Как поступило руководство заводом

Здравствуйте, Тамара! Вы спрашиваете:

1. Какие методы исследования документальных данных должны быть использованы в процессе проверки данной информации? 
Тамара

В данном случае, все зависит от того, каков источник информации, поступившей в полицию:

В территориальное подразделение полиции поступила информация о том, что руководитель предприятия «N» Шумилов, используя свое служебное положение, ввел в заблуждение руководство завода, с которым предприятие «N» имеет хозяйственные связи, и обратился с письмом об оплате обучения своего сына, якобы работника данного предприятия, путем взаимозачета между экономическими субъектами.
Тамара 

Так как, в дальнейшем действия сотрудника полиции, и скорее всего, подразделения УБЭП (ОБЭП), будут основаны  в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1998 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности», либо в соответствии с Уголовно процессуальным кодексом Российской Федерации, а именно:

Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) 

«Об оперативно-розыскной деятельности»

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Опрос.
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)

2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
15. Получение компьютерной информации.
(п. 15 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: 1. Наличие возбужденного уголовного дела. 2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

либо:

«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 20.12.2017)

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование,требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса

Таким образом, к методам исследования документальных данных можно отнести осмотр документов, в том числе с участием специалистов в области исследования почерка и подписи, оттисков печатей организаций, в области информационных технологий (компьютерной информации), в области бухгалтерского учета; получение образцов для сравнительного исследования с целью проведения исследования (экспертизы) документов на предмет принадлежности почерка и подписи в документах конкретным лицам, и оттисков печатей печатям организаций соответственно; само исследование (экспертизу) документов; документальную проверку и ревизию. Все перечисленные действия закрепить опросом (объяснениями) компетентных лиц с предъявлением им на обозрение тех или иных документов.

2. Какие документы подлежат приобщению к материалам проверки?
Тамара

Исходя из представленной Вами информации:

На основании письма Шумилова и договора предприятия «N» с заводом последний перечислил на счет учебного заведения по платежному поручению № 329 от 19 августа 2013 года денежные средства в сумме 41 400 (сорок одна тысяча четыреста) руб. в качестве оплаты обучения Шумилова за 1-й курс. Фактически Шумилов-младший проживает отдельно от родителей и работает на таможенном терминале.
Тамара

Полагаю, что документами, подлежащими приобщению к материала проверки будут являться:

— копия платежного поручения № 329 от 19.08.2013, в котором отражены основания для перечисления денежных средств со расчетного счета завода на расчетный счет учебного заведения;

— выписка по расчетному счету завода, подтверждающую расходные операции по перечислению денежных средств с расчетного счета завода на расчетный счет учебного заведения на основании указанного платежного поручения;

— оригинал письма руководителя предприятия «N» Шумилова об оплате обучения его сына, якобы работника данного предприятия, путем взаимозачета между экономическими субъектами, направленного в адрес завода;

— оригинал договора, заключенного между предприятием «N» и заводом, на основании которого могли образоваться кредиторская, либо дебиторская задолженность между организациями, выразившаяся в рождение оснований для взаимозачетов;

— оригиналы счетов, счетов-фактур, актов приема выполненных работ (услуг), приема-передачи товаров и т.п., подтверждающих хозяйственные связи между организациями;

— копии документов в отношении сына Шумилова, истребованные из отдела кадров предприятий «N» в качестве подтверждения его трудовых отношений с данным предприятием (приказ о назначении на должность, трудовой договор (контракт), должностные инструкции, подписанные работником и руководителями предприятия);

— копии документов в отношении сына Шумилова, полученные из отдела кадров таможенного терминала (приказ о назначении на должность, трудовой договор (контракт), должностные инструкции, подписанные работником и руководителями организации);

— образцы для сравнительного исследования (почерка, подписи, оттисков печатей);

— акты исследования (заключения экспертов), суждения специалистов (экспертов) относительно почерка, подписи, оттисков печатей в исследуемых документов;

— акт документальной проверки специалистом в области бухгалтерского учета по имеющимся взаимоотношениям между хозяйствующими субъектами;

— документы, подтверждающие факт обучения сына Шумилова и оплаты обучения, полученные в учебном заведении, в том числе, договор об оказании образовательных услуг и выписки по расчетном счету, подтверждающие факт оплаты обучения;

— объяснения лиц, которым известны подробности взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, и которые смогут подтвердить наличие, либо отсутствие трудовых взаимоотношений между сыном Шумилова и предприятием «N», а также между сыном Шумилова и таможенным терминалом.

С уважением, Дмитрий Быков.

Сначала автор разбирает сходства и различия приказа и распоряжения, а потом комментирует весь алгоритм их издания: инициирование, сбор и анализ информации, подготовка и согласование проекта документа, его доработка по замечаниям согласующих, подписание и регистрация, а также доведение до исполнителей. Статья содержит не только исчерпывающие объяснения автора, но и примеры оформления отдельных реквизитов и целых документов.

Процедура издания приказов и распоряжений состоит из отдельных этапов, которые осуществляются в определенной последовательности. Начинать статью с непосредственного рассмотрения данных этапов было бы не правильно. Сначала нужно определить основное назначение приказа и распоряжения, выявить сходства и различия, которые существуют между этими видами документов.

Приказ и распоряжение: в чем сходство и отличия

Сразу стоит отметить, что приказ и распоряжение относятся к распорядительным документам1 , издаваемым в условиях единоличного принятия решения. В таких условиях власть по всем вопросам управления на предприятии в целом принадлежит его руководителю, а по вопросам управления внутри структурного подразделения – руководителю соответствующего уровня.

Поручения и решения, содержащиеся в тексте приказа или ­распоряжения, могут быть направлены на:

  • совершенствование организационной структуры предприятия;
  • выбор средств и способов осуществления основной (или производст­венной) деятельности предприятия;
  • обеспечение предприятия финансовыми, трудовыми,­ ­материальными, информационными и иными ресурсами;
  • утверждение организационных документов и изменений к ним и т.д.

При этом нужно отметить, что поручения и решения, содержащиеся в приказах или распоряжениях, обязательны для исполнения всеми или определенными сотрудниками предприятия.

А теперь постараемся выявить отличия между рассматриваемыми нами видами документов.

Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем предприятия (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед предприятием.

Распоряжение2  – это правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом коллегиального органа, в целях разрешения оперативных вопросов; как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц и граждан.

В настоящее время на практике известно несколько подходов, которые определяют, в каких случаях должны создаваться приказы, а в каких – распоряжения. 

1. На небольших предприятиях, где право подписи распорядительных документов имеет только руководитель (или при его отсутствии – исполняющий обязанности руководителя), приказы издаются по основным задачам (например, по задачам основной деятельности предприятия, по задачам совершенствования организационной структуры и т.д.), а распоряжения – по оперативным вопросам и вопросам информационно-методического характера (например, по вопросам привлечения к работе в выходные и праздничные дни в связи с производственной необходимостью, по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и т.д.).

2. Второй подход приемлем для средних и крупных предприятий, где правом подписи распорядительных документов обладает не только руководитель предприятия, но и руководители структурных подразделений. В этом случае руководитель предприятия издает приказы, которые распространяются на все предприятие в целом, а руководители структурных подразделений издают распоряжения, чьи действия обычно распространяется только на подчиненное данному руководителю структурное подразделение.

Приказы и распоряжения делятся на три подвида:

  • по основной деятельности;
  • по личному составу;
  • по административно-хозяйственным вопросам.

Этапы издания приказов и распоряжений

В процедуре издания приказов и распоряжений можно выделить восемь этапов3 :

  1. Инициирование издания приказа или распоряжения.
  2. Сбор и анализ информации для подготовки проекта документа.
  3. Подготовка проекта приказа или распоряжения.
  4. Согласование проекта документа.
  5. Доработка проекта приказа или распоряжения по замечаниям согласующих.
  6. Подписание приказа или распоряжения.
  7. Регистрация приказа или распоряжения.
  8. Доведение приказа или распоряжения до исполнителей.

Вышеприведенные этапы выполняются последовательно, от первого этапа к восьмому, кроме того, пятый этап может вообще отсутствовать, если на этапе согласования не возникнет никаких замечаний к проекту документа.

Рассмотрим каждый этап в отдельности.

Инициирование издания приказа или распоряжения

Проекты приказов и распоряжений могут готовиться в следующих случаях:

  • на плановой основе (в соответствии с ранее разработанным планом или программой);
  • по поручению руководства предприятия;
  • по инициативе руководителей структурных подразделений или ­подведомственных предприятий, а также отдельных специалистов.

Обоснование необходимости издания приказа или распоряжения может излагаться в докладной записке, справке аналитического или информационного содержания, предложении, заключении, акте, служебном письме. Эти документы выступают в качестве инициирующих решение.

Пример 1

ООО «Новостройрегион-А» получает письмо-сообщение от разработчика программного обеспечения ОАО «Технологии 21 века» о выходе новой версии программного продукта по складскому учету «Склад+», а также CD-диска с ­модулем обновления и инструкцией по проведению обновления (см. Пример 2).

Получив данное письмо, руководитель ООО «Новостройрегион-А» выносит резолюцию, в которой поручает заведующему складом Степанову А.В. проанализировать новые возможности системы автоматизации складского учета и доложить о необходимости перехода на новую версию программы (см. Пример 2).

Степанов А.В. подготавливает докладную записку, адресованную генеральному директору (см. Пример 3), в которой сообщает, что переход на новую версию системы позволит более эффективно организовать работу по учету товара и повысить оперативность работы персонала.

Изучив данную докладную записку, генеральный директор создает новую резолюцию (см. Пример 3), в которой поручает подготовить проект приказа о вводе в эксплуатацию новой версии системы автоматизации складского учета (см. Пример 5).

То есть в данной ситуации инициирующими документами для издания приказа стали письмо ОАО «Технологии 21 века» и служебная записка заведующего склада Степанова А.В. На основании этих документов руководитель предприятия отдал поручение на подготовку проекта приказа.

Сбор и анализ информации для подготовки проекта приказа или распоряжения

Данный этап предусматривает прежде всего сбор и анализ объективной, достаточной и своевременной информации, необходимой для выработки управленческого решения, которое впоследствии будет отражено в ­издаваемом приказе или распоряжении.

Источниками информации могут быть:

  • законодательные акты и нормативная документация;
  • текущая документация организации;
  • документы, поступающие из других организаций;
  • архивные документы;
  • публикации в периодической печати;
  • научные материалы и др.

Итогом сбора и анализа информации является выработка управленческого решения. Стоит обратить внимание на то, что в процессе анализа информации обычно прорабатываются различные варианты решений и после их всесторонней оценки выбирается одно, наиболее приемлемое.

Продолжение Примера 1

В рассматриваемом в Примере 1 случае среди источников информации присутствуют как внутренние документы организации, так и документы, поступившие из сторонней организации.

К внутренним документам ООО «Новостройрегион-А», необходимым для изучения, можно отнести: текущее положение о работе в системе автоматизации складского учета «Склад+», приказ, его утвердивший, а также докладную записку (см. Пример 3).

Кроме этого необходимо детально изучить приложения, присланные ОАО «Технологии 21 века» с письмом от 9 января 2007 г. № 2/02-15 (см. Пример 2).

Пример 2

Пример 3

Подготовка проекта приказа или распоряжения

Говоря о подготовке проекта, нужно отметить, что специалист (или разработчик) подготавливает именно проект, а не документ. Проект не имеет юридической силы, и, чтобы проект распорядительного документа стал приказом или распоряжением, он должен пройти процедуру согласования и подписания. Кроме того, после подписания необходима регистрация документа.

Проект приказа или распоряжения готовится специалистом или специалистами структурных подразделений. Если проект документа затрагивает интересы различных подразделений, то по решению руководства предприятия должна создаваться временная комиссия или назначается группа работников для подготовки проекта.

Оформляются проекты приказов и распоряжений4  в соответствии с требованиями ГОСТа Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной ­документации. Требования к оформлению документов»5  (далее – ГОСТ Р 6.30-2003).

Итак, проекты приказов и распоряжений печатаются на бланках формата А4, т.е. 210 × 297 мм. Обычно для приказа и распоряжения разрабатываются специальные бланки. Согласно ГОСТу Р 6.30-2003 они носят название «бланков конкретных видов документов». Такие бланки (кроме письма), в зависимости от учредительных документов организации, включают в себя следующие реквизиты:

  • Государственный герб Российской Федерации (или герб субъекта Российской Федерации, или эмблема организации, или товарный знак (знак обслуживания);
  • наименование организации;
  • наименование вида документа;
  • место составления или издания документа;
  • а также ограничительные отметки для реквизитов:

    • дата документа;
    • регистрационный номер документа.

Особого внимания заслуживают размеры полей бланков. Так, в ­соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003 бланк должен иметь поля не менее:

  • 20 мм – левое;
  • 10 мм – правое;
  • 20 мм – верхнее;
  • 20 мм – нижнее.

Левое поле используется для подшивки документа в дело. Из этого можно сделать вывод, что при разработке бланков документов длительного (свыше 10 лет) и постоянного сроков хранения (к которым и относятся приказы и распоряжения) лучше установить левое поле в диапазоне 30–35 мм, а не 20 мм.

Таблица

Обязательные реквизиты приказа и распоряжения

№ п/п

Наименование реквизита 

 Момент оформления реквизита

Издание документа

1.1  наименование организации  оформлять не надо, присутствует на бланке
1.2 наименование вида документа  оформлять не надо, присутствует на бланке
1.3 место составления или издания документа оформлять не надо, присутствует на бланке
1.4 дата документа оформляется после подписания в момент регистрации документа
1.5 регистрационный номер документа оформляется после подписания в момент регистрации документа
1.6  заголовок к тексту  оформляется при подготовке проекта документа
1.7 текст документа  оформляется при подготовке проекта документа
1.8 визы согласования документа (также может быть при необходимости гриф­ ­согласования документа)  полностью оформляются во время согласования проекта документа
1.9 подпись полностью оформляется во время ­подписания документа
1.10 в зависимости от учредительных документов может присутствовать Государст­венный герб Российской Федерации (или герб субъекта Российской Федерации, или эмблема организации, или товарный знак)6  оформлять не надо, присутствует на бланке

Постановка на контроль и исполнение

2.1  отметка о контроле  оформляется при постановке документа на контроль

Снятие с контроля и направление документа в дело

3.1 отметка об исполнении документа и направлении его в дело  оформляется при снятии с контроля и направлении документа в дело

Теперь перейдем к рассмотрению особенностей оформления проектов приказа и распоряжения. Начнем с правил составления текста. Он всегда излагается от первого лица единственного числа и состоит из двух частей:

  • констатирующей (или преамбулы) и
  • распорядительной.

В констатирующей части дается обоснование предписываемых действий. Если основанием для издания приказа или распоряжения послужил законодательный или нормативный правовой акт вышестоящей организации или документ, ранее изданный данной организацией, в констатирующей части указываются его наименование, дата и номер. При этом могут быть использованы формулировки типа «На основании», «Во исполнение», «В соответствии с». Если приказ или распоряжение издается в инициативном порядке, в констатирующей части формулируются цели и задачи предписываемых действий, излагаются факты или события, послужившие причиной издания приказа или распоряжения.

Констатирующая часть обычно начинается словами «В целях», «В ­связи» и т.д.

Бывают случаи, когда констатирующая часть может отсутствовать в связи с тем, что предписываемые действия не нуждаются в разъяснении или обосновании7 .

Констатирующая часть в приказах отделяется от распорядительной словом «ПРИКАЗЫВАЮ:», а в распоряжениях – словом «ПРЕДЛАГАЮ:» или «ОБЯЗЫВАЮ:». Данные слова печатаются с новой строки от поля прописными буквами.

Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения.

Часто происходит деление распорядительной части на пункты в связи с тем, что предполагается наличие нескольких исполнителей для различных поручений со своими сроками готовности.

Фрагмент документа

Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003

В том случае, если действие предполагает конкретного исполнителя, соответствующий пункт документа должен начинаться с указания должности и фамилии исполнителя (инициалы в тексте ставятся после фамилии) в дательном падеже. В качестве исполнителей могут быть указаны ­организации или структурные подразделения.

Сведения об управленческом действии передают глаголом в неопределенной форме и дополнением с обозначением объекта действия. Например:

1. Начальнику Управления международных операций Котову А.Д. подготовить проект «Инструкции об организации работы по …».

2. Начальнику Юридического отдела Мельникову С.Г. предоставить Управлению международных операций необходимые нормативные правовые акты и методические документы.

Указание срока исполнения дается отдельной строкой и оформляется как дата завершения исполнения. Например:

Срок представления 15.07.2003.

В последнем пункте распорядительной части указывают конкретных лиц, на которых возлагается контроль за исполнением распорядительного документа. Например:

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя председателя Правления банка Сидорова К.М.

Фрагмент документа

Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная приказом Минкультуры России от 8 ноября 2005 г. № 536

Если приказ изменяет или отменяет какие-то его положения, то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Текст пункта должен начинаться словами «Признать ­утратившим силу…».

В приказ не следует включать пункт «Приказ довести до сведения…». Подразделения (должностные лица), до сведения которых доводится приказ, перечисляются в указателе рассылки, который исполнитель готовит вместе с проектом приказа.

Текст любого организационно-распорядительного документа, оформ­ляемого на бумаге формата А4, должен печататься через полуторный ­межстрочный интервал.

У приказа или распоряжения могут быть разные приложения8 : положения, регламенты, перечни, списки, графики, таблицы, образцы документов и др. Однако реквизит «Отметка о наличии приложения» никогда не оформляется на приказах и распоряжениях в связи с тем, что ссылка на приложение дается непосредственно в тексте распорядительного документа.

Если приложение носит справочный или аналитический характер (схема, таблица, список и т.д.), то в тексте приказа или распоряжения дается ссылка «согласно приложению 2» или «(приложение 2)» (см. Примеры 5 и 6). При этом на первой странице приложения в правом верхнем углу пишется слово «Приложение», ниже дается ссылка на приказ или распоряжение. При наличии нескольких приложений они нумеруются.

Пример 4

Приложение № 2

к приказу ЗАО «Альтернатива-М»

от 11.01.2007 № 1

Приложение № 2

к приказу ЗАО «Альтернатива-М»

от 11.01.2007 № 1

Если приложением к распорядительному документу является утверждаемый документ (положение, правила, инструкция и т.п.), в соответствующем пункте распорядительной части делается отметка: «(прилагается)» (см. п. 1 распорядительной части приказа в Примере 5). А на самом утверждаемом документе в правом верхнем углу первой страницы оформляется реквизит «Гриф утверждения документа».

Пример 5

Частично согласованный (3-мя должностными лицами из 7-ми предусмотренных)

и
неподписанный проект приказа

Нижняя оборотная сторона последнего листа проекта приказа,

на которой проставили свои визы исполнители (разработчики) проекта

Заголовок должен в обязательном порядке оформляться на всех проектах приказов и распоряжений и включать в себя краткое содержание документа.

Он должен отвечать на вопрос «о чем (о ком)?», например, «Об утверждении инструкции по делопроизводству», «О проведении аттестации сотрудников ЗАО «Связьинвестком»», «О реализации концепции ­совершенствования документационного обеспечения управления».

При этом заголовок должен занимать не более пяти строк общей длиною до 150 знаков, печататься от поля (т.е. без абзацного отступа) через одинарный межстрочный интервал без кавычек и не подчеркиваться, начинаться с прописной буквы и заканчиваться без использования точки (см. Примеры 5 и 6).

На вопросах оформления обязательных реквизитов бланка приказа или распоряжения останавливаться не будем, так как об этом подробно рассказывается в статье Е.М. Каменевой «Разработка бланков организационно-распорядительных документов», опубликованной в журналах № 8` и № 9` 2005 г.

Когда проект приказа или распоряжения подготовлен, начинается следующий этап – согласование проекта распорядительного документа. Он неразрывно связан с другим этапом – доработкой проекта по замечаниям согласующих должностных лиц. Поэтому оба этих этапа мы рассмотрим одновременно.

Согласование проекта приказа или распоряжения и доработка проекта по замечаниям согласующих должностных лиц

Согласование проекта документа подразумевает:

  • внутреннее согласование или визирование (если для издания документа достаточно внутреннего согласования), которое оформляется реквизитом «визы согласования документа»;
  • внешнее согласование (если необходимо провести экспертизу решения в других организациях). К внешнему согласованию проектов приказов и распоряжений прибегают редко, поэтому мы не будем останавливаться на нем в данной статье9 .

Обеспечение качественной подготовки проектов документов и их согласование с заинтересованными сторонами возлагается на руководителей подразделений, которые выносят проект.

Фрагмент документа

П. 2.7.1.2. Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Минкультуры России от 8 ноября 2005 г. № 536

Проекты приказов (распоряжений) и приложения к ним визируются исполнителем10  и руководителем подразделения, внесшим проект, руководителями подразделений, которым в проекте предусматриваются задания и поручения, а также руководителем службы ДОУ и юридической службы (визирует проекты нормативных правовых актов). Возражения по проекту приказа (распоряжения), возникающие при согласовании, излагаются в справке, которая прилагается к проекту.

Если в процессе согласования в проект приказа вносятся изменения ­принципиального характера, то он подлежит перепечатке и повторному согласованию.

Проекты приказов (распоряжений), представляемые руководителю на подпись, визируются заместителями руководителя в соответствии с распределением обязанностей.

На предприятии должен быть разработан перечень видов и подвидов11  ­документов с указанием лиц, визы которых необходимы при согласовании, т.е. с указанием основных согласующих, или табель форм документов12 .

Этапы подготовки проекта документа, его согласования и доработки по замечаниям согласующих могут осуществляться так называемым «традиционным» способом или с помощью системы автоматизации ­делопроизводства и электронного документооборота.

При «традиционном» способе проект распорядительного документа ­готовится на бланке и передается на согласование в бумажном виде.

В этом случае визы должностных лиц проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа проекта документа. Специалист, подготавливающий проект приказа или распоряжения, может сделать основу для дальнейшего проставления виз, указав на оборотной стороне последнего листа проекта документа должности и фамилии согласующих (см. Пример 5). Реквизит «визы согласования документа» должен ­оформляться в соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003.

Фрагмент документа

П. 3.24. ГОСТа Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной ­документации. Требования к оформлению документов

Согласование документа оформляют визой согласования документа (далее – виза), включающей в себя подпись и должность визирующего документ, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату подписания. Например:

Руководитель юридического отдела

Личная подпись А.С. Орлов

Дата

При наличии замечаний к документу визу оформляют следующим образом:

Замечания прилагаются

Руководитель юридического отдела

Личная подпись А.С. Орлов

Дата

 Замечания излагают на отдельном листе, подписывают и прилагают к документу.

По усмотрению организации допускается полистное визирование проекта документа или возможность оформления виз документа на отдельном листе согласования. При этом форма листа согласования не регламентируется ни ­ГОСТами, ни правовыми актами, и в соответствии с этим в разных ­организациях лист согласования может иметь различную форму (см. Пример 6).

При передаче на согласование проекта распорядительного документа на бумажном носителе возможен только один вид маршрута движения проекта: последовательный. Это означает, что в одно и то же время проект документа может находиться только у одного из согласующих должностных лиц. На практике часто бывают такие случаи, когда проект документа должны согласовывать руководители одного уровня, и очередность их согласования не имеет никакого значения. Соответственно, последовательный маршрут согласования документа не всегда является оптимальным решением.

Кроме этого «традиционный» способ согласования «съедает» достаточно много рабочего времени у сотрудников предприятия. Ведь проект документа на бумажной основе необходимо самостоятельно относить согласующим должностным лицам или передавать через службу документационного обеспечения управления (далее – служба ДОУ). В последнем случае согласование документа растягивается на продолжительное время, так как сначала надо отнести проект в службу ДОУ, потом необходимо, чтобы из службы ДОУ секретарь или ответственный за делопроизводство нужного подразделения забрал и передал проект на согласование своему руководителю, а после согласования вернул проект в службу ДОУ… Такая процедура должна продолжаться до тех пор, пока проект не будет согласован всеми необходимыми должностными лицами. В итоге на средних и крупных предприятиях согласование одного проекта документа может длиться несколько дней.

Согласование проектов документов с помощью систем автоматизации делопроизводства и электронного документооборота имеет множество преимуществ по сравнению с «традиционным» способом. При таком подходе разработчик проекта документа создает проект в системе, указывает вид маршрута движения проекта документа во время согласования и ­активизирует процедуру согласования.

Возможны следующие маршруты согласования:

  • последовательный: когда проект сначала поступает первому согласующему; после того, как он осуществит согласование, проект автоматически поступает второму согласующему и т.д.;
  • параллельный: когда проект поступает одновременно сразу всем согласующим и они проводят согласование проекта документа в любой последовательности;
  • параллельно-последовательный (или смешанный): когда проект документа поступает сначала одной группе должностных лиц, которые могут осуществлять согласование в любой последовательности; и только после того, когда все должностные лица из первой группы осуществят согласование, проект пересылается следующей группе должностных лиц.

Если рассматривать согласование проектов приказов и распоряжений, то можно отметить, что наиболее оптимальным будет являться параллельно-последовательный маршрут. В этом случае можно организовать согласование по следующей цепочке:

  • 1 группа согласующих – исполнитель (или разработчик) проекта документа;
  • 2 группа согласующих – руководитель исполнителя;
  • 3 группа согласующих – руководитель (или сотрудник службы ДОУ), который проверяет проект распорядительного документа на правильность оформления;
  • 4 группа согласующих – руководители подразделений, которым в проекте предусматриваются задания и поручения, а также ­руководитель юридической службы;
  • 5 группа согласующих – заместитель (или заместители) руководителя предприятия.

Согласование с использованием автоматизированных систем имеет еще целый ряд преимуществ по сравнению с «традиционным» согласованием. Назовем основные из них:

  1. Разработчику не нужно тратить время на доставку проекта согласующим должностным лицам, так как это делает система в соответствии с заданным маршрутом.
  2. Разработчик может указать время, в течение которого должностное лицо обязано согласовать проект документа.
  3. Разработчик проекта документа может в любой момент посмотреть, как осуществляется согласование документа, кто из должностных лиц произвел согласование и какую визу поставил.
  4. Согласующие должностные лица оперативно узнают о поступлении им на согласование проекта документа благодаря специальной ­системе оповещения.
  5. Проект документа согласуется в максимально короткие сроки.
  6. Проект документа не может потеряться в процессе согласования.
  7. Система может хранить все версии проекта, визы и замечания согласующих.

Несмотря на вышеуказанные, достаточно весомые преимущества «электронного» согласования, в настоящее время оно применяется на небольшом количестве предприятий. И причина этому следующая: автоматизировать работу с проектами документов, в том числе и этап согласования, можно только в том случае, если активными пользователями систем автоматизации делопроизводства и электронного документооборота станут все руководители, ведь именно они являются основными согласующими должностными лицами. К сожалению, сегодня практика показывает, что в большинстве организаций и предприятий основными пользователями систем автоматизации являются секретари и ответственные за делопроизводство, в чью компетенцию не входит согласование проектов документов.

Теперь рассмотрим, что происходит, если кто-то из согласующих не согласен с содержанием проекта документа.

В случае вынесения одним или несколькими согласующими замечаний принципиального характера, меняющих суть документа, проект должен быть перепечатан (т.е. должна быть создана новая версия проекта документа) и повторно согласован.

Если во время согласования были вынесены замечания редакционного характера, не меняющие содержания проекта, то проект также подлежит перепечатке, но повторного согласования в этом случае не требуется.

Подписание приказа или распоряжения

Согласованный проект документа передается на подпись руководителю.

Если визы согласования оформлялись не на оборотной стороне последнего листа проекта, а на отдельном листе согласования, то в этом случае также необходимо передать руководителю лист согласования проекта документа.

Подпись руководителя превращает проект документа в полноценный документ, после чего он должен быть зарегистрирован.

Регистрация приказа или распоряжения

Регистрация документа это запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующей факт его создания, отправления или получения.

В нашем случае регистрация будет фиксировать факт создания документа. Стоит отметить, что регистрация также нужна для дальнейшего учета документов и организации справочной работы.

Регистрация может осуществляться одним из трех способов:

  • записью о документе в бумажном журнале (журнальная форма регистрации);
  • записью в бумажной регистрационно-контрольной карточке ­(карточная форма регистрации);
  • внесением информации о документе в систему автоматизации дело­производства и электронного документооборота ­(автоматизированная форма регистрации).

Стоит отметить, что в настоящее время целесообразна именно автоматизированная регистрация документов, так как она имеет множество преимуществ по сравнению с журнальной и карточной формами регистрации. Назовем небольшую часть из этих преимуществ:

  • быстрый поиск документов по любому реквизиту или реквизитам;
  • автоматическое формирование отчетов, сводок, ведение справочно-аналитической работы по документам;
  • автоматический контроль за исполнением поручений (документов);
  • возможность одновременной регистрации документов на нескольких рабочих местах и другие.

Причем автоматизированная регистрация документов возможна и без внедрения на предприятии специализированного программного обеспечения.

В большинстве небольших компаний она осуществляется при помощи программы MS Excel путем заполнения обыкновенной таблицы.

Во время регистрации документу присваиваются регистрационный номер и дата документа. Датой приказа и распоряжения должна являться дата подписания, отсюда можно сделать вывод, что приказы и распоряжения должны регистрироваться именно в день их подписания.

Регистрация документов производится в пределах групп, в зависимости от названия вида документа. Кроме этого отдельно регистрируются приказы (а также распоряжения) по основной деятельности, по личному составу и по административно-хозяйственным вопросам. Это означает, что вышеперечисленные подвиды приказов и распоряжений будут иметь не общую, а раздельную нумерацию.

Теперь приведем требования к оформлению регистрационного номера и даты документа, закрепленные в ГОСТе Р 6.30-2003.

Фрагмент документа

П. 3.12. ГОСТа Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов

Регистрационный номер документа состоит из его порядкового номера13 , который можно дополнять по усмотрению организации индексом дела по номенклатуре дел, информацией о корреспонденте, исполнителях и др.

Регистрационный номер документа, составленного совместно двумя и более организациями, состоит из регистрационных номеров документа каждой из этих организаций, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе.

Фрагмент документа

П. 3.11. ГОСТа Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной ­документации. Требования к оформлению документов

Дату документа оформляют арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год – четырьмя арабскими цифрами.

Например, дату 5 июня 2003 г. следует оформлять 05.06.2003.

Допускается словесно-цифровой способ оформления даты, например 05 июня 2003 г., а также оформление даты в последовательности: год, месяц, день месяца, например: 2003.06.05.

Обычно для оформления даты приказа и распоряжения используют именно цифровой способ, например, 05.02.2007 (см. Пример 6).

Пример 6

Подписанное руководителем и прошедшее регистрацию распоряжение с листом согласования

Доведение приказа или распоряжения до исполнителей

Доведение распорядительного документа до исполнителей – это тиражирование документа, его рассылка (в возможно сжатые сроки) или передача исполнителям.

При «традиционной» организации делопроизводства чаще всего с приказов и распоряжений снимают копии, реже делают выписки, которые затем направляют исполнителям или сотрудникам организации в соответствии с указателем рассылки (он также составляется и подписывается исполнителем).

Если при работе с документами используется система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота, то в большинстве случаев (когда сотрудника не надо знакомить с документом под роспись, что бывает актуально, например, при оформлении некоторых распорядительных документов по личному составу) зарегистрированный документ отсылается сотрудникам с помощью используемой системы. Такой подход позволяет получить адресатам документ в максимально короткие сроки, а также экономить материальные и временные ресурсы, которые затрачиваются при «традиционном» подходе на копирование документов и передачу копий.

Стоит отметить, что большинство распорядительных документов перед доведением их до исполнителей ставятся на контроль в службе ДОУ. Однако контроль за исполнением – это уже отдельная большая тема, которой мы уделили достаточно внимания в прошлом году14,15 .

Продолжение темы – в статье В.П. Козыревой «Разработка проектов распорядительных документов: взаимодействие ответственного исполнителя и специалиста по делопроизводству».

Когда опытный специалист делится своими наработками, это всегда интересно. А особенно, если речь идет о налаживании конструктивного взаимодействия с коллегами из других подразделений. Вы узнаете, как подготовить проект распорядительного документа с соблюдением правил делопроизводства и всех тонкостей русского языка. ГОСТ Р 6.30-2003 закрепляет только самые основные требования к оформлению распорядительных документов. Автор рассказывает, как они были доработаны (расширены) и реализованы в межрегиональной телекоммуникационной компании. Конкретные примеры формулировок для различных ситуаций и наличие образцов оформления делают статью очень удобной для ее практического применения в вашей работе. Статья опубликована в июльском номере журнала «Делопроизводство и документооборот на предприятии» за 2007 год.

  • « первая
  • 77
  • 78
  • 79
  • 80
  • 81
  • . . .
  • последняя »

назад (Назад)скачать (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

дерева целей в зависимости от сложности стоящей перед организацией задачи. Управленческая ситуация № 3

Руководство завода по производству тракторов было поставлено перед необходимостью принятия стратегического решения о путях его дальнейшего развития. На совещании, проведенном директором, было принято решение о разработке программы долговременного развития предприятия.

Перед планово-экономической службой завода была поставлена задача: прежде чем приступить к разработке программы, надо представить руководству завода согласованную систему целей, обеспечивающих достижение поставленной генеральной цели.

В частности, в качестве одной из подцелей достижения генеральной цели, поставленной руководством завода, в систему целей должна быть включена подцель по повышению ритмичности производства тракторов.

Проблема 3.

Как вы оцениваете принятое руководством завода решение о разработке системы стоящих перед заводом целей и программы перспективного развития предприятия ? Сформируйте дерево целей программы перспективного развития тракторостроительного завода.

Развитие управленческой ситуации 3.

Принятие решения о разработке программы перспективного развития завода предшествует процессу разработки программы. Целеполагание является одной из основных составляющих выработки стратегии развития предприятия, предшествующей решению о разработке программы. Поэтому руководством завода было принято правильное управленческое решение о предварительной разработке системы целей, к достижению которых надо стремиться при разработке программы перспективного развития предприятия.

Система целей, разработанная планово-экономическим отделом завода, представляла собой дерево целей, генеральной целью которого было создание высокотехнологичного производства тракторов, обеспечивающего выпуск конкурентоспособной, пользующейся стабильным потребительским спросом на рынках сбыта продукции.

Цели первого иерархического уровня дерева целей включали такие подцели генеральной цели развития предприятия, как обеспечение качества выпускаемой заводом продукции, повышение ритмичности и рентабельности производства, реализацию социальной программы, переподготовку кадров.

Подцель первого иерархического уровня дерева целей — повышение качества продукции — включала в качестве подцелей второго иерархического уровня такие подцели, как повышение стойкости инструмента на установках типа «Булат», электроискровое легирование, химическое никелирование, электрохим-полировка. Подцелью второго иерархического уровня были также мероприятия по централизации заточки инструмента и его восстановлению, по совершенствованию нормирования расхода инструмента, его списанию и хранению и т. д.

Разработка целей стратегического значения, и в том числе дерева целей, при определении стратегических целей развития организации определяет успешность ее функционирования в будущем. Поэтому качеству их разработки придается большое значение.

Сформулированные аналитиками организации цели должны быть подвергнуты, с одной стороны, экспертизе специалистов по направлениям деятельности организации, включенным в программу, а с другой — коллективной управленческой

  • « первая
  • 77
  • 78
  • 79
  • 80
  • 81
  • . . .
  • последняя »

Интересная статья: Основы написания курсовой работы

При повременно-премиальной оплате труда вместе с заработной платой могут начисляться премии. Премии могут устанавливаться как в твердых суммах, так и в процентах от оклада.

Сумма премии прибавляется к заработной плате работника и выплачивается вместе с заработной платой.

Премия — это доплата стимулирующего или поощрительного характера к основному заработку работника.

Премирование может быть двух видов:

Премирование стимулирующего характера, которое предусмотрено системой оплаты труда.

Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Эти системы могут устанавливаться также коллективным договором.

При этом принятая в организации премиальная система оплаты труда должна предусматривать выплату премий определенному кругу лиц на основании заранее установленных конкретных показателей и условий премирования.

Премирование (поощрение) отличившихся работников вне систем оплаты труда.

Согласно статье 191 ТК РФ, работодатель может поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. Работникам могут выплачиваться разовые премии:

1) за повышение производительности труда;

2) за многолетний добросовестный труд;

3) за улучшение качества продукции;

4) за новаторство в труде;

5) за безупречное исполнение трудовых обязанностей;

6) за другие достижения в труде, предусмотренные Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором.

При выплате разовых премий круг премируемых лиц заранее не определяется.

Размер премии каждому работнику за определенный период устанавливается в приказе руководителя организации. При этом учитываются:

— личный вклад работника в деятельность организации;

— результат работы подразделения, в котором выполняет трудовые обязанности работник;

— результат деятельности организации.

Премии выплачиваются на основании приказа руководителя организации. Приказ оформляется по форме N Т-11 (если премия выплачивается одному работнику) или по форме N Т-11а (если премия выплачивается нескольким работникам).

В приказе обязательно должны быть указаны:

— фамилия, имя и отчество премируемых лиц, их табельные номера, должности и структурное подразделение, в котором они работают;

— причина выплаты премии (например, в связи с перевыполнением плана по выпуску продукции, по итогам деятельности организации за год и т.д.);

— основание для начисления премии (например, служебная записка руководителя структурного подразделения);

— сумма премии.

Сумма премии может определяться на основании Положения о премировании, принятого в организации. В Положении о премировании должны быть предусмотрены:

1) показатели премирования;

2) условия премирования;

3) размеры и шкала премирования;

4) круг премируемых работников;

5) источник премирования.

На основании Положения о премировании у работника при выполнении им показателей и условий премирования возникает право требовать выплаты премии, а у работодателя — обязанность выплатить премию.

Таким образом, если в вашей организации существует Положение о премировании и вы при выполнении показателей премирования эту премию не получаете (а остальные работники получают), то это, безусловно, нарушение трудового законодательства. Привлечь работодателя к уголовной ответственности за это не удастся, а вот к административной по ст. 5.27 КоАП РФ вполне возможно. Для этого и с целью восстановления справедливости рекомендую вам обратиться в территориальное подразделение Рострудинспекции.

Однако, в вашем случае — это единоразовое лишение премии.

Спросить

Экономика предприятия

Руководство предприятием

Директор и его аппарат. Во главе каждой фабрики, каждого заво­да стоит директор. Директор коммерческого предприятия является доверенным лицом учредителей, единоначальником и отвечает за результаты всей деятельности предприятия.

Директор определяет пути и методы выполнения задач, постав­ленных перед предприятием, обеспечивает получение необходимых материально-технических ресурсов, организует труд на производст­ве, заботится о выпуске доброкачественной продукции в заданном ассортименте, руководит работой по внедрению новой техники и технологии.

Директор несет ответственность за выполнение предприятием обязательств перед заказчиками и банками. На предприятии посто­янно проводится работа по улучшению условий труда, повышению квалификации персонала. Тем самым создаются лучшие условия для развития творческой инициативы трудящихся, направленной на совершенствование производства. Поэтому директор каждого пред­приятия уделяет большое внимание вопросам организации труда и заработной платы, подготовки кадров, охраны труда и техники безо­пасности и др.

В настоящее время директор наделен широкими правами, что способствует успешному выполнению всех задач, стоящих перед предприятием. Директор утверждает план выпуска продукции на основе заключенных договоров, по согласованию с потребителем утверждает цены на продукцию. В пределах своих полномочий он может вносить изменения в планы, принимать заказы от других ор­ганизаций, вносить изменения в технологические процессы изго­товления многих изделий, реализовывать в установленном порядке излишние материалы и оборудование, изменять структуру и штаты цехов и отделов предприятия.

Под руководством директора составляются месячные планы ка­питального строительства на основе перспективных и годовых пла­нов, утвержденных учредителями. Он имеет право вносить измене­ния в титульные списки строительства, не нарушая общих объемов строительства и сроков ввода в действие новых производственных мощностей; утверждать титульные списки строительства; утвер­ждать и в случае необходимости изменять проектные задания и сметно-финансовые ассигнования на строительство отдельных объ­ектов.

В целях осуществления технического прогресса на предпри­ятии — внедрения новой техники, механизации, автоматизации и улучшения технологии и производства, рационализации и интенси­фикации технологических процессов — директор утверждает смет­но-финансовые расчеты, связанные с мероприятиями по техниче­скому прогрессу и их окупаемостью, в пределах определенных сумм затрат. Директору предоставлено право приобретать специальное оборудование, приборы и материалы для проведения научно-иссле­довательских и опытно-конструкторских работ.

Для оказания помощи директору в решении конкретных задач, связанных с развитием техники, организацией и планированием деятельности предприятия, создается ряд отделов и других подраз­делений аппарата управления. Выполняя свои функциональные за­дачи, директор опирается на аппарат управления предприятием, привлекая его сотрудников к обсуждению проектов, планов и дру­гих важнейших вопросов работы предприятия, а также к их осуще­ствлению.

Важным органом управленческого аппарата предприятия явля­ется плановый отдел. На основании указаний директора он разраба­тывает перспективные и текущие планы деятельности предприятия, осуществляет руководство составлением планов в цехах, координи­рует работу других отделов заводоуправления по разработке ими от­дельных разделов перспективного и годового планов предприятия и специальных планов, контролирует выполнение планов, организует и осуществляет анализ их выполнения. Плановый отдел помогает коллективу в мобилизации сил и средств для решения основных за­дач, стоящих перед предприятием. С этой целью плановый отдел под руководством директора конкретизирует положения плана и доводит их до каждого цеха. Кроме того, занимаясь анализом хозяй­ственной деятельности предприятия, он указывает коллективу ра­ботников на отстающие участки и нерешенные задачи. Для контро­ля над выполнением плана обычно организуются статистический учет и отчетность на всех участках предприятия.

Плановые органы оказывают существенное влияние на всю дея­тельность предприятия. Разрабатывая четкий график производства, контролируя и обеспечивая его выполнение, они способствуют рав­номерной работе предприятия и выпуску продукции в установлен­ные сроки. Устанавливая лимиты затрат цехам и участкам, добива­ясь рационального использования производственных ресурсов и способствуя мобилизации внутрипроизводственных резервов, пла­новые органы влияют на себестоимость продукции, на сокращение длительности производственного цикла и тем самым на ускорение оборачиваемости оборотных средств. Они оказывают также боль­шое влияние на специализацию предприятия и его кооперирование с другими фабриками и заводами.

Плановые органы предприятия принимают участие и в обеспе­чении технического прогресса. Они активно участвуют в составле­нии плана развития техники и организации производства и контро­ле за его выполнением, определяют экономическую эффективность организационно-технических мероприятий, выдвигают перед тех­ническим руководством задачи по совершенствованию производст­ва, исходя из необходимости улучшения экономики предприятия.

Работу по организации трудя, заработной штаты и нормирова­нию труда на предприятии ведет отдел труда и заработной платы. Работники этого отдела помогают начальникам цехов и мастерам организовать труд, улучшить его разделение и кооперацию. Отдел труда и заработной платы ведет работу по определению и измене­нию норм выработки и расценок, следит за выполнением установ­ленных показателей численности работников предприятия.

По поручению директора он проводит основную работу по под­готовке коллективных договоров со стороны администрации и кон­тролю их выполнения, разрабатывает проекты прогрессивных и премиальных систем оплаты труда и другие вопросы организации заработной платы. В своей работе отдел труда и заработной платы опирается на производственных мастеров и широко использует опыт передовиков производства.

Работой по комплектованию кадров предприятия руководит от­дел кадров. Он (или смежный с ним отдел подготовки кадров) орга­низует также работу учебных заведений при предприятии и прово­дит систему мероприятий, направленных на повышение квалифи­кации рабочих и инженерно-технических работников.

Бухгалтерия осуществляет учет использования средств предпри­ятия, контролирует сохранность имущества, определяет себестои­мость продукции, контролирует целесообразность и законность финансовых операций предприятия и соблюдение финансовой дис­циплины. Финансовым хозяйством на предприятиях небольшого размера ведает бухгалтерия, а на крупных предприятиях — специ­альный финансовый отдел, подчиненный директору.

Организацию снабжения всеми необходимыми материалами, топливом и инструментом осуществляет отдел снабжения. Кроме работы по снабжению предприятия, этот отдел контролирует ис­пользование материалов, организует их хранение и выдачу в цеха. Органы материально-технического снабжения оказывают большое влияние на равномерность работы предприятия. Они способствуют также кооперированию предприятий, размещая заказы на изготов­ление полуфабрикатов и добиваясь своевременного их выполнения.

Сбыт готовой продукции на крупных предприятиях с большим количеством потребителей осуществляется отделом сбыта, который ведает реализацией и отправкой готовой продукции. На предпри­ятиях с ограниченным кругом потребителей создается единый отдел снабжения и сбыта. В ряде случаев отдел сбыта объединяется с фи­нансовым отделом.

Контроль качества продукции осуществляет отдел технического контроля. Задача отдела технического контроля заключается не только в проверке качества изготовленной продукции, но и в преду­преждении брака.

Для обеспечения высокого качества продукции систематически проверяется качество сырья, материалов, полуфабрикатов, инстру­ментов и оборудования, осуществляется контроль над соблюдением технологической дисциплины, проверяется и испытывается готовая продукция. Органы технического контроля следят за качеством ис­полнения отдельных, наиболее ответственных операций по ходу про­изводства. Они изучают рекламации и выясняют, в какой мере про­дукция, производимая предприятием, удовлетворяет потребителей.

Вопросами капитального строительства на предприятии зани­мается отдел капитального строительства. В большинстве случаев капитальное строительство, если оно связано со значительными ин­вестициями, осуществляется специальными строительными орга­низациями (подрядчиками). Задачей отдела капитального строи­тельства в этих случаях является сдача подрядной организации зака­за на производство работ, контроль над ходом работ и прием законченных строительством объектов. На небольших предприяти­ях капитальным строительством ведает механик предприятия.

Главный инженер и подведомственные ему органы управления. Важнейшей частью работы по управлению предприятием является техническое руководство, в сферу внимания которого входят проек­тирование новых и совершенствование выпускаемых изделий, раз­работка и совершенствование технологических процессов изготов­ления продукции, внедрение нового и модернизация действующего оборудования, инструментов и приспособлений. В задачи техниче­ского руководства входят также обеспечение исправности оборудо­вания и эффективности его работы, создание работникам предпри­ятия условий для высокопроизводительной работы.

Техническое руководство на предприятии осуществляет главный инженер, являющийся первым заместителем директора фабрики или завода. Главный инженер руководит производственными цеха­ми, лабораториями и экспериментальными цехами, в которых раз­рабатываются и испытываются новые виды продукции, возглавляет научно-исследовательскую работу на предприятии. Он решает не только текущие, но и перспективные вопросы организации и техни­ки производства.

Главный инженер наблюдает за деятельностью органов, зани­мающихся подготовкой новых кадров и повышением квалифика­ции работников предприятия, создавая наиболее благоприятные ус­ловия для роста технического уровня кадров. Он принимает дейст­венные меры по повышению качества продукции и ликвидации брака, следит за состоянием технического нормирования на пред­приятии.

Одна из важных задач главного инженера — всемерно способст­вовать развитию рационализаторской мысли на предприятии. С этой целью он выносит на широкое обсуждение варианты улучше­ния проектов изделий, проекты технологических процессов и пред­ложения об их изменениях, доводит до сведения коллектива инфор­мацию о недостатках конструкции изделий, обнаруженных потре­бителями или замеченных в процессе производства. Главный инженер организует помощь рационализаторам в оформлении и техническом обосновании предложений, а в ряде случаев способст­вует созданию комплексных бригад рационализаторов.

Непосредственными помощниками главного инженера в работе по техническому руководству предприятием являются конструктор­ское бюро и технологический отдел. Конструкторское бюро проек­тирует новую продукцию и совершенствует ранее выпускавшиеся изделия. Задачей конструкторских органов является также улучше­ние технологичности конструкций, т. е. облегчение их изготовления без ущерба для качества, и повышение экономичности продукции как в производстве, так и в потреблении.

Технологический отдел со своим аппаратом разрабатывает про­цесс изготовления новой продукции и совершенствует процесс про­изводства ранее освоенных изделий, стремясь в максимальной сте­пени механизировать и автоматизировать труд, лучше использовать высокопроизводительное и автоматическое оборудование, инстру­менты и приспособления.

Его работники тщательно изучают опыт новаторов и передови­ков как своего, так и других предприятий, разрабатывают техноло­гию производства с учетом передового опыта, лучших достижений отечественной и зарубежной техники. В содружестве с мастерами и рабочими-новаторами технологи интенсифицируют технологиче­ские процессы, активно помогая всем рабочим овладевать наиболее эффективными методами производства. Совместно с конструктора­ми технологи разрабатывают нормы расхода материалов. Они орга­низуют работу по составлению плана организационно-технических мероприятий.

Большую роль в развитии техники играют заводские и фабрич­ные лаборатории, где сосредоточивается значительная часть науч­но-исследовательской работы, проводимой на предприятии, и вы­полняется текущий контроль над ходом производства и качеством изготовляемой продукции.

На предприятиях ряда отраслей промышленности (текстильные фабрики, химические заводы) лаборатории разрабатывают новые сорта продукции, определяют ее новую рецептуру, а также разраба­тывают и совершенствуют технологический процесс изготовления изделий, т. е. выполняют работы, которые на других предприятиях входят в обязанности конструкторских и технологических отделов.

К области технологического руководства производством отно­сятся также контроль качества продукции и организация ремонтно­го и энергетического хозяйства.

Контроль качества продукции организуется и осуществляется от­делом технического контроля.

Ремонтный цех и ремонтные бригады, осуществляющие капи­тальный ремонт, паросиловое и энергетическое хозяйства находятся под руководством главного механика и главного энергетика, кото­рые, в свою очередь, подчиняются главному инженеру. Они органи­зуют и осуществляют капитальный ремонт, изготовление запасных частей для ремонта оборудования, наблюдают за правильной экс­плуатацией технологического и энергетического оборудования, ру­ководят проведением мероприятий по охране труда и совершенст­вованию техники безопасности. В ходе капитального ремонта под их руководством проводится модернизация оборудования. Непо­средственную ответственность за состояние оборудования в цехах, а также за соблюдение правил охраны труда и техники безопасности несут начальники цехов.

На крупных предприятиях выделяются самостоятельные службы главного механика и главного энергетика. На небольших предприяти­ях все руководство ремонтным и энергетическим хозяйством осу­ществляется одним лицом.

На небольших предприятиях структура управления, как прави­ло, намного проще, чем на крупных.

Чем крупнее предприятие, тем важнее для него экономия ресурсов. Это касается любой промышленности и производства. Именно поэтому так важно обратить внимание на современные программы энергосбережения и энергоэффективности. Вы можете использовать стандартные приемы, проверенные компаниями в …

Как вы считаете, что лучше для бизнеса: заработанный рубль или сэкономленный рубль? Ответ очевиден: лучше и то и другое! Если присмотреться повнимательней, то в любом бизнесе можно увидеть огромные дыры, …

Как и любое новое явления, крауд -экономика вызывает множество вопросов. Кто-то говорит, что ничего нового в этом нет, и на это не стоит акцентировать столько внимания. Кто-то скажет, что это …

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фарингосепт спрей для горла взрослым инструкция
  • Китайский микрофон караоке колонка с флешкой инструкция
  • Что входит в руководство предприятия
  • Артродок мазь инструкция по применению цена
  • Ацилок инструкция по применению цена отзывы аналоги цена