Отмена определения поставщика — это, по 44-ФЗ, процедура по прекращению государственной или муниципальной закупки. Ее проводят на стадии планирования, до окончания приема заявок, а иногда и после срока для приема предложений. Если нарушить установленный порядок, оштрафуют на 30 000 рублей по ч. 8 ст. 7.30 КоАП.
Что изменится в процедуре отмены тендеров с 2022 года
С 2022 году законодатели решили установить единый срок для отмены закупки — 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Он будет прописан в п. 1 ч. 2 ст. 36 44-ФЗ в редакции 360-ФЗ от 02.07.2021. В нынешней редакции сроки аннулирования тендера зависят от вида процедуры. Заказчики отменяют процедуру не позднее:
- 1 часа до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок;
- 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе и аукционе.
ВАЖНО!
Запрос предложений отменить нельзя, а с 01.01.2022 эта процедура уйдет в прошлое.
А в самой процедуре отмены изменений нет.
Как отказаться от закупки на стадии планирования
Если закупка отменена на стадии планирования, необходимо сделать новую редакцию плана-графика. Удалите из него ту госзакупку, которую отменяете. Согласуйте изменения с руководством и зафиксируйте приказом.
ВАЖНО!
В ст. 16 Федеральной контрактной системы установлен срок для отмены закупки — вносить изменения в план-график разрешено не позднее чем за 1 день до даты размещения в ЕИС извещения о торгах или за 1 день до дня заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).
Как отменить после размещения извещения
По контрактному законодательству, допускается отмена определения поставщика в открытом конкурсе в электронной форме по 44-ФЗ, в электронном аукционе и запросе котировок. Вот пошаговая инструкция, как отменить заказ:
Шаг 1. Проверяем срок. Он отсчитывается до даты окончания подачи заявок:
- электронный аукцион и конкурс отменяем не позднее чем за 5 дней;
- электронный запрос котировок отменяем не позднее чем за 1 час.
Такие сроки определены в ч. 1 ст. 36 44-ФЗ.
Шаг 2. Решаем отменить и публикуем документ: решение об отмене определения поставщика размещается в ЕИС в тот же день. Это указано в ч. 3 ст. 36 44-ФЗ. Решение оформляйте в свободной форме. В законодательстве нет утвержденной формы и требований к нему. Например, составьте приказ об отмене. В нем укажите:
- ИКЗ;
- предмет;
- НМЦК;
- номер и дату извещения;
- причину отмены;
- должность и Ф.И.О. ответственного лица.
Шаг 3. Изменяем план-график (если нужно) не позже следующего рабочего дня после прекращения процедуры. Это указано в ч. 1 ст. 36 44-ФЗ.
Шаг 4. Оповещаем участников, что определение поставщика отменено в ЕИС, — уведомление потенциальных исполнителей обязательно. В течение одного часа от даты размещения в ЕИС извещения о прекращении процедуры оператор электронной площадки возвращает заявки участникам и одновременно уведомляет о прекращении процедуры.
ВАЖНО!
В ст. 83.1 Федеральной контрактной системы разъясняется, возможна ли отмена запроса предложений в электронной форме по решению заказчика — нет, запрос предложений отменять нельзя. Не допускается и внесение изменений в документацию по такому заказу.
Как отменить в личном кабинете ЕИС
Вот пошаговая инструкция, как отменить закупку в ЕИС по 44-ФЗ:
Шаг 1. В личном кабинете в блоке «Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» заполните форму.
Шаг 2. Нажмите кнопку «Разместить».
Отмените закупку в момент публикации решения об отмене. Дата приказа и дата размещения его в ЕИС должны совпадать.
ВАЖНО!
Заказчик вправе отменить тендер по истечении установленного срока и до заключения контракта: отмена закупки на стадии заключения контракта невозможна (ч. 2 ст. 36 44-ФЗ).
Как отменить, если прошел общий срок
После того как сроки для приема заявок прошли, закупка отменяется в 2 случаях:
- Наступил форс-мажор (по ч. 2 ст. 36 44-ФЗ, отменяйте до заключения контракта).
- Получили предписание контрольного органа. Срок и последствия отмены по 44-ФЗ по решению контрольного органа в сфере закупок укажут в этом документе.
Как отменить в электронном магазине
В руководстве пользователя по работе на ЕАТ указаны причины отказа от закупки в электронном магазине:
- Заказчик не отправил документы по договору в установленный срок. Время на отправление документов по договору задает оператор ЕАТ.
- Документы по договору победитель не подписал.
- Документы по договору победитель подписал, но заказчик не подписывает в течение одного рабочего дня с момента, когда сформирован итоговый протокол закупочной сессии.
- Заказчик в течение заданного количества времени не отправил новую версию договора после получения протокола разногласий от победителя.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
О подаче жалобы на закупочную документацию о закупке, если отменили определение поставщика (подрядчика, исполнителя), и о возврате жалобы без рассмотрения. | Письмо № Д28и-2746 от 20.10.2016 |
Скачать |
Об авторе этой статьи
- Дмитрий Сидаев
-
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора
Рассмотрим пошагово порядок отмены закупок по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Выясним, в каких случаях отмена не допускается и какая ответственность предусмотрена за нарушение установленных правил.
Отмена закупки по 44-ФЗ до размещения извещения
Рассмотрим последовательность действий заказчика в случае, если нужно отменить госзакупку до ее размещения в ЕИС.
Шаг № 1. Принятие решения заказчиком.
Шаг № 2 . Документальное оформление такого решения. Необходимо составить приказ об исключении процедуры из ПЗ и плана-графика. Документ подписывает руководитель организации или уполномоченное лицо.
Скачать
Шаг № 3. Внесение изменений в ПЗ и план-график в ЕИС. Сведения вносятся не позднее 3 рабочих дней после подписания приказа.
Если лота отменен на стадии планирования и контрактной службой не была своевременно внесена информация в ЕИС, то, в соответствии со ст. 7.29.3, на виновных должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 5000 до 30 000 руб.
Отмена закупки после размещения извещения
Если же информация уже была размещена в ЕИС, последовательность действий заказчика будет несколько иной.
Шаг № 1. Принятие решения. Снять госзакупку можно не позднее чем за 5 дней (для конкурсов и аукционов) или 2 дня (для запроса котировок) до окончания подачи заявок. Нарушение указанных сроков возможно при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, забастовки и другие чрезвычайные события, которые было невозможно предвидеть и предотвратить). При проведении запроса предложений отмена не допускается.
Шаг № 2. Документальное оформление решения: издание приказа.
Скачать
Шаг № 3. Размещение информации в ЕИС в день принятия решения.
Шаг № 4. Незамедлительное доведение информации до участников, подавших заявки, если на конвертах с заявками были указаны контактные данные участника.
Шаг № 5. Возврат обеспечения заявок участникам. Денежные средства должны быть возвращены участникам в течение 5 рабочих дней с даты отмены тендера. Если закупка проводилась на электронной торговой площадке, разблокировку таких средств производит оператор площадки.
Шаг № 6. Внесение изменений в план-график не позднее 1 рабочего дня после отмены.
В случае нарушения заказчиком сроков размещения информации в ЕИС, предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 7.30 КоАП. Кроме того, статьей 7.31.1 КоАП установлена ответственность за несвоевременный возврат обеспечения заявки. По общему правилу, заказчик не несет ответственности перед участниками за снятие лота, кроме случаев совершения недобросовестных действий, которые повлекли причинение убытков. К недобросовестным действиям можно, например, отнести нарушение сроков.
223-ФЗ: отмена закупки
Закон о закупках отдельными видами юрлиц не регламентирует порядок отмены тендеров, предоставляя заказчикам самим регламентировать эту процедуру в положениях. По общему правилу организации прописывают упрощенный порядок отказа.
Если отказ происходит на стадии планирования, заказчик вносит изменения в план закупок. Информация размещается в ЕИС в течение 10 дней после принятия соответствующего решения.
Решение об отказе после размещения извещения может быть принято на любой стадии до подведения итогов тендера. При этом заказчик, как правило, не несет никакой ответственности перед участниками, если произошла такая отмена; положения о закупках по 223-ФЗ чаще всего предусматривают случаи, при которых снятие позиции допускается:
- изменение потребности в товарах, работах, услугах;
- выявление грубых ошибок при формировании документации;
- изменение норм законодательства;
- наступление обстоятельств непреодолимой силы.
Рассмотрим порядок действий заказчика в этом случае.
Этап № 1. Принятие решения и утверждение его руководителем в установленном положением о закупках порядке. Чаще всего таким документом является приказ.
Скачать
Этап № 2. Закупочному подразделению стоит подготовить документы, обосновывающие принятие такого решения: это может быть пояснительная записка ответственного подразделения о необходимости отменить лот, документ, подтверждающий наступление обстоятельств непреодолимой силы или решение закупочной комиссии о выявлении ошибок в документации.
Этап № 3. Информация размещается в ЕИС.
Этап № 4. Уведомление участников и возврат обеспечений заявок в установленные положением о закупке сроки.
В деятельности любой организации может возникнуть ситуация, когда ей по тем или иным причинам приходится отменять закупку. В законе 44-ФЗ случаи, условия и порядок того, как отменить закупку, прописаны четко. Вместе с тем, 223-ФЗ дает заказчикам гораздо большую свободу в вопросе того, как отменить закупку, разрешая им формировать правила отмены закупок в Положении о закупках.
Ограничение, которое можно встретить в касающейся 223-ФЗ федеральной нормативно-правовой базе, говорит о том, что если заказчик собирается внести изменения в план закупки (в том числе и отменить закупку), которая осуществляется через конкурс или аукцион, то он обязан сделать это в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.
Поставщики, имеющим претензии к закупщикам из-за отмены закупки, таким образом, должны руководствоваться тем, нарушает ли заказчик собственные правила или нет. А заказчикам нужно четко и непротиворечиво такие правила описать в своем Положении о закупках.
Варианты отмены закупок:
- отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения в ЕИС извещения;
- отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения в ЕИС извещения;
- отказ заказчика от заключения договора.
Отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения извещения в ЕИС – это самый простой вариант, достаточно исключить закупку из плана. Есть также точка зрения, что даже в случае неисключения несостоявшейся закупки из плана закон не нарушается.
Отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения извещения в ЕИС. Заказчики часто прописывают право отказаться от проведения процедуры закупки «в любой момент». Однако им нужно помнить о том, что существует гражданское законодательство, которое регулирует проведение торгов (конкурсов и аукционов). Законодательством, в частности, установлено, что «если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса — не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса». Поэтому если заказчик хочет обеспечить себе возможность отказа от проведения процедуры аукциона или конкурса «позднее», чем в указанные сроки, то ему необходимо обязательно указывать «сокращенные» сроки в извещении об их проведении.
В случае отказа от проведения процедуры закупки заказчик обычно предусматривает свою обязанность в тот или иной срок вернуть участникам закупки поданные им заявки.
Оптимальным вариантом может быть установление в положении о закупке правила, согласно которому он может отказаться от проведения процедуры закупки в любой момент до подведения ее итогов, а при проведении конкурса или аукциона – в срок, обозначенный в извещении о закупке. В извещении можно указать, что отказаться от их проведения процедур заказчик может в любой момент до подведения их итогов.
Отказ заказчика от заключения договора. В положениях о закупке заказчики могут обозначать и свое право отказываться от заключения договора и после определения победителя закупочных процедур.
В гражданском законодательстве, вместе с тем, содержится норма о том, что «если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора», а «если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения». Оптимальным вариантом для заказчика является установление в своем Положении о закупке правила, согласно которому он вправе отказаться от заключения договора после подведения итогов процедуры закупки за исключением случаев проведения конкурса или аукциона.
Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.
Если нужного документа в комплекте нет — закажите его. Это бесплатно!
(сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)
Если вы проводите конкурс, аукцион, запрос котировок либо предложений или иную предусмотренную вашим положением конкурентную закупку, для ее отмены придерживайтесь следующего порядка действий:
- определите основания отмены в соответствии с вашим положением о закупке. Отмена закупки на основании, не предусмотренном положением о закупке, либо в не соответствующем положению порядке может быть признана необоснованной и ограничивающей конкуренцию (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.05.2017 N Ф05-12698/2016, Решение Новгородского УФАС России от 04.06.2018);
- уточните возможность по срокам, сверьтесь с документацией (извещением): вы вправе отменить закупку до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие (ч. 5 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Обратите внимание на исключение: в случае форс-мажора, из-за которого невозможно провести процедуру, вы вправе отменить ее по истечении срока подачи заявок и до заключения договора (ч. 7 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Во избежание спорных ситуаций закрепите в положении о закупке такое основание для отмены процедуры и подробности определения ситуации как форс-мажора;
- разместите в ЕИС решение об отмене открытой конкурентной закупки в день его принятия. Информация о закрытой конкурентной закупке, в том числе о ее отмене, не подлежит размещению в ЕИС (ч. 3 ст. 3.5, ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Размещение такого рода уведомления позволит соблюсти интересы как лиц, подавших заявки, так и потенциальных участников. Оформите такое решение так, как это предусмотрено вашим положением, например протоколом или извещением об отмене. Включите в него дату и основания принятия решения, подпишите сведения электронной подписью (ч. 6 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, п. п. 4, 31 Положения о размещении в ЕИС);
- внесите изменения в план закупки, если это необходимо согласно вашему положению о закупке. Отмена закупки не является основанием для внесения изменений в план, однако это может помочь вам соблюсти принцип открытости в отношении потенциальных поставщиков. Соблюдайте предусмотренные вашим положением порядок и сроки. Запланируйте отмененную закупку заново, если это актуально.
Учтите, если процедура многолотовая, вы вправе отменить всю закупку в целом либо только конкретные лоты (ч. 5 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Если отменяете закупку у единственного поставщика или иную неконкурентную процедуру, основания, сроки и порядок действий определяйте исключительно в соответствии с положением о закупке, Закон на этот случай указаний не содержит.
В случае если в соответствии с положением вы размещаете в ЕИС извещение о закупке у единственного поставщика, то опубликуйте и решение об отмене такой процедуры. Кроме того, не забудьте внести сведения об отмене в план закупки, если это предусмотрено вашим положением о закупке.
Это позволит соблюсти принцип информационной закупки и уведомить потенциально заинтересованных лиц.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Готовое решение: Каков порядок отмены закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}
Основания и сроки отмены закупки
Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) закреплен предельный срок отмены конкурентной закупки: до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке (ч. 5 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ). Если процедура многолотовая, то заказчик вправе отменить всю закупку в целом либо только конкретные лоты (ч. 5 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).
Решение размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения (ч. 6 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ). В случае технических неполадок — на сайте заказчика с последующим размещением ее в единой информационной системе в течение 1 рабочего дня с момента устранения неисправностей (ч. 13 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Таким образом, решение об отмене закупки принимается до окончания срока подачи заявок, а размещается такое решение в единой информационной системе в день принятия этого решения.
Иными словами, решение об отмене закупки может быть размещено в единой информационной системе уже после окончания срока подачи заявок.
Если же Заказчик пропустил срок, отказаться от проведения процедуры он сможет только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (ч. 7 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ). Форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы) — это чрезвычайные и объективно непредотвратимые в конкретных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Они действуют извне и никак не зависят от воли людей. Верховный Суд РФ, в частности, указал, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»). Таким образом, заказчику рекомендуем принимать во внимание разъяснения Верховного Суда РФ по вопросу об отнесении к обстоятельствам непреодолимой силы. К таким обстоятельствам может быть отнесен, например, пожар, в результате которого было уничтожено транспортное средство заказчика, которое он намеревался обслуживать у исполнителя, выбранного по результатам проводимой закупки.
Информация о закрытой конкурентной закупке, в том числе о ее отмене, не подлежит размещению в ЕИС (ч. 3 ст. 3.5, ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Признаки состава административного правонарушения за несоблюдение сроков размещения отмены закупки
Размещение такого рода уведомления об отмене закупки позволит соблюсти интересы как лиц, подавших заявки, так и потенциальных участников, а также соблюсти принцип информационной закупки. Иначе, неразмещение информации об отмене закупки может являться случаем для обжалования.
Отмена закупки после истечения срока подачи заявок может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, а также может расцениваться контролирующими органами как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ).
Примеры:
Решение ФАС России от 16.04.2020 № 223ФЗ-275/20;
Решение Ярославского УФАС России от 23.09.2020 № 076/07/3-827/2020 и др.
При этом, в случае обжалования, предписание не выдается, в связи с принятым заказчиком решением об отмене процедуры Закупки (отсутствием предмета обжалования на момент рассмотрения жалобы по существу), рассмотрение жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки не осуществляется, поскольку нарушение носит неустранимый характер на дату принятия решения комиссией.
Отмена закупки у единственного поставщика
Отмена закупку у единственного поставщика или иной неконкурентной процедуры, основания, сроки и порядок действий определяется исключительно в соответствии с положением о закупке, Закон № 223-ФЗ на этот случай указаний не содержит.
К примеру, в случае если в соответствии с положением заказчиком извещение о закупке у единственного поставщика размещается в ЕИС, то публикуется и решение об отмене такой процедуры.
Требования, предъявляемые к размещению в ЕИС решения об отказе от проведения закупки
Также, интересный момент, если рассматривать пункт 30 раздела VI ПП от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» (далее — ПП РФ № 908), то заказчик вправе разместить в единой информационной системе документ, содержащий сведения об отказе от проведения закупки даже если положением о закупке не предусмотрено размещение в единой информационной системе информации об отказе заказчика от проведения закупки.
Следовательно, данная норма предусматривает две ситуации:
- Обязанность размещения в единой информационной системе информации — в случае если заказчик в положении о закупки предусмотрел размещение на сайте такого отказа от проведения закупки;
- Право размещения в единой информационной системе информации — в случае, если заказчик размещение такого отказа в положение и закупки не предусмотрел.
Но норма ч. 6 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ гласит, что решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения и подлежит применению в той мере, в которой не противоречит действующему законодательству. Иными словами, Закон № 223-ФЗ подлежит приоритетному применению.
В соответствии с п. 31 Положения № 908 для размещения в единой информационной системе сведений об отказе заказчика от проведения закупки представитель заказчика в единой информационной системе формирует документ, содержащий следующие основные сведения об отказе от проведения закупки:
— Дата принятия решения;
— Основание принятия решения.
Ни Законом № 223-ФЗ ни ПП № 908 не регламентированы требования к форме документа об отмене закупки и к основаниям для ее отмены. Оформите такой документ в произвольной форме (к примеру, это может быть протокол, приказ или извещение об отмене, формируемый функционалом площадки либо иной документ в случае, если это предусмотрено положением о закупке).
Обязательно необходимо указать в документе дату и основание принятия решения об отмене закупки.
Основания для отмены до окончания приема заявок могут быть предусмотрены в положении о закупке заказчика либо, если такие основания отсутствуют в положении, то это могут быть, к примеру, следующие основания: по решению Заказчика, уточнение описания предмета закупки, пересмотр НМЦД, утрата потребности в закупке и пр.
Сведения об отказе заказчика от проведения закупки считаются размещенными в ЕИС надлежащим образом после размещения документа, содержащего основные сведения об отказе; от проведения закупки и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя заказчика, в соответствии с п. 4 ПП № 908 (п. 31 Положения о размещении в ЕИС).
Также стоит отметить, что отмена закупки не является основанием для внесения изменений в план, однако это может помочь заказчику соблюсти принцип открытости в отношении потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также для того, чтобы стоимостной объем такой закупки не учитывался в совокупном годовом стоимостном объеме закупок при расчете минимальных объемов у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Если срок для отмены закупки истек
Теперь рассмотрим случаи, когда срок для отмены истек и обстоятельства непреодолимой силы отсутствуют. Хотя Закон № 223-ФЗ и не допускает отмену закупки по истечении времени окончания срока подачи заявок (за исключением обстоятельств непреодолимой силы), ГК РФ предусматривает возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения договора.
Такое право закреплено ст. ст. 717, 782 ГК РФ в отношении договоров подряда и оказания услуг. Если односторонний отказ происходит сразу после заключения договора, то финансовые потери заказчика при одностороннем отказе как правило отсутствуют, поскольку оплате подлежат только фактически понесенные расходы подрядчика (исполнителя). А доказывать наличие, а также размер убытков и понесенных расходов придется в судебном порядке уже подрядчику (исполнителю).
Односторонний отказ от исполнения договора поставки допускается при существенном нарушении поставщиком условий договора (ст. 523 ГК РФ). Под существенным нарушением понимается поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также неоднократное нарушение сроков поставки товаров.
В таком случае, заказчик может расторгнуть договор путем немотивированного одностороннего отказа от исполнения договора поставки (если это предусмотрено условиями договора) (хотя такая практика не всегда приветствуется судами при обжаловании поставщиками условий договоров).
Расторжение договора также возможно путем заключения рамочного договора, где объем продукции определяется на основании заявок заказчика (мелкими отдельными партиями). Таким образом, заказчик может либо не выбрать весь объём по договору поставки, либо сократить объем товара на основании своих заявок. Такой подход также предусмотрен ч. 9, 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ путем установления в условиях закупки и проекте договора максимальной цены договора вместе с единичными расценками или формулой цены.
Еще вариант отмены закупки, это отказ от заключения договора в случае предоставления участником закупки недостоверной информации в составе заявки (при наличии таких оснований и если такое основание предусмотрено положением о закупке, а также, если это единственный участник конкурентной закупки).
Другой вариант отмены закупки «предусмотрен» ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Внесение изменений в извещение или документацию о закупке размещается в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений и приведет к необходимости продления сроков подачи заявок. А до окончания подачи заявок возможна и отмена закупки.
Таким образом, при проведении торгов, заказчику необходимо предусмотреть все возможные варианты и риски по отмене закупки.