Ответы на тесты по теме Менеджмент
Для более эффективного поиска следует вводить 2-3 ключевых слова из вопроса !!!
теория «Х» МакГрегора строится на следующих предпосылках:
Люди не склонны трудиться, и предпочитают стабильность и защищенность
Какой стиль руководства отражает теория «X» МакГрегора
авторитарный
Теория Y Макгрегора ориентирована на стиль руководства
демократический
Содержание теории Х Макгрегора отражает подход к управлению
традиционный
Синтезом теории «Х» и «Y» Макгрегора явилась:
теория «Z» Оучи
В соответствии с теорией «X» Дугласа МакГрегора человек:
не любит работать и старается избежать ответственности
1. Какие основные факторы участвуют в модели мотивации В.Врума
ожидание возможности результата, ожидание возможного вознаграждения от этого результата и ожидание ценности вознаграждения
2. Какие черты не характерны для механистического типа организации
Амбициозная ответственность
3. Какие элементы образуют среду прямого влияния
Конкуренты, поставщики
4. Каким образом влияние через страх можно использовать в отношении квалифицированных работников
Запугивая возможностью ущемления самолюбия
5. Какими основными чертами должен обладать такой архетип управляющего как «Лидер»
Умение общаться с людьми, способность распозновать потенциал каждого человека и заинтересовывать его в полном использовании этого потенциала
6. Какова причина, по которой требуется проверка результата принятого решения
Если решение хорошее, вы будите знать, что делать в аналогичной ситуации, если плохое-юудете знать, что не следует делать
7. Каковы причины необходимости контроля в организации
неопределенность внешней и внутренней среды; предупреждение кризисных ситуаций; поддержание успеха
8. Какое определение больше подходит к понятию «стратегия»
гибко изменяющийся долгосрочный план действий компании с целью достижения конкурентных преимуществ
9. Какой вид власти будет наиболее приемлем в исследовательской группе из высококвалифицированных специалистов
Эксперта
10. Какой из неформальных методов прогнозирования позволяет получать наиболее ценную информацию
Промышленный шпионаж
11. Какой из подходов не относится к известным школам в управлении
новая экономическая политика
12. Какой метод принятия решения можно рассматривать как неформальный
мозговой штурм
13. Какой механизм координации в модели Г. Минцберга используется в дивизиональной структуре
непосредственное
14. Какой стиль руководства отражает теория «X» МакГрегора
авторитарный
15. Какой ученый первым выделил роль разделения труда в становлении современной экономики и организации
А.Смит
-
В каких ситуациях
по Фидлеру лучше подходит стиль
руководства, ориентированный на
отношения? умеренно
благоприятных -
В каких случаях
обращаются к качественным методам
прогназирования?
Нехватка информации, получаемой
количественными методами прогнозирования -
В какой модели
проектирования работ используется
командный подход? социотехническая
схема -
В качестве примера
многозвенной технологии (классификация
Томпсона) может являться: сборочная
линия массового производства -
В компании
производящей мебель работает 90 человек.
Генеральному Директору подотчетно 12
человек. Один из заместителей Генерального
его жена — Коммерческий директор.
Финансовый директор уехал в отпуск.
Его заменяет Главный бухгалтер. Норма
контроля (норма управляемости)
Генерального составляет : 12 -
В наибольшей
степени зависят от национальной культуры
следующие концепции менеджмента:
трудовая
мотивация, отношение к власти -
В структуре какого
типа нарушается принцип единоначалия?
матричная -
В теории менеджмента
к функциям управления относятся:
контроль,
планирование, организация. -
В чем заключается
принцип единства управления? Полную
и абсолютную ответственность за
деятельность всего предприятия должен
нести один человек -
В чем заключаются
особенности кибернетизации относительно
автоматизации? Включение
в алгоритм
этапа
использование интеллекта, т.е. способность
решать неформализировнные задачи и
находить выход в непредвиденных
ситуациях. -
В чем основное
отличие предварительного, текущего и
заключительного контроля? Во
времени осуществления -
В чем особенность
матричной структуры? матричная
ячейка подчиняется одновременно
руководителю функционального и
продуктового подразделений -
В чем состоят
ограничения количественных методов
принятия решений? трудность
перевода параметров, необходимых для
принятия решения, в измеряемые показатели. -
В чем, по мнению
Берхорда, причина возникновения
неформальной организации? Необходимость
защиты от формальной организации -
Внешняя среда
прямого воздействия на организацию —
это все
перечисленные -
Выполнение работы
по принуждению или через экономические
стимулы это: внешняя
мотивация -
Высшим достижением
школы научного управления является
разработка: анализ
рабочих операций -
Для каких целей
в процессе принятия решений используется
«мозговая атака»? Выявление
альтернатив -
Для любого
бизнесмена определяющим признаком
является то, что он: работает
ради получения прибыли -
Для того, чтобы
быть эффективным контроль должен быть:
экономным -
Для чего используется
в стратегическом менеджменте матрица
А.Томпсона и А.Стрикланда? для
выбора варианта стратегии -
Для чего
осуществляется делегирование своих
полномочий другими руководителям? Для
оптимального
решения
комплексной задачи -
Из каких составляющих
складывается менеджмент? Все
перечисленное -
Из перечисленных
менеджеров:1.Ген.дир-р, 2.Рук-ли
самостоят.органов, 3.Рук-ли цехов. К
высшему звену относятся 1 -
Из перечисленных
пунктов: 1.Анализ обследования уровня
заработной платы; 2.Условия на рынке
труда; 3.Производительность и прибыльность
организации. Структура заработной
платы определяется с помощью: 1,
2, 3. -
Из перечисленных
пунктов: 1.Выработка четких, кратких
целей; 2.Выработка целей снизу вверх;
3. Реалистичный план, пути его реализации,
контроль и оценка результатов и контроль;
4.Корректировка принятых планов, оценка
результатов и контроль — к основным
стадиямм управления по 1,
3, 4. -
Из перечисленных
пунктов: 1.Предоставляет руководству
информацию, необходимую для планирования
в будующем; 2.Сравнение фактически
полученных и требуемых результатов;
3.Способствует мотивации персонала. К
функциям относятся 1,
2, 3 -
Из чего состоит
экономический механизм менеджмента?
Все
перечисленное -
Избегание является
оптимальным способом управления
конфликтом: нет -
Информационным
критерием эффективности межличностной
коммуникации является: близость
смысла принятого сообщения к смыслу
посланного сообщения -
Используется ли
в модели мотивации Портера —
Лоулера фактор «справедливости»? да -
К какой разновидности
коммуникации можно отнести поручение
со стороны начальника цеха начальнику
участка? нисходящая
коммуникация -
К какой категории
менеджеров можно отнести заместителя
исполнительного директора компании
по маркетингу? функциональный
менеджер -
К какой модели
принятия решений относится выбор
удовлетворительного варианта действия?
ограниченная
рациональность -
К какой разновидности
эталонных стратегий относится создание
собственной системы сбыта продукции?
стратегия
интегрированного роста -
К какой школе
менеджмента относится Г.Эмерсон? школа
научного менеджмента -
К какому типу
ролей менеджера по Г.Минцбергу
относится роль «устраняющего проблемы»?
роли, связанные
с принятием решений -
К какому типу
коммуникационных сетей относится
вариант «колесо»? централизованный -
К какому типу
построения управления относится дующая
ситуация: «Строительство трубопровода
включает в себя ряд технологических
операций: подготовительные работы,
земляные работы (устройство траншей),
сварочные работы (сварка труб в нитку),
изоляция и укладка трубопровода в
траншею идр.? Руководство производства
каждого вида работ возложено на
начальника специального строительного
управления. Информация о каждом процессе
поступает управляющему строительным
трестом, а от него начальнику управления?
линейная
система управления -
К какому типу
продуктов в матрице БКГ можно применить
стратегию сокращения?
«собака» -
К классификации
по типу взаимодействия организации с
внешней средой относится: органическая -
К классификации
по типу взаимодействия организации с
человеком относится: корпоративная -
К классификации
по типу взаимодействия подразделений
в оргранизации относится: матричная -
К компетенции
службы персонала относятся функции:
обучение
персонала, определение потребностей
в повышении квалификации персонала -
К организационным
документам не относятся: объвления
о начале распродаж -
К функциям
оперативного уровня управления не
относятся: проектирование
структуры организации -
К функциям
стратегического уровня управления не
относятся: учет
запасов сырья -
Как называется
стиль лидерства в теории П. Херси и К.
Бланшара к подчиненным, которые желают,
но не способны работать? «продавать» -
Как следует
отнестись к накоплению информации о
проблеме? Избыток
информации также вреден как и ее
недостаток -
Какаими чертами
характера должен обладать такой архетип
управляющего как «администратор»
быть предельно
объективным и полагаться на факты и
логику -
Какая из перечисленных
коммуникационных ролей выполняет
функцию передачи сообщений в организации?
Связной -
Какая из перечисленных
теорий мотивации не относится к
содержательным теориям: модель
Портера Лоулера -
Какая из человеческих
потребностей является главной по теории
мотивации Макклелланда? Успех -
Какая обратная
связь имеет более значение с точки
зрения повышения эффективности
коммуникации отрицательная -
Какая последовательность
приоритетов позволит фирме добиться
успеха: люди-продукция-прибыль -
Какая составляющая
не входит в концепцию «7-S» Питерса и
Уотермана? ситуация -
Какая способность
менеджера, по Мак-Грегору, приводит к
успеху? Прогнозирование
человеческого поведения. -
Какая структура
является более централизованной?
линейно-функциональная -
Какая функция не
свойственна процессному подходу к
управлению по Файолю? Независимость
суждения менеджеров по отдельным
направлениям (программам) -
Какие из форм
власти по Р. Френчу и Б. Рэйвену могут
существовать только в системе формального
подчинения? законная
власть -
Какие исторические
обстоятельства повлияли на становление
менеджмента? промышленная
революция -
Какие критерии
лежат в основе теории лидерства Врума
— Йеттона? принятие
решений -
Какие могут быть
функциональные последствия
конфликтов в организации? более
эффективное принятие решений в
организации -
Какие организационные
структуры являются более адаптивными
к изменениям рынка? Продуктовая,
сетевая -
Какие основные
факторы участвуют в модели мотивации
В.Врума: ожидание
возможности результата, ожидание
возможного вознаграждения от этого
результата и ожидание ценности
вознаграждения -
Какие переменные
не входят в модель теории ожиданий
В.Врума? справедливость
вознаграждения;
восприятие
роли -
Какие существуют
аспекты человеческой переменной в
ситуационном подходе к управлению? Все
перечисленное -
Какие существуют
структурные способы разрешения
конфликтов? интеграционные
механизмы -
Какие черты не
характерны для механистического типа
организации? Амбициозная
ответственность -
Какие черты не
характерны для стратегического
управления? выстраивание
детальных планов на основе представлений
о стабильности среды; первоочередное
внимание внутренним процессам в
организации -
Какие элементы
образуют среду прямого влияния?
Конкуренты,
поставщики -
Каким образом
должна измениться организационная
культура при уменьшении масштаба
контроля в организации? она
станет более демократичной -
Каким образом
влияние через страх можно использовать
в отношении квалифицированных работников?
Запугивая
возможностью ущемления самолюбия -
Каким образом
могут удовлетворяться потребности в
теории К.Альдерфера? от
потребностей низкого уровня к потребностям
более высокого уровня -
Какими основными
чертами должен обладать такой архетип
управляющего как «Лидер»? Умение
общаться с людьми, способность
распозновать потенциал каждого человека
и заинтересовывать его в полном
использовании этого потенциала -
Какова важнейшая
функция управления? Создавать
условия для дальнейшего функционирования
предприятия -
Какова причина,
по которой требуется проверка результата
принятого решения? Если
решение хорошее, вы будите знать, что
делать в аналогичной ситуации, если
плохое-юудете знать, что не следует
делать -
Каково оптимальное
число подчиненных? 7-12
человек -
Каковы причины
необходимости контроля в организации?
неопределенность
внешней и внутренней среды; предупреждение
кризисных ситуаций; поддержание успеха -
Какого человека
следует выбирать в качестве нового
сотрудника в большинстве случаев?
Человека,
имеющего наилучшую квалификацию для
выполнения фактической работы на
занимаемой должности -
Какое определение
больше подходит к понятию «стратегия»?
гибко
изменяющийся долгосрочный план
действий компании с целью достижения
конкурентных преимуществ -
Какое условие
препятствует возникновению формальной
организации людей (по Барнаду)? Стремление
к свободе действий -
Какой вид власти
будет наиболее приемлем в исследовательской
группе из высококвалифицированных
специалистов? Эксперта -
Какой вид
планирования используется в
производственных системах с непрерывными
технологическими процессами? Линейная
поточная схема -
Какой из неформальных
методов прогнозирования позволяет
получать наиболее ценную информацию?
Промышленный
шпионаж -
Какой из перечисленных
ниже методов распределения обязанностей
в организации принят по функцианальному
признаку? Созданы
отделы по производству, маркетингу,
кадрам, финансовым вопросам -
Какой из подходов
не относится к известным школам в
управлении новая
экономическая политика -
Какой из стилей
лидерства по Р.Лейкерту максимально
ориентирован на отношения? партисипативный -
Какой метод
принятия решения можно рассматривать
как неформальный? мозговой
штурм -
Какой метод
разрешения межличностных конфликтов
в модели Блэйка -Моутона максимально
ориентирован на решение задачи?
компромисс -
Какой механизм
координации в модели Г. Минцберга
используется в дивизиональной структуре?
непосредственное -
Какой смысл
вкладывается в слово «риск» при
принятии решений? Уровень
определенности, с которой можно
прогнозировать результат -
Какой стиль
руководства отражает теория «X»
МакГрегора? авторитарный -
Какой тип отношений
не характерен для корпоративной культуры
организации? Сочетание
конкуренции и кооперации в деятельности
работников -
Какой ученый
первым выделил роль разделения труда
в становлении современной экономики
и организации? А.Смит -
Какой элемент
организационной конфигурации Г.Минцберга
связан с разработкой стандартов и
нормативов? техноструктура -
Какой элемент
относится к числу связующих процессов
в процессном подходе? принятие
решений -
Какому типу
организации, согласно У.Оучи, свойственна
неспециализированная карьера? японской -
Какому типу
отношений соответствует взаимоотношения
мастера и начальника цеха? Линейные
отношения -
Какую основную
задачу ставили и решали представители
школы научного менеджмента? определение
функций и принципов эффективного
менеджмента -
Качество продукции
или услуг определяется: реакцией
потребителей. -
Классическая
(административная) школа в управлении
ставила своей целью создание
универсальных принципов управления -
Ключевым фактором
в любой модели управления являются
люди -
Когда сотрудник
получает дополнительное вознаграждение
за перевыполнение нормы — это:
стимулирование -
Конечной целью
менеджмента является: обеспечение
прибыльности фирмы -
Корпоративная
культура основана: разделяемых
большинством членов организации
убеждениях и ценностях -
Кто был основателем
административной школы? А.Файоль -
Кто не относится
к категории стейкхолдеров? конкуренты -
Линейная организация
управления позволяет
сформулировать управленческую структуру,
которая является стабильной и прочной -
Линейное
программирования применяется для:
оптимального
распределения ограниченных ресурсов. -
Любое предприятие
независимо от его правовой формы обязано
иметь руководство -
Менеджмент — это
наука -
Менеджмент — это
наука,
изучающая: управление интеллектуальными,
финансовыми, сырьевыми и материальными
ресурсами -
Менеджмент в
основном занимается системами: открытыми -
На какие составляющие
традиционно делятся задачи организации?
Работа с
людьми, работа с людьми и информацией
и работа с предметом и людьми -
На какой рынок
ориентирована стратегия дифференциации?
массовый -
На что в первую
очередь должна опираться система
контроля качества на современном
предприятии: на
оценку качества продукциирабочими в
ходе производственного процесса -
Наиболее частым
источником конфликтов при изменении
правил и процедур работы является:
способ, каким
руководство сообщает о новых правилах -
Одна из важнейших
функций корпоративной культуры — это:
поддержание
социальной стабильности в организации -
Одной из основных
функций менеджмента является: планирование -
Определите основные
характеристики внешней среды для
организации все
перечисленное -
Определите основные
этапы построения организации? Определение
характера выполнения работы.
Распределение работы между отдельными
позициями менеджмента. Классификация
позиций менеджмента, построение на
этой основе логических групп управления. -
Определите
принципы, лежащее в основе менеджмента?
Все
перечисленные -
Организационная
структура — это система
управления, определяющая состав,
взаимодействие и подчиненность ее
элементов -
Организационные
изменения встречают наибольшее
сопротивление вследствие: неправильной
последовательности действий -
Организация — это
группа людей,
деятельность которых сознательно
координируется для достижения общей
цели -
Основное отличие
открытой системы от закрытой заключается
в наличии
взаимодействия с внешней средой -
Основной
характеристикой организации как
открытой системы является: способность
адаптировать
методы
ведения бизнеса к изменяющимся условиям
внешнего окружения -
Основные функции
управления: планирование,
организация, мотивация, контроль -
Основным в
управлении по целям является выработка
целей сверху вниз по цепи инстанций -
Основным отличием
команды от обычной рабочей группы
является: наличие
синергетического эффекта -
Основным правилом
при определении уровни зарплаты является
абсолютно
точное и объектное определение характера
вложенного труда и исследующая
всесторонняя и беспристрастная его
оценка -
Основными
компонентами модели коммуникации
являются: источник,
сообщение, канал, получатель -
От какого фактора
не зависит тип производственной системы?
От региональных
программ обеспечения занятости -
Отличительной
чертой формальной организации является:
сознательная координация действий
двух или более лиц -
Отцом научного
управления «часто называют: Ф.Тейлора
— он пытался
обосновать дневную норму рабочего
методами хронометрожа и изучение его
трудовых движений -
Партисппативность
— это вовлечение
работников в анализ проблем и их решения -
Планирование
действий — это создание
следующего звена между постановкой
цели и программой ее реализации -
Поведение,
ориентированное на контроль — это
действия
подчиненных направленные на то, что
хочет увидеть руководство при проверки
их деятельности -
Почему именно США
стали родиной современного управления
все
перечисленные -
Почему методы
прямого принуждения и страха наказания
постепенно вытесняются методами
социального принуждения? Механизм
принуждения перестал обеспечивать
развитие производства -
Правило — это
гарантия
выполнение конкретных действий
конкретными способами и спецефической
единичной ситуацией -
Практика управления
возникла: вмести
с объединением людей в организованные
группы, например, племена -
Предварительным
контролем финансовых ресурсов организации
является бюджет -
Пределом
использования автоматизации является
невозможность
исключения непредвиденных ситуаций -
При формировании
организационной структуры соблюдение
принципа единоначалия является
обязательным: нет -
При формировании
структур управления необходимо принимать
во внимание следующее: количество
уровней
управления. Степень формальности их
взаимодействия. Степень централизма.
Сложность организационной структуры -
Пример влияния
через разумную веру — это отношение
пациента с лечащем врачом -
Принцип теории
«Зет» являющийся приоритетом для
повышения производительности труда —
участие и
руководства, и работников в принятии
решений, касающихся их работы -
Приступая к
выполнению той или иной работы, человек
с определенной степенью вероятности
ожидает, что затраченные им усилия
принесут необходимый результат, который
также с той или иной степенью вероятности
должен быть замечен руководителем и
соответствующим образом вознегражден».
Данное положение отвечает: теории
ожидания Врума -
Процедра — это
последовательность
действий, которые следует предпринимать
в конкретной ситуации, имеющей тенденцию
к повторению -
Процесс делегирования
полномочий включает в себя передачу
полномочий от старшего руководителя
нижестоящим руководителям на выполнение
специальных заданий. Какая ситуация
свойственна этому процессу? Передаются
полномочия нижестоящему руководителю,
а всю ответственность продолжает нести
старший руководитель. -
Процесс побуждения
себя и других к деятельности по достижению
личных целей или целей организации
это: мотивация -
Процесс принятия
решений начинается с: выявления
проблемы -
Развитию принципов
научного управления в США способствовало:
формирование
крупных отраслей промышленности и
предприятий -
Реальное влияние
при управлении по целям имеют руководители:
высшего
уровня -
Руководитель
исследовательской организации опирается
преимущественно на следующие формы
власти (расставьте источники в
порядке приоритетности: 1 – высший
приоритет, 5 – низший приоритет):
экспертная
власть — харизма — эталоновая власть —
власть, основанная на вознаграждении
— власть, основанная на принуждении -
Рутинные технологии
требуют усиления операционного контроля:
да -
Самый трудный и
дорогостоящий элемент контроля — это
измерение
результатов -
Система контроля
в организации обычно состоит из
предварительного,
текущего и заключительного. -
Создание магазина
по продаже полочек, стульев, столов и
тумбочек при предприятии по изготовлению
мебели — это стратегия:
вертикальной интеграции; -
Стресс на рабочем
месте требует:
регулирования. -
Ступени мотивации
по Маслоу — это потребность
развития и признания, социальная
потребность и потребность в защищенности,
основные потребности -
Суть делегирования
состоит: передаче
властных полномочий вниз и принятии
их менеджером низшего звена -
Тактика — это
краткосрочная
стратегия -
Теория бюрократии
Макса Вебера обосновывает эффективность
распределения полномочий в организации
по типу: «Елочки» -
Технология
мелкосерийного или единичного
производства обычно применяются в
таких компаниях как «Боинг» -
Технология
непрерывного производства обычно
применяются при производстве такой
продукции как: переработка
нефти, выплавка чугуна -
Трехфазная модель
управления изменениями К. Левина
(размораживание — движение — новое
замораживание) предполагает необходимость
создания у работников ощущения
дискомфорта: при
«размораживании» ситуации -
У менеджера
среднего звена больше всего должны
быть развиты : человеческие
навыки -
Укажите, что
характерно для японской компании «Сони»
в отношениях между руководителями и
подчиненными: отсутствие
дифференцированного отношения к людям -
Успехи японских
корпораций в конкурентной борьбе с
американскими компаниями обусловлены
главным образом:
использованием особенностей национального
характера японцев при организации
бизнес-процессов -
Факторы, улияющие
на индивидуальное поведение и успешность
деятельности — это все
перечисленное -
Функцией чего
является неопределенность внешней
среды? недостатка
информации для принятия решений -
Функции
стратегического управления президента
фирмы не подлежат делегированию:
нет -
Целт, которые
могут быть использованы в качестве
стандартов для контроля отличает
следующее: временные
рамки, конкретный критерий -
Целью классической
школы управления было создание
универсального принципа управления -
Целью контроля
является: обеспечение
руководства информацией для корректировки
плана -
Целью планирования
деятельности организации является
определение
целей, сил и средств -
Чаще прибегают
к ротации в Японии -
Чем опасно
чрезмерное число подчиненных? Потерей
управляемости коллектива -
Чем отличаются
миссия и цели организации? степенью
конкретизации -
Чем характеризуется
компромисс при принятии решения?
Уменьшение
выгоды в одной области с целью уменьшения
нежелательных последствий в другом -
Что должно
содержаться в документе «Распределение
обязанностей»? Все
перечисленные -
Что называется
«социотехническими системами»?
Люди,
участвующие в процессах производства -
Что не входит в
пирамиду потребностей А.Маслоу?
потребность во власти -
Что означает
«принцип исключения»? необходимо
контролировать исключительные ситуации
в исключительных случаях -
Что означает
стратегия «центрированной диверсификации»?
когда фирма
осуществляет производство нового
продукта на основе той же технологии -
Что озночает
«принять решение»? Отдать
распоряжение к реализации конкретного
плана -
Что относится к
категории «Внутреннего вознаграждения»
сама работа -
Что понимается
под понятием «кодирование»? выбор
способа обозначения содержания
информации -
Что понимал
А.Файоль под единоначалием? один
подчиненный должен подчиняться только
одному
руководителю -
Что порождает
семантический барьер? различие
в жизненном опыте, образовании,
ценностях, установках между отправителем
и получателем информации -
Что согласно
теории Ф.Герцберга является мотивирующим
фактором? содержание
работы -
Что такое
«побуждение»? Ощущение
недостатка в чем-либо, имеющее определенную
направленность и сконцентрированное
на достижении цели (желание сделать
что-либо) -
Что такое
«Социотехническая система»
организации с высокой технологией
производства: интегрирование
персонала и технологии, делегирование
ответственности за конечный результат. -
Что такое «шум»
в коммуникационном процессе? все,
что может повлиять на искажение
информации -
Что является
первоочередной необходимостью успешной
работы сотрудника на новом месте?
Социальная
адаптация. -
Является ли
управление производственным трудом?
Да, поскольку
этот вид деятельности неизбежен при
высоком уровне специализации производства
и призван обеспечить целостность
трудового организма
Соседние файлы в предмете Менеджмент
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Дуглас Макгрегор (1906–1964) – американский ученый, специалист по социальной психологии, лидер бихевиористской школы.
Д. Макгрегор родился в Детройте. Изучал социальную психологию в Городском колледже в Детройте и в Высшей школе искусств и науки в Гарварде. В 1935 г. получил степень доктора философии в Гарвардском университете. С 1937 г. работал сотрудником (позже – руководителем) в секторе промышленных (производственных) отношений при Массачусетском технологическом институте. С 1948 по 1954 г. – директор Антиохского колледжа. С 1957 по 1964 г. занимал должность профессора по промышленному менеджменту в Массачусетском технологическом институте.
В начале 1950-х гг. Д. Макгрегор стал заниматься исследованиями управления. Он внес значительный вклад в управленческую науку, сосредоточив свое внимание на исследовании вопросов поведения людей в организациях, изучении стилей руководства, проблем лидерства.
Основные работы. Наиболее известная работа – «Человеческая сторона предприятия» (1960)[418].
В предисловии к своей работе «Человеческая сторона предприятия» Д. Макгрегор написал, что основная идея исследования оформилась благодаря ответу на вопрос: менеджерами рождаются или же становятся? Работа начинается с рассмотрения природы социальной науки. По мнению автора, она представляет собой адаптацию к природе исследуемого феномена, поскольку большинство осуществляемых человеком важных процессов невозможно сделать управляемыми и предсказуемыми. Можно контролировать только рутинные типы поведения, но чем более значимыми становятся рассматриваемые аспекты деятельности, тем меньше они поддаются контролю. Рассматривая ситуацию, сложившуюся в теории менеджмента к середине ХХ в., Д. Макгрегор подчеркивал, что существующие взгляды на понимание природы человека во многих отношениях неправильны. Несмотря на стремительное развитие менеджмента, мы не можем подсказать менеджеру как можно просто и эффективно применять новые знания. При этом «успех менеджмента… в значительной степени зависит от способности предсказывать и контролировать человеческое поведение».
По его мнению, все управленческие действия основываются на «теории», наборе свободно связанных предположений о человеческой природе, с которой приходится иметь дело. Поэтому необходимо тщательно изучать используемые предположения. В то же время никто и ничто не может в полной мере осветить картину мира, который становится всё более взаимозависимым.
Человеческий аспект предприятия учитывает широкий спектр инициатив, исходящих из источников в высшей степени непредсказуемых и неконтролируемых. Кроме того, на осуществлении таких инициатив основывается удовлетворение от процесса труда. Роли людей не остаются неизменными: менеджер может играть роль босса, наблюдателя, консультанта, помощника, источника ресурсов и т. д. Чем более гибко он может приспособиться к ситуации, тем менее предсказуемым окажется его поведение. Однако эта способность играть разнообразные роли является важным элементом адаптации к природе предпринимательства[419].
На основе проведенного исследования Дуглас Макгрегор сделал вывод, что основные задачи высшего руководства сводятся к тому, чтобы определить, «каковы его предположения относительно наиболее эффективного пути управления людьми». Любому управленческому решению предшествуют те или иные предположения, касающиеся человеческой природы и поведения, что и определяет индивидуальный стиль руководства конкретного менеджера.
Теория мотивации и стилей руководства. Д. Макгрегор выделяет два реальных набора рабочих предположений – две теории, которые были названы «Теория Х» и «Теория Y».
«Теория Х». По мнению Д. Макгрегора, основные положения «Теории Х» достаточно широко представлены литературе об организациях и в неявной форме присутствуют в существующей практике управления. «Теория Х» предполагает следующее:
1. «Средний человек обладает врожденной неприязнью к работе и … склонностью уклоняться от работы».
2. «Поскольку люди не любят работать, необходимо принуждать, контролировать и запугивать большую их часть, что вынудит их внести посильный вклад в достижение целей организации».
3. «Средний человек предпочитает, чтобы им управляли, он страшится ответственности, не обладает амбициями и ищет, прежде всего, защищенности»[420].
Исходя из этих предположений цель менеджмента состоит в эффективном управлении всеми ресурсами организации (человеческими, материальными, финансовыми) для решения организационных задач. Без непосредственного вмешательства со стороны менеджеров (убежденных в «бездарности масс») работники были бы пассивны или даже настроены против организации. Причем, по мнению Д. Макгрегора, даже наличие системы поощрений не может гарантировать, что работники выполнят полученное задание. Поэтому основная задача менеджера состоит в направлении, убеждении, наказании и контроле. Эффективный менеджер должен быть «жестким» и «сильным».
Д. Макгрегор отмечал, что поведение не является следствием врожденных качеств человека. Скорее всего, эти качества формируются у него под воздействием природы промышленной организации, философии менеджмента и повседневной практики. Поэтому традиционный подход «Теории Х» основывается на ошибочных представлениях о том, что – причина, а что – следствие. Для того чтобы определить, почему традиционная теория неадекватно объясняет поведение работников, исследователь рассматривает проблему мотивации. Мотивация определяется потребностями: «Человек – это животное, постоянно испытывающее те или иные желания, – как только удовлетворяется одна из его нужд, ее место тут же занимает некая новая потребность. Этот процесс бесконечен. Он длится от рождения и до смерти. Удовлетворенная потребность не может играть роль мотиватора поведения»[421]. Д. Макгрегор отмечает, что это не учитывается теми, кто основывается на предпосылках «Теории Х».
Теория Д. Макгрегора, в которой агрегируются низшие и высшие потребности иерархии А. Маслоу, может рассматриваться как одна из возможных модификаций теории последнего. На низшем уровне располагаются физиологические потребности, их важность превосходит все остальные, если они не удовлетворены. Когда же они удовлетворены, поведение человека начинают определять социальные потребности: потребность в общении, признании окружающих, любви, дружбе, чувстве сопричастности к общему делу. За социальными потребностями следуют эгоистические, которые можно разделить на две группы: потребности, связанные с чувством собственного достоинства (уверенность в своих силах, компетентность, самоуважение, самостоятельность, независимость и др.), и потребности, относящиеся к репутации человека (определенный социальный статус, поощрение, заслуженное уважение и т. д.).
Главными потребностями человека, по мнению Д. Макгрегора, являются социальные и эгоистические. Он отмечал, что менеджмент, предоставив возможность удовлетворения физиологических потребностей и потребностей в защищенности, смещает акцент в мотивации в сторону социальных и эгоистических потребностей.
На вершине иерархии человеческих потребностей находятся потребности в самовыражении: потребность в непрерывном саморазвитии, раскрытии своего потенциала, творческой самореализации. Однако условия современной жизни дают незначительную возможность для их удовлетворения.
По мнению Д. Макгрегора, менеджеры осознаю́т значимость иерархии потребностей, однако рассматривают ее скорее как помеху, чем осмысленное средство понимания принципов человеческого поведения. «Типичная производственная организация» предоставляет мало возможностей для удовлетворения высших потребностей работников низших уровней управленческой иерархии. Традиционные методы организации работы, особенно в условиях массового, серийного производства, практически не обращают внимания на эти аспекты человеческой мотивации. Если на работе нет возможностей удовлетворить социальные и эгоистические потребности, то работники будут чувствовать лишения, обиду на работу, что отразится на их поведении. В этих условиях, если управление будет продолжать концентрироваться на удовлетворении физиологических потребностей, его воздействие будет заведомо неэффективным, даже повышение заработной платы не сможет стать стимулом роста производительности труда.
По мнению Д. Макгрегора, «многие работающие люди относятся к своей работе как к своего рода наказанию… и при таком их отношении к работе мы вправе ожидать, что они вряд ли захотят “наказывать” себя еще больше»[422]. Если работа не является для работника интересной и не позволяет удовлетворить потребность в самовыражении, то для удовлетворения высших потребностей они смогут использовать дополнительное вознаграждение только вне работы, в своей частной жизни. В результате менеджеры вынуждены прибегать к установлению системы дополнительных поощрений и наказаний – политике «кнута и пряника». По этому поводу Д. Макгрегор писал: «Если работа не сможет удовлетворять потребности высокого порядка… обычное обеспечение вознаграждения потеряет свою эффективность, что сделает неизбежным использование угрозы наказания… В таком состоянии люди настойчиво требуют повышения зарплаты. Становится более важным приобретать материальные блага и услуги, которые всё же не могут полностью компенсировать неудовлетворенность в части иных, недоступных потребностей. Хотя деньги как средство удовлетворения потребностей высокого порядка также обладают ограниченной ценностью, они начинают интересовать человека более всего, ибо остаются единственным доступным средством»[423].
Д. Макгрегор отмечал, что принятая в классических концепциях менеджмента теория мотивации «кнута и пряника» действенна только в определенных ситуациях – когда менеджмент предоставляет работнику возможность удовлетворения его физиологических потребностей и потребностей безопасности посредством таких способов, как: гарантия занятости, условия труда, заработная плата, дополнительные вознаграждения и льготы. Эти способы позволяют держать человека под контролем до тех пор, пока он борется за свое существование, но как только человек достигнет адекватного жизненного уровня, основой его мотивации становятся потребности высшего уровня. Следовательно, мотивация по принципу «кнута и пряника» перестает быть эффективной.
Управление (независимо от того, мягкое оно или жесткое) и контроль являются бесполезными для мотивации людей, у которых доминируют социальные или эгоистические потребности. Люди, лишенные возможности удовлетворять на работе значимые для себя высшие потребности, ведут себя так, как это было определено в предпосылках «Теории Х», – становятся вялыми, ленивыми, сопротивляются переменам, не готовы к принятию ответственности.
«Теория Х» полностью соотносится с управленческой стратегией школы научного менеджмента. Она строится на «приведении работников к общему наименьшему знаменателю – понятию “фабричный рабочий”», она отказывает работнику в способности развития на рабочем месте. На основе своего исследования Д. Макгрегор делает вывод, что традиционная философия менеджмента уже не соответствует социально-экономическим изменениям середины ХХ в. Однако пока «Теория Х» будет оказывать определяющее влияние на формирование стратегии управления, невозможно ни познать, ни использовать потенциал среднего человека.
«Теория Y». Рассмотрев и подвергнув критике основные предположения классических представлений о природе человека и методах управления, Д. Макгрегор сформулировал предположения «Теории Y», которая отражает предложенный им новый подход к управлению. Д. Макгрегор не соглашался с установкой представителей школы человеческих отношений о том, что «доброта приносит доход»[424]. Поэтому «Теорию Y» нельзя рассматривать как выражение предпочтения к «мягкому» стилю управления. Скорее, эта теория содержит набор предположений, прямо противоположных допущениям «Теории Х».
«Теория Y» строится на следующих предпосылках:
1. «Расходование физических и психических сил в ходе работы столь же естественно, как игра или на отдых».
2. Средний человек не обязательно будет испытывать неприязнь к работе, которая может представляться ему источником удовлетворения или наказания «в зависимости от подконтрольных ему условий».
3. «Внешний контроль и угроза наказания являются не единственными средствами направления индивидуальных усилий в русло решения организационных задач».
4. «Средний человек имеет склонности… не только принимать, но и искать ответственности». Нежелание некоторых работников принимать на себя ответственность и отсутствие амбиций является «следствием приобретенного опыта».
5. Способностью «проявлять достаточно развитое воображение, изобретательность и творческие дарования при решении проблем организации обладает не узкий, а весьма широкий круг лиц».
6. «В условиях современной индустрии интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично»[425].
Таким образом, в новом подходе рабочая сила рассматривается в качестве ресурса, обладающего существенным потенциалом. Исходя из этого предположения «Теории Y» приводят к другим последствиям для управления по сравнению с «Теорией Х». В табл. 11.1 представлено различие принципов и методов управления, характерных для «Теории Х» и «Теории Y».
Таблица 11.1 Сравнительная характеристика «Теории Х» и «Теории Y»
Признак сравнения | Теория Х | Теория Y |
Использование потенциала работника |
Неэффективное, нерациональное использование способностей работников; низведение работников до «винтиков» производственного механизма | Ориентация на рост и развитие работника в контексте производственной ситуации |
Разграничение управленческих функций | Жесткое разграничение планирования и выполнения работы | Отказ от жесткого разграничения планирования и выполнения работы |
Основные принципы организации управления | Директивность, контроль | Интеграция, вовлечение |
Планирование | Единоличное определение целей, задач, тактики и стратегии развития организации руководством | Поощрение определения целей подчиненными в соответствии с целями организации |
Организация | Централизованное распределение задач, отсутствие делегирования полномочий | Значительная степень децентрализации управления, делегирование полномочий |
Координация | Жесткая регламентация поведения всех членов организации | Руководитель действует как связующее звено в коммуникациях |
Мотивация (по классификации А. Маслоу) | Ориентация на удовлетворение потребностей низших уровней | Ориентация на удовлетворение потребностей в самоуважении и самоактуализации |
Контроль | Тотальный, жесткий | Самоконтроль работников в процессе работы, контроль руководителя организации по завершении работ |
Форма использования власти | Власть, основанная на принуждении; сильное психологическое давление и угроза наказания | Власть посредством положительного подкрепления; убеждение, участие |
Ответственность за результаты функционирования организации | Ответственность возлагается на работников. Оправдание ошибок руководства несовершенством рабочей силы | Ответственность возлагается на руководство. Неэффективность связывается с выбором руководством ошибочных методов организации и контроля |
Стиль руководства |
Авторитарный. Рычаги управления в организации принадлежат руководителям | Демократический. Стиль руководства ориентирован на человека |
Теория Y отразила сдвиги в философии менеджмента, связанные с развитием теории человеческих отношений. Она основана на принципе интеграции, означающей, по мнению Д. Макгрегора, совместную работу на благо предприятия и позволяющую всем членам организации участвовать в результирующем вознаграждении. Принцип интеграции требует от руководства создания особой творческой атмосферы, в которой члены организации могли бы максимально успешно достичь собственных целей, направляя свои силы на достижение успеха предприятия. В этих условиях внешний контроль замещается самоконтролем, а цели предприятия интернализируются и рассматриваются работниками как свои собственные.
По мнению Д. Макгрегора, предположения «Теории Y» не являются окончательно утвержденными, они выступают скорее как своеобразное «приглашение к обновлению» общепринятой на практике традиционной «Теории Х». Д. Макгрегор подчеркивал: то, во что человек верит как в истину, побуждает его действовать соответствующим образом. В свою очередь, аналогичное поведение побуждает и других поступать так, как от них ожидают. Именно таким образом создаются самореализующиеся пророчества. Например, если менеджер считает своих подчиненных ленивыми и безответственными, то он создаст такую систему поощрений и наказаний, к которой работники быстро приспособятся и будут вести себя в соответствии с ожиданиями менеджера, как это предполагает «Теория Х». Принятие менеджерами предположений «Теории Y» позволит в определенной мере улучшить существующую практику производства и управления.
Сложность применения «Теории Y» на практике во многом связана с тем, что люди привыкли к тому, что ими управляют, их контролируют в рамках организации, а удовлетворить свои социальные, эгоистические потребности, а также потребность в самовыражении можно только вне организации. Причем, по мнению Д. Макгрегора, такая установка характерна для менеджмента, так же как и для работника.
Д. Макгрегор выделил ряд явлений в менеджменте, согласующихся с «Теорией Y» (децентрализация и делегирование полномочий, расширение фронта работ, предполагающее объединение нескольких работ в одну и обеспечение целостности задания, соучастие и принятие принципов консультативного менеджмента).
Отвечая на вопрос, поставленный в предисловии к работе «Человеческая сторона предприятия», Д. Макгрегор отмечал, что менеджерами не рождаются. Соответственно, по мере изменения хозяйственной практики необходимо вносить изменения и в систему подготовки менеджеров. Вместо традиционного, «технического» метода подготовки менеджеров (курсы, программы, деловые игры и т. п.) он предлагал использовать новый подход, основанный на выявлении и раскрытии скрытых талантов к управлению.
Критики Д. Макгрегора указывали на то, что он представлял лидерство исключительно в категориях «Х» или «Y», в то время как в действительности и менеджеры, и работники – это «ХY», для них справедливы предположения обеих теорий. Однако Д. Макгрегор с самого начала указывал, что менеджерам необходимо выборочно адаптировать степень контроля к зрелости или зависимости работников. Незрелые и зависимые работники требуют более строгого контроля, к ним больше подходят предположения «Теории Х». Зрелые и независимые работники не нуждаются в жестком контроле, и их поведение в большей степени описывается в категориях «Теории Y».
Д. Макгрегор внес значительный вклад в развитие теории и практики управления. Его работы дали мощный толчок к использованию стиля руководства, построенного на участии работников в управлении. По мнению Дж. Шелдрейка, основная заслуга Д. Макгрегора состоит в том, что он указал направление, в котором может конструктивно развиваться стиль управления, если будет достигнут достаточный уровень доверия между руководством и рабочими.
_________________________________________________________________________________________________________________
[418] Перед смертью Д. Макгрегор работал над рукописью новой книги. Позднее она была отредактирована К. Макгрегор и У. Беннисом и опубликована в 1967 г. под названием «Профессиональный менеджер».
[419] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 475.
[420] Цит. по: Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 260–261.
[421] Там же. С. 262.
[422] Цит. по: Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 263.
[423] Там же. С. 264.
[424] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 476.
[425] Цит по: Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 265–266.
Выходные данные учебного пособия:
История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.
Вернуться к оглавлению «История менеджмента: учебное пособие»
Менеджмент. Тест с ответами
1. При реализации стратегического планирования требуется определить …
• миссию и набор целей
2. Благодаря разработке школы человеческих отношений была:
• переосмыслена правильность концепции Ф.Тейлора и его теории «кнута и пряника»
3. Нобелевской премии за вклад в развитие теории принятия решений был удостоен …
• Г. Саймон
4. Норма управляемости зависит от …
• уровня иерархии
5. Производственные единицы при дивизиональной структуре не могут специализироваться по …
• отрасли
6. Решение не может приниматься с помощью …
• эмоций
7. Делегировать можно ту задачу, которая …
• неоднократно выполнялась руководителем
8. Основные понятия, раскрывающие суть процесса делегирования – это задача, …
• полномочия, ответственность
9. В рамках школы человеческих отношений были разработаны:
• основные теории мотивации
10. Разделение труда в сфере управления происходит по …
• вертикали и горизонтали
11. Системный подход используется при …
• выработке миссии организации
12. Важным достоинством группового решения является …
• эффект синергии
13. В качестве объекта рассмотрения при системном подходе выступает:
• организация
14. Человек в процессе производства рассматривается как «активный фактор, требующий особого внимания» представителями школы:
• человеческих отношений
15. Конфликт может разворачиваться на уровне …
• индивида, группы и организации
16. Факторы, влияющие на процесс мотивации, разделил на гигиенические и мотивирующие …
• Герцберг
17. В рамках научной школы управления были разработаны …
• принципы нормирования труда
18. Вознаграждение принято делить на …
• материальное и моральное
19. При системном подходе развитие организации трактуется как процесс:
• перехода на новый жизненный цикл
20. Организационная структура современной организации формируется исходя из …
• специфики организации, ее масштабов и принятой стратегии развития
21. Развитие школы науки управления позволило …
• использовать ЭВМ для решения ряда управленческих задач
22. Для целей управления конфликтом используют методы …
• структурные и межличностные
23. Программируемыми являются решения, которые …
• имеют алгоритм принятия
24. Современная теория рассматривает конфликт как …
• инструмент для организационных изменений
25. Получатель информации в процессе коммуникации выступает в качестве …
• реципиента
26. Проблема определения нормы управляемости возникает при …
• вертикальном разделении труда
27. В процессе коммуникации профессионализмы следует использовать …
• только в узко профессиональной среде, где все понимают термины однозначно
28. В рамках классической школы управления были разработаны:
• принципы определения нормы управляемости
29. На структурных схемах функциональные полномочия …
• не отражаются, но подразумеваются
30. Дивизиональная структура позволяет обеспечить …
• ориентацию основных производственных единиц на рынок
31. Лучший результат в условиях централизованного управления дает … структура.
• дивизиональная
32. Ситуационный подход позволил:
• исключить научный поиск лучших вариантов решений, как своеобразного лекарства от всех болезней
33. Основу научного подхода к управлению составляет анализ выполняемой работы. Так считал:
• Тейлор Ф.
34. Объект изучения в школе человеческих отношений:
• Законы взаимодействия объекта и субъекта управления
35. Достоинством группового решения является …
• информационная обеспеченность
36. Модель «черный ящик» рассматривает организацию как систему:
• открытую
37. Основная особенность матричной структуры связана с …
• введением горизонтальных связей
38. Факторы, вызывающие помехи в процессе коммуникации из-за явлений, протекающих во внешней среде, обозначаются термином …
• шумы
39. Наука «менеджмент» возникла в условиях:
• становления крупного бизнеса
40. Число уровней иерархии в системе управления определяется по …
• линейным руководителям
41. Организация функции планирования зависит от …
• степени подвижности внешней среды
42. Управленческие решения нельзя классифицировать по признаку …
• рациональности
43. На структурных схемах линейные полномочия отражаются … линией.
• сплошной
44. Рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимозависимых частей, характерно для … подхода.
• системного
45. Понятие «управленческий цикл» было введено благодаря развитию школы …
• административного управления
46. Различия между национальными системами управления определяют:
• менталитет
47. Организационная структура – это …
• документ, закрепляющий определенный способ группировки и соподчинения формальных групп в организации
48. Предварительный контроль может осуществляться по отношению к ресурсам …
• материальным, финансовым, человеческим
49. В основе концепции классической школы управления лежит следующее утверждение: «Работа любого руководителя …»
• однотипна и не зависит от особенностей технологического процесса
50. К содержательным относится теория мотивации …
• двух факторов
51. Психологический аспект необходимо учитывать при выполнении функции …
• контроля
52. Конфликт отличается от конфликтной ситуации наличием …
• инцидента
53. Число подчиненных у руководителя зависит от …
• уровня иерархии
54. Специалисты появились вследствие …
• горизонтального разделения труда
55. Теория делит все полномочия на …
• линейные и функциональные
56. Делегирование вышестоящему начальнику …
• возможно, но всегда носит разовый характер
57. В процессе межличностного общения менеджер использует язык …
• вербальный и невербальный
58. Для правильной организации функции контроля важно обеспечить …
• разработку стандарта исполнения
59. Оценка организационного конфликта с позиций экономической результативности …
• невозможна
60. Основной метод исследования, используемый научной школой управления – …
• хронометраж
61. Термин «диапазон контроля» характеризует …
• численность подчиненных
62. В процессе коммуникации теория выделяет следующее число базовых элементов:
• 4
63. Менеджерами называются:
• должностные лица, имеющие полномочия по распоряжению ресурсами организации
64. Функция контроля реализуется …
• всеми членами организации
65. Проспективная функция организационного конфликта проявляется в том, что он помогает …
• определить направление будущих изменений
66. Современный руководитель должен рассматривать конфликт как …
• организационный инструмент помогающий осуществлять изменения
67. Умение слушать для руководителя …
• важно для организации сотрудничества
68. Результатом процесса межличностного взаимодействия на неформальной основе является …
• слух
69. Основной метод исследования, используемый школой человеческих отношений:
• Опросы
70. Современная теория считает, что создать организацию с идеально отлаженными процессами коммуникации …
• невозможно
71. Ключевое понятие классической школы:
• функция
72. Формальная группа отличается от неформальной группы тем, что …
• ее цели всегда конкретны и документально зафиксированы
73. Благодаря разработкам научной школы управления …
• разработаны методы анализа работы и рабочего места
74. Непрограммируемые (слабоструктурированные) решения принимаются …
• только руководителями
75. Функциональный руководитель …
• помогает линейному руководителю принимать качественные решения
76. Человек в процессе производства рассматривается как «живая машина, требующая регулировки» представителями школы:
• научной
77. Проблема определения нормы управляемости состоит в определении числа …
• подчиненных у одного руководителя
78. Матричная структура позволяет обеспечить …
• быструю разработку новых изделий для производства
79. Главная цель осуществления функции планирования:
• определение цели и способа ее достижения
80. Полномочия – это всегда ограниченное право …
• распоряжаться ресурсами организации для решения ее задач
81. Ключевая задача оперативного плана состоит в том, чтобы …
• не допустить простоев оборудования
82. Контроль является функцией …
• парной
83. Объект изучения в курсе «Менеджмент»:
• организация и ее устройство
84. Индикативная функция организационного конфликта проявляется в том, что он помогает …
• высвечивать те места в организации, где старое пришло в несоответствие с новым
85. Лучший результат в условиях управления диверсифицированной фирмой дает … структура.
• дивизиональная
86. «При правильной организации собственной работы каждый руководитель может добиться успеха». Так считал:
• Файоль А.
87. Линейно-функциональная структура не может обеспечить …
• быструю разработку новых изделий
88. Ключевое понятие школы науки управления:
• Управленческая задача
89. Процессный подход позволил:
• автоматизировать часть процессов управления
90. Полномочия это – …
• право распоряжаться ресурсами организации
91. Представление об объекте рассмотрения при процессном подходе:
• изменений нет: управление есть процесс, осуществляемый в любой организации по общей схеме
92. Основной метод исследования, используемый новой школой:
• Построение математической модели
93. Мотивация является функцией …
• взаимосвязанной со всеми функциями цикла
94. Средством реализации предварительного контроля не является …
• организация обратной связи
95. В процессе делегирования психологические проблемы возникают у …
• подчиненного и руководителя
96. Норма управляемости определяется по следующему закону:
• чем ниже уровень иерархии, тем больше норма
97. Линейные полномочия строятся по принципу …
• подчинение нижестоящих уровней вышестоящим уровням
98. Суть проблемы коммуникации состоит в необходимости сознательно …
• снижать частоту случаев неэффективной коммуникации
99. Цель существования коммерческой организации:
• удовлетворение конкретной потребности
100. Слова с эмоциональной окраской руководитель …
• использует только при общении с широкой аудиторией
101. «Отцом научного управления» часто называют
• Ф. Тейлора – он пытался обосновать дневную норму рабочего методами хронометража и изучения его трудовых движений
102. Из перечисленных пунктов: 1.Анализ обследования уровня заработной платы; 2.Условия на рынке труда; 3.Производительность и прибыльность организации. Структура заработной платы определяется с помощью
• 1, 2, 3
103. Целью классической школы управления было
• создание универсального принципа управления
104. Какая обратная связь имеет большее значение с точки зрения повышения эффективности коммуникации
• отрицательная
105. Конечной целью менеджмента является
• обеспечение прибыльности фирмы
106. Для любого бизнесмена определяющим признаком является то, что он
• работает ради получения прибыли
107. Подавляющее большинство современных ученых считают, что менеджмент это:
• область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижений целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов
108. Какие переменные не входят в модель теории ожиданий В.Врума
• справедливость вознаграждения; восприятие роли
109. Технология мелкосерийного или единичного производства обычно применяются в таких компаниях как
• «Боинг»
110. В качестве примера многозвенной технологии (классификация Томпсона) может являться
• сборочная линия массового производства
111. Определите основные характеристики внешней среды для организации
• взаимосвязанность факторов, сложность
• сложность и подвижность
• взаимосвязанность и неопределенность
112. Что означает «принять решение»?
• отдать распоряжение к реализации конкретного плана
113. Чем опасно чрезмерное число подчиненных
• потерей управляемости коллектива
114. Создание магазина по продаже полочек, стульев, столов и тумбочек при предприятии по изготовлению мебели — это стратегия
• вертикальной интеграции
115. Какой из перечисленных ниже методов распределения обязанностей в организации принят по функциональному признаку?
• созданы отделы по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам
116. Планирование действий — это
• создание следующего звена между постановкой цели и программой ее реализации
117. Какой элемент относится к числу связующих процессов в процессном подходе
• принятие решений
118. Отличительной чертой формальной организации является
• сознательная координация действий двух или более лиц
119. Из перечисленных менеджеров: 1. Генеральный директор и члены правления. 2. Руководители самостоятельных органов. 3. Руководители цехов. К высшему звену управления относятся:
• 1
120. Основное отличие открытой системы от закрытой заключается
• в наличии взаимодействия с внешней средой
121. Почему методы прямого принуждения и страха наказания постепенно вытесняются методами социального принуждения
• механизм принуждения перестал обеспечивать развитие производства
122. Когда сотрудник получает дополнительное вознаграждение за перевыполнение нормы — это
• стимулирование
123. Какому типу организации, согласно У.Оучи, свойственна неспециализированная карьера
• японской
124. Кто был основателем административной школы
• А.Файоль
125. Партисипативность – это
• вовлечение работников в анализ проблем и их решения
126. Организационная структура — это
• система управления, определяющая состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов
127. К какой модели принятия решений относится выбор удовлетворительного варианта действия
• ограниченная рациональность
128. Рутинные технологии требуют усиления операционного контроля
• да
129. Что такое «побуждение»
• ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность и сконцентрированное на достижение цели (желание сделать что-либо)
130. Каким образом должна измениться организационная культура при уменьшении масштаба контроля в организации?
• она станет более демократичной
131. Какой ученый первым выделил роль разделения труда в становлении современной экономики и организации
• А.Смит
132. Поведение, ориентированное на контроль – это
• действия подчиненных направленные на то, что хочет увидеть руководство при проверке их деятельности
133. Трехфазная модель управления изменениями К. Левина (размораживание — движение — новое замораживание) предполагает необходимость создания у работников ощущения дискомфорта
• при «размораживании» ситуации
134. Успехи японских корпораций в конкурентной борьбе с американскими компаниями обусловлены главным образом
• использованием особенностей национального характера японцев при организации бизнес-процессов
135. Технология непрерывного производства обычно применяется при производстве такой продукции как
• переработка нефти, выплавка чугуна
136. Какое определение больше подходит к понятию «стратегия»
• гибко изменяющийся долгосрочный план действий компании с целью достижения конкурентных преимуществ
137. Что является первоочередной необходимостью успешной работы сотрудника на новом месте
• Социальная адаптация.
138. К какой разновидности эталонных стратегий относится создание собственной системы сбыта продукции
• стратегия интегрированного роста
139. В чем особенность матричной структуры
• матричная ячейка подчиняется одновременно руководителю функционального и продуктового подразделений
140. Кто не относится к категории стейкхолдеров
• конкуренты
141. Целью планирования деятельности организации является
• определение целей, сил и средств
142. К какому типу ролей менеджера по Г.Минцбергу относится роль «устраняющего проблемы»
• роли, связанные с принятием решений
143. Избегание является оптимальным способом управления конфликтом:
• нет
144. Одна из важнейших функций корпоративной культуры — это
• поддержание социальной стабильности в организации
145. Принцип теории «Зет» являющийся приоритетом для повышения производительности труда
• участие и руководства, и работников в принятии решений, касающихся их работы
146. Что не входит в пирамиду потребностей А.Маслоу
• потребность во власти
147. Какая из перечисленных коммуникационных ролей выполняет функцию передачи сообщений в организации
• связной
148. Каково оптимальное число подчиненных
• 7-12 человек
149. Как следует отнестись к накоплению информации о проблеме
• избыток информации также вреден, как и ее недостаток
150. К компетенции службы персонала относятся функции
• обучение персонала, определение потребностей в повышении квалификации персонала
151. Какие критерии лежат в основе теории лидерства Врума — Йеттона
• принятие решений
152. Из каких составляющих складывается менеджмент
• стратегическое управление, контроль
• оперативное управление
• контроль, оперативное управление
153. Технология непрерывного производства обычно применяются при производстве такой продукции как
• переработка нефти, выплавка чугуна
154. Как называется стиль лидерства в теории П. Херси и К. Бланшара к подчиненным, которые желают, но не способны работать
• «продавать»
155. Любое предприятие независимо от его правовой формы обязано иметь
• руководство
156. На какой рынок ориентирована стратегия дифференциации
• массовый
157. Основные функции управления
• планирование, организация, мотивация, контроль
158. Система контроля в организации обычно состоит из
• предварительного, текущего и заключительного
159. Какой смысл вкладывается в слово «риск» при принятии решений
• уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат
160. Определите основные этапы построения организации
• определение характера выполняемой работы. Распределение работы между отдельными позициями менеджмента. классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления
161. Какой стиль руководства отражает теория «X» МакГрегора
• авторитарный
162. Какая последовательность приоритетов позволит фирме добиться успеха:
• люди – продукция – прибыль
163. Чем отличаются миссия и цели организации
• степенью конкретизации
164. Какая составляющая не входит в концепцию «7-S» Питерса и Уотермана
• ситуация
165. Функции стратегического управления президента фирмы не подлежат делегированию
• нет
166. Определите принципы, лежащие в основы менеджмента
• единоначалие, мотивация, лидерство, обратная связь
• научность, ответственность, правильный подбор и расстановка кадров
• экономичность, обратная связь, единоначалие, мотивация
167. Почему именно США стали родиной современного управления
• отсутствие проблем с происхождением, национальностью
• поддержка идеи образования для всех, огромный рынок рабочей силы
• образование монополий
168. Какие существуют аспекты человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению
• поведение отдельных людей, поведение людей в группах
• характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера
• влияние менеджера на поведение отдельных людей и групп
169. В какой модели проектирования работ используется командный подход
• социотехническая схема
170. Является ли управление производственным трудом
• Да, поскольку этот вид деятельности неизбежен при высоком уровне специализации производства и призван обеспечить целостность трудового организма
171. Реальное влияние при управлении по целям имеют руководители
• высшего уровня
172. К функциям оперативного уровня управления не относятся
• проектирование структуры организации
173. Организационные изменения встречают наибольшее сопротивление вследствие
• неправильной последовательности действий
174. Какой элемент организационной конфигурации Г.Минцберга связан с разработкой стандартов и нормативов
• техноструктура
175. Из перечисленных пунктов: 1. анализ обследования уровня заработной платы. 2. условия на рынке труда. 3. производительность и прибыльность организации. Структура заработной платы определяется с помощью
• 1, 2, 3
176. Правило — это
• гарантия выполнения конкретных действий конкретными способами в специфической единичной ситуации
177. Какую основную задачу ставили и решали представители школы научного менеджмента
• определение функций и принципов эффективного менеджмента
178. Какая из перечисленных теорий мотивации не относится к содержательным теориям:
• модель Портера Лоулера
179. К какой категории менеджеров можно отнести заместителя исполнительного директора компании по маркетингу
• функциональный менеджер
180. Какими чертами характера должен обладать такой архетип управляющего как «администратор»
• быть предельно объективным и полагаться на факты и логику
181. К классификации по типу взаимодействия подразделений в организации относится
• матричная
182. Классическая (административная) школа в управлении ставила своей целью
• создание универсальных принципов управления
183. Из чего состоит экономический механизм менеджмента?
• внутрифирменное управление, управление производством
• управление персоналом, управление производством
• внутрифирменное управление, управление персоналом
184. Качество продукции или услуг определяется
• реакцией потребителей
185. Для того, чтобы быть эффективным контроль должен быть
• экономным
186. К какой разновидности коммуникации можно отнести поручение со стороны начальника цеха начальнику участка
• нисходящая коммуникация
187. Какой из подходов не относится к известным школам в управлении
• новая экономическая политика
188. Что означает стратегия «центрированной диверсификации»
• когда фирма осуществляет производство нового продукта на основе той же технологии
189. К какому типу построения управления относится дующая ситуация: «Строительство трубопровода включает в себя ряд технологических операций: подготовительные работы, земляные работы (устройство траншей), сварочные работы (сварка труб в нитку), изоляция и укладка трубопровода в траншею и др.? Руководство производства каждого вида работ возложено на начальника специального строительного управления. Информация о каждом процессе поступает управляющему строительным трестом, а от него начальнику управления
• линейная система управления
190. Какой метод разрешения межличностных конфликтов в модели Блэйка -Моутона максимально ориентирован на решение задачи
• компромисс
191. Почему методы прямого принуждения и страха наказания вытесняются методами социального принуждения
• механизм принуждения перестал обеспечивать развитие производства
192. Организация — это
• группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели
193. В чем, по мнению Берхорда, причина возникновения неформальной организации
• Необходимость защиты от формальной организации
194. Процесс принятия решений начинается с
• выявления проблемы
195. Линейная организация управления
• позволяет сформулировать управленческую структуру, которая является стабильной и прочной
196. Отцом научного управления «часто называют: Ф.Тейлора
• он пытался обосновать дневную норму рабочего методами хронометрожа и изучение его трудовых движений
197. В наибольшей степени зависят от национальной культуры следующие концепции менеджмента
• трудовая мотивация, отношение к власти
198. Для чего используется в стратегическом менеджменте матрица А.Томпсона и А.Стрикланда?
• для выбора варианта стратегии
199. Чаще прибегают к ротации в
• Японии
200. Каковы причины необходимости контроля в организации
• неопределенность внешней и внутренней среды; предупреждение кризисных ситуаций; поддержание успеха
201. Приступая к выполнению той или иной работы, человек с определенной степенью вероятности ожидает, что затраченные им усилия принесут необходимый результат, который также с той или иной степенью вероятности должен быть замечен руководителем и соответствующим образом вознегражден». Данное положение отвечает
• теории ожидания Врума
202. Для чего осуществляется делегирование своих полномочий другим руководителям
• для оптимального решения комплексной задачи
203. Из перечисленных пунктов: 1.Выработка четких, кратких целей; 2.Выработка целей снизу вверх; 3. Реалистичный план, пути его реализации, контроль и оценка результатов и контроль; 4.Корректировка принятых планов, оценка результатов и контроль — к основным стадиям управления по
• 1, 3, 4
204. Что порождает семантический барьер
• различие в жизненном опыте, образовании, ценностях, установках между отправителем и получателем информации
205. Сущность ситуационного подхода состоит
• знание методов профессионального управления доказавших свою эффективность; умение предвидеть последствия применяемых методик и концепций
• правильное интерпретирование ситуации, определение наиважнейших факторов
• применение способов действии. вызывающих наименьший отрицательный эффект в данной ситуации, с обеспечением максимальной эффективности
206. Какие черты не характерны для механистического типа организации
• амбициозная ответственность
207. Что понимается под понятием «кодирование»
• выбор способа обозначения содержания информации
208. Что относится к категории «Внутреннего вознаграждения»
• сама работа
209. Менеджмент в основном занимается системами
• открытыми
210. От какого фактора не зависит тип производственной системы
• от региональных программ обеспечения занятости
211. Основным правилом при определении уровня зарплаты является:
• абсолютно точное и объектное определение характера вложенного труда и исследующая всесторонняя и беспристрастная его оценка
212. Какое условие препятствует возникновению формальной организации людей (по Бернарду)
• стремление к свободе действий
213. На какие составляющие традиционно делятся задачи организации
• работа с людьми, работа с людьми и информацией и работа с предметами и с людьми
214. Основным в управлении по целям является выработка целей
• сверху вниз по цепи инстанций
215. Линейное программирования применяется для
• оптимального распределения ограниченных ресурсов
216. Какие исторические обстоятельства повлияли на становление менеджмента
• промышленная революция
217. Что означает «принять решение»
• Отдать распоряжение к реализации конкретного плана
218. Какими основными чертами должен обладать такой архетип управляющего как «лидер»
• умение общаться с людьми, способность распознавать потенциал каждого человека и заинтересовывать его в полном использовании этого потенциала
219. Для каких целей в процессе принятия решений используется «мозговая атака»
• Выявление альтернатив
220. В компании производящей мебель работает 90 человек. Генеральному Директору подотчетно 12 человек. Один из заместителей Генерального его жена — Коммерческий директор. Финансовый директор уехал в отпуск. Его заменяет Главный бухгалтер. Норма контроля (норма управляемости) Генерального составляет
• 12
221. Какие основные факторы участвуют в модели мотивации Виктора Врума
• ожидание возможности результата, ожидание возможного вознаграждения от этого результата и ожидание ценности вознаграждения
222. Тактика — это
• краткосрочная стратегия
223. К какой школе менеджмента относится Г.Эмерсон?
• школа научного менеджмента
224. При формировании организационной структуры соблюдение принципа единоначалия является обязательным
• нет
225. Стресс на рабочем месте требует
• регулирования
226. Что должно содержаться в документе «Распределение обязанностей»
• описание выполняемых функций, обязанностей и прав
227. В чем заключается принцип единства управления
• Полную и абсолютную ответственность за деятельность всего предприятия должен нести один человек
228. К организационным документам не относятся
• объявления о начале распродаж
229. Технология мелкосерийного или единичного производства обычно применяется в таких компаниях как
• «Боинг»
230. Внешняя среда прямого воздействия на организацию – это
• акционеры, конкуренты, поставщики
• потребители, торговые предприятия, местные органы
• правительственные органы, местные органы
231. Пример влияния через разумную веру – это отношение
• пациента с лечащим врачом
232. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности – это
• умственные и физические способности, ценности и взгляды
• производительность
• ценности и притязания, потребности
233. Какие элементы образуют среду прямого влияния
• Конкуренты, поставщики
234. Что согласно теории Ф.Герцберга является мотивирующим фактором
• содержание работы
235. К функциям оперативного уровня управления не относится
• проектирование структуры организации
236. Пределом использования автоматизации является
• невозможность исключения непредвиденных ситуаций
237. Что понимал А.Файоль под единоначалием
• один подчиненный должен подчиняться только одному руководителю
238. Что такое «Социотехническая система» организации с высокой технологией производства?
• интегрирование персонала и технологии, делегирование ответственности за конечный результат
239. В чем состоят ограничения количественных методов принятия решений
• трудность перевода параметров, необходимых для принятия решения, в измеряемые показатели
240. У менеджера среднего звена больше всего должны быть развиты
• человеческие навыки
241. Какого человека следует выбирать в качестве нового сотрудника в большинстве случаев
• человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности
242. Теория бюрократии Макса Вебера обосновывает эффективность распределения полномочий в организации по типу
• «Елочки»
243. Целью контроля является
• обеспечение руководства информацией для корректировки плана
244. К классификации по типу взаимодействия организации с человеком относится
• корпоративная
245. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля отличает следующее:
• временные рамки, конкретный критерий
246. Какой вид власти будет наиболее приемлем в исследовательской группе из высококвалифицированных специалистов
• эксперта
247. Используется ли в модели мотивации Портера — Лоулера фактор «справедливости»
• да
248. Какой вид планирования используется в производственных системах с непрерывными технологическими процессами
• линейная поточная схема
249. К какому типу построения управления относится следующая ситуация: «Строительство трубопровода включает в себя ряд технологических операций: подготовительные работы, земляные работы (устройство траншей), сварочные работы (сварка труб в нитку), изоляция и укладка трубопровода в траншею и др.? Руководство производством каждого вида работ возложено на начальника специального строительного управления. Информация о каждом процессе поступает управляющему строительным трестом, а от него начальнику управления»?
• линейная система управления
250. Наиболее частым источником конфликтов при изменении правил и процедур работы является
• способ, каким руководство сообщает о новых правилах
251. Какая из человеческих потребностей является главной по теории мотивации Макклелланда?
• Успех
252. Развитию принципов научного управления в США способствовало
• формирование крупных отраслей промышленности и предприятий
253. Основными компонентами модели коммуникации являются
• источник, сообщение, канал, получатель
254. Основным отличием команды от обычной рабочей группы является
• наличие синергетического эффекта
255. Какая способность менеджера, по Мак-Грегору, приводит к успеху
• прогнозирование человеческого поведения
256. При формировании структур управления необходимо принимать во внимание следующее
• количество уровней управления. Степень формальности их взаимодействия. Степень централизма. Сложность организационной структуры
257. Какой из стилей лидерства по Р.Лейкерту максимально ориентирован на отношения
• партисипативный
258. Что такое «шум» в коммуникационном процессе
• все, что может повлиять на искажение информации
259. Каким образом влияние через страх можно использовать в отношении квалифицированных работников
• запугивая возможность ущемления самолюбия
260. Ключевым фактором в любой модели управления являются
• люди
261. Ступени мотивации по Маслоу — это
• потребность развития и признания, социальная потребность и потребность в защищенности, основные потребности
262. Менеджмент – это наука, изучающая
• управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми и материальными ресурсами
263. Что является первоочередной необходимостью успешной работы сотрудника на новом месте
• социальная адаптация
264. Пример влияния через разумную веру — это
• отношение пациента с лечащем врачом
265. Какая функция не свойственна процессному подходу к управлению по Файолю
• независимость суждений менеджеров по отдельным направлениям (программам)
266. К классификации по типу взаимодействия организации с внешней средой относится
• органическая
267. Какова важнейшая функция управления
• создавать условия для дальнейшего успешного функционирования предприятия
268. В структуре какого типа нарушается принцип единоначалия
• матричная
269. В чем заключаются особенности кибернетизации относительно автоматизации
• включение в алгоритм этапа использования интеллекта, т.е. способность решать неформализованные задачи и находить выход в непредвиденных ситуациях
270. Какие могут быть функциональные последствия конфликтов в организации
• более эффективное принятие решений в организации
271. Каким образом могут удовлетворяться потребности в теории К.Альдерфера
• от потребностей низкого уровня к потребностям более высокого уровня
272. Линейная организация управления позволяет сформулировать управленческую структуру, которая является:
• стабильной и прочной
273. В каких случаях обращаются к качественным методам прогнозирования
• нехватка информации, получаемой количественными методами прогнозирования
274. В чем основное отличие предварительного, текущего и заключительного контроля
• во времени осуществления
275. Из перечисленных пунктов: 1. Выработка четких, кратких целей. 2. выработка целей снизу вверх. 3. реалистичный план, пути его реализации, контроль и оценка результатов и контроль. 4. корректировка принятых планов, оценка результатов и контроль. К основным стадиям управления
• 1, 3, 4
UCHEES.RU — помощь студентам и школьникам
В 15:31 поступил вопрос в раздел Менеджмент, который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
Какой стиль руководства отражает теория «X» МакГрегора
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Менеджмент». Ваш вопрос звучал следующим образом: Какой стиль руководства отражает теория «X» МакГрегора
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
- Ответ: авторитарный
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
Суворова Ника Вениаминовна — автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 58 300 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
2020 — 2023 — UCHEES.RU