Какова роль высшего руководства в разработке экологической политики предприятия

Вам нужна помощь в составлении экологической политики предприятия? Обращайтесь!
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Экологическая политика устанавливает принципы работы организации в части ее взаимодействия с окружающей средой.

Она устанавливает уровень экологической ответственности и результативности, требуемой от организации; по этому уровню будут оцениваться все последующие действия организации. В экологическую политику должна входить связь с воздействиями на окружающую среду деятельности организации, ее продукции и услуг (в рамках определенной области применения системы экологического менеджмента).

Экологическую политику следует применять как руководство в процессе постановки экологических целей и задач.

Увеличивается число международных организаций, включая правительственные организации, промышленные ассоциации и общественные группы, разработавших руководящие принципы своей деятельности. Такие руководящие принципы помогают организациям определить масштабы своих обязательств в отношении окружающей среды. Они также содействуют тому, что различные организации используют общие для всех ценности.

Подобные руководящие принципы помогают организации разработать такую экологическую политику, которая будет индивидуальной для любой организации. Ответственность за установление экологической политики несет высшее руководство организации.

Экологическая политика может быть включена или объединена с другими политическими документами организации.

Руководство (менеджмент) организации отвечает за внедрение экологической политики, а также за подготовку исходной информации для формулирования ее изменений.

С экологической политикой следует ознакомить всех лиц, работающих в организации или по ее поручению. Кроме того, экологическая политика организации должна быть доступна общественности (см. 4.4.3.2).

При разработке экологической политики организации следует рассмотреть:

a) миссию организации, видение перспектив, основные ценности и убеждения;

b) координацию с другими политиками организации (например, в области качества, охраны здоровья и безопасности труда);

с) требования заинтересованных сторон и обмен информацией с ними;

d) руководящие принципы;

e) специфические местные или региональные условия;

f) обязательства в отношении предотвращения загрязнений и последовательного улучшения системы экологического менеджмента;

g) обязательства в отношении соблюдения законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять.

В экологической политике следует исходить из того факта, что вся деятельность, продукция и услуги в определенной области применения системы экологического менеджмента организации могут оказывать воздействия на окружающую среду. Поэтому основные положения экологической политики зависят от области деятельности организации.

В экологической политике, помимо прочего, следует также установить обязательства организации в отношении:

a) соблюдения применимых к ее экологическим аспектам законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять, или достижения лучших результатов по сравнению с предъявляемыми требованиями;

b) предотвращения загрязнения;

c) постоянного улучшения экологической деятельности путем разработки процедур и соответствующих показателей экологической результативности;

d) минимизации любых значимых негативных воздействий на окружающую среду в результате внедрения новых разработок путем использования интегрированных процедур и планирования системы экологического менеджмента;

e) проектирования продукции с учетом ее экологических аспектов;

f) стремления к лидирующему положению организации в области экологического менеджмента.


Теория

ISO 14001:2015 отводит высшему
руководству организации ведущую роль в разработке, внедрении, обеспечении
эффективного функционирования и постоянного улучшения системы экологического
менеджмента (СЭМ). Согласно требованиям международного стандарта, начальство
компании обязано самостоятельно выполнять функции по управлению СЭМ, либо
делегировать их подчиненным, но регулярно знакомиться с отчетами о работе
системы и при необходимости принимать решения о предупреждающих и
корректирующих действиях.

Задачи высшего руководства в сфере управления СЭМ

Высшее руководство принимает непосредственное участие в создании, внедрении,
функционировании и
улучшении СЭМ. Под контролем начальства проводятся планирование экологических
мероприятий, аудирование предприятия, разработка документации
и другие процессы. Перед руководством ставятся следующие задачи:

  • Принятие ответственности за результаты работы
    СЭМ.
  • Установление экологической политики и
    экологических целей, соответствующих контексту и стратегическому направлению развития
    предприятия.
  • Встраивание требований системы экологического менеджмента в
    бизнес-процессы компании.
  • Выделение ресурсов на функционирование СЭМ.
  • Донесение до сотрудников важности соблюдения
    требований экологического менеджмента.
  • Создание условий для результативного функционирования СЭМ.
  • Мотивация персонала на достижение поставленных
    перед системой экологического менеджмента предприятия целей. 
  • Поощрение сотрудников за постоянное улучшение
    СЭМ и демонстрацию лидерских качеств в области экологического менеджмента.

Хотите,
чтобы на вашем предприятии работала эффективная система экологического
менеджмента? Воспользуйтесь услугами Nice Consulting по разработке
и внедрению СЭМ  с дельнейшей сертификацией.

На чтение 20 мин Просмотров 1.6к. Опубликовано 22 сентября, 2021 Обновлено 28 сентября, 2021

Руководство по системе экологического менеджмента (СЭМ) описывает СЭМ, разработанную и внедренную в соответствии со стандартом ИСО в организации.

Что такое СЭМ – читаем здесь.

Руководство предназначено для использования работниками организации в процессе их деятельности, а также для предоставления потребителям, поставщикам и другим заинтересованным сторонам.

Система экологического менеджмента

Содержание

  1. Среда организации
  2. Лидерство / обязанности
  3. Требования к системе экологического менеджмента
  4. Документация системы экологического менеджмента
  5. Экологическая политика
  6. Функции, ответственность и полномочия
  7. Среда организации
  8. Планирование
  9. Экологические аспекты
  10. Правовые, нормативные и другие требования
  11. Принятые обязательства
  12. Цели, показатели
  13. Реализация и эксплуатация
  14. Ресурсы, роли, обязанности и полномочия
  15. Компетентность, обучение и осведомленность
  16. Информационный обмен
  17. Документация
  18. Контроль документов
  19. Оперативный контроль
  20. Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них
  21. Осмотр
  22. Мониторинг и измерение
  23. Оценка соответствия
  24. Несоответствие требованиям, корректирующие действия и превентивные меры
  25. Контроль записей
  26. Внутренний аудит
  27. Анализ со стороны руководства

Среда организации

Понимание организации и ее среды : внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность организации и на которые она влияет; заинтересованные стороны, имеющие отношение к СЭМ, их потребности и ожидания.

Внешние и внутренние факторы учитываются при разработке экологической политики, определении экологических целей, рисков и возможностей.

Информация об изменении внешних и внутренних факторов является исходными данными для анализа СЭМ со стороны руководства.

Разрабатывается документ: Результаты идентификации внутренних и внешних факторов, потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

Лидерство / обязанности

В Экологическое руководство должны быть включены чёткие требования к компетенции ПСЭМ, внутренних аудиторов СЭМ, руководителей подразделений и ответственных по СЭМ в подразделениях.

Высшее руководство отвечает за:
a) утверждение экологической политики.
b) предоставление соответствующих ресурсов для эффективного функционирования и постоянного улучшения системы экологического менеджмента.

Представитель руководства по СЭМ (ПСЭМ) – это (должность), на которую возложены следующие обязанности:
a) Обеспечить создание, внедрение и поддержание системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта.
b) Обеспечить наличие достаточных ресурсов для надлежащей реализации экологической политики и системы экологического менеджмента.
c) регулярно анализировать эффективность экологической политики и системы экологического менеджмента и обеспечивать внедрение необходимых улучшений.

Представитель руководства по СЭМ назначается Приказом высшего руководства.

Функции ПСЭМ

Представитель руководства по СЭМ осуществляет следующие функции:

  • Обеспечение разработки экологической политики и экологических целей.
  • Организация разработки документации СЭМ в соответствии с требованиями внешних и внутренних заинтересованных сторон.
  • Доведение понимания важности результативного экологического менеджмента и соответствия требованиям СЭМ.
  • Организация внешних  и внутренних аудитов  СЭМ, анализ результатов аудитов и представление результатов анализа высшему руководству.
  • Организация работ по улучшению функционирования СЭМ.
  • Анализ мониторинга выполнения мероприятий по функционированию и улучшению СЭМ.
  • Организация подготовки и подтверждения компетентности аудиторов внутренних аудитов СЭМ.

Ответственный за работу СЭМ имеет следующие обязанности:
a) создание и внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта; контроль эффективности системы экологического менеджмента.

b) возложена ответственность за координацию внутренних аудитов системы экологического менеджмента для обеспечения надлежащего внедрения и поддержания системы экологического менеджмента.

c) возложена ответственность за рассмотрение и расследование случаев несоблюдения системы экологического менеджмента и обеспечение внедрения корректирующих и предупреждающих мер для снижения воздействия на окружающую среду.

d) возложена ответственность за предоставление отчетов о результатах работы системы экологического менеджмента высшему руководству для анализа и внесения соответствующих улучшений.

е) по разработке и пересмотру целей, задач и программ системы экологического менеджмента.

c) по обеспечению внутренней коммуникацию между руководством и персоналом и повышению осведомленности персонала об охране окружающей среды.

e) по рассмотрению записей, отчетов о несоблюдении и корректирующих и предупреждающих действиях, а также, при необходимости, за реализацию предупреждающих действий.

Ответственный (ые) за работу СЭМ назначаются Приказом высшего руководства.

Руководители отделов
Обязанности руководителя отдела заключаются в следующем:
a) разрабатывать практику экологического менеджмента, относящуюся к отделу их функциональной группы, в соответствии с процедурами и руководящими принципами для контроля критических экологических факторов;
b) обеспечить эффективное внедрение системы экологического менеджмента и надлежащее решение экологических вопросов на всех этапах.

Сотрудники
Обязанности каждого из сотрудников организации заключаются в следующем:
a) выполнять конкретные обязанности в соответствии с соответствующими процедурами и руководствами по экологическому менеджменту;
b) сообщать руководителю об экологических проблемах и отклонениях от системы экологического менеджмента.

Руководство по СЭМ

Требования к системе экологического менеджмента

В целях снижения воздействия значимых экологических факторов на окружающую среду в компании создана система экологического менеджмента. Система экологического менеджмента соответствует стандарту ISO. Процедуры по каждому из стандартных положений изложены в соответствующих процедурах экологического менеджмента.

Документация системы экологического менеджмента

Роль документа системы экологического менеджмента заключается в следующем.

Экологическая политика

Образец политики – здесь.

Экологическая политика– описывает цели и принципы экологической деятельности компании, включая, помимо прочего, обязательство соблюдать законодательство, постоянно совершенствоваться и предотвращать загрязнение окружающей среды.

  • содержит намерения по улучшению экологических показателей
  • включает обязательства по защите окружающей среды, предотвращению загрязнения окружающей среды;
  • включает обязательства по выполнению принятых обязательств;
  • включает постоянное улучшение СЭМ.

Высшее руководство через ПСЭМ обеспечивает разработку экологической политики, организует работы по формированию и актуализации Политики и доведению ее до работников предприятия.

Формирование проекта Политики и согласование его выполняет ответственный за работу СЭМ.

Политика доводится и разъясняется персоналу руководством предприятия и руководителями отделов через:

  • инструктаж при приеме на работу;
  • ознакомления с Политикой всех работников предприятия под роспись;
  • внутреннее обучение;
  • размещение на общедоступных информационных системах.

Срок действия Политики – неограничен.

Ежегодно ПСЭМ при участии ответственных за работу СЭМ Политика анализируется и уточняется (при необходимости).

Политика принимается без ограничения срока действия, анализируется, ежегодно оценивается на совещании высшего руководства по оценке функционирования СЭМ и, при необходимости, уточняется.

Экологическая политика описывает обязательства организации по операциям, деятельности и общим экологическим показателям. При разработке экологической политики учитывается масштаб деятельности организации, а также воздействие на окружающую среду.

Экологическая политика должна определять приверженность организации постоянному совершенствованию управления окружающей средой и предотвращению загрязнения. Кроме того,организация обязуется соблюдать действующие законы, нормативные акты и другие требования, касающиеся экологических факторов.

Компания должна сделать свою экологическую политику публичной и доступной для общественности.

Функции, ответственность и полномочия

Для обеспечения функционирования и постоянного улучшения системы экологического менеджмента, удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон высшее руководство приказом № **** от _____назначило представителя руководства по СЭМ. Ответственность и полномочия представителя руководства по СЭМ определены положением «О Представителе руководства по СЭМ» и распространяются на:

  • обеспечение поддержания в рабочем состоянии процесса и процедур СЭМ;
  • предоставление данных о функционировании СЭМ и предложений по ее улучшению.

Ответственность за функционирование СЭМ в подразделениях организации возлагается на руководителей подразделений.

Доведение ответственности и полномочий до персонала организации осуществляется посредством ознакомления с перечисленными выше документами. Ответственность  за доведение  информации до персонала несет вышестоящий функциональный руководитель согласно организационной структуре управления.

Среда организации

Среда организации – это внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность предприятия и на которые влияет предприятие.

Внешние и внутренней факторы учитываются при разработке экологической политики, определении экологических целей, рисков и возможностей.

Информация об изменении внешних и внутренних факторов является исходными данными для анализа системы экологического менеджмента со стороны руководства организации.
Документ: Идентификация внутренних и внешних факторов, потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

Планирование

Организация должна следовать процессу “планируй – делай – проверяй – действуй” для постоянного улучшения экологических показателей.

Планирование включает определение и обновление реестра экологических факторов организации и реестра правовых, нормативных и других требований.

При планировании в СЭМ рассматриваются:

– внешние и внутренние факторы,

– требования и ожидания заинтересованных сторон,

– область применения СЭМ,

– риски и возможности, связанные с экологическими аспектами, принятыми обязательствами, потребностями и ожиданиями заинтересованных сторон.

Разработаны и поддерживаются в рабочем состоянии:

  • процедура идентификации рисков и возможностей в форме документа «Идентификация и оценка рисков». Проводится актуализация документа в соответствии ….. Информация о рисках и возможностях и об их изменениях является исходными данными для анализа СЭМ со стороны руководства;
  • процедура идентификации аварийных ситуаций в форме документов: «Идентификация и оценка экологических аспектов» и «Сводный реестр значимых экологических аспектов”. Аварийные ситуации идентифицированы на основании оценки руководителями подразделений, оформленной протоколом в произвольной форме. Пересмотр перечня аварийных ситуаций производится не реже 1 раза в год до ***февраля  текущего года или при необходимости.

Экологические аспекты

Процесс планирования начинается с определения и обновления аспектов окружающей среды. Для оценки воздействия своей деятельности на окружающую среду организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс идентификации тех экологических аспектов, которые можно контролировать или на которые можно влиять с помощью деятельности, продукции и услуг, охватываемых его системой экологического менеджмента (с учетом планируемых или новых разработок, новых или измененных видов деятельности, продукции и услуг).

Эти экологические аспекты, включая те, которые возникают в результате работ, выполняемых подрядчиком, регистрируются в Реестре экологических аспектов.

Перечень общих экологических аспектов здесь.

Организация должна:

  • обеспечить контроль всех экологических аспектов, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, и определить приоритеты для постоянного улучшения;
  • регулярно обновлять информацию об экологических аспектах.

Внеплановый пересмотр реестра экологических аспектов производится:

– при изменении технологии производства в соответствии;

– при реконструкции и техническом перевооружении

– при изменении требований природоохранного законодательства;

– по результатам предписаний органов государственного контроля;

– по результатам внутренних и внешних аудитов.

Доведение до персонала информации об экологических аспектах осуществляется ознакомлением с документами «Реестр экологических аспектов”. Ответственность за доведение экологических аспектов до персонала несет руководитель подразделения.

Правовые, нормативные и другие требования

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс идентификации законодательных и нормативных требований и других требований, которые необходимо соблюдать и которые относятся к экологическим аспектам организации, а также для установления доступа к этим требованиям.

Организация должна определить все соответствующие законодательные акты, кодексы практики и руководства, которые применяются к экологическим аспектам ее деятельности, продукции и услуг, и зарегистрировать эти требования в реестре нормативно-правовых и других требований.
Информация о юридических, нормативных и других требованиях должна регулярно обновляться.

Принятые обязательства

СЭМ направлена на выполнение законодательных, нормативных требований в области охраны окружающей среды, требований потребителей и других заинтересованных сторон, собственных требований.

Для идентификации принятых обязательств и доведения их до заинтересованных лиц формируется «Реестр принятых обязательств».

Для формирования «Реестра принятых обязательств» используются:

  • Правовые, нормативные и другие требования;
  • Разрешительная документация;
  • Организационно-распорядительные документы предприятия.

Реестр принятых обязательств содержит разделы:

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;

– сбросы загрязняющих веществ в хозяйственную и ливневую канализацию (водный объект);

– образование, накопление и размещение отходов;

– использование энергетических ресурсов;

– аварийные ситуации.

Реестр принятых обязательств актуализируется 1 раз в полугодие.

Требования, содержащиеся в «Реестре принятых обязательств», доводят до сведения:

  • руководителей и специалистов подразделений в процессе проведения обучения;
  • рабочего персонала подразделений .

Цели, показатели

В соответствии с экологической политикой компании и значимыми экологическими аспектами, организация должна установить, внедрить и поддерживать экологические цели и задачи для каждой соответствующей функции и уровня в компании.

Организация должна разрабатывать и поддерживать программу для достижения своих целей и задач.
При разработке и оценке целей организация должна учитывать:

  • правовые, нормативные и другие требования,
  • значимые экологические аспекты,
  • технические возможности,
  • финансовые/операционные/операционные требования.
  • перспективы заинтересованных сторон.

Организация должна обеспечивать соответствие целей и задач экологическим целям; выполнять обязательства по предотвращению загрязнения, соблюдению соответствующих законов и нормативных актов по охране окружающей среды и других требований, которые должны соблюдаться, стремиться к постоянному совершенствованию.

В программе определены обязанности, методы и сроки достижения целей и задач для каждой соответствующей функции и уровня.

Цели, задачи и программы должны быть утверждены (высшим руководством) до начала их реализации.

Представитель по экологическому менеджменту должен обеспечить измеримость целей и задач. Прогресс в их достижении должен регулярно отслеживаться и пересматриваться.

Рассмотрение выполнения целей, задач и программ должно происходить каждые три месяца.

Организация должна обеспечить пересмотр программы с учетом новых проектов и новых или измененных видов деятельности, продукции или услуг компании, чтобы обеспечить применение экологического менеджмента к этим новым проектам и видам деятельности.
Если в ходе реализации программы выявляются отклонения от целей и задач, представитель по экологическому менеджменту должен при необходимости пересмотреть программу управления и сохранить доказательства/записи корректирующих действий.
Представитель по экологическому менеджменту должен сохранять устаревшие цели, задачи и программы в течение как минимум трех лет.

Экологические цели доводятся до сведения персонала высшим руководством предприятия, ПСЭМ и руководителями подразделений.

Документ: Программа достижения экологических целей.

Реализация и эксплуатация

Организация должна внедрить систему экологического менеджмента, которая:

  • четко определяет роли, обязанности и полномочия ключевых сотрудников,
  • обеспечивает соответствующее обучение персонала,
  • поддерживает эффективные каналы связи,
  • принимает эффективную документацию и оперативный контроль,
  • поддерживает соответствующую осведомленность персонала о готовности к чрезвычайным ситуациям.

Ресурсы, роли, обязанности и полномочия

Высшее руководство должно обеспечить наличие необходимых ресурсов (включая человеческие ресурсы и опыт, организационную инфраструктуру, технические и финансовые ресурсы) для внедрения и контроля системы экологического менеджмента.

Для того чтобы экологический менеджмент был эффективным, роли, обязанности и полномочия ключевых сотрудников должны быть четко определены, задокументированы и доведены до сведения.
Организация назначает (должность) представителем по экологическому менеджменту и (должность) заместителем представителя по экологическому менеджменту для внедрения и поддержания системы экологического менеджмента.

Компетентность, обучение и осведомленность

Организация должна гарантировать, что весь персонал, выполняющий для организации или от ее имени работу, которая может оказать значительное воздействие на окружающую среду, имеет соответствующее образование, подготовку и/или опыт для выполнения работы, которая от него требуется.

Организация должна внедрить и поддерживать процесс определения и обеспечения потребностей в обучении, связанных с экологическими аспектами и системой экологического менеджмента.

Организация должна разработать программы обучения, чтобы персонал на каждой соответствующей функции и уровне был осведомлен и компетентен в следующих вопросах:
– их роли и обязанности в достижении требований системы экологического менеджмента,
– важность соблюдения экологических инструкций и процедур, а также требований системы экологического менеджмента,
– значимые экологические аспекты и фактическое или потенциальное воздействие на окружающую среду в их работе.

Персонал должен осознавать экологические преимущества, которые могут быть получены в результате улучшения их индивидуальной работы

Информационный обмен

С точки зрения внутренней коммуникации, представитель по экологическому менеджменту должен обеспечить, чтобы информация о системе экологического менеджмента (например, экологические цели, задачи, показатели и программы) и экологических показателях доводилась до сотрудников через доски объявлений, интернет или информационные бюллетени компании.

Сотрудники должны информировать своих функциональных руководителей/руководителей отделов о любых запросах/жалобах, касающихся системы экологического менеджмента и/или экологических вопросов, связанных с именем компании.

Ответственный за работу СЭМ должен вести соответствующий журнал консультаций/жалоб. В зависимости от характера и объема консультации/жалобы, ПСЭМ должен определить соответствующие действия и вести учет принятых ответных/корректирующих мер.

Экологическая политика организации должна быть доступна в офисах компании и на сайте для внешнего ознакомления.

Все внутренние и внешние запросы/жалобы/обмен информацией должны обсуждаться и оцениваться на заседаниях по системе экологического менеджмента, а их решения должны фиксироваться в протоколах заседаний.

Комиссия по системе экологического менеджмента должна решить, обмениваться или нет информацией с внешними сторонами по ключевым экологическим факторам, и задокументировать свое решение.

Если принято решение о внешней коммуникации, необходимо определить и реализовать средства коммуникации, например, публикация экологического отчета.

Документация

Документация системы экологического менеджмента состоит из следующих четырех уровней.

Уровень 1: Руководство по системе экологического менеджмента (данный документ) включает в себя экологический подход организации “Название компании” и описывает, как организация “Название компании” выполняет требования стандарта ISO. Руководство по системе экологического менеджмента – это интерфейс для интерпретации взаимосвязи между системой экологического менеджмента компании и стандартом.

Отдельный документ “Цели, задачи и программы” основан на экологическом подходе организации и демонстрирует стремление компании к постоянному улучшению экологических показателей.

Уровень 2: Процедуры экологического менеджмента, которые включают процедуры, которые “Название компании” должно внедрить в соответствии со стандартами, изложенными в ISO 14001. Эти процедуры детализируют элементы системы экологического менеджмента и определяют полномочия, ответственность, порядок работы и сроки.

Реестр экологических аспектов и Реестр законов, постановлений и других требований являются производными от Процедур экологического менеджмента и составляют основу системы экологического менеджмента, разработанной организацией.

Уровень 3: Экологические руководящие принципы (ЭР) – это процедуры оперативного контроля или руководящие принципы, которые устанавливают обязанности по контролю выявленных значимых экологических факторов, относящихся к операциям и деятельности компании с соответствующим названием.

Уровень 4: Экологические записи, которые создаются в результате внедрения Руководства по системе экологического менеджмента, процедур экологического менеджмента и экологических рекомендаций. Экологическая документация включает различные контрольные списки, отчеты и протоколы совещаний, как определено в каждой процедуре и руководстве по экологическому менеджменту.

Контроль документов

Суть контроля документов в системе экологического менеджмента заключается в следующем:

  • Документация пересматривается, при необходимости пересматривается, и ее применимость подтверждается уполномоченным персоналом.
  • Там, где должности имеют решающее значение для эффективного функционирования системы экологического менеджмента, имеется актуальная версия соответствующего документа.
  • Обеспечивается маркировка внешних документов, необходимых для планирования и функционирования системы экологического менеджмента, и контроль их выпуска.
  • Своевременно происходит изъятие недействительных документов из всех мест выдачи и использования или принятие других мер для предотвращения неправомерного использования.

Организация должна гарантировать, что все документы читаемы, датированы (включая даты пересмотра), четко маркированы, надлежащим образом хранятся и сохраняются в течение требуемого периода времени. Название компании должно устанавливать, внедрять и поддерживать процедуры и обязанности по созданию и изменению всех типов документов.

Оперативный контроль

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуры оперативного контроля для управления критическими аспектами окружающей среды.
Организация должна гарантировать, что все операции и виды деятельности, связанные со значительными экологическими аспектами, осуществляемые сотрудниками или подрядчиками компании, контролируются надлежащим образом, и что соответствующие процедуры производственного контроля, также известные как экологические процедуры  и экологические руководства, доводятся до сведения сотрудников. Организация должна оказывать влияние на сотрудников и подрядчиков, сообщая об экологической политике компании и других соответствующих процедурах экологического менеджмента и/или экологических рекомендациях.

Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них

Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс выявления потенциальных чрезвычайных ситуаций, реагирования на них и предотвращения и/или снижения потенциального воздействия на окружающую среду.
В частности, после инцидента или чрезвычайной ситуации организация должна проанализировать и пересмотреть свои процедуры по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям и реагированию на них.

Действия по предупреждению или снижению последствий и устранению аварийных ситуаций, предусмотрены в «Плане действий при аварийных ситуациях».

Меры по предупреждению и смягчению воздействия на окружающую среду при аварийных ситуациях связаны с подготовкой персонала к реагированию на возможные аварийные ситуации.

«План действий на случай аварийных ситуаций» анализируется ежегодно после окончания года и, при необходимости, пересматриваются запланированные меры по реагированию после возникновения аварийных ситуаций.

Организацией ведется учет аварийных ситуаций и экологических происшествий.

Осмотр

При внедрении системы экологического менеджмента организация должна регулярно отслеживать и измерять критические характеристики операций и деятельности.

Результаты должны быть записаны вместе с несоответствиями и корректирующими и предупреждающими действиями. В рамках процесса проверки система экологического менеджмента должна регулярно подвергаться аудиту, чтобы обеспечить основу для анализа со стороны руководства.

Мониторинг и измерение

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуры для регулярного мониторинга и измерения ключевых характеристик операций и деятельности, которые могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду, включая процедуры для регистрации экологических показателей, соответствующего операционного контроля и соответствия целям и задачам компании, а также для калибровки и обслуживания оборудования для мониторинга и для документирования информации о мониторинге окружающей среды.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, производственный контроль в области охраны и использования водных объектов, производственный контроль в области обращения с отходами производится на основании программы производственного экологического контроля от _____

Контроль за потреблением топливно-энергетических ресурсов осуществляет подразделение в соответствии с приказом.

Мониторинг ключевых характеристик операций, связанных со значимыми экологическими аспектами осуществляется в соответствии с внутренними инструкциями в части соблюдения технологических режимов производственным персоналом.

Поверка средств измерений, метрологический контроль и надзор за их состоянием осуществляется в соответствии внутренними инструкциями. Результаты метрологического контроля идентифицируются и регистрируются.

Оценка соответствия

Для выполнения обязательств организации по охране окружающей среды “Название компании” должно регулярно контролировать и измерять соблюдение соответствующих законов и нормативных актов по охране окружающей среды  и других требований по соблюдению. Должен вестись учет результатов периодической оценки.

Оценка соответствия требованиям системы экологического менеджмента осуществляется:

– по результатам мониторинга выбросов загрязняющих веществ,

– по результатам производственного (экологического) контроля при обращении с отходами производства,

– по результатам мониторинга энергоресурсов,

– по результатам внутренних и внешних аудитов,

– при проведении анализа со стороны высшего руководства.

Результаты оценки документируются.

Несоответствие требованиям, корректирующие действия и превентивные меры

Система экологического менеджмента постоянно совершенствуется с целью выявления и устранения несоответствий и предотвращения их повторения.

По несоответствиям, выявленным в результате:

– замечаний контролирующих органов,

– рассмотрения предложений и жалоб заинтересованных сторон,

– внутренних и внешних аудитов СЭМ,

– оценки соответствия деятельности принятым обязательствам

разрабатываются корректирующие и предупреждающие действия на всех этапах деятельности предприятия по всем подразделениям. 

Контроль записей

“Название компании” должно вести учет для отслеживания экологических показателей и демонстрации того, что система экологического менеджмента отвечает требованиям законодательства и соответствует требованиям ISO 14001, а также достигнутых результатов.
Организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс идентификации, хранения, защиты, извлечения, сохранения и утилизации записей, относящихся к экологическому менеджменту, чтобы обеспечить их четкую запись, четкую маркировку и прослеживаемость до соответствующей деятельности, продукта или услуги. Экологические записи должны храниться и управляться таким образом, чтобы к ним можно было легко получить доступ и защитить их от повреждения, порчи или потери.
Необходимо указать срок хранения для каждого типа экологических записей.

Внутренний аудит

Организация должна планировать, разрабатывать, внедрять и поддерживать программу и процедуры проведения периодических аудитов системы экологического менеджмента с целью
– выполняются ли запланированные мероприятия по экологическому менеджменту, включая требования стандарта ISO 14001,
– была ли она должным образом внедрена и поддерживается.

Результаты аудита и информация сообщаются высшему руководству для анализа в целях улучшения состояния окружающей среды.

Программа аудита, включая сроки, должна быть разработана с учетом экологической значимости деятельности и результатов предыдущих аудитов. Программа аудита должна включать критерии, объем, частоту и методику проведения аудита, а также обязанности и требования по проведению и представлению результатов аудита и ведению соответствующих записей.
Организация должна проводить периодические аудиты системы экологического менеджмента. Внутренние экологические аудиты должны проводиться своевременно, чтобы обеспечить планирование соответствующих превентивных мер и своевременное выполнение корректирующих действий.

Анализ со стороны руководства

Высшее руководство компании должно следовать процессу управления “планируй – делай – проверяй – действуй” для улучшения и регулярного пересмотра системы экологического менеджмента с целью обеспечения ее пригодности, адекватности и эффективности.
Перед проведением оценки представитель по экологическому менеджменту должен:

  • составить график проведения оценки,
  • уведомить всех участников,
  • собрать все соответствующие записи/требования (например, изменения в законодательстве),
  • подготовить краткий отчет для обсуждения при необходимости.

Высшее руководство, представитель по экологическому менеджменту, вместе с комиссией по системе экологического менеджмента должны участвовать в ежегодном обзоре менеджмента, чтобы рассмотреть экологический менеджмент компании за прошедший год и оценить текущую систему экологического менеджмента в свете пересмотренного законодательства, требований соответствующих сторон, (бизнеса), технических и продуктовых требований, а также анализа прошлого опыта.
Управленческий анализ включает, но не ограничивается следующим:
– Оценка экологических целей, задач, целей и программ экологического менеджмента.
– Оценка соответствия юридическим, нормативным и другим требованиям (включая деятельность, осуществляемую подрядчиком под названием компании).
– Экологические аспекты деятельности и раскрытие информации об экологических аспектах для общественности
– Результаты аудита.
– Оценка несоответствий и принятых корректирующих/предупреждающих мер.
– Информация из соответствующих внешних сообщений, включая жалобы.
– Области для улучшения экологических показателей.
– Адекватность готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них.
– Изменения в объективной среде, включая изменения в законодательстве, нормативных актах и других требованиях, относящихся к экологическим факторам.
– Определение необходимости пересмотра существующей системы экологического менеджмента в свете вышеизложенного и  последующие действия по результатам предыдущих управленческих обзоров.

Анализ со стороны руководства должен инициировать процесс управления по принципу “планируй – делай – проверяй – действуй” для улучшения экологических показателей организации и дальнейшего совершенствования системы экологического менеджмента.

Результаты анализа со стороны руководства должны быть задокументированы в протоколах заседаний и храниться у представителя по экологическому менеджменту как запись системы экологического менеджмента.

Экологической
политикой предприятия

(организации) является заявление
предприятия о своих намерениях и
принципах, связанных с ее общей
экологической эффективностью, которое
служит основанием для действия и для
установления целевых и плановых
показателей. Определяет экологическую
политику предприятия его высшее
руководство. Высшее руководство может
состоять из отдельного лица или группы
лиц, несущих административную
ответственность за организацию [4].

Изображенная
на рис. 3.2 модель системы управления
отражает основные принципы экологической
политики предприятия.

1.
Обязательства и политика
.
Предприятие должно определить свою
экологическую политику и принять на
себя обязательства в отношении системы
управления окружающей средой. При этом
начать следует с того, что приносит
очевидную пользу, например, с ограничения
первопричин, приводящих к ответственности
за нарушение, или с более эффективного
использования сырьевых ресурсов и
материалов.

Экологическая
политика должна отражать обязательства
высшего руководства соблюдать применяемые
законы и постоянно улучшать систему
управления окружающей средой. Политика
создает основу, с помощью которой
предприятие устанавливает свои целевые
и плановые показатели. Политика должна
быть достаточно четкой, чтобы ее могли
понять внутренние и внешние заинтересованные
стороны; она должна периодически
анализироваться и пересматриваться,
чтобы отражать изменяющиеся условия и
информацию. Область применения политики
должна быть точно идентифицируемой.

2.
Планирование.
Предприятие
должно разработать план реализации
своей экологической политики. При этом
элементы управления окружающей средой
включают в себя: идентификацию
экологических аспектов и связанных с
ними воздействий на окружающую среду;
требования законодательных актов;
экологическую политику; внутренние и
внешние критерии оценки экологической
эффективности и т.д.

3.
Реализация.
С
целью эффективной реализации предприятие
должно создать возможности и разработать
механизмы поддержки, необходимые для
осуществления своей экологической
политики и достижения целевых и плановых
показателей. Для того чтобы достичь
целевых показателей, предприятие должно
нацелить на это своих сотрудников,
системы, стратегию, ресурсы и структуру,
разработать систему ответственности
и отчетности.

4.
Изменение и оценивание.
Предприятие
должно проводить измерение, контроль
и оценку своей экологической эффективности.
Одним из основных инструментов контроля
является экологический аудит.

5.
Анализ и улучшение.
Предприятие
должно анализировать и постоянно
улучшать систему управления окружающей
средой, чтобы повышать свою общую
экологическую эффективность. Руководство
предприятия должно через некоторые
интервалы времени проводить анализ
системы экологического менеджмента,
чтобы гарантировать ее постоянную
эффективность и соответствие существующим
параметрам. Анализ должен быть широким,
чтобы учесть степень влияния на окружающую
среду всех видов деятельности, продукции
или услуг данной организации, включая
их воздействие на финансовую сторону
деятельности и возможную конкурентоспособность.

В
плане реальной деятельности система
экологического управления будет
осуществлять данный процесс в виде
цикла, изображенного на рис. 3.4.

В
основе экологического менеджмента
должны лежать принципы экоэффективности
и экосправедливости. Под экоэффективностью
понимается такая организация разносторонней
экологической деятельности, которая
позволяет не только сократить
соответствующие затраты и издержки, но
и получить дополнительную прибыль.
Принципы экосправедливости
проявляются в осознании руководством
предприятия моральной ответственности
за отрицательное воздействие на
окружающую среду и нерациональное
использование природных ресурсов [6].

В
более узком понятии экологический
менеджмент представляет собой управление
природоохранной и природопользовательской
деятельностью и включает в себя:

  • правовой
    и экономический механизмы охраны
    окружающей среды;

  • систему
    управления;

  • деятельность
    специалистов предприятия (и его
    руководства) в области охраны окружающей
    среды и рационального использования
    природных ресурсов.

На
проходившем в сентябре 2000 г. во Владимирской
области (г. Гусь-Хрустальный) семинаре
по экологическому менеджменту [3] было
предложено при внедрении системы
экологического менеджмента руководствоваться
следующими принципами Хартии
предпринимательской деятельности:

  1. Корпоративные
    приоритеты;

  2. Интегрированные
    системы менеджмента;

  3. Поэтапное
    улучшение;

  4. Подготовка
    персонала;

  5. Предварительная
    оценка;

  6. Внимание
    к продуктам и услугам;

  7. Учет
    потребностей клиентов;

  8. Внимание
    к процессам и площадкам в целом;

  9. Исследовательские
    программы;

  10. Предусмотрительность
    во всем;

  11. Работа
    с поставщиками и подрядчиками;

  12. Подготовленность
    к аварийным ситуациям;

  13. Передача
    прогрессивных технологий;

  14. Вклад
    в общее дело;

  15. Открытость,
    готовность к обсуждению;

  16. Выполнение
    установленных требований и отчетность.

Поскольку
система экологического менеджмента
является частью общего управленческого
механизма организации (предприятия),
то она должна стремиться к достижению
конкретной цели, используя некий механизм
и выполняя определенные функции. Итак,
целью
экологического менеджмента (как и любого
другого) является достижение желаемых
результатов, т.е. определенного состояния
окружающей среды, причем именно состояние
окружающей среды есть объект
управления.

Механизм
экологического менеджмента – совокупность
средств воздействия как на формирование
собственно экологической обстановки,
так и на возможные экологические
последствия от деятельности человека.
А функции
экологического менеджмента – совокупность
различных видов деятельности, которые
необходимы для управления экологическими
процессами.

Таким
образом, экологическая
политика

– публично декларируемые принципы и
обязательства, связанные с экологическими
аспектами деятельности предприятия и
обеспечивающие основу для установления
его экологических целей
и задач
,
в том числе:

  • сознательное
    использование в практической деятельности
    предприятия основ современной
    экологической культуры и экологической
    этики; разделенная ответственность;
    вклад в устойчивое развитие;

  • экологическая
    целесообразность;

  • цивилизованное
    предпринимательство;

  • добровольное
    расширение экологических обязательств
    предприятия в отношении всех
    заинтересованных в экологических
    аспектах его деятельности лиц и сторон;

  • охрана
    здоровья и экологическая безопасность
    персонала и населения в зоне влияния
    предприятия; оценка воздействия на
    окружающую среду;

  • поддержка
    экологических научных исследований и
    экологического образования и просвещения,
    включая школьное экологическое
    образование; развитие добровольного
    экологического страхования;

  • достижение
    экономической эффективности осуществляемой
    природоохранной деятельности;

  • повышение
    качества продукции и услуг за счет
    развития экологической деятельности;

  • развитие
    более экологически чистого производства;
    минимизация отрицательного воздействия
    на окружающую среду;

  • предупреждение
    отрицательного воздействия на окружающую
    среду в источниках его образования;
    рациональное использование ресурсов;

  • независимая
    оценка результатов экологической
    деятельности предприятия (осуществление
    систематического экологического
    аудирования);

  • информирование,
    мотивация и вовлечение всего персонала
    в экологическую деятельность предприятия;

  • обязательное
    документирование предприятием
    экологической деятельности и подробная
    добровольная отчетность о результатах
    деятельности («зеленая отчетность»
    предприятия); активное сотрудничество
    со всеми заинтересованными в экологических
    аспектах деятельности предприятия
    лицами и сторонами, включая экологическую
    общественность; сотрудничество со
    средствами массовой информации;

  • соответствие
    действующему природоохранительному
    законодатель-ству, экологическим нормам
    и правилам; разработка и использование
    собственных экологических норм и
    правил, дополняющих государственные
    требования [6, 7].

Внедрение
системы экологического менеджмента на
предприятии

Вне
зависимости от вида производств и
характера деятельности предприятие
(организация) выступает в качестве
опосредованного элемента, определяющего
некую связь между собой и окружающей
его средой, при этом происходит обмен
разного рода информацией: энергетической,
вещественной и т.п. на всех этапах
хозяйственной деятельности. Предприятие
выступает основным элементом, влияющим
на загрязнение окружающей среды в
результате хозяйственной деятельности
человека.

Экологический
менеджмент на предприятии это еще и
искусство принимать эффективные
управленческие решения в целях улучшения
природоохранной деятельности предприятия

Рассмотрим
схему процесса внедрения системы
экологического менеджмента на предприятии,
приведенную на рис. 3.5.

Допустим,
высшее руководство некоего предприятия
решило ввести у себя систему экологического
менеджмента. Мотивы для такого решения
могут быть следующие:

  • создание
    условий для развития системы менеджмента
    качества;

  • контроль
    экологических аспектов;

  • соответствие
    требованиям законодательства;

  • улучшение
    экологических показателей деятельности;

  • возможность
    выхода на внешний рынок и т.п.

Обязательным
условием для создания системы
экологического менеджмента является
предварительная экологическая оценка
– объективная и обязательно независимая,
основанная на системных подходах и
документированная оценка исходной
ситуации на предприятии (на момент
внедрения системы экологического
менеджмента) с последующей разработкой
рекомендаций по ее улучшению.
Подразумевается,
что система экологического менеджмента
интегрирована с общей системой управления
организацией.

Цель
такой оценки заключается в сборе
необходимых для дальнейшей работы
данных о состоянии окружающей среды и
их анализе. При этом полученные
характеристики считаются «начальными»
или «нулевыми», с которыми сравниваются
данные, получаемые в последующих
временных периодах.

Эта
оценка включает в себя исследование и
анализ следующих элементов:

  • применение
    и документирование необходимых процедур;

  • соответствие
    деятельности предприятия законодательным
    и нормативным требованиям;

  • предполагаемая
    экологическая политика предприятия;

  • использование
    сырьевых и вспомогательных материалов;

  • воздействие
    на окружающую среду и экологические
    аспекты деятельности;

  • области
    повышенного риска и готовность к
    нештатным ситуациям;

  • взаимодействие
    предприятия с заинтересованными
    сторонами и т.п.

Следующий
этап – разработка экологической
политики. В данной ситуации это специальный
документ о
намерениях и принципах организации,
который должен служить основой для
действий организации и определения
экологических целей и задач. Экологическая
политика должна соответствовать
масштабу, природе и экологическим
воздействиям, создаваемым деятельностью,
продуктами и услугами компании. Документ
должен быть доведен до сведения всех
сотрудников организации и быть доступным
общественности.

С
учетом значимых экологических воздействий,
законодательных и других требований
организация должна выработать
экологические цели и задачи. Экологическая
цель – это общая экологически значимая
цель деятельности организации,
установленная экологической политикой
этой организации, степень достижения
которой оценивается в тех случаях, когда
это практически возможно. Экологическая
задача – это детальное требование в
отношении экологических показателей
деятельности организации в целом или
ее подразделений, которое следует из
установленной экологической цели
деятельности организации и подлежит
выполнению в порядке достижения этой
цели. Причем, цель – это ожидаемый
результат решения проблем или использования
ныне упускаемых возможностей, а задачи
– это этапы устранения причин, вызывающих
данную конкретную проблему.

Цели
и задачи должны быть по возможности
количественными. Они должны быть основаны
на экологической политике и определены
для каждой функции и уровня организации.
При их формулировке должны также
приниматься во внимание взгляды
«заинтересованных сторон» (под которыми
понимаются любые группы и граждане, чьи
интересы затрагиваются экологическими
аспектами деятельности предприятия,
или озабоченные этими аспектами).

Для
достижения поставленных целей организация
разрабатывает программу экологического
менеджмента, в которой определяют
ответственных, средства и сроки для
достижения целей и задач. Программы
должны регулярно пересматриваться и
отражать изменение целей и задач
организации.

Для
осуществления программ разрабатываются
некие процедуры и определяются приоритеты
на предприятии.
Организация должна осуществлять
мониторинг или измерение основных
параметров той деятельности, которая
может оказывать существенное воздействие
на окружающую среду.

Процедуры
должны охватывать все стороны деятельности
предприятия начиная с момента поступления
сырьевых материалов и заканчивая
реализацией готового продукта; все
аспекты, которые так или иначе могут
приводить к воздействию на окружающую
среду. Они могут касаться не только
традиционных технологий, но и порядка
информирования и обучения персонала,
взаимосвязи с внешними заинтересованными
сторонами. Общий перечень конкретных
процедур, подлежащих документированию,
устанавливается предприятием
самостоятельно.

Экологические
показатели характеризуют процесс
производства, включая основную и
вспомогательную деятельность. Они
характеризуют функционирование системы
экологического менеджмента и деятельность
руководства по улучшению системы. Кроме
того, они отражают информацию о местных,
региональных, глобальных экологических
условиях или состояние окружающей среды
в текущий момент времени.

Должен
выполняться ряд требований по обучению
персонала, а также по подготовке к
нештатным ситуациям.

С
целью определения соответствия критериям
стандарта ISO 14001 должен проводиться
периодический аудит системы экологического
менеджмента. Такой аудит может быть как
внутренним, так и внешним, а его результаты
в обязательном порядке докладываются
руководству компании. Процедура такого
контроля будет рассмотрена в последующих
главах.

Руководство
организации должно периодически
рассматривать работу системы экологического
менеджмента с точки зрения ее адекватности
и эффективности. Обязательно должен
рассматриваться вопрос о необходимых
изменениях в экологической политике,
целях и других элементах EMS. При этом
должны приниматься во внимание результаты
аудита, изменившиеся обстоятельства и
стремление к «постоянному улучшению».
Вообще, в основе требований стандарта
лежит открытый цикл «план – осуществление
– проверка – пересмотр плана».

Все
процедуры, их результаты, данные
мониторинга и т.п. должны документироваться.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    20.05.201516.31 Mб28Трубников В.Ф. — Травматология и ортопедия.djvu

  • #
  • #
  • #
  • #

    20.05.201520.68 Mб12Тюкавкина1985.pdf

Варвара Гранкова / Ведомости

В последние 1,5 года тема экологии стала по-настоящему актуальной для предприятий как в мире, так и в России. В Европе обсуждается трансграничный углеродный налог на импортную продукцию, а президент Джо Байден в начале 2021 г. заявил о новом зеленом курсе американской экономики. В России тема экологии обрела особую важность после разлива дизельного топлива в Арктике, допущенного «Норникелем» в мае 2020 г. Глава Росприроднадзора Светлана Радионова тогда пообещала проверить все крупные российские предприятия на предмет соблюдения экологических стандартов. А «Норникель» обязали выплатить штраф в 146,1 млрд руб.

Олег Федоров, член советов директоров «Алросы» и «Россети Северо-Запад» (дочернее предприятие «Россетей»), говорит, что экология стала по-настоящему важной темой, все компании по всему миру будто получили глобальную директиву, по аналогии с директивной практикой российского правительство для госкомпаний. Российские компании, чьи бумаги торгуются на зарубежных биржах, отреагировали сразу. В той же «Алросе» в комитете при совете директоров по стратегии недавно был создан подкомитет по экологическим и социальным вопросам, говорит Федоров.

Забота об окружающей среде – один из трех элементов концепции ESG (Environmental, Social, Governance – экологического, социального и корпоративного управления). Как показало недавнее исследование, проведенное Российским институтом директоров (РИД) совместно со «Сбером», российские компании умеют хорошо формулировать принципы ESG, в том числе и управления экологическими рисками, разработали соответствующие регламенты и стратегии. Однако внедрять принципы ESG и контролировать их исполнение у них получается значительно хуже.

Авторы исследования изучили 44 компании, включенные на конец 2020 г. в первый уровень листинга Московской биржи: сайты, ежеквартальные отчеты за 2020 г. и годовые за 2019 г., а также отчеты по устойчивому развитию, финансовые отчеты и проч. Все компании оценивались по трем критериям: регулирование, управление и внедрение ESG (интеграция ESG в стратегию, исполнение документально закрепленных норм).

Стратегии и документы

Эффективность охраны окружающей среды, пишут авторы исследования, должна подкрепляться документами, регламентами и управленческими инструментами. Компании должны определить цели и задачи экологической политики, назначить органы управления и ответственных должностных лиц, а также разработать инструменты оценки эффективности экологической политики. В идеале экологическая политика должна содержать стратегические целевые показатели и утверждаться советом директоров. По данным исследования, лишь 27% компаний выборки используют такой комплексный подход. Еще 20% имеют экологическую политику, но целевые показатели для оценки ее эффективности не определены, а в 30% компаний экологическую политику утверждает генеральный директор.

В компании «Сахалин энерджи» экологическая политика описана в положении об общих принципах деятельности компании, политике устойчивого развития и обязательствах и политике в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности, рассказывает представитель компании. В других компаниях существуют отдельные документы по экологии. В «Сибуре» в 2019 г. совет директоров утвердил стратегию устойчивого развития до 2025 г., которая охватывает пять ключевых направлений, в том числе охрану окружающей среды и снижение климатического воздействия, говорит представитель компании.

Экологическая стратегия компании формируется на основе предварительной проработки вопросов управления экологическими рисками, в том числе рисками изменения климата, рассказывает представитель Evraz.

По данным исследования, принципы ESG интегрированы в общую стратегию в 59% компаний, а 41% пока не учитывают цели устойчивого развития в своих стратегиях.

Руководство российских компаний обычно фокусируется на ключевых активах, нередко вкладывая внушительные суммы в модернизацию для решения экологических проблем, но при этом не обращая должного внимания на периферийные объекты, которые не ремонтировались с советских времен. Как показал пример с разрушением резервуара дочерней компании «Норникеля», с такими объектами тоже могут быть связаны серьезные экологические риски, говорит Сергей Дайман, руководитель практики услуг EY в сфере устойчивого развития в России.

Главная проблема многих российских промышленных компаний в том, что они продолжают эксплуатировать старые советские фонды, не уделяют внимания их износу, не оценивают правильно риски, связанные с этими основными фондами, не управляют ими и не выделяют достаточно средств на модернизацию этих фондов, уверяет Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса.

Комитеты и директора

Как следует из совместного исследования РИДа и «Сбера», в крупных компаниях созданы организационные условия для экологического менеджмента.

В 52% компаний советы директоров в 2019–2020 корпоративных годах рассматривали на заседаниях различные вопросы, связанные с ESG. 30% компаний расширили компетенции комитетов совета директоров по аудиту, кадрам, вознаграждениям, стратегии и включили в их повестку вопросы ESG. А 27% компаний создали профильный комитет по ESG-вопросам или назначили в совете директоров куратора по этим вопросам.

По словам представителя Evraz, в формировании экологической и климатической повестки компании активно участвует комитет по охране труда, промышленной безопасности и экологии при совете директоров. Этот же комитет утверждает и контролирует выполнение экологических целей.

Комитеты при совете директоров, которые занимаются проблемами воздействия на окружающую среду, есть во всех 12 компаниях, ответивших на запросы «Ведомостей». Они рассматривают риски, утверждают экологическую программу и инвестиции в природоохранные объекты, а потом оценивают результаты. В некоторых компаниях, например в «Фосагро», совету директоров ежеквартально предоставляется информация обо всех тратах на экологию, рассказывает представитель компании.

Представитель «Норникеля» заявил, что в 2020 г. компания запустила работу над долгосрочной программой снижения экологических рисков и обновила ЕSG-стратегию развития бизнеса до 2030 г., сделав значительный акцент на вопросах экологии. Сейчас в компании завершается аудит системы управления рисками, по результатам которого экологические риски будут выделены в отдельную структуру, будет скорректирована методология управления такими рисками, учтены ошибки, приведшие к аварии прошлого года. Управление экологическими рисками перейдет к департаменту экологии, который теперь стал независимым от производственного блока подразделением. Экологическими рисками будет управлять созданный комитет по рискам при правлении компании, сообщил представитель «Норникеля».

По данным исследования, меньше половины респондентов – 43% – включили описание ESG-рисков в годовой или социальный отчет за 2019 г. И только 41% компаний описали в отчетах роль совета директоров в управлении экологическими и социальными рисками.

В «Металлоинвесте» общую координацию на уровне управляющей компании осуществляет заместитель гендиректора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды, рассказывает представитель компании. По его словам, в 2019 г. в управляющей компании создан специальный департамент охраны труда, промбезопасности и охраны окружающей среды, специалисты которого ежегодно проводят внутрикорпоративные проверки по вопросам реализации природоохранной деятельности и систем экологического менеджмента на предприятиях компании.

В НЛМК экологическую программу рассматривает инвестиционный комитет при правлении, в который входят вице-президенты и руководители предприятий. Он утверждает бюджет проектов, направленных на сокращение воздействия на окружающую среду, и контролирует исполнение экологической программы.

По словам представителя «Норникеля», в компании в 2020 г. для разработки и координации политики в области окружающей среды была введена должность старшего вице-президента по устойчивому развитию, созданы департамент устойчивого развития и департамент экологии, которые совместно координируют и отслеживают процесс внедрения стратегии и экологических проектов до 2030 г. В Заполярном филиале введена должность заместителя директора по вопросам экологии. Кроме того, введены экологические KPI для менеджмента компании, сообщил представитель «Норникеля».

Контроль выполнения

О том, насколько хорошо компании контролируют исполнение обещаний заботиться об окружающей среде и людях, можно судить по тому, включены ли KPI в области устойчивого развития в систему мотивации менеджмента, отмечают авторы исследования.

Только 39% компаний выборки включают показатели, связанные с устойчивым развитием, в систeму KPI менеджмента. Среди таких показателей – снижение травматизма, снижение вредных выбросов. Еще в 27% компаний деятельность менеджмента оценивается исключительно по финансовым показателям, а 34% компаний не дают достаточной информации о системе ключевых показателей топ-менеджмента.

KPI для менеджмента в сфере экологии есть в «Северстали», Evraz и «Сибуре», сообщили представители этих компаний. Однако ни одна из опрошенных компаний не пояснила, какие конкретно показатели в сфере экологии установлены менеджменту. Полина Лион, директор департамента устойчивого развития «Росатома», сообщила, что в компании действует экологическая политика и на постоянной основе реализуются планы мероприятий в области экологии и недопущения негативного воздействия на окружающую среду. Управленцы компании должны выполнять KPI по безопасности и воздействию на жизнь человека, чтобы получить годовую премию. Эти KPI устанавливаются каждый год. До сих пор непонятно, какое место займут показатели экологии в персональной оценке топ-меджеров российских компаний. В наборе персональных KPI пока нет четкого описания, за что именно менеджеров могут лишить премии, а за что поощрить по экологической тематике, говорит Федоров. И самое главное, непонятно, какой место займут эти KPI в общей системе мотивации.

Источник: автором статьи является Марк Хаммар – сертифицированный в ASQ (American Society for Quality, – ред.) специалист по качеству и деловому совершенству. В сфере качества эксперт трудится с 1994 года. У него есть опыт работы в сфере аудитов, улучшения процессов, написания процедур для систем управления качеством и систем экологического менеджмента. Марк Хаммар – сертифицированный главный аудитор по стандартам ISO 9001, AS 9100, ISO 14001.

Какова роль представителя высшего руководства в системе экологического менеджмента (СЭМ, – ред.) по стандарту ISO 14001:2004? Чем эти представители занимаются? Зачем вообще они понадобились? Эти вопросы регулярно звучат во время имплементации СЭМ. Это происходит оттого, что в ISO 14001:2004 немного подробностей об организационной роли представителя руководства. Все что есть, скупо сгруппировано в несколько требований раздела 4.4.1, который посвящен ресурсам, ролям, ответственности и полномочиям. Кстати, специально об этом разделе ISO 14001:2004 мы уже писали, если хотите больше деталей о 4.4.1, то почитайте «Как понять требования ISO 14001 к идентификации ответственности и полномочий». Нужно поговорить о том, что человек должен будет делать и за что отвечать, если топ-менеджмент выбрал его свои представителем по СЭМ.

Зачем вообще в СЭМ потребовалась такая организационная роль, как представитель высшего руководства?

Начать нам стоит с разъяснений по поводу того, зачем вообще нужны представители руководства. На самом деле требования об этом – привычный атрибут стандарта на системы менеджмента от ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, – ред.). На практике требования ISO 14001:2004, которые стали темой этой статьи означают: в системе менеджмента должен быть специальный менеджер, который несет персональную ответственность и обладает полномочиями в вопросе обеспечения эффективности работы СЭМ. Нет, этот человек не должен делать все в системе по ISO 14001, его роль раскрывается пословицей «если не я, то кто». Этот человек – последняя инстанция системы и средоточие воли к изменениям. Положения ISO 14001:2004, связанные с представителем, по сути дела, можно свести к двум основным требованиям – для простоты. Во-первых, назначенный топ-менеджментом человек, должен самолично убедиться в том, что СЭМ внедрена и продолжает функционировать, во-вторых, представитель должен следить за тем, чтобы высшее руководство знало, что происходит с системой менеджмента. Не имея полной информации о состоянии системы, руководители не смогут расставлять приоритеты, регулировать выделение ресурсов и корректировать планы, если нужно. Конечно, эти вещи никто, кроме топ-менеджмента в СЭМ, сделать не в состоянии.

Обеспечьте разработку, внедрение и поддержку функционирования системы экологического менеджмента

Мы уже говорили, что если руководство в соответствии с требованиями ISO 14001 назначило своего представителя, то это вовсе не значит, что всю работу в СЭМ за весь коллектив должен делать именно этот сотрудник. Его функция именно проверить, знать точно, что система внедрена и работает, другими словами, представитель распределяет необходимые для достижения этой цели задачи среди сотрудников и «ставит отметку», что эти задачи были успешно реализованы. Однако многие скажут, что это общие слова и будут правы. Так как же именно представителю выполнять свою работу. Ниже прилагаются некоторые возможные методы, которые вы можете использовать на своем предприятии:

Система разработана: по требованиям ISO 14001:2004 все точки, в которых компания взаимодействует с экологией (на языке стандарта это называется «экологические аспекты») должны быть «идентифицированы». Также организация должна иметь – это еще одно требование стандарта – систему мониторинга ситуации с этими экологическими аспектами. Чтобы реализовать роль представителя руководства при выполнении компанией этих двух требований вы можете провести анализ того, как были выполнены идентификация и классификация экологических аспектов для каждого из видов деятельности, которые поддерживает ваша компания. При внедрении СЭМ это делается обязательно, и вы – как представитель топ-менеджмента – должны убедится в том, что все необходимое действительно было сделано. Больше информации об этой стороне вопроса читайте в нашей статье «Классификация и идентификация экологических аспектов». Следующая вещь, которую следует проверить: все ли процессы, требуемые стандартом ISO 14001:2004 есть у вашей компании. Дам небольшую подсказку. Если абсолютно все бизнес-процессы предприятия, с которыми могут быть связаны экологические аспекты были проанализированы, а сотрудники знают, как их деятельность сказывается на ситуации с тем или иным аспектом, то это надежный признак того, что система разработана правильно и все процессы, нужные для доказательства своего соответствия стандарту – имеются.

Система внедрена: ключевую роль в определении того, что система была действительно «внедрена» (входит в ответственность представителя руководства) играют данные первого внутреннего аудита СЭМ. Внутренняя проверка обследует все процессы, разработанные ранее для СЭМ и вы получите полную картину того, были ли они внедрены (работают ли на практике). Чтобы реализовать свою роль представителя руководства, проанализируйте документацию по результатам внутреннего аудита, включая отчеты обратной связи по корректирующим действиям. Так вы получите все сведения, которые нужны, чтобы убедиться в реальном внедрении системы управления. Смотрите также нашу статью «Внутренние аудиты в СЭМ: пять главных шагов».

Система поддерживается в рабочем состоянии: очень важная функция представителя руководства. Все тяжкие усилия по идентификации экологических аспектов, созданию процессов и выделению ресурсов пропадут втуне, если вы не убедитесь в том, что организация по-прежнему действует и меняется вместе с изменениями потребностей организации. В этом вопросе для представителя первостепенное значение приобретает «анализ со стороны руководства». В этом процессе из ISO 14001:2004 топ-менеджмент знакомится со всеми данными мониторинга и измерений в СЭМ. Эта информация показывает, сохраняет ли система эффективность и продвигаются ли улучшения именно так, как было ранее запланировано.

Донесение до руководства информации о том, как работает система экологического менеджмента

Представителю руководства по СЭМ недостаточно самому достоверно знать о положении дел. В его функции входит доведение этой информации до топ-менеджмента. Именно вы должны объяснить им, чего заинтересованные стороны ожидают от СЭМ компании, т.е. каковы требования к ней, которые нужно учитывать, именно от вас зависят: будут ли они знать: насколько хорошо система реализует поставленные задачи по улучшению работы. Тут вновь на помощь приходит процесс анализа со стороны руководства из ISO 14001. Анализ в соответствии с требованиями стандарта подразумевает анализ данных о состоянии системы, что включает в себя:

  1. Результаты внутренних аудитов и аудитов соответствия.
  2. Коммуникацию с внешними заинтересованными в СЭМ сторонами.
  3. Отчет о ситуации с реализацией корректирующих и предупреждающих действий.
  4. Отчет о прогрессе в достижении экологических целей и о том, как реализуются экологические задачи.
  5. Разработка и изучение рекомендаций по улучшениям.

Как видите, процесс анализа со стороны руководства позволяет вам практически реализовать все те функции представителя, которые на вас накладываются нормативом ISO 14001. В основном именно на совещаниях Анализа «топы» узнают как хорошо или плохо работает система и решают, что делать, чтобы ресурсы системы работали эффективно. Больше информации об анализе со стороны руководства ищите в нашей статье «Как сделать процесс анализа со стороны руководства СЭМ более полезным?».

Почему роль представителя руководства по СЭМ важна?

Вы же знаете реальность большинства компаний: топ-менеджмент не имеет возможности вникать в каждый документ и в каждый процесс, даже если он важен для компании. Для этого и назначается представитель руководства. Его функция – убедиться, что те данные, которые «топам» предлагаются в концентрированном и «разжеванном» виде проверены и корректны. Если человек, которого назначили представителем, сделает свою работу как надо, то система будет иметь работающий механизм мониторинга, будет меняться, подстраиваясь под меняющиеся требования к ней, и продолжит функционировать после первоначального внедрения. Да просто логично, что руководство, которое выделило ресурсы на разработку и внедрение СЭМ, назначит кого-либо, кто проверит, имели ли понесенные жертвы смысл.

Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Свечи кипферон для детей для чего инструкция по применению
  • Мануал по ремонту швейных машин
  • Овариовит для крс инструкция по применению в ветеринарии
  • Швейная машинка janome grape 2016 инструкция
  • Ферум лек капли для детей инструкция