Как отказаться от классного руководства в казахстане

      В соответствии с подпунктом 12-2) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемое Положение о классном руководстве в организациях среднего образования.

      2. Департаменту дошкольного и среднего образования, информационных технологий (Жонтаева Ж.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет», а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного введения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан» для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

Министр

образования и науки

Республики Казахстан

А. Саринжипов

  Утвержден приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 12 февраля 2016 года №18

ПОЛОЖЕНИЕ
о классном руководстве в организациях среднего образования

      Сноска. Положение — в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 31.05.2022 № 251 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящее Положение о классном руководстве в организациях среднего образования (далее — Положение) разработано в соответствии с подпунктом 12-2) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании».

      2. Положение определяет функции классного руководителя, возложенные на педагога (далее – классный руководитель), по координации деятельности обучающихся класса в рамках учебно-воспитательного процесса.

      3. Классный руководитель осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О статусе педагога», другими законодательными и нормативными правовыми актами Республики Казахстан в сфере образования.

      4. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, который строится на основе устава организации образования, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, обновления содержания и методологии образования, а также форм воспитания.

      5. Классный руководитель обладает соответствующими знаниями и навыками организации воспитательной работы, а также высокими морально-нравственными, деловыми качествами организатора, мотивирует обучающихся, поддерживает и развивает их стремление к высоким человеческим идеалам.

      Классный руководитель назначается приказом руководителя организации образования.

      6. Планирование и контроль работы классного руководителя (директора) осуществляет заместитель директора по воспитательной работе организации среднего образования.

Глава 2. Цель и задачи деятельности классного руководителя

      7. Цель деятельности классного руководителя – стимулирование всестороннего развития детей, создание условия для формирования и становления личностей обучающихся, взаимодействие с родителями для вовлечения их в процесс обучения и воспитания.

      8. Задачи деятельности классного руководителя:

      1) мотивирование к здоровому образу жизни;

      2) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, бережного отношения к природе;

      3) укрепление семейных отношений, воспитание уважительного отношения к взрослым;

      4) создание дружественной среды, взаимопонимания в классном коллективе;

      5) привитие учащимся ответственности за других, умения работать в команде;

      6) знания об условиях проживания детей в семье;

      7) проведение родительских собраний (педагогических консилиумов, тренингов, бесед, консультаций для родителей (иных законных представителей));

      8) взаимодействие с родителями (иными законными представителями) по вопросам учебных достижений обучающихся и соблюдению правил внутренного распорядка;

      9) проведение одного раза в неделю классных часов;

      10) информирование руководителя (директора) организации образования о состоянии воспитательной работы с классом.

Глава 3. Функции классного руководителя

      9. Функции классного руководителя:

      1) организационно-координирующие функции:

      осуществление взаимодействия «школа-обучающийся-родитель»;

      ведение документации, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года №130 «Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20317).

      2) Аналитические функции:

      изучение индивидуальных особенностей обучающегося;

      осуществление анализа состояния успеваемости и динамики общего развития обучающихся класса.

      3) Коммуникативные функции:

      регулирование межличностных отношений между обучающимися;

      содействие общему благоприятному психологическому климату в классном коллективе;

      оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств;

      содействие сотрудничеству между учителями, учащимися и родителями (иными законными представителями).

      4) Контрольные функции:

      осуществление контроля за успеваемостью, посещаемостью занятий, внешним видом, эмоционально-психологическим состоянием обучающихся класса.

      10. В соответствии с функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

      1) индивидуальные (беседы, консультации, совместный поиск решения проблем и другие);

      2) групповые (творческие объединения, органы самоуправления и другие);

      3) коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и другие).

      11. При организации дистанционного обучения классный руководитель информирует родителей (иных законных представителей) о процессе обучения, о предоставлении обратной связи обучающимся, о ходе обучения и учебных результатах, о необходимости создания условий, для самостоятельной работы обучающихся.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

      В соответствии с подпунктом 12-2) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемое Положение о классном руководстве в организациях среднего образования.

      2. Департаменту дошкольного и среднего образования, информационных технологий (Жонтаева Ж.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет», а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного введения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан» для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

Министр

образования и науки

Республики Казахстан

А. Саринжипов

  Утверждено
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 12 января 2016 года № 18

ПОЛОЖЕНИЕ
о классном руководстве в организациях среднего образования
1. Общие положения

      1. Настоящее Положение о классном руководстве в организациях среднего образования (далее — Положение) разработано в соответствии с подпунктом 12-2) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».

      2. Положение определяет функции, возложенные на педагога (далее — классный руководитель), по координации деятельности обучающихся класса в рамках учебно-воспитательного процесса.

      Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 07.04.2020 № 132 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3. Классный руководитель осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», другими законодательными и нормативными правовыми актами Республики Казахстан в сфере образования.

      4. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, который строится на основе устава организации образования, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, обновления содержания и методологии образования, а также форм воспитания.

      5. Классный руководитель обладает соответствующими теоретическими и практическими знаниями и навыками организации воспитательной работы, а также высокими морально-нравственными, деловыми качествами организатора, мотивировать обучающихся, поддерживать и развивать их стремление к высоким человеческим идеалам.

      Отбор кандидатур для назначения классного руководителя осуществляется администрацией организации образования и утверждается приказом руководителя.

      6. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель руководителя организации среднего образования по воспитательной работе.

      7. Участниками образовательного процесса являются администрация организации образования, педагоги, классные руководители, работники организации образования (школьные медицинские работники, психологи, логопеды), обучающиеся, их родители, и иные законные представители.

2. Цель и задачи деятельности классного руководителя

      8. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для формирования гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, саморазвития и самореализации обучающегося, его личностного самоопределения, успешной социализации и адаптации в обществе, развития творчества обучающихся, организации содержательного досуга.

      Базовыми ценностями в содержании общего среднего образования являются казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, уважение, сотрудничество, труд и творчество, открытость, образование в течение всей жизни.

      9. Задачи деятельности классного руководителя:

      1) формирование актива класса;

      2) создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения обучающегося, раскрытия его потенциальных способностей и сохранения индивидуальности;

      3) защита прав и интересов обучающихся;

      4) организация системной работы с обучающимися в классе;

      5) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности;

      6) мотивирование к здоровому образу жизни;

      7) формирование у учащихся морально-нравственных и духовных качеств, привитие толерантности;

      8) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;

      9) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;

      10) приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками;

      11) привитие учащимся чувства коллективизма, ответственности за других, умения работать в команде в духе товарищества;

      12) содействие формированию безопасной среды для детей.

3. Функции классного руководителя

      10. Функции классного руководителя.

      1) Организационно-координирующие функции:

      разработка плана деятельности классного руководства с учетом плана воспитательной работы организации среднего образования исходя из анализа, состояния и перспектив развития классного коллектива. Прогнозирование результатов воспитательной деятельности;

      взаимодействие с педагогами и иными работниками организаций образования, здравоохранения, родителями и иными законными представителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и другие);

      организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

      стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся во внеурочное время, в том числе через систему дополнительного образования в организации среднего образования и внешкольных организациях;

      организация информационной работы с обучающимися, их родителями и иными законными представителями;

      выявление, учет и работа с детьми из социально уязвимой категории населения в целях эффективного проектирования учебно-воспитательного процесса и организации оказания им соответствующей помощи;

      содействие профессиональному самоопределению обучающихся, осознанному выбору профессии;

      участие в работе методического объединения классных руководителей;

      планирование воспитательной работы с коллективом класса, разработка индивидуальных планов работы с обучающимися, родителями и иными законными представителями;

      определение форм планирования воспитательной работы с классом с учетом выполнения основных принципов общешкольного планирования;

      привлечение к организации воспитательного процесса в классе учителей-предметников, родителей и иных законных представителей обучающихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и других);

      организация учебно-воспитательного процесса в классе, вовлечение обучающихся в деятельность классного и школьного коллективов;

      изучение индивидуальных особенностей обучающихся, условия их жизни в семье и школе;

      отслеживание и своевременное выявление девиантного проявления в поведении обучающихся, осуществление необходимой педагогической и психологической помощи, информирование администрации школы;

      оказание помощи обучающимся в решении жизненных проблем и ситуаций;

      организация социальной, психологической и правовой защиты обучающихся;

      создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе класса;

      пропагандирование здорового образа жизни;

      информирование родителей и иных законных представителей обучающихся об их успеваемости и поведении, осуществление координации деятельности родительского комитета класса;

      взаимодействие с педагогами по общеобразовательным предметам;

      проведение классных часов и других внеурочных, внешкольных мероприятий с коллективом класса;

      ведение документации класса (личных дел, классного журнала, контроль за ведением дневников обучающихся), также другой документации, определенной нормативными актами организации среднего образования;

      содействие формированию навыков самосохранения и общения с незнакомыми людьми;

      соблюдение требований техники безопасности;

      обеспечение сохранности жизни и здоровья обучающихся во время проведения внеклассных, внешкольных мероприятий.

      своевременное информирование руководителя организации образования о фактах нарушения прав детей (вымогательство, шантаж, гибель детей и других несчастных случаев) и о совершении противоправных действий (бездействий) обучающихся.

      2) Коммуникативные функции:

      регулирование межличностных отношений между обучающимися;

      содействие общему благоприятному психологическому климату в классе;

      оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

      3) Аналитические функции:

      изучение индивидуальных особенностей обучающегося и динамики их развития;

      анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива;

      анализ и оценка влияния семейного воспитания на формирование личности обучающегося;

      осуществление систематического анализа состояния успеваемости и динамики общего развития обучающихся класса.

      4) Контрольные функции:

      осуществление контроля за успеваемостью, посещаемостью занятий, внешним видом, эмоционально-психологическим состоянием обучающихся класса обучающихся класса.

      Сноска. Пункт 10 с изменениями, внесенными приказом Министра образования и науки РК от 07.04.2020 № 132 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      11. В соответствии с функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

      1) индивидуальные (беседы, консультации, совместный поиск решения проблем и другие);

      2) групповые (творческие объединения, органы самоуправления и другие);

      3) коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и другие).

      При выборе формы работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

      определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами организации среднего образования;

      учитывать принципы организации образовательного процесса, потребности, интересы и возможности обучающихся, внешние условия;

      обеспечивать целостность содержания, формы и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса обучающихся класса.

4. Организация деятельности классного руководителя

      12. Классный руководитель осуществляет следующую деятельность с коллективом класса и отдельными обучающимися:

      1) постоянно определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и пропуска учебных занятий;

      2) организует дежурство обучающихся в классном кабинете;

      3) организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе, в случае возникновения девиации в их поведении.

      13. Классный руководитель еженедельно:

      1) проверяет ведение обучающимися дневников и выставление оценок за неделю;

      2) проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы;

      3) проводит не менее двух воспитательных мероприятий в месяц (кроме классных часов);

      4) организует работу с родителями и иными законными представителями обучающихся (по ситуации).

      14. Классный руководитель ежемесячно:

      1) посещает уроки в классе;

      2) получает консультации психолога и отдельных педагогов;

      3) организует работу классного коллектива и его актива.

      Сноска. Пункт 14 с изменением, внесенным приказом Министра образования и науки РК от 07.04.2020 № 132 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      15. Классный руководитель в течение учебной четверти:

      1) обеспечивает ведение классного журнала;

      2) участвует в работе методического объединения классных руководителей;

      3) проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояние успеваемости и уровня воспитанности обучающихся;

      4) составляет план воспитательной работы на новую четверть;

      5) проводит классное родительское собрание;

      6) представляет в учебную часть отчет об успеваемости обучающихся класса за четверть.

      16. Классный руководитель ежегодно:

      1) оформляет личные дела обучающихся;

      2) анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся в течение года;

      3) составляет план воспитательной работы в классе (план классного руководителя);

      4) собирает и предоставляет руководителю организации образования статистическую отчетность об обучающихся класса.

5. Документация классного руководителя

      17. Классный руководитель ведет следующую документацию:

      1) план воспитательной работы класса на основе учебно-воспитательного плана работы организации среднего образования. Форма плана и анализа воспитательной работы определяется школьным методическим объединением классных руководителей;

      2) социальный паспорт класса по утвержденной руководителем организации образования форме;

      3) результаты педагогического, социологического, психологического, физического исследования обучающихся класса;

      5) протоколы заседаний родительских комитетов и родительских собраний, материалы для подготовки родительских собраний;

      6) материалы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми;

      7) материалы методической работы по классному руководству;

      8) анализ воспитательной работы за четверть, полугодие и год;

      9) отчеты, аналитические и другие материалы.

6. Критерии эффективности воспитательной деятельности
классного руководителя

      18. Эффективность воспитательной деятельности классного руководителя определяются следующими критериями:

      1) результативность работы классного руководителя анализируется и оценивается администрацией организации образования и другими участниками образовательного процесса. С этой целью в каждой организации образования разрабатывается система критериев работы, а также приемов оценочно-аналитической деятельности.

      2) контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

      3) эффективность работы классного руководителя оценивается на основании критериев, которые характеризуют:

      уровни развития личностных качеств и индивидуальных способностей воспитанников,

      успешность усвоения обучающимися образовательной программы со стабильной или положительной динамикой успеваемости,

      сформированность классного коллектива, воспитательной системы класса,

      удовлетворенность родителей жизнедеятельностью обучающихся в классе и результатами классного руководства,

      наличие у воспитанников достижений в различных видах деятельности,

      комфортность пребывания ребенка в классном сообществе.

      4) данная система критериев при необходимости дополняется показателями, отражающими специфические особенности классного коллектива и воспитательной деятельности в нем (отсутствие правонарушений, общественная и творческая активность обучающихся).

      В соответствии с избранными критериями подбираются и используются методики психолого-педагогической диагностики, методы и приемы оценочно-аналитической деятельности.

“Подскажите, пожалуйста, такой вопрос. В этом году я работала в школе первые полгода и сразу «повесили» классное руководство … При том, что опыта педагогического раньше не было. Сейчас закончили учебный год, я очень хочу отказаться от этого. Как это делается? Пишется заявление в кадры? Могут ли мне отказать?”

Отвечает юрист.

Мало где это практикуется, но по закону если вам предлагают взять классное руководство, то вы имеете полное право отказаться. Отказ от классного руководства практически невозможен, если вы являетесь учителем младших классов и ведете у них все уроки. Это единственный случай, во всех остальных — все должно быть добровольно.

Только предложили быть классным руководителем

Есть
Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 года №536, согласно которому классное руководство — это дополнительная работа, а значит выполняется только с согласия педагога. При назначении на классное руководство составляется отдельное дополнительное соглашение, которое вы можете не подписывать и вас никто не может заставить это сделать. Администрация школы не может привлечь вас к дисциплинарной ответственности за отказ, лишить стимулирующих и как-то еще воздействовать. 

Работа педагога в каникулы

Проще всего отказываться от классного руководства именно на этапе заключения письменного соглашения о выполнении обязанностей классного руководителя. Здесь никаких дополнительных заявлений об отказе писать не надо.

Уже работаю классным руководителем, но хочу оказаться

Если документ подписан, то вы тоже можете отказаться от дополнительных обязанностей, предупредив своего работодателя письменным заявлением за три дня. Такое право вам дает
Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 60.2. Отказ от выполнения дополнительной работы, не входящий в основные должностные обязанности, не влечет за собой увольнение работника или иные меры. 

Но есть очень важный нюанс! Внимательно прочитайте свой трудовой договор. Если классное руководство указано в нем в качестве предмета работы и является частью трудовой функции работника, то отказаться вы можете только при согласии администрации школы: одностороннее изменение условий трудового договора недопустимо. Если же в трудовом договоре у вас в качестве трудовой функции указана только педагогическая работа, а классное руководство осуществлялось по отдельному приказу — за надбавку к заработной плате, то вы имеете право от него отказаться и без согласия администрации. 

В любом варианте на этом этапе нужно написать письменное заявление на имя директора в произвольной форме. Можно указать, что в случае отказа в удовлетворении просьбы, вынуждены будете обратиться в прокуратуру и в инспекцию по труду. Это ваше право. 

По каким причинам можно отказаться от классного руководства

Причинами отказа могут быть причины как частного характера, так и профессиональные. Например, состояние здоровья, семейные обстоятельства, разработка собственного экспериментального учебно-методического комплекса, другая научная работа, полная загрузка и отсутствие времени.

“Подскажите, пожалуйста, такой вопрос. В этом году я работала в школе первые полгода и сразу «повесили» классное руководство … При том, что опыта педагогического раньше не было. Сейчас закончили учебный год, я очень хочу отказаться от этого. Как это делается? Пишется заявление в кадры? Могут ли мне отказать?”

Отвечает юрист.

Мало где это практикуется, но по закону если вам предлагают взять классное руководство, то вы имеете полное право отказаться. Отказ от классного руководства практически невозможен, если вы являетесь учителем младших классов и ведете у них все уроки. Это единственный случай, во всех остальных — все должно быть добровольно.

Только предложили быть классным руководителем

Есть
Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 года №536, согласно которому классное руководство — это дополнительная работа, а значит выполняется только с согласия педагога. При назначении на классное руководство составляется отдельное дополнительное соглашение, которое вы можете не подписывать и вас никто не может заставить это сделать. Администрация школы не может привлечь вас к дисциплинарной ответственности за отказ, лишить стимулирующих и как-то еще воздействовать. 

Работа педагога в каникулы

Проще всего отказываться от классного руководства именно на этапе заключения письменного соглашения о выполнении обязанностей классного руководителя. Здесь никаких дополнительных заявлений об отказе писать не надо.

Уже работаю классным руководителем, но хочу оказаться

Если документ подписан, то вы тоже можете отказаться от дополнительных обязанностей, предупредив своего работодателя письменным заявлением за три дня. Такое право вам дает
Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 60.2. Отказ от выполнения дополнительной работы, не входящий в основные должностные обязанности, не влечет за собой увольнение работника или иные меры. 

Но есть очень важный нюанс! Внимательно прочитайте свой трудовой договор. Если классное руководство указано в нем в качестве предмета работы и является частью трудовой функции работника, то отказаться вы можете только при согласии администрации школы: одностороннее изменение условий трудового договора недопустимо. Если же в трудовом договоре у вас в качестве трудовой функции указана только педагогическая работа, а классное руководство осуществлялось по отдельному приказу — за надбавку к заработной плате, то вы имеете право от него отказаться и без согласия администрации. 

В любом варианте на этом этапе нужно написать письменное заявление на имя директора в произвольной форме. Можно указать, что в случае отказа в удовлетворении просьбы, вынуждены будете обратиться в прокуратуру и в инспекцию по труду. Это ваше право. 

По каким причинам можно отказаться от классного руководства

Причинами отказа могут быть причины как частного характера, так и профессиональные. Например, состояние здоровья, семейные обстоятельства, разработка собственного экспериментального учебно-методического комплекса, другая научная работа, полная загрузка и отсутствие времени.

Несмотря на введение «президентской надбавки» за классное руководство, объем обязанностей классного руководителя растет год от года, и далеко не все педагоги готовы работать в этом качестве. При этом нередко классное руководство директор школы дает, не спрашивая согласия педагога. Мы задали вопрос юристам профсоюза, как можно отказаться от этих обязанностей или не принимать их на себя. По их мнению, отказаться от выполнения обязанностей классного руководителя проще всего на этапе заключения соглашения об исполнении обязанностей классного руководителя.

Во-первых, так как в силу п. 2.3 Особенностей режима работы педагогов, утв. Приказом Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 №536, классное руководство является дополнительной работой, выполнение которой может быть поручено работнику только с его согласия, закрепленного в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему, вы можете отказаться от подписания дополнительного соглашения о выполнении обязанностей классного руководителя или потребовать от работодателя исключения соответствующих обязанностей из трудового договора до его подписания.

Работодатель не может привлечь вас к дисциплинарной ответственности за отказ от подписания дополнительного соглашения к трудовому договору о возложении на вас обязанностей классного руководителя, как и не может требовать выполнения таких обязанностей без внесения их в ваш трудовой договор (без заключения с вами дополнительного соглашения к трудовому договору по этому поводу), по этой причине отказ от классного руководства на этапе заключения трудового договора или дополнительного соглашения о выполнении работы классного руководителя наиболее безопасен.

Во-вторых, несмотря на то, что выполнение обязанностей классного руководителя напрямую не регламентируется Трудовым кодексом РФ, по нашему мнению, отказ педагога от классного руководства, как дополнительной работы, возможен со ссылкой на ст. 60.2 ТК РФ. В ст. 60.2 ТК РФ перечислены все виды дополнительной работы, закрепленной в ТК РФ, установлено общее правило о том, что работник вправе отказаться от выполнения такой работы, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Имеется и судебная практика, подтверждающая правомерность применения указанной нормы в регулировании деятельности классного руководства (см., например, Апелляционное определение Ярославского областного суда от 28.05.2015 по делу № 33-3188/2015).

Однако следует обратить внимание, что существует и другая позиция по вопросу возможности применения нормы ст. 60.2 ТК РФ в случае с классным руководством.

Суть данной позиции состоит в том, что в ст. 60.2 ТК РФ предусмотрены конкретные виды дополнительной работы и классное руководство не подходит ни под один из них, при этом если положения о выполнении педагогом обязанностей классного руководителя включено в его трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору), то и изменить это условие трудового договора можно только по письменному соглашению с работодателем (см. ст. 72 ТК РФ).

Если придерживаться такой правовой позиции по вопросу регламентации классного руководства, то после заключения трудового договора с условием о выполнении обязанностей классного руководителя или заключения дополнительного соглашения к трудовому договору аналогичного содержания педагог уже не имеет права в одностороннем порядке отказаться от классного руководства, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за неисполнение обязанностей классного руководителя, предусмотренных трудовым договором. Впрочем, работодатель также не имеет права в одностороннем порядке снять с учителя классное руководство до истечения срока действия соглашения о выполнении этих обязанностей, без заключения с учителем письменного соглашения о досрочном исключении из трудового договора обязанностей классного руководителя.

На невозможность применения положений ст. 60.2 ТК РФ при регулировании выполнения педагогом обязанностей классного руководителя указывали представители Минпросвещения России и Профсоюза народного образования и науки РФ (см. ответ на соответствующий вопрос в Письме Минпросвещения России № ВБ-1107/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 235 от 22.05.2020). Есть и судебный акт, подтверждающий данную позицию — Апелляционное определение Московского городского суда от 14.05.2018 по делу № 33-14524/2018.

Таким образом, безопаснее всего отказываться от классного руководства на этапе заключения письменного соглашения о выполнении обязанностей классного руководителя (просить исключить обязанности классного руководителя из трудового договора до его подписания, отказаться от подписания дополнительного соглашения к трудовому договору по поводу выполнения функций классного руководителя).

Если соответствующее соглашение вами подписано, то можно попробовать отказаться от классного руководства со ссылкой на ст. 60.2 ТК РФ, предупредив работодателя в письменной форме за три рабочих дня об отказе от выполнения этой дополнительной работы, но безопаснее всего решать этот вопрос по соглашению с работодателем. Провести переговоры по поводу отказа от этих обязанностей можно с помощью профсоюза.

Хочу отказаться от классного руководства. Вопрос.

С 2000 года была в должности классного руководителя, одно время даже была классным руководителем двух классов одновременно. И эта работа приносила моральное удовлетворение. Но последнее время не могу найти общий язык с детьми. Хамство, надменность, отсутствие авторитетов. Все что говорю — мимо ушей. Не хочу больше тратить свою энергию в эту пустоту. Да и деньги НИКАКИЕ. Подскажите могут ли меня заставить быть классным руководителем? Кто-то ведь уже прошел этот путь?

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы

Наталья Владимировна

Пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении (постановление правительства РФ от 30.12.05 г. № 854) дополнен абзацем. В нем сказано, что на педагогических работников общеобразовательных учреждений могут возлагаться функции классного руководства, но только с их согласия.
— В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой к обязанностям преподавателя не отнесено осуществление классного руководства. Классное руководство – это дополнительная работа, которая может иметь место с согласия работника и за дополнительную оплату, размер которой определяется самим образовательным учреждением. Порядок возложения на работника дополнительной работы и размер дополнительной оплаты за нее целесообразно регулировать коллективным договором, который заключается работниками и работодателем в лице их представителей и является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации.

Федорова Людмила Ивановна(эксперт сообщества)

Спасибо, что подняли этот вопрос. Я тоже на следующий год хочу отказаться от классного руководства (по многим веским причинам).

Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)

Классный руководитель и учитель-предметник, а может разделить эти две должности? Особенно в средних и старших классах! Были же кураторы в школах!

Отредактировано 22-05-2019 05:22

Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)

Я работала в лицее, где были освобожденные кураторы, которые получали ставку за классное руководство. Это было замечательно. У меня нет классного руководства, и я бы на него никогда не согласилась.

Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)

Отказ от работы классным руководителем для меня прошел уже год назад быстро, но не безболезненно.Заявление мое с требованием освободить от классного руководства стало результатом хамской выходки ученика, к которому претензий по поведению было множество. Директор подписала без возражений. Родителей предупредили, что поставят ребенка на учет в КДН. Назначен был новый классный руководитель, дотерпели до его окончания 9 класса. Ребенок сейчас учится в другой школе.
Мария Юрьевна, считаю, что заставить Вас не может никто. Если, к тому же, нагрузка высокая и Вы ведете дополнительно внеурочную работу, важную и нужную школе, можно корректно поставить вопрос о том, что этот фронт деятельности, кроме Вас, не выполнит никто, а совмещать — нет возможностей.
Считаю, что администрации классного руководителя стоит поменять. Возможно, новый человек привнесет в процесс воспитания этих детей что-то новое.
Желаю Вам всего самого доброго и светлого, удачи и успехов!!!

Красноперова Марина Рудольфовна

У меня нет классного руководства уже лет 5. Меня это устраивает. Столько работы у классного руководителя! Если бы только с детьми!

Трушина Светлана Юрьевна

Марина Рудольфовна, абсолютно согласна, меня также устраивает отсутствие в моей работе кл. руководства ,уже 7- й год! Нет, нет и нет, не хочу и не буду!!!!!!!!! И никто не имеет права заставить! Да уже администрация и не просит, знают, что как мы говорим — ни за какие деньги!

Фролова Надежда Михайловна(эксперт сообщества)

/Да и деньги НИКАКИЕ/. Не думаю,что уж совсем никакие))) 1500- президентские и еще 1380. У нас в школе так. Да,нагрузка большая.работы с классом очень много. Но заставить вас. Марина Юрьевна, не имеют права.

Тихова Татьяна Алексеевна

А у нас 288 рублей (в классе 5 человек). Бумажная отчётность по классу из 5 человек такая же как и в большом. Проблемные дети так же встречаются. Администрация школы заставить, конечно, не может, но отношения испортить можно.

Каракай Лариса Павловна

Президентские 1000 руб. (денежное вознаграждение из федерального бюджета за классное руководство) перестали платить с 01.01.2014г.
Всё на усмотрение региона.
А вам от какого президента (да ещё и 1500 руб.) платят?::smile15::

Отредактировано 22-05-2019 18:48

Каракай Лариса Павловна

Замечательно, но источник финансирования — другой, не федеральный бюджет, который — для всех.
Может, 1500 руб. — губернаторские, только для вашего региона?
А то из других регионов возмутятся, почему им президент не платит, начнутся «разборки»…::smile0::

Отредактировано 23-05-2019 08:26

Матвеева Светлана Николаевна

Мария Юрьевна, по поводу: «Но последнее время не могу найти общий язык с детьми…. » У Вас с одним ребёнком проблема или с коллективом в целом??? Если проблема с одним ребёнком, то это не такая большая проблема, а если проблема со всем классом, то может сферу деятельности поменять??? По поводу: «Хамство, надменность, отсутствие авторитетов. Все что говорю — мимо ушей» — в чём конкретно проявляется??? Ну а насчёт финансовой стороны — у нас тоже около 3000 выходит. На дороге не валяются. Ничего — работаем, находим подходы…

Ботнева Мария Юрьевна

Ситуация, повторяющаяся часто(уже 2 года): звенит звонок, начинаю урок, проходит 7-10 минут открывается дверь. Заходят, когда 2, когда 3, а то и четверо. Ни извинений, ни объяснений — проходят и садятся на места, начинают выяснять свои вопросы. На мое возмущение ответ один: «Мы голодные, были в столовой». На уроке бесконечные разговоры не по теме. Начинаю делать замечания — не реагируют, а то и хлеще: пока я ругаю одних — другие беседуют. Не понимаю как у адекватных родителей могут быть такие невосприимчивые дети?Была на больничном неделю, прихожу — не кабинет, а просто хлев(да, у нас дети убирают кабинеты). Начинаю убираться. У моих первый урок. Девочки заходят в кабинет, садятся за парты, беседуют. И НИКОМУ и в голову не пришло помочь. Очень показательный эксперимент. Любое мероприятие из-под палки — им ничего не надо! Готовились к дню Победы. 2 песни, стихи, убила кучу времени и нервов, а завуч передумала концерт делать!У меня в классе 21 человек. За классное руководство 1260 руб. Чистыми — 1096. Не стоят мои нервы этих денег.

Матвеева Светлана Николаевна

Мария Юрьевна, да уж… Ситуация оставляет желать лучшего, конечно. У нас, поверьте, не лучше. Дети с ОВЗ (разными диагнозами причём), в классе 18 человек. Парты, стулья и прочие предметы летят в сторону учителя, который ведёт урок, в случае, если вызываю к доске, а не хотят. Ничего, всё терпим. Позиция администрации — ищите подход. Стараюсь находить и нахожу уже 32 года. Родители ещё неадекватнее, чем сами дети: «Сдали в интернат — учите и воспитывайте». Учу, воспитатель — воспитывает. А в продлёнке ещё хуже и сложнее детей удержать, однако терпит и воспитывает. Так и живём…

Отредактировано 22-05-2019 19:53

Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)

Мария Юрьевна, в любом случае решение принимать вам, а администрация не в праве вас заставить. Удачного вам разрешения этого непростого вопроса.::smile30::

Буньков Андрей Владимирович

Отказывайтесь всеми силами, мало хамства так еще столько вешают на классных руководителей всякой ненужной отчетности.

Белянина Светлана Николаевна(эксперт сообщества)

Я работаю уже два года без классного руководства.Чувствую себя, без этого вида работы, отлично.Директору просто сказала, что мне не надо классного руководства.Проблем не было.Никто не уговаривал.И замечательно!!!

Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)

А мне скучно без классного руководства… Когда приходят 5-клашки, трудно сначала, а на выходе гордость испытываешь от результата.

Айгуль Айратовна

Я вот попыталась в прошлом году отказаться от класса (из-за маленькой оплаты), потом как в мультике «Такая корова нужна самому». И передумала. Они мои.
А по вашему вопросу, отказаться можете.

Каракай Лариса Павловна

Мария Юрьевна, не оправдывайтесь ни перед кем.
Вы, наверное, уже взвесили: на одной чаше — здоровье, нервы, на другой — 1096 руб. И какая тяжелее?
Хотите отказаться — отказывайтесь, независимо от причин.

Отредактировано 23-05-2019 08:32

Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)

Лариса Павловна, какие аргументы можно привести для отказа? Моему коллеге нужно.

Каракай Лариса Павловна

Елена Викторовна, клас. руководство, как и работа на ГИА, — это дополнительная работа, только, в отличие от ГИА, связана с учебным процессом. «Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.» (Ст. 60.2 ТК РФ). Обычно ссылаются на здоровье, загруженность.

Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)

Спасибо, Лариса Павловна. А если человек хочет отказаться от части нагрузки?

Елена Вениаминовна Чурина(эксперт сообщества)

Ой, какой сложный вопрос Вы, Мария Юрьевна, подняли! Вот тоже не хочу классного руководства. Времени много занимает! У меня 31 человек в классе! А вот и с Еленой Викторовной соглашусь и без них тошно!

Ботнева Мария Юрьевна

Спасибо, Вам, коллеги, поддержка помогла. И я целый год жила без классного руководства. Это было замечательно. Отдохнула. В этом году мне поручили 11 класс. В период пандемии в основном это бумажная работа и дистанционные конкурсы. Но меня не дёргают — а я не дергаю детей — пусть готовятся к ЕГЭ. В группы никакие не вступаю. Уже сложившийся коллектив. Выбрали старосту — я ей инфу кидаю, а она в группу. Кайфую. Пока.

Советы и публикации юристов

Юристы всех стран, объединяйтесь!

Юридическая социальная сеть

Спросить юриста бесплатно

1

Вход

  • Юристы ТОП-10
  • Сейчас обсуждают
  • Новое +1388
  • Уже заработали

СообществаNew

Консультация юриста
8 800 505-91-11 

КРУГЛОСУТОЧНОБЕСПЛАТНО

  • Главная
  • Административное право
  • Отказ от классного руководства

Отказ от классного руководства

Заявление на отказ от классного руководства


Пенза
ответов:
1


ответить

Заявление на отказ от классного руководства


Старый Оскол
ответов:
4


ответить

Могу ли я отказаться от классного руководства? И какие причины отказа могут быть?


Петропавловск
ответов:
1


ответить

Отказ от классного руководства.


Москва
ответов:
1


ответить

Отказ от классного руководства


Орёл
ответов:
1


ответить

Отказ от классного руководства.


Новосибирск
ответов:
1


ответить

Отказ от классного руководства


Ульяновск
ответов:
1


ответить

Как правильно написать, отказ от классного руководства, его у меня не было ходят поставить, хочу отказаться, как грамотно сделать?


Когалым
ответов:
1


ответить

Как правильно написать заявление об отказе от классного руководства?


Державинск
ответов:
1


ответить

Как правильно написать заявление директора на отказ от классного руководства?


Грозный
ответов:
1


ответить

На основании каких законов я могу написать отказ от классного руководства в середине учебного года?


Екатеринбург
ответов:
1


ответить

Написала отказ от классного руководства. Директор сказал, что может «думать» 2 недели. Правомерно ли это? Может ли не разрешить?


Красноярск
ответов:
1


ответить

На какие документы, постановления можно ссылаться при отказе от классного руководства?


Краснодар
ответов:
1


ответить

Каковы уважаемые причины отказа от классного руководства.


Краснодар
ответов:
2


ответить

Ответственность учителя за отказ от классного руководства?


Сарыагаш
ответов:
3


ответить

Отказ от классного руководства — Татьяна, Курск


Курск
ответов:
1


ответить

Как правильно написать заявление об отказе от классного руководства?


Валуйки
ответов:
4


ответить

Мой ребенок идет в 1 класс. Является ли это причиной отказа от классного руководства?


Ульяновск
ответов:
2


ответить

Могу ли я отказаться от классного руководства 9 класса в апреле и как пояснить свой отказ?


Белгород
ответов:
2


ответить

Наличие малолетних собственных детей (3 и 5 лет) — достаточное основание для отказа от классного руководства?


Калининград
ответов:
1


ответить

На какие нормативно-правовые акты опираться при отказе от предлагаемого классного руководства?


Брянск
ответов:
1


ответить

Как оформить отказ от классного руководства?


Самара
ответов:
1


ответить

Скажите, пожалуйста, является ли наличие у учителя детей до 14 лет причиной отказа администрации школы от классного руководства?


Москва
ответов:
1


ответить

Читайте также:

  • Классное руководство
  • Заявление на классное руководство
  • Отказ от руководства
  • Заявление на отказ от классного руководства
  • Как отказаться от классного руководства в школе
  • Как отказаться от классного руководства
  • Классное руководство в школе
  • Оплата за классное руководство

Помощь юристов и адвокатов

Спроси юриста!
Ответ за5минут

спросить

Администратор печатает сообщение

ст. 60.2 ТК РФ.

Выполнение учителем (иным работником учреждения) функций классного руководителя возможно только с письменного согласия работника. Вы обязаны предупредить работодателя об отказе от выполнения дополнительной работы в письменной форме за 3 дня до момента прекращения работы. Отказ от выполнения дополнительной работы, не входящей в основные должностные обязанности не влечет за собой увольнение работника. Почитайте свои должностные обязанности — в них не входит классное руководство.

Заявление пишите в 2-х экземплярах на имя директора школы в произвольной форме, ссылайтесь на ст. 60.2 ТК РФ, на документ, где прописаны Ваши должностные обязанности, укажите мотив отказа (по семейным обстоятельствам и проч.). Можно указать, что в случае отказа в удовлетворении просьбы, вынуждены будете обратиться в прокуратуру и в инспекцию по труду. Один экземпляр заявления отдать секретарю и попросить, чтобы секретарь его зафиксировал в журнале входящих документов, на 2-ом чтоб поставил отметку о принятии (№ входящей документации, дату, подпись, штамп-если есть). Если откажется -не страшно: отправляйте директору заявление заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Если через 2 недели директор не подпишет заявление, то обращайтесь с жалобой в прокуратуру, в инспекцию по труду.

Несмотря на введение «президентской надбавки» за классное руководство, объем обязанностей классного руководителя растет год от года, и далеко не все педагоги готовы работать в этом качестве. При этом нередко классное руководство директор школы дает, не спрашивая согласия педагога. Мы задали вопрос юристам профсоюза, как можно отказаться от этих обязанностей или не принимать их на себя. По их мнению, отказаться от выполнения обязанностей классного руководителя проще всего на этапе заключения соглашения об исполнении обязанностей классного руководителя.

Во-первых, так как в силу п. 2.3 Особенностей режима работы педагогов, утв. Приказом Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 №536, классное руководство является дополнительной работой, выполнение которой может быть поручено работнику только с его согласия, закрепленного в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему, вы можете отказаться от подписания дополнительного соглашения о выполнении обязанностей классного руководителя или потребовать от работодателя исключения соответствующих обязанностей из трудового договора до его подписания.

Работодатель не может привлечь вас к дисциплинарной ответственности за отказ от подписания дополнительного соглашения к трудовому договору о возложении на вас обязанностей классного руководителя, как и не может требовать выполнения таких обязанностей без внесения их в ваш трудовой договор (без заключения с вами дополнительного соглашения к трудовому договору по этому поводу), по этой причине отказ от классного руководства на этапе заключения трудового договора или дополнительного соглашения о выполнении работы классного руководителя наиболее безопасен.

Во-вторых, несмотря на то, что выполнение обязанностей классного руководителя напрямую не регламентируется Трудовым кодексом РФ, по нашему мнению, отказ педагога от классного руководства, как дополнительной работы, возможен со ссылкой на ст. 60.2 ТК РФ. В ст. 60.2 ТК РФ перечислены все виды дополнительной работы, закрепленной в ТК РФ, установлено общее правило о том, что работник вправе отказаться от выполнения такой работы, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Имеется и судебная практика, подтверждающая правомерность применения указанной нормы в регулировании деятельности классного руководства (см., например, Апелляционное определение Ярославского областного суда от 28.05.2015 по делу № 33-3188/2015).

Однако следует обратить внимание, что существует и другая позиция по вопросу возможности применения нормы ст. 60.2 ТК РФ в случае с классным руководством.

Суть данной позиции состоит в том, что в ст. 60.2 ТК РФ предусмотрены конкретные виды дополнительной работы и классное руководство не подходит ни под один из них, при этом если положения о выполнении педагогом обязанностей классного руководителя включено в его трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору), то и изменить это условие трудового договора можно только по письменному соглашению с работодателем (см. ст. 72 ТК РФ).

Если придерживаться такой правовой позиции по вопросу регламентации классного руководства, то после заключения трудового договора с условием о выполнении обязанностей классного руководителя или заключения дополнительного соглашения к трудовому договору аналогичного содержания педагог уже не имеет права в одностороннем порядке отказаться от классного руководства, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за неисполнение обязанностей классного руководителя, предусмотренных трудовым договором. Впрочем, работодатель также не имеет права в одностороннем порядке снять с учителя классное руководство до истечения срока действия соглашения о выполнении этих обязанностей, без заключения с учителем письменного соглашения о досрочном исключении из трудового договора обязанностей классного руководителя.

На невозможность применения положений ст. 60.2 ТК РФ при регулировании выполнения педагогом обязанностей классного руководителя указывали представители Минпросвещения России и Профсоюза народного образования и науки РФ (см. ответ на соответствующий вопрос в Письме Минпросвещения России № ВБ-1107/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 235 от 22.05.2020). Есть и судебный акт, подтверждающий данную позицию — Апелляционное определение Московского городского суда от 14.05.2018 по делу № 33-14524/2018.

Таким образом, безопаснее всего отказываться от классного руководства на этапе заключения письменного соглашения о выполнении обязанностей классного руководителя (просить исключить обязанности классного руководителя из трудового договора до его подписания, отказаться от подписания дополнительного соглашения к трудовому договору по поводу выполнения функций классного руководителя).

Если соответствующее соглашение вами подписано, то можно попробовать отказаться от классного руководства со ссылкой на ст. 60.2 ТК РФ, предупредив работодателя в письменной форме за три рабочих дня об отказе от выполнения этой дополнительной работы, но безопаснее всего решать этот вопрос по соглашению с работодателем. Провести переговоры по поводу отказа от этих обязанностей можно с помощью профсоюза.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Настойка корня пиона инструкция по применению
  • Электронное руководство уаз патриот
  • Тиосульфат натрия инструкция по применению внутрь пить после алкоголя
  • Гемодез капельница инструкция по применению аналоги
  • Рация quansheng tg uv2 plus инструкция на русском