Каковы требования к выдаче производственной инструкции для стропальщиков

  1. Порядок выдачи производственной инструкции стропальщикам.

ОТВЕТ:

К
самостоятельной работе в качестве
стропальщика допускают рабочих не
моложе 18 лет, прошедших теоретическое
и производственное обучение по специальным
программам, стажировку на рабочем месте,
сдавших заводской комиссии экзамены и
получивших соответствующие удостоверения.
Стропальщик в своей работе руководствуется
производственной инструкцией, определяющей
его права, обязанности и порядок
безопасного ведения работ с учетом
применяемого типа подъемно-транспортного
оборудования и требований Правил
устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов. Инструкция
должна быть(на основании типовой)
утверждена администрацией предприятия
и выдана стропальщику перед его допуском
к работе.

  1. Браковочные показатели стальных канатов.

ОТВЕТ:
Браковка
стального каната

Перед
началом работы канаты периодически
осматривают, обращая внимание на то,
чтобы на них не было петель и узлов,
выпучивания прядей или перекруток,
признаков поверхностного износа,
порванных прядей или отдельных проволок.
Находящиеся в работе стальные канаты,
изготовленные из одинаковых по диаметру
проволок, бракуют по числу обрывов
проволок на длине одного шага свивки
(рис.1) в соответствии с номерами,
указанными в табл. 1. Канаты бракуют
также по обрыву прядей, при наличии
забоин и замятии, а также по износу и
коррозии. Стальные проволочные канаты
также бракуют при обрыве пряди каната;
при выходе металлического или пенькового
сердечника или прядей внутреннего слоя
многослойного каната на поверхность
каната; при появлении плоских участков,
местного увеличения или уменьшения
диаметра каната, волнистости, при которой
ось каната принимает спиральную форму;
при образовании петель, заломов и
перекручиваний; при выгорании сердечника
и изменении цвета проволок каната.

Рис.1.
Механические повреждения каната: а)
Залом каната; б) Раздавливание каната;
в) Уменьшение диаметра каната на месте
разрушения органического сердечника;
г) Выдавливание проволок прядей; д) Износ
наружных проволок каната; е) Обрыв
наружных проволок каната.

Канат
бракуют, если порвана или перебита прядь
(рис.1). Поверхностный износ или коррозию
проволок устанавливают по уменьшению
диаметра каната, величину которого
устанавливают при помощи микрометра
или штангенциркуля. Если диаметр
проволоки по сертификату 1 мм, а после
замера установлено, что он равен 0,9, то
поверхностный износ или потери от
коррозии упрощенно определяют по
приближенной формуле: (1 — 0,9)100=10 %.

ТАБЛИЦА
1. Нормы браковки стальных канатов — по
первоначальному коэффициенту запаса
прочности — по числу проволок, оборванных
на длине одного шага свивки каната
(числитель – крестовой свивки, знаменатель
– односторонней).

Годность
каната, бывшего в употреблении, проверяют
следующим образом: измеряют диаметр
каната с погрешностью не более 0,1 мм,
находят шаг свивки; на всей длине шага
свивки определяют число оборванных
проволок (допустим их было 11) и
первоначальный коэффициент запаса
прочности (в случае строповочных канатов
он составляет более 6); по табл. 1 находят,
что при таком коэффициенте запаса
прочности канат принятой конструкции
должен быть забракован при 13 оборванных
проволоках; следовательно, канат может
быть допущен к работе в том случае, если
на нем нет дополнительно признаков
износа, коррозии и других дефектов.

Если
кроме обрывов проволок канат имеет
поверхностный износ или коррозию, а
также забоины и замятины, то число
обрывов проволок, при котором канат
бракуют, снижается в соответствии с
признаками (данными), приведенными в
табл. 2.

ТАБЛИЦА
2. Нормы браковки стальных канатов по
числу обрывов проволок при поверхностном
износе, коррозии или забоинах и замятинах.

Канаты
грузоподъемных машин, предназначенные
для подъема людей, бракуют при числе
обрывов проволок на одном шаге свивки
вдвое меньшем, чем указано в табл. 1. При
износе или коррозии, достигших 40 % и
более, канат должен быть забракован.
При осмотре канатов, изготовленных из
проволок различного диаметра, обрыв
тонкой проволоки условно принимают за
1, а толстой за 1,7. Если на длине одного
шага свивки каната с первоначальным
коэффициентом запаса прочности более
6 оборваны 4 тонкие проволоки и 5 толстых,
условное число обрывов проволок каната
составит 4×1+5×1,7=12,5, а браковочное число
обрывов проволок 13. Следовательно, канат
может быть использован при условии, что
у него нет поверхностного износа или
коррозии проволок.

Канаты,
предназначенные для транспортирования
расплавленного металла или раскаленных
изделий, взрывоопасных, огнеопасных и
ядовитых веществ, бракуют при вдвое
меньшем числе обрывов проволок на одном
шаге свивки, чем указано в табл. 1, с
учетом норм браковки каната в зависимости
от поверхностного износа или коррозии.

Каждый
стальной канат перед отправкой заказчику
необходимо упаковать и маркировать —
прикрепить бирку с указанием основных
сведений о канате в соответствии с ГОСТ
3241-80, приложить копию сертификата
(свидетельства об испытании) с указанием
длины каната на барабане. Канаты, как
правило, отправляют намотанными на
барабаны. При этом применяют катушки
(барабаны) диаметром, равным не менее
15 диаметров каната. Борт барабана должен
выступать над наружным слоем намотанного
каната диаметром до 25 мм на величину,
равную 2 диаметрам каната, а при диаметре
каната более 25 мм — не менее чем на 50
мм.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обучение и аттестация обслуживающего персонала

Общие требования

Подготовка стропальщиков должна производиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и технических школах обучения рабочих  указанным специальностям, создаваемых в организациях, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора. Подготовка рабочих указанных  специальностей должна осуществляться по программам, разработанным учебными центрами и согласованным  с Ростехнадзором России.

По окончании обучения проводится проверка
знаний. Лица, выдержавшие экзамены, получают удостоверение  установленной за подписью  председателя комиссии и представителя органов
госгортехнадзора. Это удостоверение во время работы они должны иметь при себе и
предъявлять его по требованию инспектора госгортехнадзора, ИТР по надзору за безопасной
эксплуатацией грузоподъемных машин, лица, ответственного за безопасное производство
работ кранами-трубоукладчиками (по требованию крановщика, для стропальщиков). В
удостоверении крановщика должны быть указаны типы кранов-трубоукладчиков, к
управлению которыми он допущен.

Крановщики и их помощники, переводимые с
крана одного типа на кран другого типа, должны быть ознакомлены с особенностями
устройства и обслуживания такого крана и пройти стажировку. Порядок проведения
обучения, стажировки и проверки практических навыков устанавливается владельцем
крана.

Повторная проверка знаний обслуживающего
персонала включая крановщиков их помощников и стропальщиков квалификационной
комиссией должна проводиться:

а) периодически, не реже одного раза в 12
месяцев;

б) при переходе работника на другое место
работы;

в) по требованию инженерно-технического работника по надзору за  безопасной  эксплуатацией кранов или инспектора Ростехнадзора.

Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме производственной инструкции. Участие инспектора Ростехнадзора в повторной проверке знаний обслуживающего персонала не обязательно.

Результаты аттестации и повторной проверки
знаний обслуживающего персонала 
должны  оформляться протоколом с
отметкой в удостоверении.

Участие представителя органов Ростехнадзора в работе квалификационной комиссии при первичной аттестации стропальщиков обязательно. О дате проведения экзаменов органы Ростехнадзора (инспектор) должны быть уведомлены не позднее, чем за 10 дней.

Порядок допуска к самостоятельной работе

Порядок допуска к самостоятельной работе в качестве крановщика и стропальщика определен Правилами.

После обучения и аттестации крановщики и
стропальщики, перед допуском к самостоятельной работе, должен пройти стажировку
в течение 2-14 смен под руководством опытного рабочего или бригадира.  Продолжительность стажировки устанавливается
должностным лицом, в чье непосредственное подчинение поступает крановщик или
стропальщик.

Очень важно,  чтобы каждый принятый работник, особенно
осваивающий новую для него профессию, был прикреплен к опытному рабочему
наставнику. Опытный рабочий поможет ему приспособиться к условиям труда, научит
ориентироваться в обстановке и избегать опасных ситуаций. Все это  должно вселить в новичка уверенность в
собственной безопасности.

Допуск к работе крановщиков и стропальщиков
должен оформляться приказом (распоряжением) 
по организации.

Крановщики, их помощники, стропальщики и
другой обслуживающий и ремонтный персонал перед назначением на работу должны
пройти медицинское освидетельствование для определения соответствия их
физического состояния  требованиям,  предъявляемых к работникам этих профессий.

Инструктирование  персонала,  обслуживающего грузоподъемные машины

Инженерно-технический работник по надзору
за безопасной эксплуатацией ГПМ обязан «проводить не реже одного раза в
три месяца собрания (совещания) с обслуживающим персоналом и инженерно-техническими
работниками, связанными с  эксплуатацией
ГПМ, по вопросам аварийности и травматизма с анализом нарушений, имеющих место
при эксплуатации ГПМ на предприятии» (разд. 2 РД 10-40-93).

Порядок и сроки проведения инструктажа по
охране труда и правилам безопасности определяются руководителем предприятия на
основании  нормативных документов. Принято
проводить инструктаж не реже одного раза в три месяца.

Инструктаж должен проводить ИТР, в чьем
непосредственном подчинении находится персонал.

Кроме ежеквартальных, проводятся
внеплановые и целевые инструктаж.

Внеплановые инструктажи — при введении в
действие новых или переработанных стандартов, 
инструкций по охране труда (привнесении в них изменений), при нарушении
работающими требований безопасности труда, по требованию органов надзора,  при длительных перерывах в работе и т.д.

Целевые инструктажи — при оформлении
производства работ по наряду допуску, а также при выполнении разовых работ, не
предусмотренных прямыми обязанностями  по
трудовому договору — контракту (при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий
и т.п.).

Производственная инструкция для  стропальщиков

В соответствии со ст. 9.4.26. Правил
«Для правильного обслуживания кранов 
владелец  обязан обеспечить
крановщиков их помощников, слесарей, электромонтеров, стропальщиков
производственными инструкциями, 
определяющими  их обязанности,
порядок безопасного производства работ и ответственность. Производственные
инструкции обслуживающему персоналу должны выдаваться под расписку перед допуском
их к работе».

Производственная инструкция для
стропальщиков должна составляться на основе «Типовой инструкции для
стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными  машинами»  с учетом конструктивных особенностей машин и
съемных грузозахватных приспособлений, а также местных  условий 
их безопасной эксплуатации.

В соответствии с п. 2.4. типовой инструкции
для стропальщика: «Производственная инструкция выдается стропальщику после
введения ее в действие  приказом по
предприятию; при этом стропальщик должен расписаться в  журнале проверки знаний персонала, обслуживающего
грузоподъемные машины, о получении инструкции».

Производственная инструкция должна включать
в себя следующие разделы:

  • общие положения и требования;
  • обязанности стропальщика перед началом работы;
  • обязанности стропальщика при обвязке и зацепке груза;
  • обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза;
  • обязанности стропальщика при опускании груза;
  • обязанности стропальщика  в аварийных ситуациях;
  • ответственность.

Комментарий

В Типовой инструкции для стропальщика
отсутствуют конкретные указания, которые должны быть внесены в производственную
инструкцию. Не редко на предприятиях ограничиваются ее простой перепечаткой.

В условиях разнообразных производственных
процессов, производственная инструкция стропальщика, для конкретного
предприятия, должна содержать необходимый перечень указаний, определяющих
его  безопасную  производственную  деятельность 
с учетом возможных аварийных ситуаций при  выполнении 
работ  с применением
грузоподъемных машин.

В производственной инструкции  следует отразить следующие вопросы:

  • допускаемые режимы работы кранов и их грузовые и высотные характеристики;
  • работу с  использованием  кранов  вблизи  ВЛ. и ее охранной зоне;
  • порядок установки кранов вблизи траншей, котлованов, зданий, сооружений, подземных коммуникаций и т.п.;
  • порядок применения съемных ГЗП с полуавтоматической строповкой и расстроповкой, балансирного типа и т.д.

В приложениях к производственной инструкции
рекомендуется включить:

  • символы манипуляционных знаков и маркировку опасных грузов
  • массы перемещаемых грузов;
  • таблицу удельного   веса  материалов  для  подсчета  массы перемещаемого груза;
  • порядок обмена сигналами  между крановщиком и стропальщиком;
  • нормы браковки съемных грузозахватных приспособлений и тары.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (15 оценок, среднее: 3,20 из 5)
Загрузка…

Настоящая инструкция
разработана на основе РД 10-107-96 Типовой инструкции для стропальщиков по
безопасному производству работ грузоподъемными машинами, Правил безопасности
опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения,
и иных нормативных правовых актов и предназначена для стропальщиков по безопасному производству работ с подъемными
сооружениями.

1. Общие положения

1.1. К выполнению операций по строповке (обвязке, зацепке, закреплению,
подвешиванию на крюк машины, установке в проектное положение и отцепке) грузов
в процессе производства работ подъемными сооружениями (далее — ПС) допускаются
специально обученные квалифицированные рабочие-стропальщики.

1.2. При производстве работ ПС периодически происходят аварии и
несчастные случаи, основными причинами которых являются:

1) неправильная (ненадежная) строповка груза;

2) применение для подъема груза непригодных грузозахватных
приспособлений или тары;

3) нахождение людей в опасной зоне или под стрелой;

4) нарушение схем строповки грузов;

5) нарушение технологических карт погрузочно-разгрузочных работ;

6) нахождение людей в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины,
трюме судна, траншее, котловане, колодце при подъеме или опускании груза;

7) несоблюдение схем и габаритов складирования грузов;

8) нахождение людей между поворотной и неповоротной частями крана;

9) допуск необученных рабочих к обслуживанию крана в качестве
стропальщиков;

10) несоблюдение требований безопасности при установке стрелового крана
на опоры или при строповке грузов вблизи линии электропередачи;

11) нахождение людей в кабине автомашины при ее разгрузке или погрузке;

12) перегруз крана во время подъема примерзшего, засыпанного землей,
закрепленного болтами, защемленного или залитого бетоном груза;

13) нахождение людей вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования во
время подъема или опускания груза;

14) неисправность кранового пути и тупиковых упоров;

15) неправильная установка стреловых кранов или кранов-манипуляторов
вблизи траншеи, котлована или на свеженасыпанном грунте;

16) подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых
канатов;

17) нахождение людей в зоне действия магнитных и грейферных кранов;

18) обрыв грузовых и стреловых канатов.

2. Общие требования

2.1. Руководство организации для обвязки, зацепки, закрепления груза и
подвешивания его на крюк крана при помощи стропов или специальных
грузозахватных приспособлений или тары должно назначить (приказом или
распоряжением) обученных и аттестованных стропальщиков.

2.2. Персонал, который назначается для выполнения работ по зацепке, в
т.ч. по навешиванию на крюк ПС, строповке и обвязке грузов, перемещаемых ПС с
применением грузозахватных приспособлений, должен иметь уровень квалификации,
соответствующий профессии «стропальщик».

То же требование предъявляется к персоналу основных рабочих профессий,
в обязанности которых входит подвешивание на крюк груза без предварительной
обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, находящийся в ковшах, бадьях,
контейнерах или в другой таре), а также в случаях, когда груз захватывается
полуавтоматическими захватными устройствами.

Для ПС, управляемых с пола, зацепку груза на крюк без предварительной
обвязки разрешается выполнять персоналу основных рабочих профессий, прошедшему
проверку навыков по зацепке грузов и инструктаж на рабочем месте.

2.3. Рабочему, аттестованному по профессии стропальщика, выдается
соответствующее удостоверение за подписью председателя квалификационной
комиссии. Во время работы стропальщик должен иметь это удостоверение при себе и
предъявлять его по требованию инспектора Ростехнадзора, специалиста, ответственного
за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалсита,
ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, а также по
требованию крановщика.

2.4. Повторная проверка знаний стропальщиков проводится комиссией
предприятия:

— периодически (не реже одного раза в 12 мес);

— при переходе с одного предприятия на другое;

— по требованию специалиста, ответственного за осуществление
производственного контроля при эксплуатации ПС, или инспектора Ростехнадзора.

Повторная проверка знаний проводится в объеме производственной
инструкции и оформляется протоколом с отметкой в удостоверении.

2.5. Число стропальщиков, обслуживающих ПС, определяется специалистом,
ответственным за безопасное производство работ с применением ПС. При работе
двух и более стропальщиков один из них назначается старшим.

В тех случаях, когда зона, обслуживаемая ПС, из кабины управления
(машиниста, оператора) не видна полностью, для передачи сигналов стропальщика
крановщику специалист, ответственный за безопасное производство работ с
применением ПС, должен выделить сигнальщика из числа опытных стропальщиков.

2.6. Допущенный к самостоятельной работе стропальщик должен иметь общее
представление об устройстве обслуживаемой им грузоподъемной машины.

2.7. Обученный и имеющий на руках удостоверение стропальщик должен
знать:

1) установленный на предприятии порядок обмена сигналами между
стропальщиком и крановщиком;

2) производственную инструкцию для стропальщика по безопасному
производству работ грузоподъемными машинами;

3) назначение и конструктивные особенности грузозахватных
приспособлений и тары;

4) схемы строповки или кантовки грузов;

5) способы визуального определения массы груза;

6) порядок осмотра и нормы браковки грузозахватных приспособлений,
канатов и тары;

7) нормы заполнения тары;

8) грузоподъемность стропов;

9) предельную длину и диаметр стропов;

10) технологические карты;

11) порядок и габариты складирования грузов;

12) назначение и порядок применения стропов, цепей, канатов и других
грузозахватных приспособлений;

13) меры безопасности и условия производства работ кранами на участке
или в цехе;

14) технические характеристики обслуживаемых стропальщиком ПС;

17) способы оказания первой помощи пострадавшим на производстве;

18) средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их
применения;

19) расположение рубильника, подающего напряжение на кран с
электроприводом.

2.8. Стропальщик должен уметь:

1) определять по указателю грузоподъемность стрелового крана в
зависимости от вылета и положения выносных опор;

2) выполнять обвязку и зацепку различных грузов для их подъема и перемещения;

3) выполнять укладку (установку) груза в проектное положение и снятие
грузозахватных приспособлений (расстроповку);

4) выбирать стропы в соответствии с массой и размерами перемещаемого
груза;

5) определять пригодность грузозахватных приспособлений и тары и
правильно их применять;

6) правильно подавать сигналы крановщику (машинисту);

7) пользоваться при необходимости средствами пожаротушения на рабочем
месте;

8) оказывать первую помощь пострадавшим на производстве;

9) отключать краны от электрической сети в аварийных случаях.

3. Обязанности стропальщика перед началом работы

3.1. Перед
началом работы по подъему и перемещению грузов стропальщик обязан:

1) получить задание на определенный вид работы от специалиста,
ответственного за безопасное производство работ с применением ПС;

2) при выполнении строительно-монтажных работ ознакомиться с проектом
производства работ ПС и поставить в проекте свою подпись;

3) при выполнении погрузочно-разгрузочных работ ознакомиться (под
роспись) с технологическими картами;

4) при выполнении работ стреловыми ПС вблизи воздушной линии
электропередачи ознакомиться (под роспись) с мерами безопасности, указанными в
наряде-допуске;

5) проверить исправность грузозахватных приспособлений и наличие на них
клейм или бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности;

6) проверить исправность тары и наличие на ней маркировки о ее
назначении, номере, собственной массе и предельной массе груза;

7) проверить наличие и исправность вспомогательных инвентарных
приспособлений (оттяжек, багров, крюков, лестниц, площадок, подкладок и
прокладок), необходимых для выполнения работ, в соответствии с проектом или
технологической картой;

8) подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и
характеру поднимаемого груза. Следует подбирать стропы (с учетом числа ветвей)
такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90°;

9) проверить освещенность рабочего места. При недостаточной
освещенности стропальщик, не приступая к работе, обязан доложить об этом специалисту,
ответственному за безопасное производство работ с применением ПС.

3.2. Стропальщику не разрешается устанавливать самостоятельно ПС на
выносные (дополнительные) опоры, а также снимать (укладывать) грузозахватные
приспособления с неповоротной части (ходовой рамы) ПС при нахождении крановщика
(машиниста) в кабине управления.

4. Обязанности стропальщика при обвязке и зацепке грузов

4.1. Стропальщик может приступить к выполнению работ по обвязке и
зацепке груза для подъема его ПС только после ознакомления со схемами
строповки, технологическими картами или проектом производства работ.

4.2. Работы по строповке грузов для погрузки их (разгрузки) в
полувагоны, трюмы, для подъема груза несколькими кранами, вблизи линии
электропередачи, для перемещения груза, на который не разработаны схемы
строповки, а также для перемещения груза над перекрытиями помещений, в которых
могут находиться люди, должны выполняться стропальщиком под непосредственным
руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с
применением ПС.

4.3. При обвязке и зацепке груза стропальщик должен:

1) производить обвязку и зацепку грузов в соответствии со схемами
строповки или кантовки грузов;

2) проверить массу груза по списку масс грузов или маркировке на грузе
(если стропальщик не может определить массу груза, он должен поставить в
известность специалиста, ответственного за безопасное производство работ с
применением ПС);

3) канаты, цепи накладывать на основной массив груза (раму, каркас,
корпус, станину) без узлов, перекруток и петель, под острие ребра грузов
подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений;

4) обвязывать груз таким образом, чтобы во время его перемещения
исключалось падение его отдельных частей (доски, бревна, прутки, трубы и т.п.)
и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении. Строповку
длинномерных грузов следует производить не менее чем в двух местах;

5) зацепку железобетонных и бетонных изделий, а также других грузов,
снабженных петлями, рымами, цапфами, производить за все предусмотренные для
подъема в соответствующем положении петли, рымы, цапфы;

6) при подвешивании груза на двурогие крюки накладывать стропы таким
образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно;

7) не использованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа
крепить так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность их
задевания за встречающиеся на пути предметы;

8) убедиться в том, что предназначенный к подъему груз ничем не
укреплен, не защемлен, не завален и не примерз к земле.

4.4. При обвязке и зацепке грузов стропальщику запрещается:

1) производить строповку грузов, масса которых неизвестна или превышает
грузоподъемность крана (грузоподъемной машины);

2) пользоваться поврежденными или немаркированными грузозахватными
приспособлениями и тарой, соединять звенья разорванных цепей болтами или
проволокой, связывать канаты;

3) производить обвязку и зацепку груза способами, не указанными на
схемах строповки;

4) применять для обвязки и зацепки грузов не предусмотренные схемами
строповки приспособления (ломы, штыри, проволоку и др.);

5) производить зацепку поддонов с кирпичом без ограждения (за
исключением разгрузки на землю с автомашин);

6) производить зацепку бетонных и железобетонных изделий за
поврежденные петли;

7) подвешивать груз на один рог двурогого крюка;

8) забивать крюки стропов в монтажные петли железобетонных изделий или
других грузов;

9) поправлять грузозахватные приспособления на поднимаемом грузе ударами
молотка, кувалды, лома и т.п.;

10) использовать при обвязке крупных стеновых блоков и других высоких
грузов приставные лестницы; в этих случаях следует применять переносные
площадки;

11) использовать грейфер для подъема грузов, подвешенных при помощи
стропов за челюсти грейфера, а также для выполнения других работ, для которых
грейфер не предназначен;

12) производить строповку груза, находящегося в неустойчивом положении.

5. Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза

5.1. Перед каждой операцией по подъему и перемещению груза стропальщик
должен подавать соответствующий сигнал крановщику (машинисту, оператору) или
сигнальщику. При обслуживании одного крана несколькими стропальщиками сигнал
должен подавать старший стропальщик.

5.2. Перед подачей сигнала о подъеме груза стропальщик должен:

1) проверить, нет ли на грузе незакрепленных деталей и инструментов;
перед подъемом труб большого диаметра следует проверить, чтобы в них не было
земли, льда или предметов, которые могут выпасть при подъеме;

2) убедиться в том, что во время подъема груз не может ни за что
зацепиться;

3) убедиться в отсутствии людей возле груза, между поднимаемым грузом и
стенами, колоннами, штабелями, станками и другим оборудованием. Перед подъемом
груза стреловым краном стропальщик должен проверить отсутствие людей возле
крана, на его поворотной платформе и в зоне опускания стрелы и груза, а затем
выйти из опасной зоны.

5.3. При подъеме и перемещении груза стропальщик должен:

1) подать сигнал для подъема груза на высоту 200-300 мм, затем
проверить правильность строповки, равномерность натяжения стропов, устойчивость
крана, действие тормозов и только после этого подать сигнал о подъеме груза на
необходимую высоту; при необходимости перестроповки груз должен быть опущен;

2) при снятии груза с фундаментных болтов следить, чтобы подъем
производился с минимальной скоростью, без перекосов, заеданий, с обеспечением
горизонтального перемещения груза до полного снятия его с болтов;

3) перед подъемом груза стреловыми кранами (кранами-трубоукладчиками)
убедиться (по указателю грузоподъемности) в том, что установленный крановщиком
вылет соответствует массе поднимаемого груза;

4) перед горизонтальным перемещением груза или грузозахватных
приспособлений убедиться в том, что они подняты на высоту не менее чем на 500
мм выше встречающихся на пути предметов;

5) сопровождать при перемещении груз и следить за тем, чтобы он не
перемещался над людьми и не мог ни за что зацепиться. Если сопровождать груз не
представляется возможным, то за его перемещением должен следить крановщик,
второй стропальщик или сигнальщик;

6) для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и
громоздких грузов во время их подъема или перемещения применять специальные
оттяжки или багры;

7) укладку груза производить равномерно, не нарушая установленные для
складирования габариты и не загромождая проходы и проезды (расстояние от
выступающих элементов поворотной части стрелового крана до строений, штабелей
груза и других сооружений должно быть не менее 1000 мм, от выступающих
элементов башенного, портального и козлового кранов — не менее 700 мм при высоте
до 2 м и 400 мм при высоте более 2 м);

8) укладку груза в вагонетки, полувагоны и на платформы, а также снятие
его производить, не нарушая равновесия транспортных средств. Сами транспортные
средства при этом должны быть укреплены во избежание их произвольного
перемещения;

9) подъем сыпучих и мелкоштучных грузов производить в специально
предназначенной таре; при этом не допускается заполнять тару свыше
установленной нормы;

10) кантовку грузов кранами производить на специально отведенных местах
(площадках) по технологии, предусматривающей порядок и последовательность
выполнения операций, способы строповки груза и указания по безопасному
выполнению такой работы.

5.4. При подъеме и перемещении грузов стропальщику запрещается:

1) находиться под поднятым грузом или допускать нахождение под ним
людей (стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или
опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки, на
которой он находится);

2) допускать подъем или перемещение груза, если на нем находятся люди;

3) освобождать при помощи грузоподъемной машины зажатые грузом стропы;

4) подавать (поправлять) груз в оконные проемы и на балконы без
специальных приемных площадок или приспособлений;

5) находиться и допускать нахождение людей в полувагоне, на платформе
или в автомашине при подъеме или опускании груза.

5.5. При работе ПС вблизи линии электропередачи во избежание поражения
электрическим током стропальщик перед каждой операцией, связанной с
необходимостью соприкосновения с грузом, стропами, крюком или элементами ПС,
должен убедиться в том, что стрела ПС или канаты находятся на безопасном
расстоянии (в соответствии с нарядом-допуском) от проводов линии
электропередачи. При производстве работ кранами необходимо соблюдать меры
безопасности.

5.6. При работе стреловых самоходных и башенных кранов во избежание
зажатия между поворотной и неповоротной частью крана стропальщик не должен
находиться в зонах вращающихся частей крана (противовеса, поворотной
платформы).

5.7. Если во время подъема или перемещения груза стропальщик заметит
неисправность ПС или кранового пути, он обязан немедленно подать сигнал о
прекращении перемещения груза и сообщить о неисправности крановщику (машинисту,
оператору).

6. Обязанности стропальщика при опускании груза

6.1. Перед опусканием груза стропальщик
обязан:

1) предварительно осмотреть место, на которое
необходимо опустить груз, и убедиться в невозможности его падения, опрокидывания
или сползания;

2) на место установки груза в случае
необходимости предварительно уложить прочные подкладки для удобства извлечения
стропов из-под груза;

3) снимать стропы с груза или крюка лишь после
того, как груз будет надежно установлен, а при необходимости и закреплен.

6.2. Стропальщику запрещается устанавливать
груз на временные перекрытия, трубы, кабели и в другие места, не
предназначенные для укладки груза.

6.3. Стропальщик не должен устанавливать грузы
наклонно к стенам зданий, заборам и т.п.

7. Обязанности стропальщика в аварийных ситуациях

7.1. При возникновении на участке работ
аварийной ситуации [проседание опор стрелового крана, разрушение (проседание)
кранового пути, появление стука в механизмах машины, разрушение канатов,
поломка грузозахватных органов и тары и т.п.] стропальщик должен немедленно
подать сигнал крановщику (машинисту, оператору) на остановку ПС и предупредить
всех работающих.

7.2. Если ПС оказалась под напряжением,
стропальщик должен принять меры личной безопасности, предусмотренные
производственной инструкцией.

7.3. При возникновении стихийных природных
явлений (сильный ветер, гроза, туман, ураган, землетрясение и т.п.) стропальщик
должен прекратить работу, предупредить крановщика (машиниста, оператора) и
других работающих об опасности.

7.4. При возникновении на ПС пожара
стропальщик должен отключить источник электропитания, вызвать пожарную охрану и
приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися средствами пожаротушения.

7.5. Если во время работы ПС произошли авария
или несчастный случай, стропальщик должен немедленно поставить в известность специалиста,
ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, оказать
первую помощь пострадавшему и вместе с крановщиком (машинистом, оператором)
обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не
представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведет к осложнению
аварийной обстановки.

8. Ответственность

Стропальщики, обслуживающие ПС, несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации за допущенные ими нарушения производственных инструкций, требований
безопасности, изложенных в проектах производства работ, технологических
регламентах, нарядах-допусках и других документах по безопасному производству
работ ПС.

Приложение 1

ЗНАКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПС

(КРОМЕ ПОДЪЕМНИКОВ (ВЫШЕК))

 Операция Рисунок Сигнал
Поднять
груз или грузозахватный орган (грузозахватное приспособление)
Прерывистое
движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в
локте
Опустить
груз или грузозахватный орган (грузозахватное приспособление)
Прерывистое
движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте
Передвинуть
ПС
Движение
вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения
Передвинуть
грузовую тележку ПС
Движение
рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения
тележки
Повернуть
стрелу ПС
Движение
рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы
Поднять
стрелу ПС
Движение
вверх вытянутой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения,
ладонь раскрыта
Опустить
стрелу ПС
Движение
вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения,
ладонь раскрыта
Стоп
(прекратить подъем или передвижение)
Резкое
движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз
Осторожно
(применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при
необходимости незначительного перемещения)
Кисти
рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом
подняты вверх

Поделиться ссылкой:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Салицилово цинковая мазь инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Boneco u7135 инструкция по эксплуатации на русском языке
  • Осветлитель для волос оллин инструкция по применению
  • Таниновая кислота инструкция по применению где применяется
  • Таниновая кислота инструкция по применению где применяется