Как привезти товар из китая оптом пошаговая инструкция 2022

Слушать этот материал:

Аудио обработано сервисом БелаяТрость.рф.


ООО или ИП?

Вести бизнес с иностранными компаниями могут все: как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. При ввозе товаров нужно помнить об одной особенности: на таможне, помимо пошлины и сбора, нужно будет уплатить НДС, причем эта обязанность касается всех импортеров независимо от их системы налогообложения. 

Зачастую это становится неприятной неожиданностью для компаний на упрощенной и патентной системах налогообложения, которые обычно НДС не платят и, соответственно, не могут принять уплаченный НДС к вычету. В этом случае товар для них станет дороже на 20%.

Оптимальной системой налогообложения для ведения международных торговых операций будет ОСНО, где вы сможете принять НДС, уплаченный на таможне, к вычету; либо УСН (доходы-расходы (15%), где есть возможность зачесть уплаченный НДС в качестве расходов и за счет этого снизить налогооблагаемую базу).

Где и как искать поставщика?

Вопросу поиска поставщика в Китае можно посвятить отдельную статью. «Несмотря на то, что многим приходит на ум только «Алибаба» или «Тао-Бао», существует огромное количество специализированных платформ, ориентированных не только на экспорт, но и на внутренний китайский рынок», — уточнили наши партнеры из Delasia. 

При самостоятельном поиске поставщика через интернет никаких затрат, кроме доставки образцов продукции перед тем, как оформить основной заказ, вы, скорее всего, не понесете. Однако уже на этом этапе работы будет рационально привлечь компанию-партнера, специализирующуюся на работе с Китаем, которая поможет не только подобрать лучший вариант среди множества предложений, но и гарантированно проверит благонадежность выбранного поставщика.

Каждый товар требует индивидуального подхода: в зависимости от объема поставок, вида товара и его стоимости возможны разные варианты поиска поставщика. Сегодня китайские поставщики широко представлены как в интернете, так и в выставочном формате, а также в шоу-румах.

Для Китая характерна кластерная организация промышленного производства. Провинция Гуандун (Шеньчжень, Гуанчжоу) является основным поставщиком электроники, Шанхай и Нингбо в большей степени специализируются на производстве химической продукции и промышленного оборудования. Иу — аксессуары, сувениры, одежда; Фошань — мебель; Шаньтоу — игрушки; Гучжень — освещение.

К примеру, товары из категории «хозяйственные» (швабры, перчатки, ветоши и прочее) можно искать на различных интернет-ресурсах, которые предлагают большое количество поставщиков. Товары с низкой стоимостью, а также одежду в относительно небольших количествах можно закупать на рынках в Китае, например в городе Иу.

Сложное оборудование и эксклюзивные товары, а также технологические новинки лучше искать на тематических выставках. Перед покупкой основной партии товара обязательно нужно получить от поставщика образцы товара, чтобы убедиться, что вы получите именно ту продукцию, которую видели на фото в интернете.

Если вы хотите купить крупную партию товара и серьезно относитесь к качеству, целесообразно отправиться в Китай и посетить фабрику-изготовителя, желательно в сопровождении говорящего по-китайски гида. Это позволит не только досконально проверить выбранного поставщика, но и на месте обсудить условия по оплате, упаковке и доставке товара. Например, Delasia представлены во всех регионах Китая и всегда могут предоставить компетентного сопровождающего в поездке. 

Как проверить поставщика?

Надежность поставщика можно проверить несколькими способами.

  • Проверка документов через ТПП Китая. В этом случае проверяется, как давно работает и работает ли вообще компания, имеет ли место арбитраж в ее практике и по каким вопросам, какие обороты имеет компания согласно поданным налоговым декларациям.
  • Проверка репутации через интернет-ресурсы. Здесь, как и в работе с российскими поставщиками, можно просмотреть рейтинги на интернет-площадках, почитать отзывы о компании и продукции.
  • Инспекция производства. Сопровождающий может выехать на фабрику, чтобы лично познакомиться с представителями руководства, оценить производственные мощности и убедиться, что фабрика действительно работает, находится по заявленному адресу и выпускает продукцию определенной направленности и качества.

Как вести переговоры и договориться с поставщиком?

При общении с китайским поставщиком, как и с поставщиком из любой другой страны, важно быть максимально понятным, вежливым, и необходимо выяснить все интересующие вас вопросы, и главное не надеяться на то, что поставщик может читать ваши мысли. 

Процесс переговоров с поставщиком в Китае — это действительно долгий процесс, недостаточно один раз спросить и получить ответы на все свои вопросы. В Китае есть такое интересное понятие, как «чабудо» – «почти то же самое». Имеется в виду «и так сойдет». То, что кажется для нас важным и очевидным, для поставщика может быть незначительным.

Поставщики очень приветствуют общение на китайском языке. Продавцы в восторге от уровня китайского языка специалистов по закупке и всегда более охотно идут на коммуникацию, готовы более гибко подходить к условиям и ценам, быстрее отвечают. И это понятно, ведь когда говоришь на их родном языке, как правило, и диалог складывается очень благоприятно.

Впрочем, и английским языком некоторые китайские продавцы владеют неплохо, и ряд крупных компаний стимулируют своих продавцов, ориентированных на экспорт, общаться с клиентами именно на английском языке. Единственная разница заключается в том, что на родном для поставщика языке можно обсудить все более детально, а поставщик может дать более развернутый ответ на гораздо более сложные вопросы, чем простые переговоры «есть наличие, сколько стоит, какие сроки».

В Китае очень важно личное отношение, развитие так называемых «гуанси» — связей. Китайский народ мыслит в перспективе 5 тысяч лет вперед — это особенность культуры. Для некоторых представителей бизнеса поведение их китайского партнера может показаться несколько медлительным. Китайцы при этом зачастую отмечают резкость и некоторую черствость российских бизнесменов. Очень важно развивать отношения — доброе слово или похвала никогда не останутся незамеченными.

Запомните: всегда действуют золотые правила — доброжелательность, вежливость, точность в исполнении договоренностей и при этом контроль за изготовлением продукции. 

Проверка крупной партии товара перед отгрузкой

Стоит съездить на фабрику, чтобы оценить качество продукции до того, как товар будет отправлен в Россию. Проверка товара на фабрике дает возможность отправить только качественный товар и оставить брак, а также выявить факт наличия бракованной продукции на месте.

Это облегчает возможность выставления рекламации — не все поставщики идут на уступки по замене бракованного товара и не все признают вообще наличие брака, когда товар находится уже в другой стране. Кроме того, когда поставщик знает, что его товар будут проверять, он более ответственно относится и к процессу производства. 

Инспекция товарной партии сможет снять значительное количество проблем как с реализацией товара, так и с дальнейшим взаимодействием с конкретным поставщиком.

Отправка денег

Самая частая форма расчетов — банковский перевод. Для этого нужно открыть в банке валютный счет дополнительно к счету в рублях. Где-то открытие и ведение валютного счета платное, где-то нет, как у нас.

Следующий шаг — расходы за отправку платежа. После открытия валютного счета нужно купить иностранную валюту. Вы покупаете валюту у банка по его курсу. При расчетах в юанях мы, например, добавляем к курсу 10 копеек, а перевод валюты стоит 20 долларов. 

Еще одна комиссия, которую обычно берут банки — это комиссия за валютный контроль. Что такое валютный контроль — расскажем дальше.

Валютный контроль — как не попасть на штрафы?

При работе с зарубежными компаниями нужно соблюдать валютное законодательство. Контроль за соблюдением закона возложен на налоговую, таможню и банки.

Если нарушить закон, то значительной статьей расходов при импорте может стать оплата штрафов. Штрафы могут быть небольшими, а могут достигать суммы равной стоимости партии товара, которую вы заказали. 

Что можно нарушить?

  • Сроки предоставления документов в банк. По закону в ряде случаев в банк нужно предоставлять документы, подтверждающие поставку товара и делать к этим документам cправку о подтверждающих документах. Мы обычно делаем это за своих клиентов-предпринимателей.
  • Сроки постановки контракта на учет. При импорте, если ваш контракт с иностранцем на сумму 3 млн рублей и выше, то нужно вовремя поставить его на учет в банке и получить уникальный номер контракта.
  • Сроки ввоза товара в РФ после оплаты авансового платежа или срок возврата аванса, если товар не был поставлен.

Доставка товара из-за рубежа

После получения частичной или полной предоплаты поставщик отправит вам товар. Товары из Китая доставляются любым возможным способом: на грузовиках, поездом, морем или самолетом. Стоимость доставки зависит от скорости перемещения грузов. Самым дорогим и быстрым способом считается авиадоставка, а самым дешевым, но долгим — морская перевозка.

Чтобы понять, какой способ доставки подойдет вам лучше всего, можно обратиться в логистическую компанию и сообщить им вес груза и его габариты, а также откуда и куда поедет груз. Тогда логист сможет подсказать вам стоимость перевозки.

Таможня

Попадая в Россию, ваш груз проходит таможенное оформление. Импортер должен подать стандартный пакет документов, подтверждающих состав, происхождение и стоимость товара. Пока таможня не разрешит «выпуск товара» он будет храниться на СВХ (склад временного хранения). Там товар бесплатно хранится в течение трех дней, затем за каждый день хранения вам начисляют определенную сумму. 

Каждому товару, проходящему через границу, присваивается индивидуальный код ТН ВЭД, от которого зависит размер пошлины, НДС и разрешительная документация для ввоза в Россию.

Имея достаточно опыта в работе с таможней, вы сможете самостоятельно проводить процедуру декларирования груза, однако первые поставки однозначно будет лучше передать в работу лицензированному таможенному брокеру.

Это сэкономит не только время и нервы, но и значительную сумму денег, так как ответственный брокер однозначно предложит наиболее подходящий код ТН ВЭД и при необходимости поможет доказать таможне корректность его применения. Стоимость услуг таможенного брокера, как правило, варьируется от 15 до 25 тысяч рублей.

Чтобы растаможить товар, часто могут потребоваться разрешительные документы. Их оформление может занять от двух дней до полутора месяцев в зависимости от того, какой документ оформляется (декларация или сертификат соответствия). Стоимость также значительно варьируется в зависимости от груза и надежности сертифицирующего органа. 

Еще на этапе переговоров с поставщиком вы знаете, какой товар хотите привезти и его основные характеристики. Брокер или банк поможет определить, нужно ли будет оформлять разрешительные документы на ваш товар, а также что конкретно нужно предоставить для прохождения таможни. 

Сравнение затрат при покупке большой и маленькой партии товаров в Китае

Для примера мы представили, что все описанные ниже партии товаров мы хотим привезти на свою компанию, то есть в декларации на товары в качестве получателя будут указаны наши реквизиты. Для расчета взяли средние цены на основные виды сопутствующих услуг. Способ доставки — грузовым автомобилем. Курс доллара — 66 рублей. 

Стоит учесть, что стоимость услуг может сильно варьироваться в зависимости от типа груза и места загрузки. Также мы не учитывали расходы на продвижение и продажу товара в России. 

Вариант 1. Представим, что мы везем детскую игрушку — большого робота на радиоуправлении. Сначала мы закупаем небольшую партию — 32 штуки и проверяем спрос. Роботов раскупили, и мы закупаем партию в 100 штук.

Сравнение расходов при закупке разных партий роботов

32 штуки 100 штук
Цена товара  25 $ 19 $
Доставка автомобилем 390 $ 839$
Разрешительные документы для прохождения таможни и продажи товара в РФ* 80 000 рублей Не платим, т.к в прошлый раз оформляли
Услуги таможенного брокера 15 000 рублей 15 000 рублей
Таможенные платежи* 25 500 рублей 58 000 рублей
Стоимость отправки одного валютного платежа  1713 рублей 1800 рублей
Общая стоимость товара в рублях: 52 800 рублей 125 400 рублей
Общая стоимость доставки, растаможки и банковских услуг в рублях: 147 953 рублей 130 174 рублей
Себестоимость одного робота 6 274 рублей 2 556 рублей

*Взята ставка таможенной пошлины для данного типа игрушек 10% и НДС 20%. Ставка может отличаться. Для точного определения ставок необходимо определение кода ТНВЭД на основании точного описания характеристик товара.

Вариант 2. Один из самых популярных товаров летом — электросамокат. Закажем сначала 10 штук, а затем 100. 

Сравнение расходов при закупке разных партий электросамокатов

10 штук 100 штук
Цена товара  150 $ 100 $
Доставка автомобилем 721 $ 5 840 $
Разрешительные документы для прохождения таможни* 15 000 рублей Не платим, т.к в прошлый раз оформляли
Услуги таможенного брокера 15 000 рублей 15 000 рублей
Таможенные платежи* 59 176 рублей 150 480 рублей
Стоимость отправки одного валютного платежа  1 769 рублей 2 442 рублей
Общая стоимость товара в рублях: 99 000 рублей 660 000 рублей
Общая стоимость доставки, растаможки и банковских услуг в рублях: 138 531 рублей 553 362 рублей
Себестоимость одного самоката 23 753 рублей 12 134 рублей

*Взята ставка таможенной пошлины для электросамокатов 14% и НДС 20%. Для точного определения ставок необходимо определение кода ТНВЭД на основании точного описания характеристик товара.

Стоит также упомянуть то, что оба типа товара хоть и популярны, но не являются уникальными и присутствуют на рынке в РФ. Средняя розничная цена на подобного робота в России — 3 500 рублей, а средняя цена на электросамокат — 25 тысяч рублей.

Из таблиц видно, что закупка маленьких партий может быть убыточна. Даже закупка 100 роботов не выглядит привлекательно. В ситуации с роботами мы также видим, что стоимость оформления разрешительных документов для детских товаров значительно дороже, чем для других видов.

На самом старте бизнеса закупка маленьких партий актуальна, поэтому предприниматели пользуются различными приемами для снижения расходов или закупают у российских поставщиков. Цена покупки такой партии у российского оптовика, который закупает в Китае большими объемами, может быть гораздо выгоднее, чем напрямую за рубежом. 

Кроме того, существуют компании-посредники, которые позволяют закупать небольшие партии на китайских интернет-площадках. Иногда сотрудничество с ними также позволяет сократить расходы. Когда компания готова закупать большими объемами, выгода от прямых поставок становится очевидной.


Материалы по теме:

«Если ты готова работать и вкладываться, тебя поддержат». Каково это — быть предпринимательницей в Поднебесной

«Контроль дает нам чувство безопасности»: как жители Китая относятся к тому, что власти следят за ними

Сможет ли Китай создать свою Кремниевую долину?

Столкновение менталитетов: как добиться успеха в переговорах с партнерами из Китая

Деловая культура Китая: почему вам придется играть по их правилам

Фото на обложке и в материале: Unsplash

Как искать поставщика в Китае?

Многим компаниям пришлось отказаться от привычных поставщиков и теперь предстоит найти новых. Как это сделать?

Есть три классических схемы:

1. Аутсорсинг — запрос на подбор поставщиков в аналитических или консалтинговых компаниях.

Если вы хотите работать с поставщиком через аутсорсинговую компанию как через посредника, то имейте в виду, к вашей цене аутсорсер прибавит еще свою наценку. К тому же аутсорсер не всегда подскажет вам эффективную схему поставки. Как правило, он не отвечает за качество и срок поставок, и вы не сможете полностью контролировать доставку вашего товара.

2. Интернет — самостоятельный поиск поставщиков онлайн.

Учтите, в интернете очень много как качественных поставщиков, так и недобросовестных, а трудности перевода могут усложнить процесс принятия решений. Цена ошибки может быть велика.

Желательно поехать на производство и посмотреть все своими глазами. Или направить агента (возможно у вас уже есть связи в Китае, и за вознаграждение ваши партнеры посетят производство и пришлют вам детальный отчет), который от вашего имени познакомится с поставщиком и его продукцией.

3. Отраслевые выставки — наиболее эффективный вариант поиска потенциальных поставщиков.

При личном контакте больше шансов узнать о товаре, услугах, особенностях поставок и оплат. Пока Китай закрыт, можно участвовать в специализированных и тематических онлайн-выставках. Или направить представителя на местное мероприятие (эту услугу также можно заказать у аутсорсеров).

Например, в июле состоится международная выставка электроники и электрооборудования Hong Kong Electronics Fair 2022 на площадке Hong Kong Convention & Exhibition Centre.

Расширяйте географию бизнеса вместе с Ак Барс Банком. Открыть валютный счет.

Как выбрать актуальный товар в Китае для импорта?

На что ориентироваться:

  • Параллельный импорт. Все товары, ввоз которых ограничен со стороны запада, выгодно ввозить в Россию, в том числе посредством параллельного импорта (перечень товаров, которые можно ввозить в рамках параллельного импорта, содержит 96 пунктов и утвержден приказом Минпромторга от 19.04.2022 № 1532. В частности, в него попали изделия из меха и кожи, парфюмерия, бумага, одежда, электроника, топливо и автомобили).
  • Замена ушедших компаний. С марта Россию стремительно покинуло большое число западных компаний, и можно занять освободившиеся ниши. Например: мебель и товары для дома (с уходом IKEA), шины (Michelin), спортивная одежда и обувь (Nike) и т. д.

Поэтому, чтобы выбрать наиболее актуальный товар для ввоза из Китая, нужно постоянно держать руку на пульсе и мониторить ситуацию на российском рынке:

  1. Проанализируйте рынок — убедитесь, что он не перенасыщен товарами, которые вы хотите закупать.
  2. Рассчитайте стоимость и сроки доставки.
  3. Узнайте, какие требования предъявляются к товару и можно ли ввозить его на территорию ЕАЭС.

Контрактное производство в Китае

Контрактное производство — это выпуск продукции на заказ на мощностях выбранного вами производителя, который гарантирует вам выполнение полного производственного цикла и создание качественного товара. Продавать товар, изготовленный по контрактному производству в Китае, на территории России вы можете под своей торговой маркой.

Как действовать:

  1. Зарегистрируйте свою торговую марку.
  2. Сформируйте техническое задание на товар для производителя.
  3. Подберите коды ТНВЭД.
  4. Рассчитайте рентабельность товара.
  5. Подберите логистический маршрут.
  6. Проводите расчеты в юанях, старайтесь отказаться от доллара.
  7. Следите за мерами государственной поддержки.
  8. Подберите удобный вам банк для проведения расчетов по внешнеэкономической деятельности.

Открыть расчетный счет для ВЭД в Ак Барс Банке по выгодным тарифам можно уже сейчас.

Льготные программы кредитования для импортеров

В мае текущего года постановлением Правительства № 895 от 18.05.2022 запущена специальная льготная программа для российских импортеров с целью кредитования закупки продукции, являющейся приоритетной для импорта.

Приоритетная для импорта продукция обозначена в приложении к постановлению Правительства от 18.05.2022 № 895.

Перечень товаров, приоритетных для импорта, широкий:

  • продовольственные товары;
  • лекарства и фармацевтическая продукция;
  • транспортные средства;
  • станки;
  • электроника;
  • строительные материалы.

Средства, полученные по данной программе кредитования, могут быть потрачены на закупку и транспортировку приоритетных для импорта товаров. Кредит выдается в рублях, для этого у импортера должен быть заключен контракт после 1 марта 2022 года в иностранной валюте на сумму от 3 миллионов рублей и более на приобретение и ввоз на территорию РФ иностранной продукции.

Ставка кредита по данной программе — не более 30% ключевой ставки ЦБ РФ, увеличенной на 3 процентных пункта на период субсидирования, что на текущий момент составляет 5,85% годовых.

Льготная процентная ставка применяется к объему финансирования, выданному по кредитному соглашению до 31 октября 2022, в случае финансирования импортного контракта на приобретение продукции или к объему финансирования, выданному до 30 ноября 2023 , в случае финансирования импортного контракта на приобретение продукции в рамках инвестиционного проекта или финансирования импортного контракта, срок изготовления и поставки продукции по которому превышает 12 месяцев.

Форма кредитования — кредит или кредитная линия, в том числе аккредитив.

Суммарный объем финансирования по программе составляет до 10 млрд рублей.

Также программа предусматривает обязательный контроль ввоза продукции на территорию Российской Федерации. А по одному контракту можно заключить только одно соглашение на льготное кредитование.

Узнать дополнительную информацию о международном финансировании в Ак Барс Банке можно здесь.

Подать заявку на программу льготного финансирования от Ак Барс Банка.

Object not found: 4400

Особенности поставок из Китая напрямую

Товары, которые реализуются на российском рынке, зачастую китайского происхождения. Розничные и оптовые предприниматели, торгующие офлайн или дистанционно через соцсети и маркетплейсы, в определенный момент задумываются о закупке товаров напрямую из Китая.

И это справедливо, ведь российские поставщики делают наценки до 90-100%. Такое сотрудничество порой несет непредвиденные риски и расходы. Поэтому бизнесмены стараются самостоятельно выйти на китайский рынок.

Прямые поставки из Китая

Прямые поставки — это выгодно

Заказ товаров из Китая напрямую – часто самый выгодный вариант. Экспортом занимаются специализированные платформы, например, Alibaba или TaoBao. Кроме того, китайские товары находятся в выставочных форматах или шоурумах. Самостоятельный поиск через интернет не требует дополнительных затрат, но важно знать некоторые нюансы:

географию промышленного производства;

национальные особенности и язык;

как проверить благонадежность партнера;

законы страны, делопроизводства, таможенные правила и пр.

Купить напрямую из Китая крупную партию качественного товара непосвященному иностранному клиенту проблематично, поэтому лучше обратиться за помощью к профессионалам, например, к сотрудникам China-West.

Способы проверки добропорядочности поставщика

Посещение непосредственно завода-производителя позволяет заключить выгодную сделку напрямую. Общаясь с потенциальным поставщиком, важно максимально точно и понятно излагать мысли и пожелания, при этом уточняя условия сотрудничества. Перед подписанием договора о поставках напрямую из Китая советуем изучить данные поставщика.

1

Проверить документы через ТПП Китая, подтвердив или опровергнув существование компании.

2

Проверить репутацию через рейтинги и отзывы на сайтах.

3

Поездка на производство для знакомства с руководством и оценки мощностей. Это поможет убедиться, что предприятие действующее и способно выполнить заказ в нужных объемах товаров из Китая дешево.

Переговоры с китайской стороной — продолжительный процесс, который позволяет заключить выгодную сделку. При этом местные предприниматели поощряют общение на их родном языке. В этом случае поставщики проще идут на контакт и гибко подходят к условиям и ценам.

Сложности в поиске компании-поставщика из Китая

Подыскивая опт из Китая напрямую самостоятельно, предприниматели из России сталкиваются с рядом трудностей:

невозможность найти предприятие-поставщика на каждый вид товара;

у мелких производителей отсутствуют интернет-платформы, через которые их можно найти;

на китайских заводах часто нет рабочих со знанием английского языка, договоренности ведутся через посредников;

небольшие фирмы нацелены на местный рынок и с трудом идут на контакт;

напрямую из Китая поступают некачественные подделки и пр.

Избежать сложностей с доставкой грузов поможет сотрудничество с надежным поставщиком – компанией China-West.

Требования к транспортировке грузов

Изделия обычно переправляют в таре или без нее. Упаковка может быть потребительской, дополнительной или транспортной. Чтобы защитить груз из Китая от самых распространенных механических, климатических или биологических воздействий, важно придерживаться требований к грузоперевозкам.

Универсальные правила подготовки товаров к доставке:

тара изначально исправна;

упаковка соответствует форме, размеру и весу содержимого;

изделие требуется надежно зафиксировать в таре;

маркировка на коробке соответствует содержимому;

опасные грузы упаковываются в сертифицированную упаковку отдельно от других;

ценные грузы транспортируются в опломбированной таре;

грузы в мягкой или поврежденной упаковке не принимаются;

запрещено доставлять взрывоопасные, легковоспламеняющиеся, запрещенные в РФ предметы.

Товары напрямую из Китая дешево, без дополнительных рисков доставляет компания China West автомобильным, водным, ЖД и авиатранспортом.

Почему China-West?

Логистическая компания 5 лет работает на китайском рынке, помогая российским частным предпринимателям, юридическим лицам и крупным фирмам доставлять грузы из Китая. Подробная информация на сайте о товарах из Китая напрямую поможет потребителям разобраться с особенностями работы команды профессионалов.

China-West предоставляет каждому клиенту:

консультации и полное сопровождение в режиме 24/7;

экономию на доставке 5-30%, благодаря отсутствию скрытых комиссий, действующим акциям и скидкам;

возможность оплатить товар напрямую из Китая дешево в рублях;

доставку срочных, важных, ценных грузов с НДС и без;

быстрое прохождение таможни;

100% безопасность грузов, личных данных и перевода денежных средств;

оформление пакета документов для предоставления в налоговую.

Представители China-West помогут найти поставщиков и производителей нужного товара из Китая, выкупят и доставят его, предоставив фото- и видеоотчет при необходимости. Компания получает грузы на собственные склады в Иу, Гуанчжоу и бесплатно хранит до момента отправки. О том, как заказать напрямую из Китая доставку в Россию, просчитать стоимость грузоперевозки, знают опытные менеджеры компании. Консультанты помогут разобраться с возникшими вопросами по телефону 8 800 707 35 34 или по электронной почте info@china-west.ru.

Вам также будет интересно:

Доставка из Китая удобным вам способом:

Быстрый расчёт доставки груза

Cерьезные ПЛЮСЫ нашей команды

1

Мы помогаем сэкономить на доставке от 5% до 30%;

3

Наши менеджеры говорят на китайском;

4

Свой офис и склады в Китае;

5

Многолетний опыт работы в Китае.

Груз

Импортирую из Китая в Россию сам. Часть I

Законы

Меня зовут Сергей Лакиза, я живу и работаю во Владивостоке. Через нашу таможню везут почти все грузы из Китая. Это огромный поток: 90% товаров в российских магазинах или сделали в Китае, или собрали из китайских комплектующих. Это значит, российский ритейл завязан на китайский импорт. Чаще всего бизнесмены организуют импорт через посредников. Я расскажу, как ввозить товары из Китая самостоятельно. Но сначала — о том, зачем это нужно.

  • Автор: Сергей Лакиза
  • Редактор: Константин Серов
  • Иллюстратор: Ivan Might

Как российский бизнес получает китайские товары

Существует три варианта, как бизнесмен может купить китайский товар.

Через оптовиков. Российские оптовики самостоятельно выбирают и закупают товар, доставляют его в Россию и потом продают мелким оптом предпринимателям.

Через посредников. Предприниматели обращаются к посредникам с просьбой что-то купить в Китае. Посредник находит этот товар у разных производителей, и предлагает предпринимателю выбрать, у кого именно закупать. Потом посредник помогает организовать перевозку товара со склада в Китае до склада в России, чтобы всё было по закону.

Посредники бывают белые и серые. С белыми главная проблема — соотношение качества и цены: за хорошую работу берут слишком много; малому бизнесу не по карману. С серыми, которые возят товары полулегально, выше риски.

Самостоятельный импорт. Предприниматель сам проходит все этапы закупки товара: от переговоров с китайским поставщиком до таможенного оформления.

О нём мы и расскажем.

В статье речь пойдет об официальном импорте, ВЭД (внешнеэкономическая деятельность). Например, когда вы официально ввозите в Россию из Китая контейнер шин — это импорт. Если же вы заказываете чехлы на Алиэкспрессе как частное лицо в малых объёмах, не заплатив таможенные пошлины, а потом продаёте с наценкой — это не импорт, а теневое предпринимательство. О нём мы рассказывать не будем.

Почему импортировать надо самому

На контейнерных перевозках грузов из Китая вы можете сэкономить деньги и время, но дело не в этом. Всё дело в возможностях: вы сможете стать посредником для других фирм; запустить собственное производство в Китае или в России — всё, на что у вас хватит духу.

Я расскажу вам несколько историй.

Владелец бутика пережил кризис за счёт гибкого подбора ассортимента. Сначала он возил товар из Китая небольшими партиями — так называемым «сборным грузом», потому что на целый контейнер не хватало денег. Он сам находил лучших поставщиков, качественные и уникальные вещи — такого ему не предложил бы ни один посредник. Бизнес рос, и через год ему хватило денег, чтобы заполнить четыре контейнера в месяц. Тогда он решил заняться пошивом одежды под своим брендом в Китае. Сейчас он отшивает тестовые партии футболок для конкурсов в Инстаграме, а я слежу, что будет дальше.

Владелец компьютерных магазинов производит технику из китайских комплектующих. Компания DNS сначала освоила самостоятельный импорт, потом открыла производство в Китае. Теперь она шагнула еще дальше: под Владивостоком построила завод, на котором собирают компьютеры, ноутбуки, телефоны и много чего ещё под брендом DEXP из китайских запчастей. Они готовятся сделать следующий шаг: некоторую бытовую технику уже собирают из российских комплектующих.

Маленький магазин шин стал официальным представителем китайского бренда в России. Сначала они открыли один салон шиномонтажа и продавали шины в розницу. За четыре года выросли до пяти магазинов. На пятый год объём импорта стал таким большим, что китайский производитель сделал их официальными представителями своего бренда в России. Теперь они продают шины оптом.

Самостоятельный импорт — это не про экономию на каждой бумажке, а про развитие бизнеса: вы получите возможности и сразу придумаете, как их использовать. Но про экономию всё же поговорим.

Стоимость перевозки товаров из Китая

Вы знаете, что самому печь хлеб дешевле, чем покупать его в магазине (особенно, если печь партиями). С импортом то же самое: самостоятельно заполнить таможенную декларацию дешевле, чем через посредника. Вы сэкономите на каждом этапе, на каждой бумажке.

Ниже налоги. Логисты на форумах часто жалуются, что таможня дерёт с них деньги: сложное определение стоимости, корректировки, обеспечение. Но жалуются на это только логисты. Как думаете, почему?

Для логиста пошлина — это дополнительные расходы, а для собственника — экономия. Предприниматель платит налоги на прибыль, и увеличивать себестоимость товара в его интересах. Чем больше собственник заплатит на таможне, тем с меньшей базы будет платить налог на прибыль. А так как налог почти всегда выше ставки пошлины, собственник на таможне экономит.

Дешевле перевозки. Если вы обратитесь к линейному перевозчику напрямую, он запросит 850–950 долларов за доставку 40-футового контейнера по маршруту Циндао — Владивосток. Посредники за эту же услугу попросят 1200 долларов. Для знатоков — без терминальных расходов. Если избавитесь от посредника, сэкономите 250 долларов на каждом контейнере.

На сборном грузе тоже можно сэкономить. Если у вас недостаточно товара для заполнения целого контейнера, вы можете перевезти его вместе с товарами других компаний. Каждый заплатит за занимаемый объём. Чтобы найти соседей по контейнеру, существуют специальные сервисы. Они продают место по цене 150$/м3, в то время как логистические компании берут за ту же услугу 300–400$/м3.

Дешевле оформление бумаг. Чтобы заполнить декларацию под печать брокера на партию из 3–5 товаров, посредник потребует минимум 15–20 000₽. Но торговаться может и до 30, и до 60 000₽. Если вы подаёте вторую декларацию через того же брокера, 80% работы уже выполнено, но он снова потребует те же суммы. Чтобы подать декларацию самостоятельно, вы потратите 100₽ — столько стоит использование канала ЭД2 для передачи документов на таможню.

Без доплат на таможне. Тарифы таможни для маленьких грузов и больших не отличаются — тариф единый для всех. Зато внимания маленьким грузам уделяют меньше: таможне не интересно их слишком долго проверять, потому что на них не закроешь план по отчислениям в бюджет. Если вы импортируете сами маленькими партиями, то таможню будете проходить без придирок и доплат.

Дешевле валютные переводы. Посредники берут 2–10% комиссии от суммы перевода. Но банковские расходы составляют 0,15–0,2% от суммы и 50$ за транзакцию. Даже без игры с курсами посредники получают неплохой навар.

Обычно за поставку одной партии посредник берёт не меньше 50 000 ₽. Даже если вы возите раз в месяц, даже если сборные грузы — вы всё равно заплатите посреднику 50 000₽. Примерно столько же стоит штатный логист. Наверняка он даже у вас уже есть, его просто надо обучить. Тогда его зарплата будет окупаться тем, что вы не будете больше платить комиссии посредникам.

Самостоятельный импорт под контролем

Я не знаю, как с работой справится ваш логист: может быть он будет делать всё вовремя и аккуратно, а может быть нет. Но по крайней мере вы сможете это контролировать. Если же вы нанимаете компанию-посредника, вы не контролируете ничего.

Большинство посредников работают «как карта ляжет». Лишь некоторые компании используют в поставках товаров из Китая проектное или процессное управление: когда у каждого процесса есть срок и ответственный сотрудник. Как правило, это крупные логистические операторы, которые берут большую комиссию; с такими малому бизнесу работать невыгодно. Остальные просто реагируют на изменение оперативной обстановки: что-то произошло — бегут спасать ситуацию. С ними каждая поставка становится приключением.

Чтобы убедиться, проведите эксперимент: запросите у посредника ставку на перевозку груза из Циндао во Владивосток. Ставки линий известны и не меняются, все логисты их знают, маршрут есть, вид перевозки определить не сложно — значит, ответ можно получить в течение минуты. Как бы не так! В реальности, если вы получите ответ за день, то вы общаетесь с профессионалами, каких мало.

Я часто вижу, что посредники готовят документы, звонят агенту или букируют контейнер в последний момент. «Времени ещё вагон!» — говорят они. В итоге разгорается пожар, а потом они рассказывают потрясающие истории о героизме и находчивости логистов. Конечно, не подвиг ли вытащить пару контейнеров из порта, когда всё стоит уже пару недель? Кто же мог подумать, что подавать заявку на перевозку и заказывать справку надо с запасом?!

Если вы сами организуете перевозку, вы не распыляетесь на десятки разных проектов, готовите документы вовремя — так вы избежите простоев и сэкономите несколько дней. Когда вы управляете своим грузопотоком, вы меньше закапываете денег в товар, то есть снижаете неликвидный товар на складе.

В следующей статье расскажу, как найти и проверить поставщика в Китае.

P.S. Импорт — это не страшно.

Получайте раз в неделю подборку лучших статей Жизы

Рассказываем истории из жизни бизнесменов, следим за льготами для бизнеса и
даём знать, если что-то срочно пора сделать.

Уже более 10 лет я занимаюсь импортом.

Три года я служил на таможне — занимался оформлением грузов юридических лиц. Потом работал в крупных и мелких предприятиях, которые возят из-за границы — импортируют — разные товары для собственных нужд и на продажу.

Я импортировал все, что только можно: например, картины, упаковку и пластиковые изделия из Китая, стройматериалы из Европы, краски и красители из Вьетнама, сырье для производства косметики из Кореи. Привозил товары контейнерами, вагонами, еврофурами и почтовыми посылками.

Кажется, что международная торговля — это что-то очень сложное и доступное только крупному бизнесу, но это не так. Расскажу, как индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО организовать импорт, правильно оформить документы на ввоз, рассчитать таможенные платежи и не разориться на штрафах.

Эта статья не сделает из вас эксперта по импорту

Здесь базовые знания для тех, кто хочет начать самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, но не знает, как работать с таможней. Этой информации достаточно, чтобы в общих чертах понять, как все устроено. А дальше два пути.

Дешевый — организовать импорт самостоятельно. Но придется разбираться: читать литературу, изучать законы, проходить обучающие курсы. Дорогой — нанять профессионалов, которые привезут и растаможат товары за вас.

Но даже если будете пользоваться помощью других специалистов — таможенных представителей, агентов по сертификации товаров, юристов и логистов, — стоит хотя бы немного разобраться в их работе. Нужно же понимать, за что именно вы платите.

В этой статье я расскажу про импорт непродовольственных товаров народного потребления: курток, кроссовок, рюкзаков, чехлов для телефонов, наушников, ремней, очков, головных уборов, брелоков, канцтоваров. Я не буду касаться вопросов ввоза продуктов питания, потому что при их импорте очень сложная и дорогостоящая процедура сертификации.

Мировая торговля развивается и глобализируется — нетрудно найти на зарубежных интернет-площадках нужные товары, связаться с производителями или продавцами и договориться о сделке. Легко получить по почте образцы, рассчитать цену и выбрать способ поставки. Иногда кажется, что купить товар в Китае не сложнее, чем в соседнем городе.

Одно из препятствий для начинающего импортера — это российская таможня с ее платежами, правилами и штрафами за нарушения. Вот про нее и расскажу подробно.

Как импортировать в 2022 году

В 2022 году импортировать товары в Россию стало труднее.

Санкции стран Европы, Америки и Австралии. Страны Европейского союза, Великобритания, США, Канада, Австралия, Япония и другие наложили санкции на Россию. Санкции принимались в несколько этапов и включают в себя разные меры. В Россию запрещено ввозить высокотехнологичную продукцию, промышленное оборудование, полупроводники, самолеты и запчасти к ним, семена и удобрения, предметы роскоши. Страны принимали санкции отдельными решениями, поэтому для каждой страны и каждого вида товара надо уточнять, можно ли его импортировать оттуда или нет.

Банки. Под блокирующие санкции попали 5 российских банков: ВТБ, «Открытие», «Совкомбанк», «Промсвязьбанк» и «Новикомбанк». Совершить платеж зарубежному поставщику или перевозчику со счета такого банка не получится.

Еще не получится заплатить со счета в «Сбербанке» поставщику из США — корреспондентские счета «Сбербанка» в США закрыты, все транзакции с его участием в США отклоняются.

Санкции компаний. Компании из стран, наложивших санкции, продающие товары, разрешенные к ввозу в Россию, не обязаны прерывать свой бизнес с Россией, но многие делают это по собственной инициативе.

Также многие компании из стран, не наложивших санкции, отказываются работать с российскими покупателями из-за риска самим попасть под санкции Европы и США.

Перевозка. Европейские и американские логистические компании, в том числе крупнейшая компания Maersk, отказались от деятельности на территории России, а это значит, что они не только не будут перевозить грузы в Россию, но и откажутся сдавать в аренду свои морские контейнеры. Отказаться перевозить могут и китайские перевозчики — также из-за риска попасть под американские и европейские санкции.

Самолеты большинства стран мира больше не выполняют рейсы в Россию — это результат взаимных санкций. Сначала Европа, США и другие страны ввели запрет на рейсы для авиакомпаний из России, а в ответ Минтранс России запретил авиакомпаниям из этих стран летать в Россию и над ее территорией.

Антисанкции. Еще в России ввели собственные ограничения на импорт. Например, в 2015 году появились продуктовые «антисанкции»: стало запрещено ввозить некоторые продукты питания — мясо, рыбу, молочную продукцию, фрукты и овощи — из стран Европы и США. Антисанкции продолжают действовать.

В итоге, чтобы ввезти товар в Россию в 2022 году, должны совпадать пять пунктов:

  1. Страна происхождения товара разрешает ввозить его в Россию.
  2. В самой России не запрещен ввоз этого товара.
  3. Продавец согласен продать товар российской компании.
  4. Перевозчик согласен перевезти груз в Россию.
  5. Российский покупатель ведет расчеты через банк, не попавший под блокирующие санкции, и не через «Сбербанк».

Еще стоит учитывать возможные изменения курсов валют. Импортные контракты обычно заключаются в иностранной валюте, а от стоимости и количества товара зависит таможенная пошлина. Если курс валюты резко поднимется, предпринимателю придется заплатить на таможне значительно больше, чем он рассчитывал изначально.

Несмотря на все сложности, импорт из стран, не присоединившихся к санкциям, по-прежнему возможен. Это азиатские, африканские и латиноамериканские страны.

Импортные товары нужны в России, поэтому на часть товаров отменены ввозные пошлины. В частности, нет пошлин на компоненты для электронной продукции, строительные материалы, ткани и пряжу, удобрения, упаковочные материалы, бумагу и картон. Решение временное — пока пошлины отменяются для товаров, задекларированных на таможне с 17 марта 2022 года по 30 сентября 2022 года.

Какие документы нужны импортеру

Необходимый минимум таможенных документов, которые должны быть у каждого импортера: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная.

Документы понадобятся в банке, чтобы оплатить поставку, и в таможне, чтобы составить декларацию на товар. Список не окончательный: таможенные органы или банк могут затребовать и иные документы, например экспортные декларации, платежные поручения, спецификации к контракту, прайс-листы, каталоги на продукцию, техническую или товароведческую документацию.

Не все документы могут быть у вас в оригинале, это не страшно: достаточно и копий. Но вот контракт лучше иметь в оригинале — на случай если придется судиться или доказывать продавцу свою позицию со ссылкой на договоренности. Банк тоже может запросить оригинал контракта, особенно если вы берете коммерческий кредит на закупку.

Как вести бизнес без штрафов

Зарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей

Документ для импорта

Контракт между российской компанией — импортером и зарубежным партнером

По сути это обычный договор поставки, где определен момент и место перехода права собственности на товары и разграничена ответственность партнеров.

Содержание контракта — это вопрос переговоров. Главное, чтобы в документе были зафиксированы следующие условия:

  1. Предмет контракта — какие товары вы покупаете.
  2. Цена единицы товара и всего контракта.
  3. Сроки оплаты.
  4. Условия поставки по Инкотермс — ниже расскажу, что это такое.
  5. Сроки, в которые продавец должен подтвердить получение платежа.
  6. Валюта платежа.
  7. Подробное описание товара с техническими характеристиками.
  8. Перечень документов, которые продавец должен приложить к товару.
  9. Сроки, в которые продавец обязуется уведомить об отгрузке товара.
  10. Сроки и способы разрешения споров по контракту.
  11. Действия сторон при форс-мажоре.

Например, в феврале 2020 года из-за коронавируса китайские фирмы приостановили отгрузку товаров, но не стеснялись требовать оплату по контрактам. Такие вещи необходимо предусматривать и оговаривать в контрактах, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Если же в контракте не прописаны критерии качества, материал изготовления, способы производства и дизайн товаров, то покупатель сильно рискует. В пришедшем контейнере с грузом может оказаться совсем не то, что он видел в красивых каталогах продавца.

Предложить свою редакцию контракта может любая из сторон. Обычно я составляю контракт на двух языках: русском и английском либо русском и немецком. Если контракт несложный — без запутанных технических описаний и сложных схем оплаты, — можно воспользоваться шаблонами из интернета.

Если же заключаете контракт на дорогое оборудование или предстоит запутанная сделка, например нужно разделить будущую прибыль от перепродажи с продавцом или перевозить товар в несколько этапов, то лучше пригласить переводчика.

Как прописать условия поставки. Чтобы компании из разных стран не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, были придуманы базисы Инкотермс. Это набор различных видов условий поставки — на все случаи жизни.

Каждый вариант поставки имеет название из трех букв. Например, есть базис FCA. По его условиям продавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление груза в своей стране, а доставку организует покупатель. С момента, когда продавец отгрузил товар транспортной компании, риски ложатся на покупателя.

А вот базис DDP, наоборот, перекладывает все заботы на продавца. Тот отвечает практически за все: за отгрузку, доставку, прохождение таможни с уплатой всех пошлин — как у себя, так и в государстве, где находится покупатель.

Неважно, из каких стран партнеры: базисы помогают понимать друг друга и однозначно трактовать условия поставки. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет эти базисы и публикует новые версии, обозначая их так: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010. Самая свежая — Инкотермс 2020. Можно заключать контракт на условиях любого базиса любой версии Инкотермс. Но в тексте документа нужно указать, какой версией вы пользуетесь.

Допустим, вы покупаете какие-то товары в Нью-Дели. Согласно договоренностям продавец должен подготовить груз, упаковать, погрузить в ваше транспортное средство в Нью-Дели и оплатить все процедуры по прохождению индийской таможни. После этого он уже не несет ответственности за груз, то есть место передачи товара — Нью-Дели. А вот транспортировка из Индии и растаможка в России — за ваш счет.

Можно указать все эти договоренности в контракте. Получится несколько листов писанины, которую покупатель и продавец еще полгода будут согласовывать. Или же есть другой способ — воспользоваться базисом Инкотермс 2020 и написать в договоре короткую строчку:

FCA New Delhi, Incoterms 2020.

FCA — это название базиса поставки, New Delhi — место передачи груза покупателю, а Incoterms 2020 — версия базисов.

Или пусть вы договорились с продавцом, что он за свой счет на своем транспорте доставит товар в аэропорт Шереметьево. А вам останется только принять, разгрузить и растаможить его в России. Тогда права собственности перейдут к вам в Шереметьеве, а если с грузом при транспортировке что-то случится, то отвечать будет продавец.

И на такой случай есть вариант поставки: DAP. Если в документах написано DAP Moscow, Sheremetyevo, Incoterms 2020, это означает, что стоимость доставки до Шереметьева уже включена в контракт, а за перевозку отвечает продавец.

Инкотермс 2020 содержит 11 базисов поставки. Каждый базис по-своему распределяет обязанности и риски между продавцом и покупателем. Например, самый удобный базис для продавца — EXW, когда покупатель забирает товар прямо со склада и все последующие проблемы решает самостоятельно. Источник: «Анвей»

Документ для импорта

Инвойс

Это счет на оплату, где указаны:

  1. Наименование покупателя и продавца.
  2. Количество товаров.
  3. Цена за единицу товара.
  4. Общая стоимость поставки.
  5. Базис Инкотермс, по которому будет производиться поставка.
  6. Банковские реквизиты сторон сделки.

Подготовить инвойс — обязанность продавца. Обратите внимание, что банковские реквизиты продавца в инвойсе и контракте должны совпадать, иначе могут возникнуть вопросы: при оплате контракта — со стороны банка, при ввозе товаров в страну — у таможни.

Если продавец своими силами организует доставку — как, например, в базисах DAP, CPT, CIP Инкотермс, — то в инвойсе отдельно может быть прописана стоимость транспортировки груза до места передачи.

Это счет на поставку пластиковой тары из Китая на 103 022 $. Обратите внимание на строчку EXW Guanzhou — это условие поставки, по которому покупатель сам забирает товар со склада продавца в китайском городе Гуанчжоу

Документ для импорта

Упаковочный лист

Продавец прописывает в упаковочном листе конкретное количество товаров, вес груза без упаковки и вместе с ней, вид упаковки, объем и количество грузовых мест.

Зачастую товары идут в составе большого сборного груза от разных отправителей. Упаковочный лист помогает компании-перевозчику не запутаться при сортировке грузов на складе.

В этом упаковочном листе отражены ключевые сведения о грузе: количество и тип грузовых мест, вес нетто, вес брутто и объем. Эту информацию у вас обязательно запросит перевозчик или логист, чтобы рассчитать стоимость доставки

Документ для импорта

Транспортный документ

Транспортный документ подтверждает, что перевозчик принял груз у продавца, чтобы доставить его покупателю. Вид документа зависит от того, каким транспортом доставляют товар.

Виды транспортных документов

Способ доставки Название транспортного документа
Автодорожным транспортом Международная товарно-транспортная накладная, CMR
Самолетом Грузовая авианакладная, AWB
Поездом Железнодорожная накладная международного сообщения, SMGS
Кораблем Коносамент, он же Bill of landing

Способ доставки

Название транспортного документа

Автодорожным транспортом

Международная товарно-транспортная накладная, CMR

Самолетом

Грузовая авианакладная, AWB

Поездом

Железнодорожная накладная международного сообщения, SMGS

Кораблем

Коносамент, он же Bill of landing

Бывает, что груз доставляют несколькими видами транспорта. Например, сначала перевозят поездом, а потом перегружают на корабль. В случае такой доставки — она называется мультимодальной — нужен отдельный документ под каждый вид транспорта.

Вам не придется составлять транспортные документы: это сделает продавец или перевозчик.

Как оплатить инвойс в банке

Внешнеэкономические сделки могут служить прикрытием для незаконного вывода денег из страны. Поэтому банки следят за российскими экспортерами и импортерами с помощью процедуры валютного контроля.

Чтобы перечислить деньги продавцу, нужно открыть валютный счет в банке и пройти валютный контроль. Чем выше стоимость сделки, тем сильнее контроль. Например, если стоимость контракта не превышает 200 000 Р, представлять документы необязательно, нужно только указать код вида операции. Если же сумма больше, то банк запросит документы, их список можно уточнить в отделе валютного контроля.

А сделки стоимостью от 3 млн рублей попадают под самый пристальный контроль: банк их регистрирует, ставит на учет и следит за сроками поставок и перевода денег.

За нарушение валютного законодательства импортера могут оштрафовать.

Как происходит ввоз товаров в Россию

Все грузы, которые прибывают на территорию России, размещаются на складах временного хранения, СВХ. Они есть в каждом регионе страны: в каждом пропускном пункте на границе, в морских портах, на железнодорожных станциях, в контейнерных терминалах и аэропортах.

Хранение грузов на СВХ — это платная услуга. Двое суток хранения транспортного средства с грузом обойдутся в сумму от 8000 до 18 000 Р — в зависимости от расценок конкретного склада. Если нужны дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, сортировке груза, то придется доплатить. Как правило, расценки на размещение и хранение груза публикуются на сайтах СВХ.

Длительность хранения груза на складе не может превышать четырех месяцев.

Если импортер разместил груз на СВХ, работники склада отправляют в таможню документ по форме ДО-1 — это отчет о принятии товаров на хранение. После этого можно декларировать груз в таможне.

Обычно в каждом городе есть несколько таможенных представителей — контор, которые за деньги декларируют чужие грузы в таможне. Стоимость их услуг может варьироваться в зависимости от сложности оформления документов. Например, весной 2020 года в Москве оформление таможенной декларации на импорт товаров стоило от 15 000 до 25 000 Р.

При выборе представителя обязательно убедитесь, что он включен в специальный реестр Федеральной таможенной службы. Если компании там нет, значит, она работает неофициально и с ней лучше не сотрудничать. Также советую выяснить, участвовал ли таможенный представитель в судах: для этого можно использовать базы судебных решений «Судакт» и ГАС «Правосудие». Если клиенты часто судятся с представителем из-за качества декларирования, то стоит подыскать другой вариант.

Если не хотите платить помощникам, можете подать декларацию сами, законом это не запрещено. Сейчас декларирование происходит в электронном виде — все оформляется дистанционно, никуда ехать не нужно.

В момент таможенного декларирования груза импортер сталкивается с двумя видами таможенного регулирования — тарифным и нетарифным. О них я и расскажу дальше.

Что такое тарифное регулирование

Тарифное регулирование — это когда государство устанавливает таможенные пошлины, которые нужно заплатить, чтобы ввезти товары в Россию. Так оно защищает местных производителей от нашествия более дешевых импортных товаров и зарабатывает деньги: уплаченные пошлины пополняют бюджет страны.

Таможенные пошлины устанавливаются в процентном соотношении от таможенной стоимости товаров.

Таможенную стоимость можно рассчитать как сумму стоимости товаров по инвойсу и дополнительных расходов, которые понес покупатель до момента, когда груз пересек границу России. В эти дополнительные расходы обычно входит страхование, погрузочные и разгрузочные работы и транспортировка.

Таможенная стоимость определяется в зависимости от базиса поставки. Например, в контракте прописано условие FCA Istanbul — это значит, что покупатель самостоятельно организует транспортировку товара из Стамбула. Таможенная стоимость определяется так:

Стоимость по инвойсу + Транспортные расходы покупателя на доставку от Стамбула до границы России.

Если базис поставки — CPT Moscow, Sheremetyevo, то продавец самостоятельно доставляет груз из своей страны до аэропорта Шереметьево. В этом случае таможенная стоимость равна стоимости по инвойсу, в которую уже заложены расходы продавца на транспортировку.

Таможенную стоимость указывает импортер или его представитель при декларировании. Таможенные органы ведут статистику цен на ввозимые товары, в их распоряжении информация по сделкам за несколько лет. У них даже есть специальный документ — свод минимальной стоимости практически на любые товары.

Если импортер представляет инвойс с заниженной стоимостью, его попросят объяснить, чем вызвана такая скидка, и подтвердить слова документами. Если он не убедит инспекторов, то таможня откорректирует стоимость сделки до значений из своих источников и предложит заплатить пошлины с этой суммы.

Импортер вправе оспорить такую коррекцию в суде. Но я считаю, что все честно: цены, которые предлагает таможня, действительно соответствуют рынку. Как правило, экстремально низкая стоимость товаров связана с их низким качеством либо с жульничеством импортеров, которые так уклоняются от уплаты пошлин.

Какие бывают виды таможенных платежей

Для импортеров есть четыре вида таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, ввозной НДС и акциз.

В таможенной декларации эти платежи указываются в графе 47 под такими кодами:

  • 2010 — таможенная пошлина;
  • 5010 — ввозной НДС;
  • 1010 — таможенный сбор.

Расскажу про каждый платеж подробнее.

Таможенный сбор — это обязательный платеж за работу таможни.

Размер этого сбора зависит от стоимости товаров: чем она выше, тем больше предстоит отдать таможне. Например, если вы привезли товары на сумму до 200 000 Р включительно, то заплатите всего 775 Р. А вот для партии товаров стоимостью более 10 000 000 Р сбор составит 30 000 Р. Таможенные сборы постоянно растут — эти значения актуальны в марте 2022 года.

Таможенный сбор взимается при каждой подаче декларации — независимо от результатов ее рассмотрения. Если отзовете поданную декларацию или таможня откажет в оформлении, сбор не вернут.

Ввозная таможенная пошлина. Ставки этой пошлины зависят от того, что именно привез импортер: для разных видов товаров они разные.

Чтобы правильно рассчитать пошлину, нужно определить код товарной номенклатуры — ТН ВЭД. Для каждого вида товаров предусмотрен свой код.

Таможенный акциз уплачивается только с подакцизных товаров — они перечислены в статье 181 налогового кодекса. Акциз придется заплатить, если, например, будете импортировать сигареты или автомобили.

Ввозной НДС рассчитывается не только от суммы таможенной стоимости товара, но и от таможенных сборов, пошлины и акциза. По сути, это налог на налог.

Ставка НДС на товары народного потребления — 20%.

Как рассчитать таможенные платежи

На сайтах таможенной тематики есть калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать платежи:

  • Профессиональный калькулятор на портале Customs Online
  • Таможенный калькулятор Avrora Logistic

Такие калькуляторы полезны, чтобы примерно оценить расходы на растаможку, но всецело полагаться на них я бы не советовал. Расчет таможенных платежей имеет много особенностей и тонкостей, которые неизвестны обычному человеку. Даже правильно подобрать код ТН ВЭД не так-то просто. Если неправильно определите материал, из которого сделан товар, то ошибетесь с кодом, уплатите пошлину не по той ставке, получите штраф. А товар зависнет на складе, где за каждый день хранения нужно платить.

Осторожно: если вы не разбираетесь в таможенных платежах, то рекомендую хотя бы первые несколько сделок провести под контролем опытного специалиста по таможенному декларированию.

Для расчета таможенных платежей я пользуюсь платной программой «Такса». Это удобно: нужно просто определить и указать код ТН ВЭД, а программа сама скажет, сколько платить.

Покажу на примере, как рассчитать таможенные платежи. Все числа актуальны на март 2022 года.

Допустим, вы хотите привезти из Китая 1000 мужских пуховиков. Вес партии — 1,2 тонны, стоимость партии по инвойсу — 25 000 $. По договоренности с продавцом выбран базис поставки FCA — то есть доставку из Китая в Россию вы организуете самостоятельно.

Одна транспортная компания предложила перевезти пуховики поездом за 900 $, срок доставки — 22 календарных дня. А другая компания предложила доставить груз по морю за 2900 $, зато быстрее — в течение семи рабочих дней.

Допустим, до зимы далеко, спешить некуда, поэтому вы выбрали доставку по железной дороге за 900 $. Эта сумма будет включена в таможенную стоимость товара.

Шаг 1. Заходим в справочник ТН ВЭД и ищем код, который подходит к пуховикам. Нас интересует группа 62: «Предметы одежды и принадлежности одежды, кроме трикотажных машинного или ручного вязания», а в ней — подгруппа 6201, куда входят мужские куртки. В этой подгруппе нам подойдет код 62 01 20 000 0 — изделия из шерстяной пряжи или тонкого волоса животных.

Шаг 2. Определяем ставку ввозной пошлины: для этого кода ТН ВЭД она, судя по справочнику, составляет 2,6 € за килограмм.

Пошлина за ввоз составит:

2,6 €/кг × 1200 кг = 3120 €

А в рублях по курсу ЦБ:

3120 € × 114,40 Р/€ = 356 928 Р

Шаг 3. Для дальнейших расчетов понадобится таможенная стоимость. На основании базиса FCA она считается так: сумма по инвойсу плюс расходы на доставку.

Тогда таможенная стоимость составит:

25 000 $ + 900 $ = 25 900 $

Переведем в рубли по курсу ЦБ:

25 900 $ × 103,95 Р/$ = 2 692 305 Р

Шаг 4. Считаем таможенный сбор. Для этого нужно открыть документ с актуальными тарифами и сопоставить таможенную стоимость с приведенными значениями. В случае с пуховиками за 2 692 305 Р сбор составит 8530 Р.

Шаг 5. Считаем ввозной НДС: налог берется от таможенной стоимости, сбора и ввозной пошлины. В нашем случае НДС составит:

(2 692 305 Р + 356 928 Р + 8530 Р) × 20% = 611 522,6 Р

Мне не приходится рыться в нормативных документах, чтобы узнать, сколько платить. Я пользуюсь платной программой, которая по коду ТН ВЭД определяет ставки и платежи. Обратите внимание на блок «Среднестатистические цены». В нем видно, что минимально допустимая таможенная стоимость для таких пуховиков — 4,27 $ за штуку. В нашем примере мы проходим по этому критерию, поэтому можем не опасаться вопросов таможни

Как внести таможенные платежи

Сначала импортер должен зарегистрироваться в личном кабинете Федеральной таможенной службы. При регистрации ему открывают единый лицевой счет, ЕЛС.

Импортер считает все таможенные платежи и зачисляет общую сумму на свой ЕЛС: на момент подачи декларации деньги уже должны быть на счете. При перечислении нужно указать код платежа — так таможня поймет, что именно вы оплачиваете.

В момент, когда таможня принимает решение о выпуске груза на территорию страны, таможенный платеж списывается с лицевого счета импортера.

Нетарифное регулирование ввоза товаров в РФ

Чтобы ввезти товары в страну, импортеру нужно не только уплатить таможенные сборы и налоги, но и получить необходимые разрешительные документы от госорганов. Проблема в том, что для разных видов товаров нужны разные разрешения. И выдают их в разных учреждениях — система действительно сложная.

Например, к лекарственным и косметическим средствам Росстандарт предъявляет особые требования. Чтобы ввезти такие товары, нужно пройти сложную и дорогостоящую процедуру государственной регистрации товара.

На пищевые продукты и предметы личной гигиены необходимо оформлять разрешение в органах СЭС Минздрава РФ. В то же ведомство нужно обращаться, чтобы провести экспертизу безопасности при ввозе строительных и отделочных материалов. Если вы планируете импортировать игрушки для домашних питомцев, необходимо получить разрешение — сертификат департамента ветконтроля Россельхознадзора.

Информацию о том, какие разрешения нужны и где их получать, можно посмотреть в соответствующем техническом регламенте Таможенного союза. Этих регламентов довольно много, полный список — на сайте Росстандарта.

Таможенные декларанты не ищут информацию вручную. Я просто забиваю код ТН ВЭД в программе, и она показывает, какие разрешения требуются, чтобы привезти конкретный товар.

Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно провести испытания продукции в специальной лаборатории. Учтите, что для исследования необходимо предоставить физические образцы продукции. Например, для оформления декларации соответствия на пуховики импортер должен предварительно получить от продавца образец, ввезти его в страну, задекларировать и передать на исследование в лабораторию.

А уже после оформления декларации соответствия импортер ввозит в страну основную партию товаров. При этом таможня может потребовать продемонстрировать протокол испытаний, а также документы, которые подтвердят ввоз образцов. В моей практике такое происходило несколько раз.

Если импортер решил сэкономить и каким-то образом оформил декларацию соответствия без реальных испытаний — будут проблемы. Если он не представит запрошенные документы на образцы товаров, то таможня откажет в оформлении основной партии. В такой ситуации выход один: получать декларацию соответствия заново. На это, как правило, уходит несколько недель — все это время заблокированная партия будет храниться на складе временного хранения за счет импортера.

Поэтому мой совет — не пытайтесь сэкономить на оформлении разрешительных документов: можете потерять время и деньги.

Как выбрать агента, который поможет получить разрешение. Я не оформляю разрешения самостоятельно, а работаю сразу с несколькими агентами. Существует огромное количество фирм, которые готовы взять на себя эту нелегкую работу.

В Москве за свои услуги они просят от 18 000 до 50 000 Р. Если груз проблемный, например требуется дополнительное исследование продукции на содержание спирта или наноматериалов, то цена может быть выше.

Обязательно уточните у агента, через какие госорганы и лаборатории он будет оформлять разрешительные документы. А потом проверьте, есть ли у этих органов и лабораторий право работать с вашей товарной группой. Сделать это можно через электронные реестры национальной системы аккредитации.

Бывает, что в погоне за прибылью агенты заключают договоры на проведение испытаний и выдачу сертификатов с армянскими, киргизскими и казахскими лабораториями. Для импортера это риск: таможня может не принять такой документ или потребовать свидетельство о включении этих лабораторий в государственный реестр. Все эти разбирательства занимают дополнительное время, в течение которого груз будет лежать на складе временного хранения. Естественно, за счет импортера.

Программа подсказывает, что пуховики, которые я собираюсь привезти, должны соответствовать требованиям двух технических регламентов

Расходы на импорт пуховиков из нашего примера

Статья расходов В долларах В рублях
Закупка товаров 25 000 $ 1 805 750 Р
Совокупный таможенный платеж 702 292 Р
Доставка 900 $ 93 555 Р
Оформление декларации соответствия и вознаграждение агенту 20 000 Р
Вознаграждение таможенному представителю 18 000 Р
Хранение на СВХ 16 000 Р
Затраты на одну куртку 3723 Р
Итого затраты по сделке 3 723 285,6 Р

Совокупный таможенный платеж

Оформление декларации соответствия и вознаграждение агенту

Вознаграждение таможенному представителю

Не забудьте про обязательную маркировку ЕАС

Если импортируемый товар попадает под действие технических регламентов, то на его упаковку и сопроводительную документацию по сделке — инвойс и упаковочный лист — должен быть нанесен знак ЕАС. Такая маркировка означает, что товар, который ввозится на территорию страны, прошел необходимые процедуры по сертификации и декларации на соответствие нормам безопасности.

Обратите внимание на правый верхний угол инвойса и упаковочного листа, которые приведены в статье: там есть знак ЕАС.

Так выглядит знак обязательной маркировки. ЕАС расшифровывается как Eurasian Conformity — евразийское соответствие
Обязательно проследите, чтобы продавец промаркировал не только документы, но и упаковки с товарами

За что могут оштрафовать импортера

Т—Ж уже писал о статистике за 2019 год: самые большие штрафы российские предприниматели получали именно за несоблюдение таможенной процедуры. Средняя сумма штрафа — 8,4 млн рублей. Я расскажу, за что вообще могут наказать импортера и как этого не допустить.

Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Вот предприниматель заказал партию рюкзаков и сумок из Китая, она пришла. Он подает таможенную декларацию, где указывает, что в посылке только рюкзаки и сумки. Таможенный инспектор назначает досмотр, и тут выясняется: китайский поставщик решил порадовать покупателя и доложил пять кошельков и два клатча в подарок.

Если эти «подарки» не были внесены в декларацию, таможня составит протокол о нарушении таможенных правил и оштрафует. Сумма штрафа — от ½ до двукратного размера стоимости незадекларированных товаров. С конфискацией или без нее.

Как избежать: предупредите поставщика, что нельзя ничего докладывать к грузу без предупреждения и документов.

Недоставка, выдача без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них. Импортеру приходит долгожданный груз. Нужно поместить его на склад временного хранения, представить в таможенный орган документы и начать процесс таможенного декларирования.

Но импортеру срочно нужны товары: он уже договорился об их продаже и сроки горят. Поэтому он волевым решением отправляет нерастаможенный груз покупателям. Это нарушение может стоить импортеру от 300 000 до 500 000 Р с конфискацией товаров или без нее.

По моему опыту, это очень распространенное нарушение у предпринимателей, которые занимаются производством или торгуют скоропортящейся продукцией.

Как избежать: соблюдать таможенную процедуру — не забирать товар до тех пор, пока таможня не выпустит его в свободное обращение.

Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации. Например, импортер ввозит б/у или восстановленные телефоны популярных марок: «Самсунг», «Эпл», «Сони». Или он везет партию фирменных кроссовок «Рибок» или «Найк».

Просто так привезти эти товары нельзя: в стране уже есть официальные дилеры с эксклюзивными правами на импорт. Чтобы не заморачиваться с получением разрешения на ввоз и вывоз от владельцев торговой марки, недобросовестные поставщики и импортеры пытаются скрыть названия брендов. Для этого они видоизменяют маркировку на упаковках или вообще обходятся без нее.

За повреждение, изменение, уничтожение или подделку маркировки импортера оштрафуют на сумму от 5000 до 20 000 Р.

Как избежать: китайских поставщиков лучше попросить прислать фотографии коробок с товаром перед отправкой.

Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений. Бывает, что импортер привез товар, разместил его на складе временного хранения, а денег не растаможку пока не нашел. Если товар пролежит на СВХ более четырех месяцев, а импортер так и не подаст декларацию, то его оштрафуют на сумму до 300 000 Р. Причем уплата штрафа не освобождает от необходимости представить документы.

Как избежать: не нарушать сроки представления документов. Если возникли проблемы с декларированием и внесением таможенных платежей, то необходимо сразу уведомить об этом таможенного представителя, таможенный орган и заявить таможенный режим «Таможенный склад».

Операции с нерастаможенными товарами без согласования с таможней. Это обычная ситуация, когда сотрудники компании-импортера без разрешения таможни начинают разгружать, взвешивать, распаковывать или сортировать нерастаможенный груз. Даже отбор образцов для сертификации нужно согласовывать с должностными лицами таможни.

За такое нарушение импортера оштрафуют на сумму от 10 000 до 20 000 Р.

Как избежать: согласовывайте с таможней любые манипуляции с нерастаможенным грузом.

Отсутствие маркировки ЕАС. Если на упаковке товаров и в сопроводительных документах должен стоять знак ЕАС, а таможенный инспектор его не найдет, то импортеру грозит штраф от 50 000 до 300 000 Р.

Как избежать: проследите, чтобы продавец промаркировал документы и упаковки с товарами.

Как сэкономить на импорте

Есть несколько простых принципов, которые помогут импортеру сохранить деньги.

Не стесняйтесь торговаться. Когда будете выбирать перевозчика, запрашивайте ставки сразу у нескольких логистических компаний. То же самое и с таможенными представителями: расценки у разных компаний могут сильно различаться.

Если не умеете — не экспериментируйте, а заплатите профессионалу. Часто у начинающего импортера возникает соблазн сделать все самостоятельно, чтобы сэкономить. Такая экономия может привести к большим финансовым потерям в дальнейшем.

Например, импортер решил самостоятельно заполнить декларацию, но допустил ошибки: выбрал не тот код товара и ошибочно посчитал таможенные платежи. Или поручил сертификацию товара сомнительным посредникам, которые пообещали сделать сертификат в два раза дешевле в полулегальной киргизской лаборатории.

В результате импортер может получить штраф за недостоверное декларирование, а товар надолго зависнет на складе, за который еще и нужно дополнительно платить. Итоговые финансовые потери многократно превысят экономию.

При выборе способа и сроков доставки учитывайте сезонность и праздники. Тарифы сильно зависят от сезона и видов транспорта. Летом самые низкие ставки у железнодорожного транспорта. А перед новогодними праздниками стоимость доставки резко растет. В феврале и марте, как правило, ставки для всех видов транспорта сильно снижаются.

При планировании доставки учитывайте национальные праздники. Например, с середины января по конец февраля Китай отмечает Новый год, а в июне — Праздник драконьих лодок. В это время страна отдыхает — связаться с китайскими партнерами и решить какие-то вопросы будет непросто.

Как малому бизнесу заниматься импортом

  1. Не пытайтесь все сделать самостоятельно. Если чего-то не знаете, найдите профессионала, который поможет. Лучше заплатить 20 000 Р таможенному представителю, чем миллионный штраф с конфискацией за недостоверное декларирование.
  2. Не пытайтесь обмануть таможню. Таможенные инспекторы умеют выявлять недостоверное декларирование и знают все схемы по уклонению от уплаты пошлин и оформлению левых разрешительных документов.
  3. Прежде чем заключать контракт, рассчитайте бюджет. В расчет заложите расходы на таможенные платежи, услуги агентов и представителей. Возможно, окажется, что выгоднее купить товар в России, а не везти из-за границы.
  4. При расчете таможенных платежей и определении мер нетарифного регулирования важно правильно определить код ТН ВЭД для товаров. Ошибка в коде вызовет череду дальнейших ошибок и, как следствие, штраф.
  5. Держите при себе договоры, которые подписали с продавцом, перевозчиком, таможенным представителем, складом временного хранения и агентом по сертификации.
  6. При выборе контрагентов не стесняйтесь торговаться, при организации доставки — учитывайте сезонность и местные праздники.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оверлок juki b950 инструкция по эксплуатации
  • Felden flash инструкция на русском языке
  • Менингококковая инфекция нац руководство
  • Церезин таблетки инструкция по применению взрослым от чего назначают
  • Стиральная машина бош вфф 1200 инструкция