Как совершить теракт в школе инструкция

Один на один с террористом: что делать, если в школу пришел вооруженный человек?

0

Сообщения о массовых убийствах снова шокировали общественность, не успело еще отзвучать эхо выстрелов в Казани — как новый шутинг, на этот раз в Перми. Почему так происходит? Мы, конечно, можем гадать бесконечно, но никогда не сможем понять логику преступника. Но вот то, что мы можем сделать, чтобы хоть как-то обезопасить себя и своего ребенка — знать порядок действий, если вдруг оказался в одном здании с террористом.
“Гуранка” побеседовала с консультантом аппарата антитеррористической комиссии в Забайкальском крае Викторией Георгиевной Ермиловой. И разработала настоящую живую памятку, которая, мы очень надеемся никогда не пригодится вашему ребенку. Но все же лучше её знать. И сохранить в закладки.

Фото: https://pixabay.com

В последнее время истории о нападении на школы и массовыми убийствами слышатся из СМИ все чаще. Стоит только вспомнить Керченский случай в 2018 году, когда молодой человек, взорвал бомбу в школе, начал расстреливать всех попадавшихся ему на пути, а потом покончил жизнь самоубийством. Или случай в соседней Бурятии в 2018 году, когда ученик с топором напал на детей и учительницу, а также попытался поджечь здание. Тогда пострадали шесть детей и преподаватель. В 2021 году трагедия в Казани — во время стрельбы погибли семь детей и двое учительниц. Нападавший — Ильназ Галявиев, 2001 года рождения, оружие его официально зарегистрировано. И вот новая трагедия — 20 сентября 18-летний стрелок Тимур Бекмансуров хладнокровно расстреливает людей в Пермском госуниверситете. Значит, никаких выводов из майского побоища сделано не было? 

Неизвестно, сколько еще вот таких “здоровых” ходит с оружием? И казалось бы, памятка о том, как вести себя  с террористами висит в каждой школе, но она не становится предметом изучения у школьников, да и там слишком много букв. Она безжизненная. Жизни ей придают вот такие случаи, когда гибнут люди. Гибнут, потому что кто-то вдруг возомнил себя Богом. Давайте же послушаем специалиста и попробуем запомнить порядок действий, которые могут когда-то спасти жизнь. 

Фото: Виктория Ермилова

Что делать, если услышали стрельбу?

Правило первое — прячьтесь!  Если вы находитесь в кабинете, постарайтесь закрыть класс на ключ изнутри, отойдите подальше от двери и окон. Прятаться лучше под парты, перевернув их так, чтобы они могли защитить вас от пули. Если захват заложников застал вас в коридоре, холле постарайтесь найти место, где вы можете спрятаться и закрыть дверь изнутри. 

“Пожалуйста, избегайте открытых пространств, спрятаться — лучший из вариантов и желательно так, чтобы вас не нашли”, — делится Виктория Ермилова. 

Правило второе — сообщите о своем местонахождении и происшествии. 

Но следовать этому правилу стоит только тогда, когда вы спрятались. Лучше сообщить родителям в виде смс. Чтобы вас не услышали. 

“Как только вам удалось надежно спрятаться, поставьте в телефоне беззвучный режим и постарайтесь всеми возможными бесшумными способами передать информацию о случившемся,” — говорит Ермилова. 

Правило три — тише мыши!

Ни в коем случае не зовите на помощь голосом. Так вы поможете себя обнаружить. Постарайтесь передавать информацию посредством смс и мессенджеров. Свяжитесь с родителями, учителем, родственниками. Если вы можете позвонить в полицию и при этом не быть обнаруженным, обязательно воспользуйтесь этой возможностью. 

Что делать, если оказался тет-а-тет с террористом? 

Ведите себя спокойно,  не пытайтесь вступить с ним в беседу. Старайтесь не смотреть в глаза террористу, показывая готовность выполнить все его требования. Не пытайтесь бежать или игнорировать просьбы преступников, выполняйте все их указания, иначе вы можете навредить себе и окружающим. Не повышайте голос и не жестикулируйте. Настройтесь психологически, что моментально вас не освободят, но это непременно произойдет. 

Что делать, если начался штурм?

Упасть на пол и закрыть голову руками — это правило действует при условии, что началась операция по вашему освобождению (штурм). Старайтесь при этом занять позицию подальше от окон и дверных проемов. 

“Держитесь подальше от террористов, потому что в ходе операции по ним могут стрелять снайперы. Также возможны подрывы стен, дверей, окон, возгорания и задымления, поэтому необходимо определить для себя места возможного укрытия от поражающих элементов. Заранее снять с себя всю синтетическую одежду, так как она увеличивает вероятность получения ожогов. Целесообразно также снять ремни, ремешки от сумочек и спрятать их в карманах – эти предметы в случае необходимости можно использовать, как кровоостанавливающее средство”, — советует Виктория Георгиевна. 

“Не следует брать в руки оружие, либо похожие на него предметы, чтобы вас не перепутали с террористами. Если рядом с вами или непосредственно на вас установлено взрывное устройство, по возможности, голосом или движением руки дайте понять об этом сотрудникам спецслужб, которые могут приблизиться к вам в ходе спецоперации,” — продолжает специалист. 

Старайтесь запомнить все, что видите и слышите: имена и клички, кто из террористов что  предпринимал и как себя вел, их внешний вид, степень агрессии. Ваши показания будут очень важны для следствия.

Мы надеемся, эта статья никогда вам не пригодится, но если однажды это все-таки случится, эти советы обязательно помогут вам остаться невредимым! Сохраните ее и покажите детям.

В Казани 11 мая в школе №175 устроил стрельбу ее 19-летний выпускник. Погибли 11 человек, 9 из которых дети (по другим данным, погибших учеников 7). Как себя вести, если в класс ворвался вооруженный человек? И что делать, если слышишь от одноклассника угрозу, что он «всех убьет»? Рассказывает практический психолог, кандидат психологических наук Лариса Пыжьянова.

Обсуждайте с детьми возможные риски

Лариса Пыжьянова. Фото Тамары Амелиной

Столкновение с тем, с чем никогда не имел опыта взаимодействия – невероятно сложная история. Поэтому обычно на экстренную ситуацию человек реагирует не головой, а «физиологически». Ответом на шок всегда становится либо борьба, либо бегство. Случаи, когда люди в панике начинают прыгать в окна (как было в ивантеевской школе 5 сентября 2017 года) –  пример первой и физиологической, то есть неосознанной реакции на стресс.

Это реакция на слово «спасайся»! Человеку в ситуации, когда на него нападают, трудно оценить реальность угрозы, поэтому-то люди начинают делать все для собственно спасения. И это реакция на бессознательном уровне. Увы, часто получается, что именно поэтому человек вредит себе гораздо больше, чем мог бы навредить ему потенциальный нападающий.

Но когда мы допускаем, что нечто подобное может с нами произойти, то мы мысленно готовимся, продумывая свою реакцию. Такие размышления вовсе не означают, что у нас невроз,  болезненный страх или паранойя. Это нормально. Обсуждение ситуации с нападением вооруженного одноклассника ничем не отличается от того случая, когда в кругу семьи мы говорим о том, «что будет, когда я закончу школу». Даже переходя дорогу, мы всегда оцениваем угрозу и вспоминаем правила поведения на дороге. Так почему бы не обсудить технику безопасности в случае захвата заложников? Здесь ровно три совета.

Первый: не бойтесь обсуждать это с детьми.

Второй: примите тот факт, что нет в мире места, где можно чувствовать себя абсолютно безопасно.

Наконец, третий совет: задумываясь над тем, «как я буду себя вести, если… » вы гарантируете себе некоторую адекватность и осознанность реакций в случае потенциальной угрозы.

Прячьтесь

Первое, что необходимо делать в случае, когда произошло внезапное нападение  – максимально обезопасить себя и, по возможности, тех, кто находится рядом.

Если ситуация угрожает вашей жизни, необходимо упасть на землю, закрыть голову руками, постараться укрыться, например, за парту, стул, угол стены. Самое опасное в подобных ситуациях — паника. Не нужно метаться и бегать по помещению. Очевидно, что по бегущей мишени стрелять удобнее. Это лишь кажется, что трудно попасть в бегущего человека. Да, трудно, конечно, однако первая реакция у нападающих — стрелять по тем, кто первый побежал.

Фото: dapozitiv.ru

Выполняйте требования и избегайте зрительного контакта

Если нападающий предъявляет какие-то требования, их надо выполнять.

Категорическая рекомендация специалистов спецслужб: не поддерживайте зрительный контакт с агрессором, даже если это ваш знакомый, друг, одноклассник. Поверьте, нам только кажется, что мы знаем человека. На самом деле, понять его состояние на данный момент, а тем более угадать мотивы агрессивных действий – крайне сложно.

Достаточно знать, что нападающий — всегда человек в крайне нестабильном психическом и эмоциональном состоянии. Общаться и безопасно для себя взаимодействовать с ним могут только специалисты спецслужб: психиатры, психологи, специально подготовленные для такой работы люди. Всем остальным, даже тем, кто считает себя друзьями или является знакомыми, лучше избегать взаимодействовать с агрессором. Всегда помните, что ваша основная цель – спасти собственную жизнь и жизнь тех, кто находится рядом.

Человек, совершающий агрессивные действия, как правило, чем-то спровоцирован, поэтому он действует импульсивно. Такие люди, конечно же, сильно отличаются от подготовленного и хладнокровного террориста, который точно знает куда, зачем и с какой целью пришел. Как правило, подобным импульсивным действиям предшествуют какие-то душевные муки и переживания. Ваш одноклассник, друг или коллега может не отдавать себе отчет в том, что и зачем он делает, какие последствия могут иметь его поступки. Любое вмешательство со стороны тех, на кого он напал, будь то словесный контакт или физическое движение, может расцениваться им однозначно — как агрессия в свой адрес.

Человек отдает себе отчет, что нападает, а значит все, что происходит с другой стороны, может восприниматься им как ответное нападение и попытка его обезвредить. Неминуемо это вызывает вспышку ярости или любую другую защитно-агрессивную реакцию, а значит усугубляет вашу ситуацию. Минимизируйте любые действия с вашей стороны. Чтобы нападающий не совершил лишних опасных действий, внешняя ситуация должна быть максимально безопасна для него. Он должен понимать, что окружающие — безвредны. Как минимум, у него не будет повода становиться еще более агрессивным и всех уничтожать.

Не кричите

Не забывайте, что крик – это один из самых мощных раздражителей. На крик у нападающих всегда возникает безусловная реакция. Выстрелы производят всегда в ту сторону, где есть движение и звук.

Не геройствуйте. Ваша главная задача — выжить.

Забудьте все примеры, которые вы видели в боевиках. Никакого геройства быть не должно. Закрывать амбразуру грудью нет надобности. Не вступайте в переговоры, не пытайтесь напасть, отобрать оружие, совершить любые другие «геройские действия». Это лишь спровоцирует в ответ агрессивное поведение и может привести к тому, что безвинно погибнут или пострадают люди, которые могли бы избежать проблем. Увы, в подавляющем большинстве случаев геройствующие только вредят себе и всем вокруг.

Чтобы совершить геройство, нужно быть подготовленным человеком. Нужны годы тренировок и коллективное понимание механизма взаимодействия в случае опасности. Представьте, что в класс ворвался человек с ружьем, который начинает стрелять. Кто готов взять на себя роль отвлекающего, а кто убегающего? А переговорщика? Так как чаще всего мы не являемся профессиональным коллективом, готовым к слаженным действиям в ситуации опасности, то самое большее, что вы можете сделать для себя и для своих близких – выжить и дождаться спецслужб.

Нужно понимать, что, в отличие от простых людей, спецслужбы годами отрабатывают свои действия, знают что, как, когда и зачем делать, кто и за какие действия отвечает.

В ситуации, когда ваш вооруженный одноклассник захватывает кабинет информатики, просто примите, что вы люди, которых захватили, и вам нужно просто ждать подмоги специалистов извне. А пока ждете, ваша задача не усугублять ситуацию, не дразнить нападающего, не делать его еще более агрессивным, не провоцировать ненужных жертвы.

Фото: klassfoto.ucoz.ru

Четко следуйте инструкциям спецслужб

Когда прибывают спецслужбы, максимально четко выполняйте их инструкции и указания. Если спецслужбы выходят с вами на контакт, вы должны полностью и безусловно подчиниться, максимально быстро и четко выполнять указания.

Я понимаю, что возникает вопрос: кто эти спецслужбы вызовет? Но если вы  находитесь под дулом автомата, вряд ли рискнёте как-то манипулировать телефоном, потому что очевидно, что ничем хорошим это не закончится. Даже простая попытка набрать номер однозначно воспринимаются нападающим как форма агрессии.

Вызвать спецслужбы должны либо свидетели, либо те, кто находится в максимальной безопасности (люди за пределами вашего класса, взятого в заложники) или вне зоны воздействия преступника, вне поля его зрения. Их задача максимально скоро оповестить о случившемся спецслужбы: МЧС, ФСБ, МВД.

Воспринимайте любую, даже шутливую угрозу, всерьез

Если ваш одноклассник действиями ли, словами ли угрожает, например, говорит, что «всех взорвет», «всех убьет», «совершит теракт», если он подкрепляет слова записями в социальных сетях, то важно понимать – любая угроза может стать реальностью, к любой угрозе нужно относиться как к реальной, а не потенциальной.

Например, в государстве Израиль граждане в силу исторических обстоятельств все и всегда готовы к нападению. Они всегда готовы не только спасти себя, других, но и отразить нападение. Там ни у кого не вызывает сомнения, что шутить на тему «убью всех» — глупо, безответственно и преступно. Ведь это действительно и глупо, и преступно.

Расскажите об угрозах родителям

Кому же рассказать о своих подозрениях? Родителям, учителям или тем взрослым людям, которые являются для вас авторитетными. Но только не надо по-советски считать это стукачеством. Даже при близком рассмотрении, информирование старших об угрозе агрессии — ну не стукачество совсем, а единственно правильное поведение. Никто не имеет права угрожать жизни других людей, тем более отнимать бесценную жизнь. Никто не имеет права нападать, терроризировать, убивать, лишать смысла жизни и счастья родителей.

Я убеждена, что любые слова, выражающие откровенную агрессию в отношении других людей, не должны оставаться без ответа и внимания. Даже за свои слова человек обязан нести ответственность перед людьми, законом, государством. Да, подростки любят бравировать, легко разбрасываются громкими выражениями, но нужно понимать, что в наше время угрозы теракта, нападения перестали быть шутками. Это стало реальностью.

Выстраивайте отношения с подростками

Подростковый период очень нестабильный: организм физически созревает, а эмоционально отстаёт, свою роль играют и гормональные бури. Подростку важно быть в том кругу, где его принимают, где он чувствует себя успешным. Если у него доверительные отношения в семье, то ему и в голову не придёт угрожающе шутить.

А вот любая форма агрессии является серьезным признаком социальной дезадаптации. Важно понимать, что если у подростка не складываются отношения с одноклассниками, родителями, учителями, если нет друзей-сверстников, и подросток не принимаем никаким социальным сообществом, если нет интересов, то это тревожный звонок. Не должно человеку быть одному. Вне социума подростку крайне сложно существовать, поэтому он непременно будет искать комфортную для себя нишу. Такой нишей может оказаться компания таких же отвергнутых.

Социальная дезапдаптация — это состояние, при котором человеку некомфортно рядом с другими людьми, но и другим людям с ним нехорошо. Признаками дезадапатции является отсутствие сочувствия, сопереживания, эмпатии, нечувствительность к чужой боли, нацеленность исключительно на себя и собственные интересы, желания, а также крайние формы эгоцентризма: либо как я хочу, либо никак. Наличие этих признаков должно вызывать тревогу у окружающих и близких. Присматривайтесь к детям, выстраивайте с ними отношения.

Будьте чуткими

Сегодня в СМИ попадают все произошедшие акты агрессии. Блогосфера так развита, что утаить информацию просто невозможно. Поэтому не нужно думать, что расстрелы в школе — приняли размах катастрофы и происходят сплошь и рядом. Здесь хочется напомнить замечательные слова английского священника и писателя Джонни Донна «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе». Нельзя говорить, что там (где-то) у них происходит кошмар, а у нас такое невозможно. Мы сегодня живём в одном общем мире, в котором повсеместно совершаются похожие вещи.

Но главное, что нужно запомнить — сохраняйте в себе человека. Не будьте  равнодушными. Когда человек напал на вас с оружием, не надо бросаться обезвреживать его. Поймите, его что-то к этому привело.

Про подростков с оружием мы говорим : эгоцентричный, холодный, не сочувствующий людям. Но даже статистически не бывает, чтобы дети были такими в раннем возрасте. Случаи отклонения редки и являются признаками серьезных психических патологий. Дети по своей природе добры, искренни и открыты миру. Но они растут рядом с нами, взрослеют, развиваются и в какой-то момент оказываются раненными в душе.

Что-то же должно было произойти в жизни ребенка, с каким жестоким ударом или пинком он столкнулся, что не сумел адаптироваться? Что случилось в его жизни, к чему окружающие оказались равнодушны? Задумайтесь над этим. Социальная дезадаптация — это всегда признак того, что в силу психической незрелости, неопытности, отсутствия мудрой поддержки, человек не справился с трудностями, споткнулся и упал, не сумел приспособиться к меняющимся условиям. Противопоставлять жертву и преступника в таком случае не верно. Нужно иметь более чуткую позицию, ведь обстоятельства всегда сложнее, чем нам кажутся на первый раз. Нельзя быть равнодушными к тем, кто рядом, тем более к детям.

Да, шутить на тему «убью всех» преступно, но и считать, что виноват только преступник, а все остальные жертвы — не правильно. Подобные акты агрессии — это как последний крик души. Это крик «обратите на меня внимание, мне плохо». Да, этот акт преступен, но это акт отчаяния.

Учите детей переосмысливать опыт

Если трагедия произошла, то задача взрослых состоит в том, чтобы помочь детям переосмыслить опыт. Очень важно, чтобы они выразили словами те чувства, которые пережили, описали то, что видели, назвали какие действия происходили, что при этом они чувствовали. При этом крайне важно, чтобы у детей не осталось ощущения того, что они беспомощные жертвы!

Переосмысливая вместе с детьми ситуацию необходимо дать им осознание того, что они были временно захвачены человеком с оружием, однако они сумели выжить, и это главное! Значит они оказались умнее и психологически устойчивее преступника. Они правильно себя повели, сумев сделать главное — сохранить жизнь свою и тех, кто был рядом. Что было правильно сделано, что можно или нельзя делать в подобных ситуациях — вот предмет для разговора с детьми, пережившими захват.

Нельзя подобные трагедии расценивать в категориях «было и прошло». Любой опыт должен быть нами не забыт, а переосмыслен. Тогда он поднимет нас на новый уровень, сделает сильнее, выносливее и мудрее.

Беседовала Дарья Рощеня

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

За каждым случаем шутинга в школе следует шквал публикаций о глубинных причинах таких поступков, о психологии подростков, школьных конфликтах и охране и так далее. В этом потоке сложно вычленить простые и понятные инструкции, которые могут стать руководством к действию в критической ситуации. Мы поговорили с экспертами по безопасности и собрали несколько правил.

В школе выстрелы: как вести себя ученику и учителю?

Основные правила поведения в случае шутинга для школьников и учителей достаточно просты. Нужно постараться избежать двух главных ошибок: паники и недооценки ситуации. Время работает не в пользу детей и педагога, и чем быстрее отреагировать, тем выше шансы эвакуироваться в безопасное место. Лучше проявить излишнюю осторожность, чем рисковать жизнью.

Вот как их формулирует алгоритм действий психолог Ольга Бочкова, руководитель собственной «Академии безопасности»: 

1.Слушать педагога, если его инструкции не противоречат здравому смыслу (например, он говорит, что все это шутка, продолжаем урок)

2.При эвакуации оповестить всех, кого возможно (не замедляя свою эвакуацию).

3.Постараться связаться со службой спасения по номеру 112, сообщить, что в школе стрельба. Важно сделать этот звонок, так как нет гарантии, что кто-то другой уже сообщил (этот совет также подходит для учителей).

4.Не геройствовать и не предпринимать активные действия, которые идут вразрез общим инструкциям.

5.Не пытаться вступить в контакт со стрелком, даже если это человек, которого ты знаешь. Подробно об этом рассказывает книга «54 минуты. У всех есть причины бояться мальчика с ружьем». В ней описана история, когда стрелок приходит в школу, и очень показателен момент, когда ученик, который был в тесном контакте со стрелком, пытается с ним вести переговоры, и это заканчивается плачевно, несмотря на то, что у них были продолжительные хорошие отношения в прошлом.  

А как вести себя педагогу, если в школе появился стрелок?

1. Нужно организовать и успокоить детей, самим не поддаваться панике. Четкие, уверенные действия педагога сами по себе будут давать детям ощущение спокойствия.

2. При наличии открытых путей эвакуации, немедленно вывести детей, если они не попадают при этом под перекрестный огонь и поле зрения стрелка.

3. Если пути к отходу неясны, забаррикадироваться, спокойно и твердо дать детям команду выключить телефоны. Важно объяснить, что даже вибрации не должно быть слышно. Контролировать, кто из детей где находится в помещении и в каком состоянии. 

4. Не вступать в переговоры со стрелком. Нападающий настроен поразить как можно больше жертв, которые находятся в легком доступе, и вступать в переговоры он не будет, и выход к нему на разговор приведет к тому, что педагог сам пострадает или погибнет и подставит детей. 

Схожие рекомендации содержатся и в материале портала «Российский учебник». Помимо инструкций на случай стрельбы, там есть и советы о том, как говорить с детьми о терроризме и опасностях. 

Важно не заразить детей паникой и страхом. Детям, как и взрослым, важно знать, что зло существует, но вовсе не оно владеет этим миром. Стоит напоминать, что террористов очень мало, обычных и вполне добрых людей гораздо больше. 

Можно привести аналогию с ДТП – аварии происходят постоянно, в них гибнет больше людей, чем в терактах, но все продолжают ездить. Лучший способ снизить риск – соблюдать простые и понятные правила и заботиться о собственной безопасности.

Издание напоминает и о том, как важно помогать оказавшимся рядом людям, в том числе психологически. В критической ситуации это знание запустит механизм «я сильнее, я справлюсь» и поможет справиться с собственными страхами.

Правильные инструкции могут не сработать: почему?

Коллаж. Что делать при выстрелах в школе

«Есть три типа реакции на опасность – бей, беги и замри. Нужно хорошо знать себя, проверить в близкой к реальности ситуации и учиться владеть собой, чтобы останавливать автоматическую реакцию и выбирать оптимальную стратегию», – говорит Алексей Ширшов, основатель «Натуральной школы», который начал разрабатывать и проводить тренинги безопасности для детей в 2015 году.

Современное детство, говорит педагог, огорожено от физических опасностей и дискомфорта со всех сторон. Среда детских площадок, детских центров, школ, детсадов стерильна. У многих детей нет даже опыта соприкосновения с горячими предметами или холодной водой, попавшей внутрь сапога. И нет опыта собственного действия, созидательного или разрушительного, – неважно. Нет фундамента, на котором можно строить разговор об опасности и тренировку действия. Слова из учебника ОБЖ – пустые.

Ширшов считает бесполезными любые инструкции, не подкрепленные телесным опытом действий в реальных или приближенных к реальности ситуациях. Причем сначала необходимо дать возможность действовать по наитию, чтобы выявить базовую, автоматическую реакцию на опасность, а потом уже тренировать действие по инструкции, в которой заложена оценка ситуации и выбор адекватного ей варианта реагирования.

Чтобы педагоги не теряли голову и четко действовали во время нападения, считает он, их нужно свозить на стрельбище, дать возможность послушать выстрелы. Отвезти в тир и разрешить услышать, как звучат выстрелы в помещении без наушников. К сожалению, инструкциями МВД это запрещено. Педагоги должны пострелять сами и иметь опыт хоть какого-то действия в ситуации стрельбы, например, шумовыми и светошумовыми патронами, считает Ширшов.

Что же касается детей, то, по мнению Алексея Ширшова, работать надо с конкретными детьми в конкретном классе и школе, с учетом их психологии. И это должна быть система подготовки к действиям в разных опасных ситуациях: пожар, задымление, стихийное бедствие.

Пассивные меры безопасности: светлые коридоры и рюкзаки с пуленепробиваемыми спинками

Коллаж. Что делать при выстрелах в школе

Интуитивно после каждого случая шутинга в школах хочется начать с усиления охраны. Однако исследования университета Эмлайн (США) показали, что наличие вооруженной охраны в школе во многих случаях увеличивает количество жертв. Предполагается, что наличие оружия не сдерживает, а провоцирует стрелка, тем более, что зачастую нападавшие планируют погибнуть от рук полицейских или охранников.

Поэтому в Соединенных Штатах начали переходить от усиления охраны к так называемым пассивным мерам безопасности. Так, за последние годы было построено несколько учебных заведений, в которых архитекторы ради безопасности сделали искривленные стены, чтобы дети могли уйти с траектории выстрела, и усиленные двери, за которыми можно забаррикадироваться. В окнах устанавливают стекла со специальным покрытием, защищающим от осколков, в коридорах – системы задымления. Также производители начали предлагать брелоки для учителей со встроенными тревожными кнопками или школьные рюкзаки с пуленепробиваемыми спинками.

Интересно, что традиции российской школьной архитектуры – огромные, хорошо освещенные пространства – также способствуют борьбе с буллингом и, как следствие, снижают риски вооруженной агрессии.

«Желание обидеть более слабого одноклассника, встретив его в укромном тихом месте, может не появиться только потому, что подходящего для этого места в школе нет», – говорит Полина Мальцева, бывший операционный директор негосударственной школы «Летово» в Новой Москве. По ее словам, в «Летово» пошли дальше: постарались спрямить коридоры, чтобы они легко просматривались, не было ответвлений и темных углов, а пространства под лестницами зашили гипсокартоном.

Также из соображений пассивной безопасности в школе совместили раздевалку для учеников с гардеробом для взрослых, помещение при этом сделали проходным. А шкафчики с учебниками разместили возле классов в стеклянных коридорах.

Кроме того, в этой школе отдельные входы для учеников и посетителей, и есть несколько шлюзов. Проектировщики позаботились даже о том, чтобы под дверь туалетной кабинки невозможно было просунуть руку с телефоном. 

Откуда берутся шутеры?

Коллаж. Что делать при выстрелах в школе

Всего в России известно как минимум о 18 случаях стрельбы в учебных заведениях, в результате которых погибли или были травмированы люди. Список трагических инцидентов ведется начиная с 2014 года. За прошедшие восемь лет было озвучено и в ряде случаев даже проработано несколько законодательных инициатив. Однако «Милосердию.ru» не удалось обнаружить в открытом доступе официальных документов, в которых были бы проанализированы имеющиеся данные, определены наиболее частые причины преступлений и даны рекомендации как для администраций школ, так и для педагогов и родителей.

В США, где проблема шутинга возникла значительно раньше, чем у нас, и стоит гораздо острее, еще в начале 2000-х годов Секретная служба и Минобразования США запустили инициативу «Безопасная школа», чтобы выяснить, как можно предотвратить стрельбу. Результаты исследования были опубликованы в 2004 году и до сих пор остаются актуальными.

Это исследование опровергло стереотипные представления о том, что ружье в руки скорее возьмет подросток из неблагополучной семьи. Мало того – выходцами из полных и благополучных семей оказались 60 с лишним процентов нападавших. Перевести стрелки на двоечников не получилось – выяснилось, что некоторые из молодых людей незадолго до нападения подтягивали успеваемость и впечатляли преподавателей. 

Не удалось однозначно связать агрессию и с ментальными расстройствами. Среди стрелков процент детей, которые были обследованы, и тех, у кого были выявлены нарушения, оказался средним по популяции. 

Коллажи Татьяны Соколовой

Вооруженное нападение в Казани показало, что учебные заведения не готовы к чрезвычайным ситуациям. По словам детского омбудсмена по Татарстану Ирины Волынец, многие дети сейчас боятся идти в школу и в то же время не имеют возможности учиться дома. «Сноб» и руководитель центра консультирования по детской безопасности «Стоп Угроза» Лия Шарова подготовили список советов, которые родители могут дать своим детям, чтобы успокоить их после нападения в Казани и подготовить к чрезвычайным происшествиям


Полностью исключить вероятность вооруженного нападения невозможно — это может случиться в школе, в клубе и даже на улице. Оказавшись в такой ситуации, самое важное — не поддаваться панике. Что делать дальше?

Не привлекать внимание 

Быстро принять, что подросток, который пустил в ход оружие в школе, пришел убить других и, возможно, себя. Ему нечего терять, поэтому нужно воспринимать его как человека, который в данный момент лишен инстинкта самосохранения, самоконтроля и здравого смысла. Приятельские отношения или даже дружба больше не имеют значения. Не нужно пытаться образумить нападающего, пытаться с ним договориться и вообще вступать в разговоры. Объясните ребенку, что в такой ситуации перед ним «чужой» опасный человек — не нужно к нему обращаться, смотреть в глаза, спорить и вообще хоть как-то провоцировать. Важно оставаться незаметным, не делать резких движений, выполнять требования нападающего и по возможности держаться как можно ниже — сесть или лечь на пол.

Действовать в одиночку

Подростки подвержены стадному чувству и в чрезвычайной ситуации часто ориентируются на лидеров или действуют по принципу «как все». Объясните ребенку, что сбежать или укрыться в первые секунды получается в основном у быстро думающих одиночек. Идеи вроде «давайте все вместе побежим» или «давайте мы будем сопротивляться» увеличивают шансы оказаться в числе пострадавших. Если группа подростков начнет совершать резкие движения, нападающий наверняка применит оружие.

Оценить обстановку и выбрать тактику

В ситуации вооруженного нападения очень легко впасть в ступор, однако медлить нельзя. Счет идет на секунды. Вопреки страху ребенок должен собраться и понять, как лучше действовать: бежать, прятаться или бороться. 

Если у нападающего огнестрельное оружие, то первое, что надо сделать, — присесть или лечь на пол. Так ребенок окажется ниже линии огня при беспорядочной стрельбе. Затем нужно оценить шансы покинуть помещение. Если выход рядом — держать нападающего в поле зрения и ползти к двери. Если нападающий окажется спиной к ребенку или его что-то отвлечет, можно добежать до выхода, пригнувшись или по зигзагообразной траектории. Если сбежать не получается, нужно попытаться спрятаться или забаррикадироваться — под столом или партой, у шкафа или между стеллажами. Задача ребенка — не привлекать внимания нападающего и не сидеть в простреливаемой зоне — у окон, дверей, посередине помещения, где в случае штурма можно пострадать в том числе от пули спецназа.

Если ребенок находится в одном помещении со стрелком —  это самый непредсказуемый вариант. Попытка бежать может закончиться плохо. Нападать на стрелка имеет смысл только в том случае, если уже есть жертвы и ребенок может стать следующей. Тогда можно заговорить с нападающим спокойным голосом и резко броситься ему под ноги или на него, постаравшись задрать его руку с оружием максимально высоко. Но это самый крайний случай. Если нападающий — правша и ребенок все-таки решился бежать, пусть бежит влево.

Если у нападающего холодное оружие, то многое зависит от расстояния между ним, ребенком и выходом. Если выход ближе, стоит рискнуть и выбежать. Если нет, лучше искать другие решения.

Выучить правила из курса ОБЖ

Вместе с ребенком изучите основы безопасности и жизнедеятельности. Он должен знать, что делать при захвате заложников, как остановить кровотечение при ранении, как вести себя при пожаре и задымлении, как не поддаваться панике и выйти из толпы, как правильно прыгать с высоты два-четыре метра. Не будет лишним взять несколько уроков самообороны.

В случае пожара использовать повязку на лицо

Если нападающий устраивает поджог, нужно держаться как можно ниже, дышать неглубоко и через одежду. Если получится — сделать любое подобие повязки на лицо. Для этого подойдет майка, шарф, колготки, даже носок. Если есть жидкость, ткань надо намочить (помните, что моча — гораздо лучший фильтр, чем обычная вода). Если ребенок почувствует запах дыма, газа, любой странный запах или услышит кашель других, не теряя ни секунды, ему следует использовать повязку — это поможет оставаться в сознании и спастись.

Не игнорировать поведение одноклассников

Объясните ребенку, что нужно быть внимательным к словам и поведению знакомых и одноклассников. Мысли о самоубийстве и даже о расправе со школой могут приходить в голову многим подросткам, однако если кто-то в окружении ребенка говорит об этом регулярно, даже в шутливой форме, и при этом ведет себя неадекватно и озлобленно, не стоит идти на конфликт — нужно рассказать об этом родителям, учителям и друзьям. Это может предотвратить возможную трагедию.

Не участвовать в травле

Мир подростков жесток. Дети склонны объединяться против кого-то одного, и школьный буллинг остается серьезной проблемой как в российских, так и в зарубежных школах. 

Объясните ребенку, что издеваться над кем-то недопустимо. Объясните, чем чревата травля. Поговорите о чувствах того, кто оказывается в позиции жертвы, и о том, что довести до отчаяния можно практически любого. О том, как рассказать о проблеме буллинга детям, читайте здесь.

Подготовила Саша Чернякова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

  • «‎Завтра вы удивитесь, что я сделаю». Как совершали и предотвращали «колумбайны‎»‎ в России
  • Нужно вернуть смертную казнь, а право на оружие — «неуместная архаика». Баунов, Миронов и Гудков — о стрельбе в казанской школе
  • Коррупция и расизм. Почему телеканал NBC отказался транслировать «Золотой глобус», а Том Круз вернул статуэтки
Что делать, если в школе началась стрельба? Что делать, если в школе началась стрельба?

Что делать, если в школе началась стрельба?

Не бежать к центральному входу и не геройствовать — что ещё должны рассказать родители своим детям

За последние годы в России произошло несколько случаев массовой стрельбы в учебных заведениях. Такая ситуация — огромный стресс: непонятно, что делать или, наоборот, не делать вообще. Вместе с сотрудником МЧС и психологом составили алгоритм для учеников. Чем больше родители будут проговаривать его с детьми, тем выше шансы школьников уцелеть.

Бежать

Если стреляют во дворе или соседнем здании, нужно бежать как можно дальше от школы. Ни в коем случае нельзя останавливаться и снимать происходящее на телефон. Яркие фото и видео в соцсетях не стоят жизни.

Если есть возможность бежать, нужно убегать как можно дальше от школы

Бежать нужно в первую очередь.

Если это безопасно, то есть не нужно выпрыгивать из окон, то бежать лучше, чем прятаться.

Вне школы будет безопаснее, чем внутри, куда бы ни побежал ребёнок. Выбегать из здания можно в любом направлении, важно только не забегать в тупики.

Не нужно бояться мелких ран и ушибов, они заживут. Главное — избавиться от опасности

Если стреляют в другом крыле школы или на другом этаже, нужно выбежать наружу. Эвакуацию нужно начать немедленно, следуя инструкциям учителей.

Если кто-то из взрослых руководит эвакуацией, нельзя мешать

Если рядом никого нет или учителя не дают чётких указаний, нужно бежать к эвакуационным выходам. Если школьник находится на первом этаже, можно выбраться через окно, если на них нет решёток.

Не нужно забирать вещи из раздевалки или ждать друзей, их можно окликнуть, если они рядом.

Не стоит бежать к главному входу, если вы точно не уверены, что там безопасно. Скорее всего, напавший на школу вошёл именно через него и может встретиться по пути.


Если в классе остались вещи, нельзя тратить время на сборы: жизнь важнее

Если стреляют рядом, нужно бежать петляя. Если человек с оружием близко и есть пути отхода, нужно убегать, меняя направление движения — несколько шагов вперёд, несколько вправо, несколько влево.

Если двигаться по прямой, риск получить ранение будет выше.

Если бежать нельзя, нужно прятаться: например, укрыться за углом. Если нападающий никого конкретно не преследует, а просто идёт по школе, он может не заметить отсутствия детей и пойти дальше.

Нужно найти укрытие, выключить свет, звук на телефоне, по возможности не двигаться и не издавать шума. Оставаться там, пока не будут слышны команды спецслужб.

Забаррикадироваться в классе — довольно надёжный способ. Для этого нужно собрать людей вокруг, пока стрелка нет рядом. Если есть возможность, закрыть дверь на ключ и подпереть изнутри вход тяжёлыми предметами: шкафом, партами. Человек с оружием, скорее всего, не будет преследовать конкретного школьника. Если он натолкнётся на закрытый класс, то, вероятно, пойдёт дальше.

Лучше не прятаться в раздевалках и туалетах — скорее всего, это первое, что проверит нападающий на школу. Если это единственный вариант, нужно выбрать самое укромное место и сидеть там как можно тише.

Школьники могут заранее найти в здании места, о которых будут знать только они: подсобки, помещение под сценой в актовом зале. В случае стрельбы они будут знать, куда прятаться, если не получится убежать или закрыться в классе.


Если прятаться в шкафу, важно сидеть тихо

Не геройствовать

Когда ребёнок спрятался, нужно экономить силы и ждать, когда придёт помощь.

Нельзя смотреть вооружённому человеку в глаза, делать резкие движения, привлекать к себе внимание и пытаться вызвать спецслужбы. Этим займутся люди, которые сейчас в безопасности.

Чтобы сотрудники спецслужб случайно не навредили ребёнку, нужно оставаться на месте и держаться подальше от дверей и окон. Можно спрятаться за предметами в классе или лечь лицом в пол.

Когда всё закончится, стоит отвести ребёнка к врачу и психологу

Если ребёнку удалось выбраться из школы во время стрельбы или он дождался освобождения, перед уходом домой его должен осмотреть врач. В ситуации сильного стресса можно не заметить ранений и травм.

У ребёнка может быть сильное эмоциональное потрясение. Часто несколько дней после случившегося на территории школы психологи МЧС работают с детьми, педагогами и родителями. К ним можно обратиться за консультацией.

По полису «Телемедицина» можно получить консультацию психолога онлайн в удобное время.

Обращаться к ним или нет — решать родителям. Но бывает так, что к специалисту не обращаются, а психологические травмы и шок приходят позже. Дети, которые возвращаются в школу после таких событий и могут пообщаться с психологом, переживают травматические события легче.

Если первое время ребёнок боится идти в школу, стоит подождать несколько дней. Если у него несколько недель будут проявляться симптомы тревоги (нарушения еды и сна, страхи), стоит обратиться к психологу. Это может быть частный специалист, школьный или государственный психолог от МЧС.

Нападение на школу иногда можно предотвратить, если серьёзно относиться к интернет-угрозам устроить стрельбу. Многие школьные стрелки заранее делились своими планами в социальных сетях.

Нужно объяснить ребёнку, что о таких постах нужно рассказать взрослым — родителям и руководству школы. Просто смеяться над такими «шутками» нельзя.

Даже если тревога окажется ложной, проверка не будет лишний. Такие меры помогут избежать трагедии.

Главное про стрельбу в школе

  • Нужно следовать указаниям учителей.
  • При звуке выстрелов убегать.
  • Если нельзя убежать — прятаться.
  • После освобождения следить за здоровьем — физическим и психологическим.
  • Рассказывать взрослым о любом сообщении с планами напасть на школу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как вести ип для начинающих с упрощенкой пошаговая инструкция
  • Свечи эстрогиал инструкция по применению цена в гинекологии отзывы взрослым
  • 17 отдел полиции калининского района руководство
  • Инструкция по санитарной гигиене труда в стоматологии
  • Хакасская баранина руководство