Как выявить стиль руководства

#статьи

  • 31 янв 2022

  • 0

Как понять, что в компании нужна диктатура? Изучаем стили управления и ищем свой

Что лучше — авторитарный стиль или демократический? Как их выбирают? Может быть, это просто выдумка теоретиков? Разбираемся с экспертами.

Кадр: фильм «Белоснежка и охотник»

Дарья Чепурнова

Обозреватель Skillbox Media, отраслевой журналист. Работала с TexTerra, SMMplanner, «Нетологией», «ПланФактом», Semantica. Написала больше 60 текстов для рекламных кампаний в «Дзене». Вела нишевой канал на YouTube.

Текучка в компании, эффективность работы и атмосфера в коллективе во многом зависят от руководителей. Привычную для руководителей модель взаимодействия с подчинёнными называют стилем управления. Давайте разберёмся:

  • какие стили управления бывают и в чём разница между ними;
  • от чего зависит стиль управления руководителя;
  • влияет ли стиль управления на эффективность работы;
  • какой стиль рекомендуют эксперты.

Есть множество классификаций стилей управления. Самая распространённая — деление на авторитарный, демократический и либеральный. Она связана с именами двух психологов: Курта Левина и Дугласа Макгрегора.

Немецкий психолог Курт Левин одним из первых начал изучать, как модель менеджмента влияет на сотрудников. В 1930-х годах он предложил разделить стили руководства на три основных типа: авторитарный, демократический и либеральный.

  • Авторитарный стиль управления отличается централизацией власти и жёсткой дисциплиной. Руководители строго регламентируют процессы и единолично принимают решения, редко учитывая мнения подчинённых.
  • При демократическом стиле у сотрудников есть относительная свобода действий. Руководитель советуется с членами команды и вовлекает их в принятие решений. Он контролирует не процесс работы, а результат.
  • Либеральный (попустительский) отличается полной свободой действий для сотрудников. Руководитель не контролирует ни процессы, ни результат. Он не принимает решений и держится в стороне от команды. Подчинённые сами решают, что и как делать, и устанавливают сроки выполнения задач.

В 1939 году Курт Левин, Рональд Липпит и Ральф Уайт провели эксперимент, результаты которого опубликовали в The Journal of Social Psychology. Они собрали три группы мальчиков 10–11 лет, попросили их делать маски из папье-маше и назначили в группах руководителей с разными стилями управления. В ходе наблюдения выяснили, что:

  • при авторитарном стиле в группе меньше всего агрессии, но нет свободы для творчества;
  • при демократическом стиле дети делали меньше масок, но те были более качественными;
  • при попустительском стиле дети требовали от руководителя решений, не могли и не хотели работать самостоятельно и сообща.

Левин считал демократический стиль самым эффективным. При этом он отмечал, что авторитарный менеджмент добивался от подчинённых большего объёма работ, чем демократический. Попустительский стиль Левин считал неэффективным — при нём снижались качество и объём, сотрудники были неудовлетворены руководством.

Похожую классификацию разработал американский социальный психолог Дуглас Макгрегор. В 1960 году он выпустил книгу The Human Side of Enterprise, в которой разделил стили управления всего на два вида:

  • Авторитарный стиль основан на предположении, что люди ленивы и не хотят работать. Поэтому их нужно заставлять, контролировать и наказывать.
  • Демократический стиль основан на предположении, что люди хотят работать и могут сами себя контролировать. Поэтому их нужно правильно мотивировать.

Дуглас Макгрегор считал, что демократический стиль управления больше способствует развитию сотрудников, но он применим не для всех компаний. Психолог отмечал, что для массового производства, когда нужно выпускать большие объёмы продукции, может лучше подойти авторитарный стиль.

Фото: knyazevfoto / Shutterstock

Макгрегор утверждает, что тип контроля зависит от зрелости работников. Незрелые и зависимые работники требуют более строгого контроля и авторитарного стиля. Зрелые и независимые работники не нуждаются в «диктатуре» — им подойдёт демократический стиль управления.

Левин и Макгрегор солидарны: применимы и авторитарный, и демократический стили управления. Всё зависит от того, кто, когда и где их использует.

Авторитарный и демократический стили есть и в классификациях других специалистов. Например, американский писатель и психолог Дэниел Гоулман выделяет шесть стилей руководства — и среди них командующий и демократический.

Командующий очень похож на авторитарный: менеджер раздаёт «приказы» и не хвалит, а критикует работников. Демократический в классификации Гоулмана отличает коллективное принятие решений, но автор отмечает, что такой стиль может быть губителен в кризис: тогда нужно принимать быстрые решения, а коллективные обсуждения замедляют процесс.

На стиль управления руководителей влияют три вещи: личность, компания и подчинённые.

От личности руководителя зависит то, как он общается с подчинёнными: способен ли прислушиваться к их идеям, может ли жёстко управлять в кризисных ситуациях, заботится ли о сотрудниках и вникает ли в их проблемы. Управляющий директор брендингового агентства «Логомашина» Александр Бодров считает, что именно личность влияет на стиль больше всего.

«Мне кажется, очень многое зависит от личных качеств руководителя, и зачастую именно они диктуют так называемую модель управления. Опытный руководитель может вести несколько бизнесов и в каждом строить разную культуру управления, при этом придерживаясь определённых внутренних принципов, которые действуют одинаково в любом бизнесе», — говорит он.

От компании зависит, сможет ли руководитель использовать привычную ему модель отношений с сотрудниками. Директор по персоналу в «Гермес Групп», главный HR‑эксперт бизнес-института НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анна Силина комментирует: корпоративная культура компании влияет на стиль руководства и модель отношений руководителя с сотрудниками. В вертикально интегрированных компаниях в основном используют авторитарный стиль управления с высокой долей контроля за исполнительской дисциплиной и с низкой долей обратной связи в коммуникации с сотрудниками.

От сотрудников зависит, насколько эффективно будет работать выбранный менеджером стиль управления. Кто-то трудится эффективно только при жёстком контроле, а кто-то, наоборот, не терпит ограничений и нуждается в свободе действий.

Управляющий директор брендингового агентства «Логомашина» Александр Бодров отмечает, что не каждый сотрудник сработается с руководителем и не каждый руководитель сработается с сотрудником. Очень многое зависит и от специфики бизнеса, в которой взаимодействуют руководитель и сотрудник.

Стиль управления персоналом значительно влияет на то, насколько эффективно работают сотрудники. Это подтверждают исследования и кейсы экспертов.

Gallup в исследовании 2013 года утверждает, что в США всего 30% сотрудников максимально вовлечены в работу и вдохновлены ей: «Мы предполагаем, что у них прекрасные руководители». В целом по миру аналогичный показатель составил 13%.

Учёные Хунлей Ван и Бичен Гуань провели исследование и выяснили, что авторитарный стиль управления повышает производительность труда в правильной среде. Под правильной средой они понимают традиционную культуру, распространённую в Китае и других азиатских странах.

Фото: knyazevfoto / Shutterstock

Исследования противоречат друг другу: например, есть противоположные мнения о влиянии авторитарного стиля управления на производительность. Одни считают, что он негативно сказывается на эффективности труда, другие — что он способен повысить работоспособность.

Опрошенные эксперты констатируют: всё зависит от того, подходит ли стиль управления компании и подчинённым. Это показывает и пример, приведённый HR-директором Corex Logistics Станиславом Глушко. В одном из отделов он столкнулся с микроменеджментом: руководитель управлял даже мелкими процессами.

Многие сотрудники, получив нелестные комментарии, потеряли уверенность в своих силах, а эффективность труда снизилась. После беседы с руководителем стало понятно, что он не готов меняться, — тогда на его место нашли нового менеджера, открытого к диалогу. С ним отдел «обнулился» и смог вернуться к реализации целей компании.

Анна Силина из «Гермес Групп» уточняет, что в любой компании можно повысить эффективность работы сотрудников за счёт развития вовлечённости, работы с брендом работодателя, а также за счёт внедрения системы по управлению результатами деятельности сотрудников.

«У нас в „Гермес Групп“ довольно низкая текучесть кадров, 70% руководителей — это люди, которые лояльны компании и работают в ней более семи лет, а компания стабильно растёт. Несмотря на пандемию, в 2021 году мы показали значительный рост выручки», — рассказывает Анна Силина.

Эксперты придерживаются разных классификаций стилей управления, но солидарны в одном: универсального решения нет. Модель взаимодействия с подчинёнными нужно подбирать исходя из ситуации.

Преподаватель курса «HR-менеджер с нуля» от Skillbox и руководитель направления Digital Learning в крупной розничной компании Анастасия Свешникова говорит, что в её организации придерживаются так называемого «близкого менеджмента». Это значит, что руководитель хорошо знает своих сотрудников, их личные обстоятельства, сильные стороны и точки роста. Менеджер выбирает стиль управления, который подходит сотруднику, строит с ним доверительные рабочие отношения, последовательно даёт обратную связь.

Анастасия Свешникова считает, что задача руководителя состоит в регулярном менеджменте, работе с целями и обратной связью. По её мнению, менеджер должен хорошо себя знать. Ему стоит систематически рефлексировать, насколько эффективно работает его команда.

«Стоит задаваться вопросом, что я делаю для того, чтобы моя команда была более успешна и её участники смогли раскрыть свой потенциал. Я бы не отнесла этот стиль к какому-то стандартному: рабочие ситуации разные, участники команды — тоже разные. Менеджер подбирает способ управления, исходя из текущей ситуации и ценностей компании», — говорит эксперт.

Директор по персоналу в «Гермес Групп» Анна Силина добавляет, что стиль управления связан со стадией развития организации. На начальном этапе развития компании важно в ручном режиме контролировать работу сотрудников, чтобы сгенерировать первую прибыль, поэтому стиль управления с жёстким контролем за работой сотрудников и их показателями необходим.

«Когда компания приходит к стадии устойчивого развития, руководитель организации определяет выбор стиля и транслирует его своим примером», — говорит Анна Силина.

Фото: Alex Colom / Shutterstock

Она рекомендует молодым руководителям изучить ситуационную модель лидерства Херси — Бланшара. Модель основана на выборе стиля управления в зависимости от уровня, мотивации сотрудника, а также сложности задач, которые необходимо решать. Изучение ситуационной модели руководства, по мнению эксперта, поможет руководителям подобрать правильный стиль управления в разных ситуациях.

Стиль управления — модель взаимодействия с подчинёнными. Есть много классификаций стилей — чаще всего выделяют авторитарный и демократический. Авторитарный — это жёсткий контроль и единоличное принятие решений. Демократический — это коллегиальные решения и относительная свобода действий сотрудников.

На выбор стиля управления влияет личность руководителя, компания и подчинённые. На практике не бывает «эталонных» стилей, потому что модель взаимодействия уникальна у каждого менеджера.

Стиль управления влияет на эффективность труда. И авторитарный, и демократический стиль способен повышать работоспособность сотрудников, если использован в правильной среде. Правильная среда — подходящая ситуация, компания, коллектив.

Эксперты рекомендуют не придерживаться какого-то конкретного стиля, а использовать ситуационный менеджмент. Стиль управления стоит подбирать исходя из ситуации: что происходит в компании, какие люди работают в коллективе, что ближе личности менеджера.

Ещё несколько материалов для руководителей

Эффективный руководитель

Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.

Узнать про курс

Как определить стиль руководства

Роль управляющего, руководителя, не только почетна, но и очень ответственна. Это люди, в обязанность которых входит принятие решений. Эти решения влияют не только на них, но и на тех работников, которые находятся у них в подчинении. Одним из инструментов управления является стиль руководства, и то, насколько правильно он выбран, влияет на эффективность работы вверенного руководителю подразделения. Определить стиль руководства можно по некоторым формальным признакам.

Как определить стиль руководства

Инструкция

Авторитарный стиль руководства характеризуется однозначным и четким, установленным порядком. Руководитель такого типа общается с подчиненными посредством инструкций и приказов, которые они должны неукоснительно выполнять. Уговоры и объяснения такой руководитель в качестве инструмента мотивации не признает. Повлиять на мнение такого руководителя тому, кто находится в его подчинении, практически невозможно. Но этот тип руководителя прекрасно подходит для военизированных организаций с четкой системой иерархии.

Руководитель, придерживающийся аналитического стиля в общении с подчиненными, свои решения основывает на анализе имеющихся данных и точного расчета, исключающего влияние случайных факторов. Принятое в результате анализа решение, он считает единственно правильным и стремиться выполнить его максимально качественно. Такой руководитель полагается на свой интеллект и аналитические способности, склонен к перфекционизму. Этот стиль руководства эффективен, когда предприятие занимается научными исследованиями, инженерными и финансовыми расчетами.

Творческого руководителя характеризует нестандартность мышление, креативность. Ему важен не только результат, но и сам процесс. Это скорее тип личности, поэтому творческие руководители совсем не обязательно встречаются в областях, связанных с искусством. Эти люди считают, что смысл важнее формальностей. Его подчиненные участвуют в принятии решений, свободный поток их идей – вот тот материал, на основе которого после соответствующего анализа и обработки принимаются управленческие решения. Такого руководителя будут рады видеть в любой компании, но, конечно, не в каждом отделе.

Социальный стиль руководства заключается в том, что руководить сознает свою ответственность, в первую очередь, за своих подчиненных. Поэтому он старается обеспечить их потребности, которые являются условием продуктивного труда. Он всегда принимает решения, посоветовавшись с коллективом, считая себя первым среди равных. Социально ориентированный руководитель часто учитывает личные проблемы сотрудников, идет на компромиссы, за которые подчиненные ему благодарны и отдают работе больше сил и энергии, чем это требуется по их служебным обязанностям. Этот стиль руководства востребован в любой области деятельности предприятия.

Видео по теме

Обратите внимание

Идеальный руководитель – тот, кто умеет сочетать все эти стили в пропорциях, нужных для решения поставленных перед коллективом задач, в зависимости от их особенностей.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Стили руководства

Здравствуйте! Из этой статьи вы узнаете об особенностях различных стилей руководства в организациях, какие преимущества и недостатки они в себе таят и как распознать эти стили на этапе принятия руководителя в компанию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

    • Основные стили руководства в организациях
    • «Управленческая решетка» Р. Блейка и М. Мутона
    • Сильные и слабые стороны каждого стиля руководства
    • Стиль руководства и психологический климат в организации
    • Как выявить стиль руководства

    [ads-pc-2][ads-mob-2]

    Основные стили руководства в организациях

    Руководство — деятельность, направленная на постановку задач, координирование работы коллектива, анализ и поиск способов повышения эффективности труда.

    Руководитель — формальный, но не всегда фактический лидер. Его управленческие функции обусловлены назначением на должность или добровольным возложением на себя обязанностей при условии владения компанией.

    Формирование стиля руководства обусловлено видом коллектива, срочностью задач, условиями выполнения. Большое значение имеет наработанный опыт, личностные качества, темперамент, вид нервной системы. На выбор влияют конкретные ситуации, профессиональная подготовка сотрудников, уровень мотивации.

    Стили руководства коллективом делятся на три основных вида:

    1. Авторитарный (директивный).

    Командный стиль характеризует единоличное принятие решений, строгое администрирование. Такой руководитель не нуждается во мнении подчинённых, навязывает свою волю, оказывает психологическое давление. Применяет угрозы, не воспринимает эмоции, его тон резкий, не терпящий возражений. С подчинёнными соблюдает дистанцию, боится квалифицированных работников, выражающих своё мнение.

    Авторитарный стиль руководства заключается в чёткой постановке задач и быстром выполнении. При этом интересы дела ставятся на первое место.

    2. Демократический (договорный, экономический).

    Коллегиальный стиль отличает совместная разработка плана действий, его реализация. Руководитель, применяющий кооперативное управление, прислушивается к мнению сотрудников, поддерживает дружескую обстановку в коллективе.

    Конфликтные ситуации решаются переговорами и компромиссами. Демократический стиль руководства предполагает стремление группы сотрудников к выполнению поставленной задачи, распределение обязанностей в соответствии со способностями. Руководитель не контролирует производственный процесс, ему интересен конечный результат.

    Такое управление повышает заинтересованность работников в выполнении поставленных задач, стимулирует к проявлению инициативы и творчества, развитию, повышению квалификации.

    В отличие от авторитарного, при коллегиальном стиле противоречия производственных и личных интересов не игнорируются, а решаются. Между сотрудниками и руководителем царит атмосфера доверия, взаимопонимания.

    3. Либеральный (попустительский, анархический).

    Этот тип руководства отличает делегирование задач и части ответственности другим членам коллектива. Анархический управленец ставит задачи, создаёт условия для работы, определяет временные рамки. Последующая работа заключается в стороннем наблюдении, экспертных рекомендациях и оценке конечного продукта коллективного труда.

    Попустительский стиль руководства приводит к захвату фактической власти заместителями, начальниками отделов. Руководитель мягок в общении, на контакт идёт по инициативе сотрудника, не обеспокоен соблюдением строгой дисциплины. Часто идёт на уговоры, не выполняет обещания, не может сказать твёрдое «нет».

    При всех негативных качествах, либерал распознаёт уровень профессиональной подготовки каждого работника, поручает посильные задания. Это даёт положительные результаты.

    Сотрудники думают, что только их творческий подход и самостоятельное принятие решений обеспечивает конечный результат. На самом деле итог предопределён грамотной организацией, распределением обязанностей руководителем.

    Анализ показал, что выбор авторитарного, демократического или либерального стиля руководства не влияет на эффективность работы. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы. Обоснованность стиля определяется конкретным положением дел в организации.

    При сложных производственных ситуациях, требующих принятия жёстких решений, взятия полной единоличной ответственности, приемлем авторитарный стиль руководства. А если производство стабильно и налажено, то сотрудники предпочтут руководителя-демократа.

    Либеральный стиль руководства приемлем в коллективе высококлассных специалистов, не нуждающихся в контроле, опеке. Там каждый занимается своим делом, несёт ответственность за конечный результат поставленных задач.

    Замещение устаревшего производства новыми технологиями, изменяющийся рынок труда, возросший уровень профессиональной подготовки диктует необходимость в повышении эффективности стиля руководства.

    В преуспевающих европейских, азиатских фирмах практикуют новаторско-аналитический стиль. Менеджер высшего звена должен генерировать идеи, анализировать, внедрять их в производство, поддерживать хорошие взаимоотношения с коллективом, достойно реагировать на неудачи.

    Другой стиль — соучаствующий, или партисипативный, предполагает открытость отношений, вовлечение подчинённых в планирование, принятие совместных важных решений, проведение регулярных совещаний. Руководитель создаёт группы, наделённые правом принятия самостоятельных решений. Применяется в научных организациях новаторского типа, где все сотрудники имеют высокую квалификацию и творческий подход к делу.

    Выбор стиля управления напрямую связан с личностью менеджера. Так, по характеру действий руководители делятся на пассивных и активных. Пассивные менеджеры относятся к либералам. По отношению к использованию власти их делят на унитаристов и плюралистов. Первый тип сосредотачивает власть в своих руках, использует авторитарный стиль руководства. Второй — объединяет своё мнение с чужим для достижения цели, практикует демократический стиль.

    Характеристики стилей говорят о том, что на практике в чистом виде они неприменимы. Руководители в каждой конкретной ситуации проявляют себя по-разному.

    На протяжении управленческой карьеры изучаются методики всех стилей и в зависимости от обстоятельств для выполнения задач в поставленные сроки выбираются наиболее эффективные из них.

    «Управленческая решетка» Р. Блейка и М. Мутона

    Управленческая решетка

    • 1. (1;1.) Примитивное руководство или «отдых на работе» (объединенное управление)

    Попустительский стиль руководства. Руководитель не вникает в суть проектов и холоден с сотрудниками. Он не будет стремится развивать компанию, а в случае возникновения трудностей обратится за помощью к вышестоящему начальнику.

    • 2. (1;9.) Социальное руководство (управление в духе загородного клуба)

    Руководители это типа внимательны к сотрудникам, но посредственны в производственных вопросах. Такой руководитель заботится о нуждах подчиненных. Но при этом страдают производственные процессы. Стоит отметить, что в таком коллективе реже увольняются сотрудники.

    • 3. (9;1) Авторитарное руководство (власть — подчинение)

    Руководители этого типа, в большей степени заинтересованы решением производственных вопросном и в меньшей атмосферой в коллективе.

    Такой руководитель не допустит панибратства. Дисциплина в коллективе — вот, что важно для такого управленца.

    • 4. (5;5) Производственно — социальное управление (организационное управление)

    Руководитель этого типа старается найти золотую середину между эффективной организацией рабочего процесса и доверительной атмосферой в коллективе. Последнее решение остается за ним, но он непременно спросит мнение своих подчиненных.

    • 5. (9;9) Командное руководство или руководство «лицом к лицу» (групповое управление)

    Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково относится как к людям, так и к возглавляемому им производству. Данный тип управленца стремится приложить максимум усилий, как в сфере социальной политики, так и в самом производстве. Наилучшим способом увеличения производительности, повышения качества выпускаемой продукции и услуг они считают, является активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решения. Это позволяет повысить удовлетворенность трудом всех работающих, учесть изменения, влияющие на эффективность производства.

    Сильные и слабые стороны каждого стиля руководства

    Для грамотного управления коллективом, нужно проанализировать плюсы и минусы каждого управленческого стиля. На основе этих знаний, личностных качеств выбрать для себя наиболее приемлемый вариант, подходящий к конкретной ситуации.

    Достоинства и недостатки стилей управления

    Стиль Сильные стороны Слабые стороны
    Авторитарный Быстрая и чёткая постановка задач, принятие решений Подавление инициативы
    Предсказуемость результатов Слабая мотивация
    Высокая дисциплина Низкая самоотдача
    Простота механизма управления, что помогает избежать серьёзных конфликтов Текучка кадров
    Быстрота реагирования на изменение внешних условий Нездоровая обстановка в коллективе
    Эффективность в налаживании работы, решении организационных задач новых предприятий Чрезмерный контроль
    Демократический Поднятие заинтересованности и мотивации сотрудников в результатах труда через участие в управлении Большие временные затраты на обсуждение и планирование
    Атмосфера открытости и доверия Высокая эмоциональная самоотдача руководителя
    Успешное решение нестандартных задач Сложности в согласовании интересов
    Достижение целей малыми затратами Снижается управляемость сотрудниками
    Либеральный Творческий подход к решению задач сотрудниками Затянутость сроков
    Развитие инициативы, самостоятельности Отсутствие дисциплины
    Повышение ответственности персонала Безразличие руководителя к работникам
    Дела компании решает большинство Низкий уровень контроля

    Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что руководство делится на 2 вида по ориентации:

    • на решение задач;
    • на коллектив.

    Часто, менеджер интуитивно выбирает методы, которые ему ближе по восприятию мира, манере общения, воспитанию.

    Стиль руководства и психологический климат в организации

    Задачей управленца является создание здоровой психологической обстановки в коллективе. Эффективная, конструктивная работа сотрудников возможна при заинтересованности каждого в конечном результате труда при проявлении деловых, профессиональных качеств и способностей. Это достигается разработкой критериев оценки результативности и качества труда, психологической и материальной мотивацией.

    Учёные обнаружили, что производительность труда напрямую связана со взаимодействием, совместимостью отдельных личностей трудовой группы.

    Вне коллектива мотивация, несмотря на изначальный интерес, постепенно снижается, так как отсутствует соревновательный момент.

    Психологический климат включает три основных составляющих:

    • восприятие руководителя, участие в управлении;
    • сплочённость членов коллектива, способы выхода из возможных конфликтов;
    • удовлетворённость вкладом в общее дело.

    При авторитарном стиле на первом месте стоит дело, а не человек. Сотрудник воспринимается не как личность, а как инструмент для выполнения задач.

    Руководитель единолично принимает решения, не приветствует инициативу, использует угрозы, дисциплинарные взыскания. Отдавая распоряжения, рассчитывает на беспрекословное выполнение приказов, доводит до сотрудников минимум информации. Осуществляется жёсткий контроль, навязывание своей воли.

    Эти факторы создают неблагоприятную обстановку в коллективе. Персонал находится в постоянном эмоциональном напряжении, монотонно выполняет работу, боясь попасть под штрафные санкции, получить выговор. Нездоровый психологический климат приводит к конфликтам, текучести кадров.

    Сгладить обстановку при авторитарном стиле управления помогает грамотный подбор сотрудников. Смешанные по полу коллективы имеют более культурный уровень, наличие работников разного возраста предполагает обмен опытом, сокращение сроков адаптации.

    Намного привлекательнее для соискателей работы выглядит демократический стиль руководства. При нём сотрудники приобщаются к управлению, добровольно берут на себя ответственность. До каждого доносится информация о системе поощрения. Работник свободно высказывает мнение, конфликты обсуждаются коллективно. Руководитель воспринимает критику, под давлением аргументов способен отказаться от своего решения. Спрашивает за конечный результат, не контролирует по мелочам, любит договариваться.

    Партнёрские взаимоотношения, не навязывание своей воли, формирование гордости за выполнение порученных задач мотивирует персонал, создаёт благоприятную обстановку, стимулирует на плодотворную работу.

    При попустительском стиле вмешательство в дела сотрудников руководителя минимально. Либерал не считает нужным контролировать на промежуточных этапах, не участвует в решении важных вопросов, равнодушен к критике. Поощрения носят случайный, бессистемный характер. При вежливом, тактичном обращении, персонал чувствует равнодушие к нему руководителя.

    Психологический климат в коллективе при таком стиле управления неблагополучный, так как у работников нет мотивации для повышения результативности труда.

    Советуем прочитать: Стресс на работе: виды, последствия и профилактика

    Как выявить стиль руководства

    Стиль управления кандидата можно выявить на стадии собеседования. Для этого применяют экспресс-тесты, кейс-интервью. Проводя опросы, делают заметки о речи, манере держаться, стиле общения, которые могут многое сказать о человеке.

    Задания на выявление лидера

    Тест 1

    Определяет наличие, уверенность в правоте своего мнения. Предлагают рассчитать стоимость товара на основе нереальных данных или предложить правдоподобное условие задачи, но оспаривают правильный ответ. Настоящий лидер не будет сомневаться в правильности решения, постарается твёрдо отстоять своё мнение.

    Тест 2

    Просят кандидата донести до интервьюера рассказанную историю о компании. Наблюдают за стилем изложения. Лидер не будет повторять слово в слово, передаст информацию со своей точки зрения. Кроме перечисления фактов, руководитель выразит свои соображения об услышанном.

    Тест 3

    Предлагают соискателю сделать что-нибудь неординарное, нарушающее ход собеседования. Например, рассказать анекдот, спеть. По реакции на предложение делают вывод о готовности к неожиданному повороту событий, критической ситуации.

    Компании с высокой корпоративной культурой проводят кейс-интервью.

    Чаще, кандидату дают задания на поиск решения по выходу из проблемной ситуации. Ответы определяют креативность, конфликтность, стрессоустойчивость. В состоянии ли соискатель брать на себя ответственность или переадресует поиск решения другому лицу.

    Зная характеристики стилей руководства, нетрудно определить, кем является будущий руководитель — унитаристом, сосредотачивающим единоличную власть, демократом, решающим проблемы совместно с коллективом, или либералом, перекладывающим ответственность на персонал.

    Выявить управленческий стиль руководства помогают ответы на вопросы теста самодиагностики. Выберите один из трёх предложенных вариантов, пометьте галочкой.

    Вопросы

    1. При принятии решений вы: а) советуетесь с подчинёнными; б) стараетесь переложить решение на других; в) берёте ответственность на себя.
    2. При решении организационных вопросов: а) оставляете за собой только общий контроль; б) не вмешиваетесь, предоставляя решение задачи коллективу; в) определяете действия сотрудников на каждом этапе.
    3. Как осуществляете контроль над подчинёнными: а) полагаетесь на самоконтроль; б) думаете, что контроль не нужен; в) отслеживаете действия каждого работника.
    4. В ситуации, требующей принятия срочных решений: а) советуетесь с персоналом; б) перекладываете ответственность на фактических лидеров коллектива; в) принимаете решение единолично.
    5. Взаимоотношения с коллективом: а) помогаете подчинённым; б) свободно общаетесь; в) общаетесь только по инициативе сотрудников.
    6. Отношение к критике: а) учитываете; б) никак не реагируете; в) не допускаете замечаний.
    7. Поддержание дисциплины: а) рассчитываете на самодисциплину; б) не оказываете давления на коллектив; в) требуете полного послушания.
    8. При трудностях в принятии решений: а) обращаетесь за советом; б) перекладываете решение на подчинённых; в) единолично решаете.
    9. Руководя коллективом: а) используете просьбу; б) не можете приказать; в) отдаёте распоряжения и ждёте беспрекословного выполнения.
    10. Оценка себя, как руководителя: а) требовательны, но справедливы; б) нетребовательны; в) строги, придирчивы.

    Где: а) — демократический стиль; б) — либеральный; в) — директивный.

    Подсчитайте количество галочек, соответствующее каждому варианту ответов. В чистом виде стили руководства встречаются редко. Чаще встречаются смешанные, со склонностью к демократическому. Например, если результат теста равен: а) — 6; б) —3; в) — 1, то ваш стиль демократическо-либеральный.

    Немецкий психолог Михаэль Эйхбергер разработал типажи руководителей, по которым определяют стиль управления. Теория разделяет руководителей по полу, отношению к делу и коллективу:

    1. Железная леди.

    Холодна, строга, авторитарна. Не любит совещаний, считая, что пустые разговоры отнимают время. Нравятся сотрудники ответственные и профессиональные. Не признаёт некачественно выполненную работу.

    2. Деспот.

    Авторитарный руководитель, за маской жёсткости и непримиримости скрывающий свои комплексы. Может прилюдно отчитать за незначительный проступок. В общении с ним не рекомендуется проявлять эмоции, отвечая на замечания.

    3. Патриарх.

    Принимает решения самостоятельно, ни с кем не советуясь. Несмотря на авторитарный стиль управления, пользуется уважением коллектива за профессионализм, заботу о людях.

    4. Старшая сестра.

    Любит совещания, дискуссии и коллективную работу. Подбирает сильную команду, оказывает покровительство подчинённым. Приветствует новаторские идеи и предложения. Придерживаясь демократического стиля руководства, не приемлет перекладывания ответственности одним работником на другого.

    5. Борец-одиночка.

    Либеральный управленец неохотно доводит информацию до рабочей группы. Не любит, когда его беспокоят по мелочам. Текущие дела предпочитает решать через секретаря.

    Помогает определить преобладающий стиль руководства тест А. Журавлёва, состоящий из 27 характеристик руководителя, каждая из которых содержит по 5 вариантов. Методикой пользуются для самостоятельной диагностики и экспертной оценки. Второй вариант предполагает прохождение теста равным количеством (1– 5 человек) нижестоящего, вышестоящего и равностоящего звеньев руководителей. После получения результатов, ответы сравниваются.

    Эффективное производство, высокие показатели определяет гибкость руководителя, приспосабливающегося к изменяющимся условиям, умеющего выбрать управленческий стиль руководства в зависимости от поставленных задач, профессиональной подготовки коллектива.

    Полезные статьи:

    • Как правильно вести ежедневник — образец заполнения
    • Как справиться с интригами на работе
    • Бизнес-леди: личностные качества и имидж успешной женщины
    • Как принять правильное решение, если сомневаешься

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

      Аудиоверсия:

      Правильно руководить проектом нужно уметь. От лидерских качеств менеджера, стиля его руководства и манеры общения с членами команды зависит успех всех начинаний.

      Быть лидером – значит, меньше думать о своих нуждах; больше – о нуждах людей, при этом правильно ставить задачи по управлению проектами.


      Подходов к стилям руководства много – сколько менеджеров, столько и стилей. Ведь каждый руководитель уникален и обладает определенными лидерскими качествами. Однако не стоит экспериментировать с методами и пробовать что-то новое ежедневно – это ведь не одежда. Полезным и правильным будет адаптироваться под отдельную ситуацию, требования и условия.

      В статье описываются:

      • Классификация Курта Левина.
      • Управленческая решетка Блэйка-Моутона.
      • Теория Х и теория Y.
      • Эмоциональные стили руководства.

      На самом деле, выделяют разные стили руководства. И говоря о какой-либо классификации, нужно знать, какой критерий брался в качестве основного. В статье мы рассмотрим далеко не все классификации. Однако выбор пал на такие, которые могут найти применение в большинстве ситуаций.

      Классификация Курта Левина

      Наиболее распространенной является классификация стилей руководства, предложенная немецким психологом Куртом Левином. Уже в 1930-е гг. он предложил выделять три основных стиля руководства – авторитарный, либеральный и демократический.

      1. Авторитарный стиль руководства

      Данный стиль управления характерен для лидеров, которые при принятии решений не советуются с членами команды, даже несмотря на то, что их вклад может быть действительно ценным. Такой метод и стиль управления эффективны в ситуациях, когда необходимо быстро принять решения, но мнение команды не нужно.

      Авторитарный стиль отличается жестким руководством. Работа выполняется за счет жестких поручений и распоряжений. Зачастую это приводит к деморализации сотрудников, прогулам и текучке кадров.

      2. Либеральный стиль руководства

      При таком стиле руководства лидер предоставляет своей команде свободу действий в работе, а также при необходимости обеспечивает поддержкой и советами. Подчиненные же сами устанавливают себе сроки выполнения задач.

      Либеральный стиль со стороны руководителя повышает степень удовлетворенности своей работой у сотрудников. И в этом кроется угроза: члены команды могут принять невмешательство руководителя за равнодушие, нерационально использовать время и т.д. Самомотивации в таком случае может быть недостаточно для эффективного выполнения работы.

      К слову, данный стиль также может проявляться у лидеров, не имеющих контроля над своими делами, а значит, и контроля над делами подчиненных.

      3. Демократический стиль руководства

      Все решения принимаются руководителем вместе с членами его команды, которые вовлечены в процесс принятия решений. Менеджеры поощряют креативность, и, как правило, степень вовлеченности подчиненных во все процессы и проекты высока.

      При таком подходе у членов команды преобладает высокая степень удовлетворенности от своей работы и повышенная продуктивность. Однако демократический стиль не всегда может быть эффективным. Особенно это касается ситуаций, когда решения нужно принимать в сжатые сроки.

      Демократический стиль управления подразумевает высокую степень умения руководить, иначе при большой свободе действий некоторые сотрудники могут либо нерационально пользоваться временем, либо и вовсе пытаться взять руководство в свои руки.

      Управленческая решетка Блэйка-Моутона

      Эта концепция была разработана в Университете штата Огайо. Затем в 1964 году в нее внесли изменения и, собственно, популяризировали специалисты в теории менеджмента Роберт Блэйк и Джэйн Моутон.

      Если говорить в наиболее общих словах, то в этой теории описываются 5 стилей руководства. Они базируются на заботе о людях и заботе о производстве/задачах.

      Управленческая решетка Блэйка-Моутона

      1. Примитивное руководство

      Руководитель прилагает минимум усилий для налаживания заботы о людях и эффективного производства. У такого лидера минимальная заинтересованность в том, чтобы члены команды получали удовлетворения от работы. В результате в проекте/организации преобладают высокая степень неорганизованности, а сроки выполнения задач не соблюдаются.

      Самому же менеджеру также свойственна неэффективность и желание просто сохранять должность.

      2. Авторитарное руководство

      При таком стиле управления менеджеру характерны забота о производстве и отсутствие заинтересованности в своих подчиненных. Он отличается высоким уровнем ответственности, интеллекта и наличием организаторских способностей.

      Между руководителем и членами команды сохраняется дистанция. При этом менеджер полагает, что эффективность работы зависит от строгой организации, и максимально возможно исключает людей из процессов принятия решений.

      На короткой дистанции такой стиль руководства может повысить производительность команды. На длинной же — из-за жесткой политики и процедур это приводит к недовольству со стороны членов команды.

      3. Производственно-социальное руководство

      Достаточно сбалансированный стиль, при котором менеджер добивается компромисса – баланса между эффективностью работы и заботой о нуждах сотрудников. Такого лидера отличает прогрессивность взглядов, обсуждение решений с командой, заинтересованность в успешном завершении проекта.

      Однако менеджеры с таким стилем руководства не настаивают на новых критериях достижения целей, что зачастую приводит к средним результатам. Более того, характерны ситуации, когда не все нужды производства и сотрудников полностью соблюдаются.

      4. Социальное руководство

      Руководитель много внимания уделяет заботе о сотрудниках и мало – заботе о задачах и производстве. При таком подходе они работают в теплой атмосфере, приятном и дружеском окружении. Менеджер считает, что именно такой подход создает условия для самомотивации и усердного труда.

      Однако слабый акцент на задачах часто создает препятствия для высокой производительности, что приводит к спорным результатам.

      5. Командное руководство

      Данный стиль управления в менеджменте характеризуется значительным акцентом на производстве и нуждах членов команды. Лидер знает, что предоставление более широких возможностей, преданность делу, доверие и уважение, а также вовлеченность в процессы принятия решений – важнейшие моменты для создания командной атмосферы. Это, по его мнению, автоматически приводит к высокому уровню производства и удовлетворения работой.

      Создатели классификации считают этот стиль руководства наиболее оптимальным.

      Теория Х и теория Y

      В 1960-е американский социальный психолог Дуглас Макгрегор предложил теорию X и Y, в которой говорилось о мотивации людей и управленческом поведении.

      Теория X

      Метод руководства основывается на том, что все сотрудники ленивы, избегают ответственности без дополнительного поощрения, и их требуется побуждать к работе. Из-за этого менеджер вынужден пристально следить за ними.

      Такие руководители изначально не доверяют членам команды. Соответственно, все это негативно влияет на моральный дух и производительность членов команды.

      Теория Y

      При таком стиле руководства менеджер считает, что у сотрудников есть амбиции и  внутренние стимулы работать. Руководитель доверяет членам своей команды и полагает, что они получают удовольствие от выполняемых задач.

      Согласно этой теории, сотрудникам нужно предоставлять свободу действий и не навязывать большое количество правил. Работая по мере своих возможностей, они знают, как продуктивно работать.

      6 эмоциональных стилей руководства

      Данная классификация была предложена американским писателем и психологом Дэниелем Гоулманом, который специализировался на психологии. В свое время его книга «Эмоциональный интеллект» более полутора лет находилась в списке бестселлеров New York Times.

      В своей следующей книге «Эмоциональное лидерство» автор описывает 6 различных методов управления.

      1. Визионерский стиль руководства

      Подходит в ситуациях, когда необходимо обозначить общие цели для группы, а также когда необходимо задать новое направление развития. При этом менеджер очень ярко описывает, какая задача стоит перед всеми, и какая цель преследуется.

      Гоулман отмечает, что при таком подходе руководители обозначают направление, но не указывают методы. Поэтому членам команды дается свобода действий для придумывания новых идей и проведения экспериментов.

      2. Наставнический стиль руководства

      При таком подходе руководитель фокусируется на развитии членов команды, показывает, как можно улучшить их производительность. При этом он старается объединить личные цели каждого сотрудника с целями проекта в частности или организации в целом.

      По мнению автора, наставничество дает хорошие результаты с подчиненными, которые проявляют инициативу и желание профессионально развиваться. Однако это может привести и к обратному эффекту: члены команды могут воспринять такой подход как попытку контролировать каждый шаг и проводить контроль исполнения поручений руководителя. Как результат, может пропасть уверенность в своих силах.

      3. Аффилиативный стиль руководства

      Управление командой проекта и гармония внутри него путем сближения ее членов — вот на чем здесь делается акцент. Автор утверждает, что такой метод обладает достаточной ценностью, когда нужно повысить мораль команды, улучшить коммуникацию и восстановить доверие. Однако стоит быть осторожным, поскольку производительность может отойти на второй план.

      4. Демократический стиль руководства

      Данный стиль управления основывается на знаниях и навыках членов команды, деятельность которых направлена на достижение общих целей. Наилучшим образом такой метод подходит в ситуациях, когда направление развития еще не ясно, и лидеру необходимо собрать воедино мнения всех сотрудников.

      Демократический метод базируется на коллективном принятии решений. Однако он может иметь разрушительные последствия в кризисные времена, когда требуется быстрое принятие решений.

      5. Направляющий стиль руководства

      Руководитель задает высокие стандарты производительности. У него присутствует навязчивая идея, что все можно делать лучше и быстрее. Этого же он и требует от членов команды.

      Гоулман предупреждает, что такой метод управления стоит применять весьма умеренно, поскольку он может подорвать мораль, а сотрудники будут думать, что они неправильно выполняют задачи. Автор также приводит данные, что зачастую такой стиль плохо влияет на коллектив.

      6. Командующий стиль руководства

      Классический подход военного руководства. Возможно, он используется чаще других, но при этом он наименее эффективен. Руководитель никак не хвалит членов команды, а наоборот, критикует. Поэтому сотрудники не удовлетворены работой.

      Автор утверждает, что метод может быть эффективным только в кризисный момент, когда необходимо срочно улучшить ситуацию.

      Любопытно, что сегодня даже армии многих стран признали этот стиль управления достаточно неэффективным, в том числе для управления задачами сотрудников.

      Эффективный стиль руководства + инструмент для управления проектами = успешное завершение

      Уметь управлять командой проекта – хоть и значительная, но все же часть работы менеджера. Ему также необходимо грамотно управлять всеми процессами: назначать задачи и следить за прогрессом их выполнения, ставить сроки, уметь налаживать управление ресурсами и многое другое. А еще важно командное взаимодействие в рамках одного онлайн инструмента.

      Все это можно найти в диаграмме Ганта.

      Инструмент для управления проектами и командами: GanttPRO

      Инструмент для управления проектами и командами

      Планируйте проекты и руководите командой с помощью онлайн диаграммы Ганта.

      Попробуйте бесплатно

      Управлять командой в инструменте довольно просто. Поставив задачу, менеджер будет осведомлен о ее сроках и прогрессе выполнения, о задействованных ресурсах и зависимостях между задачами.

      Руководитель будет знать обо всем, что происходит на проекте, благодаря оповещениям в режиме реального времени. У него также есть возможность просматривать историю изменений и отменять действия, которые были случайно выполнены.

      Кроме того, все задействованные в проекте участники могут оставлять комментарии под задачами и прикреплять к ним файлы. Командное взаимодействие в онлайн диаграмме Ганта удобное и эффективное.

      Подытожим

      Как правило, для успешного управления проектом используются смешанные стили, имеющие в себе черты методов руководства из различных классификаций. И чтобы быть успешным и эффективным лидером, нужно уметь находить баланс. Именно такой подход повышает эффективность управления и шансы на успешное завершение проекта.

      А как вы управляете проектом? Какой стиль руководства предпочитаете вы?

      5
      6
      голоса

      Рейтинг статьи

      Стиль руководства
      это привычная манера
      поведения руководителя по отношению к
      своим подчиненным с целью повлиять на
      них или побудить к действию (выполнению
      заданий)
      .

      Существует три
      стиля руководства
      :

      1. авторитарный;

      2. демократический;

      3. либеральный.

      Сущность стилей руководства.

      1. Авторитарный
      стиль
      управления состоит
      в том, что вся полнота власти находится
      у руководителя и все решения принимаются
      им единолично, не учитывая мнения
      подчиненных. В данном случае используется
      командный метод управления. Авторитарный
      стиль управления необходим в кризисной
      ситуации, когда решения должны приниматься
      быстро и быть четко скоординированы,
      что значительно затрудняется в условиях
      коллективной деятельности по разработке
      решений. Положительные
      моменты
      :

      1. не требует особых материальных затрат:

      2. позволяет быстрее наладить взаимодействие
        между сотрудниками и подразделениями.

      Отрицательные моменты:

      1. подавляет инициативу;

      2. требует громоздкой системы контроля
        за работой персонала;

      3. повышает степень бюрократизма.

      В результате снижается удовлетворенность
      сотрудников своей деятельностью и
      повышается их зависимость от руководителя.
      Долгосрочное использование такого
      стиля управления приводит к существенному
      снижению степени эффективности работы
      предприятия. Был характерен для нашей
      страны в период социализма.

      2. Демократический
      стиль
      предполагает
      делегирование руководителем части
      своих полномочий подчиненным и принятие
      решений на коллегиальной основе. Он
      актуален при стабильной работе предприятия
      и стремлении его к внедрению инноваций.
      Положительные моменты
      :

      1. стимулирует творческую деятельность;

      2. снижает недовольство сотрудников от
        принятых решений, так как они принимаются
        совместно;

      3. повышает мотивацию труда;

      4. улучшает психологический климат на
        предприятии и удовлетворенность от
        выполненной работы.

      Отрицательные моменты:

      1. не осуществляется жесткого централизованного
        контроля;

      2. ответственность за выполнение может
        долго перекладываться;

      3. затягивается процесс принятия решений
        и их выполнения.

      3. Либеральный
      стиль
      представляет
      собой управление без участия руководителя.
      Работники предоставлены сами себе,
      приходится рассчитывать на их
      дисциплинированность.

      Особенности.

      1. Данный стиль управления возможно
      использовать при высокой квалификации
      работников и низком уровне подготовки
      руководителя.

      2. Подчиненным предоставляется полная
      свобода, которая может привести к
      анархии.

      Либеральный стиль управления применялся
      в нашей стране в период становления
      рыночной экономики с 1985 до середины
      1990-х гг. Существование данного стиля
      управления в современных условиях
      возможно, если официальный руководитель
      является фиктивным (зиц-председатель),
      иначе такого менеджера вскоре «подсидят»
      его подчиненные.

      Несмотря на существенную разницу в
      данных стилях управления, нельзя выделить
      среди них абсолютно эффективный или
      неэффективный, так как все зависит от
      ситуации, в которой они применяются.

      5. Содержательные теории мотивации а. Маслоу, д. Мак-Клелланда, ф. Герцберга и возможность их применения в практике управления

      Базируются па удовлетворении потребностей
      и побуждении человека к действиям.
      Наиболее популярными содержательными
      теориями являются:

      • иерархия потребностей по А. Маслоу;

      • двухфакторная теория Ф. Герцберга;

      • теория трех потребностей МакКлеланда.

      1. Абрхам Маслоу выделяет 5 иерархических
      уровней потребностей. Удовлетворение
      потребностей нижнего уровня приводит
      к активизации потребностей более
      высокого уровня. Так, например, у сытого
      человека, который ощущает себя в
      безопасности, появляются социальные
      потребности (потребность в общении,
      любви и т. п.). Удовлетворение потребностей
      в общении с желаемой социальной группой
      расширяет возможности появления и
      нахождения способов удовлетворения
      потребности в уважении и т. д. Поэтому
      процесс мотивации через потребности
      является бесконечным.

      Способы удовлетворения первичных
      потребностей очевидны и, как правило,
      связаны с организацией (созданием)
      системы материального стимулирования.
      Чем выше и разнообразнее, по Л. Маслоу,
      уровень потребностей у сотрудников (их
      мотивационная структура), тем сложнее
      подобрать способы их удовлетворения.

      От руководителя требуется особый подход
      к управлению творческими людьми, что
      предполагает нестандартные и разнообразные
      решения в области мотивации.

      Нужно помнить, что возможность воздействия
      па сотрудника со стороны руководства
      определяется тем, насколько руководитель
      в глазах работников воспринимается как
      источник удовлетворения их потребностей.

      2. Фридерик Герцберг все факторы, влияющие
      на деятельность человека в производственной
      ситуации, разделил на мотивирующие и
      факторы «здоровья» (гигиенические
      факторы).

      Мотивирующие факторы способствуют
      росту степени удовлетворенности трудом
      и рассматриваются как самостоятельная
      группа потребностей, которую обобщенно
      можно назвать потребностью в росте:
      потребности достижения, признания,
      работа сама по себе и т. п.

      Практические рекомендации способов
      удовлетворения вторичных потребностей

      Социальные потребности

      1. Давайте сотрудникам такую работу,
        которая позволила бы им общаться.

      2. Создавайте на рабочих местах дух единой
        команды.

      3. Проводите с подчиненными периодические
        совещания.

      4. Не старайтесь разрушить возникшие
        неформальные группы, если они не наносят
        организации реального ущерба.

      5. Создайте условия для социальной
        активности членов организации вне ее
        рамок.

      Потребности уважения

      1. Предлагайте подчиненным более
        содержательную работу.

      2. Обеспечьте им положительную обратную
        связь с достигнутыми результатами.

      3. Высоко оценивайте И поощряйте достигнутые
        подчиненными результаты.

      4. Привлекайте подчиненных к формулировке
        целей и выработке решений.

      5. Делегируйте подчиненным дополнительные
        права и полномочия.

      6. Продвигайте подчиненных по служебной
        лестнице.

      7. Обеспечивайте обучение и переподготовку,
        которая повышает уровень компетенции.

      Потребности в самовыражении

      1. Обеспечивайте подчиненным возможности
        для обучения и развития, которые
        позволили бы полностью использовать
        их потенциал.

      2. Давайте подчиненным сложную и важную
        работу, требующую от них полной отдачи.

      3. Поощряйте и развивайте у подчиненных
        творческие способности.

      Факторы «здоровья» — это факторы
      среды, в которой протекает работа. Они
      могут рассматриваться как потребность
      в устранении/избежании трудностей.
      Отсутствие этих факторов вызывает
      чувство раздражения, недовольства.
      Присутствие факторов среды обеспечивает
      нормальные условия работы и, как правило,
      не способствует активизации деятельности
      человека. Например, комфортные условия
      труда, нормальная освещенность, наличие
      отопления и т. п., режим труда, заработная
      плата, отношения с руководством и
      коллегами.

      Выводы:

      • Заработанная плата, как правило, не
        является мотивирующим фактором.

      • Для устранения чувства неудовлетворенности,
        менеджеру необходимо особое внимание
        уделить факторам «здоровья». В
        случае отсутствия чувства неудовлетворенности
        и раздражения мотивировать персонал
        с помощью факторов «здоровья»
        бесполезно.

      • После того как работник обеспечен всем
        необходимым, для достижения поставленных
        целей, менеджер должен сконцентрировать
        все усилия на мотивационных факторах.

      3. Трехфакторная теория МакКлеланда
      рассматривает только три вида приобретенных
      потребностей, активизирующих деятельность
      человека: власть, успех, причастность.

      Есть определенное сходство этой теории
      с теорией А. Маслоу. Потребности во
      власти и успехе характерны для людей,
      достигших удовлетворения четвертого
      уровня иерархии потребностей — потребности
      в уважении. Потребность в причастности
      свойственна людям, достигшим удовлетворения
      третьего уровня потребностей — социальных
      потребностей.

      В отличии от А. Маслоу, МакКлеланд
      считает, что только потребность во
      власти является мотивационным фактором
      Поэтому на практике эта теория применима
      в большей мере для людей, стремящихся
      занять определенное положение в
      организации.

      Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #

      Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    • Отношения с подчиненными в авторитарном стиле руководства
    • Заявление на участок для многодетной семьи через госуслуги пошаговая инструкция
    • Боботик для собак инструкция по применению
    • Warhammer руководство для имперского пехотинца
    • Требования профессиональных стандартов к составлению должностных инструкции специалистов