Как
сделать классное руководство интересным и содержательным
Выступление на ШМО классных руководителей
Панина М.И.
Выступление «Как
сделать классное дело интересным и содержательным»
От правильного воспитания детей
зависит благосостояние всего народа.
Дж. Локк
Вопросы
образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись
одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А
так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная
ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя,
классного руководителя, воспитателя.
Каждый ребёнок
уникален и неповторим, и задача педагогов классных руководителей, воспитателей,
состоит, прежде всего, в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и
терпение, сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и
значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное,
индивидуальностью.
Но процесс воспитания
не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта
предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное,
равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя,
воспитателя.
Согласно
требованиям, нового Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен
на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их
самоидентификацию и гражданское становление».
Для меня быть
классным руководителем – это радость общения, это круг своих детей, это
реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому
своему воспитаннику, это радость небольших достижений и больших побед. Я
убедилась в том, что успех приходит тогда, когда проявляешь искреннюю любовь к
детям, принципиальность, тактичную требовательность, справедливость,
неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.
Конечный продукт
нашей работы – выпускник начальной школы, творческая личность,
индивидуальность, личность, умеющая работать в коллективе и для коллектива,
здоровая и любящая, ведущая здоровый образ жизни, личность, которая имеет
гражданскую позицию, любящая свое государство, свое историческое культурное наследие.
На сегодняшний день существует много форм
внеклассной работы. К классическим формам работы с классным коллективом
относятся классный час, классное собрание, час общения, информационный час.
Учащимся нравятся такие формы работы как викторины, конкурсы, марафоны,
состязания, турниры и они с радостью принимают в их участие. Однако главной
формой внеклассной работы является классный час. Задача классного руководителя
заключается в оптимальном выборе формы проведения классного часа в зависимости
от возраста учащихся и поставленных целей работы. Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют
место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу
классного руководителя со своим классом. Во время классного часа обычно
подводятся итоги за прошедшую неделю. Учащиеся обсуждают результаты
успеваемости и состояние дисциплины в классе. Нередко классные часы посвящаются
беседам по вопросам морали и культуры поведения, проведению встреч с
интересными людьми. Чаще всего классные часы проводит классный руководитель. На
классном часе возможно совместное творчество педагога и учащихся, обмен
мнениями обеих сторон. Классный час выполняет несколько воспитательных функций:
просветительную, ориентирующую и направляющую.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные
функции: он просвещает, ориентирует и направляет учащихся. Тематика классных
часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в воспитательных
планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:
1. Морально-этическим проблемам. На них формируется определённое
отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому
себе.
2. Проблемам
науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у
воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику
духовного развития личности.
3. Эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики
знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном
в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у них
сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился
творческий потенциал.
4. Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые
должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека.
5. Психологическим проблемам. Цель таких классных часов
заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации
элементарного психологического просвещения.
6. Проблемам
экологии. Необходимо привить учащимся ответственное отношение к природе. Как
правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире.
7. Общешкольным проблемам (значимым общественным событиям,
юбилейным датам, праздникам).
Перед проведением классного часа классный
руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения
классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и
проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно
больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными
учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные
особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития. В
структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной,
основной и заключительной.
Вступительная часть призвана
активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и
уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение
обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и
науки.
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. Во
время заключительной части важно стимулировать потребность учащихся внести
изменения в работу класса. Следовательно, классный час – это прямое общение
педагога со своими воспитанниками, и его успешность зависит от взаимопонимания
всех участников воспитательного процесса.
Классное собрание – это иная форма взаимодействия классного
руководителя с классным коллективом, которое является наивысшим органом самоуправления
в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству,
самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение
вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание
выполняет две функции: стимулирующую и организующую. Классное собрание распределяет
поручения, избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива,
слушает доклады учеников о выполнении поручений. Личное участие классного
руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия
какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение.
Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку
проведения собрания, умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать
коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
Ещё одна интересная форма проведения
классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни
учащихся, если он задуман интересно и необычно. Час общения – это совместное
творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности
поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в
подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения.
Классному руководителю при этом важно создать комфортный микроклимат в классе,
чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться
или быть непонятыми. Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит
от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей,
профессионализма педагога. Это могут быть беседы, дискуссии (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение
поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения,
слушать и понимать иное мнение. А сюжетно-ролевые игры позволяют обсудить проблему, вызвать
сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры. Варианты
проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”,
“спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения. К формам
работы, вызывающим интерес у учащихся, относятся также устные журналы и
социальные проекты. Эти формы работы ставят перед учащимися конкретные
проблемы, возникающие в классе и требующие решения. Одним из способов быстрого
решения проблемы является “мозговая атака” или “мозговой штурм” так же учащимся
нравятся классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где?
Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и тематические классные часы. Тематические классные часы требуют
подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного
времени. Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить
кругозор учащихся, способствовать их духовному развитию.
Важно, что при планировании тематики классных часов необходимо
учитывать не только возраст учащихся, но и их мнение и интересы.
В
последнее время всё больше внимания уделяется инновационным и коммуникативным
технологиям в процессе обучения в рамках выполнения приоритетного национального
проекта «Образования».
На своих уроках я
стараюсь внедрять новые инновационные технологии, создавая условия для
самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе
включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную
деятельность. Активизация деятельности всех учащихся возможна только в общении,
а общение – необходимое условие формирования и развития личности. А общение на
уроке будет лёгким и приятным тогда, когда в классе царит обстановка мира,
дружбы и взаимопомощи. Чтоб создать такую обстановку, я решила изменить
структуру организации внеклассной работы в классе.
В классе действует
орган ученического самоуправления, где ребята готовятся к будущей жизни уже с
малых лет. Ученики живут своей реальной, сегодняшней жизнью. Интересная,
отвечающая их потребностям и особенностям, деятельность: игровая, трудовая,
благотворительная, творческая, досуговая. Формируются и развивают такие
качества, как ответственность, самостоятельность, социальная активность,
коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. И это касается не
группы ребят, а всех членов классного коллектива.
Нужно, чтобы они
сами составляли план работы на целую четверть, сами привлекали ребят из других
классов к сотрудничеству, сами оценивали. В своей творческой деятельности они
решают реально, возможно ли сделать то, что они запланировали. Я, как учитель,
не стремлюсь сразу же откорректировать их план, а даю время продумать,
подготовить и провести намеченные дела. Во время отчёта о проделанной работе в
конце четверти, мы не только говорим о том, что сделали, но и том, что не
смогли сделать. И это очень важно, так как при дальнейшем планировании, я
стараюсь обратить внимание ребят на то, все дела должны быть реальными,
исполнимыми, интересными, важными, а самое главное нужными им самим.
Дети учатся
планировать свою работу так, чтоб в классе жизнь была интересной и дружной.
Каждый, запланировав работу на четверть, сотрудничает со всем коллективом или
группой ребят для достижения цели, каждый сообщает о проделанной работе перед
классным коллективом в конце четверти, отмечая положительные и отрицательные
стороны. Дети сами составляют реальные планы для работы в будущей четверти.
Выбирают лидеров и ответственных конкретных заданий. Задача педагога –
направить деятельность учащихся таким образом, чтоб их действия были социально
одобряемыми и социально признаваемыми. Дети с удовольствием делятся эмоциями,
делами, которые они совершили в течение недели, проводим классные часы так,
чтобы каждый смог высказать своё мнение или же сами ученики ведут классный час
с помощью руководителя.
Создавая
условия ученикам в общеобразовательном учреждении для их успешной
жизнедеятельности, содействуя разностороннему творческому развитию и духовному
становлению, свою педагогическую деятельность направляю на формирование
мотивации к учению каждого ребёнка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности
для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные
формы и методы индивидуальной работы. Стараюсь создать благоприятные условия
для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, творческой
индивидуальности, формирования демократической культуры в системе классного
самоуправления, гуманизируя отношения между детьми в коллективе, организуя
систему самоуправления в классе, способствует формированию навыков
самовоспитания обучающихся.
Вся работа с
детьми направлена на сотрудничество и с семьёй, в интересах ребёнка. Привлекая
родителей к участию в учебно-воспитательном процессе школы, способствую
созданию эмоционального комфорта ребёнка в школе и за её пределами.
Учитель использует
проектную деятельность, как в учебной, так и во внеклассной работе с детьми,
ориентированную на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную,
парную, групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени.
Данная работа направлена на решение конкретной проблемы: «Можно ли в классе
сделать жизнь интересной, а учёбу важной и полезной»?
Вся система
воспитания начинается с того, что учитель должен чётко представлять себе, чего
хочет добиться от детей на данном этапе времени, каким хочет увидеть их в конце
года. Серьёзно подходить к определению содержания работы с детьми. Вместе с
детьми и родителями учиться планировать, осуществлять, анализировать и
подводить итоги. Вести целенаправленную воспитательную работу, для того чтоб
наши выпускники были не только образованными, но и здоровыми,
коммуникабельными, творческими.
Всякая ученическая
группа в школе должна по идее становиться коллективом, ибо только в этом случае
возможно полное достижение всех целей и задач школы.
Цель истинного
воспитания – не только в том, чтоб заставить людей делать добрые дела, но и
находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только
быть справедливым, но и жаждать справедливости.
Надеемся, что
ученики будут – самостоятельными личностями, понявшие свою самоценность,
которые достигнут самоопределения и самоутверждения путём саморазвития и
самореализации.
Всё это и есть
главная цель воспитания – счастливый человек! А сейчас идёт долгая и тщательная
работа поиска путей достижения цели. «Воспитание детей – рискованное дело. Ибо
в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же
неудачи горе несравнимо ни с каким другим». (Демократ).
Каждый ученик
должен превосходить своего учителя. Ведь слово педагог переводится с греческого
как «Дето вождение». Мы должны помогать учащимся выбирать то, что
полезно и то, что пригодится им в будущем. Учитель должен стать им примером.
Свое выступление
хочу закончить так:
Ребенок
— горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является
тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество,
сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От
него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль
классного руководителя — поддерживать огонь в каждом ребенке.
13 советов классному руководителю
1. Соблюдайте личные и профессиональные границы
2. Создайте для класса чёткие правила
и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали
3. Никогда публично
не отчитывайте ребёнка
4. Никогда не обсуждайте чужих детей
и коллег с родителями
5. Доверяйте детям и давайте
им свободу выбора и действий
6. Признавайте свою
вину и просите прощения
7. Помогайте родителям
в рамках своей компетенции
8. Открыто обсуждайте
проблемы класса с детьми
9. Просите родителей обо всех конфликтных
ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям
10. Играйте с детьми
11. Шутите!
12. Избегайте рутины
13. Не живите только работой
и не жалейте себя
ому разрешению правообладателя.
Доклад
Как сделать классное руководство интересным и содержательным?
В последнее время всё больше внимания уделяется инновационным и коммуникативным технологиям в процессе обучения в рамках выполнения приоритетного национального проекта «Образования».
На своих уроках я стараюсь внедрять новые инновационные технологии, создавая условия для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность. Активизация деятельности всех учащихся возможна только в общении, а общение – необходимое условие формирования и развития личности. А общение на уроке будет лёгким и приятным тогда, когда в классе царит обстановка мира, дружбы и взаимопомощи. Чтоб создать такую обстановку, я решила изменить структуру организации внеклассной работы в классе.
В классе действует орган ученического самоуправления, где ребята готовятся к будущей жизни уже с малых лет. Ученики живут своей реальной, сегодняшней жизнью. Интересная, отвечающая их потребностям и особенностям, деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. Формируются и развивают такие качества, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. И это касается не группы ребят, а всех членов классного коллектива.
Нужно, чтобы они сами составляли план работы на целую четверть, сами привлекали ребят из других классов к сотрудничеству, сами оценивали. В своей творческой деятельности они решают реально, возможно ли сделать то, что они запланировали. Я, как учитель, не стремлюсь сразу же откорректировать их план, а даю время продумать, подготовить и провести намеченные дела. Во время отчёта о проделанной работе в конце четверти, мы не только говорим о том, что сделали, но и том, что не смогли сделать. И это очень важно, так как при дальнейшем планировании, я стараюсь обратить внимание ребят на то, все дела должны быть реальными, исполнимыми, интересными, важными, а самое главное нужными им самим.
Дети учатся планировать свою работу так, чтоб в классе жизнь была интересной и дружной. Каждый, запланировав работу на четверть, сотрудничает со всем коллективом или группой ребят для достижения цели, каждый сообщает о проделанной работе перед классным коллективом в конце четверти, отмечая положительные и отрицательные стороны. Дети сами составляют реальные планы для работы в будущей четверти. Выбирают лидеров и ответственных конкретных заданий. Задача педагога – направить деятельность обучающихся таким образом, чтоб их действия были социально одобряемыми и социально признаваемыми. Дети с удовольствием делятся эмоциями, делами, которые они совершили в течение недели, проводим классные часы так, чтобы каждый смог высказать своё мнение или же сами ученики ведут классный час с помощью руководителя.
Я ПРОВОЖУ БЕСЕДЫ О ТОЛЛЕРАНТНОСТИ И УВАЖЕНИИ К СТАРШИМ.
Ребята ПОМОГАЮТ и следят за выполнением домашних работ, но и помогают сделать на перемене или после уроков ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НЕУСПЕВАЮЩИМ УЧЕНИКАМ. Очень приятно видеть, когда радуются за успехи все. Профессиональная деятельность является важнейшей для подавляющего большинства людей современности. Она совершенно необходима как для отдельной личности, так и для общества в целом на различных его уровнях, включая мировое сообщество, человечество.
Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для их родных и близких, в частности родителей. Проблемой профориентации молодых инвалидов в разное время занимались такие ученые, как А.А. Дыскин, А.Г. Литвак, А.М. Щербакова, В.П. Ермаков, Ф.С. Исмагилова и другие. В данной статье нам бы хотелось рассмотреть некоторые особенности профессионального самоопределения подростка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья. Не менее важным для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ОВЗ позволяет дать более точную оценку актуального состояния оптанта, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и/или групповая работа.
Создавая условия ученикам в общеобразовательном учреждении для их успешной жизнедеятельности, содействуя разностороннему творческому развитию и духовному становлению, свою педагогическую деятельность направляю на формирование мотивации к учению каждого ребёнка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы. Стараюсь создать благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления, гуманизируя отношения между детьми в коллективе, организуя систему самоуправления в классе, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.
Вся работа с детьми направлена на сотрудничество и с семьёй, в интересах ребёнка. Привлекая родителей к участию в учебно-воспитательном процессе школы, способствую созданию эмоционального комфорта ребёнка в школе и за её пределами.
Учитель использует проектную деятельность, как в учебной, так и во внеклассной работе с детьми, ориентированную на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени. Данная работа направлена на решение конкретной проблемы: «Можно ли в классе сделать жизнь интересной, а учёбу важной и полезной»?
Вся система воспитания начинается с того, что учитель должен чётко представлять себе, чего хочет добиться от детей на данном этапе времени, каким хочет увидеть их в конце года. Серьёзно подходить к определению содержания работы с детьми. Вместе с детьми и родителями учиться планировать, осуществлять, анализировать и подводить итоги. Вести целенаправленную воспитательную работу, для того чтоб наши выпускники были не только образованными, но и здоровыми, коммуникабельными, творческими.
Всякая ученическая группа в школе должна по идее становиться коллективом, ибо только в этом случае возможно полное достижение всех целей и задач школы.
Цель истинного воспитания – не только в том, чтоб заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только быть справедливым, но и жаждать справедливости.
Надеемся, что ученики будут – САМОстоятельными личностями, понявшие свою САМОценность, которые достигнут САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.
Всё это и есть главная цель воспитания – счастливый человек! А сейчас идёт долгая и тщательная работа поиска путей достижения цели. «Воспитание детей – рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим». (Демократ).
Каждый ученик должен превосходить своего учителя. Ведь слово педагог переводится с греческого как «Дето вождение». Мы должны помогать обучающимся выбирать то, что полезно и то, что пригодится им в будущем. Учитель должен стать им примером.
Руководство — отличный пример эффективного контент-маркетинга. Гайды не только демонстрируют знания эксперта, но и приносят пользу людям. Сегодня расскажем о том, как их правильно писать.
Итак, начнем с того, что условно гайды делятся на два типа:
- Полное руководство, в котором рассказывается о каком-то сервисе или действии. Пример — создание группы во «ВКонтакте» с нуля, инструкция по пользованию линейкой готовых решений IntecUniverse.
- «КАК-руководство» отвечает на конкретный вопрос. Пример — как настроить Google Диск, как почистить серебро, как приготовить лазанью и пр.
Определитесь с ЦА
Первый вопрос — кто будет читать гайд? Руководство для новичков — это одно. Гайд для тех, кто уже умеет что-то делать и хочет прокачать скилл, — совсем другое.
Разница в подаче материала. Новичкам нужно все разложить по полочкам, подробно рассказать о каждом шаге, чтобы в конце у читателя не осталось вопросов. В руководстве для специалистов можно не рассказывать об очевидном. Например, интернет-маркетологи знают, в чем разница между CTR и CTA, поэтому им объяснять эти термины не надо.
Инструкции со множеством подробностей делают руководство объемным и громоздким. Новичкам, которые хотят вникнуть, придется окунуться в текст. Специалисты же не станут тратить время на давно известную информацию и поищут более лаконичный гайд.
Отжимайте лишнюю воду
Вода вредит любому тексту, а руководству особенно. У современного человека нет времени искать нужную информацию среди «в настоящий момент» и «каждому известно». Писать надо кратко и по делу.
Вот пример неудачного вступления:
У всех, кто работает в «Фотошопе», рано или поздно возникает потребность нарисовать круг. Именно для таких пользователей и написано это руководство.
Надо вот так:
В гайде я собрал 11 способов, как нарисовать круг в «Фотошопе». Руководство подходит для версии СС 2015 и выше.
Здесь есть вступление и нет воды, все четко и ясно. Чем короче гайд, тем он привлекательнее. При этом содержание должно быть емким, чтобы читатель узнал то, что хочет.
Очень много вступлений, речевых оборотов и т.д.
Кратко или подробно: ищите баланс
Вы уже решили, кто будет читать руководство, а теперь нужно подумать, на каком языке говорить с ЦА.
В гайде для дотеров можно смело пользоваться сленгом. Для этого достаточно почитать форумы, ознакомиться с парочкой видео и разобраться в терминологии.
В гайде о том, как сделать стяжку пола, тоже можно немного покуражиться. Маловероятно, что этот текст интересен трепетным филологическим девам, поэтому пара шуток или крепких словечек понравятся читателю.
Для сравнения:
Такие действия под запретом, иначе вы столкнетесь с непоправимым ущербом и понесете убытки.
И вот так:
Нарушите инструкцию — песец всему.
Звучит немного эпатажно, но доходчиво, и это отличает гайд от тысячи однотипных текстов. Конечно, такую прямоту оценят не все, но протестировать подобные приемы стоит.
Юмор и близость к разговорному стилю «очеловечивают» гайды, и сухая инструкция превращается в живой рассказ. Людям это нравится.
Помните о структуре
«Нет» длинным абзацам. Абзацы больше 6 строк лучше разбивать на две части — так текст читается легче.
Используйте списки. Надо что-то перечислить — делайте список, даже короткий, даже всего из трех пунктов.
Оформлять инструкции тоже нужно как список. Исключение — руководство с пошаговыми иллюстрациями, которые разбивают текст на части.
Чтобы что-то сравнить, создавайте таблицы.
Без картинок никуда
Руководство без иллюстраций — это не руководство. Его даже не попытаются понять.
Вместо тысячи слов — картинка. Можно интересно писать, но лучше показывать. Например, вы рассказываете о каком-нибудь устройстве. На правой панели прибора в верхней части с левой стороны есть большая желтая кнопка, которую надо нажать. Что проще: объяснять словами или сделать фото и обвести кнопку кружком? Конечно, сделать фотографию.
Нет фотографий — есть YouTube. Найдите видео по теме, сделайте скриншот нужного кадра. Другой вариант — нарисуйте схему в графическом редакторе. Так, если вы пишете гайд по работе с компьютером, делайте много скриншотов. Удалить лишние скрины проще, чем обнаружить, что не хватает какого-то шага, и начинать все сначала.
Конечно, есть вещи, которые ни фотографиями, ни скриншотами не передать. Если надо объяснить, как правильно приседать или сделать потайной шов, поможет GIF-анимация.
Как тут не вспомнить главреда всея интернета Максима Ильяхова, который делает гифку из редактирования текста. Вот абзац, вот удаление лишнего, вот результат. Круто? Круто.
При желании можно создать видеогайд — альтернативу текстовому руководству. Кто любит читать инструкции, тот пусть читает, а кто предпочитает смотреть — пусть смотрит.
Не забудьте закончить руководство фотографией результата. Это важно для гайдов по готовке или рукоделию. Если стейк получился похожим на подошву, читатель вряд ли захочет повторить такой опыт.
Ссылки
Еще раз: гайд должен быть лаконичным. Это не перечисление всех терминов и определений. Однако информативность не должна страдать, поэтому используйте ссылки.
Особенно полезны ссылки на сайтах с разными руководствами. Перед автором задача — написать серию текстов о командной строке в Linux. Писать, как открывать строку в каждом гайде, — потеря времени. Можно вынести инструкцию в отдельный мини-гайд и на каждой странице добавлять ссылку на него. Красивое решение как с позиции SEO, так и с точки зрения юзабилити.
Этот рецепт работает и с полными руководствами. Не размещайте огромное текстовое полотно на одной странице, а разбивайте его на разделы с грамотной перелинковкой. Google и Яндекс именно так и устроили гайды для своих сервисов.
Заключение
Контент в виде хорошего гайда работает — доказано практикой. Грамотное руководство с большой вероятностью окажется в ТОПе поисковых систем. Пользователи будут добавлять его в закладки, делать репосты, отправлять ссылки коллегам.
С помощью качественного гайда вы увеличите посещаемость сайта. А если напишете классное руководство для клиента, то он к вам обязательно вернется.
В электронной книге Александра Макарова рассказывается, как сделать так, чтобы ваши материалы, несмотря на свой практический и прикладной характер, небыли скучным, сухим и оставались в памяти читателей надолго.
Содержание книги «Как сделать руководство интересным»
- Введение.
- Оставайтесь самим собой.
- Расскажите историю.
- Освободитесь от комплексов.
- Сделайте что-нибудь особенное.
- Повышайте свой уровень.
- Улучшайте и изменяйте.
Прочитав электронную книгу, Вы узнаете:
- как сделать практический материал руководства запомнающимися;
- простой способ использования свойств письменной речи для притяжения людей и передачи своего настроения;
- как с первых строчек расположить к себе читательскую аудиторию;
- от чего зависит отношение читателя к вашим словам и к вам лично;
- чего читатель от вас не ожидает, и почему это способствует притягательности вашего текста;
- какие факторы влияют на качество ваших книг.
P.S. В архив с электронной книгой добавлена аудио-версия книги «Как сделать руководство интересным» (формат mp3).
[sociallocker id=»4165″]
Скачать бесплатно
[/sociallocker]
Дополнительная информация
Название: Создаем практическое руководство вместе.
Автор: Александр Макаров.
Формат: *.PDF + *.mp3
Страниц: 10.
Размер: 10.08 Мб.
Вам также может понравиться
На чтение 5 мин Просмотров 3к. Опубликовано 23.08.2021
Пошаговая инструкция — лучший формат контента, если речь идет о практических рекомендациях.
Подобно инфографике, пошаговые визуальные представления процессов могут улучшить понимание читателями и повысить их взаимодействие с контентом.
Этот тип обеспечения может иметь форму нумерованного списка, блок-схемы или серии инструкций. Кроме того, вы можете добавить фирменные цвета и логотипы, чтобы продвигать идеи вашей организации.
Используйте пошаговые инструкции, чтобы:
- Объяснять сложные бизнес-процессы.
- Проинструктировать клиентов, как пользоваться продуктом.
- Продемонстрировать отраслевые тенденции.
- Установить свой авторитет в предмете.
Если вы планируете делать пошаговую инструкцию в виде рисунков, следует привлечь графического дизайнера. Он сможет создать визуально интересную разбивку процесса, которую легко понять, не запутываясь.
Элементы пошаговой инструкции
- Введение.
- Основная часть (чаще всего в виде нумерованного списка).
- Заключение.
Будь то «как приготовить курицу в духовке» или «как начать бизнес», люди все время ищут «как» делать что-то в поисковой системе. И вы можете помочь этим людям, написав у себя «как сделать».
Посты в блоге «Как сделать» предоставляют читателям пошаговое руководство, как делать что угодно. А такие блоги также являются возможностью для вашей компании позиционировать себя как клиентоориентированную и бескорыстную, поскольку вы излагаете тактический подход к решению проблемы или удовлетворению потребности, не требуя ничего взамен. Это помогает сделать ваш бренд синонимом доверия.
Написание этих сообщений также может помочь вашему блогу занять место в избранном фрагменте кода поисковой системы — поле, которое появляется в результатах поиска с несколькими десятками слов, отвечающими на вопрос. Вы можете увидеть пример этого ниже.
Сообщения с разделом «Как сделать» лучше всего подходят для следующих сообщений:
- Пояснения к математике и уравнениям [т. е. «Как рассчитать Net Promoter Score»].
- Объяснение способа размышления или подхода к неясной задаче [т. е. «Как ставить и достигать маркетинговые цели»].
- Изложение пошаговых инструкций для легко решаемой задачи [т. е. «Как заблокировать веб-сайты в Chrome для настольных и мобильных устройств»].
Создание контента: полное руководство для начинающих
Как написать пошаговую инструкцию
- Заголовок сообщения. Убедитесь, что заголовок начинается с «Как…» и содержит не более 60 символов.
- Вступление. Начните пост с коротким введением из 100-200 слов. Обязательно выделите:
- Причина, по которой важно то, о чем вы говорите.
- Кому, к какой отрасли или к какому сектору промышленности это относится.
- Что вы будете освещать [т. е. «В этом посте мы объясним, почему (термин) важен, объясним, как использовать (термин), и дадим 8 предложений, если вы новичок в (термин)»].
Некоторые читатели могут не знать, что вы объясняете, как делать. Очевидно, что если то, о чем вы пишете, хорошо известно, вы можете пропустить определение.
После определения термина объясните, почему читателю важно понимать идею и / или знать, как делать то, о чем вы пишете.
Читайте также:
- Анатомия самых популярных статей: успешный и невидимый контент
- 11 шагов к успешной разработке контента: полное руководство
Как сделать (этапы)
Этот раздел должен составлять основную часть написанного в сообщении в блоге. Для каждого шага чрезвычайно важно иметь собственный заголовок раздела для оптимальной организации, ясности для читателя и оптимизации поисковой системы.
Кроме того, разделение инструкций по разделам также позволяет вам включать наглядные пособия для каждого шага по мере необходимости в форме GIF, изображения или видео.
Важно помнить, что шаги, которые вы даете своим читателям, должны быть ясными, краткими и точными. Любое лишнее в статье может их сбить с толку, в результате чего некоторые читатели не достигнут желаемых результатов.
Если вы объясняете, как это сделать, например, решить уравнение (например, «Как рассчитать безубыточность»), предоставьте пошаговое объяснение и пример того, как рассчитать ставку, точку или число, которое вы объясняете, как достигнуть. Покажите всю свою работу, чтобы читатель мог легко следить за ней.
Лайфхак: если вы не знаете, какие этапы лучше включить в свою инструкцию, посмотрите на результаты поиска. А именно блоки внимания. они помогут вам создать грамотную и высокоэффективную структуру статьи.
Советы и напоминания
Если вы разбиваете сложную концепцию или задачу, некоторые читатели могут по-прежнему чувствовать себя ошеломленными и неуверенными в своей способности справиться с ней.
Разбейте несколько предложений о том, как лучше всего подойти к концепции, и / или несколько напоминаний о ней. Это не список рассылки, так что оставьте в этом кратком списке от трех до пяти советов.
Если вы считаете, что пошагового подхода достаточно, вы можете не включать этот раздел.
Вывод
Завершите свой новый потрясающий пост в блоге отличным завершением. Напомните своим читателям о главном выводе, который вы хотите, чтобы они ушли, и подумайте о том, чтобы указать им на другие ресурсы, которые есть на вашем веб-сайте.
Призыв к действию
И последнее, но не менее важное: разместите призыв к действию внизу сообщения в блоге. Это должно быть содержание, генерирующее потенциальных клиентов, или целевую страницу, ориентированную на продажи, для демонстрации или консультации. Например, если ваш продукт или услуга помогает вашим читателям делать то, что они искали, «как сделать», или если у вас есть шаблон в вашей библиотеке ресурсов контента, который делает то, что они искали, «как сделать», это было бы идеальным CTA для этого сообщения.
Чек-лист перед публикацией