Какие инструкции по обращению с отходами должны быть на предприятии

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Инструкция по обращению с отходами

Инструкция по обращению с отходами

Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по обращению с отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 135 «Установление заработной платы» Трудового кодекса РФ«Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 129, 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 (в редакции от 29 мая 2020 года), которым утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10 апреля 2020 года N 128-п «О дополнительных выплатах к заработной плате отдельным работникам медицинских организаций в связи оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, вызванная COVID-19, или имеется риск ее выявления, исходя из разъяснений, данных в письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 мая 2020 года N 16-3/И/2-5951, от 17 мая 2020 года N 16-3/И/1-3061, от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965, а также руководствуясь локальными нормативными актами, принятыми у работодателя — приказом Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница» от 10 января 2020 года N 21 (осн) «Об утверждении правил сбора, хранения, транспортировки, удаления медицинских отходов и назначение ответственных лиц за сбор, хранение, упаковку, транспортировку и сдачи на утилизацию медицинских отходов класса «Б», Инструкцией по обращению с медицинскими отходами в Бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница», являющейся приложением 1 к приказу N 21 от 10 января 2020 года, приказом Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница» от 17 апреля 2020 года N 456 (осн), которым утверждены Правила осуществления дополнительных выплат к заработной плате отдельным работникам Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница», исходил из того, что надбавки за особые условия труда и дополнительную нагрузку, за выполнение особо важных работ, предусмотренные указанными постановлениями Правительства Российской Федерации, носят четко определенный адресный, стимулирующий характер.»

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 29.1 «Переходные положения» Федерального закона «Об отходах производства и потребления»«Из системного анализа содержащихся в статьях 1, 13.3, 24.5, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Закона N 89-ФЗ положений следует, что территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы соблюдения антимонопольного законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
(«Вестник арбитражной практики», 2022, N 6)Реализуя коммуникационную функцию, региональный оператор выступает лицом, занимающим доминирующее положение на рынке обращения отходов. При этом согласно ст. 24.6 Закона об отходах операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Региональные операторы осуществляют деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашений об организации деятельности по обращению с названными отходами на территории зоны деятельности региональных операторов, заключаемых между региональными операторами и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере обращения с отходами. Региональные операторы осуществляют взаимодействие с операторами по обращению с отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и/или захоронению отходов, а также операторами по сбору и транспортированию отходов и координацию их деятельности в зонах своей деятельности. Взаимодействие региональных операторов с операторами по обращению с отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и захоронению отходов, операторами по сбору и транспортированию отходов осуществляется в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг в сфере обращения с отходами. Описанные договорные связи указывают на недопустимость уклонения регионального оператора от заключения договора с кем-либо из субъектов деятельности по оприходованию расходов. Необоснованный отказ от заключения договора региональным оператором в подобных случаях квалифицируется как нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции <4>.

Нормативные акты

  • Документация по обращению с отходами производства и потребления
  • Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
  • Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов
  • Документация по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов
  • Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности
  • Паспорта (свидетельства) опасных отходов
  • Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»
  • Документация о Порядке осуществления производственного контроля в области обращения с отходами
  • Документация по объектам размещения отходов (при их наличии).
  • Документация в области обеспечения требованиий к транспортированию отходов

1. Документация по обращению с отходами производства и потребления

Документация по обращению с отходами производства и потребления представлена:

  • приказом о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии и лиц допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности;
  • инструкциями и регламентами в области обращения с отходами;
  • документами, подтверждающими подготовку в области обращения с отходами I-IV классов опасности.

Основание:

ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности должны иметь соответствующие свидетельства (сертификаты) на право проведения таких работ.

Для работы с отходами V класса опасности специальной подготовки не требуется.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

В ОмГТУ проводятся курсы повышения квалификации по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV класса опасности»

2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Основание:

ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

[…]

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

[…]

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

[…]

ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

2. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

3. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

4. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

[…]

Приказ Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Приказ Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»

Приказ Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Приказ Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов»

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Инвентаризация – деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим хозяйствующим субъектам.

Являясь исходными данными для расчета нормативов образования отходов, а также для определения источников образования отходов и их качественного состава, результаты инвентаризации отходов представляются в составе раздела «Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов) проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет территориальным органом Росприроднадзора при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а представляют в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30.

В решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица (его филиала и другого территориально обособленного подразделения), которому утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и срок их действия.

Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I-IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I-IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.

3. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (для хозяйствующих субъектов, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства).

Основание:

ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

[…]

Приказ Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), являются нормативами образования отходов и лимитами на размещение отходов предприятия.

Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.

Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

4. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов

Основание:

ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

[…]

Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, обязаны быть в наличии:

  • документы, подтверждающие передачу отходов сторонним организациям в течение учетного периода;
  • документы, подтверждающие сбор (прием) отходов в течение учетного периода, с приложением паспортов на отходы I-IV класса опасности (материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности);
  • документы, подтверждающие факты использования, обезвреживания и размещения отходов хозяйствующим субъектом на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период;
  • акты приема отходов, накладные (приходные, расходные, товарно- транспортные и др.), счета-фактуры, при использовании отходов самим хозяйствующим субъектом – данные бухгалтерского учета.

5. Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (в случае осуществления деятельности).

Основание:

ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

[…]

Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062

«О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности«

Ссылка на Постановление в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности подтверждает право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) и является документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования,  в соответствии с действующим законодательством.

6. Паспорта (свидетельства) опасных отходов.

Основание:

ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

3. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I — IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

[…]

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712

«О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности»

Ссылка на Постановление в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445

«Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»

Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, хозяйствующие субъекты составляют и утверждают паспорт установленной формы. Заверенную хозяйствующим субъектом копию паспорта, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности направляют в территориальный орган Росприроднадзора.

Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

7. Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Основание:

ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

[…]Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.[…]

Приказ Росприроднадзора от 14.11.2011 № 828

«Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) и формированию официальной статической информации»

Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Приказ Росстата от 28.01.2011 № 17

«Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»

Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления по итогам отчетного года.

Статистическая отчетность 2-ТП (отходы) составляется на основании данных проводимого учета образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I-IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.

8. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

Основание:

ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

[…]1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.[…]

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Производственный контроль в области обращения с отходами представляет собой комплекс мероприятий, который включает в себя мониторинг, аналитический контроль и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами.

9. Объекты размещения отходов (при их наличии).

Основание:

ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

[…]

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

[…]

ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

[…]

  • Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

  • Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  • Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

  • Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  • Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
  • Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
  • Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
  • Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.
  • При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.

[…]

Приказ Минприроды России от 30.09.2011 №792

«Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»

Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, являющийся частью государственного кадастра отходов.

Государственный реестр объектов размещения отходов формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.

Информация об объекте размещения отходов направляется в Росприроднадзор для присвоения номера объекту размещения отходов и принятия правовых актов о включении указанного объекта в государственный реестр объектов размещения отходов.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

10. Требования к транспортированию отходов.

Основание:

ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

1. Транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:

  • наличие паспорта отходов;
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

2. Порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:

  • наличие паспорта отходов;
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Порядок транспортирования отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I-IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Обращение с отходами производства с 2021 года регламентировано СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В отличие от своего предшественника — СанПиН 2.1.7.1322-03. «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» — новый документ не требует обязательного наличия инструкции по обращению с отходами производства на предприятии. Значит ли это, что об инструкциях можно забыть?


В ходе оптимизации НПА отменен еще один документ, предписывавший каждому предприятию иметь утвержденную инструкцию — постановление Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 681 об обращении с ртутьсодержащими отходами. Новые правила обращения с отходами, утв. постановлением Правительства от 28.12.2020 № 2314 не содержат требований о разработке и утверждении инструкций и их обязательном наличии в организации.

Значит ли это, что инструкции больше не нужны?

Учитывая, что требования к сбору, накоплению и дальнейшей передаче отходов различаются в зависимости от класса опасности и специфики работы предприятия, правила обращения с ними тоже разнятся. В них описываются требования, обязательные для исполнения с начала образования производственного мусора, процедура его сбора и накопления с учетом особенностей мест размещения мусорных контейнеров на территории предприятия, правила любых манипуляций с отходами вплоть до их утилизации или передачи сторонней организации с лицензией на транспортирование.

Подробнее: Места накопления отходов на предприятии: общие требования

Инструкции помогают обеспечить соблюдение всех экологических требований, а также подтвердить надлежащее обращение с отходами производства в случае проверки.

Кроме того, закон об отходах производства и потребления (ст. 11) предписывает всем предприятиям разработать и утвердить планы мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС и аварий, связанных с обращением отходов, а также планы ликвидации их последствий. По сути это и есть инструкции по безопасному обращению с отходами производства, и именно в таком виде их удобно оформить (на сегодняшний день нет отдельных требований к форме планирования предупреждающих мероприятий).

Подробнее: Как и кому сдавать отчет 2-ТП Отходы

Если вы сомневаетесь, правильно ли ведется экологическая документация в вашей организации, мы поможем разобраться. Закажите бесплатный аудит документов и получите оценку их соответствия актуальным требованиям природоохранного законодательства. Мы всегда в курсе последних изменений. Звоните!

Вопрос: Требуется ли предприятию разрабатывать инструкции (технические регламенты) по обращению с отходами и если требуется, то каким нормативным правовым актом это определено?

Ответ: Ранее инструкции разрабатывали в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 их отменило, при этом новый СанПиН 2.1.3684-21 “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий”, утвержденный этим же постановлением, не содержит требований о наличии инструкций.

Вместе с тем, если нет прямых требований, это еще не значит, что инструкции не нужны в принципе. Для безопасной организации работы с отходами целесообразно эту работу регламентировать, либо в рамках инструкций по охране туда, либо положением по предприятию по обращению с отходами, либо процедурой в рамках системы экологического менеджмента и т.д.

К тому же есть ещё один момент, который ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций. Вот такие планы как раз и можно прописать в инструкциях или в любой другой форме регламентирующего документа.

Пожалуйста, оцените материал:

Обязательны ли инструкции по обращению с отходами на предприятии?

Опубликовано 23.09.2021 Обновлено 23.09.2021

Приветствую, друзья! Наш партнёр, автор сообщества Экологический менеджмент Бирюкова Надежда подготовила заметку о том, обязательны ли инструкции по обращению с отходами на предприятии?

Ранее инструкции разрабатывали в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, но постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 их отменило, при этом новый СанПиН 2.1.3684-21 “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий”, утверждённый этим же постановлением, не содержит требований о наличии инструкций.

Также Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждённые постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 681, содержали требование о том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели должны разрабатывать инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям. Данное постановление утратило силу с 01.01.2021 и вместо него действуют новые правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждённые постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314, которые тоже не содержат каких-либо требований об инструкции.

Вместе с тем, если нет прямых требований, это ещё не значит, что инструкции не нужны в принципе. Для безопасной организации работы с отходами объективно целесообразно эту работу регламентировать и задокументировать либо в рамках инструкций по охране туда, либо положением по предприятию по обращению с отходами, либо процедурой в рамках системы экологического менеджмента и т.д.

К тому же есть ещё один момент, который ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть отражён в документах предприятия, так в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций. Вот такие планы как раз и можно прописать в инструкциях или в любой другой форме регламентирующего документа.

На этом всё.

Рейтинговые звёздочки и комментарии как всегда тепло приветствуются 😉

Продолжение следует …

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гептрал состав препарата инструкция по применению
  • Беспроводные наушники xiaomi haylou gt1 pro tws инструкция
  • Руководство по пропуску подвижного состава по железнодорожных мостами
  • Составление каких частей руководства оператора является обязательным
  • Об утверждении инструкции по судебному делопроизводству в кассационном суде