Какой компонент не входит в содержание технологии руководства сюжетно ролевыми играми новоселовой

1. Воспитание детей дошкольного возраста – это *

2. Из предложенных групп ценностных отношений выберите ту, в которой представлены общечеловеческие ценностные отношения: *

  •  а) Отношение к семье, отношение к самому себе, отношение к Отечеству, отношение к культуре, отношения к искусству, отношение к религии
  •  б) отношение к национальной культуре, отношение к материальной культуре, отношение к историческим событиям своей страны, отношение к национальным героям, отношения к традициям своей семьи
  •  в) отношения к национальным праздникам, отношения к дням собственного рождения, отношение к родословной, отношение к православию, отношение к русской культуре

3. Определите закономерности воспитания детей дошкольного возраста *

4. К условиям эффективности применения методов воспитания не относится: *

5. Применение каких методов следует использовать с особой осторожностью в дошкольном возрасте: *

6. Какие процедуры составляют систему правовых основ повышения качества дошкольного образования? *

7. Процедура лицензирования дошкольного учреждения предоставляет право: *

8. Процедура аккредитации детского сада предоставляет право: *

9. Каким образом реализуется региональный компонент в содержании дошкольного образования? *

10. Выберите правильный ответ: *

11. Кто из педагогов занимался вопросами дошкольного обучения? *

12. Какой дидактический принцип обучения Я.А. Коменский назвал «золотым правилом дидактики» в дошкольном возрасте? *

13. В качестве предмета дошкольной педагогики как науки выступает: *

14. Игра в дошкольном возрасте — это: *

15. Кем впервые в педагогической литературе было высказано понимание игры как отражения действительной жизни *

16. Особенность какой игры отображает схема «человек — общественные отношения» *

17. Основным показателем развития сюжетно-ролевой игры является: *

18. Основой руководства игрой в раннем и младшем дошкольном возрасте является: *

19. Условием возникновения конфликта является наличие: *

20. В основу диагностики игровой деятельности положены: *

21. Определите последовательность этапов трудовой деятельности детей: *

  •  а.  мотив, цель, планирование, контроль, результат, оценка;
  •  б.  цель, мотив, планирование, результат, контроль, оценка;
  •  в.  цель, планирование, результат, контроль, оценка, мотив.

22. Проявление кризиса 7 лет в общении со взрослыми выражается: *

23. Элемент музыкально-эстетического сознания, который дошкольнику не доступен: *

24. Вид музыкальной деятельности, предшествующий и сопутствующий всем остальным видам музыкальной деятельности детей дошкольного возраста – это: *

25. Музыкальное занятие, в структуру которого включаются все виды музыкальной деятельности, называется *

26. Формами организации музыкальной деятельности являются: *

27. Познавательная активность ребенка – дошкольника проявляется в *

28. В какой возрастной группе предусмотрено установление количественных отношений: больше, меньше, поровну с помощью наглядной модели из двух групп фишек, расположенных по принципу взаимно однозначного соответствия: *

29. Что является предметом изучения методики развития речи? *

30. Первым этапом защиты прав ребенка, главным образом его витальных прав, является:*

31. Функции управленческого цикла — это: *

32. Старший воспитатель дошкольной образовательной организации -это: *

33. Активизирующие факторы управления — это: *

34. Одними из основных документов руководителя ДОО являются: *

35. Какие программы могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования: *

36. Укажите верную формулировку закономерности образовательного процесса: *

37. Цели обучения и воспитания должны определяться … *

38. К какому виду дошкольных образовательных учреждений относятся эти задачи: обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу; обеспечение присмотра, ухода, воспитания и развития детей раннего возраста; обеспечение ранней социализации и адаптации детей к условиям ДОУ? *

39. Какой философский принцип провозглашает максимальный учет всего комплекса знаний о человеке в интересах его целенаправленного постижения и развития? *

40. ФГОС дошкольного образования не включают такую образовательную область как: *

41. Конкретное содержание образовательных областей, указанных в Стандарте, согласно пункту 2.7 Стандарта, зависит от… *

42. Амплификация, согласно пункту 1.4 Стандарта – это *

43. Если педагогическая цель – это предвидимый результат педагогической деятельности, то задачи – это… *

44. Назовите правильное процентное соотношение обязательной части и регионального компонента в основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения по ФГОС ДО: *

45.Определение механизма распределения ресурсов для достижения среднесрочных целей осуществляется при: *

46. Современное планирование должно отвечать следующим требованиям: *

47. “Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении” (В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П. Стрелкова) включает 8 принципов построения). Определите название принципа, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком “глаза в глаза”, которое способствует, установлению оптимального контакта с детьми: *

48. Выделите основные два принципа организации содержания предметно-развивающей среды дошкольного учреждения: *

49. Какой из перечисленных документов предоставляет дошкольным образовательным учреждениям право самостоятельного выбора образовательных программ реализуемых ими. *

50. Основным условием построения развивающей среды в учреждениях любого типа является: *

51. Программа, содержание которой направлено на целостный педагогический процесс и включает все основные направления развития, называется: *

52. Из предложенных позиций выберите направление, не являющееся предметом взаимодействия педагогов, родителей и детей, в рамках региональной программы «Воспитание маленького волжанина»: *

53. Выберите правильный ответ. Программа «Воспитание маленького волжанина» была разработана авторским коллективом под руководством *

54. Что не входит в содержание дошкольного воспитания: *

55. Какой смысловой блок не входит в содержание нравственного воспитания: *

56. Что входит в понятие «социальная действительность»? *

57. Преемственность между детским садом и школой это: *

58. Какой компонент не входит в содержание технологии руководства сюжетно-ролевыми играми С.Л. Новоселовой: *

59. Назовите основные направления развития системы дошкольного образования: *

60. В какой книге впервые была представлена система дошкольного воспитания: *

Тестовые
задания к экзамену

По
МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности
с детьми раннего и дошкольного возраста

Инструкция:
Отметьте правильный ответ.

1.    Действия со значениями,
свободные от операциональной стороны, которые носят изобразительный характер,
называются:

а) игровым сюжетом

б) игровыми
действиями

в) игровыми
правилами

2.    Действия-манипуляции,
которые ребенок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества
предмета, игрушки, называются  игрой

а) творческой

б) дидактической

в) ознакомительной

3.    Деятельность ребенка
раннего возраста, направленная на освоение ребенком фиксированных в культуре
способов употребления предметов, называется:

а) развлекательной

б) предметно-манипулятивной

в) обучающей

4.    Игра, в которой манипуляции
ребенка с предметом наделяются игровым смыслом, называется:

а) сюжетно-ролевой

 б) режиссерской

в) ознакомительной

5.    Игры, в которых ребенок
проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность, называются:

строительно-конструктивными
а) творческими

б) дидактическими

в) сюжетно-ролевыми

6.    Игры, представляющие собой
разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально
написанные инсценировки) называются:

а) народными

б) театрализованные

в) сюжетно-ролевыми

7.    Новая классификация детских
игр, представленная в программе «Истоки: Базисная программа развития
ребенка-дошкольника» (М., 1997), разработана:

а)  С.Л. Новоселовой

б) Г.М.Блинова

в) Л.С.Выготский

8.    Обучающие игры называются:

а) режиссерскими

б) дидактическими

в) театрализованными

9.    По классификации С.Л.
Новоселовой, к играм, возникающим по инициативе взрослого, относят:

а) спортивные

б) досуговые

в) подвижные

10.     По классификации С.Л.
Новоселовой, к играм, возникающим по инициативе ребенка (детей), относят:

а) подвижные

б) режиссерские

в) сюжетно-ролевые

г) строительные

11. Развитие
игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры
предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей
отношения между людьми, показывают исследования:

а) Д.Б.
Эльконина

б) С.Л.
Новоселовой

в) О.
Радыновой


12. Специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения
игровой деятельности детей, называются:

а) предметами

б) игрушками

в) картинками

13. Вид
деятельности 3-летнего ребенка

а) игра

б) труд

в) общение

14. Виды
дидактических игрушек для детей 2-го года жизни

дидактические
игры

строительные
игры

соревновательные
игры

15. Выберите
из предложенных вариантов педагогические умения, которые должны быть
сформированы у педагога ДO:

а) организаторские,

б)
коммуникативные умения

в)
физические

16. Выбор
метода обучения, прежде всего, зависит от:

а) от цели, содержания предстоящего
занятия

б) формы
занятия

в) приемов и
средств проведения

17. Деятельность,
в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых
условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними:

а) ролевая игра

б) театрализованная
игра

в) сюжетная
игра

18. Дидактическая
задача, игровая задача, игровое правило — это структура __________________
игры.

а) дидактической

б) строительно-конструкторской

в) театрализованной

19. Использование
игрового приема обучения характеризует:

а) сюрпризный момент

б) организационный
момент

в) заключительный
момент

20. К
сюжетным (образным) игрушкам относятся:

а) куклы

б) кубики

в) тематические
игрушки

21. К
числу вредных игрушек многие педагоги и психологи относят:

а) военные игрушки

б) строительные
игрушки

в) тематические
игрушки

22. Какой
из названных показателей является основным для определения развития игровой
деятельности детей?

а) характер реальных взаимоотношений
между играющими

б) проявление
лидерских взаимоотношений между играющими

в) умение
подчиняться в игре

23. Компонент
сюжетно-ролевой игры:

а) вводная часть

б) основная
часть

в) заключительная
часть

24. Одно
из требований к отбору произведения для игры — драматизации

а) наличие диалогов, коротких
монологов

б) описание
действия

в) указания к
проведению

25. Основными
структурными элементами игры являются:

а) правила

б) содержание

в) указания

26. Специфической,
полноценной и достаточно содержательной для детей деятельность, имеющая свои
побудительные мотивы и способы действий является

а) творческая игра

б) дидактическая
игра

в) сюжетно-ролевая
игра

27. Формы
организации эстетического воспит
ания

а) праздники и развлечения

б) досуг

в) соревнования

28.
Основа игр с правилами:

а) свод
формализованных правил

б)
воображаемая ситуация

в)
набор игровых действий

г) выигрыш

29.
Тип отношений играющих в играх с правилами
:

а)
дружеские взаимоотношения

б)
сопричастности

в) состязания
и соперничества

г)
сотрудничество

д)
соперничество

30.
Конечный результат в творческих играх
:

а) его
нет

б)
реализация игрового замысла

в)
выигрыш

г)
творческое воссоздание действий

д)
победа

е)
установление дружеских взаимоотношений

31.
Основная цель творческих игр
:

а) насладиться
процессом

б)
реализация замысла

в)
принять роль

г)
действия с предметами

д)
организация досуга

32.
Характерные особенности сюжетно-ролевых игр старших дошкольников
:

а) цепочка
из 1-2 действий

б)
роли не осознаются

в)
воображаемая ситуация удерживается взрослым

г)
содержанием игр являются отношения взрослых

33.
Определите зависимость от игрушки игровой деятельности старшего дошкольника
:

а) ребенок
сначала определяет игру, затем игрушку

б)
ребенок сначала выбирает игрушку, потом игру

в)
игра не зависит от игрушки

г)
игра может протекать без игрушки

д)
игрушка – материальная основа игры

Выберите
правильный ответ (их может быть несколько)

34.
Выделите основные компоненты технологии руководства сюжетно-ролевыми играми
С.Л. Новоселовой:

а) минимальное
число игрушек

б)
обучающие игры

в)
игра «телефон»

г) активизирующее
общение взрослого с ребенком

д) предметно-игровая
среда

е) игры-придумывания

ж) ознакомление
с окружающим

35.
Дополните фразу: «Основные компоненты игры как деятельности»:

а) цель

б)
мотив

в)
результат

г)
действия

д)
воображаемая ситуация

е)
роли

36.
Творческие игры это
:

а) игры-драматизации

б) игры-забавы

в)
сюжетно-ролевые

г)подвижные

д)
музыкальные

ж)
дидактические

 37.
Игры с правилами
:

а) шахматы

б)
лото

в)
«магазин»

г)
дочки-матери

д)
парные картинки

38.
Основные игровые средства:

А) игрушки

Б)
воображаемые предметы

В) предметы-заместители

Г)
роли

Д)
игровые действия

39.
Основные компоненты сюжетно-ролевых игр
:

а)
дидактическая задача

б)
игровая задача

в) воображаемая
ситуация

г)
роль

д)
игровые действия

е)
правила

40.
Выделите верное утверждение
:

а) «игра
дитя труда»

б)
игра социальна по содержанию

в)
игра социальна по происхождению

г)
«труд дитя игры»

д)
игра имеет биологическое происхождение

41.
Назовите исследователей технологий сюжетно-ролевых игр
:

а)
А.П. Усова

б) Д.Б.
Менджерицкая

в)
Л.С.Выготский

г) С.Л.
Новоселова

д) Н.А.
Короткова

е)
А.Н. Леонтьева

42.
Назовите основные компоненты дидактических игр
:

а)
воображаемая ситуация

б) дидактическая
задача

в) игровые
взаимоотношения

г)
правила

д)
роли

е)
игровые действия

43.
Какие потребности удовлетворяются в игре:

а) потребность
в движении

б) потребность
в общении

в) потребность
в действиях с предметами

г)
биологические потребности

д) потребность
в познании окружающего мира

44.
Какие игрушки обеспечивают развитие творчества ребенка?

а) игровые
модули

б) предметы-заместители

в)
предметы и пособия

г)
наборы тематических игрушек

д)
дидактические игрушки


45. От чего зависит выбор игры при планировании?

а) от времени
проведения игры

б) от
настроения играющих

в) от природно-климатических
условий

г) от места
проведения игры

д) от наличия
игровых аксессуаров

е) от целей
воспитания и обучения

46. Компонентами
комплексного метода руководства игрой являются:

а) ознакомление
с окружающим в активной деятельности

б) разработка
взрослым правил игры для детей

в) организация
предметно-игровой среды

г) обогащение
и передача игрового опыта

д) активизирующее
общение взрослого с детьми

е) организация
взаимодействия с родителями

47. Какой
из названных показателей является основным для определения развития игровой
деятельности детей:

а) характер
реальных взаимоотношений между играющими

б) проявление
лидерских взаимоотношений между играющими

в) умение
подчиняться в игре

48 Одно из
требований к отбору произведения для игры — драматизации:

а) наличие
диалогов, коротких монологов

б) описание
действия

в) указания к
проведению

49.
Определите
последовательность этапов развития игры
(отметьте цифрами
последовательность):

а) сюжетно-отобразительная
игра

б) развитая сюжетно-ролевая
игра

в) начальный
этап сюжетно-ролевой игры

г) отобразительная
игра

д)
ознакомительная игра

50. Какова
последовательность основных направлений педагогического руководства игрой на
протяжении дошкольного детства в соответствии с обучающим методом
(отметьте
цифрами последовательность):

а) формирование
совместного сюжетосложения

б) формирование
сюжетного игрового действия

в) формирование
ролевого поведения

г) формирование
умения изменять ролевое поведение

> Комплексный метод руководства игрой.  С. Новоселова.
Комплексный метод руководства игрой. С. Новоселова.

>  1. Обогащение     2. Обучающие игры социального опыта
1. Обогащение 2. Обучающие игры социального опыта (обогащение детей в игрового опыта) повседневной жизни 4. Активизирующее общение 3. Организация воспитателя с предметно-игровой детьми в игре среды

>  Комплексный метод руководства игрой.  Компоненты игры   Младший  Средний
Комплексный метод руководства игрой. Компоненты игры Младший Средний Старший возраст Связь психического развития и игры, задачи развития игры Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни Обучающие игры (обогащение игрового опыта). Организация предметно- игровой среды Активизирующее общение воспитателя с детьми

> Связь психического развития и игры, задачи развития игры
Связь психического развития и игры, задачи развития игры Младший возраст Игра младших дошкольников имеет социальное содержание, из которого вытекает необходимость выделить и распределить роли людей в соотношении с сюжетом игры, принять роль на себя и действовать согласно ей. Поэтому основными задачами руководства играми детей младшего дошкольного возраста являются: — развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий, — развитие и обогащение сюжетов игр, — формирование умения детей играть рядом, а затем и вместе. Дети четвертого года жизни должны уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником, использовать предметы-заместители и заменять некоторые игровые действия словами.

>     Средний возраст 5 -й год – период интенсивного развития
Средний возраст 5 -й год – период интенсивного развития самостоятельности детей и проявление ее в разных видах деятельности. Происходят значительные изменения в познавательной сфере (совершенствуется восприятие, умение обследовать предметы), развивается мышление и речь. Дети могут выполнять определенные правила, их начинает привлекать коллектив. Формируются эмоционально-нравственные оценки, дети активно овладевают средствами эмоциональной выразительности (меняют интонации в зависимости от содержания). На пятом году жизни совместная сюжетно-ролевая игра становится ведущей формой игровой деятельности. В начале года воспитатель обращается к игровому опыту, приобретенному детьми в предыдущей группе. В этот период важно поддерживать воплощение замыслов путем реализации в игре нескольких игровых задач и комбинирования разных эпизодов из сказок и реальной жизни. Поощрять стремление играть не только с игрушками, но и с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, обозначать действия словом. Педагог подсказывает новые роли, способы поведения, характер высказываний, содержание диалогов, учит договариваться со сверстниками, вступать в деловое взаимодействие с остальными.

>      Старший возраст К 6 -и годам при правильном
Старший возраст К 6 -и годам при правильном педагогическом влиянии дети уже умеют самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры: выбрать тему, создавать предметно-игровую среду, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения, т. е. сюжетно-ролевые игры приобретают самостоятельный характер, открывают простор для индивидуальных замыслов детей. В старшей группе совершенно недопустимо как прямое навязывание детям готовых, идущих от воспитателя игр для тем, так и разучивание определенных сюжетов или строго тематический подбор игровой атрибутики, сковывающий детскую инициативу в игре. У старших детей к концу года насчитывается 7 -10 ролей в играх, из них 2 — 3 любимые. В играх приходит опыт понимания общественной жизни. Дети приучаются сдерживаться, не вступать в конфликты, становятся внимательнее к требованиям взрослых и сверстников, начинает складываться нравственная основа в игре, на которую ребенок начинает опираться и в повседневной жизни.

>  Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни.     Младший
Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни. Младший возраст. Формы расширения практического опыта могут быть разными: — наблюдения в группе, на участке, в спальне, раздевалке — наблюдения за действиями взрослых и другими детьми — посильное участие детей в трудовых действиях взрослых — разные виды занятий, на которых закрепляются, расширяются знания о животных, людях, предметах, действиях с ними, Рекомендуется: побуждать детей наблюдать в быту за подготовкой взрослого к осуществлению какой-либо задачи (посмотреть как и что делает няня, прежде чем накормить ребят). Обращать внимание на поведение взрослых, взаимодействие взрослых животных и их детей, людей и животных. Наблюдать совместный труд 2 -3 людей, общение (продавец – покупатель, врач – больной, хозяйка – гость). Наблюдать на улице, на участке за подготовкой взрослых к осуществлению какой-либо задачи (шофер протирает стекло, заводит машину, уезжает). Наблюдать за более сложными явлениями окружающего мира (как и для кого строят дома, прокладывают дорогу и т. д. ). Наблюдения в ходе экскурсий следует сопровождать беседой, чтобы вызвать умственную активность и подвести детей к конкретным выводам. Нужно включать детей в активную деятельность – в ходе наблюдений за шофером – посидеть в кабине, за поваром – подсказать, в какой воде лучше мыть посуду, как найти нужные продукты. Можно наладить связь игры с обучением (например, изо – лепить угощение куклам).

>      Средний возраст. Педагог предлагает ознакомление с трудом почтальона,
Средний возраст. Педагог предлагает ознакомление с трудом почтальона, продавца. Наряду с сообщением новых знаний о профессиях, углубляются представления об уже известной деятельности (шофера, врача, работников д/ c ), дети получают новые сведения о домашних животных, людях, которые ухаживают за ними, о жизни диких животных. Дети знакомятся с новыми предприятиями (аптеки, киоски, школа). При ознакомлении с трудом взрослых особое предпочтение отдается экскурсиям. В отличие от младших групп детям могут быть показаны не только действия, которые люди выполняют, но и объясняют значимость их труда для окружающих, обращается их внимание на личностные качества человека (продавец вежливый, внимательный, советует). Воспитатель стремится вызвать симпатию к человеку, с профессией которого знакомят, стремление помочь (прачка). Также, как и в младшей группе, надо показывать, что люди могут действовать с орудиями труда, но и постепенно вступают в контакт. Для углублений знаний надо продумать ситуации, предполагающие совместный труд со взрослыми (дети стирают кукольное белье). Воспитатель должен учить детей общаться и убеждать в необходимости общаться (попросить сходить в мед кабинет и выяснить что-то у мед. сестры). Так дети приобретают социальный опыт, который поможет им в налаживании отношений со сверстниками в игре (плюс наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, картины).

>     Старший возраст. Старшие дошкольники уже имеют достаточно широкий круг
Старший возраст. Старшие дошкольники уже имеют достаточно широкий круг знаний о социальной и природной сфере, которые могут отразить в играх. Когда представлений о каких-нибудь явлениях недостаточно или они имеют не всегда отчетливый характер, дети проявляют любознательность. Возникающий интерес удовлетворяется на занятиях, в беседах, при ответах на вопросы, чтении произведений (возраст почемучек) и также способствуют обогащению детских игр. Используются также для формирования более четких представлений дидактические игры о трудовых действиях и взаимоотношениях взрослых людей, встречи с родителями. В старшей и подготовительной группе изменяется содержание экскурсий – они носят обобщающий характер, дети получают более широкий спектр знаний и конкретизируют, уточняют, углубляют уже имеющиеся представления. В беседах, которые проводятся после непосредственных наблюдений важно подчеркивать нравственную сущность человеческой деятельности.

>   Обучающие игры (обогащение игрового опыта).     Младший возраст.
Обучающие игры (обогащение игрового опыта). Младший возраст. Педагог должен понимать, что его цель не игра в рамке «заданного» сюжета» , а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Чтобы выделить ролевой диалог, нужно пользоваться минимальным количеством игрушек (смещать акцент на разговор персонажей). На первых этапах можно показывать образцы диалога. Затем — игры-драматизации. Для введения в игру предметов-заместителей можно использовать проблемные ситуации, вопросы (сломался мотор, надо поднять машину, чтобы отремонтировать, дальше использовать кубики, как домкрат, палочку вместо отвертки).

>      Средний возраст. Роль обучающих игр несколько снижается (есть
Средний возраст. Роль обучающих игр несколько снижается (есть некоторый опыт), они помогают овладевать ролевыми способами поведения: — театрализованные игры , где разыгрываются несложные произведения, литературные сюжеты и дети используют выразительные средства, следовательно, расширяют сюжетные линии самостоятельных игр, дают образцы взаимодействий, отношений героев; — игры-загадки типа «угадайте, кто пришел» , (способствуют развитию выразительных средств); — подвижные игры с сюжетным содержанием ( «у медведя во бору» ), помогают войти в игровую роль; Старший возраст. Все виды игр, в которых развиваются игровые умения (выразительно передавать особенности персонажей, правильно строить ролевой диалог и др. ) способствуют развитию ср игры. Например, дидактические игры ( « Кому что нужно для работы» ) для уточнения знаний о людях разных профессий, для обогащения сюжетных линий «Как принимать гостей» .

>   Организация предметно-игровой среды     Младший возраст. Дети хорошо
Организация предметно-игровой среды Младший возраст. Дети хорошо осваивают принцип замещения, поэтому в группу можно внести разнообразные предметы (бросовый и природный материал, например, кусочки поролона, меха, шнурки…). Нужно подводить детей к тому, что некоторые предметы-заместители можно легко преобразовать (бумагу разорвать, смять, свернуть, нарисовать на ней…). Нужно поощрять свободное использование предметов-заместителей. — можно использовать элементы оформления игровых эпизодов, изображенных на съемных панно. — для того, чтобы ребенок осознал роль и взялся ее выполнить помогают предметы, детали одежды, характерные для изображаемых людей (бусы, фартук, юбка – для мамы, галстук – для папы). — изменение игровой среды способствует преодолению стандартных и стереотипных детских игр. Этому и помогает внесение новых игрушек или уменьшение их количества, заставляющее прибегать детей к использованию заместителей. — можно привлечь детей к изготовлению простых предметов для игры (например, воспитатель вырезает силуэт банки, дети рисуют овощи).

>     Средний возраст. В средней группе, как и в младшей,
Средний возраст. В средней группе, как и в младшей, игрушки вносятся постепенно по мере ознакомления с окружающим. Дети широко используют предметы- заместители, включают в игры воображаемые предметы. На 5 -м году дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, педагог помогает выбрать наиболее удачный наводящими вопросами. Продолжает использовать съемные панно-картины, содержание которых более разнообразное (например, подводный мир). Для выражения исполнения роли помогают предметы одежды, но не точная копия костюма, а элемент одежды. На пятом году жизни нужны крупные игрушки. В средней группе дети привлекаются к изготовлению различных построек (например, из строительного материала) следовательно, воспитатель не дает готовое решение, а побуждает к самостоятельному поиску вариантов. Можно использовать игрушки-самоделки, вместе с детьми в детском саду или дома с родителями. Игровая среда должна быть подвижной для развития творчества в игре. Воспитатель, изменяя среду, может поддерживать интерес и усложнять способы отображения одного и того же события.

>      Старший возраст. Среда предполагает учет особенностей психологического и
Старший возраст. Среда предполагает учет особенностей психологического и умственного развития старших дошкольников (наглядно-образное мышление, способность к моделированию действительности в игровой форме, развитие воображения, склонность к фантазии, обоснованное комбинирование и преобразование ранее полученных знаний), а также выполнение воспитателем задачи развития детского творчества в игре. Это означает, что предметно-игровая среда не должна сковывать инициативу детей, тематические уголки, которые помогали в младших группах развить игру теперь могут стать тормозом игровой инициативы, т. к в них заранее задается игровая задача. Нужно предусмотреть умение детей самостоятельно подбирать игрушку или предмет-заместитель, самостоятельно создать игровую обстановку с помощью подсобного материала, сооружать нужные поделки и т. д.

>   Активизирующее общение воспитателя с детьми
Активизирующее общение воспитателя с детьми Младший возраст. Задача воспитателя – построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало ролевое поведение. Надо угадать, что делает ребенок, подключиться к его игре, найти подходящую по смыслу дополнительную роль и развернуть ролевое взаимодействие. Тематика должна быть интересной для детей, сюжеты игр, который развертывает воспитатель однотемны и построены в основном на парных ролях, тесно связаны по смыслу. Нужно направить внимание детей на осознание принятых ролей и общение со сверстниками. При этом можно использовать следующие приемы: — обращение к ребенку в предполагаемой роли, — напоминание о литературном герое, — показ образца игры другим ребенком, — проблемная ситуация (как врач должен обратиться к больному) — нужно стремиться к более выразительной передачи роли, можно делать подсказки о поведении людей разных профессий. Главное условие – дети должны побуждаться к самостоятельному решению игровых задач. Взрослый лишь активизирует опыт и знания наводящими вопросами, советами. Таким образом, необходимо опосредованно учить детей самостоятельно ставить взаимосвязанные игровые задачи и побуждать детей к активному проявлению себя в ролевых и реальных действиях с партнерами по игре. С этой целью используются как косвенные, так и простые приемы руководства.

>     Средний возраст. Подвести к самостоятельному и творческому применению игрового
Средний возраст. Подвести к самостоятельному и творческому применению игрового и жизненного опыта помогают игровые проблемные ситуации, ставящие детей перед выбором замысла и роли, необходимости решать игровые задачи. Эффективным методическим приемом является поощрение – многих детей нужно своевременно поддержать в той или иной роли, похвалить за согласованность игровых действий, за подчинение общим командам. Педагог должен оберегать детскую самостоятельность и лишь в случае необходимости направлять их, не вовлекать детей в игу против их желания. К концу пятого года жизни дети приобретают следующий игровой опыт: Игровые сюжеты развернуты и реализуют интересные замыслы. Большинство детей предпочитают играть вместе. Как правило, дети уже обо всем могут договориться сами. Хорошо осваивают способы предметно-игровой деятельности, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Вступают в ролевые взаимодействия на достаточно длительное время, часто завязывают содержательную ролевую беседу.

>      Старший возраст. Воспитатель в основном использует косвенные приемы
Старший возраст. Воспитатель в основном использует косвенные приемы руководства детьми, охраняя самостоятельность детских игр. Создавая проблемные ситуации, воспитатель должен гибко влиять на замысел игры, на развитие сюжета, на усложнение способов отображения действительности. Воспитатель может подавать реплики-советы по содержанию игры, незаметно видоизменять игровую среду, иногда включаться в игру как равный партнер. Если дети не могут свободно применять средства игрового замещения, не владеет ролевым диалогом нужно усилить индивидуальную работу. Кроме приемов, использующихся в младшей и старшей группах можно использовать: — рассказывание сказок или случаев (реальных и фантастических) в кругу небольшой группы детей; — разыгрывание знакомых и интересных сказок и рассказов, творчески развивая сюжет, импровизируя; — предварительное обсуждение темы и хода игры, выбор игрового материала (но не нужно придерживаться жестко установленного плана).

Прочитайте предложенный ниже текст и выполните задания:

  1. Выпишите в тетрадь компоненты комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников.

  2. Выделите особенности компонентов в разных возрастных группах.

  3. Выберите тему игры (в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы», «Детство») и составьте план ее введения в жизнь детей (или развития уже существующей игры). Возрастную группу можно выбрать самостоятельно.

Комплексный метод руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников

(по материалам: Крылова Е. В. Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 60-63)

Комплексное руководство развитием сюжетно-ролевых игр дошкольников, предложенное Е.В Зворыгиной и С.Л Новосёловой, включает в себя четыре взаимосвязанных компонента (направления деятельности): Обобщение и обогащение жизненного опыта детей; обогащение игрового опыта детей; активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр; создание развивающей предметно-игровой среды.

1. Обобщение и обогащение жизненного опыта детей.

Возможность развития умственной деятельности, обогащение жизненного опыта детей — первый компонент руководства развитием игры. Цель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание детьми назначения предметов, смысла действий людей и др.). Здесь может быть запланирована совместная деятельность педагога с детьми (в повседневной жизни и во время специально организованных занятий), тематически связанная с планируемой сюжетно-отобразительной / сюжетно-ролевой игрой. Примерный перечень форм этой работы: наблюдения, экскурсии целевые прогулки, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий, обследование, экспериментирование с предметами, просмотр видео записей, чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть, свободное общение, беседы, прослушивание дисков, аудиозаписей, посильное участие детей в трудовых действиях взрослых, продуктивные виды детской и совместно со взрослым деятельности.

2. Обогащение игрового опыта детей.

Обогащение игрового опыта детей — второй компонент руководства развитием игры. Цель: развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры. В этой работе педагогу необходимо обратить внимание на планирование совместной игровой деятельности с ребенком / детьми, используя все периоды времени, отведенные режимом дня для игры и свободной деятельности детей. Рекомендуем использовать следующие виды игр — дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые, строительно-конструктивные, близкие по персонажам, тематическому содержанию и др. к планируемой сюжетно-отобразительной / сюжетно-ролевой игре. Например, в контексте сюжетно-ролевой игры «Зоолечебница» (старшая группа, программа «Детство») могут быть запланированы дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Где мы были — мы не скажем, а что видели, покажем», игра-имитация «Угадай, кто я»; игра-инсценировка по сказке К.Чуковского «Айболит», строительная игра «Больница для зверей» и др. Приемы практического руководства игрой, исходя из возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития ребенка.

Например, в I младшей группе в плане может быть отражен такой прием, как «обыгрывание воспитателем роли «доктора» с последующим вовлечением в игру заинтересованных детей»; во II младшей — «совместная игра воспитателя с детьми, в которой главную роль — «доктор» — выполняет ребенок, а воспитатель с остальными детьми выполняет одинаковые второстепенные роли — пациенты»; в средней — «разыгрывание с детьми многоперсонажного сюжета, где одна роль по смыслу связана со всеми остальными: «доктор — медсестра — шофер скорой помощи», со сменой ролей воспитателем или детьми по ходу игры; в старшем дошкольном возрасте — «создание проблемной ситуации, направленной на сюжетосложение, например, комбинирование сюжетов «Путешествие в Африку» + «Больница» (письмо от доктора Айболита с просьбой помочь больным зверям)».

Обучающие игры вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны, сюрпризности и занимательности. Обучающие игры — это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому. Вместе со взрослым дети учатся ставить интересную воображаемую цель, усваивают новые, более обобщенные способы отображения действительности. Содержание второго компонента может быть реализовано педагогами при условии владения методикой развития сюжетно-отобразительной /сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.

3. Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр.

Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр — третий компонент руководства развитием игры. Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения; формировать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом. Общение взрослого с ребенком способствует формированию прогрессивных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач: — младший дошкольный возраст — развертывание сюжета как смысловой цепочки предметных действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами; — средний дошкольный возраст — развертывание сюжета как цепочки ролевых действий (ролевых диалогов); — старший дошкольный возраст — развертывание сюжета как последовательности взаимосвязанных событий. Эффективность обучающих игр могут обеспечить продуманные приемы мотивации дошкольников к игре, активизации их по ходу игры, которые реализуются в педагогическом процессе через ролевое общение педагога с детьми. Они включаются в третий компонент перспективного плана. Полезно разработать и прописать примерные сценарии обучающих игр, алгоритм которых не является неизменным и может меняться по ходу игры с детьми, опираясь уже на предложения и замысел играющих. В сценарии включаются проблемные игровые ситуации, направленные на самостоятельное решение игровой задачи ребенком, на нахождение нового способа отображения действительности. Формулировка игровой задачи может быть прямой («Покорми дочку»), косвенной («Дочка хочет есть»), игровая задача может быть поставлена вне подсказывающей сюжетной ситуации («Чья дочка потеряла маму?»). Игровые задачи (проблемные ситуации) могут быть направлены на развитие игровых действий с педагогом, сверстниками, игрушками.

Например, во II младшей группе может быть следующее развитие сюжетно-ролевой игры «Повар»:

1. Развитие сюжета, в котором игровые действия воспитателя направлены на детей — педагог предлагает испечь и угостить детей пирожками, показывая и комментируя при этом условные игровые действия.

2. Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на воспитателя. В этом случае педагог создает проблемную ситуацию, объясняя детям, почему он голоден и просит его накормить, активизируя их прежний опыт и знания наводящими вопросами, советами, стараясь вызвать эмоциональную заинтересованность игровой задачей.

3. Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на игрушки — теперь уже в группу приходят проголодавшиеся животные, которых дети кормят самостоятельно.

Таким образом, игровая деятельность дошкольников протекает в усложняющихся проблемных ситуациях, опирающихся на их практический и игровой опыт, а у педагога есть возможность наблюдать и анализировать игровые умения детей, на основе чего намечать новые развивающие задачи и включать новое содержание работы в перспективный план.

4. Создание развивающей предметно-игровой среды.

Создание развивающей предметно-игровой среды — четвертый компонент руководства развитием игры. Цель: создание условий для самостоятельных игр, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим, в обучающих играх, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам ее реализации и воспроизведения действительности. Предметно-игровая среда изменяется с учетом практического и игрового опыта детей: — сюжетные игрушки — предметы-заместители — воображаемые предметы; — подсказывающие развернутые сюжетные ситуации — измененные сюжетные ситуации — самостоятельная организация предметно-игровой среды детьми. Примерное содержание работы в плане работы воспитателя: — внесение, совместное изготовление игрушек, ролевых атрибутов, маркеров пространства; — изменение предметно-игровой среды на основе новых развивающих задач; — совместное составление алгоритмов игры (старший дошкольный возраст); — проблемные игровые ситуации, направленные, например, на мотивацию детей к игре (появление новых игрушечных персонажей, которое пришли в группу, потому что знают, что дети умеют вкусно готовить); на использование детьми предметов-заместителей (исчезновение необходимого для работы доктора, парикмахера и др. инструмента) и т. д. — обыгрывание игрового материала педагогом; — презентации игрового материала взрослым (детьми старшего дошкольного возраста).

Реализация этих составляющих обеспечивает системную, комплексную работу педагога по развитию сюжетные игры. В выборе тематики детских игр (например, «Детский сад», «Путешествие на корабле», «Экскурсия в зоопарк» и т. д.) необходимо руководствоваться образовательной программой, реализуемой в дошкольном учреждении, учитывая игровые интересы детей группы.

Практика показывает, что комплексный подход к планированию формирования игрового опыта детей обеспечивает системную, пошаговую работу педагогов в развитии сюжетно-отобразительных / сюжетно-ролевых игр дошкольников и способствует нарастанию игровой самостоятельности и творчества детей.

Тест по теме «Игровая деятельность дошкольника»

1.Дополните фразу: «Основные компоненты игры как деятельности»:

а) цель

б) мотив

в) результат

г) действия

д) воображаемая ситуация

е) роли

2. Творческие игры это:

а) игры-драматизации

б) игры-забавы

в) сюжетно-ролевые

г)подвижные

д) музыкальные

ж) дидактические

3. Основа игр с правилами:

а) свод формализованных правил

б) воображаемая ситуация

в) набор игровых действий

г) выигрыш

4. Игры с правилами:

а) шахматы

б) лото

в)»магазин»

г) дочки-матери

д) парные картинки

5. Тип отношений играющих в играх с правилами:

а) дружеские взаимоотношения

б) сопричастности

в) состязания и соперничества

г) сотрудничество

д) соперничество

6. Конечный результат в творческих играх:

а) его нет

б) реализация игрового замысла

в) выигрыш

г) творческое воссоздание действий

д) победа

е) установление дружеских взаимоотношений

7. Основная цель творческих игр:

а) насладиться процессом

б) реализация замысла

в) принять роль

г) действия с предметами

д) организация досуга

8. Основные игровые средства:

А) игрушки

Б) воображаемые предметы

В) предметы-заместители

Г) роли

Д) игровые действия

9.Основные компоненты сюжетно-ролевых игр:

а) дидактическая задача

б) игровая задача

в) воображаемая ситуация

г) роль

д) игровые действия

е) правила

10. Характерные особенности сюжетно-ролевых игр старших дошкольников:

а) цепочка из 1-2 действий

б) роли не осознаются

в) воображаемая ситуация удерживается взрослым

г) содержанием игр являются отношения взрослых

11. Выделите верное утверждение:

а) «игра дитя труда»

б) игра социальна по содержанию

в) игра социальна по происхождению

г) «труд дитя игры»

д) игра имеет биологическое происхождение

12. Назовите исследователей технологий сюжетно-ролевых игр:

а) А.П. Усова

б) Д.Б. Менджерицкая

в) Л.С.Выготский

г) С.Л. Новоселова

д) Н.А. Короткова

е) А.Н. Леонтьева

13.Назовите основные компоненты дидактических игр:

а) воображаемая ситуация

б) дидактическая задача

в) игровые взаимоотношения

г) правила

д) роли

е) игровые действия

14. Определите зависимость от игрушки игровой деятельности старшего дошкольника:

а) ребенок сначала определяет игру, затем игрушку

б) ребенок сначала выбирает игрушку, потом игру

в) игра не зависит от игрушки

г) игра может протекать без игрушки

д) игрушка – материальная основа игры

15. Какие потребности удовлетворяются в игре:

а) потребность в движении

б) потребность в общении

в) потребность в действиях с предметами

г) биологические потребности

д) потребность в познании окружающего мира

16. Какие игрушки обеспечивают развитие творчества ребенка?

а) игровые модули

б) предметы-заместители

в) предметы и пособия

г) наборы тематических игрушек

д) дидактические игрушки

17. Выделите основные компоненты технологии руководства сюжетно-ролевыми играми С.Л. Новоселовой:

а) минимальное число игрушек

б) обучающие игры

в) игра «телефон»

г) активизирующее общение взрослого с ребенком

д) предметно-игровая среда

е) игры-придумывания

ж) ознакомление с окружающим

18. Выделите парадоксы игры, выделенные Л.С. Выготским:

а) игра-школа воли

б) игра-школа морали

в) противоречие между желаниями и возможностями

г) игровые и реальные отношения

д) необходимость руководства творческой деятельности

е) воображаемая ситуация все время развивается

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аминовитал для птиц цена инструкция по применению в ветеринарии
  • Митсубиси аутлендер 1 поколения руководство по ремонту
  • Siemens gigaset sl1 инструкция на русском языке
  • Нормогидрон инструкция к применению взрослым при диарее
  • Эхинацея чайлдлайф айхерб инструкция по применению