательное наименование командования, штабов, управлений, отделов и других постоянных и временно создаваемых органов, предназначенных для руководства войсками (силами) в различных звеньях. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 …   Морской словарь

  • Автоматизация управления войсками — Процесс внедрения в войска (штабы, органы и пункты управления, оружие и т.д.) средств автоматизации, позволяющих автоматизировать решение либо всего комплекса управленческих задач по поддержанию постоянной боевой и мобилизационной готовности… …   Энциклопедия РВСН

  • СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ ФЛОТА) — комплекс взаимосвязанных организационных управленческих структур, разнообразных технических сил и средств (в зависимости от предназначения и выполняемых задач), развертываемых в определенном строго установленном месте для управления войсками… …   Война и мир в терминах и определениях

  • Пункт управления — специально подготовленное и оснащенное место, откуда органы управления осуществляют управление или выполняют задачи дежурства. Для управления войсками, силами ГО и спасательными формированиями в зоне чрезвычайной ситуации создаётся система П.у.… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ — область военной науки, исследующая проблемы руководства ВС, организацию системы управления войсками (силами флота) и ее составных элементов (органы, пункты управления, автоматизированные системы и связь), закономерности, принципы и методы работы… …   Война и мир в терминах и определениях

  • Оккупация территории СССР войсками Третьего рейха и его союзников — Наибольшее продвижение войск Германии и союзников на советской территории в 1941 1942 годах Оккупация территори …   Википедия

  • Оккупация территории СССР войсками Германии и её союзников (1941—1944) — Наибольшее продвижение войск Германии и союзников на советской территории в 1941 1942 годах Нападение на Советский Союз нацистской Германии и её союзников (Румынии, Финляндии, Венгрии, Италии), ознаменовавшее начало Великой Отечественной войны,… …   Википедия

  • Федеральные органы исполнительной власти РФ и их руководители — В статье представлен список федеральных органов исполнительной власти России, действующих после проведения административной реформы 2004 г., и их руководителей (кроме министерств и министров, которые по должности входят в состав… …   Википедия

главнокомандование

Подошло

Не подошло

орган руководства вооруженными силами

Альтернативные описания

• командование войсками на каком–нибудь фронте или стратегическом направлении

Общее
управление Вооруженными Силами
осуществляет Министр обороны Российской
Федерации через Министерство обороны
Российской Федерации и Генеральный
штаб Вооруженных Сил Российской
Федерации, являющийся основным органом
оперативного управления Вооруженными
Силами. Это установлено Положением
о Министерстве обороны Российской
Федерации, утвержденным Указом
Президента Российской Федерации от 16
августа 2004 г. N 1082.

Минобороны
России возглавляет и объединяет систему
органов военного управления Вооруженных
Сил Российской Федерации, которая
создается применительно к основным
звеньям организационной структуры
Вооруженных Сил.

Эту
систему составляют:

1)
центральные органы военного управления,
входящие в Минобороны России;

2)
органы военного управления видами
Вооруженных Сил;

3)
органы военного управления родами войск
Вооруженных Сил;

4)
органы военного управления военных
округов;

5)
органы военного управления соединениями
и воинскими частями;

6)
местные органы военного управления
(военные комиссариаты).

Минобороны
России является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации
государственной политики, нормативно-правовому
регулированию в области обороны, иные
установленные федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации
функции в этой области, а также
уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти в сфере управления
и распоряжения имуществом Вооруженных
Сил и подведомственных Минобороны
России федеральных органов исполнительной
власти.

Предельная
численность центрального аппарата
Минобороны России установлена в
количестве 10 740 единиц (без персонала
по охране и обслуживанию зданий), в том
числе федеральных государственных
гражданских служащих в количестве 4 930
человек.

Минобороны
России осуществляет координацию и
контроль деятельности подведомственных
ему Федеральной службы по военно-техническому
сотрудничеству (ФСТВ России) и Федеральной
службы по техническому и экспортному
контролю (ФСТЭК России).

Основными
задачами Минобороны России являются:

1)
выработка и проведение государственной
политики в области обороны;

2)
нормативно-правовое регулирование в
области обороны;

3)
нормативно-правовое регулирование
деятельности Вооруженных Сил и
подведомственных Минобороны России
федеральных органов исполнительной
власти;

4)
координация деятельности федеральных
органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по вопросам
обороны, координация деятельности
войск, воинских формирований и органов
по выполнению задач в области обороны,
а также координация строительства войск
и воинских формирований;

5)
координация и контроль деятельности
подведомственных Минобороны России
федеральных органов исполнительной
власти;

6)
координация деятельности войск и
воинских формирований по вопросам
обеспечения безопасности дорожного
движения;

7)
организация применения Вооруженных
Сил в соответствии с федеральными
конституционными законами, федеральными
законами и международными договорами
Российской Федерации;

8)
поддержание в необходимой готовности
Вооруженных Сил;

9)
осуществление мероприятий по строительству
Вооруженных Сил;

10)
обеспечение социальной защиты
военнослужащих, лиц гражданского
персонала Вооруженных Сил, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их
семей;

11)
выработка и реализация государственной
политики в области международного
военного сотрудничества Российской
Федерации с иностранными государствами
и международными организациями и
военно-технического сотрудничества
Российской Федерации с иностранными
государствами и международными
организациями.

Минобороны
России возглавляет Министр обороны
Российской Федерации, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности
Президентом Российской Федерации по
представлению Председателя Правительства
Российской Федерации.

Министр
подчиняется непосредственно Президенту
Российской Федерации, а по вопросам,
отнесенным Конституцией
Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами и указами Президента Российской
Федерации к ведению Правительства
Российской Федерации, — и Председателю
Правительства Российской Федерации.

Министру
непосредственно подчиняются Вооруженные
Силы.

Министр
несет персональную ответственность за
решение задач и реализацию полномочий,
возложенных на Минобороны России и
Вооруженные Силы, и осуществляет свою
деятельность на основе единоначалия.

Министр
имеет десять заместителей, в том числе
двух первых заместителей, одного
статс-секретаря — заместителя Министра
и одного заместителя Министра —
руководителя Аппарата Министра. Первым
заместителям Министра предоставляется
право подписывать приказы и директивы
Министра (за исключением приказов,
подлежащих государственной регистрации).
Определение обязанностей первых
заместителей и заместителей Министра
осуществляет Министр. В соответствии
со п. 1
Положения о Министерстве обороны
Российской Федерации в структуру
Минобороны России входят центральные
органы военного управления и иные
подразделения, подчиненные соответствующим
заместителям в соответствии с определенными
им участками ответственности.

Заместители
Министра обороны Российской Федерации
представляют Минобороны России по
отдельным вопросам сфер его деятельности,
организуют и координируют осуществление
полномочий Минобороны России в
соответствии с Регламентом, распределением
обязанностей между заместителями
Министра обороны Российской Федерации
и иными правовыми актами Минобороны
России, а также поручениями Министра
обороны Российской Федерации.

Заместитель
Министра обороны Российской Федерации
в соответствии с распределением
обязанностей:

1)
взаимодействует (в том числе ведет
переписку) с органами государственной
власти и органами местного самоуправления,
гражданами и организациями, а также
Администрацией Президента Российской
Федерации и Аппаратом Правительства
Российской Федерации;

2)
руководит деятельностью подчиненных
органов военного управления и контролирует
ее, дает поручения их руководителям;

3)
организует и проводит совещания с
представителями органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и организаций;

4)
рассматривает поступившие в Минобороны
России обращения, документы и материалы;

5)
рассматривает и визирует проекты
документов, представляемых на подпись
Министру обороны Российской Федерации;

6)
согласовывает проекты актов и другие
документы, а в случаях, установленных
законодательством Российской Федерации,
подписывает заключения на них;

7)
осуществляет иные полномочия,
предусмотренные законодательством
Российской Федерации и правовыми актами
Минобороны России.

Разновидностями
органов военного управления являются:


штаб — орган управления войсками (силами),
отвечающий за своевременную организацию
боевых действий и повседневной
жизнедеятельности войск (сил), твердое
и непрерывное управление ими во всех
условиях обстановки;


командование — совокупность должностных
лиц, возглавляющих воинское формирование
(учреждение);


управление (главное управление) —
структурное подразделение Минобороны
России, образованное по функциональному
принципу, осуществляющее руководство
соответствующим направлением деятельности
войск (сил);


департамент — структурное подразделение
Минобороны России, осуществляющее
обеспечивающие функции в определенной
сфере деятельности (финансовое,
материально-техническое, образовательное,
жилищное и др. виды обеспечения).

В
соответствии с положением об органе
военного управления, должностным
регламентом, поручениями вышестоящих
должностных лиц Минобороны России
руководитель органа военного управления:

1)
осуществляет непосредственное руководство
органом военного управления, несет
персональную ответственность за
выполнение возложенных на орган военного
управления задач и функций, а также за
состояние исполнительской дисциплины;

2)
взаимодействует с иными органами
военного управления;

3)
взаимодействует (в том числе ведет
переписку) со структурными подразделениями
других органов исполнительной власти;

4)
обеспечивает подготовку в установленном
порядке проектов актов и других
документов;

5)
обеспечивает рассмотрение поступивших
в Минобороны России обращений, проектов
актов и других документов, а также
подготовку заключений на них;

6)
обеспечивает рассмотрение и подписывает
ответы на индивидуальные и коллективные
обращения граждан и организаций;

7)
распределяет обязанности между своими
заместителями, а также определяет
функции структурных подразделений и
должностные обязанности непосредственно
подчиненных должностных лиц;

8)
обеспечивает в установленном порядке
проведение мероприятий, связанных с
прохождением военной и государственной
гражданской служб, в том числе представляет
предложения о назначении на должность
и об освобождении от должности, о
временном исполнении обязанностей, о
повышении квалификации, поощрении
подчиненных военнослужащих и лиц
гражданского персонала и наложении на
них взысканий;

9)
привлекает при необходимости в
установленном порядке для проработки
вопросов, отнесенных к сферам деятельности
Минобороны России, научные и иные
организации, ученых и специалистов;

10)
подписывает от имени Минобороны России
на основании выданных в установленном
порядке доверенностей договоры и другие
документы гражданско-правового характера;

11)
проводит совещания с представителями
органов государственной власти, органов
местного самоуправления и организаций
по отнесенным к его компетенции вопросам;

12)
осуществляет иные полномочия, установленные
положением об органе военного управления
и поручениями (указаниями) вышестоящих
должностных лиц Минобороны России.

Одно
из центральных мест в системе органов
военного управления занимает Генеральный
штаб Вооруженных Сил Российской
Федерации, который согласно Положению,
утвержденному Указом
Президента Российской Федерации от 23
июля 2013 г. N 631, является центральным
органом военного управления Минобороны
России и основным органом оперативного
управления Вооруженными Силами. В
соответствии с решениями Президента
Российской Федерации — Верховного
Главнокомандующего Вооруженными Силами
Российской Федерации и Министра обороны
Российской Федерации Генеральный штаб
осуществляет управление Вооруженными
Силами, организует планирование обороны
Российской Федерации, мобилизационную
подготовку и мобилизацию в Российской
Федерации в пределах полномочий
Минобороны России, а также координирует
деятельность других войск, воинских и
специальных формирований в области
обороны.

Генеральный
штаб входит в структуру Минобороны
России и состоит из центральных органов
военного управления и иных структурных
подразделений. Организационную структуру
Генерального штаба утверждает Министр
обороны Российской Федерации.

Основными
задачами Генерального штаба являются:

1)
организация управления Вооруженными
Силами;

2)
организация планирования обороны
Российской Федерации;

3)
организация разработки предложений по
формированию и проведению государственной
политики в области обороны, участие в
ее проведении;

4)
координация действий Вооруженных Сил,
других войск и воинских формирований
в мирное время при проведении мероприятий
стратегического сдерживания;

5)
организация планирования и реализация
мероприятий по строительству Вооруженных
Сил, координация разработки концепций,
планов строительства и развития других
войск и воинских формирований в интересах
обороны;

6)
организация перевода в соответствии с
законодательными и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации
Вооруженных Сил, других войск, воинских
формирований, органов и специальных
формирований на организацию и состав
военного времени, а также обеспечения
их мобилизационного развертывания;

7)
организация поддержания Вооруженных
Сил в необходимой готовности и контроль
этой деятельности, а также контроль за
состоянием мобилизационной готовности
других войск, воинских и специальных
формирований;

8)
руководство оперативной и мобилизационной
подготовкой Вооруженных Сил, координация
оперативной и мобилизационной подготовки
других войск, воинских и специальных
формирований;

9)
организация и проведение мероприятий
по стратегическому (оперативному)
обеспечению Вооруженных Сил;

10)
организация разведывательной деятельности
в интересах обороны и в пределах своей
компетенции в интересах безопасности
Российской Федерации;

11)
развитие системы управления Вооруженных
Сил и координация развития систем
управления других войск, воинских и
специальных формирований в интересах
обороны;

12)
организация связи и автоматизированного
управления Вооруженными Силами,
определения порядка использования и
планирования использования радиочастотного
спектра в интересах обороны;

13)
планирование и организация проведения
организационных мероприятий в Вооруженных
Силах, организация и осуществление
взаимодействия с другими войсками и
воинскими формированиями по вопросам
проведения в них указанных мероприятий;

14)
организация комплектования Вооруженных
Сил, других войск, воинских формирований,
органов и специальных формирований
военнослужащими, проходящими военную
службу по призыву;

15)
планирование обеспечения Вооруженных
Сил основными видами вооружения, военной,
специальной техникой и материальными
средствами, а также накопления и
размещения неприкосновенных запасов
этих средств;

16)
организация службы войск и обеспечение
безопасности военной службы в Вооруженных
Силах, разработка и реализация единой
технической политики в отношении
оснащения и эксплуатации технических
средств охраны объектов Вооруженных
Сил;

17)
организация мероприятий по защите
государственной тайны в Вооруженных
Силах и подведомственных Минобороны
России федеральных органах исполнительной
власти и организациях и контроль за их
реализацией.

Важное
место в системе органов военного
управления занимают постоянно действующие
совещательные органы военного управления.
К таким органам относятся коллегия
Минобороны России и военные советы.

Коллегия
Министерства обороны Российской
Федерации образуется в составе Министра
обороны Российской Федерации (председатель
коллегии), его первых заместителей и
заместителей, главнокомандующих видами
Вооруженных Сил Российской Федерации,
входящих в нее по должности, а также
других лиц.

Количество
членов коллегии Минобороны России и ее
состав (кроме лиц, входящих в нее по
должности) утверждаются Президентом
Российской Федерации по представлению
Министра обороны Российской Федерации.

Коллегия
на своих заседаниях рассматривает
наиболее важные вопросы деятельности
Минобороны России.

Решения
коллегии принимаются большинством
голосов ее членов и оформляются
протоколами. При необходимости на
основании решений коллегии могут
издаваться приказы и директивы Министра
обороны Российской Федерации.

В
случае разногласий между Министром
обороны Российской Федерации и другими
членами коллегии Министр обороны
Российской Федерации проводит в жизнь
свое решение и докладывает о возникших
разногласиях Президенту Российской
Федерации. Члены коллегии вправе доложить
о своем мнении Президенту Российской
Федерации.

При
необходимости проводятся совместные
заседания коллегий Министерства обороны
Российской Федерации и иных федеральных
органов исполнительной власти.

Решения,
принятые на совместных заседаниях
коллегий Министерства обороны Российской
Федерации и иных федеральных органов
исполнительной власти, оформляются
протоколами и при необходимости
реализуются совместными приказами
Министра обороны Российской Федерации
и руководителей соответствующих
федеральных органов исполнительной
власти.

Военные
советы Военные советы в Вооруженных
Силах Российской Федерации, войсках
национальной гвардии Российской
Федерации, спасательных воинских
формированиях МЧС России создаются
Президентом Российской Федерации и
являются постоянно действующими
коллегиальными совещательными
органами*(9).

Военные
советы создаются:


в Вооруженных Силах: в видах и родах
войск Вооруженных Сил, в военных округах
и на флотах — в количестве до 9 человек;
в других объединениях — в количестве до
7 человек;


в оперативно-территориальных объединениях
войск национальной гвардии Российской
Федерации — в количестве 9-11 человек;


в спасательных воинских формированиях
МЧС России — в количестве 9-11 человек.

Военные
советы осуществляют выработку рекомендаций
по следующим основным направлениям.

1.
Реализация государственной военной
политики в войсках (силах), а также
строительство и развитие Вооруженных
Сил, войск национальной гвардии Российской
Федерации, спасательных воинских
формирований.

2.
Поддержание боевой и мобилизационной
готовности войск (сил) на уровне,
обеспечивающем своевременное выполнение
поставленных перед ними задач.

3.
Обеспечение оперативной подготовки
органов военного управления, боевой и
морально-психологической подготовки
личного состава.

4.
Укрепление единоначалия, правопорядка
и воинской дисциплины, исключение
условий для проявлений коррупции.

5.
Проведение мероприятий по обеспечению
безопасности военной службы и
противодействию терроризму.

6.
Оснащение войск (сил) новыми видами
вооружения и военной техники, координация
военно-научной работы.

7.
Безаварийная эксплуатация вооружения
и военной техники.

8.
Руководство деятельностью по подбору,
подготовке, расстановке и воспитанию
кадров.

9.
Координация взаимодействия Вооруженных
Сил, войск национальной гвардии Российской
Федерации, спасательных воинских
формирований с федеральными органами
государственной власти, органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления по вопросам соблюдения
законодательства Российской Федерации
в области обороны страны и безопасности
государства, социальной и правовой
защиты военнослужащих.

10.
Рассмотрение совместно с представителями
заинтересованных органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
выводов конкурсных комиссий о работе
субъектов Российской Федерации по
подготовке граждан к военной службе,
по организации и проведению призыва на
военную службу для определения субъекта
Российской Федерации, в котором эта
работа организована наилучшим образом,
а также о состоянии воинского учета и
его организации в военных комиссариатах
субъектов Российской Федерации, органах
местного самоуправления и организациях.
Структура управления отдельной воинской
части и основные обязанности ее
должностных лиц определены УВС
ВС РФ. Органы управления объединения,
соединения и воинских частей функционируют
непосредственно в объединениях,
соединениях и воинских частях.

Руководство
внутренней службой в воинской части
осуществляет командир воинской части,
а в расположении подразделения — командир
подразделения. Непосредственным
организатором внутренней службы в
воинской части является начальник
штаба, а в расположении роты — старшина
роты. Ответственность за состояние
внутренней службы в подчиненных войсках
возлагается на всех прямых начальников.

Таким
образом, деятельность по реализации
функций Минобороны России и Генерального
штаба Вооруженных Сил ведется военными
органами, объединенными в системе
Минобороны России, которые учреждены
государством, входят в систему органов
государственной (исполнительной) власти
и призваны решать задачи, определяемые
компетентными органами государственной
власти. Деятельность этих органов
является составной частью осуществления
федеральной исполнительной власти. При
этом в Российской Федерации существуют
как центральные органы военного
управления (Минобороны России и
Генеральный штаб Вооруженных Сил), так
и органы управления объединений,
соединений, воинских частей. Их
деятельность отражает специфику
осуществления власти в военной сфере
и является составной частью федеральной
исполнительной власти. Субъекты и
объекты военного управления воинских
частей и соединений имеют свои
специфические признаки. При этом в
качестве субъекта военного управления
выступают должностные лица и органы,
имеющие властные полномочия (ввиду
своей служебной деятельности) по
отношению к подчиненным объектам
управления. В качестве объекта военного
управления воинских частей и соединений
выступают отношения, складывающиеся в
процессе организации военного управления,
жизни, быта и деятельности войск.

Все
органы военного управления создаются
на основе действующих нормативных
правовых актов. Вопросы их создания и
функционирования изучаются
военно-административным правом. Наличие
компетентных органов военного управления
в нашей стране позволяет обеспечить
необходимую боеготовность Вооруженных
Сил, других войск, воинских формирований
и органов в целях обеспечения военной
безопасности России.

В
результате осуществленных в последние
годы преобразований в целях разделения
оперативных и административных функций
в Минобороны России сформированы два
функциональных направления ответственности:
первое — планирование применения и
строительства Вооружённых Сил, второе
— планирование всестороннего обеспечения
войск (сил). Осуществлён переход на
трёхуровневый принцип ответственности:
за боевую подготовку отвечают главные
командования (командования) видов и
родов войск Вооруженных Сил, объединения
и соединения; за оперативную — Генеральный
штаб, объединенные стратегические
командования и объединения. В результате
проведённых преобразований Генеральный
штаб освободился от дублирующих функций
и стал полноценным органом стратегического
планирования, который организует и
осуществляет управление Вооружёнными
Силами при выполнении поставленных
задач. Главные командования видов
Вооруженных Сил концентрируют свои
усилия на строительстве подчиненных
войск и сил, организации боевой подготовки,
подготовке младших специалистов,
планировании миротворческой деятельности
и обеспечении по специальным видам
обеспечения.

Межвидовым
органом управления является объединённое
стратегическое командование (ОСК),
предназначенное для планирования и
управления всеми объединениями,
соединениями и воинскими частями,
входящими в межвидовую группировку
войск на стратегическом направлении,
за исключением входящих в состав
Стратегических ядерных сил. В настоящее
время в нашей стране функционируют пять
таких командований: ОСК «Запад»,
ОСК «Центр», ОСК «Юг», ОСК
«Восток», ОСК «Север» (арктическое
ОСК).

С
1 декабря 2014 г. в структуре Генерального
штаба Вооруженных Сил действует
Национальный центр управления обороной
Российской Федерации — единый по структуре
для мирного и военного времени орган
оперативного управления военной
организацией государства, предназначенный
для обеспечения централизованного
боевого управления Вооруженными Силами,
сбора, обобщения и анализа информации
о военно-политической обстановке в
мире, на стратегических направлениях
и об общественно-политической обстановке
в Российской Федерации в мирное и военное
время.

Основные
задачи Национального центра управления
обороной Российской Федерации:


поддержание системы централизованного
боевого управления Вооруженными Силами
в готовности к боевому применению и
контроль состояния Вооруженных Сил,
группировок войск (сил) на стратегических
направлениях, а также выполнения основных
задач боевого дежурства;


обеспечение руководства Минобороны
России информацией о военно-политической
обстановке в мире, общественно-политической
обстановке в Российской Федерации и
состоянии Вооруженных Сил, информационное
обеспечение работы руководящих
должностных лиц государства и Минобороны
России при проведении мероприятий в
ситуационном центре Минобороны России;


обеспечение управления, координация и
контроль полетов и перелетов авиации
Вооруженных Сил;


обеспечение управления, координация и
контроль выполнения войсками (силами)
задач боевой службы и боевого дежурства,
участия в международных операциях и
специальных мероприятиях,
международно-правовое сопровождение
действий войск (сил).

В
Национальном центре управления обороной
развернуто боевое дежурство, что
позволяет готовить обоснованные
всесторонне проработанные предложения
для принятия решения руководством
государства, в реальном масштабе времени
реагировать на все кризисные ситуации
в мире и стране.

В
военных округах с такими же задачами
развернуты региональные центры,
замыкающие систему до соединения
включительно.

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №1 2023 Г

М. БУНЧИН, заведующий кафедрой военно-политической работы в войсках (силах) Московского высшего общевойскового командного училища, кандидат военных наук, доцент,

Ю. БЕЛОВА, кандидат педагогических наук

Вооруженные Силы Российской Федерации: их состав и предназначение

Прогноз развития военно-политической обстановки в мире с высокой вероятностью позволяет предположить, что в перспективе, распространяющейся на ближайшее десятилетие, Россия окажется втянутой в вооруженные конфликты различного характера и масштаба, т.к. соперничество на мировой политической арене все обостряется.

На этом фоне важно изучать структуру военной организации Российской Федерации, полномочия и функции органов государственной власти, организаций и их должностных лиц в области обороны, силы и средства, привлекаемые для защиты безопасности и обороны государства, а также другие аспекты, связанные с вооруженной защитой Отечества.

Понятие, задачи военной организации государства, ее деятельность в особых условиях

Согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Стратегические цели обороны страны, согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, выражаются в создании условий для мирного и динамичного социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечении ее военной безопасности.

Они достигаются путем стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм и способов применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны.

Из приведенных нормативных положений следует, что основной государственный институт, предназначенный для обеспечения обороны страны,  —это военная организация.

Военная энциклопедия определяет это понятие как «совокупность вооруженных, а также военно-политических, военно-экономических, военно-научных и др. органов, организаций и учреждений государства, занимающихся военной деятельностью, т.е. созданием, а при необходимости и использованием средств вооруженной борьбы и других элементов военной мощи государства для достижения определенных государственных или социально-групповых целей».

Такая трактовка носит общий, универсальный характер и может применяться для характеристики военной организации любого государства. Применительно же конкретно к нашей стране официальное определение понятия «военная организация государства» содержится в Военной доктрине Российской Федерации.

Согласно подп. «к» п. 8 этого документа военная организация государства — совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, создаваемых на военное время специальных формирований, составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, и оборонно-промышленный комплекс страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации (рис. 1).

Рис. 1. Структура военной организации государства

Главная цель военной организации государства — гарантированная защита национальных интересов военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Выделяют несколько принципов деятельности военной организации государства:

— адекватный учет выводов, сделанных из анализа состояния и перспектив развития военно-политической обстановки;

— централизация руководства;

— единоначалие на правовой основе;

— соответствие уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов военного управления и войск (сил), их структур, боевого состава и численности резерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безопасности;

— единство обучения и воспитания;

— реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни.

Военная организации РФ имеет многокомпонентную структуру, в которой все элементы взаимосвязаны и направлены на обеспечение обороны страны соразмерно с характером существующих и прогнозируемых угроз, интересами национальной безопасности и возможностями государства.

К основным структурным компонентам военной организации государства (далее — ВОГ) относятся:

— органы государственного и военного управления (например, Президент Российской Федерации — Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительство, Совет Федерации, Государственная дума, военные органы, объединенные в системе Министерства обороны РФ, и т.д.);

— оборонно-промышленный комплекс (совокупность научно-исследовательских, проектно-конструкторских, испытательных организаций и производственных предприятий, занятых разработкой и производством вооружений, военной и специальной техники, иного военного имущества);

— Вооруженные Силы и другие войска, воинские формирования и органы и создаваемые на военное время специальные формирования.

Все компоненты военной организации государства действуют в соответствии с регулирующими нормативными правовыми актами, по скоординированным и согласованным программам и планам.

Далее разберем подробнее, что конкретно включает в себя такой ее компонент, как Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, создаваемые на военное время специальные формирования.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в системе военной организации государства

Основа военной организации государства и системы обороны Российской Федерации — Во­оруженные Силы (рис. 2).

Рис. 2. Военная организация Российской Федерации

Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации регулируется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 2.1 ст. 10 Федерального закона «Об обороне» в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил могут оперативно использоваться за пределами российской территории в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации для решения следующих задач:

— отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;

— отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой;

— защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них;

— борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.

Согласно п. 22 Военной доктрины Российской Федерации, признается правомерным применение Вооруженных Сил, других войск и органов для отражения агрессии против нее и (или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для защиты граждан России, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Вооруженные Силы привлекаются для решения задач не по их предназначению Президентом Российской Федерации на основании федеральных законов. Например, такого рода задачи Вооруженные Силы выполнялив 1994–1996 гг. в ходе мероприятий по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики; во время контртеррористической операции на Северном Кавказе (1999–2009 гг., активная боевая фаза с 1999 по 2000 год).

Применение Вооруженных Сил для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных отечественным законодательством. Так, за последние годы военнослужащие ВС РФ наравне с другими членами международного сообщества неоднократно участвовали в предотвращении или ликвидации междоусобных и межнациональных конфликтов как на территории республик бывшего СССР, так и в странах дальнего зарубежья.

Совместно с Вооруженными Силами в отражении агрессии против Российской Федерации (в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации) участвуют, а также выполняют иные задачи в области обороны другие войска, воинские формирования и органы (ст. 17 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне») (рис. 3)

Рис. 3. Войска, воинские формирования и органы, привлекаемые к решению задач
в области обороны

Под «другими войсками» законодательство подразумевает прежде всего Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия). Этот федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (см. Указ Президента РФ от 30.09.2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» вместе с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации).

Среди задач Росгвардии — участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом, в обеспечении правового режима контртеррористической операции; участие в территориальной обороне Российской Федерации.

Воинские формирования.

Спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации (см. Указ Президента РФ от 30.09.2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»).

В числе основных задач спасательных воинских формирований в мирное время — участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним; участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соглашения, и т.д.

В военное время они привлекаются к ведению радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним; участвуют в обеспечении ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления; участвуют в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, и т.д.

Органы.

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР РФ) является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.

СВР России осуществляет разведывательную деятельность в целях:

— обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;

— обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

— содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации (см. Федеральный закон от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»).

Федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (см. Федеральный закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»).

Органы Федеральной службы безопасности действуют по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.

Кроме того, к органам в рассматриваемом контексте относятся органы государственной охраны, органы военной прокуратуры, военные следственные органы, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

К сведению

В законодательстве и научных публикациях по военному праву наряду с устойчивым словосочетанием «Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы» очень часто используется словосочетание «федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба».

Исчерпывающий перечень органов и организаций, в которых предусматривается прохождение военной службы, приведен в ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Этот перечень в полном объеме воспроизводит перечень органов, указанных в ст. 1 Федерального закона «Об обороне».

Специальные формирования — организационные структуры, создаваемые на военное время для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил и устойчивости функционирования экономики Российской Федерации. Они предназначены для технического прикрытия, восстановления, эксплуатации и строительства объектов транспорта и связи, обеспечения связью пунктов управления и устойчивости их работы, эвакуации раненых и больных, перевозки личного состава, техники и материальных средств, медицинского, ветеринарно-санитарного, геологического и гидрометеорологического обеспечения.

Другие войска, воинские формирования и органы, а также создаваемые на военное время специальные формирования привлекаются к совместному выполнению задач по обеспечению обороны и военной безопасности государства в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил.

Самостоятельно по собственной инициативе и по призыву могут формироваться отряды народного ополчения, истребительные батальоны, партизанские формирования, отряды граждан для выполнения оборонных работ и др.

Таким образом, Вооруженные Силы России, другие войска, воинские формирования и органы образуют ядро военной организации нашего государства.

Назначение Вооруженных Сил Российской Федерации определено Федеральным законом «Об обороне», при необходимости они привлекаются к выполнению задач не по предназначению на основании иных законодательных актов (ст. 10 Федерального закона «Об обороне»).

Далее детальнее рассмотрим структуру Вооруженных Сил Российской Федерации.

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации, система руководства ими, основы управления и применения военной организации государства, понятие и правовая природа

военного управления

Современные Вооруженные Силы России образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 года № 466, хотя уже в середине XVI века в России возникли первые воинские формирования с признаками регулярной армии.

В состав Вооруженных Сил Российской Федерации входят:

— центральные органы военного управления;

— виды Вооруженных Сил (Сухопутные войска, Воздушно-космические силы, Военно-Морской Флот);

— рода войск Вооруженных Сил (Ракетные вой­ска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска);

— тыл Вооруженных Сил Российской Федерации;

— войска, не входящие в виды и рода войск Во­оруженных Сил Российской Федерации.

Костяк боевой мощи Вооруженных Сил составляют Стратегические силы сдерживания и Силы общего назначения.

Стратегические силы сдерживания (ССС) предназначены для сдерживания агрессии против Российской Федерации и ее союзников, а также разгрома агрессора (нанесения ему поражения), в том числе в войне с применением ядерного оружия. ССС включают в себя Стратегические наступательные силы (СНС) и Стратегические оборонительные силы (СОС). Основу СНС, оснащенных ракетными и авиационными комплексами межконтинентальной дальности, высокоточным оружием большой дальности, составляют Стратегические ядерные силы, в которые входят Ракетные войска стратегического назначения. В состав СНС также входят стратегические неядерные силы как силы двойного назначения — соединения и части стратегических и дальних бомбардировщиков дальней авиации Военно-воздушных сил, а также подводные лодки, надводные корабли и морская ракетоносная авиация ВМФ с обычным высокоточным оружием большой дальности. Основа СОС — боеготовые силы и средства Войск воздушно-космической обороны, включающие в себя систему предупреждения о ракетном нападении, систему контроля космического пространства, противоракетной обороны и противокосмической обороны, противовоздушной обороны.

Силы общего назначения предназначены для сдерживания и отражения агрессии противника с применением обычных и ядерных средств поражения. Они включают объединения, соединения и части Сухопутных войск, Военно-воздушных сил (без авиационных Стратегических ядерных сил), Военно-­Морского Флота (без морских Стратегических ядерных сил), в том числе имеющие на вооружении нестратегическое ядерное оружие, соединения и части Воздушно-десантных войск.

Сухопутные войска (СВ) — наиболее многочисленный и разнообразный по вооружению и способам боевых действий вид Вооруженных Сил, предназначенный для отражения агрессии противника на континентальных театрах военных действий, защиты территориальной целостности и национальных интересов РФ.

В состав Сухопутных войск входят:

1) рода войск: мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска ПВО как род войск;

2) специальные войска: (соединения, части, подразделения: разведывательные, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты, связи).

К сведению

История Сухопутных войск России началась 1 октября 1550 г. В этот день царь Иван Грозный издал указ «Об испомещении в Московском и окружающих уездах избранной тысячи служилых людей», в соответствии с которым были созданы стрелецкие полки («огнестрельная пехота») и постоянная сторожевая служба, а «наряд» артиллерии выделен в самостоятельный род войск. В ознаменование этого события Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 г. № 549 установлена памятная дата — День Сухопутных войск России, который ежегодно отмечается 1 октября.

Основные задачи Сухопутных войск в мирное время:

— поддержание боевого потенциала, совершенствование боевой и мобилизационной готовности войск к отражению агрессии локального масштаба;

— обеспечение готовности войск к осуществлению мероприятий мобилизационного и оперативного развертывания для отражения агрессии противника;

— подготовка органов управления и войск к ведению военных действий в соответствии с их предназначением;

— создание запасов вооружения, военной техники и материальных средств в объемах, обеспечивающих решение задач, стоящих перед Сухопутными войсками, и их содержание в готовности к боевому применению;

— участие в операциях по поддержанию (восстановлению) мира, проводимых по линии Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;

— участие в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

— участие в выполнении мероприятий по оперативному оборудованию территории страны.

В военное время:

— выполнение задач по плану стратегического развертывания ВС РФ;

— локализация (пресечение) возможных военных конфликтов, отражение агрессии противника боеготовыми в мирное время группировками войск, а при необходимости — с отмобилизованием соединений и воинских частей;

— проведение совместно с другими видами и родами войск ВС РФ (при участии вооруженных сил стран-участниц СНГ, подписавших Договор о коллективной безопасности) оборонительных и контрнаступательных операций по разгрому агрессора;

— участие в отражении воздушно-космического нападения противника, проведении воздушно-десантных, морских десантных и других совместных операций видов ВС;

— участие в ведении территориальной обороны (охрана и оборона важных военных, государственных объектов и объектов на коммуникациях; борьба с диверсионно-разведывательными и террористическими силами и десантами противника; обеспечение установления и поддержания режима военного положения).

Воздушно-космические силы (ВКС)возникли 1 августа 2015 года с объединением Военно-воздушных сил (ВВС) и Войск воздушно-космической обороны (ВКО). Воздушно-космические силы структурно состоят из Военно-воздушных сил, Космических войск, войск ПВО и ПРО.

Воздушно-космические силы предназначены для ведения разведки воздушно-космической обстановки, вскрытия начала воздушного и ракетного воздушно-космического нападения и оповещения органов государственного и военного управления о нем, отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов из космоса и с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важных объектов страны и группировок войск, поражения критически важных объектов и войск противника с применением обычных и ядерных средств поражения, а также для авиационной поддержки и обеспечения боевых действий войск видов и родов войск ВС, обеспечения запусков космических аппаратов (пусков МБР) и управления ими в орбитальном полете.

Военно-Морской Флот (ВМФ) как вид Вооруженных Сил предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

На ВМФ возложены следующие задачи:

— сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении Российской Федерации;

— защита военными методами суверенитета Российской Федерации, распространяющегося за пределы ее сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;

— создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности Российской Федерации в Мировом океане;

— обеспечение военно-морского присутствия Российской Федерации в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;

— обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федерации.

Организационно ВМФ включает надводные силы, подводные силы, морскую авиацию, береговые войска (морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска).

Оперативно-стратегические объединения Военно-Морского Флота: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также Каспийская флотилия выступают в качестве силового каркаса решения задач национальной морской политики на соответствующих региональных направлениях.

Наряду с видами Вооруженных Сил в их состав входят рода войск. Рода войск (сил) — составная часть вооруженных сил или вида вооруженных сил, включающая подразделения, воинские части, соединения и объединения, которые имеют только им присущие основное вооружение и военную технику, а также способы их применения.

В составе Вооруженных Сил России два рода войск:

1) Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) — главный компонент Стратегических ядерных сил Российской Федерации. РВСН предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе Стратегических ядерных сил или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника. РВСН состоят из ракетных армий, ракетных соединений, учебных центров и образовательных организаций;

2) Воздушно-десантные войска (ВДВ) — род войск Вооруженных Сил, являющийся резервом Верховного главнокомандующего. Они предназначены для охвата противника по воздуху и ведения боевых действий в его тылу по нарушению управления войсками, захвату и уничтожению наземных элементов высокоточного оружия, срыву выдвижения и развертывания резервов, нарушению работы тыла и коммуникаций, а также по прикрытию (обороне) отдельных направлений, районов, открытых флангов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, прорвавшихся группировок противника и выполнения других задач.

ВДВ состоят из воздушно-десантных и десантно-­штурмовых дивизий, десантно-штурмовых бригад, образовательных учреждений, отдельных воинских частей.

С точки зрения территориального размещения Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из военных округов. Военный округ представляет собой оперативно-стратегическое территориальное объединение Вооруженных Сил, предназначенное для выполнения в установленных границах оперативных, военно-административных, мобилизационных задач и территориальной обороны, а также тылового обеспечения войск (сил).

Указ Президента РФ от 05.06.2020 г. № 374 «О военно-административном делении Российской Федерации» определил административные границы военных округов: Западного, Центрального, Южного, Восточного и Северного флота как отдельного округа.

Военное управление по своей правовой природе относится к сфере государственного управления. Оно осуществляется государственными органами, входящими в структуру федеральных органов исполнительной власти, а должностные лица, выполняющие функции военного управления, являются государственными служащими, выполняющими обязанности в интересах государства при прохождении военной или государственной гражданской службы.

В военном управлении выделяют два вида управления: административно-хозяйственное и оперативное управление. Административно-хозяйственное управление по своему содержанию и формам правового регулирования близко к другим сферам государственного управления и включает: организацию подготовки войск, их материально-техническое обеспечение, подбор и расстановку кадров, регулирование взаимоотношений между военнослужащими и т.п.

Оперативное управление относится к наиболее ярко выраженным особенностям военного управления — управления боевыми действиями войск (сил). Командование, т.е. руководство вооруженной борьбой, — это фундамент оперативного управления. Оперативное управление характеризуется быстротой, твердостью, решительностью, гибкостью, высокой скоростью в принятии решений. Основными правовыми формами управления боевыми действиями войск (сил) являются боевой приказ, боевое распоряжение.

Принципы военного управления:

1) единоначалие;

2) централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

3) твердость и настойчивость в реализации принятых решений;

4) оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки;

5) личная ответственность командиров за принимаемые решения, применение подчиненных войск и результаты выполнения ими поставленных задач;

6) высокая организованность и творчество в работе командиров и штабов.

Управление войсками (силами) во всех звеньях должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытым, обеспечивать постоянную боевую и мобилизационную готовность штабов и войск, эффективное использование боевых возможностей войск и успешное выполнение ими поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Формы подчинения при централизованном управлении:

а) прямое подчинение — подчинение во всех отношениях всем вышестоящим командирам (начальникам), начиная с непосредственного;

б) непосредственное подчинение — подчинение ближайшему прямому начальнику. Так, например, непосредственное подчинение предусматривает подчиненность командующему войсками военного округа по всем вопросам. Непосредственно подчиненные объединения, соединения, воинские части, организации Во­оруженных Сил и военные комиссариаты используются и выполняют поставленные задачи по решениям и планам командующего войсками военного округа;

в) оперативное подчинение — не полное и обычно временное подчинение лицу, не являющемуся прямым начальником. Оперативный начальник имеет право ставить оперативные и тактические задачи подчиненному ему в этом отношении соединению (воинской части) и несет за это ответственность. Так, например, Министром обороны Российской Федерации (Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации) в оперативное подчинение командующего войсками военного округа могут быть переданы не входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части Вооруженных Сил, дислоцированные (развертывающиеся) на территории военного округа;

г) подчинение по специальным вопросам — подчинение в специальном отношении по отдельным вопросам службы или по какому-либо специальному кругу деятельности лицу, не являющемуся прямым начальником.

Например, по специальным вопросам командующему войсками военного округа подчиняются объ­единения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования Вооруженных Сил, не входящие в состав военного округа, а также другие войска, воинские формирования и органы, дислоцированные на территории военного округа.

Централизация руководства заключается:

— в установлении единого и общего для всех видов Вооруженных Сил и родов войск командования;

— в наделении центральных органов военного управления всей полнотой прав по руководству подчиненными войсками (силами), объединению и направлению по единому плану деятельности всех нижестоящих органов военного управления;

— в безусловной обязательности правовых актов вышестоящих органов военного управления для нижестоящих и подчинении последних по вертикали.

Принцип централизации предусматривает предоставление определенной самостоятельности и творческой инициативы нижестоящим органам военного управления в целях самостоятельного выбора путей и средств выполнения приказов и директив вышестоящих органов военного управления. Этот принцип создает предпосылки к тому, что приказы не будут выполняться формально.

Общее управление Вооруженными Силами осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами. Это установлено положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082.

Минобороны России возглавляет и объединяет систему органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, которая привязана к основным звеньям организационной структуры Вооруженных Сил.

Подводя итоги, можно отметить, что Российская Федерация находится на особом этапе своего исторического развития. Нарастание внешних угроз для национальной безопасности России и ее союзников, обострение международных отношений заставляют укреплять и совершенствовать военную организацию нашего государства, тем более что в мире активизировались процессы, свидетельствующие о повышении роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов отдельных государств. Эта настораживающая тенденция поставила на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, где Вооруженным Силам отведена ведущая роль.

Методические рекомендации

При подготовке к занятию руководитель группы по ВПП должен сформулировать для себя его цели, изучить опубликованный в журнале материал текста лекции и рекомендуемую (дополнительную) литературу, при возможности подготовить дополнительные материалы (плакаты, презентации и т.д.).

При рассмотрении учебных вопросов нужно последовательно раскрывать аудитории ключевые определения темы по ВПП: понятия «оборона», «военная организация государства» и т.д.; озвучить цель и задачи военной организации государства, перечислить ее структурные компоненты.

Изучая непосредственно структуру Вооруженных Сил Российской Федерации, целесообразно дать ей общую характеристику и назвать главные ее составляющие, а потом предметно остановиться на структуре и предназначении того вида или рода войск, к которому относятся присутствующие на занятии военнослужащие.

Чтобы повысить интерес слушателей к занятию, полезно упомянуть о ярких эпизодах истории того вида (рода) войск, в котором они служат, рассказать о героических личностях, подвиги которых приумножили боевую славу этих войск.

В заключение нужно сделать вывод о том, что Вооруженные Силы занимают ведущее место в структуре военной организации Российского государства, а процесс военного строительства в нашей стране теснейшим образом зависит от характера возникающих перед ней военных угроз.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
  2. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  3. Кабаченко А.М. Военная организация Российской Федерации: Учебное пособие / Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, военная кафедра. — Москва: МГИМО-Университет, 2018.
  4. Военная энциклопедия: в 8 т. — М.: Воениздат, 1994.
  5. Бабурина И.А. Основные особенности предприятий оборонно-промышленного комплекса / И.А. Бабурина, Э.Э. Губайдуллина, Г.И. Юрковская [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-osobennosti-predpriyatiy-oboronno-promyshlennogo-kompleksa (дата обращения: 29.11.2022).
  6. Корякин В.М. Военная организация государства: предназначение и структура [Электронный ресурс]. URL: https:// millaw.ru/ru/posts/naucnye-stati/517-voennaa-organizacia-gosudarstva-struktura-prednaznacenie-i-perspektivyrazvitia (дата обращения: 29.11.2022).
  7. Зайцев В.А. Правоведение: Учебное пособие / В.А. Зайцев, В.И. Иванов, И.Ю. Устинов; Под общ. ред. Г.В. Зиброва. — Воронеж: ВАИУ, 2008.
  8. Справочник по терминологии в оборонной сфере [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.mil.ru/dictionary (дата обращения: 29.11.2022).
  9. Структура Вооруженных Сил России [Электронный ресурс]. URL: https://structure.mil.ru/structure/forces/type.htm (дата обращения: 29.11.2022).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мотилиум инструкция для детей сироп 3 года
  • Стиральная машина bosch maxx wfh 2461 oe инструкция
  • Синекод нео сироп инструкция по применению
  • Как создать группу в фейсбук инструкция
  • Fallout 4 журнал руководство по тайным операциям сша