Как собрать левую клавиатуру баяна инструкция

Так выглядит механизм левой клавиатуры баяна. Пять рядов кнопок и в каждом ряду 16 пластин, которые при нажатии на соответствующую кнопку открывают от двух до четырёх клапанов басовых нот.

Так выглядит механизм левой клавиатуры баяна. Пять рядов кнопок и в каждом ряду 16 пластин, которые при нажатии на соответствующую кнопку открывают от двух до четырёх клапанов басовых нот.

В предыдущей части статьи я рассказал о правой клавиатуре моего баяна. Я умышленно лишь вскользь упомянул о левой басовой клавиатуре, чтобы не напугать Вас её видом и устройством. Теперь Вы готовы к встрече с этим механизмом. Для начала снимаем с корпуса ремень и вытаскиваем по одному маленькому гвоздику на торце корпуса в верхней его части.

Здесь всё гораздо сложнее, чем в правой. Эта клавиатура имеет сразу пять рядов кнопок. Два первых от меха ряда- это чисто басовые ноты. Третий ряд — мажорные трезвучия, т.е. при нажатии одной кнопки открываются сразу три канала и звучит три ноты, входящие в мажорный аккорд от ноты этой кнопки. Четвёртый ряд — так же, но уже минорные аккорды (трезвучия), а пятый — это септаккорды, они состоят уже из четырёх нот. Соответственно и механика этой клавиатуры сделана так, чтобы осуществлялась поставленная задача. Здесь имеется две группы клапанов, в каждой из которых по 12 нот.

Два резонатора по 12 нот.

То, что на каждом резонаторе именно по 12 Голосов, не случайно. Ведь звукоряд любой октавы состоит из 12 нот — 7 чистых нот — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си плюс 7 полутонов — До # , Ре # , Фа # , Соль # , Ля # . Итого 12 нот. В международной раскладке ноты пишутся как — C, D, E, F, G, A, B и знаки # или ♭ . Знаки # после ноты повышает её звучание на пол-тона вверх, а знак ♭ — понижает её на те же пол-тона. Таким образом, вся басовая клавиатура баяна (и аккордеона) построена на этих 24-х нотах, вернее их сочетаниях (аккордах). Для снятия этих двух резонаторов, необходимо повернуть Г-образные скобы на их торцах. После этого они легко снимаются. На последнем фото в галерее ниже видны окошки каналов обоих резонаторов, закрытых подушечками клапанов с обратной стороны корпуса, на которой расположена вся механика басов и аккордов баяна.

При повороте Г-образных скоб освобождается крепление резонатора к корпусу.

Каждый клапан открывается при повороте одной из длинных осей, расположенных на внутренней части корпуса — дне отсека с клапанами. На фотографии они выглядят как закреплённые с двух сторон 12 ровных тонких осей с приваренными к ним вертикально проволочными рычагами. При нажатии на клавишу, сдвигается плоская пластина с плоскими отводами на ней. Эти отводы нажимают на два, три или четыре рычага на осях привода открытия клапанов, в зависимости от того в каком ряду клавиатуры находится нажатая кнопка.

Ряды клавиш и пластины-толкатели проволочных рычагов, поворачивающих оси 12-ти клапанов.

Одновременно с нажатием кнопки и поворотом оси или осей клапана приподнимаются клапаны в виде подушечек и открывают каналы, ведущие к резонаторам на обратной (внутренней) стороне отсека клапанов. Всего у басовой части баяна их два — первый для группы клапанов с более высокими нотами и меньшими по размеру звуковыми планками, а второй — резонатор для группы басовых нот низкой резонансной частоты. Он крупнее первого резонатора и Голоса на нём более крупные. Когда нажимается кнопка первого или второго ряда клавиатуры, звучит нота баса большого резонатора и бас той же ноты на октаву выше первой группы резонаторов. При нажатии кнопки третьего или четвёртого ряда, отводы на пластине этой кнопки нажимают на три рычага на первой группе клапанов. Звучит мажорный или минорный аккорд. При нажатии на кнопку пятого ряда сразу четыре отвода на её пластине поворачивают четыре оси и открывают четыре клапана на первой группе клапанов. Звучит септаккорд. Все клапана имеют прижимной механизм и закрыты, если не нажата ни одна кнопка.

Нажата кнопка 1-го ряда, открыто два клапана одинаковой ноты в двух рядах резонаторов.

Все пять рядов кнопок, вернее их продолжение — плоские пластины с отводами закреплены в три слоя в направляющие прорези трёх слоёв деревянных реек. Первый слой из длинных пластин открывает клапана, связанные с первыми двумя рядами кнопок на клавиатуре. Это все басовые ноты. Второй ряд пластин — мажорные аккорды, а третий верхний слой открывает клапана минорных и септаккордов.

Хорошо видны все три ряда пластин-толкателей — Длинные нижнего ряда и короткие двух верхних рядов.

Скорее всего, если хорошо поискать, можно найти литературу по устройству и ремонту подобных муз. инструментов. Но мне очень уж хотелось разобраться в его устройстве самому́. Ушло на это пара дней. Вернее понял я принцип их работы быстро, но они были искарёжены. Мне пришлось полностью разобрать весь этот механизм. Снять все пластины и добраться до осей поворота крепления клапанов. Все проволочные рычаги на этих осях были согнуты в совершенном беспорядке и никак не соответствовали нужному положению для открывания клапанов соответствующим кнопкам. Они их вообще не открывали, а кнопки провалились внутрь своих отверстий. Когда я начал всё это хозяйство разбирать, сразу подписал все пластины по порядковому номеру их установки в слоях и прорезей в рейках и, конечно же, зарисовал положение самих реек относительно друг друга. Затем пришлось немного подправить подушечки, закрывающие окна всех каналов. Некоторые из них не ложились на свои места, были погнуты их тяги. Затем я обозначил ноту каждого окна всех каналов, проследив их по нажимаемым кнопкам на клавиатуре и , сравнивая со схемой кнопок на рисунке клавиатуры, со всеми обозначениями нот а аккордов (нашёл в сети). Располагая этой информацией, я начал с первого ряда кнопок подгибать проволочные рычаги на осях клапанов.

Тяги 1-го, нижнего ряда длинные и могут поворачивать рычаги сразу обоих рядов клапанов резонаторов при нажатии на кнопки первых двух рядов кнопок.

Потихоньку поправил их все сначала для первого, затем и второго ряда кнопок. Оказалось, что их нужно было править одновременно для обоих рядов кнопок. Но сними пришлось повозиться, пока окошки клапанов стали легко и правильно открывать при нажатии на любую из них по две подушечки.

Если приглядеться, видно, что проволочные рычаги на осях изогнуты довольно сильно и при нажатии на кнопку поворачивают ось, находящуюся не прямо над отогнутым упором, а в стороне.

Закрепив окончательно планку, которая удерживала на месте пластины двух первых рядов кнопок, Я приступил к к третьему ряду. Здесь всё оказалось сложнее. Пластины первых двух рядов длинные и захватывают клапана по одному на двух полосах окон к каналам резонаторов. Они разнесены по длине пластин и всё легко просматривается. Теперь же каждое нажатие на кнопку должно приподнимать сразу три подушечки. И все они расположены на первой полосе окошек, ведущих к первому ряду резонаторов. Тяги короткие и все должны открывать нужные каналы. Нужно подгибать каждый проволочный рычаг на своё место, не сбивая настройку этого же рычага для нижнего ряда пластин. Ведь они уже настроены для работы первых рядов кнопок. Кое как справился. Те же действия пришлось выполнить для четвёртого ряда. Но после всех этих действий мне пришлось разобрать и вновь собирать все пять рядов кнопок и снова подгибать их ещё много раз. Постоянно оставалась или появлялась небольшая ошибка в форме изгиба рычажков. Очень трудно подогнуть их для правильного срабатывания верхнего слоя тяг, не испортив изгиб для нижнего или верхнего. Особенно, если стараться сделать минимальный люфт кнопок. Как я убедился в конце-концов, Свободный ход кнопок нужно обязательно оставлять не менее 0,3-0,5 мм.. Иначе какой-нибудь клапан (или даже не один), обязательно будет плохо закрываться. Но и с этим я справился. Ай, да я… Поверьте, это было очень трудно.
Осталось собрать воедино все три части баяна — Две клавиатуры и раздвижной мех между ними. Но после всего, что я сделал до этого, это можно сделать просто на ощупь. Короче говоря баян был готов. Я поставил на место фальшпанели и ремень… Когда я его взял на руки, нажал на несколько кнопок и, поставив на колени растянул меха, он Зазвучал! О, это было бесподобно. Особенно басы. Аккорды звучали Божественно. На правой клавиатуре кнопки нажимались легко, ноты звучали нормально. Я посмотрел схему расположения нот и после нескольких попыток, кое как, сыграл гамму. Но больше всего мне понравилась всё же левая клавиатура. У меня хороший слух и правильность аккордов я слышу без проблем. Теперь осталось найти кого-то из знакомых, кто умеет на нём играть, и услышать его нормальное звучание при игре. Учиться играть самому уже позднова́то, но попытку я сделаю. Только что из этого выйдет, не знаю. Страшно начинать. Это не гитара, и даже не пианино. Пока, я боюсь этих кнопок. Слишком непривычно.

На этом, пожалуй, стоит закончить мой рассказ. В том, что мой баян ещё зазвучит я уверен. Соответствие правильности, вернее соответствию нот нажимаемым кнопкам, я проверил по Тюнеру — программе, которую я описа́л в первой части моего рассказа. В любом случае, я собой доволен.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

  • #1

Подскажите пожалуйста молодому ремонтнику баяна «Рубин 5», каким нужно воспользоваться инструментом что бы открутить резьбу и не повредив ее, на левой руке(басы) переднюю панельку для кнопок. Я понимаю что нужно сперва 2 винта слева и справа открутить, что бы откинуть половину,но не как туда не добраться простыми отвертками.

Идея разбора баяна, состоит, что бы поменять механику, клапана нужно заменить,износились и просто отваливаются, если есть руководства по этому,я с радостью почитал бы, во избежании ошибок.

  • #2

Не надо ничего отвинчивать. Внутри аккордовой механики (она сьемная) две защёлки.
Затем 4 винта на гребенке басов, и рычаги басов можно аккуратно разложить….
А вот дальше на свой страх и риск. Но Вам лезть не советую…

  • #3

Перед разбором советую досканально изучить работу механики иначе потом будут проблеммы.
У меня на замену клапанов уходит 2 полных дня в комфортном режиме.
Нужно понимать, что просто переклеить будет не достаточно, обязательно делается полная регулировка механики после. Басовый клапан — двойной, составной, один открывает другой и нужен зазор в пол миллиметра.
В общем сам могу и с закрытыми глазами разобрать, но механика при всей примитивности не простая и требует правильного обращения.
Обычно когда переклеиваю клапана в Рубинах всегда вынимаю деку из корпуса — так гораздо проще и точнее получается работать.

  • #4

Денис, может расскажем как со стороны резонаторов заменить поролон? Хотя все равно потом нужна кремповка… А как обьяснить ее?
Любезный jokertops, при всем желании помочь, может лучше к мастеру?
Без обид. Просто операция действительно для Вас не простая и требует опыта..

  • #5

Я бедный студент, мне нельзя к мастеру,а то кефир с батоном не на что будет покупать)
Для удобства я свистки вынял, заранее)) 2 защелки не смог сообразить….,ну теперь с увеличение обзора намного проще разбирать стала)…в общем законспектирую все что есть, сделаю схему что где располагается и буду дальше разбирать. Правая рука легче легкого пошла, хоть приходилась кнопку сломанную заменять(доставая все кнопки) и клапана переклеивать, а вот с левой немного проблемы. Меня утешает только то что купил не Юпитер))(в два раза больше механики-в два раза больше проблем)
А книги про механику баяна,руководства ремонта совсем нет?или что то есть? наталкиваюсь на вирусы или новомодное слово «баян»(т.е. повтор)

  • #6

Книг нет.
Стремление сделать похвально.
Слушай сюда, говорят в Одессе…
Есть два варианта переклеить клапана.
1. Разбирать дальше, разгибая тяги, для того чтобы снять валики басовой механики. Освободятся клапана, можно их аккуратно ( могут сломаться) разогнуть и снять. Не перемешать малые басовые с аккордовыми! Хоть и похожи — размер разный. Далее переклеиваем клапана (сначала вычистив от остатков сдохшего поролона) . Можно на тот же флис. Нет новой лайки- вычистить, ободрать старую. Порядок склейки — намазываем клапан — приклеиваем к поролону (флису, фетру, фильцу)- высыхает — обрезаем — намазываем лайку — сажаем на нее клапан с поролоном — обрезаем. Клей разный ( почитай форум). Сборка в обратном порядке…..
И вот тут начинается самое интересное. Клапана становятся выше и все тяги вновь поставленые все равно станут не так как было. Люфты по всем соединениям надо делать заново. Для этого нужны кремповки (читай форум).
2. Можно не разбирая басовые валики с тягами чистить клапана и оклеивать через отверстия в деке со стороны резонаторов. Это что-то вроде лечения гланд через …….:). Плюс его — меньше разборки. Минус — очень скрупулезная работа… Кремповка — так же как и в 1.
Может что забыл — щас ребята дополнят…

  • #7

я разгибая только 12 сцепок, которые соединяют басовые клапана с валиками. Остальные 12, которые соединяют выборные рычаги с басовыми валиками я не разгибаю а снимаю с оси и вся нижняя платформа вместе со сцепками, 12-ю нижними выборными Г-образными рычагами удаляется напрочь, шоб не мешала. Потом выборную гребёнку снимаем совсем, чтобы к пружинам и рычагам подобраться легче. Сбрасываю все пружины, выдёргиваю обе оси клапанов и все клапана выкладываю на стол ( пружины складываю по порядку, чтобы вернуть каждую на свое место ). Когда снимаю клапана — сцепки не разгибаю, они и так снимаются прекрасно. Перклеиваю клапана и начинаю собирать обратно слева — направо сразу оба ряда, басовые и выборные. Тут же делаю установку каждого клапана. Потом ставлю все пружины, выборную гребёнку, проверяю люфт между басовыми клапанами. Потом ставлю на время нижнюю платформу и намечаю линию Г0образных выборных рычагов. Снимаю платформу и выставляю в линию все выборные рычаги. Потом Окончательно ставлю нижнюю платформу, завожу басовые сцепки.
Потом остается выбрать люфты в рычагах готовой механики и сделать люфты между выборными рычагами и проволочными толкателями. Вроде все, ничего не забыл.
Да, деку лучше вынуть из корпуса, иначе все очень неудобно.

  • #8

jokertops, теперь три варианта.
А желание ещё есть?
P.s
Рекомендую каждый шаг фотографировать. Очень поможет при сборке. И еще. Вы ранее писали что меняли рычаг в правой, т.е. разбирали ее. Я надеюсь ось не перехватывали плоскогубцами когда вытаскивали?

  • #9

Я бы посоветовал потренироваться хотя бы на этюдике или тулячке старом для начала. разобрать и собрать левую, чтобы хоть какой-то навык и понятие появилось. А то дров можно наломать, тем более на первом и рабочем инструменте. сам так начинал ;)

  • #10

Этюд не даст представление о рубиновской механике, совсем все другое. Но умение разобрать и собрать — половина дела.

  • #11

Даст знание принципа работы, а это немаловажно.!

  • #12

jokertops»:2d27ew0c написал(а):

А книги про механику баяна,руководства ремонта совсем нет?или что то есть? наталкиваюсь на вирусы или новомодное слово «баян»(т.е. повтор)

Когда-то тоже искал литературу по ремонту, нашел только вот это:
http://www.twirpx.com/file/1322043/

  • #13

При разборке левой механики аккордеона, мне как любителю, трудно представить себе , как не ошибиться с сохранением порядка укладки приводных валиков обратно. Пришел к такому решению: с начала делаю наклонные риски маркером по всему набору валиков басовой группы и аккордовой. Если, неудачно уронишь какой либо валик, то его место определится по риске. Группу валиков легко зафиксировать небольшими мощными неодимовыми магнитами
и вытащить все одновременно. А далее можно защемить по концам каждую группу большими биндерами с резиновой полоской. В таком виде это можно складировать без опасения что либо потерять.

  • IMAG0321[1].jpg

    IMAG0321[1].jpg

    45.8 KB

    · Просмотры: 20,933

  • IMAG0323[1].jpg

    IMAG0323[1].jpg

    45.4 KB

    · Просмотры: 20,933

  • IMAG0324[1].jpg

    IMAG0324[1].jpg

    67.1 KB

    · Просмотры: 20,934

  1. Форум

  2. Гармонь, технические аспекты

  3. Обслуживание и ремонт

  4. сборка кнопок левой клавиатуры

сборка кнопок левой клавиатуры


10 года 8 мес. назад #17266
от Дмитрий Гундин

Доброго времени суток господа.
я еще совсем начинающий, просьба отнестись с нисхождением.
Достался за бесплатно аккордеон horch полный, состояние конечно не идеальное, попытался привести в порядок левую клавиатуру (120 кнопок, половина тягами друг за друга цепляются), ну и по неопытности снял накладку, кнопки на тягах болтаются и все перемешались. теперь дилемма, как собрать?
Выявил какие кнопки открывают одинаковые клапана, промаркировал 1 и 2 ряды басов (относительно клапанов) но какой клапан какой ноте соответствует так и не могу понять, какова последовательность нот на клапанах сверху вниз?
Помимо правильности сборки лично для меня будет затруднителен сам процесс, может подскажите как сделать это проще, пока рассматриваю вариант к каждой кнопке привязывать веревку и пропускать их через накладку.
Прошу не пинать, и в поиск не отправлять, честно искал, качал книги по ремонту, но разобраться самостоятельно не могу. если знаете где посмотреть дайте ссылку.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


10 года 8 мес. назад10 года 8 мес. назад #17267
от Виталий Алексеев

Для баяна Weltmeister сделал небольшую таблицу, но до конца не заполнил, т.к. лень. До конца заполнить ее можно с помощью определителя аккордов по адресу
chordfind.com/keyboard

Для аккорда 7 пропускается 3-я нота, по поводу аккода «У» не знаю, может кто подскажет из форумчан, что это за зверь. Я полагаю, это укороченный аккорд m6 по тому же определителю, 3-я нота тоже пропускается.
Как пользоваться определителем: Берешь ноту из второго ряда басов баяна, выбираешь ее в определителе в левом списке. В правом выбираешь для Б-Major, для M-Minor, для 7 — 7, для У — m6 и смотришь на фортепианной клавиатуре набор нот для аккорда.
Если будут вопросы — пиши.

Последнее редактирование: 10 года 8 мес. назад пользователем Виталий Алексеев.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


10 года 8 мес. назад #17290
от Тимофей Токарев

Надо сначала все распутать: что бы при положении «вверх ногами» все рычаги свободно болтались.
Я делаю так: сначала засунуть «блок» в полукорпус (под углом, как суете аккордеон в чехол, не до конца, не защелкивать!!) и пинцетом просунуть все тяги в свои отверстия.
Проверено практикой.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


10 года 3 мес. назад #21614
от Leonid Vasiliev

Прошу помощи. Есть аккордеон — «Березка». Достался с разобранной левой механикой. Часть кнопок в россыпь. Решетка кнопок снята, теперь проблема найти куда какую кнопку вставить и последовательность операций.
Мой план таков. Думаю составить таблицу соответствия клапанов — рычагов — кнопок. Закрепить на корпусе механику и решетку кнопок. Затем разогнув проволочные тяги кнопок вставлять их в отверстия и продев тягу в рычаг, снова фиксировать.
Может есть способ проще?

Еще прошу помощи в разборке левой механики Galotta «Солист». Аккордеону уже 60 лет, туго работают некоторые кнопки. Как правильно снять левую механику для чистки, чтобы не пришлось вытаскивать из решетки кнопки?

  • IMG_20130217_150636.jpg

  • IMG_20130217_150329.jpg

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


10 года 3 мес. назад #21620
от Константин Ч.

Привет!
Как раз занимаюсь переборкой левой механики баяна,вчера делал
пару фото.Аккордеонная левая часть такая же.Принцып одинаков.
Схему незнаю,но если бы у тебя ещё была одна механика-просто собрать по образцу.
Ну а перед тем как разобрать,можно детали пронумеровать тонким маркером.
Да чуть незабыл,у разных производителей способ крепления не сильно отличается.
Прикручиваются через деку шурупами,но разбирать приходится вместе с кнопками
даже для замены лайки на клапанах.Или механизм вынимать вместе с кнопочной
решёткой,открутив и сдвинув её ближе к механизму.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


10 года 3 мес. назад #21629
от Leonid Vasiliev

Со стороны деки никакого крепежа не видно (Galotta). Может конечно спрятаны под напрвляющими рейками резонаторов. Но отрывать их наудачу не хотелось бы. Решетка кнопок тоже или приклеена или крепится со стороны деки под рейками. короче есть хитрость которую нужно знать

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  1. Форум

  2. Гармонь, технические аспекты

  3. Обслуживание и ремонт

  4. сборка кнопок левой клавиатуры

Время создания страницы: 0.262 секунд

Давайте внимательно осмотрим баян со всех сторон. Перед вами достаточно совершенный современный инструмент, прошедший весьма сложную и противоречивую эволюцию. Левая полная сторона баяна имеет  сто двадцать кнопок. И самое интересное то, что во время игры исполнителю-баянисту их не видно. Человеку непосвященному это кажется невероятным: управлять таким обилием кнопок не глядя – есть в этом нечто мистическое. При одном только взгляде на левую клавиатуру у многих отпадает желание научиться играть на баяне.

Комплект видео упражнений для левой руки

Сегодня мы поговорим с вами о левой клавиатуре и начнем осваивать ее с помощью специальных упражнений. Здесь будет совершенно мало теории и много практического материала. Видео упражнения для левой руки, представленные здесь, дадут вам возможность в экспрессивном режиме подготовить левую руку к полноценной игре на баяне.

После освоения видео упражнений у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. Практическое прохождение комплекта упражнений позволит вам абсолютно легко самостоятельно работать над разучиванием  мелодий и пьес в облегченном переложении для баяна.

В видео упражнениях задан эталон звучания баяна при выполнении упражнений. Вы всегда сможете включить видео и сопоставить свою игру со звуком в записи. Эти упражнения способствуют выработке оптимального меховедения и приучают  пальцы к верной аппликатуре. В подборке 30 видеороликов, 130 видео упражнений, которые признаны специалистами наиболее полезными для обучения начинающих баянистов.

Эти упражнения я использую в работе с желающими освоить баян уже почти сорок лет. На том материале, который у вас имеется возможность купить, научились играть на баяне сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая комплект видео упражнений для левой руки, вы автоматически получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.

Для кого подготовлены эти упражнения?

 — Для тех, кто начинает обучение на баяне с нуля, без какой-либо музыкальной подготовки. Материал в комплекте изложен таким образом, что практически каждый человек, сможет его освоить самостоятельно.

— Упражнения можно результативно использовать педагогами по классу баяна в качестве учебных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.

Посмотрите фрагмент видео из Комплекта:

В комплекте: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Большинство упражнений с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Каждое упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате AVI.

Посмотрите фрагмент одного из видео упражнений, входящих в комплект:

Приобрести комплект можно по подписке тут boosty.to/petrowich

Организация левой клавиатуры современного баяна. Видеоупражнения

Однако с этими многочисленными кнопками дело обстоит намного проще. Для полноценной игры на левой клавиатуре с охватом всех тональностей  хватило бы и шестьдесят кнопок — ровно половина того, что имеется на левой клавиатуре. Конечно, и это многовато. Использовать при игре все шестьдесят кнопок практически невозможно: ведь не играем же мы какое-либо произведение сразу во всех тональностях.

Итак, основная группа из шестидесяти кнопок на левой стороне баяна располагается в двенадцати поперечных рядах. Каждый ряд – кнопка баса и четыре кнопки, соответствующие разным аккордам.

Кнопки основного баса идут не по порядку расположения нот в звукоряде, а по определенной системе – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Казалось бы, бессмыслица. Но нет, в такой последовательности басовых нот кроется великий смысл, большая продуманность и организованность левой клавиатуры баяна.

Когда баянист начинает играть произведение в какой-либо тональности, все кнопки, необходимые для полноценного аккомпанемента, удивительным образом оказываются у него под пальцами. Переходы в параллельные тональности также не вызывают затруднения, т.к. кнопки этих тональностей находятся рядом – чуть выше или чуть ниже.

На фотографии изображена стокнопочная левая клавиатура

2013-04-02_003644

При игре на баяне часто используются тональности, главные басовые кнопки которых находятся в самых нижних рядах из двенадцати. Если бы левая клавиатура ограничивалась только основной группой кнопок, исполнителю приходилось бы скакать через десять-одиннадцать рядов вверх. Велика вероятность промахов! Вот поэтому  кнопки верхней части клавиатуры повторяются под нижней основной группой, и баянист не скачет вверх, рискуя промахнуться, а спокойненько играет свое произведение в комфортной аппликатурной зоне.

Приобрести комплект можно по подписке тут boosty.to/petrowich 

По аналогии нижняя часть кнопок  основной группы повторяется в верхней части клавиатуры.

Это повторение составляет еще сорок кнопок. Остается двадцать. У них тоже своя особая миссия Они по своему расположению точно повторяют вертикальный ряд басов, но при  этом смещены на четыре нотки вниз. Теперь все басовые кнопки действительно сгруппированы очень удобно и всегда находятся под пальцами исполнителя.

Обновлено: 20.05.2023

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 278 526
  • КНИГИ 658 004
  • СЕРИИ 25 236
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 614 348

Внедрение в школах искусств предпрофессиональных программ изменило условия работы преподавателей школ искусств и потребовало поиска новых путей обучения детей. Появилась необходимость с одной стороны интенсификации занятий, а с другой стороны точного и профессионального подхода в их наполнении.

Учебно-методическое пособие А.А. Тилькова «Пять шагов по изучению левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами» показывает путь, который автор применил в своей практической работе с детьми. Данное пособие раскрывает достаточно сложный процесс освоения слепой левой клавиатуры баяна и аккордеона в нескольких конкретных шагах, состоящих из последовательно усложняющихся игровых упражнений, которые охватывают весь спектр позиций левой руки необходимых для начального освоения инструмента.

Игровые упражнения представлены автором в виде несложных для учащихся, но постоянно усложняющихся движений, имеющих игровое наполнение. Каждое упражнение имеет информативное название, прилагающуюся к нему картинку, поясняющую его зрительный образ и стихотворный текст или музыкальное сопровождение, уточняющие его слуховое наполнение, что повышает интерес ребенка и гарантирует уверенное и точное запоминание материала уже при первом ознакомлении с ним.

Подробное описание игровых упражнений очень информативно, доступно для детей, не требует от них на первых этапах владения нотной грамотой и наглядно проиллюстрировано рисунками расположения левой руки и пальцев на клавиатуре. Кроме того, описание снабжено исчерпывающими рекомендациями, содержащими как нотные примеры, так и схемы движения пальцев на клавиатуре.

Каждый «шаг» состоит из цепочки упражнений, гарантирующих точный и профессиональный итоговый результат в изучении аппликатурных позиций левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами. Основываясь на своем многолетнем опыте работы с учащимися ДМШ при ВОМК, считаю данное пособие своевременным и актуальным.

Преподаватель специальности «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов): инструменты народного оркестра» ГБПОУ ВО «Владимирский областной музыкальный колледж имени А.П. Бородина», преподаватель ДМШ при ГБПОУ ВО «Владимирский областной музыкальный колледж имени А.П. Бородина», Почетный работник СПО А.В. Тупичкин.

Учебно-методическое пособие «5 шагов по изучению левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами» продолжает тему игрового обучения начинающих баянистов и аккордеонистов начатую автором в методическом пособии «Играем в баян». Особенностью данного учебно-методического пособия является то, что оно рассчитано на решение конкретной задачи, а, следовательно, предназначено для преподавателей.

Система работы «5 шагов» опробована в течение почти 10 лет на учащихся различного возраста и физических данных и рассчитана на первый год обучения по предпрофессинальным и общеразвивающим программам класса баяна и аккордеона в ДШИ и ДМШ. Впрочем, срок условен. Кто-то из учащихся может освоить все 5 шагов и быстрее, а некоторым наоборот потребуется больше времени. Как правило, учащиеся начинающие обучение на баяне или аккордеоне с готовыми аккордами по пятилетней программе осваивают все пять шагов за 6 месяцев, шести и восьмилетней от 9-ти до 1,5 лет. Срок освоения зависит лишь от физических данных ученика. Самые быстрые результаты показывают учащиеся окончившие подготовительные отделения и уже освоившие выборную систему, особенно если они ее осваивали по пособию «Играем в баян».

Качество учебного пособия подтверждено жюри различных конкурсов, в различных номинациях. На Международном конкурсе методических разработок «Master class» в номинации «Учебно-методическое пособие» пособие «5 шагов» получило звание Лауреата 2 степени, на X Межрегиональном фестивале конкурсов молодых исполнителей «Родная Земля» пособие было представлено в номинации «Конкурс педагогическое мастерство. Открытый урок» удостоено звания Лауреата 3 степени, на III Всероссийском конкурсе исполнительского мастерства и методических работ преподавателей и концертмейстеров ДМШ и ДШИ «Путь к совершенству» (г. Вологда) система работы «5 шагов» представленная в виде пособия удостоена звания Лауреата 2 степени. Данное пособие стало Лауреатом

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Давайте внимательно осмотрим баян со всех сторон. Перед вами достаточно совершенный современный инструмент, прошедший весьма сложную и противоречивую эволюцию. Левая полная сторона баяна имеет сто двадцать кнопок. И самое интересное то, что во время игры исполнителю-баянисту их не видно. Человеку непосвященному это кажется невероятным: управлять таким обилием кнопок не глядя – есть в этом нечто мистическое. При одном только взгляде на левую клавиатуру у многих отпадает желание научиться играть на баяне.

Комплект видео упражнений для левой руки

Сегодня мы поговорим с вами о левой клавиатуре и начнем осваивать ее с помощью специальных упражнений. Здесь будет совершенно мало теории и много практического материала. Видео упражнения для левой руки, представленные здесь, дадут вам возможность в экспрессивном режиме подготовить левую руку к полноценной игре на баяне.

После освоения видео упражнений у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. Практическое прохождение комплекта упражнений позволит вам абсолютно легко самостоятельно работать над разучиванием мелодий и пьес в облегченном переложении для баяна.

В видео упражнениях задан эталон звучания баяна при выполнении упражнений. Вы всегда сможете включить видео и сопоставить свою игру со звуком в записи. Эти упражнения способствуют выработке оптимального меховедения и приучают пальцы к верной аппликатуре. В подборке 30 видеороликов, 130 видео упражнений , которые признаны специалистами наиболее полезными для обучения начинающих баянистов.

Эти упражнения я использую в работе с желающими освоить баян уже почти сорок лет. На том материале, который у вас имеется возможность купить, научились играть на баяне сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая комплект видео упражнений для левой руки, вы автоматически получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.

Для кого подготовлены эти упражнения?

— Упражнения можно результативно использовать педагогами по классу баяна в качестве учебных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.

Посмотрите фрагмент видео из Комплекта:

В комплекте: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Большинство упражнений с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Каждое упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате AVI.

Посмотрите фрагмент одного из видео упражнений, входящих в комплект:

Приобрести комплект видео упражнений для левой руки очень просто:

Цена 300 рублей

Итак, основная группа из шестидесяти кнопок на левой стороне баяна располагается в двенадцати поперечных рядах. Каждый ряд – кнопка баса и четыре кнопки, соответствующие разным аккордам.

Кнопки основного баса идут не по порядку расположения нот в звукоряде, а по определенной системе – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Казалось бы, бессмыслица. Но нет, в такой последовательности басовых нот кроется великий смысл, большая продуманность и организованность левой клавиатуры баяна.

Когда баянист начинает играть произведение в какой-либо тональности, все кнопки, необходимые для полноценного аккомпанемента, удивительным образом оказываются у него под пальцами. Переходы в параллельные тональности также не вызывают затруднения, т.к. кнопки этих тональностей находятся рядом – чуть выше или чуть ниже.

На фотографии изображена стокнопочная левая клавиатура

2013-04-02_003644

При игре на баяне часто используются тональности, главные басовые кнопки которых находятся в самых нижних рядах из двенадцати. Если бы левая клавиатура ограничивалась только основной группой кнопок, исполнителю приходилось бы скакать через десять-одиннадцать рядов вверх. Велика вероятность промахов! Вот поэтому кнопки верхней части клавиатуры повторяются под нижней основной группой, и баянист не скачет вверх, рискуя промахнуться, а спокойненько играет свое произведение в комфортной аппликатурной зоне.

Еще посмотреть О развитии навыка чтения с листа на баяне и аккордеоне

По аналогии нижняя часть кнопок основной группы повторяется в верхней части клавиатуры.

Это повторение составляет еще сорок кнопок. Остается двадцать. У них тоже своя особая миссия Они по своему расположению точно повторяют вертикальный ряд басов, но при этом смещены на четыре нотки вниз. Теперь все басовые кнопки действительно сгруппированы очень удобно и всегда находятся под пальцами исполнителя.

Данное издание является учебно-методическим пособием по обучению детей 5-7 лет, начинающих освоение левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами для преподавателей музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Учебно-методическое пособие носит черты технологии, состоит из пяти последовательных шагов, представленных как цепочка игровых упражнений от пальчиковых игр до игровых упражнений, и направлено на изучение основных позиций левой готовой клавиатуры. Изучение рассчитано на первый-второй год обучения по предпрофессиональным и общеразвивающим программам класса баяна и аккордеона в ДШИ и ДМШ.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 5 шагов по изучению левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Клавиатура с готовыми аккордами это изначально сконструированная левая клавиатура баяна и аккордеона. Сочетание баса и трехзвучных аккордов пришло от первых хроматических и диатонических гармоник. И первый баян был сконструирован мастером Петром Егоровичем Стерлиговым в 1904 году именно как инструмент с полным набором хроматического басо-аккордового аккомпанемента. Готовая клавиатура баяна и аккордеона состоит из двух рядов басов, сдвинутых один относительно другого так, что интервал между ними составляет большую терцию и трех или четырех (в зависимости от конструкции) рядов аккордов. К басо-аккордовому аккомпанементу П. Стерлингова (мажорные, минорные трезвучия и септаккорды) часто добавляется еще один ряд уменьшенных трезвучий.

Ее освоение возможно как с самого начала освоения инструмента, так и после предварительного освоения выборной системы инструмента и является обязательным во всех программах обучения игре на баяне и аккордеоне. Неоспоримым преимуществом, облегчающим освоение готовой клавиатуры, является простота исполнения аккомпанемента и схожесть аппликатурных позиций при исполнении гамм.

В то же время исполнитель осваивающий баян и аккордеон сталкивается со многими сложностями. Во-первых, готовая клавиатура закрыта для зрительного контроля и ее освоение учащийся может производить лишь тактильно. Во-вторых, ее освоение требует дополнительных теоретических знаний, например изучение нотации басового ключа. В-третьих, кварто-квинтовое расположение басов, упрощающее игру аккомпанемента, имеет свою обратную сторону: в отличие от зеркальной по отношению к правой руке выборной системы, непохожее на правую руку, свое расположение клавиш и необходимость отдельного изучения их расположения. Кварто-квинтовое расположение также создает сложности при исполнении мелодических линий, особенно в миноре. Эти сложности часто становятся достаточно серьезным препятствием на пути освоения инструмента для детей 6,5-8 лет, особенно если они не развиты физически. Как преодолеть недостатки и использовать достоинства левой клавиатуры с готовыми аккордами и показывает данное пособие.

Отличие процесса обучения детей дошкольного возраста (согласно ФГОС ДО 1 это дети от 3-х до 8 лет) от обучения детей более позднего возраста заключается в том, что большую часть новых навыков дети дошкольного возраста получают играя. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности 2 . Поэтому процесс проведения урока и процесс обучения учащихся дошкольного возраста в целом можно выстраивать как цепочку различных игр, что даст преподавателю возможность нивелировать негативные моменты, отмеченные ранее и успешно решать поставленные задачи.

Пособие «5 шагов» носит черты технологии и состоит из пяти последовательных шагов представленных как цепочка игровых упражнений от пальчиковых игр до игровых упражнений на инструменте и направлено на изучение основных позиций левой готовой клавиатуры.

Первый шаг, подготовительные упражнения, разделен на две части. Первая часть пальчиковые игры для развития координации, независимости, силы пальцев и первоначального формирования правильной постановки. Вторая это игровые упражнения на правильную постановку руки, ведение меха и выработку первоначальных игровых движений.

Последующие шаги направлены на изучение позиций левой руки вначале в мажоре, включая мажорную гамму, а затем в миноре, включая минорную гамму.

Последовательно шагов в целом построена от простого к сложному, но жестко не задана, и может корректироваться в соответствии со способностями и задачами обучения. Например, если у учащегося плохо развивается независимость пальцев и ему требуется дополнительное время для освоения игрового упражнения «Ракета» из 4-го щага, то параллельно можно начать изучение 5-го шага, игровое упражнение «Вальс “Детский”».

Система, описанная в этом пособии, позволяет за короткое время изучить все основные позиции левой готовой клавиатуры. Здесь следует сделать одно пояснение. Изучение одного упражнения рассчитано на 2-3 урока. Каждое последующее упражнение основано на предыдущих, но это не значит, что предыдущие упражнения не нужно повторять. Они повторяются несколько уроков и после движения вперед и доводятся до быстрого темпа. В итоговом варианте учащийся должен играть все части упражнений «Полька» и «Вальс» подряд, одну за другой. А, например, упражнение «Столбик» повторяется достаточно продолжительное время, по крайней мере, вплоть до изучения упражнения «Ракета» и минорной гаммы.

Каждое игровое упражнение снабжено подробными описаниями действий, рисунками расположения рук, черно-белыми иллюстрациями которые ученик может раскрасить и методическими рекомендациями. Критичные с точки зрения изучения моменты выделены рамкой и пометкой «Это важно!»

В целом пособие построено так, что начальном этапе не требует у ученика знания нотных обозначений, однако изучение первоначальных игровых упражнений, конечно, должно идти параллельно с изучением нотной нотации и схемы расположения клавиш на клавиатуре.

На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.

БАСОВЫЙ КЛЮЧ

Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:

Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;

АППЛИКАТУРА

На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.

При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)

1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.

БАСОВЫЕ ЗВУКИ

Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.

Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:

Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:

Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.

Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.

ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ

Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.

Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:

АККОРДЫ

Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.

Аккорды записываются следующими нотами:

Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:

Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).

Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):

Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.

Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой «Б».
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой «М».
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой «7».

Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я «покрасил» в серый цвет.

Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.

При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:

Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.

Упражнения

При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд — третий палец, ряд мажорных аккордов — второй. Следите за движением меха, за звуком.

field_food_01_res

В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb

Последующие издания этой книги называются Баян по слуху. Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс.

Голосовые планки баяна

Правая клавиатура баяна

Вся музыка состоит из семерок звуков, которые повторяются. Семь белых клавиш. Это целые звуки. Пять черных клавиш. Это полутона. Каждая семерка звуков это двенадцать клавиш. Четыре косых поперечных ряда по три клавиши. На клавиатуре баяна более низкие (басовые) семерки звуков выше. Более высокие (писклявые) семерки звуков ниже.

Пятирядная клавиатура баяна не добавляет новых звуков. Четвертый и пятый ряды дублируют Первый и Второй ряды. Для игры на полтона и тон выше с таким же порядком нажатия клавиш.

Левая клавиатура баяна

Левая клавиатура баяна полностью совпадает с левой клавиатурой аккордеона. На некоторых баянах и аккордеонах шесть вертикальных рядов. С внешнего края добавлен шестой ряд у Уменьшенные септаккорды

Если совсем кратко
Методика обучения игре по слуху заключается в следующем
Играть на слух произведения для определенных аккордов
В самоучителе более 500 произведений

Аккорды цифрами с буквами даны специально
Кто знает ноты. Без труда поймет. Что 1 2 3 4 5 6 7 это до ре ми фа соль ля си
Аккорд 6м это Ля минор. Аккорд 1б это До мажор. Аккорд 3с это Ми септ

Боюсь содержанием напугать начинающих слухачей
Но уверен, что это ребята смелые, поэтому привожу полностью

Книга Парнес Оськина Баян самоучитель без нот

Оськина С. Е. Парнес Д. Г. Баян без нот Самоучитель

Содержание 200 страниц

Насчет редких аккордов 3ю и других. Они даны в конце книги.
В начале обучения авторы дают 15 главных аккордов, которых многим хватит

Сыграйте на баяне на левой стороне аккомпанемент аккордами и басами. Песня Виновата ли я. Можете просто подпеть мелодию. Можете сыграть мелодию на правой стороне. Песня простая. Всего три аккорда 6м, 3с, 2м. Кто до баяна играл на гитаре, без труда узнает Am, E7, Dm. Но на гитаре в аккорде надо учится ставить пальцы. А на баяне для взятия аккорда нужно нажать всего одну клавишу. Дополнительно нажимаем вторую клавишу бас этого аккорда. Очень просто. Смотрите выше левую клавиатуру.

Виновата ли я мелодия и аккорды

Объяснение идеи обучения игре по слуху
Для каждого вида аккордов изучаем аккомпанемент знакомых мелодий.
Например
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м (Для знающих ноты Ля Минор, Ми Септ, Ре Минор)

Для аккордов 6м, 3с, 2м

1. Баю, баюшки-баю
2. А я по лугу
3. Карапет мой бедный
4. Цыпленок жареный
5. По улицам ходила большая крокодила
6. Маруся отравилась
7. Ехал на ярмарку ухарь-купец
8. Коробейники
9. Дубинушка
10. Волга-реченька
11. Взяв би я бандуру
12. Выйду на улицу
13. Нич яка мисячна
14. Ромашки спрятались
15. На дворе хорошая погода
16. Когдая на почте служил ямщиком
17. Ой не свити, мисяченьку
18. Песня о друге
19. Я усики не брею
20. Виновата ли я

Цитата стр. 5
Предлагаемый метод обучения игре по слуху простой: напеваете, играете известные Вам произведения по словам с обозначениями аккордов под ними, и у Вас образуются слухо-моторные реакции, при которых любая мелодия заставляет пальцы нажимать в нужных местах нужные клавиши, звуки мелодии, брать нужные аккорды

Смысл обучения не зазубрить все песни из самоучителя. Хотя песен более 500 на самые разные темы. Играя песни, вы усвоите принципы, способы построения мелодии. Чтобы суметь легко самостоятельно подобрать мелодию и аккомпанемент любой песни. Многие из Вас уже к середине книги будут подбирать мелодию и аккомпанемент Ваших любимых песен, которых нет в самоучителе.

Не смотрите на клавиатуру. Играйте только на ощупь и на слух. Играя, вы будете смотреть на людей слушающих Вас.
Если подглядываете, подглядывайте перед собой в зеркало. А не сверху, свешивая голову.
Отучайтесь подглядывать. Зеркала рядом не будет

Читайте также:

      

  • Чем почистить шлейф клавиатуры ноутбука
  •   

  • Как узнать время отклика монитора
  •   

  • Что такое тильда на клавиатуре
  •   

  • Obs как вывести на второй монитор
  •   

  • Как подключить второй монитор к материнской плате gigabyte b450m

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На кого возлагается общее руководство по технике безопасности на энергопредприятии
  • Датчик depo 4 в 1 инструкция
  • Мануал kubota x20 saturn
  • Блогир 3 дезлоратадин инструкция по применению
  • Артромивит 911 крем инструкция по применению