Каким образом демонстрируется приверженность безопасности руководством

В статье представлен алгоритм из пяти шагов, который повысит культуру безопасности на предприятии.

Николай Сачков,

директор по развитию

Почему работники ведут себя опасно?

Если
работники пренебрегают правилами безопасности, важно понять, почему они так
поступают. Опасное поведение работников складывается из четырех отрицаний:

  • не умеет: не владеет необходимыми для работы знаниями, специальными методами, приемами, навыками или не способен усвоить и запомнить их;
  • не может: испытывает недомогание, усталость, стресс, боязнь, эмоционально неустойчив, импульсивен или рассеян, пьян, физически слаб, плохо видит или слышит;
  • не обеспечен: нет инструментов, материалов, средств защиты, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям условий, информации об опасностях для жизни и здоровья;
  • не хочет: недобросовестен, безответственен, недисциплинирован, пассивен, любит рисковать или мотивирован нарушать правила.

Чтобы
добиться от работников безопасного поведения на производстве, исключите эти
четыре фактора.

Каждая составляющая формулы безопасного поведения работников – отдельный бизнес-процесс в СУОТ. Первые три фактора зависят от работодателя: он отбирает персонал, обучает его, организует медосмотры и проводит оценку профрисков.

Но как вызвать у работника устойчивое желание работать безопасно?

Как исправить поведение работников: 5 шагов для работодателя

Шаг 1.
Покажите свою нацеленность на
безопасность.

Руководство
исправит поведение работников, если начнет с себя. Нередко глава компании
формально поддерживает инициативы по развитию культуры безопасности, но при
этом сам остается в стороне.

А
когда речь заходит о затратах, проекты так и остаются проектами. Следите, чтобы
все руководители от высшего до линейного уровня показывали другим пример для
подражания. То, как поступают

руководители, с чем они мирятся и на чем настаивают, определяет норму поведения работников. Если начальник цеха не надевает каску в производственном помещении, то через некоторое время все работники цеха будут пренебрегать необходимыми средствами защиты.

Шаг 2.
Оцените опасное поведение
работников.

Чтобы
изменить процесс, его сначала нужно оценить. Есть две методики: для реального поведения,
которое можно наблюдать на территории предприятия, и для потенциального – его
называют профилем безопасности.

Важно!  

Руководство должно проявлять приверженность требованиям охраны труда

Поведенческие привычки в работоспособном возрасте уже сформированы. Изменить их или трудно, или невозможно. Но современная психология позволяет оценить персональный профиль по фактору отношения к безопасности и получить представление о сильных и слабых сторонах

На
основании этих результатов строят индивидуальные обучающие программы, принимают
кадровые решения и формируют бригады из наиболее подходящих друг другу
сотрудников. Скорректировать профиль безопасности работника позволит высокий уровень
культуры безопасности. Он складывается из приверженности менеджмента,
коммуникаций, вовлеченности сотрудников, обучения или информирования, мотивации
и самообучаемости.

Чем
хуже ситуация с профилем безопасности сотрудников, тем выше должны быть требования
к уровню культуры безопасности в организации.

Шаг 3. Развивайте культуру безопасности.

Для этого руководству нужно взять на себя определенные обязательства. Сравните время, деньги и человеческие ресурсы, которые выделяют на поддержку безопасности, с производственными и финансовыми показателями. Результат покажет уровень мотивации здоровья и безопасности в организации.

Эффективные
менеджеры должны подавать пример работникам. Приверженность безопасности
подтверждают реальными действиями.

Например, регулярными визитами руководителя в цех, остановкой производства для решения проблем. Если таких действий нет, работники будут убеждены, что работодатель ставит выше всего коммерческие интересы. Любые инициативы работодателя в таком случае работники будут воспринимать как циничные. Вопросы о здоровье и безопасности сделайте частью повседневных рабочих бесед. Руководство должно активно слушать и воспринимать всерьез, что говорят сотрудники.

Дайте работникам возможность участвовать в мероприятиях по безопасности, чтобы использовать знания, которыми они обладают.

Шаг 4.
Работайте с персоналом.

Налаженные
коммуникации между руководством и персоналом предприятия создают атмосферу
доверия. Это важно для культуры безопасности. Ведь работник, который не
доверяет руководителю, не станет информировать его о происшествиях и проблемах
в безопасности.

Есть
два вида коммуникации: односторонняя и двусторонняя. Используйте оба вида,
чтобы сформировать безопасное поведение работников. Какие формы могут иметь
коммуникации, смотрите на рисунке 2.

Формы односторонних и двусторонних коммуникаций

Сотрудникам,
которые развивают коммуникации в компании, нужно уметь убеждать, вызывать
доверие у работников и обладать качествами лидера. Управленческие навыки
понадобятся линейным руководителям, чтобы выводить работников на диалог.
Убедите их проводить инструктаж на рабочем месте не по методу «начальник говорит,
а подчиненный молчит».

Шаг 5.
Поддерживайте культуру
безопасности.

Демонстрируйте
высокие стандарты безопасности при контактах с сотрудниками, начиная от
размещения вакансии и интервью с кандидатом и заканчивая увольнением. Любой
новый сотрудник должен знать, что вопросы безопасности на предприятии важнее
всего.

Руководитель
должен поощрять каждый факт остановки производства, которое угрожает жизни и
здоровью работников, даже если тревога была ложной

Обратите внимание!

Личностные качества отвечают за склонность работника к безопасному или опасному поведению

Источник:
Пресс-служба SRG

Библиографическое описание:


Прыгунов, П. В. Культура безопасности — приоритет производственной деятельности / П. В. Прыгунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 373-375. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61284/ (дата обращения: 19.05.2023).



Любое производство — это априори взаимодействие человека и техники в производственной среде. Безопасная организация труда, являясь неотъемлемой частью успешной работы предприятия, является в настоящее время основным направлением в области ОТ и ПБ. Но говорить о правильном осознанном отношении к сохранности здоровья работников, недопущении аварий и инцидентов, можно лишь с позиции повышения уровня культуры безопасности как предприятия в целом, так и каждого работника в отдельности.

Ключевые слова: безопасность труда, снижение травматизма, культура безопасности.

Впервые понятие «культура безопасности» появилось в 1986 г. Авторами этого термина в его полном функциональном значении стали эксперты Международной консультативной группы по ядерной безопасности Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) в «Итоговом докладе о совещании по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле INSAG-1». Полное описание этого термина появилось в докладе INSAG-4.

Было предложено такое определение: «Культура безопасности — это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью» [1, с.1].

Эксперты МАГАТЭ выделили ряд универсальных черт культуры безопасности:

– личное осознание важности безопасности;

– знания и компетентность, обеспечиваемые через подготовку и инструкции для персонала, а также его самоподготовку;

– приверженность, требующую демонстрации высокого приоритета безопасности на уровне старших руководителей и признания общих целей безопасности отдельными лицами;

– мотивацию посредством методов руководства, постановки целей и создания системы поощрений и наказаний и посредством формирования внутренней позиции отдельных лиц;

– надзор, включающий практику ревизий и экспертиз, и готовность реагировать на критическую позицию отдельных лиц;

– ответственность через формальное установление и описание должностных обязанностей и понимание их отдельными лицами.

Анализ указанных характеристик позволяет сделать ряд выводов о понятии «культура безопасности».

Во-первых, само наличие такого понятия на предприятии — это не личное внезапное решение руководителя, который, «посетил семинар по лидерству и по возвращении объявил, что с завтрашнего дня все должны понимать и разделять его приверженность культуре безопасности» [2, с.82]. Создание необходимого уровня культуры безопасности — процесс долгосрочный, требующий планирования, стратегии, несмотря на то, что в развитии этого направления принимают участие более абстрактные понятия, которые необходимо воплотить в жизнь.

Во-вторых, для внедрения и развития культуры безопасности нужно понимать, над чем именно придется работать? Как формализовать все доводы, касающиеся культуры производственной безопасности? Очевидно, что речь идет о создании конкретных моделей поведения работника на его рабочем месте. Только в этом случае работник сможет получить требуемые ориентиры.

Неоспоримым становится тот факт, что необходимость развития культуры безопасности станет понятна лишь в том случае, когда понятен уровень культуры безопасности.

В 1995 году президент компании «Дюпон» Эд Вулард сформировал исследовательскую команду по улучшению показателей безопасности на предприятиях компании. В команду, состоящую из 30 человек, входил руководитель заводов «Дюпон» в г.Бомонт (штат Техас). Исследование обнаружило прямую зависимость между уровнем культуры безопасности и показателями травматизма. Для визуального изображения этой зависимости команда представила график, который назвала «Кривая безопасности Брэдли» [3]

Это графическое изображение показывало, что в условиях улучшения и роста культуры безопасности одновременно уменьшалось общее количество инцидентов, травм, происшествий на предприятии. Показатели безопасности при прохождении компанией через повышение уровней зрелости культуры безопасности улучшаются непрерывно. (рис.1)

Рис. 1. Кривая безопасности Брэдли

Но стоит понимать, что хронология развития культуры безопасности будет иметь именно такой алгоритм, миновать какой-либо промежуточный уровень невозможно, так как каждый предыдущий уровень становится «фундаментом» для уровней последующих.

Суть кривой безопасности Брэдли сводится к следующему: чем больше совместных усилий приложено для обеспечения безопасных условий труда, обучения персонала, изменения мышления каждого сотрудника компании, тем меньше вероятность возникновения инцидентов и получения травм. Соответственно, повышение уровня безопасности труда возможно только лишь в случае, если персонал начнет охранять свой труд не только под влиянием природных инстинктов выживания и надзором руководителя, но и проявляя личную активность и навыки командной работы.

«Кривая безопасности Брэдли» — не единственная модель, раскрывающая качество культуры безопасности. Ввиду своей прогрессирующей актуальности, этот вопрос был рассмотрен и другими экспертами.

В 2000 году профессор Патрик Хадсон представил свою модель — восходящую лестницу безопасности [4] (Рис.2). Модель Хадсона наглядно показывает этапы эволюционного развития культуры отношения к безопасности и управления безопасностью от низкого уровня культуры к уровню созидательному на верхней ступени лестницы

E:ТИУНИРНИР БТПЛестница Хадсона.jpg

Рис. 2. Лестница безопасности Хадсона

Рассматривая модель развития культуры на любом предприятии, необходимо понимать, что целью все же является практическое применение и дальнейшее внедрение рассмотренных аспектов, то есть чтобы модель позволяла сформировать такое коллективное мышление, которое позволит перейти с уровня приемлемости травматизма на уровень безусловной приверженности идее работы без несчастных случаев и аварий. Здесь стоит отметить, что в большинстве случаев основной ошибкой руководства является отсутствие планирования процесса формирования или внедрения выбранной модели культуры безопасности.

Таким образом, работа над развитием культуры безопасности является одним из важнейших направлений в области снижения производственного травматизма. Но для того, чтобы такая работа имела успех, необходимо уделить внимание осознанию необходимости развития культуры безопасности.

Литература:

  1. «Доклад Международной консультативной группы по ядерной безопаcности», № 75-INSAG-4, КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ, МАГАТЭ, ВЕНА, 1991 г.
  2. Культура безопасности труда: Человеческий фактор в ракурсе международных практик/Павел Захаров, Сергей Пересыпкин.-Интеллектуальная литература, 2019.
  3. «Кривая безопасности Брэдли, DuPont,1995
  4. DianneParker, MatthewLawrie, PatrickHudson, «A framework for understand-ing the development of organisational safety culture», Safety Science,July 2006, Pages 551–562? https://doi.org/10.1016/j.ssci.2005.10.004

Основные термины (генерируются автоматически): кривая безопасность, Культура безопасности, лицо, развитие культуры безопасности, уровень культуры безопасности.

Термин «культура безопасности» у всех на слуху. За рубежом он появился достаточно давно, в нашей стране его впервые стали употреблять в середине 1980-х, а в компании ОАО «РЖД» он твёрдо закрепился с 2009 года. Однако, как подчёркивают специалисты, важно не только знать эти два заветных слова, но и понимать заключённый в них смысл, а также уметь применять на практике.

Интервью с Дмитрием Петровым, заместителем начальника ЮУЖД – главный ревизор по безопасности движения поездов

Термин породила авария
– Дмитрий Александрович, мы постоянно слышим термин «культура безопасности». Тем не менее я уверен, не все до конца понимают, о чём именно идёт речь. Как вообще сочетается понятие «культура» с понятием «безопасность»?

– Для начала разберёмся, что означают оба термина. Культура – это набор кодов, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, тем самым оказывая на него управленческое воздействие. А безопасность – это отсутствие каких-либо рисков возникновения негативных последствий или вреда в отношении кого-либо или чего-либо. Соединив эти два, действительно, не самых похожих понятия, мы и получим термин «культура безопасности». То есть это определённое поведение человека, направленное на предупреждение или исключение негативных последствий, в том числе и для него самого.

Чтобы понять контекст, предлагаю обратиться к истории. Сам вышеупомянутый термин впервые был использован ещё в 1986 году в итоговом докладе на совещании по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле, который был подготовлен Международной консультативной группой по ядерной безопасности. Напомню, что 26 апреля того года произошло разрушение четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции. Оно носило взрывной характер, реактор перестал функционировать, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики. Причём как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу.

Тогда эксперты признали, что именно отсутствие культуры безопасности явилось одной из причин трагедии. Ещё раз подчеркну – отсутствие культуры безопасности! Тем не менее довольно длительный период времени не удавалось наполнить содержанием её концепцию, в которую включили бы такие понятия, как «полное внимание к вопросам безопасности», «приверженность и личная ответственность», «атмосфера осознания безопасности» и «психологическая настроенность на безопасность».

Только в 1991 году было дано чёткое, фундаментальное определение и представлена концепция «культуры безопасности», её универсальные черты, основные компоненты и требования к ним. С тех пор крупнейшие компании по всему миру, такие как Газпром, Рос-атом, Роснефть и другие, считают своей приоритетной целью развитие данных принципов на своём производстве.

– Каким образом эти принципы применялись на железной дороге?

– Применительно же к железнодорожному транспорту термин «культура безопасности» впервые упоминается в 2009 году и получает определение как «результат осознания важности и социальной ответственности работников железнодорожного транспорта в обеспечении безопасности движения, достижение которого является приоритетной целью и личной потребностью при выполнении всех работ, влияющих на безопасность движения».

Отталкиваясь от истоков понятийности «культуры», а именно, что это в первую очередь «воспитание, образование и развитие», можно сделать вывод, что процесс осознания человеком личной ответственности при выполнении всех работ, влияющих на безопасность, сам собой не появится. Ему необходимо обучать, развивать и сопровождать процесс его развития.

Cегодня культура безопасности предназначена для формирования полноценной социотехнической системы.

Адекватность и действия
– Но что в этот термин вкладывает компания сегодня?
– Для ОАО «Российские железные дороги» культура безопасности – это осознание важности, ответственности и способность работников железнодорожного транспорта обеспечивать безопасность как главную ценность для компании и каждого работника. Могу с уверенностью сказать, что перед всеми нами стоят очень серьёзные задачи. Среди них – формирование позитивного уровня культуры безопасности, развитие мотивации сотрудников к совершенствованию своей деятельности, умений, навыков и способов самоподготовки, а также соблюдение баланса требований и ответственности персонала при выполнении должностных обязанностей.

Заметьте: культура должна быть встроена в деятельность всех подразделений, задействованных в обеспечении той или иной безопасности, независимо от вида деятельности. Этот термин напрямую относится как к организации в целом, так и к отдельным людям, и зависит от организационной структуры и отношения людей. Сама сущность культуры безопасности заключается в пристальном внимании к безопасности и организациями, и отдельными лицами. Соответственно, она предполагает требование подходить к данным вопросам с адекватным пониманием и действиями.

– Вы  часто употребляете слово «безопасность»…

– Это и не удивительно, ведь для всех видов деятельности, для организаций и отдельных лиц на всех уровнях внимание к этому важному вопросу состоит из ряда общих и обязательных элементов. Прежде всего это личное осознание важности безопасности, знания и компетентность, обеспечиваемые через подготовку и инструкции для персонала, а также его самоподготовку. Важные факторы – приверженность, требующая демонстрации высокого приоритета безопасности на уровне руководителей и признания общих целей безопасности отдельными лицами, мотивация посредством методов руководства, постановки целей и с соответствующим использованием системы поощрений и наказаний и посредством формирования внутренней позиции отдельных лиц. Ну и, конечно, надзор, включающий практику ревизий и проверок, готовность реагировать на критическую позицию отдельных лиц, а также ответственность через формальное определение и описание должностных обязанностей и понимание их каждым работником.

Культура безопасности в холдинге «РЖД» имеет ряд признаков с соответствующими критериями их оценки.

– Можно их перечислить?

– Таковых признаков ровно пять. Первый из них – управляемость. Здесь речь идёт о достижении управляемости всех процессов деятельности, связанных с обеспечением безопасности, ведущей роли менеджмента и демонстрации личного примера, приверженности вопросам безопасности, а также балансе отношения руководства к производительности и к безопасности. Критерии этого признака определяются в ведущей роли менеджмента организации, в демонстрации приверженности безопасности, развитии в организации правильного соотношения приоритета, отдаваемого либо обеспечению производительности или пропускной способности, либо безопасности.

Второй признак – двусторонний обмен информацией. Причём как по вертикали, так и по горизонтали с работниками смежных подразделений с предоставлением достаточного числа каналов обмена информацией. В данном случае важно содействие свободному и открытому обмену данными и понимание важности этого, создание системы достоверного учёта в отношении случаев нарушений безопасности, а также обсуждение и осознание требований безопасности.

Третий признак – вовлечённость персонала. В том числе в решение проблем безопасности, поддержка его стремления обсуждать проблемы в этой области, планирование мероприятий или улучшений, оценка их результативности. Причём как в сфере ответственности самого работника, так и других сотрудников. Тут подразумевается привлечение работников к принятию решений в области обеспечения безопасности, осознание индивидуальной доли ответственности за состояние безопасности.

Четвёртый признак – культура изучения проблем. Это непрерывное отслеживание решения выявленных проблем безопасности и обнаружение новых, а также извлечение уроков из любых случаев таких нарушений. Необходим мониторинг всех проблем в области безопасности и извлечение уроков из ранее имевших место нарушений с внедрением необходимых мер, которые направлены на предупреждение негативных фактов. Проведение служебных расследований событий и их разборов с заинтересованным отношением к полноте и качеству выявления, оценка их причин и принятие своевременных и адекватных мер.

Ну и, наконец, последний признак – отношение к возложению вины. Это означает, что очень важно признание существования системных причин нарушений безопасности, понимание того, что ошибки человека – это симптом проблем в системе, и ответственное отношение к возложению вины. Необходима осведомлённость о действиях персонала, разделение ответственности за нарушения безопасности, а также презумпция невиновности до решения компетентных органов.

Система, построенная на менеджменте
– Какие конкретные шаги делаются в компании, чтобы привить работникам понимание сути культуры безопасности?

– Чтобы достичь данной цели, в ОАО «РЖД» делается немало. Мы отдаём себе отчёт, что для положительного эффекта необходимо, чтобы каждый работник холдинга в полной мере осознавал проблемы в этой области и видел пути их решения. Для этого данные вопросы постоянно освещаются в корпоративных средствах массовой информации, проводятся семинары и другие коммуникационные мероприятия по обмену опытом в области построения системы менеджмента безопасности движения и развития культуры безопасности. Организуются социологические исследования, направленные на изучение уровня развития культуры безопасности, определение проблем в этой области и перспектив дальнейшего развития. В свою очередь для закрепления обязательных требований холдинга «РЖД» в области развития и поддержания культуры безопасности разработана и утверждена соответствующая политика холдинга «РЖД», в которой определены её цели и задачи.

Хотел бы сразу отметить, что одна из задач данного документа заключается в создании условий для реализации требований системы менеджмента безопасности (СМБД) и процессов, связанных с обеспечением безопасности. И вот как раз культура безопасности движения, о которой мы столько говорили, характеризует качество СМБД и степень соответствия этой системы выполняемым задачам.

– В чём заключаются основные задачи этой системы и для чего она создаётся?

– Она как раз и создаётся для повышения уровня безопасности движения поездов в ОАО «РЖД». Её задача – вовлечь в данную деятельность все организации, участвующие в перевозочном процессе, текущем содержании и ремонте объектов инфраструктуры, техническом обслуживании и ремонте подвижного состава и других технических средств.

Создание и развитие СМБД базируется на четырёх основных принципах: принципе всестороннего и бесперебойного обеспечения безопасности движения, планирования, предвидения и предупреждения, а также презумпции ответственности.

Что же касается задач, то их на самом деле немало. К примеру, система занимается изучением проблем безопасности движения с позиции требований государства и общества, клиентуры организаций холдинга «РЖД», взаимодействия со сторонними организациями и внутренних взаимодействий. Впоследствии она позволяет принимать необходимые и, что важно, правильные решения на основе изучения проблем в этой области и использовать современные управленческие технологии. Благодаря СМБД мы способны достичь сочетания стратегического и тактического (или оперативного) подходов к выполнению требований безопасности.

– Повышает ли система степень объективности установления обстоятельств и выявления причин возникновения транспортных происшествий и событий?

– Да, это также одна из её прямых задач. А кроме того, она помогает правильно оценить фактическое состояние безопасности движения на соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих вопросы безопасности движения, и, конечно, действия персонала организаций холдинга и сторонних организаций, производственная деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения. В частности, я имею в виду оценку на соответствие требованиям нормативных документов, а также готовности этих работников к практической деятельности.

Шаг за шагом
– Основы функционирования системы в компании понятны, однако хотелось бы узнать, как она реализуется на практике и конкретно на Южно-Уральской магистрали.

– Функционирование СМБД на полигоне нашей дороги в 2022 году осуществлялось за счёт реализации восьми элементов. Первый – «Реализация политики в области безопасности движения». Так, чтобы выполнить в 2022-м заданный уровень безопасности движения, был разработан план мероприятий. Он включал в себя мероприятия по всем ключевым показателям деятельности. Основным же индикатором их результативности стало достижение заданного компанией уровня функциональной безопасности, который на железной дороге почти 11%, что выше целевого значения. Кроме того, не допущено крушений и аварий, выполнен показатель «частота событий», в пять раз снижено количество случаев сходов подвижного состава при поездной работе и на 30% при маневровой работе по вине подразделений региональных дирекций и центров.

Второй элемент – «Идентификация, мониторинг и управление рисками». Хочу подчеркнуть, что в 2022-м 22 подразделения находились в категориях «недопустимого» и «нежелательного» уровней риска по результатам факторного анализа.

Чтобы разрешить данную проблему, руководители Регионального центра корпоративного управления и дирекций использовали рискориентированный подход в работе с данными подразделениями. В них в приоритетном порядке планировались и проводились дни культуры безопасности движения с рассмотрением результатов на расширенных совещаниях у руководителей железной дороги. На совещаниях и заседаниях комитета по безопасности перевозочного процесса заслушивались руководители причастных дирекций и служб, линейных предприятий по реализации мер профилактики по выводу подразделений из зоны «недопустимого» риска.

И результаты действительно внушительные. Например, за четвёртый квартал прошлого года только два предприятия отнесены к категории «недопустимого» риска.

Третий элемент – «Управление несоответствиями». За 2022 год по ответственности подразделений дочерних обществ количество событий снижено в 1,75 раза. При этом все факты допущены в вагонном ремонтном депо Магнитогорск АО «ВРК-1».

Для координации деятельности предприятия на его территории проводились совместные проверки, аудит процессов. Проблемные вопросы рассматривались на заседаниях Региональной оперативной комиссии и Дорожной комиссии по допуску подвижного состава на инфраструктуру ОАО «Российские железные дороги». Здесь же вырабатывались корректирующие действия.

За 2022 год на 26% снижено количество событий по ответственности сторонних организаций, осуществляющих свою деятельность в границах железной дороги. Этого удалось добиться за счёт взаимодействия с органами транспорт-ной прокуратуры, Ространснадзора и проведения совместных проверок по соблюдению технологии ремонта подвижного состава. 

На заседаниях Региональной оперативной комиссии и Дорожной комиссии по допуску приглашались и заслушивались по принимаемым мерам причастные руководители сторонних организаций.

Следующий элемент – «Обеспечение обмена информацией». Это важная коммуникативная составляющая, которая сильно влияет на процесс перевозок. Так, для корпоративной и технологической координации работы подразделений функциональных филиалов ОАО «РЖД», представительств и филиалов дочерних обществ, а также сторонних организаций, осуществляющих свою деятельность в границах железной дороги, по вопросам обеспечения безопасности перевозочного процесса в 2022 году проведено четыре заседания Региональной оперативной комиссии и столько же заседаний Дорожной комиссии по допуску железнодорожного подвижного состава и персонала на инфраструктуру ОАО «РЖД».

Пятый элемент – «Формирование количественных и качественных показателей». Так, на железной дороге в целях выполнения «Плана мероприятий (дорожной карты) по обеспечению функциональной безопасности в холдинге «РЖД» на 2022 год» была разработана Дорожная карта по обеспечению функциональной безопасности. На расширенных совещаниях у начальника железной дороги рассматривалось выполнение плана мероприятий и дорожной карты, заслушивались причастные руководители региональных дирекций и служб.

Шестой элемент – «Документирование информации и норм по безопасности движения». С 1 января 2022-го контроль за выполнением руководителями железной дороги, дирекций, центров, служб и структурных подразделений личных нормативов проводится на основании результатов ввода их исполнения в автоматизированную систему контроля выполнения нормативов личного участия в обеспечении безопасности движения поездов (АС РБ КН). Причём это происходит без проверки нормативов на бумажных носителях. Кроме того, утверждён Порядок многоуровневого контроля за выполнением нормативов личного участия в обеспечении безопасности движения в разрезе региональных дирекций, центров и со стороны ревизорского аппарата.

Один из ключевых элементов – «Проведение внешних и внутренних аудитов СМБД». К примеру, в 2022 году проводилась системная работа по вовлечению работников подразделений в обеспечение функциональной безопасности через проведение корпоративной сертификации. По её результатам 15 подразделениям выданы сертификаты соответствия требованиям системы менеджмента безопасности движения. Это позволило довести процент железнодорожных предприятий, имеющих сертификат, до 41% от общего количества.

На 2023 год также утверждён график проведения аудитов СМБД в подразделениях региональных дирекций, в вагонном ремонтном депо Магнитогорск АО «ВРК-1» и сервисных локомотивных депо «Южный Урал» и «Оренбургское».

Ну и заключительный элемент – «Обучение и поддержание компетентности персонала». Для минимизации влияния человеческого фактора и повышения уровня культуры безопасности в 2022 году трудовым коллективам выдавались «паспорта доверия», которые обеспечивают соблюдение обязательных требований в области безопасности движения, трудовой и технологической дисциплины. В целом за год выдано 349 таких документов, в том числе по дирекциям: тяги – 222, инфраструктуры – 63, управления движением – 34, моторвагонного подвижного состава – 8, железнодорожных вокзалов – 4, по два в дирекциях по энергообеспечению и по управлению терминально-складским комплексом, а также Центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, по одному – в дирекциях пассажирских обустройств и по ремонту пути. По Петропавловскому отделению железной дороги их получили 10 коллективов.

Также в подразделениях региональных дирекций и центров состоялась самостоятельная оценка деятельности в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. По итогам подразделениями было принято 86 деклараций. Результатом проведённой работы стало повышение уровня зрелости культуры безопасности до значения в 3,86, что выше уровня 2021 года.

– Каковы планы в данном направлении на этот год?

– На самом деле их большое количество. На 2023-й составлен и утверждён план по выполнению мероприятий «Дорожной карты по развитию культуры безопасности движения в холдинге «РЖД» на 2021-2024 годы», утверждённой генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Валентиновичем Белозёровым, по развитию культуры безопасности. Проведена  онлайн-школа передового опыта под председательством начальника железной дороги, которая состоялась в этом месяце.

Кроме того, запланирована большая работа аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов, начиная от контрольно-ревизионной деятельности (проведение аудитов) и заканчивая семинарами с работниками хозяйств и лекциями в наших профильных образовательных учреждениях. Главная цель всего вышеперечисленного – вовлечение работников компании, в том числе молодёжи, в вопросы культуры безопасности.

Ещё больше интересных новостей в нашем Телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! 

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзен».

Дмитрий Зорин

7.2. Приверженность культуре безопасности на уровне руководителей
Приверженность культуре безопасности на уровне руководителей означает, что руководители уделяют внимание регулярному рассмотрению влияющих на безопасность процессов, проявляют заинтересованность в решении наиболее значимых вопросов ядерной безопасности по мере их возникновения, подчеркивают важность безопасности при контактах с персоналом.
7.2.1. Составляющие
культуры
безопасности.
Требования
к
руководителям.
На позицию отдельного работника в большой степени влияет та рабочая атмосфера, в которой он выполняет свою деятельность. Непременным условием формирования высокой культуры безопасности на индивидуальном уровне является формирование окружающей обстановки и поощрение позиций, ведущих к повышению безопасности
.
Именно руководители ответственны за введение и поддержание такой практики.


232
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ


ОПРЕДЕЛЕНИЕ И
КОНТРОЛЬ ПРАКТИКИ
ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ



КВАЛИФИКАЦИЯ И
ПОДГОТОВКА
ПЕРСОНАЛА



ПООЩРЕНИЯ И
НАКАЗАНИЯ


РЕВИЗИИ,
АНАЛИТИЧЕСКИЕ
ОБЗОРЫ И СРАВНЕНИЯ


ПРИВЕРЖЕННОСТЬ
КУЛЬТУРЕ
БЕЗОПАСНОСТИ НА
УРОВНЕ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ


Общие требования, которые предъявляются к руководителям с точки зрения создания атмосферы, способствующей поддержанию и повышению безопасности, рассматриваются ниже, рис.7.3.
Рис. 7.3. Составляющие культуры безопасности на уровне руководителей

Определение ответственности
Ответственность за безопасность, возлагаемая на отдельных лиц, определяется и документируется достаточно детально для того, чтобы избежать неоднозначного толкования. При этом определение ответственности отдельных лиц в коллективе регулярно пересматривается.
Руководители должны обеспечивать условия, чтобы работники знали и понимали свои обязанности и пределы ответственности, а также обязанности и ответственность ближайших коллег и руководителей.


233

Определение и контроль практики выполнения работ
Руководители должны обеспечивать неукоснительное и точное исполнение работ, связанных с безопасностью. Руководители должны обеспечить условия выполнения всех задач в соответствии с установленными требованиями к качеству, организуя систему надзора и контроля.
Такая же политика должна постоянно поддерживаться поставщиками услуг.

Квалификация и подготовка персонала
Руководители должны обеспечивать условия, чтобы компетентность персонала полностью обеспечивала квалифицированное исполнение им должностных обязанностей.
Процедуры отбора и назначения персонала обязательно должны учитывать наличие соответствующей квалификации как по объему знаний, так и по образованию.
Руководители должны обеспечивать необходимую подготовку и периодическую переподготовку персонала. Так, на всех украинских АЭС функционируют учебно-тренировочные центры, которые укомплектованы квалифицированным, опытным персоналом и оснащены полномасштабными тренажёрами соответствующих блоков – прототипов, а также современными техническими средствами обучения.
Обязательной составной частью программ подготовки персонала должна быть оценка его технической компетентности (аттестации, экзамены и т.п.).
Обучение персонала постепенно должно охватывать более широкую сферу, чем только техническое мастерство и знание инструкций. Оно должно обеспечивать понимание каждым работником значимости его обязанностей и последствий ошибок, часть из которых вызваны неправильными представлениями, недостаточной старательностью из-за недооценки того риска, с которым они связаны.
При этом важно помнить, что подготовка персонала должна рассматриваться как вложение средств, а не как издержки.

Поощрения и наказания
Во исполнение принципов культуры безопасности важна правильная политика поощрений и наказаний.
Важно, чтобы на атомных предприятиях система вознаграждения не поощряла высокий уровень производства, если это идет во вред безопасности.
Поэтому основанием для вознаграждения не может быть только уровень производства, должны учитываться также показатели безопасности.


234
Важно, чтобы ошибки, если они происходят, были не предметом разбирательства, а источником опыта, из которого может быть извлечена польза.
Поощряется стремление любого работника определять и сообщать о недостатках в своей работе с целью помочь себе и другим избежать подобных трудностей в будущем.
Но это не означает
, что не применяются меры наказания в случае повторяющихся просчётов, грубых ошибок. Здесь нужно соблюдать тонкое равновесие.
Санкции применяются таким образом, чтобы не побуждать к сокрытию ошибок.

Ревизии, аналитические обзоры и сравнения
Руководители должны применять практику мониторинга по совершенствованию деятельности и процедур, направленных на повышение уровня безопасности АЭС. Эта практика должна включать в себя экспертизу изменений эксплуатационных параметров, требований к техническому обслуживанию и ремонту, модернизации станции и т.п.
Должны проводиться регулярные оценки программ подготовки персонала, процедур его назначения, практики выполнения работ, контроль документации и системы обеспечения качества. При необходимости должны привлекаться независимые эксперты для расширения диапазона взглядов и опыта в плане контроля системы управления безопасностью.
Руководители должны так организовать эту работу, чтобы из любых источников соответствующего опыта, исследований, технических разработок, данных эксплуатации и значимых для безопасности событий можно было извлечь пользу.
Основная цель заключается в том, чтобы ни одно связанное с безопасностью событие не было оставлено без внимания, чтобы были внесены нужные исправления для предотвращения повторений связанных с безопасностью аномальных событий, независимо от того, где они произошли впервые. Система обратной связи от опыта эксплуатации должна также обобщать информацию о хорошей эксплуатационной практике, которая потенциально может способствовать повышению уровня безопасности.
Всеми вышеперечисленными способами руководители должны демонстрировать свою приверженность культуре безопасности и побуждать ее у других работников. Созданная таким образом рабочая атмосфера формирует у работника стремление к высоким показателям в работе и с точки зрения эффективности, и с точки зрения безопасности.
При отсутствии подлинных и зримых проявлений приверженности культуре безопасности на примере личного поведения невозможно убедить остальных сотрудников предприятия в важности обеспечения безопасности


235
по сравнению с другими проблемами. Слова, не подкреплённые делами, создадут лишь иллюзию безопасности, что приведет к появлению поверхностной, а не истинной культуры безопасности.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Культура безопасности – это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности АС, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью [1].

Культура производственной безопасности – квалификационная и психологическая подготовленность всех работников, при которой обеспечение производственной безопасности является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к осознанию личной ответственности и самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на обеспечение производственной безопасности [2].

Приверженность безопасности – личная ориентация на достижение целей безопасности на производстве. Выражается через способность оценивать риски и потенциальные проблемы, которые могут возникнуть на рабочем месте, и предпринять конкретные действия по их предотвращению или минимизации. Забота о личном здоровье как умение управлять рисками потери трудоспособности.

Приверженность безопасности – это способности и стремление достигать своих целей самым безопасным образом или отказаться от достижения целей, если их достигнуть безопасно невозможно [1].

Основные цели развития культуры безопасности это:

  1. повлиять на развитие инициативы и ответственности всех работников Общества в области производственной безопасности по всей производственной вертикали управления;
  2. выработать нулевую толерантность к нарушениям в области производственной безопасности;
  3. вовлечь резерв управленческих кадров в трансляцию ценности безопасности труда.

Формирование культуры безопасности означает воспитание у каждого человека такого состояния в процессе выполнения служебных обязанностей, при котором он окажется просто неспособным сделать какой-либо, даже малый шаг в ущерб безопасности.

Ожидаемый результат проекта:

  1. предотвращение возникновения несчастных случаев, аварий, инцидентов, пожаров, других происшествий и нежелательных событий;
  2. достижение целевого показателя — «0» происшествий;
  3. снижение рисков внеплановых потерь, вызванных различными происшествиями;
  4. достижение проактивного уровня культуры безопасности на промысле, а именно, общих ценностей и лидерства.

Применяется пятиуровневая классификация Международной ассоциации производителей нефти и газа (рисунок 1), которая включает:

  1. начальный уровень;
  2. реактивный;
  3. прогнозируемый;
  4. проактивный;
  5. креативный.

Рисунок 1. Уровни Культуры безопасности

В анализе текущего состояния культуры безопасности важную роль играет исследование ее базовых составляющих. Базовые составляющие культуры безопасности отражают приверженность персонала безопасности при выполнении производственной деятельности, лидерские качества руководителей в области культуры безопасности, принятие всем персоналом безопасности как ключевой ценности.  На данный момент, организация находится на прогнозируемом уровне.

Выбранная модель культуры безопасности включает следующие базовые составляющие (рисунок 2):

  1. систему управления;
  2. приверженность руководства безопасности;
  3. индивидуальную приверженность безопасности.

Рисунок 2. Модель Культуры безопасности

Как видно из модели – это планомерное развитие Культуры безопасности, которое начинается с системы управления, приверженности руководителей всех уровней и приводит к индивидуальной приверженности каждого работника Общества.

Исследование культуры безопасности состояло из проведения:

  • интервью с руководителями всех уровней производственной вертикали;
  • фокус-групповых исследований (в общей сложности было проведено 5 фокус-групп, в котором приняло участие более 50 работников)
  • анкетирования, в котором приняли участие около 100 работников.

Остановимся на показателях культуры безопасности с низким уровнем.

По базовой составляющей «Система управления» отмечены следующие показатели с низким уровнем [3]:

1. Обмен опытом по актуальным вопросам культуры безопасности.

В настоящий момент отмечается недостаток обмена опытом по вопросам эксплуатации оборудования и безопасного производства работ как внутри Общества между структурными подразделениями, так и за его пределами с другими предприятиями. Существует высокая потребность и полезность в семинарах, конференциях, рабочих встречах. Цитирую высказывания работников: «единственная эффективная практика — это спросить «по-быстрому у своих» как устранить или исправить проблему».

2. Связь системы поощрений работников с безопасным поведением.

В Обществе не прослеживается связь системы поощрения (материальной и нематериальной) с безопасным поведением работника, наряду с высоким уровнем системы наказаний.  Для примера процитирую работников: руководители говорят: «отсутствие наказания и есть ваше поощрение», «не хочешь, не нравится – за забором другие стоят, они за тебя сделают».

3. Наличие и доступность системы сообщений о проблемах безопасности.

Работники отметили, что такой системы в Обществе нет, что готовы сообщать руководству о проблемах и ошибках.  Но есть случаи, когда руководители игнорируют сообщения о проблемах безопасности, не транслируют работникам свои ожидания. Страх наказания и страх неизвестности, что это может быть воспринято негативно руководителями и последствия могут быть неадекватны, снижают качество и количество обращений. Цитирую работников: «есть программа – добиться меньше нарушений». Как итог– «не все фиксируем, чтобы не попасть под подозрение и не портить статистику», «самому разбираться, если что-то идёт не так легче, чем обратиться к руководителю, но, если сложно, всё-таки обращаемся (хотя помощи не будет), делаем дальше сами».

4. Проектные запасы.

Работники отметили низкую степень оснащения необходимыми инструментами и оборудованием для повседневной работы, а также в случае непредвиденных ситуаций. Почти 50% работников признали факт покупки необходимых инструментов, СИЗ за счет собственных средств.

Также отмечены проблемы, связанные с эксплуатацией оборудования и поддержания его состояния в пределах проектных запасов. Цитирую: «Плохие вытяжки в цехах, стеснённые условия работы и рядом опасное оборудование»; «устаревшее изношенное оборудование, вышел срок эксплуатации – все равно используем и по бумагам пишем, что все в порядке».

5. Документация.

По данному показатели установлен средний уровень, стоит отметить, что около 3 0% персонала Общества допускают возможность отступления от регламентирующих документов из-за их избыточного количества, отсутствия возможности изучения всей документации в полном объёме. Сотрудникам необходимо знать много документов, которые не всегда имеют отношения к их работе.

По базовой составляющей «Приверженность руководства безопасности» низкий уровень установлен по показателям [3]:

1. Ответственность руководителя: стимулы, наказания и поощрения.

Отмечается дисбаланс между стимулами, наказаниями и поощрениями. Персонал воспринимает данную систему как несбалансированную, существенно смещённую в сторону наказаний. Участие персонала в разработке предложений по повышению безопасности, выявлению проблем в области безопасности не поощряется. В целом о поведении руководителей (поведенческие модели) работники отзывались положительно.

2. Функциональные роли, ответственность и полномочия.

Размыты роли, ответственность и полномочия. Работникам приходится выполнять не свои должностные обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее выполнение работы другим работниками.

Хочется отметить, что в случае небезопасной ситуации большинство работников газовых промыслов готовы взять на себя ответственность за принятые решения.

По базовой составляющей «Индивидуальная приверженность» к низкому уровню отнесены [3]:

1. Риск-ориентированный подход. Критическое восприятие отклонений.

Отмечается не умение персонала оценивать возможные риски и их последствия, работники не осознают вероятность возникновения ошибок. Отсутствует критическое восприятие отклонений от установленных норм безопасности. Персонал допускает отступление от требований, а также не выступает с инициативой усовершенствования в области безопасности.

2. Чувства самоуспокоенности.

Отмечается излишняя самоуспокоенность работников в вопросах безопасности, низкий уровень самоконтроля. Цитирую: «если водитель не пристегнулся – это его проблема, я не буду делать замечание, я сяду и пристегнусь. У него зимняя резина, исправно всё, для меня безопасно».

3. Взаимодействие при выполнении работ. Работа в команде.

 Данные показатели характеризуют коммуникации между работниками в процессе производства работ. Отмечается, что работниками крайне редко обращаются за советом к коллегам и обсуждают вопросы безопасности в процессе выполнения работ.

Участники исследования отмечали, что поведения работников в большинстве случаев зависит от руководителя, от его отношения к вопросам безопасности.

Исследования показали, что проблемы существуют и их необходимо решать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Теофил инструкция по применению таблетки взрослым от чего назначают
  • Инструкция по технике безопасности строительство образец
  • Диадерм интенсив крем для ног инструкция цена состав
  • Электропрялка бытовая универсальная инструкция по применению
  • Метилурацил реневал мазь инструкция по применению