Компетентный лидер команды не просто руководит процессами и людьми, а сочетает в своей работе целый набор профессиональных качеств. Рассказываем, какими управленческими навыками должен обладать успешный руководитель и как их эффективно развивать.
Нет времени на чтение — слушайте аудиоверсию статьи на нашем подкасте:
Планирование
Об искусстве все успевать написаны сотни книг, в которых под разным соусом подается одна идея — разбивайте все большие дела на несколько маленьких. Похожая идея по микропланированию есть и у новомодных методик из ИТ — Scrum, Kanban и прочих.
Если смотреть на планирование как на управленческий навык, то все немного усложняется. Работая над планом выполнения любой задачи, нужно обращать внимание на два важных фактора:
- Действительно ли задача сформулирована под результат, а не под процесс — нужно не наладить систему малярных работ, а покрасить конкретный забор к конкретной дате.
- Реально ли выполнить задачу имеющимися ресурсами.
Разделяйте виды планирования:
- Стратегическое — когда нужно понять, куда будет двигаться компания.
- Тактическое — как будет решаться стратегическая задача.
- Оперативное, или микроменеджмент — распределение задач разных сотрудников по календарю.
Организация работы
После планирования вам нужно наладить процессы, проявить организационные навыки. Если обобщенно, то важно ответить на вопрос — как лучше решить задачу. В этот блок входит умение определять необходимые функции у каждого подпроцесса, объяснить специалисту задачу, найти ресурсы: время работника, специальные инструменты. Возможно, распределить ответственность между исполнителями или добавить в календарь график отчетов.
Организация работы входит в перечень ключевых профессиональных навыков руководителя. Универсальной формулы нет, каждая задача требует своего подхода. Поэтому вам как менеджеру придется развивать еще и навык быстрого анализа ситуации и умения организовывать работу ограниченными ресурсами.
Делегирование
Если руководителем в компании становится успешный работник, то практически всегда его первая ошибка — стремление сделать все самостоятельно, без привлечения других. Хотя навык делегирования как раз и отличает эффективного менеджера от профессионального исполнителя.
Когда вы планируете передать задачу подчиненному, обращайте внимание на несколько факторов:
- Достаточно ли квалификации у специалиста для решения задачи?
- Способен ли он выполнить поручение в установленный срок?
- Действительно ли передача задачи именно этому исполнителю, а не другому, будет эффективным решением?
- Ясна ли задача подчиненному, достаточно ли у него ответственности и полномочий для выполнения?
Известный эксперт по менеджменту Брайан Трейси предупреждает: помните, что делегирование это не просто способ передать задачи. Это навык менеджера, двухсторонний процесс, в котором руководитель выступает учителем. Сначала управленец опытным путем выясняет, следует ли развивать исполнителя. Затем вкладывает в него ресурсы, в том числе и свое время. Только потом делегирование не будет требовать внимания менеджера, станет способом экономить время.
Контроль
Необходимые управленческие знания и навыки руководителя включают в себя такое понятие как контроль. Иногда этот термин ошибочно воспринимают как обязанность руководителя проверять каждый шаг исполнителя. Но подобный подход скорее вредит мотивации сотрудников — они чувствуют недоверие и подсознательно начинают саботировать процессы.
Вместо этого попробуйте воспринимать контроль как способность организовать систему беспроблемного отслеживания результатов. Например, задачу можно разбить на этапы, поставить контрольные точки и объяснить сотрудникам, каких результатов и в какой день вы ждете.
Смотрите также: Как определить управленческий масштаб
Обучение
Без постоянного повышения квалификации талантливый сотрудник быстро потеряет мотивацию, «середнячки» будут просто отрабатывать положенное количество часов, а новички не смогут разобраться в профессии и не смогут повысить производительность и качество работы.
Важное управленческое качество менеджера — заниматься развитием профессионала. Здесь важно вот что:
- Кого учить. Обычно отправить на курсы сразу весь отдел невозможно. Подумайте, обучение какого сотрудника принесет максимальный коэффициент полезного действия. Стоит ли вкладывать в «звезду» прямо сейчас, если он станет работать лучше на 1-2%, или лучше заняться подтягиванием среднего уровня, и качество повысится сразу на 20-30%?
- Чему учить. Так ли важно сейчас для менеджера получить MBA, может быть, у него хуже развиты «мягкие навыки»? Изучайте результаты контроля сотрудников, отмечайте, в какой области каждый из них развивается хуже, и соотнесите это с качеством работы.
- Как учить. Бесполезно вводить в компании только один формат образования — например, заставлять всех без исключения заниматься деловыми играми. Процесс обучения стоит начинать с анализа: попробовать, выслушать мнения сотрудников, соотнести их с результатами «до и после».
Обучение — постоянный процесс. Но это не только получение новых знаний и отработка их на практических кейсах. Важно закладывать возможность обучения на реальных проектах. Спланируйте работу так, чтобы у людей в новых проектах и задачах была возможность допустить ошибку и самостоятельно исправить ее — это один из самых эффективных педагогических инструментов.
Оптимизация
Когда задачи распланированы, процессы организованы, достижения и ошибки на контроле, а сотрудники развиваются, стоит заняться оптимизацией. Управление — это большой сложный механизм, строя который любой руководитель допускает небольшие ошибки. Проанализируйте все процессы и постарайтесь исправить недочеты.
Главные вопросы, которые стоит задать себе: как улучшить систему работы, сократить время и усилия на единицу результата. Уметь оптимизировать процессы — важнейший управленческий навык, который поднимет вас в любом рейтинге руководителей.
Лучшие способы учиться
Способов обучаться сейчас очень много, и лучше не выбирать какой-то один, а совмещать сразу несколько из перечисленных ниже вариантов. Не забывайте — главное не просто получить знания, но и превратить их в навыки, то есть попробовать все на практике, заметить важные тонкости, применимые к вашей сфере. Только так можно стать управленцем высокого класса.
Найти наставника
Под наставником стоит понимать не человека, который будет руководить вами и вашим обучением, указывать, что и как делать. Скорее, это специалист, которому вы доверяете как профессионалу, на кого вы можете равняться и кто может показать направление развития, вовремя указать на возможную ошибку и посмотреть на ваши проблемы с незаинтересованной стороны.
- Наставником может стать коуч или бизнес-тренер, если вы знаете такого в своей среде и он пользуется доверием у признанных специалистов отрасли. Тогда обращение к нему может стать неплохим вложением денег. Выбирайте коуча осторожно, перед тем как оплачивать длительный период, закажите тестовый разговор/занятие. И поинтересуйтесь успехами и отзывами не о самом коуче, а о его учениках.
- Ментором может стать ваш прямой руководитель или топ-менеджер в компании. Попробуйте наладить нужные контакты, оказывайте пользу и взамен учитесь, спрашивайте советы и показывайте свои наработки.
- Ориентиром для менеджера может стать гуру в профессии из другой компании — изучайте практику топ-менеджеров конкурентов, собирайте инсайты о работе, читайте материалы о человеке в прессе и старайтесь понять, как он принимает решения.
Наставник — это не обязательно человек, который будет вас направлять. Возможен и другой сценарий: вы будете внимательно следить за работой топ-менеджеров, перенимать их практики и постепенно выработаете свой эффективный стиль управления.
Посещать конференции
Для развития навыков руководителя вам могут пригодиться несколько видов событий:
Отраслевые — на которых обсуждаются последние события вашей сферы. Развитие hard skills позволит вам лучше ставить задачи специалистам.
Управленческие — там, где речь идет именно о проблемах менеджеров. Изучайте достижения науки управления персоналом и процессами, общайтесь с топ-менеджерами и заводите полезные знакомства.
Бизнес-встречи — на крупных предпринимательских конференциях можно узнать, как мыслят топы крупнейших компаний, получить инсайдерскую информацию из кулуаров и научиться мышлению предпринимателя, ведь руководитель и бизнесмен во многом схожие «профессии».
Собрать оценку команды и клиентов
Оценить эффективность работы руководителя с точки зрения результата может владелец бизнеса: выполнены ли KPI, решена ли задача. С точки зрения процессов стоит обратиться к непосредственным участникам системы — вашим подчиненным.
Проведите анонимный опрос, насколько высоко сотрудники оценивают ваши профессиональные качества и почему. Анализируйте результаты, направляйте усилия на слабые звенья в цепочке ваших профессиональных навыков.
Самообразование
Процесс обучения и развития никогда не заканчивается — он похож на езду на велосипеде, стоит остановится, как равновесие не удержать. Развивать управленческие качества можно самостоятельно:
- Проводите в коллективе деловые игры — найдите сценарии в открытом доступе или закажите разработку у специалистов.
- Подпишитесь на новинки бизнес-издательств.
- Развивайтесь в смежных областях. Например, если вы занимаетесь продажами, попробуйте разобраться в особенностях маркетинга или центра поддержки клиентов, так вы лучше поймете продукт.
Структурируйте знания
Все вышеперечисленные способы учиться имеют как плюсы, так и минусы. Например, проблема самообразования в том, что знания получаются хаотичными. Найти же наставника иногда очень сложно из-за особенностей компании и соглашений о неразглашении.
Попробуйте структурировать знания и повысить квалификацию в образовательном учреждении. Выбирая курс, ориентируйтесь на свои потребности. Например, по теме нашей статьи — лучше не искать общий курс о руководстве, а попробовать узконаправленный вариант «Развитие управленческих навыков». Посмотрите программу: в ней каждый навык рассматривается отдельно, есть практическая отработка и полезная теория.
Как и в случае с обучением сотрудников, подходить к выбору курсов лучше основательно. Например, проверить, являются ли преподаватели практиками, или их знания хороши лишь в теории. Почитать отзывы о курсах — много ли «воды», есть ли разбор реальных кейсов.
Еще раз — самое главное
Основные управленческие навыки руководителя:
- Реальное планирование — что нужно сделать, получится ли это сделать имеющимися ресурсами.
- Организация работы — как будем делать, что для этого нужно, что мешает или будет мешать.
- Делегирование — справится ли сотрудник с задачей, достаточно ли ясна задача.
- Контроль — как отслеживаем эффективность работы, проставлены ли сроки с запасом.
- Обучение — достаточно ли развиваются сотрудники, не деградируют ли от однообразной работы, не теряется ли мотивация.
- Оптимизация — можно ли получить тот же результат, вложив меньше усилий или времени.
Чтобы развивать навыки, нужно:
- Постоянно анализировать результаты работы и улучшать процессы, тестировать идеи.
- Собирать оценку собственных качеств и навыков от руководителя и подчиненных.
- Найти топ-менеджера в наставники, по возможности нанять коуча и брать пример с других эффективных топов и владельцев бизнеса.
- Посещать отраслевые, управленческие и бизнес-конференции.
- Постоянно заниматься самообразованием.
- Выбрать эффективные курсы и закончить их, сразу применяя знания на практике.
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения
редакции.
Менеджмент • 25 апреля 2023 • 5 мин чтения
Как стать руководителем и где этому учиться
Разбираем варианты карьерного роста и список навыков для тех, кто хочет возглавить отдел или направление и решать новые задачи.
- Как чаще всего становятся руководителями
- Какими навыками должен обладать руководитель
- С каким запросом чаще всего приходят начинающие руководители
- Где научиться быть руководителем
- Совет эксперта
Как чаще всего становятся руководителями
У каждого свой путь, проанализировали несколько сценариев и выделили три основных:
1. Сотрудник показывает хорошие результаты, и его повышают. Несмотря на то что это популярный путь к должности руководителя, существенный минус в том, что «хороший сотрудник» не всегда означает «хороший руководитель», ведь в должности исполнителя редко удаётся развить управленческие навыки.
Дмитрий Коротеньких
Например, Виктор работает разработчиком и отлично закрывает задачи. В компании он давно, и вот наступает момент, когда нужно выбрать нового тимлида. Все голосуют за Виктора — он точно справится. Когда вчерашний разработчик, даже с большим опытом, оказывается в должности руководителя, становится ясно, что обязанности здесь совсем другие и стрессовые ситуации тоже. Например, нужно учитывать интересы и команды, и бизнеса, балансируя между ними. Для этого важно давать правильную обратную связь, уметь выстраивать и контролировать процессы. А ещё приходится не только нанимать, но и увольнять сотрудников. В какой-то момент Виктор понимает, что не справляется с новым набором задач, а уходить с такой должности кажется неразумным.
2. Сотрудник уже давно работает в компании или в одной должности, и, кажется, что пора его повысить. Вариант кажется похожим на первый, но есть отличие: такой сотрудник не показывает выдающихся результатов, а просто работает в компании дольше всех. У руководства создаётся иллюзия, что его надо бы повысить, но причины, по которым сотрудник остаётся в компании, могут быть разными. Есть вероятность того, что он уже выгорел и назначение на руководящую должность будет слишком большим стрессом.
3. Сотрудник стремится стать руководителем и претендует на руководящую должность. Если его не повышают в одной компании, такой человек, как правило, будет искать в других и присылать отклики сразу на вакансию руководителя. Этот способ обычно самый действенный — сотрудник мотивирован расти, учиться и получать управленческие навыки.
Какими навыками должен обладать руководитель
Неочевидная правда: руководителю необязательно идеально разбираться во всех процессах в каждой сфере. Это отлично иллюстрируют истории топ-менеджеров, которых переманивают и перекупают в совершенно разные области, и везде они работают эффективно. То есть профессиональные навыки, или хардскилы, на практике далеко не так важны для руководителя, как гибкие навыки, то есть софтскилы.
Если оценить свои софтскилы по шкале от 1 до 7 и соединить точки, получится диаграмма гибких навыков. Она поможет понять, какие навыки развиты хорошо, а какие нужно развивать
Поговорим о том, что такое управленческие навыки и какие из них — ключевые для руководителя:
● Эмоциональный интеллект и эмпатия. Руководителю полезно знать своих подчинённых, понимать, что им нравится, а что — нет, кому какие задачи лучше ставить. Это непросто делать в большом коллективе, когда количество прямых подчинённых больше восьми человек, иначе сложно узнать каждого и запомнить всю необходимую информацию.
● Эмоциональная стабильность и зрелость. Умение оставаться спокойным и не поддаваться панике, всегда помнить про курс и цели.
● Объективность — беспристрастная, непредвзятая оценка фактов. У руководителя может быть проект, который нравится больше других, или подчинённые, с которыми легче работать, — это нормальная человеческая реакция. Но принимать решения нужно, фокусируясь на результате.
● Здоровая амбициозность. На руководителя смотрят и могут равняться — он лидер, который требует от команды достижений и вдохновляет на них. А значит, у него должна быть здоровая амбициозность и желание становиться лучше.
● Критическое мышление — умение ставить под сомнение информацию, в том числе о самом себе. Это поможет избежать когнитивных искажений, например, когда начинает казаться, что если стал руководителем, то дальше развиваться не нужно.
● Умение делегировать. Это преимущество для всех сторон: сотрудник мотивирован и быстрее растёт, потому что ему доверяют, а руководитель меньше занимается микроменеджментом.
Дмитрий Коротеньких
Я перенял такую модель поведения, когда работал во французской компании. Прибегал к директору с вопросом «что делать?», а он спрашивал — какие варианты решения ситуации есть? Какие риски у каждого варианта? Я отвечал на вопросы и примерно на третий раз, уже у двери кабинета, понял, как мне решить проблему. Конечно, нужно учитывать зрелость и опыт сотрудников — полностью отвечать за задачу подойдёт не каждому.
Наставники курса «Управление командой» помогут стать уверенными руководителями менеджерам с разным управленческим опытом. Во время обучения студенты проходят девять индивидуальных консультаций с наставником, с которым можно обсудить всё, что волнует в рабочих ситуациях.
Улучшите показатели вашего отдела
Пройдите бесплатную вводную часть курса по управлению командой и узнайте, что можно улучшить в ваших текущих процессах и как сделать сотрудников счастливее
С каким запросом чаще всего приходят начинающие руководители
На курсы по управлению командой приходят сотрудники, которые только-только стали руководителями или те, кто понял, что раньше пытался управлять «на автомате» и эта стратегия не сработала. Как правило, у начинающих руководителей четыре основных вопроса:
1. Что делать с синдромом самозванца
Синдром самозванца — ощущение, что человек «не достоин» занимаемой должности и его скоро разоблачат. В здоровой степени это даже хорошо — значит, сотрудник может и хочет развиваться. Но если закопаться в мысли «смогу ли я, вытяну ли, надо ли это делать», то они помешают принимать даже небольшие решения. Полезно перестать скромничать, принимать благодарности и похвалу, придавать им смысл и осознанность — если сотрудника благодарят, значит, есть причины.
2. Как правильно ставить задачи подчинённым
Нужно стараться ставить задачи по SMART, чтобы они были конкретными, измеримыми, достижимыми и актуальными.
Дмитрий Коротеньких
Главное в любом инструменте — чтобы он нравился и подходил руководителю для решения задач, потому что любая, даже самая эффективная система не будет работать, если не вызывает ничего, кроме сопротивления.
3. Как давать обратную связь
Чтобы обратная связь достигла цели и не обидела человека, можно придерживаться такой структуры: действие, которое послужило причиной обратной связи, затем результат, куда это привело, и главное — на кого, что и как повлияло в команде или бизнесе. Без этого объяснения обратная связь будет бессмысленной и есть шанс, что человек снова повторит ту же ошибку, поэтому придётся набраться терпения и донести до коллеги или подчинённого, почему это важно.
Завершить обратную связь нужно договорённостью, как обоим участникам поступать в будущем, чтобы ситуация не повторилась
Например, Георгий пишет приложения для iOS и в его задачи входит отдавать готовый код тестировщикам. Тестировщики не очень любят код от Георгия, потому что он написан небрежно и в нём больше ошибок, чем у остальных сотрудников, но напрямую ему об этом не говорят, а обсуждают это между собой в чатике для избранных.
Тимлид заметил, что происходит тлеющий конфликт между разработчиком и тестировщиками, и позвал Георгия на встречу 1-1 с вот такой обратной связью: «Георгий, ты в команде уже полгода, и я вижу, несмотря на то, что опыта у тебя было немного, ты не боишься и берёшься за задачу, это здорово. Но когда ты пишешь код быстро и отдаёшь тестировщикам, не просмотрев перед этим, случаются ошибки. Мы заметили, что они повторяются раз за разом, и ребятам приходится дополнительно всё перепроверять, а это удлиняет сроки вывода в продакшен. Если бы ты смог найти время на самопроверку перед тем, как передавать работу дальше, то ребята были бы очень тебе за это признательны, а проект сдали вовремя. Давай договоримся, что ты будешь выделять в своём процессе час на проверку перед тем, как отдавать коллегам». Для команды тестировщиков тоже была встреча один на один, но это уже другая история.
4. Как уволить сотрудника
Можно применить принцип «нанимай долго, увольняй быстро». Это значит, что чем тщательнее руководитель подходит к подбору команды, тем реже придётся кого-то увольнять. Если дело всё же дошло до увольнения, главное, не откладывать. И не делать из этого тайны для коллектива — если сотрудники спрашивают, почему коллегу уволили, отвечать честно. С тем, кто покидает команду, стоит обсудить варианты: может ли руководитель как-то помочь с развитием вне компании? Бывает, что человек мог оказаться не на своём месте и хорош в чём-то другом.
Где научиться быть руководителем
Подготовиться к карьерному росту можно самостоятельно или на онлайн-курсах.
Штудировать книги, подкасты и видео
Плюс самостоятельного обучения в том, что оно не требует больших вложений и позволяет заниматься, когда есть время. Минусы в том, что нет практики, чтобы закрепить навыки, и обратной связи от более опытных руководителей. Расписания тоже нет, поэтому появляется риск всё забросить или заниматься нерегулярно и забывать, зачем всё это нужно, что влияет на мотивацию двигаться дальше. Начать разбираться в управлении командой с нуля помогут:
Книги:
● «Доставляя счастье», Тони Шей. После неё хочется творить, делать, запускать. Это книга про вдохновение.
● «Как привести дела в порядок», Дэвид Аллен. Система немного устаревшая, потому что там нужны блокноты и конверты, но если совместить это с методикой Гриши Мастридера, получается очень здорово — выбросить лишнее из головы, не отвлекаться на постороннее, всё успевать.
Подкасты:
● «Серебряная чпуля»;
● Make sense.
Они помогают структурировать знания, которые уже есть, и дают возможность освоить новые инструменты. На курсах студенты обычно много общаются с наставниками — всегда можно проконсультироваться по вопросу, который волнует.
Дмитрий Коротеньких
Мне понравился курс Практикума «Управление командой», потому что на него приходят ребята, которые хотят расти, сколько бы опыта у них ни было до этого. Курс постоянно адаптируют и улучшают. Он подходит и начинающим руководителям, и тем, кто только мечтает встать у руля команды.
Совет эксперта
Дмитрий Коротеньких
Не нужно стремиться стать руководителем, если этого совсем не хочется. Должность — не мерило успеха и значимости, и не хотеть быть руководителем — нормально.
Яндекс Практикум
Наставник курса «Управление командой», omni-leader Askona
Яндекс Практикум
Редактор
Яндекс Практикум
Иллюстратор
Как эффективно управлять командой: способы, стили и инструменты
7 книг, которые стоит прочитать будущему руководителю
#статьи
- 17 авг 2022
-
0
Лидерам тоже нужны знания и поддержка. Но как дать максимум и при этом не перегрузить тех, кто и так загружен?
Иллюстрация: Artem Riasnianskyi / Unsplash / freepik / macrovector / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Вопрос подготовки и обучения руководителей всегда сложный — люди эти часто слишком занятые, да и обычный курс им не всегда предложишь. Поэтому приходится выкручиваться.
Собрали ключевые советы экспертов о том, как учить лидеров (особенно в трудное для компании время) и как их растить:
- от генерального директора eLearning center и автора канала «Живое обучение» Елены Тихомировой (на основе её выступления по теме «Как вырастить руководителя: обучаем навыкам лидера» на HR support conf);
- от партнёра и тренера по коммуникациям в Esprezo Лилии Бикбовой (по следам её доклада на тему «Как поддержать руководителей в 2022 году. Какие навыки и форматы обучения помогут справиться с нагрузкой» на митапе Employee centered L&D Meetup, организованном экспертами из LLLab, Esprezo, Pobudilnik, Ikra Group и School of Education).
Они объяснили:
- зачем руководителям свобода выбора и группа поддержки;
- почему по верхам учить не получится и какие форматы обучения сработают лучше всего;
- какие качества развивать руководителям;
- как понять, кого именно учить, и не отбить у потенциальных руководителей желание учиться.
Навязывать руководителю обучение — дело неблагодарное и бесполезное, считает Елена Тихомирова. Как и в других рабочих вопросах, лидер должен проявлять автономность, то есть самостоятельно подбирать себе нужное направление. Проще говоря, руководитель должен сам определить, когда и в каком направлении ему нужно развиваться.
Этот принцип в кризисных ситуациях становится ещё актуальнее. Так, Лилия Бикбова отмечает, что в критические моменты или во время перегрузок не стоит настаивать, чтобы руководители срочно прошли какой-нибудь обязательный курс.
«Просто не трогайте. Возможно, через какое-то время они придут, потому что немножко разберутся со своими делами и [поймут]: „Окей, я теперь готов“. А если мы человека тащить будем силком, он будет упираться», — считает эксперт.
Хорошо, а как же тогда мотивировать, чтобы руководители захотели учиться? Про это — совет номер два.
К руководителям стоит отнестись так же, как и к потенциальным покупателям, — то есть «продать» им обучение, показав его реальную пользу и эффективность. Тогда это будет добровольный выбор, а не типичная принудиловка, следовательно, и результаты будут другими, объясняет Лилия Бикбова.
Полезное обучение — то, которое помогает решать насущные задачи здесь и сейчас. Темы, полезные на «когда-нибудь потом», будут особенно плохо работать во времена турбулентности. «Горизонт планирования очень маленький, не сильно разбежишься, поэтому постарайтесь помочь с текущими вызовами», — объясняет Лилия Бикбова.
Эксперт рекомендует с помощью исследований выяснить:
- что в данный момент важно руководителям в компании;
- какие проблемы или трудности руководители испытывают в данный момент. Если обучение поможет решить их проблемы, они будут по-настоящему благодарны за него.
Когда боли выявлены, можно на понятном руководителям языке донести ценность обучения.
Очевидный факт: для действительно хороших результатов на обучение нужны время и ресурсы — а если их нет, никакая мотивация не сработает. Поэтому руководителям, объясняет Лилия Бикбова, нужно выделить отдельное время для учёбы и создать определённый ритм — когда у них будет теория, когда практика, а когда корректировочные встречи.
В идеале нужно ещё и сопровождать этот процесс.
«Не надейтесь, что руководители (и любые учащиеся) будут всё помнить. Не будут, у них голова забита 25 задачами. Поставьте напоминалки, сами напомните: „У тебя через недельку вот это“. Информируйте, потому что человек, скорее всего, забыл, особенно когда у него всё время цейтноты и нет на это фокуса», — комментирует Бикбова.
Лидерам также очень пригодится помощь кураторов и менторов, чтобы поддерживать учебный процесс.
Всё это сформирует хороший сервис и достойный уровень заботы. Однако они не должны быть равны гиперопеке, предостерегает эксперт. Чрезмерное внимание может «инфантилизировать» руководителей, а вы ведь совсем не к этому стремитесь.
В обучении руководителей оптимальный формат — тот, что предполагает дискуссии и общение, считает Елена Тихомирова.
«Руководитель потом всё, что он изучил, должен передать своим сотрудникам. Значит, в обучении мы должны натренировать этот навык аргументации, обсуждения, передачи информации», — объясняет она.
В качестве примеров спикер приводит деловые игры и симуляции, но оптимальным форматом считает peer-to-peer — когда руководители учатся друг у друга. В этом случае процесс не перегружен теорией, сконцентрирован на общении и обмене практическим опытом.
При этом, какой бы формат вы ни выбрали, программа должна быть достаточно глубокой. Упрощённые материалы, в духе несложных карточек и сторис, не принесут результата — они просто не дают почвы для анализа и нужных выводов, не наталкивают на новые мысли и идеи, уверена Елена Тихомирова.
«Короткое обучение создаёт иллюзию беглости, ощущение „я всё понимаю, мне всё понятно, тут всё просто, и я пойду делать“. И человек идёт, делает это, но делает необдуманно, неглубоко, не принимает взвешенные решения. Ему просто показалось, что так правильно. Это очень опасно», — предупреждает эксперт.
Как и в случае с линейными сотрудниками, чем больше будет практики и реальных кейсов в обучении руководителей, тем лучше, уверены эксперты. В кризисные моменты руководителям особенно подойдут разборы ситуации на рынке и понятные новые алгоритмы работы.
При этом стоит ценить время руководителей, напоминает Лилия Бикбова: предлагать им изучать теорию в удобное время, а вот очные встречи посвящать практике, тренировкам, общению или обратной связи от экспертов.
В корпоративных университетах и базах знаний обычно накапливается масса курсов и материалов, поэтому периодически их стоит обновлять — просто чтобы руководителям не пришлось тратить время и силы на ненужные препятствия, считает Лилия Бикбова.
С программами сторонних провайдеров стоит поступать так же, говорит спикер. Например, крупные годовые программы можно корректировать по кварталам — и ориентироваться на текущие запросы.
«Сделайте ритм корректировки. У вас прошёл блок [обучения] — посмотрели, что хорошо, что плохо, что делаем дальше, — скорректировали. Без этого знания будут неактуальные и, соответственно, бесполезные», — объясняет спикер.
По наблюдениям Лилии, руководителям поддержка особенно нужна, и в идеале хорошо бы организовать для этого небольшое сообщество — место, где сотрудники, находящиеся на одном должностном уровне, смогут поделиться друг с другом проблемами, пожаловаться, обсудить накопившиеся вопросы.
Елена Тихомирова предлагает также почаще подбадривать руководителей. Они видят достижения своей команды, результаты выстроенного ими процесса — но нередко задаются вопросом, а действительно ли в этом есть их заслуга тоже?
«Очень тяжело признавать свои достижения, их принять, что они есть. Это нужно обязательно делать, если мы это не делаем, не показываем это, то лидеры начинают немножко загибаться, если можно так сказать», — говорит специалист.
Елена предложила такую формулу развития и обучения руководителей: люди + процессы + эффективность. По-настоящему эффективный лидер умеет коммуницировать с людьми и сопереживать им, строить и анализировать процессы, а затем «он должен непрерывно думать об эффективности и людей, и процессов», считает спикер.
Лидерство, по мнению спикера, опирается на две составляющие: эмоциональный интеллект и критическое мышление. Эмпатия сказывается на качестве управления — помогает чувствовать настрой команды, принимать чужое мнение и эмоции. А критическое мышление позволяет эмоциям не поддаваться, взвешенно подходить к своим решениям, принимать свои ошибки и так далее. Эти две составляющие создают образ сбалансированного лидера, считает Елена.
«Если баланса нет, мы либо занимаемся только людьми, и у нас не очень хорошие решения, либо мы принимаем суперрациональные решения, но при этом абсолютно не задумываемся о том, как люди себя в этом процессе чувствуют», — объясняет она.
Схожего мнения придерживается и Лилия Бикбова. У руководителя, по её мнению, есть три основных инструмента — «люди, мозг, рот», поэтому и навыки нужно развивать соответствующие:
- Коммуникационные навыки, то есть ту же самую эмпатию — умение услышать и понять позицию другого человека, договариваться, объяснять.
- Ресурсность — проще говоря, гибкость и устойчивость, чтобы поддерживать команду.
- Командность — умение сообща решать проблемы и двигаться к цели. Причём нужны эти навыки для работы не только с подчинёнными, но и с коллегами на одном должностном уровне, то есть такими же руководителями.
Среди других, менее очевидных навыков, которые стоило бы развивать в лидерах, Елена Тихомирова называет:
- Чтение. Конечно, речь идёт о чтении для дела — руководитель должен уметь выбирать нужную информацию, развиваться через книги, использовать их как источник идей для развития бизнеса.
- Работа с задачами. То есть анализ и расстановка приоритетов.
- Делегирование. «Заваленный делами руководитель — плохой руководитель, потому что он не видит людей, он не видит задачи, он не может ничего анализировать, он вообще ничего толком делать не может», — подчёркивает Елена.
- Управление изменениями и контроль качества. Любое нововведение в компании тянет за собой множество последствий, с которыми лидеру придётся работать. Так что если не прокачивать эти навыки, то велик риск неэффективности и ошибок.
Конечно, многие компании предпочитают растить руководителей из своих сотрудников, целенаправленно развивая лидерские качества. Однако не все обладатели таких качеств действительно годятся на руководящие роли, равно как и не все хотят их занять. Поэтому, прежде чем растить и учить лидеров, их нужно грамотно выбрать, подчёркивает Елена Тихомирова.
Она выделяет несколько ключевых качеств, которые нужно искать в будущем руководителе:
- Желание руководить. Не каждый готов управлять другими, раздавать задачи и переходить на другой уровень отношений с коллегами.
- Умение брать на себя ответственность и понимание, что это непросто. Жить с этим пониманием нелегко, и с психологическим давлением справится не каждый.
- Базовое уважение к другим. Если руководитель ставит себя выше других, неспособен проявить чуткость и эмпатию, это неизбежно приведёт к конфликтам, а значит, и предсказуемым проблемам.
- Понимание управленческих моделей. Главное, чтобы человек на лидерских позициях понимал ценность таких моделей. Ведь есть те, кто вообще не признаёт чужой опыт, — а когда человек просто отказывается перенимать отработанные годами практики, это опасная ситуация.
- Уверенность в себе. Казалось бы, очевидная, однако критически необходимая для успешного и качественного делегирования задач вещь. При этом научить уверенности в рабочем процессе или с помощью внутреннего обучения крайне сложно. «Это больше про поход к психологу или к коучу», — считает эксперт.
- Потенциал к гибкости и адаптивности. Хотя можно попытаться предсказать, сможет ли человек быстро перестроиться и удержаться на плаву в критической ситуации, сделать это не так-то просто. Поэтому и искать можно скорее потенциал, чем реальные качества, но для эффективного лидера они обязательны.
- Самоорганизация. «Если человек не умеет сам себя организовать, он никогда не сможет организовать всех остальных, это просто невозможно», — подчёркивает спикер.
- Саморазвитие. Только тот, кто постоянно учится и развивается, может транслировать идею обучения другим. Если же такого желания нет, то и ничего хорошего из управления не выйдет.
«Я убеждена, что настоящий лидер должен быть нацелен на постоянное саморазвитие. И это саморазвитие должно идти в первую очередь по собственной инициативе. Если мы говорим, что отобрали лидера, и мы его „пихаем“ развиваться, постоянно подталкиваем — здесь что-то не то. Человек, который действительно будет качественным руководителем, — это [тот, кто] развивается по собственной инициативе, он понимает, что ему это надо», — объясняет Елена.
Конечно, некоторые из перечисленных качеств можно и нужно развивать — но далеко не все. Если потенциальный руководитель ими не обладает в задатке, то и тратить время на процесс роста, возможно, не стоит.
При этом, чтобы вырастить в компании хороших лидеров, очень важно не только правильно их выбрать, но и не разочаровать их, подчёркивает Елена Тихомирова. А поэтому процесс назначения руководителей должен быть прозрачным. Иначе они просто не будут учиться: «Самое страшное, что вообще отбивает какое-либо желание [роста у сотрудников], когда из некой группы выбрали, скажем, пять-десять человек, и сказали: „Вы кадровый резерв на руководящую позицию“. Их обучили, всё сделали, всё рассказали, а потом на эту позицию назначили кого-то со стороны. Один, два, три таких случая, и вытащить хороших руководителей будет невозможно, потому что они не пойдут учиться, не пойдут развиваться».
Корпоративное обучение
Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев
Узнать подробнее
Содержание
- Выбор позиции в коллективе
- Творческий подход к управлению
- Лидерство как характеристика начальника
- Способность получать результат
- Поиск лучшего организационного варианта
- Мастерство делегирования
- Умение объективно контролировать
- Инструменты мотивации
- Налаживание коммуникаций
- Стремление к самосовершенствованию
- Импульс роста корпоративного уровня
- Ответственность
- Детальный анализ и оптимизация
- Уверенность в продуктивности
- Формирование атмосферы спокойствия
В руководстве производством, коммерческой структурой или офисной командой недостаточно проявлять лишь умения опытного менеджера. Инструменты управления ежедневно совершенствуются, в теории и на практике «оттачивается» их результативность. Чтобы компания не просто «оставалась на плаву», а стремительно двигалась к первенству в отрасли, ее главе необходимо освоить ключевые навыки руководителя, обеспечивающие всему коллективу процветание.
Для того чтобы предприятие развивалось, а его деятельность приносила доход, управленцу категорически запрещена стагнация. Даже весьма успешному и талантливому руководителю следует неустанно расти, достигая новых высот в деле. Оставаться на прежнем уровне опасно – конкурент «не дремлет» не только на рынке, но среди собственных сотрудников.
Группа компетенций | Компетенция | Описание | |
Управленческие компетенции | Решение задач | Стратегическое планирование | Умение строить планы на дальние перспективы |
Принятие решения | Способность принимать досконально продуманные решения | ||
Управление людьми | Лидерство в команде | Навыки в мотивировании и воодушевлении сотрудников | |
Отношения и авторитет | Способность формировать положительную корпоративную обстановку | ||
Корпоративные компетенции | Личная эффективность | Стремление к профессиональному и личностному росту | Генерация новаторских идей, поиск новых решений |
Достижение результата | Нацеленность на продуктивность работы, достижение поставленных целей | ||
Организаторские качества | Умение грамотно планировать, распределять обязанности, контролировать работу | ||
Желание повышать уровень | Стремление расти как профессионал и эффективный менеджер |
Не «потерять бразды правления», стимулировать положительную динамику в коллективе, своевременно находить продуктивные подходы к решению организационных вопросов помогут базисные навыки руководителя, а подскажет их компетентный коуч.
Выбор позиции в коллективе
От позиции, изначально занятой руководителем во вверенном коллективе, зависят его отношения с подчиненными, успех корпоративного дела, в итоге благосостояние каждого из участников процесса.
Начальнику предоставляется выбор из двух вариантов:
- Босс. Управленец, досконально сведущий в производственных тонкостях, хорошо владеющий навыками менеджера старшего звена точно знает, как и что следует делать для выполнения поставленной перед сотрудниками задачи. Однако решения босса не рассчитаны на длительную перспективу, а сам руководитель несколько отстранен от команды, хоть и возглавляет ее.
- Лидер. Начальник, способный увлечь подчиненных воплощением новаторской задумки, генерирует идеи. Творческая личность умеет убеждать людей, разъяснять непонятные моменты. Человек не жалеет тратить время на собственное обучение и повышение профессионального уровня работников.
Важно изначально выбрать верное направление во взаимодействии с подчиненными. Иначе не получить уважения, без которого очень сложно распределять обязанности и вести работников к намеченной цели.
Творческий подход к управлению
Значимое отличие – лидирующий управленец способен генерировать идеи, находить оптимальные пути для выполнения производственных этапов. Он может вдохновлять и заряжать энергией. В распоряжении босса имеются только навыки управления, он четко следует уставным и технологическим предписаниям, выполняет функции главного менеджера, но не более.
Владение нюансами деятельности важно как для гибкого, так и для жесткого руководителя. Но без умения зажечь команду, подарить ей уверенность в успехе, без инициативы глава организации не сможет стать «двигателем», даже если все колесики в его машине хорошо смазаны и скрупулезно отлажены.
Боссом может стать любой человек, назначенный на руководящую должность, а вот лидерству надо учиться. Не стоит себя уверять, что с такими качествами рождаются. И базовые, и более продвинутые навыки работы руководителя можно приобрести, достаточно приложить к получению знаний немного старания и усилий.
Лидерство как характеристика начальника
Чтобы добиться успеха в работе, мало быть отличным профессионалом и детально знать нюансы производства, надо стать истинным лидером команды. Получение лидерства не похоже на борьбу за грамоту или вымпел. Заработать его можно, овладев управленческими навыками руководителя, а это целый набор умений и качеств.
Хорошим партнером в обучении управленческому искусству станет коуч, чья деятельность заключается в помощи подопечному встать на верный путь. Он поможет определить приоритеты развития, ненавязчиво подскажет, какие знания потребуются. Компетентный специалист передаст начальнику собственный опыт, так как руководитель должен в итоге стать его подобием для коллектива, управленец обязан научиться руководить так, чтобы подчиненные могли самостоятельно принимать решения.
Это должен уметь начальник, чтобы его организация развивалась, процветающая компания стремительно двигалась к успеху, а благосостояние подчиненных росло.
Способность получать результат
Настоящий лидер в организации – это гораздо больше, чем инициативный вдохновитель, иначе его задумки не смогут воплощаться. Должным начальнику свойством по праву считается способность добиваться от сотрудников результата, чтобы поставленная перед командой задача непременно была выполнена. И не просто сдан отчет или построен жилой комплекс, а чтобы работы были проведены в срок и надлежащего качества.
Получить результат невозможно, если нет опыта в планировании производственной деятельности и необходимых для этого знаний.
Ключевыми навыками руководителя в планировании являются:
- взвешенная оценка объемов и сроков выполнения поставленной перед командой задачи;
- тщательный разбор имеющихся в распоряжении технических и интеллектуальных ресурсов;
- планирование этапов работ для выполнения силами компании, при необходимости с привлечением сторонних специалистов.
От грамотного управленца ждут четкого распределения обязанностей работников по заранее составленному графику.
Поиск лучшего организационного варианта
Способность тщательно исследовать ситуацию и на основании проведенного анализа организовывать работу – один из самых ценных навыков руководителя. Важно не только знакомить подчиненных с кругом их личных обязанностей, но и самому начальнику знать и понимать, смогут ли подопечные своевременно справиться с поручениями.
Объективно следует оценить способности работника, состояние технических средств, чтобы сопоставить возможности и сделать выводы о том, сколько времени потребует реализация его плана.
Если на стадии организации выяснится, что команда не справится с задачей в оговоренные с заказчиком сроки, надо перераспределить ответственность. Выбор оптимального исполнителя также относится к профессиональным навыкам руководителя, как умение заряжать энергией, генерировать идеи и ставить задачи.
Мастерство делегирования
Зная, что вся ответственность за итог производственной деятельности возлагается на начальника, многие руководители опасаются, что придется краснеть за чужую некомпетентность и промахи. Только ни один самый работоспособный управленец не сможет в одиночку трудиться за весь коллектив. Долю обязанностей придется делегировать заместителям и старшим менеджерам, чтобы дело не стояло на месте.
Чтобы уметь пользоваться одним из важных навыков работы руководителя, стоит усвоить простейшие правила:
- перед передачей задачи надо взглянуть на сотрудника и плоды его деятельности со стороны строгого начальника. Так надо, чтобы получить информацию о профессионализме, деловой аккуратности, стремлении выполнить все качественно и вовремя;
- сравнить деловые качества нескольких подчиненных, готовых к выполнению конкретного поручения. Это необходимо, чтобы выяснить, какой исполнитель справится лучше и выполнит быстрее;
- выбрать наиболее подходящего работника.
Далеко не все директора и заведующие, тем более выдвинутые из одаренных сотрудников, умеют перепоручать часть своих полномочий подчиненным.
Умение объективно контролировать
К числу ценных навыков руководителя относится контроль производственного процесса компании и деловой деятельности офисных работников. Это не означает, что управленцу необходимо превращаться в надсмотрщика и следить за каждым шагом работающих у него людей. Не стоит забывать о том, что лидер коллектива должен доверять подчиненным.
Умелый контроль заключается в изучении отчетов от подчиненных, составленных по итогу каждого этапа работ. Желательно выстроить цепочку отчетности так, чтобы у подчиненных был стимул быстрее объявить об удачном завершении. Неплохо, если у начальника есть возможность мотивировать работников продвижением по службе или финансовыми поощрениями.
Если глава организации владеет навыками руководителя, проверки не вызывают у коллектива отторжения, а воспринимаются как глубокое погружение начальства в проблему.
Инструменты мотивации
Владение навыками руководителя включает способность мотивировать людей с разными интересами. Далеко не всем членам коллектива компании важен карьерный рост. Многим доставляет моральное и материальное удовлетворение та должность, которую они занимают в настоящее время, а высот они достигают в хобби или в общественной деятельности.
Как должным образом мотивировать тех, кого не интересует карьера? Искать верный подход к каждому человеку с его реальными проблемами. Эффективным способом в одном случае может стать банальный опрос типа анкетирования, в другом – доверительная беседа. Не исключено, что преобладающему большинству будет достаточно денежного вознаграждения.
Возможно, в коллективе найдутся сотрудники, которым важнее гибкий график в работе, кого-то можно увлечь перспективой достижения высокой цели или возможностью написать научный труд.
Налаживание коммуникаций
Способность взаимодействовать с участниками производственного процесса посредством общения – бесценное качество для хорошего руководства. Начальнику надо уметь балансировать между доверительными отношениями и возможностью отдавать приказы, в выполнении которых не должны возникать малейшие сомнения. В управленческом общении следует придерживаться хоть и небольшой, но дистанции.
Кроме того, руководителю приходится разбирать конфликты, оказывать содействие в решении споров. Если не будет дистанции, сложно предугадать, каким весом сможет обладать решение начальства. В то же время навыки руководителя предопределяют необходимость получения достоверной информации об отношениях в коллективе от сотрудников в ходе общения.
Главе команды нужно выслушивать подчиненных, вникать в их положение и объяснять собственную позицию, а для этого полезно освоить вербальное искусство. Немаловажным плюсом в руководстве является чувство юмора и способность вызывать положительные эмоции. Если уметь ими пользоваться, множество проблем можно нейтрализовать без последствий.
Стремление к самосовершенствованию
Чтобы прочно занять позицию лидера в команде, руководителю следует непрерывно повышать собственный уровень.
Надо трезво оценить собственные недостатки как профессионала и как ведущего менеджера, чтобы выбрать способы устранения пробелов в знаниях и нехватки компетенций.
Получить объективную оценку поможет мнение людей, работающих под его началом, или коуч.
Лицу, возглавляющему компанию, нужно:
- расти в производственной сфере;
- следить за появлением новых технологий;
- получать навыки руководителя.
Глава организации, стремящийся развивать методы хорошего управленца и повышать собственный уровень в технической области, сможет вывести компанию на лидирующие позиции. Его пример станет подстегивающим стимулом для подчиненных.
Импульс роста корпоративного уровня
В список, перечисляющий ключевые навыки руководителя, обязательно стоит внести мотивирование подчиненных к повышению квалификации и получению знаний в производственной сфере.
Стремление к обучению – черта, необходимая для успеха компании, которую следует усвоить каждому работнику и служащему на корпоративном уровне. Вооруженные свежей информацией сотрудники смогут повысить результативность работы предприятия.
Способы, помогающие развивать подчиненных:
- формирование в коллективе атмосферы, стимулирующей обучение;
- практика поощрений;
- проведение в компании деловых игр;
- посещение конференций;
- освоение смежных специальностей.
Хорошо работающий руководитель заинтересован в росте профессионализма и интеллектуальном уровне людей, работающих под его началом.
Ответственность
Профессиональные навыки руководителя включают способность отвечать за результат работы команды и собственные промахи. Нельзя возлагать на подчиненных несоблюдение сроков и некачественное выполнение обязанностей. Это в первую очередь итог плохого менеджмента.
В круг обязанностей управленца входит не только планирование, но и должный надзор за исполнением его распоряжений. Если у него не хватило времени для контроля и выяснения, почему сотрудник не смог вовремя сделать порученную часть работы, значит, проверку следовало делегировать.
За недостатки в организации производственного процесса ответственность несет руководитель.
Детальный анализ и оптимизация
Механизм управления требует постоянного совершенствования. Человеку, занимающему ключевую должность в руководстве, необходимо научиться оптимизировать менеджмент. Важно, чтобы процедура была гибкой, могла подстраиваться под определенные цели и технологическую специфику.
Чтобы понять, что «тормозит» запланированное течение производственного цикла, следует проанализировать каждый из этапов. Надо понять, что мешает: незапланированные потери времени, просчеты в планировании, недостаточный контроль, ошибки работников.
Анализ существующего положения поможет понять, что в управлении надо немного скорректировать, а что следует кардинально изменить.
Уверенность в продуктивности
Твердая убежденность в успехе дела и собственных руководящих способностях придает уверенности коллективу. Если подчиненные видят веру управленца в достижении положительного результата, сплачиваются вокруг лидера без дополнительной мотивации. У них нет малейших сомнений в провале, есть стремление вкладывать максимум усилий.
Однако этот навык руководителя граничит с самоуверенностью. Чтобы не перешагнуть за грань, надо четко определять ее рамки. Их подскажет партнер, заинтересованный в получении прибыли, компетентный сотрудник или человек, умеющих объективно анализировать. Важно, услышав критику, воспринимать ее так, чтобы исправления были конструктивны и результативны.
Формирование атмосферы спокойствия
Деловая обстановка с кипучей деятельностью не равна атмосфере истерии. Получившим задание сослуживцам надо спокойно выполнять поручение, а не тратить драгоценное время на разбирательства. Предприятию нужно работать в размеренном темпе без перегрузок и лишних рывков, следовать разработанному плану.
Если главой организации освоены навыки работы руководителя, он сможет объяснить подчиненным, желающим продвинуться по карьерной лестнице, что махинации, «подставы» и скандалы должны быть исключены. Этот навык напрямую связан с умением выслушивать и объективно судить.
Вы можете прочесть статью в формате PDF.
Как вырасти до руководителя?
Время на прочтение
7 мин
Количество просмотров 3.1K
Главный исполнительный директор, директор по маркетингу, главный операционный директор, финансовый директор… Если вы уже давно работаете в определенной сфере, возможно, вы хотели бы перейти на уровень выше. Особенно, если уже порядком устали от «работы руками» и чувствуете, что готовы управлять командой и полностью погрузиться в стратегию.
Я работал директором по маркетингу и главным исполнительным директором в разных компаниях и считаю, что стремление к таким должностям хоть и амбициозно, но вполне реалистично. Независимо от того, на какую именно топ-менеджерскую позицию вы мечтаете перейти, навыки, которые необходимо для этого прокачать, очень схожи. Я подготовил список навыков и рекомендаций, которые приблизят вас к должности топ-менеджера в любой сфере.
Развивайте «мягкие» навыки
Неважно, в какой сфере вы работаете и какова ваша профессиональная цель, мягкие навыки (или так называемые “soft skills”) нужны всем. Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги провели совместное исследование и выяснили, что мягкие навыки определяют успеха человека в профессии на 85%. Развитые навыки общения, эмпатия, лидерские качества — все это помогает человеку не только успешно справляться со своими задачами, но и вести за собой команду.
Хороший директор любого департамента необязательно должен уметь работать со всеми инструментами, и тем более не обязан решать все задачи в одиночку. Но он должен знать, как найти нужных экспертов, как их правильно обучить и повысить их мотивацию. Это все важно, ведь отличных специалистов на рынке не так уж и много, как может казаться.
Один из навыков, который развиваю лично я, — это навык публичных выступлений. Кажется, что у меня, как у исполнительного директора, много других задач, но на самом деле этот навык для меня очень важен. Он помогает мне лучше излагать свои идеи, что крайне важно для общения с инвесторами и сотрудниками.
Я слежу за тем, чтобы моя команда также развивала навыки, которые не связаны напрямую с их обязанностями. Например, однажды я купил курс по soft skills для нашего креативного отдела — и это положительно повлияло на их рабочий процесс, поскольку обучение и новые навыки стали для них новым источником мотивации.
Научитесь нанимать подходящих людей
Поиск выдающихся специалистов — это лишь одна из сложных задач, с которыми вы столкнетесь в качестве руководителя департамента. И даже если вы пока не он — проведение собеседований входит в обязанности любого менеджера. Вам нужно уметь определить, не врет ли соискатель в резюме и впишется ли он в вашу команду. Мы следуем некоторым правилам, которые помогают избежать ошибок при отборе сотрудников:
-
Используем метод STAR (Situation, Task, Action, Result): Ситуация, Задача, Действие, Результат. Мы в Refocus прибегаем к этому методу уже на финальной стадии процесса найма, когда кандидат общается с нанимающим менеджером, а иногда и с самим основателем компании. Это помогает отличить приукрашивание от того, что было сделано на самом деле. Например, если кандидат говорит: «Я увеличил доход своей предыдущей компании», необходимо уточнить, какая конкретно задача стояла и какие именно шаги он предпринял. Так соискатель подтверждает свою компетентность на примерах.
-
Запрашиваем рекомендации у трех последних работодателей. Мы связываемся с предыдущими работодателями и уточняем, как проявил себя кандидат и какие трудности возникали в работе с ним. Мы спрашиваем, наняли бы они его снова, и просим оценить его работу по 10-балльной шкале, что фактически является тестом на адекватность.
-
Задаем вопросы, которые проверят соискателя на соответствие культуре компании. Очень важно нанимать только единомышленников: например, тех, кто готов усердно работать, брать на себя ответственность и риски, а также честно признавать ошибки. Если нас не связывают общие ценности, мы не сможем успешно с ним работать, даже если он лучший специалист в своей области.
-
Чтобы нанять в команду классного специалиста, нужно уметь вести переговоры. Хороший переговорщик может успешно «продать» позицию в компании и договаривается о выгодных условиях.
Чтобы прокачать этот навык, нужно стараться почаще использовать его в реальных ситуациях, принимать участие в клубах переговоров, а также прочитать книги «Никогда не идите на компромисс» и «Миф о харизме». Автор первой книги — Крис Восс, лучший переговорщик ФБР, который помогает освобождать заложников уже более 10 лет. Вторую книгу написала бизнес-тренер и признанный лектор Оливия Кабане, в ней раскрываются секреты харизмы самых известных лидеров.
Будьте хорошим менеджером
Даже самому талантливому специалисту нужен хороший руководитель, который поможет в вопросах карьерного роста и мотивации. Директор департамента знает, как быть лидером и руководителем команды. Для своей команды он должен быть:
-
Тем, кто делегирует полномочия. Если вы хотите прокачать лидерские качества, забудьте о перфекционизме. Времени переделывать все за всеми не будет; вам придется довериться команде.
-
Тот, кто дает человеку возможность преодолеть трудности и вырасти на своих ошибках. Если сотрудник напортачил, не снимайте с него ответственность и позвольте ему вместо этого самостоятельно найти решение проблемы. В противном случае он не извлечет урок и может снова ее повторить.
-
Тот, кто дает честную обратную связь. В том числе для этого мы проводим встречи один на один каждую неделю. На этой встрече мы говорим не о задачах, а о текущем состоянии сотрудника. Благодаря этим беседам мы точно знаем, что никто из членов команды в ближайшее время не перегорит.
Тем, кто хочет развить свои лидерские качества, я могу порекомендовать «Справочник менеджера» от Harvard Business Review. Благодаря этой книге вы узнаете, какие бывают типы лидеров, и научитесь сами быть таковыми. Она содержит большое количество советов, упражнений и описания реальных кейсов из разных областей: от основ стратегии, финансовых инструментов и развития эмоционального интеллекта до укрепления авторитета и повышения уровня доверия в коллективе.
Не забывайте о профессиональных навыках
В отличие от моей предыдущей рекомендации, эта более конкретна и зависит от того, в какой сфере вы работаете. Действительно, если вы хотите быть авторитетом в своей команде, вы не сможете этого сделать без базовых знаний процесса. Например, вы гораздо более ценны как директор по маркетингу, если знаете, как запустить рекламную кампанию в интернете. Или вы определенно станете лучшим коммерческим директором, если у вас есть опыт продаж. Даже если ваши навыки ограничены и отражают лишь часть задач, которые выполняет ваша команда, достаточно понимать, как работают процессы в целом.
Во время моей работы на посту директора по маркетингу мне всегда помогал мой трехлетний опыт по настройке рекламы в Facebook. Благодаря нему я мог управлять рекламными кампаниями в Twitter, LinkedIn и других сервисах, потому что основные определения, метрики и рабочий процесс очень похожи. Более того, этот опыт помогает мне и сейчас в работе в качестве исполнительного директора. Благодаря опыту в маркетинге я знаю, как продавать, и это помогает мне выполнять задачи по привлечению инвестиций и построению бизнес-стратегий.
1. Навык анализа данных
Руководители компаний ежедневно принимают стратегически важные решения. Поскольку при принятии решений нельзя полагаться исключительно на опыт и интуицию, необходимо разбираться в аналитике: изучать цифры и уметь делать на их основе выводы.
Это крайне важно не только для долгосрочных стратегий, но и для решения повседневных задач. Директор должен знать, что происходит во всем отделе, и цифры — лучший способ представить это.
2. Стратегическое мышление
Способность мыслить стратегически — это то, что делает лидера команды главным руководителем: он составляет список целей и декомпозирует их на понятные действия. При этом нужно учитывать все вышеперечисленное и обозначить направление работы команды.
Сама стратегия — это оцифрованные цели компании, скажем, на год. Если говорить об опыте Refocus, то мы составляем четкий план и знаем, какой доход нам нужно получить, каков наш средний чек и какие промежуточные показатели помогут этого достичь. У каждого руководителя своя зона ответственности, и все вместе они формируют годовой план.
Мы ставим цели по конверсии в отделе продаж и на сайте и планируем, какие рекламные каналы мы будем использовать.
Далее мы разбиваем цели для каждого канала, чтобы понимать, какой доход необходимо получить от каждого из них. Работа с каждым каналом входит в обязанности руководителей разных департаментов. Например, целью директора коммерческого департамента является достижение ежемесячных показателей выручки. Он должен постоянно совершенствовать систему мотивации отдела продаж и увеличивать количество покупок. В то же время, в обязанности директора по маркетингу входит генерирование фиксированного количества лидов для отдела продаж — достаточного для достижения целей по выручке. В случае возникновения какой-либо проблемы он выясняет, как ее решить. Команда может протестировать более креативные материалы и улучшить их в соответствии с данными CustDev.
Как развить стратегическое мышление?
-
Расширяйте свою сеть контактов и общайтесь с руководителями других команд, особенно с теми, у кого больше опыта, чем у вас.
-
Концентрируйтесь на главном и не отвлекайтесь на микрозадачи.
-
Играйте в настольную стратегическую игру Go. Это не просто развлечение, а мощный инструмент для прокачки стратегического мышления. Игра помогает людям научиться принимать важные решения о том, в какой стране открывать бизнес и как вести себя на новом рынке, какие проекты закрывать и во что инвестировать.
3. Креативное мышление
Без этого навыка практически невозможно строить стратегии: для развития бизнеса необходимо искать уникальные решения и воплощать их в жизнь. Конечно, директору департамента не обязательно самому придумывать креативы. Но он должен быть способен легко отличать классные идеи от нерабочих и помогать команде найти решение, если она зашла в тупик. Широко распространено мнение, что креативность — это врожденная способность, которая либо есть, либо нет, но на самом деле это просто еще один навык, который может развить каждый.
Чтобы развить креативность, изучите метод фокуса на решении и не бойтесь проверять самые безумные гипотезы, которые у вас есть.
Есть еще хорошие книги на эту тему:
-
«Кради как художник» Остина Клеона
-
«Творческая уверенность» Дэвида и Тома Келли
-
«Творческие привычки» Твайлы Тарп.
А достаточно ли этого, чтобы получить должность мечты?
Конечно, это зависит от компании, в которой вы работаете. В некоторых случаях такой карьерный рост просто невозможен, в других учредители предпочитают нанимать руководителей высшего звена со стороны.
Однако развитие вышеперечисленных навыков определенно сделает вас более ценным специалистом и приблизит к тому, чтобы стать лидером.
Сегодня вечером состоится открытое занятие, на котором поговорим о том, как работать с трудными сотрудниками. Мы разберемся, какими пороками может страдать команда, как их идентифицировать и как устранить. Регистрация открыта по ссылке для всех желающих.