Как закрыть контракт в еис по 223 фз инструкция

  Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.   Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.

вопросы

Из нашей статьи вы узнаете:

В действующем законодательстве прописана возможность расторгнуть контракт, который был подписан согласно Федеральному закону №223. Непрямое упоминание о том, что допускается внесение корректировок в контракт, содержится в обязанности заказчика отправлять сведения о поправках в реестр договоров. Закон о закупках — основополагающий нормативный акт. Однако заказчикам надлежит учитывать также положения гражданского законодательства, требования своего Положения о закупке.

Как происходит по 223-ФЗ расторжение договора

По 223 ФЗ расторжение договора может происходить следующими способами:

  • по соглашению обеих сторон;
  • в одностороннем порядке;
  • согласно вынесенному судебной инстанцией решению.

Гражданский кодекс в статье 450 предусматривает возможность расторжения договора по соглашению сторон. Однако это должно быть прописано в тексте контракта. Такой вариант считается наиболее удобным в силу минимального риска неблагоприятных последствий. Инициатором может стать любая сторона, будь то заказчик либо поставщик. Соглашение допускается в ситуации, когда исполнение договорных обязательств не несёт выгоды одному из участников договорных отношений, в то время как у второго нет возражений. Законодательные ограничения для реализации процедуры отсутствуют, если таковые не прописаны в положении о закупке.

Процедура следующая. Одна сторона должна выслать уведомление второй. В тексте должно быть сказано о невозможности продолжить договорные отношения и оговорена просьба об их прекращении. При отсутствии возражений от второй стороны можно подписывать соглашение о расторжении. Его форма идентична договору — пункт 1 статьи 452 ГК РФ. Далее информация о расторжении публикуется в Реестре договоров в ЕИС.

Такой отказ от исполнения договорных обязательств предпочтителен в силу того, что данные о поставщике не передаются в РНП. Его репутация остаётся неиспорченной.

В том случае, когда договорные обязательства расторгаются после поставки части ТРУ, заказчику надлежит вернуть переданные ему материальные ценности. От поставщика же требуется произвести возврат перечисленных за них денег.

В одностороннем внесудебном порядке расторгнуть договор можно лишь в тех случаях, которые упомянуты в его тексте либо в положении о закупке или ГК РФ. Односторонний отказ от контракта допускается. Точный порядок выполнения процедуры в ФЗ №223 не оговорён. Это нужно прописать самому заказчику в положении о закупке.

Среди основных причин отказа от договора могут быть:

  • сорванные сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • повторяющиеся нарушения прописанных в тексте договора сроков исполнения обязательств;
  • поставка некачественной продукции, а также неустранение недостатков в оговорённые заказчиком сроки. Сюда же относятся ситуации, когда выявленные недочёты неустранимы и слишком значимы.

Если речь идёт о нарушениях со стороны заказчика, то здесь причинами отказа от договора могут быть:

  • длительная по времени задержка оплаты оказанных услуг, выполненных работ, либо за поставленные товары;
  • отсутствие обоснования в отказе принимать ТРУ.

Заказчик может предусмотреть в своём Положении о закупке также право расторжения договора в одностороннем порядке при обнаружении факта предоставления победителем закупки недостоверных сведений при подаче заявки на участие в закупке.

По 223-ФЗ расторжение договора происходит так.

  1. Заказчику нужно отправить Уведомление поставщику (исполнителю, подрядчику). В тексте должны быть приведены данные о расторгаемом контракте и причина этого действия. На устранение недостатков отводится 10—30 суток. Отправление должно быть вручено контрагенту заказным письмом с уведомлением либо под расписку о вручении с курьером.
  2. Если описанные недостатки не были устранены исполнителем в оговорённые сроки, контракт считается расторгнутым в автоматическом режиме.
  3. Если были допущены серьёзные нарушения подрядчиком взятых на себя обязательств, заказчик отправляет данные о нём в РНП.

С момента получения уведомления договорные обязательства прекращаются.

Неправильно выполненная процедура отказа от исполнения договорных обязательств влечёт неприятные последствия для обеих сторон. Для поставщика это попадание в РНП, что чревато наложением запрета на участие в закупочных мероприятиях на протяжении двух лет. Об этом говорится в тексте ФЗ №223. Также поставщику придётся выплатить неустойку или же штраф, возместить причинённые убытки. Заказчику придётся снова проводить закупочную процедуру, причём не исключено, что понадобится повысить цену. Также может быть наложен административный штраф, если договорные обязательства были разорваны с нарушениями. Поставщик может подать жалобу в ФАС или же иск в судебную инстанцию. В итоге заказчик сам станет ответчиком, если было нарушено законодательство.

Только если не удалось решить вопрос описанными двумя способами, приходится обращаться в суд.

Возможна ли пролонгация договора по 223-ФЗ

Внести изменение в договор можно и по другому поводу. Одним из них является пролонгация заключённого по ФЗ №223 договора. Такая возможность предусмотрена положениями нормативного акта. ФЗ №223 допускает добавление в текст контракта почти любого условия, не противоречащего ГК РФ. Разрешено корректировать объём ТРУ, стоимость контракта и точную дату его исполнения. Всё это оговорено в части 1 статьи 450 ГК РФ и части 5 статьи 4 ФЗ №223. Число пролонгаций регламентировано лишь положением о закупке.

Есть также нюансы. Пролонгировать контракт с единственным поставщиком становится возможно лишь в том случае, когда это оговорено в положении о закупке и самом договоре. При отсутствии в ЕИС публикации о контракте по причине его малого объёма, в то время как пролонгация привела к росту стоимости контракта до 100 тысяч рублей и более, надлежит отправить данные о договоре, чтобы его включили в реестр. Также нужно принять решение о публикации информации о самой закупочной процедуре согласно положению.

Увеличение цены договора

ФЗ №223 считается более лояльным в сравнении с ФЗ №44. Внесение корректировок в договор допускается и в одностороннем порядке — такие ситуации описаны в статье 450 ГК РФ либо в самом тексте договора.

Повысить цену контракта согласно ФЗ №223 можно в таком случае:

  • обе стороны достигли соглашения в этом вопросе. Заказчик может понять, что поставщику в связи с дополнительными затратами не под силу качественно и в оговорённый срок исполнить взятые на себя обязательства. Более выгодным станет повысить сумму вознаграждения;
  • опция корректировки цены договора указана в положении о закупках. Даже если пункта не было изначально, заказчик имеет право внести его.

Если речь идёт о повышении цены договора в судебном порядке, понадобится доказать, что имели место следующие обстоятельства:

  • договор был подписан до получения сведений о повышении, к примеру, ставки НДС или действующих тарифов, введении санкций иностранных государств и пр.;
  • в договорных условиях отсутствуют непосредственные указания на риск, возникающий для поставщика в случае изменения обстоятельств исполнения прописанных обязательств;
  • исполнение договора без внесения изменений влечёт значительные убытки для поставщика и (или) делают исполнение договора невозможным.

В этом случае есть шанс на корректировку цены договора согласно ФЗ №223.

Данные о подписании допсоглашения должны быть отправлены в ЕИС в течение 10 суток с момента, когда было принято решение о корректировках. Это прописано в ФЗ №223. Нормативный акт указывает на то, что данные должны быть опубликованы в ЕИС в том случае, когда цена договора изменилась в сравнении с итоговым протоколом. Поправки следует направить и в реестр договоров, которые были заключены по итогам закупки, согласно Постановлению Правительства №1132.

Изменение цены должно иметь под собой веские причины. В противном случае пересмотр стоимости договора подлежит обжалованию. Заказчик несёт ответственность за нарушение принципов конкуренции. Это подразумевает его проверку на предмет коррупционного сговора с поставщиком.

Возможно ли внесение изменений в аукционную документацию по 223 ФЗ

По закону №223-ФЗ заказчик имеет право отменить объявленную закупку до окончания срока приёмки заявок. Если этот срок истёк, то отменить закупку можно только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.


Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

Заказчик вправе отменить закупку полностью или только по отдельному лоту. Решение об отмене необходимо разместить в ЕИС в день его принятия (ч. 5–7 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).

Допускается не только отмена закупки, но и внесение корректировок в аукционные документы. Достаточно лишь, чтобы такое действие было предусмотрено положением о закупке и сопутствующей документацией. Сделанные поправки понадобится опубликовать в ЕИС. На это даётся 3 суток. Исходной точкой является дата принятия решения о внесении поправок. Также срок приёма заявок после сделанных корректировок должен быть не меньше половины срока приёма заявок, который указан в положении о закупке для электронного аукциона. В противном случае нужно в обязательном порядке отодвинуть дату окончания подачи заявок.

Заключение

Отказ от исполнения договорных обязательств никак не регламентирован ФЗ №223. Единственным регулятором здесь становится гражданское законодательство. Поэтому содержание составленных заказчиками положений о закупке не должно противоречить нормам ГК РФ. Расторжение контракта допускается различными способами. При этом обычно не требуется вмешательство судебных инстанций.

Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем использовать комплексное решение Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения на нашем сайте.

Содержание

  • Понятие электронного актирования
  • Сфера применения электронной приёмки
  • Этапы электронного актирования
    • Подготовка к приёмке
    • Заполнение документа о приёмке
    • Получение ответа от заказчика
  • Особенности ЭА
    • Преимущества и недостатки электронного актирования

С 2022 года участникам электронных закупок необходимо закрывать контракты через единую информационную систему (ЕИС). У поставщиков возникает много вопросов. Рассмотрим порядок электронного актирования и разберём нюансы цифровизации закупок.

Понятие электронного актирования

Электронное актирование (ЭА) – обмен на этапе исполнения контракта электронными документами между поставщиками и госзаказчиками.

Если раньше в день поставки товаров, работ, услуг (ТРУ) передавали бумажные документы, то с января 2022 года процесс приёмки стал электронным.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Рекомендуйте сервисы Контура и зарабатывайте, станьте Реферальным партнером крупной IT-компании!

Теперь при поставке ТРУ поставщик формирует в ЕИС первичный документ о приёмке, а заказчик проверяет товар, подтверждает приёмку и оплачивает контракт.

На практике, чтобы подтвердить приёму, нужно оформить закрывающие документы: электронный акт и счёт-фактуру.

Сфера применения электронной приёмки

С 2022 года все участники, заключившие контракты по результатам электронных процедур, в том числе закрытых, обязаны применять ЭА.

Исключение:

  • закрытые закупки силовых структур, перечень которых устанавливается Правительством РФ (п. 5 ч. 11 ст. 24 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – «Закон № 44-ФЗ»)
  • закупки малого объёма — подробнее об этом можно посмотреть в статье «Как работать на портале ЕАИСТ 2.0»

Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан указать в проекте контракта, что применяется электронный порядок приёмки. Поставщик при этом не может отказаться от данного способа обмена документами.

Контур.Призма — управление рисками по 115-ФЗ, заключайте только безопасные сделки с контрагентами и соблюдайте требования закона.

Заказчики вправе применять ЭА в закупках, которые были опубликованы в ЕИС до 1 января 2022 года. Данное право распространяется и на контракты с единственным поставщиком, сведения о которых включаются в реестр контрактов, и на закрытые закупки в сфере гособороны по п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона № 44-ФЗ (распоряжение Правительства РФ от 30 октября 2021 г. № 3095).

Обязательное применение с января 2022 года Право на применение Не применяется
Во всех электронных закупках, за исключением контрактов, заключенных по п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона № 44-ФЗ
  • в контрактах, которые заключены по извещениям до 1 января 2022 года
  • в закрытых электронных закупках по п. 5 ч.11 ст. 24 Закона № 44-ФЗ
  • в контрактах с единственным поставщиком, сведения о которых заносятся в реестр контрактов
В закупках малого объёма

Этапы электронного актирования

Подготовка к приёмке

Доступ к ЭА в ЕИС можно открыть только на этапе исполнения контракта — это задача заказчика. После того как доступ открыт, поставщик может формировать документы о приёмке. Как правило, на практике это происходит параллельно с доставкой.

Перед оформлением документов необходимо проверить настройки доступа. В разделе «Администрирование» должны быть активированы права на просмотр договоров, создание документов о приёмке и доверенности на подписание актов (при необходимости).

Заполнение документа о приёмке

В роликах ЕИС можно найти подробные инструкции по ЭА.

Рассмотрим основные этапы.

  1. Поиск документа

В личном кабинете ЕИС в разделе «Исполнение контрактов» найдите нужный контракт. В карточке контракта выберите документ о приёмке (электронный акт). Можно загрузить документы из внешних систем (формат xml).

  1. Заполнение документа

Документ будет уже частично заполнен. Нужно добавить недостающие данные о компании, ТРУ и факте их передачи.

Документ о приёмке ТРУ содержит:

  • идентификационный код закупки (ИКЗ)
  • наименование и местонахождение заказчика
  • наименование объекта закупки
  • реквизиты поставщика
  • наименование ТРУ, адрес их поставки
  • страну происхождения товара
  • количество поставленного товара, объём выполненных работ, оказанных услуг
  • общую стоимость выполненных обязательств, цену за единицу товара
  • другую информацию, не противоречащую единой форме

К электронному акту допускается приложить документы, являющиеся его неотъемлемой частью. Однако, если в таких документах информация отличается от сведений, указанных в акте, приоритет имеет электронный акт.

  1. Подписание и отправление документа

Акт подписывается квалифицированной электронной подписью (КЭП). В течение часа система автоматически отправит его заказчику. Документ считается поступившим заказчику на дату размещения его в ЕИС с учётом часовой зоны заказчика.

Получение ответа от заказчика

Заказчик обязан проверить поставленные ТРУ и направить ответ в сроки, указанные в контракте, но не позднее 20 рабочих дней, следующих за днём поступления документа о приёмке.

Варианты действий заказчика:

  1. Полная приёмка ТРУ и подписание акта в ЕИС. Срок оплаты по контракту отсчитывается с даты подписания акта.
  2. Частичная приёмка ТРУ. Поставщику необходимо сформировать на принятую часть заказа корректировочный документ, подписать его и отправить заказчику (действия те же, что и при направлении документа о приёмке). Корректировочный документ понадобится, если стороны заключили доп. соглашение об изменении ранее установленной цены и в реестре контрактов есть информация о соглашении.
  3. Направление мотивированного отказа от приёмки с указанием в документе причин. После этого поставщик может исправить замечания и сформировать новый документ о приёмке. Если действия заказчика неправомерны, их можно обжаловать.

Особенности ЭА

Процедура актирования появилась не так давно. Пока не всё её нюансы урегулированы. С разъяснениями неоднозначных моментов выступили различные ведомства.

Выделим основные из них.

  1. Единые правила оформления документов

Письмо Минфина РФ от 11 января 2022 г. № 24-03-05/396: необходимо оформлять первичные учетные документы и счета-фактуры по единым правилам. Стоимостные показатели округляются до 2-го десятичного знака после запятой.

  1. Подписание нескольких актов на одном этапе

Письмо Федерального казначейства от 08 февраля 2022 г. № 14-00-05/2543: в отдельных случаях допускается формировать и подписывать несколько актов о приёмке на одном этапе исполнения контракта.

Например, при закупках по заявкам заказчика или в закупках, в которых невозможно определить количество или объём поставляемых ТРУ (ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ). Техническая возможность для этого есть.

  1. Облегчение актирования и формы актов в отдельных сферах деятельности

Зачастую в строительстве принимается большое количество разнообразных работ и конструктивных элементов — количество позиций может доходить до тысячи. Вручную заполнить такую электронную форму будет очень долго и неудобно.

Согласно письму Федерального казначейства от 13 сентября 2021 г. № 07-04-05/14-21918, в ЕИС разместили сервис по взаимодействию с внешними бухгалтерскими и сметными системами для облегчения процесса ЭА в строительной сфере. Сервис обрабатывает сметы из других программ, после чего переводит их в ЕИС для дальнейшего подписания, а после отправляет их заказчику. В ЕИС можно найти форматы, схемы, порядок функционирования сервиса и его технические особенности.

Минтранс и Минстрой рекомендовали формы актов для работ:

  • по строительству автодорог (письмо Минтранса РФ № от 27 декабря 2021 г. № Д2/32814-ИС)
  • объектов капитального строительства (письмо Минстроя РФ от 30 декабря 2021 г. № 58202-СМ/09).

Преимущества и недостатки электронного актирования

Преимущества ЭА Недостатки ЭА
  • уменьшается объём бумажного документооборота
  • можно быстрее получить оплату по контрактам
  • ниже риск потерять важные документы
  • упрощается подготовка отчётности: для бухучёта и налоговой используются документы из ЕИС
  • не допускается использовать типовые условия контрактов
  • сложный процесс редактирования ошибок в первичных документах
  • требуется приобретать электронную цифровую подпись для всех ответственных за приёмку сотрудников и настраивать для них доступ

Только практика сможет показать, действительно ли электронная приёмка упростила взаимодействие заказчиков и поставщиков. Процедура ещё будет совершенствоваться.

Закупочная деятельность осуществляется на основании договора, который заключается между заказчиком и поставщиком (подрядчиком). На государственном уровне это регулируется нормами ГК РФ, а также федеральным законодательством о контрактной системе №44-ФЗ и федеральным законодательством о корпоративных закупках №223-ФЗ. Соответственно, если оба партнера или один из них принял решение о прекращении дальнейшей совместной работы, должно быть произведено расторжение договоров по 223-ФЗ.

Расторжение договоров по 223-ФЗ

Расторжение договоров по 223-ФЗ

В каких случаях происходит расторжение договоров по 223-ФЗ в закупочной деятельности?

Для защиты интересов поставщиков, а также заказчиков при составлении договоров и контрактов следует детально прописывать условия, на которых возможно расторжение договора. Они основываются на пунктах №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации партнеры имеют право расторгнуть договор на поставки каких-либо видов продукции по ряду причин:

  • материалы или готовые изделия имеют ненадлежащее качество, а также изъяны, которые не подлежат устранению в установленные сроки;
  • беспричинное невыполнение обязательств по замене продукции с дефектами;
  • доставка товаров с нарушением стандартной или указанной заказчиком комплектации и последующий отказ исправления нарушений;
  • доставка продукции, не предусмотренной контрактом;
  • нарушения сроков доставки поставщиком или оплаты заказчиком.

Если дело касается выполнения разных видов работ или предоставления услуг, решение о расторжение договоров по 223-ФЗ обычно принимают в таких случаях:

  • подрядчик сильно нарушает сроки выполнения работы, из-за чего его клиент ни при каких обстоятельствах не сможет получить нужный результат;
  • непосредственно во время оказания услуги или после его завершения обнаружены недостатки, которые являются неустранимыми или требуют слишком много времени на исправление;
  • нарушения сроков выполнения работы подрядчиком или ее оплаты заказчиком;
  • неудовлетворительное качество конечного результата;
  • значительно повышение стоимости на указанные в договоре услуги;
  • постоянные задержки заказчиком необходимых материалов и инструментов для выполнения поставленного задания, а также создание условий, препятствующих полноценной работе подрядчика.

Способы расторжения договоров по 223-ФЗ?

Партнеры по закупкам, которые работают по №223-ФЗ, имеют право самостоятельно сформировать удобные для себя правила сотрудничества. Также федеральное законодательство предоставляет возможность установить условия расторжения контракта – они указываются в договоре.

Есть четыре способа отказаться от дальнейшей работы с партнером:

  1. Аннуляция договора по соглашению сторон – решение самое простое и быстрое в реализации, ведь основывается на взаимной договоренности партнеров о выгодных для обеих условиях. Это возможно даже в том случае, если данный пункт не прописан в документах.
  2. Прекращение закупок по инициативе заказчика – если это не предусмотрено условиями сотрудничества, основанием может стать подтвержденное нарушение качества и сроков.
  3. Аннуляция контракта по желанию поставщика или подрядчика – часто это предполагается условиями закупок, но если двум сторонам не удалось прийти к согласию, исправить ситуацию может доказательство пренебрежения заказчиком установленными правилами.
  4. Признание договора недействительным по решению суда – единственное решение, если возможность расторжения сделки не указана в контракте, а сторона ответчик не дает согласия.

Независимо от того, на каком основании произошло расторжение договоренностей, нужно обязательно внести новую информацию в федеральный реестр контрактов. Обновленные сведения должны содержать реквизиты каждой стороны, номер документа и дату прекращения его действия, а также причину принятого решения.

Какие основания могут быть для одностороннего расторжения договоренностей?

Одностороннее расторжение контракта допускается со стороны и поставщика товаров или услуг, и заказчика. Аргументируя причины партнеры могут опираться на нормы ГК РФ.

Поставщик может инициировать расторжение договора по №233-ФЗ либо №44-ФЗ, и в последствии прекратить деловые отношения с партнером без его согласия в следующих случаях:

  1. Несвоевременная оплата поставленной продукции, а также выполненной работы либо предоставленных услуг. Согласно п. 3 ст. 523, должны быть подтверждены минимум две просрочки.
  2. Заказчик не менее двух раз отказывался от приема товара и работы без каких-либо объяснений – это указывается в п. 3 ст. 523.
  3. Заказчик намеренно создает условия, при которых невозможно исполнение условий договора – примером является несвоевременное предоставление материалов. Данная ситуация регулируется п. 1 ст. 719.
  4. Если заказчик отказывается оплачивать услуги либо товары после аргументированного повышения цен по причинам, которые не зависят от поставщика. В этом случае можно ссылаться на п. 6 ст. 709.

У заказчиков так же могут быть причины для прекращения сотрудничества в одностороннем порядке без согласия партнера:

  1. Товары или услуги не соответствуют требуемому качеству. Согласно требованиям п. 2 ст. 523, это должно подтверждаться результатами независимой экспертизы.
  2. Нарушение комплектации товара с последующим отказом исправить допущенные ошибки. Это предусмотрено п. 2 ст. 480.
  3. Поставщик больше двух раз нарушал оговоренные сроки доставки товара либо выполнения работ. При отказе от сотрудничества по такой причине ссылаются на п. 2 ст. 523 ГК РФ.
  4. Нормы п. 2 и 3 ст. 715 позволяют заказчику прекратить сотрудничество, если подрядчик нарушает график без явных на то причин.
  5. По п. 3 ст. 723, можно в одностороннем порядке разорвать договор, если в ходе исполнения условий контракта были выявлены недостатки, а поставщик не хочет или не может устранить их в установленные сроки.
  6. В п. 15 ст. 95 №44-ФЗ указано, что заказчики не обязаны поддерживать сотрудничество с поставщиками и исполнителями, не соответствующими требованиям этого же федерального закона.

Кроме того, у заказчиков могут появиться и другие аргументы о прекращении совместной работы, основывающиеся на требованиях законодательства РФ.

Алгоритм действий заказчика

Расторжение договоров по 223-ФЗ или №44-ФЗ может проходить по достигнутому взаимному согласию сторон или по инициативе одной из них. Ниже приведены алгоритмы действий заказчика в зависимости от условий ситуации.

Процедура аннулирования контракта не регламентируется законодательством, если никто из участников сделки не желает сохранить установленные ранее обязательства. Соответственно им необходимо лишь оформить документы и в течение трех внести информацию о них в реестр контрактов. При этом следует придерживаться рекомендаций из ГК РФ. Процедура проходит в несколько этапов:

  1. Заказчик, если это предусмотрено договоренностью, разрабатывает текст соглашения в форме, аналогичной основному контракту. В нем указываются номер и дата подписания документов о сотрудничестве, реквизиты заказчика и поставщика, причина прекращения совместной работы.
  2. Подписанный документ направляется оппоненту, который при согласии с указанными условиями ставит подпись и печать.
  3. Заказчик вносить требующуюся информацию в ЕИС. Причину аннуляции подробно расписывать не надо.

Официально договор о закупках признается недействительным после того, как обе стороны подпишут его.

Если же инициатором прекращения обязательств выступает только заказчик, и контрактом предусмотрена такая возможность, он должен выполнить следующие действия:

  1. Нужно известить партнера о принятом решении. Это делается любым удобным способом – важно получить подтверждение об уведомлении.
  2. Если стороны не намерены продолжать сотрудничество, выделяется 10 дней с момента извещения поставщика, чтобы они рассчитались за уже исполненные обязательства. Например, заказчик должен оплатить принятый товар, если не сделал это раньше, а поставщик должен вернуть деньги либо предоставить оплаченные услуги или продукцию.
  3. При необходимости заказчик может провести экспертизу для подтверждения нарушения обязательств поставщиком. Следует отметить, что сторона-ответчик обязана компенсировать расходы на эту процедуру, если результаты подтвердили плохое качество продукции или услуг.
  4. Заказчик составляет договор о прекращении закупок и отправляет его поставщику.
  5. После улаживания всех нюансов, а также подписания документов обоими партнерами заказчик обязан внести сведения об этом в ЕИС.

В случаях, когда в контракте не прописан пункт о возможном прекращении деловых отношений по односторонней инициативе, а поставщик не желает принять решение партнера, необходимо обратиться в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Особенности расторжения контрактов в случае №44-ФЗ

Перед заключением договора о закупках поставщик и покупатель проводят подготовку для обеспечения выгодных условий сотрудничества. Однако в некоторых случаях одна или обе стороны могут по каким-либо причинам решить разорвать контракт. Это возможно, согласно ч. 8 ст. 96 №44-ФЗ.

Данный закон о госзакупках предусматривает несколько оснований, допускающих прекращение совместной работы:

  •         инициатива заказчика;
  •         инициатива поставщика;
  •         соглашение обеих сторон;
  •         судебное решение.

Первые два варианта возможны, если такой вариант прописан в контракте – при составлении документа необходимо внести в него данный пункт. Благодаря этому, скорее всего, не придется подавать иск в арбитраж.

Соглашение о прекращении обязательств перед партнером оформляется в той же форме, что и исходный договор: в письменном виде, с подписями и печатями заказчика и поставщика. Если это решение приняли обе стороны и на момент аннулирования контракта все обязательства были исполнены, участники не имеют права требовать возврата товара или денег. В противном случае лицо, нарушившее условия, должен возместить понесенный ущерб.

Особенности расторжение договоров по 223-ФЗ или №44-ФЗ позволяют заказчикам изменить условия закупки или полностью прекратить сотрудничество с другой стороной. В первом случае у них есть гораздо больше возможностей, но и второй вариант позволяет выгодно решить ситуацию, следуя императивным нормам гражданского законодательства РФ. Некоторые правила проведения сделок можно устанавливать самостоятельно в зависимости от личных интересов. При этом специалисты рекомендуют все-таки прописывать в договоре все условия сотрудничества максимально подробно. Таким образом, при расторжении контракта удастся избежать целого ряда проблем, не нарушая федеральные положения о закупке.

Отмена определения поставщика — это, по 44-ФЗ, процедура по прекращению государственной или муниципальной закупки. Ее проводят на стадии планирования, до окончания приема заявок, а иногда и после срока для приема предложений. Если нарушить установленный порядок, оштрафуют на 30 000 рублей по ч. 8 ст. 7.30 КоАП.

Что изменится в процедуре отмены тендеров с 2022 года

С 2022 году законодатели решили установить единый срок для отмены закупки — 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Он будет прописан в п. 1 ч. 2 ст. 36 44-ФЗ в редакции 360-ФЗ от 02.07.2021. В нынешней редакции сроки аннулирования тендера зависят от вида процедуры. Заказчики отменяют процедуру не позднее:

  • 1 часа до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок;
  • 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе и аукционе.

ВАЖНО!

Запрос предложений отменить нельзя, а с 01.01.2022 эта процедура уйдет в прошлое.

А в самой процедуре отмены изменений нет.

Как отказаться от закупки на стадии планирования

Если закупка отменена на стадии планирования, необходимо сделать новую редакцию плана-графика. Удалите из него ту госзакупку, которую отменяете. Согласуйте изменения с руководством и зафиксируйте приказом.

ВАЖНО!

В ст. 16 Федеральной контрактной системы установлен срок для отмены закупки — вносить изменения в план-график разрешено не позднее чем за 1 день до даты размещения в ЕИС извещения о торгах или за 1 день до дня заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).

Как отменить после размещения извещения

По контрактному законодательству, допускается отмена определения поставщика в открытом конкурсе в электронной форме по 44-ФЗ, в электронном аукционе и запросе котировок. Вот пошаговая инструкция, как отменить заказ:

Шаг 1. Проверяем срок. Он отсчитывается до даты окончания подачи заявок:

  • электронный аукцион и конкурс отменяем не позднее чем за 5 дней;
  • электронный запрос котировок отменяем не позднее чем за 1 час.

Такие сроки определены в ч. 1 ст. 36 44-ФЗ.

Шаг 2. Решаем отменить и публикуем документ: решение об отмене определения поставщика размещается в ЕИС в тот же день. Это указано в ч. 3 ст. 36 44-ФЗ. Решение оформляйте в свободной форме. В законодательстве нет утвержденной формы и требований к нему. Например, составьте приказ об отмене. В нем укажите:

  • ИКЗ;
  • предмет;
  • НМЦК;
  • номер и дату извещения;
  • причину отмены;
  • должность и Ф.И.О. ответственного лица.

Шаг 3. Изменяем план-график (если нужно) не позже следующего рабочего дня после прекращения процедуры. Это указано в ч. 1 ст. 36 44-ФЗ.

Шаг 4. Оповещаем участников, что определение поставщика отменено в ЕИС, — уведомление потенциальных исполнителей обязательно. В течение одного часа от даты размещения в ЕИС извещения о прекращении процедуры оператор электронной площадки возвращает заявки участникам и одновременно уведомляет о прекращении процедуры.

ВАЖНО!

В ст. 83.1 Федеральной контрактной системы разъясняется, возможна ли отмена запроса предложений в электронной форме по решению заказчика — нет, запрос предложений отменять нельзя. Не допускается и внесение изменений в документацию по такому заказу.

Как отменить в личном кабинете ЕИС

Вот пошаговая инструкция, как отменить закупку в ЕИС по 44-ФЗ:

Шаг 1. В личном кабинете в блоке «Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» заполните форму.

Шаг 2. Нажмите кнопку «Разместить».

Реестр закупок

Отмените закупку в момент публикации решения об отмене. Дата приказа и дата размещения его в ЕИС должны совпадать.

ВАЖНО!

Заказчик вправе отменить тендер по истечении установленного срока и до заключения контракта: отмена закупки на стадии заключения контракта невозможна (ч. 2 ст. 36 44-ФЗ).

Как отменить, если прошел общий срок

После того как сроки для приема заявок прошли, закупка отменяется в 2 случаях:

  1. Наступил форс-мажор (по ч. 2 ст. 36 44-ФЗ, отменяйте до заключения контракта).
  2. Получили предписание контрольного органа. Срок и последствия отмены по 44-ФЗ по решению контрольного органа в сфере закупок укажут в этом документе.

Как отменить в электронном магазине

В руководстве пользователя по работе на ЕАТ указаны причины отказа от закупки в электронном магазине:

  1. Заказчик не отправил документы по договору в установленный срок. Время на отправление документов по договору задает оператор ЕАТ.
  2. Документы по договору победитель не подписал.
  3. Документы по договору победитель подписал, но заказчик не подписывает в течение одного рабочего дня с момента, когда сформирован итоговый протокол закупочной сессии.
  4. Заказчик в течение заданного количества времени не отправил новую версию договора после получения протокола разногласий от победителя.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
О подаче жалобы на закупочную документацию о закупке, если отменили определение поставщика (подрядчика, исполнителя), и о возврате жалобы без рассмотрения. Письмо № Д28и-2746 от 20.10.2016

Скачать

Об авторе этой статьи

Дмитрий Сидаев

Дмитрий Сидаев
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.

Другие публикации автора

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вд 40 wd 40 смазка универсальная проникающая цена инструкция
  • Как пишутся инструкции по охране труда
  • Изониазид инструкция побочные действия отзывы по применению
  • Мануал гидроблока 09g 2017г
  • Инструкция по сборке кровати golden kids 10