Калгари кембриджское руководство это

Дружелюбно и без конфликтов: в чем суть Калгари-Кембриджской модели общения с пациентом

  • Все специальности

Весь мир с 70-х годов 20-го века отдает предпочтение пациенто-ориентированной модели коммуникации во время приема пациентов. Такая модель коррелирует с качеством профессиональной деятельности, удовлетворенности врачей и их психоэмоционального благополучия, а также позитивно влияет на здоровье пациентов.
В последние годы российская система здравоохранения претерпевает реформу и изменения, которые направлены на повышение качества услуг и медицинской помощи. В практику отечественных врачей внедряются популярные и хорошо зарекомендовавшие себя модели поведения с пациентом. Одной из таких моделей является Калгари-Кембриджская модель общения с пациентом. 

Суть Калгари-Кембриджской модели общения с пациентом

В 1996 году данное руководство разработали и опубликовали Джонатан Сильверман и Сюзанна Куртз — сотрудники медицинского факультета Кембриджского университета, который располагается в канадском городе Калгари.

В руководстве выделено пять последовательных этапов, из которых состоит общение с пациентом во время приема. Каждый этап предусматривает решение ряда задач. Также в руководстве подробно указаны навыки, которые помогут решить поставленные задачи и достигнуть максимального доверия пациента и значительно повысить комплаенс.

Начало приема

На этом этапе устанавливается первичный контакт с пациентом. Для этого необходимо:

  • Поприветствовать пациента и познакомиться с ним. 
  • Представиться самому, уточнить свою роль в лечении и необходимость в этом разговоре. Получить письменное согласие пациента на проведение беседы, если это необходимо. 
  • Создать физический и моральный комфорт для пациента. Продемонстрировать заинтересованность в беседе и уважение.

Также на этом этапе необходимо выявить причины текущей консультации. Для это потребуется:

  • Задавать открытые вопросы:«Что вас беспокоит?», «На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня?»;
  • Внимательно выслушать пациента и его проблемы, не перебивать и не направлять разговор в нужное вам русло;
  • Рекомендовано делать записи с жалобами пациента и стараться детализировать их, получить максимальный объем информации («Вас беспокоит головная боль и усталость. Охарактеризуйте головную боль, что ее провоцирует, а что уменьшает и т.д.», «Что еще вас беспокоит?»);
  • Необходимо согласовать расписание («занятость»), учитывая потребности как врача, так и пациента.

Эти действия позволят расположить пациента к себе и выстроить доверительные отношения, показать, что его проблемы важны для врача и он заинтересован в их решении. 

Сбор информации

Этот этап предусматривает более подробное исследование проблемы пациента:

  • Призывать пациента к подробному описанию истории болезни с самого начала ее появления до настоящего момента. Пациент должен рассказать об этом своими словами и сформулировать причину текущего визита. 
  • Для достижения этой цели рекомендовано использовать открытые и закрытые вопросы. Следует начинать беседу с открытых вопросов, переходя к закрытым. 
  • Врач должен внимательно слушать пациента, не перебивая его. После вопроса необходимо дать время пациенту подумать, прежде чем ответить. Не торопите его, позвольте собраться с мыслями или продолжить высказываться после паузы.  
  • Врач должен подталкивать пациента к детализации жалоб. Делать это можно в устной и невербальной форме: использовать ободрение, молчание, повторение, перефразирование, уточнение деталей рассказа.
  • Необходимо обращать внимание на вербальные и невербальные сигналы (язык тела, речь, выражение лица, настроение). Врачу стоит оценить их и выявить их причину. 
  • Разъяснить непонятные или неточные высказывания пациента, которые могут быть восприняты и истолкованы врачом некорректно («Не могли бы вы объяснить, что вы подразумеваете под дискомфортом в горле?»). 
  • В течение беседы, периодически, врач должен суммировать услышанное и подводить итоги вышесказанного. Это позволяет проверить собственное понимание того, что сказал пациент. Пациенту же предлагается исправить интерпретацию врача, если она некорректна или продолжить беседу.

В такой беседе врач должен задавать краткие и понятные вопросы. Необходимо избегать употребления непонятных терминов и профессиональной лексики. Также строго рекомендуется установить последовательность событий с указанием дат, если пациент может их назвать. 

Во время сбора информации обращайте внимание на:

  • идеи и убеждения пациента;
  • беспокойство пациента (тревожность, опасения) относительно каждой проблемы;
  • ожидания пациента (цели, какую помощь пациент ожидал);
  • влияние и эффекты (как каждая проблема влияет на жизнь пациента).

Важно давать пациенту выражать свои чувства и эмоции, поощрять это.

Структурирование консультации

Чтобы расположить к себе пациента и полноценно увидеть картину его проблемы, стоит сделать диалог открытым:

  • В конце логической серии вопросов стоит подводить итоги рассказа пациента, чтобы убедиться в правильности трактовки услышанного. Только после этого продвигаться дальше. 
  • Переходя от одного блока вопросов к другому, необходимо указывать на это пациенту и аргументировать это. 

Также беседа должна быть логически построена. Необходимо контролировать время, потраченное на каждый блок вопросов, и строго придерживаться заданной темы. 

Построение отношений с пациентом

Фундаментом этого пункта является адекватное невербальное поведение врача во время беседы. Оно включает в себя:

  • Правильное невербальное поведение: зрительный контакт, выражение лица, поза, положение и движения во время беседы;
  • Если делаете заметки во время беседы, убедитесь, что это не мешает разговору и контакту с пациентом.

Чтобы отношения с пациентом стали доверительными необходимо:

  • не осуждать чувства и взгляды пациента;
  • использовать эмпатию, сочувствовать пациенту, чтобы продемонстрировать понимание проблем, опасений, открыто признавать взгляды и чувства пациента;
  • оказывать поддержку: выражать заботу, понимание, готовность помочь.  Признавать и поощрять попытки пациента самостоятельно справиться с проблемой. Предлагать партнерские отношения. 
  • чутко реагировать на неловкие, интимные темы и беспокоящую физическую боль, особенно связанную с осмотром и проведением медицинских манипуляций. 

Чтобы достичь максимального положительного результата от беседы, активно вовлекайте пациента в разговор. Для этого рекомендовано:

  • делиться своими умозаключениями, для максимального вовлечения его в диалог («Как мне сейчас кажется…»);
  • обосновывать, зачем были заданы те или иные вопросы, а также объяснять необходимость обследований и манипуляций, чтобы предупредить неверное толкование;
  • во время обследования спрашивать разрешение на проведение каждого этапа манипуляции и подробно объяснять происходящее с пациентом. 

Объяснение и планирование

Чтобы построить с пациентом доверительные отношения и добиться максимального комплаенса, приверженности к терапии, необходимо предоставлять правильную информацию в достаточном объеме:  

  • рекомендовано дробить информацию и давать ее «кусками». После представления каждого блока информации, врач должен убедиться в правильности ее понимания. Сигналом к этому — ответ пациента;
  • оценить исходные знания пациента: выяснить, что он уже знает по этому вопросу и выявить заинтересованность в получении последующей информации;
  • узнать у пациента, какая еще информация его интересует и будет полезна. Например, этиология заболевания или прогноз;
  • дать объяснения, которые будут уместны в текущий момент консультации, избегая преждевременных советов, прогнозов и умозаключений. 

Крайне важно достигнуть взаимопонимания и включить пациента в диагностический, лечебный процесс :

  • предоставить пациенту объяснения по поводу картины болезни, в связи с выявленными представлениями, тревогами и ожиданиями;
  • стимулировать пациента к сотрудничеству и давать для этого возможности;
  • воспринимать вербальные и невербальные сигналы, отвечать на них. Например, пациент может быть перегружен информацией, демонстрировать тревогу или недоверие;
  • определить отношение пациента к полученной информации, оценить реакцию на использованные термины, а также принимать и учитывать их. 

Решения относительно планирования диагностического процесса и лечения должны проходить совместно.

Такой подход к пациенту позволит подобрать терапию, которая будет для него не только эффективной с медицинской точки зрения, но и комфортной морально. Это приведет к полному комплаенсу и приверженности к терапии. Особенно этот подход важен у пациентов с хронической патологии, где лечение длительное и требует затраты большого количества сил. 

Завершение приема

В конце приема необходимо резюмировать сказанное и составить окончательный план совместных действий пациента и врача:

  • договориться с пациентом о дальнейших шагах;
  • объяснить возможные осложнения, риски и неожиданные результаты лечения, Рассказать, что делать если терапия не сработает, куда и к кому обратиться. 

Также кратко подводятся итоги встречи и оговаривается план обследования, лечения. В конце приема врач должен окончательно убедиться, что пациент полностью согласен с предложенной схемой, что она ему полностью подходит, поинтересоваться о возникших вопросах и сомнениях. 

Разъяснение информации и планирование лечения

Отдельное внимание в Калгари-Кембриджской модели уделено вопросам разъяснения информации пациенту на каждом этапе консультации.  

Что делать при обсуждении обследований и процедур:

  • предоставить четкую информацию о процедурах, например, что пациент может испытать, как и когда пациент будет проинформирован о результатах;
  • объяснить цель исследования и его ценность;
  • поощрять вопросы и обсуждение потенциальных опасений или отрицательных результатов процедуры.

Что делать при обсуждении опасности болезни:

  • выражать мнение о состоянии пациента и особенностях процесса лечения, если это возможно;
  • обосновывать свое мнение и высказывания;
  • объяснять причины, серьезность, ожидаемый результат, краткосрочные и долгосрочные последствия лечения и перспективы пациента;
  • выяснять мнение, реакции, опасения пациента в отношении сделанного врачом заключения. 

Что делать при составлении совместного плана лечения:

  • обсуждать варианты терапии и их результаты;
  • предоставлять информацию о предлагаемых действиях или лечении (названия этапов и методик, как они воздействуют на организм или болезнь, преимущества выбранной методики, возможные осложнения и побочные эффекты);
  • узнать мнение пациента о выбранном плане лечения, предполагаемых преимуществах, возможных препятствиях, определить мотивацию;
  • принимать мнение пациента, отстаивать альтернативную точку зрения при необходимости;
  • выявлять реакции и опасения пациента относительно плана терапии;
  • принимать во внимание образ жизни пациента, его убеждения, культурные особенности;
  • призывать пациента участвовать в реализации установленного плана, стимулировать его брать на себя ответственность и быть уверенным в себе;
  • спрашивать о системах поддержки пациента, обсуждать другие доступные меры поддержки.

Калгари-Кембриджская модель может показаться практикующему врачу сложной и громоздкой. Однако на практике пациенто-ориентированные системы коммуникации показали свою эффективность и простоту в реализации. Ведь в итоге, общение с пациентом — это неотъемлемая и значительная часть работы врача любой специальности. 

Только грамотно построенное общение с пациентом позволит выяснить все аспекты и нюансы болезни, поставить корректный диагноз и подобрать терапию, которая будет соответствовать современным протоколам. Вы сможете расположить к себе человека и составить для него персонализированную схему лечения, которой он сможет без труда следовать.   

Совсем скоро на Медицина360 будет запущен обучающий курс, который поможет вам выработать этот навык. Зарегистрируйтесь, чтобы не пропустить старт и получить доступ.  

Вам может быть интересно

Безопасность пациента

Актуальное

Безопасность пациентов — одно из условий предоставления качественных услуг здравоохранения. Рассказываем в инфографике об основных проблемах и принципах безопасности Ваших пациентов.

Читать статью

Введение

Калгари-Кембриджская модель была предложена Джонатаном Сильверманом, врачом и преподавателем медицинской школы Кембриджского университета, и Сюзанн Керц, профессором Университета Калгари (Jonathan Silverman, Suzanne Kurtz), в 1996 году [1]. Это детально проработанная целостная модель консультации, представляющая собой набор руководств, которые последовательно демонстрируют задачи и способ реализации клинического приема. 

Калгари-Кембриджская модель – известный подход в обучении и развитии навыков общения в медицинской среде. Модель предлагает структурированный подход к ведению приема как надежный способ построения партнерских отношений с пациентом и ясной оценки эффективности приема.

Калгари-Кембриджское руководство

В 2013 году было опубликовано третье издание руководства, дополненное новыми исследованиями в области коммуникации между врачом и пациентом. Книга исследует специфические навыки коммуникации и демонстрирует, как развитие этих навыков ведет к повышению эффективности приема в каждодневной практике.

Важность отношений, разворачивающихся в диаде «врач-пациент», трудно переоценить. Фокус на строгом соблюдении временных рамок приема, большом количестве общения, развитии технологий, приводящих к высокой информированности пациентов и, как следствие, самолечению, рассмотрении врача как канала снижения тревоги о здоровье ставит врача в ситуацию необходимости всегда поддерживать высокую концентрацию внимания.

Вне зависимости от длительности приема, пациенты ожидают высокого качества коммуникаций. Как врачи, так и пациенты считают длительность приема важным показателем его качества [2].

Исследования эффективности врачебной коммуникации продемонстрировали, что преподнесение информации в ясном и понятном ключе с достаточной степенью эмпатии снижает стресс пациента [3]. Поэтому развитие навыков коммуникации выходит на первый план.

Навык общения не является чем-то статичным, заданным раз и навсегда. Наряду с профессиональными знаниями, навык построения эффективной коммуникации следует развивать, опираясь на современные исследования и подходы.

Исходный, первоначальный смысл коммуникации (от лат. communicatio, communico) — делаю общим, связываю, общаюсь. Поль Ватцлавик указывал, что любое поведение есть коммуникация, даже если человек не подразумевал общение. [4]. Многие исследователи указывают на важность правильно построенной коммуникации с пациентом для выстраивания доверительных отношений и построения плодотворных отношений, что указывает на актуальность этой темы.

Анализ опросников сбора ожиданий перед началом тренинга в области коммуникаций «врач-пациент» (тренеры Р.А. Зеленский, Я.И. Зеленская) указал на следующие предпочтения врачей:
— как общаться с пациентами, чтобы быть убедительными;
— как формировать приверженность пациентов;
— узнать, как работать с агрессивными пациентами;
— узнать, как строить коммуникацию с конфликтными пациентами.

Врачи указывают на конфликты во время приема как на фактор, усиливающий стресс и усложняющий процесс взаимопонимания.

Это затрагивает эмоциональное состояние врача и пациента, уводя их в сторону от задач приема. Пациент обращается за помощью, прием затрагивает его здоровье, физическое и психическое, и контакт «врач-пациент» выходит на первый план, являясь неотъемлемым элементом врачебной деятельности [5].

Мета-анализ опубликованных исследований (Zolnierek et al. 2009) показал, что коммуникация при оказании медицинской помощи сильно коррелирует с комплаентностью пациентов, которая повышается при обучении врачей навыкам общения. Риск несоблюдения назначений на 19% выше среди пациентов, чьи врачи обладали слабыми навыками коммуникации. Тренинг в области коммуникации среди врачей приводит к существенному улучшению приверженности к лечению среди пациентов. Она повышается в 1.62 раза по сравнению с пациентами тех специалистов, которые тренинг не проходили [6].

В медицинском образовании существуют значительные проблемы в развитии навыков построения взаимоотношений: неверно предполагать, что врачи либо обладают способностью к эмпатическому общению со своими пациентами, либо что они приобретут эту способность во время получения своего медицинского образования (Sanson-Fisher and Poole 1978).

Построение ясной и эффективной коммуникации – ключевой компонент оказания высококачественной помощи, влияющей на результат приема и лечения в целом, включая лучшую приверженность лечению. Доказано, что сбои в коммуникации могут вести к неудовлетворенности, жалобам и нареканиям. Высокая степень доверия к врачу и вовлечение пациента в ход консультации связаны с лучшим лечением в целом, большей удовлетворенностью, позитивными ожиданиями от лечения и ожиданиями более здорового будущего [7].

Многие из этих сложностей и призвана разрешить модель коммуникации Калгари-Кембриджских руководств. Базовая структура руководств состоит из 5 последовательных разделов (рис.1)
1) Начало консультации
2) Сбор информации
3) Физикальное исследование
4) Разъяснения и планирование
5) Завершение консультации

Обзор Калгари-Кембриджских руководств как коммуникационной модели «врач-пациент»

Рисунок 1

В более ранних изданиях базовая структура содержала только навыки. Третий раздел именовался выстраиванием отношений и, как указывают авторы, был обоснован скорее интуитивно. Позже появился раздел физикальных исследований, отразивший одну из важнейших задач приема.

Расширенная схема приема (рис.2) четко устанавливает место осмотра в ходе приема.

Обзор Калгари-Кембриджских руководств как коммуникационной модели «врач-пациент»

Рисунок 2

Две задачи решаются непрерывно – выстраивание отношений и структурирование консультации. Обе этих задачи одинаково важны на всех этапах приема, и это отражено в схеме.

Всего процесс общения, описанный в руководствах, содержит 73 пункта.

Модель активно используется в обучении врачей. В процессе освоения новых навыков, основанных на применении Калгари-Кембриджской модели, авторы рекомендуют придерживаться трех важнейших элементов:
1. Структура – врачу следует ответить для себя на вопросы, каково его место в консультации и чего он хочет добиться в результате.
2. Конкретные навыки – каким образом он может добиться этого с пациентом.
3. Конкретные фразы или поведение – способ, которым врач может включить навыки в собственный индивидуальный стиль коммуникации.

Придерживаясь спиральной модели коммуникации (Dance, 1967), выражающей ее динамическую природу, врачу следует вырабатывать определенную гибкость, пробуя и подбирая те навыки, которые ведут его к более эффективному приему. Даже придерживаясь стандартизированной структуры приема, возможно применение разных инструментов общения с разными пациентами, в зависимости от характера проблемы и всего контекста, нужд и предпочтений пациента и потребностей врача ( Lussier and Richard, 2008).

Заключение

Коммуникация в медицинской среде и обучение врачей и персонала, участвующего в терапевтическом процессе, влияет на приверженность пациентов лечению. Применение Калгари-Кембриджской модели может помочь улучшить взаимоотношения в диаде «врач-пациент», помогая пациенту нести ответственность за исполнение рекомендаций, а также в целях повышения доверия сторон друг к другу.

Эффективная коммуникация между врачом и пациентом является одним из основных клинических навыков. Руководства могут стать основой для учебных программ по построению здоровых коммуникаций.

Руководства оказывают практическую помощь в решении этой проблемы, предоставляя:
— удобные для запоминания схемы;
— последовательно описанный порядок приема, который делает обратную связь более систематичной;
— общую концептуальную основу, в рамках которой можно организовать многочисленные навыки, которые раскрываются один за другим по мере развития коммуникативной учебной программы.

Список литературы

1. Дж. Сильверман, С.Керц, Дж. Дрейпер (2018) Навыки общения с пациентами
2. Wiggers JH, Sanson-Fisher R. “Duration of General Practice Consultations: Association with Patient Occupational and Educational Status.” Social Science and Medicine 1997; 44: 925–34.
3. W. W. Norton & Company, 25 апр. 2011 г Roter DL, Stewart M, Putname SM, Lipkin MJ, Stiles W, Inui TS. Communication patterns of primary care physicians. JAMA, 1997, 277: 350-356.
4. Paul Watzlawick, Janet Beavin Bavelas, Don D. Jackson. Pragmatics of Human Communication: A Study of Interactional Patterns , Pathologies and Paradoxes.
5. Сорокоумова С.Н., Исаев В.П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий // Педагогическое образование в России. 2009. № 4. С. 186–189.
6. A Meta-Analysis, Haskard Zolnierek, Kelly B. PhD; DiMatteo, M Robin PhD Medical Care: August 2009 — Volume 47 — Issue 8 — p 826-834
7. Georgopoulou S, Prothero L, D’Cruz DP. Physician-patient communication in rheumatology: a systematic review. Rheumatol Int. 2018;38(5):763–75.
8. Dance, F. (1967). A Helical Model of Communication. In: Dance, F. (ed.) Human Communication Theory: Comparative Essays. New York: Harper & Row.
9. R. Sanson-Fisher, A. Poole, Published 1 May 1978, Psychology Medical Journal of Australia
10. The Calgary—Cambridge Referenced Observation Guides: an aid to defining the curriculum and organizing the teaching in communication training programmes, Suzanne M Kurtz,Jonathan D Silverman Volume30, Issue2 March 1996, Pages 83-89
11. Kurtz S, Silverman J, Benson J, Draper J (2003) Marrying content and process in clinical method teaching: Enhancing the Calgary-Cambridge guides.
12. Kurtz S, Silverman J, Draper J (2005) Teaching and Learning Communication Skills in Medicine, 2nd Ed. Radcliffe Publ: Oxford & San Francisco Academic Medicine. 78(8): 802-809
13. М.В. Стурикова «Коммуникативная компетенция: к вопросу о дефиниции и структуре», Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2015

Автор: Зеленский Р.А.

Библиографическое описание:


Абаева, В. А. Калгари-Кембриджская модель общения с пациентом / В. А. Абаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87166/ (дата обращения: 21.05.2023).





Ключевые слова:



коммуникации, пациент, врач

Навыки общения крайне важны в любой профессии, связанной с работой людьми, в том числе в медицине. Одной из важнейших компетенций врача, который в среднем проводит около 200 000 консультаций, является умение правильно выстроить взаимоотношение с больным. Коммуникативные навыки — это ряд приёмов и умений, применение которых в определенных ситуациях и правильной последовательности обеспечат наилучший результат в выстраивании взаимоотношений между врачом и пациентом. Владение этими навыками так же важно, как и клиническое мышление, владение профессиональными врачебными манипуляциями и знаниями. С 70-х годов 20-го века мировое сообщество отдаёт предпочтение пациенто-ориентированной модели коммуникации во время приема пациентов, которая позитивно влияет на здоровье пациента и удовлетворенность врача его профессиональной деятельностью. В последнее время российская система здравоохранения претерпевает изменения, которые направлены на повышение качества услуг и медицинской помощи, в связи с чем в практику всё чаще внедряется Калгари-Кембриджская модель общения с пациентом. [1]

В 1996 году в Канаде сотрудниками Кембриджского университета Сюзанной Куртз и Джонатаном Сильверманом было разработано руководство по модели общения врача с пациентом. Помимо пяти этапов ведения приёма, авторы описывают навыки, которые помогут решить поставленные задачи и достигнуть максимального доверия пациента. [2] Согласно данным Schmid Mast и соавторов, эмпатия, проявленная врачом, положительно коррелирует с удовлетворенностью пациента, снижает тревожность и улучшает эффективность лечения. [3]

Первый этап — начало приёма, где устанавливается первичный контакт с пациентом. Врачу необходимо поприветствовать больного и познакомиться с ним, представиться, создать физически и психологически комфортную обстановку. Необходимо задавать открытые вопросы: «Что вас беспокоит»? Исследования показали, что открытые вопросы ведут к более позитивной оценке пациентами способности врачей. [4]Доктору необходимо внимательно выслушать пациента и его проблемы, не перебивать. Установлено, что в среднем врач перебивает пациента спустя 18 секунд с начала его монолога. [5] Авторы рекомендуют делать записи с жалобами пациента и детализировать их. Очень важно установить доверительные отношения и показать, что проблемы больного важны для врача, и он заинтересован в их решении. Существует исследование, в котором было показано, что 76 % диагнозов выставляются верно, уже при первичном приёме при владении врачом навыками общения. [6]

Второй этап — сбор информации. Врач задаёт вопросы касательно анамнеза заболевания, тем самым подталкивая пациента к детализации жалоб. Необходимо дать время пациенту подумать, не торопить и не перебивать его. Очень важно обращать внимание на вербальные и невербальные сигналы больного в виде выражения лица, настроения и языка тела. Swayden et al. (2012) показали, что даже такая простая вещь, как общение сидя, а не стоя, оказывает положительное воздействие. В перспективном рандомизированном контрольном исследовании стационарных больных, госпитализированных для спинальных операций, авторы обнаружили, что при кратких консультациях после операции, если врач присаживался, пациенту казалось, что тот провел у его постели больше времени, чем когда тот стоял. И это наблюдалось даже тогда, когда на самом деле разница во времени была незначительной. Пациенты, у чьей постели врач сидел, более положительно отзывались о визите и о понимании своего состояния. Кроме того, врачу необходимо использовать краткие, понятные вопросы и комментарии, избегать жаргона и неадекватного объяснения терминов.

Третий этап заключается в структурировании консультации. Опрос пациента должен быть логически построен, переходить от одного блока вопросов к другому и контролировать время, потраченное на каждый, подводить итоги рассказа, строго придерживаться заданной темы. Авторы отмечают, что важно адекватное невербальное поведение в виде выражения лица, позы и зрительного контакта. Необходимо использовать эмпатию, сочувствовать пациенту, чтобы продемонстрировать понимание проблемы, признавать взгляды и чувства пациента.

Четвёртый этап — объяснение и планирование. Врачу следует оказывать поддержку, готовность помочь, предлагать партнёрские отношения. Чтобы построить с пациентом доверительные отношения, необходимо «дробить информацию», которую от хочет донести до пациента, оценить исходные знания по поводу своего заболевания и при необходимости дать уместные в текущий момент консультации, избегая преждевременных советов и умозаключений. В ходе беседы с пациентом крайне важно учитывать собственное мнение больного, даже если оно ошибочное. Решения относительно планирования диагностики и лечения должны проходить совместно. Это позволит подобрать терапию, которая будет эффективна с медицинской точки зрения и комфортной со стороны пациента, что особенно важно, когда речь идёт о лечении хронических заболеваний, которые требуют не только больших затрат, но и сил. Существуют невербальные сигналы, свидетельствующие о несогласии пациента с врачом. К ним относят: пожимание плечами, покашливание и ситуация, когда больной отвечает с паузой.

Пятый этап — завершение приёма. В конце беседы с пациентом врачу необходимо резюмировать сказанное и составить план совместных действий, предоставить информацию о предлагаемых действиях или лечении: наименования этапов, как они работают, преимущества, возможные побочные эффекты. Объяснить, что делать, если терапия не сработает, договориться о дальнейших шагах, убедиться, что пациент согласен с предложенным планом обследования и лечения. Узнать мнение пациента о стремлении действовать, воспринимаемых преимуществах, барьерах, мотивации.

Общение с пациентом — неотъемлемая и значительная часть работы врача любой специальности. Эффективная коммуникация — залог правильного диагноза, так как грамотно построенное общение с пациентом позволит выяснить все детали болезни, составить необходимый план обследования и схему лечения. Использование Калгари-Кембриджской модели пациенто-ориентированной медицинской консультации повышает медицинскую результативность и приверженность лечению, экономически эффективна и снижает число жалоб и судебных исков. В России в 2018 году был прошел курс для преподавателей и руководителей подразделений медицинских ВУЗов России, проведенного представителями International Association for Communicationin Healthcare в Москве в Методическом центре аккредитации Сеченовского университета, где были рассмотрены модели поведения врача с пациентом на примере Калгари-Кембриджского руководства по медицинской коммуникации. Анализ показал, что данная схема может улучшить оказание медицинской помощи, если врачей обучать навыкам общения с помощью приведенной модели. На данный момент А. А. Сонькиной готовиться оригинальный и полный перевод издания на русский язык с соблюдением всех прав владельцев этого материала. В будущем планируется внедрение программ обучения Калгари-Кембриджской модели для будущих специалистов области здравоохранения России, с целью повысить уровень оказания медицинской помощи.

Литература:

  1. Riccardi V., Kurtz S. Communication and counseling in healthcare // Patient Educ. Couns. 1983. Vol. 64, N 1–3. P. 197–206.
  2. Сильверман Дж, Керц С, Дрейпер Дж, Навыки общения с пациентами. Москва: Гранат, 2018.
  3. Schmid Mast M. et al. How gender and communication style of physicians affect patient satisfaction: the little difference // Praxis. 2004. Vol. 93, N 29–30. P. 1183–1188.
  4. Heritage J., Robinson J. D. The structure of patents’ presenting concerns: physicians’ opening questions // Health Commun. 2006. Vol. 19, N 2. P. 89–102.
  5. Byrne P. S., Long B. E. L. Doctors Talking to Patients. London: Her Majesty’s Stationary Office, 1976
  6. Peterson M. C. et al. Contributions of the history, physical examination and laboratory investigation in making medical diagnoses // West. J. Med. 1992. Vol. 156, N 2. P. 163–165.

Основные термины (генерируются автоматически): пациент, врач, медицинская помощь, навык общения, вид выражения лица, Калгари-Кембриджская модель, лечение, этап.

Это руководство было разработано специалистами медицинского факультета Кембриджского университета и университета канадского города Калгари. Впервые он был опубликован в 1996 году (Jonathan Silverman, Suzanne Kurtz).

В этой модели консультации выделяется пять этапов, последовательно сменяющих друг друга (начало консультации, сбор информации, обзор, объяснение и планирование, завершение консультации). На каждом этапе есть задачи, которые необходимо решить, используя определенные навыки. Также есть два непрерывных процесса, идущих от начала до конца консультации (структурирование, построение доверительных отношений).

НАЧАЛО КОНСУЛЬТАЦИИ

Установление первоначального взаимопонимания

1. Поздоровайтесь с пациентом и назовите его имя

2. Представьтесь пациенту, объясните цель и значение консультации; при необходимости получите согласие

3. Демонстрируйте уважение и интерес, проявляйте заботу о физическом комфорте пациента

Определение причин (причин) консультации

4. Определите проблемы пациента или вопросы, которые пациент хочет решить с соответствующим вводным вопросом (например, «Какие проблемы привели Вас в

больницу?», «Что Вас беспокоит» или «Что бы Вы хотели обсудить сегодня?» или «На какие вопросы Вы надеетесь получить ответ сегодня?»)

5. Внимательно слушайте вводное слово пациента, не перебивая или управляя реакцией пациента

6. Подтвердите список проблем для дальнейшего исследования (например, «это головная боль и усталость; что-нибудь другое……?»)

7. Обсудите повестку дня, учитывая потребности как пациента, так и врача.

СБОР ИНФОРМАЦИИ

Изучение проблем пациента

8. Поощряйте пациента рассказать о проблеме (проблемах) с самого начала до настоящего времени своими словами (уточняя причину для обращения сейчас)

9. Используйте технику открытых и закрытых вопросов, соответствующим образом переходя от открытых вопросов к закрытым

10. Внимательно слушайте, позволяя пациенту завершать утверждение без прерывания и предоставьте пациенту время для размышлений перед ответом или возможность продолжать после паузы

11. Облегчайте вербальный и невербальный ответ пациента, напр. Использование поощрения, молчания, повторения, перефразирования, интерпретации

12. Распознавайте вербальные и невербальные сигналы (язык тела, речь, выражение лица, волнение); проверяйте и признавайте, если уместно.

13. Разъясняйте утверждения пациента, которые непонятны или требуют дополнения (например, «Не могли бы Вы объяснить, что Вы подразумеваете под головокружением»)

14. Периодически подводите итоги, чтобы проверить собственное понимание того, что пациент сказал; поощряйте пациента исправить интерпретацию или предоставить дополнительную информацию.

15. Используйте краткие, легко понятные вопросы и комментарии, избегайте жаргона или адекватно объясняйте

16. Установите даты и последовательность развития событий

17. Активно определяйте и надлежащим образом исследуйте:

  • размышления пациента (т.е. повторные убеждения)
  • беспокойства (т.е. волнение) пациента относительно каждой проблемы
  • ожидания пациента (т.е. цели, какую помощь пациент ожидает по каждой проблеме)
  • воздействие: как каждая проблема влияет на жизнь пациента18. Поощряйте пациента выражать чувство

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ

Создание открытой организации

19. Суммируйте в конце определенной строки запроса для подтверждения понимания прежде чем перейти к следующему разделу

20. Переход от одного раздела к другому с помощью указателей, переходных заявлений; содержит обоснование следующего раздела

Внимание к беседе

21. Постройте коммуникацию в логической последовательности 22. Следите за хронометражем и ведением беседы по заданию

ПОСТРОЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ

Использование соответствующего невербального поведения

23. Демонстрируйте соответствующее невербальное поведение

  • зрительный контакт, выражение лица
  • постановка, положение и движение
  • вокальные сигналы, например. скорость, громкость, тон

24. Если читаете, пишете заметки или пользуется компьютером, то делайте это так, чтобы это не мешало диалогу или общению

25. Демонстрируйте надлежащую уверенность

Развитие взаимопонимания

26. Признавайте правомерность взглядов и чувств пациента; не осуждайте

27. Использует эмпатию, чтобы выразить понимание и оценку чувств пациента или его затруднительного положения; открыто признавайте взгляды и чувства пациента

28. Оказывайте поддержку: выражайте заботу, понимание, готовность помочь; признавайте усилия по преодолению и надлежащему уходу за собой; предлагайте партнерство

29. Деликатно относитесь к неудобным и тревожным темам и физической боли, в том числе, когда это связано с объективным осмотром

Привлечение пациента

30. Делитесь мнениями с пациентом, чтобы привлечь его к участию (например, «Что я думаю, сейчас это…”)

31.Объясните обоснование вопросов или компонентов объективного осмотра, которые могут казаться непоследовательными

32. Во время объективного осмотра объясняйте процесс, спрашивайте разрешения

ПОЯСНЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Предоставление правильного количества и типа информации

33. Блоки и проверки: предоставляйте информацию в управляемых блоках, проверяйте понимание, используйте реакцию пациента как ориентир относительно того, как действовать дальше

34. Оценивайте базовое понимание пациента: выясняйте предварительные знания пациента при предоставлении информации, выявляйте степень желания пациента получать информацию

35. Спрашивайте пациента, какая другая информация была бы полезна, например. этиология, прогноз

36. В соответствующее время давайте пояснения: избегайте советов, информации или успокоения преждевременно

Помощь в точном припоминании и понимании

37. Проводите объяснения: делите на отдельные части, развивайте логическую последовательность

38. Используйте явную категоризацию или обозначение (например, «Есть три важных вещи, которые я хотел бы обсудить. 1-й…” “А теперь перейдем к”)

39. Используйте повторение и обобщение для подкрепления информации.

40. Используйте сжатый, понятный язык, избегайте или объясняйте жаргон

41. Используйте наглядные способы передачи информации: схемы, модели, письменная

информация и инструкции

42. Проверяйте понимание пациентом предоставленной информации (или составленных планов): напр. пригласите пациента пересказать своими словами; уточняйте по необходимости

Достижение общего понимания: учет точки зрения пациента

43. Связывайте пояснения со структурой заболевания пациента: с ранее выявленными мнениями, беспокойствами и ожиданиями

44. Предоставляйте возможности и поощряйте пациента вносить вклад: просите спрашивать, искать разъяснения или выражать сомнения; реагируйте должным образом

45. Распознавайте вербальные и невербальные знаки, например. потребность пациента внести свой вклад в информацию или задавать вопросы, перегрузки информации, страдания

46. ​​Выявляйте убеждения, реакции и чувства пациента относительно предоставленной информации, использованных терминов; признавайте и обращайтесь по необходимости

Планирование: совместное принятие решений

47. Делитесь собственными соображениями, когда это уместно: мысли, процессы мышления, дилеммы

48. Привлекайте пациента, предоставляя предложения, а не директивы

49. Поощряйте пациента выражать свои мысли: идеи, предложения и предпочтения

50. Обсуждайте взаимоприемлемый план

51. Предлагайте выбор: поощряйте пациента делать выбор и принимать решения на уровне, что они желают

52. Проверяйте пациента, соглашается ли на планы, решены ли проблемы

ЗАКРЫТИЕ СЕССИИ

Перспективное планирование

53. Соглашение с пациентом о дальнейших действиях пациента и врача

54. Сети безопасности, объяснение возможных неожиданных результатов, что делать, если план не сработает, когда и как обращаться за помощью

Обеспечение соответствующего момента завершения

55. Кратко подведите итоги сессии и объясните план ухода

56. Окончательная проверка, соглашается ли пациент с планом и он его устраивает, спросите, есть ли исправления, вопросы или другие вопросы для обсуждения.

ВАРИАНТЫ ПОЯСНЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ (включает содержание)

Обсуждение исследований и процедур

57. Предоставляйте четкую информацию о процедурах, например, что может почувствовать пациент, как пациент будет проинформирован о результатах

58. Связывайте процедуры с планом лечения: значение, цель

59. Поощряйте вопросы и обсуждение потенциальных тревог или негативных последствий

Обсуждение мнения и значимости проблемы

60. Высказывайте мнение о происходящем и называйте, если это возможно

61. Раскрывайте обоснование мнения

62. Объясните причинно-следственную связь, серьезность, ожидаемый результат, кратко- и долгосрочные последствия

63. Вызовите убеждение, реакцию, беспокойство пациента

Обсудите совместный план действий

64. Обсуждайте варианты, например, наблюдение, обследование, медикаменты или хирургическое вмешательство, немедикаментозное лечение (физиотерапия, вспомогательные средства при ходьбе, приём жидкости, консультирование, профилактические мероприятия)

65. Предоставляйте информацию о предложенных действиях или лечении. Назовите шаги, как это работает, выгоды и преимущества, возможные побочные эффекты

66. Получайте информацию о представлении пациента о необходимости действия, предполагаемых преимуществах, барьерах, мотивации.

67. Принимайте взгляды пациента, при необходимости отстаивайте альтернативную точку зрения

68. Выявляйте реакцию пациента и беспокойство по поводу планов и лечения, в том числе приемлемость

69. Учитывайте образ жизни, убеждения, культурное происхождение и способности пациента

70. Поощряйте пациента участвовать в реализации планов, брать на себя ответственность и быть самостоятельным

71. Спрашивайте о системах поддержки пациентов, обсуждайте другую доступную поддержку

Источники:

  1. Kurtz SM, Silverman JD, Draper J (1998) Teaching and Learning Communication Skills in Medicine. Radcliffe Medical Press (Oxford)
  2. Silverman JD, Kurtz SM, Draper J (1998) Skills for Communicating with Patients. Radcliffe Medical Press (Oxford)

Зарегистрируйтесь на нашем сайте прямо сейчас, чтобы иметь доступ к большему количеству обучающих материалов!

Подписаться на наши страницы:

Обследование пациента при подозрении на неходжкинскую лимфому – рекомендации OSCE

Начало консультации Вымойте руки и наденьте СИЗ, если это необходимо Представьтесь пациенту, указав свое имя…

Диагностические критерии множественной миеломы – Онлайн калькулятор

Для оценки диагностических критериев множественной миеломы необходимо выбрать соответствующие критерии: Клональные плазматические…

Пересмотренная международная система стадирования множественной миеломы (R-ISS) – Онлайн калькулятор

Пересмотренная международная система стадирования множественной миеломы (R-ISS) – Онлайн калькулятор – инструмент прогнозирования для пациентов…

Международная система стадирования множественной миеломы (ISS) – Онлайн калькулятор

Международная система стадирования множественной миеломы (ISS) прогнозирует тяжесть множественной миеломы на основе обычно получаемых лабораторных…

Шкала SAVED для стратификации риска ВТЭ

Шкала SAVED для стратификации риска венозной тромбоэмболии у пациентов с множественной миеломой, получающих иммуномодуляторы. ПеременнаяБаллыОперативное…

Шкала IMPEDE для стратификации риска ВТЭ

Шкала IMPEDE для стратификации риска венозной тромбоэмболии у пациентов с множественной миеломой, получающих иммуномодуляторы. Индивидуальные…

Калгари-Кембриджская модель: сбор анамнеза.

О том, что представляет из себя Калгари-Кембриджская модель и каковы её преимущества, уже была статья на нашем сайте. Рекомендуем сперва прочесть её, чтобы лучше понимать, о чём пойдёт речь в этой статье, потому что мы неоднократно будем ссылаться на факты из первой.

Вспомним схему Калгари-Кембриджской модели:


В предыдущей статье мы также обсуждали первый её этап – начало консультации. Настало время поговорить про сбор анамнеза (информации)!

Задачи этапа сбора информации (анамнеза)

Что первое приходит в голову при мысли о сборе анамнеза? Выяснение жалоб и общих целей консультации – не совсем верный ответ. Эти шаги в большей степени относятся к началу консультации.

На этапе сбора анамнеза врач должен преследовать две ключевые цели:

  • Выяснение условий, предшествующих заболеванию.
  • Прояснение истории проживания пациентом болезни.


«Анамнез предоставляет 60-80% всех необходимых для диагноза данных».

Исследование амбулаторных больных (Hampton et al., Sandler, 1980; Kassier, 1983, Peterson et al., 1992)


Поэтому описать этап сбора информации в общем случае можно следующими задачами:

  • Получить максимум важной информации о пациенте.
  • Начать принятие клинических решений.
  • Подготовиться к эффективному объяснению.
  • Продолжить выстраивать отношения (продолжение первого этапа консультации).
  • Структурировать приём.

Как прийти к нужному результату по всем поставленным задачам? Давайте начнём с вечной классики.

4 принципа Гиппократа

Отец врачебной этики заложил 4 основополагающих для любого врача принципа ещё до нашей эры. Уже тогда Гиппократ понимал, как важна во врачевании эффективная коммуникация с пациентом. В современных формулировках эти 4 принципа можно выразить так:

  1. Изучать всё, что касается больного.
  2. Выстраивать доверительные отношения с пациентом.
  3. Рассматривать объективные и субъективные симптомы заболевания комплексно.
  4. Рассматривать больного и болезнь в совокупности.

Но сложности с интеграцией в практику таких очевидных на первый взгляд аспектов возникают у каждого первого специалиста. А виноват в этом, как и прежде, простой и понятный, но неизбежный человеческий фактор.

Когнитивные ошибки в медицине

Не будем забывать о том, что врач – тоже человек, и ему присущи все те же когнитивные ошибки и искажения, что и его пациентам. Однако умение их отслеживать и корректировать в случае врача может привести к гораздо более осознанной и профессиональной работе.

Про когнитивные искажения в медицине можно написать ещё несколько десятков статей, но мы советуем обратить внимание на 3 ключевые ошибки, которые нередко становятся серьёзными блоками во врачебной практике:

  • Как только вы сформировали мнение о ситуации, появляется соблазн замечать в словах пациента только то, что будет подтверждать теорию, и игнорировать опровержения.
  • Недооценка влияния внешних факторов на причины проблем пациента в сравнении с его личностью: «Лишний вес? Всё понятно: все проблемы от переедания».
  • Фокусировка на первых словах пациента и игнорирование последующей информации.

Чтобы выбраться из зеркального лабиринта когнитивных ошибок, нужно хорошо понимать, «куда смотреть» и к чему прислушиваться.

Если с описанием болезни в терминах симптомов, данных анализов и медицинской истории врачи работать привыкли, то такому важному аспекту, как опыт болезни, уделяется незаслуженно мало внимания. А он, часто тая в себе множество критически важной для диагностики информации, не может быть изучен иначе, кроме как в разговоре на консультации.

Опыт болезни

Опыт болезни может быть описан моделью ICE:

  • Ideas = мысли, представления
  • Concerns = тревоги
  • Expectations = ожидания

Исследовать опыт болезни с точки зрения каждого из трех аспектов модели ICE нельзя без проявления ключевого коммуникативного навыка – эмпатии. Причем эмпатии двух видов: эмоциональной – «я понимаю, что вы чувствуете» – и когнитивной – «я понимаю ход ваших мыслей».

Эмпатия позволит поставить себя на место пациента и рассмотреть его как человека со своей историей, проблемами и страхами, с которыми нам необходимо будет работать, а не как набор симптомов, которые в отрыве от опыта проживания болезни могут оказаться неинформативными или вовсе ложными.


Тем, кто читал первую статью по Калгари-Кембриджской модели, уже могло стать очевидным наше желание привести читателя к НЕОБХОДИМОСТИ использования открытых вопросов на консультации.

Напомним: несколькими исследованиями доказано, что время приёма сокращается, когда мы даём пациенту высказаться. И что ещё более важно – из его монолога мы узнаём значительно больше важных деталей.

Внутренняя картина болезни

Чтобы понять, как построить диалог, обратитесь к эмпатии и определите, что нужно спросить у пациента, чтобы ответить себе на вопросы:

  • Какова его ситуация?
  • Что для него важно?
  • Какие вопросы его интересуют?
  • Какая медицинская информация ему необходима?

Сопровождая монолог пациента своим активным слушанием, вы сможете наблюдать его внутреннюю картину болезни:

  • Чувства (обычно выражаются в жалобах).
  • Эмоции (страх, тревога и тд.)
  • Интеллект (представления и знания о болезни, ожидаемый результат лечения).
  • Мотивация (деятельность по возвращению и сохранению здоровья).

Ваша задача – изучить эту картину как можно более подробно, и тогда вы с гораздо более высокой долей вероятности получите важные для диагностики сведения.


«Амбулаторные пациенты, которые не смогли поделиться своими пожеланиями, достигали меньшего контроля симптомов».

(Bell et al., 2002)



«Выявлена связь между выражением пациентами своих опасений и ожиданий и уменьшением количества прописанных ЛС».

(Matthys et al., 2009)


Воронка вопросов

Чтобы привести всё вышеописанное к некоторой наглядной структуре, которую легко и органично можно интегрировать в свою практику, воспользуемся известными уже десятки лет «Воронкой вопросов» и алгоритмом «Активного слушания».

Скачать чек-лист по сбору анамнеза

Используя эти алгоритмы, на первых этапах можно выстроить упрощённую, но понятную модель проведения этапа сбора информации, которая в процессе практики будет дополняться с учётом новых знаний и наблюдений, а также ваших индивидуальных особенностей как личности и специалиста.

Запомнить и применять

  • Не бойтесь открытых вопросов.
  • Внимательно слушайте.
  • Отслеживайте и корректируйте свои когнитивные ошибки.
  • Проявляйте эмпатию эмоциональную и когнитивную.
  • Отслеживайте и отвечайте на невербальные сигналы.


Узнать подробнее о Калгари-Кембриджской модели, интегрировать все её механизмы правильно и повысить свой профессиональный уровень ведения консультации можно на нашем курсе.

Он включает 5 модулей, в которых подробно рассматриваются все этапы ККМ, и помогает внедрить её в рабочий процесс постепенно, без стресса в первую очередь для врача.

Ознакомиться со структурой и темами курса подробнее, а также записаться можно по ссылке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда в пансионате
  • Стронгхолд для собак крупных пород инструкция по применению
  • Должностная инструкция бригадира полеводческой бригады в сельском хозяйстве
  • Инструкция по охране труда для администратора стоматологии
  • Хорионический гонадотропин 1000 инструкция по применению для мужчин