(Красноярск) 19.05.2021 Рубрика: Земля
Оформление земли в собственность
У нас квартира в двухквартирном доме. Соседи в 2005 году без межевания присоединили свою половину земельного участка к дому, а в 2013 продали квартиру вместе с землей. Есть кадастровый номер. Теперь мы продаем квартиру, но нашу половину земли оформить не можем, так как дом признан многоквартирным. Как оформить собственность на землю?
Наталия Булахова
Консультаций: 234
Поскольку дом признан многоквартирным (МКД), то собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен МКД, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», далее – Закон о введении в действие Жилищного кодекса РФ).
Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом автора вопроса, образован до введения в действие Жилищного кодекса РФ (до 1 марта 2005 г.) и в отношении этого участка проведен государственный кадастровый учет, то он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД.
В случае если земельный участок, на котором расположен МКД, не образован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, любой собственник помещения в МКД вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 2 и 3 ст. 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ).
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен МКД, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Доли всех собственников квартир признаются пропорциональными площади принадлежащих помещений, т.е. чем больше размер квартиры, тем больше и размер доли в праве на общее имущество в виде земельного участка.
Образование земельного участка, на котором расположен МКД, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые должны совершить необходимые действия, в том числе утвердить проект межевания территории, подготовить межевой план земельного участка и обратиться в Росреестр с заявлением о постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет.
С 30 апреля 2021 г. с заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа (ч. 4 ст. 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ).
Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, который необходим для определения границ образуемого участка под МКД, то образование земельного участка возможно в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Поэтому отсутствие проекта межевания территории, а также нехватка средств в местном бюджете не может являться основанием для отказа органов местного самоуправления в формировании земельного участка под МКД. Данная позиция также подтверждена и судебной практикой.
Согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в МКД одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома.
Следует учитывать, что государственная регистрация права долевой собственности на общее имущество МКД, в том числе на земельный участок под ним, регистрируется без указания имен собственников помещений в МКД и размеров принадлежащих им долей в праве долевой собственности.
Таким образом, после того, как будет образован земельный участок под многоквартирным домом и придомовой территорией рядом с ним, автор вопроса будет продавать квартиру с пропорциональной ей долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в доме (в том числе соразмерной долей на земельный участок, расположенный под МКД, и придомовой территорией рядом).
Жители частного сектора довольно часто спрашивают о том, как оформить земельный участок в собственность под двухквартирным домом.
Если зарегистрировано право на жилое помещение (квартира, дом), но не зарегистрировано право на земельный участок под ним, Управление Росреестра рекомендует это сделать по нескольким причинам:
Участок с узаконенным строением может быть приватизирован (предоставлен бесплатно) или должен быть выкуплен собственниками либо на него должно быть оформлена аренда (п.3 ст. 28 Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества».)
Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю влечет административную ответственность в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ.
Приобретая землю в собственность, собственник земельного участка может использовать такую землю любым не запрещенным законом способом, в том числе в качестве залога для получения кредита в
банковской организации. Оформленный в собственность участок земли всегда можно перепродать, подарить или оставить по наследству.
Оформить земельный участок в собственность под двухквартирным (и более) малоэтажным домом возможно двумя способами.
1. Оформить земельный участок под многоквартирным домом в общую долевую собственность. В данном случае, двухквартирный дом должен быть признан многоквартирным.
2. Оформить земельный участок под частью жилого дома в доме блокированной застройки. В данном случае постановке на кадастровый учет подлежит земельный участок под соответствующим блоком, а не единый участок под домом, как под многоквартирным.
В следующей статье будут подробно разъяснены способы оформления земельных участков.
Как оформить земельный участок под двухквартирным (и более) малоэтажным домом?
Жители частного сектора довольно часто спрашивают о том, как оформить земельный участок в собственность под двухквартирным домом.
Если зарегистрировано право на жилое помещение (квартира, дом), но не зарегистрировано право на земельный участок под ним, Управление Росреестра рекомендует это сделать по нескольким причинам:
-
Участок с узаконенным строением может быть приватизирован (предоставлен бесплатно) или должен быть выкуплен собственниками либо на него должно быть оформлена аренда (п.3 ст. 28 Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества».)
-
Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю влечет административную ответственность в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ.
-
Приобретая землю в собственность, собственник земельного участка может использовать такую землю любым не запрещенным законом способом, в том числе в качестве залога для получения кредита в банковской организации. Оформленный в собственность участок земли всегда можно перепродать, подарить или оставить по наследству.
Оформить земельный участок в собственность под двухквартирным (и более) малоэтажным домом возможно двумя способами.
-
Оформить земельный участок под многоквартирным домом в общую долевую собственность. В данном случае, двухквартирный дом должен быть признан многоквартирным.
-
Оформить земельный участок под частью жилого дома в доме блокированной застройки. В данном случае постановке на кадастровый учет подлежит земельный участок под соответствующим блоком, а не единый участок под домом, как под многоквартирным.
Оформление земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность
В случае признания двухквартирного дома многоквартирным оформление земли производится в общую долевую собственность. Необходимо иметь в виду, что квартиры могут располагаться только в многоквартирном доме, который в свою очередь, может располагаться на земельном участке, предусматривающем возможность размещения и эксплуатации многоквартирного дома.
В качестве главного квалифицирующего признака квартиры является возможность прямого доступа из квартиры в помещения общего пользования. Если из жилых помещений в доме нет прямого доступа в помещения общего пользования в таком доме, а есть выходы непосредственно на земельный участок, на котором расположен дом, то такие жилые помещения не являются квартирами, а дом не является многоквартирным.
Другими словами, если из квартиры есть доступ в помещения общего пользования (чердаки, подвалы и т.д.), то такой дом может быть признан многоквартирным.
Процедура оформления земельного участка под многоквартирным домом состоит из следующих шагов.
Шаг 1: Уточнить поставлен ли участок на кадастровый учет. Земельный участок, сформированный до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 1 марта 2005 г.) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Шаг 2: Провести общее собрание всех собственников квартир. Если же земельный участок не сформирован до 1 марта 2005 года, то в таком случае необходимо провести общее собрание всех собственников квартир, принять совместное решение о формировании участка земли, а также выбрать уполномоченное лицо.
Получить информацию о факте формирования участка под многоквартирным домом и постановке его на кадастровый учет можно на публичной кадастровой карте на сайте Росреестра http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/ либо запросить сведения в кадастровой палате или МФЦ. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляется протоколом (форму протокола см. в Приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 июля 2014 г.№ 411/пр).
Шаг 3: Выбранному на собрании представителю собственников необходимо обратиться с заявлением о формировании земельного участка в администрацию муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок. Данное заявление будет являться основанием для проведения кадастровых работ и государственного учета земельного участка. На данном этапе проверяется наличие проекта межевания квартала, на котором расположен земельный участок. При его наличии выдается решение (распоряжение) об утверждении границ участка на кадастровой карте территории. Если земельный участок находится на неразмежеванной территории, то квартал вносится в соответствующий план межевания. Кадастровые работы выполняются на основании распоряжения об утверждении границ земельного участка. Также жители вправе сами обратиться к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ по определению (уточнению) местоположения границ земельного участка. На данном этапе оформляется межевой план.
Шаг 4: Подать заявление в кадастровую палату либо в МФЦ о постановке земельного участка на кадастровый учет. Кроме заявления, необходимо предоставить протокол общего собрания собственников помещений и межевой план земельного участка. Услуга постановки на кадастровый учет бесплатна и занимает 10 рабочих дней. В случае положительного решения органа кадастрового учета заявителю выдаётся кадастровый паспорт земельного участка.
Шаг 5: Подать документы на государственную регистрацию права на земельный участок в офисах кадастровой палаты или МФЦ. Подать документы также можно в электронной форме через Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг. Необходимо предоставить следующие документы:
-
Заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности.
-
Технический паспорт дома.
-
Документ, который подтверждает полномочия представителя собственников.
-
Документ об уплате государственной пошлины.
-
Документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если земельный участок сформирован после 01.03.2005 г.
-
Документ технического учёта многоквартирного дома, содержащий сведения о составе общего имущества многоквартирного дома.
-
Решение (протокол) общего собрания собственников, иное соглашение участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (указываются сведения о собственниках всех конкретных помещений (жилых и нежилых) в многоквартирном доме, а также определенные собранием или соглашением размеры долей в праве на общее имущество в многоквартирном доме каждого собственника (в виде правильной простой дроби).
-
Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие у собственников прав на помещения.
Обращаем Ваше внимание, что земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома с 1 января 2015 года не признаются объектом налогообложения по земельному налогу.
Оформление земельного участка под частью жилого дома в доме блокированной застройки
Жилым домом блокированной застройки признается жилой дом, не предназначенный для раздела на квартиры, имеющий одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более чем 3, при общем количестве совмещённых домов не более 10 и каждый из которых переназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседними блоком или соседними блоками, расположен на отдельно земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В случае, если дом расположен на земле под индивидуальное жилищное строительство, необходимо соблюсти допустимую площадь участка под индивидуальную застройку. То есть размер земельного участка под блоком должен соответствовать размерам, установленным Правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования.
Шаг 1: Приватизировать участок. В первую очередь для оформления земельного участка в собственность понадобиться наличие правоустанавливающего документа на земельный участок. Таким документом может быть: договор застройки, решение суда, договор купли-продажи, свидетельство о праве собственности старого образца, выписка из домовой книги.
При отсутствии землеотводных документов собственник дома может либо приватизировать земельный участок бесплатно, либо выкупить его у администрации.
Важно отметить, бесплатная приватизация земельного участка может быть проведена, если граждане являются собственниками зданий, домов, построенных до 29 октября 2001 года, которые находятся на данном земельном участке. Либо после 29 октября 2001 года, т.е. до дня введения Земельного Кодекса Российской Федерации, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса РФ. Также если арендуемые земельные участки для строительства собственного дома либо ведения подсобного хозяйства находились в аренде до 29 октября 2001 года, т.е. до введения в действия Земельного кодекса Российской Федерации.
В других случаях «бесхозную» долю земельного участка придется выкупать у местной администрации. Также необходимо учитывать, что администрация муниципального образования может и не предоставить участок. В этом случае спор придется решать в судебном порядке.
Обратите внимание, что земля не подлежит передаче в частную собственность, если участок принадлежит к категории изъятых из оборота земель или земель, ограниченных в обороте, например, заповедников. Существует такой запрет на приватизацию, если участок зарезервирован под государственные или муниципальные нужды.
Для обращения в администрацию муниципального образования, на территории которого находится земельный участок, необходимо подготовить пакет документов: заявление о предоставлении в собственность земельного участка, документы, подтверждающие право пользования участком земли, например, договор аренды, либо решение местных властей о выделении земли в пользование, технический паспорт на жилой дом.
В течение 2-х недель будет принято решение о передаче участка (Постановление о предоставлении земельного участка в собственность). Если же в безвозмездной передаче будет отказано, администрация предложит выкупить земельный участок.
Шаг 2: Поставить земельный участок на кадастровый учет
Для этого необходимо будет провести межевание (выполняют кадастровые инженеры, реестр аттестованных кадастровых инженеров имеется в кадастровой палате, на сайте Росреестра https://rosreestr.ru/wps/portal/ais_rki). По результатам межевания выдают межевой план. Межевой план является основанием, согласно которому кадастровая палата осуществляет постановку на учет этого участка, присваивает ему уникальный кадастровый номер.
Шаг 3: Подать документы на государственную регистрацию права на земельный участок в кадастровую палату или в МФЦ:
-
заявление с просьбой выдать свидетельство о праве собственности на земельный участок;
-
документ, свидетельствующий о праве собственности на земельный участок (постановление о предоставлении земельного участка в собственность, договор застройки, решение суда, договор купли-продажи, свидетельство о праве собственности старого образца);
-
технический паспорт домовладения;
-
кадастровый паспорт;
-
квитанция об оплате госпошлины.
Здравствуйте!
Если двухквартирный дом признан домом блокированной
застройки, то формированию и постановке на кадастровый учет будут подлежать
отдельные земельные участки под каждой из квартир. Предоставление участков в
собственность в таком случае происходит в порядке, установленном ч. 1 ст. 36
Земельного кодекса РФ.
Если же дом признан многоквартирным (то есть в нем имеется
две квартиры и более, и общее имущество, например, лестницы, коридоры, подвалы
с инженерными коммуникациями), то земельный участок под ним предоставляется как
единое целое в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно.
Возникновение права собственности на такой участок зависит также от того,
проведена ли в отношении него процедура формирования и постановки на
кадастровый учет. Здесь возможны два варианта:
1. Участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет
до 1 марта 2005 года. В таком случае, право собственности на участок у
собственников помещений считается возникшим в силу закона (ч.2 ст. 16 ФЗ
«О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» от 29.12.2004 № 189-ФЗ, далее – ФЗ
№ 189), остается только получить постановление о предоставлении участка в
собственность и зарегистрировать право.
2. Участок не был сформирован и поставлен на кадастровый
учет до 1 марта 2005 г. Тогда любой собственник помещения в многоквартирном
доме имеет право обратиться в органы государственной власти или органы местного
самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором
расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16 ФЗ № 189). При этом не требуется,
чтобы заявитель был специально уполномочен на это общим собранием собственников
помещений в многоквартирном доме. Данное требование было признано не
соответствующим Конституции РФ и, как следствие, недействующим (Постановление
Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П, далее – Постановление № 12-П).
C момента формирования земельного участка и проведения его
государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены
многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого
имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников
помещений в многоквартирном доме.
Любой собственник помещения в многоквартирном доме обращается
в соответствующий орган с заявлением о формировании земельного участка. К
заявлению должен быть, в частности, приложен технический паспорт на жилой дом,
а при его отсутствии — справка о размерах площадей помещений в многоквартирном
доме, выданная организацией по технической инвентаризации объектов, а также
другие документы. Соответствующий орган выдает уполномоченному лицу схему границ земельного
участка и обязательные требования к техническому заданию на проведение работ по
межеванию земельного участка. Работы по межеванию земельного участка проводятся
за счет заявителя. На основании предоставленного межевого плана обеспечивает
проведение государственного кадастрового учета земельного участка на основании
заявления уполномоченного лица. После получения кадастрового паспорта на
земельный участок на основании заявления готовит проект постановления о
предоставлении земельного участка в собственность. После этого останется только
зарегистрировать право собственности на земельный участок в Управлении
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по области.
Удачи Вам!
Нередко встречается ситуация, когда земля под частным домом не оформлена как собственность владельцем жилья. В таком случае его сложно назвать полноценным хозяином недвижимости, так как он пользуется участком, принадлежащим местным властям.
Для устранения подобной ситуации действующее законодательство допускает возможность бесплатно приватизировать земельный участок под жилым домом.
Она введена достаточно давно и доступна любому российскому гражданину.
Основания и Процедура бесплатной приватизации, необходимые для этого документы, а также другие вопросы, связанные с оформлением земли в собственность, подробно рассматриваются в статье.
Необходимость приватизации
Отсутствие оформленного права собственности на землю под домом заметно ограничивает возможности для продажи, обмена, сдачи в аренду или совершения других сделок с жильем.
Дело в том, что далеко не каждого потенциального покупателя или арендатора устроит участок, который не принадлежит владельцу дома, а находится в его распоряжении на основании каких-либо других прав, например, аренды или бессрочного пользования.
Еще одним важным моментом становится неоднозначность трактовки действующим законодательством. Последнее воспринимает дом и землю под ним как единый объект недвижимости. Отсутствие права собственности на участок означает нарушение этого принципа.
В то же время необходимо отметить, что рассматриваемое мероприятия не относится к обязательным. Владелец жилья самостоятельно решает, воспользоваться правом на приватизацию земельного участка под домом или нет. Положительный ответ на этот вопрос позволяет получить полный контроль над объектом недвижимости и распоряжаться им по своему усмотрению.
Правовое регулирование вопроса
Порядок приватизации земельных участков, находящихся под частными домами, регламентируется несколькими федеральными законодательными актами. В качестве базовых можно выделить четыре из них:
- Земельный Кодекс РФ. Принят после подписания №136-ФЗ, датированного 25 октября 2001 года. Актуальная редакция введена в действие 28 августа 2020 года;
- №178-ФЗ (датируется 21 декабря 2001 года). Определяет правила проведения приватизации на территории РФ. Сегодня действует версия Федерального закона от 31 июля 2020 года;
- №93-ФЗ (датируется 30 июня 2006 года). Устанавливается порядок дачной амнистии;
- №218-ФЗ (датируется 13 июля 2015 года). Регламентируется процедуру госрегистрации объектов недвижимости. Актуальный вариант ФЗ также принят 31 июля 2020 года.
Основания для бесплатной приватизации
Законодательство предусматривает два возможных варианта оформления прав собственности на земельный участок. Менее выгодным для будущего владельца становится выкуп земли, который осуществляется по кадастровой стоимости.
Основанием для запуска второго варианта – бесплатной приватизации – выступают:
- заключенный с муниципалитетом арендный Договор или соглашение о бессрочном пользовании землей;
- выделение участка под один из двух видов разрешенного использования — ЛПХ или ИЖС;
- участие в так называемой дачной амнистии;
- право на получение социальных льгот от государства (для участников ВОВ, малоимущих, членов многодетных семей и т.д.);
- владение домом до 1991 года включительно;
- принадлежность участка к землям дачного кооператива, садоводческого товарищества или огородничества.
Данный перечень охватывает значительную часть земельных участков, находящихся под частными домами. Поэтому в большинстве случаев владелец жилья имеет право именно на бесплатную приватизацию земли.
Причины возможного отказа
Решение о возможности бесплатно приватизировать землю принимается на муниципальном уровне. В числе наиболее частых причин для отказа в проведении мероприятия необходимо отметить такие:
- участок не принадлежит муниципалитету. Это означает, что земля выведена из оборота в резерв или передана конкретному ведомству, например, ФСБ или Минобороны;
- приватизация проводится повторно. В подобной ситуации требуется восстановить документы на Право собственности, которое были оформлены в первый раз;
- отсутствуют необходимые документы. Перечень приводится ниже;
- земля не подлежит отчуждению в собственность, так как относится к лесному или водному фонду, парковой или природоохранной зоне, месту общественного пользования и т.д.
Отказ в приватизации земли должен быть аргументирован. Обращение к квалифицированному юристу позволит определить его законность, а при необходимости – оспорить в суде.
Порядок приватизации
Упрощенная процедура приватизации доступна участникам дачной амнистии. В остальных случаях требуется последовательная реализации нескольких этапов, каждый из которых целесообразно рассмотреть подробнее.
Этап №1. Формирование комплекта документов
Стандартный набор документации включает в себя:
- реквизиты паспорта будущих владельцев;
- ИНН каждого из них;
- правоустанавливающие документы на участок земли. К ним относятся: договор аренды или бессрочного пользования, дарственная, справа о вступлении в наследование, выделение под ИЖС и т.д.;
- документация на землю (при наличии) – кадастровая и техническая;
- правоустанавливающие документы на жилой дом (выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и т.д.);
- справка о стоимости земли по кадастровому учету;
- документы о величине налога на землю и отсутствии задолженности по его уплате.
Этап №2. Оформление и подача заявления
Основанием для запуска процедуры приватизации становится заявление. Документ оформляется в свободной форме, но в обязательном порядке содержит несколько реквизитов, включая:
- наименование муниципального органа, занимающегося рассмотрением вопроса;
- ФИО заявителя;
- его контактные данные;
- информация об участке земли (как можно более полная);
- ходатайство о предоставлении земли в собственности;
- подпись с расшифровкой;
- дата составления документа.
Бланк и образец заявления можно найти по ссылке.
Этап №3. Межевание участка
Оформлением межевых и кадастровых документов занимаются специализированные организации, в штате которых присутствуют кадастровые инженеры. К последним предъявляется ряд требований, выполнение которых обязательно для ведения профессиональной деятельности. В их числе:
- профильное образование;
- участие в СРО;
- действующее удостоверение о подтверждении квалификации.
Результатом работы кадастрового инженера становится комплект документов. Он необходим для постановки объекта на учет и внесения в ЕГРН, также для последующей госрегистрации прав собственности.
Этап №4. Подписание договора с муниципалитетом
Договор о приватизации подписывается новым и старым владельцем земли. В документе содержится исчерпывающая информация о земельном участке, включая сведения, полученные в результате межевания и выполнения кадастровых работ. Речь в данном случае идет о площади и местоположении земли, количестве владельцев и их долях, назначении участка и т.д.
Этап №5. Госрегистрация права собственности
Завершающая стадия описываемой процедуры. Предусматривает формирование и подачу комплекта документов в Росреестр. Предоставление документации осуществляется как при личном посещении территориального подразделения этого ведомства, так и путем обращения в МФЦ. Оформление права собственности подтверждается выпиской из ЕГРН.
Приватизация земельного участка под жилым домом представляет собой многоэтапное мероприятие. Каждая его стадия занимает определенное время. Например, максимальный срок рассмотрения заявления на приватизацию составляет 2 месяца. На практике он может быть увеличен до 3-4 месяцев.
На выполнение межевых и кадастровых работ требуется не менее 2-3 недель. Еще полмесяца или даже месяц занимает подготовка и заключение договора с муниципальными органами власти.
Определенные временные затраты требуются для подготовки комплекта документов, предоставляемых в Росреестр. Срок регистрации составляет 7 или 9 рабочих дней, в зависимости от способа подачи документации.
Первая цифра предусматривает обращение непосредственно в Росреестр, вторая – в МФЦ.
Сопутствующие расходы
Несмотря на то, что рассматриваемое мероприятие декларируется как бесплатное, определенные финансовые расходы на его проведение необходимы. Точный ответ на вопрос, сколько стоит приватизация земли под частным домом, зависит от нескольких факторов. Главный из них – региональные особенности, которые влияют как на стоимость работы кадастровых инженеров, так на расценки нотариуса.
Итоговая цена приватизационных мероприятий формируется из трех основных составляющих. Первая – это расходы на межевые и кадастровые работы. Вторая – нотариальное заверение документов. Третья – госпошлина за получение выписки из ЕГРН.
Приватизация земли в рамках дачной амнистии
Под дачной амнистией понимается упрощенная процедура регистрации прав владельца на жилые и садовые постройки, а также находящуюся под ними землю. Правила реализации мероприятия периодически меняются, а срок действия – регулярно продляется. В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, предусматривающий пролонгацию дачной амнистии до 1 марта 2026 года.
Главным отличием приватизации земли в этом случае становится возможность обратиться сразу в органы Росреестра. Таким образом удается многократно сократить длительность процедуры. Если подать документы непосредственно в территориальное подразделение ведомства, они будут рассмотрены в течение 10 дней. При обращении через МФЦ срок увеличивается до 14 дней.
Для получения возможности приватизировать землю в рамках дачной амнистии необходимо выполнение двух условий: предоставление надела под ЛПХ или ИЖС и оформление построенного дома в собственность.
Особенности приватизации при нескольких хозяевах
На практике нередко возникает ситуация, когда домом владеет двое или даже большее число собственников. В этом случае процедура приватизации происходит в следующем порядке. Заявление о получении права собственности на землю подает один из владельцев.
Второй оформляется документальное согласие на это. После одобрения со стороны муниципалитета земельный участок делится пропорционально долям в доме, что оформляется кадастровым инженером.
Регистрацией прав собственности на свой участок каждый из владельцев занимается самостоятельно.
Если согласие второго хозяина на приватизацию не получено, потребуется обращение в суд. Это ведет к существенному затягиванию процесса, причем положительное решение судьи не гарантировано. Поэтому намного проще и правильнее договориться со всеми владельцами дома.
Вывод
Приватизация земельного участка под частным домом – сложное юридическое и организационное мероприятие. Его успешная реализация требует профессиональных знаний и опыта. Самый простой способ провести приватизацию быстро и без проблем – обращение к специалистам. Такой подход гарантирует как оперативность решения задачи, так и минимизацию сопутствующих расходов.
Категория: Земельное правоДата: 18.09.2020 г.
Сколько стоит приватизировать земельный участок в 2021 году
Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Пишите в чат справа внизу или звоните на горячую линию 7 800 350 61 98 — звонок по РФ бесплатен. Принимаем вопросы в любой день недели.
Часто гражданам России приходится проделывать различные процедуры с землей. Это покупка, продажа, приватизация, аренда и другие. В статье будет раскрыт вопрос: сколько стоит приватизация земли.
Приватизация земли дело не простое, которое требует предварительной подготовки как морально, так и документально. Потребуется посетить некоторые учреждения при этом не всегда все проходит гладко, поэтому желательно знать всю процедуру, перед началом оформления.
Иногда приватизация бесплатная, но в некоторых случаях приходится платить.
Сама приватизация подразумевает действие в процессе которого гражданину дается право на земельный участок. Ранее этот надел принадлежал муниципалитету или государству, а теперь приобретает собственника.
Документы для приватизации
Итак, для запуска процесса приватизации необходимо собрать полный пакет документов. Эти документы имеют определенный срок действия, если срок одного документа закончился, а другой документ еще не получен, то придется первый документ делать заново.
Список необходимых документов для приватизации земли:
- Заявление по образцу;
- Копия документа подтверждающего личность, паспорт, РВП, ПМЖ;
- Если документы подает представитель – Доверенность заверенная нотариусом;
- Кадастровый паспорт (при отсутствии, необходимо сделать);
- Если Гражданин осуществляет первый раз в жизни приватизацию, то нужна справка о желании воспользоваться этим правом;
- Из ЕГРН выписка на земельный участок и на постройки, если они на этом участке;
- Оповещение в произвольной форме в котором указать все имеющиеся на участке строения. Указать их размеры, назначения по техпаспортам.
- Если приватизация осуществляется на одно лицо, то необходимо нотариально заверенное согласие от остальных членов семьи;
- Документ, подтверждающий право по которому земельный участок перешел со владения гражданина;
- Свидетельство о государственной регистрации построек, находящихся на участке.
Дополнительные документы, которые могут потребовать:
- Справка о параметрах участка, выдается в БТИ;
- Техпаспорта на постройки;
- Справку из налоговой об отсутствии задолженности по земельному налогу;
- Справка о кадастровой стоимости;
- Справку, выданную районным органом землепользования, о стоимости единицы земли (средняя стоимость);
Подробнее о том, как оформить землю в собственность, читайте в нашей статье.
Приватизация земли под частный дом в 2021 году
Приватизация земли под частным домом осуществляется несколькими способами:
- Бесплатное проведение приватизации: земельный участок переходит во владения собственника дома.
- Платная приватизация – земля под домом, по кадастровой стоимости выкупается;
- По решению суда, при разногласиях заявителя и администрации;
В земельном законодательстве приведен список лиц, которые являются льготниками и для них приватизация бесплатная. Также необходимо помнить, если дом как собственность был оформлен до 2001 года, то за дальнейшее оформление плата взиматься не будет, но если документы были выданы позже – придется выкупать.
Итак, сколько стоит приватизация земли “бесплатно”? За документы тоже нужно платить и порой не малые деньги.
Потребуется техпаспорт на дом, который стоит от 1500 руб, также необходимо произвести межевание территории, стоимость которого начинается с 7000 руб, кадастровый паспорт стоит от 300 руб, не забываем за госпошлину, размер которой 350 руб. Еще может потребоваться нотариальный отказ от приватизации, который стоит от 1000 руб.
О проведении межевания земельного участка, вы можете узнать на нашем сайте.
После оформления земли под частным домом, для владельца появляются полные права и возможности по распоряжению участком. Теперь государство не может забрать эту землю, а в случае произведения отчуждения, оно выплатит компенсацию.
Приватизация земли под гаражом
Перед началом приватизации земельного участка под гараж, если это гаражный кооператив, владельцу необходимо проверить документы своего участия в кооперативе. Председатель обязан выдать соответствующую справку.
Также будущий владелец будучи членом ГК может приватизировать землю, в том случае если уплатил все взносы, произвел межевание, оформил учет участка в Госкадастре и сделал кадастровый паспорт.
Существует возможность коллективного прохождения приватизации. Чтобы ею воспользоваться необходимо составить коллективную заявку, в которой будут участвовать все заинтересованные члены ГК, чьи гаражи имеют общую крышу, но разные входы.
https://www.youtube.com/watch?v=ynuBS58TE2E
Далее председатель ГК предоставляет в администрацию к которой относится данный кооператив, документы: копии паспортов участников кооператива, коллективную заявку, протокол самого собрания на котором была составлена заявка, учредительные бумаги на ГК и самое главное это копии документов, свидетельствующие о имеющихся правах собственности на гаражи у владельцев. Последние бумаги участники ГК оформляют заранее.
Стоимость такой приватизации в основном зависит от цены на кадастровую документацию. Еще сумма зависят от расценок местных властей. В разных областях и районах ценники разнятся. В отдельных населенных пунктах одни и те же справки могут быть как платные так и бесплатные.
Иногда необходимо узнать настоящего собственника земли. Для этого нужна выписка из ЕГРН, которая выдается Росреестром. Лицо подает пакет документов сотруднику, при этом получает расписку о принятии документов. Результат решения гражданин получает примерно через 14 дней, но сама подготовка и сборы всех необходимых документов требуют от 6 месяцев.
Приватизация земли, которая в аренде
Землю, которая в аренде можно приватизировать. Но не во всех случаях эта процедура будет бесплатной.
Приватизацию можно провести, если лицо взяло земельный участок в аренду до 1 ноября 2001 года. Если после обозначенной даты, то остается только выкупать у государства. Это регламентируется земельным кодексом. Исключений нет.
Участок находящийся в аренде имеет право приватизировать резидент или организация при этом должен быть предоставлен действующий договор аренды этой земли. Срок таких соглашений обычно от двадцати до пятидесяти лет.
В качестве оснований для такой приватизации служат следующие факты:
- Период действия договора двадцать лет и более;
- На арендованном участке расположена Недвижимость, срок пользования которой не менее трех лет;
- На участке возведены различные постройки, которые оформлены на имя заявителя.
У некоторых может возникнуть вопрос: для какой цели приватизировать арендованную землю?
Произведя такую приватизацию лицо получает сразу несколько выгод. Став владельцем участка, лицо имеет право продать, подарить, обменять, заложить, объединить и тем самым увеличить свой участок и т.п.
Также если государству потребуется данная земля, то владелец получит денежную компенсацию, в то время как будь эта земельный участок в аренде, ее просто заберет муниципалитет без какой-либо компенсации.
Самое приятное это полноправное владение землей – это основная причина оформления в частную собственность.
Оплата госпошлины
Оформление документации в Росреестре услуга платная. Поскольку приватизация осуществляется в этом органе, то за нее необходимо заплатить госпошлину. Для различных аспектов регистрации прав – цена отличается.
Сумма оформления права собственности для резидента на землю, назначение которой ведение личного домашнего хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального строительства жилища или гаража, также на строящийся или построенный на этом земельном участке объект недвижимости – 350 руб.
Не обязательно пошлину платить до подачи бумаг, ее можно заплатить после, но не позже пяти дней после даты подачи. Для подтверждения оплаты необходимо предоставить квитанцию или платежное поручение на которой будет печать банка.
При подаче документов заявителю выдают уникальный номер платежа для уплаты пошлины на котором указаны реквизиты и дата, до которой нужно произвести оплату. Также заявитель имеет право по собственной инициативе уплатить пошлину и уже со всеми документами предоставить квитанцию.
Если по прошествии 5 рабочих дней с даты подачи заявления, нет данных об уплате государственной пошлины и квитанция не предоставлена, в этом случае документы не рассматриваются, но возвращаются заявителю. Опаздывать с оплатой тут нельзя.
Узнав, сколько стоит приватизация земли и ее методы, можно оценить силы и приступать к оформлению и сбору необходимой документации. Во всех местных органах нужно детально уточнять список требуемых бумаг и справок, потому, что каждый случай индивидуален.
При сборе документов нужна придельная внимательность и усидчивость, чтобы потом не переделывать важные бумаги, срок действия которых истек из-за не взятой какой-то мелкой справки. По возможности доверяйте это дело профессионалам, которые каждый день работают с этим и знают каждую тонкость. Главное в жизни быть не умным, а мудрым.
- Если вам нужна консультация, вам поможет наш Юрист по земельному праву.
- Видео:
Обновление статьи: 26.02.2021
Документы для приватизации земельного участка под частным домом и возле него
Пользование частным домом предполагает использование прилегающего к нему земельного участка, в том числе и под самим строением. При этом не все собственники жилого дома являются владельцами такого участка.
Однако по закону хозяева домов должны обладать правом и на земельный надел, который находится под ним.
Это может быть право собственности, аренды или бессрочного пользования, главное, чтобы оно было задокументировано согласно законодательным нормативам.
Что делать, если дом приватизирован, а земля возле него – нет? Какие документы нужны для приватизации участка? Каков порядок проведения процедуры?
Что такое приватизация земли, ее плюсы и минусы
Приватизация представляет собой безвозмездную процедуру передачи муниципальной собственности гражданам. Полученное право позволяет распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению. Так, владелец становится вправе продать, подарить, обменять, передать по наследству свое имущество. Для этого нужно иметь оформленное в Росреестре право владения землей.
Не имея документов на землю, владелец может ее лишиться, а все усилия по облагораживанию территории пропадут даром.
Кроме того, новый владелец земли, на которой стоит дом, или государство могут через суд потребовать снести все строения.
Приватизация, то есть перевод в частную собственность, предотвратит подобные ситуации – собственник может быть уверен, что претендовать на его землю и дом никто не будет.
На текущий момент гражданам доступна схема бесплатной приватизации земли согласно законодательным нормам. Также можно добиться проведения приватизации через суд, если местные власти незаконно отказывают в передаче земли.
Порядок действия при приватизации земельного участка под домом и возле него
После 1 марта 2017 года продолжается бесплатная приватизация земельных участков. Многие пользователи земельных наделов не успели оформить их в собственность по закону.
Подать заявку на приватизацию можно только один раз. Это правило касается не только земельных участков, но и других объектов недвижимости.
Для приватизации земельного участка необходимо выполнить следующий порядок действий:
- собрать необходимые бумаги;
- обратиться в администрацию или МФЦ и заполнить заявление;
- дождаться положительного ответа и получить выписку из ЕГРН с данными о собственности на участок.
Прежде чем обращаться за приватизацией, необходимо поставить участок на кадастровый учет и получить паспорт на него. Эта процедура проводится в Кадастровой палате. Обязательным условием приватизации является межевание, то есть определение границ земельного участка.
Доли в земельном участке распределяются в соответствии с правом собственности на жилой дом. Исключением станет отказ собственника дома от приватизации земли в пользу другого владельца.
Граждане, имеющие право приватизировать землю под домом:
- заключившие договор аренды с администрацией (в договоре обязательно должна быть указана цель – строительство жилого дома или ведение подсобного хозяйства);
- купившие жилой дом до 30.10.2001, когда вступил в действие Земельный кодекс РФ (свидетельство получено только на дом);
- имеющие право бессрочного пользования земельным наделом.
В этих случаях по закону приватизация должна быть проведена. Иногда администрация имеет право отказать заявителю. Для этого законодательно установлены следующие обстоятельства:
- заявитель не имеет права приватизировать данный земельный участок;
- земельный участок изъят из пользования по причине заражения химическими веществами;
- территория зарезервирована государством для своих нужд;
- участок находится в особых зонах (природоохранная, водный фонд, природный парк и др.).
При отсутствии права на приватизацию обратившийся гражданин может подать документы на выкуп этой земли по кадастровой стоимости. Если же отказ администрации незаконен, следует подавать Исковое заявление в суд и доказывать свое право на бесплатное получение земли под домом. Образец искового заявления:
Часто случается, что необходимые документы утеряны, в этом случае нелишней окажется помощь опытного адвоката, специализирующегося на подобных делах. Судебная практика представлена широко, в случае неправомерности отказа у истца есть хорошие перспективы выиграть дело.
Необходимые для приватизации документы
Перед тем как приступить к сбору бумаг, рекомендуется уточнить их перечень в уполномоченной организации. Для проведения приватизации земли обычно требуется предоставить следующие документы:
- паспорта всех заявителей;
- заявление, заполненное по определенному образцу;
- документы, на основании которых происходит пользование наделом (договор аренды, бессрочный договор с администрацией поселения, акт о наследстве и др.);
- технические документы на дом (техпаспорт, кадастровый паспорт, разрешение на проведение строительных работ и пр.);
- кадастровый план земельного участка;
- справка о стоимости земли из департамента (комитета, отдела и т. д.) земельных отношений;
- справка из налоговой инспекции о площади участка и размере налога на него;
- выписка ЕГРН о текущем владении участком.
Образец заявления:
В зависимости от ситуации могут потребоваться и другие бумаги, о которых сообщит специалист, принимающий документы. Если собственников дома несколько, то все они должны дать свое согласие на приватизацию земли. Ранее участвовавшие в приватизации граждане должны написать отказ от нее в пользу оставшегося владельца.
Образец заявления об отказе:
Срок, стоимость и правовые последствия процесса
Уполномоченное учреждение рассматривает заявку гражданина в течение 30 дней. После этого срока заявитель получает согласие на приватизацию либо отказ. Любое решение государственного органа должно быть задокументировано и аргументировано в соответствии с законодательством. Такой срок предусмотрен при условии предоставления полного пакета документов.
Отсутствие кадастрового плана затянет процедуру еще на 2 недели, которые нужны для его изготовления. Может потребоваться дополнительное время на сбор некоторых уточняющих справок.
Несмотря на то, что по закону приватизация является бесплатной процедурой, она сопровождается тратами, которые могут быть весьма существенны. Какие основные расходы ожидают будущего владельца участка:
- госпошлина в размере 350 рублей;
- оформление кадастрового паспорта – 1500–3000 рублей;
- проведение процедуры межевания – 8 тыс. – 12 тыс. рублей;
- изготовление выписки из ЕГРН – 750 руб. (в электронном виде – 300 руб.).
В разных регионах стоимость услуг может значительно различаться. Перед проведением процедуры лучше ее уточнить. После регистрации права собственности в Росреестре гражданин получает полное право распоряжаться участком по своему усмотрению. Новый владелец обязан ежегодно оплачивать земельный Налог, величина которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земли.
Приватизация земельных участков гражданами
В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.
В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.
Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.
1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное Отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.
Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
- Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.
- В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.
- Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:
- — приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);
- — отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
- — отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
- — приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
- — в наличии имеется четко установленная процедура.
Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.
№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.
Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.
Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».
- В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:
- — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;
- — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.
По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.
В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.
На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.
Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
- По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
- В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
- Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.
- С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.
Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.
К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.
Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.
К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный Прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».
Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.
Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.
При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.
В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.
№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.
В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.