Требуется ли разработка на предприятиях должностных инструкций в полном соответствии с профессиональными стандартами либо на их основе?
Для начала определим, есть ли у современных предприятий необходимость формировать должностные инструкции по профстандартам.
Должностная инструкция — документ, составление которого не предусмотрено ТК РФ, однако установлено рядом других федеральных нормативных актов для некоторых профессий, в частности:
- врачей (подп. 1 п. 2 ст. 73 закона «Об охране здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ);
- охранников (приказ МВД РФ от 22.08.2011 № 960) и пр.
Когда составление должностной инструкции необязательно, она может формироваться работодателем как локальный нормативный акт, дополняющий трудовой договор с наемным сотрудником, в целях:
- официального закрепления квалификационных требований к кандидатам на трудоустройство;
- установления прав и обязанностей сотрудника, с которыми он, подписывая документ, выражает согласие;
- детальной регламентации трудовых функций сотрудника для повышения эффективности его работы.
Предполагается, что каждая из отмеченных целей утверждения инструкции будет находить отражение в ее содержании. Вопрос в том, чтобы обеспечить наполнение документа корректными и актуальными формулировками. Одним из источников данных, которые могут быть использованы при составлении соответствующих формулировок, может быть профессиональный стандарт, утвержденный для позиции, по которой разрабатывается должностная инструкция.
Собственно, назначение профстандарта заключается в установлении требований к квалификации сотрудника, необходимой для выполнения им работы по той или иной профессии. Профстандарты обязательны к применению, если это прямо предписано ТК РФ или иным федеральным нормативным актом. Но даже если это не так, то характеристики квалификации, отраженные в профессиональном стандарте, должны задействоваться работодателями в качестве основы при определении внутрикорпоративных требований к квалификации сотрудников — с учетом их трудовых функций, используемых технологий производства, системы менеджмента (ст. 195.3 ТК РФ).
Таким образом, положения ТК РФ фактически предписывают работодателям формировать должностные инструкции (если таковые используются как источники требований к квалификации) на основе профстандартов.
Рассмотрим, в какой структуре может быть представлена должностная инструкция работника в общем случае, а также каким образом она может быть заполнена с применением профстандартов.
Должностная инструкция с учетом профессионального стандарта: структура документа
Обязательная форма должностной инструкции законодательством РФ не установлена. Распространена практика, по которой в нее включаются следующие основные разделы:
1. Общие положения.
Здесь чаще всего отражаются:
- сведения о назначении инструкции;
- порядок назначения человека на должность, его подчиненность;
- требования к уровню образования и опыту сотрудника;
- требования к знаниям и умениям специалиста.
2. Функциональные обязанности.
Здесь фиксируется перечень типичных действий сотрудника, составляющих его работу на занимаемой должности.
3. Права.
Основные права, которые отражаются в документе, чаще всего связаны с доступом человека к тем или иным корпоративным сведениям, а также с возможностями его взаимодействия с другими сотрудниками по различным вопросам.
4. Ответственность.
Здесь фиксируются, как правило, стандартные формулировки — о том, что сотрудник несет ответственность за свои действия в соответствии с законодательством РФ и локальными нормативными актами.
5. Заключительные положения.
Здесь обычно отражается, что:
- инструкция составлена в 2 экземплярах;
- сотрудник знакомится с инструкцией и удостоверяет ознакомление с ней подписью.
Утверждается должностная инструкция руководителем предприятия.
Рассмотрим, какие именно формулировки профстандартов могут быть использованы в целях составления должностной инструкции. Полезнее всего будет изучить их в части тех разделов, которые являются в наибольшей степени зависящими от специфики конкретной должности работника («Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права»).
Сборник должностных инструкций, составленных в полном соответствии с действующим законодательством, вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к К+ можно получить бесплатно.
Профстандарт как основа для должностной инструкции: сведения из раздела 1
Профстандарт в общем случае содержит (п. 6 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 29.04.2013 № 170н):
- раздел 1, в котором фиксируются общие сведения о позиции, для которой определяются квалификационные требования;
- раздел 2, в котором содержится описание всех трудовых функций, которые входят в соответствующий профстандарт;
- раздел 3, в котором отражаются сведения об обобщенных трудовых функциях, а также развернутые характеристики конкретных трудовых функций;
- раздел 4, в котором отражаются данные об организациях, разработавших профстандарт.
Для нас наиболее полезными будут, очевидно, первые три раздела.
Из раздела 1 профстандарта в целях составления инструкции можно извлечь наименование занятия по коду ОК3 (графа «Группа занятий»). Именно эта графа определяет название должности, для которой составляется инструкция. Также наименование должности по инструкции может базироваться на сведениях в графе «Возможные наименования должностей» подраздела «Обобщенная трудовая функция» раздела 3 профстандарта.
Профстандарт как основа должностной инструкции: раздел 2
Второй раздел профстандарта может быть полезен прежде всего как инструмент соотнесения содержания работы человека по существу с определенными профстандартом характеристиками (т. е. с указанными там обобщенной и конкретизированной трудовыми функциями).
Близкие по содержанию работы отдельные трудовые функции объединены в разделе в группы — обобщенные трудовые функции. Для каждой обобщенной трудовой функции (для всех конкретных трудовых функций, которые входят в нее) установлен отдельный уровень квалификации. Например, в профстандарте «Бухгалтер», утвержденном приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н, предусмотрены обобщенные функции:
- ведение бухгалтерского учета;
- составление и предоставление финотчетности.
Для первой из указанных обобщенных функций требуется наличие квалификации уровня 5, для второй — уровня 6. Законодательно характеристики соответствующих уровней закреплены в приказе Минтрудсоцзащиты РФ от 12.04.2013 № 148н. Так, уровень 5 предполагает, в частности, наличие у человека как минимум среднего образования по профессии, а также практического опыта работы. Уровень 6 требует, в свою очередь, высшего образования или же среднего по программам подготовки специалистов среднего звена и аналогично практического опыта работы.
Профстандарт как основа для должностной инструкции: раздел 3
Конкретные требования к уровню образования и опыту по обобщенным трудовым функциям (и для соответствующих им конкретизированных функций) закреплены в третьем разделе профстандарта. Эти требования могут быть включены в раздел «Общие положения» должностной инструкции.
Третий раздел профстандарта также может быть также полезен с точки зрения:
- формирования перечня функциональных обязанностей сотрудника по должностной инструкции (им может соответствовать перечень «Трудовые действия», установленный для конкретной трудовой функции в профстандарте);
- формирования перечня знаний и умений сотрудника по должностной инструкции (им могут соответствовать перечни «Необходимые умения» и «Необходимые знания», также установленные для конкретной трудовой функции в профстандарте).
Кроме того, формулировки, приведенные в перечне «Трудовые действия» по профстандарту, могут быть использованы и при составлении раздела «Права» должностной инструкции. Как мы отметили выше, права сотрудника, фиксируемые в инструкции, могут выражаться в получении доступа к определенным данным, а также в возможности взаимодействия с коллегами. Профстандарт вполне может определять и то и другое.
Итоги
Определять перечни трудовых функций работника, фиксируемых в должностной инструкции, работодатели должны на основе профстандартов для соответствующей должности (либо, если это установлено федеральным законодательством, — в полном соответствии с профстандартом). Решение данной задачи облегчается тем, что современные профессиональные стандарты во многих случаях содержат все необходимые сведения для заполнения разделов «Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права» должностных инструкций.
Узнать больше о применении профстандартов вы можете в статьях:
- «Наименование должностей по профстандартам (нюансы)»;
- «Приказ о внедрении профстандартов в организации – образец»;
- «Профстандарт юрисконсульта».
Показываем на примерах, как можно находить и скачивать профстандарты из официального реестра. Как правильно соотнести должность из определенной сферы деятельности с конкретным профстандартом. Показываем список действующих профстандартов для административно-офисного персонала.
Как можно воспользоваться сформулированными в профстандарте требованиями к образованию и опыту работы, к составу трудовых действий и необходимым знаниям и умениям: при описании вакансии, проведении аттестации, распределении обязанностей между сотрудниками своего подразделения (избавление от дубляжа, обнаружение «бесхозного» функционала), составлении должностных инструкций.
Как правильно соотнести должность с профессиональным стандартом
Для начала нам необходимо определиться, для чего нужна конкретная должность (профессия) в организации. Например, в ООО «Лютик» есть должность системного администратора, который занимается техническим обслуживанием компьютеров и оргтехники (чистка и ремонт техники, установка и проверка функционирования периферийных устройств и т.д.), но не занимается программированием, определением сбоев и отказов сетевых устройств и операционных систем, установкой программного обеспечения и заполнением веб-сайта организации.
Для того чтобы подобрать подходящий стандарт и правильное наименование должности (профессии), на сайте реестров профстандартов https://profstandart.rosmintrud.ru заходим в раздел «поиск», где можно по разным критериям выбрать необходимый документ (см. Рисунок 1), в том числе:
- по квалификационным справочникам,
- наименованию должности (профессии),
- области профессиональной деятельности и т.д.
Шаги продвижения к нужному разделу сайта отмечены цифрами «1» и «2» на Рисунке 1. А дальше начинаем сужать наш поиск, например, следующим образом. В выпадающем меню поля «Область профессиональной деятельности» (см. 3» там же) выбираем раздел «06 Связь, информационные и коммуникационные технологии». Ниже в поле «Возможные наименования должностей, профессий» («4») вводим предполагаемое название «системный администратор», после чего сайт дает нам на выбор список должностей / профессий, в которых фигурирует заданная нами формулировка – здесь мы выбираем наиболее подходящий вариант («5»).
После нажатия на кнопку «Фильтр» («6») сайт показывает те профстандарты, которые удовлетворяют заданным нами критериям поиска – фактически области деятельности и профессии (см. «7»):
- «Системный администратор информационно-коммуникационных систем» и
- «Администратор баз данных».
Найденные профстандарты можно посмотреть прямо на сайте либо скачать на свой компьютер в удобном для себя формате: .docx или .pdf. («8»).
Рисунок 1. Сайт реестров профстандартов https://profstandart.rosmintrud.ru/
Чтобы выбрать наиболее подходящий стандарт для работы с нашим функционалом, сравниваем найденные документы по виду деятельности и группе занятий (эти данные есть в разделе I каждого профстандарта – см. Таблицу 1 и отметку «1» в Примере 1). Понимаем, что нам больше подходит стандарт «Системный администратор информационно-коммуникационных систем» (т.к. другой стандарт больше заточен на работу с базами данных, чем с техникой).
Таблица 1. Сравнение двух профстандартов
Пример 1. Фрагменты профстандарта «Системный администратор информационно-коммуникационных систем»
Основные трудовые функции специалиста и уровень квалификации указаны в разделе II профстандарта (см. «2» и «3» в Примере 1), изучив его, становится понятно, что системный администратор выполняет обобщенную трудовую функцию «Технические работы по обслуживанию информационно-коммуникационных систем», которая состоит из определенных трудовых функций и для их выполнения достаточно 4 уровня квалификации.
Проанализировав все трудовые функции (см. «4» в Примере 1) из профстандарта 06.026 и соотнеся их с выполняемыми действиями работника, можно заключить, что для решения поставленных перед ним задач (техническое обслуживание оргтехники) вполне достаточно 4 уровня квалификации («3») и среднего профессионального образования («6»), опыт практической работы не требуется («7»), а для выполнения технических работ необходим минимальный набор знаний и умений («9» и «10»).
В соответствии с профстандартом должность правильно именовать как «младший системный администратор» или «техник» («5»), а не системный администратор, как предполагалось ранее!
Для решения более сложных задач, связанных с решением компьютерных проблем, например выявление сбоев и отказов сетевых устройств и операционных систем, требуется более высокий уровень квалификации и образования.
Профстандарты для административной и офисной деятельности
На сайте «Профессиональные стандарты»//profstandart.rosmintrud.ru в разделе «Реестр профессиональных стандартов» можно отфильтровать профстандарты по такой области профессиональной деятельности (см. «3» на Рисунке 1), как «07 Административно-управленческая и офисная деятельность», и тогда найдется достаточно много полезного – см. Таблицу 2.
Далее в этой статье сосредоточимся на содержании 2 основных для службы документационного обеспечения управления (ДОУ) профстандартов (отмеченных «!» в Таблице 2). Хотя интерес могут представлять большинство из них – все зависит от конкретного функционала, возложенного на ваше подразделение.
Таблица 2. Профстандарты по административно-управленческой и офисной деятельности
Определение требований к опыту работы и образованию для работников службы ДОУ
Структура всех отечественных профстандартов унифицирована и квалификационные требования, в том числе к образованию и опыту работы, содержатся в разделе III. Рассмотрим 2 основных профстандарта для службы ДОУ:
- «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утв. приказом Минтруда России от 15.06.2020 № 333н, и
- «Специалист по управлению документацией организации», утв. приказом Минтруда России от 10.05.2017 № 416н.
Если изучить их разделы III, то (в полях, помеченных «5», «6» и «7» в Примере 1) можно увидеть требования, которые приведены в Таблице 3. Приведенная информация поможет составить профиль кандидатов на распространенные вакантные должности. Также из профстандартов можно позаимствовать перечень необходимых знаний и умений, который пригодится при проведении собеседования или аттестации (см. «2» и «3» в Примере 4).
Напомним, что работника, не имеющего достаточной квалификации по профессиональному стандарту, работодатель не вправе уволить по этому основанию. Он может сделать это, только проведя аттестацию, если она выявит несоответствие занимаемой должности (профессии).
Таблица 3. Требования к стажу, опыту работы и образованию для сотрудников службы делопроизводства (для распространенных должностей)
Вакантная должность | Наименование обобщенной трудовой функции | Уровень квалифи-кации | Образование (достаточно одного из указанных вариантов!) | Опыт практической работы (его варианты зависят от имеющегося образования) |
Делопроизводитель | Документационное обеспечение деятельности организации | 5 | 1. Среднее профессиональное образование (профильное, ОКСО 7.46.02.01). 2. Среднее профессиональное образование (непрофильное) + профессиональная переподготовка по профилю деятельности |
Не требуется |
Секретарь руководителя | Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации | 6 | 1. Высшее образование (профильное, ОКСО 7.46.03.02) – бакалавриат. 2. Высшее образование (непрофильное) – бакалавриат + профессиональная переподготовка по профилю деятельности. 3. Среднее профессиональное образование (профильное, ОКСО 7.46.02.01). 4. Среднее профессиональное образование (непрофильное) + профессиональная переподготовка по профилю деятельности |
При высшем образовании опыт работы не требуется. При среднем профессиональном образовании – не менее 2 лет выполнения работ по организационному и документационному обеспечению деятельности руководителя организации |
Помощник руководителя | Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации | 6 | 1. Высшее образование (профильное, ОКСО 7.46.03.02) – бакалавриат. 2. Высшее образование (непрофильное) – бакалавриат + профессиональная переподготовка по профилю деятельности |
Не менее 3 лет по организационному, документационному и информационному обеспечению деятельности руководителя организации |
Документовед или Специалист службы ДОУ |
Документационное обеспечение управления организацией (ДОУ) | 6 | 1. Высшее образование – бакалавриат (профильное, ОКСО 7.46.03.021). 2. Любое высшее образование (непрофильное) + дополнительная переподготовка по профилю деятельности |
Не требуется |
Руководитель службы ДОУ | Руководство деятельностью по документационному обеспечению управления организацией | 7 | 1. Высшее образование – специалитет, магистратура (профильное, ОКСО 7.46.03.02, 7.46.04.022). 2. Любое высшее образование, но не ниже магистра + дополнительная переподготовка по профилю деятельности |
Не менее 3 лет в области документационного обеспечения управления |
Управляющий документацией или Заместитель руководителя организации по ДОУ |
Управление документацией организации | 8 | 1. Высшее образование – специалитет, магистратура (профильное, ОКСО 7.46.03.02, 7.46.04.023). 2. Любое высшее образование, но не ниже магистра + дополнительная переподготовка по профилю деятельности |
Не менее 5 лет руководящей деятельности в сфере документационного обеспечения управления организацией |
Анализ функционала конкретного работника
Когда вам нужно с чистого листа написать должностную инструкцию сотруднику, то удобно в профстандарте найти подходящую обобщенную трудовую функцию (это основной функционал работника, см. «2» в Примере 1), а потом изучить, какие конкретные трудовые функции и действия он должен выполнять (см. «4» и «8» в Примере 1), чтобы выбрать те функции, которые соответствуют специфике вашей организации или подразделения. Выбранные трудовые функции, действия станут основой новой должностной инструкции.
Но в реальной жизни обязанности «переплетаются», т.е. один человек может выполнять одновременно и более сложную (высококвалифицированную), и более простую работу – см. Пример 2. Для того чтобы минимизировать подобное «переплетение», необходимо провести анализ соответствия должностных обязанностей, установленных для работника в трудовом договоре (должностной инструкции) с трудовыми функциями, действиями и уровнем квалификации, указанными в профстандарте.Как видно из Примера 2 в должностной инструкции делопроизводителя указаны функции из разных профстандартов с разными уровнями квалификации и разными наименованиями должности. При выявлении отклонений должностных обязанностей от установленных в профстандарте, следует:
- шаг 1: исключить непрофильную функцию из должностной инструкции (или трудового договора);
- шаг 2:
- передать эту функцию другому сотруднику, для которого этот вид деятельности является профильным, либо
- оставить данную функцию работнику, используя процедуры совмещения, расширения зон обслуживания или совместительство (ст. 60.1, 60.2 ТК РФ).
Напомним, что любые изменения должностной инструкции или трудового договора, связанные с изменениями трудовых функций, производятся только с письменного согласия работника (ст. 72 ТК РФ).
Пример 2. Возможное сочетание обязанностей, свойственных разным уровням квалификации, в функционале делопроизводителя
Пример 3. Матрица распределения обязанностей между сотрудниками
Проверка дублирования и обнаружение «бесхозного» функционала
Чтобы эффективно распределить нагрузку между сотрудниками, необходимо подробно расписать выполняемые действия каждого в матрице распределения ответственности, она наглядно демонстрирует, где происходит полное или частичное дублирование (см. Пример 3).
Сначала в матрицу необходимо вписать обязанности специалистов, закрепленные за ними в должностных инструкциях (или трудовых договорах). Далее при изучении профстандартов можно добавить в эти же строки (например, в скобках или курсивом) более точные формулировки данных действий из стандартов.
Возможно, в профстандартах найдутся трудовые действия, которые у вас в организации выполняются от случая к случаю, и они ни за кем не закреплены. В таком случае эти действия тоже следует вписать в матрицу, чтобы потом окончательно закрепить их за конкретными работниками.
Как видно в Примере 3, многие трудовые действия полностью или существенно дублируют друг друга. И если компания не большая, то держать сотрудников, которые выполняют схожие операции, экономически не выгодно. При выявлении дублирующих действий следует уточнить, с какими документами работает сотрудник и с какими специалистами он взаимодействует, выполняя схожие действия.
Но лучше четко закрепить, кто чем и в какой ситуации занимается, чтобы не возникло недоразумений и желания переложить свою работу на другого специалиста.
Аттестация персонала
Для определения текущей квалификации, знаний и умений работников в организации проводится аттестация или деловая оценка персонала. Ее результаты необходимо отразить документально, например, в протоколе заседания аттестационной комиссии. Комиссия может принять решение, что сотрудник:
- соответствует или не соответствует занимаемой должности;
- условно соответствует должности;
- условно соответствует, при выполнении рекомендаций аттестационной комиссии (может дополняться положением о внеплановой аттестации, повторно).
На основе результатов аттестации работника можно:
- повысить или понизить в должности (с согласия работника);
- принять решение об изменении размера надбавок, премий или их отмене;
- повысить / понизить уровень квалификации сотрудника;
- перевести на более подходящую должность (с согласия работника);
- отправить на повышение квалификации или профессиональную переподготовку;
- уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – за несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Аттестация может проводиться в устной (собеседование), письменной (тесты и опросные листы) и смешанной форме. При смешанном формате аттестационная комиссия проводит собеседование с обязательными ответами в письменном виде на вопросы теста и/или решением практических задач.
Согласно рекомендациям ФГБУ «ВНИИ Труда» Минтруда России по применению профессиональных стандартов в организации при подготовке документов для аттестации работников работодатель может использовать положения профессиональных стандартов.
При разработке средств для оценки профессиональной квалификации Национальное Агентство Развития Квалификаций (НАРК) рекомендует создавать тестовые задания не только на отдельную трудовую функцию, но и на каждое трудовое действие, включенное в эту функцию. Оценочные средства должны включать в себя как теоретические, так и практические задания.
При этом теоретические задания могут быть разных типов:
- с выбором одного ответа;
- с открытым ответом, который должен сформулировать испытуемый;
- установление соответствия;
- установление последовательности.
Практические задачи – это задания на выполнение трудовых функций, трудовых действий в моделируемых условиях.
Пример 4. Проверяем знания и умения, необходимые для выполнения конкретной трудовой функции
Чтобы проверить, насколько хорошо секретарь руководителя знает трудовую функцию «Составление и оформление управленческой документации», выделим из профстандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», какие трудовые действия в рамках этой функции он должен уметь качественно выполнять, какие умения и знания ему для этого нужны (см. отметки «1», «2», «3» и «4» ниже):
Вопросы для аттестации составляются на основе необходимых умений и знаний, которые указаны в профстандарте. В первую очередь, как правило, проверяется теоретическая часть.
1. Какую формулировку должен иметь заголовок к тексту приказа?
Выберите один вариант ответа:
а) в творительном падеже,
б) в предложном падеже,
в) в родительном падеже.
2. Какой из перечисленных документов содержит требования к бланкам документов и оформлению реквизитов?
1) Общероссийский классификатор управленческой документации;
2) ГОСТ Р 7.0.8.-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»;
3) ГОСТ Р 7.0.97-2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»;
4) Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.
3. Для исходящих документов предусмотрены следующие технологические этапы (допишите недостающие):
1) подготовка проекта документа,
2) __________________________
3) подписание,
4) __________________________
<. . .>
Вторая часть аттестации состоит из практических заданий на выполнение трудовых действий в реальных или моделируемых условиях:
15. Задание:
Организации необходимо заказать одноместный номер прибывающему в командировку в Москву специалисту из Уральского филиала компании – Сидорову Петру Ивановичу. Командировка планируется с 15 по 19 мая 2023 года. Вопросы организации приема командированных специалистов находятся в ведении заместителя генерального директора по административно-хозяйственным вопросам Петрова Н.Д. Составьте письмо-просьбу в гостиничный комплекс «Измайловский» (корпус «Альфа»), отметьте в письме, что плата за проживание будет произведена Сидоровым П.И. за наличный расчет.
16. Задание:
Составьте проект приказа об итогах работы с документами в 2022 году в ООО «Ромашка». В констатирующей части укажите на низкую требовательность руководителей подразделений к качеству подготовки документов и контролю за их исполнением. В распорядительной части обратите внимание руководителей на повышение требовательности к работникам в части работы с документами. Дайте задание работнику, отвечающему за делопроизводство, на разработку мер по улучшению этой работы.
17. Задание:
Нужно отправить контрагенту проект договора, уже подписанный со стороны вашей организации, а также попросить тоже подписать документы и вернуть вам обратно 1 экземпляр. Договор имеет 2 приложения (спецификацию и график поставок). Составьте сопроводительное письмо на отправку этих документов.
<. . .>
В должностной инструкции прописывают требования и обязанности для каждой штатной должности. Работника нужно ознакомить с инструкцией перед трудоустройством и обязательно под роспись. Если положения меняются, то об этом тоже нужно уведомить сотрудника.
Надо ли составлять должностные инструкции на основе профстандартов
Главная цель модернизации системы ЕКСД и перехода на профстандарты — введение и применение единых квалификационных требований для выполнения определенных работ и трудовых функций. Еще одна задача — внесение корректировок в учебные планы образовательных организаций профессионального образования. Порядок разработки, применения профстандартов регулируется ст. 195.2 и 195.3 ТК:
- Разработка и внедрение регламентируется правительством и Минтрудом РФ — постановление Правительства РФ № 23 от 22.01.2013, приказы Минтруда № 170н от 29.04.2013, № 147н от 12.04.2013, № 148н от 12.04.2013.
- Организации обязаны применять стандарты в строго регламентируемых случаях (ФЗ № 122, Письмо Минтруда России № 14-0/10/В-2253 от 04.04.2016).
- Применение рекомендовано и в необязательных ситуациях — в качестве основы для формирования требований к уровню квалификации сотрудников, при разработке перечня должностных обязанностей для трудовых договоров и должностных инструкций.
Трудовое законодательство не обязывает применять инструкцию, функции достаточно закрепить в договоре с нанимаемым (ст. 57 ТК). Одновременно в РФ установлено, что работнику поручаются только те обязанности, которые входят в его трудовую функцию и определяются локальными актами — ст. 15 ТК. Упоминание об инструкции содержится и в ст. 57 ТК.
Если организация применяет для регулирования трудовой деятельности сотрудников ДИ, то профстандарты при их разработке используются в следующих случаях:
- законами или подзаконными актами к сотруднику установлены квалификационные требования для выполнения той или иной работы — ст. 195.3 ТК;
- конкретной должности (профессии) или трудовой функции (при соответствии названия и квалификации) предоставляются льготы, дополнительные выплаты и компенсации — п. 2 ст. 57 ТК.
Крупные ведомства (организации) разрабатывают внутренние инструкции, подробно описывающие, как составить должностную инструкцию по профессиональному стандарту, правила оформления и введения.
Кто обязан применять профстандарты и на каком основании, показано на рисунке. Перечень не является исчерпывающим, он пополняется и обновляется.
Должностная инструкция и профстандарт
Коротко покажем, как пользоваться профстандартом при составлении должностной инструкции, в качестве примера возьмем должность эксперта по закупкам.
Шаг 1. Если использовать профстандарт необходимо или руководством принято решение обратиться к сборнику в качестве «помощника», то проверьте, есть ли подходящий в реестре.
Справка. Сборник содержит шаблоны ДИ для небольшого количества должностей и профессий, найденный текст следует взять за основу. В остальных случаях в соответствии с профстандартом перерабатывается имеющаяся ДИ.
Наименование необходимой должности или профессии необходимо искать в разделе III документа. Если вы обязаны применять профстандарты, а существующее название должности не соответствует предлагаемому, то штатную единицу придется переименовать. Это правило особенно важно для получения льгот, компенсаций и выплат.
Шаг 2. Учитывая специфику предприятия и должности, вносятся необходимые поправки. Базовые требования к должностной инструкции 2023 г. на основе профстандарта установлены с учетом требований и рекомендаций следующих документов:
- ГОСТ Р 7.0.97-2016;
- положений гл. 43 ТК РФ;
- устава организации;
- локальных актов компании.
Шаг 3. Должностные инструкция имеет вполне традиционную структуру. Представленные варианты форм должностной инструкции в соответствии с профстандартами отличаются размещением блоков «должен знать» и «должен уметь».
В первом случае они обобщены из описания каждой трудовой функции и располагаются в общей части.
Во втором необходимые знания и умения приведены попунктно, применительно к каждой трудовой функции, структура должностной инструкции по профстандарту имеет следующий вид:
Квалификационные требования, требования к стажу и условия допуска, независимо от места их размещения в ДИ, в профстандарте следует искать в разделе III «Характеристика обобщенных трудовых функций». Для должности «Эксперт по закупкам» (профстандарт 08.024) они находятся в начале раздела 3.2 стандарта.
В первом разделе ДИ обычно содержатся следующие сведения:
- назначение документа;
- порядок назначения работника на должность и освобождения с нее;
- подчиненность;
- требования к образованию и квалификации кандидата, к его опыту и умениям.
Эта часть разрабатывается с учетом внутренних ЛНА и выглядит следующим образом:
Шаг 4. В раздел 2 ДИ перечисляются трудовые функции. Для должности «эксперт по закупкам» они обобщены в разделе II профстандарта — код В таблицы.
Шаг 5. Должностные обязанности в разделе 3 ДИ детализируются в соответствии с методикой профстандарта — содержание каждой трудовой функции раскрывается через трудовые действия.
В нашем примере эксперт по закупкам выполняет две трудовые функции:
- Экспертиза закупочной процедуры.
- Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта.
В проф. стандарте должностных инструкций 2023 г. расшифровка функции 2 выглядит следующим образом:
В ДИ разработчику следует зафиксировать перечень действий, которые выполняет сотрудник. При необходимости работодатель расширяет его по своему усмотрению. Описание должностных обязанностей в используемом примере имеет следующий вид:
Шаг 6. Права работника, которыми он обладает в рамках своих полномочий, описываются традиционно: указывают права доступа к информации, порядок взаимодействия с сотрудниками предприятия и пр. Используйте формулировки профстандарта (описание трудовых действий). Часть «ответственность» содержит стандартные формулировки (при необходимости включаются дополнительные сведения, например, о материальной ответственности).
Шаг 7. В заключительной части приводится порядок утверждения и вступления ДИ в силу, порядок внесения изменений. В этом разделе — ссылка на используемый стандарт и его реквизиты. Вот пример должностной инструкции в части прав и ответственности эксперта по закупкам.
4. Права
Эксперт по закупкам имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по поручениям, выданным заданиям.
4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.7. ……… (другие права)
5. Ответственность
5.1. Эксперт по закупкам привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством в сфере закупок;
- за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, — в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;
- за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ……… (другие положения об ответственности).
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.09.2015 № 626н, с учетом… (реквизиты локальных нормативных актов организации).
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом).
6.3. … (другие заключительные положения).
Как оформить должностную инструкцию
Подготовленная ДИ на основе профстандарта дальше проходит следующие стадии:
- Готовый текст ДИ утверждается — издается приказ руководителя, проставляется гриф «УТВЕРЖДАЮ», подпись руководителя и печать организации (при наличии) на титульном листе. После этого документ вводится официально.
- Ознакомление сотрудника и фиксирование этого факта в специальном журнале или листе.
Приказ об утверждении должностной инструкции по профстандарту не имеет унифицированной формы и подготавливается с учетом правил документооборота. Его составляют на бланке организации. В приказе указываются реквизиты инструкции и дата введения в действие. Подписывает распоряжение руководитель.
Подробнее: как составить приказ об утверждении должностных инструкций
Как ознакомить сотрудника с должностной инструкцией
При приеме сотрудника на работу работодатель обязан ознакомить его под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативами, в том числе и ДИ, если она есть (ст. 68 ТК РФ). ДИ прилагают к трудовому договору или утверждают как отдельный самостоятельный документ (Письмо Минтруда № 14-6/ООГ-6058 от 27.09.2022).
Порядок ознакомления с ДИ в нормативах не установлен: работодатель сам определяет внутренние правила. Обычно организации применяют такие способы ознакомления:
- Составляют лист ознакомления, дают на подпись работнику и подшивают документ к ДИ.
- Оформляют журнал ознакомления работников с локальными нормативными актами, в котором упоминаются и ДИ.
Обязанность работника подписывать ДИ, если ее используют в организации, предусмотрена ст. 22 ТК РФ. Если сотрудник отказывается подписывать ДИ, то составьте акт.
Подробности: как оформить лист ознакомления с должностной инструкцией
Как изменить должностную инструкцию
Если изменения в должностную инструкцию влекут изменение условий трудового договора с работником, то их следует вносить в соответствии с порядком изменения условий трудового договора.
Если в связи с изменениями в должностную инструкцию условия трудового договора с работником не меняются, то изменения вносятся работодателем в соответствии с ЛНА.
ДИ — внутренний организационно-распорядительный документ, который содержит трудовую функцию работника, его круг должностных обязанностей и ответственность (Письмо Роструда № ПГ/13204-6-1 от 27.05.2022). Порядок составления, ведения и внесения изменений в ДИ в ТК РФ и других законах не прописан: работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.
Если внесение изменений в ДИ не меняет обязательные условия трудового договора, то утвердите новую редакцию инструкции и ознакомьте с ней работника под подпись (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 22.1, ст. 22.3, ч. 5 ст. 312.1, ч. 5 ст. 312.3 ТК РФ). Обычно новую редакцию руководитель утверждает так: проставляет гриф «Утверждаю» в правом верхнем углу, указывает наименование должности, свою подпись, ФИО и дату утверждения. Иногда издают приказ об утверждении, но это необязательно (ч. 1 ст. 8 ТК РФ, п. 5.16 ГОСТ Р 7.0.97-2016, утв. Приказом Росстандарта № 2004-ст от 08.12.2016).
Подробнее: как внести изменения в должностную инструкцию
Если ДИ является приложением к трудовому договору, то рекомендуется одновременно вносить изменения в трудовой договор и ДИ, оформив дополнительное соглашение в письменной форме (Письмо Роструда № 4412-6 от 31.10.2007). Но изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Работодатель обязан уведомить работника о предстоящих изменениях и причинах таких изменений не менее чем за два месяца (ч. 2 ст. 22.2, ст. 22.3, ст. 72, ч. 5 ст. 312.1, ч. 1 ст. 312.2, ч. 1 ст. 312.3 ТК РФ).
Если изменения в ДИ повлекут изменение условий трудового соглашения, то их вносят в порядке, описанном в ст. 72 или 74 ТК РФ. Если же изменения ДИ не меняют условия трудового договора, то работодатель утверждает должностную инструкцию в новой редакции и знакомит с ней работника в установленном порядке.
Другие должностные инструкции:
- бухгалтера;
- кладовщика;
- материально ответственного лица;
- юриста на предприятии;
- секретаря организации;
- делопроизводителя в организации;
- водителя грузового автомобиля;
- водителя-экспедитора;
- охранника;
- слесаря-сантехника.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
С 01.07.2016 использование профессиональных стандартов (далее также – профстандарты, стандарты) обязательно[1] для многих учреждений. Кто подпадает под действие нового требования? Как работать с профстандартами? Где получать актуальную информацию по вопросам их применения и о новых разработках? Как правильно составить трудовой договор или эффективный контракт?
Работодатели будут применять профстандарты при формировании кадровой политики и управлении персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении работникам тарифных разрядов и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления. Система профстандартов способствует совершенствованию единых подходов в сфере квалификационных требований к работникам.
Квалификационные справочники, которые пока выполняют ту же функцию, содержат частично устаревшую информацию: названия несуществующих профессий и специальностей, неактуальные характеристики и т. д.
Предполагается, что при помощи профстандартов работодатель сможет лучше определить качество кадрового состава. Также с учетом новых требований будут разработаны локальные нормативные правовые акты, определяющие методы стимулирования работников, проведены аттестации на присвоение квалификационных категорий.
Кому обязательно применять профстандарты?
Работодатели должны применять профстандарты, если работнику установлены требования к квалификации для выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.3. ТК РФ).
В той же статье указано, что такие требования могут быть установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. С федеральными законами все ясно – например, требования к квалификации тренера установлены Законом о физкультуре и спорте[2]. Согласно п. 24 ст. 2 названного закона тренер должен иметь соответствующее среднее профессиональное или высшее образование. Требования к этому образованию определяются на основании положений профстандартов и разделов Единого квалификационного справочника[3].
А в соответствии с требованиями ч. 8 ст. 22 Закона о физкультуре и спорте разработано Положение о спортивной классификации[4]. Положение определяет содержание норм, требований спортивной классификации, необходимых для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов, регламентирует порядок присвоения званий и разрядов.
Следует обратить внимание на то, что Положение о спортивной классификации и Единый квалификационный справочник не являются нормативными правовыми актами РФ, поскольку
утверждены приказами Минспорта и Минздравсоцразвития соответственно, то есть это отраслевые НПА. Но вот «первоисточник» – Закон о физкультуре и спорте – федеральный, поэтому применение профстандарта обязательно.
Итак, требования к квалификации, закрепляющие обязательность применения профстандартов, могут быть установлены не только ТК РФ или федеральным законом, но и иными документами. Однако иные документы должны быть нормативно-правовыми актами РФ (например, законы субъектов РФ, вводящие дополнительные требования к квалификации, под это требование подходят, а приказы министерств и ведомств – нет).
Какие требования профстандарта применять обязательно?
Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, снова внимательно изучим ст. 195.3 ТК РФ. Согласно ч. 1 данной статьи обязательно применять только требования к квалификации. Причем это положение касается и ситуаций, когда квалификационные требования законодательством установлены, и ситуаций, когда таких требований нет.
Квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ). А профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 1 ст. 195.1).
Если требования к выполняемой работником трудовой функции установлены, то профстандарт необходимо применять в части указанных требований. Например, специалист, осуществляющий тренировочный процесс на спортивно-оздоровительном этапе (допустим, тренер-преподаватель), согласно утвержденному стандарту[5] обязан иметь среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, а если у него только среднее профобразование, то ему необходимо пройти подготовку по дополнительным профпрограммам в области физкультуры и спорта, у него должен отсутствовать запрет на занятие педагогической деятельностью и т. д.
А для того чтобы заниматься подготовкой спортивной сборной команды субъекта РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине), то есть быть тренером сборной субъекта РФ, уже потребуется наличие высшего образования – прохождения обучения по программе бакалавриата в области физкультуры и спорта, – также наличие опыта работы не менее трех лет в должностях «тренер», «тренер-преподаватель», либо «старший тренер-преподаватель» и т. д. Не соответствует работник перечисленным условиям – указанную должность занимать не может.
Рассмотрев ограничения для работника (в части установления профстандартом обязательных требований), перейдем к ограничениям для работодателя. Выше требований, установленных профстандартом, работодатель не имеет права поднимать планку. Если должность «тренер-преподаватель» предполагает наличие среднего профобразования, то работодатель не вправе устанавливать обязательность высшего образования у кандидатов на эту должность. А если такое требование имеется, то должность не может называться «тренер-преподаватель».
Характеристики квалификации, содержащиеся в профстандарте, обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой в учреждении организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).
Работодатели могут воспринимать это положение как рекомендательное, однако следует обратить на формулировку, исключающую слово «могут». Правильнее было бы в таких случаях использовать профстандарт как основу для определения квалификационных требований: он должен устанавливать нижнюю границу этих требований. Например, если согласно профстандарту специалисту нужно иметь опыт работы от трех лет, то работодатель может затребовать и опыт работы от пяти лет. Но устанавливать требования к опыту работы, например, от одного года, недопустимо – работник не будет соответствовать заявленному уровню квалификации.
Требования к квалификации установлены |
Требования к квалификации не установлены |
||||
Требования работодателя |
= |
Требования профстандарта |
Требования работодателя |
≥ |
Требования профстандарта |
Руководителям бюджетных организаций следует учитывать положение ч. 1 ст. 4 Закона № 122-ФЗ, согласно которому Правительство РФ может устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными или муниципальными учреждениями.
Минтруд начал разрабатывать такой проект 04.08.2015[6]. На момент подготовки материала к печати прошло публичное обсуждение НПА, документ направлен на антикоррупционную экспертизу. Предполагается, что он вступит в силу 01.07.2016.
Как читать профстандарты?
Профстандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, которые находятся на различных квалификационных уровнях и связаны общей задачей, например, руководство организацией (подразделением организации), осуществляющей деятельность в области физкультуры и спорта. Соответствующий профстандарт[7] распространяется как на «простые» должности («директор по спортивной работе», «директор спортивного клуба», «директор туристско-спортивного клуба», «начальник альпинистской станции»), так и на должности, требующие очень высокого уровня квалификации («генеральный директор (директор) ресурсного центра спорта», «государственный тренер», «главный тренер» и т. д.).
Согласно п. 6 Правил профстандартов[8] разработка стандарта осуществляется в соответствии с его макетом[9].
Макет каждого профстандарта состоит из четырех частей:
1. Общие сведения.
2. Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
3. Характеристика обобщенных трудовых функций.
4. Сведения о разработчиках.
Общие сведения – знакомство
В общих сведениях указывается вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда[10]. Например, для стандарта «Спортсмен»[11] видом такой деятельности будет «Деятельность в области спорта», а для стандарта «Спортивный судья»[12] – «Судейство спортивного соревнования». Наименование каждого вида профессиональной деятельности выбирается с учетом ОКВЭД и ОКЗ.
Здесь же указывается основная цель вида профессиональной деятельности. Например, для стандарта «Спортсмен» такой целью будет «Подготовка к спортивным соревнованиям и участие в спортивных соревнованиях по определенным видам спорта, спортивным дисциплинам», а для стандарта «Спортивный судья» – «Обеспечение соблюдения правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании при проведении спортивного соревнования».
Графа «Группа занятий» включает наименование одной или нескольких базовых групп занятий в соответствии с ОКЗ (который указывается рядом), и эти группы соотносятся с обобщенными трудовыми функциями профстандарта. Так, группа занятий для стандарта «Спортсмен» одна – «спортсмены», а вот для стандарта «Спортивный судья» – «спортсмены (спортсмены высокого класса)» и «спортивные служащие».
В разделе приводятся код и наименование одного или нескольких видов, подгрупп или групп экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности (указывается код). Так, у стандарта «Спортсмен» виды экономической деятельности следующие: «физкультурно-оздоровительная деятельность», «дополнительное образование детей», «прочая деятельность в области спорта», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование». А судейский профстандарт включает такие: «деятельность в области спорта», «деятельность спортивных объектов», «прочая деятельность в области спорта», «физкультурно-оздоровительная деятельность».
Описание трудовых функций – наполнение профстандарта
Профессиональная деятельность состоит из обобщенных трудовых функций (ОТФ). Каждая ОТФ включает трудовые функции (ТФ). Описание всех функций представлено в виде таблицы.
Вот как выглядит ОТФ «Деятельность по подготовке к соревнованиям и участие в соревнованиях под руководством тренера (тренеров)» профстандарта «Спортсмен» (всего ОТФ в данном профстандарте четыре):
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
Код |
Наименование |
Уровень квалификации |
Наименование |
Код |
Уровень (подуровень) квалификации |
A |
Деятельность по подготовке к соревнованиям и участие в соревнованиях под руководством тренера (тренеров) |
3 |
Контроль уровня спортивной подготовленности под руководством тренера |
A/01.3 |
3 |
Подготовка к соревнованиям под руководством тренера |
A/02.3 |
3 |
|||
Выступление на спортивных соревнованиях под руководством тренера |
A/03.3 |
3 |
|||
Проведение под руководством тренера восстановительных мероприятий после интенсивных физических нагрузок, заболеваний и травм |
A/04.3 |
3 |
Там же приведен уровень квалификации, необходимый для выполнения той или иной функции. Код, указанный в этой таблице, – по сути, номер ОТФ и ТФ, он нужен для того, чтобы лучше ориентироваться в стандарте. Например, табличный код для ТФ «Подготовка к соревнованиям под руководством тренера», приведенный выше (A/02.3), означает, что трудовая функция относится к ОТФ «А», что она вторая в списке ТФ и что для ее выполнения требуется третий уровень квалификации.
Детализация трудовых функций – главная часть профстандарта
Это самый большой раздел профстандарта, включающий характеристики каждой ОТФ: описание ОТФ и ТФ, входящих в их состав.
Обратим внимание на раздел «Возможные наименования должностей» работников, выполняющих данную ОТФ. Так, в стандарте «Спортсмен» должность по рассмотренной выше ОТФ единственная – «спортсмен». Но в других ОТФ этого стандарта встречаются должности «спортсмен ведущий», «спортсмен-инструктор».
Блок требований и условий включает требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска к работе и другие характеристики для выполнения ОТФ. Так, для выполнения рассмотренной выше ОТФ стандарта «Спортсмен» требуются:
Требования к образованию и обучению |
Подготовка по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта и (или) программам спортивной подготовки |
Особые условия допуска к работе |
Допуск к занятиям спортом и спортивным соревнованиям, полученный в порядке, утвержденном законодательством РФ |
Перейти на профстандарт работодателю должны помочь дополнительные характеристики ОТФ: код базовой группы и ее наименование в соответствии с ОКЗ, наименования должностей или профессий согласно ЕКС и ЕТКС, код и наименование одной или нескольких специальностей (профессий), освоением которых обеспечивается выполнение обобщенной трудовой функции. В качестве иллюстрации рассмотрим самую простую ОТФ из рассмотренного выше стандарта спортивных руководителей – «Руководство деятельностью в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта». Вот только часть дополнительных характеристик:
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
1120 |
Руководители учреждений, организаций и предприятий |
1432 |
Руководители организаций физической культуры и спорта |
|
ЕКС |
– |
Директор (заведующий) физкультурно-спортивной организации |
Характеристика каждой ОТФ включает характеристику ТФ, в нее входящих, тех самых, которые уже были перечислены во втором разделе (в таблице). Теперь ознакомимся с ними более детально, поскольку каждая ТФ состоит из трудовых действий.
Рассмотрим ТФ «Контроль уровня спортивной подготовленности под руководством тренера», которая входит в самую первую ОТФ стандарта «Спортсмен» (мы с ней ознакомились выше).
Итак, эта ТФ состоит из следующих действий: выполнение под руководством тренера комплекса контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической подготовленности, выполнение под руководством комплекса контрольных упражнений для оценки технико-тактической подготовленности и т. д. (трудовая функция включает девять трудовых действий).
Также указываются умения, знания и другие характеристики, необходимые для выполнения ТФ. В нашем случае для контролирования уровня спортивной подготовленности спортсмен должен уметь, в частности, контролировать собственное физическое и психическое состояние, знать теоретические основы физкультурно-спортивной деятельности и т. д.
Сведения о разработчиках
Раздел содержит информацию об ответственной организации и организациях – разработчиках профстандарта.
Где узнать характеристики уровней квалификации, указанных в профстандарте?
Каждая ОТФ и ТФ содержат информацию об уровне квалификации, необходимом для ее выполнения. С характеристиками уровней квалификации можно ознакомиться в документе Уровни квалификации[13]. Чем сложнее ТФ работника, чем выше его ответственность – тем выше уровень квалификации. Например, для выполнения ОТФ «Осуществление тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе» (стандарт «Тренер») требуется пятый уровень квалификации, а для выполнения ОТФ «Реализация мер по развитию вида спорта в РФ, в субъекте РФ» из этого же стандарта – уже девятый. То есть для определения квалификационных требований в профстандарте достаточно указать требуемый уровень квалификации. Работодатель самостоятельно должен изучить характеристики нужного уровня, включающие показатели: «полномочия и ответственность», «характер умений» и «знания», а также основные пути достижения уровня квалификации и применить их при формировании требований к своим работникам.
На сайте Минтруда[14] находится реестр трудовых функций, где перечислены некоторые трудовые функции по соответствующим им уровням квалификации.
Как найти нужный профстандарт?
Найти нужный профстандарт трудно, поскольку его название и название должности могут не совпадать.
К маю 2016 года Минтруд утвердил более 814 профстандартов, к 2018 году их планируется принять 1 800, начнется актуализация уже существующих. Как работодателю сориентироваться в этом море информации? Следить за изменениями, вносимыми в реестр профстандартов, который размещается на сайтах Минтруда «Профессиональные стандарты» (www.profstandart.rosmintrud.ru) и ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» (www.vet-bc.ru). Реестр включает следующую информацию по каждому стандарту: регистрационный номер, код, область и вид профессиональной деятельности, наименование, реквизиты соответствующего приказа Минтруда, регистрационный номер Минюста, дата введения в действие. Текста профстандарта в реестре нет.
База текстов профстандартов, сгруппированных по сферам деятельности в алфавитном порядке, находится на сайте научно-методического центра системы профквалификаций ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда[15]. Тексты профстандартов находятся и в правовых системах – их можно найти, зная номер утверждающего приказа.
Для того чтобы найти нужный профстандарт, следует руководствоваться не названием должности, а сферой деятельности. Например, нет профстандарта «Начальник отдела кадров», но есть стандарт «Специалист по управлению персоналом»[16], нужная должность – там.
Если работодатель испытывает трудности с поиском «своего» профстандарта, то на сайте Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (www.nspkrf.ru) нужно перейти в раздел «Советы по профессиональным квалификациям», в списке отыскать профильный и обратиться туда за разъяснениями.
* * *
Работодатель должен следить за появляющимися профессиональными стандартами, используя реестр профстандартов, и помнить, что название должности может не соответствовать названию стандарта, ее описывающего, поскольку в нем указывается вид профессиональной деятельности. Вид профессиональной деятельности характеризуют обобщенные трудовые функции, состоящие из трудовых функций. Именно на эту информацию следует обращать внимание работодателю, выбирая соответствующие профстандарты. Если применение профстандарта обязательно, то работник обязан соответствовать уровню квалификации, указанному в профстандарте, а также требованиям, характеризующим ту или иную трудовую функцию. Если работник не соответствует этим требованиям, то работодатель обеспечивает повышение квалификации данного работника.
[1] Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ).
[2] Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
[3] Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 № 916н.
[4] Положение о Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК), утв. Приказом Минспорта РФ от 17.03.2015 № 227.
[5] Профстандарт «Тренер», утв. Приказом Минтруда РФ от 07.04.2014 № 193н.
[6] Проект № 02/07/08-15/00038639 находится на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов по адресу http://regulation.gov.ru/p/38639/.
[7] Профстандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта», утв. Приказом Минтруда РФ от 29.10.2015 № 798н.
[8] Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.
[9] Макет утвержден Приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 147н.
[10] Согласно Методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта, утв. Приказом Минтруда РФ от 29.04.2013 № 170н.
[11] Утвержден Приказом Минтруда РФ от 07.04.2014 № 186н.
[12] Утвержден Приказом Минтруда РФ от 23.10.2015 № 769н.
[13] Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утв. Приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н.
[14] http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-trudovyh-funkcij/.
[15] Адрес базы профстандартов – http://vet-bc.ru/node/454/.
[16] Утвержден Приказом Минтруда РФ от 06.10.2015 № 691н.