Какую деятельность осуществлял островский во время руководства московскими театрами

1. Где родился Островский:
а) в Москве +
б) в Петербурге
в) в Великом Новгороде

2. Какое образование получил Островский:
а) филологическое
б) юридическое +
в) экономическое

3. Укажите год рождения Островского:
а) 1803
б) 1820
в) 1823 +

4. К какому сословию принадлежала семья Островского:
а) разночинцы +
б) крестьяне
в) мещане

5. С кем обвенчался А.Н. Островский:
а) с Анной Васильевной Толстой
б) с Натальей Кирилловной Нарышкиной
в) с Марией Васильевной Бахметьевой +

6. Сколько лет прожил А.Н. Островский с Агафьей Петровной:
а) 10 лет
б) 20 лет +
в) 30 лет

7. Сколько детей, оставшихся в живых, было у А.Н. Островского:
а) 5
б) 7
в) 6 +

8. Кто назначил А.Н. Островскому ежегодную пенсию в 3 тысячи рублей:
а) император +
б) министерство доходов
в) пенсионный фонд

9. Председателем какого общества, созданного в 1874 году, А.Н. Островский оставался до самой смерти:
а) общество режиссёров и актёров
б) общество театральных руководителей
в) общество русских драматических писателей и оперных композиторов +

10. Какой кружок основал А.Н. Островский:
а) народный кружок
б) аристократический кружок +
в) крестьянский кружок

11. По какой причине А. Н. Островский – «отец рус­ского национального театра»:
а) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие прогрессивной русской дра­матургии +
б) его перу принадлежит сорок семь пьес
в) построил здание Малого театра

12. Какому произведению А.Н. Островского Н.А. Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве»:
а) «Поздняя любовь»
б) «Гроза» +
в) «Бесприданница»

13. Сколько лет насчитывает литературная и театральная деятельность Островского:
а) 40 +
б) 10
в) 20

14. В какую командировку был отправлен А.Н. Островский великим князем Константином Николаевичем:
а) на передовую в качестве военного журналиста
б) археологические раскопки
в) изучение и описание различных местностей России +

15. Сотрудником какого журнала становится А.Н. Островский с 1856 года:
а) Современник +
б) Русский вестник
в) Отечественные записки

16. Действия какой пьесы Островского происходят в вымышленном городе Калинове:
а) «Бесприданница»
б) «Гроза» +
в) «Доходное место»

17. Какую из пьес А.Н. Островского показали первую на сцене Малого театра:
а) «Богатые невесты»
б) «Бедность не порок»
в) «Не в свои сани не садись» +

18. Автором какой пьесы Островский не является:
а) «Гроза»
б) «На дне» +
в) «Доходное место»

19. Какую жизнь описывал А.Н. Островский в своих произведениях:
а) дворянские будни
б) светские развлечения
в) купеческий быт +

20. Какую деятельность осуществлял Островский во время руководства московскими театрами:
а) нанимал актёров
б) отвечал за репертуар +
в) заведовал финансами

21. Сколько лет прожил А.Н. Островский:
а) 63 года +
б) 40 лет
в) 28 лет

22. Какой премией был награждён Островский за свой вклад в развитие театра:
а) Ломоносовской
б) Уваровской +
в) Демидовской

23. Кем был отец А.Н. Островского:
а) секретарём в министерстве
б) послом
в) коллежским асессором +

24. В деятельности какого журнала Островский принимал участие:
а) «Москвитянин»
б) «Современник» +
в) «Колокол»

25. Кем был дед А.Н. Островского:
а) полководцем
б) министром
в) священником +

26. Какое произведение принесло литературную известность молодому Островскому:
а) «Бедность не порок»
б) «Свои люди — сочтёмся» +
в) «Доходное место»

27. Какая была последняя работа А.Н. Островского перед смертью:
а) перевод «Антония и Клеопатры» У. Шекспира +
б) Сердце не камень
в) драма «Гроза»

28. Где умер А.Н. Островский:
а) во дворце императора
б) на улице Петербурга
в) в своём имении Щелыково +

29. Что устроила Московская дума в память о великом писателе:
а) читальню имени А.Н. Островского +
б) театр имени А.Н. Островского
в) поминальный вечер

30. Укажите год смерти Островского:
а) 1873
б) 1886 +
в) 1881


» Тесты онлайн » Тест по биографии Островского с ответами

Тест по биографии Островского с ответами

  • Просмотров: 1 117

На этой странице Вы можете пройти Тест по биографии Островского с ответами!.
онлайн со своего телефона на Android, iphone или пк в любое время.

  • Вопрос 1 из 11

    Укажите годы жизни Островского:

    • 1803-1873
    • 1820-1892
    • 1821-1881
    • 1823-1886

    Пояснение: Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года, умер 2 (14) июня 1886 года.

  • Вопрос 2 из 11

    Где родился Островский?

    • В Петербурге
    • В Москве
    • В Великом Новгороде
    • В Ярославле

    Пояснение: Островский родился в Замоскворечье, вблизи центра Москвы, на Малой Ордынке.

  • Вопрос 3 из 11

    К какому сословию принадлежала семья Островского?

    • Мещане
    • Дворяне
    • Крестьяне
    • Разночинцы

    Пояснение: Отец Александра Николаевича окончил духовную семинарию, однако выбрал путь не священнослужителя, а служебного стряпчего. Дослужившись до чина коллежского асессора, в 1839 году получил дворянство.

  • Вопрос 4 из 11

    Какое образование получил Островский?

    • Экономическое
    • Филологическое
    • Юридическое
    • Историческое

    Пояснение: Отец мечтал, чтобы Александр стал юристом, и в 1840 году после окончания Московской губернской гимназии тот поступил на юридический факультет Московского университета.

  • Вопрос 5 из 11

    Какое произведение принесло литературную известность молодому Островскому?

    • «Доходное место»
    • «Лес»
    • «Свои люди — сочтёмся»
    • «Бедность не порок»

    Пояснение: Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтёмся!», опубликованная в 1850 году в журнале университетского профессора М. П. Погодина «Москвитянин».

  • Вопрос 6 из 11

    В деятельности какого журнала Островский принимал участие?

    • «Современник»
    • «Москвитянин»
    • «Отечественные записки»
    • «Колокол»

    Пояснение: С 1856 года Островский стал постоянным сотрудником журнала «Современник».

  • Вопрос 7 из 11

    Какой премией был награждён Островский за свой вклад в развитие театра?

    • Ломоносовской
    • Пушкинской
    • Демидовской
    • Уваровской

    Пояснение: В 1863 году Островский был награжден Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

  • Вопрос 8 из 11

    Какую деятельность осуществлял Островский во время руководства московскими театрами?

    • Заведовал финансами
    • Отвечал за репертуар
    • Нанимал актёров
    • Занимался цензурной обработкой представляемых пьес

    Пояснение: Островский был заведующим репертуарной частью.

  • Вопрос 9 из 11

    Автором какой пьесы Островский НЕ является?

    • «Гроза»
    • «Доходное место»
    • «На дне»
    • «Бесприданница»

    Пояснение: Александр Николаевич написал следующие произведения: «Гроза», «Доходное место», «Бесприданница». Пьеса «На дне» принадлежит Максиму Горькому.

  • Вопрос 10 из 11

    Действия какой пьесы Островского происходят в вымышленном городе Калинове?

    • «Гроза»
    • «Бесприданница»
    • «Лес»
    • «Доходное место»

    Пояснение: Речь идет о пьесе «Гроза», в которой «…Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом…»

  • Вопрос 11 из 11

    Сколько лет насчитывает литературная и театральная деятельность Островского?

    • 7
    • 10
    • 12
    • 40

    Пояснение: Литературная деятельность Островского насчитывает 40 лет. Свои первые произведения он написал в 1846 году (сценки из купеческого быта, зарисовки будущей комедии «Свои люди — сочтёмся!»). Александр Николаевич продолжал писать и заниматься театральной деятельностью вплоть до своей смерти в 1886 году.

GDZTest.com

Программы для разных классов

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

© GDZTest.com 2022. Учебники, ГДЗ, решебники, тесты, рефераты

Вопросы на знание биографии писателя

  1. Как звали Островского?
  2. Годы жизни Островского?
  3. Где родился Островский?
  4. К какому сословию принадлежала семья Островского?
  5. Какое образование получил Островский?
  6. Какое произведение принесло литературную известность молодому Островскому?
  7. В деятельности какого журнала и с какого времени Островский принимал участие?
  8.  В каком году, за что, какой премией был награждён Островский за свой вклад в развитие театра?
  9. Какую деятельность осуществлял Островский во время руководства московскими театрами?
  10. Перечислите произведения Островского. ( не менее 5)
  11. Сколько лет насчитывает литературная и театральная деятельность Островского?
  12. Какой кружок основал Островский и в каком году?
  13. Какие известные люди посещали дом Островского?
  14. Личная жизнь писателя
  15. Где и когда похоронили Островского?

Вопросы на знание биографии писателя

1.        Как звали Островского?

2.        Годы жизни Островского?

3.        Где родился Островский?

4.        К какому сословию принадлежала семья Островского?

5.        Какое образование получил Островский?

6.        Какое произведение принесло литературную известность молодому Островскому?

7.        В деятельности какого журнала и с какого времени Островский принимал участие?

8.         В каком году, за что, какой премией был награждён Островский за свой вклад в развитие театра?

9.        Какую деятельность осуществлял Островский во время руководства московскими театрами?

10.        Перечислите произведения Островского. ( не менее 5)

11.        Сколько лет насчитывает литературная и театральная деятельность Островского?

12.        Какой кружок основал Островский и в каком году?

13.        Какие известные люди посещали дом Островского?

14.        Личная жизнь писателя

15.        Где и когда похоронили Островского?

Ответы к вопросам на знание биографии Островского

  1. Александр Николаевич Островский
  2. Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года, умер 2 (14) июня 1886 года.
  3. Островский родился в Замоскворечье, вблизи центра Москвы, на Малой Ордынке.
  4. Отец Александра Николаевича окончил духовную семинарию, однако выбрал путь не священнослужителя, а служебного стряпчего. Дослужившись до чина коллежского асессора, в 1839 году получил дворянство. (разночинцы)
  5. Отец мечтал, чтобы Александр стал юристом, и в 1840 году после окончания Московской губернской гимназии тот поступил на юридический факультет Московского университета.
  6. Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтёмся!», опубликованная в 1850 году в журнале университетского профессора М. П. Погодина «Москвитянин».
  7. С 1856 года Островский стал постоянным сотрудником журнала «Современник».
  8. В 1863 году Островский был награжден Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
  9. Островский был заведующим репертуарной частью.
  10.  «Гроза», «Доходное место», «Бесприданница», «Бедность-не порок» и др.
  11. Литературная деятельность Островского насчитывает 40 лет. Свои первые произведения он написал в 1846 году (сценки из купеческого быта, зарисовки будущей комедии «Свои люди — сочтёмся!»). Александр Николаевич продолжал писать и заниматься театральной деятельностью вплоть до своей смерти в 1886 году.
  12. Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу.
  13. Дом Островского часто посещали известные люди, среди которых И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Иван Тургенев, А. Ф. Писемский, Фёдор Достоевский, П. М. Садовский, Михаил Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Пётр Чайковский, М. Н. Ермолова и другие.
  14. Драматург жил с женщиной из простой семьи – Агафьей, которая не имела образования, но была первой, кто читал его произведения. Она поддерживала его во всем. Все их дети умерли в раннем возрасте. С ней Островский прожил около двадцати лет. А в 1869 году женился на артистке Марии Васильевне Бахметьевой, которая родила ему шестеро детей.
  15. Островский умер 2(14) июня 1886 года в своём имении. Писателя похоронили рядом с отцом, в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

Александр Островский сказал однажды: «Я и есть русский театр». И это не преувеличение: он не только написал для театра 47 пьес – целый репертуар! – он знал театр сверху донизу: как руководить театром, формировать репертуар, готовить актеров, репетировать пьесу, бороться за достойную оплату труда, помогать состарившимся или попавшим в беду театральным служащим.

Родители Островского были оба выходцами из духовенства: дед по отцу был священником, дед по матери – пономарем, бабка по матери – просвирней. Той самой московской просвирней, которые, по мнению Пушкина, говорили самым правильным и чистым русским языком.

Жили Островские в Замоскворечье – в тихом, уютном и, как говорили, самом благочестивом уголке Москвы, где на каждом шагу церковь, в палисадниках сирень, а из домов пахнет какими-нибудь кулебяками.

Замоскворечье населяли мещане, купцы, мелкое чиновничество, духовенство, словом, будущие герои пьес Островского. Ему с детства знакомы были и нравы этой среды, и язык, которым здесь говорили. Более того, у него была чудесная няня, Авдотья Кутузова, которая рассказывала ему русские сказки и пела русские песни.

Отец, мама, мачеха

Дом в Замоскворечье, в котором родился А. Островский

Дом в Замоскворечье, в котором родился А. Островский. Фото: Kemal KOZBAEV/wikipedia

Отец Островского не пошел по духовной стезе, хотя окончил семинарию и Московскую духовную академию. Он выбрал статскую службу, стал судейским стряпчим и в 1838 году, дослужившись до коллежского асессора, получил дворянство, полагавшееся чиновникам 8-го класса и выше.

Как вспоминал друг Островского Николай Берг, в доме Островских «с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы», в том числе вопросы банкротства; «Не мудрено, что язык купцов стал некоторым образом его языком. Он усвоил его себе до тонкости».

Мама будущего драматурга занималась детьми. У детей были учителя танцев и пения, маленький Саша учил французский и немецкий. Мама умерла, когда ему было всего восемь лет, после рождения близнецов, которые потом тоже умерли; всего в семье было восемь детей, из них четверо не дожили до совершеннолетия. Александр был старшим. Отец заботился о детях, нанимал им хороших учителей, дети могли пользоваться большой отцовской библиотекой.

Когда Александру было тринадцать, отец снова женился на шведской баронессе Эмилии фон Тессин. Об отношениях подростка с мачехой сведения сохранились самые противоречивые; впрочем, она со всей серьезностью отнеслась к образованию детей.

Еще в гимназии Александр увлекся литературой и театром, играл в драматическом кружке и с восторгом рассказывал товарищам о знаменитых актерах, которых видел в театре. В 17 лет он окончил гимназию и по требованию отца поступил в Московский университет на юридический факультет.

Он стал пропускать занятия, часто ради театральных спектаклей, затем несколько раз пересдавал экзамен по римскому праву и так и не сдал его, после чего был отчислен из университета. С этого момента начался затяжной конфликт отца и сына, который продолжался до самой смерти Островского-старшего.

Островский-канцелярист и первые пьесы

А.Н. Островский в 1856 г. Фото: Российская национальная библиотека. Справа – афиша спектакля «Свои люди – сочтемся», 1861 г., Малый театр

А. Н. Островский в 1856 г. Фото: Российская национальная библиотека. Справа – афиша спектакля «Свои люди – сочтемся», 1861 г., Малый театр. Фото: https://magisteria.ru/

По настоянию отца Александр пошел работать канцеляристом в Совестной суд, затем в Коммерческий суд. В Совестном суде обычно рассматривали дела, не связанные со злым умыслом: например, преступления, совершенные людьми с психическими заболеваниями или умственной отсталостью; внитрисемейные дела; дела несостоятельных должников. Одной из задач суда было добиться примирения сторон.

Островский прослужил в судах 17 лет. Говорят, писателю нужно «узнать жизнь»; в этом смысле у Островского была огромная практика – столько разных людей он видел, столько жизненных перипетий.

Первая его пьеса, которую он с успехом читал у профессора Шевырева в 1847 году, «Семейная картина» (сначала она называлась «Картина семейного счастия»), изображала купеческую семью Пузатовых, где 19-летнюю девушку брат хочет выдать замуж за старика-купца. Брат прекрасно знает, что жених – отъявленный плут, но уверен, что сможет его перехитрить и всучить ему негодное приданое. Между тем будущая невеста и жена брата отпрашиваются в монастырь на богослужение, но отправляются гулять.

Цензор дал резко отрицательный отзыв об этой пьесе: «Судя по этим сценам, московские купцы обманывают и пьют, а купчихи тайком гуляют от мужей». Пьесу запретили к постановке, и лишь много позже Островский получил разрешение ее поставить.

Но свой литературный стаж он отсчитывал от дня чтения пьесы у Шевырева: «Самый памятный для меня день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание».

«Свои люди – сочтемся»

Комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» в журнале «Москвитянин» №6 1850 г.

Комедия А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся» в журнале «Москвитянин» №6 1850 г. Фото: https://magisteria.ru/

Запретили и другую его пьесу, с которой он по-настоящему вошел в литературу, «Свои люди – сочтемся», опубликованную в 1850 году в «Москвитянине». Основой для нее стали многочисленные дела о банкротстве, с которыми он имел дело в суде. Пьеса сначала так и называлась – «Банкрот», «Несостоятельный должник».

Купец Большов объявляет себя банкротом, заранее переписав все свое имущество на приказчика Лазаря Подхалюзина, которого женит на своей дочери Липочке: свои люди, сочтемся. Когда Большов, уже сидящий в долговой яме, должен начать выплачивать долги кредиторам – по 25 копеек за рубль долга, – и зять, и дочь отказываются дать ему денег: самим нужны, да и Большов не велел кредиторам больше 10 копеек давать.

Дочка обиженно добавляет: «Я у вас, тятенька, до 20 лет жила – свету не видала. Что ж, мне прикажете отдать вам деньги да самой опять в ситцевых платьях ходить?» На эту пьесу жестоко обиделось купечество, чье крепкое честное слово Островский подвергал сомнению, и цензура тоже наложила на нее запрет. Более того, по личному распоряжению Николая I Островского отдали под негласный полицейский надзор, который был с него снят только после смерти царя.

При чтении пьесы «Свои люди – сочтемся» присутствовал Гоголь; Погодин, редактор «Москвитянина», передал Островскому добрый гоголевский отзыв о пьесе. С этих пор Островский вошел в узкий круг молодых авторов «Москвитянина», среди которых были Аполлон Григорьев, Мельников-Печерский, Писемский; они вдохнули новую жизнь в журнал, придерживавшийся официальной доктрины «православия, самодержавия, народности».

Журнал в это время ориентировался на те слои российского населения, которые не были затронуты влиянием западной цивилизации. Если славянофилы видели опору в крестьянстве, то «москвитяне» считали классом, на который можно опираться, русское купечество.

Островский, впрочем, не особенно обольщался по поводу добрых нравов купечества, как показывают уже первые его пьесы.

Купеческая среда в его пьесах рождает самых разных героев – смешных, глупых, самовлюбленных, страшных, гордых или склонных к подхалимству, трусливых или отчаянных.

Особенно хороши у него в пьесах молодые купеческие дочки и жены: ведь в каждом театре есть примадонна, и ей нужна хорошая роль. Иногда коварные, иногда легкомысленные, иногда цельные, гордые, страстные – они всегда интересны, и примадоннам всегда есть что играть.

Агафья Ивановна

Слева – сцена из спектакля МХАТа «Горячее сердце» по пьесе Александра Островского в постановке Константина Станиславского, 01.02.1926. Фото: РИА Новости. Справа – Гликерия Николаевна Федотова в роли Катерины в пьесе «Гроза» на сцене Малого театра в 1863 году. Фото: Театральный музей им А. А. Бахрушина/РИА Новости

Слева – сцена из спектакля МХАТа «Горячее сердце» по пьесе Александра Островского в постановке Константина Станиславского, 01.02.1926. Фото: РИА Новости. Справа – Гликерия Николаевна Федотова в роли Катерины в пьесе «Гроза» на сцене Малого театра в 1863 году. Фото: Театральный музей им А. А. Бахрушина/РИА Новости

Некоторые исследователи считают, что прототипом для одной из таких сильных и страстных натур, Параши из «Горячего сердца», стала гражданская жена Островского Агафья Ивановна, с которой он познакомился в 1849 году и союз с которой стал еще одним поводом для конфликта с отцом.

Ученые полагают, что ее родители были крепостными, которые смогли выкупить себя из неволи, и женитьба на ней была бы мезальянсом для относительно новоиспеченного дворянина Островского. Отец требовал расстаться с ней, Агафья уже была беременна, Островский не захотел ее оставлять и поселился вместе с ней в небольшом деревянном доме совсем рядом с отцовским домом. Отец денег не давал, он жил своими судебными и литературными заработками.

Наследники Островского от второго, законного брака с Марией Бахметьевой очень старались стереть всякую память о первом невенчанном браке, так что очень долгое время никто не знал даже фамилии Агафьи Ивановны.

В своей семье Островский был совершенно счастлив, хотя жила молодая пара очень бедно. Агафья Ивановна умела наладить быт даже при очень скудных средствах. Мемуаристы вспоминали, что она прекрасно пела народные песни, что давала Островскому много советов по поводу его пьес – вот это хорошо, а вот так не говорят…

Она ясно осознавала социальное неравенство с мужем – они нигде не появлялись вместе, да их бы и не приняли, она пряталась от посетителей, кроме тех, кому доверяла (среди них, кстати, был и Лев Толстой).

У Островского и его Гаши было четверо детей, все они считались незаконными. Трое умерли в детстве, один, Алексей Александров – когда ему было за двадцать. Агафья умерла, когда ей было чуть больше сорока, и Островский остался совсем один.

«Гроза» и Волга

Репродукция иллюстрации премьеры спектакля «Доходное место» (1863 г.) по пьесе А.Н. Островского в Малом театре. Актеры Пров Михайлович Садовский (Юсов), Сергей Васильевич Шумский (Жадов), Александр Андреевич Рассказов (Белогубов) в сцене из спектакля

Репродукция иллюстрации премьеры спектакля «Доходное место» (1863 г.) по пьесе А.Н. Островского в Малом театре. Актеры Пров Михайлович Садовский (Юсов), Сергей Васильевич Шумский (Жадов), Александр Андреевич Рассказов (Белогубов) в сцене из спектакля. Фото: ТАСС

Еще при жизни Агафьи Ивановны у него были увлечения, и главным из них стала актриса Любовь Косицкая – и прототип, и первая исполнительница Катерины в «Грозе». В основу монологов Катерины о ее детстве легли воспоминания Косицкой; она много рассказывала Островскому о себе.

Она обратила на себя его внимание еще тогда, когда взяла для бенефиса роль порывистой, влюбчивой купеческой дочки Дуни из пьесы «Не в свои сани не садись»; золотоволосая Косицкая в простом ситцевом платье совершенно очаровала публику.

Был очарован Косицкой и сам автор пьесы; впрочем, она очень строго сказала ему, что не хочет отнимать его любви у другого человека. Со временем она увлеклась купеческим сыном, который швырялся деньгами, дарил ей дорогие подарки, а потом, когда они сошлись, обобрал и разорил ее.

Ударом для Островского стало не то, что Косицкая предпочла ему другого, а то, кого она ему предпочла; тоже история как будто из его пьесы. Любовь Косицкая умерла рано, через год после Агафьи Ивановны.

«Гроза» вряд ли стала бы той «Грозой», которую мы знаем, если бы не личные впечатления автора от путешествия по Волге.

В 1856 году его включили в состав литературно-этнографической экспедиции по реке под руководством великого князя Константина Николаевича. Участники экспедиции поделили Волгу на участки, каждый должен был два лета подряд работать на одном из них, записывая местные словечки, собирая информацию о том, как живут люди по берегам реки, чем занимаются, как зарабатывают на жизнь, чем торгуют, во что одеваются.

Островский работал в верховьях Волги, записал множество интересных сведений, местных словечек, историй. После этого в «Грозе» появилась Волга как самостоятельное действующее лицо. От нее – простор, широта, стремление к полету.

А город Калинов – душит, сковывает, взлететь не дает; конфликт в пьесе не только столкновение характеров, но и столкновение воли и неволи, волжской свободы и душных купеческих домов с их высокими заборами и тяжелыми засовами.

Островский заставил актеров жить на сцене

Слева направо: актер Федор Бурдин, драматург Александр Островский, актеры А.А. Никольский, Иван Горбунов, Любовь Никулина-Косицкая и Корнелий Полтавцев. 08.07.1880 г. Репродукция Фотохроники ТАСС

Слева направо: актер Федор Бурдин, драматург Александр Островский, актеры А. А. Никольский, Иван Горбунов, Любовь Никулина-Косицкая и Корнелий Полтавцев. 08.07.1880. Репродукция Фотохроники ТАСС

Островский принес в русскую драматургию необычайно много нового; его имя называют среди столпов, на которых держится русский театр, наряду с Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. И, конечно, он гораздо дальше прошел по пути создания национального театра – и реалистического театра, – чем каждый из предшественников.

Чтобы играть в пьесах Островского, актерам надо было пересмотреть свою привычную манеру декламации, восходящую еще к театру классицизма, и начать жить на сцене; не себя вносить в роль, а отказываться от себя и вживаться в своего персонажа; говорить не книжным языком, а живым простонародным; отказаться от скудного запаса заученных жестов и начать жить на сцене.

Каждому актеру в пьесах Островского было что играть – даже если роль самая маленькая, в несколько реплик. Критики отмечали, что зрителей захватывает даже не столько сюжет (он может быть и самым немудрящим), сколько сама языковая стихия пьесы.

Именно в этих пьесах особенно ярко заблистал талант Прова Садовского и Сергея Васильева. Впрочем, Михаил Щепкин Островского не принял, с первой репетиции «Грозы» демонстративно ушел, инициировав конфликт, который один из современников назвал «войной армяков с фраками». Щепкин, представитель «западничества» в театре, переигравший сотни ролей в водевилях, исполнитель не только главных ролей в классических русских и иностранных пьесах, но и вечный благородный отец в сотнях водевилей, не мог принять театра Островского.

Островский привел на театральную сцену мелких чиновников и купцов, приказчиков и свах, странниц-богомолок и нянек, мещан и разорившихся дворян – уже не этнографических «русских типов», а живых людей с их смешными, глупыми, трагическими речами, с их мелкими проблемами, возвышенными мечтами, небольшими огорчениями или огромным горем.

Он пошел тем же путем, которым в прозе шел Тургенев, а в поэзии Некрасов: все они учили русскую литературу говорить о незнатном человеке в первую очередь как о человеке, не обращая внимания на сословия, классы, чины, звания.

Они учили видеть не только своеобразие речи с ее диалектными или просторечными словечками, но и человеческую душу, прекрасную или безобразную – «горячее сердце» Параши из одноименной пьесы или жуткую, вымороженную скупостью душу отставного чиновника Михея Михеича Крутицкого из «Не было ни гроша, да вдруг алтын».

Недаром из «Москвитянина» Островский ушел к Некрасову в «Современник» – и не потому, что это был лучший литературный журнал страны, и не потому, что Некрасов хорошо платил авторам, а потому, что они совпадали в главном – во взгляде на человека вообще и на человека из народа в частности.

Любовь зрителей и заработки драматурга

Сотрудники журнала «Современник» писатели Иван Александрович Гончаров, Иван Сергеевич Тургенев, Александр Васильевич Дружинин, драматург Александр Николаевич Островский (слева направо на первом плане), писатели Лев Николаевич Толстой, Дмитрий Васильевич Григорович (слева направо на втором плане). Автор фотографии Сергей Львович Левицкий

Сотрудники журнала «Современник» писатели Иван Александрович Гончаров, Иван Сергеевич Тургенев, Александр Васильевич Дружинин, драматург Александр Николаевич Островский (слева направо на первом плане), писатели Лев Николаевич Толстой, Дмитрий Васильевич Григорович (слева направо на втором плане). Автор фотографии Сергей Львович Левицкий. Репродукция. Фото: ТАСС

Все это принесло Островскому огромную любовь демократического зрителя, а вот больших доходов не принесло. Он не раз жаловался в письмах друзьям, что не может позволить себе отдыхать даже летом: вынужден без конца работать, чтобы к новому театральному сезону была новая пьеса – и чтобы прокормить семью.

Семья у него скоро появилась и быстро разрослась: через два года после смерти первой жены он женился на молодой актрисе Марии Бахметьевой; у них появилось шестеро детей. А заработки драматурга, даже самого успешного, были ничтожными: с каждого представления в императорских театрах он получал четыре рубля, в провинциальных – вовсе ничего.

Островский принимал деятельное участие в создании (в 1859 году) и работе Литературного фонда, который в конце концов добился права драматургов, оперных либреттистов и композиторов получать адекватную их труду оплату, а кроме того, занимался выплатой пенсий престарелым писателям, их вдовам и сиротам, давал литераторам стипендии на поездки и т. п.

В 1874 году Островский стал председателем только что образованного Общества русских драматических писателей и оперных композиторов и оставался на этом посту до своей кончины, защищая интересы театральных авторов.

На встречи артистического кружка, основанного Островским в 1866 году, в его доме собирались писатели, композиторы, актеры – у него бывали Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров, Садовский, Ермолова, Чайковский.  Гончаров очень ценил Островского; Достоевский терпеть не мог его исторических пьес, но «купеческие» ставил очень высоко.

Островский и Толстой

Сцена из спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского в постановке Всеволода Мейерхольда. 01.02.1924 г.

Сцена из спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского в постановке Всеволода Мейерхольда. 01.02.1924. Фото: РИА Новости

Толстой был с Островским на «ты», хотя в их отношениях бывали периоды охлаждения: Толстому не нравились какие-то пьесы Островского, Островский ужаснулся моральной проповеди Толстого и просил его оставаться романистом: «а то, что ты взялся умы мутить, это к хорошему не приведет».

Толстой писал: «Он мне нравился своей простотой, русским складом жизни, серьезностью и большим дарованием. Он был самобытным, оригинальным человеком, ни у кого не заискивал, даже в литературном мире».

При этом Толстого слегка забавляла страсть Островского к созданию всяческих докладных записок, посвященных реформированию театра. Один современник вспоминал, что Толстой говорил: «Помню, в последнее время пришел к нему, он после болезни, с коротко остриженной головой, в клеенчатой куртке, пишет проект русского театра. Это была его слабая сторона – придать себе большое значение: я, я, я».

Я – все: и академия, и меценат, и защита

Беседка Александра Николаевича Островского на берегу Волги в Костроме

Беседка Александра Николаевича Островского на берегу Волги в Костроме. Фото: Ситников/РИА Новости, 01.07.1972

Я, я, я? Да, Островский прямо так и говорил.

«Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов; для драматического искусства покровительственным учреждением должен бы быть императорский театр, но он своего назначения давно не исполняет, и у русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита».

Были ли у него для этого основания? Если мы посмотрим на труды Островского, посвященные постановке театрального дела, – мы увидим там и подробную программу обучения актеров, и записки о цензуре, и обсуждение авторских прав, и проекты театральных уставов, и документ об обязанностях заведующего репертуарной частью…

Он входил во все подробности, зная театр досконально. Именно поэтому в 1881 году он вошел в состав Комиссии для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления.

В следующем году, когда Островский отмечал 35-летие творческой деятельности, Гончаров написал ему: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой собственный мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:

У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театром Островского»».

В конце концов, в 1885 году Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища; по сути дела, это означало принять на себя командование всем русским театром.

На этом посту он не успел ничего сделать: был немолод и нездоров; про назначение это горько сказал – мол, дали белке воз орехов, когда зубов не стало.

Он проработал на этом посту полгода; в мае уехал в имение Щелыково, надеясь отдохнуть, поработать, завершить перевод Шекспира, – и в самом начале лета, 2 июня, умер от разрыва сердца. Или, может быть, от усталости: почти полсотни пьес, 20 с лишним переводов и все здание русского театра.

ГЛАВА XVII. ОСТРОВСКИЙ НА ТЕАТРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Его болезнь и смерть

Одобрение государем записки Островского о народном театре естественно завершилось практическим назначением. Во второй половине 1885 года вопрос был решен окончательно, а еще раньше Александр III, в первый раз встречая Островского, заявил ему:

– Поручая вашему ведению свои театры, я уверен, что они будут в хороших руках. Делайте все, что найдете полезным для процветания их.

1 января 1886 года управляющим императорскими московскими театрами был назначен А. А. Майков; Островского назначили заведующим репертуарной частью и начальником театрального училища. Московские театры получили самостоятельное управление и двух хозяев: собственно по хозяйственной части и по художественной и учебной. Важнейшие обязанности легли на Островского, на самом деле единственного распорядителя театральным делом, – и он немедленно весь отдался своему долгу.

У него давно уже был намечен целый ряд реформ. Еще раньше, когда была образована комиссия для пересмотра старых театральных постановлений и порядков, Островский принял живейшее участие в ее работе. Тогда же он неутомимо составлял записки, исторические обзоры, проекты– и особенно хлопотал об учреждении театральной школы.

“Если я доживу до тех пор, – говорил он, – то исполнится мечта всей моей жизни и я спокойно скажу: ныне отпущаеши раба твоего с миром!..”

Только что состоявшееся назначение он называл счастьем. Он почувствовал новый прилив сил, восторженный подъем духа и “с непогасшею еще страстью” – говорил он – взял на свои плечи новую ношу. Он прибавлял, что плечи были уже усталые, а ноша тяжела и непосильна. Но действительно страстная любовь к делу должна была восполнить все немощи и помочь преодолеть все тяготы.

Прежде всего Островский принялся за вопрос о школе. По обыкновению, он и на этот счет составил обстоятельную записку. Театральное училище должно поставлять артистов на императорскую сцену. Теперь эта сцена вынуждена пополнять свою труппу провинциальными актерами и даже любителями: явление ненормальное и даже убыточное. Школа и сцена должны быть неразрывно друг с другом связаны. Из школы ученики должны поступать на сцену и здесь, среди опытных артистов, завершать свое художественное воспитание, расти на глазах публики. Театр – естественное продолжение школы, и так должно быть везде, идет ли речь о драме или об опере. Не оставил Островский без внимания и балет. Он хотел обновить его, сообщить ему занимательность с помощью феерий и сказочных представлений. Наконец, драматург входил и в частные вопросы театральной службы, тщательно пересмотрел состав лиц, заведующих постановкой и исполнением пьес, и предпринял немало существенных преобразований и в этой области.

Работа шла безостановочно, можно сказать – Островский отдавал ей все свои духовные и физические силы. По временам им овладевала оторопь перед громадностью и сложностью задачи, и он писал тогда: “Нет, я чувствую, что у меня не хватает сил и твердости провести в дело, на пользу родного искусства те заветные убеждения, которыми я жил, которые составляют мою душу. Это положение глубоко трагическое”.

Но эти настроения не могли заставить Островского опустить руки. Напротив, после тяжелого раздумья он с новым рвением набрасывался на работу и сообщал совсем другие вести вроде следующей: “Вот уже две недели я до самозабвения работаю над преобразованием театрального училища, а теперь страдаю на экзаменах всякой мелочи обоего пола”.

Очевидец рассказывает, до каких пределов доходило утомление Островского.

Почти каждый день он являлся домой измученный, с потухшим взглядом, опускался в кресло и в течение некоторого времени не мог вымолвить слова…

– Дай мне опомниться, прийти в себя, – начинал он. – Я сегодня чуть не умер. Мне не хватало воздуха, нечем было дышать… Ревматизм не позволяет от боли пошевелить руками… Народу, с которым надо было объясняться, пропасть… Потом доклады – я сегодня подписал шестьдесят бумаг, – и вот видишь, в каком состоянии воротился домой…

Едва отдохнув, вечером он отправлялся в театр – большею частью успевал посетить тот и другой, – волновался, видя неисправности, и дома засыпал беспокойным и тревожным сном.

После нескольких месяцев изнурительного труда Островский собрался поехать в деревню. Имение это – сельцо Щелыково Кинешемского уезда – было приобретено еще отцом Островского, по завещанию покойного досталось его второй жене, и она продала его своему пасынку.

Местность, где расположена усадьба, в высшей степени живописна, перерезывается тремя речками, окружена лесом, с балкона барского дома открывается великолепный вид. Островский очень любил проводить лето в Щелыкове; страстный рыболов и от природы человек с простыми вкусами, домосед и семьянин, он чувствовал себя в деревне здоровым и счастливым. Программа жизни была не сложная, но приносила писателю отдых и ясное, радостное настроение духа: “Читаем, гуляем в своем лесу, ездим на Сендегу ловить рыбу, сбираем ягоды, ищем грибы… Отправляемся в луга с самоваром – чай пьем. Соберем помочь, станем песни слушать, угощение жницам предоставим: все по предписанию врачей и на законном основании”.

Такая же программа, несомненно, имелась в виду, когда наконец Островский выехал из Москвы 28 мая.

Но уже в день выезда Островский чувствовал себя крайне плохо. За несколько дней до этого он простудился, ревматические боли усилились, он уехал в деревню полуживой.

До Кинешмы все шло благополучно, но от города до деревни пришлось ехать на лошадях, по дурной дороге, в холодную и дождливую погоду… Больной, видимо, приехал умирать. Несколько дней прожил он среди ужасных страданий, по целым часам не мог пошевелиться. Утром 2 июня 1886 года его не стало.

Похоронили Островского в селе Бережки, в двух верстах от Щелыкова. Государь пожаловал на погребение три тысячи рублей, назначил вдове такую же пенсию и на воспитание детей две тысячи четыреста ежегодно.

На гроб покойного было возложено много венков от художественных и общественных учреждений. Московская городская дума 2 июня 1887 года открыла народную читальню имени Островского, а два года спустя последовало высочайшее соизволение на открытие повсеместно в империи подписки для сбора пожертвований на памятник Островскому в Москве. В течение семи лет при Обществе русских драматических писателей было собрано около тринадцати тысяч рублей, и, несомненно, рано или поздно память одного из даровитейших и усерднейших тружеников русского слова будет почтена достойно его таланта и труда.

Читайте также

Глава 5 НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Глава 5
НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Державину было тридцать четыре года. Военная служба не удалась. Приходилось вступать в статскую. Звание коллежского советника прокормить не могло, предстояло самому отыскать место. Державин хотел служить, поместная жизнь его не

ГЛАВА IX. ОТНОШЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ И ЦЕНЗУРЫ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ОСТРОВСКОГО

ГЛАВА IX. ОТНОШЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ И ЦЕНЗУРЫ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ОСТРОВСКОГО
В Москве, где комедии Островского пользовались неизменно шумным успехом, репертуаром заведовал Верстовский. Это был человек несомненно умный и образованный, но образование его почерпнуто

Глава VII. Шпион на службе господней

Глава VII.
Шпион на службе господней
Так определил свою историческую миссию сам Кьеркегор.Если в первой половине прошлого века Дания в теоретической области была «философской провинцией» Пруссии, то в сфере международной политики в годы наполеоновских войн она была

Глава XIX НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ НАРОДОВ

Глава XIX НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ НАРОДОВ
Когда революция, изменяющая общественно-политическое устройство жизни аристократического народа, начинает прокладывать себе дорогу в литературе, ее воздействие обычно ощущается прежде всего в

Немного театральной теории

Немного театральной теории
В какой же период актер – творец, в какой – материал, в какой – исполнитель, в какой – послушный инструмент в руках режиссера?Вся работа актера над созданием образа распадается как бы на три периода: творческий, ремесленный (технический) и

Глава пятая На государственной службе

Глава пятая
На государственной службе
Из всех постов, на какие назначал Чосера король, главным был тот, какой был предоставлен ему 8 июня 1374 года, когда поэта, которому было едва за тридцать, король назначил инспектором, контролирующим взимание налогов и пошлин с торговли

Глава 10 На службе у папы-солдата

Глава 10
На службе у папы-солдата

Новый папа Юлий II
Как утверждают Бенджамин Блеч и Рой Долинер, «несмотря на множество недостатков, у Юлия было одно достоинство, в котором ему нельзя было отказать: способность разглядеть талант в человеке. Его самолюбие, соперничество с

Проза нашей театральной жизни

Проза нашей театральной жизни
Проблемы ввода вторых исполнителей в театральный спектакль — вот уж, казалось бы, частный вопрос, предмет для обсуждения на производственном собрании актерского цеха, о чем же тут писать, о чем дискутировать? Нет, надо и писать, и

О театральной прессе

О театральной прессе
Меня вообще крайне удивляет сегодняшняя журналистика, посвящённая проблемам театра. Назвать её критикой, а тем более театроведением язык не поворачивается. Естественно, это относится не ко всем пишущим о театре, существуют вполне квалифицированные

Будни и праздники театральной жизни

Будни и праздники театральной жизни
Потом был спектакль по Гончарову — «Обломов», в котором они с Олегом Басилашвили сыграли главные роли, она — Ольги, он — Обломова. Спектакль шел недолго и не был оценен критикой, хотя Доронина считает, что Обломов стал одной из

Глава 22 Островский

Глава 22 Островский
А.Н. Островский. Вечер у А.С. Суворина с И.Ф. Горбуновым. Воспоминания Островского о московском купечестве 40-х годов. С.Н. Тер-пигорев. Встреча Н.П. Вагнера с Ф.М. Достоевским. Знакомство с Влад. Соловьевым. Признания Я.П. Полонского и А.Н. Майкова о процессе их

Молодой музыкант в театральной Москве

Молодой музыкант в театральной Москве
В. Р. Вы бывали, очевидно, и в других театрах?К. К. Москва 30-х годов — это расцвет разных театров. Скажем, студия Завадского помещалась тогда в подвальчике на Сретенке в Малом Головановском переулке. Довольно-таки, очень своеобразные

Молодой музыкант в театральной Москве

Молодой музыкант в театральной Москве
В. Р. Вы бывали, очевидно, и в других театрах?К. К. Москва 30-х годов — это расцвет разных театров. Скажем, студия Завадского помещалась тогда в подвальчике на Сретенке в Малом Головановском переулке. Довольно-таки, очень своеобразные

Глава 5 На железнодорожной службе

Глава 5
На железнодорожной службе
Итак, я покинул тесную телеграфную контору и сразу очутился в вольном мире. Мне было тогда восемнадцать лет. Для меня началась новая жизнь, совершенно не похожая на ту, которой я жил до тех пор.Вскоре после моего поступления на

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сильфонный компенсатор руководство по эксплуатации
  • Японские капли для глаз с витаминами инструкция по применению взрослым
  • Calpol 6 plus инструкция на русском суспензия
  • Кормушка для птиц инструкция по сборке
  • Собеседование с руководством отдела