Как выпустить облигации ооо пошаговая инструкция

В главе представлены базовые требования к  и , участники процесса выпуска и направления работ, требования к эмиссионной документации, краткое описание процесса эмиссии облигаций с акцентом на размещение в рамках , как наиболее удобного и оптимального формата сделки. В контексте данного материала под «» понимаются облигации, регистрирующим органом которых является Банк России, под «», — регистрирующей организацией которых является .  

1. Базовые требования, участники процесса и направления работ

4

ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ЭМИССИИ ОБЛИГАЦИЙ

  • ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНЫЕ И БИРЖЕВЫЕ ОБЛИГАЦИИ. ПРОГРАММЫ БИРЖЕВЫХ ОБЛИГАЦИЙ
    • > 1. Базовые требования, участники процесса и направления работ
    • > 2. Эмиссионные документы для облигаций
    • > 3. Краткое описание процесса эмиссии облигаций

Первыми шагами в подготовительной работе являются проверка соответствия эмитента и будущего инструмента базовым требованиям нормативного регулирования (схема 1), анализ факторов инвестиционной привлекательности инструмента и выработка возможных мер по ее повышению. Закон позволяет размещать облигации без регистрации проспекта, базовые требования в этом случае имеют особенности[1].

 Схема 1. Базовые требования для допуска облигаций к размещению

С проспектом или без? 

Выход на публичный долговой рынок предполагает открытость и прозрачность Эмитента, которая достигается регулярным раскрытием информации. Первоначально Эмитент рассказывает о себе в проспекте ценных бумаг. Факт регистрации проспекта в дальнейшем налагает обязанности по раскрытию информации. Вместе с этим закон позволяет обходиться без составления и регистрации проспекта в ряде случаев[3] (Схема 2).

Схема 2. Проспект не требуется: 

Действие требования о необходимости ежегодной регистрации проспекта временно приостановлено (Федеральный закон от 14.07.2022 № 292-ФЗ).

*   В данном материале рассматриваются только выпуски с обращением на организованных торгах биржи, выпуски коммерческих облигаций с регистрацией в НРД и внебиржевым обращением не рассматриваются. 

Сделки без регистрации проспекта, за исключением последнего варианта, являются скорее частными случаями. Это удобно, например, при клубных сделках, при размещении компаний малой капитализации, в случае нормативных ограничений на размещение только среди  или ограничений на раскрытие информации, в случае отсутствия или длительной подготовки , которая должна быть включена в проспект. Такие выпуски можно включить только в Третий уровень, котировальный список Первого и Второго уровня для них не доступен. Однако в ряде случаев перевод в котировальный список возможен позже, в случае регистрации проспекта «впоследствии».

Последний вариант означает, что проспект регистрируется одновременно с Программой. Таким образом, он распространяется на все выпуски, размещаемые в рамках программы в течение года, и регистрировать с каждым выпуском его не надо.

Законодательство позволяет, условно говоря «опытным» эмитентам, вместо проспекта предоставлять на регистрацию уведомление о составлении проспекта. Это означает, что эмитент, тем не менее, составляет проспект, утверждает его уполномоченным органом и публично раскрывает, при этом на регистрацию программы/выпуска проспект не предоставляется. Получение Биржей или ЦБ РФ уведомления о составлении проспекта влечет за собой те же правовые последствия, что и регистрация проспекта[4]. Такая возможность есть при одновременном соблюдении условий: 

  • срок существования эмитента не менее 3 лет;
  • в отношении эмитента не введена процедура банкротства;
  • эмитент в течение последних 3 завершенных отчетных лет разместил не менее трех выпусков облигаций с проспектом (кроме субординированных);
  • лицо, подписавшее проспект ( или уполномоченное лицо), не привлекалось к уголовной ответственности.

Это относится к эмитентам, уже имеющим опыт размещения облигаций, поэтому далее в данном материале этот случай подробно не рассматривается. 

Биржевые VS корпоративные облигации 

На заре зарождения облигационного рынка была возможна только государственная регистрация эмиссий (в Банке России, ФСФР России / ФКЦБ России). Поэтому в нынешнее время выпуски, зарегистрированные Банком России, условно называем «корпоративные облигации», иногда «классические облигации». В 2006 году появилась возможность проводить регистрацию на , минуя государственные органы. Выпуски, зарегистрированные биржей, называются «». Вместе с этим, корпоративные облигации, как правило, имеют биржевое размещение и обращение. 

Для ряда инструментов, таких как, структурные, субординированные, бессрочные облигации, облигации  и  регистрация выпуска/Программы возможна только в Банке России. Если речь не идет о подобных инструментах, при прочих равных условиях стоит делать выбор в пользу , подготовка которых проще, быстрее и дешевле. 

Выпуск в рамках Программы или без нее? 

Единичные выпуски в настоящее время осуществляются при размещении в основном инструментов с особенностями (структурных, субординированных и т.д.), либо в каких-то частных случаях. Подавляющее большинство стандартных сделок на рынке осуществляется в рамках Программ облигаций. 

Выводы:

Таким образом, если эмитент предполагает активное длительное присутствие на публичном долговом рынке, оптимальным вариантом для него является регистрация  с проспектом и размещение выпусков в рамках нее. На схеме 3 представлены участники процесса подготовки и размещения облигаций, а также их основные функции.

Схема 3. Участники процесса и направления работ при подготовке выпуска облигаций

2. Эмиссионные документы для облигаций

Действующее законодательство предусматривает различные конфигурации эмиссионной документации в зависимости от того, сопровождается ли эмиссия регистрацией Проспекта и на каком этапе, осуществляется ли эмиссия в рамках Программы или нет. 

Схема 4. Конфигурации эмиссионной документации

Наиболее удобным и распространенным вариантом на рынке является первая конфигурация. Появление такого инструмента, как Программа облигаций, в свое время было прорывом на рынке долгового капитала. Программа позволяет использовать более гибкий подход к привлечению финансирования путем размещения облигаций. Инструмент заработал в 2015 году и сразу приобрел широкую популярность среди эмитентов.    

Программа представляет собой зарегистрированный пул облигаций крупного объема, в рамках которого эмитент имеет возможность «конструировать» отдельные выпуски с нужными параметрами, соответствующими текущим потребностям эмитента и запросам инвесторов. По мере размещения отдельных выпусков общий объем Программы уменьшается. Размещение выпусков в рамках Программы можно осуществлять в течение срока ее действия, который, как правило, не ограничен. Таким образом, потратив усилия на регистрацию Программы один раз, далее эмитент имеет возможность оперативно привлекать финансирование путем регистрации и размещения отдельных выпусков в рамках Программы с удобными параметрами в текущий период времени. Данная конфигурация предполагает регистрацию Проспекта ценных бумаг одновременно с Программой. В этом случае Проспект распространяется на все выпуски в рамках Программы, размещаемые в течение одного года. Для размещения выпусков в рамках Программы по прошествии одного года действующее законодательство предусматривает регистрацию нового Проспекта [*Действие требования о необходимости ежегодной регистрации проспекта временно приостановлено (Федеральный закон от 14.07.2022 № 292-ФЗ)]. 

Базовая конфигурация эмиссионной документации представлена на схеме 5. 

Схема 5. Эмиссионные документы — базовая конфигурация

Основные сведения, включаемые в Программу облигаций[5]: 

  • идентификационные признаки облигаций;
  • максимальная сумма номинальных стоимостей облигаций, размещаемых в рамках Программы;
  • максимальный срок погашения облигаций, размещаемых в рамках Программы;
  • срок действия Программы (как правило, не ограничен);
  • указание на возможность досрочного погашения облигаций по усмотрению эмитента;
  • сведения о лице, предоставляющем обеспечение (поручителе, гаранте) и условиях обеспечения;
  • условия целевого назначения (например, для «зеленых», «социальных», «инфраструктурных» и других разновидностей облигаций).

Сведения, которые указываются по усмотрению эмитента, и могут быть отнесены на решение о выпуске:

  • права владельцев облигаций;
  • порядок и условия погашения;
  • порядок и условия выплаты дохода;
  • порядок и условия досрочного погашения;
  • о приобретении размещенных облигаций эмитентом.

Основные сведения, включаемые в Решение о выпуске[6]:

  • идентификационные признаки облигаций;
  • номинальная стоимость облигаций;
  • права владельцев облигаций;
  • порядок определения дохода;
  • порядок выплаты купонов и сумм погашения;
  • порядок досрочного погашения;
  • порядок приобретения облигаций эмитентом;
  • информацию о наличии обеспечения, поручителе и условиях поручительства, если оно предусмотрено;
  • иные необходимые сведения.

 Основные сведения, включаемые в Условия размещения[7]:

  • количество (примерное количество) размещаемых облигаций;
  • сведения об андеррайтере;
  • сроки размещения;
  • цену размещения или порядок ее определения;
  • порядок размещения;
  • сведения о Бирже и депозитарии.

 Основные сведения, включаемые в Проспект ценных бумаг[8]:

  • основные операционные показатели;
  • финансовое состояние: финансовые показатели, существенные поставщики, дебиторы, кредиторы, обязательства;
  • история создания и развития; 
  • положение в отрасли, конкуренты; 
  • перспективы развития, стратегия;
  • анализ рисков;
  • корпоративная информация: персональный состав органов управления и контроля, сведения об основных контролирующих лицах, акционерах/участниках, организация в эмитенте управления рисками, контроля за ФХД, внутреннего контроля и аудита;
  • сведения о подконтрольных организациях, имеющих для эмитента существенное значение; 
  • кредитные рейтинги;
  • отчетность по РСБУ и МСФО;
  • сведения о поручителе (практически в таком же объеме, что и по эмитенту, за исключением поручителей, раскрывающих отчеты эмитента);
  • сведения о ценных бумагах, в отношении которых составляется проспект; 
  • прочие сведения.

По умолчанию существенная часть сведений в Проспекте указывается в отношении группы организаций, головной организацией которой является эмитент, составляющий консолидированную отчетность по МСФО. В противном случае данные приводятся в отношении эмитента. 

Сведения, содержащиеся в Проспекте ценных бумаг, должны отражать все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении облигаций. Ответственность за их полноту и достоверность несет эмитент.

3. Краткое описание процесса эмиссии облигаций

Этапы эмиссии в соответствии с законом[9]

I Принятие решения о размещении. Решение о размещении может предусматривать размещение нескольких выпусков в рамках программы (решение об утверждении программы)    

II Регистрация выпуска 

III Размещение 

Схема 6. Этапы эмиссии на практике

Процесс сделки по размещению биржевых облигаций в рамках программы 

Ниже рассмотрены основные фазы сделки в случае применения базового варианта – регистрации программы биржевых облигаций одновременно с проспектом и последующем размещении выпусков в рамках программы. 

1. Подготовительная фаза

Для дебютного эмитента это самый трудоемкий и длительный этап. 

Эмитент осуществляет выбор организаторов и распределение между ними ролей, а в случае более сложных сделок — также выбор юридического консультанта. Затем совместно определяется базовая структура сделки и параметры программы. 

Зачастую на подготовительном этапе эмитенту помогает один организатор, а синдикат организаторов формируется после регистрации программы на этапе подготовки отдельного выпуска. 

Для допуска на  эмитенту предстоит пройти процедуру  с представлением презентации, а также других документов по требованию  и проведением интервью. 

Параллельно с этим начинается подготовка программы и проспекта. Основные усилия здесь требуются для сбора информации внутри компании для формирования документов. 

На данном этапе осуществляется подготовка аудированной  за 3 года + 6 месяцев (в случае ее отсутствия) для включения ее в проспект, а также аудит РСБУ за 3 года (в случае отсутствия). 

Параллельно с этим осуществляются следующие процессы: 

— заключение договоров с центральным депозитарием — ;

— подключение необходимых личных кабинетов и настройка  ; 

— приведение корпоративного управления в соответствие с требованиями для котировального списка 1 уровня, в случае намерения включить облигации в него;

— подготовка к приобретению статуса инсайдера (подготовка соответствующих положений, настройка внутренних процессов);

— получение рейтинга (в случае его отсутствия). 

После подготовки программы и проспекта, принимаются корпоративные решения по их утверждению уполномоченным органом –  ,  или  , в зависимости от организационно-правовой формы и компетенции в соответствии с уставом. 

На данной стадии целесообразно также получить согласие на совершение крупных сделок // по размещению облигаций (если требуется). Закон позволяет также принимать решение о последующем одобрении (после совершения крупных сделок).

Программа и проспект подписываются  или уполномоченным должностным лицом (по доверенности). 

После этого программа и проспект подаются на регистрацию на . Нормативный срок регистрации – 20 рабочих дней (в ряде случаев возможно применение ускоренного тарифа). 

Пока документы находятся на регистрации, завершаются подготовительные процессы по заключению договоров с , получению рейтинга и т.д. 

Включение выпуска в котировальный список позволяет расширить круг потенциальных инвесторов. Существует ряд регуляторных требований относительно инвестирования в облигации, включенные в , определенными категориями инвесторов. Например, управляющие средствами военной ипотеки, банки с базовой лицензией. Для банков с универсальной лицензией инвестирование в облигации, включенные в , может быть более привлекательным с точки зрения меньшего давления на капитал. Кроме того, у инвесторов могут быть собственные внутренние требования по размещению средств, предусматривающие обязательное наличие ценных бумаг в . Таким образом, нахождение облигаций в  является дополнительным фактором инвестиционной привлекательности. Включение в КС биржевых облигаций осуществляется одновременно с регистрацией отдельного выпуска в рамках программы.  Поэтому на подготовительном этапе необходимо проанализировать соответствие требованиям и при необходимости доработать необходимые позиции.

Подготовительный этап может занимать от полутора-двух до нескольких месяцев в зависимости от стартовых условий. 

2. Активная фаза сделки 

После регистрации программы можно начинать активный маркетинг и продажи[10]. 

Совместно с организаторами определяются предварительные параметры выпуска и запускается road-show (премаркетинг, презентация, встречи с инвесторами), которое для дебютного размещения требует примерно 3-4 недели. 

Регистрация отдельного выпуска в рамках  в зависимости от обстоятельств может осуществляться заранее, до начала road-show, или параллельно с ним. Нормативный срок регистрации – 7 рабочих дней (в ряде случаев возможно применение ускоренного тарифа). Одновременно с регистрацией осуществляется листинг. При этом эмитенту не обязательно знать точный объем выпуска на данном этапе. Действующее законодательство позволяет определиться с объемом позднее. 

По окончании road-show назначается дата книги. В дату книги инвесторы заявляют намерения об участии в размещении по приемлемой для них ставке купона и объему. В этот момент достигаются договоренности между рынком и эмитентом, денежные расчеты еще не происходят. По итогам закрытия книги в зависимости от спроса и потребностей эмитента определяется ставка купона, а также финализируется объем выпуска.

Количество (примерное количество[11]) размещаемых облигаций указывается в , который может раскрываться эмитентом до или после открытия книги (в зависимости от обстоятельств).  не требует регистрации, однако проект должен быть согласован с . 

После закрытия книги завершаются технические процедуры по допуску к размещению и через 1-2 дня осуществляется собственно «размещение» – расчеты на  и отчуждение облигаций первым владельцам. Инвесторы получают облигации, а эмитент – денежные средства. Как правило, в этот же день начинается вторичное обращение облигаций.  

Корпоративные решения во время активной фазы: 

Решение о выпуске и  не требуют утверждения, подписываются  или уполномоченным должностным лицом. 

Решения о формате размещения, дате книги, дате размещения, ставке купона и др. принимаются  или уполномоченным должностным лицом. 

Таким образом, пройдя длительную подготовительную фазу, эмитент  после регистрации программы получает:  

  • возможность более оперативно выходить на сделку по размещению отдельного выпуска, что актуально в условиях меняющейся конъюнктуры рынка;
  • возможность определять основные параметры займа, исходя из фактического спроса с учетом собственных потребностей;
  • возможность экономить временные и трудовые ресурсы, в том числе за счет отсутствия необходимости готовить проспект к каждому отдельному выпуску облигаций. 

Таблица 1. Примерный временной график подготовки и размещения биржевых облигаций в рамках программы 

[1] В данном материале в качестве базового варианта сделки рассматривается размещение облигаций по открытой подписке на торгах ПАО Московская Биржа. Некоторые аспекты по размещению по закрытой подписке затрагиваются в ознакомительном порядке, однако не являются распространенными на публичном долговом рынке. В качестве эмитента рассматривается хозяйственное общество (для других организационно-правовых форм существуют особенности).

[2] Исключения: МСФО не требуется для СФО, СОПФ, ИА, субъектов МСП (если облигации МСП не включаются в КС).

[3] п. 1 ст. 22 Закона о РЦБ.

[4] п. 2 ст. 22 Закона о РЦБ, п. 5.8, 53.6, 72.9 Стандартов эмиссии 706-П.

[5] В соответствии со Стандартами эмиссии 706-П.

[6] В соответствии со Стандартами эмиссии 706-П.

[7] В соответствии со Стандартами эмиссии 706-П.

[8] В соответствии с Положением о раскрытии 714-П.

[9] ст. 19 Закона о РЦБ

[10] п. 8 ст. 29 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

[11] п. 10 ст. 27.1-2 Закона о РЦБ.

Что надо знать про выпуск облигаций как способ финансирования бизнеса

Иллюстрация: Борис Мальцев / Клерк

Чем заменить кредит для бизнеса?

На определенном этапе развития перед каждой компанией встает вопрос о необходимости и способе привлечение дополнительного капитала. Большинство компаний обращаются к кредитным и финансовым учреждениям с целью получения средств, не думая о возможных рисках. Однако есть надежные и альтернативные варианты привлечения дополнительной прибыли, которые станут большим стратегическим шагом для будущего роста компании.

Кредиты и займы предполагают сильную зависимость от одного кредитора и невысокую мобильность в принятии решений по параметрам финансирования. В данном случае, при привлечении заемных средств у банков либо частных фондов основные условия займа, такие как объём, срок, величина процентной ставки определяются кредитором. В связи с чем, данное финансирование предоставляется компаниям, подтвердившим свою платежеспособность и предоставившим необходимое обеспечение, стоимость которого больше суммы займа.

После того, как Банк России за последние несколько лет начал ужесточать требования к банкам по выдаче кредитов для малого и среднего бизнеса (МСБ), получить финансирование в банке им стало намного сложнее. Одной из таких причин заключается в том, что в целом ряде случаев банки не могут удовлетворить требования компаний МСБ с точки зрения объема привлекаемых ресурсов и срока, на который их можно предоставить. Небольшие предприятия стали искать альтернативные источники финансирования. К этому времени на фондовом рынке появилась инфраструктура для размещения облигаций таких компаний. Кроме того, на публичный долговой рынок в массовом порядке вышли инвесторы-физлица в поиске более высоких доходностей чем ставки по депозитам.

По состоянию на конец 2018 года объем выпущенных российскими компаниями облигаций относительно небольшой и составляет около 21% ВВП. В первую очередь это связано с исторически сложившимися высокими процентными ставками, которые не позволяли различным видам долговых отношений активно развиваться и с многолетней историей банковского кредитования и долевого финансирования компаний, которые до недавнего времени были ментально ближе многим компаниям как способ привлечения дополнительных средств.

В настоящий момент имеется устойчивый рост облигационных выпусков российскими компаниями, так как, в сравнении с предыдущими периодами, низкая инфляция позволяет компаниям и инвесторам прогнозировать привлечение инвестиций и вложение денежных средств на более длительный период.

Частично рост рынка связан с государственной поддержкой отдельных отраслей экономики. Санкции США и Европейских стран, хотя и направленны на внешний долг российских компаний, вместе с тем они оказывают дополнительный стимулирующий эффект для роста российского внутреннего рынка облигаций. Мажоритарными владельцами облигаций российских компаний являются банки и инвестиционные компании, но при этом на фондовом рынке наблюдается активный спрос и рост новых инвесторов-физических лиц.

Большая часть облигационных выпусков в России обращается на фондовом рынке. Начиная с 2014 года по объему размещений 80 — 85% новых выпусков облигаций приходится на биржевые облигации. Данный факт только подтверждает вытеснение классических корпоративных облигаций, выпускаемых компаниями и связано с более комфортной и упрощенной процедурой их регистрации на Бирже. Коммерческие облигации — новый вид внебиржевых — высокодоходных облигаций (ВДО), выпускаемых компаниями, не имеющими кредитного рейтинга, которые являются альтернативой вексельного финансирования и в обозримом будущем заменят его.

Все вышеуказанное свидетельствует о постепенном замещении вексельного рынка, банковского кредитования и иных классических способов финансирования облигационными займами.

В России работают две торговые площадки на которых возможно размещений облигаций: Московская биржа и Биржа «Санкт-Петербург». На Московскую биржу приходится основная часть сделок с облигациями российских компаний. Компания, выпускающая облигации должна соответствовать определенным параметрам для прохождения процедуры листинга на Московской бирже, включения облигаций в определенный котировальный список (три уровня списка) и осуществления сделок. Включение облигаций в список того или иного уровня зависит от соблюдения требований Московской биржи и законодательства России компанией выпускающей облигации.

Заимствования на публичном финансовом рынке лишены большинства недостатков банковского и иных способов кредитования, но вместе с тем накладывают ряд обязательств, исходящих как раз из публичности этого рынка (необходимая степень прозрачности, обязательства по раскрытию информации, внятная стратегия поведения на рынке и т.д.), при этом обеспечивая при финансировании долгосрочных программ целый ряд преимуществ:

  • Более крупный объем займа и длительный срок привлечения;
  • Возможность снижения ставки займа при последующих размещения (удешевление);
  • Беззалоговое финансирование;
  • Широкий круг инвесторов;
  • Возможность гибкого управления долгом.

Понятие Биржевых и Коммерческих облигаций были введены в Федеральный закон о рынке ценных бумаг от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ — Федеральными законами от 27 июля 2006 г. № 138-ФЗ и от 21 июля 2014 г. № 218-ФЗ.

Первый выпуск биржевых облигаций состоялся в 2008 году. Основные параметры предъявляемыми к выпуску биржевых облигаций:

  • идентификационный номер выпуску облигации? присваивается Биржей;
  • не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости или номинальной стоимости и процента от номинальной стоимости;
  • выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением;
  • выплата номинальной стоимости и процентов осуществляется только денежными средствами;
  • владельцы биржевых облигаций вправе предъявить их к досрочному погашению в случае делистинга биржевых облигаций на всех биржах, осуществивших их допуск к организованным торгам;
  • выпускаются без залогового обеспечения;
  • размещаются путем открытой или закрытой подписки;
  • без регистрации Проспекта ценных бумаг (зависит от условий выпуска);
  • возможно размещение в рамках Программы.

Первый выпуск коммерческих облигаций состоялся в 2016 году. Основные параметры предъявляемыми к выпуску коммерческих облигаций идентичны с биржевыми облигация, однако существуют следующие существенные отличия:

  • Идентификационный номер выпуску облигации? присваивается Центральным депозитарием (НКО АО НРД);
  • размещаются путем закрытой подписки;
  • без регистрации Проспекта ценных бумаг.

Потенциальными компании, планирующие выпустить биржевые или коммерческие облигации это: компании-Резиденты Российской Федерации, малые и крупные предприятия, Банки и инвестиционные компании, рассматривающие возможность быстрого, и относительно не дорогого выхода на публичный рынок для привлечения финансирования с целью реализация внутренних проектов компании, масштабирования бизнеса и рефинансирование текущих кредитных обязательств.

Ориентировочные параметры, предъявляемые к новым компаниям, планирующим выпустить облигации на Московской бирже:

  • Минимальный размер выручки — 120 млн. руб.
  • Минимальный объем выпуска — 50 млн. руб.
  • Чистый долг / EBIT (операционная прибыль) менее 3x или объем выпуска не более ½ от объема выручки или валюты баланса.
  • Отчетность МСФО за последний отчетный год (если эмитент входит в группу компаний).
  • Структура выпуска облигаций соответствует реальному периметру бизнеса.
  • Компания имеет высокие стандарты корпоративного управления и устойчивые рыночные позиции и перспективы развития.
  • Средний темп прироста выручки (CAGR) не менее 10% за последние 3 года.

Параметры и структура выпуска облигаций должны определяться в зависимости от профиля и особенностей компании-эмитента и рыночной конъюнктуры.

  • Сумма определяется уровнем спроса на долг эмитента. Должна быть соразмерна и вписываться в финансовую модель компании.
  • Валюта — рубли/иностранная валюта (определение рублевой суммы выплаты с привязкой к курсу определенной валюты).
  • Номинальная стоимость — стандартные лоты — 1000 рублей. Размещение по номинальной стоимости или с дисконтом/премией.
  • Процентная ставка (купон) — фиксированная/плавающая (есть ограничения для определенных групп инвесторов). Должна вписываться в финансовую модель эмитента.
  • Срок обращения зависит от рыночной конъюнктуры.

В 2018 году разместилось 33 выпуска облигаций объемом менее 500 млн. руб. 26 новых эмитентов общим объемом 5,38 млрд. руб. Почти все данные эмитенты относятся, согласно российскому законодательству, к микропредприятиям и МСП.

Отрасли новых Эмитентов разместившие небольшие объемы облигации в 2018 году — транспортные услуги, производство строительных материалов, производство пищевой промышленности, ломбарды, компании, оказывающие микрофинансовые услуги (МФО), лизинговые компании, а также строительство и девелопмент, информационные технологии, и фитнес-индустрия.

Практические аспекты подготовки компании к выпуску облигаций.

  • Срок существования эмитента и/или поручителей не менее 2 — 3 лет.
  • Коммерческая деятельность Эмитента является доходной, стабильной и понятной для инвестора.
  • Эмитент имеет эффективную бизнес-модель и разумную долговую нагрузку.
  • Эмитент имеет понятную структуру собственников (бенефициаров).
  • Работники Эмитента — команда профессионалов, способная достигать стратегических целей и показывать ежегодный рост выручки компании.
  • Эмитент — работает в сегменте B2C, если круг потенциальных инвесторов физ. лица и B2В, если круг потенциальных инвесторов юр. лица.

У Эмитента должно быть понимание за счет какого денежного потока будут происходить выплаты по купону и погашен номинал выпуска облигаций (публичного займа).

Дополнительные требованиям к Эмитенту при выпуске биржевых облигаций зависят от условий выпуска и уровня листинга Эмитента на Московской Бирже (1-й, 2-й или 3-й уровень).

Условия выпуска облигаций содержат стандартные параметры для среднесрочных и долгосрочных облигаций.

Раскрытие информации осуществляется согласно требованиям Положения Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П и Правил листинга Московской биржи. Цель и условия выпуска облигаций проста и понятна, целевое или проектное заимствование (развитие существующего бизнеса или финансирование отдельного проекта), а условия выпуска содержат стандартные параметры для облигаций.

Подготовка Эмитента к размещению облигаций занимает от 2 до 6 месяцев и включает следующие этапы:

  • Поиск Консультанта и Организатора размещения.
  • Определения условий предстоящего размещения — разовое размещение или в рамках Программы, с Проспектом или без.
  • Прохождение процедуры KYC (подтверждения необходимости привлечения финансирования с помощью выпуска облигаций) на Бирже или в НРД.
  • Взаимодействие с акционерами и менеджментом Эмитента.
  • Составление презентации (коммерческие облигации) и инвестиционного меморандума (биржевые облигации).
  • Составление эмиссионной документации (Решение о выпуске, Программа облигаций и Проспект ценных бумаг).
  • Поиск Инвесторов.
  • Взаимодействие с Биржей и НРД.

Единовременные расходы при выпуске облигаций зависят от условий выпуска и следующего состава участников, которые помогают компаниям выпустить и разместить облигации:

Консультант — оказывает услуги по подготовке компании к выпуску облигаций, консультирует компанию по выбору оптимальных условий размещения, подготовке документов для Биржи, а также помогает компании после размещения облигаций и до момента их погашения. Стоимость услуг фиксированная и меньше чем 0,01% от суммы займа.

  • Организатор — занимается поиском и проведением встреч с Инвесторами, Биржей, Андеррайтером, составлением инвестиционных меморандумов, а также занимается маркетинговыми мероприятиями. Стоимость услуг от 0,5% от суммы займа.
  • Андеррайтер — занимается размещением облигаций и является гарантом на размещение всего или части облигационного займа. Стоимость услуг от 0,2% от суммы займа.
  • Биржа — оказывает услуги по включению и поддержанию облигаций компании в котировальный список. Стоимость услуг фиксированная и не превышает 0,1% от суммы займа.
  • Депозитарий (НРД) -— в течение всего срока выпуска облигаций ведет учет данных и регистрирует изменения. Стоимость услуг фиксированная и меньше чем 0,1% от суммы займа.
  • Госпошлина — составляет 0,2 от объема выпуска, но не более 200 000 рублей.

Учитывая тенденцию увеличения в облигационных займах инвесторов — физических лиц, при облигационном займе компания получает широкий круг инвесторов.

Данный фактор является безусловным достоинством — когда у тебя много владельцев облигаций. Ввиду отсутствия концентрации кредитных ресурсов в одних руках и в случае изменения экономической ситуации в компании или в условиях снижения ставок заимствования денежных средств и инфляции, а также наличие в соответствии с условиями выпуска Представителя владельцев облигаций (ПВО) компании намного проще договориться с инвесторами о выкупе долга, доразмещении или внесении изменений в условия облигационного займа.

Благоприятная экономическая ситуация в России для размещений облигационных выпусков российских компаний, совершенствование законодательной базы, проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения и упрощение порядка доступа новых компаний для выхода на фондовый рынок, все это будет в среднесрочной перспективе способствовать росту фондового рынка и увеличения количества новых Эмитентов, испытывающих потребность в привлечении финансирования с помощью выпусков облигаций.

На разных стадиях развития бизнеса предприниматель старается диверсифицировать структуру фондирования, чтобы не зависеть от одного источника финансирования. Если на самом старте проекта, как правило, деньги привлекаются от friends and family, частных инвесторов или банков, то на более поздних этапах одним из инструментов финансирования могут стать облигации. 

У финтех-сервиса CarMoney состоялись уже три выпуска облигаций на общую сумму 850 млн рублей, и ежегодно компания делает новый. О том, как это работает, рассказывает директор управления корпоративных финансов Артем Саратикян.

Облигации дают публичность бизнесу и влияют на повышение узнаваемости бренда — это своего рода инвестиционный PR, который очень важен в ситуации, когда амбиции компании предполагают выход на IPO и работу с институциональными, стратегическими инвесторами. 

Если бизнес вышел на стабильную рентабельность в последние несколько лет, обороты находятся на уровне 0,5–1,5 млрд рублей в год, можно смело смотреть в сторону облигаций. 

Разберемся, как все устроено. 

Кому, когда и почему выгоден выпуск облигаций

Как правило, если предпринимателю понадобились деньги на развитие, первое, что приходит в голову — банк, и это вполне логично. Действительно, в банке могут изучить бизнес компании и предложить удобный финансовый инструмент в зависимости от потребностей: кредитную линию или овердрафт.

В ситуации, когда вас все устраивает — объем финансирования, условия, обеспечение, — вы обращаетесь в несколько банков, получаете денежные средства и спокойно развиваете бизнес. 

В ситуации, когда банковского фондирования не хватает или закончилось/отсутствует обеспечение, нужно искать альтернативы, и здесь облигации могут быть самым очевидным инструментом, соизмеримым по стоимости, но при этом более гибким в плане обеспечения, без обязательных требований в части залогов и поручительств. 

И дело не в том, что банк не хочет кредитовать бизнес без обеспечения, суть в другом: к банкам применяются жесткие требования регулятора в части создания резервов на беззалоговые кредиты, что негативно влияет на капитал, и даже в ситуации, когда бизнес прибыльный и проходит по всем параметрам кредитоспособности, получить кредит без залога бывает очень сложно.

create jobs 51 / Shutterstock

Основные преимущества облигаций

  • Необязательно наличие залогов, что удобно в ситуации, когда у бизнеса отсутствует обеспечение.
  • Можно единовременно получить достаточно большую сумму денег.
  • Выпуски можно делать регулярно, тем самым получая ликвидность в момент, когда это необходимо. 
  • По облигациям нет необходимости поддерживать обороты, как требуют банки.

Кто и как организует размещение

Самостоятельно разместить облигации нельзя, необходим брокер — организатор размещения. Как правило, это инвестиционные подразделения банков из топ-20 или крупнейшие инвестиционные компании. Необходимо обратиться в департамент по размещению облигаций — с его представителями можно будет обсудить все детали.

Более того, организатор поможет собрать необходимые документы для регистрации программы и выпуска на бирже. 

Если выпуск большой, организаторов может быть несколько.

При размещении каждый из них предложит поучаствовать в выпуске своим инвесторам, и у вас будет больше шансов на успех. Если выпуск небольшой, одного организатора будет достаточно.

Три кита первичного размещения

Шаг 1. Обозначить срок и объем

Программу облигаций можно зарегистрировать на бирже сразу на большую сумму, поэтому важно на начальном этапе определить ее срок и объем.

Наиболее распространенный сценарий — зарегистрировать программу на десятки миллиардов рублей на комфортный срок от 10 до 20 лет и в рамках программы делать выпуски объемом, который необходим бизнесу в моменте, причем при большом желании на рынок можно выйти в течение 2–3 недель.  

Шаг 2. Установить номинал

В случае первичного размещения лучше устанавливать небольшую номинальную стоимость бумаг — например, в одну тысячу рублей. Это сделает инструмент доступным для разного рода инвесторов — от частных с минимальным чеком до институциональных (крупные кредитно-финансовые компании, которые выступают в роли посредников). 

При первом размещении очень важно заинтересовать максимальное количество инвесторов, и минимальный номинал позволит это сделать.

Шаг 3. Определить регулярность выплаты купона и тела долга

Выплату купона (процентного дохода) можно сделать ежемесячной, квартальной и полугодовой, что очень удобно, так как в каждом бизнесе своя специфика и возможность планирования денежного потока является большим преимуществом.

Что касается основного долга, его можно выплачивать как в процессе жизни облигаций (обычно это происходит в период выплаты купона), так и в конце срока выпуска.

Кредитный рейтинг

Не обязательным, но важным моментом является получение кредитного рейтинга эмитента. Рейтинговых агентств много, из российских это «Эксперт РА» и АКРА — для первого размещения их рейтинга будет достаточно. 

Агентство запросит у компании список финансовых и юридических документов, а также проведет интервью с собственниками и топ-менеджерами. Срок присвоения рейтинга — от двух до трех месяцев. 

Это несложная процедура, которая подтвердит надежность компании и придаст дополнительную уверенность инвесторам. 

Что еще надо знать  

  • Процесс выхода на облигационный рынок достаточно долгий, в среднем занимает от шести месяцев до года. 
  • Нужно понимать, что рынок облигаций — это публичный рынок, и если до размещения можно было вести бизнес, не афишируя информацию о деятельности компании, то после выпуска необходимо будет раскрывать все существенные факты и финансовую отчетность.  
  • Перед размещением облигаций будет проходить Roadshow, то есть серия встреч с потенциальными инвесторами, в ходе которых нужно будет максимально детально и прозрачно рассказывать о бизнесе, формируя доверие к нему.

Личный опыт

По рекомендации организатора мы зарегистрировали программу на 15 лет на 10 млрд рублей. Самый сложный был именно первый выпуск, так как он предполагал регистрацию программы, да и у нас не было подобного опыта.

С момента знакомства с организатором до момента первого выпуска прошло около девяти месяцев — это нормально в ситуации, когда бизнес молодой и часть документов нужно было привести в порядок, а также подготовить материалы для Roadshow и провести необходимые регистрационные действия. 

Выпуск состоялся в сентябре 2017 года на 300 млн рублей, и мы разместили его полностью, что говорит о хорошо проведенном предварительном Roadshow. На текущий момент облигации занимают около 30% в структуре пассивов компании. 

Главный вывод

При правильном структурировании облигации могут стать незаменимым источником финансирования любого бизнеса, ведь публичность и выход на рынок, помимо получения долгового финансирования, создадут фундамент для решения стратегических задач, таких как выход на IPO или привлечение инвестиций в капитал.


Фото на обложке: larry1235 / Shutterstock 

Порядок выпуска облигаций юридическим лицом

Прочитано: : нет комментов

Развивая предприятие, руководители сталкиваются с необходимостью привлечения денег для финансирования проектов. Можно решить такую проблему: получив кредит в банке под залог имущества; выпустив акции и распространения их на финансовом рынке; выпустив облигации займа.

В каждом случае выбирается свой путь. Оптимизация инвестирования проектов наталкивает эмитентов на мировой опыт создания крупных корпораций.

Например, Бритиш Петролеум (ВР – крупнейшая нефтяная компания из Великобритании) за период своего существования несколько раз прибегала к выпуску долговых облигаций. Сегодня – это признанный лидер на мировом нефтяном рынке.

Содержание

  • 1 Заключение
  • 2 Для чего необходимо выпускать облигации
  • 3 Основные правила выпуска
  • 4 Основные этапы
    • 4.1 Информирование об эмиссии
  • 5 Регистрация выпуска
  • 6 Продажа ценных бумаг
  • 7 Кто может размещать долговые обязательства
    • 7.1 Порядок размещения и регистрации
    • 7.2 Отражение в бухучёте
    • 7.3 Пример проводки

Заключение

  1. Для привлечения средств на развитие предприятия могут выпускаться ценные бумаги.
  2. Вид облигаций и порядок их использования утверждается на заседании учредителей, публикуется в Договоре оферты.
  3. Ценные бумаги позволяют не прибегать к кредитованию для привлечения денег на определённые проекты, которые в перспективе принесут доход.

Для чего необходимо выпускать облигации

Преимуществом использования средств, взятых в долг у инвесторов, является меньшее обременение компании. Кредиты нужно выплачивать уже через месяц, а реальное функционирование какого-либо техпроцесса запущено не будет.

При выпуске акций на принятие решений руководством фирмы будут влиять акционеры. Они заинтересованы быстрее получать прибыль от финансовых вливаний.

В случае использования долговых бумаг эмитент обязан производить выплаты по купонам в определённые договором оферты сроки.

При создании бескупонных облигаций выплаты не потребуются, нужно решать производственные вопросы, не оглядываясь на обязательства по долгам.

Основные правила выпуска

Потенциальный эмитент должен придерживаться требований, регламентированных на законодательном уровне:

  • Суммарная стоимость облигаций, которые будут выставлены для приобретения инвесторами, не должна превышать размер уставного капитала ООО или АО. Поэтому компании, имеющие малоразмерный уставной капитал не могут быть эмитентами.
  • Предприятие должно иметь достаточно средств (реальные деньги и имущество) для обеспечения собственных долговых обязательств.
  • Номинал уставного капитала должен быть не меньше величины долга перед инвесторами.
  • Компания обязана иметь положительные кредитные истории и существовать на рынке не менее трёх лет.
  • До начала эмиссии (выпуска облигаций) проводит аудит. Инвесторы должны иметь доступ к аудиту и двум последним годовым балансам эмитента.

Основные этапы

Есть общие правила, им придерживаются эмитенты. Строго регламента нет. Есть определённый набор действий.

  1. Нужно произвести выплаты в уставной капитал. Он служит гарантией возврата привлекаемых средств. В качестве обеспечения вносят имущество.
  2. Решение о выпуске принимают учредители ООО (АО). На собрании должно быть «за» не менее 50 % голосов.

Внимание! В Уставе обязательно должен быть пункт, в котором сказано, что ООО имеет право выпускать ценные бумаги.

Информирование об эмиссии

Приняв решение, нужно изучить условия эмиссии:

  • количество облигаций;
  • порядок погашения;
  • номинальная стоимость;
  • наличие купонных выплат или выпуск бескупонных бумаг с возрастающей ценой;
  • способ продажи (биржа, реализация учредителям, подписка населения и др.);
  • планируемая стоимость размещения.

Указанные условия принимаются за 6 месяцев до начала эмиссии.

Перед ООО ставят ограничения, для снятия которых нужно:

  • Дать описание коммерческой деятельности ООО.
  • Реквизиты ООО.
  • Бизнес-план использования привлечённых средств.
  • Описать возможные риски и способы их преодоления.
  • Договор с депозитарием, который возьмёт на себя ответственное хранение облигаций и их распространение.
  • Министерство финансов оповещается о выпуске ценных бумаг. Минфин даёт согласие на использование бланков.

Внимание! Разрешён выпуск на бланках строжайшей отчётности.

  • В СМИ и специальных ведомостях публикуется информация о выпуске облигаций. Указываются условия приобретения их населением и юридическими лицами.

Внимание! Источник СМИ должен иметь количество печатных изданий более 10 000 экз.

Регистрация выпуска

Выпускаемые облигации обязательно регистрируют в Департаменте. Государственная пошлина на 2018 г. составляла 26 тыс. руб.

Продажа ценных бумаг

Эмитент при составлении договора оферты сам разрабатывает условия продажи ценных бумаг. Могут использоваться разные варианты:

  1. Прямые продажи в офисах ООО (АО).
  2. Передача полномочий банку или нескольким банкам, где имеются счёта предприятия.
  3. Закрытая подписка осуществляется между учредителями. Здесь могут быть физические и юридические лица.
  4. Могут быть оговорены и иные особые условия продажи облигаций.

Кто может размещать долговые обязательства

Долговые обязательства могут размещать Общества с ограниченной ответственностью (ООО), Акционерные общества (АО), банки и государственные предприятия.

Важно! В Уставе всех организаций должны быть отражена возможность выпуска ценных бумаг.

Порядок размещения и регистрации

Порядок размещения и регистрация описываются в договоре оферты.

Отражение в бухучёте

Вся деятельность, связанная с созданием и использованием облигаций, обязательно фиксируется в бухгалтерских документах эмитента.

Пример проводки

Виталий Николаевич

Доброго времени суток! Меня зовут Виталий Николаевич, я руководитель проекта izich.info. Имею 2 высших образования юридического и экономического направления. Являюсь индивидуальным предпринимателем. В рамках проекта занимаюсь направлениями: мошенничество, экономика и политика. Будем рады за конструктивную критику и похвалу.

https://zen.yandex.ru/id/5ce14af2f0064c00b4eaf794

Оценка статьи:

(Пока оценок нет)

Загрузка…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

32.1. Решением о выпуске облигаций должен быть определен размер (порядок определения размера) дохода по облигациям, в том числе размер (порядок определения размера) процента (купона) в случае, если выплата доходов по облигациям осуществляется по окончании отдельных периодов (купонных периодов) в течение срока до погашения облигаций, выплачиваемого владельцам облигаций.

Решением о выпуске облигаций должны быть определены порядок и условия погашения и выплаты дохода по облигациям, включая срок погашения, порядок и срок выплаты дохода по облигациям, в том числе порядок и срок выплаты процента (купона) по каждому купонному периоду.

32.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 27.1-1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» решением о выпуске структурных облигаций должны быть определены:

одно или несколько обстоятельств, предусмотренных абзацем вторым подпункта 23 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», от наступления или ненаступления которых зависит осуществление выплат по структурной облигации (включая выплаты при погашении структурной облигации) с указанием числовых значений (параметров, условий) или порядка их определения либо с указанием на то, что такие числовые значения (параметры, условия) или порядок их определения будут установлены уполномоченным органом эмитента до начала размещения структурных облигаций;

размер выплат по структурной облигации (включая размер выплат при погашении структурной облигации) или порядок его определения либо указание на то, что такой размер или порядок его определения будет установлен уполномоченным органом эмитента до начала размещения структурных облигаций.

В случае если числовые значения (параметры, условия) обстоятельств, от наступления или ненаступления которых зависит осуществление выплат по структурной облигации, или порядок их определения и (или) размер выплат по структурной облигации или порядок его определения (далее при совместном упоминании — отдельные условия выпуска структурных облигаций) устанавливаются уполномоченным органом эмитента до начала размещения структурных облигаций, решением о выпуске структурных облигаций должен быть определен порядок раскрытия (предоставления) информации об отдельных условиях выпуска структурных облигаций, позволяющий каждому потенциальному приобретателю ознакомиться с информацией об указанных отдельных условиях выпуска структурных облигаций в полном объеме в любой момент до даты погашения структурных облигаций, а также содержащий указание на то, что данная информация будет раскрыта (предоставлена) эмитентом структурных облигаций не позднее даты начала их размещения.

В случае если в зависимости от наступления или ненаступления обстоятельств, определенных решением о выпуске структурных облигаций, выплаты по структурной облигации не осуществляются, решение о выпуске таких структурных облигаций должно содержать указание об этом.

32.3. Размер дохода по облигациям может устанавливаться в цифровом выражении, в виде процента от номинальной стоимости облигации и (или) в виде дисконта.

32.4. Порядок определения размера процента (купона) по облигациям может устанавливаться:

в виде формулы с переменными (курс определенной иностранной валюты, котировка определенной ценной бумаги у организатора торговли и другие переменные), значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента;

путем указания на то, что размер процента (купона) или порядок его определения в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента, определяется уполномоченным органом управления (уполномоченным должностным лицом) эмитента.

32.5. Решение о размере процента (купона) по облигациям или порядке его определения в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента, принимается уполномоченным органом управления (уполномоченным должностным лицом) эмитента в порядке, установленном уставом (учредительным документом) или внутренними документами эмитента, если иное не предусмотрено федеральным законом.

32.6. В случае если порядок определения размера процента (купона) по облигациям устанавливается способом, предусмотренным абзацем третьим пункта 32.4 настоящего Положения, размер процента (купона) по облигациям или порядок его определения в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента, может быть определен уполномоченным органом управления (уполномоченным должностным лицом) эмитента:

до даты начала размещения облигаций;

в ходе проведения организованных торгов, на которых осуществляется размещение облигаций;

после завершения размещения облигаций или после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) облигаций (если процедура эмиссии облигаций предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), в том числе в ходе проведения организованных торгов, в случае, если решение о выпуске облигаций предусматривает выплату процента (купона) по двум и более купонным периодам. При этом определение размера процента (купона) или порядка его определения в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента, после завершения размещения облигаций или после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) облигаций не допускается в отношении первого купонного периода, а также последующих купонных периодов, которые начинаются до завершения размещения облигаций или до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, а также в отношении купонного периода, если дата определения размера (порядка определения размера) процента (купона) по нему наступает позднее первого дня срока, в течение которого владельцами облигаций могут быть заявлены требования о приобретении или досрочном погашении облигаций.

(в ред. Указания Банка России от 04.07.2022 N 6195-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

32.7. По разным купонным периодам может быть установлен разный размер (порядок определения размера) процента (купона) по облигациям.

32.8. В случае определения размера дохода по облигациям эмитентом облигаций до начала срока их размещения информация о размере дохода по облигациям должна быть раскрыта (предоставлена) эмитентом не позднее даты начала размещения облигаций, а в случае определения размера дохода по облигациям эмитентом облигаций в дату начала срока их размещения информация о размере дохода по облигациям должна быть раскрыта (предоставлена) эмитентом в дату начала срока размещения таких облигаций, но не позднее даты заключения первого договора, направленного на размещение облигаций.

32.9. В решении о выпуске облигаций, размер (порядок определения размера) процента (купона) по которым определяется в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 32.4 настоящего Положения (за исключением облигаций субординированного облигационного займа), должны содержаться следующие сведения.

32.9.1. Обязательство эмитента приобрести или досрочно погасить облигации по требованиям их владельцев, заявленным в течение срока, установленного решением о выпуске облигаций. При этом такой срок должен составлять в случае приобретения облигаций не менее пяти последних рабочих дней, а в случае досрочного погашения облигаций не менее пятнадцати последних рабочих дней купонного периода, предшествующего купонному периоду, по которому эмитентом определяется размер (порядок определения размера) процента (купона) по облигациям.

32.9.2. Цена (порядок определения цены в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента), по которой эмитент обязуется приобретать, или стоимость (порядок определения стоимости), по которой эмитент обязуется досрочно погашать облигации по требованиям владельцев облигаций, заявленным в конце купонного периода, предшествующего купонному периоду, по которому впервые после завершения размещения облигаций или после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) облигаций (в случае если процедура эмиссии облигаций предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), эмитентом будет определяться размер (порядок определения размера) процента (купона) по облигациям, а также срок такого приобретения (погашения).

32.9.3. Обязанность эмитента:

определить размер процента (купона) по облигациям или порядок его определения в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента, по каждому купонному периоду, по которому размер (порядок определения размера) процента (купона) определяется эмитентом облигаций после завершения размещения облигаций или после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) облигаций (в случае если процедура эмиссии облигаций предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска);

раскрыть (предоставить) информацию, предусмотренную абзацем вторым настоящего подпункта, в срок, установленный решением о выпуске облигаций, который не может быть позднее первого дня срока, в течение которого владельцами облигаций могут быть заявлены требования о приобретении или досрочном погашении облигаций.

32.9.4. Обязанность эмитента:

определить цену приобретения облигаций (порядок определения цены в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента) или стоимость (порядок определения стоимости) досрочного погашения облигаций, по которым эмитент обязуется приобретать или досрочно погашать облигации по требованиям их владельцев, заявленным в конце купонного периода, предшествующего купонному периоду, по которому размер (порядок определения размера) процента (купона) определяется эмитентом после завершения размещения облигаций или после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) облигаций (в случае если процедура эмиссии облигаций предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска);

раскрыть (предоставить) информацию, предусмотренную абзацем вторым настоящего подпункта, в срок, установленный решением о выпуске облигаций, который не может быть позднее первого дня срока, в течение которого владельцами облигаций могут быть заявлены требования о приобретении или досрочном погашении облигаций, если только такие цена (порядок определения цены в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента) приобретения облигаций или стоимость (порядок определения стоимости) досрочного погашения облигаций не установлены в решении о выпуске облигаций.

32.9.5. Порядок раскрытия (предоставления) эмитентом информации о размере (порядке определения размера) процента (купона) и цене (порядке определения цены) приобретения или стоимости (порядке определения стоимости) досрочного погашения облигаций.

32.9.6. Порядок приобретения эмитентом размещенных им облигаций или порядок досрочного погашения облигаций.

32.10. В случае если размер (порядок определения размера) процента (купона) по облигациям определяется в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 32.4 настоящего Положения, одновременно по нескольким купонным периодам, эмитент обязан приобретать или досрочно погашать облигации по требованиям их владельцев, заявленным в течение установленного срока в купонном периоде, предшествующем купонному периоду, по которому эмитентом в указанном порядке определяется размер (порядок определения размера) процента (купона) одновременно с иными купонными периодами и который наступает раньше. Приобретение или досрочное погашение облигаций перед иными купонными периодами, по которым в указанном порядке определяется размер (порядок определения размера) процента (купона) по облигациям, в этом случае не требуется.

32.11. В случае если решением о выпуске облигаций не определяется срок их погашения (решение о выпуске облигаций без срока погашения), а также в случае выпуска облигаций субординированного облигационного займа кредитной организации по решению эмитента таких облигаций в решение об их выпуске включается право их эмитента отказаться в одностороннем порядке от выплаты процентов по таким облигациям.

32.12. Решение о выпуске облигаций, подлежащих размещению путем подписки, эмитента, не являющегося кредитной организацией, может содержать порядок индексации номинальной стоимости каждой облигации. При этом индексированная номинальная стоимость каждой облигации не может быть меньше ее номинальной стоимости на дату начала размещения таких облигаций или меньше остатка номинальной стоимости в случае, если ее часть ранее уже была выплачена.

Порядок индексации номинальной стоимости каждой облигации должен предусматривать:

периодичность осуществления индексации номинальной стоимости каждой облигации и срок (порядок определения срока), в течение которого она осуществляется;

схему индексации номинальной стоимости каждой облигации;

порядок раскрытия (предоставления) информации об индексации номинальной стоимости каждой облигации.

Схема индексации номинальной стоимости каждой облигации должна быть установлена в виде формулы с переменными (курс иностранной валюты, определенной в решении о выпуске облигаций, темп роста инфляции, темп роста определенного индекса и другие переменные), значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента.

32.13. Решением о выпуске облигаций, за исключением облигаций субординированного облигационного займа и облигаций без срока погашения, может быть предусмотрена возможность их досрочного погашения по требованию владельцев облигаций.

Решением о выпуске облигаций, за исключением структурных облигаций, может быть предусмотрена возможность их досрочного погашения по усмотрению их эмитента.

Решением о выпуске структурных облигаций может быть предусмотрена возможность их досрочного погашения по усмотрению их эмитента в случаях, не зависящих от воли эмитента, указанных в решении о выпуске структурных облигаций.

Досрочное погашение облигаций субординированного облигационного займа эмитента — кредитной организации, включенных в расчет собственных средств (капитала) кредитной организации, осуществляется в случае получения согласия Банка России в порядке, установленном Положением Банка России N 646-П.

32.14. Решение о выпуске облигаций, предусматривающее возможность их досрочного погашения, должно содержать следующие сведения.

32.14.1. Стоимость (порядок определения стоимости) досрочного погашения облигаций (сумму (порядок определения суммы), выплачиваемую по каждой облигации при досрочном погашении).

32.14.2. Порядок и условия досрочного погашения облигаций, в том числе:

срок (порядок определения срока), в течение которого владельцами облигаций могут быть заявлены требования о досрочном погашении принадлежащих им облигаций в случае, если досрочное погашение облигаций осуществляется по требованию их владельцев;

срок (порядок определения срока), в течение которого эмитентом может быть принято решение о досрочном погашении облигаций по его усмотрению в случае, если досрочное погашение облигаций осуществляется по усмотрению их эмитента.

32.14.3. Положение о том, что приобретение облигаций означает согласие приобретателя (владельца) облигаций с возможностью их досрочного погашения по усмотрению эмитента в случае, если досрочное погашение облигаций осуществляется по усмотрению их эмитента.

32.14.4. Порядок раскрытия (предоставления) информации о порядке и условиях досрочного погашения облигаций.

32.14.5. Порядок раскрытия (предоставления) информации об итогах досрочного погашения облигаций, в том числе о количестве досрочно погашенных облигаций.

32.15. Стоимость полного досрочного погашения облигаций (сумма, выплачиваемая при полном досрочном погашении облигаций) не может быть менее номинальной стоимости (остатка номинальной стоимости в случае, если ее часть ранее уже была выплачена) облигаций, а в случае, если выплата доходов по облигациям осуществляется по окончании отдельных периодов (купонных периодов), — также суммы накопленного дохода (дохода, который должен быть выплачен владельцам облигаций из расчета количества дней, прошедших с даты начала соответствующего купонного периода и до даты досрочного погашения облигаций).

Требования абзаца первого настоящего пункта не применяются при определении стоимости досрочного погашения структурных облигаций.

32.16. Досрочное погашение облигаций допускается только после полной оплаты облигаций, а в случае, если процедурой эмиссии облигаций предусматривается государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, — также после государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска). Облигации, погашенные эмитентом досрочно, не могут быть вновь выпущены в обращение.

32.17. Досрочное погашение облигаций по усмотрению их эмитента должно осуществляться в отношении всех облигаций выпуска (дополнительного выпуска).

Решение о досрочном погашении облигаций по усмотрению их эмитента принимается уполномоченным органом управления (уполномоченным должностным лицом) эмитента в порядке, установленном уставом (учредительным документом) или внутренними документами эмитента, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом.

32.18. Информация о порядке и условиях досрочного погашения облигаций по усмотрению их эмитента, за исключением облигаций, срок погашения которых составляет менее тридцати дней, должна быть раскрыта не позднее чем за четырнадцать дней до даты осуществления такого досрочного погашения.

Информация о порядке и условиях досрочного погашения облигаций по усмотрению их эмитента, срок погашения которых составляет менее тридцати дней, должна быть раскрыта не позднее чем за пять дней до даты осуществления такого досрочного погашения.

32.19. Решением о выпуске облигаций может быть предусмотрена возможность приобретения облигаций эмитентом по соглашению с их владельцами и (или) по требованию владельцев облигаций с возможностью их последующего обращения.

32.20. В решении о выпуске облигаций, предусматривающем возможность приобретения облигаций их эмитентом, должны содержаться следующие сведения:

32.20.1. Цена (порядок определения цены) приобретения облигаций их эмитентом.

32.20.2. Порядок и условия приобретения облигаций их эмитентом, в том числе:

срок (порядок определения срока), в течение которого эмитентом может быть принято решение о приобретении размещенных им облигаций, и порядок направления предложения о приобретении облигаций, если приобретение облигаций эмитентом осуществляется по соглашению с их владельцами;

срок (порядок определения срока), в течение которого владельцами облигаций могут быть заявлены требования о приобретении облигаций их эмитентом, если приобретение облигаций эмитентом осуществляется по требованию их владельцев.

32.20.3. Порядок раскрытия (предоставления) информации о порядке и условиях приобретения облигаций их эмитентом.

32.20.4. Порядок раскрытия (предоставления) информации об итогах приобретения облигаций их эмитентом, в том числе о количестве приобретенных эмитентом облигаций.

32.20.5. В случае если приобретение облигаций их эмитентом осуществляется по соглашению с владельцами облигаций — указание на то, что в случае принятия владельцами облигаций предложения об их приобретении эмитентом в отношении большего количества облигаций, чем указано в таком предложении, эмитент приобретает облигации у владельцев пропорционально заявленным требованиям при соблюдении условия о приобретении только целого количества облигаций.

32.20.6. В случае если приобретение облигаций их эмитентом осуществляется по требованию владельцев облигаций — обязательство эмитента приобрести все облигации, заявленные к приобретению в установленный срок.

32.21. Цена приобретения облигаций должна быть установлена в цифровом выражении или в виде процента от номинальной стоимости облигации.

32.22. Порядок определения цены приобретения облигаций может устанавливаться:

в виде формулы с переменными (курс определенной иностранной валюты, котировка определенной ценной бумаги у организатора торговли и другие переменные), значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента;

путем указания на то, что цена приобретения облигаций или порядок ее определения в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента, определяется уполномоченным органом управления (уполномоченным должностным лицом) эмитента. Порядок определения цены приобретения облигаций, установленный настоящим абзацем, не может использоваться для определения цены приобретения облигаций их эмитентом по требованию владельцев облигаций.

32.23. Приобретение облигаций эмитентом допускается только после полной оплаты облигаций, а в случае, если процедурой эмиссии облигаций предусматривается государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, — также после государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска).

Эмитент до наступления срока погашения вправе погасить приобретенные им облигации досрочно в соответствии с пунктом 6 статьи 17.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 2013, N 30, ст. 4043; 2018, N 53, ст. 8440). Приобретенные эмитентом облигации, погашенные им досрочно, не могут быть вновь выпущены в обращение. Правила о досрочном погашении облигаций по усмотрению их эмитента, предусмотренные пунктами 32.13 — 32.17 настоящего Положения, к досрочному погашению приобретенных эмитентом облигаций не применяются.

32.24. В соответствии с пунктом 2 статьи 17.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» информация о порядке и условиях приобретения облигаций эмитентом по соглашению с их владельцами должна быть раскрыта (предоставлена) не позднее чем за семь рабочих дней до начала срока, в течение которого владельцами облигаций может быть принято предложение об их приобретении.

Положения настоящего пункта не применяются в случае, если в решении о выпуске облигаций установлены дата начала течения указанного срока или порядок ее определения.

32.25. В случае если эмитентом до даты подписания решения о выпуске облигаций определен представитель владельцев облигаций, решение о выпуске облигаций должно содержать следующие сведения.

32.25.1. Полное фирменное наименование представителя владельцев облигаций, включая его организационно-правовую форму, в соответствии с уставом (учредительным документом) представителя владельцев облигаций.

32.25.2. Место нахождения представителя владельцев облигаций в соответствии с уставом (учредительным документом) представителя владельцев облигаций.

32.25.3. Данные, позволяющие идентифицировать представителя владельцев облигаций:

основной государственный регистрационный номер (ОГРН), за которым в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица, являющегося представителем владельцев облигаций, и дата внесения указанной записи;

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный представителю владельцев облигаций.

32.26. Эмитент вправе указать в решении о выпуске облигаций порядок дополнительной идентификации выпуска (серии) облигаций (цифровой, буквенный и тому подобное) по своему усмотрению. Порядок дополнительной идентификации выпуска (серии) облигаций, указанный в решении о выпуске облигаций, должен соответствовать порядку дополнительной идентификации выпуска (серии) таких облигаций, указанному в условиях размещения облигаций, содержащихся в проспекте ценных бумаг или в отдельном документе.

32.27. В случае если облигации эмитента — кредитной организации соответствуют требованиям, установленным абзацами вторым — седьмым и девятым подпункта 3.1.8.1.2 пункта 3.1 Положения Банка России N 646-П (облигации субординированного облигационного займа), решением о выпуске таких облигаций может быть предусмотрено:

право эмитента — кредитной организации отказаться в одностороннем порядке от уплаты процента (купона) по облигациям субординированного облигационного займа. В этом случае в решении о выпуске облигаций субординированного облигационного займа должно быть указано, что такое право предоставляется в случае, если выпуск облигаций субординированного облигационного займа будет соответствовать требованиям, установленным для субординированных облигационных займов статьей 25.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Положением Банка России N 646-П;

прекращение обязательств по выплате основного долга, по невыплаченным процентам и по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по таким облигациям с учетом того, что выпуск облигаций субординированного облигационного займа будет соответствовать требованиям, установленным для субординированных облигационных займов статьей 25.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Положением Банка России N 646-П.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Таблетки успокой инструкция отзывы по применению взрослым
  • Капли назонекс цена инструкция по применению отзывы в нос взрослым
  • Руководство по натуральной медицине пиццорно купить
  • Эральфон 2000 инструкция по применению цена отзывы
  • Инструкция по применению флуконазол 150 миллиграмм