-
December 30 2022, 11:30
- История
- Кино
- Cancel
Киношедевры эпохи освободительной Перестройки Михаила Горбачёва
Какой из киношедевров эпохи освободительной Перестройки Михаила Горбачёва Вы считаете лучшим?
( Можно выбирать несколько фильмов.
Свой вариант можно добавлять в комментарии )
Убить дракона — 1988
Покаяние — 1984
Собачье сердце — 1988
Любовь — 1991
Письма мертвого человека — 1986
АССА — 1987
Завтра была война — 1987
Иди и смотри — 1985
Слуга — 1988
Город Зеро — 1988
День Нептуна — 1986
Бакенбарды — 1990
Окно в Париж — 1993
Единожды солгав — 1987
Дорогой Эдисон 1986
Оно 1989
Дети греха — 1989 — вражда между мусульманами и христианами на Кавказе
Сукины дети — 1999
Курьер — 1986
Защитник Седов — 1988
Зеркало для героя — 1987
Похороны сталина — 1990
Остров погибших кораблей — 1987
Холодное лето 53-го — 1987
Фонтан — 1988
Крейцерова соната — 1987
Забытая мелодия для флейты — 1987
Человек с бульвара Капуцинов 1987
Зимний вечер в Гаграх 1985
Аргонавты 1986
Биндюжник и Король 1989
Наш бронепоезд 1988
Плюмбум или опасная игра 1986
Цареубийца 1991
Гардемарины, вперёд! 1987
Жизнь Клима Самгина 1988
Паспорт 1990
Шапка 1990
Страсти по Владимиру 1990
Исключения без правил — Голос 1986
Кин-дза-дза! 1986
Зимняя вишня 1985
Прости 1986
Храни меня мой талисман 1986
Не сошлись характерами — 1989
Десять лет без права переписки — 1989
Сделано в СССР — 1990
По главной улице с оркестром — 1986
Кикс — 1991
Нога — 1990
Девяностые годы стали для нашей страны роковыми: смена режима, тотальный товарный дефицит, ориентированность культуры на Запад, свобода мыслей и слова.
Каким же было кино в эпоху «Перестройки»? Чтобы более полно разобрать этот вопрос, необходимо обратиться в прошлое.
Чем жил кинематограф в СССР
Во-первых, советские фильмы были направлены на укрепление коммунистического режима и носили пропагандистский характер. Например, картины пятидесятых годов всегда прямо или косвенно были посвящены «пятилетке за три года», главными героями являлись «простые парни из народа», патриоты, ударники труда. Так или иначе, подобные фильмы всегда раскрывали самые светлые чувства и качества в человеке, хоть и являлись отражением всего лишь идеализированных фантазий режиссёров и сценаристов.
Было много приятных и незабываемых событий в 90-е годы. Вспомните все самое лучшее из лихих 90-х, погрузитесь в эту атмосферу и ностальгию.
Во-вторых, советское кино было достаточно сдержанным и пуританским. Худсоветы очень серьёзно подходили к отбору картин, которые могли быть показаны советским гражданам.
«Перестройка» разрушила стену, стоящую между советским и западным кино. В нашу страну хлынули кино и литература, которые ранее считались запрещёнными. Одни ругали советское правительство, обличая ужасы сталинского режима, коррумпированность других вождей, включая Брежнева и Хрущёва. Другие снимали откровенные фильмы, ведь теперь «было можно».
Именно в эпоху гласности появилось «кооперативное кино», которое представляло собой низкосортную пародию на искусство, созданную для «отмывания» денег. Многие актёры, хорошо зарабатывающие во времена СССР, оказались на дне, в бедности и забвении. Другие же хватались за любые роли, даже в самых омерзительных фильмах, лишь бы хоть как-нибудь пережить тяжкие времена.
Новинки нашего времени. Топ 10 фильмов, которые стоит посмотреть каждому.
Фильмы на которые был наложен запрет
Помимо боевиков и откровенных картин, стали сниматься отечественные фильмы ужасов, на которых, после революции, был наложен запрет. Такие фильмы как «Прикосновение», «Семья вурдалака», «Прогулка по эшафоту», «Господин оформитель» и так далее, стали визитной карточкой мистики перестроечных лет. К сожалению, фильмов ужасов было снято мало, этот жанр, так бойко возрождающийся, быстро оттеснили боевики, а затем военные картины.
В целом, киноискусство во времена «Перестройки» практически отсутствовало. В год выходило ограниченное число фильмов, в которые мечтали попасть большинство актёров, оставшихся без работы. Уже через каких-то 9-10 лет кино начало возрождаться. В начале двухтысячных пришли другие герои, другие сюжеты, фильмы перестали быть неуютными и мрачными. Началась совсем иная эпоха.
На Apple TV+ вышел байопик Джона С. Бейрда «Тетрис» о том, как голландский дизайнер видеоигр Хэнк Роджерс заполучил права на игру-головоломку, созданную советским программистом Алексеем Пажитновым. В фильме также можно увидеть Михаила Горбачева, которого сыграл британский актер Мэттью Марш. По этому поводу мы вспомнили материал о киновоплощениях единственного президента СССР, который публиковали в августе 2022 года.
Михаил Горбачев умер 30 августа 2022. В 1985 году он возглавил ЦК КПСС, став руководителем страны и постепенно развернув политические и экономические реформы, которые вошли в историю как эпоха перестройки. В марте 1990 года он был избран президентом СССР, но ушел в отставку после августовского путча и подписания Беловежских соглашений 25 декабря 1991 года.
Вне зависимости от того, как к нему относятся современники и как его будут воспринимать потомки, Михаил Сергеевич стал одной из важнейших фигур XX века. Он положил конец противостоянию Восточного блока и западного мира, благодаря ему рухнула Берлинская стена, многие страны обрели независимость, в России закончилось преследование инакомыслящих, открыто заговорили о репрессиях в СССР, в страну вернулись эмигрировавшие деятели культуры. Горбачев был героем многочисленных документальных фильмов (в числе последних — работы Вернера Херцога и Виталия Манского), а его образ не раз возникал в игровом кино — от боевиков и комедийных фарсов до экзистенциальных драм и исторических детективов. Вот несколько его заметных появлений в мировом кинематографе.
«Небо над Берлином 2»
Кто играет: Михаил Горбачев
Политики такого масштаба редко снимаются в кино, но это как раз тот случай. Горбачев лично появился в фильме Вима Вендерса («Соль Земли», «Париж, Техас») о немецкой столице глазами спустившихся с небес ангелов. Картина участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля в 1992 году и выиграла Гран-при жюри. Здесь Горбачев впервые сыграл самого себя, а спустя 7 лет он снимется в роли бывшего президента СССР в рекламном ролике Pizza Hut. Критики писали, что, несмотря на то что главный герой «Неба над Берлином 2» — ангел Кассиэль (Отто Зандер), Горбачев является не менее значимым персонажем, воплощая собой ангела-хранителя гласности.
«Рокки 4»
Кто играет: Дэвид Ллойд Остин
Продолжение культовой франшизы с Сильвестром Сталлоне про вышибалу-боксера в СССР в 1985 году можно было посмотреть только на VHS-кассетах дома. И его смотрели с замиранием сердца, несмотря на то что главным злодеем в фильме был выведен советский спортсмен — с появлением видеомагнитофонов американская массовая культура начала побеждать. Михаил Горбачев в исполнении Дэвида Ллойда Остина ненадолго появляется в кадре во время боя Рокки с Иваном Драго (Дольф Лундгрен), который выступает за СССР. Роль эпизодическая, но запомнилась она тем, что за два дня до выхода фильма настоящие Горбачев и президент Рональд Рейган встречались в Женеве и договорились о недопустимости ядерной войны, после чего между странами наметилось потепление в отношениях.
«Голый пистолет»
Кто играет: снова Дэвид Ллойд Остин
Дэвид Ллойд Остин дважды сыграл советского политика. После «Рокки 4» Горбачев в его исполнении появился в комедии 1988 года, где коп-недотепа Фрэнк Дребин (Лесли Нильсен) предотвращает заговор против США. Карикатурный Остин-Горбачев олицетворяет здесь «злых русских». Персонаж прибывает на встречу в Бейруте, где также присутствуют Муаммар Каддафи и Фидель Кастро. Горбачев смеется над американцами за то, что те ошибочно считают его добряком. Вместе лидеры обсуждают, как устроить теракт в США. Тут Дребин, притворяющийся официантом, срывает их заседание, устраивает погром и пытается стереть родимое пятно с головы советского генсека.
«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»
Кто играет: Леонид Куравлев
В последней картине Леонида Гайдая главы СССР и США Михаил Горбачев и Джордж Буш-старший (Владимир Седов) должны встретиться на Гавайских островах. Чтобы переговоры состоялись, агентам КГБ и ЦРУ Федору Соколову (Дмитрий Харатьян) и Мэри Стар (Келли МакГрилл) необходимо разобраться с русской мафией в США. Горбачев во время телефонной связи с Белым домом пьет молоко как заправский трезвенник — таким он представлялся в 1990-е на фоне президента Ельцина. Интересно, что в фильме голос Куравлева переозвучил пародист Михаил Грушевский. Но это логично, потому что образ советского президента, чью секретную горячую линию прерывает еврей Рабинович, желающий соединиться с Одессой, тут доведен Гайдаем до кавээновского гротеска.
«Чернобыль»
Кто играет: Давид Денсик
В телесериале Йохана Ренка («Во все тяжкие», «Викинги»), который считают одним из величайших проектов канала HBO конца 2010-х, Горбачева играет шведский актер Давид Денсик («Девушка с татуировкой дракона», «Каштановый человечек»). Здесь Горбачев выглядит нерешительным лидером, впервые столкнувшемся с проблемой такого масштаба и осознающим, что может не справиться с ее последствиями. В одной из сцен генеральный секретарь дает указание не награждать профессора Легасова, расследовавшего катастрофу на Чернобыльской АЭС. Радиостанции «Говорит Москва» политик сказал, что в реальности таких указаний не было. Также он признавался журналистам, что сам сериал не смотрел.
«Нулевой пациент»
Кто играет: Геннадий Смирнов
В проекте Кинопоиска о первой крупной вспышке ВИЧ в СССР, которая произошла в Калмыкии в 1988 году, решающая сцена с Горбачевым — во время экстренного заседания Политбюро. Эпидемиолог Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов) пытается доказать чиновникам опасность положения. Горбачев интересуется, почему в СССР нет одноразовых шприцев и серьезно воспринимает опасения героя в том, что вирус может заразить миллионы, если попадет в банк донорской крови. Так что в сериале он, скорее, положительный персонаж.
В отечественном кинематографе Михаила Горбачева также играли Сергей Барковский в телесериале «Брежнев», Иван Агапов в фильме «Ласковый май», Михаил Шпилевский в картине Александра Котта «Обратная сторона Луны», Владимир Юматов в «Ельцин. Три дня в августе» и Игорь Угольников в «Так сложились звезды». Роль политика в 1987 году исполнял Денни ДеВито на шоу Saturday Night Live. В скетче президент США Рональд Рейган (Фил Хартман) устроил Горбачеву экскурсию на лимузине по округу Колумбия. В прошлом году было объявлено, что в готовящемся для платформы ivi сериале «Горбачев» Михаила Сергеевича сыграет Евгений Миронов, а Раису Максимовну — Чулпан Хаматова. Съемки должны были начаться весной 2022 года.
«Тетрис»
Кто играет: Мэттью Марш
Это история о том, как иностранцы пытались приобрести права на игру, разработанную советским инженером Алексеем Пажитновым. Его в фильме сыграл Никита Ефремов, большинство других героев за железным занавесом — тоже российские или русскоговорящие актеры. За исключением президента СССР — его роль досталась англичанину Маршу. Горбачев появляется ближе к финалу в паре сцен: примеряет новый костюм в окружении помощников, а затем выступает на трибуне с Мавзолея Ленина.
Впервые этот текст был опубликован в августе 2022 года.
Еще Перестройка и культура здесь, здесь и здесь
Режиссерская версия перестройки
К 30-летию Пятого съезда Союза кинематографистов / май, 2016
13 мая 1986 года произошло то, что потом назвали репетицией перестройки, осуществленной в отдельно взятой индустрии. Пятый съезд Союза кинематографистов СССР, отношение к которому было и остается неоднозначным, сменил руководство союза, фактически покончил с партийной цензурой в кино, снял с «полки» десятки фильмов и объявил переход проката на рыночные рельсы. ©
Ещё кино и идеология в СССР и СССР и съезды
Фото: Валентин Мастюков
К 30-летней годовщине революционного съезда Андрей Плахов, возглавлявший тогда секцию кинокритики, реконструировал весь ход событий, а Мария Бессмертная собрала воспоминания других его участников.
Приход в 1985-м к власти Михаила Горбачева породил некоторые надежды, но жизнь не спешила меняться — в том числе киношная. На студиях, в Союзе кинематографистов по-прежнему всем заправляли назначенные отделом ЦК КПСС «генералы» и «комиссары», чиновники и редакторы из Госкино строго блюли принципы идеологической цензуры. Правда, стали появляться критические публикации о состоянии дел в кино — режиссера Владимира Мотыля, журналиста Юрия Гейко. Статья последнего называлась «Зачем пришла к нам Анжелика?»: автор критиковал прокатную политику страны за то, что в репертуар кинотеатров попадают чисто развлекательные зарубежные ленты. Сегодня такая постановка вопроса кажется глупостью, но тогда эти рассуждения попадали в совсем другой контекст. Пресса начала задаваться вопросом о том, почему не пользуются зрительским успехом статусные советские фильмы: идеологически правильные, они оказывались коммерчески провальными, на них сгоняли солдат или школьников, а в отчетных цифрах посещаемости практиковались приписки. Но скрывать правду было все труднее. Особенно красноречивым оказался пример «Красных колоколов» Сергея Бондарчука — снятая в Мексике с участием западных звезд, эта революционная эпопея была встречена полным зрительским равнодушием.
Фото: Валентин Мастюков
В некоторых публикациях даже была затронута табуированная тема: выяснилось, что лучшие режиссеры, такие как Глеб Панфилов или Алексей Герман, сталкиваются с огромными препятствиями в реализации своих замыслов, а их готовые фильмы подвергаются жестокой редактуре или ложатся на полку. Что такое цензура, узнали на своей шкуре главные таланты советского кино — Андрей Тарковский и Марлен Хуциев, Григорий Чухрай и Ролан Быков, Вадим Абдрашитов и Андрей Смирнов, Лариса Шепитько и Элем Климов… Все, за исключением «генералов» идеологического фронта. Еще хуже обстояло дело в национальных республиках: на Украине травили Киру Муратову и авторов «поэтической школы», в Казахстане — Булата Мансурова, убийственное партийное постановление вышло по литовскому кино. Александр Аскольдов был выброшен из кинематографа после легшего на полку фильма «Комиссар». Все работы молодого перспективного режиссера Александра Сокурова оставались под запретом. Тарковский и Отар Иоселиани, покинув родину, уже не первый год снимали за границей. Даже в Грузии, где обстановка была наиболее благоприятной, сил мецената Эдуарда Шеварднадзе не хватало на то, чтобы легализовать «Покаяние» Тенгиза Абуладзе.
На этом фоне в середине мая 1986 года и произошел Пятый съезд кинематографистов, который энтузиасты перестройки назвали историческим, а ее противники — «истерическим». И поныне в оценке обществом этого события нет консенсуса, а из передач государственных телеканалов можно узнать, что Пятый съезд был подрывом национальной безопасности и подверг ужасным репрессиям великих режиссеров советского кино. Что это был антироссийский заговор прозападных либералов — в уменьшенном масштабе аналог развала СССР, который Пятый съезд фактически подготовил и спровоцировал. Самое интересное, что говорят это чаще всего те, кто сами больше всех нажились на возможностях дикого капитализма.
Еще хуже, чем вранье, дефицит информации. В «Википедии» и главных поисковых системах рунета про Пятый съезд почти ничего не сыщешь; взамен пытливым умам предлагают пятые съезды КПСС и орнитологов. Слишком многим оказалось выгодно вычеркнуть из истории, стереть яркое знаковое событие перестройки. Оно стало одним из первых и привело к неизбежному: советская идеология и киноиндустрия не могли после этого остаться прежними. И еще — это была последняя модернистская акция перед тотальным нашествием на Россию постмодернизма.
Фото: Александр Коньков
Революционному съезду предшествовали бунтарские перевыборные собрания профессиональных секций Союза кинематографистов (тогда они еще не именовались гильдиями). В некоторых секциях выбрали новых председателей — причем вовсе не тех, кто был рекомендован и одобрен свыше (так и я, совсем еще молодой человек, неожиданно для себя самого возглавил секцию кинокритики). Но, главное, делегатами на большой съезд — а ведь именно они, делегаты, решали дальнейшую судьбу союза — выбрали совсем не тех, кого полагалось.
Бунт на корабле начался как раз с критиков — самой радикальной и потенциально диссидентской фракции. На собрание заявился партийный куратор и зачитал список рекомендованных делегатов: их было ровно столько, сколько требовалось избрать по отведенной критикам квоте. Раньше в таких случаях голосовали списком. Но тут встал скромный киновед Виктор Божович — и, глядя на куратора невинными глазами, предложил расширить список, внести в него еще одну кандидатуру. Помню, он предложил человека умеренного, совсем не опасного. Но партийцы застыли: они прекрасно знали, чем пахнет такая инициатива. Начали вставать другие участники собрания и предлагать все новых кандидатов. А это значило, что будет запущен механизм тайного голосования с неравным количеством мест и кандидатов — самый страшный сон партийного функционера.
Нетрудно догадаться: критики выбрали совсем не тех делегатов, кого требовалось для «успешного проведения съезда». Забаллотировали Баскакова, Караганова и других секретарей союза. А потом началась цепная реакция, она дошла до того, что в секции режиссуры «прокатили» главных кинобоссов — Бондарчука, Ростоцкого, Матвеева и, если не подводит память, самого Льва Кулиджанова, главу союза по кличке Спящий Лев. Все они, неизбранные, присутствовали на съезде в качестве подотчетных членов правления и секретариата, даже привычно восседали в президиуме, но права голосовать уже не имели.
___
Съезд проходил в Кремле. Атмосфера была сюрреалистической: фронда в самом сердце коммунистической цитадели. В отчетном докладе Кулиджанов перепутал Литву с Латвией, а ведь это было время, когда назревал взрыв национального самосознания: зал отреагировал хохотом и шквалом негодования. Охрана Кремлевского дворца никогда раньше не становилась свидетельницей такого непосредственного поведения. Перевозбужденный зал устраивал овации радикальным ораторам (Ролан Быков, Владимир Меньшов, Анатолий Гребнев, Евгений Григорьев, Виктор Дашук) и захлопывал тех, кто пытался защитить старые устои: среди них оказался и Никита Михалков, назвавший выпады против Бондарчука «ребячеством». Венгерский режиссер Ласло Лугоши сказал потом, что дежурные выступления делегатов «братских киносоюзов» из соцстран, прерывавшие драматический саспенс съезда, напоминали телефонные звонки во время полового акта. Мне тоже довелось выйти на трибуну съезда, среди прочих тем я подверг критике профессионально беспомощную картину Николая Бурляева «Лермонтов», которую показали делегатам как образец достижений советского кино. Казалось бы, локальный вопрос, но Сергей Бондарчук (тогдашний тесть Бурляева) воспринял это как посягательство на свой клан: легенда гласит, что ему пришлось вызывать неотложку.
Потом началось голосование, оно длилось почти всю ночь. Вернее сказать, объявления его сенсационных итогов пришлось ждать до утра. Разумеется, список нового правления, предложенный партгруппой, тут же был открыт — и в результате практически никто из старого состава избран не был. Члены счетной комиссии, пряча ужас в глазах, бегали к начальству, все они искали способа скрыть страшную правду. Но это было невозможно, и вскоре информация поступила в ЦК КПСС. Подавлять бунт на корабле было слишком поздно, и вместо проваленного «плана А» был запущен «план Б». ЦК сделал ставку на Элема Климова как нового руководителя союза — все же коммунист и из проверенной партийной семьи. Это было ошибкой: Климов ни за что не дал бы кукловодить им по старинке. И рядовые участники съезда, зная его бойцовский характер, совершенно искренне отдали ему свои голоса.
В ожидании результатов голосования делегаты разбрелись по территории Кремля, пили водку, откуда-то взявшуюся в разгар сухого закона, мимо фланировал туда-сюда солдат с соколом на плече. Все чувствовали, что стали участниками исторического события. На следующее утро те, кому удалось поспать, проснулись в другой стране.
Если у кого и была истерика, то не у «хулиганов», сгонявших со сцены неугодных ораторов, а у партийных бонз и киношных номенклатурщиков, которые пытались представить дело так, как будто их лишили права на профессиональную работу, репрессировали и чуть ли не сослали на рудники. На самом деле они лишились всего лишь секретарских кресел и пайков, а сами продолжали работать на студиях, снимать фильмы, участвовать в фестивалях. Но травма им была нанесена серьезная — только не радикалами и хулиганами, а необратимым ходом истории.
Пафос майской кинематографической революции был чисто романтическим. Деятели перестройки взялись соединить несоединимое: провозгласили рыночную реформу в киноиндустрии, пытаясь в то же время возродить мечту революционного авангарда об идеальном искусстве и идеальном зрителе. Для них стало полной неожиданностью, что вскоре публика потребовала грубых зрелищ, а кинематографисты стали снимать ей на потребу. Выступив в роли народных мстителей против господства партократии, они поставили заслон официозному кино, искренне полагая, что свободное место в сознании миллионов займут Бергман и Тарковский. Чего, естественно, не произошло. Однако революция открыла шлюзы: хлынувшие потоки смыли цензуру и открыли мировому кино доступ на советские экраны.
___
Даже сегодня, когда история во многом воспроизводит себя, когда возрождаются цензура и система идеологического госзаказа, энергия Пятого съезда продолжает работать, а инерция его прогрессивного движения по-прежнему ощущается. И есть надежда, что мы не окажемся там, где некогда были, что не возникнет новая «полка», а молодое поколение кинематографистов, сформировавшееся уже в условиях свободного рынка, не столкнется с испытаниями, отравившими творческую жизнь их старших товарищей.
_______
Майя Туровская, киновед, историк кино: — Мы были умны и мы были правы, когда говорили о прошлом. Но мы были удручающе непрозорливы и недальновидны, когда заходила речь о будущем.
Андрей Смирнов, режиссер: — Союз кинематографистов <…> выполнял функции надзора, но даже в самые тяжкие годы застоя и реакции он старался вести себя прилично, не так разнузданно, как Союз писателей, исключавший Пастернака. <…> Но наша среда более живая и более, так сказать, общественная. Следствием был тот взрыв, тот порыв к свободе и демократии, которым стал Пятый съезд кинематографистов в мае 1986 года.
Андрей Смирнов на съемках «Белорусского вокзала» c Анатолием Папановым и Евгением Леоновым, 1971 год
Вадим Абдрашитов, режиссер: — Жизнь творческих союзов надо было менять, и кто-то должен был начать. Не у кинематографистов, так где-то в другом месте все бы началось.
Сергей Соловьев, режиссер: — Отвратительный внутренний цензор умер во мне прямо во время этого съезда.
Сергей Соловьев на съемках «Спасателя», 1980 год
Ролан Быков, режиссер: — К сожалению, когда в искусстве какая-то группа художников очень высоко взлетает, а жизнь уходит вперед, то вот этот взлет оказывается остановкой. И взлетевшие выше оказываются в провинции. А жизнь далеко ушла вперед — и уже другие столицы, другие герои. Наш съезд признал, что союз кинематографистов остался где-то или позади, или в стороне от жизни. И это наш съезд решительно меняет.
Ролан Быков с Кристиной Орбакайте и Юрием Никулиным на съемках «Чучела», 1983 год / Фото: Николай Малышев
Павел Лебешев, оператор: — Беда не в том, что «Европейская история» или, скажем, «Победа» далеко не так хороши, как о них писалось. Беда в том, что их выдают за образцы.
Павел Лебешев на съемках «Рабы любви» с Александром Адабашьяном, Никитой Михалковым и Александром Калягиным, 1975 год
Нея Зоркая, историк кино, кинокритик: — Казалось, что вот-вот, только свергнем ненавистную власть чиновников и их холуев, начнется великий расцвет кино. <…> Но это и была прекрасная эпоха советского кино. Это, разумеется, взгляд из времени сегодняшнего — тогда мы так не думали. Тогда мы думали: застой, цензура, полка, вечная необходимость сопротивления, борьба… А теперь вглядитесь просто в годичные списки картин, и вы поймете, какие плоды порождало это сопротивление.
Владимир Меньшов, режиссер: — Слишком задел Никита Михалков своей репликой о ребячестве, которое проявили по отношению к Бондарчуку. Как-то быстро ты повзрослел, Никита Сергеевич. Со стороны секции художественного кино никакого ребячества не было.
Владимир Меньшов с Александром Михайловым на съемках фильма «Любовь и голуби», 1984 год
Никита Михалков, режиссер: — Неизбрание делегатом съезда советских кинематографистов того, кто сделал «Судьбу человека», «Войну и мир», «Они сражались за Родину» и уже только этими фильмами вошел в историю отечественной культуры, есть ребячество, дискредитирующее все искренние, благие порывы.
Никита Михалков c Еленой Соловей на съемках «Неоконченной пьесы для механического пианино», 1977 год
Владимир Наумов, режиссер: — Атмосфера напряжения (а то и вражды) нагнеталась некоторыми кинематографистами и критиками, иногда тайно, иногда открыто, но последовательно и упорно стремились они противопоставить поколения в нашем кино. И в известной мере преуспели в этом. Недостойное занятие, ибо есть один критерий, по которому мы вправе судить художника,— фильм.
Владимир Наумов с Аленом Делоном на съемках «Тегерана-43», 1980 год
Карен Шахназаров, режиссер: — Я хотел бы сказать вам, что не надо видеть в молодежи врага. Мы учились на ваших фильмах, и мы любим ваши фильмы. Лучшие из ваших фильмов — ваши, Алова и Наумова, и фильмы Бондарчука и Чухрая, и фильмы Данелии и Хуциева — мы знаем, любим и высоко их ценим. Но сегодня, сейчас, положа руку на сердце, можете ли вы сказать себе, что вы сделали для нашей молодежи, для нашего поколения столько же, сколько сделали для вас, для вашего поколения Ромм, Пырьев и Райзман?
Карен Шахназаров с Евгением Евстигнеевым и Александром Панкратовым-Черным на съемках «Зимнего вечера в Гаграх», 1985 год
Элем Климов, режиссер: — Сегодня я попал под поезд.
Элем Климов на съемках «Иди и смотри», 1985 год / Фото: Евгений Коктыш
Глеб Панфилов, режиссер: — То, что произошло на V съезде, было закономерно, естественно и необходимо. Но новая «модель кинематографа» — это уже конкретное действие, в котором дал о себе знать наш дилетантизм… Я не принимал участия в создании «модели», но ее пафос тогда разделял… Элем на меня обиделся, но я ему сказал, что не кино существует для Союза, а Союз для кино. И посоветовал ему заняться кино — вернуться в режиссуру. Он не послушал.
Глеб Панфилов с Леонидом Калашниковым и Инной Чуриковой на съемках «Вассы», 1982 год
Ирина Рубанова, критик: — Придя в Союз, Климов надеялся, что это и станет частью реализации его созидательного потенциала. Он надеялся, что будет руководить Союзом, во-первых, строго коллегиально, а во-вторых — по модели работы в съемочной группе. Он был общественником романтического склада.
Борис Павленок, зампред Госкино СССР: — Мне плакать хотелось, когда начали разваливать хорошо налаженную структуру, полностью готовую к рынку. То, что толку от перестройки в кино не будет никакого, стало ясно на V съезде кинематографистов. Когда выступил Эльдар Шенгелая и сказал, что вот теперь наконец мы получили свободу и сделаем грузинский кинематограф самоокупаемым. Грузинские фильмы принципиально не могут быть самоокупаемыми. Я очень люблю грузинское кино. Оно тонкое, умное, интеллигентное. Но на него никогда не придет столько же зрителей, сколько на «Калину красную». Самый посредственный индийский фильм собирал больше, чем самый талантливый грузинский. Все дружно зааплодировали Эльдару, и я понял, что это начало конца.
Любовь Аркус, киновед, режиссер, Дмитрий Савельев, кинокритик: — Принципиальная ошибка будет содержаться в расхожем утверждении, будто именно Пятый съезд, прочертив новый вектор и указав новый путь, одновременно расставит на этом пути все те грабли, на которые наше кино последовательно станет наступать, продвигаясь вперед и ниже. Популярность этот тезис приобретет вследствие бессознательной аберрации памяти у одних и сознательной фальсификации, производимой другими, тем съездом уязвленными и даже униженными. Зато впоследствии они сумеют воспользоваться возможностью напрямую увязать разрушительную энергию и негативистский пафос трехдневной революции с развалом советской системы кинопроизводства и кинопроката и со всеми будущими бедами отечественного кино. Итоговое постановление Пятого съезда не содержит ни одного слова, которое можно было бы интерпретировать как мину скорого действия, подложенную под фундамент прочного здания нашей кинематографии и взорвавшуюся в числе других на рубеже десятилетий.
Виктор Матизен, кинокритик: — V съезд кинематографистов свое дело сделал: осудил административно-командный способ кинопроизводства, привел к руководству кинематографом реформистскую команду во главе с Элемом Климовым и подал стране пример гражданского общественного поведения. Цензура была упразднена, студии получили самостоятельность, запрещенные фильмы сняты с «полки», а на экранах появились фильмы на такие темы, о которых раньше и подумать было страшно. <…> Другое дело, что многое строилось в романтическом расчете на долгую и счастливую жизнь при обновленном социализме. <…> Романтиком был и Элем Климов, что дорого ему обошлось — напряженнейшая работа и тесное соприкосновение с далекими от идеализма собратьями привели к тому, что через два года он почувствовал психологическое отравление и ушел со своего поста, оборвав свой руководящий и, увы, творческий путь.
Мария Бессмертная, Андрей Плахов
«Коммерсантъ Weekend», №15, стр. 10, 13 мая 2016