Какие специфические функции выполняют линейные руководители общее руководство оперативное управление

В любой организации, независимо от того, чем она занимается, присутствует управляющий персонал, то есть сотрудники, которые занимаются решением производственных вопросов и определением дальнейшей судьбы хозсубъекта. Среди них можно встретить такую категорию управленцев, как линейный руководитель.

Значение термина линейный руководитель

Линейный руководитель – это человек, который занимается управлением организацией или отдельной ее частью, основываясь на своем опыте, знаниях и навыках. Это – человек, который ответственен за развитие своего отдела.

Чаще всего под линейным руководителем понимается начальник цеха или другого аналогичного подразделения, в зависимости от специфики предприятия. Однако, линейным руководителем может быть и представитель более высокопоставленного начальства.

Контролируя работу своего подразделения, этот руководитель берет на себя обязанность координировать действия всех сотрудников, находящихся в его подчинении, чтобы добиться поставленных задач.

Поэтому на данную должность отбираются только те люди, которые имеют не только лидерские качества и способность влиять на людей, но и четкие представления о том, как отдел должен работать, а также идеи его дальнейшего развития.

Линейный руководитель и функциональный руководитель — разница между ними

Руководители делятся на два типа: линейные и функциональные. Функциональные руководители, в отличие от линейных, не управляют рабочим составом какого-либо отделения. Они несут ответственность за функциональные подразделения. То есть, функциональный руководитель может управлять, например, инженерно-технической службой предприятия. А линейный руководитель управляет рабочим процессом в отдельном цехе.

Кто же главнее, функциональный руководитель или линейный? Это зависит от формы организации в компании. Всего существует четыре формы:

  1. Линейная. Форма организации, при которой реализуется весь потенциал линейных руководителей. При такой структуре начальник непосредственно влияет на вверенных ему рабочих, контролируя, таким образом, производственный процесс. В то же время, линейный руководитель несет полную ответственность за то, насколько продуктивно работает отдел, за который он отвечает.

  2. Функциональная. При функциональной структуре все управление компанией полностью подчинено линейному руководителю, а функциональные руководители находятся у него в подчинении. Линейные руководители при такой системе ответственны за все решения, принимающиеся в компании. Функциональные руководители же, зачастую, имею меньший фронт работы и выполняют ее согласно возложенным на них функциям.
  3. Линейно-функциональная структура. Данную структуру также часто называют линейно-штабной. Это система, при которой линейные и функциональные руководители, работают наравне и обособленно друг от друга. Линейные отвечают за единоличное управление своими цехами, участками и прочими отделами, а функциональные занимаются руководством в специализированных отделах. Решают все задачи, а также принимают решения по всем вопросам руководители, которые состоят в линейно-функциональных подразделениях. Во главе организации становится единый линейный руководитель.
  4. Матричная. Это – особая система, суть которой – в реализации отдельных поставленных перед субъектом проектов. Главой проекта становится определенный сотрудник из числа руководителей и все остальные подчиняются ему до тех пор, пока проект не будет завершен. По завершению проекта и началу нового начальник теряет всю полноту своей власти.

Функции и обязанности линейного руководителя не меняются в зависимости от типа организационной структуры.

Основные обязанности линейного руководителя

Линейный руководитель – это ответственный пост, и человек, который его занимает, должен умело справляться со своими обязанностями, в которые входит следующее:

  1. Следить за тем, чтобы на участке не возникало простоев, работа осуществлялась бесперебойно согласно намеченному плану.
  2. Справляться с заданиями, которые необходимо выполнять для повышения качества производства.
  3. Управлять рабочим составом так, чтобы добиться максимальной выработки. Здесь имеет значение множество факторов. Например, очень важно правильно распределить труд починенных. Кроме того, хороший начальник должен стимулировать работников к труду.
  4. Прилагать все усилия для того, чтобы не просто следить за нормальным ходом работы в цехе, но и улучшать его, выдвигать новые идеи, приносящие субъекту прибыль.

Именно от того, насколько линейные руководители хорошо справляются со своими обязанностями, зависит благосостояние компании.

Задачи и функции линейного руководителя

На линейного руководителя возлагается ряд задач и функций, которые он должен выполнять, чтобы производство в цеху шло бесперебойно:

  • Непрерывно контролировать происходящие в структурном подразделении процессы. Если где-то возникает неполадка, линейный руководитель сразу же должен принять меры для ее устранения;
  • Контролировать дисциплину среди работников, трудящихся на вверенном ему участке. Тут важно проследить за соблюдением сотрудниками приказов, а также за правильным выполнением работ на участке и соблюдением техники безопасности;
  • Следить за квалификацией и профессионализмом сотрудников вверенного отделения, формировать производственные ячейки для выполнения отдельных задач, координировать действия работников;
  • Организовывать специальные мероприятия для сотрудников, чтобы донести до них информацию о порядке использования рабочих инструментов и оборудования;
  • Следить за соблюдением санитарии;
  • Принимать работу после ее окончания, а также контролировать качество ее выполнения. Это — одна из фундаментальных функций линейного руководителя;
  • Ставить работникам понятные цели, грамотно доносить до них важную производственную информацию, контролировать выполнение производственных задач и составление отчетности по факту их реализации;
  • Проводить регулярный анализ работы сотрудников. На основе его выводов ему необходимо распределять поощрительные средства между особо отличившимися подчиненными, а также применять санкции в отношении недобросовестных работников;
  • Содействовать в повышении квалификации сотрудников;
  • Принимать меры для сплочения рабочего коллектива, повышения производительности и улучшения качества труда;
  • Внедрять инновации в производственный процесс.

Параметры эффективности деятельности линейного руководителя

Чтобы понять, достаточно ли эффективно линейный руководитель выполняет свои обязанности, следует обратить внимание на такие индикаторы:

  • Оценка того, какие результаты принесла его деятельности, а также какое количество ресурсов было затрачено на их достижение. Хороший руководитель, в первую очередь, заботится о прогрессе всей организации, а не о том, чтобы добиться наибольших результатов на своем посту;
  • Уровень, на котором держится организация труда в отделе, который возглавляет оцениваемый линейный руководитель, а содержание и результативность его деятельности;
  • Рациональность выстроенных ими структур, имеющийся у них потенциал в случае их дальнейшего активного использования;
  • Оценка того, насколько хорошо линейный руководитель справляется с тем, чтобы мотивировать подчиненных к работе для достижения максимально полного выполнения ими всех поставленных задач.

Руководитель участка как пример линейного руководителя

Как уже ранее упоминалось, линейный руководитель – определение, которое может быть применено как к руководителю всей компании, так и к главе начальнику участка. Руководитель участка – это линейный руководитель, который относится к среднему звену. Он контролирует вверенный ему участок.

Это должен быть дипломированный специалист, получивший, как минимум, среднее специальное образование. Кроме того, стаж у сотрудника, принимаемого на эту должность, должен быть не менее трех-пяти лет.

Должность руководителя участка предполагает следующую деятельность:

  • Управление участком и сотрудниками, которые за ним закреплены;
  • Реализация производственных задач;
  • Улучшение технологий труда;
  • Составление планов работы участка, а также контроль их выполнения;
  • Контроль безопасности на участке;
  • Мониторинг состояния оборудования и своевременности его обслуживания;
  • Принятие на работу новых сотрудников;
  • Мотивация штата подчиненных к активной работе;
  • Принятие мер для сплочения рабочего коллектива.

Направления деятельности линейного руководителя

Приоритетное направление деятельности линейного руководителя — развитие персонала. Бизнес-практика показывает, что гораздо целесообразнее инвестировать не в производственные мощности, а в улучшение человеческого капитала. Для этого необходимо обучать сотрудников, увеличивая объем их навыков и знаний, повышать их квалификацию, в случае необходимости отправлять профессиональную переориентацию.

Таким образом, руководители линейного типа выполняют важные задачи по рациональному управлению компаниями в целом, либо их обособленными подразделениями. Они обязаны всеми силами повышать эффективность производства не только за счет применения инновационных технологий, но и развития персонала. Хороший руководитель умеет в оптимальные сроки добиваться поставленных целей, мотивировать сотрудников, спланировать и внести коррективы, а также грамотно оценить полученные результаты для принятия важного управленческого решения.

1. Содержанию какого понятия соответствует следующее определение — процесс целенаправленного воздействия на объект -это?

1. Менеджмент

2. Управление

3. Функция менеджмента

2. Содержание какого понятия отражает следующее определение — особый вид деятельности, который позволяет объединить усилия работников организации по достижению общей цели — это?

1. Менеджмент

2. Управление

3. Функция менеджмента

3. Содержание какого понятия отражает следующее определение — совокупность приемов методов и средств осуществления управления — это?

1. Менеджмент

2. Управление

3. Функция менеджмента

4. Содержание какого понятия отражает следующее определение — вид управленческой деятельности, который характеризуется однородностью целей, действий или объектов их приложения — это?

1. Менеджмент

2. Функция менеджмента

3. Метод менеджмента

5. Какому понятию соответствует следующее определение — способ воздействия на объект управления — это?

1. Менеджмент

2. Функция менеджмента

3. Метод менеджмента

6. В системе управления организацией — субъект управления — это?

1. Управляющая подсистема

2. Управляемая подсистема

3. Связующая подсистема

7. В системе управления организацией — объект управления — это?

1. Управляющая подсистема

2. Управляемая подсистема

3. Связующая подсистема

8. В каком виде может реализовано в процессе управления управляющее воздействие?

1. Приказ, распоряжение, указание

2. План, задание

3. Отчет

4. Данные контроля

9. В каком виде может быть реализована в процессе управления обратная связь?

1. Приказ, распоряжение, указание

2. План, задание

3. Отчет

4. Данные контроля

10. Можно ли представить процесс управления в виде схемы, общей для всех организаций, предприятий, фирмы?

1. Можно

2. Нельзя

11. Что поступает в организацию из внешней среды?

1. Цели

2. Информация

3. Ресурсы

4. Директивные указания

5. Отчетные данные

12. Что поступает во внешюю среду из организации?

1. Информация

2. Ресурсы

3. Отчетные данные

4. Готовая продукция

13. Что является результатом деятельности объекта управления?

1. Информация

2. Функция управления

3. Готовая продукция организации

4. Управленческое решение

14. Что является результатом деятельности субъекта управления?

1. План, приказ, задание.

2. Управленческое решение.

3. Готовая продукция организации

15. Что является предметом труда работников управления?

1. Сырье, материалы

2. Готовая продукция

3. Информация

4. Ресурсы

16. Что является, продуктом труда менеджера?

1. Выполненная функция.

2. Решенная задача

3. Готовая продукция

4. Управленческое решение

17. Что такое организационное управление?

1. Управление производственными процессами

2. Управление технологическими процессами

3. Управление людьми

4. Функция управления

18. На какие изменения реагирует менеджмент, как система гибкого управления?

1. Во внешней среде

2. Во внутренней среде

3. Во внешней и внутренней среде

19. Какие составляющие включаются в среду прямого воздействия организации?

1. Поставщики

2. Конкуренты

3. Собственники

4. Научно-технические организации

5. Государственные органы

20. Что из ниже перечисленного принято считать элементами внутренней среды организации?

1. Цели

2. Персонал

3. Методы решения управленческих задач

4. Функции персонала

5. Структуру

6. Технологию

7. Управленческие решения

21. Происходят ли изменения в элементах внутренней среды организации в процессе ее функционирования?

1. Происходят

2. Не происходят

3. Происходят только в отдельных элементах

22. Что влияет на процесс принятия решений в организации?

1. Состояние внешней среды

2. Состояние внутренней среды

3. Решения зависят только от лиц, принимающих решения

23. Какие функции менеджмента отражают процесс разделения управленческого труда?

1. Общие

2. Специфические

3. Связующие

4. Социально-психологические

24. Какие из ниже перечисленных функций относятся к специфическим функциям управления?

1. Мотивация

2. Коммуникационные

3. Организация труда

4. Общее руководство

5. Оперативное управление

25. Какие функции обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие между элементами системы управления организацией?

1. Планирование

2. Организация

3. Мотивация

4. Коммуникационные

26. Какие функции обеспечивают координацию действий подчиненных руководителю лиц и подразделений?

1. Планирование

2. Организация.

3. Общее руководство

4. Мотивация

5. Контроль

27. Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?

1. Планирование

2. Организация

3. Мотивация

4. Контроль

5. Руководство

28. Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют установить цели организации и обеспечить их выполнение?

1. Планирование

2. Организация

3. Контроль

4. Мотивация

29. Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют выявить отклонения, возникающие в процессе функционирования организации?

1. Планирование

2. Организация

3. Контроль

4. Мотивация

30. Для чего предназначена организационная структура управления?

1. Для установления целей организации

2. Для обеспечения единства действия всех элементов организации

3. Для стимулирования действий работников организации

31. Что характеризует организационную структуру управления?

1. Уровни управления

2. Звенья управления

3. Виды ответственности

4. Связи между звеньями

5. Тип руководства

32. Какие звенья выделяют в организационной структуре управления?

1. Производственные

2. Линейные

3. Функциональные

4. Технологические

33. Что представляет собой уровень управления?

1. Вид ответственности

2. Вид руководства

3. Ступень подчиненности и ответственности

4. Вид подчиненности

34. Что представляет собой управления?

1. Ступень подчиненности и ответственности

2. Обособленную ячейку структуры

3. Элемент структуры, выполняющий одну или несколько специфических функций.

4. Ячейку, выполняющую одну из общих функций менеджмента

35. Какие связи существуют между звеньями в организационной структуре управления?

1. Вертикальны

2. Горизонтальные

3. Функциональные

4. Линейные

5. Смешанные

36. Что характеризуют линейные вертикальные связи организационной структуры?

1. Наличие совместно решаемых звеньями задач

2. Подчиненность и ответственность по всем вопросам

3. Подчиненность в рамках определенной функции

37. Что характеризуют функциональные вертикальные связи организационной структуры управления?

1. Наличие совместно решаемых звеньями задач

2. Подчиненность и ответственность по всем вопросам

3. Подчиненность в рамках определенной функции

38. Что характеризуют горизонтальные связи организационной структуры управления?

1. Наличие совместно решаемых звеньями задач

2. Подчиненность и ответственность по всем вопросам

3. Подчиненность в рамках определенной функции

39. Как могут быть связаны между собой функциональные звенья в организационной структуре управления?

1. Вертикальными связями

2. Горизонтальными связями

3. Функциональными связями

4. Связями координации и кооперации

5. Связями подчиненности и ответственности

40. Как могут быть связаны между собой линейные звенья в организационной структуре управления?

1. Вертикальными связями

2. Горизонтальными связями

3. Функциональными связями

4. Линейными связями

5. Связями координации и кооперации

6. Связями подчиненности и ответственности

41. Какие специфические функции выполняют линейные руководители?

1. Общее руководство

2. Оперативное управление

3. Технико-экономическое планирование и прогнозирование

4. Организацию труда и заработной платы

42. Какие специфические функции выполняют линейные звенья структуры?

1. Оперативное управление

2. Общее руководство

3. Технико-экономическое планирование и прогнозирование

4. Организацию труда и заработной платы

43. Какие специфические функции выполняют функциональные звенья структуры?

1. Общее руководство

2. Оперативное управление

3. Технико-экономическое планирование и прогнозировании.

4. Организацию труда и заработной платы

5. Бухгалтерский учет

44. Какие организационные структуры следует отнести к структурам механического типа?

1. Линейные

2. Линейно-штабные

3. Линейно-функциональные

4. Дивизиональные

5. Матричные

45. Какие типовые организационные структуры следует отнести к структурам органического типа?

1. Линейно-штабные

2. Линейно-функциональные

3. Дивизиональные

4. Матричные

5. Проектные.

46. Какие методы традиционно выделяют в менеджменте?

1. Экономические

2. Бюрократические

3. Административные

4. Социально-психологические

5. Демократические

47. Что можно отнести к инструментам экономических методов менеджмента?

1. Директивные показатели

2. Планы.

3. ГОСТы

4. Приказы

5. Экономические рычаги воздействия

48. Что можно отнести к инструментам организационно-распорядительных методов менеджмента?

1. Регламенты

2. Нормы и нормативы

3. Приказы и распоряжения

4. ГОСТы

5. Системы материального стимулирования

6. Должностные инструкции

49. Что представляет собой норма управляемости?

1. Регламент

2. Приказ

3. Технологический норматив

4. Организационный норматив.

5. Технический норматив

50. Что представляет собой «Положение об отделе»?

1. Регламентирующий документ

2. Приказ

3. Технологический норматив

4. Организационный норматив

51. Что характеризует стиль руководства?

1. Схему подчиненности и ответственности

2. Форму взаимоотношений руководителей и подчиненных

3. Связь кооперации и координации

52. Инструментом каких методов менеджмента является стиль руководства?

1. Экономических

2. Административных

3. Социально-психологических

4. Правовых

53. Что отражено в «управленческой решетке Блейка-Моутона»?

1. Матричная структура

2. Стиль руководства

3. Связь между звеньями структуры

54. Что характеризует стиль руководства в «управленческой решетке Блейка Моутона»?

1. Заботу руководителя о производстве

2. Личные интересы руководителя

3. Заботу руководителя о работниках организации

55. Какие психологические факторы влияют на работника организации?

1. Внутренние

2. Внешние

3. Производственные

4. Непроизводственные

56. Какие психологические методы может использовать руководитель для управления группой, отделом?

1. Методы формирования психологического климата в коллективе

2. Методы поощрения

3. Методы наказания

4. Методы профессионального отбора и обучения

57. Какой функцией менеджмента является делегирование полномочий?

1. Общей

2. Специфической

3. Социально-психологической

4. Связующей

58. Что представляет собой делегирование полномочий?

1. Передачу полномочий

2. Передачу ответственности

3. Передачу полномочий и ответственности

59. Что представляет собой цель?

1. Желаемый результат деятельности организации

2. Желаемое состояние организации

3. Количественный или качественный показатель деятельности

4. Желаемый результат деятельности работника организации

60. В каком виде могут быть представлены цели организации?

1. Словесной формулировкой

2. Формулами

3. Количественными показателями

4. Качественными показателями

5. «Деревом целей»

61. Как могут быть сформулированы цели в «дереве целей»?

1. По отдельным объектам

2. По отдельным исполнителям

3. По отдельным задачам

4. По функциональным областям деятельности организации

62. В какой из школ менеджмента были впервые выделены управленческие функции?

1. Школа научного управления

2. Административная или классическая школа управления

3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

4. Школа науки управления или математическая школа управления

63. В какой из школ менеджмента были впервые сформулированы принципы управления?

1. Школа научного управления

2. Административная или классическая школа управления

3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

4. Школа науки управления или математическая школа управления

64. В какой из школ менеджмента были впервые использованы приемы управления межличностными отношениями?

1. Школа научного управления

2. Административная или классическая школа управления

3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

4. Школа науки управления или математическая школа управления

65. Какие существуют подходы к менеджменту?

1. Процессный

2. Системный

3. Ситуационный

4. Динамический

66. Какие методы используются в самоменеджменте для планирования рабочего времени менеджера?

1. Метод «Дельфы»

2. Метод «Альпы»

3. Метод «дерева целей»

67. Является ли конкретный количественный или качественный результат деятельности организации критерием эффективности менеджмента?

1. Является

2. Не является

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Основой эффективной управленческой деятельности любого предприятия является грамотно выстроенная организационная структура управления.

Организационная структура представляет собой комплекс взаимосвязей между различными уровнями организации, нацеленный на максимально эффективное распределение обязанностей между всеми уровнями управления и конкретными сотрудниками.

Практически любая структура управления предполагает наличие вертикальных и горизонтальных связей.

Горизонтальные связи являются одноуровневыми и носят характер согласования, строятся между подразделениями предприятия, которые находятся на одном управленческом уровне (не подчиняются друг другу). Вертикальные связи предполагают подчинение одного звена или звеньев другому.

В организационной структуре можно выделить два основных звена:

  • управляемое звено (подчиняющийся объект);
  • управляющее звено (руководящий объект).

Сегодня существует много классификаций организационных структур управления предприятием. Все их многообразие можно разделить на две группы:

  • вертикальный (иерархический) тип управления;
  • горизонтальный (органический) тип управления.

Залог успешного функционирования предприятия при иерархическом типе структуры управления:

  • иерархичность управления;
  • четкое и полное распределение труда;
  • преобладание вертикальных связей;
  • наем на работу исключительно квалифицированных работников.

Гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям во внешней среде при одновременном почти полном отказе от иерархии и преобладании горизонтальных связей — основная характеристика органического (горизонтального) типа управления.

Вертикальная структура управления

Эта структура управления имеет наибольшее распространение за счет четко выраженной иерархии: чем выше должность, тем больше полномочий и подчиненных. Основание пирамиды состоит из должностей, у которых нет подчиненных.

Например, во главе компании стоит единоличный руководитель, реже — совет директоров. В середине находятся руководители высшего звена (заместители генерального директора по направлениям). Далее идут руководители среднего звена (начальники отделов по направлениям), затем — руководители низшего звена (начальники бюро, групп и т. д.), потом — исполнители.

Нередко вертикальная структура насчитывает не два-три звена руководителей, а больше. Это актуально для крупных компаний, которые давно находятся на рынке. В таком случае создаются различные департаменты, дирекции, отделы, группы, бюро и другие службы. В каждой из них есть свой руководитель.

В итоге получается, что путь от исполнителя до высшего руководства настолько длинный, что сведения с низа до верха доходят с опозданием, искажением или вообще не доходят.

Горизонтальная структура управления

Горизонтальная структура направлена на то, чтобы минимизировать бюрократию в структуре управления для ускорения процесса согласования документов, принятия решений, повышения адаптивности и гибкости компании. В таком случае сокращается путь от высшего руководства до исполнителей. Эта система управления предполагает и повышенную инициативность, креативность исполнителей.

Учитывая, что основные связи горизонтальные, взаимодействие между исполнителями (группами исполнителей) должно быть на высоком уровне. Добиться этого не так просто, особенно в ситуации, когда у исполнителей (групп исполнителей) диаметрально противоположные видения на одну и ту же задачу.

По этой причине в некоторых случаях может показаться, что системе управления не хватает звена среднего руководства. Однако заниматься формированием такого звена не нужно. Ведь задача системы сводится к максимальной эффективности без бюрократизации при повышенной вовлеченности в процесс непосредственных исполнителей.

В большинстве случаев по мере развития компании расширяется доля занимаемого ею рынка, увеличивается численность сотрудников. Как следствие, усложняются структура и бизнес-процессы компании, взаимодействие между элементами структуры.

Если изначально компания функционировала при наличии единоличного руководителя и нескольких исполнителей, то по мере развития у нее появляются новые подразделения со своими начальниками среднего звена, которые отвечают за финансовые, технические и другие вопросы.

Выстраивается четкая схема: от руководителя высшего звена спускается задача руководителю (руководителям) более низкого звена. Дальше задачу спускают до руководителей, стоящих одной ступенью ниже, или до исполнителей. Когда поставленная задача выполнена, снизу вверх движется отчет о результатах выполнения.

Графически вертикальную и горизонтальную структуру управления можно представить следующим образом (рис. 1, 2).

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ

На основании представленных схем вертикальной и горизонтальной структур управления компанией определим основные преимущества и недостатки каждой из них (см. таблицу).

ОСНОВНЫЕ ПОДТИПЫ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

Линейная структура управления

Линейная структура управления предполагает наличие единоличного руководителя, которому подчиняются исполнители или руководители подразделений (линейные руководители).

В такой схеме преобладают вертикальные связи «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Горизонтальные связи могут отсутствовать или существовать только на уровне руководителей по направлениям (рис. 3).

Преимущества линейных структур управления:

  • четкость управленческой функции;
  • высокая степень ответственности на всех уровнях структуры;
  • оперативность принятия решений и исполнения поставленных вертикальных задач;
  • простота построения.

Недостатки линейных структур:

  • низкий уровень гибкости и адаптации к изменяющимся внешним факторам;
  • высокая загрузка руководителей всех уровней структуры;
  • высокая концентрация власти;
  • высокие требования к квалификации руководителей.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 4, 2020.

Особенности
линейной и функциональной структур
управления.

Основная особенность
линейной структуры — простота связей
(только линейные) и принцип единоначалия
(рис.1). Она наиболее эффективна для
мелких, малых, семейных предприятий,
так как обладает простотой, четкостью
связей, минимальной численностью
аппарата. Однако все задачи, связанные
с управлением, приходится решать одному
линейному руководителю высшего звена.
На больших предприятиях возникают
проблемы перегрузки руководителя,
недостатка времени для решения
стратегических задач, низкой компетентности
решений.

При создании
функциональной структуры на среднем
уровне управления организуются
функциональные звенья. Это органы,
выполняющие специализированные функции,
которые руководят линейными руководителями
нижнего уровня (младшие начальники). К
стандартным функциональным звеньям на
Западе относятся отдел кадров, отдел
маркетинга, финансовый отдел, отдел
МТС. Каждое среднее звено имеет право
руководить нижним уровнем (рис.2).

Таким образом,
линейный руководитель высшего уровня
разгружается от оперативного управления,
занимаясь стратегическими вопросами.
При этом повышается уровень компетентности
решений, так как их принимают узкие
специалисты. Коренным недостатком
функциональной структуры является
противоречивость приказом, двойственное
подчинение

Функциональная
структура отражает разделение
управленческих функций между руководством
и отдельными подразделениями.

Функция
управления

— особый вид управленческой деятельности,
продукт процесса разделения и
специализации труда в сфере управления
, представляющий собой часть процесса
управления , выделенный по определенному
признаку. Обычно выделяется от 10 до 25
функций управления фирмой. Комплекс
задач — часть функции управления ,
выделяемая по признаку основных функций
управления (нормирование, планирование,
учет, анализ и т.д.).

Комплекс задач
объединяет совокупность задач ,
относящихся к конкретной функции и ,
как правило, реализуется небольшим
функциональным подразделением

Что
такое управление персоналом

Чтобы понять, что
такое управление персоналом , мы
должны в первую очередь узнать, в чем
заключается работа менеджера. Большинство
экспертов согласилось, что существует
пять основных функций, которые выполняют
менеджеры: планирование, организация,
подбор персонала , руководство, контроль.
Вместе эти функции представляют собой
то, что обычно мы называем процессом
управления . Каждая из вышеперечисленных
функций включает в себя:

планирование:
постановка целей и стандартов, разработка
правил и последовательности действий,
разработка планов и прогнозирование
некоторых возможностей в будущем;

организация:
постановка определенных задач перед
каждым подчиненным, разделение на
отделы, делегирование части полномочий
подчиненным, разработка каналов
управления и передачи информации,
координация работы подчиненных;

управление
персоналом : решение вопроса об определении
стандарта для подходящих кандидатов,
подбор подходящих работников, отбор
работников, установка стандартов работы,
компенсации работникам, оценка выполнения
работ, консультирование работников,
обучение и развитие работников;

руководство:
решение вопроса, как заставить работников
выполнять свою работу, оказание моральной
поддержки, мотивация подчиненных;

контроль: установление
таких стандартов, как квота продаж,
качество, уровень продуктивности;
проверка соответствия выполнения работ
этим стандартам; их корректировка при
необходимости.

В данном курсе мы
будем рассматривать одну из этих функций
управление персоналом . Управление
персоналом (сейчас более известное,
как управление человеческими ресурсами)
отвечает концепциям и методам, которые
управляющему необходимо использовать
при работе с персоналом . К ним относятся:

анализ работы
(определение характера работы каждого
сотрудника),

планирование
потребности в персонале и найм кандидатов
на работу,

отбор кандидатов,

ориентация и
обучение новых работников,

управление оплатой
труда,

обеспечение
мотивации и льгот,

оценка исполнения,

общение,

обучение и развитие,

создание у работников
чувства ответственности,

здоровье и
безопасность работников,

работа с жалобами
и трудовые отношения.

Вы
спросите, почему управление персоналом
одна из важнейших функций менеджера?
Почему эти концепции и методы важны для
всех менеджеров? Может быть легче
ответить на этот вопрос, рассмотрев
некоторые ошибки, которые Вы бы не хотели
допустить при управлении персоналом
. Ну, например, Вы же не хотите:

нанять не того
человека, который Вам нужен;

иметь большую
текучесть кадров;

чтобы Ваши люди
все делали не лучшим образом;

терять время на
бесполезные собеседования;

чтобы Вашу компанию
привлекли к суду за дискриминационные
действия;

чтобы Ваша компания
получил предписание, в соответствии с
законом о профессиональной безопасности;

чтобы кто-либо из
Ваших работников думал, что его жалование
не соответствует оплате труда других
сотрудников;

чтобы недостаток
обучения подорвал эффективность работы
Вашего отдела;

чтобы были допущены
какие-либо действия, нарушающие трудовые
отношения.

Соседние файлы в папке ответы на Госы

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Основы менеджмента. Тест с ответами

1. При принятии управленческих решений используют подходы:
• интуитивный
• на основе опыта
• рациональный

2. Происходят ли изменения в элементах внутренней среды организации в процессе ее функционирования?
• Происходят

3. Что поступает во внешюю среду из организации?
• Готовая продукция
• Информация
• Отчетные данные
• Ресурсы

4. Является ли конкретный количественный или качественный результат деятельности организации критерием эффективности менеджмента?
• Не является

5. Когнитивные способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязь ее частей это:
• концептуальные навыки
 

6. Какие организационные структуры следует отнести к структурам механического типа?
• Дивизиональные
• Линейно-функциональные
• Линейно-штабные
• Линейные

7. Что представляет собой управление?
• Обособленную ячейку структуры
• Элемент структуры, выполняющий одну или несколько специфических функций

8. Что представляет собой «Положение об отделе»?
• Регламентирующий документ

9. Какие типовые организационные структуры следует отнести к структурам органического типа?
• Матричные
• Проектные

10. В системе управления организацией — объект управления — это:
• Управляемая подсистема
 

11. Что характеризует стиль руководства?
• Форму взаимоотношений руководителей и подчиненных

12. Что является предметом труда работников управления?
• Информация

13. В какой из школ менеджмента были впервые использованы приемы управления межличностными отношениями?
• Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

14. В какой из школ менеджмента были впервые сформулированы принципы управления?
• Административная или классическая школа управления

15. Способы воздействия субъекта на объект для достижения поставленных целей — это:
• методы менеджмента
 

16. Что характеризует стиль руководства в «управленческой решетке Блейка Моутона»?
• Заботу руководителя о производстве
• Заботу руководителя о работниках организации

17. Можно ли представить процесс управления в виде схемы, общей для всех организаций, предприятий, фирмы?
• Можно

18. Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?
• Мотивация

19. Инструментом каких методов менеджмента является стиль руководства?
• Социально-психологических

20. Что является результатом деятельности объекта управления?
• Готовая продукция организации
 

21. Производственный процесс является объектом изучения школы …
• научного управления (рационалистической)

22. Рестрикционизм как «работу с прохладцей» определил:
• Тейлор

23. Сущностью японского менеджмента является:
• управление людьми

24. Работу по улучшению использования времени менеджера рекомендуется проводить по следующим направлениям …
• измерение трудовых навыков
• оценка рациональности использования времени
• составление плана использования времени и выполнение его

25. Как могут быть сформулированы цели в «дереве целей»?
• По отдельным задачам
• По отдельным исполнителям
• По отдельным объектам
• По функциональным областям деятельности организации
 

26. Что характеризуют функциональные вертикальные связи организационной структуры управления?
• Подчиненность в рамках определенной функции

27. Сущностью американского менеджмента является:
• корпоративное предпринимательство с ориентацией на прибыль

28. Пятиуровневую иерархию человеческих потребностей разработал:
• Маслоу

29. Какие составляющие включаются в среду прямого воздействия организации?
• Государственные органы
• Конкуренты
• Поставщики
• Собственники

30. В каком виде может быть реализована в процессе управления обратная связь?
• Данные контроля
• Отчет
 

31. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие классической, или административной школы управления?
• Анри Файоль

32. Организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде:
• адаптивная

33. Элементами системы управления являются …
• организационная структура
• программно-аппаратные средства
• управленческая документация

34. Оценка количества ресурсов, потребовавшихся для достижения целей организации, — это:
• Производительность

35. Что из ниже перечисленного принято считать элементами внутренней среды организации?
• Корпоративную культуру
• Персонал
• Систему вознаграждений
• Структуру
• Технологию
• Цели
 

36. Вид управленческой деятельности, который характеризуется однородностью целей, действий или объектов их приложения — это:
• Функция менеджмента

37. Универсальные принципы управления, применяемые к любому его объекту разработала школа:
• классическая (административная)

38. Развитие и использование творческих способностей в интересах организации предполагает:
• теория «Y»

39. Как могут быть связаны между собой функциональные звенья в организационной структуре управления?
• Вертикальными связями
• Горизонтальными связями
• Связями координации и кооперации
• Связями подчиненности и ответственности
• Функциональными связями

40. Специальные знания и умения, необходимые для выполнения рабочих задач – это:
• Технические навыки
 

41. Что представляет собой уровень управления?
• Ступень подчиненности и ответственности

42. Какие функции обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие между элементами системы управления организацией?
• Коммуникационные
• Организация
• Планирование

43. Какие существуют подходы к менеджменту?
• Процессный
• Системный
• Ситуационный

44. Процесс стимулирования самого себя и других на достижении индивидуальных и общих целей организации:
• мотивация

45. Какие методы традиционно выделяют в менеджменте?
• Административные
• Социально-психологические
• Экономические
 

46. К общим характеристикам организации относятся:
• горизонтальное разделение труда
• зависимость от внешней среды
• ресурсы

47. Кинокамеру для исследований движений рабочего применил:
• Гилбретт

48. Какие методы используются в самоменеджменте для планирования рабочего времени менеджера?
• Метод «Альпы»

49. Кто впервые ввел понятие «принципы менеджмента»:
• Фредерик Тейлор

50. В структуру понятия человеческий фактор включают:
• Человека, как произвольную силу и человека, как личность
 

51. Хоторнские эксперименты проводил:
• Мэйо

52. Кто из данных представителей был родоначальником «школы человеческих отношений»?
• Элтон Мэйо

53. Практика управления возникла:
• вместе с объединением людей в организованные группы, например, племена

54. Восстановите иерархию потребностей Маслоу (от первичных потребностей к высшим):
• 1) витальные потребности
• 2) экзистенциальные потребности
• 3) социальные потребности
• 4) престижные потребности
• 5) духовные потребности

55. Отметьте определение организации, наиболее полно отражающее суть этого понятия:
• организация — это группа людей, образовавших юридическое лицо для совместной деятельности по достижению общих целей
 

56. Для каких организационных структур характерна продуктовая, потребительская и региональная департаментализация:
• для дивизионных

57. Классификация менеджмента по виду привлекаемых ресурсов …
• информационный
• материально-технический
• менеджмент персонала
• финансовый

58. Требования к формулируемым целям:
• достижимость
• измеримость

59. Принципы менеджмента – это:
• Основополагающие правила, обязательные для исполнения

60. Кто стоял у истоков школы научного управления?
• Фредерик Тейлор

61. Какие связи существуют между звеньями в организационной структуре управления?
• Вертикальные
• Горизонтальные
• Линейные
• Функциональные

62. Роль менеджера, которая предполагает исполнение таких функций, как набор, обучение, мотивация подчиненных:
• лидер

63. Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач — …
• полномочия

64. Представители поведенческого подхода к лидерству считают, что эффективность руководителя зависит от …
• его манеры поведения

65. Что можно отнести к инструментам экономических методов менеджмента?
• Директивные показатели
• Планы
• Экономические рычаги воздействия
 

66. Что представляет собой цель?
• Желаемое состояние организации
• Желаемый результат деятельности организации
• Желаемый результат деятельности работника организации
• Количественный или качественный показатель деятельности

67. Что характеризуют линейные вертикальные связи организационной структуры?
• Подчиненность и ответственность по всем вопросам

68. Неформальные группы возникают …
• спонтанно

69. В рамках «школы человеческих отношений» работал:
• Мэйо

70. Какие функции менеджмента отражают процесс разделения управленческого труда?
• Специфические
 

71. Какие психологические методы может использовать руководитель для управления группой, отделом?
• Методы наказания
• Методы поощрения
• Методы профессионального отбора и обучения
• Методы формирования психологического климата в коллективе

72. Когда менеджер разрешает конфликты и урегулирует споры, он выполняет роль:
• пожарного

73. Мостом Файоля называется:
• горизонтальный канал коммуникации

74. Впервые вопросы научного подбора и расстановки кадров были подняты:
• Лилиан Гилберт

75. Что такое организационное управление?
• Управление людьми
 

76. Значение каких навыков менеджера возрастает по мере его продвижения в иерархии организации:
• Концептуальных

77. Какие специфические функции выполняют линейные звенья структуры?
• Общее руководство

78. Совокупность приемов методов и средств осуществления управления — это:
• Менеджмент

79. Что является, продуктом труда менеджера?
• Выполненная функция
• Решенная задача
• Управленческое решение

80. По Г. Минцбергу роли менеджера бывают:
• Информационные
• Межличностные
• Связанные с принятием решений
 

81. Какие специфические функции выполняют линейные руководители?
• Общее руководство

82. В каком виде могут быть представлены цели организации?
• «Деревом целей»
• Качественными показателями
• Количественными показателями
• Словесной формулировкой

83. Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют установить цели организации и обеспечить их выполнение?
• Контроль
• Мотивация
• Организация
• Планирование

84. Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют выявить отклонения, возникающие в процессе функционирования организации?
• Контроль

85. Что можно отнести к инструментам организационно-распорядительных методов менеджмента?
• ГОСТы
• Должностные инструкции
• Нормы и нормативы
• Приказы и распоряжения
• Регламенты
 

86. В каком виде может быть реализовано в процессе управления управляющее воздействие?
• План, задание
• Приказ, распоряжение, указание

87. Когда менеджер осуществляет психологическое консультирование подчиненных, он реализует роль:
• лидера

88. Распоряжение руководителя «Решите проблему, доложите мне, что Вы намерены предпринять. Если я не возражаю, выполните намеченное» — соответствует варианту делегирования ответственности …
• Начальник относится с уважением к способностям и мнению подчиненного, однако хочет убедиться в правильности решения

89. Дифференцированную систему труда разработал:
• Тейлор

90. Сущность унитарного предприятия …
• находится в оперативном управлении и считается неделимым
 

91. Что характеризует организационную структуру управления?
• Звенья управления
• Тип руководства
• Уровни управления

92. Время, в течение которого оборудование используется на производстве — …
• номинальное

93. Наиболее точное определение фирмы, предприятия — «предприятие — организационно-хозяйственная единица, … «.
• осуществляющая предпринимательскую деятельность, преследующая коммерческие цели и пользующаяся правами юридического лица

94. Что представляет собой делегирование полномочий?
• Передачу полномочий

95. Просмотр периодической печати и отчетов соответствует роли менеджера:
• наблюдатель

96. Хорошие условия работы:
• стабилизируют персонал

97. Для чего предназначена организационная структура управления?
• Для обеспечения единства действия всех элементов организации

98. Какие функции обеспечивают координацию действий подчиненных руководителю лиц и подразделений?
• Общее руководство
• Организация

99. Обеспечение внутрифирменных коммуникаций и связей фирмы с внешней средой — это:
• задача менеджмента

100. Что влияет на процесс принятия решений в организации?
• Состояние внешней среды
• Состояние внутренней среды
 

101. В модели руководства Херси и Бланшара предполагается зрелость …
• персонала

102. К методам управления относятся методы:
• организационные и распорядительные
• социально-психологические
• экономические

103. Основная причина образования неформальных групп в организации …
• общение

104. Что представляет собой норма управляемости?
• Организационный норматив

105. Какой подход к управлению, наиболее эффективен для предприятий малого и среднего бизнеса?
• ситуационный
 

106. Процесс стратегического планирования состоит из этапов …
• выявление приоритетных проблем, определение целей, задач, стратегий роста

107. В рамках «школы поведенческих наук» работал:
• МакГрегор

108. За реализацию определенной рабочей задачи, требующей участия выполняющих различные функции сотрудников, отвечают:
• менеджеры проекта

109. В рамках «школы научного управления» работал:
• Гантт

110. Лидерство — это процесс …
• управления
 

111. Предварительным контролем финансовых ресурсов организации является:
• бюджет

112. Управленческая способность является экономическим ресурсом:
• да

113. Роль менеджера, связанная с проведением церемониальных и символьных мероприятий, называется:
• Глава

114. Социотехнические системы — это:
• люди, участвующие в процессе производства

115. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?
• Фредерика Тейлора
 

116. Кадровая политика бывает …
• закрытой
• открытой
• смешанной

117. Что является результатом деятельности субъекта управления?
• План, приказ, задание
• Управленческое решение

118. Какие из ниже перечисленных функций относятся к специфическим функциям управления?
• Общее руководство
• Оперативное управление
• Организация труда

119. Основные характеристики управления в американских компаниях:
• индивидуальное принятие решения
• непродолжительная работа сотрудника в одной фирме

120. Теорию эффективного управления одной организацией создал:
• Файоль

121. Какие психологические факторы влияют на работника организации?
• Внешние
• Внутренние
• Непроизводственные
• Производственные

122. Управление по целям разработал:
• Друкер

123. Скалярная цепь — это:
• принцип менеджмента

124. Поиском новых идей занимается:
• предприниматель

125. Структура, спроектированная методом аналогий, будет иметь наибольшее применение если, она …
• укрупненная

126. Какие специфические функции выполняют функциональные звенья структуры?
• Бухгалтерский учет
• Оперативное управление
• Организацию труда и заработной платы
• Технико-экономическое планирование и прогнозирование

127. Для каких организационных структур характерен полицентрический тип руководства:
• для матричных

128. Какое государство является родиной менеджмента?
• США

129. В системе управления организацией — субъект управления — это:
• Управляющая подсистема

130. Составляющие материальных ресурсов:
• земля
• оргтехника

131. Моноцентрический постоянный тип руководства характерен для:
• бюрократических организационных структур

132. Индивидуальный стиль менеджера определяется …
• выбором методов управления
• степенью свободы при принятии решений для подчиненных

133. В какой из школ менеджмента были впервые выделены управленческие функции?
• Школа научного управления

134. Какой функцией менеджмента является делегирование полномочий?
• Социально-психологической

135. Предметом труда менеджера является …
• информация
 

136. Дифференциаторами личности являются:
• престижные и духовные потребности

137. Систему оплаты труда с элементами сдельной и повременной форм оплаты труда:
• Гантт

138. Относительно независимо друг от друга функционируют потребности:
• низшего уровня

139. Что поступает в организацию из внешней среды?
• Директивные указания
• Информация
• Ресурсы

140. В рамках административной школы управления работал:
• Файоль
 

141. Степень приближения организации к поставленной цели – это:
• Эффективность

142. Основоположником классической школы управления является:
• Фредерик Тейлор

143. Особый вид деятельности, который позволяет объединить усилия работников организации по достижению общей цели — это:
• Менеджмент

144. Составляющие информационной роли менеджеров …
• просмотр периодической печати
• телефонные звонки и рассылка напоминаний

145. Понятие «человеческий фактор» в научный оборот ввел:
• Тейлор
 

146. Процесс целенаправленного воздействия на объект — это:
• Управление

147. Какие звенья выделяют в организационной структуре управления?
• Линейные
• Функциональные

148. Как могут быть связаны между собой линейные звенья в организационной структуре управления?
• Вертикальными связями
• Горизонтальными связями
• Линейными связями
• Связями координации и кооперации
• Связями подчиненности и ответственности

149. Что отражено в «управленческой решетке Блейка-Моутона»?
• Стиль руководства

150. На какие изменения реагирует менеджмент, как система гибкого управления?
• Во внешней и внутреней среде

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мерседес b180 руководство
  • Мануалы на материнку asus
  • Как стать селлером на wildberries пошаговая инструкция
  • Руководство по эксплуатации калина спорт
  • Gaosiio ds 3818l инструкция на русском