Как оценивало новую международную ситуацию руководство ссср

Победоносное окончание
войны значительно изменило международное
положение Советского Союза,
который стал играть роль одного из
признанных лидеров мирового сообщества.
Официальным закреплением этого
статуса стало участие СССР в создании
ООН, где ему было определено место
одного из постоянных членов Совета
безопасности.

Изменилось не только положение в мире,
но и сам климат международных отношений.
Казалось, что межгосударственные
отношения, сложившиеся
у великих держав, начинают носить иной,
партнерский характер. Конечно взаимноенедовериевременами давало о себе
знать. Были на то и своипричины:

  1. СССР был обеспокоен ядерной монополией
    США;

  2. американцы и англичане опасались
    Советской Армии — крупнейшей и самой
    мощной в мире;

беспокоило их и то, что в глазах мировой
общественности СССР терял традиционный
стереотипный облик.

Победоносное окончание войны значительно
изменило международное положение
Советского врага, его решающий вклад
в победу вызвал рост симпатий к нашей
стране на Западе. Это проявилось и в
росте численности компартий (с 1939 по
1946 г. число коммунистов в Западной
Европе выросло почти втрое). Однако
новое положение СССР, расширение его
границ, наличие мощной армии, рост
влияния в мире породили у Сталина
стремление к дальнейшим территориальным
притязаниям, реанимации, казалось,
забытой идеи мировой революции. Уже на
Потсдамской
конференции (17 июля — 2 августа 1945 г.)

Сталину удалось добиться установления
польско-германской границы по
Одеру — Нейсе
и больших репараций с
Германии(включая
и ее западную зону). Тогда же советские
представители внесли предложенияоб
изменении режима Черноморских проливов
(включая создание там советских
военно-морских баз),возвращении
СССР
отошедших
к Турции в 1921 г. Карского
и
Ардаганского округов
,
необходимости совместного
управления
(с участием СССР)Танжером(Северная Африка), заявили о своей
заинтересованности визменении режима
управления Сирией, Ливаном
, бывшимиитальянскими
колониями в Африке
.
Ав сентябре 1945 г.Сталин
потребовал подкрепить статус великой
державыпротекторатом СССР над
Триполитанией (Ливия)
. В феврале 1946
г. Молотов заявил, что теперь ни один
вопрос международнойжизни
не должен
решаться без участия СССР. Лишь под
серьезным давлением Запада советские
войска покинулив
1946 г. Иран.Обеспокоенные ростом
аппетитов Сталина, США и Великобритания
стали всерьез задумываться о сдерживании
«советской экспансии».В марте
1946 г
. бывшийпремьер-министр
Англии Черчилль
произнес в
Фултоне (США)
в присутствии президента США Трумэна
речь, в которой прямо заявил, что
Советский Союз стремится к «безграничному
распространению
своей силы и
своих доктрин»
в мире. По его мнению,
это представляло глобальную опасность
для«великих принципов свободы и
прав человека»
.Советской мощион предложилпротивопоставить силу
англосаксонского мира
,заменитьпрежнююдоктрину равновесияна
доктрину
болееактивного
противодействия социализму

феврале 1947
г.
президент
США Трумэн
в своем послании конгрессу
развернул

конкретную программу мер по
«спасению» Европы от советской
экспансии
, получившую названиедоктрины Трумэна:

1)предполагалось оказать
широкомасштабную экономическую помощь
европейским странам (план Маршалла);

2)образовать военно-политический
союз западных стран под эгидой США (им
стал блокНАТО, созданный в1949
г
.);

3) разместить вблизи советских
границ сетьвоенных
баз США (в первую очередь в Греции и
Турции);

4)
поддерживать внутреннюю оппозиции в
странах Восточной Европы;

5)при необходимости использовать
вооруженные силы против СССР и его
союзников.

Все это должно было способствовать
решению двух главных задач:

1)не допустить дальнейшего
расширения сферы влиянияСССР
и коммунистической идеологии(доктрина сдерживания социализма);

2) по возможности, заставить СССР
уйти в свои прежние границы(доктрина
отбрасывания социализма)
.Эти
меры и публично высказанные планы
советское руководствообъявило
призывом к войне против СССР, что
сразу осложнило и без того непростуюситуацию в
мире. Летом 1947 г. Европа оказалась
окончательно разделенной на союзников
США и союзников СССР. Оформление
соответствующих военных, экономических
альянсов и конкретных планов становилось
лишь делом времени. Один из таких планов
«Чариотир»,разработанный
военным и политическим руководствомСШАлетом1948 года, предусматривалв первый период войнысбросить133
атомные бомбы
на70 советских городов,
в том числе8 — на Москвуи7 — на
Ленинград
, ана втором этапе войны— еще200 атомных бомби250 тысяч
тонн обычных бомб
.

Контрольные
вопросы:

Какие изменения произошли в
международной обстановке после окончания
войны?

Как, на ваш взгляд, изменились место
и роль СССР в послевоенном мире?

Что такое «холодная война»?

В
чём причины перехода СССР и Запада от
союзнических отношений к «холодной
войне»?

Как оценивало новую международную
ситуацию руководство СССР?

Каковы основные положения речи
У. Черчилля в Фултоне?

Почему ее иногда считают началом
«холодной войны»?

Что такое доктрина Трумэна?
Каково содержание этого документа?

Какие шаги были предприняты США
по исполнению этих планов?

Можно
ли говорить о «виновниках» развязывания
«холодной войны»?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #

    13.05.20151.02 Mб101.doc

  • #

    13.05.2015186.88 Кб151.doc

  • #
  • #

    17.03.2016243.77 Кб61.rtf

  • #
  • #
  • #
  • #

ПЛАН УРОКА

Предмет:    История России

Класс:         11А      

Урок:          «Внешняя политика СССР в 1945
– 1953 гг.»
         

Цель урока:

— выявить взаимосвязи и
взаимозависимости внут­риполитических процессов в СССР с послевоенной внешней
политикой советского руководства;

— усвоить суть радикальных
перемен, происшедших в мире в результате победы антигитле­ровской коалиции во
второй мировой войне;

— понять причины обострения
взаимоотношений между СССР и западными странами; уяснить изменение положения
СССР в мире в результате победы;

— объяснить, какие это вызвало
перемены во внешней по­литике советского руководства.

Основные знания:

истоки и сущность «холодной войны»; экс­порт
сталинской модели общественного устройства; отношения СССР с западными странами,
международным коммунистичес­
ким и рабочим движением.

Оборудование:

персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, Jewel версия мультимедийного
учебника «История России: XX век»

 

Основные понятия:

«холодная война»; социалистический ла­герь; план Маршалла; доктрина
Трумэна; ялтинско-потсдамская
система международных отношений; Коминформ.

Основные
даты:

17
июля — 2 августа 1945 г.
— Потсдамская конференция;

март
1946 г.

фултонская речь У. Черчилля;

фев­раль
1947 г.

доктрина Г.Трумэна;

1947
г.
— план
Маршалла;

1949
г.

советско-югославский разрыв;

1949
г.

образование НАТО;

1950-1953
гг
. —
война в Корее
.

Основные
персоналии:

 И. В.
Сталин; У. Черчилль; Г. Трумэн;
В. М. Молотов; Г. Димитров;

 Б.
Берут;  И. Броз Тито

Ход урока:

1) Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной
деятельности школьников.

2) Восприятие и первичное осознание нового учебного материала,
осмысление связей и отношений в объектах изучения.

1. Начало «холодной войны»

 Победоносное
окончание войны значительно изменило международное положение Советского Союза, который стал играть роль одного из
признанных лидеров мирового сообщества.   Официальным закреплением
этого
статуса стало участие СССР в создании ООН, где ему было определено место
одного из постоянных членов Совета
безопасности.

 Изменилось не только
положение в
мире, но и сам климат
международных отношений. Казалось, что межгосударственные
отношения, сложившиеся у великих
держав, начинают носить иной, партнерский характер. Конечно
взаимное недоверие
временами давало о себе знать.  Были на то и свои причины:

1)    СССР был обеспокоен ядерной
монополией США;

2)     американцы и англичане опасались Советской
Армии — крупнейшей и самой мощной в мире;  

беспокоило их и то,
что в глазах мировой общественности СССР терял традиционный стереотипный облик.

Победоносное
окончание войны значительно изменило международное положение Советского врага,
его решающий вклад в победу вызвал рост симпатий к нашей стране на Западе. Это проявилось
и в росте численности компартий (с 1939 по 1946 г. число коммунистов в Западной
Европе выросло почти втрое).

Однако новое
положение СССР, расширение его границ, наличие мощной армии, рост влияния в
мире породили у Сталина стремление к дальнейшим территориальным притязаниям,
реанимации, казалось, забытой идеи мировой революции. Уже на Потсдамской конференции (17 июля — 2 августа 1945
г.)
Сталину удалось добиться
установления
польско-германской границы по Одеру — Нейсе и
больших репараций с Германии (включая и ее
западную зону).
Тогда же советские представители внесли предложения об
изменении режима Черноморских проливов
(включая создание там советских
военно-морских баз), возвращении СССР отошедших к Турции в 1921 г. Карского и
Ардаганского округов
, необходимости
совместного управления
участием СССР) Танжером (Северная Африка), заявили о своей
заинтересованности в изменении режима управления Сирией, Ливаном,
бывшими итальянскими колониями в Африке. А в сентябре 1945 г. Сталин
потребовал подкрепить статус великой державы протекторатом СССР над
Триполитанией (Ливия)
. В феврале 1946 г. Молотов заявил, что теперь ни один
вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР. Лишь
под серьезным давлением Запада советские войска покинули в 1946 г. Иран.

Обеспокоенные ростом
аппетитов Сталина, США и Великобритания стали всерьез задумываться о
сдерживании «советской экспансии». В марте 1946 г. бывший премьер-министр Англии Черчилль произнес в
Фултоне (США) в присутствии президента США Трумэна речь, в которой прямо
заявил, что Советский Союз стремится к «безграничному распространению
своей
силы и своих доктрин»
в мире. По его мнению, это представляло
глобальную опасность для «великих принципов свободы и прав
человека»
. Советской мощи он предложил противопоставить силу
англосаксонского мира
, заменить прежнюю доктрину равновесия на
доктрину
более активного противодействия социализму.

В
феврале 1947 г. президент США Трумэн в своем послании конгрессу
развернул
конкретную
программу мер по «спасению» Европы от советской
экспансии
,
получившую название доктрины Трумэна:

    1) предполагалось оказать широкомасштабную
экономическую помощь европейским странам (план Маршалла);

    2) образовать военно-политический союз
западных стран под эгидой США (им стал блок НАТО, созданный в 1949 г.);

    3) разместить вблизи советских границ сеть военных баз США (в первую очередь в Греции и
Турции);      

    4) поддерживать
внутреннюю оппозиции
в
странах Восточной Европы;

    5) при необходимости использовать
вооруженные силы против СССР и его союзников.

Все это должно было
способствовать решению двух главных задач:

    1) не допустить дальнейшего
расширения сферы влияния СССР и
коммунистической
идеологии (доктрина сдерживания социализма);

    2) по возможности, заставить СССР уйти в свои
прежние границы (доктрина отбрасывания социализма).

Эти меры и публично высказанные планы
советское руководство объявило призывом
к войне против СССР, что сразу осложнило и без того непростую ситуацию в
мире.
Летом 1947 г. Европа оказалась окончательно разделенной на союзников
США и союзников СССР. Оформление соответствующих военных, экономических
альянсов и конкретных планов становилось лишь делом времени. Один из таких
планов — «Чариотир», разработанный военным и политическим
руководством США летом 1948 года, предусматривал в первый
период войны
сбросить 133 атомные бомбы на 70 советских городов,
в том числе 8 — на Москву и 7 — на Ленинград, а на втором
этапе войны
— еще 200 атомных бомб и 250 тысяч тонн обычных бомб.

Контрольные вопросы:

Какие изменения произошли в международной
обстановке после окончания войны?

Как, на ваш взгляд, изменились место и роль СССР
в послевоенном мире?

Что такое «холодная война»?

В чём
причины перехода СССР и Запада от союзнических отношений к «холодной
войне»?

Как оценивало новую международную ситуацию
руководство СССР?

     Каковы
основные положения речи У. Черчилля в Фултоне?

     Почему
ее иногда считают началом «холодной войны»?

     Что
такое  доктрина Трумэна? Каково  содержание этого документа?

     Какие
шаги были предприняты США по исполнению этих планов?

     Можно ли говорить о «виновниках» развязывания «холодной
войны»?

2.
Экспорт сталинской модели

В 1945 г.
коммунистические режимы были установлены в Югославии и Северном
Вьетнаме
, а

в 1946 г. — в Албании. С 1947 г. в
новую фазу вступил и процесс создания просоветского блока восточноевропейских
стран. На смену возникшим в 1944-1948 гг. коалиционным правительствам к власти
приходили коммунисты. Еще в ноябре 1946 г. в Болгарии Г. Димитровым
было сформировано коммунистическое правительство, а летом 1947 г.
принята почти скопированная с советской Конституция. В январе 1947 г.
президентом Польши стал коммунист Б.Берут. В августе 1947 г.
коммунисты победили на выборах в Венгрии. В декабре того же года
румынский король Михай под давлением со стороны советского военного
командования отрекся от престола и передал власть коммунистам. В феврале 1948
г.
коммунистический режим был установлен в Чехословакии. В 1948
г.
просоветский режим был установлен в Северной Корее. В 1949 г.
коммунисты пришли к власти в Китае. Эти
страны были отгорожены от остального мира все тем же «железным
занавесом».

Опираясь на военную
силу, Сталин диктовал лидерам этих стран линию поведения не только на
международной арене, но во внутренней политике. Однако их послушность объяснялась
не только военным фактором и единством марксистской доктрины строительства
социализма, но также огромной материальной помощью со стороны СССР. За 1945-1952
гг
. сумма только долгосрочных льготных кредитов этим странам составила 15 млрд. руб. (3 млрд. долларов).

Оформление
экономических основ советского блока произошло в 1949 г. с образованием Совета
Экономической Взаимопомощи
(первоначально в него вошли Болгария,
Венгрия, Польша, Румыния, СССР
и Чехословакия), а военно-политическое
единство было достигнуто уже после смерти Сталина — в мае 1955 г. с
созданием Организации Варшавского Договора (членами которой стали Болгария,
Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия,  Албания)
.

В
рамках этого содружества не допускалось никакой «самодеятельности».
Так, по причине «излишней самостоятельности» югославского руководства
(в лице его лидера маршала И. Броз Тито), предлагавшего
в частности, идею создания
балканской федерации и ее собственного пути к социализму
, в 1948 г.
последовал громкий советско-югославский разрыв. И. Броз Тито был назван «гитлеровско-троцкистским
агентом» и изображался в советской печати неизменно в карикатурном виде, обагренный кровью коммунистов.
В октябре 1949 г. Сталин разорвал дипломатические
отношения
с Югославией и способствовал ее изоляции среди стран социализма.

С 1949 по 1952 г. в
«социалистическом лагере», по инициативе и при прямом участии сталинских
«советников», прошли две волны чисток, в ходе которых к власти пришло
новое поколение лидеров, безоговорочно преданных Сталину. Прежние руководители
во всех странах народной демократии были посажены в тюрьмы или расстреляны.

Воспроизведение в этих странах сталинской
модели развития социализма во всем многообразии ее проявлений (включая репрессии)
еще более сплотило их руководство вокруг Кремля. О различных путях к социализму
(о чем писал в свое время Г.Димитров) больше никто не вспоминал. Оставался реальным
только советский вариант.

Контрольные вопросы:

Что
свидетельствовало об укреплении позиций СССР в Восточной Европе?

Почему
просоветские режимы были установлены не во всех странах, где после войны
находились советские оккупационные войска?

Когда
и почему создан Совет Экономической Взаимопомощи?

Какие
страны он первоначально объединял?

     
   Какая организация была создана ещё? Когда? С какой целью?                                  Что
такое социалистический лагерь?

Существует ли различие в понятиях «страны
социализма» и «страны социалистического содружества»?

Что
изменилось в советско — югославских отношениях? Почему?

3.
Апогей «холодной войны»

Кульминацией
«холодной войны» стали 1949-1950 гг. В апреле 1949 г. была
создана Организация Североатлантического договора (НАТО). В неё вошли США,
Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия,
Норвегия, Дания, Исландия.
В том же году СССР произвел первое испытание
ядерного оружия.

Самым острым
столкновением двух сил в начале 50-х гг. стал корейский конфликт. Он показал,
что «холодная война» легко может перерасти в вооруженное
столкновение. В конфликте, с согласия ООН, приняли участие американские войска.
Американское военное командование намеревалось применить атомное
оружие
, и только опасение, что СССР примет аналогичные ответные меры,
удержало его от этого. Кроме СССР, помощь КНДР оказывали КНР и другие
социалистические страны. С установлением линии фронта на 38-й параллели
конфликт утратил прежнюю остроту и приобрел позиционный характер. Начатые же
США массированные бомбардировки КНДР (в том числе напалмовыми бомбами)
не принесли им военного успеха, зато способствовали нарастанию антиамериканских
настроений в Азии, что активно использовало в своей внешней политике сталинское
руководство. Начались мирные переговоры, в результате которых 27 июля 1953
г.
было подписано соглашение о перемирии.

Центральное место во
внешней политике СССР по-прежнему занимали европейские проблемы. Летом 1948
г.
разразился первый берлинский кризис, когда советские
войска полностью блокировали западные зоны в Берлине. США и их союзники были
вынуждены снабжать Западный Берлин при помощи «воздушного моста» в
течение года. В мае 1949 г. была создана ФРГ. После этого СССР, выступавший ранее за единство Германии, не
возражал против провозглашения в октябре 1949 года в советской оккупационной
зоне ГДР, и передал ей все принадлежавшие здесь Советскому Союзу гражданские
правомочия. В 1952 году лидеры НАТО приняли план
перевооружения Европы
, в первую очередь ФРГ. В этих
условиях обе стороны проявили неуступчивость в поисках шагов, ведущих к ослаблению
противостояния в Европе.

К концу жизни Сталина
наметилась некоторая эволюция его позиции в оценке международной обстановки.
Если раньше он исходил из идеи непримиримости противоречий между социализмом и
капитализмом, то теперь (возможно, из тактических соображений) заявил, что иногда сильнее их могут оказаться
межимпериалистические противоречия, способные вызвать новую войну.
Что
это означало, какой ход намечал Сталин, осталось неясным — он вскоре
умер. Правда, в одном из своих последних интервью — в декабре 1952 г. —
он заявил, что СССР желает прекращения войны в Корее, а сам он готов
встретиться с новым президентом США Д.Эйзенхауэром
для налаживания
советско-американских отношений.

Главным уроком корейского конфликта, как и в
целом
отношений Восток — Запад в 1945-1952 гг., стало
осознание того факта, что от жесткой внешней политики не выиграет никто, а в
случае ее продолжения «холодная война» может перерасти в «горячую». Понимание этого закладывало предпосылки
корректировки внешнеполитической доктрины наследниками Сталина.

Контрольные вопросы:

Когда и почему создан НАТО?

Как
развивались события в послевоенной Германии?

Чем объяснить начало военного противостояния в Корее?

Когда оно началось и чем закончилось?

Что явилось главным уроком корейского конфликта, как и в
целом отношений, Восток —
Запад в 1945-1952 гг.?

3) Обобщение и систематизация знаний.

4) Подведение итогов урока и сообщение
домашнего задания:

  § 58, вопросы 1, 3.

Цель урока: выявить взаимосвязи и взаимозависимости внутриполитических процессов в СССР с послевоенной внешней политикой советского руководства; усвоить суть радикальных перемен, происшедших в мире в результате победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне; понять причины обострения взаимоотношений между СССР и западными странами; уяснить изменение положения СССР в мире в результате победы; объяснить, какие это вызвало перемены во внешней политике советского руководства.

Основные знания: истоки и сущность «холодной войны»; экспорт сталинской модели общественного устройства; отношения СССР с западными странами, международным коммунистическим и рабочим движением.

Основные понятия: «холодная война»; социалистический лагерь; план Маршалла; доктрина Трумэна; ялтинско-потсдамская система международных отношений; Коминформ.

Работа с исторической картой: уметь показать основные территориальные изменения, происшедшие в мире в результате победы стран антигитлеровской коалиции.

Основные даты: 17 июля — 2 августа 1945 г. — Потсдамская конференция; март 1946 г. — фултонская речь У. Черчилля; февраль 1947 г. — доктрина Г. Трумэна; 1947 г. — план Маршалла; 1948 г. — советско-югославский разрыв; 1949 г. — образование НАТО; 1950—1953 гг. — война в Корее.

Основные персоналии: В. М. Молотов; Г. Димитров; Б. Берут; И. Броз Тито.

В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить характер территориальных изменений, происшедших в мире в результате Второй мировой войны.

При объяснении нового материала акцент делается на причинах, побудивших лидеров стран антигитлеровской коалиции отказаться от сотрудничества сразу после окончания войны. Учащимся предлагается в порядке дискуссии обсудить вопрос о сущности, хронологических рамках и «виновниках» развязывания «холодной войны». При этом следует особое внимание обратить на различие подходов историков и современников.

Для выявления причин расхождения стран-союзников по антигитлеровской коалиции можно использовать довольно яркую характеристику, приведенную в воспоминаниях П. А. Судоплатова «Разведка и Кремль» (М., 1996. — С. 263).

При раскрытии содержания второго пункта параграфа следует обратить особое внимание учащихся на причины победы народно-демократических режимов в странах Восточной Европы и Азии. При раскрытии третьего вопроса параграфа главное внимание обращается на вопрос о войне в Корее и той роли, которую в ней играли США и СССР. Для прояснения сути проблемы можно, в частности, использовать «Воспоминания» Н. С. Хрущева (М., 1997. — С. 437—438).

При объяснении материала о позиции СССР в отношении послевоенной Германии рекомендуем использовать воспоминания руководителя разведки ГДР М. Вольфа «Игра на чужом поле» (М., 1998. — С. 44—50).

Стоит подробно сказать о тех уроках и выводах, к которым пришли сами политики после первых лет «холодной войны». Главным было осознание ими того факта, что от жесткой внешней политики не выиграет никто, а в случае ее продолжения «холодная война» вполне может перерасти в «горячую», термоядерную. Понимание этого проявилось в полной мере в позиции не только нового президента Д. Эйзенхауэра, но и новых лидеров СССР, пришедших на смену умершему И. В. Сталину.

В качестве контрольных вопросов и заданий по данной теме можно предложить следующие:

Первый уровень. Используя карту, опишите территориальные изменения, происшедшие в мире после окончания Второй мировой войны. Какие изменения, кроме территориальных, произошли в международной обстановке после окончания войны? Как, на ваш взгляд, изменились место и роль СССР в послевоенном мире? Как оценивало новую международную ситуацию руководство СССР? Приведите примеры, доказывающие усиление позиций СССР в послевоенном мире.

Второй уровень. Что такое «холодная война»? Можно ли говорить о «виновниках» развязывания «холодной войны»? Какие точки зрения существуют на хронологические рамки периода «холодной войны»? Какие точки зрения на проблему начала «холодной войны» известны вам? Чем можно объяснить усиление экспансионистских тенденций в советской внешней политике после окончания войны? Как вы думаете, можно ли считать экспортом в страны Восточной Европы советскую модель социализма? Почему просоветские режимы были установлены не во всех странах, где после войны находились советские оккупационные войска? Чем объясняется негативное отношение советского руководства к плану Маршалла? В чем причины перехода СССР и Запада от союзнических отношений к «холодной войне»? Как воспринимались и оценивались властями и общественностью стран Запада победа над фашизмом и перспективы послевоенного развития? Определите сущность понятия «ялтинско-потсдамская система международных отношений». Дайте определение понятия «мировая социалистическая система». Что такое социалистический лагерь? Что, на ваш взгляд, общего и отличного в двух приведенных выше понятиях? Почему во второй половине 40-х гг. восточно-европейские страны называли странами народной демократии, а затем социалистическими странами? Существует ли различие в понятиях «страны социализма» и «страны социалистического содружества»? Что такое Коминформ? Когда и почему он образован?

Третий уровень. Каковы основные положения речи У. Черчилля в Фултоне? Почему ее иногда считают началом «холодной войны»? Чем объяснить начало военного противостояния в Корее? Когда оно началось и чем закончилось? Когда и почему создан Совет Экономической Взаимопомощи? Какие страны он первоначально объединял?

Задание на дом. § 39 и вопросы к нему. Задания 3, 5 и 6 в рабочей тетради (вып. 2, с. 109—111).

Обновлено: 18.05.2023

Цель урока: выявить взаимосвязи и взаимозависимости внутриполитических процессов в СССР с послевоенной внешней политикой советского руководства; усвоить суть радикальных перемен, происшедших в мире в результате победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне; понять причины обострения взаимоотношений между СССР и западными странами; уяснить изменение положения СССР в мире в результате победы; объяснить, какие это вызвало перемены во внешней политике советского руководства.

Работа с исторической картой: уметь показать основные территориальные изменения, происшедшие в мире в результате победы стран антигитлеровской коалиции.

Основные даты: 17 июля — 2 августа 1945 г. — Потсдамская конференция; март 1946 г. — фултонская речь У. Черчилля; февраль 1947 г. — доктрина Г. Трумэна; 1947 г. — план Маршалла; 1948 г. — советско-югославский разрыв; 1949 г. — образование НАТО; 1950—1953 гг. — война в Корее.

Основные персоналии: В. М. Молотов; Г. Димитров; Б. Берут; И. Броз Тито.

В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить характер территориальных изменений, происшедших в мире в результате Второй мировой войны.

В качестве контрольных вопросов и заданий по данной теме можно предложить следующие:

Первый уровень. Используя карту, опишите территориальные изменения, происшедшие в мире после окончания Второй мировой войны. Какие изменения, кроме территориальных, произошли в международной обстановке после окончания войны? Как, на ваш взгляд, изменились место и роль СССР в послевоенном мире? Как оценивало новую международную ситуацию руководство СССР? Приведите примеры, доказывающие усиление позиций СССР в послевоенном мире.

Задание на дом. § 39 и вопросы к нему. Задания 3, 5 и 6 в рабочей тетради (вып. 2, с. 109—111).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

1982-1984 — продолжение войны в Афганистане.

1983 г.

— В Женеве возобновились американо-советские переговоры. Обсуждалось предложение СССР о создании безъядерной зоны в Центральной Европе.

— Март – переговоры в Москве с Китаем о нормализации отношений.

— 25 апреля — американская школьница Саманта Смит получила приглашение от советского лидера Ю.В. Андропова посетить СССР, после того как он прочёл её письмо, в котором она выражает опасения по поводу ядерной войны (она прилетела в Москву 7 июля).

— 2 ноября — начало крупномасштабных учений НАТО, которые чуть было не были приняты в СССР за начало ядерной войны. Это последняя ядерная паника времён холодной войны.

— Ноябрь — кризис в советско-американских отношениях. Заявление

Андропова об отказе СССР от Женевских переговоров об ограничении и сокращении стратегических вооружений в Европе и размещении в ГДР и ЧССР ракет среднего радиуса действия в ответ на размещение ракет Першинг-2 в ФРГ.

-24 ноября –заявление о размещении новых советских ракет среднего радиуса действий (СС-20).

1. В чём вы видите причины ужесточения внешней политики сталинского руководства после окончания войны?

2. Что стало кульминацией обострения отношений между Востоком и Западом в 1945—1952 гг.?

3. Как можно охарактеризовать отношения между СССР и странами народной демократии? Почему?

4. Что нового появилось во внешней политике СССР после войны?

5. Как вы оцениваете международное положение СССР к моменту смерти И. В. Сталина в марте 1953 г.?

4. Активная экономическая помощь странам советского блока в виде займов. Создание СЭВ, Организации Варшавского договора.

5. Сталин переосмыслил ведение внешней политики и заявил. Пришло осознание того, что все может закончится военными действиями.

Указ президента, выпущенный в ответ на западные санкции, предусматривает контроль над продажей валютной выручки экспортерами, запреты на валютное кредитование нерезидентов и на зачисление россиянами денег на зарубежные счета

Владимир Путин

  • Экспортеры должны в обязательном порядке продавать 80% валютной выручки.
  • Порядок продажи иностранной валюты экспортерами будет устанавливаться Центробанком.
  • Российским резидентам запрещено предоставлять займы в валюте иностранцам и зачислять валюту на счета в банках за пределами России.
  • Резидентам также запрещаются переводы денег без открытия счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

Фото:Андрей Рудаков / Bloomberg

Ужесточение валютного контроля

Вслед за поэтапной либерализацией валютного контроля, происходившей в последние годы, указ запрещает вывод иностранной валюты за рубеж через займы и вклады в зарубежных банках. Перед этим Евросоюз ограничил прием банковских депозитов от российских физических или юридических лиц суммой в €100 тыс., а указ Путина формально запрещает даже такие менее крупные вклады.

До настоящего времени российские резиденты (как физлица, так и юрлица) имели право давать взаймы иностранную валюту нерезидентам, однако были обязаны вернуть средства на счета в российских банках в установленные договорами займа сроки. Требование о репатриации валюты, одолженной иностранцам, было введено в закон в 2018 году и объяснялось целью уменьшить возможности российских хозяйствующих субъектов по выводу средств за рубеж (с этой целью использовалась схема безвозвратных займов нерезидентам).

Российские граждане и компании (за исключением чиновников и депутатов) также могли зачислять иностранную валюту на счета в зарубежных банках и переводить средства со счета в российском банке на иностранный счет.

Введение запрета для резидентов-юрлиц на вывод средств за границу является обратной стороной требования об обязательной продаже 80% валютной выручки экспортерами. Норма об обязательной продаже части валютной выручки существовала в российском законодательстве с 1990-х годов по 2006 год. Теперь она была возвращена в связи с заморозкой валютных резервов Банка России, из-за чего он лишился возможности проводить интервенции в защиту рубля.

Требование о продаже экспортной выручки распространено задним числом на валюту, зачисленную экспортерами на счета в российских банках с 1 января 2022 года. Далее оно применяется к зачислениям иностранной валюты с 28 февраля бессрочно.

Обратные выкупы акций

Указ также разрешает публичным акционерным обществам (ПАО) до конца 2022 года выкупать с биржевого рынка собственные акции (без дальнейшего погашения), если выполнены следующие основные условия:

  • Средневзвешенные котировки этих бумаг за любые три месяца начиная с 1 февраля 2022 года снизились на 20% и более по сравнению со средневзвешенной ценой за первый квартал 2021 года.
  • Основной индекс фондового рынка, рассчитанный за любые три месяца начиная с 1 февраля 2022 года снизился на 20% и более процентов по сравнению со средним значением индекса в первом квартале 2021 года.

Обычно такие выкупы собственных акций (buyback) преследуют цель поддержать котировки на падающем рынке.

Санкции против России ввели несколько десятков стран, в том числе страны ЕС, США, Канада, Япония, Австралия и другие. Ограничения были наложены на российские банки (в том числе ВТБ и Сбербанк), экспорт в Россию высокотехнологичной продукции, Центробанк, Минфин, РФПИ и крупные госкорпорации, а также против членов российского Совбеза и депутатов Госдумы.

Читайте также:

      

  • История лего конструктора кратко для детей презентация
  •   

  • Основные концепции происхождения солнечной системы кратко
  •   

  • Социальные рейтинги в китае кратко
  •   

  • Методика бусоград в доу
  •   

  • Правила техники безопасности вышивки крестом кратко

Слайд 1ТЕМА: Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.

ТЕМА: Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.


Слайд 2Цели урока:
— выявить взаимосвязи и взаимозависимости внутриполитических процессов в СССР

с послевоенной внешней политикой советского руководства;
— усвоить суть радикальных

перемен, происшедших в мире в результате победы антигитлеровской коалиции во второй мировой войне;
— понять причины обострения взаимоотношений между СССР и западными странами; уяснить изменение положения СССР в мире в результате победы;
— объяснить, какие это вызвало перемены во внешней политике советского руководства.

Цели урока:- выявить взаимосвязи и взаимозависимости внутриполитических процессов в СССР с послевоенной внешней политикой советского руководства; -


Слайд 3План урока
1. Начало «холодной войны».
2. Экспорт сталинской модели.
3. Апогей

«холодной войны».

План урока1. Начало «холодной войны». 2. Экспорт сталинской модели.3. Апогей «холодной войны».


Слайд 4Проблемный вопрос
Почему же Вторая Мировая война, по существу, стала колыбелью

войны холодной?
Кто был её инициатором?

Проблемный вопросПочему же Вторая Мировая война, по существу, стала колыбелью войны холодной? Кто был её инициатором?


Слайд 6Территориальные изменения в Европе
по решениям Крымской, Потсдамской
конференции и договорам, заключённым

после Второй мировой войны

Территориальные изменения в Европе по решениям Крымской, Потсдамской конференции и договорам, заключённым после Второй мировой войны


Слайд 7Ялтинско-Потсдамская система международных отношений — принятое в геополитике обозначение системы международных

отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции.
Впервые вопрос

послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен в ходе Тегеранской конференции 1943 г., где уже тогда достаточно отчетливо проявилось усиление позиции двух держав — СССР и США, к которым все больше переходит решающая роль в определении параметров послевоенного мира. Т.е., еще в ходе войны зарождаются предпосылки формирования основ будущего биполярного мира. В полной мере эта тенденция проявилась уже на Ялтинской и Потсдамской конференциях, когда главную роль в решении ключевых проблем связанных с формированием новой модели МО две, теперь уже сверхдержавы СССР и США.

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений — принятое в геополитике обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и


Слайд 9Доктрина Трумэна
Оказать широкомасштабную экономическую помощь европейским странам
Образовать военно-политический союз западных

стран под эгидой США
Разместить вблизи советских границ сеть военных баз

США

Доктрина ТрумэнаОказать широкомасштабную экономическую помощь европейским странамОбразовать военно-политический союз западных стран под эгидой СШАРазместить вблизи советских границ


Слайд 10Поддерживать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы

При необходимости использовать вооружённые

силы против СССР и его союзников

Поддерживать внутреннюю оппозицию в странах Восточной ЕвропыПри необходимости использовать вооружённые силы против СССР и его союзников


Слайд 11Две задачи
1. Сдерживание социализма

2. Отбрасывание социализма

Две задачи1. Сдерживание социализма2. Отбрасывание социализма


Слайд 12План Дж. Маршалла
Усиление проникновения США в Европу

за счет оказания экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы

Второй мировой войны. С апреля 1948 г. по декабрь 1951 г. США израсходовали по этому плану около 12,4 млрд. долл.,

План Дж. Маршалла   Усиление проникновения США в Европу за счет оказания экономической помощи европейским странам,


Слайд 13 Экономическая помощь по «Плану Маршалла»

Экономическая помощь по «Плану Маршалла»


Слайд 14Итоги «Плана Маршалла»
План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 г.,

когда конгресс США принял «закон об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю

программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла ( с апр. 1948 по дек. 1951) составила около 12,4 млрд. долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Испанию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

Итоги «Плана Маршалла»План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 г., когда конгресс США принял


Слайд 15Контрольные вопросы
Какие изменения произошли в международной обстановке после окончания войны?

Как, на ваш взгляд, изменились место и роль СССР в

послевоенном мире?
Что такое «холодная война»?
В чём причины перехода СССР и Запада от союзнических отношений к «холодной войне»?
Как оценивало новую международную ситуацию руководство СССР?
Каковы основные положения речи У. Черчилля в Фултоне?
Почему ее иногда считают началом «холодной войны»?
Что такое доктрина Трумэна? Каково содержание этого документа?
Какие шаги были предприняты США по исполнению этих планов?

Контрольные вопросыКакие изменения произошли в международной обстановке после окончания войны? Как, на ваш взгляд, изменились место и


Слайд 18За 1945 – 1952 гг.
3 млрд. долларов

За 1945 – 1952 гг.3 млрд. долларов


Слайд 2014 мая 1955 г. — создание Организации Варшавского договора
СССР
Чехословакия
Албания
ГДР
Румыния
Польша
Болгария

14 мая 1955 г. - создание Организации Варшавского договораСССРЧехословакияАлбанияГДРРумынияПольшаБолгария


Слайд 21Социалисти́ческий ла́герь — идеологический и политический термин (политическое клише), использовавшийся в

СССР и других социалистических странах для обозначения СССР и дружественных

ему стран, ставших на «социалистический путь развития».

Социалисти́ческий ла́герь — идеологический и политический термин (политическое клише), использовавшийся в СССР и других социалистических странах для обозначения


Слайд 22Контрольные вопросы
Что свидетельствовало об укреплении позиций СССР в Восточной Европе?
Почему

просоветские режимы были установлены не во всех странах, где после

войны находились советские оккупационные войска?
Когда и почему создан Совет Экономической Взаимопомощи?
Какие страны он первоначально объединял?
Какая организация была создана ещё? Когда? С какой целью? Что такое социалистический лагерь?
Что изменилось в советско — югославских отношениях? Почему?

Контрольные вопросыЧто свидетельствовало об укреплении позиций СССР в Восточной Европе?Почему просоветские режимы были установлены не во всех


Слайд 244 апреля 1949 г. – создание Организации Североатлантического договора
Канада
Великобритания
США
Франция
Италия
Бельгия
Исландия
Португалия
Люксембург
Голландия
Норвегия

4 апреля 1949 г. – создание Организации Североатлантического договораКанадаВеликобританияСШАФранцияИталияБельгияИсландияПортугалияЛюксембургГолландияНорвегия


Слайд 25Военно-политические и экономические объединения в годы холодной войны
ОЕЭС (Организация европейского

экономического сотрудничества) Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Швейцария, Швеция, западные оккупационные

зоны Германии.16.4.1948
Париж
ОАГ (Организация американских государств) 31 Латинское государство + США
1962г. — исключение Кубы 30.4.1948
Богота
ЕПС (Европейский платёжный союз) Члены Европейского Совета 19.9.1950 Париж
ЕОУС (Европейское объединение угля и стали) Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ 18.4.1951 Париж
АНЗЮС (англ. Australia, New Zeland, United States — ANZUS) Австралия, США, Новая Зеландия 09.1951
СЕАТО (Организация договора Юго-Восточной Азии) Австралия, США Великобритания, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины, Франция 8.9.1954 Филиппины ОВД
ЕЭС (Европейское экономическое сообщество) Бельгия, Италия, Люксембург, ФРГ, Нидерланды, Франция 21.3.1957 Рим
СЕНТО (Организация Центрального договора) Великобритания, Турция, Иран, Пакистан 20.8.1959 Турция
ОЭСР (Организация европейского экономического сотрудничества) Члены ОЕЭС; США и Канада — полноправные члены ОЭСР 1.10.1961 Париж

Военно-политические и экономические объединения в годы холодной войныОЕЭС (Организация европейского экономического сотрудничества) Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Швейцария,


Слайд 27Главный урок Корейской войны
От жёсткой внешней политики не выиграет никто
«холодная

война» может перерасти в «горячую»

Главный урок Корейской войныОт жёсткой внешней политики не выиграет никто«холодная война» может перерасти в «горячую»


Слайд 28Оккупационные зоны в послевоенной Германии

Оккупационные зоны в послевоенной Германии


Слайд 29Одновременно с подготовкой и проведением «плана Маршалла» США вместе с

Англией проводили в оккупированной Германии сепаратные действия, срывающие выполнение решений

Потсдамской конференции и работу Контрольного совета четырех держав, восстанавливая западногерманские промышленные монополии-застрельщиков двух мировых войн, подготавливая почву для ремилитаризации Западной Германии и превращения ее в военного союзника США. 2 декабря 1946 г в Вашингтоне было заключено соглашение о слиянии американской и английской зон оккупации в Германии, образовавших так называемую Бизонию. Летом 1948 г. к ним присоединилась и французская оккупационная зона , таким образом, создалась Тризония. 18 июня 1948 г. США, Англия и Франция объявили о проведении в западных зонах Германии сепаратной денежной реформы.

Через пять дней, 23 июня, самовольно, без санкций советских властей, они распространили эту реформу на Западный Берлин, находившейся в советской зоне и имевшей свободное общение с Восточным Берлином и всей Восточной Германией, что спровоцировало первый Берлинский кризис.

Одновременно с подготовкой и проведением


Слайд 30 Германия в период первого Берлинского кризиса

Германия в период первого Берлинского кризиса


Слайд 31 1949 год стал годом раскола Германии. Вскоре после

денежной реформы в западной зонах была начата работа над конституцией

государства, которое должно было быть создано на основании этих трёх зон. В мае 1949 года образовалась Федеративная Республика Германии (ФРГ). В октябре в восточной зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).

1949 год стал годом раскола Германии. Вскоре после денежной реформы в западной зонах была начата


Слайд 32Кто виноват? Страны Запада?
1. 6 августа 1945 г.

– бомбардировка Хиросимы
9 августа 1945 г.

– бомбардировка Нагасаки

2. В своей речи в марте 1946 г. У.Черчилль призвал противопоставить силе СССР силу англосаксонского мира.

3. Ядерный шантаж СССР: 196 бомб для уничтожения 20 советских городов.

4. «Доктрина Трумэна» — «спасение» Европы от советской экспансии: экономическая помощь Европе; размещение военных баз вблизи советских границ; использование военных сил против СССР; поддержание внутренней оппозиции в странах Восточной Европы.

5. План Дж. Маршалла: усиление проникновения США в Европу за счет оказания экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы Второй мировой войны (17 млрд. долларов)

Кто виноват? Страны Запада?  1. 6 августа 1945 г. – бомбардировка Хиросимы    9


Слайд 33Кто виноват? СССР?
1. Стремление изменить режим черноморских проливов.
2.

Возвращение Карского и Ардаганского округов.
3. Совместное

управление Танжером (Северная Африка).
4. Заинтересованность в изменении режима управления Сирией,
Ливаном.
5. Протекторат СССР над Триполитанией (Ливия).
6. В 1949 г. СССР произвел первое испытание ядерного оружия.
Советские ученые первыми разработали новое поколение оружия — термоядерное.
7. 1947 год. Создание Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) — организации, которая имела политические и идеологические цели противостояния Западу.
8. Сентябрь 1947 г. — доктрина А. Жданова: мир разделен на два лагеря — «империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР)

Кто виноват? СССР?1.   Стремление изменить режим черноморских проливов.2.   Возвращение Карского и Ардаганского округов.3.


Слайд 34Последствия «холодной войны»
Раскол Германии
Создание военных блоков
Региональные конфликты

Раскол мира на две системы
Влияние на внутреннюю жизнь США

и СССР

Последствия «холодной войны» Раскол Германии Создание военных блоков Региональные конфликты Раскол мира на две системы Влияние на


Слайд 35 Соотношение сил НАТО и ОВД в Европе

Соотношение сил НАТО и ОВД в Европе


Слайд 36Почему же Вторая Мировая война, по существу, стала колыбелью войны

холодной? Кто был её инициатором?

Итак, “холодная война” возникла вскоре

после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить ее итоги. Что же они увидели?
Во-первых, пол-Европы оказалось в советской зоне влияния и там лихорадочно возникали просоветские режимы.
Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий.
В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсной.
В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими.
Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР.
Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, быстрее других и осознал Черчилль, провозгласив “холодную войну”.

Почему же Вторая Мировая война, по существу, стала колыбелью войны холодной? Кто был её инициатором?  Итак,


Слайд 37Контрольные вопросы
Когда и почему создан НАТО?
Как развивались события в послевоенной

Германии?
Чем объяснить начало военного противостояния в Корее?
Когда оно началось

и чем закончилось?
Что такое биполярный мир?
Кто виновен в развязывании «холодной войны»?
Каковы причины холодной войны?

Контрольные вопросыКогда и почему создан НАТО?Как развивались события в послевоенной Германии?Чем объяснить начало военного противостояния в Корее?


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Видеорегистратор навител др 500 инструкция по настройке
  • Лета групп руководство
  • Шкаф для хранения стерильных эндоскопов инструкция
  • Умифеновир инструкция сколько раз в день принимать
  • Мануал для nissan qashqai