Какова роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей на прогулке

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке и руководство ею

Подготовила Ваделова З. А.

(выступление на педагогическом совете)

 Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Ж.-Ж.Руссо)

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. (Ж.-Ж.Руссо).

Самостоятельная двигательная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

  • свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  • организованная воспитателем деятельность воспитанников направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии. Предусматривается развитие взаимоотношений между детьми: объединение их для совместных игр, воспитание бережного отношения к игрушкам, приучение к порядку в игровом пространстве.

Самостоятельная игровая деятельность на прогулке осуществляется под контролем и руководством педагога. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка с взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.

Личностно ориентированный подход воспитателя способствует развитию доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя детей.

Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельности. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя. С возрастом у детей меняются интересы: начиная со среднего возраста, дети предпочитают общество сверстника. Поэтому в самостоятельной деятельности появляется больше разнообразия, однако на протяжении всего дошкольного детства основной деятельностью ребенка остается игровая. Во время прогулки дети старшего возраста могут самостоятельно организовать подвижные игры, выученные с воспитателем, могут придумать новые игры, за основу взяв сюжет из прочитанного произведения, из просмотренного фильма или из жизни. Также во время прогулки большое внимание детей уделяется сюжетно-ролевой игре, содержание которой усложняется с возрастом детей. Таким образом, решаются задачи социально-коммуникативного развития детей. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Воспитатель должен руководить самостоятельной игровой деятельности детей: обеспечивать им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначениям, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб и не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

В завершении хочу отметить, что:

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

    Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры.

    Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.

      Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

    Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5-7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

            Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

« Учатся у тех, кого любят».

(И.Гете)

Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и руководство ею

Структура прогулки

Наблюдение

Индивидуальная работа с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Двигательная активность детей

Трудовая деятельность детей

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

— свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

— организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

Самостоятельная деятельность детей на прогулке нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно-ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда.

В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал для различных видов деятельности, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.

Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

В двигательную активность детей на прогулке включают:

подвижные игры;

физические упражнения;

спортивные упражнения;

спортивные игры;

игры с элементами соревнований.

Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии. Предусматривается развитие взаимоотношений между детьми: объединение их для совместных игр, воспитание бережного отношения к игрушкам, приучение к порядку в игровом пространстве.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

Самостоятельная игровая деятельность на прогулке осуществляется под контролем и руководством педагога. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.

Личностно ориентированный подход воспитателя способствует развитию доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя детей.

Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельности. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.

С возрастом у детей меняются интересы: начиная со среднего возраста, дети предпочитают общество сверстника. Поэтому в самостоятельной деятельности появляется больше разнообразия, однако на протяжении всего дошкольного детства основной деятельностью ребенка остается игровая. Во время прогулки дети старшего возраста могут самостоятельно организовать подвижные игры, выученные с воспитателем, могут придумать новые игры, за основу взяв сюжет из прочитанного произведения, из просмотренного фильма или из жизни.

Также во время прогулки большое внимание детей уделяется сюжетно-ролевой игре, содержание которой усложняется с возрастом детей. Таким образом решаются задачи социально-коммуникативного развития детей. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Руководя самостоятельной активной деятельностью детей, воспитатель должен:

— обеспечивать им полную безопасность;

— научить использовать пособия в соответствии с их предназначениям;

— осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки.

Спасибо за внимание!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/328523-samostojatelnaja-dvigatelnaja-aktivnost-detej

Самостоятельная деятельность активности детей на прогулке и руководство ею

Валентина Шишкоедова

Самостоятельная деятельность активности детей на прогулке и руководство ею

(2-й слайд)
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детейдошкольного возраста:
— свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспещивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

— организованная воспитателем деятельность воспитанников направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

(3-й слайд)

Для организации
самостоятельной деятельности детейнеобходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.
Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии.Предусматривается развитие взаимоотношений между детьми: объединение их для совместных игр, воспитание бережного отношения к игрушкам, приучение к порядку в игровом пространстве.

(4-й слайд)
Самостоятельная игровая деятельность на прогулке осуществляется под контролем и руководством педагога. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.
Личностно ориентированный подход воспитателя способствует развитию доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя детей.

(5-й слайд)

Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской
деятельности. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.
(6-й слайд)

С возрастом у
детей меняются интересы: начиная со среднего возраста, дети предпочитают общество сверстника. Поэтому в самостоятельной деятельности появляется больше разнообразия, однако на протяжении всего дошкольного детства основной деятельностью ребенка остается игровая. Во время прогулки дети старшего возраста могут самостоятельно организовать подвижные игры, выученные с воспитателем, могут придумать новые игры, за основу взяв сюжет из прочитанного произведения, из просмотренного фильма или из жизни.
(7-й слайд)

Также во время
прогулки большое внимание детей уделяется сюжетно-ролевой игре, содержание которой усложняется с возрастом детей. Таким образом решаются задачи социально-коммуникативного развития детей. Воспитатетель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
(8-й слайд)

Воспитатель должен
руководить самостоятельной игровой деятельностью детей: обеспечивать им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначениям, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб и не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
(9-й слайд)

Спасибо за внимание.

Развивающие игры на прогулке

Если мы заглянем на любую детскую площадку, то увидим, как правило, одну и ту же картину: дети копаются в грязноватом песке, съезжают с полуразвалившейся горки или залезают на расшатанную лесенку, а мамы болтают на близлежащей лавочке, лишь изредка посматривая в сторону своих чад: не подрались ли, не свалились, не наелись ли песку. Почему-то родители уверены, что прогулка — это время их законного отдыха от ребенка, а обязанности сводятся лишь к присмотру за его безопасностью. Конечно, малышу необходимо время для самостоятельного познания мира, для игр с другими детьми, но ведь часто бывает так, что дети явно скучают или, наоборот, перевозбуждены и не в состоянии играть самостоятельно, а мама лишь о При этом те же самые мамы постоянно жалуются, что им не хватает времени ни на что вообще, а в частности — на занятия с ребенком. А ведь именно прогулка открывает уникальные возможности для занятий с детьми.

Какими развивающими играми можно заняться с ребенком

Вы — сторонники идей Глена Домана

и вам нравится показывать малышу карточки с подписями? Замечательно! Отправляйтесь в ближайший лесопарк, на берег реки, на бульвар или просто в зеленый уголок двора. Напишите на карточках слова «земля», «трава», «дерево», «одуванчик», шишка, «кора», «берег» и т.д. и разложите их прямо на земле, прикрепите к стволам деревьев , прислоните к цветам. А теперь поводите малыша по этой волшебной полянке, читая ему карточки. Даже десяти-одиннадцати месячный кроха, не говоря уж о более старших, будет в восторге от такой игры. Ребенку постарше можно предложить поиграть в «музей живой природы», пусть он правильно расставит карточки перед «экспонатами». Если ваш малыш еще не умеет читать, помогите ему: «Где тут у нас одуванчик? Отнеси-ка к нему подпись!» «Вот я пишу: «сосна», а ты поищи пока, куда ее прикрепить.» Двух-трехлетний с удовольствием примет участие в сборе гербария летом или коллекции семян зимой. Все образцы вы потом вместе рассортируете, оформите и подпишете.

Ну, где же еще, как не на прогулке изучать основы географии и астрономии

? Прихватите с собой компас и объясните малышу, как определять стороны света, заодно расскажите, как сориентироваться без компаса. Четырех-пятилетним можно уже рассказать, как пользоваться планом и картой местности (очень хорошо и подробно об этом написано в книге «Развивающие игры» Б.Никитина). Можно даже отправиться в настоящий маленький поход, заранее определив маршрут с помощью карты. Ясным зимним вечером, когда рано темнеет, попробуйте найти на небе Полярную звезду, Большую Медведицу, другие созвездия. Покажите малышу Луну в различных фазах, расскажите об их смене. Найдите открытое место, где хорошо видно закат. Это зрелище потрясет даже самых крохотных малышей.

Птицы и насекомые

— самые доступные для городских жителей представители фауны. Прихватите крошки для уток и голубей, сделайте в парке кормушку для снегирей и синиц. Приучите малыша тихо-тихо наблюдать за птицами. Хорошо приходить регулярно на одно и то же место. Например, ранней весной можно посмотреть, как селезни ухаживают за уточками, летом полюбоваться утятами, осенью понаблюдать, как утки готовятся к отлету. Можно заодно вспомнить сказку про Серую Шейку.

Разыщите муравейник и понаблюдайте за его обитателями, расскажите малышу, какие муравьи трудолюбивые, как они живут большой дружной семьей. Если вы возьмете с собой лупу, можно осторожно рассмотреть муравья или другое насекомое. Только ни в коем случае не разрешайте ребенку мучить насекомых и птиц. А вот гусеницу вполне можно прихватить домой, посадить в банку и попробовать превратить ее в бабочку. Обязательно обратите внимание, на каких листьях гусеница сидела: ими ее и надо кормить.

Иногда на прогулке можно заняться и математикой

. Ну где, как не в лесу осваивать понятие десятка? Соберите, к примеру, несколько десятков шишек или камешков, разложите их по заранее припасенным коробочкам или просто на крупных листьях — вот вам и математическое пособие. Песчаные и асфальтовые площадки подойдут для занятий геометрией. Можно чертить палочкой или мелом, а если соберется несколько детей вместе, предложите им самим превратиться в геометрические фигуры: протягивая друг другу веревочки, малыши смогут составить треугольник, квадрат, ромб … Если вы захватите из дома рулетку или складной метр, можно заняться измерением расстояний, расчетом периметров и площадей (например, площадки для строительства замка)

Если вам дороги идеи Монтессори

, запасайтесь сосудами различного объема, чтобы пересыпать и измерять количество различных жидкостей и сыпучих тел, можно взять еще и безмен. Песочница или берег пруда — идеальное место для изучения понятий много-мало, тяжелый-легкий, жидкий-твердый. А возня с песком, водой, мелкими камушками и шишками укрепит пальчики малыша, разовьет мелкую моторику.

Можно попробовать говорить малышом на прогулке только на иностранном языке

(при условии, конечно, что вы сами говорите на нем достаточно свободно или, хотя бы с правильным произношением и без грубых ошибок).

Время от времени (но не очень часто, чтобы не надоело) возьмите на прогулку бумагу и краски или карандаши

и поиграйте в «художников на этюдах». Объясните малышу, как делать наброски растений, животных, людей, рисовать пейзажи. Только не требуйте сходства, пусть рисует, как ему хочется. А если вы тоже будете рисовать (не за ребенка, а рядом с ним!), будет совсем замечательно. Потом можно будет даже устроить выставку.

Дворовые игры

нашего детства постепенно уходят из жизни, а нынешние дети совершенно не умеют организовывать групповую игру. Поэтому на детской площадке стоит попытаться устроить общие игры для малышей, от «каравая» и «ручейка» до лапты и «казаков-разбойников». Возможно, вы знаете какие-то более редкие старинные игры или можете придумать их сами — тем лучше. Ведь в любых групповых играх ваш ребенок приобретает бесценный опыт общения и сотрудничества, который так пригодится ему в жизни.

И все-таки, самое важное на прогулке — это открытия, которые ваш малыш совершит самостоятельно, опыт общения, который он приобретет, играя с другими детьми. Поэтому не спешите и не навязывайте ребенку свою программу, а вступайте тактично и незаметно, когда почувствуете, что малыш уже устал развлекаться самостоятельно.

Музыка.

Да-да! На прогулке можно устроить настоящее музыкальное занятие! Поиграйте в маленьких барабанщиков!

Дайте ребенку палочку, возьмите его руку с палочкой в свою, начните петь простую детскую песенку («Антошка», «Два веселых гуся») и вместе с ребенком «рука в руке» стучать по скамейке, отбивая ритм в такт песни.

Через какое-то время после начала песенки можно выпустить руку малыша и дать ему возможность акомпонировать вам самостоятельно (детки в возрасте от 1 до 1,5 лет многие вещи с удовольствием делают, просто подражая маме; поэтому все получится намного лучше, если вы, находясь рядом, тоже будете барабанить по скамейке палкой).

Учим слова и познаем мир.

Во время прогулки можно значительно увеличить словарный запас ребенка и расширить его познания об окружающем мире.

Для этого каждый день, выходя на прогулку, исследуйте с ребенком какой – нибудь отдельный объект окружающего мира.

Лексические темы, которые подойдут для этого возраста:

1. Деревья (изучаем строение дерева: ствол, листья, корни, ветки, «дерево высокое» (показываем руками какое оно высокое), а травинка низкая).

2. Машины (изучаем строение машины (колеса, зеркало, окно, место водителя, руль, цвет машины).

3. Детская площадка (название основных объектов детской площадки (горка, скамейка, их цвет).

4. Растительность (цветы, трава, кусты – строение, свойства).

5. Насекомые, птицы, животные (собаки, кошки и т.п.) – название, звукоподражания, наблюдение за поведением.

6. Дома, подъезд, лестничная клетка (строение (окна, ступеньки и т.п.), размер).

7. Объекты природы (солнце, луна, лужи, камни, веточки и т.п.).

8. Познание мира (обсуждение всего, что встречается по пути).

Спасем себя от рутины!

Когда вы «четко» проработаете с ребенком все вышеуказанные лексические и познавательные темы, можно перейти на что-то более интересное — один — два раза в неделю (так часто, как вам это самой комфортно) выбирайтесь с малышом в какое-нибудь новое место (магазин, парк, а лучше те места, в которых вы сами лично хотите побывать). Это не обязательно должен быть грандиозный зоопарк в другом конце города (признаемся честно — с малышом добраться туда может быть трудновато). Это может быть соседний район, парк, который находится чуть дальше, чем вы обычно гуляете, новая улица и даже банк или гостиница с симпатичным дизайном, на который вам самой интересно поглазеть .

Попав в новое место, исследуйте и «назовите» малышу новые предметы и объекты, которые вы увидите там.

Такие «вылазки» не только будут развивать вашего ребенка, но и помогут вам бороться с проблемой многих мам, растящих малышей — рутиной.

Как изучать объекты окружающего мира с малышом от 1 до 1,5 лет:

1. Многократно называем ребенку слово, которым называется этот предмет. («Вот дерево, потрогаем дерево? вот какое дерево! дерево!»)

2. Даем потрогать объект руками — дети обожают изучать мир именно таким способом.

3. Проговариваем, показываем и даем потрогать то, из чего состоит предмет, проговариваем его характеристики (вот машина, смотри вот ее колеса, а это дверь, а вот руль – его крутит водитель и т.п.)

3. Прилагательные и глаголы.

В развитии речи у многих детей до 2 лет большое внимание уделяют изучению существительных (кошка, мама, яблоко индюк и т.п.). И это правильно и вполне соответствует психологии развития ребенка этого возраста.

Но вместе с тем, совсем не лишним будет изучить с ребенком многие виды глаголов и прилагательных.

Поэтому, вполне уместно использовать вашу прогулку для изучения этих частей речи, например:

Прилагательные: большой, маленький, твердый, мягкий, хороший, красивый, длинный, короткий и т.п.

Можно для каждой прогулки определить одно-два прилагательных, которым вы бы хотели уделить внимание, находить предметы, для которых можно это прилагательное применить (большой камень, маленький камень и т.п.) и проговаривать их ребенку.

Глаголы: идет, стоит, лезет, копает, едет, летит, растет и т.п. По той же схеме, что и с прилагательными, можно изучать с ребенком глаголы: выбрав один — два значимых глагола, совершать с ребенком то действие, которое они обозначают и называть при этом эти глаголы.

Изучаем геометрию.

На прогулке можно заняться изучением геометрических фигур. Возьмите палочку и нарисуйте на земле круг, квадрат, треугольник.

Взяв ребенка подмышки «попрыгайте» вместе с ним по получившимся фигурам, каждый раз проговаривая название фигуры «прыг, это квадратик!» «прыг – это кружок» и т.п.

Что происходит: конечно ребенок за одну прогулку не «выучит» все основные геометрические фигуры. Но если вы будете это делать часто (особенно если это пересекается с домашними упражнениями) — малыш через несколько месяцев будет вполне способен отличить квадрат от круга.

Звукоподражания.

Первые слова, которые произносит большинство детей в возрасте от 1 до 2 лет носят звукоподражательный характер. (Ребенок может называть собаку «ба» или «ава», мячик — «ик» т.д.).

Такое использование звукоподражаний в речи является вполне естественным – малыш учится сначала произносить наиболее простые речевые конструкции, состоящие из 1-2 звуков, и постепенно, по мере развития речи, усложняет их.

Именно поэтому так полезно обучать ребенка различным звукоподражаниям. Поскольку «ав-ав» сказать намного проще, чем «собака» — дети легко осваивают звукоподражания и, потренировав свой речевой аппарат, постепенно переходят к более сложным словам. (Конечно не стоит подменять звукоподражания настоящими словами. Подчеркивайте, что это «собака», а говорит она «ав-ав», это «мячик», а падает он «бум» и т.п.).

Какие звукоподражания и простые слова «удобно» развивать на прогулке:

«Бум», «бам», «бах» — при падении предметов. Можно периодически играть в веселую игру – бросать на пол различные предметы (формочки для песка, палочки и т.п.) и вместе озвучивать то, как они падают — «Бам».

«Би-би» — так сигналит машина.

«Тук-тук» – так стучит палочка.

«У-у-у» — так летит самолет (произнося этот звук, обратите внимание ребенка (т.е. просто покажите пальцем и скажите ему об этом) на то, что губы у вас сложены трубочкой – это облегчит ему задачу повторения за вами звука).

«На», «дай» — при обмене предметами.

«Да», «нет».

«Ку-ку» — в различных играх.

5. Мыльные пузыри.

Это скорее развлечение, а не развитие, но игра с пузырями принесет вашему ребенку большую радость.

Выдувайте пузырики для малыша, вместе с ним пробуйте их «поймать» хлопнув в ладоши.

Организация двигательной активности детей на прогулке

Библиографическое описание:

Ковалева, И. В. Организация двигательной активности детей на прогулке / И. В. Ковалева, Н. А. Пушкова, Т. А. Ушакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2021 г.). — Москва : Буки-Веди, 2021. — С. 128-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11236/ (дата обращения: 12.03.2021).


Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребёнка. Растущий организм ребёнка нуждается в движении, и удовлетворении этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Двигательная активность дошкольника часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребёнка в физической активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала его двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям организма. Поэтому педагог должен позаботиться о её организации, разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию.

Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Утренняя прогулка — наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и продолжительность различны в течение недели. Так, в дни проведения организованной двигательной деятельности в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение.

При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на организованной двигательной деятельности (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это способствует закреплению и совершенствованию движений.

Содержание игр и физических упражнений на прогулке должно предусматривать:

1) использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, а также упражнений, требующих высокой координации движений.

2) соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;

3) применение разных способов организации дошкольников;

4) рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

5) создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;

6) активизацию детской самостоятельности;

7) стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам. В них рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения, а для поддержания интереса усложнять содержание, правила, двигательные задания (перелезание через препятствия, подлезание под дугой, прыжки с разбега, ходьба по дорожкам и т. д.).

Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений.

Как эффективное средство повышения двигательной активности и воспитания выносливости предлагается бег с различной скоростью.

При распределении упражнений в основных видах движений значительное место надо отводить прыжкам и подскокам. Это действенное средство для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств, выносливости. На прогулке на участках можно создать условия для использования разных видов прыжков. Старшим дошкольникам можно предлагать прыжки на двух ногах на месте (с постепенным увеличением их количества от 25 до 40) и с изменением положений ног (ноги скрестить — ноги врозь, одна нога вперед — другая назад; попеременно на правой и левой ноге; с поворотом и т. д.); многообразные прыжковые упражнения: спрыгивание с высоты в обруч, впрыгивание на невысокие препятствия (на скамейку, санки, снежный холм), перепрыгивание через предметы; прыжки в длину с места и с разбега, в высоту с разбега; прыжки с короткой скакалкой разными способами.

Наряду с упражнениями в беге и прыжках широко используются упражнения в метании, бросании и ловле мяча с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, бадминтон, теннис). В содержание прогулки могут быть включены различные движения с мячом (резиновым и теннисным): прокатывание по земле, узкой дорожке; подбрасывание и ловля; ведение мяча; удары о стену; закатывание мяча в обруч с помощью дощечки; метание в цель и на дальность.

С целью закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости и поддержания интереса детям предлагается ряд упражнений в определенной последовательности и с постепенным усложнением на полосе препятствий, где располагаются разнообразные физкультурные пособия — гимнастические скамейки, дуги, щиты для метания, стойки с веревочкой. Такие упражнения рекомендуется выполнять с детьми в старшей и подготовительной группе. Выполнение упражнений на полосе препятствий не должно вызывать особых затруднений у детей — ведь они предварительно осваиваются на занятиях.

На прогулке значительное место следует отводить спортивным упражнениям, которые способствуют формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Спортивные упражнения планируются в зависимости от времени года (зимой — катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной и летом — катание на велосипеде и самокате).

Вызывают у детей интерес игровые упражнения «Гонки санок»,

«Успей первым»,

«На санки!», «Быстрые упряжки» и др.

Старшим дошкольникам во время скольжения по ледяным дорожкам (длина 4–8 м, ширина 40–60 см) даются разные задания: повернуться кругом, присесть и снова выпрямиться, скользить после разбега лицом вперед, поставив ноги параллельно или на одной ноге, поймать брошенный снежок. Можно предложить детям разбежаться и скользить по коротким ледяным дорожкам (2–3 м), расположенным одна за другой на расстоянии 3–5 шагов.

Ходьба на лыжах проводится два раза в неделю, первый раз на организованной двигательной деятельности второй — во время организованных подвижных игр и упражнений. Лыжня прокладывается на территории детского сада. Желательно иметь два круга: маленький (дистанция 100 м) и большой (дистанция 200 м). В малом кругу дети выполняют различные двигательные задания, а в большом закрепляют навыки передвижения на лыжах. Здесь же организуются игры и эстафеты («Шире шаг», «Кто быстрее?», «Встречная эстафета» и др.).

Особого внимания требует строительство горки для лыж (уклон не более 15–20 градусов).

Старшие дошкольники с удовольствием катаются на велосипеде и самокате. Если в младшем возрасте они научились пользоваться трехколесным велосипедом, то теперь легко овладевают ездой на двухколесном. Однако вначале воспитатель должен оказать помощь, например, поддержать велосипед одной рукой за руль, другой за седло, затем только за седло, научить садиться на велосипед, останавливаться и сходить с него. Это можно использовать при наличии оборудования в детском саду, или если дети принесли его из дома.

В дальнейшем необходимо давать разнообразные задания с постепенным усложнением: езда по прямой, по кругу, друг за другом; с поворотом вправо или влево; езда по прямой с разной скоростью, по извилистой дорожке.

При катании на самокатах важно следить, чтобы дети попеременно сменяли ноги — отталкивались то правой, то левой.

На участке детского сада к летнему сезону запланировано оборудовать место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков.

Наряду со спортивными упражнениями детям предлагают игры с элементами спорта. В старшей группе знакомят с элементами игры в хоккей, в подготовительной группе увеличивается количество упражнений на закрепление полученных навыков.

Старших дошкольников учат играть в настольный теннис и бадминтон по упрощенным правилам. Дети овладевают различными навыками: правильно держать ракетку, бросать и ловить маленький мяч (волан), ориентироваться в пространстве. Для их закрепления предлагаются игры с теннисным мячом: «Задержи мяч», «Мяч с горки», «Докати до стены» и др.

Упражнения с элементами игры в баскетбол даются с постепенным усложнением: ведение мяча правой и левой рукой на месте, вокруг себя, с продвижением вперед, с изменением направления передвижения, передача мяча друг другу с продвижением по площадке парами, ведение мяча бегом парами и т. д. После усвоения отдельных элементов игры в баскетбол дети разучивают игры с мячом: «Займи свободный круг», «Мотоциклисты», «Мяч — водящему» и др.

Обучение спортивным упражнениям и играм с элементами спорта проводится на организованной двигательной деятельности и закрепляется на прогулке.

При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо так сочетать основные виды движений, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое — новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.

Важным моментом является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными. Поскольку некоторые упражнения в метании по степени интенсивности относятся к малоэффективным, то для получения соответственной физической нагрузки целесообразно следующее сочетание: бег — метание (бросание и ловля) — прыжки. Например:

1) подвижная игра с бегом «Мы веселые ребята»;

2) упражнения с мячом: подбросить вверх и поймать двумя руками;

3) прыжки на двух ногах с продвижением вперед (дистанция—6 м), прыжки поочередно на правой и левой ноге.

При подборе игр и физических упражнений должно предусматриваться чередование таких видов основных движений, которые дети могли бы с интересом повторять несколько раз. Иногда допускается использование одного и того же движения и в подвижной игре, и в физическом упражнении. После ходьбы на лыжах, катания на санках дошкольники неохотно переключаются на игры с другими видами. Это объясняется тем, что за короткое время (10–12 мин) дети не успевают удовлетворить свою потребность в данном движении. Поэтому целесообразно после ходьбы на лыжах по учебной лыжне предложить игры с использованием лыж: «Подними предмет», «Кто первый развернется?» и др.

При подборе игр и упражнений важно учитывать время года, погодные условия и место их проведения.

В теплый период (сентябрь, май, июнь) обязательны игры с более длительным бегом, с бегом наперегонки, с элементами соревнований, игры-эстафеты.

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке летом.

  1. Подвижная игра с бегом «Веселые соревнования».
  2. Езда на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой (с разной скоростью).
  3. Метание мешочков с песком вдаль (расстояние не менее 10 м).

Поздней осенью и ранней весной (ноябрь, март, апрель) в содержание прогулки необходимо вводить разнообразные физические упражнения с обручем, скакалкой, игры с мячом, с кольцом и др. Их можно организовывать под навесом, на веранде.

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке в весеннее — осенний период.

  1. Подвижная игра с бегом «Догони свою пару».
  2. Прокатывание обруча по ровной дорожке («Кто дальше всех прокатит обруч?»)
  3. Прыжки через скакалку разными способами.

Зимой планируется ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам с использованием разнообразных заданий (присесть, поймать предмет, повернуться и т. д.). В программное содержание зимней прогулки могут быть включены игры-эстафеты на санках и лыжах, игры с элементами хоккея. Наличие разнообразных построек способствует развитию основных движений (ходьба и бег по снежному лабиринту, по снежным валам, метание снежков, спуск с горки и т. п.)

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке зимой.

  1. Подвижная игра с бегом «Быстро возьми, быстро положи».
  2. Катание на санках. Игра-эстафета «Гонки санок».
  3. Прыжки со снежных валов.

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно обеспечить системность, последовательность подачи программного материала, повышать двигательную активность детей.

Значительное внимание следует уделять вопросам организации игр и физических упражнений. Выбор времени их проведения зависит от предшествующей работы в группе. Если двигательная и музыкальная деятельность состоялось в первой половине дня, то игры и упражнения желательно организовывать в середине или в конце прогулки, а в самом начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их последующих самостоятельных игр.

При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации детей. Так, подвижную игру воспитатель проводит со всей группой. Игра повторяется три — шесть раз (в зависимости от желания детей).

Спортивное упражнение и упражнение в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам. Каждая выполняет свое задание, например, дети первой подгруппы, ездят на велосипеде, дети «второй упражняются в разных видах прыжков через скакалку. Такая организация требует от воспитателя тщательного подбора упражнений, инвентаря, контроля за движениями детей. При делении на подгруппы важно учитывать особенности двигательной активности каждого ребенка. Как показывает практика, целесообразно объединять детей, слабо владеющих каким-либо движением с более подготовленными.

При организации знакомых игр воспитатель может предоставить дошкольникам возможность самим вспомнить и рассказать содержание правил. Педагог обращает внимание лишь на важные моменты в игре, от которых зависит ее ход и выполнение правил.

При разучивании новой подвижной игры необходимо дать четкое, лаконичное объяснение ее содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и в ходе ее уточняет то, что недостаточно хорошо, запомнили дети.

В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дошкольники. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, он должен помочь детям разделиться на команды, примерно равные по силам. В ходе игры педагог следит за четким выполнением всех заданий, за взаимоотношениями детей. Большое значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре или при выполнении различных упражнений. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать детей, приучать их оценивать свое поведение и поведение товарищей. Это будет способствовать более осознанному выполнению правил игры и формированию положительных взаимоотношений в процессе активной двигательной деятельности детей.

Педагогическое руководство двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности на прогулке

Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребенка появляется возможность играть, двигаться по своему собственному желанию. Однако и здесь его действия во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно в значительной степени повлиять на разнообразие их игр, движений, не подавляя инициативы.

Одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.

Значительное влияние на двигательную активность дошкольников в играх оказывает их общение. Введение в игры движений с использованием пособий увеличивает продолжительность общения детей.

Таким образом, в организации двигательной активности детей на прогулке могут быть выделены два основных этапа. Вначале устанавливаются непосредственные контакты воспитателя с каждым ребенком, выясняется его интерес к играм, упражнениям и физкультурным пособиям, его взаимоотношения со сверстниками, выявляется наличие у него двигательного опыта. Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приемы: совместное выполнение упражнений ребенка с воспитателем или с другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движений; поощрение.

Основным направлением руководства двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение ее разнообразными движениями.

На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность дошкольников. Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Очень подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая будет способствовать снижению их двигательной активности и формированию внимания.

В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения или особой осторожности при пользовании пособием, например, прокатить мяч по узкой доске в ворота; попасть мешочком с песком в цель и т. д. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним; прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д.

Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через обруч и т. д.), а малоподвижных — на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т. д.).

При организации двигательной деятельности на прогулке следует обратить внимание на:

‒ педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода с учетом интересов ребенка к играм и разным видам деятельности.

‒ учитывать при организации прогулки предшествующую и последующую деятельность детей.

‒ тщательно продумывать деятельность детей с учетом индивидуальных особенностей, своевременно переключая с одного вида занятий на другой, с большей или меньшей степенью подвижностью.

‒ продумать схему застройки участка снежными постройками с учетом высокой двигательной активности детей в зимнее время.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: игра, ребенок, упражнение, двигательная активность детей, подвижная игра, основной вид движений, прогулка, двигательная активность, детский сад, значительное место.

Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и руководство ею

Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и руководство ею

Структура прогулки

Наблюдение

Индивидуальная работа с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Двигательная активность детей

Трудовая деятельность детей

Самостоятельная деятельность детей

– одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

— свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

— организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

Самостоятельная деятельность детей на прогулке нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно-ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда.

В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал для различных видов деятельности, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.

Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

В двигательную активность детей

на прогулке включают:

подвижные игры;

физические упражнения;

спортивные упражнения;

спортивные игры;

игры с элементами соревнований.

Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии. Предусматривается развитие взаимоотношений между детьми: объединение их для совместных игр, воспитание бережного отношения к игрушкам, приучение к порядку в игровом пространстве.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

Самостоятельная игровая деятельность на прогулке осуществляется под контролем и руководством педагога. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.

Личностно ориентированный подход воспитателя способствует развитию доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя детей.

Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельности. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.

Что такое прогулка? И как ее организовать? Многие начинающие воспитатели испытывают затруднения в планировании прогулки. Насколько должна быть различна деятельность детей на участке детского сада. Это подвижные наблюдения игры и спортивные развлечения, труд, самостоятельные занятия детей.

Чем лучше продуманы условия на участке, чем более четко осуществляется режим, тем плотнее, шире интереснее деятельность детей. Планирование прогулки помогает молодому воспитателю равномерно распределить программный материал, избежать часто повторяющихся тем, обогащает дошкольников знаниями, развивает любознательность, побуждает поиску, оказывает влияние на формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников. Педагог — организатор наблюдений, участник игр и забав, руководитель детской деятельности.

Организация проведения прогулок.

Процесс воспитания детей непрерывен.

Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Основная цель педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдения, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни.

Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематических проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулках обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.

Таким образом, наблюдение — один из главных компонентов прогулки.

Детей следует привлекать к активной мыслительной деятельности, к выполнению заданий совершенствовать их навыки, умения ориентироваться на участке детского сада и т. п.

На прогулке планируют наблюдения предметов и явлений общественной жизни и природы, наблюдения за трудом взрослых, жизнью города, животных, а так же за трудовой деятельности самих ребят. В календарном плане воспитатель конкретно указывает, что дети будут наблюдать, с какой целью, каким видом труда будут заняты как будут распределены между ними обязанности.

Таким образом, структура прогулки состоит из следующих компонентов:

—        Разнообразные наблюдения (цель) (дидактические задачи);

—        Трудовые действия самих детей (цель);

—        Подвижные игры и игровые упражнения;

—        Индивидуальная работа по физкультуре;

—        Самостоятельная деятельность детей.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минуты осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. последовательность и продолжительность разных видов деятельности, должны изменяться с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать ее целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физические и музыкальные занятия, то начать ее лучше со спокойной самостоятельной деятельности.

Главное — каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формировании личных качеств дошкольников.

На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры — развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами. Главное — сделать так, чтобы на прогулке не было скучно.

Прогулка «У природы нет плохой погоды»

Цель прогулки — активизировать имеющиеся у детей знания о животных и растениях, познакомить с понятием «погода», с влиянием изменений погоды на растения, животных и людей, способствовать формированию умения оценивать состояние окружающих растений и животных, учить вести фенологические наблюдения.

Перед прогулкой следует рассказать детям о факторах, составляющих погоду. Сделать образец дневника природы, показать, как фиксировать известные явления природы в дневнике при помощи условных знаков. Рассказать, как нужно одеваться на прогулку в разную погоду. Выяснить, каких птиц, насекомых, обитающих на пришкольном участке, знают дети. Рассмотреть иллюстрации, изображающие известных птиц и насекомых.

С этой прогулки следует начать ежедневное наблюдение за погодой, за сезонными явлениями природы. В начале и в конце прогулки педагог может спросить детей, какова погода, произошли ли какие изменения в состоянии погоды за время прогулки, как дети определили это. Учли ли они состояние неба (чистое, наличие облаков и туч), присутствие ветра (тихо, ветрено), температуру (тепло, холодно, прохладно). Как выглядят растения (веселые, грустные, поникшие), птицы (нахохлились, радостные, тревожные), летают ли насекомые, как влияет погода на человека (зябко, жарко, какое настроение). Затем попросить детей отметить приметы осени.

Выполнить игровое задание «Природные несуразности» и поиграть в игру «Жмурки в кругах».

«Природные несуразности»

Во время прогулки по определенному маршруту детям предлагается найти предметы неприродного происхождения, которые педагог заранее расположил на этом участке. После прохождения маршрута по количеству увиденных несуразностей определяется самый зоркий путешественник. Затем педагог с детьми ещё раз идет по маршруту, отмечая вместе с ними эти несуразности.

«Жмурки в кругах»

Водящему, выбранному по считалке, завязываю глаза. В радиусе 3–5 шагов вокруг водящего играющие чертят небольшие круги и встают в них. Кто-нибудь из играющих кружит водящего на месте, чтобы он потерял направление, в каком искать круги.

Водящий идет наугад, а играющие перебегают из круга в круг, пока он не подошел близко к одному из кругов. По команде руководителя все останавливаются и больше не сходят с места. Водящий вытягивает руки вперед, стараясь дотронуться до стоящего в круге, а тот приседает, увертывается, не сходя с места. Найдя, наконец, прячущегося, водящий ощупывает его и называет имя. Если водящий ошибся, то он продолжает водить. В случае трех неудач подряд выбирают нового водящего.

Играющий, который сдвинулся с места после того, как водящий подошел к кругу, должен его сменить.

После прогулки дети заносят свои наблюдения за погодой в дневник природы.

Я как старший воспитатель систематически изучаю работу воспитателей с детьми на прогулке, оказываю им методическую помощь в планировании ее содержания, приемов и методов руководства разнообразной детской деятельности. Так же слежу, чтобы в календарном плане воспитатели указывали, какие атрибуты, игрушки будут нужны для игры детей, т. е. материал на вынос. Потому что, исходя из этого у детей возникает желание играть в ту или иную игру (матросские бескозырки, бинокль — «моряков», руль — «шофера» и т. п.

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Литература:

1.      Т. Г. Кобзева. Организация деятельности детей на прогулке.

2.      Холодова И. А. Детям о природе.

3.      М. В. Лучич. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые, перелетные птицы».

4.      Е. А. Бабенкова, Т. М. Параничева. Подвижные игры на прогулке.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, прогулка, водящий, игра, круг, наблюдение, детский сад, календарный план, общественная жизнь, самостоятельная деятельность детей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как установить раковину на столешницу в ванной накладную пошаговая инструкция
  • Милдронат уколы инструкция по применению внутримышечно от чего помогает взрослым
  • Kawasaki versys 1000 мануал
  • Требования для руководства по эксплуатации
  • Великое восстановление пилюли инструкция по применению