Как составить инструкцию по русскому языку

Развитие речи. Создание текста-инструкции

Ц е л ь: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение» ,раздаточный материал (тексты инструкций и памяток), презентация.

Материалом урока являются упражнения 550—552.

 На доске проблемный вопрос:

Что такое инструкция?

                                                                                                                                                                                                   Ход урока:
1. Оргмомент.  
2. Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы опять будем писать сочинение, а значит совершенствовать свою устную и письменную речь. 
Одно из ваших домашних заданий было составить инструкцию по выполнению домашнего задания. Сегодня нам предстоит освоить принципы построения текста-инструкции и его составление.

  3.Актуализация знаний:
Как вы понимаете, что такое инструкция?
Где вам приходилось встречаться с инструкциями? (кулинарный рецепт, технический паспорт к игре).
Что же объединяет все эти тексты?

Вывод:
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять. 

4. Работа с готовым текстом-инструкцией.

У вас на столе лежит образец текста-инструкции. Прочитайте первый текст.

— Найдите в первом тексте глаголы повелительного наклонения.

— Что выражают глаголы повелительного наклонения? (просьба, совет)

— Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в тексте? ( главную).

— В какой части предложения стоят глаголы? В начале

  План написания инструкции

  1. Что необходимо приготовить для работы.

  2. Порядок действий.

6. Обобщение знаний о роли глагола в инструкции:
  Так что надо учесть при написании инструкции?
Вывод: 

  • важную роль играют глаголы повелительного наклонения.

  •  стоят в начале предложения (1,2 место)

  •  употребляются в одной форме 

7. Упражнения творческого характера:

Что ещё необходимо знать и уметь при написании письма-инструкции? 
Прочитаем второй текст и оценим его.(ученики обнаруживают ошибки — нарушен порядок действий)
 «Как приготовить борщ»

1 вариант.

Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.

1.Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель

2.пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.

3.Налейте воды в кастрюлю.

4. Ждите пока свариться суп.

5. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.

-Восстановим правильный порядок действий, я вам помогу

 «Как приготовить борщ»

1 вариант.

Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.

1. Налейте воды в кастрюлю.

2. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.

3. пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.

4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель.

5. Ждите пока свариться суп.

Так что же ещё необходимо знать и уметь?
Вывод: 
Надо чётко знать и выполнять порядок действий (1,2,3…)

— Найдем в этом тексте глаголы, укажем наклонение.
9. Работа с раздаточным материалом.
 Прочитаем третий текст.

Перед вам инструкция по изготовлению табурета.

-Чем она отличается от первых двух?

— А что указывает на порядок действий?

— Какие слова помогут указать порядок действий? (ответы учеников: сначала, потом, затем, после, наконец и т.д.)

Порядок действий помогут указать такие слова, как сначала, потом, затем, после, наконец и т.д. Чтобы речь была красивой, следует избегать повторов.

10. Обобщение знаний о тексте-инструкции:
Итак, что надо помнить, чтобы написать письмо- инструкцию? 
… (опорой служит информация, накопленная на доске в течение урока)

Несколько уроков назад мы с вами писали сочинение-рассуждение. Перед написанием сочинения мы с вами составляли план, по которому делали работу.

Для написания текста инструкции, нам он так же понадобиться.

Еще раз перечитайте все тексты, которые перед вами лежат и составьте план.

— Что же самое главное в тексте-инструкции?

— Из каких частей состоит текст-инструкция?

План написания инструкции:

1. Что необходимо приготовить для работы.

2. Порядок действий.

3. Вывод( не всегда)

12. Самостоятельная работа:
Я вам предлагаю написать свою инструкцию « Как выучить стихотворение». Употребив глаголы в форме повелительного наклонения.
  Помните, выражать свои мысли надо правильно и точно. 
  Сказать правильно – значит по правилам русского языка.
  А сказать точно – значит лучше, полнее выразить свою мысль.

16. Задание на дом: Слова орфографического тренинга П.78.
17. Итог урока:
1. Сегодня на уроке я научился …, понял…
2. Было трудно…
3. Было интересно…

Инструкция

Инструкция
— это совокупность правил осуществления определенных видов деятельности,
проведения работ, служебного поведения, изложенных в специальных нормативных
документах, также именуемых инструкциями.

Определение
из словаря Ожегова: ИНСТРУКЦИЯ, -и, ж. 1. Свод
правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-н. И.
министерства. 

Инструкции призваны, с
одной стороны, конкретизировать, разъяснять, дополнять изданные в стране
законодательные и нормативное акты, постановления и, с другой стороны,
инструктировать исполнителей о том, как они должны действовать в тех или иных
ситуациях, в том числе «нештатных» аварийных.

Каждому речевому жанру характерны свои особенности,
по которым тот или иной жанр можно отличить от других. К структурным качествам
текста жанра «инструкции» относятся:

1) логичность;
2) связность и цельность;
3) точность;
4) ясность, понятность, доступность.

Тексты речевого жанра
«инструкции» имеют общую структуру, но в отличие от других жанров
официально-делового стиля при составлении текстов жанра «инструкции» может
допускаться некая «свобода» в построении текста, а так же возможно добавление
собственных разделов.

В
инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок
применения положений законодательных и иных нормативных актов. В заголовке к
инструкции обозначается объект или круг вопросов, на которые распространяются
её требования, например: ИНСТРУКЦИЯ по изготовлению снеговика.

Текст
инструкции состоит из разделов, имеющих заголовки и разделяемых на пункты и
подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. В тексте Инструкции
используются слова: должен, следует, необходимо, не допускается, запрещаетсяи
т.п.

У учеников
спрашивается, что такое инструкция (это когда мы что-либо делаем по порядку),
что такое тема (то, что хочет сказать автор), что главное при написании
инструкции (последовательность действий).

Перед
написанием инструкции детьми учитель может прочитать свой вариант, например:

Как мы снеговика лепили.

Наступила зима. Можно идти на улицу и
лепить снеговика. Для этого нужно много снега. Лепим маленький шарик..
Затем катим его по снегу. На шарик липнет снег и он становится
всё больше и больше. Слепив большой шар, ставим его в сторонку. Таким
образом лепим еще  два шара. Ставим три шара один на один.
На верхний шар переворачиваем ведро, делаем
глазки из угольков, нос из морковки и рисуем ротик.
На среднем шаре делаем руки из веток. На шею можно завязать
шарфик. Вот мы и слепили красивого снеговика!

После
этого ученикам предлагается написать свою инструкцию (запишите название своего
текста. На следующей строке начнете писать свой текст, помните, что инструкция
должна отражать весь процесс работы. Но не забывайте о правилах правописания.
Приступайте к работе).

Так же можно предложить учащимся
следующий вариант:

– Джек решил сделать своими
руками елочные украшения. Просит нас подробно рассказать о том, как выполнить
бумажную цепочку на елку.

– Как же будет называться
этот вид текста? (Текст-инструкция.)

– Давайте составим инструкцию
для Джека. А сделать это грамотно нам помогут специальные слова: (Слова
записаны на слайде не по порядку.)

— Поставьте слова в нужном порядке.
(Представьте порядок работы).

— Какое будет первым? … вторым? …

ПРИГОТОВЬ

НАРЕЖЬ

СКЛЕЙ

ВСТАВЬ

ПРОДОЛЖАЙ

— Слова какой части речи нам
помогут? (Это глаголы).

  1. Что нужно
    приготовить для работы?

— Запишите: (делаю запись
на доске).

1. Приготовь цветную бумагу, клей,
ножницы.

      2. Какие действия и в каком
порядке должны быть выполнены.

2. Нарежь полоски из цветной
бумаги.

Склей колечко.

Вставь полоску другого цвета в
кольцо.

Склей концы полоски.

Продолжай, пока не закончатся
цветные полоски
.

– Теперь Джек сможет
выполнить работу.

— А где мы используем данную
инструкцию? (На уроке технологии).

Алгоритм для составления инструкции детьми:

-Четко обозначить названия инструкции, о чем она.

-Прописать все шаги выполнения в правильной
последовательности (что будет первым, что вторым…).

-Использовать глаголы для объяснения.

Также на этом уроке учеников можно познакомить с инструкциями, которые
написаны для них. Например:

Инструкция о правилах безопасности для
учащихся в кабинете начальных классов

I. Общие требования безопасности
1. Соблюдение данной инструкции обязательно для
всех учащихся занимающихся в кабинете.

2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и
порядок , входить и выходить из кабинета.

3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
4. Не включать электроосвещение и средства ТСО.
5. Не открывать форточки и окна.
6. Не передвигать учебные столы и стулья.
7. Не трогать руками электрические розетки.
8. Травмоопасность в кабинете :
при включении электроосвещения
при включении приборов ТСО
при переноске оборудования и т.п.
9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные
предметы , чтобы не отвлекаться

и не травмировать своих товарищей.
10.Не играть в кабинете на переменах мячом.
11.Не садиться на трубы и радиаторы водяного
отопления.

II. Требования безопасности перед началом
занятий

1. Не открывать ключом дверь кабинета.
2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
3. Подготовить своё рабочее место., учебные
принадлежности.

4. Не менять рабочее место без разрешения
учителя.

III. Требования безопасности во время занятий
1. Внимательно слушать объяснения и указания
учителя.

2. Соблюдать порядок и дисциплину во время
урока.

3. Не включать самостоятельно приборы ТСО.
4. Не переносить оборудование и ТСО .
5. Всю учебную работу выполнять после указания
учителя.

6. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем
месте.

7. При работе с острыми, режущими инструментами
на уроках трудового обучения

соблюдать инструкции учителя по технике
безопасности.

8. Во время учебных экскурсий соблюдать
дисциплину и порядок.

9. Не отходить от группы без разрешения учителя.
10. Соблюдать инструкцию по правилам
безопасности при лабораторно –

практических работах по природоведению (
Окружающий мир ).

Родной русский язык 2 класс Создаём тексты - инструкции Подготовила материал учитель начальных классов МБОУ г. Горловки «ШКОЛА № 25» Каплуновская И.А.

Родной русский язык

2 класс

Создаём тексты — инструкции

Подготовила материал

учитель начальных классов

МБОУ г. Горловки «ШКОЛА № 25»

Каплуновская И.А.

Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом текстов. Но, давайте вспомним, что называется текстом! два или несколько предложений связанных между собой по смыслу. Текст - это

Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом текстов.

Но, давайте вспомним, что называется текстом!

два или несколько предложений связанных между собой по смыслу.

Текст — это

Какие типы текстов вы знаете? Текст - повествование Текст - описание  Текст - рассуждение

Какие типы текстов вы знаете?

  • Текст — повествование
  • Текст — описание
  • Текст — рассуждение

Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять. 

Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять. 

Где нам встречаются тексты – инструкции? - Рецепт и предписания врача: как, когда и в каком количестве нужно пить лекарство и как себя вести больному. - Инструкция ( да, так и называется!), как использовать новый прибор. - Подумайте, где ещё нам нужны инструкции.

Где нам встречаются тексты – инструкции?

— Рецепт и предписания врача: как, когда и в каком количестве нужно пить лекарство и как себя вести больному.

— Инструкция ( да, так и называется!), как использовать новый прибор.

— Подумайте, где ещё нам нужны инструкции.

План написания инструкции:   1. Что необходимо приготовить.   Обгова-ривание условий действия. ( Вступление. ) 2. Порядок действий.  ( Основная часть ) 3. Вывод ( Не всегда ). Из каких частей состоит текст-инструкция?

План написания инструкции:  

1. Что необходимо приготовить.   Обгова-ривание условий действия. ( Вступление. )

2. Порядок действий.  ( Основная часть )

3. Вывод ( Не всегда ).

Из каких частей состоит текст-инструкция?

 В этом художественном тексте спрятана инструкция. Вы заметили её? Внимательно прочитайте текст!

В этом художественном тексте спрятана инструкция. Вы заметили её?

Внимательно прочитайте текст!

Сравните с тем, что у вас получилось. Составьте на черновике инструкцию изготовления гирлянды из соломы.

Сравните с тем, что у вас получилось.

Составьте на черновике инструкцию изготовления гирлянды из соломы.

Пример текста - инструкции

Пример текста — инструкции

1.Откройте тетрадь на стр. 102 2. Прочитайте отрывок из повести А.П. Гайдара «Чук и Гек». 3. Устно ответь на вопросы под текстом.

1.Откройте тетрадь на стр. 102

2. Прочитайте отрывок из повести

А.П. Гайдара «Чук и Гек».

3. Устно ответь на вопросы под текстом.

Подведём итог урока: Что нового ты сегодня узнал на уроке? - Что такое текст – инструкция? - Из каких частей он состоит? - Разобрался ли ты с новой темой? Смог бы объяснить её товарищу?

Подведём итог урока:

  • Что нового ты сегодня узнал на уроке?

— Что такое текст – инструкция?

— Из каких частей он состоит?

— Разобрался ли ты с новой темой? Смог бы объяснить её товарищу?

Прочитайте на стр. 103 рассказ( №2) Татьяны Сухотиной – Толстой об изготовлении ёлочных игрушек. 2. Продолжи инструкцию на стр. 105 – 106, пользуясь планом выше. Домашнее задание

  • Прочитайте на стр. 103 рассказ( №2)

Татьяны Сухотиной – Толстой об изготовлении ёлочных игрушек.

2. Продолжи инструкцию на стр. 105 – 106, пользуясь планом выше.

Домашнее задание

за хорошую работу на уроке!

за хорошую работу на уроке!

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Создание текста-инструкции

Тип урока: урок развития речи.

Цели:

— познакомить с понятием «деловой стиль”, с особенностями этого
стиля;

— воспитывать внимательное отношение к слову;

— формирование внутригрупповой коммуникации;

— воспитание культуры здоровья.

Задачи: развитие речи учащихся; формирование чувства уважения и любви к
родному языку и культуре.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: выборочное чтение сочинений по желанию.

(Художественный стиль, описание).

3. Повторение.

— Сегодня мы приступаем к изучению новой темы и познакомимся поближе
с деловым стилем.

Но перед этим давайте повторимчто такое стиль языка?

(Стиль – это разновидность языка, которая обслуживает
какую-либо сторону общественной жизни, выполняет определённую функцию, отсюда
его название как функционального).

— По каким признакам мы различаем стили?

(Сфера употребления, задача автора и языковые особенности).

— На сегодняшнем уроке речь пойдёт об официально-деловом стиле.
Уже в названии стиля есть ответ на вопрос о том, где используется деловой
стиль, какова сфера его употребления. Это официальная обстановка, деловые
отношения. В повседневной жизни часто приходится сталкиваться с необходимостью
составления деловых бумаг разного рода. Однако, обратите внимание на тот факт,
что деловая бумага и документ это не совсем одно и то же. 

Запись. Документ – это вид деловой бумаги, подтверждающей какой-либо факт
или право на что-либо.

— С какими видами деловых бумаг мы знакомы с уроков риторики.
(Объявление, заявление). Сегодня мы узнаем другие виды деловых бумаг и обратим
внимание на языковые особенности, которые необходимо учитывать при их
составлении.

4. Изучение нового материала. Работа в группах: исследование и
обработка теоретической информации учебника.

Задание: заполнить карточку-подсказку «Официально-деловой стиль” и
представить собранную информацию.

Сфера употребления

Задача автора

Языковые средства

Деловые
бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие),
инструкции, законодательные документы

Дать
информацию (сообщить сведения, имеющие практическое значение; дать
рекомендации).

1.
Членение текста на части, иногда с цифровым обозначением; особое расположение
текста на странице; употребление дат, географических названий, цифрового
материала.

2.
Точность, однозначность, лаконичность содержания.

3.
Использование книжных, официальных стандартных слов и выражений.

4.
Употребление глаголов особой формы: повелительного наклонения и инфинитива.

— Сегодня мы с вами рассмотрим один из жанров делового стиля –
инструкцию. Что такое инструкция?

Запись. Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок
и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.

Анализ текста. Чтение, определение стиля текста с обоснованием
ответа.

— Определите задачу автора.

— Отметьте языковые особенности.

— Сделайте вывод о стиле данного текста.

— Прокомментируйте указанные орфограммы.

Примерные рекомендации по здоровому образу жизни.

1. Содержи своё тело в чистоте.

2. Хорошо ешь.

3. Играй с осторожностью.

4. Выбирай друзей правильно.

5. Содержи свой мир в чистоте.

6. Лекарство не игрушка.

7. Участвуй в вакцинации.

(Учащимися называется информационная, с практическими
рекомендациями, задача автора, анализируются языковые средства и делается вывод
о принадлежности данного текста к деловому стилю).

Работа в группах: анализ текстов раздаточного материала с последующим выступлением
представителей групп.

1 группе. Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером

1Закрыть глаза на две секунды, открыть.
Повторить несколько раз.

2. Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке.
Затем — против часовой стрелки. Повторить.

3. Сфокусировать зрение на кончике указательного пальца.
Сохраняя фокусировку, переместить палец на расстояние вытянутой
руки. Поднести палец к кончику носа. Повторить.

4. Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый
предмет. Повторить.

2 группе. Будь осторожнее с лекарствами.

1. Драже и таблетки не должны рассыпаться или иметь
трещины, царапины, пятна.

2. Мази должны легко выдавливаться из тюбика единой,
не расслаивающейся густой массой.

3. Жидкие лекарства нельзя применять, если они
частично испарились или содержат осадок в виде хлопьев.

4. Любые лекарственные препараты нельзя употреблять без
консультации со взрослыми, лучше с врачом.

3 группе. Памятка для грибника.

1. Собирайте только известные вам грибы.

2. Старые, червивые и подозрительные грибы не трогайте.

3. Пластинчатые грибы старайтесь срезать с ножкой,
чтобы убедиться, что на ней нет плёнчатого кольца.

4. Никогда не пробуйте сырых грибов.

5. Лучше всего собирать грибы ранним утром.

6. Будьте в лесу заботливыми хозяевами. Не вырывайте
грибы с корнем, используйте нож, чтобы не повредить грибницу.

5. Закрепление нового материала. Создание текста инструкции по
аналогии.

Задание: составить для малышей памятку «Правила эвакуации
из здания школы при пожаре”.

Возможный вариант:

1. Во время звукового сигнала «Тревога” организованно выйдите
из кабинета.

2. Вместе с учителем без паники спуститесь на первый этаж по
указанному направлению.

3. Через запасной выход покиньте здание школы.

4. Отойдите на безопасное расстояние, пересчитайте одноклассников
и ждите помощи.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока.

— Что нового о стилях мы узнали на уроке?

— Какой стиль мы называем деловым?

— Какова сфера его употребления?

— Каково назначение инструкций?

— Какая тема объединяет все предложенные для работы материалы?

Личная безопасность – это составляющая ЗОЖ! Берегите себя, своих
близких и окружающих!

7. Домашнее задание. Памятка пешеходу о ПДД «Как
правильно переходить улицу”.

— Сегодня на уроке мы поговорим о деловом тексте, будем учиться составлять текст-инструкцию. Но мы повторим и признаки художественного текста. Это поможет в дальнейшей работе.

-Какое время года сейчас у нас?

— В какие игры вы играете зимой?

— Да, это радостные, веселые забавы и развлечения

— А теперь отгадайте загадку.

1 слайд

Что за странный человек

Прибыл в двадцать первый век:

Морковкой нос, в руке метла,           картинка

Боится солнца и тепла?                     снеговика

— Дома вы составляли художественный текст на тему «Лепим снеговика». Сейчас мы послушаем несколько ваших словесных зарисовок.

— Но давайте перед этим назовем признаки художественного текста.

                                     2 слайд

        Художественный текст

 — образ – картинка

 — художественные средства (красочные   прилагательные, сравнения )

 — свое отношение

— А теперь слушаем зарисовки.

— Чья картинка-зарисовка вам больше понравилась? Почему?

— Вот у … (отметить, что у него хорошо)

— Кто это?

Вместе с нами учится мальчик-иностранец. Он приехал из страны, где никогда не бывает снега. Для него такие игры в диковинку. Сейчас он услышал о красивом снеговике, о том, как дети его лепили. Ему стало очень интересно и самому захотелось сделать снеговика. А вот как, он не знает.

Вот сейчас мы ему в этом и поможем.

Давайте составим для него инструкцию, как лепить снеговика.

— Какой материал нужен для работы?

— Что такое снег?

— Давайте объясним Джеку.

— Заглянем вначале в словарь Ожегова.

— Каким текстом пользовались?

Представим себя снежинками, слетевшими с тучки

«Вальс снежных хлопьев»

—  Как же делают снеговика?

— Вот мы и покажем, как это сделать и разомнем пальчики.

— А теперь опишем наши действия и составим инструкцию

— Вспомним, что такое инструкция?

— Ваш текст должен быть художественным или деловым?

— Что же самое главное в тексте-инструкции?

— Из каких частей состоит текст-инструкция?

                             3 слайд

Инструкция – деловой текст, в котором говорится о действиях и о том порядке, в котором их следует выполнять.

  План написания инструкции

  1. Что необходимо приготовить для работы.
  2. Порядок действий.

Физминутка.

-Давайте немного разомнемся.

От вас требуется точно выполнять мои команды.

— Встали. Руки на пояс, вверх подняли, в стороны, присели, встали, повернули голову направо, налево, сели за стол.

— Каким текстом я пользовалась?

Цель нашего урока узнать признаки делового текста.

Знаем?( можно повторить)

— Посмотрите еще раз на снеговика и давайте напишем инструкцию для мальчика-иностранца.

— О чем и что следует написать?

— С чего же мы начнем писать?

— Затем, что будем писать?

— Для того, чтобы легче составлять инструкцию, вам помогут слова опоры.

                         4 слайд

                     Слова – опоры

  1. Чтобы …, нужны (понадобится, может пригодиться, …) … .
  2. … делать  так.

Используй : слепить, скатать,     Не повторяй одно

поставить …                                 слово, у тебя есть

             или                                    выбор:

можно          

надо             приготовить             потом, затем

нужно          слепить                    после этого

лучше          надеть                       когда делают, …

следует        вставить                   в последнюю очередь

                                                       наконец, …

— Какая часть речи помогла составить инструкцию?

— В какой форме будем использовать глаголы?

— Перечислите глаголы, отражающие основные операции.

Написание текста-инструкции. Обсуждение ошибок, допущенных в текстах.

Цель нашего урока научиться составлять инструкцию. Научились? Умеем?

А дома вы закрепите свои умения.

Д / З  Составить инструкцию, как вырезать снежинку.

А Джеку в подарок снеговик с инструкцией, как его слепить. И по образцу сможешь написать свою, как вырезать снежинку.

Р е ч е в а я  с и т у а ц и я: где вы можете применить сегодняшние знания?

 ( рецепты, инстр. по применению бытовой техники)

О ц е н к и  и  комментарий к ним.

Спасибо всем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бенд 7 хуавей инструкция на русском
  • Чери вери руководство по ремонту
  • Том гок руководство
  • Ибуфен ультра капсулы инструкция по применению прозрачные
  • Стд пфр госуслуги пошаговая инструкция как заказать выписку