Как вести классное руководство в школе

Как завоевать доверие учеников и не потерять авторитет


Несколько эффективных стратегий преподавателя…

18 сентября 2017

Статья ориентирована на педагогов средней школы, однако может быть актуальна и для других преподавателей, и даже для родителей.

Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы ученики доверяли ему и при этом уважали.

начальная школа2

Для начала давайте подумаем, каким людям доверяете вы? Кого вы сами считаете авторитетом, специалистом в своей области? Предлагаю вам вспомнить примеры из своей жизни. Как хорошие, когда вы поняли, что можете доверять кому-то больше. Так и плохие, когда вы разочаровались и отдалились от человека. Для нашего мысленного эксперимента будет полезнее, если вы вспомните ситуации из школьной жизни, моменты взаимодействия с вашими педагогами.

Несколько эффективных стратегий преподавателя:

  • Вы искренне сочувствуете ученикам. Это значит, что вы видите, признаете и понимаете их чувства. При этом не обязательно всегда становиться на сторону учеников, все прощать и даже отменять контрольную работу.

  • Вы уважаете мнения учеников. Да, они еще дети, их мнение может много раз поменяться. Но сейчас они действительно могут думать определенным образом и верить в то, что говорят.

  • Вы последовательны и предсказуемы для своих учеников. А также для их родителей. У вас не семь пятниц на неделе, и вы не меняете правила по ходу игры. Это относится ко всему спектру взаимодействия с учениками: работе на уроках, проверке работ, выставлению оценок и многому другому. Чем лучше ученики представляют, чего от вас ожидать, тем лучше они себя чувствуют у вас на уроках. Тем выше доверие к вам как к учителю. Даже если у вас строгие правила.

  • Ваши правила прозрачны. Например, вы цените спонтанный ответ у доски выше, чем заготовленные задания. Или, наоборот, большая домашняя работа будет вами оценена выше, чем труд ученика в классе. Пусть ученики знают о ваших предпочтениях.

  • Вы поощряете вопросы от учеников и обратную связь по поводу занятий. Если ученикам не страшно спросить то, что они не поняли, это существенно повышает градус доверия к учителю. Звучит очень просто, но на самом деле детям и подросткам нужно очень много смелости, чтобы признаться в том, что они что-то не поняли. Поэтому вы можете активно поддерживать тех, кто спрашивает, используя разные приемы. Например, благодарить за вопросы, играть в «данетки» в классный час и проч.

  • Вы признаете свои ограничения, в том числе в знаниях. Буквально это значит, что на некоторые вопросы вы не знаете ответ. И можете об этом сказать ученикам. Вместо того чтобы выдумать ответ или переводить разговор на другую тему, можете сказать, что вам нужно время, чтобы подготовиться.

  • Вы признаете свои ошибки. Если будете открыты к обратной связи от учеников, рано или поздно вам скажут, что вы были в чем-то неправы. Это может показаться возмутительным, но также это может быть правдой. Когда педагог признает свою ошибку перед учениками, отношения с ними выходят на новый уровень. Признать ошибку. Извиниться. Продолжить диалог. Вы не робот, а живой человек и можете ошибаться.

  • Вы уважаете личные границы, как свои, так и учеников. Есть вопросы и темы, которые вы не готовы или не хотите обсуждать. Вы можете сообщить ученикам, что не хотите отвечать на вопрос. Так же и по отношению к детям: могут быть вопросы, на которые им неловко отвечать (при всех или даже тет-а-тет), личная информация про учеников, которую не стоит распространять без необходимости внутри класса и среди педагогов, летающие по классу записки, которые не стоит зачитывать вслух.


Читайте по теме: Проблемы начинающих учителей: как выстроить отношения с учениками


Какие действия педагога могут разрушать доверие и авторитет?

  • Необъективность оценок. Все ученики по-разному относятся к предмету, и наверняка есть те, кто с большим прилежанием выполняет задания. Когда учитель перестает замечать ошибки отличников, это замечают остальные дети. Когда учитель подразумевает, что ребенок по умолчанию хорошо знает предмет и не спрашивает его, других детей это очень задевает. Так же как выставление плохих оценок, когда педагог ориентируется на прошлый опыт.

  • Пренебрежение аргументами. Например, учитель говорит: «Ты пока молод и неопытен, поэтому тебя никто не будет слушать», «Вырастешь – поймешь». Эти фразы как бы говорят ребенку, что его мысли никого не интересуют. Найдите другие формы выразить свое мнение в более уважительном ключе.

  • Стать «своим». Бывает, когда учитель объединяется с учениками против школы как целого или против других учителей. Это может выражаться в посвящении детей во «внутреннюю кухню» школы, осуждении при детях действий других преподавателей и т. д. Для учеников вы часть школы, и, когда вы «играете» против школы, это снижает ваш авторитет. Сюда же относятся общие секреты с детьми от других преподавателей, родителей.

  • «Доброта» преподавателя. Например, учитель сначала напугал контрольной, потом ее снисходительно отменил. Когда педагог завышает оценки, прощает недочеты для того, чтобы заслужить хорошее отношение учеников, это производит обратный эффект.

  • Конкуренция с детьми. Одна из самых сложных ошибок, потому что люди в целом редко замечают, что конкурируют. Например, педагог говорит, что знает предмет лучше ученика, и в доказательство этому «заваливает» ученика вопросами, когда тот достаточно хорошо ответил. Стоит обратить внимание на действия педагога, когда он демонстрирует свое превосходство над учениками.

  • Создание сверхблизких отношений с учениками. В отношениях с учениками важно сохранять некоторую дистанцию. Для каждого педагога эта дистанция будет своя. Но создание даже теплых дружеских отношений, походы в кафе и кино с одним-двумя учениками разрушительно действуют на учительский авторитет.

  • Распространение личной информации об учениках. Ученики могут поделиться с педагогом чем-то личным, например ситуацией, которая сложилась в семье, или прошлым опытом. Не стоит использовать эту информацию против ребенка: обсуждать с учителями, при всем классе или даже как аргумент в беседе тет-а-тет с этим же ребенком. Например: «Ты же говорил, что у тебя родители мало зарабатывают. Учись лучше, и не будет у тебя в семье проблем с деньгами». Так не стоит говорить, даже если вы уверены, что это так.

Это были некоторые идеи, как можно сохранить авторитет и доверие учеников, а также исправить ошибки преподавателей. Кроме этого, предлагаю вернуться к результату нашего мысленного эксперимента. Что из вашего ученического опыта подтверждает вышесказанное? Какие были истории и ситуации, которые говорят о важности чего-либо другого? 

Как
сделать классное руководство  интересным и содержательным

Выступление на ШМО классных руководителей

Панина М.И.

Выступление  «Как
сделать классное дело интересным и содержательным»

                                                                             
От
правильного воспитания детей

                                                                                      
зависит
благосостояние всего народа.

Дж. Локк

Вопросы
образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись
одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А
так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная
ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя,
классного руководителя, воспитателя.

Каждый ребёнок
уникален и неповторим, и задача педагогов классных руководителей, воспитателей,
состоит, прежде всего, в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и
терпение, сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и
значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное,
индивидуальностью.

Но процесс воспитания
не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта
предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное,
равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя,
воспитателя.

Согласно
требованиям, нового Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен
на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их
самоидентификацию и гражданское становление».

Для меня быть
классным руководителем – это радость общения, это круг своих детей, это
реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому
своему воспитаннику, это радость небольших достижений и больших побед. Я
убедилась в том, что успех приходит тогда, когда проявляешь искреннюю любовь к
детям, принципиальность, тактичную требовательность, справедливость,
неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.

Конечный продукт
нашей работы – выпускник начальной школы, творческая личность,
индивидуальность, личность, умеющая работать в коллективе и для коллектива,
здоровая и любящая, ведущая здоровый образ жизни, личность, которая имеет
гражданскую позицию, любящая свое государство, свое историческое культурное наследие.

На сегодняшний день существует много форм
внеклассной работы. К классическим формам работы с классным коллективом
относятся классный час, классное собрание, час общения, информационный час.
Учащимся нравятся такие формы работы как викторины, конкурсы, марафоны,
состязания, турниры и они с радостью принимают в их участие. Однако главной
формой внеклассной работы является классный час. Задача классного руководителя
заключается в оптимальном выборе формы проведения классного часа в зависимости
от возраста учащихся и поставленных целей работы.
  Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют
место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу
классного руководителя со своим классом. Во время классного часа обычно
подводятся итоги за прошедшую неделю. Учащиеся обсуждают результаты
успеваемости и состояние дисциплины в классе. Нередко классные часы посвящаются
беседам по вопросам морали и культуры поведения, проведению встреч с
интересными людьми. Чаще всего классные часы проводит классный руководитель. На
классном часе возможно совместное творчество педагога и учащихся, обмен
мнениями обеих сторон. Классный час выполняет несколько воспитательных функций:
просветительную, ориентирующую и направляющую.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные
функции: он просвещает, ориентирует и направляет учащихся. Тематика классных
часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в воспитательных
планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

1. Морально-этическим проблемам. На них формируется определённое
отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому
себе.

2. Проблемам
науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у
воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику
духовного развития личности.

3. Эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики
знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном
в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у них
сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился
творческий потенциал.

4. Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые
должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека.

5. Психологическим проблемам. Цель таких классных часов
заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации
элементарного психологического просвещения.

6. Проблемам
экологии. Необходимо привить учащимся ответственное отношение к природе. Как
правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире.

7. Общешкольным проблемам (значимым общественным событиям,
юбилейным датам, праздникам).

Перед проведением классного часа классный
руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения
классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и
проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно
больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными
учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные
особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития. В
структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной,
основной и заключительной.

Вступительная часть призвана
активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и
уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение
обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и
науки.                                                                                      
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. Во
время заключительной части важно стимулировать потребность учащихся внести
изменения в работу класса. Следовательно, классный час – это прямое общение
педагога со своими воспитанниками, и его успешность зависит от взаимопонимания
всех участников воспитательного процесса.

Классное собрание – это иная форма взаимодействия классного
руководителя с классным коллективом, которое
 является наивысшим органом самоуправления
в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству,
самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение
вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание
выполняет
 две функции: стимулирующую и организующую. Классное собрание распределяет
поручения, избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива,
слушает доклады учеников о выполнении поручений. Личное участие классного
руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия
какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение.
Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку
проведения собрания, умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать
коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.

Ещё одна интересная форма проведения
классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни
учащихся, если он задуман интересно и необычно. Час общения – это совместное
творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности
поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в
подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения.
Классному руководителю при этом важно создать комфортный микроклимат в классе,
чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться
или быть непонятыми. Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит
от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей,
профессионализма педагога. Это могут быть
 беседы, дискуссии (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение
поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения,
слушать и понимать иное мнение. А
 сюжетно-ролевые игры позволяют обсудить проблему, вызвать
сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры. Варианты
проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”,
“спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения. К формам
работы, вызывающим интерес у учащихся, относятся также устные журналы и
социальные проекты. Эти формы работы ставят перед учащимися конкретные
проблемы, возникающие в классе и требующие решения. Одним из способов быстрого
решения проблемы является “мозговая атака” или “мозговой штурм” так же учащимся
нравятся классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где?
Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и
 тематические классные часы. Тематические классные часы требуют
подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного
времени. Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить
кругозор учащихся, способствовать их духовному развитию.

Важно, что при планировании тематики классных часов необходимо
учитывать не только возраст учащихся, но и их мнение и интересы.

В
последнее время всё больше внимания уделяется инновационным и коммуникативным
технологиям в процессе обучения в рамках выполнения приоритетного национального
проекта «Образования».

На своих уроках я
стараюсь внедрять новые инновационные технологии, создавая условия для
самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе
включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную
деятельность. Активизация деятельности всех учащихся возможна только в общении,
а общение – необходимое условие формирования и развития личности. А общение на
уроке будет лёгким и приятным тогда, когда в классе царит обстановка мира,
дружбы и взаимопомощи. Чтоб создать такую обстановку, я решила изменить
структуру организации внеклассной работы в классе.

В классе действует
орган ученического самоуправления, где ребята готовятся к будущей жизни уже с
малых лет. Ученики живут своей реальной, сегодняшней жизнью. Интересная,
отвечающая их потребностям и особенностям, деятельность: игровая, трудовая,
благотворительная, творческая, досуговая. Формируются и развивают такие
качества, как ответственность, самостоятельность, социальная активность,
коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. И это касается не
группы ребят, а всех членов классного коллектива.

Нужно, чтобы они
сами составляли план работы на целую четверть, сами привлекали ребят из других
классов к сотрудничеству, сами оценивали. В своей творческой деятельности они
решают реально, возможно ли сделать то, что они запланировали. Я, как учитель,
не стремлюсь сразу же откорректировать их план, а даю время продумать,
подготовить и провести намеченные дела. Во время отчёта о проделанной работе в
конце четверти, мы не только говорим о том, что сделали, но и том, что не
смогли сделать. И это очень важно, так как при дальнейшем планировании, я
стараюсь обратить внимание ребят на то, все дела должны быть реальными,
исполнимыми, интересными, важными, а самое главное нужными им самим.

Дети учатся
планировать свою работу так, чтоб в классе жизнь была интересной и дружной.
Каждый, запланировав работу на четверть, сотрудничает со всем коллективом или
группой ребят для достижения цели, каждый сообщает о проделанной работе перед
классным коллективом в конце четверти, отмечая положительные и отрицательные
стороны. Дети сами составляют реальные планы для работы в будущей четверти.
Выбирают лидеров и ответственных конкретных заданий. Задача педагога –
направить деятельность учащихся таким образом, чтоб их действия были социально
одобряемыми и социально признаваемыми. Дети с удовольствием делятся эмоциями,
делами, которые они совершили в течение недели, проводим классные часы так,
чтобы каждый смог высказать своё мнение или же сами ученики ведут классный час
с помощью руководителя.

Создавая
условия ученикам в общеобразовательном учреждении для их успешной
жизнедеятельности, содействуя разностороннему творческому развитию и духовному
становлению, свою педагогическую деятельность направляю на формирование
мотивации к учению каждого ребёнка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности
для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные
формы и методы индивидуальной работы. Стараюсь создать благоприятные условия
для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, творческой
индивидуальности, формирования демократической культуры в системе классного
самоуправления, гуманизируя отношения между детьми в коллективе, организуя
систему самоуправления в классе, способствует формированию навыков
самовоспитания обучающихся.

Вся работа с
детьми направлена на сотрудничество и с семьёй, в интересах ребёнка. Привлекая
родителей к участию в учебно-воспитательном процессе школы, способствую
созданию эмоционального комфорта ребёнка в школе и за её пределами.

Учитель использует
проектную деятельность, как в учебной, так и во внеклассной работе с детьми,
ориентированную на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную,
парную, групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени.
Данная работа направлена на решение конкретной проблемы: «Можно ли в классе
сделать жизнь интересной, а учёбу важной и полезной»?

Вся система
воспитания начинается с того, что учитель должен чётко представлять себе, чего
хочет добиться от детей на данном этапе времени, каким хочет увидеть их в конце
года. Серьёзно подходить к определению содержания работы с детьми. Вместе с
детьми и родителями учиться планировать, осуществлять, анализировать и
подводить итоги. Вести целенаправленную воспитательную работу, для того чтоб
наши выпускники были не только образованными, но и здоровыми,
коммуникабельными, творческими.

Всякая ученическая
группа в школе должна по идее становиться коллективом, ибо только в этом случае
возможно полное достижение всех целей и задач школы.

Цель истинного
воспитания – не только в том, чтоб заставить людей делать добрые дела, но и
находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только
быть справедливым, но и жаждать справедливости.

Надеемся, что
ученики будут – самостоятельными личностями, понявшие свою самоценность,
которые достигнут самоопределения и самоутверждения путём саморазвития и
самореализации.

Всё это и есть
главная цель воспитания – счастливый человек! А сейчас идёт долгая и тщательная
работа поиска путей достижения цели. «Воспитание детей – рискованное дело. Ибо
в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же
неудачи горе несравнимо ни с каким другим». (Демократ).

Каждый ученик
должен превосходить своего учителя. Ведь слово педагог переводится с греческого
как «Дето вождение». Мы должны помогать учащимся выбирать то, что
полезно и то, что пригодится им в будущем. Учитель должен стать им примером.

Свое выступление
хочу закончить так:

    Ребенок
— горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является
тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество,
сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От
него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль
классного руководителя — поддерживать огонь в каждом ребенке.

13 советов классному руководителю

1. Соблюдайте личные и профессиональные границы

2. Создайте для класса чёткие правила
и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали

3. Никогда публично
не отчитывайте ребёнка

4. Никогда не обсуждайте чужих детей
и коллег с родителями

5. Доверяйте детям и давайте
им свободу выбора и действий

6. Признавайте свою
вину и просите прощения

7. Помогайте родителям
в рамках своей компетенции

8. Открыто обсуждайте
проблемы класса с детьми

9. Просите родителей обо всех конфликтных
ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям

10. Играйте с детьми

11. Шутите!

12. Избегайте рутины

13. Не живите только работой
и не жалейте себя

ому разрешению правообладателя.

Несколько советов

молодому классному руководителю

СОВЕТ №1.

Изучите списочный состав класса. Если вам дали 5-й класс, подойдите к учителю, который учил этих ре5бят с самого начала их поступления в школу. Поинтересуйтесь, как учились дети, есть ли проблемы у некоторых с поведением, кто входил в актив класса, на кого из родителей можно «опереться» при проведении различных мероприятий, постарайтесь узнать как можно больше информации, которая помогает спланировать воспитательную работу в классе. В среднем и старшем звене эту информацию можно спросить у преподавателей-предметников или заместителя директора по воспитательной работе.

СОВЕТ №2.

Не забывайте, что воспитание начинается в семье. По словам В.А Сухомлинского, «в семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Основа взаимодействия классного руководителя и семьи – заинтересованность обеих сторон в развитии ребенка, раскрытии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. Поэтому основные функции классного руководителя во взаимодействии с семьей следующие:

— ознакомить родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса школы,

— систематическое психолого-педагогическое просвещение родителей,

— вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми,

— обеспечение сотрудничества родителей и педагогов для решения актуальных проблем в обучении и воспитании детей

СОВЕТ №3.

Свою работу начинайте с диагностики семьи. Это необходимо для выявления проблем в воспитании ребенка, изучения жилищно-бытовых условий, в которых он находится, выработки единого взгляда педагогов и родителей на воспитание и развитие детей.

Если вы запланировали посещение семьи учащегося, заранее договоритесь с родителями о своем приходе. Будьте корректны, тактичны, выдержаны в общении, тон должен быть дружелюбным и спокойным. В разговоре ни в коем случае не поучайте родителей, можете только советовать или рекомендовать. Отправляясь на встречу, продумайте заранее вопросы или основные пункты беседы. Хорошо, если во время разговора в квартире находятся все члены семьи, так вы сможете познакомиться со всеми сразу в зависимости от того, о чем вы говорите с родителями, ребенок может находиться, либо с вами, либо под каким-либо предлогом в другой комнате. Не затягивайте свой визит, помните о правилах хорошего тона. После посещения обязательно зафиксируйте основные выводы, сделанные вами.

СОВЕТ №4.

Работу с родителями стройте дифференцированно: у одних родителей есть проблемы в воспитании, а другие могут поделиться опытом семейного воспитания. Поэтому не навязывайте всем одинаковые формы взаимодействия, ориентируйтесь на их потребности, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщайте к делам класса, школы. Предоставьте родительскому сообществу информацию о важных для класса и школы дел, чтобы каждая семья могла определить свою форму и меру участия в них.

СОВЕТ №5.

Никогда не жалуйтесь родителям на их детей, требуя принятия соответствующих мер.

СОВЕТ №6.

Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми, первое родительское собрание.

СОВЕТ №7.

Отдавайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тому, кому это особенно необходимо.

СОВЕТ №8.

Все замечания делайте в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлыков.

СОВЕТ №9.

Формула успешной деятельности классного руководителя: Любовь→Доверие→Понимание→Поддержка.

СОВЕТ №10.

Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь. «Сомнение – не в пользу мудрых»,  — говорил Сократ.

СОВЕТ №11.

С первых дней муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в хорошем настроении. Вспомните мудрое изречение Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастлив — будь им!»

СОВЕТ №12.

Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план:

— сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);

— написать характеристику класс (если вы взяли классное руководство только в этом году, то постарайтесь это сделать в течение 1 семестра();

— определить цели, поставить воспитательные задачи.

Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.

Продумайте дела класса как внутренние, так и общешкольные.

Вы можете включить в план работы следующие разделы:

* учебные дела;

* участие вы общешкольных мероприятиях;

* дела класс;

* работа с родителями;

* индивидуальная работа с учащимися.

Приготовьтесь к тому, что классный руководитель ведет следующую документацию: классный журнал;

— план воспитательной работы с классным коллективом;

— тетрадь классного руководителя в любой форме;

— дневники учащихся;

— личные дела учащихся;

— психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);

— папки с разработками воспитательных мероприятий.

Составьте себе памятку:

  1. кабинет, закрепленный за вашим классом;
  2.  помещение, прикрепленное для генеральной уборки;
  3. прикрепленный пришкольный участок;
  4. дни дежурства по школе;
  5. график дежурства по классу;
  6.  список учащихся на получение справки для покупки проездного билета;
  7. список многодетных и социально незащищенных семей с указанием домашнего адреса, телефона (социальный паспорт класса);
  8.  сведения о занятости учащихся во внеурочное время;
  9.  распределение общественных поручений;
  10. список учителей-предметников, работающих в классе;
  11. расписание занятий класса;
  12. расписание по личной учебной нагрузке;
  13. состав родительского комитета;
  14. цепочка для срочного оповещения учащихся;
  15. дни рождения учеников по месяцам;
  16. дела, которые требуют предварительной подготовки;
  17. акции, в которых может принять участие класс.

СОВЕТ №13.

В зависимости от целей родительских собраний их можно классифицировать по видам и формам проведения:

Виды родительских собраний:

* общие (классные или по параллелям) – проводятся для решения организационных вопросов жизнедеятельности;

* дифференцированные (специально приглашенная группа родителей) – определяются по запросам родителей в целях решения назревших проблем;

* целевые собрания, определяющие структуру соуправления и связанные с проведением экспертизы (обычно в начале каждого учебного года).

Формы проведения собраний:

— информационно-консультативные,

— дискуссионные,- тематические,

— «круглый стол», творческая встреча и т.д.

В подготовке и проведении собрания рекомендуется учесть следующие моменты:

1. Не забудьте заранее предупредить родителей о теме, дате и времени проведения родительского собрания, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли роспись родителей. Попросите учащихся, чтобы в случае, если родители не могут присутствовать на собрании, последние заранее сообщили об этом, написав записку. Явка на собрание – знак уважения к школе, учителю.

2. Если вы только стали кл. руководителем и не знакомы с родителями, подготовьте для них бейджик с именем, отчеством и фамилией, так будет легче общаться во время собрания. Чтобы создать непринужденную обстановку, можно поставить столы и стулья по кругу, создать так называемый «круглый стол»: все хорошо видят и слышат друг друга.

3. К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета или родители. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить, отметив положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения.

К собранию готовится выставка работ учащихся, отражающая их классную или внеклассную деятельность (тетради, рефераты, конспекты, рисунки и т.д.).

Большим успехом пользуются выставки ученических стенных газет, из которых родители узнают об общественной жизни класса. К итоговому собранию можно подготовить концерт учащихся или выступление агитбригады. До начала собрания родители могут ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.

4. Выступление классного руководителя на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным и обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни класса. Выступление может содержать и анализ отрицательных явлений, если таковые имеют место в классе, тогда классному руководителю необходимо включать реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае в выступлении классного руководителя не должно быть высказано мнение и неисправимости положения в классе в целом и отдельных учащихся. На собрании можно доводить до сведения всех родителей только такие факты (положительные и отрицательные) поведения учащихся, в отношении которых у классного руководителя существует полная ясность. Нельзя постоянно упоминать одни и те же фамилии учащихся.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Совершенно недопустимо «отчитывать» родителя за промахи его ребенка или зачитывать оценки того или иного слабого ученика. Такое поведение учителя приводит к тому, что родители слабоуспевающего ученика перестают посещать собрания. Тем не менее, необходимо сообщать родителям о недочетах в работе их ребенка, подсказывать пути их преодоления. Конкретную информацию об успехах и особенно недостатках своего ребенка родители могут получить от учителя здесь же, на собрании в письменном виде. Например, каждому родителю дается свернутый вдвое лист бумаги, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя.

5. Классный руководитель может практиковать лекции-выступления родителей, педагогов, юристов, медиков, затем здесь можно организовать обсуждение возникшей проблемы, обменяться опытом семейного воспитания. По ряду вопросов, обсуждаемых на собрании, принимается решение, которое доводится до всех родителей.

6. Чем больше родителей будет участвовать в подготовке родительского собрания (даже в качестве только сообщающих о нем другим), тем активнее они будут себя вести на самом собрании. На родительском собрании следует обязательно поблагодарить и тех родителей, кто его готовил, и тех, кто оказывал помощь школе в проведении других мероприятий.

7. Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах школы.

8. Далее познакомьте родителей с основными делами на год, с конкретным планом работы на семестр. Договоритесь об оказании с их стороны помощи в организации и проведении классных и школьных мероприятий, пригласите к участию в данных мероприятиях.

10 Расскажите родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста; о том, в какие дни проходят дополнительные занятия по отдельным предметам.

11. Обязательно скажите родителям о требованиях к внешнему виду учащихся, о наличии у них сменной обуви, о ведении дневников.

12. Не забудьте избрать родительский комитет в составе трех человек (это минимум). Объявите заранее о днях индивидуальных консультаций для родителей, дав график по месяцам. Обязательно запланируйте встречу с теми родителями, которые не пришли на собрание.

13. Пригласите на собрание учителей, преподающих в вашем классе, чтобы они рассказали о своих требованиях к предмету, дали соответствующие рекомендации для родителей.

СОВЕТ №14.

Начало каждого года – это часто и переход детей на новый «возрастной этап». Родители могут не знать психологических особенностей детей этого возраста. Поэтому пригласите школьного психолога, который предупредит родителей о возможных осложнениях в поведении детей, сможет дать квалифицированную консультацию по ряду проблем, возникающих в процессе воспитания.

В подготовке и проведении собраний очень помогает анкетирование родителей. В анкетах родители пишут о том, какие вопросы их волнуют, какую информацию хотели бы получить, какую помощь в воспитании детей могут оказать.

СОВЕТ №15.

Для получения обратной связи от родителей используйте методику «Незаконченное предложение». Отзыв о встрече они заполняют в конце родительского собрания.

Я узнал, что…

Новым для меня стало…

Я убедился, что …

Меня не смогли убедить в том, что …

Я категорически против того, чтобы…

Я возмущен тем, что…

СОВЕТ №16.

Чтобы создать непринужденную обстановку перед началом собрания, во время заполнения каких-либо анкет может звучать легкая спокойная музыка. Как правило, родители приходят в школу после трудового дня, усталые, а звучащая музыка поможет создать благоприятный эмоциональный фон. Хорошо, если вы совместно с ребятами подготовите выставку о проведенных мероприятиях в классе «День знаний», «День именинника», «Рыцарский турнир» и т.д. Экскурсии тоже могут быть отражены в классной летописи. Видеоматериалы более расширят представление о вашей работе. Позиционируйте свою профессиональную деятельность! Это позволит установить быстрый контакт с родителями. А такие формы взаимодействия позволяют привлечь их к активному участию в мероприятиях класса, больше жить интересами своих детей.

СОВЕТ №17.

И еще: не надо думать, что родители чем-то обязаны школе. У родителей свой круг обязанностей и дел. Тем не менее, с каждым из них, даже если родитель избегает контактов с педагогами или просто не в состоянии активно участвовать в школьной жизни, надо пытаться построить партнерские отношения только потому, что его ребенок или дети ходят в эту школу. Именно такая установка и создает психологические предпосылки для сотрудничества.

СОВЕТ №18.

Помните: классный руководитель ответствен за воспитание душ своих учеников. О силе человеческого слова писал М.Пришвин: «В каждой душе живут слово, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной». Звезды зажигают звезды. И воспитать в ученике яркую незаурядную личность может только такая же личность.

Кто это? Классный руководитель является важным человеком в жизни класса. От него зависит вся воспитательная работа с учениками в рамках школы. На должность он назначается директором.

Чем занимается? Работа классного руководителя в школе является дополнительной нагрузкой. В нее входят организация и проведение классных часов, контроль за успеваемостью, посещаемостью и питанием учеников. Кроме этого, могут организовываться внешкольные мероприятия, такие как экскурсии или совместные походы в театр или кино.

Оглавление:

  1. Образ классного руководителя в современной школе
  2. Основные направления работы классного руководителя в школе
  3. Взаимодействие классного руководителя с другими сотрудниками школы
  4. Сотрудничество классного руководителя с родителями учеников
  5. Режим работы классного руководителя
  6. 13 советов начинающему классному руководителю

Образ классного руководителя в современной школе

В нашей стране нет ни того, кто не знает значение слов «классный руководитель». Этот человек навсегда связан со школьными воспоминаниями, и в памяти имя классного руководителя остается на всю жизнь. Любой преподаватель-предметник или даже директор школы может стать этим специалистом.

Образ классного руководителя в современной школе

Так как классный руководитель является профессиональным педагогом, то он играет важную роль в становлении личности молодого поколения. Для подростка он будет:

  • наставником и связующим звеном;
  • защитником от морального истощения и, как следствие, от нравственной гибели;
  • строителем сотруднических отношений в классе посредством совместной деятельности в различных областях;
  • создателем определенных условий, в которых каждый ребенок может развиваться и проявить самовыражение;
  • помощником, осуществляющим совместно с социальными педагогами и психологом коррекцию его процесса социализации;
  • наставником, консультантом и другом в организации повседневной жизни и деятельности;
  • помощником в принятии и осмыслении социально-экономических и политических аспектов жизни;
  • лицом, координирующим совместные усилия учителей, семьи и окружающего социума;
  • основателем благоприятного микроклимата в детском и подростковом коллективах.

Организация работы классного руководителя в школе представляет собой систематизированную деятельность планового характера, которая основывается на общей воспитательной программе, принятой в образовательном учреждении, накопленном опыте прошлых лет, а также положительных и отрицательных событий, происходящих в обществе.

При этом обязательно учитывается личностный подход с учетом первоочередных задач, стоящих перед преподавательским составом учебного заведения, конкретной ситуации в классном коллективе, межконфессиональных и межэтнических отношений.

Классный руководитель при осуществлении своей трудовой деятельности должен учитывать уровень воспитанности школьников, условия их жизни, как социальные, так и материальные, обстановку в семье и т.д.

Основные направления работы классного руководителя в школе

В приказе Министерства образования и науки есть полный перечень того, что входит в должностные обязанности классного руководителя. Следует отметить, что этот список имеет рекомендательный характер, соответственно, если педагог исполняет его не со стопроцентной точностью, то меры дисциплинарной и административной ответственности к нему не могут быть применены.

Основные направления работы классного руководителя в школе

Совсем необязательно, что в каждом учебном заведении обязанности классных руководителей должны быть одинаковыми. В каждой школе они прописываются в таких документах, как «Положение о классном руководстве», «Функциональные обязанности классного руководителя», и Уставе образовательного учреждения.

  • Посредством классного руководителя обеспечивается взаимная связь между учебным заведением и семьей ученика, устанавливаются личностные контакты с родителями. Например, каждый учитель обязан знать все контактные данные (ФИО, телефон, домашний адрес) каждого ученика, его родителей, а при необходимости, и ближайших родственников.

    Классный руководитель в ходе учебного процесса может осуществлять проводить беседы со школьником и его семьей, организовывать встречи родителей с учителями конкретных дисциплин.

  • Классный руководитель обязан осуществлять организацию образовательного процесса, который должен быть оптимальным с точки зрения развития положительного потенциала учеников в границах деятельности всего коллектива школы.

    Преподаватель должен знать все индивидуальные особенности характера и здоровья каждого ученика в классе для того, чтобы они могли получать максимальную пользу от учебного процесса и реализовывать свои возможности.

  • Контролировать посещаемость уроков своими учениками также входит в зону ответственности классного руководителя. Он должен знать, по какой причине отсутствует на уроке, в школе, так как во время учебного процесса именно педагог несет ответственность за жизнь и здоровье учеников.

    В связи с этим, вполне очевидным выглядит желание учителя попросить у родителей справку или записку, где указана причина отсутствия ребенка. Если такой документ есть, то ответственность за школьника от классного руководителя переходит к родителям или ближайшим родственникам.

  • В обязанности педагога входит и контроль за успеваемостью своих учеников. Как правило, классный руководитель еженедельно осуществляет проверку дневников, выставляет недостающие отметки, а при необходимости, оставляет информационные сообщения для родителей. В условиях повсеместной цифровизации, большинство родителей предпочитают воспринимать информацию на бумажном носителе.

Взаимодействие классного руководителя с другими сотрудниками школы

Деятельность классного руководителя предполагает тесное взаимодействие со следующими специалистами:

  • Преподавателями отдельных дисциплин. 

В ходе совместной деятельности разрабатываются общие педагогические требования и подходы к ученикам в ходе учебно-воспитательного процесса, основанные в соответствии с общими целями учебного заведения, обсуждается вовлечение учеников в систему внеклассной (дополнительной) работы по предметам, участие в предметных кружках, факультативах, тематических вечерах и т.д.

После общения с предметниками учителю будет проще представлять интересы своих воспитанников на педсовете.

Взаимодействие классного руководителя с другими сотрудниками школы

  • Педагогом-психологом.

Совместно с этим специалистом классный руководитель изучает индивидуальные особенности детей, их адаптацию и интеграцию в микро — и макро социум. Преподаватель осуществляет координацию связи педагога-психолога с родителями на предмет консультативной и терапевтической поддержки.

С помощью педагога-психолога классный руководитель может анализировать процесс развития классного коллектива путем определения познавательных и творческих способностей, а также возможностей учеников, осуществляет помощь детям в определении будущей профессии и т.д.

  • Педагогами дополнительного образования. 

Совместная работа с этим преподавательским составом позволяет использовать весь потенциал, которым обладает система дополнительного образования учеников, для расширения их способностей во всех направлениях, мотивации на саморазвитие, самовоспитание и самоопределение, желание расширения зоны общения.

С помощью классного руководителя происходит объединение и включение учеников в разнообразные творческие сообщества, в зависимости от их интересов, как в общеобразовательном заведении, так и в заведениях дополнительного образования.

Классный час в 6 классе: советы по организации

  • Педагогом-организатором. 

В процессе взаимодействия с этим специалистом, классный руководитель использует его способности для осуществления внутриклассовых мероприятий. Также педагог-организатор помогает в организации общешкольных мероприятий во время каникул и во внеучебное время.

  • Социальным педагогом. 

С его помощью осуществляется связь ребенка со всеми социальными институтами для разрешения любых кризисных ситуаций, которые могут возникнуть у ученика в процессе обучения. Классный руководитель, совместно с социальным педагогом, производит социально значимую деятельность школьников, мероприятия, направленные на развитие и реализацию инициатив социального характера и иных проектов.

  • Библиотекарем.

Сотрудничество с ним позволяет классному руководителю расширить круг читательских интересов своих учеников, помогает сформировать и развивать у них культуру чтения, отношения к нравственности и этическим нормам поведения.

Учитель будущего: компетенции и личностные качества

Осуществляя свою деятельность, классный руководитель в обязательном порядке должен общаться с медицинскими работниками учебного заведения. Это объясняется постоянной заботой о здоровье своих учеников.

Сотрудничество классного руководителя с родителями учеников

Регламент работы классного руководителя в школе будет признан успешным и эффективным, если будет налажен тесный рабочий контакт с родителями.

В разрезе классных мероприятий к ним относится проведение родительских собраний и индивидуальных встреч, а в разрезе всего учебного заведения – организация и проведение родительских лекториев, за подготовку которых и отвечают классные руководители в кооперации с иными специалистами, а именно – административным персоналом, школьными психологом, медработниками, социальным педагогом.

Сотрудничество классного руководителя с родителями учеников

Деятельность классного руководителя в области общения с родителями направлена на взаимодействие семьи и школы на благо интересов ребенка, формирование единого подхода к воспитательному процессу, совместное изучение личности ребенка, его психологических и физиологических особенностей, разработку близких по смыслу требований и правил, организацию помощи в освоении учебного материала, физическое и духовное развитие школьника.

В обязанности классного руководителя входит привлечение родителей к непосредственному участию в процессе воспитания в учебном заведении. Это оказывает благоприятное воздействие на внутрисемейные отношения, психологический и эмоциональный комфорт ребенка при нахождении его, как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами.

Как вовлечь ребенка в учебу и заинтересовать его

Совместная работа классного руководителя и родителей призвана способствовать тому, чтобы родители осознали свою ответственность не только за вождение ребенка, но и за его воспитание.

Режим работы классного руководителя

У классного руководителя есть обязанности, которые он должен выполнять ежедневно, еженедельно и в соответствии с определенным графиком. К ежедневным обязанностям относится контроль за посещаемостью учеников и соблюдением школьной дисциплины. Преподавателю приходится принимать участие в урегулировании различных конфликтных и спорных ситуаций, которые могут возникать как между школьниками, так и между учениками и преподавателями.

Режим работы классного руководителя

В соответствии с утвержденным директором учебного заведения графиком, классный руководитель должен еженедельно проводить классный час. На этом собрании происходит решение любых организационных вопросов, обсуждаются все аспекты и нюансы, которые возникают у ребят в процессе обучения и вне его: от обсуждения досуговых и праздничных мероприятий до изучения правил дорожного движения в сложных метеоусловиях.

Как правило, от двух до четырех раз в год классный руководитель должен проводить родительские собрания. График их утверждения находится в компетенции директора учебного заведения.

13 советов начинающему классному руководителю

Ниже приведены советы начинающему классному руководителю, которые способствуют сохранению профессиональной компетенции и психологического здоровья.

13 советов начинающему классному руководителю

  • Соблюдайте личные и профессиональные границы.

Дети, а также их родители, будут, пусть и неосознанно, стремиться к нарушению ваших границ с того момента, как вы станете классным руководителем и будете нести ответственность на учеников. Нарушение границ для ребенка это такой же естественный процесс для них, как съесть яблоко или пойти погулять. Таким способом они познают окружающий мир. Метод проб и ошибок учит их что можно, а что нельзя, что такое хорошо, а что такое плохо.

Родители от своих детей ничем не отличаются. Для них важно, чтобы именно их ребенку было уделено как можно больше внимания, чтобы у ребенка, а соответственно и у родителей не было никаких проблем. Но чудес не бывает и угодить всем невозможно, поэтому решение проблем нужно осуществлять исходя из их приоритетности и удобства.

  • Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали.

Соблюдать четкие правила важно не только родителям, но и детям. Они должны понимать, что как только оказались в школе, то есть определенные ограничения в поведении, что-то можно делать, а что-то нельзя. Также у них должен выработаться четкий алгоритм действий при наступлении различных ситуаций.

Конечно, сколько бы не было правил, дети будут их нарушать. Однако они очень нужны для них, так как наличие правил дает им ощущение безопасности и позволит избегать возникновения тревожного чувства. Также, с помощью наличия ограничений дети осваивают умение договариваться, с помощью которого можно решить любой конфликт.

Что такое ранняя профориентация

  • Никогда публично не отчитывайте ребёнка.

Публичное отчитывание и наказание ребенка является пережитком прошлых лет. Однако некоторые преподаватели, в том числе и довольно опытные, считают такой метод воспитания наиболее эффективным. Педагог должен понимать и осознавать, что если он так делает, то своим поведением он настраивает, пусть и неосознанно, учеников против себя.

Происходит не сближение классного руководителя с детьми, а их отдаление. Также в такой ситуации происходит настраивание учеников друг против друга и создается благоприятная атмосфера для травли провинившегося ребенка.

  • Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями.

В ситуации, когда происходит эмоциональное выгорание классного руководителя, накапливается злость и усталость, преподаватель старается выплеснуть весь негатив. Это неправильно. Если сильным раздражителем является какой-либо ребенок, родитель или коллега по школе, то необходимо сходить на беседу со школьным психологом. Иногда может помочь даже простой разговор с коллегой, к которому вы испытываете доверие и симпатию.

В случае, если негативные эмоции не прошли, тогда следует «пройти перезагрузку» — отправиться в отпуск с семьей или близкими друзьями, найти новое хобби или увлечение и т.д. Самое важное в стрессовой ситуации – это поиск конструктивного выхода негатива без нарушения профессиональной этики педагога.

  • Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий.

Всем известна проблема, когда ребенок сопротивляется выполнению домашнего задания прямо сейчас. В этом случае нужно договариваться, дать ему необходимое количество времени для отдыха, после чего он сядет и сделает все задания. Если ученик не желает гулять на большой перемене, то можно договориться, что он совершит прогулку после обеда.

Умение договариваться, не бояться идти на компромиссы – это важная черта классного руководителя. Так преподаватель сможет заслужить не только уважение своих учеников, но и научит их нести ответственность за свои поступки.

  • Признавайте свою вину и просите прощения.

Нет в мире совершенства, поэтому ошибки может совершить каждый. Взрослые, в силу ряда объективных причин, могут потерять объективность и утратить контроль над ситуацией. Это не страшно. Страшнее последствия того, если в этой ситуации сделать вид, что ничего страшного не произошло и так и должно быть. Дети этого не простят, и постепенно отношения между учителем и учениками из доверительных перерастут в формальные.

Не стоит бояться просить прошения у своих учеников, надо делать соответствующие выводы и проводить с детьми разъяснительные беседы, почему вы поступили таким образом или иным. Это сделает вас только сильнее.

  • Помогайте родителям в рамках своей компетенции.

Классный руководитель для родителей должен быть не только статистом, который сообщает об успеваемости и проблемах ребенка, но и немного психологом. Иногда нужно уметь выслушать родителей, понять их беспокойство. При этом не стоит забывать про границы, но и человеком педагог обязан быть.

Пусть даже решение озвученной проблемы совершенно не касается компетенции классного руководителя, но в его силах успокоить взволнованного родителя и дать какой-либо совет.

Классный руководитель для родителей

  • Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми.

Дети являются полноправными членами общества, поэтому имеют право знать все, что происходит в их классе. Это знание дает им чувство безопасности и понимания, что любую ситуацию взрослые держат на контроле. При проведении классного часа нужно обсуждать любые проблемы, которые затрагивают эмоциональный комфорт учеников, как в индивидуальном плане, так и в масштабах всего коллектива.

Это может быть проблемные ситуации с дисциплиной на уроках, травля отдельных учеников, высокая нагрузка по домашним заданиям и т.д. Классный руководитель должен озвучить свое видение проблемы и выслушать мнение детей. Порой просто достаточно задать вопрос, и ученики сами найдут правильное решение. Даже если учитель решит проблему по своему, дети будут осведомлены о том, что их мнение важно для преподавателя.

  • Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям.

Большинство родителей не соблюдают это правило, хотя оно является очень важным. В ситуации, когда один ученик ударил другого, а классный руководитель не знал этого, родители могут начать выяснят отношения между собой. Но за все, что происходит с учениками в школе, отвечает преподаватель, и поэтому урегулировать конфликт должен именно он. Разборка между родителями ни к чему хорошему не приведет, только наоборот, усугубит негатив.

При возникновении аналогичных ситуаций нужно просить родителей детей, участников конфликта, связаться непосредственно с классным руководителем. В этом случае ситуация будет под полным контролем учителя.

  • Играйте с детьми.

Эмоциональный контакт и интерес между людьми может возникнуть только посредством совместной деятельности. Самым доступным видом деятельности для ребенка является игра. Посредством игры классный руководитель без лишних вопросов сможет понять, с каким настроением дети пришли в школу, что им интересно в данный момент и что беспокоит.

Терапевтический эффект игра оказывает и на взрослый организм. Если от усталости нет больше сил работать с полной самоотдачей, то просто предложите детям сыграть в какую-нибудь игру.

  • Шутите!

Шутки расслабляют и разряжают обстановку в коллективе. Только шутить нужно с умом, чтобы шутка не перетекла в травлю кого-либо. Классный руководитель может и должен шутить вместе с детьми, над собой, над ними, но при этом нельзя нарушать ни чьих границ. К сожалению не все педагоги могут относиться к себе с юмором и иронией, поэтому у них быстрее происходит профессиональное выгорание.

  • Избегайте рутины.

Самым сложным в работе классного руководителя является однообразие, которое постепенно приводит к возникновению лени. Чтобы этого не случилось, нужно буквально с усилием ежедневно придумывать что-нибудь новое.

Например, хотя бы раз в неделю нужно проводить урок в новом формате, время от времени организовывать праздники, экскурсии, походы в кино. Организация новых задач, границы которых выходят из зоны вашего комфорта, будет ощутимым толчком энергии и наплыва свежих сил.

Классный руководитель

  • Не живите только работой и не жалейте себя.

Довольно часто некоторые учителя жалуются чрезмерной нагрузкой, что они ничего не успевают, что приходится брать работу на дом.

Тем самым преподаватели не только не улучшают свою жизнь, а наоборот, становятся заложником или жертвой ситуации. Оптимист, если он чего-то хочет по-настоящему, обязательно найдет на это время. Самобичевание и жалость к себе никому не пойдут на пользу. Нельзя жить и думать только о работе. Нужно быть постоянно в движении и развиваться, тогда и мыслям о жалости к себе некогда будет появляться. Нужно делать то, что хочется и нравится, и получать удовольствие от этого.

Классный руководитель несет ответственность за воспитание как в отношении каждого ребенка по отдельности, так и в отношении всего класса в целом. Приходится решать возникающие задачи и проблемы с учетом возраста учеников, устоявшихся взаимоотношений и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Самое важное в работе классного руководителя в школе – это раскрытие и реализация потенциала детей, содействие саморазвитию, обеспечение социальной защиты учеников, умение создавать условия по активации усилий своих подопечных для решения их собственных проблем.

Обязанности классного руководителя закреплены в локальных актах школы. Причём у разных школ они могут отличаться.

Глобальная задача — создать безопасную воспитывающую среду в классе. А как он будет это делать — решать ему. Но есть несколько задач, которыми занимается каждый классный руководитель.

Следить за посещаемостью и успеваемостью

В начале дня классный руководитель узнаёт, все ли ученики пришли в школу, и сразу связывается с родителями тех, кого нет.

Весь рабочий день он общается со школьниками, учителями-предметниками, администрацией школы, чтобы решить текущие проблемы: кто-то опоздал на урок, не выучил домашнее задание или плохо написал контрольную.

Решать организационные вопросы

В течение дня классный руководитель решает организационные вопросы класса — например, касающиеся питания учащихся или дежурства по классу. В средней и старшей школе ученики берут на себя ответственность за эти вопросы и сами организуют процессы, но их надо проконтролировать.

Проводить классные часы и другие мероприятия

На классном часе можно обсудить текущие вопросы и проблемы. Или посвятить его определённой теме — вместе изучить профессии будущего, разобраться в новой технологии, устроить дискуссионный клуб.

Также этом году во всех школах запустят цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Задача классного руководителя — продумать, как пройдёт классный час: формат, повестка, продолжительность.

Классный руководитель вместе с учениками участвует в мероприятиях. Это могут быть не только классические субботники или дни самоуправления. События можно разнообразить: сходить на экскурсию на работу одного из родителей или устроить целую конференцию, где взрослые расскажут о своих профессиях; провести квест в школе.

Общаться с родителями учеников

Классный руководитель делает это каждый день: встречается лично, созванивается, переписывается в мессенджерах, отправляет информацию в школьный чат. Но основная форма общения с родителями — собрания.

Изучать новую информацию

Каждый день учителя получают новую информацию: меняется законодательство, появляются новые технологии работы. Классному руководителю важно не упускать эту информацию — повышать свой профессиональный уровень и идти в ногу со временем.

Составлять план работы с классом

Классный руководитель составляет программу воспитания и социализации учащихся. В ней он ежегодно планирует воспитательные дела, анализирует и отмечает результаты работы с классом.

Поддерживать свой класс

В младших классах дети часто относятся к классному руководителю как ко второй маме. Бегут жаловаться, если их обидели, делятся переживаниями, хотят, чтобы их обняли.

В средних и старших классах они взрослеют, но всё равно ищут поддержки — чтобы классный руководитель помог исправить плохую оценку в четверти, подсказал, как можно наладить отношения с учителем-предметником. Важно, чтобы во всех этих ситуациях классный руководитель был рядом.

Для классного руководителя важны доброта, честность, искренность, чувство юмора, оптимизм, справедливость, уважение к коллегам, ученикам и их родителям, и даже — любовь. А также…

Стрессоустойчивость

Работа с детьми — это работа с эмоциями, а значит, классному руководителю важно быть стрессоустойчивым. И уметь управлять не только эмоциями учеников, но и, что более важно, своими.

Креативность

Классный руководитель может использовать иммерсивный метод на классных часах, проводить онлайн-квизы, помогать детям с профориентацией. Новые идеи и творческий подход помогут разнообразить работу с классом и сделать процесс интересным и эффективным.

Внимательность

Прежде всего — к детям, их интересам и проблемам. Ученики нередко рассказывают классному руководителю свои тайны, размышления — они видят в нём старшего товарища, с которым можно посоветоваться. Детям это особенно важно, потому что не каждый ребёнок может поделиться переживаниями с родителями или друзьями.

Управленческие навыки

Классный руководитель — это и стратег, и тактик. Поэтому важно быть целеустремлённым, коммуникабельным, гибким. Также нужно уметь планировать рабочее время, организовывать мероприятия, анализировать свою деятельность, мотивировать детей и родителей.

Ответственность

Важно быть ответственным классным руководителем и предвидеть результат своей работы. Дети — наше будущее, поэтому важно не забывать задавать себе вопрос: «Какими мы хотим их видеть?».

Особый навык классного руководителя — полюбить «жриамули». Это грузинское слово, которое означает весёлый шум: например, щебет птиц или детский гул. Он отличается от обычного людского шума тем, что наполнен радостью.

Шалва Амонашвили, известный педагог, доктор психологических наук, считал, что тот, «кому нравится детский „жриамули“, тот склонен к педагогической деятельности, а кто уже пристрастился к нему, тот обретает своё педагогическое счастье».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Свечи с папаверином цена инструкция по применению в гинекологии
  • Руководство следственного комитета кбр
  • Как настроить часы g shock casio wr20bar инструкция на русском
  • Мануал по акпп r4ax el
  • Как снимать на мануале