Какие проблемы в руководстве доу

Проблемы эффективного управления дошкольным образовательным учреждением

Заведующий

МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 51»

города Бийска

Н.Н. Сепетая

 В условиях развития  современного общества потребность в повышении  эффективности управления дошкольным образовательным учреждением обуславливает решение проблем, связанных с качеством образовательной  деятельности, информационным обеспечением управления, привлечением сотрудников учреждения к управлению  ДОУ.

Принятие  нового Закона «Об образовании», введение ФГОС  дошкольного образования,   ориентированных  на  индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей,  требуют  повышения  профессиональной компетентности педагога и пересмотра системы управления  педагогическим коллективом.

Перед руководителем детского сада стоит множество задач: разработка концепции образовательного учреждения, определение его миссии и базовых ценностей коллектива, реализация основной общеобразовательной программы ДОУ. Но самое главное  — создание творческих условий, новаторского отношения к собственной деятельности и понимание миссии педагога. Современный руководитель ДОУ должен  учитывать индивидуальный стиль  работы своих педагогов, поощряя эффективные методы, и быть готовым к обсуждению нестандартных ситуаций.

Для изучения  профессионального  уровня  педагогов  МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 51» города Бийска возникла необходимость   тщательно проанализировать  состав педагогического коллектива по следующим категориям: возраст педагога, образование, стаж педагогической работы, квалификация.

 Анализ показал  существенную  дифференциацию педагогов по всем рассматриваем категориям. В детском саду на одинаковых условиях работают педагоги с высшим образованием и средним специальным, со стажем работы более 25 лет и начинающие воспитатели, педагоги с высшей и первой категорией и без категории, с разным потенциалом к инновационной деятельности.

В результате  актуальной стала проблема  пересмотра системы управления  педагогическим коллективом и организации методической работы в ДОУ с учетом  реального уровня готовности педагога к работе с детьми, его личности, индивидуальности, профессиональной компетентности и приоритетного использования  индивидуальных  форм и методов взаимодействия администрации с педагогами.

Изучив инновационный потенциал педагогического коллектива:   потребность в саморазвитии,  восприимчивость к новому,  степень новаторства педагогов  выстроили методическую работу  таким образом,  чтобы  привлечь к участию в ней всех педагогов без исключения и учесть индивидуальные особенности каждого.

Модель,  которая способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, включала  в себя следующие инновационные группы: творческая  группа педагогов, научно-методический совет, школа молодых воспитателей, информационная группа.

Разработали нормативно – правовую базу для организации деятельности таких групп:

  • Приказ на создание группы;
  • Положение об инновационной группе;
  • План работы группы на текущий год;
  • Протоколы заседаний;
  • Экспертное заключение на инновационную методическую продукцию, созданную участниками инновационных групп (проекты, методические рекомендации, авторские технологии и др.).

Разработали примерный алгоритм деятельности инновационных групп.

В  состав творческой группы  входят педагоги ДОУ, стаж педагогической работы 5 и более лет.

Данная группа отвечает за создание условий, успешное внедрение и использование новых программ и технологий.

В  научно-методический совет (НМС) входят педагоги ДОУ, имеющие стаж педагогической работы 5 лет и более.

НМС отвечает за изучение и анализ ситуации, сложившейся в ДОУ, за создание условий  для успешного решения поставленных на текущий год задач, за разработку фундаментальных  для жизни ДОУ  проектных документов (программы развития, концепции развития, исследовательские проекты, организационные мероприятия по плану  работы  ДОУ, проводит  экспертизу инновационной методической  продукции, созданную педагогами ДОУ).

 Группа педагогов-наставников отвечает за успешную психофизиологическую адаптацию  молодых специалистов (приспособление  человека  к привычным условиям труда), за социально-психологическую адаптацию (вхождение в трудовой коллектив), за социально-организационную адаптацию (привыкание сотрудника к новым условиям), за профессиональную адаптацию, за повышение профессионального мастерства.

         В состав информационной группы входят педагоги ДОУ, имеющие достаточно высокий  уровень владения компьютерными технологиями. Группа информационной поддержки призвана оказывать  помощь в организации и не только управленческой деятельности, но и в организации методической работы ДОУ. Она работает в тесном контакте с администрацией ДОУ, руководителями всех выше представленных инновационных групп.

Направления работы группы информационной поддержки:

  • Обработка информации (подготовка справок, статистических отчетов, планов работы, докладов, методических разработок);
  • Подготовка дидактических материалов;
  • Оказание помощи в оформлении портфолио педагогам, выходящим на аттестацию;
  • Обеспечение мониторинга качества образовательных услуг: создание разнообразных бланков, таблиц, диаграмм, анкет, обработка результатов;
  • Широкое использование интернет-ресурсов оперативный доступ  к научно-педагогической информации; передача сведений и обмен ими с другими образовательными учреждениями, органами управления, администрацией;
  • Издательская деятельность ДОУ также в компетенции группы информационной поддержки (публикации в СМИ, методические сборники, разработки,  информационные материалы для родителей в виде буклетов, памяток);
  • Создание видеотеки, постоянно пополняющийся видеозаписями детских праздников, семинаров, родительских собраний, создание презентаций, оформление раздаточного материала;

Все созданные с помощью компьютерных программ презентации, видеоролики, пособия пополняют методическую копилку дошкольного учреждения, систематизируются.

Таким образом, внесение изменений в организационную структуру управления,  функционирование инновационных  групп, а следовательно и работа  всего педагогического коллектива в целом (все педагоги равномерно распределены по подразделениям) способствуют повышению  качества образованности детей, компетентности педагогов, их профессионального мастерства. Каждый  педагог  в течение  учебного года участвует  во многих мероприятиях, причем  не только в качестве слушателя или участника, а в роли организатора или докладчика. У каждого педагога, благодаря использованию такой модели организации методической работы  в ДОУ, появляется свой имидж, желание быть увиденным и услышанным, мотив для профессионального и личностного роста.

В процессе работы определились последующие этапы развития педагогического коллектива ДОУ: внедрение новой системы мотивации педагогов, изменение подходов к взаимодействию с родителями, управление инновационной деятельностью коллектива ДОУ по работе с детьми с признаками одаренности.

Проблемы совершенствование управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Иванникова Ольга Александровна

Старший воспитатель МДОУ детский сад № 46 «Светлана»

г. Георгиевск Ставропольского края

Детский сад, как одна семья, как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы выросли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Многие думают: дошкольное образование – первая ступенька системы образования, и это если не маленькая школа, то место, где к ней готовят.

Но жизнь дошкольника – это не подготовка к школе, а жизнь, полноценная и очень значимая, но только при условии, что развитие ребенка планируется и осуществляется с учетом его потребностей и возможностей.

А легко ли быть лидером в образовательном учреждении? Теперь я понимаю, что педагогического образования для заместителя руководителя дошкольного учреждения мало. Жизнь заставляет учиться и превращаться в психолога, юриста, менеджера, дизайнера. Я не имею права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность, а имею право на мудрость, гибкость, высокий профессионализм, на высокую работоспособность, ответственность за осуществление воспитательно-образовательного процесса в учреждении и, конечно же, за повышение качества результатов работы педагогического коллектива. Заместитель Руководителя должен оперативно чувствовать время, предвидеть и прогнозировать любую ситуацию, гибко перестраиваться по всем требованиям жизни, разумно рисковать. На мой взгляд, роль руководителя в образовании – суметь поставить перед собой задачу развития и совершенствования той системы, управленцем которой он является.

Современная образовательная ситуация в России характеризуется противопоставлением требований к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют.

Все более актуальной становится проблема комплексной подготовки специалистов дошкольного образования интегрального уровня, способных взять на себя мотивационную, ориентировочную, регулирующую, организационную и контролирующую функции в ДОУ, то есть, попросту говоря, управленцев. Деятельность руководителя дошкольного учреждения соответствует всем этим функциям, но для ее эффективного осуществления недостаточно владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Бесспорно, что все инновации в системе дошкольного образования позволяют решать отдельные аспекты проблемы свободного самоопределения и саморазвития личности ребенка. Вместе с тем современная система образования еще незначительно продвинулась в формировании адаптивной образовательной среды.

К сожалению, в большинстве городов и сёл, дошкольные учреждения продолжают оставаться однообразными в своей педагогической сущности. Такие направления создания адаптивной образовательной среды, как гибкий режим, учет индивидуальных особенностей ребенка, проведение различных форм занятий (с малыми подгруппами, индивидуально и др.), остаются только областью перспективы.

Сегодня нельзя забывать о том, что развивающееся дошкольное учреждение, работающее в инновационном режиме, значительно отличается от традиционных детских садов. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учреждения, не позволяют достичь желаемых целей в инновационном режиме.

Нужны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Формирование адаптивной образовательной среды и соответствующей ей технологии управления требует четких методологических подходов к организации экспериментальной работы.

Системно-деятельностный подход позволяет добиться целостности адаптивной образовательной системы, взаимосвязи и взаимодействия ее целесодержащих элементов, соподчиненности целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня.

Синергетический подход предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта. Практически это означает принятие во внимание всех компонентов человеческого «само» в деятельности социально-педагогической системы.

Коммуникационно-диалогический подход состоит во взаимодействии всех субъектов (объектов), находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях достижения прогнозируемых конечных результатов.

Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических знаний по конкретным научным дисциплинам. Общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностей развития личности.

Личностно-ориентированный подход означает учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей с учетом зоны ближайшего развития.

Все образовательное пространство учреждения должно способствовать свободному развитию личности. Эта гуманистическая идея может быть реализована на практике, если каждое звено (здесь имеется в виду учебно-воспитательное учреждение) адаптивной образовательной среды будет выполнять определенный объем функций.

Мотивационно-стимулирующая. Предполагает использование различных стимулов, вызывающих формирование потребностей и мотивов деятельности с учетом личностных качеств.

Свободное самоопределение: Означает самостоятельную ориентацию личности в образовательном пространстве, выбор профиля, необходимой дополнительной образовательной области знаний, соответствующей деятельности для самореализации.

Пропедевтико-реабилитационная: Предполагает предварительное изучение возможностей и способностей личности, поддержание уверенности ребенка в своих силах, снятие психологических комплексов, формирование положительных установок и ориентиров.

Коррекционно-компенсаторная: Ее задачи: коррекция поведения, устранение педагогической и психологической запущенности личности, а также ликвидация дефектов, нарушений, отдельных аномалий.

Четкое знание педагогами и функциональное содержание деятельности при формировании соответствующей образовательной среды создает предпосылки для реализации целостной системы жизнедеятельности в педагогических коллективах дошкольных учреждений.

Адаптивная образовательная система дошкольного учреждения требует от каждого субъекта рефлексии своей деятельности, в результате чего происходит самосознание собственных действий и позиций других участников процесса. Рефлексивное управление в такой системе предполагает преобразование руководящей позиции руководителя учреждения, воспитателя и собственно подчиненной позиции ребенка. На практике это становится вполне возможным при овладении такими педагогическими технологиями, как разноуровневое обучение, гибкое выстраивание моделей учебно-воспитательного процесса.

Попытаюсь проанализировать, какие направления совершенствования качества условий дошкольного образования выделяет современная наука и практика.

Прежде всего, это финансирование дошкольных образовательных учреждений. Сюда входят:

· оплата образовательных услуг за счет государства – федеральный уровень;

· расходы на содержание и укрепление материальной базы за счет учредителя — региональный уровень;

· оплата содержания детей за счет родителей при одновременной адресной поддержке малообеспеченных семей.

Федеральные бюджетные средства для ДОУ при этом будут законодательно закрепляться за муниципалитетами через объемы субсидий – денежной помощи соответствующего назначения из федерального бюджета. До учреждений эти средства будут доводиться муниципалитетами на нормативной основе.

Как следствие, резко возрастет роль регулирования нормативов финансирования образования на региональном уровне.

Согласно рассматриваемой модели финансирования ДОУ, региональные нормативы предполагают следующие минимальные затраты:

· на оплату труда работников ДОУ;

· приобретения учебного оборудования и пособий;

· социальные услуги, финансируемые из бюджета (по оплате труда административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала; на питание в размере 30% нормы, рассчитанной по натуральным показателям в соответствии с установленными нормами и с учетом уровня цен конкретного региона; на медикаменты);

· хозяйственные нужды, кроме коммунальных расходов.

Чтобы компенсировать проблемы в финансировании ДОУ, органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы бюджетного финансирования.

Таким образом, данное направление управления качеством условий дошкольного образования предполагает повышения экономической и финансово-хозяйственной эффективности дошкольного учреждения в новых условиях деятельности.

Рассмотрим понятие «управления по результатам» . Проанализировав методическую литературу, данное понятие можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, согласованные всеми членами дошкольного учреждения. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, объединение в целях достижения определенных результатов преобразует общую деятельность в осознанный и творческий труд. Важным вопросом при управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад». Каждый участник трудового процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с вкладом других членов коллектива.

Управление по результатам так же может являться направлением совершенствования управления деятельностью дошкольного учреждения.

Стратегическое мышление на более высоком уровне предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения, то есть время, технологии и другие ресурсы.

Результат – есть реализованная цель. Но сама по себе она может быть реальной и идеальной. В нашем случае, предполагается цели реальные, то есть обеспеченные всеми ресурсами для исполнения. К этим ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии Цели, обеспеченные средствами (ресурсами), можно именовать как результативные.

Необходимо выделить три уровня управления по результатам:

Первый уровень определяется умением видеть миссию дошкольного учреждения. На этом уровне важно обеспечить эффективность его деятельности.

Второй уровень предполагает результат рассматривать с точки зрения качества и количества услуг и самой продукции.

Третий уровень предполагает рассматривать результат с позиции потребителей (родителей и детей), исходя из удовлетворения их запросов.

Важный момент – выделение ключевых результатов. Чем ближе к третьему уровню, тем более глубоко осознание целей деятельности организации.

Для образовательной деятельности ключевыми результатами являются:

· здоровье и здоровый образ жизни;

· воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей;

· образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями, с Госстандартом;

· адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности.

Определив результаты, переходят к поиску средств, с помощью которых их можно достичь.

В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив – ценнейший ресурс. Но использование такого ресурса зависит от личностных качеств руководителя. Он должен быть демократичным, гибким, готовым к сотрудничеству, уделяющим первостепеннейшее внимание результатам, создающим атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса. Задача руководителей любого уровня состоит в совместном достижении результатов, что предполагает осуществление информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции.

В настоящее время происходит переход от авторитарного управленческого мышления и деятельности к демократическому . Руководитель, заместитель руководителя действующий в условиях управления по результатам должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового. Управление в современных условиях – это содействие, поддержка исполнителя в успешном выполнении задания. Контроль состоит в профессиональной оценке достигнутых, промежуточных и конечных результатов, влияющих на общий итог работы, уровень выполнения отдельных мероприятий.

Достижение каждого ключевого результата в практике оценивается отдельно, на основе чего делаются выводы, основополагающие для оперативного и долгосрочного планирования. Выводы полезно разделить по срокам исполнения и периодам (подготовительный, организационный, внедренческий).

Успех перехода к новой системе управления – управление по результатам — находится в прямой зависимости от таких факторов, как всеохватываемость и технологичность применения системы. Она должна охватывать все стороны деятельности образовательного учреждения или уровня управления (село, район, город, область и т.д.)

Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное, ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем для достижения запрогнозированных результатов.

Обновление управления дошкольным учреждением, прежде всего связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. В несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить главную информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.

Под управленческой информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения. Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация включает директивные и нормативные документы, научно-педагогические материалы и сведение о передовом педагогическом опыте в системе дошкольного воспитания.

Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, руководитель постоянно должен быть информирован о новых направлениях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях в системе дошкольного воспитания.

Он должен своевременно получать информацию о всех новых нормативно-директивных документах, регулирующих деятельность дошкольного учреждения.

К внутренней информации относятся сведения о состоянии деятельности в конкретном учреждении. Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников; педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально-технической базе; об организации питания и медицинского обслуживания; о внешних связях с другими организациями. Вся внутренняя информация делится на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, полугодовую и годовую.

Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности необходимо, прежде всего, определить ее содержание, объем, источники (кто обобщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.

Подводя итоги, хочу отметить, что для успешного руководства деятельностью дошкольного образовательного учреждения, для достижения им высокого качества результата воспитательно-образовательного процесса, для качественной реализации образовательных услуг и выполнения социального заказа совершенствовать необходимо, на мой взгляд, все приведенные пути, учитывая их положительные и корректируя их отрицательные стороны, так как все пути совершенствования взаимосвязаны между собой.

Социально-экономические перемены общественной
жизни нашей страны внесли соответствующие
изменения и в российскую систему дошкольного
образования, ставшей многофункциональной по
своему предназначению. Достижение нового
современного качества дошкольного образования
за счет обновление содержательной и структурной
сторон воспитательно-образовательной
деятельности в каждом из образовательных
учреждений для детей дошкольного возраста во
многом зависят от системы его управления и
каждого конкретного руководителя.

Социально-психологические проблемы
руководства современным дошкольным
образовательным учреждением функционально
усложняют требования к руководителю и вносят
корректировку в должностную инструкцию,
значительно расширяя профессиональное поле его
управленческой деятельности. Именно поэтому
особого внимания в содержании профессиональной
деятельности современного руководителя
дошкольного образовательного учреждения
заслуживает выполнение
социально-психологической функции управления.

Руководитель несет ответственность за
обеспечение благоприятного микроклимата в
коллективе, личностной и профессиональной
самореализации всех специалистов. Естественно,
что от него зависит организация и создание
условий для сплоченной работы коллектива
учреждения, успешность развития взаимодействия
с родителями воспитанников, с социумом. Иными
словами, решение социально-психологических
проблем управления являются для руководителя
залогом стабильности и успешного
функционирования дошкольного образовательного
учреждения в режиме развития.

Главным профессиональным предназначением
руководителя дошкольного образовательного
учреждения является умение работать с людьми.
Умелое владение средствами и способами общения —
необходимое профессионально-личностное
качество современного управленца. От этого
умения зависят не только эффективность
взаимодействия с другими людьми,
конструктивность принимаемых решений, но и
карьера руководителя ДОУ как специалиста, его
реноме и профессиональный имидж. Все это
отражается на общественном мнении о коллективе и
социальном статусе дошкольного учреждения в
целом.

Современному руководителю необходимы знания
психология управления, которая является одним из
важнейших направлений современной социальной
психологии и рассматривает психологические
аспекты отношений между людьми, группами и
организациями. Дошкольное образовательное
учреждение – один из видов социальных
институтов, система управления которого –
всегда процесс активного взаимодействия
субъектов, реализующих разнообразные задачи. В
ДОУ постоянно происходят различные формы
взаимодействия человек-человек (дети,
сотрудники, родители и пр.) для реализации
разнообразных задач организационной структуры
учреждения, которые рассматриваются
руководителем как объекты с позиций
социально-психологической теории управления.

Усиленное внимание к управленческим проблемам,
связанным с выполнением
социально-психологической функции руководства
современным дошкольным образовательным
учреждением, потребовали разработки специальных
учебных занятий для курсовой переподготовки
данных специалистов в системе повышения
квалификации. Диагностика профессиональных
затруднений в формирующихся группах слушателей
показала, что в этом нуждаются как начинающие
руководители — проблема профессиональной
адаптации и профессионального становления, так и
управленцы со стажем – получив в студенческие
годы базовое образование, сегодня не все из них
могут быть уверены в правильности выбора стиля
собственной управленческой деятельности для
реализации задач модернизации образования, в том
числе повышении качества дошкольного
образования.

На кафедре дошкольного, начального общего и
специального (коррекционного) образования
Института повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников
образования Тульской области для руководителей
дошкольных образовательных учреждений
разработаны и внедрены различные учебные
занятия, служащие основой образовательных
программ разной направленности повышения
квалификации данной категории управленческих
кадров.

В рамках проблемы успешности
профессионального становления современного
управленца ДОУ в системе повышения квалификации.
В экспериментальной работе научного
исследования нами разработано вариативное
содержание образовательной программы для
управленцев дошкольных образовательных
учреждений с психолого-педагогическими
рекомендациями психокоррекционного воздействия
на специалистов данной категории в процессе
обучения в системе повышения квалификации.

Стремление управленцев ДОУ совершенствовать
свою профессиональную деятельность, тренировка
определенных управленческих действий развивают
автоматизированные навыки и привычки,
формируется “умелое действие” – т.е. действие
руководителя со знанием своего дела. И если для
навыков в похожих ситуациях может срабатывать
стереотип механического выполнения
определенного действия, то умения проявляются в
решении новых задач, когда привнесен личностный
элемент творчества, проявляющийся в
практическом мышлении.

Результаты проведенного нами исследования
позволяют рассматривать эффективность
разработанных и апробированных нами в системе
повышения квалификации методов изучения и
совершенствования
профессионально-управленческого становления
современных руководителей дошкольных
образовательных учреждений, как претендентов,
так и находящихся на разных стадиях
профессионального управленческого становления.
Одновременно с этим, предлагаемые обучающие
занятия носили тренинговый характер отработки
личностных и деловых качеств руководителя
дошкольного образовательного учреждения. В свою
очередь, от преподавателя, требовалось владение
психотехник проведения занятий в режиме
интерактива. Мы использовали методические
приемы технологии «Развитие критического
мышления через чтение и письмо», т.к. в ней
задается творческий уровень усвоения
проблемного материала с ориентацией на
личностное развитие взрослых обучающихся.

Приведем пример авторской разработки учебных
занятий учебного раздела «Психология и
современность» образовательной программы
«Повышение квалификации руководителей
дошкольных образовательных учреждений». Эти
материалы, как и прочие, используемые автором в
курсовой переподготовке руководителей
дошкольных образовательных учреждений на базе
ИПК г. Тула, слушатели групп повышения
квалификации управленческих кадров ДОУ получают
в виде методических рекомендаций для
самостоятельной подготовки к учебным занятиям.

Занятие 1.

Тема «Социально-психологические проблемы
руководства современным дошкольным
образовательным учреждением»
(6 час.)

План

  1. Управление дошкольным образовательным
    учреждением в современных
    социально-экономических условиях модернизации
    российского образования (2 час., лекция).
  2. Социально-психологические аспекты управления
    дошкольным образовательным учреждением как
    процесс активного взаимодействия
    индивидуальных субъектов
    воспитательно-образовательного процесса (4 час.,
    семинар-практикум).

Литература (основная)

  1. Закон РФ “Об образовании”.
  2. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые
    основы деятельности дошкольного
    образовательного учреждения. – М., 2004.
  3. Основы управления дошкольным образовательным
    учреждением / Авт. Поздняк Л.В. – М., 1994.
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном
    учреждении.
  5. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное
    образование: управление по результатам – М., 2001.

Литература (дополнительная)

  1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого
    человека. — М., 1998.
  2. Горанчук В.В. Психология делового общения и
    управленческих воздействий. – СПб., М., 2003.
  3. Детский сад: Кн. для заведующих / В.М Изгаршева,
    Т.П. Сафонова и др.; Под ред. Л.П. Тарасова. – М., 1982.
  4. Заведующий дошкольным учреждением / А.К.
    Бондаренко и др. – М., 1984.
  5. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога
    и руководителя – М., 2002.
  6. Зверева В.И. Организационно-педагогическая
    деятельность руководителя школы. – М., 1997.
  7. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика
    управления школой. – М., 2000.
  8. Управление школой / Под ред. В.С. Лазарева. – М.,
    1997.
  9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в
    образовании. – М., 1995.
  10. Шибаева С.В. 12 секретов преуспевающих женщин. –
    М., 2004.

Основные понятия:

Социальная функция взрослого человека на
когнитивно-эмоциональном и поведенческом
уровнях. Социальная роль руководителя
дошкольного образовательного учреждения.
Мотивация. Социальная психология.
Педагогическая психология.
Социально-психологические явления: общение,
совместная деятельность, социальные отношения,
межличностные отношения.

Базовые знания:

  • знать содержание понятий «социальная
    роль», «межличностное» и «ролевое
    общение»;
  • знать различные средства и способы общения для
    сознательной регуляции взаимоотношений всех
    участников воспитательно-образовательного
    процесса в ДОУ;
  • знать основные нормативно-правовые документы
    профессиональной деятельности руководителя,
    регламентирующие взаимоотношения управленца со
    всеми субъектами
    воспитательно-образовательного процесса в
    дошкольном образовательном учреждении.

Основные умения:

  • владеть различными средствами и способами
    межличностного общения;
  • уметь использовать общение как средство
    сознательной регуляции человеческих отношений с
    позиции руководителя дошкольного
    образовательного учреждения;
  • уметь проводить ситуационный анализ
    социально-психологических проблем в
    профессионально-управленческой деятельности
    руководителя ДОУ.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Социально-психологические аспекты
управления ДОУ как процесс активного
взаимодействия субъектов
воспитательно-образовательного процесса»

Цель: развивать
профессионально-личностное отношение
руководителя дошкольного образовательного
учреждения к общению как реальности
человеческих взаимоотношений.

Вопросы для обсуждения

  1. Управление дошкольным образовательным
    учреждением — социальная система активного
    взаимодействия индивидуальных субъектов.
  2. Социально-ролевая функция современного
    руководителя дошкольного образовательного
    учреждения.
  3. Формы взаимодействия руководителя дошкольного
    образовательного учреждения как средство
    сознательной регуляции человеческих отношений в
    социальных группах.
  4. Нормативно-правовая база профессиональной
    деятельности руководителя, регламентирующая
    взаимоотношения управленца со всеми субъектами
    воспитательно-образовательного процесса в
    дошкольном образовательном учреждении.

Практические задания

  1. Продумать и подобрать 2-3 проблемно-ситуационные
    задачи по обсуждаемой проблеме (из опыта работы
    или представить статью из журнала, газеты,
    материал телепередачи с ситуационным анализом
    выделенной социально-психологической проблемы
    для руководителя дошкольного образовательного
    учреждения).
  2. Составить картотеку нормативно-правовой
    документации и управленческо-методической
    литературы по проблеме.

Занятие 2.

Тема «Психологическая характеристика
профессиональной деятельности руководителя ДОУ
в контексте модернизации российского
образования»
(6 час. спецкурс)

План

  1. Закономерности профессионального развития
    руководителя дошкольного образовательного
    учреждения.
  2. Социально-психологические и педагогические
    требования к управленцу дошкольного
    образовательного учреждения.
  3. Нормативно-правовая база профессиональной
    деятельности руководителя дошкольного
    образовательного учреждения.

Литература (основная)

  1. Андрющенко, Д.В., Логинова, И.А. Психологическая
    компетентность руководителя ДОУ // Управление
    дошкольным образовательным учреждением. — 2002. —
    №4.
  2. Качество дошкольного образования: состояние,
    проблемы, перспективы. – М., 2002.
  3. Концепция модернизации российского
    образования на период до 2010г.
  4. Основы управления дошкольным образовательным
    учреждением. / Авт. Поздняк Л.В. – М., 1994.
  5. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное
    образование: управление по результатам – М., 2001.

Литература (дополнительная)

  1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого
    человека. М., 1998.
  2. Вульфон Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии.
    – М., 1999.
  3. Горанчук В.В. Психология делового общения и
    управленческих воздействий. – СПб., М., 2003.
  4. Детский сад: Кн. для заведующих / В.М Изгаршева,
    Т.П. Сафонова и др.; Под ред. Л.П. Тарасова. – М.:
    Просвещение, 1982.
  5. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога
    и руководителя – М., 2002.
  6. Зверева В.И. Организационно-педагогическая
    деятельность руководителя школы. – М., 1997.
  7. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика
    управления школой. – М., 2000.
  8. Управление школой / Под ред В.С. Лазарева. – М.,
    1997.
  9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в
    образовании. – М., 1995.
  10. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления
    инновационным дошкольным образовательным
    учреждением в условиях социального партнерства.
    – СПб., 2001.

Основные понятия:

Профессиональная и непрофессиональная
деятельность. Психологический анализ
профессиональной деятельности. Личностные и
деловые качества в профессиональной
управленческой деятельности. Культура
профессионального труда.
Тарифно-квалификационная характеристика.
Должностные обязанности.

Базовые знания:


  • знать организационно-правовую базу
    функционирования современного образовательного
    учреждения для детей дошкольного возраста;
  • знать содержание современной
    нормативно-правовой базы дошкольного
    образования;
  • знать основные нормативные документы,
    регламентирующие профессиональную
    управленческую деятельность руководителя ДОУ.

Основные умения:

  • иметь представления о психологической
    структуре профессиональной управленческой
    деятельности руководителя дошкольного
    образовательного учреждения;
  • уметь ориентироваться в
    психолого-педагогических требованиях и
    критериях оценки собственной профессиональной
    деятельности;
  • уметь определять задачи
    профессионально-личностного роста.

Цель: развивать творческую
самостоятельность направленности мышления,
формулирование и решение профессиональных
психолого-педагогических задач, встречающихся в
управленческой практике руководителя
дошкольного образовательного учреждения.

Вопросы для обсуждения

  1. Социально-психологические и педагогические
    требования и критерии оценки профессиональной
    деятельности современного дошкольного
    образовательного учреждения.
  2. Нормативно-правовая база, регламентирующая
    управленческое взаимодействие с субъектами
    воспитательно-образовательного процесса в
    условиях дошкольного образовательного
    учреждения.
  3. Профессионально важные качества личности
    современного руководителя дошкольного
    образовательного учреждения как составляющие
    его профессионально-личностной культуры.

Практические задания

  1. Проанализировать социально-психологические и
    педагогические требования из 2-3 источников
    психолого-педагогической литературы по
    управлению современным дошкольным
    образовательным учреждением.
  2. Подобрать профессионально-личностные ситуации
    из опыта управленческой деятельности,
    раскрывающие современные
    психолого-педагогические и социальные
    требования к специалисту-управленцу дошкольного
    образовательного учреждения.
  3. Составить нормативно-правовую картотеку,
    регламентирующую профессиональную
    управленческую деятельность руководителя
    дошкольного образовательного учреждения.

Тематика занятия соответствует
образовательной программе, реализуемой в
образовательном процессе повышения
квалификации конкретной группы руководителей
дошкольных образовательных учреждений,
проходящих курсовую переподготовку по годовому
плану института повышения квалификации.
Расписание учебных занятий на время обучения
данных слушателей позволяет определить сроки и
очередность проведения и, следовательно, сроки
подготовки к следующему занятию.

В учебно-методическом пособии «Повышение
квалификации руководителей дошкольных
образовательных учреждений. Методические
рекомендации в помощь руководителям ДОУ,
проходящим курсовую переподготовку.» нами
предложены все дидактические разработки учебных
занятий, проводимых автором пособия. Описанные
выше материалы и их использование при подготовке
к предстоящему учебному занятию позволяют
повысить эффективность его проведения, а
применение технологии развития критического
мышления способствует переводу
«слушателей» в полном понимании этого
термина в активных участников дискуссии по
социально-психологическим и педагогическим
проблемам управленческой деятельности
современного руководителя дошкольного
образовательного учреждения. Ведь ни для кого ни
секрет, что до сих пор на занятиях в системе
повышения квалификации активность
преподавателя зачастую превосходит активность
взрослых обучающихся.

У многих слушателей (именно такой термин
закрепился за участниками групп) курсов
повышения квалификации бытует мнение о том, что
для получения свидетельства или удостоверения
об окончании очередной курсовой переподготовки
необходимо посещение занятий, тетрадь и ручка,
т.е. наличие записей для отчета по возвращению в
дошкольное образовательное учреждение. На
вопрос «Что ожидаете от этих курсов повышения
квалификации?» часто можно услышать
«что-нибудь новенькое», «готовы слушать
преподавателя» и т.п., и редко задаются готовые
проблемные вопросы для обсуждения на
тематическом занятии. Иными словами,
специалисты, проходящую курсовую переподготовку
в системе повышения квалификации психологически
настроены на то, что по ее окончании
преподаватели должны выдать слушателям некий
пакет сопроводительного материала для
непосредственного профессионального
использования.

Поэтому, безусловно, направленность на
совершенствование личностной социально-ролевой
компетентности руководителя ДОУ во многом будет
зависеть от собственной позиции
специалиста-управленца как субъекта
образования; его готовности осознанно и
самостоятельно расширять границы своего
профессионального и личностного развития в
системе повышения квалификации.

Социально-психологическая культура управленца
предполагает наличие у него определенных
личностных и деловых качеств, необходимых для
управленческой деятельности. Их развитие через
самообразование и самосовершенствование
являются неотъемлемыми составляющими
профессионально-личностного роста современного
руководителя дошкольного образовательного
учреждения в системе непрерывного образования.
Готовность и активная образовательная позиция
обучающихся управленцев являются ключевыми в
рассмотрении социально-психологической
проблемы управления современным ДОУ. Не даром,
одним из критериев различия профессиональной и
непрофессиональной деятельности в современном
мире рассматривается длительность
профессиональной подготовки и профессионализм.

Нормативно-правовое регулирование
функционирования и развития системы дошкольного
образования предопределяет высокий уровень
профессионализма,
профессионально-управленческую квалификацию,
параметры которой должны соответствовать
современным социально-психологическим и
педагогическим требованиям к управленцу
современного дошкольного образовательного
учреждения в условиях модернизации российского
образования.

Библиографическое описание:


Тургенева, А. А. Социально-экономические и психолого-педагогические аспекты проблемы управленческой культуры руководителей ДОУ / А. А. Тургенева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62175/ (дата обращения: 21.05.2023).



В статье рассматривается понятие управленческой культуры, рассматриваются ее особенности в контексте управления образовательной организацией на примере ДОУ. В рамках статьи обоснована проблема управленческой культуры руководителей ДОУ с точки зрения социально-экономических и психолого-педагогических характеристик.

Ключевые слова: управленческая культура, руководитель ДОУ, структура управленческой культуры.

Компетентностный подход является ведущим в рамках анализа проблем управления образовательными организациями. С данной точки зрения, одним из направлений изучения профессиональной деятельности руководителя ДОУ, является анализ уровня сформированности отдельных компетентностей руководителя, которые непосредственно влияют на результат работы руководителя. Н. В. Бычков в общей структуре компетентностей уделяет особое внимание управленческой культуре, отмечая, что под управленческой культурой в самом общем виде необходимо понимать набор знаний, практического опыта, навыков и личностных качеств руководителя, позволяющий ему качественно решать определенные задачи для достижения определенных результатов [1].

Кроме того, можно отметить, что управленческая культура:

  1. Является параллельно интеллектуальным, эмоциональным и волевым образованием, связанным с жизненной позицией личности студента и основанным на гуманистических, демократических ценностных ориентациях.
  2. Включает глубокие знания в области профессиональной деятельности, теории и практики педагогического управления, гибкость мышления и емкий социально-культурный кругозор.
  3. Предполагает наличие у специалиста умений работать с людьми, выстраивать конструктивные межличностные отношения, а также владение навыками коммуникативной деятельности.
  4. Охватывает способности оперативно принимать решения в типовых и нестандартных ситуациях, готовность к инновационной деятельности, мобильность.

В исследовании К. В. Хорошуна определяется, что проблема управленческой культуры руководителя отличается особой актуальностью в сфере образования. Так, по словам автора, «успешная руководящая деятельность невозможна без должного уровня управленческой культуры её субъекта (руководящего работника). Поскольку именно образование является социальным институтом, миссия которого — гармонизация деятельности человека и общества, то формирование управленческой культуры будущих руководителей необходимо рассматривать как социальный заказ системе непрерывного образования, особенно для высшего образования и послевузовского профессионального образования (профессиональной переподготовки)».

Сложность структуры управленческой культуры руководителя ДОУ определена совокупностью социально-экономических и психолого-педагогических аспектов.

Управленческая культура руководителя ДОУ как социально-экономическая проблема рассматривается в исследованиях А. Н. Троян, Л. И. Фалюшиной, Н. В. Роньжовой и др.

В частности, А. Н. Троян [4] считает, что в условиях современного рынка труда к уровню профессиональной культуры руководителей ДОУ предъявляются высокие требования, что обусловлено социально-экономическими требованиями, которые характеризуются:

– невозможностью обеспечения эффективной деятельности ДОУ без учета влияния внешней социокультурной среды;

– формированием новых механизмов материального стимулирования и мотивации труда сотрудников ДОУ (воспитателей, педагогов, психологов, дефектологов и др.);

– интенсивной компьютеризацией образовательно-воспитательного процесса и развитием информационных технологий.

В исследовании Л. И. Фалюшиной, особое внимание уделяется такому направлению деятельности руководителя ДОУ, которая требует сформированности управленческой культуры руководителя как необходимости решения проблемы финансового обеспечения и внебюджетного финансирования деятельности ДОУ [5].

Исследователем Н. В. Роньжовой в структуре управленческой культуры руководителя ДОУ также выделяются социально-экономические аспекта, а именно: технико-экономический анализ и обоснование, финансирование проектов, оплата труда, страхование, налогообложение, материальное поощрение и т. д. [3].

Психолого-педагогические проблемы управленческой культуры руководителя ДОУ определены в исследованиях О. И. Мезенцевой. Автор обращает внимание на следующие положения проблемы управленческой культуры руководителя ДОУ [2]:

– повышение уровня требований к организации учебно-воспитательного процесса;

– ужесточение требований, предъявляемых при лицензировании и аттестации учреждений общего образования;

– развитие системы оценки качества образования;

– изменение качественного состава учащихся общеобразовательных учреждений.

Таким образом, можно отметить, что особенностями управленческой культуры руководителей ДОУ (или образовательных организаций) будет являться не только необходимость взятия во внимания социально-экономических аспектов, которые в теории управления организацией являются ведущими, но и психолого-педагогических, которые в образовательных учреждениях являются приоритетными, так как непосредственно отражают специфику управленческой деятельности в организации.

Литература:

  1. Бычков Н. В. Теоретические подходы к пониманию управленческой культуры руководителей образовательных учреждений // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 8. — С. 28–33.
  2. Мезенцева О. И. Психолого-педагогические условия развития профессиональной культуры современного руководителя ДОУ [Текст]: монография / О. И. Мезенцева, Е. В. Кузнецова. — Новосибирск, 2013. — 158 с.
  3. Роньжова Н. В. Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «Эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией [Текст]. / Н. В. Роньжова // Молодой ученый. — 2016. — № 23. — С. 513–515.
  4. Троян А. Н. Управление дошкольным образованием [Текст]: Учеб. пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 160 с.
  5. Фалюшина Л. И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект [Текст]. / Л. И. Фалюшина. — М.: Педагогическое общество России, 2015. — 80 с.

Основные термины (генерируются автоматически): управленческая культура, управленческая культура руководителя, особое внимание, управленческая культура руководителей.

автор: Колесова Лариса Владимировна,

заведующий МБДОУ г. Иркутска детский сад №156

Шаравина Юлия Валерьевна,

заместитель заведующего МБДОУ г. Иркутска детский сад №156

Бизимова Лена Васильевна,

педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска детский сад №156

Современный руководитель дошкольной образовательной организации: профессиональная компетентность и основные аспекты управления (из опыта работы)

Современный руководитель дошкольной образовательной организации: профессиональная компетентность и основные аспекты управления (из опыта работы)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сироп солодки инструкция по применению при беременности
  • Фольксваген пассат 2007 руководство по эксплуатации
  • Электростимулятор эсрв 01 инструкция по применению
  • Ветбицин 3 инструкция по применению в ветеринарии для кошек дозировка
  • Клещи электроизмерительные ц4505м инструкция по эксплуатации