Какие попытки улучшения руководства экономикой предпринимались во 2 половине 50 начале 60 годов

В 1953 г. Г. М. Маленков предложил новую экономическую программу: выровнять темпы развития лёгкой и тяжёлой промышленности, уменьшить налоги с сельских жителей, увеличить государственные закупочные цены на мясо, молоко, картофель, овощи, поощрять развитие подсобных хозяйств. Позднее к этому добавилась задача увеличения объёма производимой сельскохозяйственной продукции путём повышения урожайности полей и продуктивности животноводства». Но уже в январе 1954 г. укрепившийся у власти Хрущёв предложил изменить намеченный курс — расширить площадь пашни за счёт целинных и залежных земель Казахстана, Сибири, Урала. В течение нескольких лет ценой героических усилий в засушливых районах СССР, главным образом в Казахстане, было распахано около 40 млн га, на что ушла треть всего бюджета сельского хозяйства. В первые годы после начала освоения целина давала прирост производства зерна. В 1957 г. Хрущёв приступил к радикальным реформам в управлении. Он предложил заменить отраслевой принцип руководства народным хозяйством территориальным. Необходимость проведения преобразований объяснялась руководством страны потребностью в демократизации управления: расширить хозяйственные права республик, сократить управленческий аппарат . В соответствии с этими идеями были упразднены 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств. Главными органами хозяйственного планирования стали Советы народного хозяйства (СНХ, совнархозы), руководившие одновременно многими отраслями промышленности на подведомственной территории. В их подчинение перешли предприятия общегосударственного значения, крупные стройки. Был Создан Совет народного хозяйства СССР как «общесоюзныи орган по руководству реализацией народно-хозяйственных планов», а в 1963 г. был создан союзно-республиканский орган — Высший совет народного хозяйства СССР (BCHX). Он координировал деятельность совнархозов, Госплана, Госстроя. Первоначальные результаты реформ, казалось, оправдывали ожидания: до конца 1950-х, по официальным данным, объём промышленного производства увеличился в 1,5 раза. Всё больший вклад в экономический рост обеспечивал топливно-энергетический комплекс.

Вопрос:

Какие попытки улучшения руководства экономикой предпринимались во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг.? Чем можно объяснить смену выдвигавшихся лозунгов?       

Подробный ответ:

В конце 1950-х — начале 1960-х годов были предприняты попытки улучшить управление советской экономикой, включая изменение экономической политики и лозунгов. Этот сдвиг был вызван признанием необходимости повышения уровня жизни и повышения эффективности.

Во
второй половине 1953 года начались
кардинальные преобразования в экономике
страны. Перемены касались, прежде всего,
ускоренного подъема сельского хозяйства
с целью обеспечения населения
продовольствием и легкой промышленности
— сырьем. Повышение благосостояния
народа объявлялось одной из центральных
задач нового руководства. Для ее решения
началась разработка новой аграрной
политики, основы которой были утверждены
на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС.
Проведение экономических реформ связано
с именем Н.С. Хрущева, ставшего в сентябре
1953 года первым секретарем ЦК КПСС.

Для
усиления материальной заинтересованности
колхозников и рабочих были повышены
закупочные цены на сельхозпродукцию,
значительно снижены нормы обязательных
поставок с личного подсобного хозяйства,
наполовину уменьшен денежный налог,
взимаемый с каждого колхозного двора.
Изменилось социальное и правовое
положение колхозников. Они получили
паспорта, была введена денежная оплата
их труда. Однако крестьяне не получили
права выбора форм хозяйствования.

С
1954 г. развернулась кампания по освоению
целинных и залежных земель в Северном
Казахстане. Сюда направили 500 тыс.
добровольцев, 120 тыс. тракторов, 10 тыс.
комбайнов. Однако эта мера имела
кратковременный успех.

С
середины 50-х годов предпринимались
усилия для решения жилищной проблемы.
За 1956 — 1960 гг. новоселье справили около
54 млн. человек (четверть населения
страны). Был принят закон о пенсиях,
установивший один из самых низких в
мире возрастной ценз. Отменялись все
виды платы за обучение. Росла зарплата:
в среднем на 3% в год. К концу 50-х годов
по сравнению с 1950 г. реальные доходы
рабочих и служащих выросли на 60%,
колхозников — на 90%.

В
1957 г. Н.С. Хрущев пытается реформировать
управление народным хозяйством. Вместо
отраслевых министерств и ведомств были
созданы совнархозы — территориальные
управления.

В
1958 г. была проведена реорганизация МТС.
Колхозы получили право покупать у МТС
технику. На базе МТС создавались
ремонтнотехнические станции. Они
занимались ремонтом сельхозтехники,
продажей сельхозмашин и горючего.
Целесообразность этой меры нейтрализовалась
поспешностью при ее проведении и
неоправданно высокими ценами на
устаревшую технику.

Многие
экономические проблемы в те годы
хрущевское руководство попыталось
решать политическими методами, посредством
административных реформ и кампаний
(«кукурузная кампания», «мясная
кампания» в Рязани, «молочные
рекорды» и т.д.).

В
начале 60-х годов возникли перебои с
мясом, молоком, хлебом, маслом. ССР был
вынужден закупать продовольствие и
корма за рубежом. Это было связано с
недальновидной политикой в отношении
селян (у деревенских жителей урезали
приусадебные участки, им запрещалось
иметь более одной коровы), а также с
бесконечными перестройками управления
сельским хозяйством. Однако 10-летний
период хрущевского реформаторства стал
периодом наиболее заметного подъема в
экономике страны, уровня жизни советских
людей. В 1956 — 1958 гг. в среднем в год вступало
в строй около 800 предприятий. В 1957 г. на
воду был спущен атомный ледокол «Ленин».
В рамках государственных программ
решались проблемы освоения космоса,
развития электроники и другие.

Противоречивость
и непоследовательность многих начинаний
были обусловлены тем, что Хрущев сложился
как партийный и государственный деятель
в условиях жесткой централизации
административно-командного стиля
руководства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

§ 4. Экономика СССР в 50-е — начале 60-х годов: основные тенденции развития и реформы управления

50-е и начало 60-х гг. считаются самым успешным периодом в развитии советской экономики с точки зрения как темпов экономического роста, так и эффективности общественного производства. Средние темпы экономического роста — 6,6 % в 50-е гг. и 5,3 % в 60-е гг. — были беспрецедентными за всю историю СССР. Советская экономика развивалась в русле общемировых тенденций: замедление темпов экономического роста и спад производства, вызванные сначала предвоенной депрессией, а затем войной и послевоенной реконструкцией, в 50-е гг. сменились в европейских странах и Японии длительной фазой экономического подъема. Самым влиятельным из всех факторов, лежавших в основе динамики послевоенного развития западных стран, — считает, например, известный бельгийский историк и экономист Г. Ван дер Bee, — являлся феномен так называемого «наверстывания».

Гипотеза «наверстывания», весьма популярная в исследованиях послевоенной экономики, предполагает, что законы развития мировой экономической конъюнктуры подталкивают государства, пережившие длительную стагнацию, после накопления необходимого потенциала догонять страны, вырвавшиеся за это время вперед (в послевоенном мире в роли безусловного лидера выступали США). Под влиянием общемировой тенденции «наверстывания» в 50—60-е гг. находились и Советский Союз, и другие страны восточного блока, перенявшие советскую модель экономического развития. Так что знаменитый лозунг Хрущева «Догнать и перегнать Америку!», несмотря на известную карикатурность практического воплощения, имел под собой и реальное основание.

К началу 50-х гг. восстановительный период в СССР завершился, за эти годы был создан достаточный инвестиционный и научный потенциал, позволивший в дальнейшем обеспечить высокие темпы экономического роста. Особенно успешно советская экономика развивалась во второй половине 50-х гг.: в этот период повысилась эффективность использования основных производственных фондов в промышленности и строительстве, быстро росла производительность труда в ряде отраслей народного хозяйства. Повышение эффективности производства способствовало значительному росту внутрихозяйственных накоплений, за счет этого стало возможно более полноценно финансировать непроизводственную сферу. На осуществление социальных программ была также направлена часть средств, полученных в результате сокращения расходов на оборону.

Постепенное переключение внимания с накопления на потребление можно рассматривать как начало преобразования сталинской модели экономического развития, основанной на идее ускоренной индустриализации. Правда, самим советским руководством подобная трансформация вряд ли осознавалась: по крайней мере, в официальных заявлениях и документах курс на преимущественное развитие индустриальных отраслей экономики продолжал оставаться незыблемым. Основные принципы экономической доктрины никогда не подвергались пересмотру. Поэтому, несмотря на обилие реорганизаций, пик которых пришелся на 1957–1962 гг., они не изменили кардинально советской экономической системы. Даже рассуждая о «революционной перестройке», Хрущев не думал трогать основы — государственную собственность и плановую экономику.

Созданная в 20—30-е гг. государственная система (и соответствующая ей экономика) воспринималась Хрущевым, и не только им, как правильная, в развитии которой, однако, время от времени появляются отдельные «ненормальности». Их и нужно исправлять. Не случайно наиболее крупные постановления и решения 50—60-х гг. принимались даже на уровне формулировок как решения о «дальнейшем совершенствовании» или «дальнейшем развитии»; например: «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель» (1954); «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» (1957); «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» (1958) и др.

Как человек, прошедший большую школу партийной работы снизу доверху, Хрущев почти во всех своих начинаниях стремился действовать по-партийному. Это значит, что главный механизм реализации принятых решений представлялся ему как хорошо отлаженная система пропаганды и дисциплинарной ответственности. При этом безусловный приоритет отдавался организационному фактору и коммунистической сознательности. Отсюда, например, известные пассажи Хрущева типа: если кукуруза не родится, то виноват в этом не климат, виноваты руководители. Так определялись общие подходы к реорганизации экономики и системы управления.

Поскольку сама экономическая система воспринималась руководством страны как правильная, трудности и проблемы экономического развития объяснялись прежде всего недостатками руководства и управления — излишней бюрократизацией, сверхцентрализацией и т. п. Отсюда одни из самых громких начинаний 50—60-х гг. — борьба с бюрократизмом и ряд реорганизаций, призванных дать больше экономической самостоятельности республикам и регионам. Оба явления — и возросший бюрократизм в работе государственного аппарата, и излишняя централизация управления — действительно, существовали как реальное «зло» и были тесно связаны между собой. Процедура планирования, составления бюджетных и любых других документов была громоздкой и малоэффективной. Так, проект государственного бюджета РСФСР на 1954 г. включал 52 340 показателей (для сравнения: в 1945 г. — 15865 показателей), а проект бюджета Клинского района Московской области на 1954 г. состоял из 75 таблиц, включавших около 15 тыс. показателей.

Принятый порядок согласования интересов и полномочий различных ведомств создавал много проблем как для управляющих, так и для управляемых. Любое решение, относившееся к компетенции местных органов, требовало санкции вышестоящих инстанций. Приведем несколько примеров. Райисполкомы Сахалинской области обратились в исполком областного Совета с просьбой утвердить должность кочегара вместо имеющейся в их штате должности истопника. Сахалинский облисполком запросил по этому вопросу Министерство финансов СССР, а то в свою очередь не могло принять решение, не договорившись предварительно с Советом Министров РСФСР.

Больше года длилась переписка по аналогичному вопросу: Рязанская психиатрическая больница договорилась с областной больницей им. Семашко о передаче старого котла. Однако, поскольку одна из больниц находилась на бюджете Министерства здравоохранения, а другая — на областном бюджете, не только городские, областные и районные учреждения, но и само Министерство здравоохранения не могло решить этот вопрос. Решение было принято на уровне Совета Министров России.

Чтобы исправить это положение, ЦК КПСС в январе 1954 г. принял постановление «О серьезных недостатках в работе партийного и государственного аппарата», в котором говорилось о необходимости расширения прав местных органов управления. Во время обсуждения этого постановления на местах было внесено дополнительно более тысячи предложений по совершенствованию хозяйственной деятельности в районе, области, республике. Самое большое количество предложений (319) касалось упрощения бюджетно-финансовой отчетности, совершенствования вопросов планирования (197), сельского хозяйства (151), народного образования, здравоохранения и культуры (121).

Следующим шагом в том же направлении стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О существенных недостатках в структуре министерств н ведомств СССР и мерах по улучшению работы государственного аппарата» (октябрь 1954 г.). Постановлением предусматривалось упрощение структуры министерств и других звеньев управления, сокращение управленческого аппарата. Всего было упразднено около 10 тыс. главков, отделов, трестов и других организаций.

В мае 1955 г. были приняты решения по расширению функций и прав союзных республик в области планирования и капитального строительства, по бюджетным вопросам, в решении вопросов труда и заработной платы, в образовании фондов предприятий и др.

Все эти решения по децентрализации управления подготовили главную реорганизацию 50-х гг. — перестройку системы управления промышленностью и строительством по территориальному принципу и создание совнархозов (1957). Большинство общесоюзных и союзно-республиканских министерств, в ведении которых находились промышленность и строительство, были упразднены, кроме министерств электростанций, оборонной, авиационной, судостроительной, радиотехнической и химической промышленности. Страна была разделена на несколько крупных экономических районов, для управления которыми создавались Советы народного хозяйства (совнархозы).

Первые результаты реформы были вполне обнадеживающими: уже в 1958 г. прирост национального дохода составил 12,4 % по сравнению с 7 % в 1957 г. Однако уже тогда специалисты сделали интересное наблюдение: основной прирост пришелся на период, когда предприятия остались «бесхозными», т. е. министерства были упразднены, а совнархозы еще не успели вникнуть в суть дела. В дальнейшем начались проблемы, одна из которых заключалась в том, что внутри совнархоза взаимосвязь между предприятиями складывалась в целом благополучно, тогда как в отношениях с предприятиями «чужого» совнархоза постоянно возникали трудности. Тогда эту проблему называли местничеством и часто списывали за счет «несознательности» руководителей совнархозов.

Но дело было не только в разногласиях типа «свое» — «чужое»: переход на новую систему управления, сопровождавшийся упразднением центральных министерств, оставил практически неприкосновенной существующую до реорганизации систему производственных связей, так называемый принцип сложившейся кооперации. В результате получалось так, что, например, Ленинградский совнархоз ввозил чугунное литье с Украины, а Ленинградский завод им. Свердлова в то же самое время вывозил литье в Харьков. Московский областной совнархоз в 1959 г. отгрузил 25,6 тыс. т чугунного литья более чем в 18 районов, а получил 21,4 тыс. т из 25 районов.

При сохранении подобного порядка в конце концов должна была вновь возникнуть потребность в центральных координирующих и управляющих органах, напоминающих прежние министерства. Сначала такие органы были созданы в виде государственных комитетов Совета Министров СССР, в распоряжение которых были переданы ведущие научные, проектные и конструкторские институты (1962 г.). Собственно производство на том этапе оставалось по-прежнему в ведении совнархозов, однако сама система совнархозов также подверглась дальнейшей реорганизации: сначала в трех наиболее крупных республиках — в России, на Украине и в Казахстане были созданы республиканские Советы народного хозяйства (1960), затем Совет народного хозяйства СССР (1962) и Высший совет народного хозяйства СССР (1963).

Реорганизации верхнего эшелона управления сопровождались дальнейшими попытками совершенствования низового звена: в русле этих попыток можно рассматривать разделение партийных органов по производственному принципу на промышленные и сельскохозяйственные (ноябрь 1962 г.). Однако эта реорганизация оказалась еще более недолговечной, чем совнархозы.

Достигнутые высокие темпы экономического роста действительно могли создать иллюзию, что путь наиболее эффективного развития экономики уже найден. Между тем, как считает, например, экономист Г.И. Ханин, проведенные в 50-е гг. мероприятия по повышению эффективности использования ресурсов носили краткосрочный, зачастую технический характер (замена угля нефтью и газом, гидроэлектростанций теплоэлектростанциями, паровозов электровозами и т. п.). Не было найдено устойчивых глубинных факторов повышения эффективности производства, которые могли бы действовать и после исчерпания прежних факторов. Падение темпов экономического роста уже с начала 60-х гг. стало реальностью. Это обстоятельство в числе других, возможно, заставило Хрущева от идеи реорганизации управления повернуться к идее экономической реформы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

§ 24. Основные тенденции развития мировой художественной культуры

§ 24. Основные тенденции развития мировой художественной культуры
Авангардизм. Авангардная культура – это совокупность разнообразных эстетических течений, которые объединяет новаторство в форме, стиле, языке. Это новаторство является революционно-разрушительным по

Основные тенденции общественного развития к началу поздней древности

Основные тенденции общественного развития к началу поздней древности
К концу периода расцвета древних обществ процесс образования мировых держав охватил не только Ближний Восток, но и Индию, и Китай, и страны античного пути развития. Характерной чертой экономической

§ 3. Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития

§ 3. Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития
Влияние войны на экономику страны невозможно оценить только с точки зрения утраченного. Масштабы человеческих потерь и размер материального ущерба действительно поставили экономику перед проблемой

Культура. Основные тенденции развития

Культура. Основные тенденции развития
Развитие культуры во время развития капиталистических тенденций в экономике было осложнено иноземными веяниями. Вскоре после событий 1868 года новое правительство стало проводить в жизнь политику широкого заимствования

Глава 27 Основные тенденции развития в конце тысячелетия

Глава 27
Основные тенденции развития в конце тысячелетия

Правительства Нюрупа
После ухода в отставку правительства либеральной партии «Вен-стре» и консерваторов 25 января 1993 г. было сформировано правительство парламентского большинства в следующем составе:

5. СОВРЕМЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

5. СОВРЕМЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

5.1. КОНЕЦ ИСТОРИИ?
Уже упоминавшийся выше Ф. Фукуяма в своей нашумевшей статье «Конец истории?» (1989), а затем в книге «Конец истории и последний человек» (1992) писал о наступившей в мире неоспоримой

13.3. Основные тенденции развития западного искусства

13.3. Основные тенденции развития западного искусства
Новые открытия XX столетия в науке, приведшие к радикальным изменениям в общественном сознании, опрокинули каноны и нормы прежних традиционных представлений в искусстве. Ортега-и-Гассет назвал основными параметрами

15.2. Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития

15.2. Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
90-е годы явились для российского общества чрезвычайно насыщенными не только различными политическими и экономическими потрясениями, но и сложными процессами в духовной жизни. При всей их неоднозначности

7. СОВРЕМЕННОСТЬ (с 1991 г.): ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ [85]

7. СОВРЕМЕННОСТЬ (с 1991 г.): ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ [85]

7.1. Глобализация и глобальное классовое общество
Начиная с XVI в., шел процесс формирования всемирной системы социоисторических организмов — всемирного исторического пространства,

§ 24. Основные тенденции развития мировой художественной культуры

§ 24. Основные тенденции развития мировой художественной культуры
АвангардизмАвангардная культура – это совокупность разнообразных эстетических течений, которые объединяет новаторство в форме, стиле, языке. Это новаторство является революционно-разрушительным по

Основные тенденции социально-экономического развития в XV – начале XVII в

Основные тенденции социально-экономического развития в XV – начале XVII в
Характерная черта хозяйственной жизни и экономики раннего Нового времени – сосуществование новых и традиционных черт. Материальная культура (орудия труда, технологии, навыки людей в сельском

Ведущие страны Западной Европы и Северной Америки в начале столетия: основные тенденции развития

Ведущие страны Западной Европы и Северной Америки в начале столетия: основные тенденции развития

Закат Pax Britanica
Если XIX век часто и не без оснований называли «английским», то наступившее новое столетие оказалось далеко не таким благоприятным для Британии, как век

Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в начале века

Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в начале века
За время, прошедшее с момента получения независимости, страны Латинской Америки заметно продвинулись в своем социально-экономическом развитии. К началу XX века

1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РУСИ

1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РУСИ
Новый этап развития феодализма на Руси. К 30–м годам XII в. отдельные древнерусские княжества настолько окрепли и выросли, что смогли начать самостоятельную, во многих отношениях независимую от Киева жизнь. Власть

Во второй половине 1950-х годов благосостояние колхозников, их заинтересованность в труде и урожайность сельского хозяйства в целом увеличивались (потому улучшалось и снабжение городского населения) благодаря следующим мерам:
1) освоенная целина в первые годы давала рекордные урожаи за счёт плодородия степных почв, веками каждый год удобрявшихся отмирающими травами;
2) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию позволило больше вкладывать в развитие этой отрасли;
3) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию также позволило лучше поощрять работников материально;
4) отмена налога на личное подсобное хозяйство и увеличение его площади также привело к увеличению урожайности.
В начале 1960-х годов руководство испугалось появления на селе новых кулаков. Предпринятые для предотвращения этого меры снизили в целом урожайность в стране также и за счёт снижения заинтересованности колхозников в результатах своего труда, но не только за счёт этого. Имеются в виду следующие меры:
1) распродажа техники из МТС колхозам вынудило последние потратить все свободные средства, вкладывать в развитие хозяйства стало нечего;
2) потеря опытных кадров из числа механизаторов снизило эффективность работы техники;
3) началось новое наступление на подсобные хозяйства, что снизило урожайность с таковых и уменьшило заинтересованность колхозников в урожае;
4) кукурузная эпопея вызвала сокращение посевных площадей ржи и пшеницы, но ожидаемых урожаев кукурузы получено не было;
5) урожаи на освоенных целинных землях резко упали из-за эрозии почвы (её, больше не скреплённую корнями травы, просто сдул сильный степной ветер).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как получить стенд в реальной жизни из джоджо инструкция
  • Candy activa smart 1000aa инструкция на русском
  • Руководство по замене дроссельной заслонки
  • Руководство пользователя рубеж биу
  • Прежнее руководство предприятия