С чего начать
Чаще всего люди начинают задумываться о том, чтобы открыть частную школу, когда у них самих появляются дети и они стремятся создать для них лучшую образовательную среду. Но одного желания недостаточно. Для начала определитесь, в каком качестве вы видите себя в этом бизнесе: учредителя, директора, идеолога, формирующего концепцию учебного заведения, контролирующего учебный процесс и занимающегося оперативным управлением.
Учредителем частной школы может стать любой человек, обладающий необходимыми средствами и желанием создать бизнес в этой области. Лучше, если он будет погружен в специфику образовательного процесса хотя бы для того, чтобы принимать грамотные кадровые решения.
А вот к профессиональным качествам директора законы рынка диктуют достаточно жесткие требования: как минимум нужен опыт работы в сфере образования.
Также необходимо быть хорошим управленцем, знать основы методологии и психологии, разбираться в бухгалтерии и юридических вопросах и, конечно же, любить детей и иметь много сил и энергии. Потому что это тот бизнес, который будет забирать много времени и почти все ваше внимание.
Мой путь к этому бизнесу был длинный. У меня три высших образования: я юрист, управленец и методист. В 2008 году моя семья переехала жить за город, и следом у нас родились дети-погодки. В этот момент я поняла, что мое дело жизни должно быть где-то под боком. А вскоре мне предложили взять в оперативное управление здание детского сада в коттеджном поселке в двух километрах от моего дома.
Я долго не раздумывала: это был как раз тот бизнес-проект, который я ждала. Много лет я работала в сфере образования, у меня было много опыта и масса идей, которые я хотела воплотить в жизнь.
Сегмент частного школьного образования
В нашей стране традиционно большая доля государственного школьного образования, на частные школы приходится около 2% рынка, согласно исследованию НИУ ВШЭ, проведенному в 2019 году. После кризиса пандемии сложно сказать, как именно изменился сегмент частного школьного образования.
С одной стороны, какие-то частные школы закрылись по экономическим причинам, но открылись и новые. На своем опыте мы видим, что для многих родителей остро встал вопрос о поиске качественного образования для детей после карантина 2020 года, и они готовы за это качество платить.
В России частное образование — это огромный простор для реализации, рынок практически еще только формируется. При этом, конечно же, идет жесткая борьба за клиентов. Задумавшись о том, чтобы открыть свою школу, необходимо понимать, на какие запросы родителей вы отвечаете, почему должны выбрать именно вас.
Для меня при открытии лицея выбор был однозначным: гуманистический подход, широкий набор педагогических инструментов, развернутая система оценивания, учет возрастных и личностных характеристик ученика.
Как найти свою нишу
Когда дело касается такого бизнес-проекта, как школа, искать свою нишу, как при открытии коммерческого предприятия, нельзя. Вы должны понять, что близко и интересно именно вам, и двигаться в этом направлении.
Какие-то школы делают упор на индивидуальный план развития ребенка, другие — на языки или два аттестата, третьи — на формирование личности и альтернативные методики преподавания (например, вальдорфскую или Монтессори). Все это может быть скомбинировано в рамках одной школы.
Главное — найти ту систему, с которой вы внутренне согласны. Если вы считаете, что образование должно быть авторитарным, то не стоит пытаться заниматься демократическим образованием.
Ожидания родителей в 2021 году
Мы опросили родителей наших учеников, чтобы узнать, что они ждут от школы в 2021 году. Выяснилось, что в современном и очень нестабильном мире школа должна быть для родителей и детей оплотом, надежной пристанью. Мы должны создавать ту стабильную атмосферу, которая позволит родителям и детям снизить и без того высокий уровень стресса.
От частных школ ждут прежде всего индивидуального подхода, открытой и уважительной атмосферы. Обучение становится творческим процессом, который не принуждает, а вовлекает детей. Также важно, что в частных школах, как правило, более современная инфраструктура: само здание, спортивные площадки, оборудование кабинетов и т.д.
Мы, например, именно в этом видим свой вектор развития. Важно наличие разнообразного дополнительного образования, всевозможных активностей, которые занимают ребенка после уроков. В «Ласточкином гнезде» работает целая сеть дополнительных кружков и секций, от брейк-данса и футбола до каллиграфии и керамической студии.
Школа за городом: плюсы и минусы
Наш лицей находится в Московской области, на Киевском шоссе. И когда мы стали изучать свои маркетинговые возможности, то с удивлением увидели, что к нам возят детей и с Минского шоссе, и из других уголков Подмосковья. Запрос на качественное образование в Подмосковье есть, а предложений не так уж и много.
Конечно, здесь меньше плотность населения. Но тенденция двух последних лет показала, что люди все больше стремятся уехать из города и жить в загородных домах, и вопрос качественного школьного образования в Подмосковье очень актуален.
У нас школа небольшая, вместимость здания — не более 120 детей. Года через два мы планируем расшириться, и тогда мощность составит 200 человек. Но уже сейчас мы видим, что спрос довольно высокий, уже в июне у нас были сформированы классы на сентябрь, свободных мест просто нет.
Особенности законодательства
Все частные школы должны быть зарегистрированы как некоммерческие организации. Наш лицей — это автономная некоммерческая общеобразовательная организация «Лицей “Ласточкино гнездо”».
Статус некоммерческой организации накладывает определенные ограничения, которые необходимо учитывать и неукоснительно соблюдать, а именно доход от деятельности должен быть направлен на развитие школы, его нельзя куда-то вложить или открыть другой бизнес. Учредитель школы может получать прибыль только в виде заработной платы за работу в школе.
Для открытия частной школы необходимы также лицензия и аккредитация. Лицензию выдает Рособрнадзор, и она бессрочная, но подразумевает периодические проверки. Чтобы больше узнать об этом, можно изучить:
- закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966;
- санитарные правила СП 2.4. 3648-20 (будут действовать с 1 января 2021 года по 1 января 2027 года).
Аккредитация — это подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), и такие школы могут проводить аттестации, выдавать аттестаты государственного образца. Школа может работать и без аккредитации, но тогда выдавать аттестаты она не сможет.
Помещение
Требования к самому помещению школы прописаны в законодательстве, и они довольно высокие. Помните, что для получения лицензии вам будет необходимо предъявить заключения Роспотребнадзора и МЧС, и тут важно полностью соответствовать критериям. В моем случае здание, в котором мы открыли школу, уже было построено с учетом требований для детского образовательного учреждения — это значительно облегчило старт.
Найти помещение с хорошими условиями аренды или приобретения довольно непросто. Есть несколько путей. Например, в Москве существует практика, когда государство выставляет на торги аренду помещений строго для образовательных учреждений. При этом обычно это здание без мебели и оборудования, и, скорее всего, оно будет требовать ремонта. Стартовая стоимость таких в этом случае примерно 1000 рублей за кв.м в год. При площади в 1000 кв.м — это 1 млн рублей в год.
Часто застройщики строят большие и красивые школы для новых районов. Аренда таких зданий обойдется от 500 тыс. рублей в месяц за здание площадью 2000 кв.м.
На чем нельзя экономить
Главной составной частью расходов школы является ФОТ (фонд оплаты труда) — это примерно 70-80%. В основном штат сотрудников — это педагоги, которые согласно ТК ФР должны получать 56 календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска.
И как раз на них экономить ни в коем случае нельзя, ведь педагогический состав — это лицо школы. Именно они являются визитной карточкой образовательного учреждения, и важно, чтобы они любили свою работу, являлись ее амбассадорами.
Где можно заработать
Главное, на чем зарабатывает частная школа, — это собственный образовательный проект. Есть доход не от основной образовательной деятельности. Например, доход от кружков и секций, от летних лагерей, от групп по уходу и присмотру, от родительских школ.
Список может быть очень длинным. Мне кажется, это очень большое поле для фантазии учредителя и директора по развитию. Что же касается процентного соотношения доходов от дополнительных видов деятельности и от основной образовательной деятельности, то можно говорить и о соотношении 50 на 50.
Статей дохода для частной школы неограниченное количество. Сейчас в моде изучение иностранных языков, поэтому невозможно представить платный детский сад без английского языка с пеленок. Отчасти это маркетинговый ход, но с ним надо считаться, чтобы быть конкурентоспособными.
Наша школа «Ласточкино гнездо» до пандемии, например, начала проект собственных детских лагерей под нашим уже известным брендом. Сейчас мы остановили его развитие, но, надеюсь, очень скоро все изменится к лучшему.
Главное — помнить, что абсолютно весь доход, полученный школой, необходимо правильно оформить и использовать исключительно для развития этого проекта. Важно, чтобы у вас был профессиональный бухгалтер, который будет учитывать в своей работе все требования законодательства.
Для того чтобы открыть свою частную школу, очень важно этим «гореть». Это тот вид деятельности, который требует большой вовлеченности, но при этом дает очень много с точки зрения профессионального роста, свободы для творчества и реализации своих идей. При этом помните, что, как и в любой некоммерческой организации, есть свои ограничения и требования с точки зрения ведения бухгалтерии.
Чек-лист для открытия частной школы:
- изучите рынок и конкурентов;
- продумайте концепцию и образовательную систему;
- найдите помещение, которое соответствует требованиям законодательства;
- подберите сильный педагогический состав, составьте учебный план;
- получите лицензию и аккредитацию.
Фото на обложке: maroke/shutterstock.com
Раньше дополнительно занимались только двоечники, потому что не справлялись со школьной программой. Потом ввели ЕГЭ, и теперь занимаются все.
ЕГЭ — это экзамены, по результатам которых ученики выпускаются из школ и поступают в вузы. Их проводят централизованно по всей стране, задания придумывают в специальных секретных лабораториях в Москве и держат в тайне до самого старта экзамена.
Школе важно, чтобы ЕГЭ сдали все — и шустрые, и отстающие. Поэтому школе обычно хватает, когда дети сдают на тройки. Но если вы метите в хороший вуз, вам нужен высокий балл, и к нему школа обычно не готовит. Разрыв между школой и высокими баллами для вузов закрывает новая прослойка в российском образовании — репетиторы и центры подготовки.
Я встретилась с Максимом, основателем одного из центров подготовки школьников к ЕГЭ. Он рассказал, что начать было легко: сразу нашлось помещение, с учениками тоже проблем не было. Только потом Максим увидел, что это не такие уж и легкие деньги. В общем, вот вся подноготная.
Идея бизнеса
Максим закончил МГУ и, как многие выпускники, стал заниматься репетиторством. Учеников искал через школьные олимпиады: заранее договаривался со школами, приходил с готовой программой и проводил соревнования для старших классов. Среди учеников всегда находились те, кому нужна помощь с подготовкой к экзаменам. Все деньги за уроки Максим забирал себе, а докупать для занятий приходилось по-минимуму: бумагу, ручки и картридж в принтер для печати. Всё как в нашей статье про бизнес и самозанятость.
Дело шло по накатанной: учеников достаточно, доходы регулярные, а расходов почти не было. Можно всю жизнь быть самозанятым и получать нормальные деньги. Но в сутках 24 часа — одной парой рук много не заработаешь. Через несколько лет репетиторства Максим захотел развиваться и задумался, как зарабатывать больше.
Когда погружаешься в какое-то занятие, понимаешь как оно устроено. Не обязательно иметь управленческое образование и предпринимательскую жилку, чтобы открыть бизнес. Пока Максим работал на себя, он разобрался в тонкостях обучения и увидел хороший спрос. Появилась идея организовать работу без своего участия и увеличить оборот.
В 2015 году Максим оформил ИП. Форма налогообложения — патентная. Такая система подходит бизнесу, который оказывает образовательные услуги: если купить патент на год, не нужно регулярно отчитываться перед ФНС. Для Максима такой патент стоит 20 000 Р.
Еще все ИП платят обязательные взносы. С учетом взносов Максим отдает государству около 50 тысяч в год.
Максим был уверен, что если центр не выдает дипломы, образовательная лицензия ему не нужна. Но недавние решения Верховного суда показывают, что лицензию все-таки нужно получать, и сейчас Максим консультируется с юристами, чтобы взвесить все риски.
Как работать с клиентами
В бизнесе бывает просто: клиент тот, кто платит. Для образовательного центра всё иначе.
На курсы подготовки идут школьники 9—11 классов, но на занятия их записывают родители, они же платят за обучение. Поэтому целевые аудитории две: дети и их родители.
Сначала надо убедить родителей в хорошем качестве обучения. Чтобы им было проще принять решение, их с ребенком приглашают на бесплатное пробное занятие. На занятии можно вживую оценить работу учителя и обстановку.
Дальше занятия проходят без участия родителей, и им сложнее контролировать процесс. Но родители остаются в курсе: им на почту регулярно приходят результаты работ ребенка. Подробности можно обсудить с учителем по телефону, почте, смс или в мессенджере. Такую прозрачность центр изобрел, чтобы оправдать доверие.
Одно дело — привлечь ученика, и совсем другое — чтобы он не ушел после первого месяца занятий. Заинтересовать пробуют совместным досугом: ходят с детьми на экскурсии и проводят тематические вечера. Сейчас «отток» — 15% школьников, это все еще много, но раньше было хуже.
Особенности: сезонность, текучка
Бизнес очень сезонный, причины две: каникулы и текучка. Причем и то и другое проявляется одновременно, поэтому финансово бизнес постоянно шатает.
Летом у школьников каникулы, заниматься никто не будет, в итоге выручки нет. Преподаватели, администраторы и все остальные будут сидеть без работы, если их чем-то не занять. При этом зарплаты нужно платить.
В то же время август — самая горячая пора для набора новых групп. К этому моменту большая часть учеников уже сдали экзамены и ушли навсегда, никакими посиделками и экскурсиями их не вернешь. Чтобы набрать группы на новый учебный год, надо потратиться на привлечение. Времени найти учеников мало: с августа по октябрь и чуть-чуть в январе — это месяцы, когда родители записывают детей на подготовку. Не успел зацепить своих клиентов в этот период — всё, денег в этом году не будет.
В итоге у бизнеса нет стабильной прибыли, она привязана к сезонам. Август — самый затратный месяц, и он же — самый безденежный. Убыток из-за вложений в маркетинг доходит до 500 000 Р. Зато в марте и апреле доход почти 2,2 млн рублей, но это не повод радоваться — надо готовиться к межсезонью.
С такими особенностями бизнеса важно вести управленческий учет: планировать будущие расходы, сверять их с доходами и заранее всё балансировать. Иначе легко попасть в кассовый разрыв.
Результаты работы оценивают за год: прибыль считают за 9 месяцев учебного года, расходы — за 12 месяцев. Чтобы весь год не приходилось работать вслепую, все расходы стали привязывать к доходам от одного ученика, то есть считать юнит-экономику.
Прибыль с ученика 2956 рублей
Доход и расходы | Сумма |
---|---|
Доход от ученика | +6800 Р |
Зарплата учителей | –1904 Р |
Аренда | –875 Р |
Привлечение, реклама | –685 Р |
Зарплата методистов | –250 Р |
Зарплата администраторов | –100 Р |
Налоги | –20 Р |
Уборка | –10 Р |
Зарплата учителей
–1904 Р
Привлечение, реклама
–685 Р
Зарплата методистов
–250 Р
Зарплата администраторов
–100 Р
Сотрудники
Больше всего тратят на зарплаты учителям — 40% от выручки. Учителей оформляют на полный оклад или полставки.
В начале учителей находили среди знакомых. Когда учеников стало больше, подключили сайты для поиска сотрудников и объявления в соцсетях. В приоритетном порядке набирают выпускников МГУ: они создают хорошую репутацию центру.
Чтобы контролировать работу учителей, в центре есть два методиста. Они должны находить и тренировать новых преподавателей: рассказывать про работу с детьми, учить проводить занятия и составлять программу. Дальше учителя сами готовят уроки, исходя из уровня подготовки группы. План урока придумывают заранее, теорию и задачи берут из интернета или пишут самостоятельно.
Чем больше учеников, тем сложнее справляться с организацией: формировать группы, составлять расписание, прикреплять учителей. Для порядка в делах взяли двух удаленных администраторов.
Сезонность бизнеса касается и учителей тоже. Зимой в отпуск их не отпустишь: учебный год, занятия по графику. Приходится отправлять учителей в отпуск летом, пока нет занятий. Но свободного времени все равно остается много. Тогда преподавателям дают решать оргвопросы: они ищут новые аудитории, готовят будущие программы занятий, придумывают задачи и помогают с рекламой центра.
Помещение
Расходы на аренду вторые по величине — 13% от выручки.
Часть занятий проходит в институте. Вечером аудитории пустуют, а для школьников это как раз время, когда можно позаниматься. Сначала знакомый институт пустил к себе бесплатно. Через пару месяцев сняли еще три аудитории и стали платить 25 000 Р в месяц за аренду. В аудиториях всё есть: столы, стулья, доски, маркеры и мел.
Сейчас у Максима открыто 5 центров: три в институтах, один в бизнес-центре и еще один в торговом центре. Теперь на аренду уходит 280 000 Р в месяц. Для институтов по-прежнему не нужно ничего докупать. Для других помещений расходы на покупку мебели Максим не считает: столы и стулья прослужат лет 10, а стоят они дешево.
В межсезонье, пока нет работы, штатные учителя мониторят дешевые предложения помещений и выезжают на место, чтобы оценить расположение и внешний вид. Так к прошлому учебному году нашли еще три точки.
Сколько стоило расширение бизнеса
Год назад Максим оформил кредит на развитие своего центра: больше привлекать финансирование было негде. Банк выдал 800 000 Р под 17% годовых. Максим признается, что в тот момент не считал, понадобятся ли ему все эти деньги, просто взял всё, что давали.
На старте Максим советует кредитов не брать. Сам пошел в банк только потому, что центр два года подряд приносил прибыль и Максим был уверен в будущей выручке.
На что потратили 800 тысяч рублей:
- 65 000 Р — первая версия сайта,
- 91 000 Р — доработка и продвижение сайта,
- 150 000 Р — контекстная реклама,
- 150 000 Р — аренда трех новых помещений,
- 138 000 Р — зарплата новым учителям.
Оставшиеся 206 тысяч пошли на мелкие расходы: покупку мебели, расчеты с обслуживающим банком, оплату патента и взносов.
Максим решил потратиться на продвижение сайта, чтобы расширить канал привлечения. Эффективность затеи еще не анализировали. Отталкивались от того, что в бизнесе надолго, поэтому сайт окупится.
В пяти пунктах
- Россия и Минобр сами создали бешеный спрос на услуги подготовки к ЕГЭ. Ниша готовая, мощная и естественная.
- Подготовка к ЕГЭ — предельно сезонный бизнес. В августе тяжелее всего.
- Когда поток денег нестабильный, легко попасть в кассовый разрыв. Лучше следить за цифрами.
- Конкуренция высокая. Чтобы ее выдерживать, продумайте стратегию работы не только с детьми, но и с их родителями.
- Для оценки бизнеса важно считать экономику одного ученика и деньги в целом по компании.
Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.
Даже к самой масштабной задаче легче подступиться, если разбить её на этапы. Запуск частной школы — не исключение. Задаётесь вопросом, как открыть детский образовательный центр? Держите пошаговую инструкцию.
Изучите рынок и конкурентов
Что нужно, чтобы открыть частную школу, которая пользуется спросом?
Для начала изучите рынок. Многое будет зависеть от того, есть ли в вашем городе другие школы программирования или общеобразовательные школы с уклоном в IT, и насколько их услуги востребованы.
Выясните, в каких районах располагаются филиалы ваших прямых конкурентов, какая у них ценовая политика, какие уникальные услуги они предлагают и другие подробности. Нужно определить их сильные и слабые стороны, чтобы получить конкурентное преимущество.
Какую юридическую форму выбрать?
Как открыть частную школу, не ошибившись с выбором юридической формы?
Если вы не планируете продавать долю в бизнесе или расширяться по франшизе, выбирайте индивидуальное предпринимательство. Оформление ИП потребует минимум документов, при этом вы сможете получить лицензию так же, как и в случае организации ООО. Альтернативный вариант — самозанятость. Оформить её ещё проще: не понадобится даже визит в налоговую.
Затем нужно выбрать систему налогообложения. Считается, что для работы учреждения дополнительного образования удобнее всего использовать упрощенную или патентную системы. При выборе упрощённой системы налоги будут уплачиваться с доходов или с выручки за вычетом расходов. При патентной системе — с условного годового дохода.
Перейти на упрощённую систему налогообложения можно одновременно с регистрацией индивидуального предпринимательства. При этом уведомление о переходе подается вместе с пакетом документов на регистрацию либо в течение последующих 30 календарных дней. Уведомление можно подать в свободной форме, а можно в форме, рекомендованной ФНС.
Для получение патента нужно подать заявление в любую налоговую за 10 дней до того, как вы планируете начать работу. Исключение — оформление патента вместе с регистрацией ИП. В этом случае документы на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и заявление на получение патента подаются одновременно в ту налоговую инспекцию, где регистрируется ИП.
Нужно ли лицензировать бизнес?
Если вы не собираетесь проводить аттестацию и выдавать сертификаты, то лицензия не требуется. Без неё вы также сможете оказывать образовательные услуги.
Лицензия нужна, если вы хотите выдавать документы об образовании. Оформить её можно в региональном органе управления образованием. В таком случае требования к вашей школе со стороны контролирующих органов значительно повысятся, но и доверие со стороны родителей тоже.
CODDY работает на основании государственной лицензии на образовательную деятельность и позволяет родителям получить социальный налоговый вычет по расходам на обучение. Кроме того, оплатить обучение в нашей школе можно не только личными средствами. На образование любого из детей можно направить средства материнского капитала.
Каким должно быть помещение для частной школы?
Хорошо, если помещение, в котором вы хотите открыть частную школу дополнительного образования, будет располагаться в здании, где традиционно проводятся обучающие занятия для детей, работают досуговые центры, кружки и студии. Подойдут дома культуры, молодёжные, спортивные центры.
Подбирайте район с хорошей транспортной развязкой. Отлично, если рядом расположены остановки общественного транспорта, станции метро, парковки, а также кафе или торговые центры, где родители могут подождать окончания урока.
Требования к помещениям для детского центра устанавливают Роспотребнадзор и Государственный пожарный надзор. Кроме того, они отражены в СанПине к учреждениям дополнительного образования. В частности, помещение должно быть расположено на первых этажах, по СанПину — иметь отдельный вход и несколько детских санузлов.
Для начала достаточно арендовать пространство площадью около 30 квадратных метров. В нём вы сможете установить около десяти парт, доску, организовать небольшую зону ожидания с кулером и диваном. Выбирайте светлые помещения с интерьером, который не будет отвлекать от занятий.
Можно скооперироваться с другим досуговым центром и поделить арендную плату между собой. Другой вариант — договориться с IT-компаниями об использовании переговорных комнат по выходным. Обычно коммерческие фирмы охотно предоставляют помещения для частных школ на приемлемых условиях. Для них это и элемент социальной ответственности, и возможность вырастить себе смену, при том, что по выходным переговорные помещения как правило всё равно пустуют.
По мере развития школы вы сможете выбрать более просторное помещение, открыть новые филиалы.
Позаботьтесь о том, чтобы часть занятий можно было проводить в онлайне. У обучения на удаленке много преимуществ, да и пандемия пока не закончилась. Дистанционный формат позволяет ученикам сэкономить время, составлять удобное расписание, пересмотреть запись занятия, если пропустил урок. С точки зрения организации школы тоже есть плюсы. Не нужно тратить деньги на аренду помещения, можно приглашать на работу преподавателей из любой точки мира, в том числе крупных городов.
Однако школа, которая работает исключительно в дистанционном формате — не совсем жизнеспособный вариант. В онлайне сложнее удержать внимание детей, от родителей и учеников требуется больше ответственности и усилий в социализации ребёнка. Организовать эффективное управление персоналом на удалёнке тоже бывает непросто. Требуется больше усилий для выработки дисциплины, общению могут мешать технические сложности. Вот почему лучше всего использовать гибридные форматы.
Ожидаемо, что наиболее интенсивная нагрузка на школу придётся на выходные дни в течение учебного года, поэтому есть смысл задуматься о том, как заполнить помещение в свободные часы, а также дни летних каникул. Один из вариантов — воспользоваться системой скидок и акций, чтобы привлечь больше учеников на уроки в часы, когда классы пустуют. Другой вариант — сдавать площадку в аренду для проведения занятий для родителей, к примеру, по йоге, английскому или тайм-менеджменту.
Стоимость аренды при средней загруженности должна составлять около 10-12% от ежемесячного оборота, иначе дело будет не выгодным.
Какая мебель и расходники понадобятся?
Из мебели нужно будет приобрести столы, стулья, шкаф для одежды, кулер, диваны в зону ожидания для родителей.
Из расходных материалов — канцтовары, флипчарт.
Как выбрать оборудование?
Обязательный минимум по техническому оснащению: ноутбуки, мышки, проектор или ТВ-панель, проекционный экран, принтер.
При выборе ноутбуков ориентируйтесь на следующие характеристики.
Операционная система Windows 7/8/10 (СТРОГО 64-разрядная версия).Процессор Intel Core i3-7100 или выше.Четырёхъядерный процессор частотой от 2,5 ГГц.Любая видеокарта с объёмом видеопамяти не менее 4 Гб, например NVIDIA GeForce GT 65M/AMD Radeon 530.Свободное место на жёстком диске — не менее 20 Гб.Сеть — 15-20 Мб/сек.Подключите Wi-Fi, чтобы получить доступ ко всем преимуществам интернета. Оптимальная скорость — 100 МБ.
Какое программное обеспечение необходимо?
На ноутбуки для учеников обязательно установить файловый архиватор 7zip, интегрированную среду разработки программного обеспечения Visual studio community, текстовый редактор Notepad++, графический редактор Gimp, браузер Chrome, а также программное обеспечение, имеющие отношение к курсу. Например, для курса “Программирование в Minecraft” нужно установить Minecraft: Education Edition.
Как нанять персонал?
Определите, какой бюджет вы готовы выделить на формирование зарплатного фонда. Исходя из этого вы сможете понять, какие вакансии сможете закрыть на первом этапе и как юридически оформить сотрудничество: принять людей в штат, работать с аутсорсинговыми агентствами или самозанятыми. К примеру, сначала можно нанять двух преподавателей, а по мере увеличения числа учеников и роста финансового оборота штат можно будет расширить: взять на работу администратора, бухгалтера.
Как открыть частную школу для детей, которая будет востребована? Уделить максимум внимания подбору преподавателей, ведь именно от них зависит, приведут ли родители детей в вашу школу и порекомендуют ли её знакомым.
Педагог должен быть добрым, терпеливым, харизматичным. Важно, чтобы он был в курсе последних IT-тенденций. Изменения в этой сфере происходят стремительно. Вы должны быть уверены в том, что ваши ученики получат самые актуальные и востребованные знания и навыки.
Педагог должен стать лидером для детей и родителей и не бояться брать ответственность, морально быть готовым к тому, чтобы стабильно работать с одними и теми же группами детей на протяжении нескольких лет.
При поиске сотрудников полезно наладить контакты с местными вузами, отделами по трудоустройству выпускников, посещать ярмарки вакансий, студенческие мероприятия, зарегистрироваться в тематических группах в социальных сетях, разместить вакансии на специализированных сайтах по поиску персонала.
Для образовательного центра по программированию подойдут выпускники и студенты профильных вузов. Хорошие педагоги получаются из действующих сотрудников IT-фирм, которые передадут детям актуальные знания и поделятся практическим опытом. Поскольку они сконцентрированы на основной работе и как правило приходят в преподавание не ради денег, лучше дать им свободу в определении рабочего графика и учебных дисциплин.
Один из самых эффективных способов подбора педагогов — пробные мастер-классы. На открытых занятиях можно увидеть многое из того, что сложно заметить на собеседовании. Как именно педагог общается с детьми, насколько он терпелив, внимателен, умеет ли вовлечь в изучение предмета и заинтересовать предметом разных детей.
Для начала достаточно нанять двух преподавателей, выполняя остальные функции своими силами, а по мере развития бизнеса расширить коллектив и делегировать обязанности.
Как открыть образовательный центр: бизнес-план, пакет документов, вложения и рентабельность
- 3 Февраля, 2020
- Бизнес планы
Активное развитие бизнеса в области учебных центров является популярной мировой тенденцией. Современная жизненная позиция непрерывного обучения заставляет многих посещать курсы и учебные центры буквально на протяжении всей жизни. Стоит заметить, что организация таких учреждений — это отличная бизнес-идея, которая быстро окупается. В нашей статье рассмотрим, как открыть образовательный центр.
Преимущества бизнеса
Как и любое другое предпринимательское дело, открытие частных курсов обладает своими плюсами и минусами. Поэтому перед тем как открыть образовательный центр для детей и взрослых, тщательно изучите все особенности работы, чтобы минимизировать возникновение серьезных ошибок и не потерять прибыль. Преимуществами бизнеса являются:
- Быстрая окупаемость и высокая рентабельность (вложенные средства при условии постоянной работы могут окупиться через 6-10 месяцев).
- Спрос на образование, получаемое в короткие сроки, все больше увеличивается.
- Первые финансовые вложения невысокие, поэтому с открытием подобного бизнеса справится даже начинающий предприниматель, у которого нет большого капитала.
- Существует возможность быстрого развития новых направлений в обучении, так как при наличии собственных учебных программ и налаженной работы вы сможете всегда открыть новые тематические курсы.
Недостатки предпринимательского дела
К несовершенствам этого бизнеса можно смело отнести скрупулезный поиск высококвалифицированных специалистов для работы с взрослыми и детьми. Сотрудники учебного центра должны обладать нужными знаниями и практическим опытом. Основной козырь для привлечения хороших преподавателей — это высокая заработная плата, которую не всегда есть возможность устанавливать на первых этапах становления бизнеса.
Регистрация
Перед тем как открыть образовательный центр, важно собрать все документы, необходимые для регистрации дела. Работать разрешается на территории РФ только официально, поэтому обязательно проводится регистрация. Для этого нужно выбрать именно юридическое лицо, ведь далее вам необходимо получить лицензию. Это становится возможным только при официальной регистрации.
Открыть образовательный центр без лицензии можно только в том случае, если вы будете в нем единственным сотрудником. Однако в этом случае вам необходимо иметь документ о наличии у вас профильного образования. Достаточно окончить соответствующие курсы, но «корочка» на случай проверки деятельности центра у вас должна быть.
Если в дальнейшем у вас возникнет необходимость принять на работу еще одного преподавателя, уже потребуется получение лицензии.
Важно не забыть указать в документах то, что ваша компания является негосударственным образовательным учреждением. Этот статус указывается во всех будущих договорах с клиентами.
Получение лицензии
Немаловажным этапом регистрации является получение специальной лицензии в Комитете по образованию. Для этого готовят пакет документов:
- Образовательные программы, по которым планируется проводить уроки.
- Заявление, в котором указывается список вышеуказанных программ.
- Сведения о персонале, поэтому о поиске хороших преподавателей нужно позаботиться заранее.
- Данные о количестве учеников, которые могут обучаться в вашем центре.
- Документы о праве собственности или подтверждающие аренду помещения, которые полностью соответствует требованиям по пожарной безопасности, санитарным нормам и другим факторам.
- Информация о наличии специализированных конспектов и книг, которые являются материально-технической базой, что используется в процессе обучения.
- Другие сведения, которые указываются по необходимости.
Перед тем как открыть образовательный центр в Беларуси, РФ и в других странах, пока происходит регистрация компании, осуществлять свою деятельность запрещается. Принимать учеников в стенах учебного заведения разрешается только после получения всей необходимой документации.
Персонал
Другим важным моментом, перед тем как открыть образовательный центр, считается набор преподавателей. Как и говорилось выше, их квалификация, практический опыт и образование напрямую зависят от того, в каком направлении функционирует сам учебный центр. Количество преподавателей также зависит от специфики образовательного центра. Желательно изначально предусмотреть четыре разных курса. Для каждого нанимается один преподаватель. С ростом популярности учебного заведения число курсов и наемных работников может быть увеличено.
Дополнительно нанять в свой штат можно коммуникабельного секретаря, который должен помогать составлять расписание занятий. Также специалист будет общаться с потенциальными клиентами. Опытный бухгалтер будет составлять отчеты, подсчитывать и уплачивать налоги. Нельзя забывать и об уборщице. Этот специалист необходим так же, как и преподаватели.
Перед тем как открыть образовательный центр, стоит набрать квалифицированный персонал, заработная плата которого составляет:
- Несколько преподавателей (это зависит от того, сколько курсов в учебном центре) — от 200 рублей в час.
- два-три консультанта или менеджера, которые привлекают учеников — от 20 тыс. рублей.
- Секретарь — от 14 тыс. рублей.
- Бухгалтер — от 20 тыс. рублей.
- Уборщица (возможно, она будет работать всего несколько часов) — от 5 тыс. руб. Если вы предполагаете принимать данного сотрудника на полный рабочий день, его зарплата должна составлять от 10 тыс. руб.
Помещение
Для обучения 100-150 человек в месяц, для организации учебного центра понадобится помещение, площадь которого составляет около 100-120 кв. м. Понадобятся:
- Два учебных класса площадью по 30 кв. метров, в которых можно расположить до 10 человек.
- Один компьютерный класс, площадь которого 30-35 кв. метров, где оборудовано 10 рабочих мест.
- Остальные 40 кв. метров предназначаются для организации приемной, кабинета директора, бытовых помещений (туалеты, раздевалка).
По итогу за аренду помещения составит от 2000 рублей за один квадратный метр в месяц. Собственно, главным вопросом в организации образовательного учреждения считается грамотный подбор помещения, а также месторасположение самого здания. Наилучшим решением считается аренда нескольких помещений в каком-либо высшем учебном заведении или в школе. Независимо от того, где будет располагаться учебный центр, помещения обязательно должны соответствовать условиям и требованиям, которые предъявляются к учебным заведениям современного типа.
Оборудование
Как открыть образовательный центр? В пошаговую инструкцию должны быть включены пункты не только о получении лицензии, аренде помещения и подборе персонала, но и о закупке оборудования, литературы, возможно, расходников. В качестве последних могут выступать материалы для практических занятий, которые можно включить в программу курсов.
Для предоставления образовательных услуг потребуется приобретение:
- Проектора — около 50-70 тыс. рублей.
- От 5 до 10 компьютеров — порядка 100-250 тыс. рублей.
- Столы для обучения — 50-100 тыс. рублей.
- Мягкие стулья — 20-35 тыс. рублей.
- Шкафы и стеллажи — 10-20 тыс. рублей.
- Факс и ксерокс — около 20 тыс. рублей.
- Учебная литература — 20-35 тыс. рублей.
Привлечение клиентов
Чтобы учебный центр приносил достойный доход, нужно сделать так, чтобы ежедневно с 9:00 до 21:00 классы были заняты. Для этого в пошаговом плане того, как открыть курсы по обучению, уделяется большое внимание привлечению клиентов. Могут использоваться следующие способы проведения рекламной компании:
- Создание красочных листовок и распространение их в людных местах.
- Создание собственного сайта, где будут описаны преимущества учебного центра и перечень курсов.
- Реклама на местном телевидении.
Финансовые расчеты
После того как вы разобрались со всеми организационными вопросами, следует подсчитать приблизительные финансовые расходы, которые потребуются для запуска бизнеса. Перед тем как открыть образовательный центр или курсы, следует подсчитать основные статьи затрат:
- Легализация бизнеса и получение специальной лицензии — до 40 тыс. рублей.
- Аренда помещения на один месяц — около 50 тыс. рублей.
- Приобретение оборудования и литературы для обучения — до 250-350 тыс. рублей.
- Реклама и привлечение учащихся с помощью социальных сетей, СМИ и листовок — 30 тыс. рублей.
- Заработная плата сотрудников в месяц — 100-200 тыс. рублей.
- Другие затраты (например, косметический ремонт учебного и административного помещения или покупка дополнительной техники) — около 40 тыс. рублей.
Согласно практическому опыту, месячный доход при условии обучении ста человек составляет до 400-500 тыс. рублей. Также в этом случае чистая прибыль будет в пределах 110-120 тыс. рублей. Следовательно, окупаемость финансовых вложений наступает уже за восемь месяцев непрерывной работы. Чтобы увеличить количество клиентов, можно добавить в программу работы центра число предметов. Следовательно, будет приумножаться и прибыль.
Как открыть детский образовательный центр? В данном случае нужно определить для себя средний возраст ваших будущих учащихся. Если это дошкольники, для них нужно оборудовать комнаты для занятий с использованием красочного учебного материала. Нужно приобрести такие учебные пособия, с которыми можно проводить занятия в игровой форме. Документы для открытия учебного центра для детей нужны такие же, как и для взрослых.
Как ранее говорилось в нашей статье, можно понемногу внедрять новые направления и предлагать своим клиентам разные стили обучения. Число учеников при положительных результатах непременно будет расти. Конечно же, главную работу здесь выполняют преподаватели, да и на должность руководителя можно в любой момент принять более опытного специалиста. Перед тем как открыть образовательный центр, от Спивака Сергея можно получить дельные онлайн-консультации по поводу открытия бизнеса. Он проводит онлайн-тренинги по созданию успешной рекламы, семинары по медиапланированию, лекции на различные темы по организации и ведению бизнеса.
В России работает около 80 сетей детских развивающих клубов, но до сих пор нет крупных независимых объединений по отдельным направлениям. Именно здесь предпринимателям стоит искать свою нишу
Учить и воспитывать своих детей, попутно зарабатывая на обучении чужих — мечта многих мам. Отчасти поэтому в школах и детсадах трудятся преимущественно женщины. Сама природа заложила в женщинах талант к общению с детьми. При правильном подходе природный дар можно превратить в прибыльный бизнес, если с самого начала учесть некоторые нюансы.
Занять нишу
Приготовьтесь, что для того, чтобы открыть частный детский сад или образовательный центр, нужны лицензии, на получение которых (и на прочую бумажную волокиту) может уйти больше года. Самый простой в этом отношении формат — детский кружок, спортивная секция или развивающие курсы.
С учетом роста числа всевозможных детских развивающих программ на рынке, нужно предложить интересную и по возможности глобальную идею образовательного продукта. По данным Discovery Research Group, в 2017 году в России основными направлениями рынка образовательных услуг стали: раннее развитие (32%), творческое развитие (22%), интеллектуальное развитие (16%) и изучение иностранных языков (12%).
В стране сейчас около 80 сетей детских развивающих клубов, работающих как франчайзинговые структуры, например, «Бэби—клуб», «Сема», «Юниум», «Точка роста», но до сих пор нет крупных независимых объединений по отдельным направлениям — даже по таким традиционным видам детского досуга, как рисование или танцы. Практически нет сетевых спортивных клубов. Так что любое начинание в каком-то определенном виде спорта или творчества может стать первым на рынке.
Изучить рынок
Вне зависимости от тематики, успешность детского досугового клуба в мегаполисе зависит от места расположения. Родители не будут возить своих чад несколько раз в неделю на другой конец города даже в очень «раскрученный» и хороший клуб. Поэтому ориентироваться нужно на свой район и на местный родительский контингент.
Чтобы изучить местный рынок образовательных услуг, достаточно просмотреть родительские интернет-форумы, доски объявлений в школах и детсадах, а также послушать разговоры мам на детских площадках. Кстати, в случае с детскими развивающими центрами «сарафанное радио» работает лучше всего. Можно посетить со своими детьми ознакомительные занятия ближайших клубов и секций.
Посчитать рентабельность
Детский клуб начинает приносить прибыль, если его посещают не менее 200 человек. При этом записано может быть и 300 детей, но кто-то болеет, кто-то ходит на занятия не регулярно.
Самые большие статьи расходов клуба — аренда помещения и зарплата сотрудников. Если брать усредненные расчеты российских франчайзинговых образовательных компаний, при вложениях в 1,5-2 млн руб. детский клуб окупается за два-три года. Рентабельность инвестиций составляет примерно 40%, а ежемесячная выручка — около 400 тыс. руб.
Лояльность родителей и заинтересованность детей достигаются тремя составляющими: хорошим маркетингом, четкой работой отдела продаж и образовательным продуктом. Одна из типичных ошибок детских клубов — несогласованность между этими частями бизнес-процесса. В первые месяцы работы Русской шахматной школы мы очень увлеклись разработкой собственных методик и учебников, но упустили из вида рекламу и работу администраторов колл-центра. В результате о наших разработках мало кто знал, а желающие записаться в клуб могли просто до нас не дозвониться.
Думать о развитии бизнеса нужно еще до его открытия. Хотя изначально выбранная стратегия не всегда оказывается верной. Мы планировала открывать новые собственные клубы в Москве и Санкт-Петербурге. Однако выяснилось, что этот формат не оптимален. Гораздо удачнее выглядит вариант организации шахматных клубов в уже существующих образовательных учреждениях — детсадах, школах, детских центрах.
Собрать команду
Педагоги, тренеры, инструкторы, мастера — визитная карточка любого образовательного учреждения. Однако, нанимая на работу высококлассных специалистов, не стоит их переоценивать и перекупать у других школ или клубов. По опыту, даже очень хорошие преподаватели, которым вы предложили зарплату выше, чем у конкурентов, могут быстро потерять мотивацию. Педагогические кадры лучше воспитывать самостоятельно.
Количество преподавателей не всегда зависит от потока клиентов. В среднем один педагог может взять 50-60 учеников в разных группах. При этом для бизнеса лучше максимально расширить диапазон возрастов учащихся. Для занятий с малышами нужны педагоги начального обучения (обычно женщины, имеющие опыт работы воспитателями в детсадах или учителями младших классов). Кстати, женщины успешнее мужчин справляются и с административными функциями в детских клубах.
Продвигать и развивать
Если идея детского клуба изначально перспективна, то со временем вырастет и количество направлений и обучающих программ. Например, шахматные клубы становятся обучающими центрами, где проходят занятия по скорочтению и ментальной арифметике. Все популярней становится направление онлайн-курсов.
По данным Института образования НИУ ВШЭ, в среднем на дополнительное образование ребенка в России родители сейчас тратят более 3 тысяч рублей в месяц. В 2012 году эта сумма не превышала 2000 руб. Увеличилось и количество детей, посещающих всевозможные клубы, секции и кружки — по данным ВЦИОМ, услугами дополнительного образования охвачены 15,2 млн (или 54%) детей в стране. При этом рынок образовательных услуг в России стабильно растет на 2-3% в год.
Похожая картина во всем мире, причем основной тренд в дополнительном образовании — изучение высокотехнологичных отраслей (программирования, дизайна, инженерии). Родители, которые смотрят в будущее, понимают, что уже через несколько лет технологии в области энергетики, связи и искусственного интеллекта завоюют мир. Для своих детей они ищут самые лучшие кружки по физике, химии и робототехнике.
Детский клуб как бизнес — востребованное и перспективное направление. К тому же это не только прибыльное дело, но и возможность работать с детьми, а значит развивать собственные педагогические таланты. Профессия руководителя или сотрудника детского клуба — пожалуй, одна из немногих, которая не мешает, а помогает быть хорошей мамой для собственных детей.
- Виртуальный угол. Как искусственный интеллект будет воспитывать наших детей
- Вредные советы. Нужна ли цензура детскому телевидению